Ленин значения личности в истории. Библиотека Ульяновых


Департамент образования города Москвы

"Роль личности в истории. В.И. Ленин"

Москва 2008

План

1. Исторические условия, повлиявшие на формирование характера Ленина

2. Интересы какого слоя, социальной группы он выражал

3. Краткие сведения о жизненном пути В.И. Ленина

4. Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения

5. Способы и средства достижения цели

6. Результаты деятельности Ленина

7. Оценка личности Ленина

1. Конец 19 начало 20 века был временем мучительного поиска Россией своего места в мировой цивилизации. Новые задачи, вставшие перед страной, ровно, как и новые явления в экономической, политической, духовной жизни настоятельно требовали перемен в существовавшем политическом строе.

В стране отсутствовали свободы. Первые политические партии находились в нелегальном положении. Даже экономически крепнувшая день ото дня российская буржуазия не имела не только власти, но и каких либо политических прав.

Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью встал выбор - либо пойти на реформирование политической системы, её модернизацию, адекватную требованиям времени, либо не чего не менять, что грозило насильственной ликвидации самодержавия.

Это время породило много революционно настроенных деятелей.

Выдающимися представителями марксистского течения в России был В.И. Ленин.

Становлению Ленина как марксиста способствовало обострение классовых противоречий в России на базе бурного развития капитализма, рост рабочего движения, дальнейшее расслоение крестьянства, кризис народничества, завоевание марксистской идеологией господствующего положения в западноевропейском рабочем движении, начало распространения её в нашей стране и первые попытки применения марксизма к российской деятельности, сделанные группой «Освобождение труда».

В дальнейшем мы можем говорить о марксизме-ленинизме или о ленинизме как о наиболее радикальном течении в марксизме.

2. Развивая марксизм, Ленин оставался на позиции установления диктатуры пролетариата, ядром которой должна была стать коммунистическая партия. В программе РСДРП было записано: «Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров».

В реализации своих планов построения «идеального» общества Ленин опирался на рабочих. Хотя крестьянство и оставалось в России еще наиболее многочисленным слоем населения, но рабочие были наиболее образованны и самое главное они были оторваны от земли, им «не чего было терять, кроме своих цепей». Большая работа по агитации проводилась и среди военных, Ленин понимал, что без поддержки армии революция обречена на провал.

Народные массы, не вдаваясь в идеологические тонкости, готовы были пойти за любой политической силой, твердо пообещавшей им мир и землю. Именно это и обещала партия во главе с Лениным. При этом русский народ значительно облегчил большевикам задачу завоевания политической власти, создав весьма специфические органы народного представительства, не имеющие аналогов и западной политической культуре - Советы.

3. Вся жизнь Ленина тесно связана с событиями, происходившими в России в конце 19 начале 20-го века.

1887 г. - блестяще окончил гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета

1888 года вступает в один из марксистских кружков Федосеева. Здесь он усиленно изучает произведения К. Маркса и Ф. Энгельса и безоговорочно становится на позиции марксизма.

1891 сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, работал в г. Самаре помощником присяжного поверенного.

1893 переехал в Петербург и через два года объединил разрозненные петербургские марксистские и рабочие кружки «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

1895 арестован и 1897 сослан в Сибирь (с. Шушенское).

1900 г. Ленин выехал за границу, где совместно с Г.В.Плехановым начал издавать газету «Искра», разрабатывать идейные и организационные основы будущей большевистской партии (работы «Что делать» 1902; «Шаг вперед, два шага назад» 1904), окончательное оформление которой произошло на втором съезде РСДРП в 1903г.

В ноябре 1905 Ленин вернулся в Россию, принимал участие в революции 1905-1907 , участвовал в работе 4-го(1906) и 5-го (1907) съездов большевиков. После поражения революции эмигрировал вторично. Жил во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Во время первой мировой войны выступал за поражение царского правительства, выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую.

После победы Февральской революции Ленин 3.04.1917приехал в Петроград и выдвинул два лозунга: «Никакой поддержки Временному равительству» и «Вся власть Советам!» («Апрельские тезисы»). В ночь с 24 на 25 октября руководил вооруженным восстанием, после победы которого возглавил первое Советское правительство (до 1924). 3.03.1918 по предложению Ленина был подписан Брестский мирный договор с Германией, давший возможность приступить к государственному строительству и борьбе с внутренней контрреволюцией (Гражданская война и «красный террор»). 11.03.1918 столица Советской России была перенесена в Москву.

30.08.1918 Ленин был тяжело ранен эсеркой Ф.Каплан; отправившись от ранения, вновь вернулся к активной политической и государственной деятельности: осенью 1918 возглавил Совет обороны (с 1920 Совет труда и обороны), был инициатором создания Коммунистической Интернационала (1919), разработал план строительства социализма, предусматривавший индустриализацию страны, кооперацию крестянства, культурную революцию; одобрил проект электрификации (ГОЭЛРО) и содействовал его осуществлению.

1921 выступил с инициативой перехода к новой экономической политике.

1922 объединение республик бывших территорий Российской империи.

1923 Ленин стал Председателем СНК СССР.

21.01.1924 Ленин скончался в Горках под Москвой.

4. В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы. Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом.

Важную роль в его духовном развитии сыграла его семья. Его родители принадлежали к интеллигенции. Отец - Илья Николаевич Ульянов - директор народных училищ губернии, видел свой долг в служении народу. Мать - Мария Александровна - была образованной, высококультурной женщиной, целиком посвятившей себя воспитанию шестерых детей, которые все (за исключением рано умершей Ольги) стали революционерами. Под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с бесправием и нищетой трудящихся Ленин уже в старших классах гимназии был настроен революционно.

Казнь в 1887 году старшего брата Александра за участие в подготовке покушения на царя заставила Владимира Ильича глубоко задуматься о путях борьбы с самодержавием.

Теоретическая и практическая деятельность Ленина была направлена на создание марксистской партии в России, свержению самодержавия и установление диктатуры пролетариата, и как конечная цель - построение коммунистического общества по принципу «от каждого по способности каждому по потребности».

5. Он добивался своих целей всевозможными способами, такими как: пропаганда, публичные выступления, агитация, издание революционных газет, написание статей и книг, участие и создание политических партий и т.п. Находясь в ссылках, эмиграции и тюрьмах он пишет много трудов по развитию марксистских идей в условиях России. В этих трудах он писал о задачах, стоящих перед партией и народом, рассматривал пути достижения поставленной перед революционерами цели. Ленинская партия призывала рабочих к борьбе за свои права.

После февральской революции Ленин начал широкую компанию дискредитации Временного правительства. Свою политику мирного перехода к власти Ленин изложил в «Апрельских тезисах».Но действия развивались так стремительно, что в августе было принято решение об изменении тактики большевиков и переходу к вооруженному захвату власти.

6. И как результат революционной деятельности 25 октября 1917 года большевики приходят к власти, и Ленин становится главой первого в мире социалистического государства. Глава государства подписывает декреты о мире, о земле, о власти.

Вся дальнейшая деятельность Ленина на посту главы государства была направлена на восстановление разрушенного после войны народного хозяйство, на ликвидацию безграмотности населения и на борьбу с «врагами» революции.

Одним из важнейших событий во время правления Ленина стало объединение 1922 году советских республик в единое государство - СССР.

В работах Ленина можно отметить, во-первых, дальнейшую разработку марксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера.

7. Ленинизм является предметом острых споров и дискуссий. Объектом критического анализа становятся не только теоретические воззрения Ленина, но и реальная политика, осуществлявшаяся под его руководством.

По-моему, оценить Ленина со знаком «+» или «-» невозможно. Еще 20 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки мы придерживаясь большевистских правил «разрушить все до основания» начали подвергать критике все, что происходило в стране в течении 70 лет в том числе и Ленина, как неотъемлемой части коммунистической партии, возведенной в ранг идола. Россия славится своими крайностями, хотя известно к чему приводит разрыв с прошлым. Однако, бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идей и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 70 лет определило дальнейший ход истории России, да и наверно оказало влияние на историю всего мира. Нельзя однозначно оценить деятельность Ленина, например, с одной стороны в 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и началось строительство школ, а с другой стороны в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых и философов. На фоне создания социальной защиты населения жесточайшая цензура и диктатура правящей партии.

Возможно через какое-то время, когда улягутся страсти по поводу критики советского времени, люди более беспристрастно оценят данную личность по документам и хронологии событий.

Список литературы

История России в лицах; Биографические словари / под ред. В.В. Каргалова - М.: Русское слово, Русское историческое общество, 1997.

История России 20 век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «Просвещение», Москва 1996 г.

Курс лекций по истории КПСС, Военное издательство мин. Обороны СССР, Москва 1969 г.

Краткая история СССР. Под ред. Н.Е. Носова. «Наука», Ленинград 1978 г.

Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие / под ред. Г.В. Осипова, Л. Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996.

Человек и общество. Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2001.

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и политической деятельности В.И. Ульянова (Ленина). Исторические условия, повлиявшие на формирование характера. Заграничная деятельность, создание РСДРП. Ленин во главе правительства. Оценка личности В.И. Ленина.

    презентация , добавлен 25.10.2013

    Исследование результатов революционной деятельности 1917 года. Изучение личности Владимира Ильича Ульянова, его теоретического наследия и практической деятельности. Жизненные цели и мотивы поведения вождя. Ленин в современной российской историографии.

    реферат , добавлен 26.04.2015

    Становление личности Владимира Ильича Ленина, детство и молодые годы, формирование политических взглядов. Политическая деятельность Владимира Ильича Ленина. Основные вехи жизни В. И. Ленина. Историческое значение деятельности В.И. Ленина для России.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Детство, образование и воспитание В.И. Ленина, его характер и юношеские взгляды. Годы, проведенные в Казанском университете. Начало революционной деятельности: марксистские кружки. Ленин и образование РСДРП. Участие Ленина в работе II съезда РСДРП.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Формирование революционных взглядов, знакомство с марксизмом. Создание и первые съезды РСДРП. Начало эмиграций Ленина. "Кровавое" воскресение, первая революция в России. Иностранная военная интервенция. Последние годы политической деятельности Ленина.

    реферат , добавлен 19.03.2011

    Развитие борьбы пролетариата и деятельность марксистских организаций в России в конце XIX в. как предпосылка революции. Формирование революционных взглядов Ульянова (Ленина), подпольная работа в Казани. Начало его деятельности, роль в создании РСДРП.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2010

    Основные библиографические моменты организатора Коммунистической партии Советского Союза Владимира Ильича Ленина. Особенности философских воззрений, политической экономии и научного коммунизма в марксизме и ленинизме. Анализ основных работ В. И. Ленина.

    реферат , добавлен 08.12.2008

    Основы идеологии выдающегося политического и государственного деятеля, основателя коммунистической партии и советского государства В. Ленина. Его подготовка к вооруженному восстанию, переориентация политического курса большевиков. Декреты В.И. Ленина.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2012

    Ознакомление с краткой биографией Владимира Ильича Ленина; оценка деятельности вождя мирового пролетариата на политической арене. Содержание аграрной и либеральной политики большевиков. Смысл и сущность красного террора. Итоги Октябрьской революции.

    реферат , добавлен 27.10.2011

    История жизни Владимира Ильича Ленина. Основные гипотезы причин болезни и смерти Улянова-Ленина. Анализ протокола патологоанатомического исследования (вскрытия). Факты, фальсификации, расследования. Дальнейшая судьба тела вождя. Теория гениальности.

Владимир Ленин (настоящая фамилия Ульянов) родился в 1870 г. в Симбирске в семье инспектора народных училищ. В 1879-1887 гг. Владимир учился в гимназии и окончил ее с золотой медалью. Александр Ульянов, старший сын в семье, был активным революционером-народовольцем и образцом для подражания младшему брату. В 1887 г. Александр был казнен за подготовку покушения на жизнь императора Александра III. В этом же году В.И. Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета, но вскоре был отчислен без права восстановления за участие в деятельности нелегального кружка Богораза.

В 1891 г. В. Ульянов экстерном окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В это же время он работает над своей первой книгой «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В 1895 г. Ульянов-Ленин принимает активное участие в создании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За эту деятельность В.И. Ленин был сослан на три года в село Шушенское Енисейской губернии. В 1900 г. он вынужден был уехать в Западную Европу, где издавал первую общерусскую нелегальную марксистскую газету «Искра».

В 1903 г. на II съезде российских социал-демократов в результате раскола на меньшевиков и большевиков В.И. Ленин возглавил «большинство», создав затем большевистскую партию.

Во время первой русской революции 1905-1907 гг. он нелегально жил в Петербурге, координируя действия левых сил. В 1907 г. Ленину повторно пришлось выехать из России на этот раз на 10 лет. В годы Первой мировой войны он выдвинул идею поражения национального правительства, которое при реализации в масштабах всей Европы непременно должно было привести к победе социалистической революции и рабочего класса.

С апреля 1917 г. в Петрограде В.И. Ленин становится одним из главных организаторов и руководителей Октябрьского вооруженного восстания и установления власти Советов. По его личному распоряжению 31 октября и 2 ноября 1917 г. в Москву из Петрограда были направлены отряды моряков, солдат и красногвардейцев, которые обеспечили переход власти к Советам в Москве. 25 октября 1917 г. правительство было свергнуто и власть в центральных районах страны перешла в руки большевиков. Вплоть до 1922 г. Ленин являлся руководителем большевистских сил в Гражданской войне.

Придя к власти, большевики во главе с В.И. Лениным создали новый тип государства, целью которого было стимулировать скорейшее свершение мировой социалистической революции. В отличие от европейского крыла социал-демократии большевики отличались радикализмом и отвергли возможность реформирования капитализма.

Ленин обладал широким кругозором и колоссальным багажом знаний во многих областях знаний, в том числе, и в экономике. Он разработал и попытался реализовать политику военного коммунизма, а после осознания ее несостоятельности предложил новую экономическую политику, которая благоприятно сказалась на развитии страны Советов.

В 1922 г. после покушения Розы Каплан и ранения, Ленина тяжело болел и отошел от активной политической деятельности. С мая 1923 г. из-за резкого ухудшения состояния здоровья он проживал на государственной даче Горки (ныне Музей-заповедник). Последний раз Владимир Ильич был в Москве 18-19 октября 1923 г. Умер он в 1924 г. в Горках, под Москвой.

Народы осознают своих великих людей медленно, противоречиво, падая то в одну крайность, то в другую. Наполеон отметил, что любое дело человек низводит до своего уровня. Те, кто ниже великого человека, не могут охватить его полностью, схватывают лишь его отдельные стороны. При этом, часто анализируется не сама деятельность человека, а выводится его грубая поверхностная оценка в смысле «хороший», или «плохой» и под этот выбор подверстываются, подбираются и даже искажаются затем соответствующие доводы. Причем, такую оценочную деятельность проводят, споря между собой, так называемые, мыслящие, передовые, задающие тон умы. Остальные граждане, не имеющие ни времени, ни опыта судить самостоятельно, как лакеи чужой мысли лишь слепо следуют за своими коноводами. Через эту процедуру прошли многие великие имена. Спиноза, Гегель, Маркс, Наполеон и т.д.
Тоже происходит с Лениным. Семьдесят лет в нашей стране его восхваляли, поднимая все выше, теперь, вот уже двадцать пять лет, осуждают.
По отношению к революциям и их руководящим деятелям эти колебания имеют более четко выраженную закономерность. Такой зигзаг обусловлен более весомыми причинами, чем субъективные ошибки коноводов. Разрушать старый мир гораздо легче, чем организовать новый. Пока руководители революции крушили ненавистный феодальный порядок, они пользовались симпатиями большинства народа. Когда же на руинах старого пришлось возводить прекрасное новое, отсутствие необходимого социального мастерства привело к путанице, неудачам и завело ситуацию в тупик. Тогда народное мнение переменилось, его симпатии направились в противоположную сторону. Победила контрреволюция, произошла реставрация, вплоть до старых титулов и летоисчисления. Наконец, невозможность жить по-старому – с одной стороны, более реальное представление о том, каким должно быть новое – с другой, внесло следующую корректировку в оценку происходящего, сделало ее более адекватной. Аналогичный путь в более-менее выраженной форме проделали все буржуазные революции.
Такой же «кувырок» мы проделываем, осмысливая большевистскую Октябрьскую революцию. Но развитие национального сознания здесь затрудняется тем, что на противоречивое осмысление Октября положилось столь же противоречивое осмысление антикоммунистической Ельцинской революции, которая по отношению к Октябрю выступила как контрреволюция, реставрация дикого капитализма. Притом, зигзаг относительно Ельцинской революции – всеобщая эйфория.

В советское время Ленина боготворили, затем стали говорить о нем только отрицательное. Так было и с другими - со Спинозой, когда его третировали как «мертвую собаку», с Гегелем… Наполеона французы поднимали и опускали несколько раз. Французы свою революцию и ее деятелей сначала прославляли, затем проклинали, и только после этого вышли на взвешенную оценку: эпоху террора осуждают, взятие Бастилии празднуют. Такой зигзаг проделали англичане и другие народы. Мы тоже Октябрьскую революцию семьдесят лет славили, теперь осуждаем.
Чтобы и нам покончить с этой фазой нашего развития, и перейти к беспристрастной оценке, необходимо критически проанализировать предъявляемые Ленину и революции обвинения. Ленина обвиняют в том, что он увлек страну на ненужный социальный эксперимент, который обернулся неисчислимыми страданиями и отклонением от магистрального пути развития человечества. Затем, по утверждению В. Жириновского, Ленин виноват в распаде СССР. Дескать, если бы он не образовал национальные республики, а сохранил губернии, страна не распалась бы.
Ленин сформулировал общий путь познания: «От созерцания – к абстракции, и от нее – к практике». Если бы Жириновский воспользовался этим законом и начал с созерцания исторических фактов, то не повторял бы своей ошибки 20 лет кряду. Польские восстания происходили при губернском делении, и именно они заставили царя обсуждать вопрос о предоставлении автономии полякам и финнам. Сегодня за национальную независимость борются курды, тибетцы, другие народы, не имеющие национально-административных образований.
Еще больше помогло бы Жириновскому обращение к абстракции. Марксизм имеет общую теорию национального вопроса, и ее следует рассматривать здесь в первую очередь. Уже потому, что и на суде истории необходимо учитывать аргументацию не только обвинителей, но и обвиняемых. Согласно марксизму, национальное поведение в нашу эпоху развиваются вместе с развитием капитализма. Маркс разъясняет это на примере Индии. Когда туда пришли англичане, ее экономический уклад представлял собой замкнутые сельские общины, национальное чувство у индусов отсутствовало, кому платить налог, им было все равно. Это дало англичанам возможность обирать индусов руками нанятых индусов же. Но Маркс предсказывал, что англичане невольно привнесут в Индию капитализм, он покончит с разобщенностью, создаст новые хозяйственные связи и соответствующее им сознание, которое приведет к национально-освободительной борьбе и независимости. Также, по той же причине, должно было произойти и с другими колониями. Последовавшая затем историческая практика, которая согласно марксизму (и здравому смыслу) есть критерий истины, подтвердила эту теорию Маркса стопроцентно.
По этой причине распался и СССР. Реставрация капитализма в нашей стране пробудила национализм окраин и их выход из Союза. Либералы, в связи с этим, говорят: «Кто не жалеет о распаде Союза – у того нет сердца; кто не видит неизбежности этого – у того нет ума». На самом деле ума не оказалось у либералов. Это становится ясно при анализе действительной роли Ленина в нашей истории.
Те, кто делает Ленина виновником революции, считают, похоже, что он обращался с историей, как горшечник с куском глины. Марксизм, выявив общие свойства революций, обратил внимание, что хотя революция приходит неизбежно по экономическим причинам, но предсказать точно ее начало также невозможно, как день, когда весной побегут первые ручьи. Революция наступает «словно на голову обрушивается дом» (Маркс). За несколько месяцев перед Февралем 17-го, Ленин говорил: «Мы, старики, до русской революции может и не доживем». О внезапности антисоветской революции пишет Г. Попов.
Своеобразие Российской империи было в том, что национально-освободительное движение колоний совпало в ней с буржуазной революцией. Россия этого двойного потрясения не вынесла бы. С отстранением царя, государственная система распалась настолько, что не нашлось ни одной буржуазной партии, готовой взять власть. «Есть такая партия!» - ответил на это заявление Ленин. И сформулировал выход, который даже Плеханов назвал бредом. Взыгравший буржуазный национализм Ленин заменил пролетарским интернационализмом; надвигающуюся нескончаемую межнациональную бойню – гораздо менее кровопролитной классовой гражданской войной; разрушившую экономику буржуазную революцию – победоносной социалистической. Ленин разъяснял, что диалектика истории усложнила абстрактную схему исторического развития неожиданными комбинациями; предлагаемый им скачек к социализму есть сверхусилие, парадоксальный, но в то же единственно возможный, в сложившейся ситуации, шанс России выйти из безвыходного, катастрофического положения. Жизнь заставила согласиться с Лениным. Национализм окраин был подавлен, страна не распалась. Отсоединились, притом, мирно, только более развитые капиталистически, прилагающие к Европе Польша, Финляндия, Прибалтика.
Ленин спас нас и сегодня. Маркс разъяснял, что переход к мировому социализму будет идти с поражениями, возвращениями назад. Поражение Октября теоретически было тем более вероятным, что Россия оказалась вынужденной перескакивать к социализму, минуя полный цикл капиталистического развития. Чтобы вновь выдвинувшийся в этом случае национальный эгоизм не устроил межнациональной бойни, как раз и были проведены межреспубликанские границы с правом свободного выхода. И когда откат назад действительно произошел, начавшееся с группового и кланового, эгоистическое противостояние дошло до межнационального, бывшие союзные республики разошлись мирно. Там же, где права на отделение не было, возродившийся буржуазный дух, вопреки рецепту Жириновского, совершил кровопролития: в Югославии, Чечне, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье.
Еще два раза мы спаслись за счет выполнения намеченного Лениным плана. Сталин буквально уперся на ленинском плане, отстоял его, провел в жизнь. Индустриализация произошла в немыслимо короткий срок, и фашистский агрессор был разгромлен. Дальнейшее развитие по этому плану позволило овладеть ядерным оружием. Учитывая, как «справедливо», «свободно» и «плюралистично» западные СМИ освещали Южно-осетинский конфликт, вовсе не исключено, что без ядерного щита нас бомбили бы как Югославию.
Теперь относительно большевистского насилия.
Да, индустриализация шла с насилием, репрессиями, в муках. Большевикам приписывают чуть ли не геноцид. На самом деле, еще Маркс определил: осуществлять экономически необходимую коллективизацию крестьянства следует методом убеждения - за счет снабжения тракторами и другими плодами индустриализации. Ленин с полной ясностью проводил эту линию. Но поражение начавшихся было социалистических революций в Европе, создало ситуацию, потребовавшую для нашего самосохранения снова совершить огромное национальное усилие. А оно без насилия не бывает. С экономической точки зрения, труд беспаспортных крестьян, сдающих хлеб государству, был крепостническим; труд ГУЛАГа - рабским. Однако, капиталистическая индустриализация (она осуществлялась тоже за счет крестьянства - другого трудящегося класса и тогда не было) проводилась куда более бесчеловечными методами: крестьян с земли насильно вытеснили овцами, обрекали на голодную смерть. А индустрию развивали за счет рабства негров и охоты за скальпами краснокожих. Насилие было экономической необходимостью. В крепостной России мужиков и солдат били палками, баб, стариков и детей – розгами. В острые моменты истории насилие становилось еще бесчеловечнее. Например, Минин и Пожарский продавали в рабство жен и детей тех, кто не мог внести деньги для содержания ополчения. Вплоть до настоящего времени политикам приходится выбирать меньше из зол. Полное очеловечивание человечества будет достигнуто только за счет роста производительности труда. Продиктованное необходимостью большевистское насилие было, в общем и целом, осознанным отчаянным рывком в эту гуманную сторону. Поэтому, лучше будет, если мы задумаемся также и над тем, что было бы с нами, с Россией без индустриализации.
Небывалым мастером такого научного управления социальными процессами, явился Ленин. Зрелая наука, например, современная физика, воплощая единство теории и практики, практической своей стороной завоевывает все новые, небывалые горизонты технического прогресса, а, с другой стороны, синхронно этому, - расширяет и углубляет свою, генетически вырастающую из единого фундаментального начала, стройную теоретическую систему. Также и Ленин каждый новый тактический шаг, каждое политическое событие, каждое общественное явление рассматривает (как можно видеть на примере любой его статьи) в тесной связи с общими основами марксизма; решая конкретные задачи революционной практики, одновременно развивает, дополняет и уточняет учение в целом. Еще до него социалисты обосновали историческую необходимость монополизма, управления всем общественным хозяйством «из единой конторы». Ленин анализировал то, как, под действием материальных интересов, стихийно движутся к этому, переживая непредвиденные комбинации, различные общественные группировки, то, в какой последовательности они изживают свои иллюзии и догмы. Он постоянно уточнял технологическую цепочку совершающегося процесса, соответственно каждой его стадии определял эффективную тактическую позицию. Научно оценивал значение едва наметившихся новых общественных форм (например, советов). Выявлял решающее на данный момент «главное звено», за которое нужно схватиться всеми силами («если бы мы по основному вопросу гражданской войны допустили колебания хотя бы на одну десятую, мы были бы биты и биты поделом»). Дав полученному выводу научное обоснование, шел против большинства народа («оборонничество»), против большинства партии (Брестский мир), правильно выбирал момент действия («сегодня рано, послезавтра поздно»). В итоге научного управления социальной стихией, Ленин избавил нас от гибельных этапов национальной судьбы, поистине фантастически ускорил ход всей мировой истории. Без Ленина лицо человечества выглядело бы совсем по-иному, большой России давно не было бы. Наполеоны и другие исторические личности, по сравнению с ним далеко внизу.
Ленин – наша национальная гордость. Антипод узколобого зоологического национализма, отмеченные Достоевским основные черты русского менталитета – народность, всемирность, максимализм – он воплощает в полной мере.
Ленинское наследие, пока еще непрочитанное, но в организационной науке, науке господства над историческим процессом объективно занимающее центральное место, тем более призвано помочь человечеству выйти из сегодняшних затруднений.
Станислав Сенченко 2010г

57% блогеров считают, что Ленин оказал положительное влияние на развитие России

Координатор международной экспертной группы Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Гайдпарк опрос по теме «Какую роль сыграл Ленин в истории России?».

Приводим самые интересные комментарии к опросу:

Георгий Андреевский:

Всякий политический деятель действует в определённых обстоятельствах, отведённых ему историей. Перед Лениным стояли простые вопросы: нужен России мир, или нет? Нужно дать крестьянам землю, или нет? Нужно ли продолжать морочить людям голову «божьей волей», «Христом-богом» и пр. Перед ним не стоял вопрос: как в 1918 году повысить урожайность озимых или о договоре с европейским союзом о безвизовом посещении его гражданами РФ. Шла война, на которой погибали миллионы человек. Война, против которой Ленин возражал с самого начала, когда патриоты, попы да бояре орали о том, что они этих колбасников шапками закидают. Теперь их наследники занимаются сплетнями и распространением всякой лжи и мерзости о Ленине. Только зря всё это. Факты вещь упрямая. Лозунг «Превратим войну империалистическую в гражданскую», в этих условиях был единственно правильным. Пора было покончить с властью безответственных личностей, сидевших на шее у народа и прикрывавших свою антинародную политику болтовнёй о патриотизме и православии.

Роберт Верезубов:

Крайне отрицательную роль сыграл Ленин в российской истории. Потому что продал своё отечество немцам. И вместо неизбежной победы получили постыдный Брестский мир. Это позволило возникновение таких личностей, как Гитлер. То есть вина Ленина и его шайки мародёров, также распространяется на Вторую мировую войну. Уже не говоря о разрухе на территории РИ впоследствии гражданской, полное разрушение промышленности, которую потом, как будто построили путём сталинской индустриализации, стоившей миллионы жизней, в основном крестьян. Думающим людям, которые знают исторические факты не по пропагандистским брошюрам КПСС, всё это отлично известно.

Ирина Журавлева:

Это либералы продали своё Отечество американцам, а у Ленина это было вынужденной мерой. И может, хватит уже врать, и переваливать вину за развязывание Гражданской войны с напавших на Советскую Россию «белых» и 14 стран Запада? Без этого нападения не было бы миллионов жертв, и большевики быстро восстановили бы страну, как они это сделали в 20-е годы. А пожелаете повозмущаться тем, что после 1991 года и экономика угроблена, и промышленность, и наука, и миллионы людей раньше их срока легли в могилы?

Дмитрий Сарайкин:

Ленин совершил государственный переворот в октябре 1917 года. Разогнал Учредительное собрание, а затем и Съезд Советов, когда стало ясно, что «большевики» не получили в нём большинства. Заключил позорный для России мир с Германией, уступив огромное количество земель. Установил военный коммунизм, а затем «красный террор» для начала репрессий. Разорил и разрушил церкви, священников перестрелял или отправил в лагеря. Обманул крестьян, не дав им землю. Уничтожил все сильные, а затем и средние крестьянские хозяйства, вызвав, тем самым, лютый голод в стране, крестьянские восстания и гражданскую войну. Только безумец может считать меры предпринятые Лениным положительными для Государства Российского.

Владимир Жарков:

Роль Ильича, на мой взгляд, двойственна. Хоть и не сам порушил Империю, но этому способствовал. Он сумел создать достаточно стройную теорию, благодаря которой страна воспряла из пепла, в которую её толкнули либералы Керенского. Вопреки нынешним «революционерам» — он не был «либерастом» (читай анархистом), а понимал роль государства на современном этапе развития мира.

Владислав Кирьянов:

Судьба не позволила Ленину проявить себя в полной мере в качестве государственного деятеля первого в мире социалистического государства. Ему выпало работать в качестве главы советского правительства в годы гражданской войны и в первые два года без войны, когда страна потихоньку возвращалась на рельсы мирной жизни после восьми лет непрерывных сражений. Конкретные дела Ленина известны. Ленин заменил продразвёрстку на продналог, чем облегчил положение крестьян и не оттолкнул их от большевиков в стан врагов революции. Ленин был сторонником добровольного объединения крестьян в кооперативы, но не принудительного загона их в колхозы сталинского типа. Ленину принадлежит инициатива введения новой экономической политики, которая вытащила страну из трясины послевоенной разрухи.

Имя Ленина неотделимо от разработки в 1920 году первого единого государственного перспективного плана развития народного хозяйства (ГОЭЛРО). Можно назвать дела и инициативы Ленина и в других областях, например, вспомнить слова Ленина о том, что «из всех искусств, для нас важнейшим является кино». Ленин умер в начале 1924 года, а отошёл от дел в 1923 году. Ленин не в ответе за то, что происходило в СССР, начиная с 1923 года, включая сплошную коллективизацию, вызвавшую массовый голод в 1933 году на Украине, в чернозёмной зоне России, на Урале, репрессии конца 30-х годов.

Ленин сыграл положительную роль в истории России тем, что он конкретно сделал, а не тем, что делалось под знаменем Ленина после его смерти. За всё, что было после его смерти, следует спросить с тех, кто творил историю СССР, без зазрения совести прикрываясь его именем, пользуясь тем, что Ленин не встанет со своего ложа в мавзолее и не скажет этим товарищам по партии всё, что он думает о них самих и их делах.

Добавим, что опрос проводился с 22 по 24 апреля. В нём приняли участие 1461 блогер, оставивших 189 комментариев по теме опроса.

Напоминаем, что 48% россиян считают, что Владимир Ленин сыграл положительную роль в истории страны. Об этом свидетельствуют итоги опроса, проведенного «Левада-Центром». В отрицательной роли Ленина убеждены 30% опрошенных. За 6 лет, с 2006 года, количество разделяющих точку зрения, что Ленин сыграл положительную роль в истории России, увеличилось на 8%. Тех, кто считает, что роль вождя мирового пролетариата в истории страны отрицательная, за это же время уменьшилось на 6%. На 2% стало меньше тех, кто не имеет чёткого мнения по этому вопросу — таких теперь 22% против 24% в 2006 году.

Больше всего положительных оценок роли Владимира Ленина в истории станы среди пенсионеров (60%), рабочих (53%) и в целом россиян старше 55 лет (60%), с образованием ниже среднего (56%), с низким потребительским статусом — денег не хватает даже на продукты (58%) или хватает только на продукты (53%), у жителей сельских поселений (57%) и голосовавших на президентских выборах за Геннадия Зюганова (66%) или Сергея Миронова (63%).

Чаще всего считают, что Ленин оказал отрицательное влияние на историю страны, россияне в возрасте 25-40 лет (34%), с высшим образованием (37%), с высоким потребительским статусом (40%), жители Москвы (49%), сторонники Михаила Прохорова (54%) или Владимира Жириновского (35%).

34% россиян моложе 25 лет затруднились дать содержательный ответ о роли Владимира Ленина в истории России. Среди россиян в возрасте 25-40 лет преобладают определённые и в основном отрицательные оценки.

Опрос был проведен 16-19 марта 2012 года среди 1633 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

1. Конец 19 начало 20 века был временем мучительного поиска Россией своего места в мировой цивилизации. Новые задачи, вставшие перед страной, ровно, как и новые явления в экономической, политической, духовной жизни настоятельно требовали перемен в существовавшем политическом строе.

В стране отсутствовали свободы. Первые политические партии находились в нелегальном положении. Даже экономически крепнувшая день ото дня российская буржуазия не имела не только власти, но и каких либо политических прав.

Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью встал выбор - либо пойти на реформирование политической системы, её модернизацию, адекватную требованиям времени, либо не чего не менять, что грозило насильственной ликвидации самодержавия.

Это время породило много революционно настроенных деятелей.

Выдающимися представителями марксистского течения в России был В.И. Ленин.

Становлению Ленина как марксиста способствовало обострение классовых противоречий в России на базе бурного развития капитализма, рост рабочего движения, дальнейшее расслоение крестьянства, кризис народничества, завоевание марксистской идеологией господствующего положения в западноевропейском рабочем движении, начало распространения её в нашей стране и первые попытки применения марксизма к российской деятельности, сделанные группой «Освобождение труда».

В дальнейшем мы можем говорить о марксизме-ленинизме или о ленинизме как о наиболее радикальном течении в марксизме.

2. Развивая марксизм, Ленин оставался на позиции установления диктатуры пролетариата, ядром которой должна была стать коммунистическая партия. В программе РСДРП было записано: «Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров».

В реализации своих планов построения «идеального» общества Ленин опирался на рабочих. Хотя крестьянство и оставалось в России еще наиболее многочисленным слоем населения, но рабочие были наиболее образованны и самое главное они были оторваны от земли, им «не чего было терять, кроме своих цепей». Большая работа по агитации проводилась и среди военных, Ленин понимал, что без поддержки армии революция обречена на провал.

Народные массы, не вдаваясь в идеологические тонкости, готовы были пойти за любой политической силой, твердо пообещавшей им мир и землю. Именно это и обещала партия во главе с Лениным. При этом русский народ значительно облегчил большевикам задачу завоевания политической власти, создав весьма специфические органы народного представительства, не имеющие аналогов и западной политической культуре - Советы.

3. Вся жизнь Ленина тесно связана с событиями, происходившими в России в конце 19 начале 20-го века.

1887 г. - блестяще окончил гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета

1888 года вступает в один из марксистских кружков Федосеева. Здесь он усиленно изучает произведения К. Маркса и Ф. Энгельса и безоговорочно становится на позиции марксизма.

1891 сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Петербургского университета, работал в г. Самаре помощником присяжного поверенного.

1893 переехал в Петербург и через два года объединил разрозненные петербургские марксистские и рабочие кружки «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

1895 арестован и 1897 сослан в Сибирь (с. Шушенское).

1900 г. Ленин выехал за границу, где совместно с Г.В.Плехановым начал издавать газету «Искра», разрабатывать идейные и организационные основы будущей большевистской партии (работы «Что делать» 1902; «Шаг вперед, два шага назад» 1904), окончательное оформление которой произошло на втором съезде РСДРП в 1903г.

В ноябре 1905 Ленин вернулся в Россию, принимал участие в революции 1905-1907 , участвовал в работе 4-го(1906) и 5-го (1907) съездов большевиков. После поражения революции эмигрировал вторично. Жил во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии. Во время первой мировой войны выступал за поражение царского правительства, выдвинул лозунг превращения империалистической войны в гражданскую.

После победы Февральской революции Ленин 3.04.1917приехал в Петроград и выдвинул два лозунга: «Никакой поддержки Временному равительству» и «Вся власть Советам!» («Апрельские тезисы»). В ночь с 24 на 25 октября руководил вооруженным восстанием, после победы которого возглавил первое Советское правительство (до 1924). 3.03.1918 по предложению Ленина был подписан Брестский мирный договор с Германией, давший возможность приступить к государственному строительству и борьбе с внутренней контрреволюцией (Гражданская война и «красный террор»). 11.03.1918 столица Советской России была перенесена в Москву.

30.08.1918 Ленин был тяжело ранен эсеркой Ф.Каплан; отправившись от ранения, вновь вернулся к активной политической и государственной деятельности: осенью 1918 возглавил Совет обороны (с 1920 Совет труда и обороны), был инициатором создания Коммунистической Интернационала (1919), разработал план строительства социализма, предусматривавший индустриализацию страны, кооперацию крестянства, культурную революцию; одобрил проект электрификации (ГОЭЛРО) и содействовал его осуществлению.

1921 выступил с инициативой перехода к новой экономической политике.

1922 объединение республик бывших территорий Российской империи.

1923 Ленин стал Председателем СНК СССР.

21.01.1924 Ленин скончался в Горках под Москвой.

4. В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы. Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом.

Важную роль в его духовном развитии сыграла его семья. Его родители принадлежали к интеллигенции. Отец - Илья Николаевич Ульянов - директор народных училищ губернии, видел свой долг в служении народу. Мать - Мария Александровна - была образованной, высококультурной женщиной, целиком посвятившей себя воспитанию шестерых детей, которые все (за исключением рано умершей Ольги) стали революционерами. Под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с бесправием и нищетой трудящихся Ленин уже в старших классах гимназии был настроен революционно.

Казнь в 1887 году старшего брата Александра за участие в подготовке покушения на царя заставила Владимира Ильича глубоко задуматься о путях борьбы с самодержавием.

Теоретическая и практическая деятельность Ленина была направлена на создание марксистской партии в России, свержению самодержавия и установление диктатуры пролетариата, и как конечная цель - построение коммунистического общества по принципу «от каждого по способности каждому по потребности».

5. Он добивался своих целей всевозможными способами, такими как: пропаганда, публичные выступления, агитация, издание революционных газет, написание статей и книг, участие и создание политических партий и т.п. Находясь в ссылках, эмиграции и тюрьмах он пишет много трудов по развитию марксистских идей в условиях России. В этих трудах он писал о задачах, стоящих перед партией и народом, рассматривал пути достижения поставленной перед революционерами цели. Ленинская партия призывала рабочих к борьбе за свои права.

После февральской революции Ленин начал широкую компанию дискредитации Временного правительства. Свою политику мирного перехода к власти Ленин изложил в «Апрельских тезисах».Но действия развивались так стремительно, что в августе было принято решение об изменении тактики большевиков и переходу к вооруженному захвату власти.

6. И как результат революционной деятельности 25 октября 1917 года большевики приходят к власти, и Ленин становится главой первого в мире социалистического государства. Глава государства подписывает декреты о мире, о земле, о власти.

Вся дальнейшая деятельность Ленина на посту главы государства была направлена на восстановление разрушенного после войны народного хозяйство, на ликвидацию безграмотности населения и на борьбу с «врагами» революции.

Одним из важнейших событий во время правления Ленина стало объединение 1922 году советских республик в единое государство - СССР.

В работах Ленина можно отметить, во-первых, дальнейшую разработку марксистской теории общества (прежде всего российского); во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследований прикладного характера.

7. Ленинизм является предметом острых споров и дискуссий. Объектом критического анализа становятся не только теоретические воззрения Ленина, но и реальная политика, осуществлявшаяся под его руководством.

По-моему, оценить Ленина со знаком «+» или «-» невозможно. Еще 20 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки мы придерживаясь большевистских правил «разрушить все до основания» начали подвергать критике все, что происходило в стране в течении 70 лет в том числе и Ленина, как неотъемлемой части коммунистической партии, возведенной в ранг идола. Россия славится своими крайностями, хотя известно к чему приводит разрыв с прошлым. Однако, бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идей и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 70 лет определило дальнейший ход истории России, да и наверно оказало влияние на историю всего мира. Нельзя однозначно оценить деятельность Ленина, например, с одной стороны в 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и началось строительство школ, а с другой стороны в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых и философов. На фоне создания социальной защиты населения жесточайшая цензура и диктатура правящей партии.

Возможно через какое-то время, когда улягутся страсти по поводу критики советского времени, люди более беспристрастно оценят данную личность по документам и хронологии событий.

Список литературы

История России в лицах; Биографические словари / под ред. В.В. Каргалова - М.: Русское слово, Русское историческое общество, 1997.

История России 20 век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, «Просвещение», Москва 1996 г.

Курс лекций по истории КПСС, Военное издательство мин. Обороны СССР, Москва 1969 г.

Краткая история СССР. Под ред. Н.Е. Носова. «Наука», Ленинград 1978 г.

Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие / под ред. Г.В. Осипова, Л. Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996.

Человек и общество. Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2001.