Разделы: Русский язык
Общеобразовательная цель:
- Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению;
- Закрепить умение определять место придаточного в сложноподчиненном предложении, способы его связи с главным;
- Совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы СПИ.
Воспитательная цель:
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Развивающая цель:
- Формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
- Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности.
Оборудование: учебник по русскому языку, листы с текстом для каждого ученика, таблица.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лирическая минутка (постановка воспитательной цели ):
С тех пор как мир возник во мгле,
еще никто на всей земле
не предавался сожаленью
о том, отдал жизнь ученью.
С тех пор как существует мирозданье –
Такого нет, кто б не нуждался в знании.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.
3. Постановка темы и цели урока.
- Мы продолжим стремиться к знаниям.
- О чем говорили на прошлом уроке?
- Сегодня продолжим знакомство со сложноподчиненными предложениями и поговорим об основных группах СПП по значению.
- Цель нашего урока научиться определять основные группы придаточных, определять границы главного и придаточного, правильно расставлять знаки препинания.
4. Повторение пройденного материала.
А сейчас мы вспомним, что знаем о СПП. Если вы согласны с высказыванием, то ставите на полях тетради “плюс”, если не согласны, то ставите “минус”. Итак,
- Сложноподчиненным предложением называется сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
- СПП имеет две части, при этом ни одна часть не зависит от другой.
- Придаточная часть СПП может стоять только после главной.
- Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части.
- Подчинительные союзы в СПП являются членами предложения.
- Союзные слова являются членами предложения.
- Проверьте ответ: 1.+; 2-; 3-; 4 + ; 5-; 6 +.
- Кто ошибся в первом, втором и т.д. утверждении. Озвучим правильные ответы.
5. Новая тема.
– Молодцы. Вернемся к теме урока. Придаточные выполняют большую смысловую работу, поэтому их делят на несколько групп в соответствии с теми смыслами, которые они выражают. Эти смыслы легко понять, если научиться ставить вопрос.
– Разберем три предложения и зададим вопрос от главной части к придаточной.
– Выделить грамматическую основу, объяснить постановку запятой.
– Что объединяет эти предложения? (Это СПП, есть главная и придаточная части. )
– Чем отличаются? (Вопросом. )
– Выпишем вопросы. (Какой? Зачем? Что? )
– Какие члены предложения отвечают на такие же вопросы? (Второстепенные члены предложения. )
– По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.
(По ходу работы на доске постепенно создается таблица )
Группы придаточных
Какой? | Зачем? | Что? |
Определительные | Обстоятельственные | Изъяснительные |
Относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая его признак | Относятся в главном предложении к словам со значением речи, мысли и чувства и уточняют смысл этих слов | Относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняет место, время, причину, цель. |
Вопрос: какой? | Падежные вопросы | Вопросы обстоятельства |
Присоединяются с помощью союзных слов -местоимений, наречий: что, кто, который, где, куда, откуда и др | Присоединяются при помощи союзов или союзных слов что, как, как будто и др. | Присоединяются при помощи союзов и союзных слов |
Всегда находятся после главного или внутри главного | Всегда находятся после главного | Могут находиться на любом месте по отношению к главному. |
– Итак, что узнали?
– Как определить вид придаточного? (Нужно задать вопрос от главного к придаточному. )
6. Закрепление.
Выполним упражнение № 8. Обозначьте границы предложений, входящих в состав сложного. Укажите 1) грамматические основы; 2) союзы или союзные слова, которыми связываются придаточные предложения с главным; 3) какими членами предложения являются союзные слова; 4) задайте вопрос и определите вид придаточного.
- Справа он увидел большую поляну, на которой стоял кряжистый дуб.
- Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги, где он родился и провел детство.
- Их ноги вымокли до колен так, словно ребята только что пересекли вброд ручей.
- К реке подошли, когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу.
- Разумный видит, что за чем идет.
- Не пойму, с чего мне стало сопутствовать необычайное везение.
7. Самостоятельная работа.
№ 11. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите границы главного и придаточного. Укажите, союзом или союзным словом связаны части сложного предложения. Составьте схему предложения. Задайте вопрос и определите группу придаточного.
- Уже совсем стемнело когда мы отправились в путь.
- Мы спустились в д..лину где р..ели р..скошные цветыи причудливые деревья и устроили привал.
- Угре..няя роса оставила на лепестках несколько слезинок, в которых играло солнце.
- Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнус..на вредна.
- Я не знал что полагается делать в подобной ситуации и немного растерялся.
8. Подведение итогов.
По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами*.
Виды придаточных предложений
1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) | Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. | Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали. |
2. Изъяснительные | Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. | Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. |
3. Обстоятельственные: | ||
образа действия, меры и степени | Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. | Мы так устали, что не могли идти дальше. |
времени | Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. | Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома. |
места | Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. | На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа. |
цели | Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. | Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку. |
причины | Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. | Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно. |
условия | Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. | Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести. |
уступки | Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. | Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет. |
сравнения | Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. | Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки. |
следствия | Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. | Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим. |
Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли, употребленной в значении союза. Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними. ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос. Союзы и союзные слова могут вносить в СПП дополнительные оттенки значения. Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.
Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.
Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технологияпозволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
« Основные группы сложноподчинённых предложений »
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2011
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.
Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.
Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.
Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.
Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.
Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:
- «выбираю → понял» («Диагностика успешности»);
- «выбираю → хочу понять» («Диагностика затруднений»).
Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.
ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».
ЦЕЛЬ УРОКА:
- обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
- создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
- вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение, проектно-исследовательская технология.
ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционная доска, магнитофонная запись.
НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».
ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»
Ход урока
I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).
- Скандирование слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование.
- Подбор слов – родственников к слову «исследовение» (следовать, исследовательский, следствие).
- Диагностика: о б о с о бление, и сс лед о вание, ра з г о рат ь ся.
- Фонетическая часть разминки:
в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.
- Развести по значению и написанию:
светит по-весеннему, по весеннему лесу.
6. Определение начальной формы:
обособляет, с нами, висящего.
- Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
- Определение количества простых предложений в составе сложного: [ Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья ] , и [ во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки ] ; [ далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака ] .
Составление схемы предложения: , и ; [..., (где), ... ].
- Вернуть предложение со знаками:
Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].
II. Введение в ситуацию урока
Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1) и магнитофонной записи.
Магнитофонная запись:
«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.
Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»
III. Получение новых знаний. Исследование
Постановка проблемы
Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).
Учитель:
Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.
/учащиеся формулируют вопрос-задачу:
«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/
Учитель:
Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
Поиск путей решения проблемы
Учитель:
Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.
/обращаемся к эпиграфу/
Начнём учебное исследование:
1)(см. приложение 1, слайд №3)
Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
Сердце предчувствовало (что?) недоброе.
- (чей?) Мой дом находится в новом районе.
Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
(запуск слайда №4)
2) (см. приложение 1, слайд №5)
Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:
Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
3) (см. приложение 1, слайд №6)
Поставим вопросы к придаточным предложениям:
Предчувствовало (что?)
Дом (какой?)
Добрались (когда?)
IV. Сравнение, сопоставление, выводы.
Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):
- Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
- Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
Учитель:
Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»
- Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
- Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.
Учитель:
Проведём наблюдение-анализ.
Цель:
- выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
- каким способом придаточные прикрепляются к главному?
Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).
1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.
2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.
3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.
Учитель:
- К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
- Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов куда, чтобы, когда ).
Формулировка вывода
Учитель:
Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
1 шаг: найти главное предложение;
2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;
3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:
4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);
5 шаг: определить средство связи.
Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
(см. приложение 1, слайд №9) и магнитофонной записи:
«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).
Слайд № 10:
V. Заключительный этап урока
- Рефлексия: составление синквейна.
- Домашнее задание: учебник, §22, упражнения 109, 110, 111, 112 – по выбору учащихся.
Приложение1
1 слайд:
2 слайд:
3 слайд :
4 слайд:
5 слайд:
6слайд:
7 слайд:
8 слайд :
9 слайд:
Разделы: Русский язык
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний.
Метапредмет: знание, техника «знающего незнания».
Фундаментальное понятие: пути познания.
Ход урока
I. Организационный момент
запись в тетрадь числа, вида работы, темы урока.
II. Проверка домашнего задания
монологическое высказывание на тему: «Знания – результат большого труда» (Конфуций)
Учитель: Домашнее задание у вас было поразмышлять над фразой Конфуция, согласиться с ней или нет, подобрать аргументы в защиту своего мнения.
Спасибо за рассуждения. Всё верно, в результате любой работы человек приобретает опыт, А это не что иное как знания и умения. У нас сегодня новая тема, а значит, новое знание – давайте поработаем.
III. Актуализация.
Вопросы учителя:
- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?
- Назовите единицы синтаксиса.
Учитель: перед вами текст. Прочитайте его.
Знание – результат большого труда
(1)Знание – результат большого труда. (2) Так считал древнекитайский мудрец Конфуций.(3) Вся жизнь его – путь к знанию, которое делает человека полезным государству и обществу. (4) Уже в раннем детстве он отличался выдающимися способностями.(5) Маленький Конфуций был далек от шумных игр, а главным его развлечением стали беседы с мудрецами. (6) И это не могло не удивлять окружающих.(7) Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его много читать. (8) О нем говорили, что он не имел учителей, а лишь учеников. (9) Когда Конфуций закончил школу, он один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом.(10) Он решил создать школу, в которой человек учился бы познавать законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. (11) Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. (12) Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия, в те времена самую ответственную должность в государстве.
Вопросы учителя:
- Докажите, что перед вами текст.
- Определите его тему, тип речи и стиль.
- Найдите в тексте сложные бессоюзные предложения. Зачитайте и докажите.
- Найдите в тексте сложносочинённые предложения. Зачитайте и докажите.
- Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Зачитайте и докажите.
- Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста. Выпишите его и произведите синтаксический разбор. Вся жизнь его – путь к знанию, которое делает человека полезным государству и обществу.
Выполняя синтаксический разбор, мы отвечаем на вопросы:
- Какое сложное предложение называется СПП?
- Какова структура СПП?
- Расскажите о пунктуации в СПП.
- Какие средства связи используются в СПП?
Отвечая на вопросы, мы заполняем 1 колонку трёхчастного дневника «Что знаю о СПП?» (См. приложение 1 , слайды 2-6).
IV. Целеполагание.
Учитель: В характеристике предложения далее мы должны указать группу СПП по значению. Можем ли мы сейчас это сделать. Прочитайте тему урока. Сформулируйте цель нашего урока. (в ходе урока мы должны узнать…., в ходе урока мы должны научиться ….)
Формулируя цель и задачи урока, мы заполняем вторую колонку трёхчастного дневника (см. приложение 1, слайд 7)
V. Этап изучения нового материала.
- Работа учащихся по усвоению нового материала. На работу отводится 10 минут
Учитель: Конфуций считал, что три пути ведут к знанию: путь подражания – это самый легкий – и путь опыта. (Конфуций) (на доске – схема, в основе которой – высказывание Конфуция. См. Приложение 2 ) Сегодня мы попробуем пройти этими путями. Для этого мы разделимся на «теоретиков» и «исследователей» (см. приложение 1, слайд 8). «Теоретики» пойдут путём подражания. Ваша задача – пользуясь материалом учебника (учебник под ред. Бархударова С.Г.), заполнить таблицу, все колонки, кроме последней (стр. 44-45, 51,57-59). «Исследователи» пойдут путём опыта: они получат карточку, на которой написаны предложения. Ваша задача – проанализировать предложения и сделать выводы. Сформулировать алгоритм определения вида придаточных предложений. (См. приложение 3 )
- Представление результатов работы (ученики отвечают по очереди на вопросы учителя, дополняя друг друга, опираясь на заполненную таблицу)
(См. приложение 1, слайд 9 – группы СПП по значению)
Учитель:
Вопрос «исследователям»: определительными?
Вопрос «теоретикам»: К какому слову в главном предложении относятся придаточные определительные? С помощью каких языковых средств они присоединяются к главному предложению?
Вопрос «исследователям»: какие придаточные предложения называются изъяснительными? Почему в некоторых иностранных языках эти предложения называются придаточными дополнительными?
Вопрос «теоретикам»:
Вопрос «исследователям»: какие придаточные предложения называются обстоятельственными?
Вопрос «теоретикам»: К какому слову в главном предложении относятся придаточные изъяснительные? С помощью каких языковых средств они присоединяются к главному предложению?
Учитель: почему первый путь приобретения новых знаний – путь подражания – Конфуций назвал лёгким? (Принятие авторитетного мнения. Этот вариант наиболее простой, требует меньше всего энергетических затрат. Все что нужно – это поверить словам авторитетного источника) С какими трудностями мы можем столкнуться на этом пути? (не на все вопросы можно найти ответы, источник информации должен быть проверенным). Второй путь – путь опыта. Конфуций назвал его путём ошибок. Почему? (выводы можно сделать не всегда правильные) Этот способ познания характерен для тех, кто любит думать. Что же скрывается за ? ?Какой третий путь познания назвали бы вы? И каким путём мы всё же шли сегодня на уроке, изучая новое? (Мы анализировали информацию из учебника и результаты собственных наблюдений. Это путь размышления. Конфуций его назвал благородным. Человек делает выводы на основе анализа информации и собственных наблюдений.) Учитель переворачивает на доске лист с ? , на обратной стороне которого фраза: путь размышления. (См . приложение 2, слайд 2)
VI. Этап первичного закрепления нового материала.
Возвращение к тому предложению, которое разбирали в начале урока.
- Как определить тип придаточного? (Группа исследователей зачитывает алгоритм определения вида придаточных предложений, см приложение 1, слайд 10)
- Упражнение 1. Возвращаемся к тексту. Верно ли утверждение, что предложение 8 является СПП с придаточным изъяснительным (+) ? Предложение 9 – СПП с придаточным определительным (-)? Какое придаточное в этом предложении? (обстоятельственное) Предложение 10 – СПП с придаточным определительным?(+) Предложение 12 – СПП с придаточным изъяснительным? (-), – определительное.
- Вспомним, какие мы ставили перед собой задачи, достигли ли вы их в ходе урока?
Трёхчастный дневник: что узнали на уроке? Чему научились? См. приложение 1, слайды 11-12)
- Упражнение 2. Задание на слайде (см. приложение 1, слайды 13-15) – составить СПП из двух простых, определите вид придаточного.
Солнце еще согревало верхушки. Мы дошли до места.
А.И. Куприн не раз писал о русском языке. Язык – история народа.
В лесу человек особенно ощущает красоту природы. Природа полна тайн.
- Упражнение 3. Тест на определение видов СПП по значению придаточных.
Мы с грустью смотрим, как лес теряет свой пышный наряд.
А. определительное
Б. изъяснительное
В. обстоятельственное
Укажите вид придаточного предложения в СПП: Птиц, которые щебетали всё лето, уже давно не слышно.
А. определительное
Б. изъяснительное
В. обстоятельственное
Укажите вид придаточного предложения в СПП: Когда
дорогу размыло дождём, по краям образовались рытвины.
А. определительное
Б. изъяснительное
В. Обстоятельственное
Найдите четвёртое лишнее.
А.
Он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его самостоятельная жизнь.
Б. Я посмотрел на клён и увидел, как медленно и плавно отделился от него красный лист.
В. Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском огней, а идеями драматурга.
Г. Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как бушевало море.
Верно ли определён вид придаточного предложения? Опадает листва, чтобы теплее укутать землю перед холодами.(СПП с прид. опред.)
А. верно
Б. неверно
Найдите СПП с грамматической ошибкой.
А. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке.
Б. Когда солнце скрылось за мельницей, в раскрытые окна повеяло прохладой.
В. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве.
Г. Чёрт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман.
- Самооценка по ключу на слайде. (См . приложение 1, слайд 23)
VII. Дифференцированное домашнее задание
Для исследователей: выучить материал учебника: составить свои предложения-примеры 5 на каждую группу придаточных, используя разные союзы и союзные слова.
Для теоретиков – выучить таблицу, заполнить последний столбик примерами из параграфов учебника.
VIII. Рефлексия.
Учитель: Проанализируйте свою работу на уроке, как вы себя ощущали и выберите фразу, которая вам ближе (См . приложение 1, слайд 25)
Как приятно знать, что ты что-то узнал!
МольерНаука – дело очень нелегкое…
Мишель де МонтеньВ моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы …
Абу-ль-Фарадж
Учитель: вернёмся к фразе, ставшей эпиграфом нашего урока. Благодаря чему мы узнали новое о СПП? (благодаря проделанной работе). Я благодарю вас за хорошую работу на уроке.
По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами.
Определительные (в том числе местоименно-определительные)
Изъяснительные
Обстоятельственные:
образа действия, меры и степени (как?, каким образом?),
времени (когда?, во сколько?),
места (откуда?, куда?, где?),
цели (зачем?, с какой целью?),
причины (почему?, зачем?),
условия (при каком условии?, в каком случае?),
следствия
СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.
Типы сложноподчиненных предложений
На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными.
СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе - к первому придаточному, третье - ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.
СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.
СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:
- а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов;
- б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.