Развитие познавательных способностей младших школьников. Творческий отчет на тему: "Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОГОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Факультет экранных искусств

Кафедра режиссуры

по педагогике

Развитие познавательных способностей ребенка в дошкольном возрасте

Выполнил:

Малков С.А

студент III курса, группы 351-а

Работу проверил:

Силантьева М.В.

Санкт-Петербург

Введение

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

В данной работе попытаемся ответить на следующие вопросы:

· От чего зависит процесс развития познавательных способностей дошкольника;

· Как этот процесс различается в разные периоды дошкольного возраста;

· Какими упражнениями можно развить у ребенка эти познавательные способности.

Способности. Предпосылки

Развитие ребенка тесно связано с его способностями -- такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят:

· Уровень развития

· Соотношение первой и второй сигнальной системы,

· Природные свойства анализаторов

· Индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга.

Говоря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные предпосылки способности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические внутренние условия развития, и с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов. «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества...» Запорожец А. В., 1973, с. 34 .

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей, выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о детском и младшем школьном возрасте, то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей. Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.

Развитие способностей -- сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит прежде всего качественная перестройка способностей. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн (1946,1976), развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности. Основы общей психологии С. Л. Рубинштейн

Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Общий процесс развития познавательных способностей

Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей. О наличии их свидетельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки. Н. С. Лейтес (1984) считает, что предпосылкой общих умственных способностей является активность и саморегуляция. Конкретное же проявление этих общих универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности определяется в значительной степени возрастом ребенка и свойствами типа нервной системы. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // «Вопросы психологии», 1985, № 1, с. 9-18.

В детском возрасте складываются такие формы опосредованного познания, как использование сенсорных эталонов и наглядно-пространственное моделирование. Выявлены основные закономерности этого процесса в детском периоде. Так, при овладении действиями по применению усваиваемых эталонов дети переходят от простой идентификации свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном к действию сопоставления свойств эталона со свойствами предметов, отличающимися от эталонных в том или ином отношении, и наконец к действию, при котором сложные свойства воссоздаются в результате сочетания двух или нескольких эталонов Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986. .

Обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эталонами и пространственными моделями, оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.

Развитие познавательных способностей дошкольников по возрастам

Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Рассмотрим их более подробно.

С 1 года до 3 лет

Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т.д.

Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.

С 3 до 4 лет

К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.

С 4 до 5 лет

После 4 лет развитие познавательных способностей школьников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.

В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника:

· установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями - в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий,

· знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,

· начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать),

· начало формирования положительного отношения к окружающему миру.

С 5 до 7 лет

В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т.д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.

Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.

Развитие основных познавательных способностей

Восприятие

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры:

· Виды восприятия

· Свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).

Свойства восприятия:

o Целостность

o Структура

o Осмысленность

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами - первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

В качестве развивающей игры можно использовать целый ряд упражнений, среди которых: определение вещи на ощупь; построение ряда кубиков по образцу; рисование узоров по образцу; или нахождение такого же рисунка, как эталон, среди прочих и т.д.

Память

Память является одним из основных свойств личности.

Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых - ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Внимание

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка:

· Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

· Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

· Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

· Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

· Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

· Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

· Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

· Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. (Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого).

Внимание тесно связано с наблюдательностью.

Наблюдательность

Наблюдательность - это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер - он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Для развития внимания и наблюдательности, а вместе с ней памяти, можно, например, ставить перед ребенком следующую задачу: запоминать предметы перед собой, после чего закрывать глаза, и после открытия зарисовать тот предметы или предметы, которые «пропали».

Также можно использовать дивергентные задачи - это задачи, имеющие не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

Примеры упражнений на дивергентное мышление:

Нарисовать букеты в каждой вазе.

С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.

Вырезать из картинок фигуры разных форм и наклеивать их на листок картона.

Подраздел дивергентных задач - вербальные задачи. Пример простой вербальной задачи: - составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.). Можно также предлагать детям составлять предложения из несвязанных по смыслу слов.

К усложненным задания можно отнести называние характерных черт животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).

Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления - это сочинение сказок.

познавательный восприятие активность дошкольник

Заключение

Успешное развитие у ребенка познавательных способностей в дошкольном возрасте крайне необходимо не только для его развития, но и для формирования здорового психологического стержня в будущем. Однако до тех пор, чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет.

Поставленные задачи в работе выполнены:

· Была определена роль предпосылок в развитии познавательных способностей и роль личных особенностей ребенка;

· Проанализирован процесс развития способностей на разных этапах дошкольного возраста;

· Выделен целый ряд упражнений, благодаря которым можно развить у ребенка познавательные способности.

Список используемых источников

1. Запорожец А. В., 1973, с. 34

2. Основы общей психологии С. Л. Рубинштейн

3. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // «Вопросы психологии», 1985, № 1, с. 9-18.

4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке. Взаимосвязь познавательных и личностных особенностей у старшеклассников. Психолого-педагогический процесс как главный фактор формирования познавательных способностей.

    диссертация , добавлен 03.08.2010

    Психолого-педагогические особенности развития познавательных способностей младших школьников. Дидактическая игра как средство развития интеллекта и индивидуальных способностей ребенка. Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность понятий "задатки" и "способности", особенности их развития в дошкольном возрасте. Специфика познавательных способностей у дошкольника. Детская одарённость и её проявление. Формирование условий для развития творческих способностей дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Особенности формирования познавательных способностей в младшем школьном возрасте и раскрытие содержания внеурочной деятельности младших школьников. Разработка общей методики по диагностике и развитию уровня познавательных способностей младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Особенности познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема. Исследование и познавательных интересов обучающихся на уроках истории. Пути формирования познавательных способностей в процессе обучения.

    реферат , добавлен 14.03.2014

    Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Специфика восприятия, развития памяти и внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Результаты обследования познавательных способностей у детей с нарушениями речи.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2012

    Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях. Ознакомление детей с художественной литературой.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2011

    Применение дидактических игр как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики. Развитие познавательных способностей младших школьников. Составление рабочей программы учителя для формирования творческих способностей у детей.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Анализ развития умственных способностей, формирования устойчивого интереса и положительной мотивации учения у школьников. Исследование комплекса упражнений и заданий для тренировки зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления и воображения у детей.

    презентация , добавлен 03.06.2012

    Психологические основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности. Особенности развития познавательной активности и интереса дошкольников. Эффективность занятия как средства развития познавательных мотивов.

Отчет по теме самообразования

"Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Выполнила:

учитель начальных классов

Раменская И.А.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

Быть внимательным к каждому ребенку;

Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

Создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Важно ставить перед учениками проблемное обучение. Ведь «задача» часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Б.Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека.

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач.

Исследовательская и проектная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. Данный вид деятельности открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.

Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления,

умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

Самостоятельному, критическому мышлению,

Принимать самостоятельные аргументированные решения,

Размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы

Учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Учителю начальных классов надо лучше понять природу интеллекта учащихся и применить полезную ориентацию интеллекта в продуктивных направлениях. Интеллектуальный акт в отношении разных людей и социокультурных условий, в которых они живут, может варьировать от одного человека к другому. Новизна и автоматизация значимы для каждого учащегося. И значимость этих двух аспектов для интеллекта полагается универсальной. Реакция на новизну и автоматизация обработки информации в условиях реализации стандартов нового поколения ФГОС – составляют часть того, что делает такое поведение учащихся “интеллектуальным”. В ходе их применения происходит адаптация каждого ребёнка к социальной и практической реальности мира и развитие его интеллектуальных способностей. Обращение к новым образовательным технологиям позволяет учителю начальных классов осуществить данные цели и пользоваться ими как рычагом интеллектуального развития своих учеников. И чтобы определить, насколько успешным окажется подход с точки зрения процессов выполнения, учителю необходимо с первого года обучения детей поставить перед собой определённые задачи. Я поставила перед собой следующие задачи:

На этапе поступления в школу выявить у учащихся уровень интеллектуальных, творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения каждого ребёнка;

Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

Проводить уроки творчества (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).

Каждый современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. От этого зависит повышение качества образования, что является одной из актуальных проблем современного общества.

Теоретики- психометристы, например, такие как Бине и Векслер, рассматривали интеллект на основе адаптивного поведения в реальном окружении. Они уяснили, что окружение формирует интеллектуальное поведение и само формируется тем, что составляет такое поведение в конкретных социокультурных условиях.

Опираясь на развитие интеллекта в реальном окружении, я применяла способы группового обучения, непосредственно с применением на уроках мультипликационной анимации. Такая технология является интерактивным средством обучения. Она стала для меня одной из ключевых помощников при обучении школьников по целому ряду учебных дисциплин, так как позволяла применять новые методы и приемы в моей профессиональной деятельности, а также сделала для учеников более доступную форму изучения и понимания любой информации на уроках.

Применение мультипликационной анимации на уроках создало возможность использовать и различные игры, позволяющие обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем или одноклассниками.

Используя технологию свободного перемещения объектов, создавались тренажёры по математике для отработки навыков счёта в пределах 5-10, в которых учащиеся, работая в группах или индивидуально, должны выполнить элементарные арифметические действия в уме и получив результат, перетащить какие-либо предметы с правильным ответом в корзинку или на грибочки, цветочки и т.д. При этом в случае неправильного ответа предметы возвращаются обратно.

Исследователи, стремящиеся понять и описать интеллект на основе процессов выполнения, пытаются выявить процессы, используемые людьми при решении задач, начиная с момента ознакомления с задачей и кончая моментом формулирования ответа на нее. Рассмотрим, к примеру, аналогию как широко используемую задачу в разнообразных исследованиях. В типичной теории умозаключения по аналогии выполнение задачи раскладывается на составляющие процессы, такие как выведение отношения между первыми двумя членами аналогии, отображение отношения более высокого порядка, связывающего первую половину аналогии со второй, и применение отношения, выведенного в рамках первой половины аналогии ко второй половине задачи. Стимулирующая идея заключается в том, что умение учащихся решать такие задачи производно от их способности быстро исполнять эти процессы. Кроме того, как было доказано, процессы, составляющие решение задач на аналогии, являются общими для широкого множества задач индуктивного умозаключения. Таким образом, эти компоненты представляют интерес в силу того, что используются в решении различных типов мыслительных задач, а не только какого-то специфического их класса, где схожая логика применяется к другим видам сложных задач.

В нём идёт переход от простого к сложному. Это моделирование краткой записи к задаче, наиболее трудной для понимания и исполнения. И это помогает учащимся более точно представить краткое условие к задаче, особенно в виде чертежа. Такого рода проекты достаточно удобны в использовании и позволяют создавать задания с разным уровнем трудности. Выбранный подход к обучению математики в начальной школе позволяет:

Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

Повышать уровень активности и самостоятельности у учащихся;

Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

Изменение установок и социальных ценностей;

Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и другими участниками образовательного процесса.

Саморазвитие и развитие достигается в процессе коллективной деятельности и на уроках литературного чтения в процессе работы над любым произведением. А для учеников начальной школы развитие познавательных способностей достигается в полной мере при изучении сказок, когда идёт работа над характеристиками героев, раскрытием сюжета, кульминации и развязки,формируются общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения, чтения по ролям, идет работа над выразительностью, а именно подбором темпа, интонации чтения, умением ставить логическое ударение. Эти задачи я решаю тоже с помощью анимационных фильмов.

Так в процессе методики работы с бытовой сказкой в 1-м классе, когда удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика, рассматривая иллюстрации к сказкам «Репка» и «Колобок» и восстанавливая последовательность событий, учащиеся создают свои собственные мультфильмы, с помощью которых приобщаются к устному народному творчеству.В этом случае аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве… и т.д. Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре - фольклору, искусству.

Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа - она учит добру и справедливости. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»

Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Но мы живём в современном обществе и детям хочется не ущемляя интересов русского народного творчества создать своё что-то более современное.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Так возникла «Новогодняя сказка», в которой олицетворяя лесную ёлочку и других героев сказки, дети помогают героине найти своё душевное равновесие.

Развивающий аспект урока литературного чтения:

Развитие интереса к предмету;

Развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с устаревшей лексикой;

Развитие эмоциональной сферы личности ребенка;

Формирование действий контроля и оценки.

Воспитательный аспект:

Воспитание познавательной активности;

Воспитание культуры восприятия нового произведения (анимационного фильма);

Формирование межличностных отношений, учащихся в групповой работе.

Учащиеся становятся активными участниками творческого процесса: например, чтение по ролям предполагает разбор особенностей интонации персонажей, манеры поведения.

Рассмотрим теперь требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий. В обязательный минимум содержания входит литературоведческая пропедевтика следующих понятий:

Жанры произведений - рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса;

Жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки;

Тема произведения;

Основная мысль;

Герой-персонаж, его характер, поступки;

Средства художественной выразительности в тексте - эпитеты, сравнения; в стихах - звукозапись, рифма.

Далее объект исследования: работа над стихотворным текстом в начальной школе. В процессе опроса выявляется уровень умения анализа текста у учащихся, умения работать с литературным текстом. На этом этапе хорошо применить методику Матвеевой Е.И., которая подходит всем учителям начальной школы, вне зависимости от того, по какой системе начального образования работает учитель. В ней указываются учебные задачи, возраст учащихся, перечень знаний, умений, приобретаемых в ходе разборов произведений.

Формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения произведения опять-таки происходит в процессе анимационного фильма.При работе с рассказом А. Куприна «Слон» у детей рождается сюжет следующего мультфильма «Цирк», где прежде всего проявляется практическая деятельность. Дети становятся инициаторами, организаторами, исполнителями фрагмента урока. Я стимулирую учащихся к достижению поставленной цели, обеспечиваю эмоциональную поддержку детей в ходе работы, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, поддерживаю общий позитивный эмоциональный фон, обеспечиваю коммуникативную направленность. Подведение итогов работы и анализ ее результатов также провожу совместно с учащимися, обсуждая получившийся мультфильм.

На этапе разработки и создания персонажей из чего угодно (из пластилина, крупы, бумаги ит. д.), фонов, бутафории дети осваивают традиционные и современные изобразительные техники, и приемы. Так детям очень понравилась работа по подготовке манки, когда они осваивали технику окрашивания крупы в разные цвета. А затем создавали из крупы предметы: бабочку (повторялась тема «Насекомые»), цветок (повторялась тема «Части растений»), солнышко и облака (повторялась тема «Неживая природа»).

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организую учебно-воспитательный процесс в соответствии с поставленными целями и задачами. Он построен на деятельно-практической основе и даёт более прочные знания учащимся, развивает познавательный интерес к учебным предметам и формирует интеллектуальное развитие младших школьников. С помощью организации разных видов деятельности школьников, в которых дети не только активно участвуют сами, но и часто являются инициаторами, организаторами, исполнителями фрагментов урока или коллективных творческих дел, в ходе совместной деятельности развиваю познавательные способности своих учеников, приобщаю детей к социокультурным нормам, развиваю интерес и мотивацию к познанию мира и творчеству, внедряю инновационные образовательные технологии в образовательный процесс, способствую развитию гармонично развитой, инициативной, эмоционально стабильной, самостоятельной и социально активной личности, любящей свою Родину. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия, результатом своего труда.

Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей.

К познавательным процессам относят восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Охарактеризуем проявление познавательных процессов, свойственное младшему школьному возрасту.

✏ Восприятие. Это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Для учебной деятельности важны все виды восприятия: восприятие формы предметов, времени, пространства. Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип,

ориентированы на фактический материал. То есть такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения, может не запомнить его суть. Индивидуальные особенности, присущие личности, тоже влияют на восприятия. Одни дети ориентированы на точность восприятия, он не обращается к догадкам, не пытается домыслить прочитанное или услышанное. Другой же индивидуальный тип, наоборот, стремится домыслить информацию, наполнить ее своим предвзятым индивидуальным мнением. Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым вос-приятием. Но это восприятие сводится к узнаванию фор-мы и цвета предъявляемых предметов. При этом в предмете дети видят не главное, особенное, а яркое, то есть то, что выделяется на фоне других предметов.

✏ Мышление . В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно опирается на наглядные образы и представления. Мыслительная деятельность младших школьников во многом еще напоминает мышление дошкольников. Для понимания данного познавательного процесса надо разобраться в особенностях развития мыслительных операций у младших школьников. Они включают такие компоненты, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизацию.

✎ Анализ — это мысленное расчленение предмета на отдельные части и выделение в нем свойств, качеств или черт. У младшего школьника преобладает практически действенный и чувственный анализ. Детям легче решать задачи с использованием конкретных предметов (палочек, моделей предметов, кубиков и пр.) или находить части предметов, наблюдая за ними наглядно. Это может быть как макет предмета, так и естественные условия, в которых пребывает предмет.

✎ Синтез — это умение логически выстраивать умственную цепочку от простого к сложному. Анализ и синтез тесно связаны между собой. Чем более глубоко владеет анализом ребенок, тем полнее синтез. Если мы покажем ребенку сюжетную картинку и не скажем ее названия, то описание этой картинки будет выглядеть как простое перечисление нарисованных предметов. Сообщение названия картинки повышает качество анализа, помогает ребенку понять смысл всей картины в целом.

✎ Сравнение. Это сопоставление предметов или явлений с целью нахождения у них общего или различного. Младшие школьники сравнивают по ярким признакам, по тому, что бросается в глаза. Это может быть круглая форма предмета или яркая его окраска. Одним детям удается, сравнивая предметы, выделить наибольшее количество признаков, другим наименьшее.

✎ Обобщение. Младшие школьники выделяют, прежде всего, брос-кие, яркие признаки предметов. Большинство обобщений касается конкретных признаков. Если дать детям ряд предметов, входящих в разные группы, и предложить объединить их по общим признакам, мы увидим, что младшему школьнику трудно самостоятельно обобщать. Без помощи взрослого он, выполняя задание, мо-жет объединить разные по смыслу слова в одну группу. Обобщения закрепляются в понятиях. Понятия — это совокупность существенных свойств и признаков пред-мета или явления.

✎ Конкретизация. Этот компонент мышления тесно увязан с обобщением. Ребенку на протяжении жизни необходимо научиться усваивать понятия, правила, законы. Это можно сделать на основе рассмотрения отдельных предметов или их частей, знаков, схем, а главное, совершения с ними ряда операций. Если ребенок знает лишь часть общих свойств, то его конкретизация будет тоже частична.

✏ Воображение. Это способность человека создавать новые образы, опираясь на уже имеющиеся у него в опыте. Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход к более правильному и пол-ному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности. Для младшего школьного возраста характерно вначале то, что воссоздаваемые образы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Далее воображение развивается и дети уже, строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств. Особенностью воображения у младших школьников является его опора на конкретные предметы. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. По тому, насколько преднамеренным, осмысленным является создание образов, мы можем разделить воображение на произвольное и непроизвольное. Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Детям трудно отвлечься от образов, созданных ими ранее и обусловленных их жизненным опытом. Это затрудняет создание новых образов. Новые образы у младших школьников возникают под воздействием мало осознанных потребностей. Непроизвольность воображения сродни с неуправляемостью. Если какое-то литературное произведение или красочный рассказ будит у ребенка сильное воображение, то, пересказывая услышанное или прочитанное, он помимо своей воли может придумать те детали, которых не было в произведении. Произвольное же воображение — это специально созданный в соответствии с поставленными целями, образ. Оно нуждается в развитии и взрослым предстоит развивать воображение младшего школьника от образа неясного, расплывчатого, «мелкого», в котором отражаются только несколько признаков, до обобщенного, яркого образа.

✏ Внимание. Внимание само по себе не является познавательным процессом. Оно присуще всем вышеперечисленным процессам: восприятию, мышлению, памяти. Внимание — это сосредоточение, на каком либо процессе или явлении. Оно сопровождает все психические процессы и является необходимым условием выполнения практически любой деятельности.

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. У младшего школьника преобла-дающий вид внимания — непроизвольное. Непроизвольное внимание достаточно «самостоятельно» и не зависит от приложенных усилий. Объекты и явления, привлекающие внимание могут быть различны. Но всех объединяет яркость, неожиданность, новизна. Младшие школьники еще не научились управлять своим внима-нием, и все эмоционально окрашенное привлекает их, как сороку привлекают блестящие вещи. Это объясняется наглядно-образным характером их мыслительной деятельности. К примеру, если ребенок болел и пропустил новый материал, придя в школу, он не будет понимать объяснения учителя, так как они построены на усвоении предыдущего материала. Ребенок будет отвлекаться, заниматься другими делами. Для него объяснения учителя выступают в виде неясного и непонятного для него. Произвольное внимание. Если ребенок ставит цель и прилагает усилия для ее выполнения, мы имеем дело с произвольным вниманием. В процессе овладения знаниями, умениями и навыками у ребенка раз-вивается произвольное внимание. Работа по развитию произвольного внимания идет от целей, которые ставят перед ребенком взрослые, к целям, которые младший школьник ставит уже самостоятельно. Рассматривая произвольное внимание, мы не можем не рассмотреть его свойства. К ним относят сосредоточенность внимания, его объем, устойчивость, переключение и распреде-ление. Сосредоточенность внимания — это способность удерживать внимание на одном каком-либо объекте.

Именно в младшем школьном возрасте это свойство может быть выражено очень ярко, поскольку ребенку свойственно погружаться в свой собственный мир, не замечая на какое-то время мира реального. Объем вни-мания — это количество предметов, явлений, которые охватываются одновременно. У младшего школьника объем колеблется от 2 до 4 предметов. Это меньше, чем у взрослого человека, но вполне достаточно для ребенка.

Устойчивость внимания еще слабо развита у младшего школьника. Он легко отвлекается, «перескакивает» с од-ного объекта на другой. Этому способствует тот факт, что у младшего школьника процессы возбуждения преобла-дают над процессами торможения. Ребенок не может долгое время уделять внимание одному предмету, он быстро устает. Распределение внимания — это умение удерживать внимание на двух или более объектах или явлениях. У младшего школьника это свойство еще недостаточно развито. С возрастом распределение развивается, появляется опыт автоматических умений, когда одно хорошо знакомое явление или деятельность требует практически автоматического умения, и внимание ребенка переключается на другой предмет или явление. Ну и, наконец, такое свойство, как переключение внимания. Это способность ребенка переходить от одного действия к другому. На успешность переключения влияет характеристика предыдущей деятельности и индивидуальные особенности ребенка. Одни дети легко переходят от одного вида деятельности к другому, другие тяжело, им трудно перестроиться. Переключение внимания требует усилий со стороны ребенка, поэтому в младшем школьном возрасте, когда волевой потенциал еще недостаточно развит, это трудно. Но с возрастом, с приобретением нового опыта развивается и переключение.

К познавательным способностям относят в первую очередь сенсор­ные (перцептивные), интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцеп­тивные) способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3-4 лет. Интеллекту­альные – обеспечивают относительно легкое и продуктивное овладение зна­ниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Творческие способности связаны с воображением, что позволяет на­ходить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.

Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ран­них сроках проявления познавательных способностей у детей. Первые проявления способностей можно заметить уже в раннем дет­стве – склонность к какому-либо виду деятельности (при этом ребенок ис­пытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс). В справедливости высказанного положения убеждают исто­рии так называемых вундеркиндов – детей, в раннем возрасте достигших боль­ших успехов в какой-либо деятельности. Известно, например, что Римский-Кор­саков уже в двухлетнем возрасте обладал прекрасным слухом и музыкальной па­мятью; Моцарт очень рано начал играть на музыкальных инструментах, с трех лет сочинял музыкальные произведения, а в шесть лет написал фортепьянный кон­церт; в четырехлетием возрасте проявились способности к рисованию у И. Е. Ре­пина. Значительным оказался их вклад в сокровищницу человеческой культуры.

Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться в 3-4 года. В раннем детстве только закладываются общие предпосылки развития способностей, что проявляется в освоении основных движений и предметных действий, в формировании активной речи. О наличии данных способностей сви­детельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее на­личие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки.

Ценные данные о познавательных способностях ребенка были получены учены­ми НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (впоследствии – РАО) под ру­ководством Л. А. Венгера в последние десятилетия. Важная роль в развитии познавательных способностей отводится ими овладению опосредствованным решением познавательных задач.

В детском возрасте складываются такие формы опосредованного познания, как использование сенсорных эталонов и наглядно-пространственное моделиро­вание.

Выявлены основные закономерности этого процесса в детском периоде. Так, при овладении действиями по применению усваиваемых эталонов дети переходят от простой идентификации свойства воспринимаемого объекта с соответствую­щим эталоном к действию сопоставления свойств эталона со свойствами предме­тов, отличающимися от эталонных в том или ином отношении, и наконец к дей­ствию, при котором сложные свойства воссоздаются в результате сочетания двух или нескольких эталонов (Венгер Л. А., 1981). В процессе овладения дошкольни­ком пространственным моделированием Л. А. Венгер выделяет четыре линии. Первая – расширение диапазона моделируемых отношении (от моделирования наиболее доступных ребенку пространственных отношений он переходит к моде­лированию временных, механических, звуковысотных, математических и логиче­ских отношений).


Вторая линия заключается в изменении степени обобщенности и абстрактно­сти моделируемых отношений. На первых этапах дети моделируют единичные конкретные ситуации, сами модели при этом носят недифференцированный ха­рактер. Впоследствии моделирование подобных ситуаций становится более точ­ным и дифференцированным, кроме того, дети сами создают и используют в сво­ей деятельности модели, имеющие обобщенный вид.

Третья линия изменений в овладении пространственным моделированием за­ключается в преобразовании тех пространственных моделей, с которыми действу­ют дети. Если вначале ребенок использует модели, сохраняющие внешнее сходст­во с моделируемыми объектами, то затем переходит к моделям, представляющим собой условно-символические изображения отношений (типа кругов Эйлера, трафиков и др.).

Четвертая линия изменения касается характера действий детей при модели­ровании.

Уже в младшем детском возрасте у детей сформирована предпосылка по­строения моделей – действия замещения, их дальнейшее совершенствование свя­зано с такими формами замещения, в которых заместитель имеет смысловую связь с замещаемым объектом. Обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эта­лонами и пространственными моделями, оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.

Таким образом, основу развития интеллектуальных способностей составляют дей­ствия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, напри­мер, стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.

Познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте

Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание. В нашей работе мы опирались на определения Р.С. Немова, который считает, что память - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации; мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности; воображение - это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала, полученного в предшествующем опыте; внимание - состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных способностей внесли и такие ученые, как: JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, А.Н. Соколов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.

Учеными, представленными выше, были разработаны различные методики и теории развития познавательных способностей (зона ближайшего развития - Л.С. Выготский, развивающее обучение - Л.В.Занков, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин). И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные способности во внеурочной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы воспитания. Это невозможно без рассмотрения особенностей основных составляющих познавательных способностей младших школьников.

Одним из компонентов познавательных способностей является память. Память - важнейший психологический компонент учебной познавательной деятельности. Мнемическая деятельность на протяжении школьного возраста становится всё более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение учеником приёмами, способами запоминания. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объём памяти. Развитие памяти идёт неравномерно. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание в учебной деятельности словесного материала быстро развивает у детей умение запоминать сложный, часто абстрактный материал. Сохраняется непроизвольное запоминание при высоких темпах развития произвольного запоминания.

В процессе обучения в начальном звене школы «память ребенка становится мыслящей». Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:

1.Усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно- логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

2.Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)

И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах).

Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна. Характерно для младшего школьника некритичность памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. С возрастом память детей улучшается. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллегализируются и приобретают произвольный характер

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно- образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны

М. Монтессори отмечает, что ребенок обладает «впитывающим мышлением». Он впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно».

Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абстрагирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создавать для него такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок: не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание

Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. Исследования распределения внимания выявили его связь с возрастом учащегося. К концу 3 года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается способность распределения и переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы

Л.С. Выготский считает, что детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадением двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

В дальнейшем интересы школьников дифференцируются и постоянно приобретают познавательный характер. В связи с этим дети становятся более внимательны при одних видах работы и отличаются рассеянностью при другого рода учебных занятиях.

Внимание и воображение тесно связаны. Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т. д. Без этого им трудно создать образы воображения.

При чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ. Без этого учащийся не может вообразить, воссоздать описываемую ситуацию.

В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения. У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения - это переход к всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др.

С возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.