Почему всегда лучше говорить правду? Стоит ли всегда говорить правду.

Всегда ли нужно говорить правду?

Вы видели человека, который никогда не врет? Его трудно увидеть, его же все избегают. (с)
Михаил Жванецкий

С подобным вопросом не раз в своей жизни сталкивался любой читатель. И каков ваш собственный ответ? Если вы можете однозначно ответить «да или нет», я бы вам не поверил в обоих случаях. Если бы наш мир был черно-белым, на этот вопрос было бы значительно легче ответить. Если когда-нибудь будет написана Всеобщая история лжи и предательства, то ее краткая вариация с тезисами будет занимать несколько сот томов.

В моей психологической практике я сталкиваюсь с подобными дилеммами своих клиентов довольно часто, но у меня до сих пор нет готового ответа. Почему? Давайте разберемся!

Человек, который говорил всегда правду.

П редставьте человека, который бы при любых обстоятельствах в отношении со всеми говорил правду, т.е. то, что он думает на самом деле. Представили? Я тоже: больничная палата, решетки на окнах, санитары и сосед-Наполеон. Именно так! Судьба таких людей незавидна: он не сможет адаптироваться в современном обществе. Так что же, все люди лгут и никому нельзя доверять?

Истина где-то рядом.

Д ля начала следует принять один простой факт – наш мир субъективен, и нет объективных фактов . Мы сейчас говорим не о физических законах (хотя и они часто носят вероятностный характер), а о восприятии окружающего мира человеком. Еще несколько столетий назад люди свято верили, что Солнце крутится вокруг Земли, потому что они доверяли своим глазам и своим представлениям об обустройстве Вселенной.

В отношении людей вообще нет никаких объективных законов, мы все интерпретируем через призму собственного опыта и восприятия . Я не раз был свидетелем, когда две спорящие стороны имели диаметрально противоположное видение на одну ситуацию, и оба они были правы, потому что ориентируются на собственную систему координат. Часто мы принимаем ту сторону двух спорящих людей, чьи взгляды и ценности нам оказываются ближе , или отношения с кем, нам стоят дороже. Важно понимать, что вся цивилизация построена на условиях социального договора. Вы имеете свободу как поддерживать этот договор, так и нарушать его, но будьте готовы к последствиям. В любом случае – выбор за вами.

Вся правда об отношениях, или предательство неизбежно!

Т ак устроено большинство, что мы стремимся обзавестись близкими отношениями с другим человеком. Близость неразрывно связана с ощущением, что в этом мире я кому-то нужен, что кто-то ждет меня дома, думает обо мне, скучает; с уверенностью, что есть на кого опереться в трудную минуту; со знанием, что некто чувствителен к моим желаниям и нуждам; с мыслями, что есть для кого жить. Но подобная близость, кроме массы положительных эмоций, несет в себе угрозу быть более ранимым.

По-настоящему ранят только близкие люди.

Один из психологических механизмов избегания этой сильной тревоги – это попытка зафиксировать раз и навсегда отношения близости. Это желание «зацементировать» отношения, придать им законченную форму, по сути – создать одну большую иллюзию , в рамках которой хотелось бы прожить остаток жизни. Иллюзия требует постоянной подпитки и укрепления, иначе она быстро разрушается. Хочется «привязать» другого к себе, а любые ЕГО или ЕЁ попытки отдалиться или нежелание жить в рамках очерченного сценария, будут восприняты как предательство. Там где появляется несвобода , там неизбежно появится предательство. Если бы не было темы несвободы, идея предательства быстро себя исчерпала бы.

В семейных парах, где отношения основаны на свободе и доверии куда меньше супружеских измен, потому что нет необходимости отстаивать свою свободу. Любые запреты часто сами по себе формируют соответствующие мотивы. Это не значит, что я агитирую «за свободные отношения и свободу нравов», не поймите меня превратно. Достаточно понимать, что не предательство разрушает близость , а наши старания сохранить любыми средствами даже не саму близость, а иллюзию близости .

Известный американский психотерапевт Карл Витакер сказал:

«Доверие – просто игра, за которой прячется смелость – рискнуть, стать ранимым и нести последствия этого решения».

Встречаясь с человеком, нужно быть готовым к тому, что он может повести себя совершенно иначе, чем мы того ожидали. Его потребности могут измениться, точно также как и ваши. Быть готовым, переживать и иметь свободы об этом поговорить – вот настоящая степень близости двух людей.

О бщаясь и воспитывая своих детей, будьте последовательны , и не допускайте, чтобы ваши слова сильно расходились с вашими поступками. В противном случае вы рискуете сформировать из своего ребенка патологического лжеца. Объясняйте ему основные правила, принятые в обществе, и возможные последствия их нарушения.

Если вы не знаете , сообщить ли правду другому человеку, ориентируйтесь в этом вопросе на себя: готовы ли вы поступиться принципами «правды», или не готовы себя предавать в этой ситуации? Мне кажется, «предательство себя» чаще носит более разрушительный характер для личности человека, но не снимает с него ответственности за последствия, которые могут наступить при любом раскладе.

Выбирая «говорить правду» постарайтесь поменьше говорить своих оценок и мнения о другом, и больше уделите внимания своим переживаниям и своим чувствам в отношении ситуации или человека. Здесь помогут «Я-Высказывания», когда вы начинаете свои фразы с местоимения «Я»: «я чувствую, думаю, считаю, переживаю, отношусь, оцениваю…»

Удостоверьтесь, хотите ли вы знать всю правду о себе от других? Достаточно ли у вас мужества выслушать это? Поэтому не стоит сбрасывать со счетов стратегию: меньше знаешь – лучше спишь!

Если бы наш мир был черно-белым и состоял только из хороших и плохих поступков, людей, слов, наверное, отчасти, жизнь стала бы легче. Но, безусловно, она не была бы такой интересной. Мы же с вами ежедневно сталкиваемся с тысячами оттенков серого, в том числе, когда дело касается правды и лжи, недоговорок и мелких обманов. Каждый человек выбирает сам, насколько часто, кому и как говорить правду, а в каких случаях лучше промолчать или исказить истину. Я же хочу сегодня поговорить о разных аспектах этого баланса и выяснить, всегда ли нужно говорить правду.

Думаю, вы давно уже заметили, что существует двойной стандарт относительно правды: с детства родители (причем, любые родители) внушают нам, что обманывать нехорошо и всегда нужно говорить правду. При этом, когда мы чуть-чуть подрастаем, выясняется, что говорить обидные слова тоже нельзя (а большая часть правдивых высказываний относительно кого-то является именно обидной), и, вообще, нужно быть умнее и подстраиваться под людей – учителей, родственников, друзей, чтобы и быть принятым в обществе. Вырастить асоциального ребенка не хочет никто, поэтому подростков учат приспосабливаться. И с этим двойным стандартом – говорить правду правильно, но не всегда умно – мы попадаем во взрослую жизнь.

Всегда ли говорить правду?

Есть люди, которые сознательно выбирают говорить правду в любых ситуациях – это их жизненная позиция, их главный . С одной стороны, такие люди живут в полном мире с собой , так как не испытывают из-за обмана, не предают себя ради получения каких-то благ или сохранения социального положения. С другой, такой строго «белый» подход в «сером» мире значительно затрудняет жизнь , если только не создать свою коммуну, полную исключительно единомышленников. Вся цивилизация построена на условиях социального договора, и, если вы от него отказываетесь, не стоит удивляться, что общество начнет противиться и ставить палки вам в колеса. Я считаю, если вы чувствуете нарастающую необходимость начать говорить правду всегда и всем, осознайте перспективы такого решения, обдумайте их, и, если пойти на сделку с совестью для вас хуже, чем жить с последствиями своего правдивого образа жизни, то делайте выбор в пользу истины.

А если это не ваша правда?

Правда тоже бывает разной. Например, сказать человеку, что я на самом деле думаю о его внешнем виде или новом романе – это мое право, и только я принимаю решение. А если я узнаю, что кто-то обманул моего друга, а он об этом не знает – в таком случае я – третья сторона , и по отношению к этой правде я нахожусь в другом положении. Если обманувший – тоже мой друг, ситуация усложняется вдвойне. Каждый из нас попадал в такие ситуации, когда непонятно, что будет большим злом – рассказать правду или промолчать. Мне кажется, что встревать в подобные ситуации стоит только в крайнем случае, а моя стратегия – убедить того, кто обманул, рассказать все самому. При этом нужно учитывать множество нюансов: иногда незнание может реально угрожать жизненному укладу и будущему того человека, кому мы боимся обо всем рассказать.

Действуя в рамках своего знания, он строит планы на будущее, принимает решения, иногда судьбоносные, но если вы точно знаете, что человек действовал бы абсолютно по-другому, знай он правду, возможно, лучшим решением будет раскрыть ее ему и сэкономить годы жизни, усилия, нервы и т.д. Только будьте готовы к тому, что гонец с плохими вестями часто попадает под перекрестный огонь, хотя поступил он, в общем-то, правильно.

Всегда ли нужно знать правду

Недавно я задумалась о том, что, узнай я всю правду разом: кто и что обо мне думает, говорит, как поступали со мной разные люди на протяжении моей жизни и т.д., я бы точно не выдержала и сошла с ума. Возможно, человек научился обманывать для того, чтобы обезопасить себя от тяжкого бремени правды, которое легко может раздавить все , и волю к жизни. Я знаю людей, которые предпочитают не задавать вопросов, на которые не хотят знать ответов, и живут . Такой подход тоже не стоит списывать со счетов, потому что, как известно, меньше знаешь – крепче спишь, а правда далеко не всегда бывает такой, с которой можно жить.

Иногда приходится слышать такие слова, что истинные служители Бога всегда говорят правду. Но истинно ли такое утверждение?

Может быть точной формулировкой будет «истинные служители Бога ведут себя честно»? Кто-то может сказать: «Разве быть честным и всегда говорить правду это не одно и то же?» Нет, это далеко не одно и тоже.

Чтобы провести различие между этими понятиями и понять ответ на вопрос, «нужно ли всегда говорить правду?», можно вспомнить отрицательный пример Иуды.

Правда Иуды

В тот момент, когда Иуда предавал Иисуса, разве он сказал неправду о его местонахождении фарисеям? Как раз наоборот, он сказал абсолютную правду и в этом позже убедились многие люди. Иисуса нашли именно в том месте, на которое указал Иуда. Но разве можно этот поступок Иуды назвать честным? Конечно, нет. В момент сообщения этой правды он стал предателем, так как поступил нечестно и даже его имя стало нарицательным. «Иудами» называют коварных предателей уже не одно поколение людей. Вот так сказал правду!


Поэтому правду говорить нужно, можно и полезно далеко не всегда. Понять, когда говорить правду будет честно, а когда нечестно можно на примере ситуаций воюющих сторон. В Священном Писании часто описываются различные войны, в том числе и духовная. Как называют людей, которые выдают правильную информацию о местоположении своих товарищей, все прекрасно знают. Да, эти люди тоже предатели. Когда человек говорит правду не тем людям, которые имеют на то право, он легко может стать предателем.

Здесь мы подходим к пониманию понятия «честный человек». Что же это такое? Быть честным означает поступать по установленным правилам (например, в соответствии с законом) и давать информацию только в той мере, в которой другая сторона имеет право на эту информацию. Честным считается человек, который не вводит в заблуждение ради собственной выгоды и говорит правду тем, кто имеет право на эту правду.

Возникает вопрос — у кого эти права есть?
Примеров много:
Глава семьи имеет право знать правду о супруге или детях. Власти имеют право знать правду о гражданах в той мере, в которой это касается соблюдения гражданином закона. Работодатель имеет полное право знать о работнике то, что он делает в рабочее время. Но, с другой стороны, имеет ли он право знать о том, чем занимается его работник после работы? Скорее нет, чем да.

Итак, что мы видим? Есть те люди, которые имеют право на полную информацию; есть те, кто имеет право только на определенную информацию (имеющую отношение к общим делам и договоренностям) и есть те, кому нельзя сообщать точную информацию, иначе это будет правдой Иуды.

Если кого-то тянет узнавать или рассказывать секретную информацию, то не должно ли это вызывать вопрос «зачем» и неприятные ассоциации с Иудой Искариотом?


Интересно, что в Библии приводится несколько примеров того, как люди вводили в заблуждение других, оставаясь при этом честными и верными служителями Бога. Да и не только люди, но и ангелы…

Примеры ситуаций, когда патриархи, пророки, ангелы и другие верные люди не говорили всей правды или конкретно вводили в заблуждение описаны в следующих местах Писания: Бытие 12:10-12; Быт 20; Быт 26:1-10; Иис Нав 2:1-6; Иак 2: 25; 1Цр 22:1-38; 2 Цар 6:11-23; 2 Лет гл.18.

Почему они делали это с чистой совестью? Потому, что так они сохраняли верность Богу, воевали по правилам в духовной войне, всегда помнили на чьей они стороне и не теряли осторожности.

Кстати, по поводу осторожности… В Писаниях это качество часто применяется к змеям и даже советуется быть осторожными как змеи. В этом смысле у них есть чему поучиться:


— Являясь охотниками, змеи всегда помнят, что за ними тоже кто-то может охотиться, поэтому приближаясь очень тихо, они также тихо готовы ускользнуть.

— Змея всегда находится в готовности как к защите, так и к нападению.

— Поджидая свою жертву, змея может не теряя бдительности оставаться в укрытии в неподвижном состоянии целый день.

— Прежде чем напасть, змея должна оценить объемы жертвы, ведь ей нужно заглотить добычу целиком, ввиду отсутствия жевательных зубов.

Интересно, что если даже змея оценивает последствия прежде чем открыть рот, то не должен ли это делать человек? Разве, имея цель, люди не должны быть такими же терпеливыми как змеи, поджидающие добычу? Разве не должен помнить человек в каком мире он живёт и понимать, как обходить опасности, а также готовиться к ним? (Подробнее тема о правде и лжи рассматривается в Понимании Писания, статья «Ложь»)

Нужно отметить, что основными стимулами для предательства служат жадность, зависть и страх. Заметьте, что страх находится на последнем месте. Лидерами являются зависть и жадность.

Доказательством этому служат примеры:

— Сатаны, предавшего своего Отца и друга,
— Иуды, предавшего своего друга и учителя,
— Каина, предавшего своего друга и брата,
— Адама с Евой,
— Ахана.

Видно, что этот список можно долго продолжать. Его особенность такова, что в этом списке нет ни одной личности, на которую оказывалось бы давление. Их никто не запугивал, им никто и ничто не угрожало. Более того, подавляющее большинство из них сами придумывали, как сделать зло — действовали по собственной инициативе.
Зависть и жадность — вот что должно больше всего настораживать в себе и в людях.
ПОНРАВИЛОСЬ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦ СЕТЯХ!

Главными недугами нашего времени считаются ложь и двуличность. С точки зрения психологии, ложь - это дурная привычка, следствие скверного характера, плохого воспитания. А каков духовный взгляд на эту проблему?

Думаю, главная причина, по которой люди лгут, - это страх и неуверенность в себе. Человек хочет казаться лучше, чем он есть, боится потерпеть неудачу. Если добавить к этому личные комплексы, амбиции, зависть, то ложь и притворство становятся и орудием достижения целей, и образом жизни такого человека.

Конечно, немаловажную роль в этой проблеме играют воспитание, уровень культуры, манеры, привитые родителями. Именно из семьи мы выносим фундаментальные понятия о жизни и «матрицу» поведения. К сожалению, в последнее время родители с младых ногтей пытаются учить детей добиваться своих целей любым способом. Это так называемая психология лидерства - если ты будешь добрым, честным и сентиментальным, то тебя просто «съедят» более сильные. Жизнь расценивается как конкуренция, борьба, а добродетельные черты характера - как слабость. Мы уже сейчас пожинаем горькие плоды подобного подхода к жизни - люмпенизация общества, неспособность услышать и понять другого, разобщенность и озлобленность. Как сказано в Священном Писании: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иез. 18:2). Ничего удивительного, ведь ложные приоритеты приводят к ложным целям. Изначально обман в данном случае заключается в том, что настоящий лидер - это не тот, кто умеет манипулировать людьми и во всем получить выгоду, а тот, кто способен пожертвовать собой ради других.

Я говорю об этом, чтобы было понятно, что ложь - это не только личная проблема отдельно взятого человека, но это то, что способно глобально влиять на жизнь всего общества и даже всего человечества. И при всех многообразных видах человеческой лжи, обстоятельствах возникновения, очевидно, что главная ее причина лежит исключительно в духовной области. Неслучайно второе имя диавола - Лжец, Клеветник. Вот исконная причина той темной энергии, с которой связана малейшая неправда, любое искажение истины.

Ложь - это не просто грех. Это главный «компонент» греха, это основа любого греховного действия или мысли. Наверное, человек никогда бы не грешил, если бы не обманывался посылами греха. Как говорит святитель Василий Великий, «Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда». Грех всегда обманывает человека, и в каждом своем падении согрешивший становится заложником лжи.

Согласно поучению преподобного аввы Дорофея, ложь проявляется трояко: мыслью, словом и самой жизнью. Если ложь мыслью состоит в непреднамеренной подмене себя подлинного некоей «ролью», в которой человек хотел бы себя видеть, то ложь словом - это уже сознательное искажение действительности. Понятием «ложь жизнью» авва Дорофей называет глубокую греховную испорченность человека, который привык к пороку, не боится его и не стесняется. Но поскольку общественное мнение все же осуждает порок, а ценит все-таки добродетель, то человек считает выгодным скрываться под добродетельной маской. Эта ложь заключается в циничной двойственности самой жизни.

Авва Дорофей называет три причины, побуждающие людей лгать, которые также являются основой всякого греха. Это, во-первых, сластолюбие, то есть стремление исполнить всякое свое желание; во-вторых, сребролюбие - стремление к приобретению материальных ценностей; и, в-третьих, славолюбие, которое в случае с иноками выражалось в нежелании смириться.

- Ложь вовне порождает ложь самому себе: человек перестает обличать себя, признаваться себе честно в содеянном. Это приводит к ложной исповеди и, как следствие, к депрессии. Как начать говорить правду себе? И чем чреват самообман?

Святитель Феофан Затворник учит, что «надо уметь разделять себя на самого себя и врага, кроющегося во мне». Главная уловка диавола заключается в том, что он внушает человеку, будто его мысли и чувства - это и есть он сам. Когда мы начинаем отделять себя от собственных эмоций, чувств и мыслей, то они уже не могут управлять нами.

Самообман всегда связан с самооправданием, уверенностью в том, что виноватым в той или иной проблеме может быть кто угодно, но только не я сам. Уход от проблем подобным образом лишает человека возможности решать их. Поэтому преподобный Паисий Святогорец говорил: «Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с ним всякую связь». Нам нужно учиться нести ответственность перед Богом и людьми за свою жизнь, поступки и мысли. Не прятать голову в песок, а открыть сердце Богу, Который, видя искреннее устремление человека, всегда поможет и направит на путь истинный.

Точкой отсчета духовной жизни каждого является честный взгляд, обращенный внутрь себя. Поэтому и сказано святыми отцами, что первым признак выздоровления души - видение своих грехов, бесчисленных, как песок морской. Пока человек не осознает глубину своего падения, не увидит свою немощь и собственными силами будет пытаться выстраивать свою жизнь - его ждет только разочарование и бесконечные блуждания. Страсти ослепляют нас, манипулируют сознанием. Поэтому, чтобы увидеть реальную картину своего положения, нужно сместить собственное эго из центра жизни и взглянуть на самого себя с другого ракурса. Важно, кроме своих недостатков и духовных болезней, увидеть еще и Того, Кто может от них излечить. Только во власти Господа спасти нас от нас самих, наших собственных страстей и греховных привычек. Без Бога честный взгляд на самого себя может закончиться унынием и отчаянием. Излечиваются духовные болезни благодатью, которую человек получает в Таинствах Церкви, молитве и покаянии.

Евангелие дарит нам не только правду о нас самих, но и надежду на исправление. У одного духовного писателя я встретил интересную аналогию. Он сравнил греховное падение человека с упражнениями на батуте: чем ниже точка падения, тем выше человек «поднимается» в покаянии. Поэтому знать правду о себе, честно обличать свои недостатки, видеть их - это не самобичевание или унижение, а единственный выход из кризиса личности.

Беседовала Наталья Горошкова

Существует ли ложь во благо? Наверное. Мне пару раз приходилось недоговаривать или врать из лучших побуждений. Думаю, и вы так тоже делали. Но что можно считать ложью во спасение, и насколько оправдано ее использование? Давайте попробуем разобраться.

Естественно, самая популярная причина – желание обмануть с выгодой для себя или ради сохранения отношений. Но есть и вторая форма лжи – так называемая ложь во благо. Когда ее используют:

  • чтобы ободрить человека в , мотивировать на борьбу;
  • чтобы сохранить покой, не заставлять кого-то нервничать;
  • чтобы не обидеть друга;
  • чтобы избежать скандала;
  • чтобы не травмировать психику собеседника;
  • чтобы не расстраивать или не разочаровывать кого-то;
  • ради сохранения безопасности;
  • для поднятия настроения.

Ложь во благо очень тесно граничит с личным или личными . Нередко эта граница стирается. Пожалуй, самая безобидная и оправданная ложь – это выдуманные ободряющие истории по типу «не поверишь, у меня тоже такое было». Обо всем другом сложно судить однозначно.

Интересный факт: многие эксперименты в психологии начинались с обмана участников. Им говорили, что будут исследовать одно, а на деле психологи изучали другой феномен. В противном случае участники не смогли бы быть естественными или отказались от участия, что сорвало бы эксперимент и затормозило развитие науки.

За и против

Чем опасна любая, даже благая ложь:

  1. Она не решает проблему, а только маскирует страхи, комплексы, тревоги и т. д.
  2. Она искажает восприятие реальности, надевает на человека розовые очки. Представьте, что один человек скрывает свою болезнь от других людей. В результате те не знают, какого режима во взаимоотношениях разумнее придерживаться или, если речь идет о смертельной болезни, то не успевают примириться с диагнозом.
  3. Ложь опасна. Если человек из благих побуждений скрывает свое реальное местонахождение или реальную компанию, то при проблемах или несчастном случае у родственников и друзей не будет никаких реальных зацепок. Этот пункт особенно актуален для юных девушек, которые скрывают от родителей, с кем и где встречаются. Или для любовников.
  4. Ложь в виде надумывания проблем и детских отговорок типа «болит живот, потому я не могу с тобой пойти» способна вызвать беспокойство родственников или предложение посетить больницу. А что дальше? Реальное обследование и лечение или признание в том, что просто не хотелось идти. В общем, ложь способна загнать автора в угол и причинить еще больше негативных последствий, чем первоначальная правда.

Когда ложь оправдана:

  • Можно промолчать о каком-то факте из прошлого, если он однозначно не повлияет на настоящее и будущее.
  • Если вы уверены, что справитесь с трудностями, и они действительно не коснутся другого человека.
  • При общении с маленькими детьми в определенных обстоятельствах и в силу их возраста, например, не стоит сообщаться ребенку 2 лет о смерти любимого питомца. Однако лучше максимально приблизиться к правде и мягко ее донести.
  • В ситуации, когда правда способна разрушить репутацию или отношения, но ее утаивание не причинит вреда. Речь идет о каком-то постыдном опыте прошлого, из которого вы извлекли урок и уже точно не повторите подобное.
  • На допросе ради разоблачения преступника.
  • В ситуации, когда этого требует должностная инструкция ради предотвращения паники. Актуально для медицинской практики.

Ложь не должна быть спонтанным действием, привычкой. Она оправдана только тогда, когда стала осмысленным и обдуманным решением. Притом важно понимать всю ответственность этого выбора, видеть его последствия и быть уверенным в собственной способности совладать с ними.

Это должен быть целительный продуманный план, а не просто ложь. И если уж решили солгать, то сами никогда не раскрывайте обмана. В этом и состоит трудность. Можно ли жить с тайной или вагоном тайн, помнить каждую мелочь, чтобы не проколоться?

Кому лгут?

Если не рассматривать патологическую ложь, то во взаимоотношениях здоровых людей первопричиной выступает тот, кому лгут. Он или не умеет принимать правду, или опасен своими реакциями.

Это не оправдывает ложь. Но в данном случае она так же неадекватна, как неадекватна слабость того, кому лгут. А неумение принимать правду – не что иное, как слабость. С таким человеком лучше совсем не общаться, но если неприятной темы не избежать, то можно и солгать.

Но это, по-моему, больше актуально для «неблагой» лжи. Что касается лжи во спасение, то, думаю, она присутствует в любых отношениях и зависит от всех участников.

Послесловие

На мой взгляд, правду нужно говорить в большинстве случаев. Но если есть возможность ободрить или сохранить спокойствие человека, не выстраивая воздушных замков и не вредя адекватному восприятию, то можно и соврать.

Ведь лучше, если друг узнает от близкого человека, что пиджак ему не очень идет или что продукт его творчества оставляет желать лучшего, нежели потом с позором это скажет малознакомый человек. Любая ложь, а уж тем более ложь во благо, должна быть тщательно продумана.

Нет смысла врать человеку, что его рисунок является произведением искусства, если это не так. Конструктивная критика и помощь в развитии в данном контексте является куда более благим поступком, чем ложь во спасение. Правда, в этом случае приходится вспомнить о предыдущем пункте: умеет ли человек принимать конструктивную критику?

В общем, всегда нужно рассматривать все альтернативы и проверять, является ли ложь во благо таковой на самом деле. Она часто приводит к еще одному выбору меньшего из зол. В предшествующем примере, возможно, придется выбирать между обидой друга и его публичным провалом. Что в этом случае будет для него полезнее? Для него, а не для вас.

Каждый человек сам для себя решает, всегда ли нужно говорить правду.