Неумение вести диалог. Как вести беседу, чтобы не оттолкнуть, а понравиться

Деловой разговор: что, как и зачем

Каждый предприниматель, чем бы он не занимался, хоть раз в жизни, но сталкивался с деловыми переговорами. Это могут быть переговоры с поставщиками, с подрядчиками, с потенциальными партнерами по бизнесу или даже с конкурентами. По-сути, не важно с кем вы будете вести деловой разговор, важно как вы его будете вести. От вашего поведения, от умения проанализировать ситуацию, от определенных знания, зависит общий результат переговоров и дальнейшее продвижение бизнеса.

Если же вы не хотите оставаться на одном уровне, а стремитесь постоянно расти, искать новые рынки сбыта, новых партнеров и инвесторов, то переговоры станут неотъемлемой частью вашей делово жизни. Как же правильно вести деловой разговор, что нужно делать, а чего лучше избегать? Именно об этом мы сегодня с Вами и поговорим. В нашей статье мы раскроем 7 простых, но очень действенных советов и рекомендаций, используя которые вы сможете правильно вести деловой разговор, и не выглядеть глупо в глазах вашего собеседника.

1. Записывайте
Первое правило вы должны запомнить на всю жизнь. Обязательно приходите на деловые переговоры с блокнотом или каким-то планшетом. Все то, о чем будет вестись речь вы должны конспектировать. Я не говорю, что нужно прям записывать все, но тезисно основные мысли стоит сохранить.
Часто переговоры длятся часами, и в конце бывает тяжело вспомнить о чем шла речь в начале разговора. А если вы не будете записывать, то через пару дней с трудом вспомните и одну десятую из того, о чем поговорили.
Записывая слова собеседника, вы также показываете свою заинтересованность. Человек видит, что вы не просто «отбываете номер», а внимательно слушаете, пытаетесь уловить его мысль и слова.

2. Не выпендривайтесь
Идя на деловую встречу, не стоит одевать на себя все самые красивые и дорогие вещи, которые есть в вашем гардеробе. Конечно, правильно, что встречают по одежке, а провожают по уму, еще никто не отменял. Но и слишком красоваться не стоит, ведь вы не знаете как отреагирует на это ваш деловой собеседник. Лучше на первую встречу одеться сдержанно, не вызывающе. В первую очередь вы должны впечатлить своими знаниями и пониманием сути дела, а не красивым костюмом и дорогими часами.
В дальнейшем, если все будет складываться хорошо, и вы узнаете человека ближе, можете уже позволить себе подобные выходки, ведь воспринимать Вас будут иначе, с позиции ваших профессиональных качеств.

3. Подарки в конце
Если вы решили подарить какие-то подарки или сувениры участникам встречи, то желательно это сделать в самом конце. Почему так? Почему не сделать это вначале, тем самым улучшив их впечатление о Вас? Но откуда вы знаете, как человек отнесется к подарку? Кто-то может воспринять его нормально, кто-то вообще равнодушно, но многие могут подумать, что это какое-то подхалимство и желание манипуляции.
Такой шаг может привнести больше негатива, нежели позитива. Поэтому, лучше перестраховаться, и если уже решили что-то дарить, то делайте это после.

4. Выключайте телефон
У Вас было такое, что вы выступает, входите в кураж, рассказывает что-то, пытаетесь донести свою мысль и видение ситуации, концентрируете на себе все внимание слушателей, и уже готовы перейти к самому главному, как тут оно – звонок мобильного телефона. Неприятный визг сбивает Вас с мысли, внимание слушателей рассеивается и момент потерян. Поэтому, перед любой деловой беседой отключайте телефон. Даже если вы знаете, что Вам никто не будет звонить, то по закону подлости именно в самый серьезный момент кто-то случайно наберет Ваш номер. Если вы не Президент компании или руководитель высшего звена, то любой звонок может подождать пол часа или час.

5. Контролируйте поведение
Следите за собой и своими реакциями. Очень часто мы не замечаем как начинаем делать губительные ошибки. Смотреть в потолок, играться ручкой, что-то рисовать на полях блокнота. Вы можете это не видеть, но собеседник прекрасно подметит такой «пофигизм», сделает выводы, и вряд ли захочет иметь какие-то серьезные деловые отношения с человек, не удосужившимся выслушать его.
Поэтому, всегда контролируйте то, что делаете. Сконцентрируйтесь на момент, на тема разговора, внимательно слушайте и следите за собеседником. Конечно, не нужно взглядом протирать в нем дыру, но и вообще игнорировать тоже не стоит.

6. Подготовка
Любую деловой разговор требует предварительной подготовки. Если вы считаете себя супер оратором, идеально разбираетесь в теме и решили вообще ничего не готовить, то это очень большая ошибка. Даже самые великие ораторы готовятся, и в десятки раз усерднее нежели вы можете себе представить. Как думаете, почему презентации Apple такие интересные и увлекательные? Почему люди часами могли слушать Стива Джобса, и адекватно воспринимать все им сказанное? Правильно, потому что это было большое шоу, которое не один раз репетировалось и прогонялось. Стив сам признавался, что очень тщательно готовился к каждой речи, к каждому выступлению, записывал свои слова и повторял их снова и снова.
Вы должны вести себя также. Тезисно запишите то, о чем будут разговаривать. Подглядывайте в свой план, старайтесь максимально раскрыть каждую тезу, донести свою посыл слушателю.

7. Пишите отчеты
После деловой встречи составьте небольшой отчет всего того, что происходило. Какие вопросы были рассмотрены, к какому результату пришли. Если осталось что-то не решенным, то тоже отметьте это в отчете.
Далее документ нужно разослать всем участникам встречи. Это поможет освежить в памяти то, о чем велась речь. Поверьте, отчеты будут полезны и Вам, ведь без них через неделю вы вряд ли вспомните десятую часть того, о чем говорили, а через месяц вообще с трудом назовете хоть бы несколько ключевых тем встречи.

Как вы думаете, насколько вы хороший собеседник? Давно ли у вас в беседе возникали неловкие паузы? Несколько советов, описанных в этом материале помогут вам стать лучшим собеседником, а неловкие паузы уйдут в прошлое. Быть хорошим собеседником — это, всего лишь, комбинация различных методов общения. Язык тела, несколько трюков и вы сможете непринужденно вести беседу с любыми людьми.

Начните с вопроса

Вы хотите, чтобы человек вас запомнил? Задайте ему интересный вопрос и внимательно выслушайте его. Это даст вам возможность подружиться.

Узнайте чужое мнение

К примеру:

  • Вы не могли бы посоветовать мне хороший коктейль?
  • Вы хорошо знаете город? Не подскажете мне хороший ресторан?
  • Где вы купили этот телефон/аксессуар/одежду?
  • Что вы думаете по поводу этой вечеринки?

Применение экономической концепции к разговору

Представьте себе, что ваш разговор — это банк. Если у вас много вложений — значит дела идут хорошо. Если займы больше чем вложения, то стоит что-то менять. Перенеся эту метафору на общение, мы получим вот что.

Эмоциональные вложения

  1. Соглашаться с собеседником
  2. Правильный язык тела
  3. Использовать имя собеседника
  4. Шутить
  5. Поощрять идеи собеседника
  6. Внимательно слушать
  7. Спрашивать мнение

Эмоциональные займы

  1. Не соглашаться с собеседником
  2. Неправильный язык тела
  3. Много говорить о себе
  4. Лесть
  5. Вульгарные и личные вопросы

Представьте, что ваша беседа начинается с нулевым балансом и делайте все, чтобы его увеличить!

Копирование языка тела

Практика копирования языка тела может очень помочь. Ваш собеседник скрестил ноги? Скрестите свои. Положил руки на стол? Сделайте то же самое. Все очень просто. Также очень важно время. Дождитесь момента:

  • Когда собеседник рассказывает что-то интересное
  • Когда вам интересно
  • Когда собеседник чем-то гордится

И после этого копируйте его. Человек будет считать, что вы сопереживаете ему и будет здорово, если это действительно так.

Как говорить о себе и не быть ужасно скучным

Вы можете быть невероятно харизматичным и интересным человеком. Но, людям просто неинтересно слушать о других, каким бы замечательным вы не были. Если продолжить следовать нашей экономической концепции, то вы должны сделать эмоциональное вложение. Заставьте собеседника испытать эмоции и он будет очень заинтересован в разговоре с вами.

Меняйте глубину разговора

Знаете пословицу: малые умы обсуждают людей, средние — события, а великие — идеи? Используйте это. Начните с малого и подшутите над кем-то, затем узнайте мнение собеседника о каком-либо событии, а затем перейдите к идеям, связанным с этим событием. К примеру:

Вступление: Привет, как прошел Ваш день?

Событие: Вы планируете с Катей что-то на День Святого Валентина?

Идея: Я видел статью в интернете о том, как мы извратили День Святого Валентина в сравнении с его традиционным значением.

Попросите собеседника быть интересным

Каждый человек интересен по-своему, но мало кто раскрывается на самом деле. Так дайте им шанс раскрыться и они будут думать только о вас. Вот простой пример:

Расскажи мне что-нибудь интересное о себе.

Это отличный повод начать беседу, который заставит вас выглядеть более внимательным и в то же время даст возможность узнать о человеке что-то действительно интересное.

Как спрашивать людей чем они занимаются

Как ты проводишь свое время когда не…?

Вместо пустоты в конце должно быть что-то, что вы знаете о человеке. Вот несколько примеров:

Как ты проводишь свое время когда не пишешь свой захватывающий блог?

Как ты проводишь свое время когда не сидишь на Facebook?

Как ты проводишь свое время когда не ходишь в спортзал?

Будьте хорошим слушателем

Если бы вы попросили меня дать один совет о том, как стать хорошим собеседником, я бы остановился на этом. Это самая важная часть. Слушайте человека. Будьте искренне заинтересованы в том, о чем он говорит. Ведите рассказ собеседника своими вопросами. Интересуйтесь им и он будет интересоваться вами в ответ.

Темп разговора

В основном, быстрый темп разговора — это признак нервозности и волнения, а умеренный темп — признак уверенности. Поэтому старайтесь говорить в умеренном темпе, но если ваш собеседник говорит в быстром темпе, копируйте его и говорите также.

Правильно меняйте тему разговора

Со всеми такое случалось: вы что-то обсуждаете со своим знакомым, но тут в ваш разговор врывается третий человек и обращает весь разговор в свою сторону. Это ужасно раздражает. Но, только если вы делаете это неправильно. Вы должны сделать эмоциональное вложение в конце своего монолога. Это отвлечет внимание и вы не будете выглядеть как идиот, меняя тему. Пример:

Крис: Мой сын очень хороший футболист.

Я: Круто! Ты когда-то говорил о том, где он тренировался. Мой сын недавно заработал черный пояс по Карате и уезжает в Корею по программе обмена студентами. Ведь твой сын тренировался в Корее? Можешь дать мне пару советов?

В этом диалоге эмоциональным вложением был комплимент Крису и его сыну. Я поменял тему разговора на нужную мне, сделав это правильно.

Делайте правильные комплименты

Комплименты — это очень мощный инструмент, если использовать его правильно. Правильный способ использования комплиментов — делать их о том, чем гордится человек. К примеру:

  • Если человек в хорошей форме и очевидно, что он проводит много времени в спортзале, сделайте комплимент по поводу его фигуры.
  • Если человек успешен в своей карьере, сделайте комплимент его креативности, бизнес-хватке или интеллекту.

Не делайте комплименты качествам людей, если они не добились этого своими силами. Не говорите красивой девушке, что она красива. Она и так это знает.

Объединяйте друзей

Если вы находитесь на вечеринке или общественном мероприятии, то вряд ли будете стоять на одном месте. Скорее всего, вы будете ходить от одной группы знакомых к другой. Если вы видите знакомых людей в разных группах, не бойтесь пригласить их поговорить вместе. Сделайте это с шуткой и без напряжения. И тогда ваши знакомые запомнят вас как очень дружелюбного человека.

Все мы существа социальные, и без общения не проходит ни дня. Именно от знания того, как общаться с людьми, от умения правильно вести разговор и зависит уровень человеческих отношений, возможность достижения целей.

Есть категория людей, которые ставят на себе клеймо неудачника, объясняя это такой фразой: «Я не могу общаться с людьми». С одной стороны, это может происходить из-за особенностей характера индивидуума. Стеснительность, излишняя скромность, завышенные требования к себе делают человека неуверенным, замкнутым. А окружающие, не умея понять внутренних причин такого поведения, считают высокомерной, приписывают зачастую такие отрицательные качества, которых у человека нет и в помине.

Конечно, таким гражданам лучше всего пообщаться с психологом, позаниматься в специальных группах среди ему подобных. Научившись ценить себя, принимать своё «я» таким, каков он есть, перестать терзаться и мучить себя, принижая свою оценку в обществе, человек постепенно станет вполне адекватной личностью.

Хотя иногда перерождение происходит и без участия психологов. Ведь каждый человек подспудно знает, как общаться с людьми, но не может перебороть себя. Но вдруг рядом с замкнутым индивидуумом окажется настоящий друг, который поможет раскрыться личности с лучшей стороны.

А о великой помогающей расцвети самому затюканному подростку, показать своей избраннице или любимому свой во всей возвышенной красоте его даже написано множество художественных произведений, сложена масса песен, снято огромное количество фильмов.

Но часто непонимание возникает в людской среде только из-за того, что некоторые не знают, как разговаривать с людьми, которые его окружают. Общение с деловым партнёром не может проходить в развязной манере, с близкими людьми не разговаривают в официальном тоне, а между мужчиной и женщиной на стадии флирта вообще происходит сложная психологическая дуэль. Установление и развитие любых отношений зависит от уровня вашей способности к общению.

Первое впечатление создаётся уже с первых слов. Если человек не может чётко сформулировать свои мысли, для связки употребляет нецензурщину, а паузы в речи заполняет звуками «ну-у-у», «э-э-м», то ему в культурном обществе заявить о себе будет проблематично. Для выражения мысли необходимо пополнять словарный запас и это достигается чтением литературы. Можно посещать лекции и тренинги, но элементарную грамотность ничто так не повышает, как чтение.

Очень важно сразу выбрать правильный стиль, определить какой набор слов приемлем в данном кругу общения. В рабочей обстановке употребляется своя терминология, на свидании же, например, неологизмы «золотусик» и «котопусик» будут правильно поняты и оценены по достоинству. Стиль разговора сразу покажет ваше отношение к собеседнику. Поэтому если возникло затруднение в выборе стиля в незнакомой обстановке, стоит придерживаться нейтрально-доброжелательного тона, прежде всего, поприветствовать окружающих, пользоваться стандартными фразами.

Так как общаться с людьми в незнакомом коллективе довольно сложно, то можно дать определённые советы тому, кто окажется в подобной ситуации. Например, можно мысленно на месте собеседника или посмотреть на ситуацию со стороны взглядом постороннего.

Вторым советом того, как общаться с людьми, будет заключаться в призыве быть максимально сдержанным, но уважительным. Никто нормально не воспринимает орущего человека или говорящего мимо собеседника. Какие эмоции ни бушуют внутри, при общении нельзя их обрушивать на окружающих. Как часто мы сдержанно реагируем на хамство продавца или водителя и говорим обидные гадости самым близким людям, а потом недоумеваем - куда ушла любовь.

Темп речи тоже важен при общении и во многом зависит от конкретной ситуации. С детьми или иностранцами говорят не спеша, употребляя простые слова, иначе речь просто не поймут. чтобы донести свои мысли слушателям, необходим размеренный ритм, с чёткой разбивкой на отдельные тезисы.

Для отработки этого навыка можно потренироваться следующим образом - шагая проговаривать одно слово за один шаг. Не забывайте про доброжелательность и Как бы вы ни старались применять отработанные навыки общения, злобный взгляд или неожиданная подковырка может оттолкнуть любого собеседника и даже разрушить отношения.

Умение вести переговоры пригодится не только тем, кто занимает руководящие посты. Правильно построенная беседа может помочь в различных областях. Но главное в этом искусстве — не те слова, которые вы будете говорить, а то, как вы будете себя вести. В этой статье 12 советов о том, как провести разговор, чтобы сразу расположить к себе собеседника.

Шаг 1. Расслабьтесь

Напряженность порождает раздражительность, а раздражительность - главный враг продуктивной беседы. Исследования доказывают, что всего одна минута расслабления увеличивает активность головного мозга, что очень важно для ведения беседы и быстрого принятия решений.

Прежде чем начать разговор, сделайте следующее:

2. В течение 1,5 минут медленно дышите: вдох на 5 счётов, выдох на 5 счётов.

3. Теперь зевните пару раз и обратите внимание, расслабились ли вы? Оцените степень вашей расслабленности по 10-ти бальной шкале. Результат запишите.

4. Теперь нужно размять мышцы тела. Начните с лица: сморщите и напрягите все мышцы лица, а затем расправьте и расслабьте их. Аккуратно понаклоняйте голову из стороны в сторону и назад-вперед. Повращайте плечами. Напрягите руки и ноги, досчитайте до 10, расслабьтесь и встряхните их.

5. Несколько раз глубоко вздохните. Ваше состояние улучшилось?

Шаг 2. Сосредоточьте внимание на настоящем моменте

Когда вы расслабляетесь, вы сосредоточены на текущем моменте, не обращаете внимание на то, что творится вокруг. То же самое надо сделать во время беседы. Включите интуицию и вам удастся услышать все оттенки речи говорящего, которые передадут эмоциональное значение его слов, и вы сможете понять, в какой момент беседа свернёт с нужного вам пути.

Шаг 3. Чаще молчите

Умение молчать поможет вам уделить больше внимания тому, что говорят другие люди. Чтобы развить это мастерство, попробуйте упражнение «Колокол». На сайте по ссылке кликните «Ударить в колокол » и внимательно вслушивайтесь в звук, пока он не затихнет. Проделайте так несколько раз. Это поможет вам научиться сосредотачивать внимание и молчать, когда вы кого-то слушаете.

Шаг 4. Будьте позитивны

Прислушайтесь к своему настроению. Вы устали или бодро себя чувствуете, спокойны или встревожены? Спросите себя: оптимистично ли я настроен в преддверии этого разговора? Если у вас есть сомнения или тревоги - лучше отложить разговор. Если это сделать невозможно, то мысленно начните его, порепетируйте, это поможет вам подобрать слова и аргументы, которые помогут достичь цели.

Шаг 5. Подумайте о намерениях собеседника

Чтобы разговор был честным и сбалансированным, каждый должен быть открыт для него и ясно заявлять о своих ценностях, намерениях и целях. Если ваши намерения не совпадают с намерениями человека, с которым вы пытаетесь делать бизнес, - проблемы неизбежны. Попробуйте заранее выяснить, что хотел бы получить от сделки ваш собеседник. Но будьте аккуратны, ваш собеседник может тщательно скрывать свои цели и говорить то, что хотите услышать вы.

Шаг 6. До разговора подумайте о чём-то приятном

Вести беседу нужно с выражением доброты, понимания и интереса на лице. Но если на самом деле вы таких чувств не испытываете, поддельные эмоции будут выглядеть ужасно. Есть небольшой секрет: перед разговором подумайте о чём-то приятном, вспомните людей, которых вы любите и уважаете. Эти мысли придадут вашему взгляду мягкость, вызовут лёгкую полуулыбку, а такое выражение лица подсознательно вызовет чувство доверия к вам у вашего собеседника.

Шаг 7. Следите за невербальными сигналами

Всё время смотрите на человека, с которым разговариваете. Оставайтесь сосредоточенным и старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Если собеседник что-то не договаривает или хочет вас обмануть, он, конечно, будет это тщательно скрывать, но на какую-то долю секунды он может забыться и выдать себя выражением лица или жестом. Конечно, вы сможете только узнать, что он вас обманывает, но, к сожалению, не сможете узнать о причине обмана.

Шаг 8. Будьте любезным собеседником

Начните беседу с комплимента, который задаст ей доброжелательный тон, и закончите комплиментом, выражающим вашу признательность собеседнику за разговор. Конечно, комплименты не должны звучать, как неприкрытая лесть. Поэтому задайте себе вопрос: что я действительно ценю в этом человеке?

Шаг 9. Добавьте голосу теплоты

Старайтесь говорить более низким голосом. На такой голос собеседник будет реагировать с большим доверием. Когда мы злимся, когда мы возбуждены или испуганы, наш голос непроизвольно звучит выше и резче, постоянно меняется его громкость и темп речи. Поэтому низкий голос будет сигнализировать собеседнику о вашем спокойствии и уверенности лидера.

Шаг 10. Говорите медленнее

Немного замедленная речь помогает людям лучше понимать вас, не напрягаясь, чтобы уловить каждое слово, это вызывает у них уважение к вам. Не так просто научиться говорить медленно, потому что с самого детства многие из нас тараторят. Но придётся постараться, потому что медленная речь успокаивает собеседника, в то время как быстрая вызывает раздражение.

Шаг 11. Краткость - сестра таланта

Разбейте свою речь на отрывки по 30 секунд или даже меньше. Не нужно строить невероятных предложений. Наш мозг способен хорошо усваивать информацию только микро-порциями. Произнесите одно-два предложения, а потом сделайте паузу, убедитесь, что человек вас понял. Если он молчит и не задаёт вопросов, можно продолжать, ещё одно-два предложения и пауза.

Шаг 12. Слушайте внимательно

Сосредоточьте свое внимание на собеседнике, для вас важно всё: его слова, их эмоциональная окраска, его жесты и выражение лица. Когда он делает паузу - отреагируйте на то, что он сказал. Не забывайте во время разговора прислушиваться и к своей интуиции.

И последний совет: , которая укрепляет нервную систему и помогает расслабиться, эта практика пригодится вам во время скучных бесед.

Переговоры – важнейшая часть любого делового партнерства. От качества проведенных переговоров во многом зависит дальнейшая работа с клиентом или поставщиком, и именно на этом этапе определяются главные условия сотрудничества.

С психологической точки зрения каждый из нас – уникальная личность. У нас есть своя жизненная позиция, взгляды и предпочтения. Тоже самое относится и к человеку, как к контрагенту в процессе сделки. Директор, менеджер, финансист и другие должностные лица представляют конкретную фирму, которой нужны конкретные условия. Частного клиента, в свою очередь, интересует определенный товар, в определенном количестве. Людям, с которыми вы будете вести переговоры нужна конкретика – это важно. Но наряду с ней существуют стандартные приемы ведения переговоров. Их можно рассматривать, как некий шаблон, в хорошем значении этого слова. Эти правила сформированы на основе таких факторов, как деловая этика и психоанализ, поэтому их эффективность вряд ли стоит подвергать сомнению.

Итак, правила успешных переговоров включают в себя следующие пункты:

  1. Подготовка. Вы должны четко понимать цель переговоров еще до их непосредственного начала. В идеале разбить эту цель на три пункта: планируемый результат, приемлемый и нежелательный. Для каждого из них необходимо иметь собственную стратегию поведения, которая пускается в ход еще до того, как результат будет достигнут. Допустим, вы видите, что разговор идет не в то русло, и вы не можете прийти к общему знаменателю с собеседником. Воспользуйтесь приемами, которые дадут возможность выйти из ситуации.
  2. Представление. В начале разговора дайте партнеру четко понять, кто вы, от какой компании вы действуете и с какой целью пригласили его на эту беседу. Это поможет избежать многих вопросов в дальнейшем. Неформальное отступление имеет смысл, если вы действительно умеете общаться на отвлеченные темы. Если же разговор «о погоде» делается постольку поскольку, неискренне, он будет лишь во вред, т.к. станет бесполезной тратой времени. Которого у многих деловых людей просто-напросто не хватает. Лучше переходить сразу к сути.
  3. Взаимопонимание. Безусловно, в процессе переговоров вы должны отстаивать, прежде всего, свои интересы. Но не лишним будет взглянуть на разговор со стороны собеседника. Это поможет вам лучше понять, какие плюсы своего предложения вы можете для него подчеркнуть. Умейте слушать и слышать чужую позицию.
  4. Антураж и внешний вид (для «живых» переговоров). Позаботьтесь о том, чтобы переговоры проходили в подходящем месте, там, где никто не будет вам мешать. Если это офис, его обстановка должна настраивать на деловой лад. Закройте дверь (но не запирайте) и позаботьтесь о том, чтобы вам никто не мешал. Если это кафе, постарайтесь подобрать уютное заведение. Не приглашайте участвовать в переговорах лиц, чье присутствие на них необязательно. Контролируйте время переговоров, не затягивайте их, но и не смотрите на часы каждые 5 минут, это признак плохого тона и вашей недостаточной заинтересованности в сделке. Что касается внешнего вида – в нем должна присутствовать аккуратность. Вы проводите деловую встречу и должны выглядеть соответствующе.

Справедливости ради, стоит отметить, что по этому пункту все сугубо индивидуально. Нередко люди, продвигая свой товар или услугу, создают себе такой внешний вид, чтобы их собеседник первое время не может понять, с кем он вообще ведет разговор. Это дает возможность играть первую скрипку именно в плане делового общения, пока другая сторона уделяет время изучению тебя, как личности. Но тут на тоненького. Важно не переборщить, т.к. излишняя экспрессивность в стиле может дать и в корне обратный результат – человек изначально не увидит в вас серьезно настроенного партнера.

  1. Положительный характер беседы. И вы, и ваш собеседник, заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве. Это ведь хорошо, не правда ли? Демонстрируйте свой позитивный настрой. Но не с помощью «дежурной» улыбки или подхалимства, а так, чтобы эмоции были искренними. Рассказывайте о перспективах сотрудничества с чувством, с блеском в глазах. Если вы не кривите душой, поддерживать такой тон будет очень легко. Но при этом держите дистанцию. Возможно, в будущем вы и собеседник станете лучшими друзьями, но в данный момент вы – представители разных деловых сторон, каждая из которых отстаивает свои интересы.
  2. Однозначность. Если речь идет о финансовом партнерстве, условий оплаты товара и т.п. моментов, нужно, чтобы все они были четко оговорены, а затем прописаны в договоре и не подвергались двойной трактовке. Подписывать документ, естественно, сразу не стоит. Почему – см. примечание над этим пунктом.
  3. Главное – детали. Не поняли, что означала та или иная фраза из уст партнера? Не поленитесь задать ему уточняющий вопрос. Сомнения, неуверенность и т.п. чувства необходимо либо подтверждать, либо развеивать. Уточняющие вопросы в данном случае – самый лучший способ.
  4. Соблюдайте баланс. Между «добрым и злым полицейским». Еще один важный фактор того, как вести переговоры о сотрудничестве. Здесь, как и в бою, силен не тот, кто атакует, а тот, кто держит удар. Свои позиции необходимо отстаивать не за счет отказов, споров и другого негатива. Важно продемонстрировать профессионализм. И тогда партнер лояльнее будет относиться к предложенным вами условиям.
  5. Держите слово. Раз уж мы проверяем партнера на честность и порядочность, можно быть уверенными, что он сделает то же самое. Обещайте только то, что можете гарантировать. Соблюдайте обещания. Точнее, даже не обещания, а обязанности согласно будущему договору. Иначе вас будет ожидать уже не только моральная, а и административная (а порой и уголовная ответственность). Плюс ко всему это ваша репутация. Не позвольте ей пострадать.
  6. Грамотное завершение беседы. По факту переговоров стороны должны прийти к совместному итогу. Это может быть компромисс, предварительная договоренность, иногда – категорическое несогласие сторон друг с другом. Но нельзя оставлять переговоры незавершенными. Даже если они были всего лишь одним из этапов, после которого вам предстоят другие встречи, разговоры или переписки. Относитесь к ним, как к прочитанной главе, из которой необходимо сделать вывод. И, естественно, соблюдайте элементарную вежливость. Пожмите человеку руку (если это мужчина), улыбнитесь даме, пожелайте хорошего дня. Делайте это независимо от результата беседы.

ВАЖНО! Итог переговоров – не значит принятое решение. Вердикт о сотрудничестве нужно принимать, лишь обдумав в спокойной обстановке, обсудив со своими коллегами все то, о чем вы общались в процессе переговоров. Особенно, если собеседник предлагал вам варианты сотрудничества, о которых вы ранее не задумывались. Вам необходимо тщательно проанализировать это предложение, понять, устраивают ли вас озвученные условия. Возможно, стоит поискать подводные камни. Для того чтобы было проще разобраться, ведите записи во время переговоров. Если же согласиться на сделку во время самой беседы, можно стать жертвой личности с сильной харизмой, за счет которой вы будете сбиты с толку.

Как вести переговоры с клиентом?

Вышеописанные рекомендации относились к переговорам в целом. Теперь давайте рассмотрим несколько тезисов относительно того, какой линии придерживаться при общении с человеком, которому вы хотите что-либо продать. Неважно – это оптовый закупщик или розничный клиент. Для нас он в первую очередь – покупатель.

  1. Узнайте, что нужно клиенту. Какой товар, в каком объеме, для каких целей (помним о конкретике). Получив данные сведения, дайте человеку понять, что вы можете реализовать его запросы.
  2. Опишите преимущества товара. Желательно с цифрами. На сколько компонентов богаче его состав, до скольки раз это средство поможет сэкономить и т.п. Это позволит вам обосновать ту цену, которую вы хотите получить за товар.

ВАЖНО! Все преимущества вы должны понимать, прежде всего, сами. Только тогда вы сможете их обосновать и донести до покупателя.

  1. Если цена не устраивает клиента, не жалуйтесь на то, что такая стоимость обусловлена затратами на производство, логистику и прочие статьи расходов. Покупателя это не интересует. Лучше еще раз подчеркните, какие выгоды он получает от приобретения. Желательно – финансовые. Если таковые действительно есть, человек с радостью заплатит вам разово, дабы сэкономить в дальнейшем. В отдельных случаях можно предложить скидку и специальные условия. Какие именно – просчитайте заранее, как и размер скидок.

Среди льгот может быть:

  • бесплатная доставка при покупке определенного объема;
  • возможность приобретения товара в рассрочку;
  • дополнительные бонусы (3 товара по цене 2-х и т.п.).

Вариантов масса, главное, чтобы они были экономически целесообразны для вас. Если покупатель просит нереальную скидку, не бойтесь отказать ему. При этом обоснуйте свой отказ, скажите, что такие условия для вас просто-напросто нерентабельны. И предложите альтернативу.

СОВЕТ: Примеры успешных переговоров демонстрируют актуальность сравнений при озвучивании цены. «Эта книга стоит, как 10 чашек кофе», «Месячный платеж за автомобиль равен трем ужинам в ресторане» и т.п.

Главное – не начинайте разговор со стоимости. Сначала ознакомьте покупателя с товаром (или общим ассортиментом), перечислите его плюсы, а затем вежливо, но уверенно озвучьте цену. Уверенность – важный момент. Если клиент видит, что вы колеблетесь, он точно начнет торговаться. Произносите цифру так же уверенно, как и свое имя. При торге, если он все-таки имеет место, используйте то, о чем сказано в начале данного пункта. Но не торопитесь делать саму скидку, если клиент говорит о том, «как это дорого». Возможно, он просто ждет, что вы еще раз перечислите ему, почему товар стоит именно столько, сколько вы за него хотите.

  1. Не отчаивайтесь , если человек отказался от покупки. Быть может, ему просто необходимо подождать до зарплаты или узнать условия и цены ваших конкурентов (особенно актуально для оптовых клиентов). Оставьте свои контакты и вежливо скажите, что в случае чего всегда будете рады сотрудничеству.

Трудный клиент – кто он такой?

Да, существует такая отдельная категория покупателей. Их многие не любят, но именно эти люди помогают продавцам понять слабые стороны своего бизнеса. Они представляют собой некий вызов, который необходимо принять, и преграду, которую необходимо обойти. При этом сами эти клиенты делятся на:

  • грубиянов;

При общении с такими людьми главное не поддаваться на провокации. Соблюдайте спокойствие и уверенность. Грубость означает отсутствие иных аргументов, и когда человек поймет, что криками и обвинениями вас не пронять, он отступит сам. И весь его негатив останется при нем. А возможно, это просто эмоции, которым нужно не мешать выплеснуться. Если человек недоволен ценой, внешним видом товара – согласитесь с ним, используя речевые обороты по типу «Да, вы, безусловно, правы, но позволю себе уточнить…». И дальше, несмотря на эмоции, постарайтесь ему помочь.

  • застенчивых и нерешительных людей;

Такой человек, как правило, не уверен в себе и в своем выборе. Его преследуют сомнения, которые вам необходимо нивелировать. Поддерживайте его, расширяйте, либо напротив, сужайте список вариантов для покупки. Здесь вдвойне важно подчеркнуть все плюсы товара. Если человек хочет посоветоваться с женой или начальством, предложите свою помощь в этом вопросе.

  • «умников»

Клиент хочет продемонстрировать, что он знает ваш товар лучше, чем вы сами. Что же, в этом случае можно сыграть в его игру. Покажите, как вы восхищаетесь его компетентностью, не используйте резких возражений, если он критикует товар, а лишь предлагайте альтернативные аргументы. Здесь главное – найти компромисс. А здоровая дискуссия всегда идет на пользу обеим сторонам.

Как вести переговоры по телефону?

Для начала уточним – любая серьезная сделка требует личной встречи. Успешные телефонные переговоры – лишь один из этапов сотрудничества. Но и этот этап очень важный. Поговорим о нем.

Клиент звонит первым

Это уже означает, что у него есть вопрос, который нужно решить. Человек нашел ваши контакты, набрал номер, дождался ответа. Здесь ваша задача – вежливо поприветствовать его, представиться, узнать о проблеме. Это даст заряд определенному доверию, когда клиент будет понимать, что на другом конце провода тоже сидит живой человек, а робот-менеджер. Не обманите его ожиданий. Но при этом и дайте возможность убедиться в вашем профессионализме, поскольку звонящий далеко не всегда является экспертом в области товаров или услуг, ради которых, он вам, собственно, позвонил. Узнав о его предпочтениях, четко и лаконично озвучьте их своими словами и дайте возможность клиенту согласиться с вами. А затем сделайте предложение и договоритесь о встрече.

Первым звоните вы

В этом случае первоочередная задача – узнать, есть ли у человека время на разговор. Если нет, спросите, когда можно перезвонить, поскольку в данный момент занятый собеседник если и не положит трубку, то вряд ли уделит достаточно внимания вашему предложению.

Остальной скрипт общения с клиентом выглядит стандартно:

  • Представляетесь;
  • Узнаете о потребностях собеседника, уточняете их при необходимости;
  • Делаете предложение;
  • Договариваетесь о встрече.

Отдельные нюансы подбираются уже для каждой конкретной сферы.

Если ваш товар или услуга рассчитаны на представителей бизнеса, а не корпоративных клиентов, узнайте у собеседника, кто в компании уполномочен отвечать на предложения по типу ваших и свяжитесь с этим человеком. И далее действуйте по накатанной схеме: определение проблемы – ваш вариант ее решения – ценовые вопросы – подтверждение заинтересованности. И используйте необходимые маркетинговые ходы – давайте информацию о скидках и прочих выгодных условиях.

На практике ведение такое телефонных переговоров выглядит следующим образом (пример):

– Добрый день, меня зовут …, я представитель компании …, мы занимаемся продажей канцелярских изделий. Есть ли у вас время для разговора?
– Да, слушаю вас.
– Скажите, вы пользуетесь бланками для печати налоговых документов?
– Да, пользуемся.
– То есть, для вас актуальна покупка таких документов?
– Да, верно, а что вы хотите предложить?
– Наша компания будет заинтересована в сотрудничестве по поставкам таких бланков для вас. Мы готовы обсуждать индивидуальную ценовую политику и условия сотрудничества.

Дальше разговор пойдет сам по себе, если человеку действительно интересно ваше предложение. В случае отказа попытайтесь узнать его причину и предложить альтернативный вариант сотрудничества. Не стесняйтесь задавать вопросы и располагать собеседника к обратной связи. Только так вы сможете построить конструктивный диалог.