Образец заключение пмпк на профессиональное обучение. Заключения пмпк станут обязательными для родителей

2012 год для российского образования особенный. В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» модернизация образования занимает ведущее место. Приход в новую школу Интернет-технологий изменил и ее образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.

Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек.

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.

Главная цель компьютеризации библиотек - создание необходимых условий для обеспечения школ своевременной, достоверной и полной информацией. Школьная библиотека должна входить в единое библиотечно-информационное пространство. И это на сегодняшний день стало необходимостью.

Библиотека не стоит на месте. Мы в своей работе применяем новые технологии, большое внимание уделяем информационной работе, проводим различные исследования, мониторинги, конкурсы и многое другое.

Школьные библиотеки должны быть модернизированы. Об этом шла речь на недавнем V Межрегиональном съезде Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) в Президентской библиотеке им. Б. Ельцина.

Состояние школьных библиотек сейчас хуже, чем в годы войны, ведь даже во время Ленинградской блокады их фонд был увеличен на 662 книги. Библиотечные фонды в критическом состоянии, и их восстановлением необходимо заняться как можно скорее.

Неудовлетворительное состояние фондов - одна из самых серьезных проблем: их комплектование практически прекратилось около пятнадцати лет назад. Библиотеки городских школ истощены на 69 процентов, сельские - на 90 процентов.

Съезд, собравший 250 специалистов из разных регионов страны, прошел под девизом "Президентская библиотека - школьной библиотеке: мост сотрудничества в Год учителя". И это не случайно: участники встречи были уверены, что они достойны педагогического статуса.

Школьные библиотекари оказались самыми низкооплачиваемыми работниками образования, - говорит президент РШБА Татьяна Жукова. - Выполняя по сути педагогическую работу, они не причислены к педагогам.

Среди других проблем школьных библиотек участники съезда отмечали несовершенство нормативной правовой базы библиотек общеобразовательных учреждений, нехватку управленческих решений в сфере их модернизации и отсутствие государственного заказа на подготовку соответствующих специалистов.

Задача нашего профессионального сообщества сегодня - научить детей учиться, - заключает Татьяна Жукова. - В этом контексте надо менять имидж нашей профессии. Парадокс имиджа библиотекаря заключается в том, что видимая часть нашей работы - это всего лишь выдача книг, но интеллектуально емкая часть - невидима.

1. Библиотека в современной школе

Обучение в 21 веке - это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Библиотека должна стать не просто Кабинетом № 1, а надпредметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников.

Так в нашей школе библиотека постепенно становится комфортной образовательной средой для развития индивидуальных образовательных способностей, связанных, прежде всего, с индивидуальными особенностями мыслительной работы.

2. Главные проблемы школьных библиотек

- Сегодня имеют место две революции. В обучении - это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция - это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя.

Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. Сегодня система подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует новым задачам и возрастающей роли школьных библиотек.

Вторая проблема - это социальная незащищенность библиотекарей.

3. введение нового стандарта образования может способствовать модернизации школьных библиотек

- В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «... доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, мы видим, что необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша задача сейчас - реализовать эти положения.

Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты - это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

4. Отбор информационных ресурсов для школьных библиотек

- Сейчас происходят качественные изменения и в профессиональном сознании школьных библиотекарей, и в технологиях их деятельности. Главное сегодня - научить библиотекаря работать по-новому, в том числе работать с информацией.

С прошлого года самые «продвинутые» школьные библиотекари обучаются работе в социальных сетях: в блогах, и теперь они профессионально общаются в виртуальном пространстве, обогащая друг друга инновационными практиками.

РШБА ежемесячно проводит веб-семинары с библиотекарями школ страны на самые актуальные темы. Важно, что в эту работу включились представители органов управления образованием, директора и учителя школ, специалисты по детскому чтению.

Наряду с проведением вебинаров РШБА ведет разработку и подготовку дистанционной школы по нескольким направлениям, в том числе по основам информационного мировоззрения и формированию информационной культуры личности учащихся и педагогов.

5. роль библиотекаря в организации информационного пространства школы

Сегодня библиотекарь является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря - содействие развитию педагогов.

Во-вторых, педагог - библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг,

- Практически во всех школьных библиотеках нашей страны высокий творческий потенциал специалистов. Школьная библиотека - это пространство, где развивается творчество, образное мышление школьников.

В этом году мы принимали участие в международном месячнике школьных библиотек. В рамках этого месячника мы старались провести несколько акций и мероприятий. Мы знаем, что 50% российских семей не имеют ни одной книги дома. Поэтому школьная библиотека может и должна компенсировать, развивать глубокое творческое чтение.

Каждый ребенок черпает свой смысл в книге. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла.

Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря - развитие функциональной грамотности и творческого чтения.

7. Государственные проекты по поддержке школьных библиотек

- В Федеральных органах часто говорят, что наша тема субъектовая. За последние 15 лет было только две программы, когда из федерального бюджета были выделены целевые средства на комплектование школьных библиотек.

Три года назад были проведены в Государственной Думе Парламентские слушания, к которым подготовили общественно-государственный проект «Концепция развития школьных библиотек до 2015 года». И в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало нас: принято решение о совместной разработке комплексной концепции развития школьных библиотек и плана ее реализации.

Пятницу 4-го февраля 2011 г.можно назвать судьбоносным днём для всех школьных библиотекарей России: впервые на встрече с Владимиром Путиным министр образования и науки Андрей Фурсенко чётко озвучил проблемы школьных библиотек, связав их с переходом образовательных учреждений на новую систему финансирования.

Лёд тронулся... Так и хочется завершить словами, сказанными в одном из предыдущих форумов: "В школьную библиотеку должна прийти весна!"

Совершенно серьёзно мы задумываемся о нашей работе в течение года с позиции: а что скажет о моих достижениях Форум?

И это взыскательное, доброжелательное, но строгое мнение становится важнее любого другого. Оно личное - и оно общее. Это мнение учёных и практиков, организаторов и новичков, коллег и друзей. Наверное, не только для меня очень важным становится быть полезной Форуму, заслужить уважение Форума и иметь авторитет у Форума.
Как было уже отмечено, в новом стандарте акцент на уклад современной школы.

администрация школы реализовала эти положения следующим образом:

1. обеспечен доступ к ресурсам Интернет-технологий

2. регулярно обновляются и пополняются фонды учебной и художественной литературы; коллекции медиаресурсов

3. приобретена множительная техника

4. обеспечивается поддержка творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

5. поддерживает общение преподавателей с целью обогащения инновационными практиками.

Проблемы методического сопровождения библиотекарей ОУ Отсутствие ставки методиста по библиотечным фондам в ряде районов области, о тсутствие РМО школьных библиотекарей в ряде районов области; недостаточно переговорных площадок (семинаров, встреч, совещаний) на уровне области для работников библиотек ОУ, методистов, курирующих школьных библиотекарей; отсутствие возможности школьным библиотекарям принять участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях и т.п. привели к изолированности школьных библиотекарей, дефициту информации и передового педагогического опыта в плане библиотечной работы.


Актуальные темы: переход ОУ на ФГОС применительно к работе школьной библиотеки, создание на базе школьных библиотек Информационно- библиотечных центров, формирование информационной грамотности школьников, переподготовка библиотекарей в связи с переходом на новую должность «педагог-библиотекарь», разработка образовательной программы развития ОУ с учётом потенциала школьной библиотеки.




Существуют ли в ваших районах подобные проблемы? Если Вам удалось их решить, то поделитесь, как? Как часто на совещаниях директоров речь идёт о развитии школьных библиотек? И поднимаются ли подобные вопросы? Как часто организуются в районах семинары, конференции для библиотекарей ОУ?


Опыт РМО школьных библиотекарей Тутаевского района Подключение библиотек к сети Интернет; оказание информационных услуг (страница школьной библиотеки на сайте ОУ, виртуальная справочная служба); оформление электронной подписки; создание и систематическое пополнение электронного каталога; повышение ИКТ-компетентности библиотекарей ОУ; участие библиотекарей в конкурсах профессионального мастерства, семинарах и конференциях районного уровня; сайт РМО школьных библиотекарей ТМР.


Марафон «Современной школе – современная библиотека» (сентябрь 2011 г. – март 2012 г.) Конкурсы для обучающихся ОУ ТМР На лучший читательский дневник (сентябрь). Логотип школьной библиотеки (октябрь). Лучшая социальная реклама чтения (ноябрь). Конкурс для руководителей и библиотекарей ОУ ТМР Презентация библиотеки «Комфортная образовательно- воспитательная среда школьной библиотеки» (декабрь) с представлением сайта школьной библиотеки или страницы школьной библиотеки на сайте ОУ (февраль).




Приказ Минздравсоцразвития России от н (зарегистрирован в Минюсте года 21240) «О внесении изменений в Едином квалификационном справочнике руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».


Электронный мониторинг библиотек общеобразовательных учреждений (апрель-май 2012 г.) Количество специалистов библиотек общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации, которые должны пройти курс повышения квалификации и переподготовку для перехода на должность «педагог-библиотекарь». Укажите число Количество специалистов, которые в соответствии с требованиями квалификационной характеристики новой должности, уже сейчас смогут перейти на должность «педагог-библиотекарь. Укажите число Внесены ли в Вашем регионе в «Положение о порядке оплаты труда работников образования» изменения и дополнения, определяющие порядок введения должности «педагог-библиотекарь» в штатное расписание общеобразовательных учреждений и устанавливающие соответствующие доплаты и льготы? Да Нет Если нет, планируется ли внесение таких изменений? В какие сроки? да, в течение 2012 года нет, не планируется Другое:


Электронный мониторинг библиотек общеобразовательных учреждений Проводятся ли региональные конкурсы и смотры для библиотекарей общеобразовательных учреждений? Да Нет Какова степень активности участия библиотекарей общеобразовательных учреждений в различных региональных и всероссийских конкурсах, смотрах и др. Высокая Средняя Низкая Сколько библиотекарей общеобразовательных учреждений прошли повышение квалификации за последние два года? Укажите число Имеется ли система аттестации школьных библиотекарей? Да Нет Другое:


Изменения, вносимые в постановление Правительства области от н «Об оплате труда работников учреждений системы образования Ярославской области ».




Должностные обязанности педагога- библиотекаря работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами, участие в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, осуществление дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижение чтения, формирование информационной культуры, освоение информационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности (кружковая, клубная работа и т.п.), другие




Литература Приказ Минздравсоцразвития России от н «О внесении изменений в Едином квалификационном справочнике руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Вестник образования России – Должностные обязанности «Педагог-библиотекарь» // Вестник образования России – // Библиотека в школе, август 2011 года. Что делать, если…Комментарий к нормативным правовым актам по деятельности педагогов-библиотекарей» // Вестник образования России – // Библиотека в школе, ноябрь 2011 год. Гендина Н.И. Аттестация работников общеобразовательных учреждений на квалификационную категорию «педагог- библиотекарь»: концептуальные основы создания комплекса измерительно-диагностических материалов и механизм его реализации // Школьная библиотека


ФГОС: направления библиотеки ОУ информационно-методическое обеспечение ОП; развитие информационной грамотности школьников, в том числе при организации проектной деятельности; информационное и методическое сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; духовно-нравственное воспитание и развитие школьников.




[…]образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу, должно иметь информационно-библиотечные центры с рабочими зонами (компьютеризированными), оборудованными читальными залами, книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой… ФГОС




Структура школьного библиотечного информационно-методического центра абонемент многофункциональный зал, включающий в себя отделы: учебный, справочно-энциклопедический, методический, медиатека, монозоны (компьютеризированные рабочие места пользователей), дискуссионный отдел


Основными направления деятельности Центра являются: Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса (информационное, техническое сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов). Оказание методической помощи учителям при разработке планов уроков с использованием медиаресурсов. Участие в различных профессиональных конкурсах и методическое сопровождение педагогов. Сопровождение предпрофильного и профильного обучения. Работа с разными категориями обучающихся (одаренные, группа риска, слабоуспевающие, дети с ОВЗ, инвалиды (зона дистанта). Развитие информационной грамотности пользователей Центра. Организация внеурочной, досуговой деятельности обучающихся. Формирование информационного пространства всех участников образовательного процесса. Информационное и методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий пользователей. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.


Центр будет способствовать: повышению качества обслуживания пользователей, развитию материально-технической базы, повышению профессиональной компетентности педагогов, включению обучающихся и педагогов в проектную и внеурочную деятельность, повышению роли школьной библиотеки в образовательном процессе, привлекательности ее в масштабе микрорайона и среди педагогического сообщества района, модернизации библиотечного дела в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.


Оборудование ШБИМЦ: компьютер - 2 шт., с выходом в сеть ИНТЕРНЕТ, 2 принтера, многофункциональное устройство, медиапроектор, телевизор, DVD- проигрыватель, брошюратор. Фонд периодических изданий (42 наименования): газеты и журналы по управлению образованием (25%), художественные журналы для чтения с учетом возрастных групп и читательского вкуса (50%), периодика по духовно – нравственному воспитанию (8%), здоровьесбережению (10%), журналы и газеты для одаренных детей (7%)


Планируемые результаты проекта Оборудование современных рабочих мест читателей. Повышение качества обслуживания пользователей ИМЦ (сайт Центра, виртуальная справочная служба, электронный каталог, открытие второй компьютерной точки (зоны), Интернет и т.п.). Дистанционное обучение. Организация активной деятельности, направленной на повышение уровня образования обучающихся и педагогов в области применения ИКТ. Организация самостоятельной исследовательской и проектной работы обучающихся и педагогов с мультимедиа - и интернет-ресурсами. Организация на базе ШБИМЦ внеурочной деятельности. Совместная деятельность педагога и сотрудников ИМЦ на паритетных началах. Функционирование единого образовательного пространства, обеспечение широкого доступа к информационным ресурсам. Наличие высокой корпоративной информационной культуры, обеспечивающей внедрение информационных технологий в образовательный процесс и переход образовательного процесса школы на качественно новый уровень. Увеличение количества выпускников основной, средней (полной) общей школы, имеющих сформированную на достаточном уровне информационную культуру.


Вопросы для работы в группах 1. Какие на сегодняшний день проблемы библиотек ОУ Вам кажутся наиболее актуальными? 2. Как в настоящее время решаются эти проблемы в Вашем районе? 3. Каковы Ваши планы, связанные с развитием библиотек ОУ, на ближайший учебный год? 4. Что необходимо предпринять, с Вашей точки зрения, на уровне области для поддержки и развития школьных библиотек? 5. Какая помощь и чья Вам нужна для методического сопровождения школьных библиотекарей? 6. Полезна ли для Вас была сегодняшняя встреча и тема для обсуждения?



Дата заполнения «______»______________________________

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения _____________________________________________________

Программа обучения ____________________________________________ Класс (общеобразовательный, коррекционный, компенсирующий)

Причины обращения в ТПМПК: ______________________________________

Заключение психолога ______________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение логопеда _______________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение соц. педагога ____________________________________________

__________________________________________________________________

Выводы педагога (усваивает или не усваивает ученик предложенную программу)________________________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение ПМПк _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Директор школы ________________/_________________________________

М.П. Председатель ПМПк _____________/_______________________

Педагог-психолог ______________/__________________________________ ­­­­­­­­­­­­­­­­

Учитель-логопед ______________/__________________________________

Педагог __________________/___________________________________

Соц. педагог ________________/___________________________________

На этапе реализации решений консилиума проводятся коррекционные мероприятия. Они могут быть как внеурочными, так и включенными в процесс обучения . Проходить индивидуально или в группах.
6. Оценка эффективности коррекционно – развивающей работы.

На этапе ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ изучается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы. Если работа продолжается, то она проходит опять же по этой схеме.


Для полноценной работы ПМПк в школе ведется документация, позволяющая отследить все этапы работы консилиума:
Документация ПМПк

  • Положение о ПМПк ОУ,

  • Приказ об организации ПМПк;

  • План работы ПМПк

  • Договор с вышестоящей ПМПК

  • Договор с родителями о психолого-медико-педагогическом обследовании ребенка.

  • Журнал записи детей на Консилиум;

  • Протоколы заседаний Консилиума;

  • Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов;

  • Аналитический отчет о работе ПМПК за год

Дополнительные функции консилиума школы.
1. Просветительская деятельность специалистов школы.

1.1. Проведение консультаций с педагогами по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.


  • слуха;

  • зрения;

  • речи;

  • опорно-двигательного аппарата;

  • задержкой психического развития;

  • интеллекта;

  • расстройствами аутистического спектра;

  • множественными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы.

От ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе.

В настоящее время до сих пор существует практика: воспитатели или учителя, узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) которые ведут коррекционно-развивающую работу с детьми, диагностируют свои узко направленные параметры и используют полученные данные в своей деятельности. В результате чего, наблюдается разрозненность информации, обособленность в дальнейших действиях и , как следствие, отсутствие единства в достижении цели. Встаёт вопрос о комплексном сопровождении детей с ОВЗ.Такой комплексный подход реализуется через деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума, на заседаниях которого разрабатывается комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий отражённых в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание или направление коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается с учетом психолого-педагогической диагностики, в ходе которой выявляются индивидуальные особенности личности дошкольника или школьника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые, так же как и умственно отсталые дети оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.

Какие особенности развития мы можем наблюдать у данных детей? Ответить на это вопрос мы сможем практически работая с предложенной таблицей .

Сравнительная характеристика обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью :


Характерные особенности детей с ЗПР

Характерные особенности детей с умственной отсталостью

Уровень поражения мозговых структур

Нарушения познавательной деятельности неравномерны, в ходе коррекционно-развивающей работы преодолеваются, так как дети не имеют крупных поражений мозговых структур.

Нарушения познавательной деятельности носит необратимый характер и обусловлено органическим поражением или недо­развитием коры головного мозга.

Представления об окружающем мире. Мотивация.

Характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Учебная мотивация снижена, интересы игровые.

Имеют неполные, порой искажённые представления об окружающем, их опыт крайне беден. Интересы, потребности и мотивы примитивны.

Особенности игровой деятельности

Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности.

Игровое предъявление задания может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребёнка с выполнения задания.

Игровая деятельность носит более эмоциональный характер, но дети застревают на уровне сюжетной игры.

Застревают на предметной игровой деятельности.

Особенности восприятия

Замедленный темп восприятия и переработки информации. Для более полного восприятия нуждается в наглядно-практической опоре и предельной развёрнутости инструкции

Замедленный темп восприятия. Требуется много времени, чтобы воспринять предлагаемый материал (картинку, текст). Нуждаются в наглядно-практической опоре, поэтапной, чёткой и краткой инструкции

Испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части.

С трудом выделяют главное, выхватывают отдельные части в объекте или тексте, не видя и не слыша важный материал, не понимают внутренней связи между частями, персонажами.

Требуется уточнение пространственных и временных представлений: путают левую и правую сторону, времена года, месяца. Возможно затруднение ориентировки на листе бумаги.

Трудности восприятия пространства и времени: не различают правую и левую сторону, затруднена ориентировка в помещениях и на улице . Затрудняются в определении времён года, дней недели, в различении цветовой гаммы.

Особенности мышления

Выше потенциал развития познавательной деятельности: мышления, обобщения, сравнения, анализа и синтеза

Формирование познавательной деятельности: мышления, обобщения, сравнения, анализа и синтеза затруднено.

Наглядно-действенное мышление в норме. Наглядно-образное мышление сформировано недостаточно: большинству требуется неоднократное повторение задания и оказание помощи. Словесно-логическое мышление у большинства детей не развито.

Анализ предметов проводят бессистемно: пропускают важные свойства, выделяя лишь наиболее заметные (величину, цвет). Из-за несовершенства анализа затруднён синтез предметов: затрудняются составить представление о предметах в целом.

Скачкообразная динамика развития всех форм мыслительной деятельности

Динамика развития форм мыслительной деятельности низкая или отсутствует.

Дети способны использовать оказываемую им помощь и переносить её самостоятельно на новые задания.

Использует оказываемую помощь, но перенести самостоятельно усвоенный способ действия на новые задания не может.

Могут критично оценивать свою работу. Признают свои ошибки, переживают при неудачах.

Наблюдается некритичность, невозможность адекватно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок, не понимают своих неудач, довольны собой и своей работой.

Особенности памяти

Снижена продуктивность запоминания, неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти, чем произвольной. Преобладание наглядной памяти над словесной.

Лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и воспринимаются внутренние логические связи.

Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная целенаправленность на запоминание, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Труднее воспроизводится словесный материал.

Особенности внимания

Внимание неустойчивое (отвлекаются при малейшем раздражителе), снижен объём, концентрация, избирательность, распределение.

Внимание неустойчивое, испытывают трудности распределения внимания, отмечается замедленная переключаемость.

Недостатки внимания: на уроках рассеяны, не могут работать более 15 минут. Это вызывает реакцию раздражения, нежелание работать.

Слабость произвольного внимания проявляется в частой смене объектов внимания, невозможности сосредоточиться на каком – то одном объекте или одном виде деятельности. При возникновении трудности не пытаются их преодолевать, как правило, бросают работу.

Особенности развития речевой функции

Могут быть нарушены не все стороны речи. Наблюдаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, различные виды расстройства письма. Могут испытывать трудности овладения техникой чтения, но они пытаются понять прочитанное, прибегая к повторному чтению.

Страдают все стороны речи. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения. У некоторых снижена потребность в речевом общении.

Особенности математических представлений

Имеют место трудности в овладении составом числа, счётом с переходом через десяток, в решении задач с косвенными вопросами

Значительно затруднено овладение составом числа, счётом с переходом через десяток, не могут решить задачи с косвенными вопросами или состоящими из нескольких действий. С трудом овладевают умениями работать с линейкой, циркулем и т.д.

Особенности изобразительной деятельности

Достаточно владеют изобразительной деятельностью

Без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Ребёнок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

Особенности эмоционально-волевой сферы

Причинами отклонений в поведении чаще являются слабые адаптационные механизмы личности. Несбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Переживания их неглубокие, поверхностные.

Для этого ребёнка конфликт, отказ, ложь –наиболее простой способ взаимодействия со средой , это способ сохранения самозащиты от воздействий извне.

Неустойчивость эмоций: состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада.

Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деятельности анализаторов. Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деятельности детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость. Поэтому отграничение этих нарушений от умственной отсталости является также актуальной задачей.

Даже незначительные нарушения функций анализаторов (слух, зрение) могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.).

Так, снижение слуха может вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Дети со сниженным зрением не видят строки, путают сходные по начертанию изображения и т. д. Неадекватные состоянию требования быстро утомляют ребенка, делают безуспешным обучение в обычных школьных условиях, ухудшая его общее состояние.

Дети с дефектами зрения и слуха оказываются беспомощными в простых ситуациях , производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т. п.), а слабовидящему соответствующие устные задания, то они их выполняют.

Кроме того, очень важно отделить нормальных детей с расстройством речи от умственно отсталых, для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков.

Известны разные виды речевых нарушений, имеющих различную степень выраженности в зависимости от силы и времени поражения. Это дети с нормальным интеллектом, но затрудняющиеся в овладении чтением, письмом, у некоторых из них отмечается общее недоразвитие речи. Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи отчетливо видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные методики с "безречевыми" инструкциями). У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они прежде всего и отличаются от умственно отсталых.

Выстраивая индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с ОВЗ учитываются индивидуальные особенности личности. В зависимости от выявленных нарушений определяется степень включенности в образовательный и коррекционно-развивающий процесс узких специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Если ребёнок стоит на каких –либо видах учёта (внутри школьный учёт, ПДН, КДН), опекаемый ребёнок или ребёнок-инвалид, в работу по сопровождению включается социальный педагог.

В индивидуальном образовательном маршруте отражается:

1 . Информация обобучающемся:

ФИО, класс, форма обучения

Дата и номер заключения ТПМПК

2 . Особенности развития ребенка на момент составления маршрута (итоги диагностики): соматическое состояние, внимание, память, мышление, речевое развитие, особенности учебной деятельности, краткая характеристика.

3 . Участники реализации образовательного маршрута.

4 . В содержательной части маршрута в таблице на каждую четверть указываются педагоги, сопровождающие ребёнка, направление или содержание их работы; форма работы сданным обучающимся и достигнутые за данный период времени результаты.

Если вы составляете индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка – инвалида, то необходимо учитывать направления психолого-педагогического воздействия, указанные в индивидуальной программе реабилитации ребёнка инвалида (ИПР).

5. Взаимодействие с семьёй обучающегося отражается в таблице консультативной деятельности.

6 . По итогам года собирается психолого-медико-педагогический консилиум, участники которого делают заключение о проделанной работе и дальнейшей ее перспективе на следующий учебный год.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.

Составление примерных индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) может быть для следующих категорий обучающихся: с ЗПР, умственной отсталостью, с общим недоразвитием речи и сохранным интеллектом (Приложение 1).

Приложение 1

Индивидуальный образовательный маршрут на 2014 – 2015 учебный год (примерная форма ИОМ)

Ф.И .О _____________________ класс ___

Дата и № протокола заключения ТПМПК ___________________________

__________________________________________________________________

Характеристика : __________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Соматическое состояние : ___________________________________________

__________________________________________________________________


Результаты диагностики :

Внимание __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Память ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Мышление_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Развитие речи_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Особенности учебной деятельности ____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Участники реализации образовательного маршрута :

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________


Педагог

Направления работы

Формы работы

Достигнутый результат

1 четверть (сентябрь – октябрь 2014 г.)





2 четверть (ноябрь – декабрь 2014 г.)

Педагог

Направления работы

Формы работы

Достигнутый результат





3 четверть (январь – март 2015 г.)

Педагог

Направления работы

Формы работы

Достигнутый результат




4 четверть (апрель – май 2015 г.)

Педагог

Направления работы

Формы работы

Достигнутый результат