Лунный календарь. Нешёлковый путь

«Мало знать, надо и применять», гласит народная мудрость. Почему же бывает трудно начать что-то делать, даже если понимаешь, что это нужно?

Ответ даёт китайская метафизика: Вам может не хватать энергии для того, чтобы что-то изменить в своей жизни.

Жизненная энергия, или Ци, — это одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры.

Так, например, в «Нэй цзин», древнейшем медицинском трактате, авторство которого приписывают легендарному императору Хуан-ди (ок. 2600 года до н. э.), указано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение, определённо имеется недостаток Ци ».

Согласно китайской метафизике из первоначальной единой энергии Ци возникают две противоположные силы - Инь и Ян.

Описывается это так: в результате «сгущения» Ци разделилась на светлые и легкие энергии Ян, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо , и мутные и тяжелые Инь, опустившиеся вниз и образовавшие Землю .

Чередование Инь и Ян задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день, зима и лето, холод и тепло, выдох и вдох и т.д.

А взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов или стихий (движений энергии Ци), которые являются основой всех вещей и состояний природы: Воду, Дерево, Огонь, Землю (Почву) и Металл.

Такое представление и сформировало концепцию «У-Син» (Пять Элементов или Движений), согласно которой все явления во Вселенной находятся в постоянном движении.

ОСОБЕННОСТИ теории у-син и Ваше место в этой концепции

С практической точки зрения важно узнать, каким элементом в этой концепции являетесь Вы.

Лучший выбор - это проанализировать Вашу карту рождения с точки зрения китайской астрологии.

Однако есть упрощенный, но тоже действенный способ.

Чтобы уточнить простым способом Ваше место в концепции У-Син, достаточно посмотреть на последнюю цифру Вашего года* рождения:

  • 0 и 1 - Вы «Металл».
  • 2 и 3 - Вы «Вода».
  • 4 и 5 - Вы «Дерево».
  • 6 и 7 - Вы «Огонь».
  • 8 и 9 - Вы «Земля».

* Если Вы родились в январе, начале февраля (до 4-5 числа), то смотрите предыдущий год.

Законы взаимодействия элементов в У-син

Пять элементов (или Пять движений Ци) не являются чем-то статичным, раз и навсегда установленным. Они постоянно вступают во взаимодействие друг с другом, в соответствии с определенными законами.

Эти законы называются Циклами Порождения и Контроля (сян шэн 相生 и сян кэ 相克 ).

1. Цикл (круг) порождения (или питания)

Цикл порождения - это особое взаимодействие, когда каждый из элементов порождает и питает следующий:
- Вода питает Дерево, Дерево порождает Огонь, Огонь - Землю, Земля - Металл, Металл - Воду, и круг замыкается.

2. Цикл контроля (или разрушения)

Цикл контроля - это особое взаимодействие, когда каждый из элементов контролирует и разрушает следующий:
- Огонь контролирует Металл, Металл - Дерево, Дерево - Землю, Земля - Воду, Вода - Огонь, и круг замыкается.

Как Использовать теорию У-Син в вашей жизни

Согласно Циклам Порождения и Контроля у каждого элемента есть два близких - один элемент питает его, и второй, которого питает он. Есть один «враждебный», который его разрушает, и есть один зависимый, который разрушается им самим.

Например, по году рождения Вы - «Металл»:

  • Тогда Вас «питают», то есть поддерживают, люди, вещи, продукты и явления стихии «Земли» и «Металла».
  • Сами Вы «питаете», то есть поддерживаете «Воду».
  • Разрушает Вас то, что связано с «Огнем», Вы разрушаете то, что связано с «Деревом».

Смотрите в табличку, чтобы определить для себя лучшие направления, цвета, времена года и ключевые факторы жизни.

Таблица. У-Син и окружающий мир

Дерево Огонь Земля Металл Вода
Сторона света Восток, юго-восток Юг Юго-запад, северо-восток, центр Запад, северо-запад Север
Время года Весна Лето Конец каждого сезона Осень Зима
Ключевой фактор Ветер Жар Сырость Сухость Холод
Природа Прямоугольные формы. Поддаваться сгибанию и распрямлению. Маятник. Кривое и прямое. Треугольник, конус. Гореть и подниматься вверх. Движение по часовой стрелке. Квадрат. Принимает посевы и даёт всходы. Пребывает во всём. Подчиняется внешнему воздействию и меняется. Вызывает обновление. Мокрая и течет вниз. Движение против часовой стрелки.
Планеты Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий
Цвет Зеленый Красный Желтый, коричневый Белый, металлический Черный, синий
В человеке Физиология, рост, развитие, обучение Эмоции, мотивация, оптимизм Интеллект, предусмотрительность, планирование Структура и порядок, жесткость и дисциплина Информация, творчество, интуиция

Качества и особенности личности по У-Син

Для того, чтобы оценить свои качества, читайте описание ниже.

Дерево

В природе дерево растет вверх и тянется к солнцу. Поэтому на символическом уровне оно связано с развитием, ростом.

Если в карте рождения человека мало либо совсем нет элемента Дерева, то это значит, что обучение, саморазвитие будет даваться сложнее.

В тени дерева может отдохнуть уставший странник, в его ветвях вьют гнезда птицы, поэтому еще одно качество дерева - это доброжелательность.

Огонь

Основная характеристика огня - это вдохновение, страсть, ведь недаром мы говорим, например, «загореться идеей». Ещё один образ Огня - это Солнце, когда его нет на небе, люди чаще склонны грустить, поэтому еще одна характеристика элемента Огонь - оптимизм.

Если в карте рождения элемент Огня слабый либо отсутствует, то могут быть сложности с мотивацией, склонность к пессимизму.

Поэтому, про такого человека, у которого элемент Огня ослаблен, может сложиться впечатление, что он - человек холодный.

Земля

Прежде всего Земля - это стабильность, надежность, стремление к гарантиям, уверенность в завтрашнем дне.

Человек, в гороскопе которого ярко выражен элемент Земли, склонен принимать решения, продумывая долгосрочные последствия.

Например, я выберу профессию, а будет ли она пользоваться спросом через 20 лет?

Это хорошие стратеги, а также - заботливые люди.

Металл

Элемент Металла характеризуется твердостью, поэтому он отвечает в гороскопе за чувство справедливости, воплощение планов в жизнь. Также качества Металла - это организованность, умение концентрироваться.

Если Металла в карте рождения нет либо недостаточно, то человеку будет непросто отстаивать себя, поддерживать дисциплину.

Металл также связан с выносливостью, практичностью, принципиальностью, стойкостью и мужеством.

Вода

Элемент Воды характеризуется подвижностью, пластичностью. Вода делает землю плодородной, орошая её. Однако избыток воды может привести к катастрофе (цунами).

В карте рождения Вода отвечает за гибкость, процессы мышления, общение, взаимодействие.

Если у человека в карте рождения недостаточно стихии Воды, то у него могут быть сложности с эмоциональным интеллектом, с интуицией.

При подготовке статьи были использованы материалы:

  • А. И. Кобзев. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т.
  • Китайская философия. Энциклопедический словарь, ред. Титаренко М.Л.
  • Дун Чжуншу. Смысл пяти элементов // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990.
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986
  • Знания, полученные из курса «Четыре Столпа Судьбы (Бацзы)» Анатолия Соколова, которого я являюсь.

ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ теории у-син

  • Чтобы изменить свою жизнь к лучшему недостаточно желания и знаний, нужна жизненная энергия. Жизненная энергия, или Ци, — это одна из основных категорий китайской философии.
  • Согласно китайской метафизике из единой Ци появились Инь и Ян, а их взаимодействие породило остальные пять ключевых элементов (стихий или движений) - Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода.
  • Ваш китайский гороскоп содержит информацию о ключевом элементе. Упрощенный метод определения такого элемента - по году рождения.
  • Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода вступают в различные взаимодействия друг с другом, в соответствии с определенными законами. Эти законы называются Циклами Порождения и Контроля.
  • Используя информацию о циклах, Вы можете определить, что благоприятно для Вас и что неблагоприятно, то есть уточнить для себя лучшие направления, цвета, времена года и ключевые факторы жизни и окружения.
  • В зависимости от того, какой элемент преобладает или отсутствует в Вашей карте рождения, могут проявляться те или иные качества и особенности Вашей личности.

Подобрать оптимальное решение для Вашей ситуации можно на консультации, прочитать подробнее о которой Вы .

Есть вопросы? Пожалуйста, пишите их в комментариях к этой статье. Также буду благодарна за Ваш отклик.

С уважением и пожеланиями удачи,

В тибетской традиции, как и в большинстве культур, природные элементы используются в качестве основных метафор, описывающих внутренние и внешние силы. Например, элементам приписываются следующие физические свойства: земля - плотность, вода - сила сцепления, огонь - температура, воздух - движение, пространство - вмещающее измерение, которое дает место остальным четырем элементам. Кроме того, элементы соотносятся с различными эмоциями, темпераментом, сторонами света, разновидностями цвета и вкуса, типами организма человека, болезнями, складом ума и характером. От пяти элементов происходят пять чувств и пять областей чувственного опыта, пять вредящих эмоций и пять мудростей, пять «конечностей» тела. Пять элементов - это пять первичных пран, или жизненных энергий. Они образуют все физические, чувственные, умственные и духовные явления.

Если представление об элементах остается абстракцией, способом подразделять всё на пять, от этого мало пользы. Понимание элементов становится полезным, если оно связано с переживанием и применяется на деле для улучшения нашей жизни.

Соприкосновение с природными элементами может исцелять и освежать. Нам нравится чистая земля пустыни и жирная садовая земля. В отпуск мы уезжаем к океану, реке, озеру. Мы наслаждаемся ванной. Нас зачаровывает пламя и нам приятно тепло солнца или огня в камине. Мы делаем глубокий вдох, чтобы успокоиться; вздыхаем, чтобы облегчить скорбь; едем в горы, чтобы свежим воздухом укрепить силы. Нас завораживает небо, внешний образ пространства, - его изменчивый вид, цвет, наполняющий его свет. Мы расслабляемся в широком, открытом пространстве, и нам уютно в закрытом и тихом месте. Бывает и так, что мы чувствуем беспокойство на открытом месте и страдаем клаустрофобией в замкнутом помещении. Так или иначе мы откликаемся на окружение.

Лишившись одного из элементов, мы его жаждем. В пустыне мы радуемся, найдя воду. Если мы долго пробыли в море, то, ступив на землю, нам хочется ее поцеловать. Когда холодно, нас тянет к огню. Пять грубых элементов очень сильно воздействуют на глубоком, подсознательном уровне, но обычно мы остаемся лишь на поверхности переживаний, не понимая, что эти переживания, связанные с элементами, могут соединить нас со священным, исцелить нас, уравновесить и дать нам глубокое понимание самих себя.

Исследуя элементы, мы исследуем основу переживания и того, кто его получает. Познать элементы мира природы, их красоту и взаимодействие, проникнуть в священный танец элементов - значит жить в живом мире, полном тайн и скрытых возможностей.

То, что проявляется в переживании, обычно начинается на тонких уровнях, а затем переходит на более грубые. Это верно для любого процесса, который приводит к появлению новых вещей или новых объектов, будь то рождение идеи или рождение планеты. Материальное тело человека берет начало в желании, которое влечет за собой половой контакт, соединяющий вместе две маленькие клетки, в результате чего развивается полноценное человеческое тело. Язык берет начало в чистом звуке и приводит к возникновению смысла и всей философии и поэзии, которые есть у человечества. Физики говорят, что вселенная рождается из энергии, сконцентрированной в безразмерной точке, и процесс развития усложняющихся структур проявляется как возникновение звезд, планет и живых организмов. Проблемы часто берут начало в разногласиях, например в различии религиозных или политических представлений, и выливаются в конфликты, враждебность и даже войны.

Кармические предрасположенности и условия определяют характер мира, в котором мы живем. То, что мы воспринимаем как внешнее, есть проекция внутреннего.

Мыслить с точки зрения элементов не значит отказаться от представлений современной химии, физики, медицины и психологии. Элементы дают нам глубокие метафоры, помогающие объяснить процессы, протекающие глубже тех, которые описывают все эти дисциплины. Благодаря пониманию элементов мы можем видеть, что кажущиеся различными измерения нашего восприятия на деле оказываются лишь более тонкими или более грубыми уровнями элементов.

Если мы понимаем всеобъемлющий характер пяти элементов, то видим, что все явления возникают во взаимосвязи, они нераздельны и влияют друг на друга. Тревогу можно успокоить с помощью ритуала, лекарств, физических упражнений, медитации, любви, массажа или теплой ванны, потому что тревога - это избыток огня или воздуха либо недостаток земли или воды. Что бы ни вызывало такое неравновесие на любом уровне, оно обязательно затронет все другие уровни. Разумеется, в тот или иной момент бывает более пригоден какой-то один метод. Если у вас сильное кровотечение, лучше перевязать рану или наложить жгут, чем применять йогу. А если у вас постоянно плохое настроение, лучше привести в порядок энергию в организме, нежели прибегнуть к хирургическому вмешательству.

Элементы связаны с эмоциями, типом личности, особенностями познавательных способностей и всеми другими аспектами восприятия, включая переживания, получаемые в видениях и медитации. Во всех этих аспектах элементы можно воспринимать непосредственно, если есть понимание, что они собой представляют.

Земля - основание нашей обычной жизни. Согласно шаманскому мировоззрению, она обычно бывает серединой всего, и ее помещают в центр мандалы, как на изображении, так и в переживании. (В Тантре и Дзогчене основанием и центром считается пространство.)

Большинство качеств земли как элемента можно понять интуитивно: она тяжелая, плотная, устойчивая, прочная. Земля обладает силой тяготения. При хорошем сочетании с другими элементами - теплом, влагой, воздухом - она может быть богатой и плодородной. Но при недостатке тепла она может быть холодной и ни на что не годной, при недостатке влаги - сухой и твердой, а при недостатке воздуха - затхлой и безжизненной.

Если земля в нас хорошо уравновешена, мы чувствуем в себе устойчивость, основательность, уверенность. Мы не слишком медлительны и не слишком подвижны. Наши ощущения глубоки. Нас нелегко вывести из равновесия, и мы не отвлекаемся от того, что для нас важно. Если мы что-то знаем, то не забываем. Наша вера отличается постоянством. Мы не отказываемся от своих намерений из-за каких-либо порывов и стойко прилагаем усилия. Мы ответственны и умеем настоять на своем. Высшее измерение этого качества - устойчивое пребывание в чистом бытии.

Если же земли слишком много, мы тяжелы на подъем, тупы, ленивы и вялы. Это излишне инертное состояние, которому недостает движения. Мышление при этом замедленное, лишенное образности и творческих способностей. Избыток земли может повлечь за собой депрессию, безволие и неспособность к продвижению: как в профессиональной деятельности, так и во взаимоотношениях, или в духовной практике. Кроме того, становится трудным осуществить какие-либо перемены; трудности кажутся нам неразрешимыми. Мы любим поспать. Пытаясь медитировать, клюем носом. А проснувшись, затрудняемся вспомнить сны, хотя бы частично. Избыток земли может лишить нас чувствительности и воодушевления. Из-за избытка земли мы можем или все время молчать, или безостановочно говорить. Если человек постоянно опаздывает или, наоборот, слишком пунктуален - это тоже проявление элемента земля. Обычно отрицательным аспектом земли считают неведение.

Если же нам недостает земли, то у нас словно нет якоря. Мы ветрены, легкомысленны, возбуждены. Не в состоянии завершить начатое, мы лишены опоры и не чувствуем удовлетворения. Нам нигде нет приюта, мы всегда ищем то, что даст нам устойчивость и защиту.

Если мы испытываем недостаток земли, есть разные способы обрести устойчивость. Кроме упражнений, которые описываются в этой книге, можно использовать и дополнительные средства. Например, надежный дом, здоровые взаимоотношения, серьезная работа могут помочь зародить чувство прочности. Такие исправления внешней обстановки могут быть уместны при определенных обстоятельствах. Когда защищенность достигнута с внешней стороны, чувство устойчивости может служить основой, на которой можно развивать благотворные внутренние качества. Обычно лучше находить положительные качества внутри себя и проявлять их вовне, но иногда полезен и обратный порядок.

Воспринимая себя существом, обладающим материальной субстанцией, мы естественным образом будем стараться найти опору в материальных внешних вещах. Воспринимая себя энергетическим существом, мы постараемся обрести опору в своих ощущениях. Если же мы отождествляем себя с чистой осознанностью, то найдем опору в природе ума. Грубый ум ощущает устойчивость в осязаемой земле, более тонкая, свободная от «я» осознанность находит опору в пространстве.

С точки зрения практики медитации, уравновешенная земля - это великая и необходимая поддержка. Даже в таких глубоких практиках, как практики пустоты в Сутре и трегчо в Дзогчене, рекомендуется выполнять сосредоточение, которое развивает качества земли и устойчивость ума. Ум должен быть устойчивым, для того чтобы продвигаться по пути медитации, и эта устойчивость развивается благодаря усилению элемента земля. В учении говорится, что люди, у которых преобладает огонь и воздух, быстро получают духовные переживания, но так же быстро их и теряют. Те же, у кого преобладают земля и вода, возможно, достигают переживаний более медленно, но, когда им это удается, они способны сохранять и развивать их и в конечном счете продвигаются быстрее.

Если у вас нет устойчивости в практике медитации, то, развивая сосредоточение, усиливайте качество земли. Практикуйте устойчивость ума и тела. Ешьте более основательную пищу и избегайте всего, что возбуждает. Выполняйте физические упражнения. Обычно нам известно, что делать для преодоления затруднений в практике, но мы этого не делаем. Заставить себя делать то, что лучше всего, - это один из способов упрочения элемента земля.

Когда посредством сосредоточения развивается устойчивость ума, его избыточное движение замедляется и прекращается. Переживание становится ясным и покоится в безмолвии, свободном от сумятицы мыслей. Света и цвета становятся более отчетливыми. Если мы уже получили введение в природу ума, теперь нам легче пребывать в естественном состоянии и объединять практику со всеми действиями. Становится легче сохранять внимательность, и мы можем поддерживать ее в течение всего дня, а потом и ночи. Когда ум устойчив, прозрение возникает естественным образом. Происходит пробуждение ума. Это не сосредоточение, а более высокий уровень практики, достигаемый посредством устойчивости ума.

Если земли слишком много, подход совсем иной. Ешьте более легкую пищу и старайтесь избегать переутомления. Практикуйте гибкость мышления. Чтобы приобрести гибкость, творческие способности и живость ума, развивайте качества элементов воздух и огонь.

Достигая в духовной практике полного развития, элемент земля становится мудростью беспристрастности. Именно высшая духовная способность земли позволяет практикующему быть устойчивым и уравновешенным при любых обстоятельствах, какими бы исключительными они ни были, и узнавать светоносное исконное ригпа, общее для всех переживаний.


Если элемент вода уравновешен, во внутренней и внешней жизни у нас все протекает гладко. Мы умеем приспосабливаться, хорошо ориентируемся в событиях и жизненных взаимоотношениях. Уравновешенность воды дает возможность мириться с разными ситуациями, Она приносит чувство радости и довольства. Высшее измерение воды в личном переживании - это удовлетворенность тем, что ты жив, радость бытия, которая идет изнутри и не зависит от внешних обстоятельств. Когда у нас есть связь с радостью, присущей элементу вода, это проявляется и внешне. Мы радуемся встрече с людьми, с новыми местами. Мы наслаждаемся жизнью.

Эта радость может быть утрачена в неизбежном страдании, сопровождающем двойственное восприятие. И тогда мы зачастую ищем ее вовне, полагая, что станем счастливее, если получим новую возлюбленную, другую работу, богатство, звание, признание или что-то еще, что в данное время находится в центре нашего внимания. Мы думаем, что радость заключается в обладании и деятельности, а не в самом бытии.

У людей с преобладанием элемента вода бывает много чувств и эмоций, а иногда они слишком расслабленны, то есть слишком легко относятся к своим обязанностям и плывут по волнам жизни. Это означает, что человек, привыкая к постоянной расслабленности, теряет присутствие и мирится с ситуациями, которые необходимо изменить, или же просто бездельничает. Такой человек не прилагает усилий для преодоления трудностей, даже если из-за этого ему приходится отказаться от чего-то ценного.

В медитации избыток воды может уменьшить ясность. Это не тупость и неповоротливость, связанная с водой, а нечто вроде безвольного движения по течению, что затрудняет выполнение задач и лишает наслаждения их плодами.

Избыток воды может также привести к тому, что человек полностью поглощен эмоциями, его постоянно захлестывают и кружат волны чувств; он слишком чувствителен к мимолетным эмоциональным состояниям, бывает сентиментален или любит пожалеть самого себя. Вместо того чтобы пребывать в благодатной расслабленности элемента вода, мы носимся в волнах эмоций.

Недостаток воды дает ощущение внутреннего неудобства, безрадостное настроение и напряженные отношения с людьми. Даже если есть хорошая основа элемента земля, недостаток воды делает ее сухой, лишает радостей и чувствительности. Если мало и земли и воды, то будет преобладать огонь или воздух, или оба этих элемента, что повлечет за собой недостаток устойчивости и излишнюю возбужденность. В медитации недостаток элемента вода означает ощущение внутреннего неудобства при выполнении практики и утрату радости в духовном пути. Практика может стать безжизненной и бесплодной.

Практики, развивающие благотворные аспекты воды, эмоциональны. Для тех, кто практикует тибетскую традицию, - это гуру-йога, которая раскрывает сердце; развитие любви и сострадания; практика отдачи и получения взамен. Если в духовной практике не участвует сердце, она может идти лишь от одного ума, но в тибетской традиции сострадание и любовь считаются необходимыми для духовного пути. Результат наивысшего развития элемента вода в духовной практике - это обретение зерцалоподобной мудрости.

Благотворный аспект огня - это способность созидать, давать толчок процессам на любом уровне и завершать то, что творческая сила приводит в движение. Поскольку огонь воодушевляет и возбуждает, с ним связана интуиция. Уравновешенный огонь подвигает на вдохновенные дела, дает радость труда и завершает начатое. Огонь связан с блаженством и радостью, которые отличаются от тех блаженства и радости, которые дает элемент вода и которые связаны с приятием и довольством. Радость огня больше связана с воодушевлением и телесным блаженством, с радостью пробуждения переживаний. Высшее переживание огня - это блаженство бытия. Его высшее выражение - развитие мудрости различения.

Люди, у которых слишком много огня, легко возбудимы. Безобидные вещи могут вызвать у них вспышку раздражения и импульсивную реакцию, когда они, не подумав, разражаются гневными словами и жестами. Так как им недостает терпимости, их раздражают иная религия, иная раса, иная философия. Их может раздражать даже чья-то манера сидеть или говорить.

Поскольку огонь - противоположность земли, избыток огня часто приводит к недостатку устойчивости. При этом бывает слишком много быстрых движений и неустойчивости. Если вдобавок недостает и воды, то такие люди могут испытывать постоянную неудовлетворенность и беспокойность. Им трудно высидеть пять минут, им всегда нужно что-то делать. Тишина и покой для них могут быть невыносимы. Им трудно заснуть. Люди с избытком огня часто слишком быстро и много говорят. Не успеют они высказать одно, как на ум уже пришло другое. У них беспрестанно возникают всякие идеи.

В практике медитации избыток огня влечет за собой быстрое возникновение мыслей, с которыми трудно справиться. Постоянно приходят новые мысли, которые кажутся слишком важными, чтобы не обращать на них внимания. Практике не хватает покоя, умиротворенности, в ней слишком много возбужденности и беспокойства. Возбуждение может возникнуть от недостатка воды в относительном смысле, а неустойчивость - от недостатка земли.

Если на духовном пути практику недостает огня, у него мало энергии и вдохновения, требующихся для выполнения практики, или он не находит в практике радости и удовольствия. И тогда практика выполняется механически, без порывов к новому пониманию или новому переживанию. В результате продвижение в практике происходит намного медленнее.

Если недостает огня, то недостает и жизненной силы, вдохновения. Труд не приносит радости. Нет воодушевления. Не появляется ничего нового. Жизнь превращается в бесконечный круг однообразной, тяжелой работы. Или же если недостаток огня сопровождается избытком воздуха, то движение происходит, но оно монотонное и нетворческое. Благодаря воздуху умственные способности человека могут быть очень высоки, но он не может подойти к полученным знаниям творчески.

Практики, которые развивают огонь - это практики внутреннего жара (туммо), известные по рассказам о йо-гинах, которые сидят на снегу, сушат мокрые полотенца одним лишь теплом своего тела; практика внешнего рушена, в которой предаются переживанию кармических склонностей, чтобы отличать их от чистого переживания; и некоторые разновидности йоги, связанные с физическим телом.

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене
Воздух - это элемент, который несет перемену, и, когда он развит, человек может превращать отрицательное в положительное, ненависть в любовь, ревность в открытость, жадность в щедрость, гордость и эгоизм в умиротворенность. Воздух связан с любознательностью, жаждой знания и гибкостью ума. В своем высшем аспекте - это мудрость свершения.

Если воздух преобладает, обычно недостает качеств земли и воды. В таком случае бывает мало устойчивости или удовлетворенности. Человеку трудно на чем-то сосредоточиться. Ему кажется, что хорошо там, где его нет, а на новом месте все повторяется. Трудно принимать вещи такими, каковы они есть, трудно найти покой в том, что есть. Такой человек может быть тревожным, беспокойным, неспособным сосредоточиться, непостоянным. Радость сменяется у него печалью при любой, даже небольшой, неприятности. Решимость сменяется неуверенностью. Вера легко рушится. В нем нет внутренней весомости, поэтому внешние влияния увлекают то в одну сторону, то в другую.

Если воздуха недостаточно, человек бывает слишком инертен. Ему трудно что-либо изменить. Когда возникает какая-то тревога, она никуда не уходит. Даже незначительная забота крепко держится внутри.

Если же воздух уравновешен, то беспокойства и заботы уступают место совсем другому - человек обретает решительность. Уравновешенный воздух позволят быть гибким. Даже если дела идут плохо, мы все же способны оценить и другие аспекты жизни: даже получив плохие новости, мы способны видеть прекрасное синее небо. Воздух дает возможность уму двигаться в новом направлении, увидеть вещи с других точек зрения, и это способствует накоплению знания и понимания. Насколько быстро вы можете превратить свой гнев или депрессию, или раздражение, или жалость к самому себе в нечто благотворное, зависит от того, насколько развит в вас элемент воздух.

Элемент воздух - это еще и прана, несущая ум. Вот почему в Тантре и Дзогчене, чтобы управлять элементом воздух и тем самым поддерживать нужное переживание, рекомендуются физические движения и позы. Когда возникает нарушение элемента воздух, трудно сосредоточиться умом, трудно усидеть в медитации. Человек нетерпелив. У него возникает множество вопросов, которые ему хочется задавать. Когда слишком много воздуха, трудно получить переживания пустой всеобщей основы, кунжи, потому что ум и энергия мечутся то туда, то сюда, привлекаемые ясностью и проявлениями.

Воздух все соединяет. Он имеет отношение ко всем разновидностям связей. В качестве праны, элемент воздух наполняет все и вся; он - неотъемлемая энергия бытия.

В тибетских практиках, выполняемых, когда человек умирает, лама призывает дух умершего, используя элемент воздух, с помощью вдыхания. Установив связь с духом, лама помогает ему разрешить те сомнения, которые остались неразрешенными во время смерти.

В некоторых тантрах о воздухе говорится в связи с магическими силами. Магия всегда использует преображение, и без энергии элемента воздух никакого преображения не бывает. Обычно говорят, что недостаток воздуха не дает возможности совершить магическое действие и мешает направлять свое перерождение.

При недостатке воздуха продвижение в духовных практиках часто бывает недостаточным и человек неспособен превратить то, что возникает, в практику.

Практики, которые развивают воздух, называются ца-лунг. В них работают с каналами и правами тела. Эти практики включают в себя йогу трулкор, практики которой связаны с материальным телом; практику пова, или перенос сознания; дыхание-созерцание, во время которого центральный канал открывается с помощью дыхания и визуализации, и т. д. Некоторые из этих практик подробно описываются далее в этой книге. Обычно в практиках, связанных с воздухом, разделяют чистую и нечистую пра-ну, что подразумевает одновременное разделение чистого и нечистого состояний ума. Воздух - такой элемент, который дает возможность различить и разделить эти состояния.

ПРОСТРАНСТВО

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене
Все возникает из пространства, существует в пространстве и растворяется в пространстве. Внутри нас этот священный элемент, пространство, проявляется как ригпа. Переживание - это содержание ригпа, то, что в нем возникает, но при этом переживание и есть не что иное, как ригпа.

Если элемент пространство в нас уравновешен, в жизни есть место всему: что бы ни возникло, оно находит себе приют. У нас много времени, достаточно эмоциональных способностей, достаточно терпимости. Все переживания уместны, их не слишком много и не слишком мало. Переживания не отделены от нас, но и не завладевают нами полностью. Мы не стремимся получить переживание и не избегаем его, а больше опираемся на самих себя, того, кто получает переживания.

Человек, у которого преобладает пространство, - «не от мира сего»: у него нет связи с содержимым пространства, то есть с остальными элементами. Это состояние не является объединением с природой ума. Такой человек просто утрачивает связь. Происходит потеря смысла, но не от депрессии, случающейся тогда, когда преобладает земля, а от неглубокой связи с жизнью, из-за которой мы становимся лишенными корней и неприкаянными. Результатом избытка элемента пространство бывает недостаток осознанности, недостаток присутствия. Человек становится потерянным, «теряет контакт» с окружающим миром.

Если элемента пространство слишком много, это приводит нас к утрате возникающих в пространстве качеств, но если его слишком мало, то все возникающее начинает над нами властвовать. Все кажется прочным и непроницаемым. Небольшие препятствия могут казаться непомерно большими, а большие - совершенно непреодолимыми. Недостаток пространства способствует тому, что другой элемент начинает преобладать и определять наши реакции.

Человек с уравновешенным пространством может трудиться полный рабочий день, иметь семью, заботиться о доме, медитировать и заниматься духовными практиками, а также вмещать в себя все. У него есть место для всего.

Другой человек при таких же обстоятельствах, но с недостатком пространства, не смог бы всего этого выдержать: для него работы было бы слишком много, с детьми одни хлопоты, не хватает времени на друзей, нет времени готовить еду и невозможно расслабиться. Третий человек при тех же обстоятельствах, но с преобладанием пространства, просто плывет по течению жизни: работа для него не имеет никакой важности, дети его не занимают, жена - просто соседка, поручение он может выполнить и не выполнить: ничто не становится предметом его заботы.

Обычно мы отождествляем себя с внешними обстоятельствами: с работой, взаимоотношениями, интересами, со своим телом и т. д., - то есть скорее с содержимым пространства - переживанием, нежели с тем, кто переживает. В этом случае, разумеется, утратив что-то из перечисленного, мы ощущаем себя потерянными. Отношения прекращаются, работа заканчивается, местожительство изменяется, и тогда мы говорим, что ощущаем себя потерянными. Мы находимся в промежутке, пустом месте между вещами и даже не знаем, кто мы и что из себя представляем.

Если мы полностью объединяемся с элементом пространство, то познаём природу ума. Тогда мы свободны, потому что нас больше не связывает то, что возникает в переживании. Мы постигаем свою истинную природу и не пытаемся искать себя в частностях своих обстоятельств. Мы едины со своей сущностью и не отыскиваем вовне причины своих проблем. Мы знаем, что любая неприятность, с которой мы сталкиваемся, - это просто нечто возникающее в пространстве; нам не нужно самим становиться этой проблемой. Мы можем опираться на собственное переживание бытия, а не на то, как видят нас другие, или то, что у нас есть или что нам нужно сделать. Мы готовы с одобрением принять самого себя и то, с чем сталкиваемся.

Например, у человека есть прекрасная семья и процветающее дело. Он отождествляет себя с тем и другим, и вдруг лишается и того, и другого. В подобной ситуации он может как потерять себя, так и раскрыть - в зависимости от своего отношения к пространству. Страдание может породить как отрицательный, так и положительный исход, в зависимости от того, как к нему относиться. Потеряв внешнюю опору, предмет своего отождествления, личность может «сжаться», подавленная страхом, хрупкая, или же «расшириться» за пределы своих обычных границ благодаря объединению с пространством, в котором возникает переживание.

В практике медитации результат неуравновешенности пространства - недостаток сосредоточенности и присутствия. Ум легко отвлекается на все, что бы в нем ни возникло, потому что практикующий отождествляет себя с переживанием, а не с основой переживания. Дзогчен - главная практика для развития элемента пространство, но под пространством понимается и уравновешенность остальных четырех элементов. С пространством связана мудрость пустоты.

Компилляция из книги Тендзина Вангьяла Ринпоче "ИСЦЕЛЕНИЕ ФОРМОЙ, ЭНЕРГИЕЙ И СВЕТОМ. Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене"

Сколько лет русскому языку?
Послушаем, что говорят учёные (энциклопедия «Аванта+»):
«Общий восточнославянский язык назывался д р е в н е р у с с к и м. Такова родословная разговорного русского языка: она непрерывна и начало её теряется в исторической дали. Поэтому ответить на вопрос: «Сколько лет русскому языку?» - вряд ли возможно».

А вот что говорится по поводу письменности:
«…Появление письменности у славян связано с принятием христианства: необходимы были понятные славянам богослужебные тексты. Греческие миссионеры Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий создали первый славянский алфавит».
И далее:
«…старым словам придавали новые значения, и славянское слово приобретало отвлечённый религиозный смысл, который обычно в языке складывается столетиями. Таких значений, которые в старославянском получили слова дух (в соответствии с греч. «pneuma»), свет (в соответствии с греч. «phos» (черта над о), слово (в соответствии с греч. «logos»), в живых славянских диалектах не было. Слово дух, например, даже в современных русских говорах означает ‘дыхание’, ‘запах’, ‘жизненная сила’. Слово господь (т. е. ‘господин’) значило ‘властитель’, ‘владелец’ и никогда не использовалось как обращение к языческим богам».

И вот такой ложью нам (начиная с детского возраста!) забивают головы! Хотя давно уже известно: всё было наоборот!
И в подтверждение – мнение истинно русского человека:

"Подлинные же славяне, задолго до Христа, и славяно-русы, собственно до Владимира, письмо имели, в чем нам многие писатели свидетельствуют".
В.Н. Татищев

Я хочу, чтобы эти слова стали эпиграфом к сказанному мною в дальнейшем. Потому что, занимаясь исследованиями Гипербореи на островах Белого моря и на Урале, я пришла к выводу: русский язык – наидревнейший! Именно на смеси древнерусского и санскрита говорила предыдущая цивилизация гигантов (так называемые «атланты»), причём слова на санскрите были более сложными, а основу языка составлял древнерусский… из чего можно заключить, что он – древнее! И так говорил весь мир! (И у меня есть тому доказательства). Сейчас мы назвали бы это «языком межнационального общения».

Если внимательно рассмотреть древнерусскую Азбуку, то мы увидим, что каждая буква древнерусского языка не только произносится как отдельное слово, но имеет ещё и сакральный смысл. И всё, что я сделала дальше – это просто выписала значение букв в соответствии с алфавитом.
И вот что у меня получилось:

Начало – множество Богов.
Знание – передача мудрости – накопление.

Пять элементов жизни – существование –
Жизнь многогранная – неизведанная – форма жизни.

Единство – Вселенной –
Общение – охват (масштабный) – объединение человека со Вселенной.

Люди – мышление (мудрость) –
То, что было известно нашим Предкам – отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного – неизменность.

Речь (вибрационная волна) – слово.
Утверждённое свыше указание – зов-послание – зов сердца.

Цель зримого бытия в настоящем и будущем – природная красота и гармония.
Покой – пространство, ограниченное пределом.

Созидательный процесс приращения добра на Земле – множество – существующая жизнь, Богом данная (сотворённое без участия человека).

Божественная связь – нечто, выходящее за пределы известного.
Хранитель – способы познания себя и мира.

Сияние – Нерукотворный образ – культурное наследие Предков.
Элемент образа – неизвестная излучающая система – Дух.

Душа – тонкое взаимодействие духовных и материальных сфер – движение и сила жизненных соков (гармоничное распространение).

Временность (преходяще).

Я нарочно не стала формировать предложения, чтобы вы смогли сами убедиться, насколько осмысленными получаются эти связки. Причём, первые 25 букв по смысловому значению разбиваются на пятёрки и отражают понятия Яви (извините, моя трактовка)! Остальные (21 буква) – философские понятия (Прави?).
А последняя буква («Ижа») – показывает цикличность жизни, доказывая смену цивилизаций и рас…

Таким образом наши Предки могли сказать целое предложение, произнеся всего лишь одно слово, - что-то похожее на наши аббревиатуры, но гораздо глубже, сокровеннее!
И тогда мне пришло в голову «расшифровать» имена самых древних русских Богов и самые значимые понятия… и на этот раз я не ошиблась: «структура» слов – одинакова!!! Первая буква имени – понятие, термин, а следующие буквы – его пояснение.
Смотрите сами:

РА – реци азъ – сила (энергия) истока;
- вибрационная волна изначалья (Бога, живущего и созидающего на Земле).
АРI - азъ реци ижеи - я говорю во Вселенной;
- Бог, живущий и созидающий на Земле, разделился во Вселенной.
РОД - реци онъ добро – вибрационная волна (речь) отделяет внутреннее от внешнего, духовное от материального, священное от профанного.
СВАРОГ – слово веди азъ реци онъ глаголи – мысль произнесённая – это мудрость Бога, живущего и созидающего на Земле, вибрационная волна (речь), определённость, передача мудрости.
ПЕРУН – покой есть реци укъ нашь – покой – проявленная форма бытия, энергия взаимодействия, известная нашим Предкам.
ВЫШЕН – веди еры ша есть нашь – мудрость – единство пространства, пяти элементов жизни и того, что было известно нашим Предкам.
SЕМАРГЛ – дзиело есмь мыслитие азъ реци глаголи людие – неизведанное есть мудрость Бога, живущего и созидающего на Земле, вибрационная волна (речь) для передачи мудрости людям.
ВЕЛЕС – веди есть людие есть слово – мудрость – это 5 элементов жизни, люди – земная форма бытия, слово.
ХОРS – херъ онъ реци дзиело – Вселенское равновесие – это форма (структура) вибрационной волны неизведанного.
МАРА – мыслитие азъ реци азъ – мышление – источник (начало) речи человека.
ЛАДА – людие азъ добро азъ – люди – исток гармонии Бога, живущего и созидающего на Земле.
МАКОШ(ь) – мыслитие азъ како онъ ша – мысль (мудрость) – начало объединения человека со Вселенной в определённом пространстве (измерении?).
НИЙ/Вий – нашь ижеи инить – то, что было известно нашим Предкам – истина Вселенского уровня и истина людей (общины).
АЛАТЫР(ь) – азъ люди азъ твердо еры реци – начало/исток – люди-Боги, живущие и созидающие на Земле, как утверждённое свыше указание единства вибрационной волны (речи).
КОЛА – како онъ люди азъ – объединение человека со Вселенной – отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного, объединение мирно мыслящих Богов, живущих и созидающих на Земле.
КОЛАДА (КОЛЯДА) – како онъ люди азъ добро азъ – объединение человека со Вселенной – отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного, объединение мирно мыслящих Богов, живущих и созидающих на Земле в гармонии изначалья.

Памятуя о всемирном употреблении русского языка, я решила таким же образом исследовать имена древнеегипетских богов:

УСIР (Осирис) – укъ слово ижеи реци – зов-послание – это слово Вселенной как вибрационная волна.
СЕТ – слово есть твердо – слово – 5 элементов жизни как утверждённое свыше указание.
IЗИДА – ижеи земля иже добро азъ – Вселенная – это форма жизни как единство множества людей.
ГОР – глаголи онъ реци – передача мудрости – это отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного, сказанное вслух.
ТОТ – твердо онъ твердо – утверждённое свыше указание – отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного, заключённое в определённую форму (Сфинкс – ТОТ, кто отвечает на вопросы!).
ДУАТ – добро укъ азъ твердо – гармония – зов-послание изначалья как утверждённое свыше указание.

… древнегреческих:

ЗЕВС – земля есть веди слово – форма жизни (земля) – это 5 элементов жизни (проявленная форма бытия), направленные в слово.
АIД – азъ ижеи добро – изначалье – Вселенная в развитии.
АПОЛЛОН – азъ покой онъ люди люди онъ нашь – начало/исток – это покой, отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного, общность людей, искренность, нечто родное, что было известно нашим Предкам.
ГЕРА (супруга Зевса) – глаголи есмь реци азъ – передача мудрости есть речь людей.
ГЕРАКЛ – глаголи есмь реци азъ како люди – передача мудрости есть речь людей, охватывающая всю общность.
АФIНА – азъ фита ижеи нашь азъ – исток (изначалье) – тонкое взаимодействие духовных и материальных сфер, истина вселенского уровня, то, что было известно нашим Предкам, человек (!!!)
МОЙРА (богиня судьбы) – мыслете онъ инить реци азъ – мышление (мудрость) – отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного, общение, речь человека (или вибрационная волна истока).
ГОРГОНА – глаголи онъ реци глаголи онъ нашь азъ – передача мудрости – отделение внутреннего от внешнего, духовного от материального, священного от профанного, энергия потока, структура (форма) родного истока.

… и некоторых тибетских понятий:

Ч(х)АНТАМАНИ(i) (камень жизни) – червль (херъ) азъ нашь твердо азъ мыслете азъ нашь иже (или «ижеи») – природная красота и гармония – (вселенское равновесие) исток, то, что было известно нашим Предкам, утверждённое свыше указание Бога, живущего и созидающего на Земле, мудрость человека, родная гармония (Вселенная).
ЛУНГ-ЛА (священный конь, который принёс на Землю из Космоса камень Чантамани) – люди укъ нашь глаголи-люди азъ – люди – это зов-послание того, что было известно нашим Предкам, переданное мудростью – люди – Боги, живущие и созидающие на Земле.

Ну, вот как-то так…

Прошу прощения у вас, дорогие друзья, за столь претенциозное название этой статьи, но, поверьте, я сама уже несколько дней пребываю в шоке от содеянного… очень рассчитываю на вашу снисходительность!
Прошу откликнуться филологов, лингвистов – истинных патриотов Великой Руси. Вы нужны мне!!! Дело в том, что я во время путешествий по Уралу обнаружила великое множество надписей, но прочесть могу далеко не все. Однако, уже из прочитанного мной видна другая история – история существования древнейшей высокоразвитой цивилизации.
Готовы ли вы идти за Истиной?
Если да – то милости прошу: я планирую экспедицию на Урал в начале июля 2013 года. Вы можете написать мне: [email protected]

Энергия пяти элементов определяет баланс двух основополагающих начал - Инь и Ян.

Взаимосвязь элементов

Ян - символ, олицетворяющий мужское начало мироздания. Энергия Ян отличается яркостью, силой, стремительностью. Это светлая сторона вселенной, отражающая действие, напор, целеустремленность.

Инь - этот символ олицетворяет женское начало мироздания. Все вещи во вселенной, подчиненные этому символу, обладают мягкостью, спокойствием и тишиной. Всем тем, что присуще истинно женскому компоненту. Энергия Инь - темная, является полной противоположностью энергии Ян.

Совокупность Инь и Ян определяет гармонию и целостность нашей вселенной. Их нельзя рассматривать, как добро и зло. Скорее это дополнение друг друга. Энергия, текущая гармонично и элегантно, переходя из одного вида в другой. Как день, который начинается на рассвете и заканчивается на закате. Все сущее представляет собой единство этих двух противоположностей. Все сотворенное мирозданием, созданное руками человека, все это имеет одну природу двух начал. Противоборство вышеописанных элементов есть в каждом из нас. Жизненная цель людей, осознанно или нет, заключается в обретение гармоничного единства двух начал, управляемых энергией Ци.

Обычно в человеке присутствуют и Инь, и Ян. Однако вряд ли можно встретить женщину или мужчину, в котором существует баланс этих двух начал. Чаще всего обнаруживается дисбаланс энергии. Властвует Инь или господствует Ян. Если наблюдается проявление первого — люди становятся медлительными, очень спокойными. Второе делает их излишне деятельными и энергичными, суетливыми.

Пять элементов

Гармония характера начинается с искусства сочетания пяти основных элементов фэн- шуй. Перевес одного символа обнаруживает себя дисбалансом энергетических потоков. Задача мастера фэн-шуй состоит в том, чтобы добиться устойчивого равновесия этих начал.

Влияние элементов друг на друга

Элементы по своей природе представляют собой пять фаз энергии, через которые проходит жизненная сила, так называемая энергия Ци.

Дерево олицетворяет начало жизненной энергии. Огонь - развитие на пике. Земля - стабилизирует энергию. Металл проявляется как упадок. И пятая фаза Вода - потенциальная энергия, заложенная в каждом из нас.

Перечисленные элементы проявляются в виде определенных циклов, связанных с созиданием и разрушением. Созидание: огонь рождает Землю, она в свою очередь - Металл. За счет него проявляется Вода, а она ведет к Дереву. Этот элемент вновь ведет к Огню. Таким образом, получается единый цикл взаимосвязанных элементов.

Разрушительный цикл: Огонь действует на Металл, расплавляя его, затем Металл режет Дерево, а Дерево в свою очередь истощает Землю. Земля загрязняет Воду и в результате Вода тушит Огонь.

Для постижения сути каждого элемента необходимо изучение их свойств.

Дерево

Символ рождения новой жизни, отождествления с началом жизненной энергии. Для сравнения прекрасно подходит весна, когда все расцветает и оживает.

Дерево начинает цикл пяти элементов. Представьте себе всю уникальность того, как из самого малого семечка может вырасти огромное дерево. С крепкими корнями, мощным стволом, пышной кроной и могучими ветвями с богатой листвой. Эту силу невозможно удержать. Она способна пробиться к свету через плотный грунт, камни, асфальт. Каменные стены не удержат дерево, растущее из земли. Сантиметр за сантиметром оно неспешно, но верно отвоевывает себе пространство для жизни. Поэтому Дерево и являет собой олицетворение неспешности, осторожности, а также уверенности и стремление к цели. Кроме того, этот элемент символизирует интуицию, скрытое знание.

Если человек наделен энергией этого элемента, он очень силен. Но эта сила подчиняется интуиции, внутреннему чутью. Она обладает значительной гибкостью. Неудивительно, что лучшим символическим отражением элемента являются растения. Используя, например, бамбуковые палочки, можно привлечь в свою жизнь энергию позитива и удачи.

Для активизации энергии Дерева можно использовать в своем жилье предметы зеленого цвета.

Огонь

Нет другого элемента, который имел бы в себе столько энергии Ян. Огонь - это летний элемент, жаркий, с сильной и бурной энергией. Испокон веков люди с огромной осторожностью и трепетом относились к этой природной стихии. Даже до появления науки фэн-шуй уже был создан круг «мастеров», участники которого именовались творцами огня. Их почитали, уважали и боялись, поскольку считалось, что если они не в настроении, то могут сжечь даже целый лес. Однако, если такие «мастера» были в хорошем состоянии духа, тогда можно было готовить с их помощью прекрасную еду.

Именно мощь, напористость, стремление к достижению максимума, доминирование - все это присуще стихии Огня. Для регулирования этой энергии в фэн-шуй принято использовать красный цвет или свечу. Когда обнаруживается дефицит этого элемента в помещении, тогда можно использовать обычную настольную лампу с красным плафоном или создать особое вечернее освещение того же цвета.

Огонь обитает в каминах, иголках, пирамидках. Его энергия заключения в изображениях восходящего солнца, а также светила на закате. Если в предметах интерьера использована шерсть, кожа или перья, в них так же есть этот элемент (ведь птицы и животные являются носителем Огня).

Основные носители огненной энергии - дети. Они активны, непоседливы, любят совать нос во все дела, шустрые, неуемные. Тем не менее, излишний Огонь в человеке ведет к неприятностям. Это может выражаться, с одной стороны, в излишней себялюбивости и самоуверенности. С другой стороны, влечет нервное истощение, поскольку люди становятся суетливыми, торопливыми, стремятся сделать многое, но теряют контроль над происходящим.

Земля

Земля имеет очень большое значение для человека. Земля - это единственный элемент, который ассоциируется с межсезоньем и имеет очень большое значение для человека. Земля - это место, где человек проводит основную часть жизни. Отсюда происходят такие выражения, как: «иметь почву под ногами», «стоять прочно на земле», поскольку именно здесь живем мы, и будут жить люди после нас.

Земля, как элемент энергии, используется для того, чтобы гармонизировать отношения человека с окружающей средой. С этой целью можно использовать изделия из глины, к примеру, статуэтки или фигурки. Легко декорировать жилье гранитными валунами. Прекрасно компенсируют недостаток энергии Земли терракотовые резервуары (герметично закрытые!). С их помощью можно насытить помещение влиянием этого элемента, если обнаруживается его недостаток.

В человеке должна быть энергия Земли для того, чтобы уверенно чувствовать себя в мире. А для этого нужно окружать себя изделиями из камня, фарфора, хрусталя, изображениями пейзажей. Но перебора допускать нельзя. В этом случае человек рискует стать ограниченным и недалеким. И в этом случае не стоит ожидать, что в жизни будет иметь место благоденствие и благополучие.

Металл

Все формы планеты в той или иной мере имеют энергию этого элемента. Все формы планеты в той или иной мере имеют энергию этого элемента. Сюда может входить серебро, медь, золото, бронза. Металл имеет жесткую энергетику и коварный осенний характер. Сюда может входить серебро, медь, золото, бронза.

Представителей этой стихии очень много, список может быть просто бесконечным. Но зачастую человек не уделяет должного внимания этому символу, поскольку в повседневной жизни обычно всегда окружен им в той или иной степени. Глаз перестает видеть в Металле ценность. Однако он по своему качеству близок к Огню. Именно Металл стимулирует мыслительную деятельность человека, его активность в проявлениях умственных процессов.

Эта энергия очень полезна, и ее можно увеличить. Для этого нужно обзавестись часами, подсвечниками из металла, фото-рамками, фигурками из этого материала. Но увлекаться им не стоит. Как и с другими элементами, переизбыток Металла негативно отражается на людях. В данном случае негатив может проявиться в мелочности, поспешности, неправильно принятых решениях.

Вода

С древних времен китайцы считают Воду одним из элементов, связанных с волшебством и магией. Во времена, когда еще не существовало зеркал, именно водная гладь была тем веществом, которое давало человеку представление о самом себе.

Стихия Воды сравнима с зимой, когда все замирает и накапливает энергетику в предвкушении оттепели, активных действий и глобальных изменений. Данный природный элемент является колыбелью жизни на нашей планете. Именно здесь появились первые представители простейшей жизни. Не мудрено, что именно с Водой связывались представления о загадочности и некой тайне. Также здесь имеет место олицетворение медитации, созерцания и духовной стороны человеческой жизни.

Энергия Воды проявляет себя умиротворенностью, творческим духом, гибкостью и чувственностью. Наполнить дом положительной энергетикой знака можно, если использовать стеклянный сосуд, наполненный водой (обязательно свежей). Можно также использовать чашу с камешками (стеклянную), или иные прозрачные материалы. Разумно привнести в интерьер некий черный предмет, символизирующий темные воды.

Переизбыток знака проявляется нерешительностью, ранимостью, излишней эмоциональностью.

Уравновешиваем влияние элементов

Дисбаланс влияния пяти элементов на нашу жизнь и здоровье может проявляться как выражено, так и не очень. Каждый символ, помимо своей основной роли в жизни человека, связан и с состоянием его тела. По тем или иным признакам можно определить, какая энергия не сбалансирована. В этом нам поможет таблица пяти элементов:

Элемент/

состояние

Вода

Дерево

Огонь

Земля

Металл

Уравновешен

Удовлетворенность жизнью

Доверие судьбе

Жизнеспособность

Доброта, мягкость

Гибкость ума и тела

Терпение

Ясное мышление

Отвага и решительность

Удовлетворение жизнью

Живая энергия

Энтузиазм

Любовь и забота

Знание собственных сил

Спокойствие

Основательность

Сочувствие

Понимание

Прекрасное пищеварение

Воображение прекрасное

Оптимизм

Смелость

Организованность

Прекрасный кислородный обмен

Целеустремленность

Не уравновешен

Страхи, фобии

Неудовлетворенность жизнью

Трудоголизм

Тени, мешки под глазами

Вода задерживается в организме

Проблемы с печенью

Глазные проблемы

Горечь во рту

Спазмы мышц

Нетерпеливость

Гнев или его отсутствие полностью

Проблемы сердца

Беспокойство

Бессонница

Грудные боли

Слишком большая живость

Резкие перепады настроения

Желудочные проблемы

Беспокойство

Геморрой

Переедание

Неспособность принимать решения и двигаться дальше

Легкие, толстая кишка - проблемы

Аллергии

Кожные болезни

По этой таблице можно определить, что именно в нашей жизни не сбалансировано. Определившись, приступаем к следующему шагу.

Достигаем баланса

Пять элементов требуют гармонии в вашей жизни. А так как значительную ее часть мы проводим дома, с него и нужно начать.

Вода. Различный беспорядок, неисправности водопровода, не закрывающиеся двери - все это может быть причиной дисбаланса водного элемента. Тут может быть как чрезмерное стимулирование, так и недостача. В первом случае причиной могут быть излишне большие аквариумы или фотографии/картины с водными пейзажами. Следует избавиться от таких элементов или, напротив, добавить их в интерьер при недостаче. Так же не следует слишком много пить кофе и есть соли.

Дерево. Тяжелая мебель, громоздкие шкафы, все, что может символизировать негибкость и малоподвижность, тяжесть. Стоит заменить такие предметы на более легкие и изящные. Бамбук в данном случае подходит идеально. Животную пищу в рационе стоит ограничить. Также важно делать зарядку и научиться расслаблению. Позволяйте себе подурачиться - это прекрасный способ релаксации.

Огонь. Большая концентрация бытовой техники и электроприборов в одном месте может нарушить баланс этого элемента. Лучше всего разнести технику в разные комнаты. Добавьте также спокойные и красивые картины или статуэтки. В личном плане старайтесь доводить дело до конца, учитесь спокойствию. Так вы научитесь получать удовлетворение от жизни. О стимуляторах, вроде кофе и алкоголя, лучше забыть.

Земля. Причиной нарушения могут быть скопления предметов, несущих суть этого элемента. Если они не используются, от них лучше избавиться. Все пять элементов требуют баланса, и Земля здесь не на последнем месте. Пространство нужно очистить, что даст энергии Ци свободно циркулировать. Баланс свободного места и мебели должен соблюдаться во всех комнатах. Также важно заниматься спортом, различной деятельностью физического характера.

Металл. Проявляет дисбаланс в скупых, холодных или упорядоченных элементах. Слишком много предметов, связанных с этим символом - очень плохо. Привнесите в свое жилье веселье, радость. Разбавьте все это элементами Воды, чтобы создать подвижность и гибкость в интерьере. В личном плане учитесь радости, веселью, будьте праздничны. Для этого можно смотреть комедии, выбираться в театры, ходить на вечеринки. Активная физическая подвижность тоже пойдет на пользу.

Значимость пяти элементов

Все 5 элементов требуют гармонии, баланса между собой. И все они должны быть в нашей жизни, чтобы дуальное начало Вселенной - Инь и Ян, были уравновешены. Только в этом случае в вашу жизнь придет здоровье, радость, достаток и благополучие!