Отверженные или коллектив. Межличностные отношения в коллективе

Мне 19 лет, и я учусь в Университете. Мне было всегда трудно устанавливать контакты с людьми. Но сказать, что я этого не умею делать, нельзя: у меня есть друзья, с которыми я познакомилась на мастер-классах по моей профессии , есть друзья по работе, есть онлайн френды, общаюсь с несколькими девочками с других факультетов.
В школе я была изгоем с 1 по 11 класс, с 1 по 9 класс вообще не знала, что такое хотя бы приятельские отношения. Думала, что сама виновата. Потом пошла на несколько кружков, потом на подготовительные курсы, постепенно ситуация налаживалась. Я поняла, что могу дружить. Я думала, что когда закончу школу, изгойству придёт конец.
Но я поступила в Университет - и началось! Сначала всё было хорошо, мы с девочками ходили вместе к метро, гуляли. Они несколько раз позвали меня куда-то - я отказалась. С 1 дня было понятно, что у нас полное несовпадение интересов. Меня интересует учёба и будущая карьера , а им охота погулять. Одна девочка пыталась пристрастить меня к модной одежде, но меня не интересуют наряды. Они говорят о парнях, о сексе , о свадьбе, о будущей семье , а у меня на 1 месте карьера. Они любят заниматься шоппингом, а я - нет.
Я не помню, когда это началось. Я не помню, как это началось. Я думаю, это начиналось постепенно. Но уже к концу 1 курса они меня тупо игнорировали, не звали на дни рождения, не ставили лайки к моим фото. Я не могу ни у кого попросить конспекты. Они предъявляют ко мне глупые претензии: "Не задавай вопросов, ты нам мешаешь!" или "Не ищи препода, если прошло 40 минут и более! Не искала бы - пошли бы домой". Смеются надо мной в открытую, особо не стесняясь моего присутствия. И вообще, когда я молчу, я для них - пустое место!
Может, проблема во мне? Может, я их провоцирую? Но я хочу исправить свою вину! И если не я - то кто виноват?
Подружится с ними, увы не удастся. Но что делать? Как сохранить нейтралитет? И как не стать изгоем в следующем коллективе?

Здравствуйте, Ольга!
А кем вы хотите стать в следующем коллективе? Хотите ли вы общаться с людьми? Хотите ли вы общаться с теми, кто на вас очень не похож и не разделяет ваши ценности? По интонациям вашего письма складывается ощущение, что вы чувствуете себя существом более высокого сорта, чем ваши одногруппницы. Вас интересует учеба и карьера - то, за чем и поступают в университет; а девушек больше волнует личная жизнь и реализация в отношениях и в семье .
Если для вас увлечение шоппингом - признак недоразвитости, то почему вам важна симпатия и расположение недоразвитых существ? Похоже, тут есть какое-то внутреннее противоречие. С одной стороны, вы ощущаете, что ваше поведение более разумно и правильно, с другой - как любой человек (люди социальные существа) нуждаетесь в общении, понимании, дружеских связях. Нейтралитет - это компромисс между этими противоречивыми мотивами, и не думаю, что он по-настоящему удовлетворит ваши потребности в общении и признании. Работа с психологом поможет вам разрешить это противоречие.

С уважением, Елена Ливач, психолог, Санкт-Петербург.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 5

Ольга, это коллектив нужно выбирать ПОД СЕБЯ, а не строить себя под коллектив. Соглашусь, что выбрать полностью весь коллектив в университете - сложно. Но это легче будет сделать потом на работе, выбирая компанию в том числе и по тому, КТО там работает, если ставить в центр себя и свои потребности, а не "соцзаказ" других людей.

А сейчас - я больше чем уверен, что и на вашем факультете есть парочка "белых ворон". Они всегда есть - присмотритесь внимательно. Зачем вам пытаться встроиться в группу "обычных" девушек? Найдите таких же "изгоев" - они вам, скорее всего, окажутся куда более интересны, чем "большинство".

Но зачем-то вы пытаетесь подстроиться именно под это большинство. Видимо, вы не до конца уверены в том, что с вами "все в порядке"? И почему-то чувствуете вину за то, что не нравитесь большинству. А должны? Кто и когда сказал вам, что вам должно "поставить оценку" большинство, и только тогда вы будете считаться "социально-пригодной"? Это не так. Почитайте вот этот тренинг, там есть многие ответы на ваши вопросы:

http://psyhelp24.ru/kak-zavodit-dryzei/

С уважением,Несвитский Антон Михайлович, психолог Санкт-Петербург

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Ольга.

Проблема вашей своеобразной роли в коллективе, о которой вы пишете, очень серьезная. И проблема эта, исходя из вашего письма, существует уже давно. Одно можно сказать точно - сами того не замечая, вы что-то делаете, как-то провоцируете других, что такое отношение к вам возникает вновь. Видимо вам привычна именно такая роль в коллективе. Почему? Причин здесь может быть много и в этом нужно серьезно разбираться.
Вы спрашиваете что делать, как не стать изгоем в следующем коллективе? Дать ответ и универсальную рекомендацию вот так сразу, чтобы проблемы не стало в один миг, невозможно. Думаю, что если вы для себя определите, что нужно решить эту проблему, то вам стоит пообщаться со специалистом-психологом . Тогда можно будет не только понять причины, избежать подобной ситуации в следующих коллективах, но и изменить нынешние ваши отношения в Университете.

С уважением, психолог Алексей Богинцев (Санкт-Петербург)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 3

Скорее всего это последствие эмоциональной травмы, из за котороый установился барьер между вами и и другими людьми. На неосознанном уровне было принято решение держаться от других людей на расстоянии, скорее всего в целях защиты.

Убрать это в любом случае можно. Может потребоваться всего 1-2 сеанса со специалистом, а может гораздо больше, все зависит от от глубины проблемы и от того, как она формировалась. Был ли единичный неприятный случай, который привел к такому результату - или же это систематический патерн взаимодействя с близкими, который зародился очень рано.

Из практических советом - освойте метод ДПДГ - информация есть в интернете, и прорабатывайте свои неприятные состояния с помощью этого метода. Есть еще довольно экзотический метод описный в книгах по EFT Гарри Крейга и Фреда Галло.

Я буду вести прием в Питере 7-8 декабря - можете обратиться ко мне. Даже за 1-2 раза можно добиться значительного успеха, вплоть до полного устранения проблемы. Как я сказал, тут много зависит от обстоятельств - но легче станет в любом случае. Мой телефон есть на моей страничке на сайте.

В любом случае, желаю вам успехов.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

36 межличностные отношения в группе

Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

Социометрический статус

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус , который может быть определен как сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту - положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе .

Самыми высокостатусными считаются так называемые социометрические звезды - члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

Далее идут высокостатусные, среднестатуспые и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные - субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе - одна из наиболее неблагоприятных.

Отверженные - это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои - члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами . Можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание редко встречается. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение, прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция связана с управлением.

Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды стоит крайне остро как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы. В обычной семье роли могут распределяться следующим образом: отец - лидер, мать - социометрическая звезда. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство.

Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения , поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием. Известен феномен влияния бойкота - прекращение отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Изменение социометрического статуса члена группы - важная проблема. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.

Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных группах. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Среднестатусные члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звезды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.

Устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие:

    внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык);

    успехи в ведущей деятельности;

    некоторые свойства характера и темперамента (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.);

    соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является;

    положение в других социальных группах.

Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса.

Взаимность эмоциональных предпочтений

Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать и о таком явлении, как взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если ее выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то в ней будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность ее членов межличностными отношениями.

Межличностные отношения в группе включают отношения межличностного предпочтения.

Малая группа делится на микрогруппы, и чем больше малая группа, тем большее количество микрогрупп в ней существует. Каждая микрогруппа имеет свою социометрическую структуру. Часто микрогруппа представляет собой компанию друзей, имеющих общие интересы. Иногда объединение людей в микрогруппы может быть вызвано другими причинами, например, принадлежностью к определенному социальному слою и т. д.

Выявление системы отвержений в группе необходимо для прогноза ее действий в ситуации конфликта . Отвержения в группе могут быть сгруппированы в три типа.

Первый тип - нормативный, свидетельствующий о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все отвержения распределены относительно равномерно. Нет и людей, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями.

Второй тип - поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микрогруппы, отвергающие друг друга.

Третий тип - наиболее неблагоприятный для группы, когда отверженным будет только один, выступающий в качестве ответчика за все недоразумения, так называемый "стрелочник". Иногда в группе негативное отношение к одному человеку со стороны большинства может быть вполне оправданно. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные. Если же группа выбирает "стрелочника" всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. Даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый "виноватый" на соответствующую роль.

Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые действия.

Привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных людей и группы в целом.

Важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость, и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии влечет за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микрогруппами. Кроме того, понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности.

В контексте процесса группового давления обычно говорят о конформности, под которой понимается поведение индивида относительно позиции группы, мера его «подчинения» групповому давлению, принятие или отвержение им групповых норм и правил. Противоположными конформности понятиями являются независимость поведения, самостоятельность взглядов, устойчивость к групповому давлению и т.д.

Наиболее рельефно конформность проявляется в условиях открытого конфликта между мнениями группы и индивида. То, в какой мере индивид готов следовать мнению группы (даже при его очевидной ошибочности), и определяет степень его конформности.

Механизм группового давления был наглядно продемонстрирован в известных экспериментах С. Эша. Группе испытуемых из 7-9 человек, находившихся в общем помещении, предлагалось сравнить две карточки, предложенные экспериментатором. На одной карточке была изображена одна вертикальная линия, на другой - три, но различной длины. Одна из линий на второй карточке была идентична той, которая была изображена на первой.

Разница в длине трех линий была достаточно очевидной и, действуя самостоятельно (вне группы), только один процент испытуемых мог изредка допустить ошибку, идентифицируя линии. В соответствии с инструкцией испытуемый должен был громко сообщать, какая из трех линий на второй карточке соответствует линии, изображенной на первой карточке.

Эш задался вопросом, что произойдет, если все члены группы начнут давать неправильные ответы, сможет ли в этом случае групповое давление заставить неосведомленного (т.е. не знающего о том, что группа преднамеренно искажает свои оценки) испытуемого изменить свое мнение. Процедура была построена таким образом, чтобы в каждой из групп был только один неосведомленный испытуемый и его очередь отвечать на вопрос экспериментатора была последней.

Эксперимент начинался с нескольких пробных серий. Здесь все испытуемые давали правильные ответы. Только после этого первый испытуемый, а за ним и все остальные начинали давать очевидный неправильный ответ. Последним отвечал «наивный» испытуемый, и экспериментатор получал возможность проверить, «устоит» ли он в собственном, совершенно правильном мнении или «поддастся» давлению группы. Перед неосведомленным испытуемым, таким образом, возникала дилемма: или верить своим глазам и давать очевидный и правильный ответ, или, следуя мнению, говорить то, что говорят все.

Многочисленные эксперименты, проведенные Эшем, показали, что около 35% испытуемых демонстрировали конформное поведение, т.е. предпочитали очевидной истине согласие с группой, т.е. каждый третий давал заведомо ложный ответ, не в силах противостоять consensus omnium. В последующих интервью все испытуемые, включая тех, кто не поддался групповому давлению, сообщили, что мнение большинства оказывало на них очень сильное воздействие, заставляя даже «стойких» сомневаться в правильности своих ответов. Любопытно, что, как правило, свою конформность испытуемые связывали не с объективными процессами внутри группы, а исключительно со своими личностными характеристиками.

Внутригрупповые конфликты Сторонами внутригруппового конфликта являются либо отдельные члены группы, либо отдельные группировки внутри нее, либо член группы и остальная ее часть. Основным критерием наличия внутригруппового конфликта является разрушение внутригрупповых связей. Основными позитивными функциями таких конфликтов являются те, которые не затрагивают основы существования группы, способствуя лишь переориентации норм и отношений соответственно возникшей необходимости.

Конфликт внутри группы может являться механизмом трансформации норм применительно к новым условиям. Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония./ Е.А.Донченко, Т.А.Титаренко - Киев, 1989 - С.48-55.

В качестве наиболее важного фактора, определяющего частоту конфликтов в группах, выделяют общий уровень напряжения, в котором существует человек или группа. Приведет ли конкретное событие к конфликту -- в решающей степени зависит от уровня напряжения или социальной атмосферы в группе.

Основными причинами большинства конфликтов в группах, в том числе и в организациях являются распределение ресурсов, которые всегда ограничены; взаимозависимость задач человека или группы; различия в целях, представлениях и ценностях, в манере поведения и жизненном опыте; а также неудовлетворительные коммуникации.

Любой конфликт имеет свои последствия. Так, возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом. Кроме того, конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

С другой стороны трудно избежать и дисфункциональных последствий: неудовлетворенность, меньшая степень сотрудничества в будущем, сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами, представление о другой стороне как о «враге», сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между конфликтующими сторонами, смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.

«Проблемы отвержения в детском коллективе»

Толочко Елена,

ЯНАО, г. Надым,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», 11 класс

Аннотация

Потребность в общении со сверстниками определена видовой генетической программой развития человека. С возрастом необходимость в сверстниках неуклонно усиливается. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" – становятся объектом насмешек и презрения.

Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком – «не такие как все». Вместе с тем, крайне мало изучен вопрос о том, какие черты характера личности являются провоцирующими и мешают стать ребенку одним из своих? Как избежать травли со стороны одноклассников и что делать, если отвергают?

Целью

задачи





Изучение литературы, статей Интернет и анкетирование обучающихся позволили выдвинуть гипотезу

Объектом

Предметом исследования стали мнения детей об отверженных ими сверстниками.

Базой исследования являются обучающиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» от 9 до 17 лет.

Вывод: проблема ситуации отвержения есть как у отвергаемых, так и у тех кто отвергает.


I

Введение……………………………………………………………………

1

II

Теоретические и психологические аспекты проблемы отверженности.....

3

2.1

Изучение причин отверженности…………………………………………..

5

2.2

Типы отвергаемых детей ……………………………………………….......

7

2.3

Последствия отвержения……………………………………………………

8

III

Заключение…………………………………………………………………..

9

IV

Список литературы……………………………………………………….…

10

V

Приложение…………………………………………………………………

11

«Проблема отвержения в детском коллективе»

Толочко Елена,

ЯНАО, г. Надым,

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», 11 класс


  1. Введение
Хотим мы общество спросить

Отверженным легко ли быть?

Но жизни выводы просты…

Изгоем можешь стать и ты.

Валова Г.В.

Взявшись рассуждать о "мирском обществе", мы должны исходить из фундаментального духовного принципа, гласящего, что человек живет на земле ради того, чтобы стать ангелом в вечности; совокупность же ангелов образует собой Небеса; следовательно, каждый из нас предназначен для того, чтобы служить составной частью (крупицей, атомом) этого необъятного универсального целого; следовательно, наша вечная жизнь будет протекать не в одиночестве, но в компании других ангелов, где каждый исполняет присущую ему функцию на благо своих ближних, своего ангельского общества и, наконец, всех Небес в целом. Поэтому человек сотворен для жизни в обществе - но не в каком угодно, а в обществе себе подобных, и вот эту оговорку люди практически всегда забывают.

Потребность в общении со сверстниками определена видовой генетической программой развития человека. С возрастом данная необходимость, особенно с 4-5 лет, неуклонно усиливается. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень, есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, и не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, что добиваются внимания "со знаком минус" становятся объектом насмешек и презрения.

Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. По статистике каждый 5-ый ребенок в коллективе является одиночкой, каждый 3-ий пытается изменить свой статус в обществе и предпринимает различные способы, чтобы добиться уважения окружающих, а каждый второй ребенок, которого отвергли сверстники, смиряется со своей участью и старается остаться в статусе одиночки.

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности, поведении отвергаемого. Исследования, проведенные психологом Розалиндой Вайсман, свидетельствуют: травлю в первую очередь вызывает провоцирующее поведение жертвы. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком – «не такие как все». Вторая причина, наиболее часто приводящая к изоляции – агрессивность ребенка. Вместе с тем, крайне мало изучен вопрос о том, какие черты характера личности являются провоцирующими. Влияет ли возраст на причину отвержения? Как избежать травли со стороны одноклассников и что делать, если отвергают?

Целью данной работы является изучение психологических аспектов проблемы отверженности в детском коллективе.

Навык коллективизма – наиглавнейшее качество, без которого человек не может нормально жить в обществе. Ведь от того, насколько прочен и силен коллективный заряд


в личности, зависит вся его дальнейшая жизнь и в семье, и ученическом (трудовом) коллективе.

Данная целевая установка предопределила задачи исследования и содержательную структуру самой работы:


  • определить психологические аспекты проблемы отверженности в детском коллективе;

  • изучить методику социометрического обследования;

  • раскрыть причины и последствия остракизма, проанализировать актуальность данной проблемы среди отвергнутых;

  • создать банк упражнений и игр для сплочения коллектива.
Собственные наблюдения, изучение литературы, статей Интернета и анкетирование обучающихся позволили выдвинуть гипотезу : причины и последствия отвержения ребенка зависят от самого отвергаемого и его провоцирующего поведения.

Объектом исследования являются черты характера личности с низким социальным статусом в коллективе.

Предмет исследования - мнения детей об отвергаемых сверстниках.

База исследования - обучающиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Надыма» от 9 до 17 лет.

Методы исследования - наблюдения, психодиагностика (анкетирование); обработка данных (качественный и количественный анализ).

Практическую значимость своей работы мы видим в обобщении особенностей остракизма в детском коллективе, в раскрытии причин отвержения на различных возрастных этапах и в создании профилактических рекомендаций.

II . Теоретические и психологические аспекты проблемы отверженности

Биографии известных людей, примеры из художественной литературы, собственные наблюдения наводят на мысль, что в любом детском коллективе есть свои изгои. В каждом человеке живет такое чувство, как отверженность. Мы отвергаем кого-то или кто-то отвергает нас. Почти всегда люди отвергают друг друга насильно (обиды, уход в себя, закрытость от других и скрытность).

В психологическом словаре отверженность – это психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся во враждебной установке
по отношению к обществу, девиантном поведении, грубых нарушениях общения как
со взрослыми, так и со сверстниками. Основой для формирования отверженности часто служит социальная дезориентация. Межличностная ситуация развития при отверженности определяется противостоянием подростка обществу, охватывающим все основные жизненные сферы: семейную, школьно-учебную, коммуникативную. Противостояние носит активный и обоюдный характер. Для психологического профиля при отверженности характерно представление о несправедливом устройстве мира и самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Отверженность – «выраженный психопатизирующий психологический синдром, серьезно нарушающий социальную адаптацию подростка»
(А.Л. Венгер).

С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту, установление стабильных дружеских привязанностей позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от других. В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки. Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и взаимопонимании не только с родителями, но и с друзьями. Но в жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя


не принятыми в коллективе и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников, и это подтверждает наше психологическое исследование.

Всего в исследовании приняло участие 267 человек: 124 человек – школьники 9-10 лет; 88 человек – школьники 11-14 лет; 55 человек – школьники 15-17 лет (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты изучение социального статуса в классных коллективах


Класс/
кол-во опрошен-ных




Класс/
кол-во опрошен-ных


Количество детей с признаками отверженности

Класс/
кол-во опрошен-ных


Количество детей с признаками отверженности

2а – 25

1 – отвергнутый,

6 частично отвергаемых,

2 игнорируемые


6а – 25

2 – отвергнутый,

1 – частично отвергаемых,

3 – игнорируемые


9г – 19

1 – отвергнутый,

1 частично отвергаемых,

2 игнорируемые


2б – 25

0 – отвергнутый,

1 – частично отвергаемых,

10 – игнорируемые


6в – 13

1 – отвергнутый

0 – частично отвергаемых,

0 – игнорируемые


10а – 15

1 – отвергнутый,

5 частично отвергаемых,

0 игнорируемые


3б – 16

0 – отвергнутый,

1 – частично отвергаемых,

3 – игнорируемые


6г – 9

0 – отвергнутый

3 – частично отвергаемых,

1 – игнорируемые


10б – 21

0 – отвергнутый,

5 – частично отвергаемых,

0 – игнорируемые


4б – 21

1 – отвергнутый,

2 – частично отвергаемых,

5 – игнорируемые


7а – 23

2 – отвергнутый

5 – частично отвергаемых,

1 – игнорируемые


5а – 14

2 – отвергнутый,

1 частично отвергаемых,

1 игнорируемые


7б – 18

1 – отвергнутый,

3 – частично отвергаемых,

0 – игнорируемые


5б – 23

1 – отвергнутый,

3 – частично отвергаемых,

0 – игнорируемые


Всего 124

5 – отвергнутый,

14– частично отвергаемых,

21 – игнорируемые



Всего 88

6 – отвергнутый,

12– частично отвергаемых,

5 – игнорируемые



Всего 55

2 – отвергнутый,

11– частично отвергаемых,

0 – игнорируемые



Вывод: В исследуемых группах большинство участников имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие участников коллектива в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Исследования показывают наличие в каждом классном коллективе, в среднем 1-2-х лидеров, 5-6 игнорируемых и частично отвергнутых. Анализируя результаты социального статуса мы пришли к выводу, что в среднем школьном возрасте игнорируемых и отвергаемых больше, чем в старшем,
но меньше, чем в младшем. Это говорит о том, что по сравнению с младшим звеном подростковые коллективы значительно лучше структурированы, сложившаяся система отношений более устойчива и постоянна.

2.1 Изучение причин отверженности

Согласно многим психологическим исследованиям ребенок может быть отвергнут сверстниками по разным причинам:


  • Внешняя неопрятность . У людей с физическими недостатками эта проблема стоит
    на первом месте. Такие люди отвергнуты не только обществом, в котором живут, они еще отвергают и сами себя. Многие люди с физическими недостатками замкнуты, мир их закрыт. И как результат - такие люди остаются одинокими на всю жизнь. Мысль о том, что они никому не нужны, разъедает их изнутри, а это обыкновенная жалость к себе, которая переходит в хроническую отверженность.

  • Незнание стереотипов и негласных правил специфически детского общения, принятых
    в данном сообществе.
    Дети, выросшие среди взрослых и проводящие среди них фактически всю жизнь, незнакомы иногда даже со словарем и терминологией, используемыми сверстниками, и буквально не могут найти с ними общий язык.

  • Дезориентация в социальных взаимоотношениях окружающих . Ребенок не понимает соотношения социальных ролей в коллективе, ему не ясно, почему не всегда можно высказать свое мнение, он не видит причин выполнять распоряжения «лидера» и, главное, не представляет, чем это ему грозит. И когда на него обрушиваются насмешки или агрессия, он не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих его детей. Это просто недостаток социального опыта.
Недостаток социального опыта в сочетании с такими качествами характера, которые препятствуют его накоплению (застенчивость или агрессивность), ведет к возникновению дефицита игрового опыта и в последствии к отвержению.

  • Пробел в семейном воспитании. Ребенок, которого не принимают в игру, вызывает
    у родителей только раздражение, даже некоторый стыд за него. Часто реакция родителя
    на неудачи ребенка в общении – это уход и избегание проблемной ситуации. Они уводят его прочь от не принявшей его компании домой, где игрушки, книжки, компьютер, раскраски, мама - только вот нет там друзей, и никогда не будет там так весело, как играющим вместе.
Вот и получается, что ребенок не умеет играть, не понимает партнера, все время путает ролевые и реальные отношения и высказывания, обижается на них. Налицо игровая
и социальная незрелость, неготовность к совместной игре. А ведь остальные учить его
не будут, здесь закон простой: не умеешь – уходи.

В 1981г. американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что причинами отвержения могут быть:


  • значительные культурные, социальные, национальные различия между ребенком
    и окружением;

  • заниженная самооценка, ожидание отвержения со стороны других;

  • недостаточно развитые социальные навыки;

  • воспроизведение модели поведения жертвы;

  • спонтанность и импульсивность.
Понимание причин отверженности и изолированности отдельных членов группы требует системного психологического анализа. Важно понять, в чем коренится причина:
в определенных личностных особенностях человека, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения и т. д.

Исследуя данный аспект, мы разработали анкету и опросили 260 человек: 70 человек – школьники 9-10 лет; 76 человек – школьники 11-14 лет; 64 человек – школьники 15-17 лет, 50 – взрослые (Таблица 2).

Таблица 2


о причинах непринятия личности в коллективе


Вопросы

Ответы

Школьники
9-10 лет


Школьники
11-14 лет


Школьники
15-17 лет


Взрослые

  1. Есть ли в вашем коллективе люди, с которым вам не хочется общаться?

Да – 70 (100%)

Нет – 0


Да – 70 (92%)

Нет – 6 (8%)



Да – 58 (91%)

Нет – 6 (9%)



Да – 42 (84%)

Нет – 8 (12%)



  1. Что вас в них отталкивает?

19

14

9

  • Внешность

  • Плохая успеваемость

26

10

4

  • Поведение

35

39

  • Индивидуальные особенности

-

  • Жизненная позиция

-

6

27

16

  • Пассивность

-

42

22

  • Агрессия, злость

13

28

  1. Чтобы вы предложили им изменить в себе?

Поведение,

Отношение к учебе



Характер,

стиль,


поведение,

быть веселее,

меньше врать,


Быть проще,

отношение к людям,

быть терпеливее,

быть самим собой,

характер,

интересы.



Отношение к людям,

отношение к себе,

стать уверенным.

Вывод: Чем старше возраст, тем больше различий между одними и другими причинами отвержения. Выявлено, что внутренняя потребность в общении, мотивы аффилиации
(от англ. аfiliation - соединение, связь) - стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми.), психологические защиты определяют специфику межличностного общения. Все эти явления взаимосвязаны, имеют тендерную детерминацию и с возрастом динамически изменяются.

Так, например, в возрастной категории от 9 до 10 лет и от 11 до 14 доминирует поведение, плохая успеваемость и внешние данные.

Анализ результатов причин отверженности и изолированности старшей возрастной группы говорит об актуальности жизненной позиции и жизненной активности.

Респонденты группы «взрослые» подтверждают важность личностной «Я-концепции», адекватной самооценки. Можно утверждать, что причины отвержения связаны


с возрастными индивидуальными особенностями и зависят от доминирующего вида деятельности.

2.2 Типы отвергаемых детей

Наблюдения за отвергаемыми детьми свидетельствуют о том, что они сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже говорилось, они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаваться на провокации одноклассников, выдавать ожидаемые реакции. Естественно, интересно обижать того, кто бросается с кулаками


на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить и т.д. (Приложение 1)

В любой группе на любой возрастной ступени существует своя социальная ситуация развития, в которой каждый играя свою роль, выбирает тактику поведения. Важно осознать, возможные ошибки в поведения на разных возрастных этапах с целью их исправления. Результаты анкетирования респондентов отображены в таблице 3.

Таблица 3

Результат опроса респондентов разных возрастных групп
об особенностях отвергаемых людей

Вопросы


Ответы

Школьники
9-10 лет


Школьники
11-14 лет


Школьники
15-17 лет


Взрослые

  1. С какими людьми вы не общаетесь?

С одноклассниками, которые ябедничают,

дразнятся,

плохо учатся,

не слушает учителя.


С одноклассниками, с которыми скучно,

неинтересно,

которые сильно умные,

не так как все, унижают других,

у которых плохое поведение.


С одноклассниками, с которыми разные интересы, которые

малообщительны,

неактивны,

замкнуты,

эгоистичны, занудливы..


С высокомерными,

не надежными, которых можно назвать слабыми,

черствыми, жестокими, лгунами, предателями.

Вывод: Отверженность - это барометр отношений, не как люди относятся к тебе, а как ты сам относишься к людям. Ты не будешь, отвергнут другими людьми и одинок, если научишься быть интересным, умным и весёлым человеком, научишься сострадать и общаться, изменишь свое поведение и научишься уважать окружающих и себя.
2.3 Последствия отверженности

Стремление стать своим в коллективе, завоевать уважение одноклассников может подтолкнуть ребенка на непристойные поступки. Отвергаемый способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание. Он хвастается несуществующими родственниками, придумывают свое родство с каким-нибудь известным человеком. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и он запутывается окончательно.

Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят к различным негативным последствиям. Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности.

Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками, часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы, и падает успеваемость. Исследования профессора Эрика Бахса (Eric S. Buhs) показали, что:


  • дети, отвергаемые коллективом в детском саду, подвергаются остракизму и в школе;

  • дети в возрасте от 5 до 11 лет, отвергаемые сверстниками, получают по результатам учебных тестов более низкие баллы по сравнению с одноклассниками. Их успеваемость по таким предметам, как чтение и арифметика, оставляет желать лучшего.
Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать школу, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Изгои агрессивны, уклоняются от сотрудничества, склоны к разрушительному поведению и часто не способны контролировать проявление сильных чувств. Они начинают прерывать своих партнеров по игре, не соблюдать очередности в разговоре и менее эмпатичны по отношению к сверстникам.

Самое страшное, что регулярные издевательства (приложение 2) способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Проблемы в общении со сверстниками, отвержения в раннем возрасте в дальнейшем проявляется в делинквентности, или эмоциональном нарушении.

Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.

Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своего объективного положения в системе групповых предпочтений.

Всего в исследовании приняло участие 240 человек: 50 человек – школьники 9-10 лет; 90 человек – школьники 11-14 лет; 70 человек – школьники 15-17 лет, 30 – взрослые.

Таблица 4


Вопросы

Ответы

Школьники
9-10 лет


Школьники
11-14 лет


Школьники
15-17 лет


Взрослые

  1. Чувствуете вы себя отверженным в коллективе?

Да – 12 (24%)

Нет – 38 (76%)



Да – 65 (72%)

Нет – 25 (28%)



Да – 32 (46%)

Нет – 38 (54%)



Да – 0 (-%)

Нет – 30 (100%)



  1. Смогли бы вы подружиться с ним если бы он изменился?

Да – 56 (80%),

Нет – 14 (20%)



Да – 47 (62%),

Нет – 29 (38%)



Да – 18 (28%),

Нет – 46 (72%)



Да – 9 (18%),

Не знаю – 34 (68%),

Нет – 7 (14%)

Вывод: наименее адекватно воспринимают и оценивают свою групповую роль крайние статусные категории: "звезды", с одной стороны, "изгои" и изолированные – с другой. Среднестатусные чаще имеют неадекватное восприятие, что, объясняется защитой, низкой социальной рефлексией и сниженной самооценкой.
III Заключение

Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считает: "У меня есть друг". А другому плохо, если вокруг него


не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту.

В тех детях, которых не воспринимают сверстники, всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Отверженные дети не такие, как остальные, чаще всего отвергнутыми становятся дети с явными проблемами в поведении и характере. Ситуация отвержения обусловлена двумя позициями того кто отвергает и отвергаемого.

В первом случае отвержение позиции другого возникает из-за низкой пластической способности коммуникативных функций в определенные возрастные периоды и из-за неразрешенного внутриличностного конфликта между сознанием и подсознанием, между «Я-реальным» и «Я-идеальным» (в чем обвиняешь в том и виноват).

Несостоятельность позиции отвергаемого обусловлена негативной его социальной и эго-идентификации (трудности нахождения своего «Я»: «Я» - физического, «Я»-психического, «Я»-социального и т.д.).

Выдвинутая нами гипотеза: причины и последствия отвержения ребенка зависят
от самого отвергаемого и его провоцирующего поведения
в ходе исследования полностью подтвердилась: отверженными становились прежде всего дети, у которых были слабо сформированы самооценка и коммуникативные навыки.

Кроме того, исследования показало наличие других причин ситуации отвержения: проблемы в несостоятельности личности тех, кто отвергает. Они выдвигали обвинения


в скучности, не интересности, агрессивности, конфликтности и других, то есть в тех качествах, которые являются причинами их внутриличностного конфликта между сознательным и неотработанным подсознательным.

Можно сделать вывод, что проблема ситуации отвержения есть как у отвергаемых, так


и у тех кто отвергает. Поэтому наши рекомендации будут адресованы как к первой так
и ко второй группе оппонентов.

Список литературы


  1. Акимова Г.Е., Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей. – Екатеринбург: У-Фрактория, 2004;

  2. Завьялова Н.А. Ваши дети среди сверстников. – М.: Знание, 1981;

  3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб: Издательство «Питер», 2004 причин отвержения:

  4. Попов В.С. Пробуждение души. – М.: Знание, 1990;

  5. Старобинский Э.Е., “Как управлять коллективом”, -М.: 1995г

  6. Хелен Би Развитие ребенка. – 9 издание. – СПб.: Питер, 2004

  7. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. – М., 2002г.

  8. Шнейдер Л.Б. Индентификация. Хрестоматия – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

  9. www.gorod-psy.ru

  10. www.abcwoman.ru

  11. www.effecton.ru

  12. www.michaelglebov.ru Михаил Глебов Отношения коллектива и человека

  13. http://adalin.mospsy.ru Дети-изгои: психологическая работа с проблемой
Приложение 1

Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.


  • «Любимчик». Януш Корчак писал: «Дети не любят тех сверстников, которых выделяют учителя. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их». Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют и берут под свою защиту и покровительство, обрекая тем самым на полное одиночество и нескончаемые оскорбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения к нему.

  • «Прилипала». Американский психолог Вайолет Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы чувствовать себя в большей безопасности.

  • «Шут». Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. Такой ребенок, даже услышав смех сверстников, не чувствует себя одиноким.
В литературе описаны еще два типа детей, которых никто специально не обижает,
не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они становятся одинокими в кругу одноклассников.

  • Озлобленные дети, не сумевшие установить контакт со сверстниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

  • Непопулярные не умеющие инициировать общение, застенчивые, не знают,
    как привлечь внимание одноклассников, поэтому их не замечают. Нередко это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу.
Приложение 2

Виды отвержения

Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: "У меня есть друг". А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту.

Можно условно выделить несколько видов отвержения , все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка невыносимой.


  • Травля – ребенку не дают проходу, обзывают, бьют, преследуют. Цель: месть, развлечься и прочее.

  • Активное неприятие – возникает в ответ на инициативу, исходящую от отвергаемого ребенка, дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит.

  • Пассивное неприятие – возникает в ситуациях, когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, в таких случаях дети обычно отказываются, говоря: «С ним не буду!».

  • Игнорирование – на ребенка просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, ничего не имеют против, но и не интересуются.

  • Моральное насилие – словесные нападки со стороны сверстников. К моральному насилию можно отнести угрозы физической расправы, шантаж. Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-либо проступок жертвы, если та не будет выполнять требования преследователя.

  • Обзывание – психолог М. В. Осорина пишет: «Обзывание – это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Именно на обзывание со стороны сверстников чаще всего жалуются отверженные дети.

  • Клички и дразнилки - Почему дети так охотно и часто повторяют обидные слова? Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие их люди. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят и расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих.
Приложение 3
Уважаемый респондент,

просим вас принять участие в нашем научном исследовании и честно ответить на вопросы

Анонимность анкетирования гарантируем


  1. Есть ли в вашем классе ученики, с которыми вы не общаетесь? ДА НЕТ

  2. Почему вы не общаетесь с ними?________________________________________________

  3. Хотели бы вы исключить их из класса? ДА НЕТ

  4. Что вас в них отталкивает (выбрать):

  5. Смогли бы вы подружиться с ним, если бы он изменился? ДА НЕТ

  6. Чтобы вы предложили им изменить в себе?______________________________________________

  7. Если бы вы были отвергнуты и знали причины этого, изменили бы вы свои черты характера, принципы? ДА НЕТ

  8. Влияет ли социальный статус ребенка на причину его отверженности? ДА НЕТ

Акция
«Давай дружить»


Анкетирование и диагностика

обучающихся

Приложение 4

Игры на сплочение классного коллектива

Игра «Плот»

Цель: сплочение классного коллектива.

Оборудование: ватман.

Инструкция: ведущий предлагает участникам отправиться в путешествие по быстрой реке. Ватман – это плот. Все участники встают на ватман, поддерживая и помогая друг другу. Вдруг на пути у путешественников встречается большой камень, на который попадает плот и разбивается пополам. Ведущий разрывает плот на две части. Задача ребят встать на одну половину ватмана, помогая друг другу. Такая комбинация с разрывом ватмана пополам продолжается несколько раз.

Обсуждение: Ребята, трудно ли было вам? В чем заключались ваши трудности? Хотелось бы вам помочь и поддержать всех? Могли бы вы бросить своего одноклассника? А если бы вы не общались с ним, как бы вы поступили?
Игра «Ручеек»

Цель: активизация коммуникативных навыков

Инструкция: Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д. Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка. Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.
Игра «Горный перевал»

Цель: сплочение детского коллектива.

Инструкция: Ведущий делит ребят на две группы так, чтобы отвергнутые ребята оказались в обеих группах. I группа ребят берется за руки и делает «препятствия». II группа также берется за руки и преодолевает препятствия, не разрывая рук и помогая друг другу.
Игра «Чемодан»

Цель: формирование умения находить положительные качества у окружающих.

Инструкция: все участники садятся в круг. Один из них выходит в центр,
а остальные на маленьких листках пишут одно положительное качество участника и комплимент, стоявшему в центре круга.

Изгой – человек с особым мировоззрением, противопоставляющий себя обществу и не вписывающийся в его уклад. Но у такой личности всегда существует шанс оставаться собой и при этом не быть отверженным.

Инструкция

Если вы чувствуете, что вам становятся чужды некоторые устои общества, не старайтесь противостоять этому процессу. Человек – существо индивидуальное, а появление таких личностей, которые именуются изгоями, иллюстрирует, насколько общество развито и имеет ли в нем место беспорядок.

Развивая свою уникальность, постарайтесь уяснить для себя, что любой человек, по сути своей - . Просто не все это признают. Заботы о добывании денег, трата их на общепринятые удовольствия, модную стильную одежду, отдых – все это разве не указывает на присутствие коллективного разума, разума «стада», исключающего и ставящего под сомнение существование , уникума в человеческом существе?

Чтобы не быть изгоем , необходимо принять условия общества. Жить по его правилам, меняя его в лучшую сторону. Воспользуйтесь предоставленным шансом улучшить среду обитания в пользу человека думающего, естественного, являющегося частью природы.

Чтобы влиться в какой-либо коллектив или общество, необходимо соблюдать принятые законы, стиль поведения, «дресс-код», манеру общения. Но ведь при этом можно оставаться собой. Возможно, кому-то не понравится ваш юмор или точка зрения. Кому-то будут претить «цветовая гамма и стиль» вашего поведения и желание понять суть некоторых, возможно, запретных вещей. Не бойтесь высказывать свое мнение.

Поразмышляйте над тем, что общество, безусловно, оказывает влияние на жизнь отдельного индивидуума. Но ведь есть и обратная связь. То, насколько развита ваша личность в соответствии с законами природы, оказывает влияние на окружающих вас людей, пространство, события.

Ваша позиция должна быть жизнеутверждающей. Если вы чувствуете потребность, воспитывайте в себе лучшие . Тогда странно будет слышать о том, что вы - человек, стремящийся к совершенству - являетесь изгоем для общества.

Источники:

  • Ребенок изгой в классе

В любом коллективе, пожалуй, есть люди, которые держатся особняком. Они мало общаются с другими членами коллектива. Не участвуют в каких-то общих делах и развлечениях. И иногда бывает совсем непонятно, как они оказались в коллективе, с которым имеют так мало общего.

Школьный – это тоже коллектив. Подчас даже сложнее, чем взрослый. Ведь во взрослом коллективе все-таки соблюдаются требования этики. Что не всегда встречается в коллективах детских. Дети не умеют терпимо относиться к тем, кто для них непонятен или в чем-то отличается от них. Над таким ребенком могут не только шутить, но даже издеваться.

Подобной участи своему ребенку не желает ни один родитель. И любой родитель будет защищать своего ребенка от нападок других детей. Но иногда именно такая защита, переходящая в излишнюю опеку, служит лишним поводом для издевки над ребенком со стороны сверстников. Чаще всего такая преувеличенная опека встречается со стороны заботливых мам. Поэтому с самого раннего детства впечатлительные мамы должны научиться владеть своими эмоциями и порывами.

Нужно научиться спокойно смотреть на ссадины и шишки у . Без паники относиться к ободранным коленкам и порванному платью у девочки. Не стоит из этого делать трагедию и бежать с криками искать виноватых. Хотя бы потому, что в большинстве случаев ребенок получает подобные повреждения в пылу игры, когда и он и его сверстники настолько увлечены, что не думают о сохранности носа и колен. И только вместе с чувством боли закрадывается чувство обиды.

Родителям следует посочувствовать ребенку, но без особых эмоций. Можно уточнить, что он чувствует в этот момент. Он обязательно отвлечется на осознание своих чувств и гораздо быстрее успокоится. Так родители приучают ребенка не зацикливаться на неудачах и неприятностях. А это умение очень пригодится в детском коллективе.

Еще одной причиной отделения ребенка от коллектива может являться неумение отстоять свою точку зрения. Так бывает с детьми, за которых все и всегда решают милые родители или заботливые бабушки и дедушки. Свободе и самостоятельности тоже нужно учить. Постепенно нужно предоставлять ребенку возможность выбора все в большем количестве ситуаций. Начать можно с мелких бытовых.

Ребенок, уверенный в собственных силах, всегда сможет отстоять свои права. И если такой ребенок и будет вне коллектива, то только по собственной воле. И никто его не сможет назвать изгоем, потому что, несмотря на обособленность, он непременно будет пользоваться уважением сверстников.

Источники:

  • Ребенок изгой в классе

Изгой – это человек, который отвергается обществом. Все его попытки снова войти в свое социальное окружение заканчиваются по одному сценарию – он снова отвергается. Почему человек попадает в роль изгоя и как ему выйти из этой роли?

Когда коллектив отвергает человека

В каждом коллективе отвержение кого-то происходит в различной форме. В школе это могут быть насмешки, оскорбления и даже физическое притеснение, во взрослых коллективах отвержение может проходить в форме изощренного игнорирования, когда вроде бы и нет откровенного пренебрежения, но кому-то одному становится очень плохо, а все остальные, будто заранее договорившись, играют свою роль.

Изгоем становится тот, в ком большая часть окружающих людей начинает видеть то, что они отвергают в себе. Это могут быть такие качества, как неуверенность, отсутствие успеха в профессии. Впрочем, также это могут быть любые качества, которые именно в данном коллективе в силу каких-то причин оказывались под запретом. Например, не любит начальник суетливых сотрудников или тех, кто любит проявлять инициативу. Если он сможет распространить свое настроение на остальной коллектив, то сотрудник, имеющий такие качества, может стать изгоем и терпеть много негативных моментов в отношении от окружающих.

Или другой пример. Бывают коллективы, в которых царит атмосфера амбициозности. Члены таких коллективов ставят перед собой и друг другом сложные задачи и очень гордятся, когда удается их реализовать. Если в такой коллектив попадает человек, лишенный этого качества, – он может стать изгоем в силу того, что остальные не смогут уважать его и будут видеть в нем то, что не хотели бы видеть в себе – отсутствие желания добиваться чего-либо в жизни.

Таким образом, в большинстве случаев получается, что изгоем становятся по отношению к определенному коллективу. Если тот же человек попадает в другое сообщество, где не отвергаются качества, которые ему присущи, он может вполне неплохо там себя чувствовать.

Иногда в детских коллективах изгоями становятся те дети, родители которых слишком опекают их и постоянно контролируют их жизнь. Также причиной отвержения может быть какая-то особенность, которую не принимает коллектив – болезнь, черта характера, принадлежность к какой-либо социальной прослойке, бедность или наоборот материальная обеспеченность.

В этом случае нужно проанализировать, какие ценности присущи данному коллективу, какие качества отвергаются. После этого нужно понять, какие качества проявляет человек, ставший изгоем. Если это противоречие неразрешимо, то необходимо искать новый коллектив, или же строить отношения с учетом этой информации.

Когда человек отвергает окружающих

Однако еще бывает так, что человек становится изгоем практически в любом коллективе. Это уже совсем другая ситуация. Здесь нужно понять, какие качества в человеке делают его изгоем.

Во-первых, такой изгой изначально может отрицать многие ценности, которые исповедует коллектив и проявлять свое неуважение в некоторых высказываниях и поступках. Это, в свою очередь, является достаточной причиной для отвержения.

Во-вторых, каждый член сообщества выполняет какую-то функцию, делает что-то полезное для него. Изгой же отказывается от того, чтобы вкладывать что-то в коллектив. Он сосредоточен на себе и на своем противопоставлении. Этим он сам провоцирует других на отвержение. Как можно принимать человека, который отвергает сам?

В-третьих, изгой может просто не уметь выстраивать взаимоотношения с социумом в силу своих особенностей. Если такой человек не отвечает на импульсы от окружающих и замыкается в себе, не имея способности построить диалог, то он также может стать изгоем.

В жизни, чтобы стать изгоем, человеку не требуется проявления всех факторов одновременно. Достаточно одного или двух для получения отвержения. В первом случае, когда человек отрицает ценности коллектива, реакция окружающих может стать наиболее резкой. Тогда как в последнем случае, если имеет место просто неумение строить диалог, то отвержение будет носить более мягкую форму.

Таким образом, необходимо понимать причины, которые привели в каждом конкретном случае к этой проблеме, чтобы впоследствии их можно было корректировать.

Начиная с детского сада, и продолжая в школе, практически в каждой группе (классе) есть девочка или мальчик, к которым другие относятся без должного уважения, а иногда даже враждебно. Таких детей обвиняют в чужой вине, отбирают их личные вещи и выдумывают обидные клички.


Зачастую изгои – дети с физиологическими недостатками, иной национальности или общественного слоя, «ботаники» и «очкарики». Слабым ребенок становятся от неспособности закреплять границы с другими людьми. Виной этому родители, которые очень строги, требуют невозможного и применяют все решения за своих чад.


В учебной среде, чтобы быть хорошим, нужно не выделяться и следовать остальным. В отличие от взрослых, дети не контролируют эмоции и проявляют свою агрессию явно. Поначалу появится один притеснитель, но если он не увидит отпора, то со временем образуется группа подобных ему.

Как помочь такому ребенку?

Распространенное мнение, что необходимо сменить окружение, побеседовать с родителями обидчика, подсоединить воспитателя или руководителя класса. Однако на практике данный метод малоэффективный. После таких действий ребенок еще более подвержен унижениям, и его считают «маменькиным сынком», неспособным решить вопрос самостоятельно. Следовательно, дети-изгои должны сами себя изменить, а родители лишь посодействовать и помочь.


Сперва выясните факторы плохого отношения к ребенку. Существуют проблемы, которые легко можно устранить:


если у ребенка проблемы с весом – следите, чтобы он правильно питался, заинтересуйте его в занятии спортом;


если ребенок носит очки – замените их линзами;


если ребенок отдает много времени учебы – посоветуйте ему заняться коллективной деятельностью в классе, принять участь в подготовке праздника;


если ребенок плохо одет – купите ему модную одежду (нормальные вещи для детей можно приобрести и в стоковых магазинах).


Гораздо труднее, когда недостатки не устраняются по объективным причинам. К примеру, физиологические отклонения или неуместная национальность. Здесь нужно помочь чаду найти такое увлечение или занятие, в котором он бы имел возможность добиться больших результатов. Это могут быть компьютерные технологии, разные виды спорта или прикладного искусства.


Прислушайтесь к интересам ребенка и поддержите его. Во всяком случае, не разговаривайте о том, будто все кругом нехорошие и злобные. Напротив, покажите ребенку, как можно изменить людей, изменив до этого себя. Это станет для него настоящим открытием.

Видео по теме

Чувства и эмоции в межличностных отношениях

К проблеме межличностных отношении в группе можно подходить с различных сторон. Можно исследовать форму этих отношений, их влияние на личность, на обстановку в группе. И все эти аспекты межличностных отношений важны для современной практики.

Внутригрупповые отношения имеют и структуру. Они могут определяться как человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые люди испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности.

Чувство как показатель межличностных отношений рассматривалось многими психологами (Т. Шибутани, Дж. Морено, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Люди ведут себя в соответствии с нормами. Но чувства определяют особенности , регулируют поведение.

— это устойчивые переживания, которые связаны с . Они направляют взаимные ориентации людей. Чувства отличаются от эмоций — субъективных реакций на воздействие внутренних и внешних факторов. Чувства устойчивее эмоций .

Чувства имеют определенные социальные функции . Социальные функции чувств определяют готовность человека к определенному способу поведения в конкретной ситуации.

Познавательная функция чувств связана с постижением значимости данного события для самого человека.

Мобилизационная функция чувств проявляется в готовности человека действовать определенным образом. Чувства определяют общий энергетический уровень деятельности человека.

Интегративно-защитная и предупреждающая функции обеспечивают выбор направления деятельности, ориентировку в ситуациях и отношениях.

Не все межличностные отношения сопровождаются чувствами. Человек может и не испытывать никаких чувств по отношению к другому.

Если чувства вступают в противоречие с общественными нормами, то человек часто не осознает их. Проблема некоторых людей заключается в том, что они не совсем понимают, какие именно чувства испытывают в той или иной ситуации, если на осознаваемом и неосознаваемом уровне чувства не совпадают.

Человек стремится избежать негативных переживаний в группе.

Механизмы психологической защиты

Механизмы психологической защиты действуют на подсознательном уровне и представляют собой систему регуляции личности, направленную на устранение негативных переживаний.

Нормативный уровень психологической защиты есть у каждого человека. Существуют индивиды, у которых действие психологической защиты является чрезмерным.

Кроме психологической защиты выделяют такие специфические нарушения при переживании человеком отношений в группе: эмоциональное застревание и эксплозивность. Эмоциональное застревание представляет собой состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Например, пережитая обида надолго “застревает” у злопамятного человека. Эксплозивность — повышенная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция.

В любой , существующей относительно продолжительный период времени, можно наблюдать эмоциональные предпочтения. Американский психолог Дж. Морено, рассматривая совокупность предпочтений членов группы, разработал всемирно известную теорию социометрии. Морено считал, что психологическая комфортность человека зависит от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений.

Система межличностных отношений

Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

Социометрический статус

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус , который может быть определен как сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе .

Самыми высокостатусными считаются так называемые социометрические звезды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

Далее идут высокостатусные, среднестатуспые и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных.

Отверженные — это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами . Можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание редко встречается. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение, прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция связана с управлением.

Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды стоит крайне остро как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы. В обычной семье роли могут распределяться следующим образом: отец — лидер, мать — социометрическая звезда. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство.

Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения , поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием. Известен феномен влияния бойкота — прекращение отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Изменение социометрического статуса члена группы — важная проблема. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.

Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных группах. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Среднестатусные члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звезды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.

Устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие:

  • внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык);
  • успехи в ведущей деятельности;
  • некоторые свойства характера и (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.);
  • соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является;
  • положение в других социальных группах.

Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса.

Взаимность эмоциональных предпочтений

Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать и о таком явлении, как взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если ее выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то в ней будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность ее членов межличностными отношениями.

Межличностные отношения в группе включают отношения межличностного предпочтения.

Малая группа делится на микрогруппы, и чем больше малая группа, тем большее количество микрогрупп в ней существует. Каждая микрогруппа имеет свою социометрическую структуру. Часто микрогруппа представляет собой компанию друзей, имеющих общие интересы. Иногда объединение людей в микрогруппы может быть вызвано другими причинами, например, принадлежностью к определенному социальному слою и т. д.

Выявление системы отвержений в группе необходимо для прогноза ее действий в ситуации . Отвержения в группе могут быть сгруппированы в три типа.

Первый тип — нормативный, свидетельствующий о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все отвержения распределены относительно равномерно. Нет и людей, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями.

Второй тип — поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микрогруппы, отвергающие друг друга.

Третий тип — наиболее неблагоприятный для группы, когда отверженным будет только один, выступающий в качестве ответчика за все недоразумения, так называемый "стрелочник". Иногда в группе негативное отношение к одному человеку со стороны большинства может быть вполне оправданно. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные. Если же группа выбирает "стрелочника" всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. Даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый "виноватый" на соответствующую роль.

Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые действия.

Привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных людей и группы в целом.

Важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость, и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии влечет за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микрогруппами. Кроме того, понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности.