Путешествия френсиса дрейка. Дрейк Фрэнсис - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

(1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588): благодаря умелым действиям Дрейка англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Детство и юность

Фрэнсис Дрейк владел усадьбой Баклэнд-Эбби в Йелвертоне , но родился в Кроундейле, недалеко от Тейвистока (Тенвистонн), в Девоншире в семье фермера (йомена) Эдмунда Дрейка, впоследствии ставшего священником. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Фрэнсис был старшим. В 1549 семья Дрейка перебралась в Кент . В 12 лет стал юнгой на торговом корабле (барке). Он так полюбился владельцу судна, своему дальнему родственнику, что тот после смерти завещал корабль Дрейку, и тот в 18 лет стал полноправным капитаном.

Взрослая жизнь

В 1567 году отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию , командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника Джона Хокинса . В ходе этой экспедиции, близ мексиканской крепости Сан-Хуан-де-Улуа, корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая их часть была потоплена. Уцелело лишь два корабля - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за потерянные корабли. Король, естественно, отказался. Тогда Дрейк объявил, что он возьмёт всё, что сможет, у короля Испании.

В 1572 году отправился в собственную экспедицию в испанские владения в Вест-Индии , захватил город Номбре-де-Дьос на Панамском перешейке , затем - несколько судов возле гавани Картахены . В ходе этого рейда Дрейк перехватил на Панамском перешейке испанский «Серебряный караван» (около 30 тонн серебра), направлявшийся из Панамы в Номбре-де-Дьос. 9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут богачом и известным всей Англии капитаном.

15 ноября 1577 года Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности, Австралии . На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Фрэнсис руководил флотилией, состоявшей из четырёх больших и двух малых вспомогательных кораблей (флагманское судно - «Пеликан»). Пройдя Магелланов пролив , Дрейк был отброшен штормом к югу от Огненной Земли , при этом выяснилось, что она не является частью Южного континента . Пролив между Антарктидой и Огненной Землёй позже был назван его именем.

После того, как флагман «Пеликан», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, он был переименован в «Золотую лань ». Дрейк прошёл вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки на север, атакуя испанские порты, в том числе Вальпараисо , а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера . 17 июня 1579 года Дрейк высадился, как предполагается, в районе Сан-Франциско (по другой гипотезе, в современном Орегоне) и объявил этот берег английским владением («Новый Альбион»).

После пополнения провизии и ремонта Дрейк пересёк Тихий океан и вышел к Молуккским островам . Обойдя Африку с юга, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года, привезя клубни картофеля и сокровища на 600 000 фунтов стерлингов, сумму, в два раза превышающую размер ежегодного дохода английского королевства. Дрейк был встречен как национальный герой, обласкан королевой, был удостоен рыцарского звания . Во время очередной экспедиции в Вест-Индию Дрейк разорил испанские гавани Виго , Санто-Доминго (на острове Гаити), Картахену (в Новой Гранаде) и Сан-Аугустин (во Флориде). В 1587 году прославился дерзким нападением на испанский порт Кадис .

В 1588 году он был одним из английских адмиралов, которые разбили испанскую Непобедимую армаду . После этого Дрейк предложил Елизавете I вернуть португальский престол изгнанному испанцами Антонио из Крату . Английская армада , возглавляемая Дрейком, захватила бы Лиссабон , но у них не было осадных орудий. Свою последнюю экспедицию в Вест-Индию совершил в 1595-1596 годах в компании с Джоном Хокинсом. Умер от дизентерии 28 января 1596 года недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). Похоронен в океане в свинцовом гробу.

Дрейк дважды женился - в 1569 г. и 1585 г. (первая жена умерла в 1581 г.). У него не было детей, и все его состояние перешло к его племяннику.

Ведение боя

Сэр Фрэнсис Дрейк изменил ход ведения морского боя. Если раньше побеждал корабль с наибольшим количеством орудий, то после Дрейка приоритет был отдан скорости судна. На своем галеоне "Золотая Лань" Дрейк не раз доказывал это. Так, благодаря книппелям Дрейк обездвиживал противника и превращал его в стоячую мишень. В дальнейшем Дрейк начал использовать брандеры для значительных битв. Они активно применялись во время Гравелинского сражения .

В честь Фрэнсиса Дрейка

Имя Фрэнсиса Дрейка увековечено в географии : пролив между Огненной Землей и Антарктидой носит название пролив Дрейка .

В немецком городе Оффенбург, изваянный в камне в 1853 году художником Андре Фридрихом, великий корсар держал в руке цветок картофеля . Надпись на постаменте гласила: «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду». В 1939 году памятник был уничтожен нацистами.

Изображен на британской почтовой марке 1973 года.

Издания произведений о походах Дрейка

  • 1626 - Drake (Sir Francis) Baronet. Sir Francis Drake revived … by this relation of … a third voyage … set forth by Sir F. D., Baronet (his nephew), etc. London. 1626. 4°.
  • 1628 - The World encompassed by Sir F. D., being his next voyage to that to Nombre de Dios. London. 1628. 4°.
  • 1854 - (Очередное издание) The World encompassed. By Francis Fletcher. Edited by Wm. Sandys Wright Vaux. Map. (Hakluyt Soc. Pub., No. 17.) London. 1854. 8°. он был пьяницей и мало пил

Напишите отзыв о статье "Дрейк, Фрэнсис"

Литература

  • Баландин Р. К. Знаменитые морские разбойники. От викингов до пиратов. - М.: Вече, 2012. - 352 с.
  • Белоусов Р. С. Под черным флагом: Исторические очерки. - М.: Олимп; АСТ, 1996. - 432 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Атлантический. - М.: Мысль, 1978. - 218 с.
  • Блон Жорж. Великий час океанов: Тихий. - М.: Мысль, 1980. - 208 с.
  • Герхард Петер. Пираты Новой Испании. 1575-1742 гг. - М.: Центрполиграф, 2004. - 240 с.
  • Глаголева Е. В. Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана. - М.: Молодая Гвардия, 2010. - 416 с.: ил.
  • Губарев В. К. Френсис Дрейк. - М.: Молодая Гвардия, 2013. - 374 с.
  • Констам Энгус. Пираты. Всеобщая история от Античности до наших дней. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.: ил.
  • Копелев Д. Н. Золотая эпоха морского разбоя (пираты, флибустьеры, корсары). - М.: Остожье, 1997. - 496 с.
  • Копелев Д. Н. Раздел Океана в XVI―XVIII веках: Истоки и эволюция пиратства. - СПб.: КРИГА, 2013. - 736 с.
  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани». - М.: Наука, 1980. - 168 с. (о Френсисе Дрейке).
  • Малаховский К. В. Пять капитанов. - М.: Наука, 1986. - 428 с. (о Френсисе Дрейке, Уолтере Рэли, Педро Фернандесе де Киросе, Уильяме Дампире, Мэтью Флиндерсе).
  • Маховский Яцек. История морского пиратства. - М.: Наука, 1972. - 288 с.
  • Медведев И. А. Рыцари моря. - М.: Вече, 2012. - 320 с.
  • Можейко И. В. Пираты, корсары, рейдеры: Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях в XV–XX вв. 3-е изд. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 348 с.
  • Нойкирхен Хайнц. Пираты: Морской разбой на всех морях. - М.: Прогресс, 1980. - 352 с.
  • Перье Николя. Пираты. Всемирная энциклопедия. - М.: Гелеос, 2008. - 256 с.: ил.
  • Рябцев Г. И. Пираты и разбойники. Флибустьеры, корсары, каперы и буканьеры. - Минск: Литература, 1996. - 608 с.
  • Рогожинский Жан. Энциклопедия пиратов. - М.: Вече, 1998. - 679 с.
  • Ханке Хельмут. Люди, корабли, океаны (6000-летняя авантюра мореплавания). - Л.: Судостроение, 1976. - 432 с.
  • Ципоруха М. И. Под черным флагом. Хроники пиратства и корсарства. - М.: НЦ ЭНАС, 2009. - 384 с.
  • Чумаков С. История пиратства от античности до наших дней. - М.: Издательский Дом «Техника – молодежи», 2001. - 144 с.: ил.

Примечания

Образ в кино

  • «Королева Елизавета » / «Les amours de la reine Élisabeth» (Франция; ) режиссёры Анри Дефонтен и Луи Меркантон , в роли Сэра Фрэнсиса Дрейка - Альбер Декор .

Ссылки

  • // Динамика атмосферы - Железнодорожный узел. - М . : Большая Российская энциклопедия, 2007. - С. 349. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-, т. 9). - ISBN 978-5-85270-339-2 .
  • Губарев В. К. Удивительные экспедиции Фрэнсиса Дрейка // Пираты Карибского моря: Жизнь знаменитых капитанов. - М .: Эксмо; Яуза, 2009. - С. 28-43.
  • Губарев В. К. Фрэнсис Дрейк. - М.: Молодая гвардия, 2013.
  • Малаховский К. В. Кругосветный бег «Золотой лани». - М .: Наука, 1980.

Отрывок, характеризующий Дрейк, Фрэнсис

Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.
Вечером 11 го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению – по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.
Для этого избран толковый офицер, Болховитинов, который, кроме письменного донесения, должен был на словах рассказать все дело. В двенадцатом часу ночи Болховитинов, получив конверт и словесное приказание, поскакал, сопутствуемый казаком, с запасными лошадьми в главный штаб.

Ночь была темная, теплая, осенняя. Шел дождик уже четвертый день. Два раза переменив лошадей и в полтора часа проскакав тридцать верст по грязной вязкой дороге, Болховитинов во втором часу ночи был в Леташевке. Слезши у избы, на плетневом заборе которой была вывеска: «Главный штаб», и бросив лошадь, он вошел в темные сени.
– Дежурного генерала скорее! Очень важное! – проговорил он кому то, поднимавшемуся и сопевшему в темноте сеней.
– С вечера нездоровы очень были, третью ночь не спят, – заступнически прошептал денщицкий голос. – Уж вы капитана разбудите сначала.
– Очень важное, от генерала Дохтурова, – сказал Болховитинов, входя в ощупанную им растворенную дверь. Денщик прошел вперед его и стал будить кого то:
– Ваше благородие, ваше благородие – кульер.
– Что, что? от кого? – проговорил чей то сонный голос.
– От Дохтурова и от Алексея Петровича. Наполеон в Фоминском, – сказал Болховитинов, не видя в темноте того, кто спрашивал его, но по звуку голоса предполагая, что это был не Коновницын.
Разбуженный человек зевал и тянулся.
– Будить то мне его не хочется, – сказал он, ощупывая что то. – Больнёшенек! Может, так, слухи.
– Вот донесение, – сказал Болховитинов, – велено сейчас же передать дежурному генералу.
– Постойте, огня зажгу. Куда ты, проклятый, всегда засунешь? – обращаясь к денщику, сказал тянувшийся человек. Это был Щербинин, адъютант Коновницына. – Нашел, нашел, – прибавил он.
Денщик рубил огонь, Щербинин ощупывал подсвечник.
– Ах, мерзкие, – с отвращением сказал он.
При свете искр Болховитинов увидел молодое лицо Щербинина со свечой и в переднем углу еще спящего человека. Это был Коновницын.
Когда сначала синим и потом красным пламенем загорелись серники о трут, Щербинин зажег сальную свечку, с подсвечника которой побежали обгладывавшие ее прусаки, и осмотрел вестника. Болховитинов был весь в грязи и, рукавом обтираясь, размазывал себе лицо.
– Да кто доносит? – сказал Щербинин, взяв конверт.
– Известие верное, – сказал Болховитинов. – И пленные, и казаки, и лазутчики – все единогласно показывают одно и то же.
– Нечего делать, надо будить, – сказал Щербинин, вставая и подходя к человеку в ночном колпаке, укрытому шинелью. – Петр Петрович! – проговорил он. Коновницын не шевелился. – В главный штаб! – проговорил он, улыбнувшись, зная, что эти слова наверное разбудят его. И действительно, голова в ночном колпаке поднялась тотчас же. На красивом, твердом лице Коновницына, с лихорадочно воспаленными щеками, на мгновение оставалось еще выражение далеких от настоящего положения мечтаний сна, но потом вдруг он вздрогнул: лицо его приняло обычно спокойное и твердое выражение.
– Ну, что такое? От кого? – неторопливо, но тотчас же спросил он, мигая от света. Слушая донесение офицера, Коновницын распечатал и прочел. Едва прочтя, он опустил ноги в шерстяных чулках на земляной пол и стал обуваться. Потом снял колпак и, причесав виски, надел фуражку.
– Ты скоро доехал? Пойдем к светлейшему.
Коновницын тотчас понял, что привезенное известие имело большую важность и что нельзя медлить. Хорошо ли, дурно ли это было, он не думал и не спрашивал себя. Его это не интересовало. На все дело войны он смотрел не умом, не рассуждением, а чем то другим. В душе его было глубокое, невысказанное убеждение, что все будет хорошо; но что этому верить не надо, и тем более не надо говорить этого, а надо делать только свое дело. И это свое дело он делал, отдавая ему все свои силы.
Петр Петрович Коновницын, так же как и Дохтуров, только как бы из приличия внесенный в список так называемых героев 12 го года – Барклаев, Раевских, Ермоловых, Платовых, Милорадовичей, так же как и Дохтуров, пользовался репутацией человека весьма ограниченных способностей и сведений, и, так же как и Дохтуров, Коновницын никогда не делал проектов сражений, но всегда находился там, где было труднее всего; спал всегда с раскрытой дверью с тех пор, как был назначен дежурным генералом, приказывая каждому посланному будить себя, всегда во время сраженья был под огнем, так что Кутузов упрекал его за то и боялся посылать, и был так же, как и Дохтуров, одной из тех незаметных шестерен, которые, не треща и не шумя, составляют самую существенную часть машины.
Выходя из избы в сырую, темную ночь, Коновницын нахмурился частью от головной усилившейся боли, частью от неприятной мысли, пришедшей ему в голову о том, как теперь взволнуется все это гнездо штабных, влиятельных людей при этом известии, в особенности Бенигсен, после Тарутина бывший на ножах с Кутузовым; как будут предлагать, спорить, приказывать, отменять. И это предчувствие неприятно ему было, хотя он и знал, что без этого нельзя.
Действительно, Толь, к которому он зашел сообщить новое известие, тотчас же стал излагать свои соображения генералу, жившему с ним, и Коновницын, молча и устало слушавший, напомнил ему, что надо идти к светлейшему.

Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь, лежа на своей постели, большею частию не спал и думал.
Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую, большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал, открытым одним глазом присматриваясь к темноте.
С тех пор как Бенигсен, переписывавшийся с государем и имевший более всех силы в штабе, избегал его, Кутузов был спокойнее в том отношении, что его с войсками не заставят опять участвовать в бесполезных наступательных действиях. Урок Тарутинского сражения и кануна его, болезненно памятный Кутузову, тоже должен был подействовать, думал он.
«Они должны понять, что мы только можем проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины богатыри!» – думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь. Он, как опытный охотник, знал, что зверь ранен, ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос. Теперь, по присылкам Лористона и Бертелеми и по донесениям партизанов, Кутузов почти знал, что он ранен смертельно. Но нужны были еще доказательства, надо было ждать.
«Им хочется бежать посмотреть, как они его убили. Подождите, увидите. Все маневры, все наступления! – думал он. – К чему? Все отличиться. Точно что то веселое есть в том, чтобы драться. Они точно дети, от которых не добьешься толку, как было дело, оттого что все хотят доказать, как они умеют драться. Да не в том теперь дело.
И какие искусные маневры предлагают мне все эти! Им кажется, что, когда они выдумали две три случайности (он вспомнил об общем плане из Петербурга), они выдумали их все. А им всем нет числа!»
Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание.

Френсис Дрейк краткая биографиярасскажет что открыл Френсис Дрейк и о его плаваниях.

Френсис Дрейк биография кратко

Родился 13 июля 1540 в городе Тейвисток (графство Девоншир) в семье фермера. В юности плавал на каботажных судах, заходивших в Темзу. После первого путешествия через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Дж. Гаукинса. В 1567 г. он участвовал в морской экспедиции Гаукинса с целью захвата судов испанских работорговцев и грабежа испанских владений в Вест-Индии.

С 1570 г. Дрейк каждое лето совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своим. Он захватил Номбре-де-Дьос в Мексике, грабил караваны, перевозившие серебро из Перу в Панаму.

В декабре 1577 г. Дрейк отправился в свою самую известную экспедицию. Её снаряжали на деньги частных инвесторов, которые Дрейк смог получить благодаря покровительству графа Эссекса - фаворита Елизаветы I. Позднее мореплаватель упоминал, что сама королева вложила 1000 крон. Дрейку было поручено проплыть через Магелланов пролив, найти подходящие места для колоний и вернуться обратно тем же путём. Предполагалось также, что он совершит налёты на испанские владения в Америке.

>Дрейк отплыл из Плимута 13 декабря 1577 г. Он командовал кораблём «Пеликан» (позже его переименовали в «Золотую Лань») водоизмещением 100 т; в эскадре было ещё четыре небольших корабля. Доплыв до берегов Африки, флотилия захватила более десяти испанских и португальских судов. Через Магелланов пролив Дрейк вышел в Тихий океан; там сильный шторм 50 дней гнал корабли на юг. Между Огненной Землёй и Антарктидой Дрейк открыл пролив, названный позже его именем. Шторм повредил корабли. Один из них вернулся в Англию, другие потонули. У капитана осталась только «Золотая Лань». Двигаясь вдоль побережья Южной Америки, Дрейк грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу. 1 марта 1579 г. он захватил судно «Какафуэго», нагруженное золотыми и серебряными слитками. В июле того же года корабль, которым командовал Дрейк, пересёк Тихий океан. В 1580 г. он вернулся в Плимут. Таким образом, мореплаватель совершил кругосветное путешествие (второе после Ф. Магеллана), которое принесло ему не только славу, но и богатство.

Получив свою долю добычи (не менее 10 тыс. фунтов стерлингов), Дрейк купил поместье близ Плимута. Королева Елизавета в 1581 г. пожаловала ему звание рыцаря. В 1585 г. Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся В Вест-Индию. Это знаменовало начало войны с Испанией.

В марте 1587 г. Дрейк неожиданным штурмом завладел городом-портом Кадис на юге Испании, разрушил его и захватил около 30 испанских кораблей. И опять, помимо воинской славы, «пират королевы Елизаветы» получил огромные деньги - его личная часть от захваченных богатств составила более 17 тыс. фунтов стерлингов.

В 1588 г. Дрейк был назначен вице-адмиралом и сыграл решающую роль в разгроме «Непобедимой армады». Удача покинула Дрейка во время экспедиции в Вест-Индию в 1595 г. Он заболел дизентерией и умер 28 января 1596 г. близ Портобело (Панама).

Похоронили вице-адмирала по традиционному морскому обряду, в море.

Френсис Дрейк родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка…

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман. Брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.

Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Флагманский «Пеликан»

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников «это был властный и раздражительный человек с бешеным характером», жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия — флагманский корабль «Пеликан» (Pelican), «Елизавета», «Морское золото», «Лебедь» и галера «Христофор» — покинула Плимут.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог».

Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же «Пеликан» был переименован в «Золотую Лань» (Golden Hind).

2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия («Золотая Лань», «Елизавета» и «Морское Золото») вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. «Морское Золото» погиб, «Елизавета» был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а «Золотую Лань», на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности — ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль «Карафуэго», на котором был взят груз баснословной ценности — золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Карта кругосветного путешествия Френсиса Дрейка

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, — оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской «Непобедимой армады» в 1588 году обошлись Англии «всего» в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой — в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!

Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать…»

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода — Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море «Непобедимой армады», что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям с Испанией. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли «Армады». Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому «Непобедимой армады». К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.

Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.

Страницы истории. Страница третья (продолжение).

О пиратстве и пиратах. (часть 2)

Дрейк начал свои пиратские похождения в 1567 году, когда ему было 26 лет. Но он уже с юности примкнул к экспедиции Хокинса и участвовал в пиратских походах. 24 мая 1572 года Дрейк отправился из Плимута на борту собственного корабля "Сэван". Своему младшему брату Джону он поручил командовать другим кораблём под названием "Паша` ". Во время этого и последующих походов Дрейк совершал пиратские действия в водах Карибского моря у берегов Кубы и острова Пинос (ныне остров Хувентуд). После бесчисленных "подвигов" на море Дрейк возвратился 3 ноября 1580 года в Англию. Королева Елизавета осыпала пирата почестями и вручила ему шпагу с надписью: "Если тебя ударят, Дрейк, это значит, удар нанесён нам." Королева жалует ему титул сэра и делает его членом парламента и адмиралом британского флота.

И всё это по заслугам. Ведь возвратился он осенью 1580 года не просто из очередного пиратского похода, а из кругосветного путешествия.

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка.

Никто не поручал Дрейку совершать кругосветное путешествие, а сам он не планировал такое плавание. Как это нередко бывало в ту эпоху, многие географические открытия совершались случайно, в силу непредвиденных обстоятельств. У Фрэнсиса Дрейка получилось почти как в поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Напомним читателям, как всё произошло.

Осенью 1577 г. Дрейку удалось с помощью влиятельных покровителей, в число которых входила и сама королева Елизавета, подготовить пиратский поход на западное, Тихоокеанское, побережье Южной Америки. Замысел похода был до гениальности прост: на западном побережье Америки испанцы не ожидают нападения ни с суши, ни, тем более, с моря. Поэтому можно почти безнаказанно грабить их корабли и прибрежные поселения.

В конце 1577 года флотилия Дрейка, состоявшая из четырёх крупных судов, вышла из Плимута. В апреле 1578 года пираты достигли устья реки Ла-Плати. После краткой остановки они пошли на юг, вдоль берегов Патагонии - обширной области современной Агрентины, которая простирается на юг от русла реки Рио-Негро до Магелланова пролива. На юге Патагонии, в бухте Сан-Хулиан, флотилия Дрейка сделала остановку. Известно, что в этой бухте в июне-октябре 1520 года зимовал Магеллан.

После остановки в Сан-Хулиане флотилия Дрейка продолжала плавание уже в составе трёх кораблей: один корабль получил неисправность и по приказу Дрейка был сожжён. Вскоре пираты вошли в Магелланов пролив, сложный и извилистый фарватер которого с трудом прошли за двадцать дней. Моряки команды сильно страдали от холода: июль - самый холодный месяц в Южном полушарии. Наконец они оказались в Тихом океане и взяли курс на север, к тропикам. Но тут начался сильнейший шторм. Из трёх кораблей один пропал без вести, видимо, разбился и потонул в океане, а другой снова вошёл в Магелланов пролив и сумел возвратиться в Англию. Остался один флагманский корабль Дрейка под названием "Золотая Лань". Корабль отнесло далеко на юг. Дрейк увидел, что здесь заканчивается Огненная Земля, а южнее простирается безбрежный океан. Так, по сути дела случайно, было сделано географическое открытие: Огненная Земля является островом, но не частью огромной Неведомой земли, как до этого считали мореплаватели. Пролив между Южной Америкой и Антарктидой позже назвали проливом Дрейка.

Наконец океан утих, погода улучшилась. Дрейк решил продолжить экспедицию и направил свой теперь единственный корабль на север. Команда, предчувствуя скорую встречу с субтропиками, обрела второе дыхание. Тяготы путешествия в районе Огненной Земли стали быстро забываться, когда после первых же нападений на испанские корабли трюмы "Золотой Лани" стали наполняться золотом и другими драгоценностями.

Без крайней необходимости Дрейк не убивал тех, кого он грабил. Поэтому пиратские операции Дрейка почти не приводили к людским потерям в его команде. С чилийскими индейцами Дрейк установил чуть ли не дружеские отношения. Богатая добыча, доступность пищи и вина, а также женщин из местных индейских племён были вознаграждением пиратам за все пережитые до этого опасности и невзгоды. Дрейку удалось захватить специальный испанский галион (см. примечание) , перевозивший золото и драгоценности из американских колоний в испанскую казну. Такую удачу имел далеко не каждый пират. Богатства уже некуда было грузить. Надо было возвращаться домой, в Англию. Но как? Дрейк, конечно, не мог знать о планах испанцев, но как опытный капитан, он предположил, что испанские корабли, чтобы уничтожить его, пойдут ему навстречу через Магелланов пролив. И его предположение было абсолютно верным. Нужно было спасать себя, команду и награбленный драгоценный груз. И Дрейк пошел на север вдоль западного побережья Америки. Поражает воображение длина этого пути. От Огненной Земли он прошёл морем, конечно с остановками на берегу, вдоль всего побережья Чили, Перу, мимо земель Центральной Америки и Мексики, вдоль западного побережья нынешних США, достигнув 48-го градуса северной широты (граница с Канадой). Этот путь составлял не меньше 20 тысяч километров - ведь корабль шёл не строго по меридиану, а огибал берега континентов обеих Америк. Берег отклонялся всё дальше на запад. Дрейк, спасаясь от преследования, был готов, наверное, обогнуть Северную Америку, чтобы попасть в Атлантический океан. Но это было невозможно, т.к. он не знал, существует ли такой путь. Другого выхода не было, и Дрейк повернул на запад, в бескрайний Тихий океан. Повернув на юго-запад, он через три месяца достиг Марианских островов. Ещё через полтора-два месяца его корабль пробирался уже между островами Молуккского архипелага. В этом районе Дрейк мог встретиться с испанскими или португальскими военными кораблями, но ему как-то удалось избежать таких встреч.

Очередной этап его плавания был тоже уникальным в своём роде. Корабль Дрейка с острова Ява взял курс через весь Индийский океан прямо к мысу Доброй Надежды. Обогнув мыс Доброй Надежды, путешественники двинулись на север вокруг западного побережья Африки, прошли мимо Пиренейского полуострова, вошли в Бискайский залив и в начале ноября 1580 года прибыли в Плимут. Путешествие, продолжавшееся почти три года, получилось кругосветным.

Френсис Дрейк стал вторым после Фернана Магеллана капитаном, совершившим кругосветное путешествие. При этом Дрейк был намного более удачливым, чем Магеллан. Известно, что Магеллану не суждено было лично довести до Португалии свои корабли. Он погиб на Филиппинских островах в стычке с аборигенами. Единственный из пяти кораблей флотилии Магеллана через полтора года после его гибели привели в Лиссабон немногие оставшиеся в живых члены команды Магеллана.

В долгом и опасном плавании Дрейк сумел сохранить свою жизнь и жизнь большинства моряков экипажа своего флагманского корабля "Золотая Лань" и лично привёл этот корабль в английский порт Плимут. На корабле был большой груз золота и других драгоценностей.

Капитан Дрейк из простого пирата сразу превратился в адмирала Британского флота и удостоился других почестей от королевы Англии.

Широкий пролив между островом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами носит имя пирата Дрейка. Человеку несведущему может показаться, что это какой-то исторический курьёз или недоразумение. Но теперь, когда мы знаем обстоятельства дела, мы можем утверждать, что тут все правильно, потому что Дрейк сделал немало и для географической науки, и для своей родины.

* * *

Прошло несколько лет, и Дрейк возобновил свои набеги на Америку, но уже с огромной флотилией корсаров, которая насчитывала 30 кораблей и 2300 солдат и моряков. По приказу Дрейка солдаты сравнивают с землёй город Санто-Доминго (на острове Гаити), затем осаждают Картахену (северное побережье Колумбии), угрожая этому городу полным разрушением. В итоге Дрейк получает 110 тысяч дукатов выкупа (дукат - крупная денежная единица того времени). Возвращается он в Англию с добычей на общую сумму 600 тысяч фунтов стерлингов.

Во время очередного набега на испанские колонии Дрейк заболел дизентерией и умер. Как и его учитель Хокинс, он был похоронен в море с почестями. Из оставленных Дрейком рукописей видно, что он повсюду, так сказать без отрыва от основной работы - пиратства, занимался естественными науками. Португальский лоцман Нуньо да Сильва свидетельствует, что Дрейк в своей корабельной библиотеке имел сочинения английских, французских и испанских авторов. Он хорошо рисовал. На своих этюдах он изображал птиц, тюленей, деревья, индейцев и вообще всё, что привлекало его внимание во время путешествий.

После смерти Дрейка командование экспедицией принял Томас Баскервиль. Перед возвращением в Англию он привел свой флот на остров Пинос (ныне Хувентуд) для ремонта и отдыха. К этому времени король Испании Филипп II успел послать сюда крупную морскую эскадру под командованием Бернандино Авельянеда, которому приказал уничтожить англичан. Баскервиль укрылся в заливе Сигуанеа. Но корабли Баскервиля были обнаружены Авельяндой. Авельянда навязал им бой. Англичане заняли оборону, а затем попытались спастись бегством. В итоге до Англии добрались только восемь из тридцати судов, вышедших в море из Плимута в сентябре 1595 года.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Знаменитый английский пират Френсис Дрейк стал участвовать в пиратских похождениях в возрасте 26 лет, в 1567 году. Еще в юные годы он был одним из членов экспедиции Хокинса. Дрейк 24 мая 1572 года отправился из Плимута в очередное плавание. Он решил осуществить его на своем собственном корабле "Сэван". Младшему брату Френсиса, Джону, было поручено управление другим кораблем, "Паша". Дрейк во время этого похода и других плаваний совершал пиратские набеги в Карибском море у острова Пинос (сегодня это остров Хувентуд) и у берегов Кубы.

Френсис возвратился после многочисленных "подвигов" в Англию 3 ноября 1580 г. Королева Елизавета встретила его с большими почестями. Она даже подарила пирату шпагу, на которой была надпись о том, что если Дрейка ударят, это значит, что всему королевству нанесен удар. Елизавета пожаловала Френсису титул сэра. Он стал адмиралом британского флота и членом парламента. Странно, не правда ли? Однако все это Френсис Дрейк получил заслуженно. Осенью 1580 г. он вернулся не просто из пиратского похода. Френсис совершил кругосветное путешествие. Прочитав эту статью, вы узнаете, что открыл Френсис Дрейк и каковы результаты его экспедиции. Мы также подробно остановимся на том, как проходило это знаменитое путешествие.

Интересно, что никто не поручал ему осуществить кругосветное плавание, да и сам пират не планировал его. В те времена многие географические открытия были сделаны случайно, в результате возникновения непредвиденных обстоятельств.

Подготовка к плаванию

Френсис Дрейк осенью 1577 года завершил подготовку пиратского похода. Он задумал отправиться на Тихоокеанское (западное) побережье Южной Америки. Подготовку удалось осуществить не без помощи влиятельных покровителей, среди которых была сама королева Елизавета. Замысел похода был прост: испанцы не ждут нападения на западном побережье Южной Америки ни с моря, ни с суши. Следовательно, можно практически безнаказанно ограбить прибрежные поселения и корабли.

Выход в море, остановка в Сан-Хулиане

Корабли Френсиса Дрейка (всего их было 4) в конце 1577 г. вышли из Плимута. Уже в апреле следующего года пираты добрались до устья р. Ла-Плати. Совершив кратковременную остановку, они отправились на юг. Пираты проследовали вдоль берегов Патагонии. Так называется часть современной Аргентины, простирающаяся от Магелланова пролива до русла р. Рио-Негро. В бухте Сан-Хулиан, расположенной на юге Патагонии, флотилия Френсиса решила сделать остановку. Кстати, известно, что именно в этой бухте зимовал Магеллан в июне - октябре 1520 г.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться команде

После этой остановки флотилия отправилась дальше, правда, уже в составе трех кораблей. Дело в том, что одно судно стало неисправным и было сожжено по приказу Дрейка. Вскоре путешественники добрались до Магелланова пролива. Его извилистый и сложный фарватер с трудом удалось преодолеть за 20 дней. Моряки страдали от холода. Был июль, а это в Южном полушарии наиболее холодный месяц. Наконец команда вышла в Тихий океан и продолжила движение на север, к тропикам. Неожиданно пиратов настиг сильнейший шторм. Один корабль из трех пропал без вести. Скорее всего, он разбился и потонул где-то в океане. Еще одно судно вновь вошло в Магелланов пролив. Пиратам, плывшим на этом корабле, удалось возвратиться в Англию. Осталось только одно судно. Это был флагманский корабль Френсиса Дрейка "Золотая Лань".

Как Дрейк совершил открытие

Судно после шторма оказалось далеко на юге. Френсис Дрейк заметил, что Огненная Земля здесь заканчивается. Южнее нее расположен безбрежный океан. Вот так, случайно, было совершено важное географическое открытие. Стало ясно, что Огненная Земля - остров. Ранее считалось, что это часть Неведомой земли. То, что открыл Френсис Дрейк, имело очень большое значение. Позже пролив между Антарктидой и Южной Америкой заслуженно стали именовать

Нападения на испанские корабли, богатая добыча

Океан, наконец, успокоился, а погода улучшилась. Заметив это, Френсис Дрейк решил продолжить начатую экспедицию. Пират направил на север свой единственный корабль. Почувствовав близость субтропиков, команда воспрянула духом. Матросы начали забывать тяготы путешествия, которые они пережили в районе Огненной Земли, после того как появились первые испанские корабли. В результате нападений на них трюмы "Золотой Лани" постепенно стали наполняться драгоценностями и золотом.

Дрейк без острой необходимости не лишал жизни тех, кого грабил. Из-за этого его пиратские операции проходили практически без потерь в его команде. Дрейк установил с чилийскими индейцами почти дружеские отношения. Доступность вина, пищи и женщин из местных племен, богатая добыча стали вознаграждением за невзгоды и опасности, пережитые до этого. Дрейк захватил испанский галеон, который перевозил драгоценности и золото из колоний Америки в испанскую казну. Далеко не каждый пират мог похвастаться такой удачей. Добытые богатства были столь велики, что их некуда уже было грузить. Необходимо было возвращаться на родину, но как?

Обратный путь

Конечно, Френсис не знал, да и знать не мог о планах испанцев. Однако, являясь опытным капитаном, он смог предвидеть то, что испанские корабли, намереваясь уничтожить его, отправятся через Магелланов пролив навстречу. Так и случилось. Необходимо было спасать людей, себя и награбленные драгоценности. И что сделал Френсис Дрейк? Он решил отправиться на север, двигаясь вдоль западного побережья Америки. Длина этого пути поражает. Дрейк прошел морем от Огненной Земли (конечно, останавливаясь несколько раз на берегу) вдоль побережья Перу и Чили, мимо земель Мексики и Центральной Америки, вдоль западного побережья современных США. В он достиг 48-го градуса с.ш., то есть добрался до границы США с нынешней Канадой. В общей сложности длина этого пути составляет как минимум 20 тыс. км, поскольку корабль двигался не строго по меридиану. Судно обогнуло берега обеих Америк.

Все дальше и дальше на запад отклонялся берег. Спасаясь от преследования, Френсис был готов, вероятно, добраться до Атлантического океана, обогнув Северную Америку. Однако осуществить это было невозможно, поскольку пирату было неизвестно, есть ли такой путь. Оставался один выход - повернуть на запад, оказавшись в просторах Тихого океана. Направившись на юго-запад, Дрейк добрался до спустя 3 месяца. Его корабль еще через 1,5-2 месяца уже двигался между островами Молуккского архипелага. Дрейк в этом районе вполне мог встретиться с португальскими или испанскими военными кораблями. Однако ему повезло избежать этих встреч.

Заключительный этап путешествия

Следующий этап плавания знаменитого пирата тоже можно назвать уникальным в своем роде. Судно Дрейка отправилось с через Индийский океан к мысу Доброй Надежды. Путешественники, обогнув этот мыс, двинулись на север. Они решили проплыть вдоль западного побережья Африки и Пиренейского полуострова. Через некоторое время пираты добрались к Бискайскому заливу. В Плимут они прибыли в начале ноября 1580 г. Таким образом, путешествие длительностью в 3 года оказалось кругосветным.

Заслуги Фрэнсиса Дрейка

Пират Френсис Дрейк - второй капитан после Ф. Магеллана, которому удалось совершить кругосветное путешествие. Однако он был намного более удачлив, нежели его предшественник. Ведь Магеллан не добрался до Португалии. Он погиб в стычке с аборигенами, произошедшей на Филиппинских островах. Спустя 1,5 года после его смерти единственный уцелевший корабль привели в Лиссабон члены команды, которым удалось выжить.

Достижения Френсиса Дрейка состояли не только в том, что он сумел в опасном и долгом плавании сохранить свою жизнь. Он привез назад большинство моряков корабля "Золотая Лань". Кроме того, галеон Френсиса Дрейка под личным командованием капитана был приведен в порт К тому же на корабле находился большой груз золота и различных драгоценностей.

Сразу же после этого плавания (1577-1580) Френсис Дрейк из простого пирата, каким он был несколько лет назад, превратился в уважаемого всеми адмирала Британского флота. Сама королева Англии оказывала ему всяческие почести. Открытия Френсиса Дрейка были оценены по достоинству.

После этого Френсис много раз выходил в море. Он сражался с испанскими кораблями. Френсис в 1588 г. участвовал в отражении атаки испанской Непобедимой армады. Битва закончилась победой англичан. Знаменитый пират умер в 1596 году, годом ранее отправившись в очередное путешествие. На Карибских островах он скончался от дизентерии.

Пролив Дрейка

И в наши дни широкий пролив, соединяющий Южные Шетландские о-ва и Огненную Землю, называется в честь этого пирата. Несведущий человек может подумать, что это какое-то недоразумение или исторический курьез. Но сейчас, когда нам известны все обстоятельства этого дела, можно с уверенностью сказать, что никакой ошибки нет. Все верно, ведь Дрейк многое сделал для своей родины. Но не только для нее. То, что сделал Френсис Дрейк для географии, не менее, а пожалуй, и более важно.