Ребенок отказывается ходить в школу. Ребенок не хочет в школу – что делать, кто поможет? Пособие для родителей, у которых ребёнок не хочет ходить в школу

На сегодняшний день в сфере воспитания довольно распространена проблема, когда ребёнок не хочет ходить в школу. С таким явлением могут столкнуться родители как учеников младшей школы, так и подростков. Что делать в этом случае взрослым? В первую очередь следует отбросить мысли о том, что у вас плохой сын или дочь, или что вы виноваты в создавшейся ситуации. А после необходимо разобраться в причине, по которой ваш ребёнок произносит: «Не хочу идти в школу». Что делать, чтобы он ходил на учёбу с удовольствием? по разрешению такого вопроса даны в этой статье.

Выявление причины нежелания учиться

Когда родители чувствуют, что ребёнок с приближением осени становится всё грустнее, им обязательно следует выяснить причину такого состояния.

Если речь идёт об ученике младшей школы, следует особое внимание обратить на его рисунки. Ведь нередко малыши отображают свои страхи на бумаге. Возможно, основной темой рисунка будет злой учитель или дети, которые дерутся. Также хорошим вариантом выявления причины нежелания ходить в школу может стать игра. К примеру, любимый мишка плачет, когда настаёт первое сентября. Или зайка отказывается идти в школу. Пусть малыш объяснит причину такого поведения игрушек.

В случае когда слова «не хочу ходить в школу» звучат из уст старшеклассника, выявить корень проблемы можно только путём доверительного разговора со своим ребёнком.

Период адаптации к школе

На протяжении сентября-октября происходит адаптация сына или дочери к школе. У некоторых детей период привыкания может продлиться даже до Нового года. В это время родителям, которые слышат: «Не хочу в школу», рекомендуется следующее:

  • уделять ребёнку больше внимания, чем обычно;
  • наблюдать за тем, что рисует сын или дочь, какие игры предпочитает и что его/её волнует;
  • всячески поддерживать малыша;
  • стараться чаще общаться с его учителями и одноклассниками.

Также следует ответственно отнестись к соблюдению режима дня. Причём это касается как учеников младшей школы, так и старшеклассников. Обязательным условием является фиксированное время отхода ко сну. Также следует заводить будильник с таким расчётом, чтобы утреннее пробуждение происходило не в последний момент, когда уже настало время выходить из дома, а была возможность спокойно проснуться, потянуться, сделать зарядку, позавтракать и отправиться в школу. Нервозности и опозданиям - категорическое «нет»!

Если ребёнок не хочет идти в школу, причины этому могут быть разными. Следует остановиться подробно на каждой из них. Сначала рассмотрим проблемы, которые могут возникнуть у детей младшего школьного возраста.

Причина первая. Страх первоклассника перед новым и неизведанным

Почему в школе? Первой причиной этого является боязнь чего-то нового и неизвестного, которую чаще всего испытывают домашние, «несадиковские» малыши. Их пугает масса факторов. К примеру, что мама не сможет постоянно быть рядом, что нужно будет общаться с людьми, которые ранее были не знакомы, что одноклассники окажутся недружелюбными. Порой дети, не приученные к самостоятельности, даже боятся ходить в туалет, так как им кажется, что они могут заблудиться в коридорах.

Если ребёнок именно по причине боязни нового говорит: «Не хочу в школу», что делать родителям в такой ситуации? Следует в последние дни августа провести ребёнку экскурсию по школе, чтобы он познакомился с кабинетами, коридорами и туалетами. И тогда первого сентября все эти места будут уже знакомы малышу, и ему не будет так страшно. Если вам посчастливится встретить других, более взрослых учеников, рекомендуется пообщаться с ними на глазах у ребёнка, а может быть, даже познакомить их со своим малышом. Пусть ребята постарше расскажут будущему первоклашке, как им нравится учиться, какие хорошие преподаватели работают в школе, как много новых друзей здесь можно обрести.

Также родители могут рассказать свои жизненные истории о том, как они боялись идти в первый класс, что именно их тогда пугало. У таких рассказов обязательно должен быть счастливый конец. Тогда малыш осознает, что ничего страшного нет, и всё обязательно будет хорошо.

Причина вторая. Наличие негативного опыта у ученика младших классов

Порой случается так, что ребёнок, который говорит: «Не хочу в школу», уже имел возможность ранее прочувствовать учебный процесс. Может быть, он уже окончил первый класс. Или малыш посещал занятия по дошкольной подготовке. И в результате полученный опыт имел негативный характер. Причин этому может быть много. К примеру, ребёнка дразнили другие дети. Или ему было тяжело усваивать новую информацию. А может быть, случались конфликтные ситуации с преподавателем. После таких неприятных моментов ребёнок боится их повторения и, соответственно, произносит: «Не хочу в школу».

Что делать в этом случае родителям? Главный совет, как и во всех других случаях, - разговаривать с ребёнком. Если виной всему стал конфликт с учителем, не нужно говорить, что преподаватель плохой. Ведь для первоклассника он является чуть ли не первым незнакомым представителем мира взрослых. Общаясь с ним, ребёнок учится налаживать отношения со старшими. Родителям следует постараться непредвзято посмотреть на ситуацию и понять, кто прав, кто виноват. Если малыш сделал что-то не так, нужно указать ему на совершённую ошибку. Если же виноват преподаватель, то не следует говорить об этом ребёнку. Просто запишите его, к примеру, в параллельный класс, чтобы свести к минимуму их общение с этим педагогом.

Если имел место конфликт с одноклассниками, следует разобрать эту ситуацию, дать правильные советы и научить ребёнка самому решать проблемы такого характера. Малышу следует донести, что вы всегда его поддержите, что вы на его стороне и что он всегда может на вас рассчитывать, но разбираться со сверстниками он должен сам. Основная задача родителей - объяснить, как следует выходить из подобных ситуаций, чтобы все стороны конфликта остались довольны.

Причина третья. Страх первоклассника, что он чего-то не сможет

С раннего детства родители, сами того не подозревая, взращивали подобный страх в своём ребёнке. Когда он говорил, что хочет сделать что-то самостоятельно, взрослые не давали ему такой возможности и аргументировали это тем, что у малыша не получится. Поэтому сейчас, когда ребёнок не хочет идти в школу, им может владеть страх, что у него не выйдет хорошо учиться или с ним не захотят дружить одноклассники.

Что делать родителям в данной ситуации? Следует как можно чаще вспоминать моменты, когда ребёнок достиг успеха, хвалить его и обязательно подбадривать. Малыш должен знать, что мама и папа им гордятся и верят в его победы. Нужно радоваться вместе с первоклашкой его маленьким достижениям. Также следует поручать ему различные важные задания, чтобы ребёнок понимал, что ему доверяют.

Причина четвёртая. Ученику младших классов кажется, что его не любит педагог

У ученика младших классов может возникнуть проблема, когда ему кажется, что преподаватель его не любит. Зачастую это обусловлено лишь тем, что детей в классе много и учитель просто не имеет возможности лично обратиться к каждому ребёнку, похвалить его. Иногда малышу достаточно сделать всего одно замечание, чтобы ему показалось, что преподаватель относится к нему предвзято. Следствием этого является то, что ребёнок не хочет в школу.

Что делать взрослым, если возникла подобная ситуация? В первую очередь нужно объяснить сыну или дочери, что учитель - это не мама и не папа, не товарищ и не приятель. Преподаватель должен давать знания. Его нужно внимательно слушать и задавать вопросы, когда что-то непонятно. Родителям следует общаться с учителем, советоваться с ним и интересоваться успехами малыша. В случае когда преподаватель действительно невзлюбил вашего ребёнка и вы не можете на это повлиять, следует посоветовать малышу на придирки. Если конфликт действительно серьёзен, нужно рассмотреть вариант перевода ребёнка в параллельный класс.

Теперь настала очередь рассмотреть причины нежелания учиться у подростков.

Причина пятая. Старшеклассник не понимает, зачем ему учиться

Иногда случается так, что ученик старших классов говорит: «Не хочу в школу» по причине того, что он не понимает, зачем ему нужны приобретаемые знания и где он впоследствии сможет их применить.

Что делать в такой ситуации родителям? Нужно постараться привязать предметы, изучаемые в школе, к реальной жизни. Следует научиться находить физику, химию, географию и биологию в окружающем мире. Для формирования интереса к получению знаний рекомендуется вместе с ребёнком посещать музеи, выставки и познавательные экскурсии. При прогулке в парке можно попробовать вместе нарисовать его план. Попросите своего старшеклассника помочь вам в переводе текста с английского языка и после обязательно поблагодарите его. Главной задачей родителей является формирование стойкой заинтересованности ребёнка в получении знаний в школе.

Причина шестая. Плохая успеваемость старшеклассника

Часто причиной нежелания учиться становится банальная плохая успеваемость ученика. Он просто не может понять, о чём говорит преподаватель. Основной эмоцией на уроке становится скука. Чем дольше происходит такое непонимание, тем вероятнее развитие тупиковой ситуации, когда суть предмета окончательно ускользает от ребёнка. А если преподаватель поругал или высмеял ученика перед всем классом за неуспеваемость, то желание учить этот предмет может покинуть старшеклассника навсегда. Неудивительно, что в такой ситуации ребёнок не хочет в школу.

Как помочь подростку в таком случае? Легче всего восполнить его упущенные знания по конкретному предмету, когда обнаруженная проблема возникла относительно недавно. Если один из родителей достаточно осведомлён в нужной отрасли и если он обладает должным терпением, можно заниматься с ребёнком в домашних условиях. Хорошим вариантом является посещение репетитора. Но в первую очередь следует попытаться объяснить старшекласснику, насколько важно знание конкретного предмета. Без осознания этого факта все последующие занятия могут пройти впустую.

Причина седьмая. Старшекласснику неинтересно

Ещё одной причиной, почему ребёнок не хочет учиться в школе, может быть его одарённость. Порой старшекласснику, который схватывает информацию на лету, просто неинтересно посещать уроки. Ведь учебный процесс рассчитан на среднестатистических учеников. А если ребёнку приходится выслушивать ту информацию, которая ему хорошо знакома, его внимание притупляется и появляется чувство скуки.

Что делать родителям Если в школе имеется класс для таких учеников, то рекомендуется перевести своего сына или дочь туда. Если нет, то нужно помочь ребёнку удовлетворять свою любознательность путём самостоятельных занятий.

В случае когда отсутствие интереса к учёбе обусловлено не особой одарённостью, а банальным отсутствием мотивации, нужно попробовать заинтересовать ребёнка. Необходимо выявить несколько основных направлений, которые его привлекают, и помочь ему развиваться в этом русле. Например, если сыну или дочери интересен компьютер, пусть он/она помогает вам выполнять несложные задания для вашей работы. За это следует ребёнка благодарить, а может, даже выделять символическую заработную плату. Это и будет мотивацией, которая в данном случае необходима.

Причина восьмая. Неразделённая любовь старшеклассника

У подростков проблема безответной любви может встать очень остро в силу их возраста, темперамента и гормонального фона. Ребёнок произносит слова «не хочу в школу» по причине нежелания видеть объект своих чувств.

В такой ситуации родителям категорически запрещено осыпать сына или дочь насмешками, поскольку случай действительно серьёзный. Их задача - быть рядом, поддерживать и подбадривать своего ребёнка и вести разговоры по душам в случае, когда подросток к этому готов. Если он попросит перевести его в другую школу, родителям не следует соглашаться и идти на поводу у эмоций старшеклассника. Следует объяснить, что возникающие проблемы нужно решать, а не убегать от них. Убедите ребёнка, что с течением времени всё наладится и впереди его обязательно ждёт новое счастье.

Причина девятая. Конфликт подростка с одноклассниками

Поводы для конфликтов ребёнка с одноклассниками могут быть разнообразными. Без спорных ситуаций и столкновений интересов обойтись трудно. Но если отношения с другими подростками постоянно накалены, ученик начинает чувствовать себя изгоем и, конечно, мама слышит: «Не хочу учиться в школе». Ребёнок постоянно находится в состоянии стресса, школа становится тем местом, даже мысли о котором вызывают у старшеклассника неприятные ощущения. Совокупность этих факторов разрушает его самооценку и негативно влияет на мироощущение ребёнка.

Главное, чего не должны делать родители в таком случае, - это пускать ситуацию на самотёк. Следует постараться вызвать сына или дочь на доверительный разговор. После этого нужно рассказать своё видение решения возникшей проблемы, дать несколько советов. Например, чтобы ученик на переменах держался недалеко от преподавателя или другого взрослого. В случае насмешек и агрессии со стороны одноклассников следует молча, избегая визуального контакта и не отвечая на провокации, уйти. Ребёнок должен чувствовать себя уверенным и не практиковать поведение жертвы. Об этом будет говорить его осанка, высоко поднятая голова, уверенный взгляд. Старшеклассник не должен бояться говорить «нет».

В случае усугубления ситуации для решения проблемы необходимо задействовать педагогов и школьного психолога, если такой имеется в учебном заведении, которое посещает ваш ребёнок.

Почему дети не хотят учиться в школе? Главная задача каждых родителей - найти ответ на этот вопрос по отношению к своему ребёнку. Если причину удалось выявить, то решить проблему уже не так сложно. Если не удалось справиться собственными силами, следует обратиться за помощью к педагогам или школьному психологу. Родители ни в коем случае не должны решать проблему с помощью силовых методов либо путём давления на сына или дочь. Ребёнок должен чувствовать, что мама и папа всегда на его стороне и в любой момент готовы оказать ему поддержку.

В жизни каждого родителя наступает период, когда ребёнок становится школьником.

Во многом адаптация ребёнка в школьный период зависит от процесса воспитания. Школа – второе место после садика, где дети социализируются: учатся общаться, договариваться, отстаивать свою позицию, «искать себя», дружить и т.д. Случается так, что по определённым причинам дети отказываются ходить в школу.

Какие же причины отбивают у ребёнка желание посещать учебное заведение?

1. Ребенок не хочет в школу – еще «не созрел»

Часто бывает, что малыш в 5-6 лет уже умеет читать и писать и родители решают, что их чадо готово учиться и отдают в школу. Но, помимо уровня интеллектуального развития родителям следует обратить внимание на другие качества ребенка, определяющие его готовность к школе.

Физиологическое развитие. Если физиологически ребенок готов идти в школу, то он должен обладает усидчивостью, способностью не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут. У школьника должно быть развито чувство времени практически как у взрослого человека. Если физиологически ребёнок ещё не созрел для процесса обучения, то у учителя будут возникать постоянные жалобы, замечания на плохое поведение, неусидчивость, отвлекание одноклассников.

Морфологическое развитие. Определяется по пропорциям тела и проверяется «Филиппинским тестом». Для этого ребенка просят дотянуться правой рукой до левого уха, подняв и опустив руку над головой. Взрослый человек это сделает с легкостью, но если малыш не может выполнить такое упражнение – значит руки у него пока еще коротки, соответственно организм не готов к школьному обучению. Прежде всего, это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью воспринимать и перерабатывать информацию. Подобный тест часто является основным показателем определения «школьной зрелости» детей.

Таким образом, если физиологическое или морфологическое созревание еще не настало, то ребёнку будет очень тяжело даваться обучение в школе. Созревание у каждого человека проходит индивидуально и паспортный возраст может резко отличаться от биологического. Если вдруг у вашего чада низкий уровень физиологического и морфологического развития, то по возможности, лучше подождите ещё год, прежде чем отдавать его в школу. За это время эти процессы в детском организме дозреют и он будет полностью готов. В противном случае у ребёнка может снизиться мотивация к обучению, появится отказ от посещения школы, что вызовет полное негативное отношение к учебе в целом.

2. Ребенок не хочет в школу – конфликты с одноклассниками

Как и в любом коллективе у школьника могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Причину возникновения конфликта можно узнать у ребёнка.

Для того, чтобы он поделился и раскрылся, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать разговор, проговаривая эмоции и состояние ребёнка, которые вы увидели у него на лице. Если вы будете требовать и давить, то ребёнок «замкнётся в себе» и все ваши попытки окажутся тщетными.

Также можно подойти к учителю и узнать подробности ситуации.

Но ни в коем случае нельзя вмешиваться в конфликт детей и самим разбираться со сверстниками вашего ребёнка - это может усугубить ситуацию.

Он должен сам достойно выйти из сложившейся ситуации с помощью ваших советов или следуя рекомендациям психолога.

3. Ребенок не хочет в школу – конфликт с учителем

Ещё одна частая причина отказа посещать учебное заведение. Выслушайте все жалобы ребёнка на учителя, с которым у него конфликт, но не делайте поспешных выводов. Не стоит кричать и ругаться, чтобы он не замкнулся в себе и не закрылся окончательно. Надо выслушать обе стороны.

Придите к учителю и спокойно, как бы это ни было сложно, расскажите, что произошло, по мнению вашего ребёнка. Затем узнайте точку зрения педагога, чтобы быть объективным. Поймите, что у учителя помимо вашего ребёнка, как минимум, ещё 20 человек и ему нелегко. Попробуйте войти в его положение и поддержать, поговорив, что вы понимаете как тяжело удерживать внимание и найти контакт с таким количеством детей одновременно.

Выслушайте мнение преподавателя и попробуйте совместно найти выход из сложившейся ситуации, который устроил бы всех. Если вы начнёте отстаивать права ребёнка, то конфликт с учителем будет и у вас, а это не разрешит ситуацию, а лишь усугубит её. Можно подключить школьного психолога, который трезво оценит ситуацию и поможет найти верный выход.

4. Ребенок не хочет в школу – ребёнок не соответствует требованиям школьной среды

Иногда бывает так, что родители отдают своего ребёнка в престижную школу, лицей или гимназию, но не могут обеспечить ему того же «статуса», что у одноклассников. Модные и крутые гаджеты – вот что является мерилом быть первым, лучшим среди других. Если кто-то не соответствует таким «меркам», попадает в аутсайдеры, становится белой вороной и поводом для насмешек.

Родителям надо помнить, что пока их малыш ходит в детский сад, сверстники особого значения на одежду и игрушки внимания не обращают. А вот в школе лучше соответствовать принятым условиям и среде. Детский мир жесток и если хотите, чтобы социум принимал вашего ребёнка, обеспечьте соответствующие условия или переводите в школу попроще.

Позвольте маленькому человеку самостоятельно выбирать себе вещи, исходя из «школьной моды». Это не означает, что вы должны покупать ему супер навороченные модные вещи в бутике, но уж точно не те, которые вам кажутся теплее и симпатичнее. Ребёнок лучше знает, что выбрать, чтобы не выбиваться из массы.

Постепенно и ненавязчиво объясняйте своему чаду, что выделяться лучше какими-то достижениями и качествами, которые пригодятся в жизни и помогут достичь большего. Но сами вы должны понимать, чтобы выбиться из серой массы, сначала ребёнок должен стать «своим», помогите ему в этом, и он сможет достичь большего.

5. Ребенок не хочет в школу – не успевает за другими детьми, большие нагрузки, устаёт

Условия могут быть как, и в предыдущей причине - желание родителей, чтоб их ребёнок учился в престижной школе. Зачастую в таких школах высокие требования и большие нагрузки, с которыми справиться дано не всем деткам. Если ваш ребёнок среднестатистичекого развития интеллекта, то ему очень трудно «тянуться» и его силы не соответствуют поставленным задачам и требованиям.

Каждый родитель желает самого лучшего для своего дитя. Соотношение баланса между способностями и требованиями учебного заведения помогут поддерживать у ребёнка хорошую мотивацию к обучению и посещению школы на протяжении всего учебного процесса.

У учителя нет возможности постоянно уделять время вашему малышу и подтягивать его. От этого у педагога может возникнуть раздражение на него, а одноклассники начнут смеяться.

Если вы хотите, чтобы ребёнок продолжал учиться в этой школе, то вам придётся заниматься с ним дома самим или нанимать репетитора, но не переусердствуйте. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, в противном случае организм начнёт давать сбой, а там и до болезней недалеко.

6. Ребенок не хочет в школу – потеря интереса к учебе

Дети легко и лучше обучаются в игровой форме. Тут многое зависит от учителя, но не каждый педагог может заинтересовать и провести занятие так, чтобы это было интересно, увлекательно и играючи.

Если вашему чаду попался такой преподаватель, можно научить ребёнка самостоятельно интересно изучать материал, используя различные источники информации.

Также причиной потери интереса к учебе может послужить быстрое освоение новой информации и выполнение всех заданий на уроке. Учитель ориентируется на средний показатель класса, но есть дети, которые очень быстро справляются с заданиями и им становится скучно.

Если ваш ребёнок относится к разряду таких, то вам необходимо наладить хороший контакт с педагогом, убедить его давать сложные задания или увеличить их количество. В этом случае школьник будет занят и проблем учителя с ним не возникнет. На крайний случай можно попробовать перевести ребёнка в класс или школу посильнее.

7. Ребенок не хочет в школу – давление со стороны родителей

Каждый родитель знает, что основная задача ребёнка – учиться, учиться и ещё раз учиться.

Если со стороны родителей идёт постоянный прессинг и они заставляют свое чадо учиться лучше, чем есть в настоящий момент, наказывают за их неоправданные ожидания, то рано или поздно ребёнок начнёт ненавидеть как школу, так и родителей.

Необходимо разговаривать с детьми и объяснять, что учёба нужна им, а не вам. Объясняйте, что хорошие отметки и высокие баллы по ЕГЭ и ГИА позволят поступить в то учебное заведение, в которое хочет сам ребёнок.

Самой лучшей мотивацией к учебе является его собственное понимание значимости учебы. В этом вы можете ему помочь, используя «сократический диалог».

Подобное общение подразумевает постановку вопросов таким образом, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания.

Пример: - Саша, ты кем хочешь быть когда вырастишь?

- Врачом.

- А что надо сделать, чтобы получить профессию врача?

- Закончить медицинский университет.

- А что нужно, чтобы его закончить?

- Поступить.

- А что надо делать, чтобы поступить и т.д.

Чередой вопросов вы подводите ребёнка до момента, когда он говорит, что необходимо учиться для хороших знаний предмета, которые помогут стать отличным специалистом.

Общие рекомендации для родителей, чтобы поддерживать у ребёнка желание посещать школу

1. Будьте другом вашему дитю . Если отношения не налажены, то не о каком доверии со стороны ребёнка речи быть не может. Для этого старайтесь всегда безоценочно выслушивать всё, что он говорит и поставить себя на его место, чтобы лучше понять. Если вы будете критиковать, ругать его, то он закроется, не будет ничего рассказывать. Тогда о его проблемах, школьной жизни, отношениях со сверстниками вам придется узнавать из уст учителя, директора или других детей.

Чтобы контролировать ситуацию и во время прийти на помощь, надо владеть информацией. Только дружеские отношения помогут вам быть в курсе всех жизненных событий вашего ребенка.

2. Учите ваше чадо самостоятельно разбирать и изучать материал , если он что-то не понял на уроке. В интернете можно найти огромное количество материала в интересной подаче и с разъяснением. Объясните, что учитель не может индивидуально заниматься с каждым учеником. Если видите, что у ребёнка начали снижаться отметки по какому-то предмету, важно поговорить с ним, возможно, какую-то тему он не понял, ребята пошли дальше, а он застрял на этой. Помогите разобрать ему материал или наймите репетитора, чтобы отставание в учебе не накапливалось как снежный ком.

3. Наладьте дружеские отношения с учителем . Проявляйте эмпатию, сопереживание по отношению к педагогу. Он ваш союзник и ваша задача общими усилиями сделать так, чтобы хорошо было и учителю и ученику. Предлагайте свою помощь, благодарите учителя за то, что он помогает вашему ребёнку становиться взрослым, умным, успешным и образованным человеком.

4. Если у вас что-то не получается или вы не знаете как поступить , обращайтесь к школьному психологу или к другому специалисту. Главное – не навредить своему ребёнку, а квалифицированный специалист поможет лучше, быстрее и качественнее решить проблему.

Если хотите, чтобы школьные годы прошли у вас и вашего ребёнка спокойно и легко, надо постараться учить свое чадо общаться со сверстниками, учителями и самостоятельно искать решение поставленных задач. Но вы должны в любой момент находиться рядом, поддерживать и помогать ему.

Если надо что-то объяснить, попробуйте разыграть ситуацию с ребёнком, где он сам будет в роли обидчика, а вы сыграете его роль. Ничто так не помогает понять другого человека, как пребывание в его «шкуре».

Будьте ребенку другом, тогда он будет прислушиваться к вашим советам, доверять и просить помощи. Поддерживайте, хвалите и любите своего ребёнка. Вы – команда!

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

«Не хочу идти в школу!» - как часто родители слышат эту фразу от своих детей! Особенно эта проблема актуальна в преддверии нового учебного года. Причин, по которым ребенок отказывается посещать на занятия, может быть несколько. Психологи предупреждают: ругань не решит вопрос и только усугубит ситуацию - ваше чадо начнет тайно от вас прогуливать школу. Эксперт рассказывает, что делать, чтобы ребенок начал ходить в школу с удовольствием.

Лень - не причина

Почему ребенок не хочет идти в школу? По словам психолога Людмилы Артемьевой , банальная лень - это лишь одна из целого ряда возможных причин. «Очень часто поводом для того, чтобы у ребенка сформировалась стойкая неприязнь к школе, бывают личные конфликты, - объясняет эксперт. - Это могут быть плохие отношения с одноклассниками или даже с кем-то из педагогов. Хуже - если школьник становится объектом травли, и его одноклассники издеваются над ним. Неудивительно, что школа в таком случае становится для ребенка ненавистным местом».

Если сын или дочь не могут найти общий язык со своими сверстниками, психолог советует не бежать сразу же к директору или классному руководителю, а подсказать ребенку способ решения конфликта. «Ваш ребенок нуждается в друзьях, - говорит Артемьева. - Устройте праздник для детей, пригласите одноклассников своего чада - только, разумеется, не те тех, кто участвует в травле. Посоветуйте ребенку найти среди одноклассников товарищей по интересам. Другие дети увидят, что ваш ребенок не один, что он в коллективе, и прекратят свои насмешки».

Конфликт же с учителем у ребенка обычно происходит по вине родителей. Обычно педагог бывает недоволен, если ученик не может сконцентрироваться на теме урока и начинает шуметь, отвлекаться и даже вступать в словесную перепалку с учителем. Слишком тихий и скромный ребенок, наоборот, может быть напуган строгостью педагога. В обоих случаях конфликт неизбежен. «Если у вас гиперактивные дети, вы должны уделить им больше внимания и объяснить, как правильно вести себя в школе, - говорит Артемьева. - Определенные правила в обществе существуют для всех, и их нужно соблюдать. Если ребенок боится учителя, поговорите с ним и убедите, что его страхи беспочвенны».

Не ссорьтесь на глазах у детей

Как ни странно, одна из самых распространенных причин нежелания учиться - проблемы не в школе, а в семье. «Многие родители думают: ну какая у ребенка может быть депрессия? - отмечает психолог. - На самом же деле дети все прекрасно понимают и глубоко переживают из-за семейных конфликтов». Артемьева предостерегает: все ссоры между родителями не должны происходить на глазах у детей. Вы - защита, опора и поддержка для своего ребенка. Если он станет свидетелем семейных разногласий, то его мир начнет рушиться, руки опустятся. Когда в семье все хорошо, у детей тоже появляется ощущение внутренней гармонии, и он открыт для новых знаний, впечатлений и эмоций.

Другим поводом не ходить в школу может стать излишняя загруженность ребенка. Некоторые современные родители считают, что у их чада не должно быть свободного времени и отдают ребенка на всевозможные кружки и секции. Пересмотрите график школьника: а вы бы смогли жить в таком режиме? Если ребенок уходит из дома рано утром и возвращается только для того, чтобы поспать, вычеркните из его списка занятий лишний и оставьте то, что действительно интересно сыну или дочери. Пусть у ребенка останутся силы для уроков!

Расспросите ребенка про школу

Ребенок будет отказываться посещать уроки, если он не может похвастаться своей успеваемостью. Кому приятно получать «двойки»? Выясните, по каким предметам нужно подтянуть ребенка: пусть с ним позанимается репетитор.

Если «тяжелых» предметов несколько - возможно, для усвоения нового материала ребенку не хватает его интеллектуальных способностей. В таких случаях лучше проконсультироваться с учителями или директором. Не исключено, что вам придется перевести чадо на домашнее обучение.

«В любом случае, чтобы привить ребенку интерес к школе, не нужно кричать, ругать школьника, - советует психолог. - Иногда решить проблему помогает простой разговор. Вечером за чашкой чая спросите у сына или дочери, что интересного было сегодня в школе, какие случаи происходили на переменах. Проявите внимание, выслушайте своего ребенка, расскажите ему что-нибудь из своей школьной жизни и превратите такие беседы в традицию. Тогда процесс обучения станет гораздо интересней!».

Многие родители, когда слышат про отказ ребенка идти в школу, принимают это нежелание за лень и поэтому начинают упрекать ребенка, заставлять его учиться, а иногда и наказывают. Лень достаточно частая причина прогулов школьных уроков, но далеко не единственная. У ребенка может быть серьезный стресс, поэтому отказ посещать уроки связан с защитной реакцией психики ребенка.

Проблемы в младшей школе

Дети разного возраста имеют в школе свои интересы и свои неприятности. Так, первоклассник может бояться неизвестности, новой учительницы, детей, обязанностей. Ребенку в этом возрасте еще не совсем понятно, зачем ему учиться, он не знает, что его там ждет, а отказ идти в школу может быть естественной реакцией на страх. Ведь гораздо лучше для малыша делать то, что он уже умеет и знает, например, ходить в садик или играть дома. Родителям в этой ситуации нужно спокойно объяснить ребенку, что хорошего он может получить в школе: там будут новые друзья, он научится писать, как взрослые, сам сможет быстро читать книги, будет считаться уже не маленьким ребенком, а взрослым школьником.

Иногда у ребенка возникает подобная реакция, если он не справляется с программой, не понимает, как выполнять уроки, расстраивается из-за плохих оценок. В этом случае, родителям нужно помочь малышу, объяснить ему, как выполнять задания, а учителя попросить присматриваться к ребенку на уроке, быть с ним помягче. Еще одной распространенной проблемой в младшей школе являются конфликты между учеником и учителем или другими учениками. Ребенку может не понравиться его учительница, особенно, если она строгая и требовательная. Или у него может возникнуть ссора с кем-то из одноклассников. Все эти проблемы решить тоже возможно, если поговорить с ребенком и его друзьями или учителем. В крайнем случае можно перевести малыша в другой .

Проблемы в средней и старшей школе

Если ребенок хорошо успевал по программе в , он может думать, что ему будет также легко и в средней. А сталкиваясь с проблемами, ученик не всегда может их самостоятельно решить: предметов в гораздо больше и все они сложнее, а значит, и отстать от программы школьник может очень быстро. Неоправдавшиеся надежды ребенка могут вылиться в его отказ идти в школу и выполнять уроки. Конечно же, в этом случае родителям нужно самим как можно быстрее помочь ученику наверстать программу, иначе он может так и не оправиться от своих неудач. Старшеклассникам, в свою очередь, может быть более интересна уже не школа, а общение со сверстниками. Кроме того, их может пугать подготовка к экзаменам и повышенная нагрузка.

В этом возрасте дети вступают в пубертатный период, у них повышается уровень гормонов, они могут чаще уставать, проявлять агрессию или апатию, скрывать свои проблемы от родителей. Но замалчивание проблем в школе приведет только к ухудшению положения. Поэтому нужно сразу же выяснять, что творится с ребенком, что беспокоит его. Если он отказывает посещать школу из-за ссоры, плохих оценок, контрольной или общей усталости, поговорите с ребенком и постарайтесь решить его сложности вместе. В конечном итоге, нет ничего страшного в том, если на несколько дней ребенок останется дома, но у него не должен окончательно пропасть интерес к учебе и школе.

Ребенка можно отдавать в школу как в шестилетнем возрасте, так и в семь и даже восемь лет. Поступление в первый класс зависит от желания родителей и от готовности самого ребенка. Поэтому однозначного ответа, какой возраст лучше, быть не может. Нужно внимательно изучать поведение конкретного дошкольника.

Готовность к школе можно определить родителям самостоятельно или с помощью психолога. Опытный педагог уже после одного разговора с ребенком и проведения простейших тестов может сказать, готов дошкольник к занятиям или пока нет. Но решение все равно будут принимать родители вместе с малышом. Но следует помнить, что слова ребенка о том, что он хочет в школу, не могут быть определяющими в решении отдать его в в 6 лет, то есть немного раньше нормального срока. Если вы сами не уверены в том, что характер ребенка уже достаточно сложился, а организм окреп, лучше подержать его в детском саду до полных 7 лет. Поступление в школу в 8 лет - это, скорее, исключение из правил, но тоже вполне приемлемо. В таком возрасте отдают в школу ребят, которые родились в конце года или же наотрез отказывались поступать в новое для них учебное заведение вовремя.

Психологическая готовность к школе

Готовность к школе определяется по двум параметрам - уровню психологического и физического развития. В понятие психологического взросления входит мотивация дошкольника, она подразделяется на игровую, учебную, социальную и мотивацию достижений. Лучшим вариантом, конечно же, станет наличие у ребенка учебной мотивации, когда он хочет идти в школу, чтобы познавать мир, узнавать новое. В случае мотивации достижений ребенок также хочет посещать уроки, но основным поводом для этого у него становятся хорошие оценки, похвала, награды, признание. Это тоже хорошая форма устремления, но она бывает неустойчива, так как даже одна плохая оценка или порицание учителя может ее разрушить.

Ребенок, у которого главной формой выступает социальная мотивация, будет рваться в школу за новыми знакомствами, друзьями. Быть может, он будет хорошо учиться, желая обратить на себя внимание учителя или сверстников, но это ненадолго. Однако самые незрелые в психологическом плане - это дети с игровой мотивацией. Они приходят в школу с игрушками, рассеяны на уроках, не слушают объяснения педагога, не понимают, зачем им нужно что-то писать, считать или выполнять домашние задания. Конечно, занятия в часто проводят в игровой форме, но это все же больше учеба и получение знаний, чем игра. Поэтому таких дошкольников нужно пока оставлять в детском саду еще на год.

Физическая готовность и интеллектуальный уровень ребенка

Кроме этого психолог, педагог или родители должны обратить внимание на подготовленность руки ребенка к письму, выявить его интеллектуальный уровень, степень подготовленности к первым урокам. Для этого понаблюдайте за ребенком, проведите небольшой тест, расспросите его в спокойной обстановке, не повышая голоса. Помимо вопроса, хочет ли ваш малыш в школу, можно задать вопросы, что он там будет делать, кто будет учиться с ним, зачем ему ходить в школу. Понаблюдайте, как ребенок ведет себя в группе незнакомых людей, не замыкается ли он. Может ли он около 30-40 минут самостоятельно заниматься каким-то делом, например, рисованием, спокойно сидя на одном месте. Проверьте, умеет ли малыш считать до ста и решать простые задачи, все ли буквы знает, хорошо ли уже читает. Умеет ли ребенок составлять связный рассказ по картинке хотя бы из пяти предложений, знает ли он наизусть несколько средних или длинных стихотворений. Может ли он держать ручку и писать ею простые фигуры, хорошо ли он пользуется ножницами и клеем, делает ли аппликации, раскрашивает ли картинки. Также очень важно, хочет ли ваш ребенок заниматься самостоятельно или ему постоянно требуется помощь.

Физическое развитие организма не менее важно, чем психологическая готовность. Тело будущего школьника должно приобрести черты взрослого человека, в нем постепенно отходят на второй план черты детского строения. У ребенка школьного возраста оформляется талия, арка стопы, суставы на пальцах, начинают меняться зубы. Дети, готовые физически, умеют раздеваться и одеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, поднимаются по лестнице поочередно обеими ногами.

Кризис дошкольного возраста

Если ребенок соответствует большинству этих пунктов, имеет по ним прочные знания и хорошие навыки, он к школе готов. Однако родителям важно помнить, что именно в 6-7 лет у ребенка начинается возрастной кризис, когда малыш перестает воспринимать мир в качестве дошкольника, лишь через игровую форму поведения, но еще не знает, как научиться видеть и узнавать его по-другому. Поэтому в этом возрасте возможны перепады настроения, капризы ребенка, необоснованное упрямство, плач. Взрослые могут принимать такое поведение за бунт, проявление плохого воспитания, но это не так. Ребенку в этом возрасте нужны помощь и поддержка, так как он и сам себя не понимает, и родителям ничего пока объяснить не может. А школа добавляет лишний повод для стресса. Поэтому со старшими дошкольниками и младшими школьниками нужно обходиться внимательно, дать им время адаптироваться к новым условиям, привыкнуть.