Литературный институт дисциплинарное взыскание. Кто был исключён из Литературного института за «дисциплинарные взыскания»

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. В этой статье можно узнать правильный ответ на двенадцатый вопрос в телеигре «Кто хочет стать миллионером?» за 6 января 2018 года . Это был повтор выпуска от 19 ноября 2016 года. В игре принимали участие Марат Башаров и Анастасия Волочкова. На сайте можно найти все ответы на вопросы в этой игре.

Кто был исключён из Литературного института за «дисциплинарные взыскания»?

Очень непростое задание, наверное, даже не каждый литератор сможет без подсказки ответить на него. Так что обратимся к кратким биографиям этих прославленных поэтов. Оказывается, один из них действительно был исключен из Литературного института, и это был Евгений Евтушенко.

Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении - Гангнус, 18 июля 1932 [по паспорту - 1933], Зима; по другим данным - Нижнеудинск, Иркутская область - 1 апреля 2017, Талса, Оклахома, США) - советский и российский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр.

Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».
С 1952 по 1957 год учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым».
В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.
В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

A: Сергей Довлатов
B: Андрей Вознесенский
C: Евгений Евтушенко
D: Василий Аксёнов

Ты можешь получить в Литературном институте им. Горького филологическое образование по специальности "литературный работник" или "переводчик художественной литературы". Ты можешь работать журналистом, редактором, преподавателем, корректором, зарабатывать своим творчеством (все надеются, что в будущем это станет реальным). Кем ты будешь работать, зависит, прежде всего, от тебя, творческий вуз здесь не может дать никакой гарантии. Но в Литературном ты сможешь почувствовать нечто более важное, чем гарантированное рабочее место. Это та самая особая атмосфера, которая так ценится творческими людьми.

Дом Герцена и МАССОЛИТА

Литературный институт расположен в бывшей усадьбе Герцена, которая находится по адресу Тверской бульвар, 25. Это очень красивое здание в тихом центре Москвы, одна сторона усадьбы выходит на Большую Бронную, другая - на Тверской бульвар. Все рядом - пешком можно прогуляться до Красной площади, до Маяковской, до Арбата, до Патриарших прудов. Эти маршруты давно уже исхожены поэтами, прозаиками и прочими литературными гражданами.

В самом особняке особая атмосфера. Она осталась, несмотря на модернизации и ремонты, и не почувствовать ее невозможно. В этом здании в стиле классицизм родился А.И. Герцен. В 40-х гг. XIX века у владельца усадьбы Д. Свербеева собирался литературный салон, в котором бывали Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, С.Т. и К.С. Аксаковы, А.С. Хомяков, Е.А. Баратынский, М.С. Щепкин. В конце XIX - начале XX века в усадьбе размещалось издательство братьев Гранат. В XX веке здание занимали многие писательские организации, в бывшем доме Герцена проходили литературные вечера, на которых выступали В. Маяковский, А. Блок, С. Есенин. Это же здание упоминается в романе "Мастер и Маргарита" под именами "Дом Грибоедова" и "Дом МАССОЛИТА".

Собственно Литературный институт был основан в 1933 году по инициативе Максима Горького как Вечерний рабочий университет. Университет воспитывал "новые писательские кадры из рабочих и крестьян". С тех пор прошло более 70 лет, многое изменилось, но кое-что осталось неизменным. Сегодня институт воспитывает писателей не только из рабоче-крестьянских семей, но само существо института глубоко консервативно. Кого-то это привлечет, кого-то оттолкнет, но правильнее сказать, что это и хорошо, и плохо.

В институте мастера и преподаватели отдают предпочтение классической литературе, русской и зарубежной. Если вы выберете этот вуз, то вас основательно познакомят с западноевропейской литературой - с античности до наших дней и с русской - от древности до современности. Кстати, современная литература (текущая) преподается три года. Семинары по текучке, как ее здесь называют, превращаются в дополнение к основному творческому семинару. К каждому занятию выбирается докладчик, который рассказывает о каком-нибудь известном современном российском произведении, а потом все высказывают свое мнение об обсуждаемом авторе и его тексте. Ругают, хвалят, спорят, - семинар по текучке превращается в увлекательный и плодотворный разговор о литературе.

Нет ли у тебя лишнего талончика?

Вообще говорить в Литературном институте любят. Без бесед, обсуждений и споров разве может быть писатель? После второй пары (кстати, занятия в институте начинаются в 10 утра) будущие литераторы встречаются в столовой. Столовая (вечером джаз-клуб) находится в соседнем здании. Она в Литературном институте очень необычная. В ней ничего нельзя купить! Хочешь есть - отправляйся в деканат за цветным талончиком, а потом вставай в очередь и получай по талончику свой обед. Эта бесплатная система здорово выручает тех, кто живет в общежитии, или просто не слишком богат.

В столовой беседуют, читают, обсуждают прочитанное и готовятся к семинарам. Книжка на подносе с борщом - самое обыкновенное дело. Продолжение разговоров может случиться на Тверском бульваре. В любую погоду, на пяточке у фонтана (напротив кинотеатра "Пушкинский", по другую сторону Тверской улицы) можно встретить литовцев (ударение на "и"!). Обычно они с горячительными напитками читают стихи или говорят о своем, о поэтическом. Еще оживленно беседующих студентов Литературного можно застать в общежитии на Дмитровской.

Здание на Дмитровской

В Литературном институте много иногородних студентов. Творческие работы присылают со всей России (и даже из других стран). Все они прочитываются, более того - многие мастера предпочитают ребят из провинции, надеясь найти именно в них будущее литературы. Кстати, блата в Литературном нет никакого, - что для московского вуза уникально. Поступить может абсолютно любой талантливый человек. Именно поэтому общежитие никогда не пустует. В комнаты селят по два человека, удобства - на этаже, душ - внизу. В общежитии проходят занятия по физкультуре: настольный теннис, гимнастика. Учти, что отношение к физкультуре в этом институте более чем серьезное. Прогуливать нельзя - выгонят скорее, чем за "творческую несостоятельность".

Охрана в общежитии очень серьезная: переночевать "разок-другой у друзей" невозможно. Остатки советской строгости. Равно как и то, что прогуливать занятия нельзя, все прогулы подсчитываются и вывешиваются на доске объявлений. "Лидеров" исключают. И все же хитрые студенты умудряются и сачкануть иногда, и пробираться в общежитие. Здесь любят выпить, поговорить и вспомнить бывших жильцов, например, Николая Рубцова. Да и не один Рубцов, почти все русские литераторы XX века связаны с институтом. Преподавали в нем К.Паустовский, К.Федин, М.Светлов, Л.Озеров, Л.Ошанин, С.Радциг, А.Тахо-Годи, Г.Винокур и многие другие известные личности.

О поступлении

В Литературный идут те, кто предан литературе, или те, кто ищет подходящего окружения для своей творческой личности. Надо сказать, что и те, и другие, находят здесь искомое. Учась в Литературном, ты общаешься со множеством необычных, странных, неординарных людей. Когда знакомишься с кем-то, хорошим тоном считается попросить почитать текст. Когда тексты взаимно прочитаны, полагается честно сказать свое мнение, и только потом уже начинается дружеское общение.

Чтобы поступить в Литературный институт, вам придется пройти два этапа. Первое вступительное испытание существует уже много десятков лет. И называется оно "творческий конкурс". Прошел это испытание - считай, поступил. Раньше на творческий конкурс можно было подать только опубликованное произведение или текст с рекомендацией члена Союза писателей. Сейчас в институт обычно идут после школы. Естественно, что от вчерашних школьников требовать публикаций было бы глупо. Да и к чему они? Если человек талантлив, и ему есть, куда расти, к чему стремиться, институт постарается помочь ему.

На творческий конкурс можно подавать произведения на отделения поэзии (350 строк), прозы, драматургии, публицистики, критики, детской литературы, художественного перевода (25-35 страниц).

Экзамены

Если вы чувствуете потребность в основательной подготовке, то можете записаться в Лицей (1 год) или на подготовительные курсы (6 месяцев). Что нужно сдавать после того, как пройден творческий конкурс? Первый экзамен - еще одно творческое испытание. Вам нужно написать этюд на заданную тему. Этюд - это коротенькая история, интересная зарисовка, рассуждение на тему, эссе. Похожий экзамен есть, кстати, на сценарном факультете во ВГИКе. Но там от будущих сценаристов требуют развернутого сочинения с хорошо выстроенным сюжетом.

Темы на экзамене могут быть самые неожиданные. Бывают даже забавные. "Последний секрет президента", "В кладовке под лестницей", "Опасная дорожка", "Красный цветок ночью" или - менее абстрактные, например, "Какое открытие совершил Чехов в драматургии". Темы будет придумывать ваш будущий мастер. Они могут зависеть от направленности вашего семинара: у поэтов могут быть темы, связанные с поэзией, у критиков - с критикой и так далее. Этюд ваш будущий мастер оценит по 5-балльной шкале. "5" увеличит ваши шансы на поступление.

Какие еще экзамены предстоит сдать? Русский язык - изложение или ЕГЭ. Русская литература - письменно, нужно будет ответить на два вопроса. Иностранный язык - тестирование и перевод (его сдают только переводчики).

Последнее вступительное испытание не менее специфическое, чем первое. Вам нужно пройти собеседование. Страшного в нем нет ничего, тем более что все экзамены уже позади. Однако представьте... Вы заходите в небольшую, обшитую деревом, комнату. В центре - огромный овальный стол, за которым сидят ректор, ваш мастер, будущие преподаватели. Вас любезно приглашают присесть, и тут начинается... Каждый, кто захочет, задает вам совершенно любой вопрос. Обычно спрашивают о причине поступления, о творчестве, о городе, из которого вы приехали, о любимых и вообще известных писателях. Поэтов любят просить почитать свои стихи. Держитесь уверенно, отвечайте смело и остроумно. За собеседование тоже выставляется оценка. Если вы больше молчали или говорили откровенные глупости, злились, плакали (и такое бывает) - могут поставить "3".

И вот, все полученные баллы суммируются - и объявляются победители. Список поступивших будет прочитан, и сразу же последуют вспышки небывалой радости и дикие вопли отчаяния. И все же результаты довольно-таки предугадываемы. За время экзаменов вы будете знать всех своих соперников, будете знать, кто лидирует, кто отстает. Будут ходить слухи и о том, сколько человек какой мастер набирает. Те, кто сдал все экзамены, но не добрал баллы, нередко поступают на контрактной основе. Можно ли потом перевестись на бюджетное? Такие случаи известны: если вы учитесь на одни "пятерки" и во всем остальном являетесь примером для подражания, вас могут перевести. Но если вы не прошли по творческому конкурсу, надежды мало.

Вы и творческие семинары

Подавляющее большинство студентов - ребята молодые и пока не имеют устойчивых взглядов на творчество. Наверное, поэтому часто бывает так, что авторитет мастера оказывается слишком силен. Представьте, что каждый вторник мастер говорит вам: "Пишите искренне, пишите то, что вы пережили. То, что выдумано, - плохо и ненатурально". В сущности, такой совет верен, любой писатель пишет о том, что ему близко, интересно, что он хорошо знает. Но, с другой стороны, разве писатель не имеет права на выдумку? Разве все выдуманное обязательно будет неискренним, фальшивым, ненастоящим? Может ведь получиться и так, что выдуманное, совершенно нереальное будет прочувствовано автором так глубоко, как не были прочувствованы реальные события его жизни. Поэтому каждый совет мастера надо уметь правильно понимать и примерять его именно к себе. Вполне очевидно, что когда на семинаре 20 человек, мастер не может указать единственно верный путь каждому.

Практика чтения и обсуждения написанного - давняя и применяется не только в Литературном, но и на слетах, форумах молодых писателей. Что же представляет собой творческий семинар в Литературном институте? Мастер или сами студенты выбирают, кого будут обсуждать, назначают дату. Студент должен раздать всем членам семинара свою подборку (так называются "написанные за последнее время тексты, которые не стыдно обсудить"). К следующему занятию все будут ознакомлены с текстами и смогут высказать свое мнение. Такая практика обычно применяется на прозаических семинарах. Считается, что прозу можно воспринимать только при чтении. На самом семинаре автор может прочитать небольшой рассказ - это бывает полезно, если кто-то не успел ознакомиться с подборкой.

На поэтических семинарах стихи тоже раздаются заранее. А вот на драматургическом семинаре подборки заранее не раздаются. Автор будет читать свою пьесу вслух, от начала и до конца. Никакого чтения по ролям, даже если в пьесе будет десяток действующих лиц. Монотонно, ровно, со всеми ремарками, всякий раз называя имена действующих лиц перед репликами - именно так следует читать пьесу. Ведь если ваша пьеса будет ставиться в театре, ее будут читать перед актерами. Актеры сами сыграют эмоции там, где это будет необходимо. Но должен быть текст, ровное монотонное чтение позволит представить, как будет звучать этот же самый текст со сцены. Когда чтение пьесы закончено, все высказывают свое мнение. Часто разгораются споры о том, каким должен быть конфликт, нужен ли современному театру чистый жанр или же можно смешать комедию с трагедией. На факультете переводчиков тоже есть творческие семинары, на них студенты вместе с опытным мастером-переводчиком учатся искусству перевода. Последним, как бы подводя итог всему сказанному, говорит мастер.

Вы всегда сможете зайти в гости на "чужой" семинар, а вот свой надо выбирать не по степени знаменитости мастера. Хорошо бы перед поступлением разыскать произведения мастера, творческие или критические, почитать их, поразмыслить над тем, нравятся ли они тебе. Ведь, так или иначе, мастер будет преподавать вам собственную манеру письма. От мастера-реалиста не стоит ждать призывов к сюрреализму. Возможно, ваш мастер окажется разумен и не будет настаивать на признании его литературных вкусов; но будьте готовы к тому, что этого может и не произойти.

Если вы совсем не уживетесь с позицией своего мастера, всегда есть возможность перейти на другой семинар. Для этого нужно будет показать свои работы выбранному мастеру, и если они ему понравятся, он с радостью возьмет вас к себе. Хороший мастер искренне заинтересован в наборе талантливых студентов. Во-первых, они потом будут с благодарностью вспоминать своего учителя и посвящать ему романы. Во-вторых, каждый настоящий писатель хочет передать свой опыт молодым талантливым ребятам. Поэтому не бойтесь - подавайте свои работы на несколько направлений, посещайте разные семинары, учитесь, набирайтесь опыта, пишите.

Евгения Евтушенко называют самым «громким» поэтом плеяды великих представителей писательской среды периода «оттепели». Его стихи давно стали классикой отечественной поэзии. Своё первое стихотворение про желание стать пиратом поэт написал ещё в четырёхлетнем возрасте и его содержанием весьма насторожил бабушку. Впрочем, примерным поведением Евгений не отличался и в школьные годы. За дисциплинарные взыскания он был позже исключён и из Литературного института

Одно всегда было и остаётся неоспоримым — это литературный талант Евтушенко. Произведения автора отличает яркая и богатая палитра эмоций и жанровое многообразие. Сам поэт творческой основой своих работ считает антологическую составляющую. Именно поэтому его поэзия пропитана духом творчества многих русских поэтов, на работах которых, по признанию самого Евгения Александровича, он учился.

— Евгений Александрович, как известно, в 17 лет мы все поэты. А вам в этом юном возрасте удалось даже опубликовать своё стихотворение в «Советском спорте». Когда вообще вы начали писать?
— В 4 года я написал свою первую фразу в стихах: «Я проснулся рано-рано, стал я думать, кем мне быть. Захотел я быть пиратом, чтобы грабить корабли». Услышав это, бабушка всплеснула руками: «Ну и наклонности!..».
— Вас называют шестидесятником. А вы сами себя кем считаете?
— Я считаю себя просто одним из многих русских поэтов. И, если вы спросите меня, на творчестве каких поэтов я учился, то отвечу, что я учился у всех русских поэтов, независимо от их литературного направления. Я пытался объединить в себе черты поэтов, которые ссорились при жизни, например, Есенина, Маяковского и Пастернака, и тем самым помирить их. Я любил их всех троих. Но они при жизни во многом не сходились. И поэтому я занялся составлением антологий. Я даже, как профессиональный поэт, являюсь антологистом по характеру. Во всех моих стихах вы можете найти отражение всего того, что я перенял у разных поэтов, даже у тех, чьи имена не стали широко известными. Но и у них могут быть бессмертные строчки. Так что маленьких поэтов на самом деле не бывает. Есть поэты и графоманы.
— Как вы относитесь к 50-м годам, когда вас начали активно печатать, когда пришла слава?
— Я тогда просто наращивал форму. Больше экспериментировал именно с этой составляющей, чем писал всерьёз. С моей точки зрения, поэзия начинается тогда, когда она становится исповедью. Это необходимое первое условие для поэта, когда тебя что-то переполняет и тебе необходимо выразить свои чувства. Это может быть чувство любви, негодования, гражданского гнева… Но, самое главное — высказать всё то, что внутри было необходимо для тебя. В поэзии самое главное — чувство не случайности того, о чём ты пишешь. Я же сначала был просто очень верным читателем стихов. Если бы не стал поэтом, то читателем бы остался всё равно. Но так сложилось, что со временем стал писать понемножку и сам. И когда я был в Сибири во время войны (мужчины тогда все были на фронте) я, как и другие дети, много времени проводил и общался с женщинами, помогал им. Мы вместе пели песни, я наблюдал, как рождается фольклор, предлагал хорошую строчку, рифму.
— А над чем сейчас работаете?
— Во-первых, продолжаю работать над антологией десяти веков русской поэзии под названием «Поэт в России больше, чем поэт» совместно со своим редактором Раздвижевским. Три тома уже вышли, но, к сожалению, очень маленьким тиражом. Я только что вернулся из огромной поездки по 28-ми городам России. Был и на Транссибирской магистрали, и доехал от Санкт-Петербурга до Владивостока и Находки. У нас была хорошая бригада, наподобие тех, которые существовали во время войны. Кстати, в одной из них на фронте работала моя мама. Наша команда состояла из драматических актёров, исполнителей: Дима Харатьян, Сергей Никоненко, Игорь Скляр… Они исполняли песни военных лет, в том числе и на мои стихи.
Эта поездка была посвящена 70-летию Великой Победы и связи времён. Во всей этой атмосфере сплочённости творческих людей я был точно так же счастлив, как и во времена своей молодости, когда дружил с поэтами-фронтовиками. Эта поездка стала шагом на пути к тому, чтобы опять вернуть поэзию нашему народу. У нас совершилось то, чего никогда до этого не было: абсолютная разъединённость читателя с писателем. И в этом виновато не столько государство и правители, сколько сами писатели, их пассивность и пассивность всех учреждений, занимающихся культурой. Они просто забыли, что за литературой нужно следить и так же культивировать её, как сад.
Необходимо также взрыхлять почву, как это делают хорошие садовники. К моему ужасу, в филармониях почти во всех регионах, где мы проезжали, исчезла профессия чтеца. А раньше у нас были абонементные программы со специальными скидками для школ и пенсионеров. Но нельзя вместе с этим думать, что сегодня исчезли и люди, которые хорошо читают стихи. Например, в нашей команде, наряду с ветеранами сцены, прекрасно доносили поэтические строки до слушателей и молодые актёры.
И один из них — Борис Константинов. Он играл меня в фильме «Похороны Сталина». Этот актёр блистательно читал произведения Петра Яковлевича Чаадаева и стихи Александра Сергеевича Пушкина. И публика с таким воодушевлением воспринимала его выступления, как будто это написано про сегодняшний день. Потому что классика, — это то, что актуально всегда. В тех краях, на Северной магистрали, артисты, представляющие классическое направление в искусстве сегодня большая редкость. Туда, к сожалению, всё больше едет попса. Так что из этой поездки я вернулся наполненный верой в наше будущее, если мы не будем разрывать связи поэтов с народом.
— Во время этой поездки, несмотря на физическую трудность, вы что-то написали?
— Я написал только несколько стихов, посвящённых одновременно Че Геваре и Владимиру Высоцкому. Потому что я видел во всех городах (что меня очень удивило) портреты этих моих двух друзей. Ими были украшены стены многих молодёжных клубов. Вот эти, казалось бы, непохожие друг на друга люди и стали героями сегодняшней молодёжи глубинки. Самый лучший памятник Высоцкому, кстати, стоит в Новосибирске, а не в Москве.
— Вы по характеру, вообще, коллективист?
— Моя первая работа, за которую я получал деньги, была работа геолога. А они, как известно, все коллективисты. Когда меня вышибли из школы я поехал в геологоразведочную экспедицию. По природе я очень хорошо себя чувствую, работая вместе с людьми. Мне довелось в своё время выступать в качестве режиссёра. Я снимал два фильма. До сих пор все те, кто работали со мной, хотят продолжить это дело.
— Что ещё у вас в работе сегодня?
— Скоро будут выходить четвёртый и пятый тома моей антологии. Но трагедия ситуации в том, что предыдущих изданий этой серии нет нигде по всей Северной магистрали. А я считаю, что они должны быть в каждом доме, в каждом институте, в каждой школе. Это история русской поэзии в пяти томах. Это издание должно быть настольной книгой студентов и преподавателей литературы. И если мы ставим вопрос об уважении к литературе, даже посвящаем ей отдельный праздник в году, то надо возрождать традиции общения читателей с писателями.
Это то, о чём нас просила публика во всех городах, где мы были. Должны быть организованы, помимо нашей, и другие творческие бригады, которые бы ездили по стране и возобновляли этот контакт народа с теми, кто доносит до него наше богатое литературное наследие. В филармонии надо вернуть профессии чтецов. Иначе нас ждёт перспектива развития только развлекательной литературы и критицизм общества.
— У каждого поэта есть своя болдинская осень. Можно ли назвать таким периодом в вашей жизни время, когда вы работали геологом?
— У меня, к сожалению, болдинские осени чаще всего бывают в больнице. Когда я был в геологоразведочной экспедиции, у меня там много времени уходило на физическую работу, путешествия, приключения, авантюры, восхождения в горы, проникновения в сложные ущелья. А в больнице (не дай Бог, конечно, туда снова попадать), находясь в ситуации, когда ты не можешь двигаться, у меня бывают самые плодотворные моменты в моей жизни. Я не могу ничего не делать. Писатель должен уметь соизмерять одиночество, когда он работает, с тем, чтобы в то же время, не уйти в это состояние от читателей. Потому что, я считаю, эта образовавшаяся уже пропасть между читателями и писателями, очень опасна и для тех, и для других. Нам эту дистанцию необходимо уничтожить. Нам, писателям, нужно идти навстречу к своему народу, а народ должен идти к нам.
— Кстати, каково быть автором такой крылатой фразы, как «Поэт в России больше, чем поэт»? Что вы ощущаете, когда кто-то что-то говорит по этому поводу?
— Многие поэты в своё время были недовольны ею. Говорили, что этим я оскорбляю поэзию, мол, разве недостаточно быть просто поэтом? Нет, недостаточно. И пример тому — жизнь Александра Сергеевича Пушкина, который был историком, редактором, исследователем и чтецом собственных стихов. Он много проводил времени в Михайловском со своей няней Ариной Родионовной, которая была не менее гениальным человеком, чем он. Я благодарю Бога и Мишу Задорного за то, что он в своё время устроил конкурс на лучший эскиз памятника этой великой женщине. И поставил на территории России за свой счёт три памятника Арине Родионовне. Это ли не лишнее доказательство того, что поэт в России больше, чем поэт!

Беседовал Виталий КАРЮКОВ

Чем рафинированнее профессия гуманитария, тем жизнеспособнее должен быть он сам. Придется нелегко. Рассмотрим профессию писателя - самую рафинированную гуманитарную профессию.

Многие из желающих стать писателями - те, кто опасается не найти себе место в нашей пестрой, изменчивой, жестокой действительности. Они живут в мире литературных фантазий и не хотят в реальность - завоевывать себе место под солнцем. Они считают себя особенными. Заниматься чем-либо - даже журналистикой - ниже их достоинства. Они живут на родительские средства и старательно учатся. Они хотят прославиться, но удается это единицам. Большинство так и остается «широко известными в узкой среде». Потом они выпускают книги (иногда даже не платя за издание) и участвуют в многочисленных чтениях-выступлениях. Затем одни идут работать в редакции и издательства как советники по культурным вопросам. А некоторые переквалифицируются-таки в корреспондентов, редакторов, библиотекарей… Остальные же работают время от времени не по специальности, ругают время и общество, загубившее их талант, сворачивают на кривую дорожку.

Дадим слово тем, кто решил подвизаться на писательской ниве. Оцените авторов «на предмет наличия живучести»:

Оксана : Мне предложили ходить на семинары, читать свои произведения и публично их критиковать. Я ужаснулась и отказалась. Мне прямо представилось, как я стою эдаким святым Себастьяном, и плоть моих стихов - мою живую плоть - глумливо и не вдумываясь пронзают копьями. Поэтому я тихо издала свою книжонку и раздала доверенным людям - пусть читают спокойным вечером наедине с собой и не орут мне в лицо непрочувствованности. Если же получать высшее образование в сфере литературы или журналистики… Оно не создает писателей или журналистов - а в лучшем случае оттачивает мастерство. (С другой стороны, Бауманский не создает великих физиков, всё равно изначально должны быть задатки. Но по творческим вузам это лучше видно: без шлифовки извне, самому по себе, физиком не стать, а вот, например, поэтом - при желании можно.) Учась, человек рискует поддаться шаблону: вот так писать - верно, а так - неверно… А я за полет души, я сама пишу в полном угаре и люблю именно те места, где не могу объяснить, как это сделано. Иногда читаю, скажем, стихи кого-нибудь известного и думаю: так, вот эта рифма наверняка придумана специально, чтобы хоть чем-то уравновесить предыдущую строчку, на которой весь стих и завязан и ради которой его написали. И если (как мне, конечно, кажется) это четко просматривается, если нет ощущения, что все произведение создано как по мановению, то это уже мастеровой сделал - может, очень хороший, но не сумевший замести следы от швов и сварки…

Лора : Я стала хуже писать. Почему? Не знаю. Возможно дело в том, что меня учат по принципу неважно, что написано - важно как. А это изначально неправильно: важно и то, и другое! В равной степени! И ничего, кроме грусти, осознание всего этого не приносит.

Римма : Писателем, по-моему, может быть лишь человек с богатым жизненным опытом... Сразу после школы, в шестнадцать лет сложно осознать - твое это или не твое? Ведь, как правило, в юности пишутся наивные и любовно-морковные стишочки или поверхностные рассказы. А журналистика - просто хорошее подспорье для писательского разгона

Ольга : А “литературный работник” - это кто?

Дело в том, что квалификации «писатель» просто нет…

Интересно писать, рассуждать в книгах о вечном и злободневном может научиться любой - если захочет. Если вдруг поймет: «Не могу жить без творчества!». Скромный врач-психиатр из Алма-Аты сейчас - знаменитый столичный реалист-фантаст Сергей Лукьяненко. Глубокие произведения пишут актеры (например, Василий Ливанов). Пелевина из Литературного института выгнали… Петрушевская - выпускница журфака МГУ. Улицкая - биолог-генетик из Башкирии. Аксенов окончил медицинский институт.

Я - за широкое гуманитарное образование. За слияние всех «книжных» специальностей. За то, чтобы на встречи со студентами в писательские вузы приходили не только писатели, в театральные - не только актеры и режиссеры… Тогда выпускнику легче будет выбрать свой жизненный путь. Особенно если ему помогут дружелюбные педагоги, которые помимо образования займутся воспитанием - не лишнего человека - «умной ненужности», а разносторонней личности, стремящейся сделать мир более ярким и звонким, чутким и внимательным, думающим и нравственным. И, разумеется, жизнеспособной личности, способной принять специфику профессии.

А теперь - немного о специфике…

Отличие писателя от журналиста и PR-специалиста

Представим себе следующую ситуацию. Несколько очень творческих людей попали под очень сильный дождь…

Писатель вернется домой и опишет тонкие и звонкие струи, прокалывающие легкую ткань тучек солнечные лучи, пузыри на лужах, которые похожи на пузатых лягушат… То, как капли ползут по стеклам очков главного героя (на 80% этот герой - сам автор): романтически - или издевательски, искажая пространство - или время, зависит от настроя сочинителя. Большинство читателей пробегут глазами по этому лирическому отступлению, чтобы потом более внимательно прочитать про любовь главного героя: ведь он наверняка во время ливня идет на свидание с девушкой… У него нет денег на такси… И даже на цветы… Дождь - по большому счету, прелюдия. Но автор старательно создавал эту сцену, даже переписывал пару раз. И пускай книга вышла небольшим тиражом на средства творца… Зато всем знакомым понравился ход повествования. Да и в Интернете многие похвалили.

Журналист помчится выяснять, какие проблемы возникли в городе по вине сильного дождя. Сообщит свои впечатления, опросит граждан и даст комментарии чиновников. После чего в обсуждении его материала в Сети появится несколько сообщений на тему «вы бы лучше о дачах и автомобилях депутата такого-то написали», а в редакцию придет письмо от бабушки, громадную лужу у подъезда которой корреспондент случайно не учел. Однако журналист не сильно расстроится: ему надо в течение недели написать еще десяток не менее актуальных статей. Оклад - это неплохо, но ведь должны быть и гонорары…

Пристально посмотрит на веселую девочку, которая шлепает по лужам без зонта… И придумает к этому визуальному ряду несколько слоганов, чтобы потом с помощью всего этого продвигать к целевой аудитории практически любой товар или услугу. Кстати, подобное уже было: «Взгляни на мир по-детски!». Многие проникнутся, цитировать станут - даже если забудут, что же конкретно им вместе с этим образом и фразой предлагали… Только вот мало кого заинтересует личность автора сюжета. Однако богатая зарубежная компания уже предложила ему разработать имидж ее продукции, предложив высокую оплату труда.

И так - годами… Если окажетесь жизнеспособными - и если повезет.