Перспективный план учителя-логопеда. Перспективный план работы учителя- логопеда в подотовительной к обучению в школе логопедической группе Перспективный план работы логопеда в детском саду

Перспективный план

коррекционной работы

в подготовительной к обучению

в школе коррекционной группе

Задачи коррекционного обучения в подготовительной группе

1.Формирование психологической базы речи (развитие целенаправленных процессов восприятия, памяти, мышления, внимания)

2.Развитие понимания речи (практическое усвоении лексических и грамматических средств языка)

3.Формирование собственной экспрессивной речи (работа над словом: слоговая структура слова; семантическая структура слова; формирование звуковой структуры слова, формирование морфемной структуры слова).

4.Формирование связной речи.

5.Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты аналитико – синтетическим методом.

Сентябрь.

1.Развитие моторики

    Мелкой моторики пальцев рук: обводка, закрепление по трафаретам (по лексическим темам первого периода); составление фигур, узоров из элементов (по образцу); работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

    Речевой моторики: отработка и закрепление правильных артикуляционных укладов.

    Пространственной ориентации: начало, середина, конец, право, лево, верх, низ.

2.Развитие слухового восприятия

    На материале неречевых звуков: игры «Где постучали?», «Где позвонили?» - учить ребенка определять направление шума.

«Скажи, что ты слышишь?» (газета – ложка); звук дудочки и пианино.

    Учить вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней название предметов, действий, признаков.

    Формировать умение действовать на основе речевых инструкций: запоминание и выполнение заданий 2-х-3-х ступенчатых конструкций.

3.Развитие зрительного восприятия.

    Развитие памяти на линейный ряд: игры «Сделай, как было» (восстановить заданный ряд)

«Что изменилось?» (какие элементы ряда поменялись местами)

«Чего не хватает?» (какой элемент ряда исчез)

4.Развитие мышления

    Научить группировать предметы по определенным признакам:

По внешним: цвет, форма, величина.

5.Развитие речевого дыхания:

Использовать птички, бабочки, листья.

6.

а,о,у,и,э

7. Постановка и закрепление гласных и согласных звуков по индивидуальным планам.

8. Подготовка к звуковому анализу слова:

    Выделение ударного гласного в начале слова

    Анализ и синтез гласных в звукосочетаниях: ау, уа, иа.

    Выделение гласного из начала, середины, конца слова, анализ и синтез обратного слога типа: «ап».

9. Обучение грамоте:

    Знакомство с буквами У, А. букв.

    Формирование навыка звуко – буквенного анализа.

1. Накопление и уточнение пассивного и активного словаря, формирование понимания обобщающих понятий по темам:

- «Сад»;

- «Огород»;

- «Овощи»;

- «Фрукты».

-«Осень»

Грамматический строй речи (по лексическим темам)

    Отработка падежных окончаний существительных единственного числа.

    Преобразование существительных в И.п. ед.ч. во множественное число.

    Согласование глаголов с существительными ед. и мн. Числа (яблоко растет, яблоки растут).

    Согласование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи», «Фрукты», «Осень».

    Согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде.

2. Работа над слоговой структурой слова (индивидуально на материале правильно произносимых ребёнком звуков)

см. в годовом плане.

3.Развитие связной речи

    Составление простых распространенных предложений.

    Упражнять детей в постановке вопросов и отвечать на вопросы полным ответом.

    Составление описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты».

1.Принимать активное участие в работе педсоветов и педсовещаний д/с «Солнышко» (по графику).

2.Участвовать в работе зонального и областного методобъединения (в течение года).

3. Консультация для воспитателей речевых групп: «Использование лексического материала по ознакомлению с окружающим и развитию речи детей».

4. Работа с родителями.

1. Консультация «Домашнее задание и как его выполнять».

2. Проведение родительского собрания на тему: «Результаты логопедического обследования, задачи работы в подготовительной к обучению в школе группе».

3.Оформление уголка «Советы логопеда»

4.Подготовить материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Осень» (в уголок)

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета

2. Изготовление картотеки «Слоговая структура слова».

3. Обновление материала на развитие правильного речевого дыхания.

Октябрь

1.Формирование правильного произношения

Речевой моторики:

    Отработка комплекса артикуляционных укладов.

Пространственной ориентации - понятия: вперед – назад; вправо – влево.

2.Развитие слухового внимания

    Формировать умение действовать на основе речевых инструкций (запоминание и выполнение заданий 2-х – 3-х ступенчатых конструкций)

    Понимание в предложениях слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу.

    Понятия: много – мало

    Игра «Что изменилось?»

4..Развитие речевого дыхания:

    Сдувание бабочек, листьев..

Уточнение артикуляции и произношения звуков:

и; п, п; т, т; к,к.

Показ букв.

И, п, т,к.

6. Подготовка к звуковому анализу слова:

    Деление слов на части, схема одно – двух – трёхсложных слов.

________ __________ ____________

________ _____ ____ ___ ___ ___

    Звуко – слоговой анализ слов типа

суп

_______

_______

Схема слова

    Звуко – слоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова типа стол.

    Преобразование слов путем замены или дополнения звуков

Сук – лук сто – стол

7.Обучение грамоте.

    Повторение букв А,У.

    Знакомство с буквами И, П, Т.

    Звуко – буквенный анализ слов.

8.

2.

- «Осень»

- «Наше тело»

- «Туалетные принадлежности»

- «Одежда»

- «Обувь».

-

    Практическое усвоение грамматических форм слов.

Уменьшительные суффиксы в названиях различных предметов

Формы глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (мыл, мыла)

Формы глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

3.Развитие связной речи

    Умение дать отрицательный ответ полный и краткий.

Ты принес мяч?

Нет

Нет, я принес не мяч, а куклу.

    Составление простого распространенного предложения по демонстрационному материалу, по картине.

3.Организационно – методическая работа.

1. Периодически знакомиться с новинками пед. литературы, изучать материалы журналов «Дошкольное воспитание», «Дефектология», «Дошкольная педагогика», «Логопед»

2. Подготовить консультацию для воспитателей речевых групп: «Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя».

4. Работа с родителями.

1. Ежедневные консультации, беседы, встречи с родителями.

2. Консультация на тему: «Портрет будущего первоклассника»

1. Пополнение наглядным материалом разделов по изучаемым темам.

Ноябрь

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

Речевой моторики:

Пространственной ориентации - понятия: далеко – близко; высоко – низко.

    Формировать умение действовать на основе речевых инструкций (запоминание и выполнение заданий 3-х-4-х ступенчатых конструкций)

    Понимание в предложениях слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу, существительные в косвенных падежах.

Малыш надевает шубу.

Малышу надевают шубу .

    Запоминание ряда слов с наглядной опорой, а затем со звуковой (желательно с правильно произносимыми звуками)

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

4.Развитие речевого дыхания:

5. Фронтальные занятия по звукопроизношению

Уточнение артикуляции и произношения звуков:

м,м; о, ы, с,с.

6.Обучение грамоте.

    Знакомство с буквами М, О, ы, С.

    Анализ и синтез слогов, слов.

    Чтение слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

    Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки.

    Соединение звуков в слоги и слова, составление схем слов.

    Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении

Односложные предложения

Двухсложные предложения.

Преобразование слов: суп – сук; мышка – мушка и т.д.

7. Работа по индивидуальным планам.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

- «Перелетные птицы»

- «Посуда»

- «Продукты питания»

- «Домашние животные и их детеныши»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Образование новых значений грамматических форм слов, обозначающих действия с помощью приставок: в, на, про, пере, (глаголы: сыпал, мел, нес).

    Формы мн. Ч. Существительных с окончаниями «ы» - «и».

    Образование существительных ед. и мн. Числа по теме «Домашние животные и их детеныши»

    Образование относительных и качественных прилагательных по темам «Посуда», «Продукты питания»

3.Развитие связной речи

    Умение дать полный и краткий ответ на вопросы:

Как тебя зовут?

Как зовут твою сестру?

Как твоя фамилия?.

    Составление простого распространенного предложения с прямым дополнением с помощью вопросов:

Кто? Что делает? Что?

Вова ест кашу

    Выполнение приказаний и самостоятельная отдача приказаний на словарном материале по теме «Наше тело».

3.Организационно – методическая работа.

1. Консультации для воспитателей «Система работы воспитателя по формированию звукопроизношения у детей».

4. Работа с родителями.

1. Индивидуальная консультация: «Стёртая форма дизартрии. Как помочь ребёнку?»

2. Консультация «Развитие памяти у детей».

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Пополнение наглядным материалом разделов по изучаемым темам.

Декабрь

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

Речевой моторики:

    Быстрое и четкое выполнение артикуляционных укладов по показу и по речевой инструкции, отработка переключаемости с одного упражнения на другое.

Пространственной ориентации - понятия: верх – низ, право – лево

2. Развитие слухового внимания

    Формировать умение действовать на основе речевых инструкций (запоминание и выполнение заданий 4-х – 5 ступенчатых конструкций)

    Развитие сознательного восприятия речи.

    Понимание в предложениях слов: разорвал, сломал, штопает, шьёт.

    Понимание в предложениях слов, сходных по звуковому составу, разных по значению (притяжательные прилагательные):

Дай Коле карандаш.

Дай Колин карандаш.

    Запоминание и воспроизведение различных словосочетаний, состоящих из 2-х и 3-х открытых слогов:

МА – мо – му

Па – ти - ка

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия цвета и формы, сличение и называние.

    Игра «Что изменилось?» (с предметами и картинками)

    Понятия: толстый – тонкий; длинный – короткий.

4.Развитие речевого дыхания:

    Надувание шаров, мыльных пузырей.

    Подуй в трубочку, на вертушок.

1. Звуковой аналиу слова.

    Выделение ударного гласного в начале слова.

    Анализ звукового ряда из 2-х и 3-х гласных

    Умение определять количество звуков в слоге и их порядок: ап, уп, Ом…

    Выделение гласного в позиции после согласного.

6.

Уточнение артикуляции и произношения звуков:

н,н; з,з; х,х.

7. Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Закрепление навыка деления слов на части: схема одно – двух – трехсложных слов.

_________ ___________ ____________

_______ _____ ____ ____ ___ ___

    Звуко – слоговой анализ слов типа суп, схема слова; двухсложных слов типа зубы, схема слова.

Звуко – слоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова типа: стол, двухсложных слов типа кошка, каток.

    Составление схемы предложения

Работа со схемой предложения

Преобразование слов путем замены или дополнения звуков:: суп – лук; сто - стол и т.д.

    Уточнение артикуляции и произношения звуков: с,с; з,з; т,д,д.

    Знакомство с буквами: н, з, х, я

    Работа по индивидуальным планам.

2. Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обобщенного значения слов по темам:

- «Зима»

- «Одежда, обувь, головные уборы»

- «Зимующие птицы»

- «Новогодний праздник»

- «Дикие животные»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Практическое усвоение творительного падежа существительных в значении орудийности и средств действия (копать чем? – лопатой)

    Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные»

    Практическое усвоение многозначности существительных

    Форма совершенного и несовершенного вида глаголов: что делал? Что сделал?

3.Развитие связной речи

    Рассказывание по картине.

    Пересказ

3.Организационно – методическая работа.

2. Проведение консультаций для воспитателей на тему; «Совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги у детей подготовительной группы».

4. Работа с родителями.

1. Консультация: «Речевая готовность ребёнка к школе».

2. Практикум для родителей «Обучение грамоте – помоги своему ребёнку».

3. Выпуск информации для родителей в уголке «Советы логопеда»

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Пополнение наглядным материалом разделов по изучаемым темам.

Январь

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Вкладывание в сосуд мелких предметов: гороха, пуговиц, фишек, составление узора из палочек, игра с карточками (ягодки, кувшинки, мячи)

Речевой моторики:

    Быстрое и четкое выполнение артикуляционных укладов по показу и по речевой инструкции, отработка переключаемости с одного упражнения на другое.

Пространственной ориентации - понятия: вперед – назад, вправо – влево

2. Развитие слухового внимания

    Различение согласных по глухости, звонкости; мягкости – твердости.

    Развитие сознательного восприятия речи:

Про кого можно сказать:

Прыгает – ползает - скачет

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: широкий – узкий; толстый – тонкий; большой – маленький.

    Группировка сочетаний элементов: геометрические фигуры, палочки, мозаика, фишки.

4.Развитие речевого дыхания:

    Сдувание предметов.

    Проговаривание на выдохе нескольких слов, сочетаний, чтение стихов, потешек.

5.Звукопроизношение

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа)

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

    Фронтальные занятия по произношению.

Уточнение артикуляции и произношения звуков:

б,б; в,в; д,д.

    Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Слоговой и звукослоговой анализ слов типа суп, косы.

    Выкладывание из разрезной азбуки слов и простых предложений.

    Знакомство с буквами Б, В, Д.

    Работа над ударением.

    Чтение

    Печатание букв.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обощенного значения слов по темам:

- «Транспорт»

- «Зима»

- «Дом и его части»

- «Мебель»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Практическое овладение творительного падежа существительных в значении орудийности и средств действия.

    Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

    Образование относительных прилагательных по темам «Мебель», «Дом»

    Образование глаголов с приставками

    Согласование числительных два и пять с существительными.

3.Развитие связной речи

    Рассказывание по картине и серии картин.

    Рассказывание по плану, данному логопедом.

    Пересказ.

3.Организационно – методическая работа.

1. Изучение материалов «Дефектология», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Логопед».

2. Подборка материалов по развитию мелкой моторики рук.

3. Беседа с воспитателями речевых групп на тему: «Работа воспитателя по развитию речи детей на прогулке ».

4. Работа с родителями.

1.Консультация: «Готовим рука дошкольника к письму».

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Пополнение наглядным материалом разделов по изучаемым темам.

Февраль

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Словесные игры, шнуровка, палочки, геометрические фигурки.

    Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).

    Усложнить работу с карандашом: обводка по контру, штриховка, работка с карандашом по клеткам в тетради.

Развитие общих речевых навыков:

    Продолжить работу над интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной

Речевой моторики:

    Быстрое и четкое выполнение артикуляционных укладов по показу и по речевой инструкции со зрительным контролем и без него, отработка переключаемости с одного упражнения на другое.

Пространственной ориентации - понятия: далеко – близко, высоко – низко, впереди – сзади.

2. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

    Выделение гласных звуков в конце слова, под ударением (пила, кино, усы, носки, пишу)

    Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, дом, мышь, кит)

    Дифференциация изученных твердых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах и словах.

    Выделении твердых и мягких согласных звуков в начале и конце слова (дом, лес, день, лось)

3. Развитие слухового восприятия

4. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: широкий – узкий; толстый – тонкий; высокий – низкий.

    Разрезные картинки и кубики с большим количеством элементов (4 – 6 – 8).

    Задания на внимание.

5.Фронтальные занятия по произношению:

    Э; г, г; ш.

    Деление слов на слоги.

    Работа со схемой слов.

    Знакомство с буквами Э, Г, Ш, Е.

    Чтение слов и предложений.

    Петатание букв, слов, предложений.

    Усвоение значения буквы Е после мягких согласных.

    Работа по индивидуальным планам.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания значения слов по темам:

- «Дикие животные холодных и жарких стран»

- «День защитника Отечества» (военные профессии)

- «Февраль – последний месяц зимы»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Образование существительных ед. и мн. Числа по теие «Дикие животные», относительных прилагательных

    Практическое усвоение связи слов в предложении, согласование существительных в роде, числе, падеже с глаголами и прилагательными.

    Форма глаголов третьего лица множественного числа прошедшего времени.

3.Развитие связной речи

    Рассказывание по картине, по серии картин.

    Рассказывание по плану, данному логопедом.

    Пересказ.

    Вопросно – ответная форма речи.

3.Организационно – методическая работа.

1.Пополнение материала по развитию связной речи.

2. Консультация для воспитателей: «Развитие слухового внимания у детей»

4. Работа с родителями.

1. Индивидуальные консультации, беседы, встречи с родителями (Беседа: «Как научить ребёнка читать?»

2. Проведение родительского собрания по итогам работы за первое полугодие.

3. Логопедический досуг «Путешествие в страну знаний»

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Изготовление карточек по обучению грамоте.

Март

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Упражнения для пальцев.

    Работа по развитию конструктивного праксиса.

    Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.

    Усложнение работы с карандашом.

Развитие общих речевых навыков

    Работа над дыханием (фонарики из фольги, вертушки; проговаривание на выдохе плавно имен 5 мальчиков, девочек, названий городов, игрушек, овощей и т.д.)

    Продолжить работу над интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Речевой моторики:

    Выполнение артикуляционных упражнений по словесной инструкции с четкой ориентацией.

Пространственной ориентации - понятия: право - лево, высоко – низко

2. Развитие слухового внимания

    Дифференциация парных согласных по глухости – звонкости.

    Дифференциация парных согласных по твердости - мягкости

    Ритмические хлопки 1 – 2; 2 – 1.

    Хлопни столько же раз, сколько и я.

    На один хлопок больше.

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: длинный – короткий.

    Выполнение заданий по образцу и по памяти (с геометрическими фигурами, с палочками и другими предметами).

    Задания на внимание.

л, л; ж; р, р.

5. Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Деление слов на слоги.

    Работа со схемой слов.

    Знакомство с буквами Л, Ж, Ё, Р.

    Чтение слов и предложений, формирование осмысленного слитного чтения.

    Подбор слов к буквенным схемам.

    Усвоение значения буквы Ё после мягких согласных.

    Значение восклицательного знака в предложении.

    Работа по индивидуальным планам.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обощенного значения слов по темам:

- «Семья»

- «Весна»

- «Рыбы» (морские, пресноводные, аквариумные)

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Согласование притяжательных местоимений с существительными.

    Форма глаголов третьего лица ед. ч. настоящего времени.

    Практическое усвоение относительных прилагательных со значением соотнесенности с материалу, к сезонности.

    Практическое усвоение связи слов в предложении, согласование существительных в роде, числе, падеже.

3.Организационно – методическая работа.

1. Принимать активное участие в работе педсоветов и педсовещаний.

2. Консультация для воспитателей: «Упражнения для развития анализа и синтеза».

4. Работа с родителями.

2. Выпуск информаций для родителей в уголке «Советы логопеда».

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

Апрель

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Словесные игры с пальцами, работа с мелкими предметами, содружественные движения пальцев обеих рук.

Речевой моторики:

    Убыстренный темп выполнения артикуляционных упражнений, умение характеризовать артикуляционный уклад изученных звуков.

Пространственной ориентации - понятия: далеко – близко, высоко – низко, право – лево, впереди – сзади.

2 . Развитие общих речевых навыков

    Продолжить работу над речевым дыханием: сдувание предметов, проговаривание на выдохе нескольких слов, сочетаний, чтение стихов, потешек.

    Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

2. Развитие слухового внимания

    Запоминание и воспроизведение различных слоговых сочетаний.

    Запоминание и воспроизведение нескольких слов в определенной последовательности.

    Различение согласных по глухости – звонкости, твердости – мягкости.

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: широкий – узкий, большой – маленький.

    Запоминание и воспроизведение порядка нескольких картинок или предметов.

    Запоминание и воспроизведение порядка нескольких картинок или предметов.

    Группировка сочетаний элементов (геометрические фигуры, палочки, мозаика, фишки).

4. Звукопроизношение.

1. Работа по индивидуальным планам

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

5. Работа над слоговой структурой слова

    Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных

    Работа над слоговой структурой слов (трехсложных) со стечением согласных (крапива, карандаш).

    Работа по индивидуальным планам

6.Фронтальные занятия по произношению: ч, ц, ф, ф; щ.

7 . Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Деление слов на слоги.

    Работа со схемой слов.

    Членение предложения на слова, указывать порядок слов в предложении.

    Знакомство с буквами Й, ь, Ч, Ю, Ц, Ф, Ш.

    Закрепление навыка чтения слов, предложений, текстов.

    Печатание.

    Подбор слов к буквенным схемам.

    Складывание из разрезной азбуки слов и простых предложений.

    Преобразование слов (суп – сук – сух – сок).

    Добавление недостающих букв, слогов в надписях под картинкой.

8. Работа по индивидуальным планам.

2. Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обощенного значения слов по темам:

- «Лес – наше богатство»

- «Насекомые»

- «Космос»

- «Весенние с/х работы» (профессии, орудия труда)

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Закрепление употребления простых предлогов: в, на, за, под.

    Употребление сложных предлогов: из-за, из-под, около, возле и др.

    Образование наречий от прилагательных (быстрый – быстро)

    Практическое усвоение слов с противоположным значением, используя прилагательные, наречия, существительные (веселый – грустный; ночь – день; высоко – низко)

3.Развитие связной речи

    Выполнение поручений, умение рассказать о проделанной работе.

    Самостоятельная отдача поручений и умение рассказать о проделанной работе.

    Различные виды рассказа и пересказа.

3. Организационно – методическая работа.

1.Принимать активное участие в работе педсоветов и педсовещаний.

2. Консультация для воспитателей; «Изготовление пособий на дифференциацию звуков».

3. Обследование речи детей д/с.

4. Работа с родителями.

1. Индивидуальные консультации, беседы, встречи с родителями.

2. Консультация для родителей: «Зеркальное письмо букв и цифр (профилактика возникновения нарушений письменной речи)».

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Пополнение наглядным материалом тем по развитию речи (схем для описания овощей, фруктов, времен года).

Май

1.Формирование правильного произношения

1.Развитие мелкой моторики, речевой моторики и пространственной ориентации

Мелкой моторики пальцев рук:

    Усложнение работы с карандашом

    Усложнение работы над конструктивным праксисом.

Речевой моторики:

    Четкое выполнение артикуляционных упражнений по показу и речевой инструкции со зрительным контролем и без него.

Пространственной ориентации - понятия: далеко – близко, высоко – низко, право – лево, впереди – сзади, верх – низ.

2. Общие речевые навыки

    Продолжить работу над речевым дыханием: надувание шаров, резиновых игрушек, сдувание ватки с плоскости, с ладони; проговаривание на выдохе нескольких слов, стихов, потешек.

    Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

3. Развитие слухового внимания

    Запоминание и воспроизведение двух слов сходных по звучанию (суп – зуб, косы – козы, мак – рак).

    Запоминание и воспроизведение словосочетаний прилагательное и существительное (красный шар, красная морковь).

    Запоминание и воспроизведение в разной последовательности 6 - 7 слов.

3.Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания.

    Понятия: широкий – узкий, большой – маленький, толстый – тонкий, длинный – короткий, высокий – низкий.

    Выполнение заданий по образцу и по памяти.

    Группировка сочетаний элементов по цвету и форме (геометрические фигуры, палочки, мозаика, фишки).

    Запоминание и воспроизведение порядка 8 – 9 предъявленных картинок или предметов.

    Игра «Что изменилось?»

4.Фронтальные занятия по произношению:

    Ч, щ, ч – щ; щ – ч – с – т; т – ч; щ – с.

    Дифференциация согласных по твердости – мягкости, глухости – звонкости.

6. Овладение грамотой аналитико – синтетическим методом.

    Деление слов на слоги.

    Работа со схемой слов.

    Знакомство с буквами ъ.

    Закрепление чтения с буквами е, ё, ю,я.

    Чтение предложений, текстов.

    Печатание букв, слов, предложений.

    Формирование навыка осмысленного чтения, самоконтроля и самооценки.

    Работа по индивидуальным планам.

2.Развитие лексико – грамматических средств языка и связной речи.

1. Обогащение и уточнение активного словаря, формирование понимания обощенного значения слов по темам:

- «Праздник Победы»

- «Спорт» (игры, развлечения)

- «Школа и школьные принадлежности»

2. Практическое усвоение грамматических форм слов:

    Употребление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени, совершенного и несовершенного вида

    Употребление относительных прилагательных по теме «Спорт», «Школьные принадлежности»

    Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.

3.Развитие связной речи

    Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

    Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

    Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

3.Организационно – методическая работа.

1.Изготовление книжек – малюток, карточек по обучению грамоте

4. Работа с родителями.

1. Проведение родительского собрания «Подведение итогов работы». Занятие – развлечение «В гостях у бабушки – азбуки».

2. Выпуск детей из речевой группы

5. Оборудование и оснащение логопедического кабинета.

1. Изготовление карточек по темам.

Июнь

Индивидуальная работа с детьми по всем разделам программы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Цель: выявление и преодоление речевых нарушений, которые задерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в общении; создание условий для формирования личности ребёнка и его успешной социализации.

Задачи:

1. Своевременно выявить речевые нарушения у детей, нуждающихся в логопедической помощи.

2. Определить уровень и характер речевых нарушений.

3. Разработать направление и содержание логопедической помощи каждому ребёнку.

4. Разъяснить среди педагогов и родителей детей специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

5. Вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Сроки проведения

Ответственный

Результат

I . Организация учебно-развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году

сентябрь

Муртазина А. Р.

Паспорт кабинета

2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для логопедических занятий

в течение года

Муртазина А. Р.

Наглядный и демонстрационный материал

3. Изготовление и оформление дидактических игр и пособий для логопедического кабинета

в течение года

Муртазина А. Р.

Дидактические игры и пособия

4. Пополнение картотеки пальчиковых и речевых игр, логоритмических упражнений

в течение года

Муртазина А. Р.

Пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения

5. Приобретение необходимой методической литературы

в течение года

Муртазина А. Р.

Методическая литература

II. Диагностико-аналитическая деятельность

1. Диагностическое обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

сентябрь

Муртазина А. Р.

2. Диагностическое обследование речи детей средней группы

Муртазина А. Р.

Журнал обследования речи детей

3. Обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи

сентябрь-октябрь

Муртазина А. Р.

Подготовка документов на ПМПК

4. Зачисление воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи

сентябрь

Муртазина А. Р.

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Изучение медицинских карт детей, зачисленных на логопедические занятия и заполнение медицинских карт

сентябрь

Муртазина А. Р.

Медицинские карт

6. Заполнение речевых карт

сентябрь-октябрь

Муртазина А. Р.

Речевые карты

7. Составление расписания логопедических занятий

сентябрь

Муртазина А. Р.

Расписание логопедических занятий

8. Оформление документации учителя-логопеда

сентябрь-октябрь, май

Муртазина А. Р.

1) журнал учёта посещаемости логопедических занятий
2) журнал обследования речи детей

3) речевые карты на каждого ребёнка
4) список детей, зачисленных на логопедические занятия

5) экран звукопроизношения
6) перспективное планирование на учебный год

7) календарное планирование на учебный год

8) поурочное планирование коррекционной работы с детьми;
9) график и циклограмма работы учителя-логопеда
10) расписание логопедических занятий
11) индивидуальные тетради по коррекции звукопроизношения

12) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

13) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

14) план по самообразованию

15) отчёт о проделанной работе за год, статистический и аналитический отчёт

16) паспорт кабинета

9. Анализ коррекционной работы

Муртазина А. Р.

Статистический и аналитический отчёт

III. Коррекционно - развивающая работа

1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

Муртазина А. Р.

Поурочные планы, индивидуальные тетради

2. Литературный вечер в средних группах «Ох, уж эти сказки!»

Муртазина А. Р.

3. Литературный вечер в старших группах «В гостях доктор Айболит»

Муртазина А. Р.

Проведение литературного вечера, конспект

4. Литературный вечер в подготовительных группах «В стране Лукоморье»

Муртазина А. Р.

Проведение литературного вечера, конспект

IV . Научно-методическая работа

1. Составление плана по самообразованию «Система работы с неговорящими детьми дошкольного возраста»

сентябрь-октябрь

Муртазина А. Р.

План по самообразованию

2. Выпуск буклетов для воспитателей и родителей:

- «Советы логопеда заботливым родителям»

- «Развитие речевого дыхания»
- «Артикуляционная гимнастика»

- «Играем пальчиками - развиваем речь»

- «Сказкотерапия - волшебный мир вокруг нас»

Муртазина А. Р.

3. Участие в городских методических объединениях учителей-логопедов г.Нефтекамска

по плану ГМО

Муртазина А. Р.

Заседание ГМО, посещение занятий коллег

4. Участие в семинарах, конференциях, совещаниях

в течение года

Муртазина А. Р.

5. Проведение открытых занятий для воспитателей

в течение года

Муртазина А. Р.

Самоанализ, анализ коллег

6. Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции речи

в течение года

Муртазина А. Р.

V . Взаимосвязь со специалистами и воспитателями

1. Заседание психолого-медико-педагогического консилиума

в течение года

Члены комиссии

2. Беседа с воспитателями старшей и подготовительной групп по результатам обследования речи детей

сентябрь

Муртазина А. Р.

3. Беседа с воспитателями средней группы по результатам обследования речи детей

Муртазина А. Р.

4. Консультации для воспитателей:

- «Профилактика речевых нарушений»

- «Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений»

- «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения»

- «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми по устранению различных видов речевых нарушений»

- «Методика проведения логоритмических упражнений в детском саду»

- «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

- «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

- «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»

- «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»

сентябрь

Муртазина А. Р.

Консультации

5. Консультация для музыкального руководителя: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Муртазина А. Р.

6. Консультация для инструктора ФЗК: «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями»

Муртазина А. Р.

7. Мастер-класс «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Муртазина А. Р.

Выступление на педсовете, конспект

8. Ведение тетради взаимосвязи учителя- логопеда и воспитателей

в течение года

Муртазина А. Р.

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей

9. Посещение занятий

Цель: определить уровень автоматизации исправленных звуков в свободном общении.

в течение года

Муртазина А. Р.

Обмен опытом, самообразование, мониторинг

10. Участие в праздниках и развлечениях, проводимых в детском саду

в течение года

Муртазина А. Р.

VI. Взаимосвязь с родителями

1. Ознакомление с результатами обследования на родительских собраниях и индивидуально

в течение года

Муртазина А. Р.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

2. Анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, чьи дети зачислены в логопункт

в течение года

Муртазина А. Р.

Заявление, анкета

3. Родительские пятиминутки:

Проблема звукопроизношения

Домашнее задание, работа в тетрадях

Наши достижения и умения

в течение года

Муртазина А. Р.

4. Участие на родительских собраниях:

- «Почему заговорить бывает трудно?» (первая младшая группа)

- «Развитие речи детей дошкольного возраста» (вторая младшая группа)

- «Как пополнять словарный запас у детей?» (средние группы)

- «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи» (старшие группы)

- «Готовность к обучению в школе» (подготовительные группы)

в течение года

Муртазина А. Р.

Конспекты родительских собраний

5. Консультации для родителей:

- «Что такое логопункт?»

- «Правила работы при выполнении домашних заданий»

- «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

- «Фонематический слух - основа правильной речи»

- «Развитие связной речи детей в семье»

- «Предупреждение нарушения слоговой структуры слова»

- «Сказкотерапия в жизни дошкольников»

- «Речевая готовность детей к школе»

- «Обучение чтению»

сентябрь

Муртазина А. Р.

Консультации

6. Индивидуальная работа в домашних тетрадях.

в течение года

План работы учителя-логопеда Паршиной Э.В. на 2016-2017 уч. год.

Просмотр содержимого документа
«Перспективный план школьного логопеда.»

Перспективный план работы на 2016-2017 уч. год

логопеда МБОУ СОШ № 39

Паршиной Э.В.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 39

В.В. Севрюк _________

«___» ____________ 2016г.

Учебно-коррекционная работа.

Диагностика речи учащихся 3-х классов, имеющих нарушение письменной речи, зачисленных на логопункт. Заполнение речевых карт.

Сентябрь.

Диагностика речи учащихся 3-х классов, вновь прибывших в школу.

В течение года.

Составление по итогам диагностики характеристик скомплектованных групп.

Диагностика состояния речевых процессов учащихся по запросам учителей, родителей.

В течение года.

Итоговая диагностика речи у детей, занимавшихся на логопункте. Составление речевых профилей, срезовых диаграмм. Заполнение речевых карт.

Организация и проведение групповых занятий с детьми 3-х классов, имеющих нарушения чтения и письма комбинированной формы (3 группы: 2 раза в неделю).

В течение года.

Организация и проведение индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

В течение года.

Организация и проведение консультативной помощи детям с нарушениями звукопроизношения, занимающихся с родителями.

В течение года.

Методическая работа.

Участие в работе МО логопедов Октябрьского округа.

В течение года.

Выступление на МО учителей начальных классов с сообщением (тема по запросу).

В течение года.

Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь учителю и родителям.

В течение года.

Усовершенствование речевых карт для детей с различными видами речевой патологии.

В течение года.

Оформление пакета диагностических методик.

В течение года.

Пополнение банка коррекционных упражнений для коррекции психических процессов.

В течение года.

Пополнение карточек с речевым материалом для занятий по коррекции звукопроизношения.

В течение года.

Оформление стенда «Логопед советует» (раз в четверть).

В течение года.

Посещение уроков с целями: наблюдение за детьми, посещающими логопункт; наблюдение за организацией учителем работы по развитию речи.

Индивидуальное консультирование учителей.

В течение года.

Работа по самообразованию.

Тема самообразования: « Интеллектуальное развитие младших школьников на логопедических занятиях «.

Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями по теме.

В течение года.

Продолжать апробировать методику интеллектуального развития Г.А. Бакулиной.

В течение года.

Разработать систему упражнений для развития психических процессов (мышления, воображения, внимания, памяти, восприятия).

Второе полугодие.

Создать набор дидактических пособий для работы над формируемыми интеллектуальными качествами и умениями.

Второе полугодие.

Пополнить методическую копилку по теме самообразования.

В течение года.

Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.

В течение года.

Работа с родителями.

Выступление на родительском собрании в 3-х классах с сообщением « Содержание, цели и организация логопедической работы с детьми в 2016-2017 уч. году».

Сентябрь.

Проведение родительских собраний по итогам коррекционной работы в 2016-2017 уч. году.

Выступление на родительских собраниях по запросам.

В течение года.

Оформление стенда «Логопед советует». Помещение информационного материала.

В течение года.

Проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.

Вопрос о том, как помочь детям с заиканием в условиях логопедического пункта ДОУ, волнует многих логопедов. Существующие технологии работы с заикающимися дошкольниками Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, И.Г. Выготской, В.И. Селиверстова ориентированы на оказание коррекционной помощи в специальных учреждениях: стационарах, санаториях, логопедических группах. При отсутствии подобных учреждений, дети с заиканием принимаются на логопедический пункт ДОУ. Логопед дошкольного учреждения в соответствии с возрастом ребенка и характером речевого нарушения выстраивает стратегию коррекционной работы.

Познакомившись с разными подходами к преодолению заикания, апробировав множество приемов, мне удалось выработать определенную систему работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ. Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных мероприятий.

Особо заинтересуют логопедов-практиков в данной разработке приемы синхронизации речи с движением.

Упражнение "Ручки" . Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха.Заикающимся малышам можно несколько раз в день поиграть в "ручки".

Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой - обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь - это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.

Упражнение "Колесо" . Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.

Упражнения "Ручки" и "Колесо" доступны для использования с детьми 3-5 лет, они легко понимаются и принимаются родителями.

Перспективный план логопедических занятий

Режим занятий: 2 индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.

Первый год обучения: 64 занятия.

Задачи первого года обучения:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);

4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).

Второй год обучения: 32 занятия.

Задачи второго года обучения:

1) автоматизировать технику правильной речи: диафрагмальное дыхание, рациональный выдох, плавное голосоведение в различных формах речи и речевых ситуациях;

2) закреплять послоговой ритм на разнообразном речевом материале, достигая ритмичности речи при постепенном уменьшении внешних опор (переходя во внутренний ритм);

3) развивать речь на разных её уровнях - уровне звука (звукопроизношение), слова (словарная работа), предложения, связного высказывания (грамматический строй, связная речь);

4) совершенствовать языковой анализ и синтез, продолжать обучение чтению.

№ занятия Разделы работы Содержание работы Обеспечение коррекционного процесса
I год обучения 1 этап - Работа над дыханием, артикуляцией, голосом (2 месяца)

Обследование ребенка.

Щадящий общий и речевой режим.

Релаксация.

Речевое дыхание.

Речь и движение.

* Сбор анамнестических данных (изучение мед. документации, беседы с родителями).

* Обследование речи, моторных функций, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами.

* Направление на консультацию к детскому психиатру (невропатологу), психологу.

* Установочная беседа с родителями и педагогами по организации щадящего общего и речевого режима (режима молчания).

* Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.

* Постановка диафрагмально-реберного дыхания:

Без фонации,

С произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,

Использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.

* Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц.

* Координация речи и движений рук:

Выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,

Включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,

Обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение "Ручки"),

Маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук - упражнение "ручки").

* Развитие общей и мелкой моторики.

Диагностический материал, речевые карты, магнитофонная запись.

Письменные и устные консультации для педагогов и родителей по организации жизни и проведению занятий с ребенком.

Картотека упражнений "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением".

Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания. Игровой материал на поддувание. Звуковые символы гласных звуков (буквы). Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.

Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры и упражнения со звукоподражанием", "Игры с движением".

"Пальчиковый тренажер".

2 этап - Работа над словами и простой фразой (2 месяца)

Щадящий общий и речевой режим.

Релаксация.

Речевое дыхание.

Активизация автоматизированной речи.

Речь и движение.

* Продолжение щадящего общего и речевого режима. Ограничение спонтанной речи (ответы жестом, одним словом, простой фразой).

* Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.

* Постановка диафрагмального речевого дыхания:

Упражнения на слитность и плавность произнесения гласных звуков, эталонов гласных - АОУИ, ЯЮЕЁ,

Называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук, двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно:

1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце),

2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков.

* Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы.

* Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом.

* Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов).

* Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом)

* Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный), дни недели, времена года (в соответствии с возрастом).

* Маркировка слогового ритма с помощью упражнения "Ручки" (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях.

Консультирование педагогов и родителей по соблюдению щадящего режима.

Игровые упражнения из разделов картотеки "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением", "Формулы релаксации"

Звуковые символы, буквы, слоговые таблицы. Предметные картинки, игрушки. Минимальный речевой материал в дидактических играх.

Фото артикуляционных укладов, логопедическ. инструментарий. Схемы для интонирования. Предметные, сюжетные картинки, игрушки, лото.

Практический материал для знакомства с буквами: палочки, веревочки, конструктор Книги по обучению дошкольников чтению, слоговые таблицы.

Картинки.

Игры и упражнения из разделов картотеки "Словарная работа", "Словообразование", "Словоизменение", "Предложно-падежное управление".

Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры с ходьбой", "Игры с движениями рук и ног".

II год обучения

3 этап - Работа над фразой (8месяцев)

Щадящий режим.

Релаксация.

Речевое дыхание.

Активизация развернутой речи.

Речь и движение.

Итоговая диагностика

Обследование ребенка.

Активизации ранее сформированных умений.

Переход к спонтанной речи.

Практика разговорной речи.

Речь и движение.

Итоговая диагностика.

* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости.

* Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.

* Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок.

* Выработка плавного длительного выдоха при произнесении фраз:

1) простых, состоящих из двух-трех-четырех слов:

Автоматизированные ряды,

Спряжение предложений,

Ответы на вопросы,

2) развернутых, состоящих из нескольких смысловых отрезков:

Ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы,

Ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью,

Стихотворная речь.

* Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен.

* Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков.

* Пересказ.

* Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил:

Описательного рассказа о предмете, игрушке,

Рассказа по картине,

Сюжетного рассказа по серии картин,

Рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения.

* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

* Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение "ручки").

* Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение "Колесо").

* Координация речи и движений в играх и упражнениях.

*Магнитофонная запись речи ребенка

* Оценка эффективности проведенной работы.

* Обследование речи, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами и родителями.

* Повторение игр и упражнений с использованием диафрагмально-реберного дыхания; требующих рационального выдоха, правильного голосоведения; нормализующих темп и ритм речи.

* Воспитание свободной эмоциональной речи в инсценировках, драматизации, рассказах по представлению, дидактических и сюжетно-ролевых играх. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги.

* Планирование предстоящей деятельности, рассказ о будущей поделке, рисунке.

* Овладение интонационно выразительной речью во фразе (дид. игры, стихи с диалогами, пересказ по ролям, составление рассказов с прямой речью).

* Закрепление навыков свободного общения в различных жизненных ситуациях: разговоры по телефону, поручения, требующие речевой активности.

* Формирование правильного звукопроизношения, автоматизация звуков во фразовой, разговорной речи.

* Постановка логического ударения при ответах на вопросы, в стихах, монологической речи.

* Развитие языкового анализа и синтеза. Обучение чтению.

* Обучение согласованию слова с движением в инсценировках, драматизации, играх и упражнениях.

Использование вспомогательных навыков при произнесении фраз.

* Обследование речи: оценка динамики речевого развития и уровня владения навыками плавной речи.

* Прослушивание магнитофонных записей, сделанных в начале и конце курса занятий; сравнение качества речи.

* Беседа с родителями по вопросу обеспечения наилучшей адаптации ребенка к школе и предупреждению рецидивов заикания.

Игровые упражнения из разделов картотеки: "Мышечная релаксация по представлению", "Формулы релаксации"

Игровые упражнения из картотеки "Развитие речевого дыхания".

Предметные сюжетные картинки, поделки.

Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы.

Схемы для составления рассказов, тексты для пересказа, серии сюжетных картинок.

Игры и пособия по развитию словаря и лексико-грамматическ. категорий.

Упражнения с мячом и другими предметами для маркировки ритма.

Диагностический материал, речевые карты.

Знакомые игры и упражнения.

Литературный материал, театры, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактич.игр "Телефон", "Магазин", "Школа", "Улица города", "Автобус", "Библиотека", "Почта".

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)

Поручения, экскурсии.

Речевой и наглядный материал для автоматизации и дифференциации звуков.

Игры и пособия по развитию фонематических процессов и обучению чтению.

Театрализованные игры, игры-драматизации.

Диагностический материал.

Магнитофонная запись речи детей.

  1. Абелева И.Ю. Если ребенок заикается. - М.: Просвещение, 1969.
  2. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: ООО "Творческий центр СФЕРА", 2005.
  3. Евгенова А.Я. Лечение заикания. - М.: Медицина, 1964.
  4. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л.: Медицина, 1988.
  5. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб.: Издательство "Союз", 2001.