Око планеты информационно-аналитический портал. Хочу быть стройной

В век дикого капитализма и конкуренции каждый из нас встает перед выбором: стать рабом современной системы или же выбрать путь свободы. К сожалению, для большинства людей этот выбор происходит в пользу рабства, без альтернативы свободы, поскольку современная система оболванивания, простите образования, затачивает нас как винтиков этой системы. Главным вектором современного образования является формирование рабского мировоззрения и ограниченного мышления. Именно способ мышления и сложившееся мировоззрение являются тем фундаментом, на котором строится жизнь каждого из нас. Рабский менталитет формирует рабскую жизнь и постоянную зависимость и нужду.

Стандартизация и унификация, вот смысл современного образования, а все потому, что системе не нужны творческие и критически мыслящие свободные созидатели. Системе нужна послушная рабская биомасса. В таких реалиях приходится стартовать каждому из нас, и, если вовремя не очнуться от зомбирующего влияния системы, то можно так и прожить всю жизнь в рабском сне.

Мы смотрим фильм «Матрица», жуем попкорн, думая: "Как здорово, что мы свободные". Ха, ха - свободное рабство. Правду лучше всего прятать на видном месте. Щупальца рабской матрицы уже так вплелись в наше сознание, что мы не способны взглянуть на вещи критически и сбросить навязчивое наваждение.

Тем не менее, эта бездушная машина по производству рабов не может держать всех в узде, стремление к свободе - это неискоренимое чувство каждого живого существа. Что вы чувствуете, когда идете в понедельник на свою любимую РАБоту? Это ваше глубинное стремление к свободе напоминает вам: "Что-то здесь не так, так не должно быть. Я хочу быть свободным!". Но вы отмахиваетесь от этого отговоркой: "Все так живут". Вот оно - зомбирующее влияние стадного социума. Страх оказаться белой вороной загоняет каждого из нас в свой тесный маленький мирок. Вы все равно умрете, неужели есть смысл тратить свою жизнь на то, что вам давно осточертело?

В современных реалиях стать свободным достаточно трудно, но это возможно. И первое, что нужно делать, это менять свой способ мышления. Мировоззрение действительно трудно поддается изменению, сформированный в детские годы монолит миропонимания уже не так просто обрабатывать. Когда начинаешь с ним работать, понимаешь истинную суть фразы Чехова: "По капле выдавливать из себя раба".

Следует понимать, что основой современного рабства является финансовое рабство, именно по этой причине в современном образовании отсутствуют элементарные основы финансовой грамотности. Финансовые оковы незримы, и поэтому существует иллюзия свободы, в этом и состоит опасность современного рабства: "На свете нет лучше рабов, которые себя свободными считают от оков". Но я верю, что рабская система дана нам не случайно, ведь познать истинную ценность свободы можно только, если побывать в рабских оковах.

Если ваше стремление к свободе еще не совсем зачахло, то сейчас самое лучшее время, чтобы встрепенуться и расправить крылья. Столько великолепных возможностей еще не было никогда в истории человечества. В частности - финансовая свобода теперь доступна каждому, все, что нужно теперь, это быть открытым к новым возможностям.

Но прежде всего, необходимо четко понимать, зачем эта финансовая свобода вам нужна. Каких целей вы хотите достичь? Когда вы последний раз мечтали о своем будущем? Еще древние мудрецы говорили: "Если у человека нет мечты - человек мертв". Именно ваша мечта воодушевляет, вдохновляет, наполняет энтузиазмом и дает необходимую энергию на достижение этой мечты. Если вы действительно хотите воплотить свою мечту, то она должна стать вашей целью. Определитесь с тем, чего вы хотите, определите точную или примерную стоимость своей мечты и конкретный срок её достижения, тогда ваша мечта становится целью.

Отсутствие мечты или цели в жизни, является характерной особенностью рабского социального устройства. Большинство людей ставят абстрактные цели или вообще не знают, чего хотят, поэтому им не к чему стремиться, и они могут топтаться на одном месте всю свою жизнь. Даже если вашей целью является просто финансовая свобода, то необходимо конкретно представлять, какой жизнью вы будете жить, если у вас не будет необходимости зарабатывать деньги. Наше подсознание способно реализовать только четко поставленную задачу - живую и эмоциональную картинку желаемой цели в воображении, деньги же являются абстрактной категорией для нашего подсознания. В конечном итоге вам нужны не деньги, а то, что вы можете на них приобрести. Поэтому так важно представлять именно живую картину желанного будущего.

Благодаря распространению интернета обществу стал доступен весь спектр знаний. Если вы стремитесь к свободе и к финансовой свободе в частности, то просто необходимо встать на путь самостоятельного обучения. Финансовую безграмотность на данный момент можно устранить только путем самообразования, если конечно у вас нет наставников, которые заинтересованы в вашей финансовой свободе.

Инвестиции - это великолепная возможность стать финансово свободным, особенно сейчас, когда существует так много доступных инвестиционных возможностей. Но вместе с этим присутствует большое количество инвестиционного мусора и сомнительных предложений, поэтому инвестированию также необходимо постоянно обучаться.

Современная финансовая система далека от идеала и в большинстве случаев богатство одних строится на бедности других, но это не повод, чтобы оставаться финансово безграмотным и быть рабом постоянной нехватки денег.

Возможно, что те, кто познал вкус финансовой нужды и став свободными осознают, что по настоящему свободными мы сможем быть только тогда, когда каждый будет свободным, и тогда мы сможем построить по-настоящему свободное общество, где каждый сможет реализовать свой творческий потенциал.

Желаю вам финансовой свободы и благополучия!

В школе нам внушают, что раб - это тот, кого гонят кнутом на работу, плохо кормят и в любой момент могут убить. В современном мире рабом является тот, кто и не подозревает, что он, его родные и все окружающие его люди являются рабами. Тот, кому и в голову не приходит, что, по сути, он полностью бесправен. Что его хозяева с помощью специально созданных законов, силовых структур, коммунальных услуг и, прежде всего, с помощью денег могут заставить его сделать всё, что им от него потребуется.

Современное рабство - это не рабство прошлого. Оно другое. И строится оно не на силовом принуждении, а на изменении сознания. Когда из гордого и свободного человека под воздействием определённых технологий, посредством влияния идеологии, власти денег, страха и циничной лжи получается психически неполноценный, легко управляемый, продажный человек.

Что собой представляют мегаполисы планеты? Их можно сравнить с гигантскими концлагерями, населенными психически сломленными, абсолютно бесправными жителями.

Как бы это не было печально, рабство всё ещё с нами. Здесь, сегодня и сейчас. Кто-то этого не замечает, кто-то не хочет. Кто-то очень старается что бы всё так и осталось.

Конечно, о полном равенстве людей речь никогда не шла. Это физически невозможно. Кто-то рождается 2 метра ростом с шикарной внешностью, в хорошей семье. А кто-то вынужден с пелёнок бороться за своё выживание. Люди разные, и больше всего их разнят те решения, которые они принимают. Тема же этой статьи: «Иллюзия равенства прав людей в современном мире». Иллюзия свободного мира без рабства, в которую почему-то все дружно верят.

Рабство - это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (хозяина) или государства.

В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы.

Тысячи лет человечество жило в рабовладельческом строе. Доминирующий класс общества силой принуждал более слабый класс работать на него на нечеловеческих условиях. И если бы отказ от рабства не был пустым сотрясанием воздуха, это бы не произошло столь быстро и практически по всему миру. Просто, власть имущие пришли к заключению, что они и так смогут держать людей в нищете, голоде и получать всю необходимую работу за копейки. Так и произошло.

Основные семьи, владельцы крупнейших капиталов на планете, никуда не делись. Они остались в том же доминирующем положении и продолжили наживаться на простых людях. От 40% до 80% людей в любой стране мира живут за чертой бедности не по своей воле или случайному стечению обстоятельств. Эти люди не инвалиды, не умственно отсталые, не лентяи, и не преступники. Но при этом они не могут позволить себе покупку ни автомобиля, ни недвижимости, ни достойной защиты своих прав в суде. Ничего! Этим людям приходится бороться за своё выживание, каждый день вкалывая за смешные деньги. И это даже в странах с громадными природными ресурсами и в мирное время! В странах, где нет проблемы перенаселения или каких-то природных катаклизмов. Что же это?

Возвращаемся к 4-му пункту декларации прав человека. Есть ли у этих людей возможность отказаться от работы, переехать, попробовать себя в другом бизнесе? Потратить пару лет на смену специальности? Нет!

От 40% до 80% людей практически любой страны мира – рабы. А пропасть между богатыми и бедными людьми всё глубже и глубже, и этот факт никто даже не скрывает. Правящие семьи под руку с банкирами создают систему нацеленную лишь на обогащение себя же. А простых людей оставляют вне игры. Неужели вы реально думаете, что недвижимость должна столько стоить в пересчете на рабочие часы простого человека? Я уже молчу про то, сколько территорий, по сути, простаивает без дела практически в любой стране. И дело не в завышенной цене недвижимости, дело в заниженной цене человеческой жизни. Мы ничего не стоим для наших «хозяев». Ютимся в трущобах или бетонных многоэтажных курятниках. Потом и кровью зарабатываем на хлебушек, одежду и 1 короткую поездку полубомжацкого отдыха на море в год. В то время как привилегированные классы людей (к примеру банкиры) рисуют себе в карман любую сумму простым росчерком пера. Крупный капитал диктует законы, моду, политику. Формирует и уничтожает рынки. А что может противопоставить корпоративной машине простой человек? Ничего. При наличии крупного капитала вы можете пролоббировать свои интересы в правительстве и всегда оставаться в выигрыше, не смотря на качество и характер вашей деятельности. Все эти безнадежно ущербные автомобильные заводы, оружейные предприятия, посредники в сырьевой индустрии, всё это кормушки элиты. Которую мы дружно обслуживаем и наполняем для них.

Власть имущие отправляют нас на войну, сажают в клетки за долги, ограничивают возможность переселения или право иметь оружие. Кто же мы как ни рабы? И самое печальное, что мы сами в этом виноваты не меньше тех, кто сейчас у руля. Виноваты в своей слепоте и пассивности.

Современное рабство принимает изощрённые формы. Это отчуждение народа (общины, населения) от его природных ресурсов и территорий путём несправедливой приватизации (монополизации) прав на общеполезные территориальные ресурсы (ископаемые, реки и озёра, леса и земли. Например, законы, защищающие монопольное владение огромными ресурсами общины, народа (населения) территорий, регионов, стран, навязанные недобросовестными правителями (чиновниками, «избранниками», представительской властью, законодательной властью есть такой формой отчуждения, что позволяют утверждать о рабских условиях труда и монополиях олигархии, по сути схемы отчуждения и владения реализуются за счёт «поражения в правах» части населения и социальных групп. Понятие сверхприбыли и неадекватная оплата труда есть характерным признаком и частное определение рабства – поражение в правах на пользование природными ресурсами территорий и отчуждение доли труда при неадекватной его оплате. Такое поражение в правах по решению судов применяются в рейдерских захватах, коррупционных схемах и в случаях мошенничества. Для порабощения используют традиционные схемы долговых обязательств и кредитование под завышенные процентные ставки. Основной признак рабства – нарушение принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий, используемые для обогащения одной группы, за счёт другой группы и зависимого поведения с поражением в правах. Любые формы неадекватного применения льгот и неравенства в распределении ресурсов есть скрытой (неявной, частичной) формой рабского положения определённых групп населения. Ни одна из современных демократий (и иные формы самоорганизации жизни общества) не лишена этих пережитков в масштабах целых государств. Признаком таких явлений являются целые институты общества ориентированны на борьбу с подобными явлениями в наиболее крайних формах.

И ситуация только ухудшается. Даже если предположить, что вас устраивает ваше положение или вы просто можете его терпеть. Остановить эту систему порабощения нужно именно сейчас, так как вашим детям будет ещё тяжелее это сделать.

Современные рабы принуждаются к работе следующими скрытыми механизмами:

1. Экономическое принуждение рабов к постоянной работе. Современный раб вынужден работать без остановки до смерти, т.к. Средств, заработанных рабом за 1 месяц, хватает, чтобы оплатить жилье за 1 месяц, еду за 1 месяц и проезд за 1 месяц. Поскольку денег хватает у современного раба всегда только на 1 месяц, современный раб вынужден работать всю жизнь до смерти. Пенсия также является большой фикцией, т.к. Раб-пенсионер отдает всю пенсию за жилье и еду, и у раба-пенсионера не остается свободных денег.

2. Вторым механизмом скрытого принуждения рабов к работе является создание искусственного спроса на псевдонужные товары, которые навязываются рабу с помощью тв-рекламы, пиара, расположения товаров на определенных местах магазина. Современный раб вовлечен в бесконечную гонку за «новинками», а для этого вынужден постоянно работать.

3. Третьим скрытым механизмом экономического принуждения современных рабов является кредитная система, с «помощью» которой современные рабы все больше и больше втягиваются в кредитную кабалу, через механизм «ссудного процента». С каждым днем современный раб должен все больше и больше, т.к. Современный раб для того чтобы рассчитаться с процентным кредитом, берет новый кредит, не отдав старый, создавая пирамиду долгов. Долг, постоянно висящий над современным рабом, хорошо стимулирует современного раба к работе даже за мизерную плату.

4. Четвертым механизмом заставить современных рабов работать на скрытого рабовладельца является миф о государстве. Современный раб считает, что работает на государство, но на самом деле раб работает на псевдогосударство, т.к. Деньги раба поступают в карман рабовладельцев, а понятие государства используется, чтобы затуманить мозги рабов, чтобы рабы не задавали лишних вопросов типа: почему рабы работают всю жизнь и остаются всегда бедными? И почему рабы не имеют доли прибыли? И кому конкретно перечисляются деньги, выплаченные рабами в виде налогов?

5. Пятым механизмом скрытого принуждения рабов является механизм инфляции. Рост цен при отсутствии роста зарплаты раба, обеспечивает скрытое незаметное ограбление рабов. Таким образом, современный раб нищает все больше и больше.

6. Шестым скрытым механизмом заставить раба бесплатно работать: лишить раба средств на переезд и покупку недвижимости в другом городе или другой стране. Этот механизм вынуждает современных рабов работать на одном градообразующем предприятии и «терпеть» кабальные условия, т.к. Других условий у рабов просто нет и убежать рабам не на что и некуда.

7. Седьмым механизмом, заставляющим раба бесплатно работать, является сокрытие информации о реальной стоимости труда раба, реальной стоимости товара, который произвел раб. И доли зарплаты раба, которую забирает рабовладелец через механизм бухгалтерского начисления, пользуясь незнанием рабов и отсутствием контроля рабов над прибавочной стоимостью, которую рабовладелец забирает себе.

8. Для того, чтобы современные рабы не требовали своей доли прибыли, не требовали отдать заработанное их отцами, дедами, прадедами, прапрадедами и т.д. Является замалчивание фактов разграбления по карманам рабовладельцев ресурсов, которые были созданы многочисленными поколениями рабов на протяжении тысячелетней истории.

Понятие свободы

Свобода в современном обществе

Проблема свободы среди молодёжи и подростков.

Результаты анкетирование

Заключение

Список использованной литературы

Тема: «Свобода глазами подростков».

Актуальность : проблема свободы существовала всегда, начиная с самых древних времён. В современном российском обществе только начинает складываться вся морально-ценностная система, в том числе и понятие свободы.

В 1990 - е годы начался переход от социализма к либерализму. Мы только вступаем на цивилизованный путь, медленно и трудно изживая те пороки, которые расцвели благодаря либерализации политики и экономики, устанавливаем моральные ориентиры и духовные ценности. К тому же в настоящее время правительство Российской Федерации рассматривает новый Закон о молодёжи взамен устаревшего.

Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не она, а человек сможет ставить себе какие-то нравственные ограничения.

Когда общество и государство стараются официально устанавливать мораль, чаще всего дело оборачивается аморализмом. Но, увы, аморализм также имеет право на свободу, что мы ныне и наблюдаем каждый день. Многие люди даже не знают, что есть свобода, какую ценность она представляет.

Цель: проанализировать понимание свободы современными подростками.

Задачи:

    Изучить материал по данной теме.

    Выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время.

Объект: свобода как ценность современного общества.

Предмет: представление о свободе подростков.

Новизна: проведено исследование о понимания свободы и отведённой ей роли в жизни современных подростков на примере учащихся 8-11 классов МОУ “СОШ № 103” .

Гипотеза: в настоящее время термин «свобода» забыт или неправильно используется подростками, ценность свободы не признаётся молодёжью.

Перспектива :

    Проведение исследование на всех этапах.

    Проведение беседы со старшеклассниками по данной теме.

    Проследить, как воспринималась свобода на протяжении развития общества.

Практическая значимость: данный материал предназначен для проведения классных часов, воспитательных мероприятий с целью повышения культурных и этических знаний подростков.

Методы исследования:

    Анкетирование.

    Работа с трудами по данной теме.

  1. Введение

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства – воплощение конкретно-исторических условий бытия человека. Бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

Знание меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления своей жизни, условия, в которых она реализуется, дает философское наполнение понятия свободы. Это понимание и осознание необходимости.

Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Причинная обусловленность свободных человеческих действий не является однозначной, одномерной. Она представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

Свобода - это постоянный процесс, который никогда не остановится. Мы обладаем большим опытом, новыми знаниями законов природы и общества, но также неспособны по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда.

Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе.

Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию.

  1. Понятие свободы.

Многие философы давали своё определение свободы. Вот некоторые из них:

«Свобода – это осознанная необходимость». Б. Шоу

«Свобода означает ответственность» Б. Шоу.

«Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим». Клаудиус

«Свобода - это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, намерениями, идеалами и ценностями». Важенин, А. Г.

«Свобода – это философское понятие, которое освещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля. В ней человек реализует своё внутреннее богатство». Гуревич, П. С.

  1. Свобода в современном обществе.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности - уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

  1. Проблема свободы среди молодежи и подростков.

Очень долгое время молодое поколение в нашей стране в процессе своего взросления ориентировалось на старших и опытных людей, одобренные ими ориентиры. В настоящее время, когда перевернулась с ног на голову вся жизнь общества, а вместе с ней и морально – нравственные ориентиры, рассчитывать на помощь старшего поколения нам не приходится. Оно само запуталось и не может понять и принять ни новой государственности, ни её приоритетов.

Каково же приходится подросткам? Самостоятельное познание мира, на которое обречены дети, оставляет огромные пробелы в их морально - нравственной системе. Эти пробелы нужно восполнять. Чем???

На этот и другие подобные вопросы сейчас пытаются ответить составители нового Закона о молодёжи, но и сама молодёжь должна задумываться о своей судьбе, о выборе, который она делает, а значит о свободе.

Приложение

(результаты анкетирования)

5.Результаты анкетирования.

В 8 – 11-х классах МОУ “СОШ №103” был проведено анкетирование, которое прошел 180 респондентов. Во время анкетирования были заданы вопросы: «Что такое свобода?», «Что значит для тебя свобода?» и «Свобода-это ответственность или вседозволенность?»

Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Интересно отметить, что школьники 10-11-х классов понимают свободу как независимость от общества в целом и от родителей в частности, а 8 – 9-ые классы - как вседозволенность.

Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе.

По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом данное поколение хочет быть свободным, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно.

Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что нынешняя молодежь стремиться к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же подавляющее большинство подростков не знают, что есть свобода и не считают её ценностью.

Заключение.

Таким образом, по результатам проведённой работы с источниками и анкетированию, можно с уверенностью сказать, что подростки не понимают значения свободы как ценности. На первый план для них выходит желание освободиться от ответственности и общественной опеки. Последнее десятилетие было отмечено сменой ценностей, изменением отношения к личности, повсеместной безответственностью, а столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими, что привело к постепенному забыванию столь важных терминов как свобода.

Список используемой литературы.

    Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 кандидатская диссертация

    Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998.

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: «Проспект», 1999.

    Бах Р. «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1998

    Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989 кандидатская диссертация

    Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999

    Великие мыслители Запада. /Пер. с англ. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998

    Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа – М. 1991 кандидатская диссертация

    Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2 – СПб.: Северо-запад, 1994.

    Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 1997.

    Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии Екатеринбург, 1997 докторская диссертация

    Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. «Философия. Учебник» – М.:ИНФРА-М, 1999.

    Мир философии. М.,1991. Ч.2.

    Дроздов А.В. «Человек и общественные отношения» - изд-во ЛГУ - 1966 - 132 с.

    Керимов Д.А. «Свобода и право» - «Философские науки» - 1964 - №3

    Курылев С.В. «Санкция как элемент правовой нормы» // Советское государство и право. - 1964 - №8

    Меньшиков В.В., «К вопросу о соотношении моральной и юридической ответственности в социалистическим обществе», кн. «Проблемы правоведения» - Новосибирск - 1967 - 480 с.

    Никифоров Б.С. «Некоторые вопросы уголовного права в условиях общенародного государства» - «Советское государство и право» - 1963 - №4

    подростков Курсовая работа >> Психология

    Гомосексуальные же связи, наоборот, приобретают в глазах подростка большую ценность, так как являются... , когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы , относятся к нему как к маленькому ребенку...

Рецензии

Умная, содержательная и глубокая статья, где каждое предложение как отдельный
тезис и отдельный разговор.
Особенно понравилась эта мысль (наверное, потому что подобные явления сильно и огорчают и раздражают, к сожалению):
" Таков механизм абсолютного и добровольного закрепощения человека в современном либерально-демократическом мире, вытаскивающим на свет божий всё самое тёмное, что только есть в человеке, когда ранее запретные темы озвучиваются, детально описываются, регламентируются и постепенно легализуются. При этом, как правило, началом процесса легализации иногда является обычное, внешне невинное, обсуждение с выявлением различных точек зрения, например, на различных ток-шоу, активизируя общественный резонанс, что ведёт к объективации греха и начала его широкой поступи по девственным просторам цивилизации".
Спасибо Вам, Александр!

Спасибо, Галина. Честно говоря, я уже и подзабыл слегка, что конкретно написал в статье. На самом деле, она была написана и опубликована ещё в сентябре 2014 года (http://alex-o-mire.blogspot.ru/2014/09/blog-post_9.html) и (http://vz.ru/club/2014/9/9/704644.html) и только недавно я услышал о некоей теории описания процессов под названием «окна Овертона». Показалось интересно, поэтому написал статью «Оконный сценарий», которую опубликовал в январе 2015: (http://alex-o-mire.blogspot.ru/2015/01/blog-post.html), (http://vz.ru/club/2015/1/9/723596.html) и (). Вы вернули меня к своему же «первоисточнику» и я с удивлением обнаруживаю жёсткое методологическое сходство описания процессов, причём совершенно случайное. Мне кажется, что случайное совпадение процессов описания - это чрезвычайно примечательно и может служить косвенным доказательством верности выявленных тенденций. Хотя сам механизм в общих чертах укладывается в теорию неконтролируемых «объективных реальностей», активизируемых человечеством в ходе своего развития с превращением человека из субъекта действия в объект воздействия. А об этом я пишу уже совсем давно (здесь на Прозе – это большая статья «Иррациональность правит миром»). К сожалению, тема не для публицистики и, самое печальное, даже не для философских дискуссий. Например, мой заочный оппонент уважаемый философ Давид Дубровский даже создал целое направление «рациональная филосовия», что более чем странно, ведь науку, изучающую иррациональные процессы нельзя загнать в рамки рационализма. Из его теории логично следует, что человек просто обязан перейти в новое "эволюционное" качество - в киборга с искусственным интеллектом. С точки зрения рационализма - это действительно логично. Но с точки зрения развития личности - это уход от работы над собой и, в конечном итоге, конец истории и гибель человечества.
Ещё раз спасибо.

Большое спасибо Вам, Александр, за подробный ответ.
А я погрузилась в чтение Вашей статьи «Иррациональность правит миром».
Очень интересно, хотя некоторые моменты, на мой скромный взгляд, кажутся
мне спорными... пока буду читать потихоньку.
С уважением!!!

Некоторые моменты, по прошествии лет, даже мне кажутся спорными. Однако, как говорится, что написано пером, не вырубишь топором. Удачи в чтении.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.