О четвертом регулирующем принципе. Не вступать в незаконную половую связь

Сомнения в существовании Бога. Мясоедение – основная причина деградации. Горькая правда и иллюзия счастья, современного общества. Высший вкус и высшая цель. Семья основанная на духовных ценностях. Ответы на вопросы.

Отличная, живая немного веселая, лекция по четырем регулирующим принципам. нет мясу; нет интоксикациям (алкоголь, табак и т.д.); нет азартным играм; нет внебрачному/незаконному сексу.

В Первой песни "Шримад-Бхагаватам" есть история о четырех опорах религии: , и , и о четырех вещах, которые уничтожают религиозность. Они так же перечислены в "Шримад-Бхагаватам" (1.17.38): суна (употреление в пищу мяса), панам (употребление всевозможных одурманивающих средств и наркотиков), дйутам (азартные игры), а также стрийах (незаконные отношения с противоположным полом). лишает человека милосердия, незаконные сексуальные отношения делают человека расслабленным, лишают его воли и жизненной энергии, то есть делают человека неспособным к аскетичности, наркотики оскверняют человека внешне и внутренне, лишая его чистоты и замутняя его сознание, а азартные игры делают более склонным ко лжи.

Всего материалов: 5 | Общий размер: 44Мб | Общее время: 01:15:49

2. Мясоедение – основная причина деградации

Мясоедение - замаскированное убийство - первая причина деградации. Отказ от мясоедения - главный регулирующий принцип для запада. Извращенный вкус чувственных наслаждений. Чандалы - собакоеды, бомжы - последняя стадия деградации. Мы сами в ответе за свое положение.

3. Иллюзия счастья современного общества

Аскеза ума - говорить правду. Сомневающаяся душа мечется между двух огней и не испытывает счастья. Мужчина должен обязательно иметь высшую цель в жизни, иначе это не мужчина. Пагубное влияние современного общества с его низменными ценностями. Вместо любви вожделение. Вместо достоинства - «имидж». Как же удается обвести всех вокруг пальца?

4. Высший вкус и высшая цель. Семья основанная на духовных ценностях.

Тернистый путь к Богу. Если вы почувствуете Высший вкус, хотябы мгновенье обратно Вы уже не вернетесь. Ахимса - принципиальная позиция совести. Извращенное понимание любви у современного человека. Семья основанная на духовных привязанностях. Высшая цель и регулирующие принципы. Ответы на вопросы: Зачем семья тому, кто и так самодостаточен? Как развить смирение и почтение к мужу? Если женщина не хочет замуж. Как перейти на вегетарианство в пожилом возрасте?

Вопрос: Ради безопасности женщины, ее всегда защищают муж, отец и сыновья. Что делать, если муж умер очень рано, и она не может повторно выйти замуж согласно ведическим наставлениям?
Ответ: Ну это не совсем правда. Это скорее индуистская традиция. Но есть разные смирти-шастры, которые дают предписания как жить в обществе: знаменитая Ману-смрити, Парашара-смрити, Ягьявалкья, Вишну-смрити, Нарада-смрити и другие. Не нужно думать, что все эти авторы в ситуации, когда муж женщины умирает… Некоторые авторы смрити позволяют: женщина в таком случае может выйти замуж.

Вопрос: Ради безопасности женщины, ее всегда защищают муж, отец и сыновья. Что делать, если муж умер очень рано, и она не может повторно выйти замуж согласно ведическим наставлениям?

Ответ: Ну это не совсем правда. Это скорее индуистская традиция. Но есть разные смирти-шастры, которые дают предписания как жить в обществе: знаменитая Ману-смрити, Парашара-смрити, Ягьявалкья, Вишну-смрити, Нарада-смрити и другие. Не нужно думать, что все эти авторы в ситуации, когда муж женщины умирает… Некоторые авторы смрити позволяют: женщина в таком случае может выйти замуж. Даже если маленькие дети есть. Это позволительно. То есть это похоже больше индуистская традиция. В любом случае она уже в нынешнюю эпоху развалилась, то есть то, что женщина, когда ее муж умирает не может выйти замуж. Я не против этого. Хотя меня уже тут прозвали дипломированным женоненавистником.

Вопрос: Если у мужа финансовые трудности, и женщина идет на работу, разве она не исполняет свою дхарму свои обязанности?

Ответ: Как Бхишма сказал, когда Драупади уговаривала его: «Разве это дхарма, то что меня притащили на это собрание?» Он сказал: «Ну, законы дхармы очень тонки». Он избежал Ответа на Вопрос. Теоретически — это возможно. Часто чтобы следовать одному принципу дхармы, нужно нарушить другой принцып дхармы. Такое бывает. Общее понимание культуры таково, что как правило, даже в этих обстоятельствах жена не будет ходить независимо. Может быть вместе с мужем она будет ходить. Как, например, на стойке муж с женой работают вместе. Процеветание Индии увеличивается, но это все за счет эксплуатации тех ади-васи, которые работают за копейки, например, на стройках. Им приходится спасть на стройках, они готовят очень простую пищу. И, похоже, что никому нет до них дела, разве что политикам во время выборов. Так или иначе, это пример женщин, которые ходят на работу вместе со своими мужьями.

Вопрос: Насколько важен четвертый регулирующий принцип: не вступать в недозволенные половые отношения с мужем или женой?

Ответ: Все регулирующие принципы – это регулирующие принципы. Им нужно следовать. Если мы им не следуем, то мы не продвигаемся в духовной жизни. С другой стороны, если жена отказывает в этой возможности своему мужу, он идет куда-то в другое место. Поступая так, он становится более падшим, и вся семья подвергается риску. […]

Вопрос: Брахмана-дхарма – она для мужчин?

Ответ: Да. Как я сказал, шастры обращены к мужчинам. Эти наставления даются для мужчин. Человеческая форма жизни, особенно мужская, подходит для самопознания. И женщины также разделяют это, служа своему мужу. Служа своему мужу, они получают тот же результат. Вот почему в традиции мужчины-брахманы совершали суровую аскезу, проводили много ритуалов. Но женщины просто должны были служить своим мужьям.

Однажды группа риши подошла к ашраму Вьясадевы. Они хотели задать ему три Вопроса: какая сама лучшая юга, какая самая лучшая варна и каков самый лучший пол? Когда они пришли, Вьясадева мылся в реке Алакананде. Эта река протекала перед его ашрамом. Вьясадева все знает. Мудрецы обратились к нему. Он был в реке. И обычно это подразумевает три раза погрузиться. Он один раз погрузился, встал и сказал: «Кали-юга», то есть лучшая юга – это Кали-юга. Еще раз погрузился, встал и сказал: «Шудра». Еще раз окунулся, встал и сказал: «Женщина». Кажется, должно быть наоборот. Сатья-юга – лучший век, брахманы – лучшая каста или варна, не совсем каста и не совсем варна, это не одно и то же, и мужчины лучше, потому что мужчины более подходят для самопознания. И затем Вьясадева объяснил. Кали-юга лучший век, потому что, Вьясадева объясняет и в Шримад Бхагаватам также об этом сказано, те, кто действительно обладают знанием, качеством, они прославляют или поклоняются Кали-юге, потому что в эту эпоху просто благодаря кришна-санкиртане все достигается. Тогда как в другие юги достижение цели жизни очень затруднено. Затем он сказал, что шудры лучше, потому что они просто служат, им не нужно проходить через трудности. Если они просто с верой служат высшим сословиям, то их дхарма исполняется. То же самое относится к женщинам. Они просто служат своим мужьям. Им не нужно проходить через те же трудности, через которые проходят их мужья, но они получают те же результаты.

4 регулирующих принципа: нет мясу; нет интоксикациям (алкоголь, табак и т.д.); нет азартным играм; нет внебрачному/незаконному сексу.

В Первой песни "Шримад-Бхагаватам" есть история о четырех опорах религии: , и , и о четырех вещах, которые уничтожают религиозность. Они так же перечислены в "Шримад-Бхагаватам" (1.17.38): суна (употреление в пищу мяса), панам (употребление всевозможных одурманивающих средств и наркотиков), дйутам (азартные игры), а также стрийах (незаконные отношения с противоположным полом). лишает человека милосердия, незаконные сексуальные отношения делают человека расслабленным, лишают его воли и жизненной энергии, то есть делают человека неспособным к аскетичности, наркотики оскверняют человека внешне и внутренне, лишая его чистоты и замутняя его сознание, а азартные игры делают более склонным ко лжи.

Поиск с помощью голоса совести

О балансе сердца и разума в поиске истины. Как соблюдение принципов влияет на сознание? Два вида существ: движущиеся и неподвижные. Каким образом душа присутствует в этом мире? Из чего складывается наш индивидуальный мир? Как люди меняются, благодаря общению? Каков механизм общения в служении? Что даёт общение с гуру? Гуру учит нас, как ребёнка учат родители. Что такое общение с материалистом? Как отделить служение от корысти? Для чего мы учимся исполнять должное? Что такое материя в прямом смысле слова? Сознание как энергия. Можно ли воспринимать объекты не с точки зрения формы?

Выбор наставника

Гуру – представитель Бога. Выбор духовной традиции. Поиск наставника. Четыре магнита, удерживающие душу в материальном мире. Первый магнит: мясо, рыба, яйца; Второй магнит – интоксикации; Третий магнит – азартные игры и денежные махинации; Четвертый магнит – незаконные половые отношения;

Неуместные требования

Круговорот неофитов в природе. Идеализация стандартов. Адекватная проповедь. Почему не все хотят жить в храме? Разные уровни веры: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Причины снижения духовных стандартов. Завышенные требования к людям, которые по своей природе не могут им соответствовать. Тотальный брахманический стандарт, как причина разочарования. Необходимость применения разных стандартов для разных людей. Вертикальные и горизонтальные отношения в ткани общества. Разнообразие видов отношений. Вертикальные отношения - деловые, горизонтальные - раса.

Аскезы

Нужны ли аскезы? 4 духовных принципа. Мясоедение и секс. дурманивающие вещества. Шива - бог аскез. Плоды аскетизма. Аскетизм и пожертвования. Аскетизм и контроль чувств. Кто должен заниматься аскезами? Заслуживает ли уважения аскет? Как женщинам заниматься аскезами? Рекомендованные виды аскез. Когда аскетизм неблагоприятен. История Джады Бхараты. Как следует совершать аскезы. Чувство долга и предписанные обязанности человека. Идеалы, которые выше долга и предписаний. Виды аскез. Вопросы слушателей.

римад-Бхагаватам объясняет, что мирная, ду­хов­но развитая культура покоится на четы­рех столпах религии: аскетичности, прав­дивости, чис­то­­­те и милосердии. Эти четыре качества указы­ва­ют на такое состояние бла­гости, которое спо­собствует духовным устрем­лениям. Деятель­ность, характер кото­рой прямо противоположен этим качествам, и которая приводит к деградации и в конце концов делает обретение этих качеств невоз­можными, – это азартные игры, приня­тие интоксикаций, незаконный секс и мясоедение.

П

ервый вид греховной деятельности – это азарт­ные игры. Под этим термином следует по­­ни­мать не только денежные ставки в играх или спорте, но также незаконные сделки в бизнесе, спекуляции и нечестные отношения с другими. Первое последствие такой деятель­ности – это излишняя материальная привя­зан­ность, появив­шая­ся вследствие того, что в человеке выросли такие качества, как жад­ность и скупость. Другие последствия: человек из-за беспокойства теряет равно­весие ума; все соучастники страдают, когда приходят потери; усиливаются лживость и обман, которые уничтожают качество, возвышающее человека, – правдивость.

од термином "интоксикации" понимается, что человек оказывает воздействие на свое тело с помощью различных химических веществ, которые не являются необходимыми для поддержания тела и обладают стимули­рующими или депрессивными эффектами воздей­ствия на Ум - тонкий матеpиальный элемент, часто называемый ">ум и тело. Под этим термином подразумевают все одур­ма­нивающие вещества, начиная с чая, кофе и табака и заканчивая алкоголем и более силь­ны­ми наркотиками. Привычка их употреб­ления обычно приносит такие послед­ствия: утрату , развивающиеся болезни, прежде­временное старе­ние и неспособность разумно и с постоянством сосредоточиваться на какой бы то ни было теме. Таким образом, подобные привычки препятствуют духовному продвижению человека, опутывая его матери­альными привязанностями и в то же возбуждая его ум так, что он становится неспо­собен сосредоточиться в медитации на свое "я" и на Бога.

езаконный секс порождает нежелательное потомство, которое становится причиной социальных и экономических гигант­ских масштабов. Чтобы избежать таких послед­­ствий секса, люди делают аборты и используют проти­возачаточные средства. Священные писания, нау­ка и здравый смысл и то, и другое расценивают как убийство. Тех, кто несет ответственность за подобную дея­тель­ность, ждут адские наказания – настолько велик груз за то, что они преступают закон морали.

од термином "мясоедение" понимают убийство или причинение беспокойства и ущерба жи­вот­ным формам жизни с целью получения в их тел или яиц.

Е

сли человек не может достать здоровую пищу или в каких-либо местах земля непригодна для сельского хозяйства и молоч­ной промышленности, употребление челове­ком в пищу животных может быть оправдано. Если же человек не поставлен в такие условия жизни, то систематическое убийство живот­ных с целью поддержания своего существо­вания за счет их плоти и яиц становится самым ужасным из всех грехов, результатом которого является последующее страдание как самой личности, совершающей этот грех, так и всего общества. Эта деятельность успешно препятствует любым попыткам сделать шаг на пути к .

С

уществует ряд практических причин того, почему не следует есть мясо. Первая заклю­чается в том, что заклание животных является явным убийством, и любой, кто ест плоть этой жертвы, должен делить плохую карму, возни­кающую как следствие этого убийства. Вторая причина – в том, что мясо­еде­ние очень вредно для здоровья. Насыщен­ные жиры в большинстве видов мяса способ­ствуют развитию сердечно-сосудистых заболе­ваний, а токсины, появляющиеся в разло­жившейся плоти, наносят ущерб нервной системе и способствуют развитию старческого слабо­умия, паралича или сумасшествия. А третья причина особенно касается тех, кто имеет надежду развить в себе . В советует нам есть только ту пищу, которая была предложена Ему с любовью и преданностью. Благодаря тому, что мы принимаем освященную пищу, наше сознание очищается. И особо просит нас предлагать Ему только вегета­ри­анскую пищу – никакого мяса, рыбы или яиц.

Т

аковы лишь некоторые, наиболее значи­тельные, причины, по которым следует избегать азартных игр, интоксикаций, неза­кон­ного секса и мясоедения. Результатом каждого из этих видов деятельности является индивидуальное страдание и развал обще­ства, и каждое из них делает человека неспо­собным испытывать вечную, блаженную духов­ную жизнь в сознании Кришны.

Четыре регулирующих принципа
Шримад-Бхагаватам объясняет, что мирная, духовно развитая культура покоится на четырех столпах религии: аскетичности, правдивости, чистоте и милосердии. Эти четыре качества указывают на такое состояние благости, которое способствует духовным устремлениям. Деятельность, характер которой прямо противоположен этим качествам, и которая приводит к деградации и в конце концов делает обретение этих качеств невозможными, – это азартные игры, принятие интоксикаций, незаконный секс и мясоедение.

Первый вид греховной деятельности – это азартные игры. Под этим термином следует понимать не только денежные ставки в играх или спорте, но также незаконные сделки в бизнесе, спекуляции и нечестные отношения с другими. Первое последствие такой деятельности – это излишняя материальная привязанность, появившаяся вследствие того, что в человеке выросли такие качества, как жадность и скупость. Другие последствия: человек из-за беспокойства теряет равновесие ума; все соучастники страдают, когда приходят потери; усиливаются лживость и обман, которые уничтожают качество, возвышающее человека, – правдивость.

Склонность к азартным играм проявляется даже в сфере духовной жизни, когда кто-то пытается понимать или объяснять духовные предметы на основе собственных умственных способностей. Вместо того, чтобы слушать истинных духовных авторитетов, играя в эту азартную игру, такие люди просто ставят на кон свою духовную жизнь.

Под термином "интоксикации" понимается, что человек оказывает воздействие на свое тело с помощью различных химических веществ, которые не являются необходимыми для поддержания тела и обладают стимулирующими или депрессивными эффектами воздействия на ум и тело. Под этим термином ведические писания подразумевают все одурманивающие вещества, начиная с чая, кофе и табака и заканчивая алкоголем и более сильными наркотиками. Привычка их употребления обычно приносит такие последствия: утрату здоровья, развивающиеся болезни, преждевременное старение и неспособность разумно и с постоянством сосредоточиваться на какой бы то ни было теме. Таким образом, подобные привычки препятствуют духовному продвижению человека, опутывая его материальными привязанностями и в то же время возбуждая его ум так, что он становится неспособен сосредоточиться в медитации на свое "я" и на Бога.

Незаконный секс – это любые половые отношения вне брака и любые половые отношения в браке, не ставящие своей целью зачатие детей. Ничем не ограниченные занятия сексом, хотя и являясь источником огромного наслаждения на физическом уровне, вызывают социальные расстройства, а также ставят крест на перспективе обрести духовное сознание.

Незаконный секс порождает нежелательное потомство, которое становится причиной социальных и экономических проблем гигантских масштабов. Чтобы избежать таких последствий секса, люди делают аборты и используют противозачаточные средства. Священные писания, наука и здравый смысл и то, и другое расценивают как убийство. Тех, кто несет ответственность за подобную деятельность, ждут адские наказания – настолько велик груз кармы за то, что они преступают закон морали.

Когда люди занимаются сексом ради чувственного наслаждения, это не только приводит человеческое общество к деградации, но также порождает чрезмерную привязанность к телу и к плотским наслаждениям. Для такого эгоистичного человека, чье сознание так глубоко ушло корнями в тело, нет никакой возможности обнаружить и самому испытать природу блаженства души.

Под термином "мясоедение" понимают убийство или причинение беспокойства и ущерба животным формам жизни с целью получения в пищу их тел или яиц.

Если человек не может достать здоровую пищу или в каких-либо местах земля непригодна для сельского хозяйства и молочной промышленности, употребление человеком в пищу животных может быть оправдано. Если же человек не поставлен в такие условия жизни, то систематическое убийство животных с целью поддержания своего существования за счет их плоти и яиц становится самым ужасным из всех грехов, результатом которого является последующее страдание как самой личности, совершающей этот грех, так и всего общества. Эта деятельность успешно препятствует любым попыткам сделать шаг на пути к духовности.

Существует ряд практических причин того, почему не следует есть мясо. Первая заключается в том, что заклание животных является явным убийством, и любой, кто ест плоть этой жертвы, должен делить плохую карму, возникающую как следствие этого убийства. Вторая причина – в том, что мясоедение очень вредно для здоровья. Насыщенные жиры в большинстве видов мяса способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, а токсины, появляющиеся в разложившейся плоти, наносят ущерб нервной системе и способствуют развитию старческого слабоумия, паралича или сумасшествия. А третья причина особенно касается тех, кто имеет надежду развить в себе любовь к Богу. В Бхагавад-гите Кришна советует нам есть только ту пищу, которая была предложена Ему с любовью и преданностью. Благодаря тому, что мы принимаем освященную пищу, наше сознание очищается. И Кришна особо просит нас предлагать Ему только вегетарианскую пищу – никакого мяса, рыбы или яиц.

Таковы лишь некоторые, наиболее значительные, причины, по которым следует избегать азартных игр, интоксикаций, незаконного секса и мясоедения. Результатом каждого из этих видов деятельности является индивидуальное страдание и развал общества, и каждое из них делает человека неспособным испытывать вечную, блаженную духовную жизнь в сознании Кришны.

Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел,
что бы ты ни предлагал или отдавал,
и через какую бы тапасью ни проходил -
делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.