Миклухо-Маклай Николай Николаевич. Человек с Луны

6.1. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Задание 17. Прочитайте и укажите, где имеются сложносочиненные предложения, а где предложения с однородными сказуемыми. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Вот присел я у забора и стал прислушиваться. 2. Солнце село и тусклые тучи висели над темной степью. 3. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. 4. Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. 5. Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. 6. Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. 7. Начинало темнеть и на небе зажигались звезды. 8. Раз гуляя по лесу я чуть-чуть не заблудился но к счастью набрел на тропу и она привела меня к морю. 9. Теплый ветер гуляет по траве гнет деревья и поднимает пыль. 10. Песок блестит на солнце теплым желтым блеском и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шелка. 11. С высокой скалы я заметил пароход и мне захотелось посмотреть на людей. 12. Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся. 13. Конец мая и в поле еще прохладно. 14. Сверху жарко палило солнце и до раскаленной кабинки невозможно было дотронуться. 15. Утки вдруг поднимались кверху и с криком улетали. 16. Он стоял передо мной неподвижно и я начал рассматривать черты его лица. 17. Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах. 18. Ветер стихал и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках. 19. Берег обрывом спускался к морю у самых стен лачужки и внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. 20. С каждой секундой ропот становился все громче и громче и слышался со всех сторон.

Задание 18. Перепишите, расставьте знаки препинания.

1. Дохнул мороз и рады мы проказам матушки-зимы. 2. Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила. 3. Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их. 4. Мы ехали берегом Лены а зима догоняла нас с севера. 5. Ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато. 6. Положим он знает лесные дорожки гарцует верхом не боится воды зато беспощадно едят его мошки зато ему рано знакомы труды. 7. Надо смотреть практически на жизнь а то всегда дураком будешь. 8. Мне тоже дали удочку и я немедленно поймал рыбу. 9. Спутанная трава в саду полегла и все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. 10. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь.

Задание 19. Перепишите, ставя, где нужно, знаки препинания.

1. Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. 2. Тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами. 3. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. 4. Вечером мы созвонимся или я сам забегу. 5. С востока надвигались темные тучи и оттуда потягивало влагой. 6. Разговор показался Пьеру интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли. 7. К счастью пожар был замечен вовремя и нашлись средства для его тушения. 8. Этот разговор продолжался еще около часа и по-видимому произвел на Андрея Ефимовича глубокое впечатление. 9. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. 10. Когда состоится конференция и какова повестка дня? 11. Солнце пряталось за холодные вершины и туман расходился в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика. 12. Никнут шелковые травы и пахнет смолистой сосной. 13. Тут раздался легкий свист и Дубровский умолк. 14. Когда Каштанка опомнилась музыка уже не играла и полка не было. 15. Все вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка как только из-за туч вышла луна. 16. Мгновение и все опять тонуло во мраке. 17. Необходимо уложить вещи и надо быстро отправляться в аэропорт. 18. Вокруг поле с рожью точно огнем горит да речка блестит и сверкает на солнце. 19. Кажется погода улучшилась и дождя больше не будет. 20. Какая ты красивая и какое у тебя замечательное платье! 21. Мороз и солнце. 22. Ночь лес и снег. 23. Вечером в печке ревел огонь и в окна хлестал дождь. 24. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. 25. В косых лучах заходящего солнца ярко белеют каменные здания портового города золотятся прибрежные пески и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря.

Задание 20. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Почему ты опоздал и где твой портфель? 2. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря. 3. Уже совсем стемнело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату. 4. Берегов не видать их скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны разлива. 5. Короче говоря экзамены кончились и начались каникулы. 6. Пока я умывался печь была затоплена и на сковородке кипело масло. 7. В это время послышался звонок и она встала. 8. Кое-где белел парус да чайки плавно махая крылами опускались на воду едва касались ее и кругами поднимались опять вверх а над садами высоко и медленно плавал коршун. 9. В воздухе душно и пахнет травами. 10. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. 11. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит едва колеблемый набежавшей волной. 12. Ровный мягкий свет струился по опавшей листве и яблони отсвеченные по краям стояли у окна странные и золотые. 13. Еще одна минута объяснения и давнишняя вражда готова была погаснуть. 14. В саду было тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. 15. Спроси и не скажу. 16. Безветрие и все небо залито ровной синевой. 17. Стало известно расписание изменилось и лекции не будет. 18. Звонок прозвенел и все расходились по классам когда мы вошли в школу. 19. Между тем совсем рассвело и надо было опять выходить в море. 20. Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения.

Задание 21. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Мелькнет в бурьяне белый булыжник или перебежит дорогу суслик. 2. Куда вы меня завели и чего вам надо? 3. Уже смеркалось и в комнате стало темно. 4. Дым шел от костра и туман поднимался над болотом. 5. Мне было грустно и не хотелось уходить. 6. Мало-помалу деревья начали редеть и Владимир вышел из леса. 7. Весь сад согретый солнцем ожил и капли росы сверкали на солнце. 8. Автор прочитал корректуру и внес нужные исправления. 9. Совсем темно в поле густеют теплые сумерки и мы с Аней возвращаемся домой. 10. Луна стояла за углом дома широкая тень далеко лежала от него на поляне и из этой тени особенно хорошо было смотреть на звезды. 11. На воде изредка ходили круги и вздрагивали речные лилии. 12. В лесу сегодня и птиц не слышно и не видно ни одного гуляющего. 13. Нужно простить его и не следует долго помнить зла. 14. Под ногами шуршала мелкая ершистая травка и шляпки маслят желтели в ней. 15. Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда? 16. При встрече с ней сердце забилось и руки заметно задрожали. 17. Погода испортилась пошел дождь и дул сильный ветер. 18. По мере того как бричка близилась к крыльцу глаза Манилова делались все веселее и улыбка раздвигалась все более и более. 19. Затем музыка утихла и стало совсем светло вокруг. 20. По улицам двигались тяжелые грузовики мчались легковые машины и торопливо шли пешеходы. 21. Еще напор и враг бежит. 22. В неподвижном жарком воздухе мелькают пчелы и гудят большие мухи. 23. Какие ягоды сорвать и каким фруктам отдать предпочтение? 24. Надо собраться побыстрее и необходимо отправиться в путь до рассвета. 25. Звезды уже начинами бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.

6.2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Задание 22. Прочитайте. Укажите значение придаточных предложений. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Лес стоит молча неподвижно словно всматривается куда-то своими верхушками и ждет кого-то. 2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Темно-синяя поверхность моря сбросила с себя сумрак ночи и ждет первого луча чтобы заиграть веселым блеском. 4. Небо опустилось и стало желто-розовым будто на него падал отсвет далекого пожара. 5. Решено было идти завтра если дождь перестанет. 6. Надо было торопиться так как начинало светать. 7. По мере того как угасал день в лесу становилось все тише и тише. 8. Я полагал что мы скоро выйдем к морю но ошибся. 9. Всюду куда ни взглянешь виднелись мачты и развевающиеся на мачтах флаги. 10. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелестные сказки. 11. Если вы не можете найти адвоката который хорошо знает законы найдите адвоката который хорошо знает судью. 12. Дождь прошел так быстро что земля не успела глубоко промокнуть. 13. Всякое мастерство нужно хорошо знать если хочешь хорошо работать. 14. Вскоре он угадал где он находится. 15. Дождь лил как из ведра так что на крыльцо нельзя было выйти. 16. Сообщение о том что космический корабль благополучно приземлился быстро облетело весь мир. 17. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец ежели Андрей уедет не помирившись с ним. 18. Ученик все сделал так как требовал мастер. 19. Ночь была тиха и светла хотя луны не было. 20. Это был тот знаменитый артист, которого она видела на сцене в прошлом году. 21. Тот кто хорошо начал может считать свое дело выполненным наполовину. 22. Под вечер мы вышли на поляну, где рос огромный дуб. 23. Если ты не занимаешься политикой политика займется тобой. 24. Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех кто плохо воспитан. 25. Как мы ни старались в этот день нам удалось дойти только до устья реки. 26. Если женщина не права надо попросить у нее прощения. 27. Человек был так умен что стал почти ни к чему не пригоден. 28. Нынче когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов растущих в скромном палисаднике. 29. Сколько я ни прислушивался я не мог различить ни одного звука. 30. Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.

Задание 23. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения.

1. Подбирали грибы и говорили и когда она спрашивала о чем-нибудь то заходила вперед. 2. Она хотела чтобы дети пораньше уснули и чтобы можно было наедине посидеть с мужем. 3. Много позже когда в доме все спали я отправился в залу посмотреть заперта ли балконная дверь. 4. Я подумал о том что не знаю где находится берег и что если бы сейчас остался один совершенно не знал бы куда плыть. 5. С тех пор как она уехала они не встречались. 6. Пока секретарь собирал совещание прокуратор имел свидание с каким-то человеком лицо которого наполовину было закрыто капюшоном хотя в комнате лучи солнца и не могли его беспокоить.7. Не знаю почему но я его не любил. 8. Попытайтесь выяснить не что они уже сделали а что собираются еще сделать. 9. Держу пари что если вы передадите это герцогу то он останется здесь еще на три дня. 10. Не знаю пела ли она раньше так просто и задушевно. 11. Я думал о том что случилось и ничего не понимал. 12. Когда колонна уже прошла мимо Серпилина он вспомнил что когда она только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. 13. Когда дождик прошел и все вокруг засверкало мы вышли из леса. 14. Я присел под лиственницей чтобы закурить и пока дымок тихо вился надо мной отгоняя больших комаров меня совершенно незаметно охватила сладкая туманная дремота. 15. Мне было так весело на сенокосе что не хотелось даже ехать домой хотя отец уже звал меня. 16. Я сердился на Катю потому что перед отъездом из Москвы хотел проститься с ней и написал ей письмо. 17. Николай Николаевич старается идти рядом с ним но так как он путается между деревьями и спотыкается то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку. 18. День был тих и спокоен но если вглядеться в чистоту неба то невольно начинаешь волноваться. 19. Он решил разыскать своего друга во что бы то ни стало. 20. Я узнал о выставке поздно а именно когда она уже закрылась.

Задание 24. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку.

1. За огородом следовали крестьянские избы которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы но показывали довольство обитателей. 2. Я рассказываю ей как жил на пароходе и смотрю вокруг. 3. Паром двигался так медленно что если бы не постепенная обрисовка его контуров то можно было бы подумать что он стоит на одном месте или же идет к тому берегу. 4. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика не сразу понял кто это звонит и зачем. 5. Вечером он решит будет ли он устраиваться на работу здесь или лучше ему уехать домой. 6. Я решил узнать сам ли собой сдвинулся листик и направился к нему. 7. На карте было много зеленой краски за которой скрывались леса и много заштрихованных пространств означающих болота. 8. И отправился наш герой куда глаза глядят. 9. Вот теперь я знаю чего хочу и обязательно добьюсь исполнения желания. 10. Должен сказать что когда смотришь вдаль без напряжения то глаза отдыхают. 11. Перед ними предстал овраг лишь когда рассеялся туман. 12. Он увидел брата и чтобы привлечь его внимание тихонько свистнул. 13. И запели они кто во что горазд. 14. Я перебираю в памяти места какие видел и когда начинаю их считать убеждаюсь что видел мало. 15. Просторечные слова стали употреблять где нужно и не нужно. 16. Если светит солнце и на небе нет облачков на душе становится светло и радостно. 17. Он начал выяснять не что произошло а кто это сделал. 18. Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите. 19. Я вынужден буду обратиться куда следует. 20. Готовиться к экзаменам надо не когда начнется сессия а задолго до этого. 21. Здесь есть над чем поработать. 22. После того как мы окончательно потеряли из виду цель мы удвоили свои усилия. 23. Только тот кто моет пол знает как вытирать ноги. 24. По мере того как поднималось солнце день теплел и веселел. 25. Он обещал вернуться но не сказал когда.

Задание 25. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. В первую очередь необходимо выяснить не какая бригада выйдет на поля а готова ли техника к уборочной кампании. 2. Надо чтобы всем было весело и чтобы вы запомнили этот праздник надолго. 3. Все надо сделать как следует. 4. Влево от лугов если смотреть со стороны селения молчаливой стеной стоял лес. 5. Он собирается поступать в институт не раньше чем в будущем году. 6. Он о чем-то все время думал и так был занят своими мыслями что когда его спрашивали о чем-нибудь то он вздрагивал встряхивал головой и просил повторить вопрос. 7. Он остался как ни в чем не бывало там где стоял. 8. Ввиду того что лето было жарким приходилось поливать каждое деревце. 9. Простота требует ясности мысли и если этих качеств у писателя нет то он не добьется вершины писательского искусства. 10. У меня есть что тебе сказать. 11. Тем кто много работает некогда зарабатывать деньги. 12. Когда все кончилось и публика начала расходиться Косте стало грустно. 13. Приезжай через неделю или когда тебе захочется. 14. Кто-то громко окликнул Сергея но он даже не посмотрел кто. 15. Тогда стало видно где я нахожусь и куда надо идти. 16. Учащимся назначили экзамен но не уточнили когда. 17. Скоро станет известно и кто приедет на праздник. 18. И бросился он туда что есть мочи. 19. Давно заметил что когда ветер качает колосья то в этом есть особая прелесть. 20. Он приехал вовремя как раз когда должны были начаться занятия.

Раз, гуляя по лесу, я забрел так далеко, что чуть-чуть на заблудился: но, к счастью, наконец, набрел на тропу, которая привела меня к морю, где я сейчас же мог ориентироваться. Это случилось около деревни Мале, куда я, однако ж, не пошел, а направился в Бонгу, по дороге домой. Но дойти до Бонгу мне не удалось; было уже почти темно, когда я добрался до Горенду, где я решил переночевать, к великому удивлению туземцев. Придя в деревню на площадку, я прямо направился в большую буамрамру* Туя, желая как можно менее стеснять туземцев и зная очень хорошо, что мое посещение встревожит всех жителей деревни. Действительно, послышались возгласы женщин и плач детей. Пришедшему Тую я объяснил, что хочу спать у него. Он что-то отвечал мне много, кажется, хотел проводить меня при свете факела в Гарагасси, говорил что-то о женщинах и детях. Я почти что не понял его и, чтоб отделаться, лег на барлу - род длинных нар с большими бамбуками вместо подушек и, закрыв глаза, повторял: «Няварь», «няварь» - спать, спать. У меня часов не было, и хотя было не поздно, но, утомленный моей многочасовой прогулкой, я вскоре задремал и затем заснул. Проснулся я, вероятно, от холода, так как я спал ничем не покрытый, а ночной ветер продувал насквозь ввиду отсутствия у этих хижин стен спереди и сзади.

* Буамрамрами называются большие хижины, особенным образом

построенные и исключительно назначенные для мужчин{29}.

Не ев ничего с 11 часов утра, я чувствовал также большой аппетит. Я был один в буамрамре, где царил полумрак. Встав, я направился на площадку, к костру, вокруг которого сидело несколько человек туземцев. Между ними был и Туй. Я обратился к нему, указывая на рот и повторяя слово «уяр» (есть), которое он сейчас же понял и принес мне небольшой табир{30} (овальное неглубокое блюдо) с холодным таро и вареными бананами. Несмотря на недостаток соли, я съел несколько кусков таро с удовольствием; бананы я также попробовал, но они показались мне очень безвкусными. Я чувствовал себя настолько освеженным получасовой дремотою и затем подкрепленным пищею, что предложил двум молодым туземцам проводить меня с факелами до Гарагасси. В ночной темноте попасть домой без огня было совершенно невозможно. Туземцы поняли мое желание и были, кажется, даже довольны, что я не остаюсь ночевать. Мигом добыли они несколько факелов из сухих пальмовых листьев, которые связываются для этой цели особенным образом, взяли каждый по копью, и мы отправились. Лес, освещенный ярким светом горящих сухих листьев, представлялся еще красивее и фантастичнее, чем днем. Я любовался также моими спутниками, их быстрыми и ловкими движениями: они держали факел над головой, а копьем отстраняли нависшие ветви лиан, местами преграждавшие нам путь. Один из туземцев шел за мной; оглянувшись на него, я невольно подумал, как бы легко ему было бы сзади проткнуть меня копьем. Я был невооружен по обыкновению, и туземцам это обстоятельство было хорошо известно. Я дошел, однако ж, цел и невредим до Гарагасси, где и был встречен крайне встревоженным Ульсоном, почти уже потерявшим надежду видеть меня в живых.

22 н о я б р я. На днях я убил голубя у самой хижины, и так как подобного экземпляра я еще никогда не видел, то и отпрепарировал аккуратно скелет и повесил его сушиться на дерево довольно высоко. Не прошло и двух часов, как мой скелет среди белого дня пропал с дерева, в трех шагах от дома. Сидя на веранде и чем-то занимаясь, я видел мельком быстро скрывшуюся в кустах собаку, но не думал, что она уносит скелет, над которым я работал около часа. Сегодня утром удалось убить другого голубя, но он упал в море. Не чувствуя охоты купаться и не желая тревожить Ульсона, который занимался приготовлением чая, я стал ждать, чтобы наступающий прилив прибил мою добычу к берегу. Сидя за чаем на веранде, я следил за медленным движением убитой птицы, которую волны подвигали к берегу. Однако это продолжалось недолго: мелькнул один плавник, затем другой, и тело птицы вдруг скрылось в воде, оставив после себя только несколько водяных кругов. В некотором расстоянии появилось на секунду несколько плавников акул, которые, вероятно, сражались из-за добычи.

Вчера вечером Туй хотел выказать мне свое доверие и попросил позволения ночевать у меня. Я согласился. Уходя, он сказал, что придет позднее. Предполагая, что он не вернется, я уже лег на койку, когда услыхал голос его, зовущий меня. Я вышел, действительно, это был Туй. Вид его при лунном свете был очень характеристичен и даже эффектен: темное, но хорошо сложенное тело красиво рисовалось на еще более темном фоне зелени. Он одною рукой опирался на копье, в другой, опущенной, держал догорающее полено, которое освещало его с одной стороны красноватым отблеском. Плащ или накидка его из грубой тапы{31} опускалась с плеч до земли. Стоя таким образом, он спрашивал, где ему лечь. Я ему указал на веранду, где он может провести ночь, и дал ему циновку и одеяло, которыми он остался очень доволен. Туй улегся. Это было часов около десяти. В половине 12-го я встал, чтобы посмотреть на термометр. Луна еще ярко светила. Я взглянул на веранду, но Туя там не было, а на его месте лежали только свернутая циновка и одеяло. Видно, голые нары его хижины ему более по вкусу, чем моя веранда с циновкою и одеялом.

23 н о я б р я. Пристрелил одну из птичек, которые так кричат на высоких деревьях около дома. Туземное имя ее «коко». Это имя - не что иное, как звукоподражание ее крику - «коко-ниу-кай»; при этом, когда она кричит, звук «коко» выделяется очень ясно.

Сегодня я сделал неожиданное, но весьма неприятное открытие: все собранные мною бабочки съедены муравьями; в коробке остались только кусочки крыльев некоторых из них.

У Ульсона лихорадка снова, мне опять пришлось колоть дрова, варить бобы и кипятить воду для чая. Вечер иногда провожу над приготовлением серег, которые режу для туземцев из жестяных ящиков из-под консервов. Я подражаю форме черепаховых серег, носимых туземцами. Первую пару сделал я ради шутки и подарил Тую, после чего множество туземцев перебывало у меня, прося сделать им такие же. Серьги из жести положительно вошли в моду, и спрос на них растет.

24 н о я б р я. Застрелил белого какаду, который упал с дерева в море. Я только что перед этим встал и собирался идти к ручью мыться, поэтому я тотчас же разделся и сошел в воду, чтобы достать птицу и выкупаться. Отливом она была отнесена от берега, но я направился к ней, несмотря на глубину, и был уже саженях в двух, как вдруг большая акула схватила птицу. Близость таких соседей не особенно приятна, когда купаешься.

25 н о я б р я. (…) Дни проходят, а мое изучение туземного языка подвигается очень туго вперед. Самые употребительные слова остаются неизвестными, и я не могу придумать, как бы узнать их. Я даже не знаю, как по-папуасски такие слова: «да», «нет», «дурно», «хочу», «холодно», «отец», «мать»… Просто смешно, а что я не, могу добиться и узнать их - это остается фактом. Начнешь спрашивать, объяснять - не понимают или не хотят понять. Все, на что нельзя указать пальцем, остается мне неизвестным, если только не случайно узнаешь то или другое слово. Между другими словами, узнанными от Туя, который пришел отдохнуть в Гарагасси, возвращаясь откуда-то, я узнал совершенно случайно название звезды - «нири». Оригинально то, что папуасы называют (но не всегда) солнце не просто «синг», а «синг-нири», луну - «кааран-нири», т. е. звезда-солнце, звезда-луна.

27 н о я б р я. (…) Сегодня полнолуние, и двое молодых людей из Горенду, Асол и Вуанвум сейчас (около 9 часов вечера) заходили сюда, раскрашенные красною и белою краскою, убранные зеленью и цветами, по дороге в Гумбу, где они проведут ночь. У туземцев, как я заметил, с полнолунием сопряжены особенные собрания; они делают друг другу визиты, т. е. жители одной деревни посещают жителей другой, ходят всегда более разукрашенными, и песни их долетают обыкновенно в такие ночи (т. е. во время полнолуния) в форме пронзительного и протяжного воя до Гарагасси. Так случилось и в прошлую ночь. Я был разбужен Ульсоном, спрашивающим, слышал ли я крики и заряжены ли все у меня ружья? Я не успел ответить, как из леса, по направлению к Горенду, послышался громкий пронзительный крик, в котором, однако ж, можно было признать человеческий голос. Крик был очень странный и принадлежал, вероятно, многим голосам. Ульсон сказал мне, что последние пять минут он слышал уже несколько подобных звуков. Первый из них был так громок и пронзителен и показался ему до того страшным, что он решился разбудить меня, полагая, что это может быть сигнал нападения на нас. Я встал и вышел на площадку; из многих деревень неслись однообразные удары барума. Полная луна только что показывалась величественно из-за деревьев, и я сейчас же подумал, что слышанные крики произведены были в честь восхода луны, припомнив, что при появлении луны туземцы вскрикивали каким-то особенным образом, как бы приветствуя восход ее. Это объяснение мне показалось совсем удовлетворительным, и, посоветовав Ульсону не ожидать нападения на нас, а просто спать, сам заснул немедленно.

Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы

Козлова Ольга Александровна ,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ « Мохсоголлохская СОШ с УИОП»

п. Мохсоголлох,РС(Я)

Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения лекций, уроков к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.

Преподаватель имеет вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнородной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео). В таких системах преподаватель сам определяет последовательность и формы изложения материала.

Интерактивную доску можно использовать при изучении многих тем как по русскому языку, так и по литературе. Это вносит разнообразие в уроки, вызывает интерес учащихся к изучаемой теме. Да и качество, и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают. Здесь мы видим налицо обеспечение богатой образовательной среды, а также наблюдается экономия времени на воспроизведение информации, остаётся существенно больше времени на объяснение материала и закрепление, на устранение пробелов в знании.

На уроках русского языка широко используется интерактивная доска при проведении словарной работы, объяснении нового материала, при составлении таблиц, схем, при проверочных работах. Огромную помощь мы чувствуем при изучении синтаксиса в старших классах, когда предложения по объёму очень большие и требуется много времени, чтобы записать их на доске и сделать синтаксический разбор. На интерактивной доске, использовав её возможности, можно выделить главное предложение и все входящие в него придаточные, можно расположить их в той или иной последовательности. А на классной доске это сделать зачастую невозможно: большая трата времени, недостаточность места.

Раз , /гуляя по лесу /, я забрёл так далеко , (что чуть-чуть не заблудился ), но, к счастью, наконец набрёл на тропку] , ( которая вывела меня к морю) , ( где я сейчас же мог ориентироваться) .

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.

При анализе выполнения этого задания мы видим, что, несмотря на то, что оно не представляет особой трудности, многие учащиеся теряют возможные баллы, не понимая сущности этих подчинений. Использование этих схем на интерактивной доске при выполнении типичных заданий позволяет учащимся запомнить способы подчинения.

СОГЛАСОВАНИЕ:

главное слово + зависимое какой?

УПРАВЛЕНИЕ

главное слово + зависимое

на вопросы падежей

ПРИМЫКАНИЕ

главное + зависимое

не изменяются

Широко используется интерактивная доска при проведении словарной работы. Например, при изучении темы «-Н и НН - в суффиксах прилагательных»

Дли…ый, песча…ый, ястреби…ый, оловя…ый, карти…ый, исти…ый, деревя…ый, ветре…ый, вещь це…а, глиня…ый горшок, пчели…ый воск, бездо…ая бочка, бараба…ые палочки, дли…ый шест, жестя…ой лист, мужестве…ый человек, стари…ый вальс, земля…ой вал, тума…ое утро, румя…ые щёчки, серебря…ый шар, болезне…ый ребёнок, ветря…ая оспа.

Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на интерактивной доске. Основная задача такого урока - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной урока такой урок имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому урок с использованием интерактивной доски надо рассматривать как новый инструмент в работе преподавателя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе мультимедиа лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы.

Видеофрагменты - это фильмы, включенные в урок целиком или частично, либо мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления.

Звуковые фрагменты - дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов. На уроках литературы активно используются слайды при изучении биографии писателей, причём обучающиеся получают опережающее задание прочитать материал учебника, ознакомиться со справочными материалами и к следующему уроку самим составить презентацию и озвучить её. Это развивает навыки самостоятельной работы с источниками информации, навыки ИКТ, а также при озвучивании слайдов – развитие связной монологической речи.

Презентации на уроках русского языка можно использовать при подготовке к сочинению, когда составляется план и собирается рабочий материал.

При изучении произведений художественной литературы широко используются видеофрагменты, что вызывает интерес к изучаемому произведению, способствует лучшему усвоению материала, экономится время урока, которое можно использовать для беседы, опроса, мониторинга.

Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке, семинаре, позволяет обучающимся активно выполнять индивидуальные и групповые ролевые упражнения, а преподавателю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи и контроля действий учащихся для последующего анализа и комментирования.

При использовании интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации .

    Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности обучающихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.

    При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.

    Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной обучающимся логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном темпе, дикторский текст должен быть четким и ясным.

    Следует избегать больших текстовых фрагментов. Недопустимо использовать для чтения текста полосы прокрутки или кнопки перехода от экрана к экрану.

    Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.