Чистый понедельник очень краткое. «Чистый понедельник

Чистый понедельник - рассказ а, написан в 1944г.

События рассказа происходят в Москве, повествование от главного героя.

Зимняя Москва погружалась в сумерки. По улице на санках ехал безымянный герой нашего рассказа. Двигался он от Красных Ворот к храму Христа Спасителя. Возле собора жила вторая героиня рассказа, его возлюбленная.

Он навещал ее каждый день, они вместе посещали театр, концерты, часто ходили по ресторанам. Казалось бы они типичная влюбленная счастливая пара. Но на самом деле ихние отношения были странными. У неё не было никаких совместных планов на будущее.

Она сама установила тайну, ее жизнь, ее поступки часто были непонятными для него. Например, она училась на курсах, но почти не посещала их. Родители ее купцы, но умерли. Снимала угловую квартиру, изысканно обставленную, с портретом Толстого на стене и красивым видом на Москву. Любила играть Лунную сонату на дорогом пианино. Девушка любит одиночество и много читает книг.

Он постоянно регулярно посещал ее, привозил много подарков, книги, шоколад. Каждую субботу заказывал для нее нарядные цветы. Лежа на своем турецком диване, она равнодушно принимала его подарки. Казалось бы все это ей не нужно, но она читала все книги, ела весь шоколад. Дорогая и хорошая одежда была ее слабостью. Как пара они смотрелись чуть ли не идеально: молодые, и красивые они привлекали внимание многих окружающих. «Неприлично красив»,- так описывал его один известный актер.

Ее красота тоже была великолепной, восточного типа. Выходя на публику с ним она не стеснялась дорогих украшений. Но характеры у них были разные. Он был веселый, любил много болтать. Она же, чаще молчала, задумываясь о чем то своем, отстраненном. Познакомились в Художественном кружке, случайно оказавшись рядом в кресле. Часто взгляды на разные вещи у них расходились, тем не менее они были вместе. Он часто напоминал о своей любви, даже обвиняя ее в невнимании к себе. Любовь их была довольно странноватой. Так продолжалось месяцами, пока не наступило Прощеное Воскресенье.

Он заехал к ней вечером. Она выразила желание поехать в Новодевичий Монастырь, чему он удивился. Вместе они ходили по заснеженному кладбищу, он смотрел на ее следы. Он очень удивился тем что она сама часто посещает храмы, соборы. Оказалось плохо он ее знал. После этой немного грустной прогулки, они прокатились по Москве, почему-то ища на Ордынке дом Грибоедова, а потом поехали ужинать в трактир Егорова. Там было очень людно и душно. Пройдя в другую комнату, они нашли место возле иконы Богородицы Троеручницы. Она рассказывала ему о своем посещении Зачатьевского монастыря. Ей там очень понравилось, вздыхая, она сказала что уйдет в монастырь когда-то. Наш герой от этого заявление всерьез взволновался, и добавил что и сам в такого случае уйдет куда-то подальше. Они заказали еды. Сегодня она была особенно разговорчивой, но ее рассказы взволновали его еще больше. Сегодня с ней что-то не так, подумал он.

Следующим днем, вечером наши герои поехали в Театр, на "Капустник". Это была ее вчерашняя инициатива. Она вела себя слегка странно, много курила, потом танцевала, вызывая восхищение в окружающих. Он проводил ее до дома и зашел в квартиру. Она ушла в спальню. С волнением он заглянул туда и увидел свою богиню без платья в одних туфлях. Этой ночью они были вместе. На рассвете он проснулся, а она сказала ему что уезжает в Тверь на неопределенное время. Попросила оставить ее, обещав написать письмо.

Письмо пришло. Она сообщала ему, что идет на послушания, а потом возможно пострижется в монахини. Просила также не искать ее, и не мучить обоих. Наш герой долгое время пропадал по кабакам, пытаясь забыться. В четырнадцатом году под Новый год он поехал в Архангельский Собор, а после этого на Ордынку. Ему внезапно захотелось зайти Марфо-Мариинску обитель. Оказалось прямо сейчас там молится великая княгиня и князь. Войдя во двор, он увидел как из церкви выходит княгиня, а за ней вереница поющих инокинь или сестер. Одна из них внезапно подняла голову и устремила свой взгляд куда-то вперед, прямо на него. Она почувствовала его еще до того как посмотрела. Наши герои узнали друг друга, они молча поняли все. Он повернулся и тихо вышел из двора храма.

Всем 1 4 88.

И. А. Бунин — рассказ «Чистый понедельник». В основе сюжета рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» — ис­тория любви и расставания героев. И это расставание пре­допределяется всем ходом повествования. Символично само название произведения — «Чистый понедельник». В право­славной традиции — это своеобразная граница, рубеж между жизнью обычной, суетливой, греховной и началом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны. Таким рубежом для героини в рассказе становится ее расставание с возлюбленным, переход к новой жизни. И такой финал этой истории был вполне закономерен.

При взаимном влечении герои Бунина очень разные люди. Он — достаточно богатый человек, в чем-то эпикуреец, ведет праздный, богемный образ жизни. Каждый вечер — театр, ре­сторан, концерт, лекция. Она — странная, загадочная, противоречивая натура. Отличается необычной, восточной красо­той, смуглостью. Учится на курсах, интересуется историей, любит посещать храмы, Раскольничье кладбище. В номере у нее висит портрет босого Толстого, она рассуждает о Платоне Каратаеве. Душа возлюбленной — это загадка для героя. Ее поведение ему непонятно.

Кульминационная сцена рассказа — сцена в спальне. Ге­рои наконец-то стали близки, однако это не принесло им сча­стья. Любовь здесь подобна яркой вспышке, озарившей жизнь героя на какое-то мгновенье. О чувствах же его возлюбленной мы можем только догадываться. Вероятно, жизнь для нее была намного больше, чем любовь. После этого она уходит в мона­стырь. Герой Бунина очень переживает это расставание, он не может понять ее. И в финале встречает ее однажды в одном из храмов.

Таким образом, Бунин утверждает в этом рассказе свое понимание любви — это мгновенная вспышка света, радос­ти, солнца, озаряющая жизнь. Она длится всего одно мгно­венье.

Здесь искали:

  • рассказ бунина чистый понедельник сюжет
  • чистый понедельник бунин сюжет
  • чистый понедельник краткое содержание

Они познакомились в декабре, случайно. Он, попав на лекцию Андрея Белого, так вертелся и хохотал, что она, случайно оказавшаяся в кресле рядом и сперва с некоторым недоумением смотревшая на него, тоже рассмеялась. Теперь каждый вечер он ехал в её квартиру, снятую ею исключительно ради чудесного вида на храм Христа Спасителя, каждый вечер возил её обедать в шикарные рестораны, в театры, на концерты… Чем все это должно было кончиться он не знал и старался даже не думать: она раз и навсегда отвела разговоры о будущем.

Она была загадочна и непонятна; отношения их были странны и неопределенны, и это держало его в постоянном неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании. И все же, каким счастьем был каждый час, проведенный рядом с ней…

В Москве она жила одна (вдовый отец её, просвещенный человек знатного купеческого рода жил на покое в Твери), зачем-то училась на курсах (ей нравилась история) и все разучивала медленное начало «Лунной сонаты», одно только начало… Он задаривал её цветами, шоколадом и новомодными книгами, получая на все это равнодушное и рассеянное «Спасибо…». И похоже было, что ей ничто не нужно, хотя цветы все-таки предпочитала любимые, книги прочитывала, шоколад съедала, обедала и ужинала с аппетитом. Явной слабостью её была только хорошая одежда, дорогой мех…

Они оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах и на концертах их провожали взглядами. Он, будучи родом из Пензенской губернии, был тогда красив южной, «итальянской» красотой и характер имел соответствующий: живой, веселый, постоянно готовый к счастливой улыбке. А у нее красота была какая-то индийская, персидская, и насколько он был болтлив и непоседлив, настолько она была молчалива и задумчива… Даже когда он вдруг целовал её жарко, порывисто, она не противилась, но все время молчала. А когда чувствовала, что он не в силах владеть собой, спокойно отстранялась, уходила в спальню и одевалась для очередного выезда. «Нет, в жены я не гожусь!» - твердила она. «Там видно будет!» - думал он и никогда больше не заговаривал о браке.

Но иногда эта неполная близость казалась ему невыносимо мучительной: «Нет, это не любовь!» - «Кто же знает, что такое любовь?» - отвечала она. И опять весь вечер они говорили только о постороннем, и опять он радовался только тому, что просто рядом с Ней, слышит её голос, глядит на губы, которые целовал час тому назад… Какая мука! И какое счастье!

Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В прощеное воскресенье она оделась во все черное («Ведь завтра же чистый понедельник!») и предложила ему поехать в Новодевичий монастырь. Он удивленно смотрел на нее, а Она рассказывала про красоту и искренность похорон раскольничьего архиепископа, про пение церковного хора, заставляющее трепетать сердце, про свои одинокие посещения кремлевских соборов… Потом они долго бродили по Новодевичьему кладбищу, посетили могилы Эртеля и Чехова, долго и бесплодно искали дом Грибоедова, а не найдя его, отправились в трактир Егорова в Охотном ряду.

В трактире было тепло и полно толсто одетыми извозчиками. «Как хорошо, - сказала она. - И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь… Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой!» И прочитала наизусть из древнерусских сказаний: «…И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…». И опять он смотрел с удивлением и беспокойством: что с ней нынче? Всё причуды?

На завтра она просила отвезти её на театральный капустник, хотя и заметила, что нет ничего пошлее их. На капустнике она много курила и пристально смотрела на актеров, кривлявшихся под хохот публики. Один из них сначала с деланной мрачной жадностью смотрел на нее, потом, пьяно припав к руке, справился о её спутнике: «А что это за красавец? Ненавижу»… В третьем часу ночи, выходя с капустника, Она не то шутя, не то серьезно сказала: «Он был прав. Конечно, красив. «Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…». И в тот вечер против обыкновения попросила отпустить экипаж…

А в тихой ночной квартире сразу прошла в спальню, зашуршала снимаемым платьем. Он подошел к дверям: она, только в одних лебяжьих туфельках, стояла перед трюмо, расчесывая черепаховым гребнем черные волосы. «Вот все говорил, что я мало о нем думаю, - сказала она. - Нет, я думала…» …А на рассвете он проснулся от её пристального взгляда: «Нынче вечером я уезжаю в Тверь, - сказала она. - Надолго ли, один бог знает… Я все напишу, как только приеду. Прости, оставь меня теперь…»

Письмо, полученное недели через две было кратко - ласковая, но твердая просьба не ждать, не пытаться искать и видеть: «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…» И он не искал, долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться - равнодушно, безнадежно…

Прошло почти два года с того чистого понедельника… В такой же тихий вечер он вышел из дому, взял извозчика и поехал в Кремль. Долго стоял, не молясь, в темном Архангельском соборе, затем долго ездил, как тогда, по темным переулкам и все плакал, плакал…

На Ордынке остановился у ворот Марфо-Мариинской обители, в которой горестно и умиленно пел девичий хор. Дворник не хотел было пропускать, но за рубль, сокрушенно вздохнув, пропустил. Тут из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, потянулась белая вереница поющих монахинь, с огоньками свечек у лиц. Он внимательно смотрел на них, и вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову и устремила взгляд темных глаз в темноту, будто видя его. Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать Его присутствие? Он повернулся и тихо вышел из ворот.

Каждый вечер зимы 1912 года рассказчик посещает одну и ту же квартиру напротив храма Христа спасителя. Там живёт женщина, которую он безумно любит. Рассказчик возит её в шикарные рестораны, дарит книги, шоколад и живые цветы, но не знает, чем всё кончится. О будущем она говорить не хочет. Настоящей, последней близости между ними ещё не было, и это держит рассказчика «в неразрешимом напряжении, в мучительном ожидании». Несмотря на это, он счастлив рядом с ней.

Она учится на исторических курсах и живёт одна - её отец, вдовый просвещённый купец, обосновался «на покое в Твери». Все подарки рассказчика она принимает небрежно и рассеянно.

У неё есть любимые цветы, книги она прочитывает, шоколад съедает и ужинает с большим удовольствием, но её единственная настоящая слабость - «хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех».

И рассказчик, и его возлюбленная молоды и очень красивы. Рассказчик похож на итальянца, ярок и подвижен. Она смугла и черноглаза как персиянка. Он «склонен к болтливости и простосердечной весёлости», она всегда сдержана и молчалива.

Рассказчик часто вспоминает, как они познакомились на лекции Андрея Белого. Писатель не читал лекцию, а пел её, бегая по сцене. Рассказчик «так вертелся и хохотал», что привлёк внимание девушки, сидящей в соседнем кресле, и та смеялась вместе с ним.

Иногда она молча, но не противясь, позволяет рассказчику целовать «её руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело». Почувствовав, что он больше не может владеть собой, она отстраняется и уходит. Она говорит, что не годится для брака, и рассказчик больше не заговаривает с ней об этом.

То, что он смотрит на неё, сопровождает в рестораны и театры, составляет для рассказчика муку и счастье.

Так рассказчик проводит январь и февраль. Приходит Масленица. В Прощёное воскресенье она велит заехать за ней раньше обычного. Они отправляются в Новодевичий монастырь. По дороге она рассказывает, что вчера утром была на раскольничьем кладбище, где хоронили их архиепископа, и с восторгом вспоминает весь обряд. Рассказчик удивлён - до сих пор он не замечал, что она так религиозна.

Они приезжают на кладбище Новодевичьего монастыря и долго ходят между могил. Рассказчик смотрит на неё с обожанием. Она замечает это и искренне удивляется: он действительно любит её так сильно! Вечером они едят блины в трактире Охотного ряда, она снова с восхищением рассказывает ему о монастырях, которые успела посмотреть, и грозится уйти в самый глухой из них. Рассказчик не воспринимает её слова всерьёз.

На следующий вечер она просит рассказчика отвезти её на театральный капустник, хотя и считает подобные сборища исключительно пошлыми. Весь вечер она пьёт шампанское, смотрит на кривляния актёров, а потом лихо танцует польку с одним из них.

Глубокой ночью рассказчик привозит её домой. К его удивлению, она просит отпустить кучера и подняться к ней в квартиру - раньше она этого не позволяла. Они сближаются окончательно. Под утро она сообщает рассказчику, что уезжает в Тверь, обещает написать и просит оставить её теперь.

Письмо рассказчик получает через две недели. Она прощается с ним и просит не ждать и не искать её.

Рассказчик исполняет её просьбу. Он начинает пропадать по самым грязным кабакам, постепенно теряя человеческий облик, потом долго, равнодушно и безнадёжно приходит в себя.

Проходит два года. Под Новый год рассказчик со слезами на глазах повторяет путь, который проделал когда-то вместе с любимой в Прощёное воскресенье. Затем он останавливается у Марфо-Мариинской обители и хочет войти. Дворник не пускает рассказчика: внутри идёт служба для великой княгини и великого князя. Рассказчик всё же заходит, сунув дворнику рубль.

Во дворе обители рассказчик видит крёстный ход. Возглавляет его великая княгиня, за ней следует вереница поющих инокинь или сестёр со свечами возле бледных лиц. Одна из сестёр вдруг поднимает чёрные глаза и смотрит прямо на рассказчика, словно почувствовав его присутствие в темноте. Рассказчик поворачивается и тихо выходит из ворот.

Расскажите друзьям

"ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК"

И.А. БУНИН

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Московский серый зимний день переходит в вечер. Каждый вечер рассказчика везет кучер от Красных ворот к храму Христа Спасителя. Напротив храма живет дама, которую он возит обедать и в театры. Кем она будет для него, он не знает, она загадочна и непонятна, но он счастлив с ней. Она учится на курсах, живет одна, постоянно разучивает начало "Лунной сонаты".

Каждую субботу рассказчик присылает ей цветы, привозит шоколад, новые книги. Эту пару везде провожают взгляды. Он, болтлив и непоседлив, она молчалива и задумчива. Познакомились они на лекции Андрея Белого, рассказчик так вертелся и хохотал, что она тоже рассмеялась. Он говорит ей, что она не любит его, она отвечает, что, кроме отца и него, у нее никого нет. Они пьют чай, разговаривая обо всем, что придет в голову. Приезжая вечером, он долго целовал ее, потом она собиралась, не допуская полной близости, и они ехали, например, в "Метрополь", опять говоря о чем-то постороннем. Сразу после знакомства она сказала, что не годится в жены, он не заговаривал о браке, но ждал, что ее решение изменится. Однажды после поцелуев он схватился за голову и застонал: "Да, все-таки это не любовь, не любовь..." Она ответила, что никто не знает, что такое любовь. Он восклицает, что знает и будет ждать, когда и она узнает любовь и счастье. И опять они говорят о другом. Ему достаточно быть рядом с ней каждый вечер. Прошел январь, февраль, прошла Масленица.

В Прощеное воскресенье она приказала приехать к ней в пятом часу вечера, встретила его вся в чёрном, говоря о том, что завтра Чистый понедельник, и пригласила поехать в Новодевичий монастырь. Рассказчик удивился, она сказала, что вчера была на Рогожском кладбище и ходит без него по утрам по городу. Но это не религиозность, а что-то другое. В Новодевичьем она говорит ему с тихим недоумением: "Правда, как вы меня любите!" Они смотрели могилы Эртеля и Чехова. Потом поехали искать дом Грибоедова, а также на последние блины в трактир к Егорову. Она говорит, что рядом Марфо-Мариинская обитель... В трактире, в комнате с иконой Богородицы Троеручицы, она говорит: "Вы - барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву". За обедом она упоминает, что ходила в Зачатьевский монастырь, где дивно поют стихиры, была в Чудовом монастыре: "Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой". Он в отчаянии думает, что тогда и он уйдет или зарежет кого-нибудь, чтобы отправили на Сахалин, закурил, забыв, что здесь курить нельзя. С тихим светом в глазах она пересказывает русское сказание о том, как Бог испытывал княгиню. Рассказчик удивлен и встревожен.

Когда он отвез ее домой, она велела приехать завтра не раньше десяти, она хочет идти на капустник Художественного театра, хотя не любит капустники. Он приезжает в назначенное время и застает ее за исполнением начала "Лунной сонаты", в черном бархатном платье. Она благосклонно принимает внимание мужчин на капустнике, по дороге к дому месяц кажется ей светящимся черепом, бой курантов - древним, жестяным и чугунным. У подъезда она просит отпустить кучера, хотя до этого никогда не позволяла подниматься к себе ночью. Эта ночь была ночью любви.

На рассвете она сказала, что на неопределенный срок уезжает к отцу, напишет, как только приедет. Просит оставить ее, рассказчик уходит, идет до Иверской, становится на колени и молится. Какая-то старуха жалеет его: "Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех! Грех!"

Через две недели он получает письмо: она просит не ждать ее, намеревается пойти на послушание и потом, может быть, на постриг. Просит его не отвечать, потому что это только увеличит муку. Он долго пил, потом стал равнодушно приходить в себя. Прошло почти два года.

Под новый, 1914-й год он едет в Кремль, стоит, не молясь, в Архангельском соборе, потом едет туда, где катались они вместе, и плачет. Остановив извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители, он испытывает непреодолимое желание зайти в храм. Но дворник у ворот загораживает дорогу, просит не ходить, потому что там сейчас "великая княгиня Ельзавет Федровна и великий князь Митрий Палыч". За рубль его пропускают, но, войдя во двор, он видит крестный ход, великую княгиню, и одна из сестер вдруг поднимает голову и смотрит в темноту. Он понимает, что это - его любимая.

Она каким-то образом почувствовала его присутствие и смотрела прямо на него, хотя он стоял в темноте. Рассказчик повернулся и вышел из ворот.