Лишь я таинственный. На берег выброшен грозою

Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его-это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо (9, 54).

... Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым... Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот-клеветник, хотя бы и говорил правду. Святитель Василий Великий (10, 192).


Если жалоба несправедлива, то делается клеветой... Святитель Григорий Богослов (15, 333).


Если же подвергнешься клевете и после откроется чистота совести твоей, не гордись, но со смирением служи Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой (25, 194).

Не огорчай брата клеветой на брата его, ибо не дело любви-возбуждать ближнего на погибель души (25, 197).

Не должно и доверять говорящему дурное, потому что клевета часто бывает от зависти... (25, 208).

Если враг располагает к клевете-оградим себя молчанием (25, 233).


Как моль портит одежду, так клевета-душу христианина. Преподобный Ефрем Сирин (26, 586).

Если ты оклеветал кого-либо, если сделался врагом кому-либо, примирись до Суда. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть Суд (35, 802).

Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение... Если это правда-исправься; если ложь-посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано,-вразумись; если не сознаешь-оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5, 11) (38, 860).

Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду (39, 269).


Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим (39, 723).

Не допускающий клеветника к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха, и согрешающего удерживает от несправедливости обвинения против ближнего, наконец, и оклеветанного спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услугами клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы (39, 723).

Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: "Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?". Святитель Иоанн Златоуст (45, 965).


Если кто наговорит перед тобою на брата своего, уничижит его и проявит злобу, не склоняйся против него, чтобы не постигло тебя то, чего не желаешь (66, 317).

Позаботимся о чести ближнего, кто бы он ни был, не позволяя ему умалиться в нашем мнении, когда его поносят,-это сохранит нас от оклеветания. Преподобный авва Исаия (66, 347).

Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти (50, 300).

Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него терпели обличения в делах явных и тайных, если обличающие окажутся лжецами. Поэтому надо знать, что для желающего войти на высшую степень блаженства, должно быть и другое: чтобы и разглашаемое о нем было ложно. Одно из этих двух без другого не так полезно... Если, страдая ради Христа, услышим о себе правду, то необходимо краснеть, потому что, заслуживая одобрения с одной стороны, обличаемся с другой. И если страдаем, но не ради Христа, то получаем награду за терпение, но не улучим высшего блаженства, какое улучили бы, если бы соединилось и то, и другое (и страдание за Христа, и клевета на нас). Преподобный Исидор Пелусиот (52, 223).


Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 249).


По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего. Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе. Преподобный Максим Исповедник (68, 243).

Душа клеветника имеет язык с тремя жалами, ибо уязвляет и себя, и слышащего, и оклеветанного. Авва Фалассий (68, 329).

Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас-милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно. Епископ Феофан Затворник (Собр. писем, вып. 3, 251).

Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,-об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен,-Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: "мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю" (Лк. 23, 2), Того, Который учил их: "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк. 12, 17), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: "Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною" (Пс. 101, 9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6, 16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9, 10-34).

Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится, хулящие и терпящие хулы каждый свое воспримут от правды Божией. Хула обратится в вечное поношение и срамоту хулящим, а поношение терпящим-в вечную славу, когда люди дадут ответ не только за хулу, но и за всякое праздное слово. "Ибо праведно пред Богом- оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба",-пишет апостол (2 Фее. 1, б-7). Больше себе вредят злоречивые и клеветники, чем тому, кого хулят, ибо имя и славу того временно помрачают, свои же души губят. Чем по долгу христианскому нужно им отвечать? Христос говорит: "благословляйте проклинающих вас... и молитесь за обижающих вас" (Мф. 5, 44). Когда клевета, поношения и укорения падают на тебя и изнеможешь от злоречивых языков, как загнанный псами олень,-беги к живому источнику Святого Писания и ищи у него прохлады. Бог не тех ублажает, которых все хвалят, наоборот, говорит им: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!" (Лк. 6, 26).

Но ублажает тех, которые терпят поношение от злых: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф. 5, 11-12). Кто не утешится, гонимый необузданными языками, когда только подумает о великой награде на небесах? Кто не утешится, слыша такое обещание, не согласится терпеть всякое временное бесчестие и поругание? Добрая надежда умягчит всякую скорбь, тем более надежда на Вечную Жизнь, славу и веселие. Всякой скорби и бесчестию нынешнему, даже если они и продлятся всю жизнь, смерть положит конец, но нет конца будущему веселию и славе. Тогда забудет человек все беды и напасти; одно утешение, радость и непрестанное веселие будет иметь без конца. "Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше" (Ис. 66, 13-14). Но ты скажешь: это воздаяние обещано терпящим ради Христа; правда, но кто из нас страдает не как убийца, или вор, или злодей, но как христианин, "не стыдись, но прославляй Бога за такую участь" (1 Пет. 4, 15-16). Ибо и утешения этого приобщится со святыми как "соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа" (Апок. 1, 9).

"Любящим Бога... все содействует ко благу",- говорит апостол (Рим. 8, 28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божиею (Лк. 18, 14). Сего ради, уязвляемая клеветою и злоречием беззаконных людей душа "надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа" (Пс. 26, 14). "Уповай на его, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень" (Пс. 36, 5-6). Молчи, как немой, как Давид делал: "а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа, ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь. Господи, Боже мой!" (Пс. 37, 14-16). Делай и ты так же, и Бог заговорит вместо тебя. Как отец по плоти, когда видит безобразника, ругающего и обижающего детей, в молчании на отца взирающих, вместо них сам отвечает и защищает их, так и Бог, Отец Небесный, поступает с нами и обижающими нас. Ибо всякая обида и поношение, нам наносимые, совершаются перед Богом, как Вездесущим и Всевидящим. Когда Он видит, что мы, обижаемые и поносимые, терпим, молчим и на Него одного взираем, и предаем это дело Его праведному Суду, говоря с пророком: "Ты услышишь. Господи, Боже мой" (Пс. 37, 16), тогда Он вместо нас заговорит, заступится и защитит нас, и смирит восстающих на нас. Так делал святой Давид, который во всяких напастях к единому Богу прибегал, и на Него взирал, и помощи и защиты искал от Него, как из псалмов его можешь видеть. Последуй и ты этому пророку и, затворив уста, молчи, пусть Бог Сам вместо тебя заговорит. Когда так пребудешь постоянно в молчании, то поношение и уничижение, не что иное, как похвалу и славу, у Бога исходатайствуют тебе. Весь свет-ничто перед Богом, потому и уничижение всего света, не только некоторых злоречивых, ничто перед славой, которую Бог подает своему верному рабу. Не тот блажен, кого люди, неправедные судии, хвалят, но тот, кого хвалит Святой и Праведный Бог; и окаянен не тот, кого люди уничижают, но кого уничижает Бог (115, 535-537).

"Любящим Бога... все содействует ко благу",-говорит апостол (Рим. 8, 28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2, 15-22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3, 2-7). Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6, 16-28). Израильтянина Мардохея Аманов язык умыслил убить, но Божиим промыслом совершилось противоположное: Мардохей прославился, Аман повешен на дереве, которое уготовил к погибели Мардохею, и так сам упал в яму, которую вырыл для неповинного (Есф. 7). Те же суды Божии и ныне совершаются (104. 860-861).

Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Так дается нам злоречивый язык, как "ангел сатаны", чтобы мы не превозносились (104, 865).


Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по написанному о "сынах человеческих", "у которых зубы-копья и стрелы, и у которых язык-острый меч" (Пс. 56, 5). Многие не едят рыбы, мяса, молока, чего Бог не запретил, а даже благословил верным и познавшим истину принимать с благодарением (1 Тим. 4, 4-5), но пожирают живых людей. Многие не подают делами своими соблазна-это хорошо и похвально,-но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как больной заразу и как ветер пожар, от чего бывает много бед и напастей (104, 867-868).

Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает: он-де то и то делает. Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают (104, 868).


Поношение и оклеветание бывают или правдивые, или ложные. Правдивое-если мы подлинно виноваты в том, за что нас поносят, и потому приемлем достойное; тогда нужно исправляться, чтобы поношение упразднилось и стало ложным. Ложное поношение-когда мы не виноваты в том, за что нас поносят; и это поношение нужно терпеть с радостью и утешаться надеждой на вечные Божии милости. К тому же, хотя в том не виноваты, за что поносят нас, но в другом согрешили, и потому нужно терпеть. Святитель Тихон Задонский (104, 871).

Останавливаться на детальном разборе состава клеветы не будем, поскольку на нашем сайте имеются статьи, посвященные данному вопросу.

Если вы пострадали от клеветы и желаете привлечь обидчика к уголовной ответственности, то первое что следует сделать - обратиться с соответствующим заявлением в отдел внутренних дел по месту своего проживания.

Обратите внимание! На данном этапе вам уже следует представить доказательства распространения заведомо ложных сведений, порочащих ваши честь и достоинство или подрывающих репутацию.

В качестве таковых могут выступать листовки, сообщения в или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу, сведения, содержащиеся в печати (газеты, журналы), трансляции по радио и ТВ, распространяемые в сети Интернет (в том числе во всеми любимых социальных сетях), излагаемые в служебных характеристиках, обращениях, адресованных должностным лицам. И конечно же следует указать свидетелей, которые смогут подтвердить ваши доводы, в особенности тех, через которых распространялись клеветнические сведения о вас.

Помимо прочего необходимо иметь в виду, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 128.1 УК РФ , считаются уголовными делами частного обвинения и преследуется в частном порядке. Что это значит? Это значит, что потерпевший вправе обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности за клевету сразу к мировому судье, минуя органы внутренних дел. Но в любом случае именно на потерпевшем лежит обязанность по сбору доказательств виновности клеветника и по их представлению в суд, тогда как уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 2-5 ст. 128.1 УК РФ , являются уголовными делами публичного обвинения, преследование по которым осуществляется путем проведения предварительного расследования органом дознания и прокуратурой - в суде.

Написание и подача заявления о клевете

Немного остановимся на порядке подачи заявления о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, поскольку дела частного обвинения всегда вызывают у граждан вопросы.

Так, после обращения в правоохранительные органы по заявлению будет проведена первоначальная проверка с допросом потерпевшего, клеветника и свидетелей, данные о которых будут представлены сторонами обвинения и защиты.

После проведения указанных действий материал проверки будет передан мировому судье по подследственности по месту совершения преступления.

Затем мировым судьей будет вынесено постановление о приведении заявления в соответствии с требования уголовно-процессуального закона с указанием определенной даты, которое будет направлено потерпевшему (такое же постановление будет вынесено, если потерпевший неправильно составит заявление, обращаясь непосредственно к мировому судье).

Обратите внимание! До указанной в постановлении даты потерпевшему надлежит представить мировому судье заявление о привлечении к уголовной ответственности клеветника.

То есть это будет второе заявление о привлечении к уголовной ответственности, но уже мировому судье. И ссылка на то, что я уже писал заявление в отдел внутренних дел (при обращении изначально туда), будет незаконна. На данном этапе следует учитывать, что заявление о привлечении к уголовной ответственности будет заменять собой обвинительный акт, то есть должно наиболее полно содержать сведения о предъявляемом обвинении:

  • о субъективной и объективной сторонах преступления,
  • о преступнике, с указанием его фамилии имени и отчества, адресе проживания,
  • те же данные о свидетелях.

Для правильного составления указанного заявления имеет смысл ознакомиться с материалом проверки, проведенной отделом внутренних дел, в которой должны содержаться указанные сведения. Также потерпевший вправе указать в заявлении ранее не заявленных свидетелей. После принятия заявления к производству мирового судьи будет назначено судебное разбирательств, в ходе которого именно потерпевший должен будет доказать виновность клеветника.

Обратите внимание! На этапе обращения к мировому судье с заявлением о привлечении к уголовной ответственности в силу специфики уголовного преследования настоятельно рекомендую обратиться за консультацией к адвокату, помощь которого вам также понадобится на стадии рассмотрения уголовного дела судьей.

Необходимо также отметить, что срок приведения заявления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, указанный мировым судьей, не является пресекательным, и потерпевший вправе обратиться с указанным заявлением в течение 2 лет с даты совершения преступления, но в данном случае клеветник будет освобожден от уголовного наказания в силу истечения срока давности уголовного преследования.

В рамках расследуемого или рассматриваемого в суде уголовного дела о клевете потерпевший вправе обратиться с гражданским иском (а по делам частного обвинения - в рамках судебного разбирательства) о компенсации морального вреда и убытков, а также с требованием об опровержении порочащих сведений. Также потерпевший вправе обратиться с подобным иском в гражданском порядке после вынесения приговора.

Обратите внимание! Отказ в возбуждении уголовного дела о клевете либо его прекращение не лишает потерпевшего права обратиться за защитой своих прав в гражданском порядке с иском о защите чести и достоинства.

Как оправдать себя, если тебя оклеветали?

При построении линии защиты от обвинения в клевете, необходимо учитывать следующие важные моменты. По смыслу Уголовного закона РФ если лицо, распространяющее клеветнические сведения, считало их истинными (не сомневалось в этом), то исключается такой важный признак субъективной стороны клеветы как заведомость, в силу чего такое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за клевету.

То есть распространяемые сведения должны быть выдуманными, кроме того порочащими честь и достоинство личности, иными словами воспринимающимися обществом в качестве позорящих, заслуживающих порицания.

Обратите внимание! При этом, если подобные сведения сообщаются только лицу, которого они касаются, при соблюдении тайности, данное действие не является их распространением.

Лицу, обвиняемому в клевете, следует заручиться поддержкой свидетелей, документальными доказательствами своей позиции, в том числе, к примеру, заключением лингвистической экспертизы на предмет не отнесения сведений к числу порочащих, и иными доказательствами в зависимости от обстоятельств преступления.

В заключение следует сказать о том, что уголовные дела о клевете (в особенности клевета, преследуемая в частном порядке) являются делами сложными, затяжными и неприятными. Самостоятельно без помощи квалифицированных юристов доказать клевету достаточно тяжело, как собственно и защитится от обвинения в клевете.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

в ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА О РАЗДЕЛЕНИИ ИЕРАРХИИ ВО ВРЕМЕНА ПОСЛЕДНИЕ И ПУТЬ ОТСТУПНИКОВ ,

Надо ли отвечать на клевету обвинений в твоих упованиях спасения в Церкви?
Не является ли молчание в этом случае предательством Истины и Церкви?

В настоящее апостасийное время, время тяжелых поисков Церкви, стоящей в Истине, происходят различные споры, разногласия и недоумения у православных христиан, ищущих не отступившую от Истины церковную Иерархию.
При этом иные ревнители Православия, считающие себя Истинными Православными Христианами и состоящие в Истинной Православной Церкви, не давая себе труда разобраться в словах о границах Церкви своего оппонента, их истоках, содержании, контексте сказанного и не давая ему возможности самому объяснить это, опрометчиво обвиняют его в хуле на Церковь, в невидении им Ее границ, в отрицании самого бытия Церкви в силу свершившейся апостасии и, - соответственно, - в хуле на Христа, сказавшему: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ее"(Мф.16:18).
Затем они высокоумно изрекают свой вердикт о нависшей над оппонентом угрозе дальнейшего падения в его вынужденно временном акефальном состоянии, заявляя при этом о своем безусловно текущем процессе спасения в ИПЦ и разрывают отношения с оппонентом, бывшие ранее вполне добрыми, братолюбными и взаимополезными.
Хорошо известны духовные корни в сердце человека, приводящие к разделению, а не к созиданию мира между людьми, заповеданному Господом.
Иногда пояснение духовного смысла своих слов в произошедшем конфликте становится странным и бесполезным в сложившихся об-стоятельствах и привело бы только к недоумениям и насмешкам.
Но если есть возможность оправдаться и если это убережет оклеветавшего от соблазнов и будет полезным для спасения всех сторон, - то это необходимо делать.
Молчание в этом случае становится предательством не только своего спасения, но Христа и Его Церкви.

Василий Великий (письмо 211(219)): «…тот велик пред Богом, кто смиренномудренно уступает ближнему и не стыдясь принимает на себя обвинения, даже и несправедливые, чтобы чрез это даровать Церкви Божией великую выгоду — мир».
Остановка зла происходит и оттого, что оклеветанный человек скорбит не так о себе, как о том, кто враждует против него.

Григорий Богослов (Слово 36): «Если же терпим несправедливо, то виновны в этом оскорбляющие нас, и потому о них должно более скорбеть, нежели о себе, ибо они терпят зло».
Тем самым скорбящий о согрешающем побеждает ненависть и злобу противоположной им добродетелью - любовью.
Также мы знаем множество примеров, когда оклеветанные не только брали на себя вину, но и при случае делали добро обидчику. Этим они уподоблялись Богу, распявшемуся за нас и взявшему «на Себя грех мира» (Ин. 1, 29)

Максим Исповедник (Главы о любви, сотн.2): «Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся».

Мы знаем много примеров того, что при клевете многие праведники молчали и не оправдывались, а также брали вину на себя. Этим они уподоблялись Богу, взявшему на Себя наши грехи.

Но есть еще одна реакция на клевету - кротко защищаться в клевете на обыденные темы и - совершенно твердо защищаться при клевете на собственную веру во Христа и в Его Церковь, при защите собственного Исповедания веры, поскольку такая защита необходима для спасения всех враждующих сторон и для укрепления Церкви.

Илия Екдик (Цветособрание): «Когда обличают, или молчать надо, или кротко защищаться, если обличение клеветливо».

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Что касается до случаев оскорбления чести, то можно без гнева и раздора выяснить свою правоту, можно требовать и законного восстановления имени, без обиды другим и без нарушения мира и любви; но лучше терпеть, предавая Господу себя, свою участь и тех, кои оскорбляют».

«Можно, положим, и оправдываться против клеветы и враждований. Но усиленное оправдание иной раз еще более унижает или возбуждает действительные подозрения. Нет; гнусные клеветы не стоят даже оправдания, если особенно не требуется от нас, чтоб мы оправдались в них. Они всего лучше обличаются спокойным величием духа и молчанием (Мф.27,14)»

Как видим, самооправдание допустимо, хотя зачастую лучше не оправдываться. Святые отцы объясняют это так:
Исаак Сирин (Слова подвижнические, Слово 89): «Если можешь сам собою оправдать душу свою, то не заботься искать другого оправдания».

То есть, если твоя совесть чиста и ты не виновен в том, в чем тебя обвиняют, то следует оставаться спокойным, помнить, что Господь все видит и вразумит оклеветавшего тебя в свое время.

Мы знаем, что Сам Господь не отвечал на клевету и Он не оправдывался, когда наказание и смерть Невиновного уже были решены в сердце судящих.

Но:

Василий Великий (письмо 22): «Каждый, сколько есть у него сил, должен врачевать того, кто имеет что-нибудь против него».

Феофан Затворник (Толк. на посл. 2 Коринф.5,11): «Ибо хотя бы ты не делал ничего худого, но если, подав какой-либо повод к подозрениям и имея возможность рассеять соблазн, не рассеиваешь его, то подлежишь осуждению». То же Феодорит говорит: «Мы стараемся исправить тех, которые имеют о нас ложные мнения и доставить о себе сведение, каковы мы действительно». Так и святой Златоуст: «Таким образом, говорит святой Апостол, зная сие, то есть оный страшный суд, мы делаем все так, чтобы не подать вам никакого повода даже ложно подозревать нас в неискренности нашего действования. Видишь ли строгую точность в исполнении обязанностей и заботливость души, пекущейся о благе других? Ибо, говорит, мы подлежим осуждению не только тогда, когда бы в самом деле сделали что худое, но подвергаемся оному и тогда, когда, ничего худого не сделавши, бываем подозреваемы в худом и, будучи властны удалить подозрение, не заботимся о том». «Богу же мы открыты». «Бог все знает; Его нечего удостоверять нам в искренности своей» (Экумений). Пред Богом мы открыты; Он видит образ нашего действования; и не следует предлагать Ему какие-либо объяснения, как бы приявшему что соблазнительное на наш счет» (Феофилакт)».

Максим Грек (Догматико - полемические сочинения. Исповедание православной веры…): «По какой же причине некоторые не страшатся называть меня еретиком, пусть скажут и ясно докажут, пусть явно обличать меня и сподобят исправления. Не отвергаю исправления, не стыжусь обличений, когда они происходят от отеческой любви, с миром и кротостью».

Илия Екдик (Цветособрание): «…(кротко защищаться надо) не для того, чтоб поставить на своем, а чтоб поправить ошибку обличителя, соблазнившегося, может быть, по неведению дела».

То есть необходимо не доказывать, что ты прав, а исправить соблазн другого человека или предотвратить соблазн других.

Если человек оправдывается, то его оправдания являются не греховными, когда он смиренно переносит клевету и мотивом его оправданий есть следующее:

опровержение лжи ради Истины.

Вот как об этом говорит Василий Великий, перенесший множество оклеветаний.

Василий Великий (Письмо 218 (226)): «Ибо третий уже год тому, как, поражаемый клеветами, переношу сии удары, наносимые мне обвинениями, и довольствуюсь тем, что Господь - Тайноведец и Свидетель клеветы. Но поелику вижу, что молчание мое многие приняли уже за подтверждение клевет, и подумали, что молчу не из великодушия, а потому, что не могу отверзть уст пред истиною, то по этому самому попытался я написать к вам, умоляя любовь вашу о Христе, не вовсе принимать за истинные те клеветы, которые разглашает одна только сторона. Ибо, как написано, закон никого не судит, «если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает» (Ин.7,51)».

Василий Великий (Письмо 199 (207)): «Согласие в ненависти ко мне и то, что все до одного последовали начавшему брань против меня, убеждало меня соблюдать одинаковое молчание со всеми, не приступать ни к дружелюбной переписке, ни к какому-либо совещанию, но в безмолвии переносить печаль свою. Но поелику на клеветы надобно уже не молчать, не потому, что опровержением должен я отмстить за себя, но потому, что обязан я не дозволять, чтобы ложь имела успех, и не допускать, чтобы обманутые терпели вред, то оказалось для меня необходимым предложить это всем и написать вашему благоразумию».
Оправдания совершенно необходимы, когда клевета связана с христианским учением и с твоими словами о вере.
Василий Великий (Письмо 126 (131)): «Посему да будет известно тебе, брат, и всякому, кто друг Истины, что не мои это сочинения и я не одобряю их, потому что написаны не по моей мысли. Если же за несколько до сего лет писал я к Аполлинарию или к кому другому, то не должно винить меня за сие. Ибо и сам не виню, если из чьих-либо друзей отпал кто в ересь…, потому что каждый умрет в собственном своем грехе. И это отвечал я теперь на посланную книгу, чтобы сам ты видел истину и привел ее в ясность не желающим содержать истину в неправде. А если должно будет оправдываться мне в обширнейшем виде и по каждому обвинению, то, при Божием содействии, и это сделаю. Ни трех богов не проповедаю я, брат Олимпий, ни с Аполлинарием не имею общения».
А вот пример исповедания Максима Грека, которое было для оправдания себя от взведенных на него клевет, связанных с вопросами его служения Православной Церкви и с его даром.
Максим Грек (Догматико - полемические сочинения. Исповедание православной веры…):
«А как некоторые—не знаю, что им приключилось— не страшатся называть меня, человека ни в чем не повинного,—еретиком и врагом и изменником богохранимой Российской державы, то представилось мне необходимым и справедливым дать о себе ответ в кратких словах и вразумить клевещущих на меня такою неправедною клеветою, что, благодатью истинного Бога нашего Иисуса Христа, я во всех отношениях—и православный христианин, и богохранимой Русской державы доброхотный и прилежнейший богомолец. ...Бла-годатью Христовою я во всех своих сочинениях, во всем сделанном мною переводе и при всех исправлениях божественных книг ваших учу всякого человека правомудрствовать о воплотившемся Боге -Слове…».
Максим Грек (Разные сочинения, слово 10): «Написал же я это не для того, чтобы выставить себя победителем,—да не по пустится мне когда-либо быть увлеченным таким неистовством!—но чтобы себя очистить от всякого несправедливого мнения некоторых небратолюбцев, которым Бог да простит, и чтобы не оказаться мне повинным праведному осуждению вместе с тем, который скрыл в землю талант господина своего. Под талантом же мы разумеем … даруемое каждому Божественным Утешителем духовное дарование, которое дается, во-первых, во славу Самого дающего Бога, а затем и на пользу как приемлющего дарование, так и всех верных. Землею же, в которой скрывается такой талант, мы признаем завистливое, самолюбивое и ленивое расположение, и злой нрав приемлющего таковое дарование, не хотящего пользовать им других…. Итак, пусть перестанут несправедливо злословить ближнего своего, который трудится просто во славу Божию, к похвале Его и на пользу всякому благоразумному и православному брату своему! Пусть отстанут от такой неправедной вражды, чтобы не только избавиться им от греха напрасной клеветы на ближнего своего, но и избегнуть ожидающего их осуждения, как непокоряющихся истине.».

Василий Великий (Письмо 215 (223)): «Время,— сказано,— молчать, и время говорить» (Еккл.3, 7) …. Потому и теперь, так как довольно уже было времени молчания, благовременно отверзть уста к обнаружению истины того, что не все знают. Ибо и великий Иов много времени переносил бедствия в молчании, доказывая мужество сим самым терпением неудобопереносимых страданий. Но после того, как уже достаточно подвизался в молчании и в глубине сердца скрывал болезненное ощущение, отверз наконец уста и проглаголал то, что всякому известно. Так и я в сии три года молчания соревновал похвале Пророка, который говорит: «и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа» (Пс.37,15). Почему во глубине сердца своего заключал болезнь, причиненную мне клеветою. Ибо действительно клевета унижает мужа и клевета вводит в заблуждение убогого. …Думал я, что надобно в молчании переносить огорчения, ожидая какой-нибудь перемены на лучшее от самих дел. Ибо полагал, что сказано это о мне не по какой-либо злобе, но по незнанию истины. Поелику же с течением времени и вражда возрастает, и они не раскаиваются в том, что говорили сначала, и нисколько не заботятся уврачевать прошедшее, но продолжают свое дело и стремятся к цели, какую предположили себе вначале преогорчать жизнь мою, ухищряясь запятнать меня во мнении братий, то молчание кажется мне уже небезопасным. Напротив того, пришло мне на мысль слово Исайи, который говорит: «Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая» (Ис.42, 14). О если бы и мне получить какую-нибудь награду за молчание и приобрести сколько-нибудь силы к обличению, чтобы, обличив, иссушить этот горький поток политой на меня лжи и прийти в состояние сказать: «поток прошел бы над душою нашею» (Пс.123, 4); и: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас... воды потопили бы нас» (Пс.123, 2—3)!».

На этом закончим рассматривать вопрос о праведных реакциях на клевету.

В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви.

Сандро Боттичелли. Клевета (1495)

Что делать, если слышишь клевету

Как никто другой пострадал от клеветы святитель Иоанн Златоуст. Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный императрицей Евдоксией по навету самого Патриарха Александрийского Феофила, желающего поставить на епископскую кафедру своего человека. Тем, кто услышал непроверенный слух или порочащую кого-либо информацию, святитель Иоанн говорил: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: "Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?"» . Святитель предлагал даже крайние меры: «Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим». А вот преподобный Ефрем Сирин считал что «если враг располагает к клевете - оградим себя молчанием».

Как спастись от клеветы

За терпение клеветы многие святые отцы обещают награду. «Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду», - говорит Иоанн Златоуст. Но он же свидетельствует, что как бы ни была велика награда, терпеть клевету нелегко: «Клевета тяжела, хотя бы она и хорошо вознаграждалась. Ей подвергся дивный Иосиф, и множество других. И Господь повелевает нам молиться о том, чтобы не подвергнуться искушению... И притом в особенности тяжела клевета людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред». Своим братьям по несчастью святитель советовал: «Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение... Если это правда - исправься; если ложь - посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано, - вразумись; если не сознаешь - оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5, 11)».

От многих бед и огорчений может спасти молитва. Преподобный Максим Исповедник и в случае наветов предлагает не унывать, а молиться: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе».

Епископ Феофан Затворник предлагает считать клевету искупительным лекарством:
«Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Клевета на пользу

Святитель Тихон Задонский приводит примеры претворения клеветы во благо и славу:
«"Любящим Бога... все содействует ко благу", - говорит апостол (Рим. 8, 28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2, 15-22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3, 2-7). Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6, 16-28). … Те же суды Божии и ныне совершаются» (104. 860-861).

И Христа оклеветали

Святитель Тихон отмечает, что мы не первые, кто терпит неправду на Земле: «Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,-об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен, - Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: "мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю" (Лк. 23, 2), Того, Который учил их: "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк. 12, 17), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: "Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною" (Пс. 101, 9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6, 16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9, 10-34)».

Как самим не оклеветать ближнего

Святитель Василий Великий считает, что иногда и правда может оказаться клеветой: «Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его - это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо». «...Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым... Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот - клеветник, хотя бы и говорил правду».

Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Клевета великие дома разрушает; один оклеветал, а через него плачут и рыдают и другие: и дети его, и ближние, и друзья. Но за это и клеветникам бывает худо. Господь от них и молитвы их не принимает, и свечи их угасают, и приношения их не приемлются, и гнев Божий почивает на них, как и говорит Давид: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречив».

Святителя Григорий Богослов советует обращать внимание на то, для чего мы жалуемся на других: «Если жалоба несправедлива, то делается клеветой...».

А преподобный авва Исаия не советует клеветой спасать себя от бедствий и людской злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти».

Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)

Никакое зло, никакая клевета не может противостоять любви Божией. Поэтому каждый из нас должен взращивать в своем сердце цветы любви и искоренять просторы злобы...

Клевета - первый грех в истории человечества

Первейшим грехом, о котором рассказывается на первых страницах Библии, является именно грех клеветы. Правда, это не самый первый грех, который совершили люди. Адам и Ева согрешили непослушанием Богу, но к этому их привела клевета со стороны дьявола на Бога.

«И сказал змей женщине: в действительности ли сказал Бог: не ешьте от всякого дерева в раю?» (Быт. 3. 1). Нет, книга Бытия гласит, что Бог так не сказал. На самом деле Бог сказал Адаму: «от всякого дерева в раю ты можешь есть, а с дерева познания добра и зла не ешь от него...» (Быт. 2. 16-17).

Таким образом, уже в начале человеческой истории мы видим от дьявола сознательное искажение правды, которая называется клеветой.

Слово «дьявол» переводится с греческого языка как «клеветник; тот, кто клевещет». Именно такую самую первую и самую главную название получил враг нашего спасения, который имеет и другие имена, но это - самое главное, ведь оно показывает его суть.

Клеветник пакостит самому себе

Святитель Иоанн Златоуст, который лично очень сильно пострадал от клеветы, советует тем, кто услышал непроверенную информацию или слухи, которые опорочили ближнего, поступать так: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: " Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»

А святитель Василий Великий отмечает: «Трем людям пакостит клеветник: тому, на кого клевещет, ибо, кто слушает, и самому себе».

Клевета для нас - милость Божья

Терпеть клевету, безусловно, трудно. Однако за терпение клеветы много святых отцов обещают вознаграждение. «Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду». Тот же святой говорит дальше: «Если тебя упрекают справедливо - исправляйся, если несправедливо - радуйся».

Согласно учению святых отцов, тем, кто со смирением, терпением и христианским мужеством переносит клевету, другие прощаются грехи. Св. Феофан Затворник, например, считает клевету откупительными лекарствами: «Возвели клевету на вас.... хотя вы не виноваты? Нужно благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем вы сами считаете себя виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия».

Господь может все превратить в благо. Даже клевету

Человеку, который переживает клевету, подвижники советуют молиться, в том числе и за того человека, который пытается опозорить его. «По мере того, как будешь молиться за клеветника, Бог будет открывать тем, кто соблазнился, истину о тебе», - учит преподобный Максим Исповедник.

В Священном Писании много примеров того, как Господь превращает клевету на благо и пользу. Например, ветхозаветный Иосиф, сохраняя свое целомудрие, из-за женской клеветы попал в темницу, но впоследствии Господь утешил и возвеличил его так, что тот спас всю страну от голода (Быт. 39 и 41).

Лишь два случая, когда можно говорить плохое

Вместе с тем, нам самим нужно беречься, чтобы ненароком не навести клеветы не опозорить нашего ближнего.

Святитель Василий Великий считает, что «есть только два случая, когда разрешается говорить о ком-то плохое (но правду!): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в том, как исправить человека, который согрешил, и когда нужно предостеречь других (не говоря много), которые, по незнанию, могут часто быть сообщниками плохого человека, считая его хорошим... Кто без такой необходимости говорить что-то о другогом с намерением очернить его, тот клеветник, даже если бы и говорил правду».

...У клеветников и свечи гаснут

Люди, которые возводят клевету на ближних, не имеют благословения Божия. «Господь от них и молитвы не принимает, и свечи их гаснут, и приношения их не принимаются, и гнев Божий почивает на них, как говорит Давид: истребит Господь все уста льстивые, язык, который много говорит (Пс. 11. 4)», - учил святитель Иоанн Златоуст.

А преподобный Исайя не советует клеветой спасать себя от бед и человеческой злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои беды. Но если он начнет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедам; он уже не признается достойным сожаления, а ненависти, как таковой, что злоупотребил своей бедой вмешательством в чужие дела. Поэтому зерна этой страсти нужно истреблять в начале, пока они не проросли и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти».

Бог ничем так не оскорбляется, как злобою

Чтобы уменьшить пагубное влияние лжи и клеветы в нашем мире каждый из нас должен взращивать в своем сердце цветы любви и искоренять просторы злобы.

По словам прав. Иоанна Кронштадтского, Бог ничем так не прославляется, как любовью всетерплющей, и ничем так не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью.

Никакое зло, никакая клевета не может противостоять любви Божьей. И, наверное, нет в мире более возвышенных слов о любви, чем те, что сказал апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13; 4-8).