Родственники есенина похороненные на ваганьковском кладбище. Там, где похоронен Есенин

Галины Бениславской не было. М. Ройзман рассказывал: «Спустя немного после смерти Есенина я увидел Бениславскую за столиком в здании телеграфа. Перед ней лежал чистый бланк для телеграммы, она сидела задумавшись, с ручкой в руке. Я поздоровался с ней и увидел, что она похудела, даже постарела. Я спросил, не больна ли она?
Нет, я здорова, — тихо ответила она. — Но я каждую минуту думаю, что Сергея Александровича уже нет!
»

После его смерти Галина запишет в дневнике: «Пришли страшная безысходность и невозвратимость потери. И такая же смертная тоска по нём у меня.Тому, кто видел его по-настоящему — никого не увидеть, никого не любить ».

Она пробует как-то жить, заливать душу вином, бросается из стороны в сторону. Облегчения нет. И Галина принимает решение уйти из жизни.
Это произошло 3 декабря 1926 года на Ваганьковском кладбище рядом с могилой Есенина.

Могила Есенина в её первоначальном виде

«Женщина нервно курила папиросу за папиросой. Она ещё так молода, а жизнь, несмотря на трудности и несчастья, так прекрасна… Наконец она решилась. Достала листок бумаги, быстро, чтобы не раздумать, набросала несколько строк: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое..."

Ещё некоторое время она стояла не шелохнувшись. Потом на коробке от папирос написала: «Если финка будет воткнута после выстрела в могилу — значит, даже тогда я не жалела. Если жаль — заброшу её далеко…» .

Галина достала пистолет... Через некоторое время она на коробке папирос смогла кое-как дописать: «осечка ». В Москве потом будут говорить, что осечек было несколько. Зато последовавший выстрел оказался точным. Женщина упала без сознания. Пистолет и финка выпали из её рук…
Выстрел услышали у сторожки. К месту происшествия, боязливо прячась за памятники и ограды, первым подоспел кладбищенский сторож. Смертельно раненая женщина в клетчатом кепи и тёмном поношенном пальто лежала на снегу и чуть слышно стонала. Сторож побежал к церкви поднимать тревогу. Скоро пришла милиция, приехала «Скорая помощь». Умирающую направили в Боткинскую больницу, но она уже не дышала. Повозка развернулась и повезла тело покойной на Пироговку, в анатомический театр. Так трагически оборвалась жизнь 29-летней Галины Бениславской, любовь и преданность которой к поэту была безграничной». (Эдуард Хлысталов. «Литературная Россия» № 50. 14.12.2001 г.)

Самоубийство Галины Бениславской потрясло всю Москву. Было принято решение похоронить её рядом с Есениным. Похороны состоялись 7 декабря. На памятнике начертали слова «Верная Галя ». Теперь там выбиты слова Сергея Есенина из его письма к ней:

Какая же она была, эта загадочная и противоречивая женщина, не пожелавшая больше жить в мире, где не было ее Поэта, где не осталось уже смысла существовать, покинувшая его расчетливо и хладнокровно?
Галина Артуровна Бениславская родилась в Петербурге в 1897 году . Она — дочь обрусевшего француза и грузинки.

Росла в семье тётки, так как отец рано оставил семью, а мать лечилась в психиатрической клинике. Была в партии большевиков, побывала в плену у белых, в 1919-22 годах работала в ВЧК секретарём экономического отдела.

Разработчики версии об умышленном убийстве великого поэта распространяют домыслы о том, что Бениславская якобы «была приставлена ГПУ для наблюдения за поэтом» (Ф. Морозов. Журнал «Русь »). Это гнусная клевета. В экономическом отделе, где служила Галина в Особой межведомственной комиссии (ОМК), занимались «выработкой мер по борьбе со спекуляцией и усилению ответственности должностных лиц ». Каких-либо агентурно-осведомительных задач комиссия перед собой не ставила. Жизнь писателей и поэтов по вполне понятным причинам ее не интересовала — то была епархия секретного отдела ВЧК. Поэтому очевидно, что «пристегивать» Бениславскую к Агранову можно было лишь с помощью фантазии.
Но, может быть, Агранов позднее привлек Галину Артуровну в секретный отдел ВЧК? И на этот вопрос существует отрицательный ответ, опять же исходя из ее личного дела.
В одной из справок читаем: «Прошу сотрудницу для поручений сельскохозяйственного отдела Бениславскую Г. А. как фактически в отделе не работающую около 4 месяцев откомандировать в административный отдел ГПУ ». Этот документ датирован 27 апреля 1922 года, а уже через пять дней была подписана бумага с указанием, что Бениславская «уволена со службы ГПУ по личному желанию и направляется в подотдел учета и распределения рабочей силы гор. Москвы ».
Таким образом, сам факт пусть короткой, но официальной службы на Лубянке исключал привлечение Бениславской в качестве секретного сотрудника ГПУ. В противном случае само понятие «секретный» теряло смысл.
Позднее Бениславская перешла работать в редакцию газеты «Беднота ». Галина много читала, хорошо разбиралась в литературе, посещала знаменитое кафе «Стойло Пегаса», в котором в двадцатые годы читали свои стихи лучшие поэты Москвы. Но вся ее жизнь перевернулась 19 сентября 1920 года, когда в один из вечеров, проходивших в Политехническом музее, она услышала Сергея Есенина . В тот день она записывает в своём дневнике:
«Вдруг выходит тот самый мальчишка: короткая, нараспашку оленья куртка, руки в карманах брюк, совершенно золотые волосы, как живые. Слегка откинув назад голову и стан, начинает читать:

Плюйся, ветер, охапками листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.

Он весь — стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в стихах, а в каждом движении, отражающем движение стиха. Гибкий, буйный, как ветер, о котором он говорит, да нет, что — ветер, ветру бы у Есенина призанять удали. И в том, кто слушает, невольно просыпается та же стихия, и невольно хочется за ним повторять с той же удалью: «Я такой же, как ты, хулиган»…
Что случилось после его чтения, трудно передать. Все вдруг повскакивали с мест и бросились к эстраде, к нему. Ему не только кричали, его молили: «Прочитайте еще что-нибудь». И через несколько минут, подойдя, уже в меховой шапке с собольей оторочкой, по-ребячески прочитал еще раз «Плюйся, ветер…».
Опомнившись, я увидела, что я тоже у самой эстрады. Как я там очутилась, не знаю и не помню. Очевидно, этим ветром подхватило и закрутило и меня. Что случилось, я сама еще не знала. Было огромное обаяние в его стихийности, в его полубоярском, полухулиганском костюме, в его позе и манере читать, хотелось его слушать, именно слушать еще и еще…
»

С.Есенин читает свои стихи у памятника А. Кольцову.

В пору знакомства с Есениным (1919-1920 гг.) Бениславская выглядела девчонкой, в которой, когда она с задором спорила или азартно смеялась, проглядывало что-то мальчишеское. «Глаза у неё были замечательные! Большие, карие, с золотыми искрами, почти сросшиеся, вычурно изогнутые брови под прямым узким носом придававшим её узкому лицу особую значимость. Роскошные, загнутые наверх ресницы. Иронический рот и высокий лоб свидетельствовали об уме и силе воли ». (Е. Стырская). Она была похожа на грузинку, отличалась своеобразной красотой и привлекательностью. Тогда у неё ещё были косы галочьего цвета — длинные, пушистые.

Потом остригла. Причесывала короткие волосы на прямой пробор. Беседуя, любила засовывать в обшлага рукавов руки.

Из дневника Галины Бениславской:
«Только удивилась: читала в романах, а в жизни не знала, что так «скоропостижно» вспыхивает это. Поняла: да ведь это же и есть именно тот «принц», которого ждала. И ясно стало, почему никого не любила до сих пор... В этот же вечер отчетливо поняла — здесь всё могу отдать: и принципы (не выходить замуж), и — тело (чего до сих пор даже представить не могла себе), и не только могу, а даже, кажется хочу этого…» .

Есенин покорил Галину сразу и безвозвратно. Следующие две недели прошли под гипнозом его стихов. Она присутствует на всех выступлениях поэта и всегда оказывается в первых рядах слушателей, что не остается не замеченным Есениным. Необычная красота девушки притягивает поэта, но она «сдаётся» не сразу и не показывает виду, что безумно влюблена в него. Надо сказать, что Галина никогда не бегала за Есениным (как это было представлено в нашумевшем фильме по произведению Безрукова-старшего), она появлялась только тогда, когда это было необходимо и исчезала, когда отпадала надобность ее вмешательства.
Постепенно завязываются дружеские отношения между поэтом и подругами Галей и Яной Козловской.

Есенин очень интересовался статьями и заметками о нём самом и об имажинизме вообще. Яна, работая в газете «Беднота», и Галина, пользующаяся информбюро ВЧК, доставали ему много интересующего его материала.
Дальше, по словам Галины, началась сказка, которая стала смыслом её жизни и которая продолжалась до 1925 года. Она потянулась к Есенину, как к солнцу. Позднее в письмах она обращалась к нему: «солнышко мое!».

«Ничего не собиралась добиваться, я только не могла и не хотела не думать о нем, не искать возможности увидеть и услышать его. И позже, уже имея возможность всегда видеть его, когда он начинал читать стихи, я не раз думала, что кроме всего этого я могу еще слушать от него самого только что написанные стихи. В этот день пришла домой внешне спокойная, а внутри — сплошное ликование, как будто, как в сказке, волшебную заветную вещь нашла. С этого вечера до осени 1922-го (два года) я засыпала с мыслью о нем и, когда просыпалась, первая мысль была о С.А., так же как в детстве первой мыслью бывает: «Есть ли сегодня солнце? ».

«Так любить, так беззаветно и безудержно любить. Да разве это бывает? А ведь люблю, и не могу иначе; это сильнее меня, моей жизни. Если бы для него надо было умереть — не колеблясь, а если бы при этом знать, что он хотя бы ласково улыбнется, узнав про меня, смерть стала бы радостью» .
Дневник этот в конце века издан и в России, и в Америке, любовь Галины Бениславской вошла в историю. Люди помнят о её любви вот уже почти столетие. И вряд ли ещё можно найти пример такого спасительного самоотречения в любви, такого бескорыстного всепоглощающего чувства, которое приняли, но не разделили.
Она дождётся, что он скажет ей: «Галя, Вы потрясающий человек. У меня никого нет ближе Вас ». Однако добавит: «Но простите. Я не люблю Вас как женщину ». Она ответит: «Сергей Александрович, я не посягаю на Вашу свободу, Вам нечего беспокоиться ». А в дневнике запишет: "Боже, как мучительно больно... Но я справлюсь с этим. Любить его всегда, всегда быть готовой откликнуться на его зов - и всё, и больше ничего! " И он это ценил и писал ей в письме: «Правда, это гораздо лучше и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя».

Где-то летом 1921 года Галина чувствует себя необыкновенно счастливой рядом с ним. «Да, март-август 1921-го — какое хорошее время ». Есенин был близок с ней, он не мог не ответить на чувства преданного и горячо любящего его человека. Об этом есть упоминание в ее дневнике, датированное мартом 1922- го. «Нет унижения, на которое я не пошла бы, лишь бы заставить его остановиться лишь ненадолго около меня, но не только физически, от него мне нужно больше: от него нужна та теплота, которая была летом, и все!!! » Запись была сделана в начале уже завязавшихся отношений Есенина с Айседорой Дункан .


Зная, что у Есенина есть жена и дети, Галина вообще не помышляла о завоевании его сердца, хотя ее-то сердце уже стучало в высоком любовном ритме. Потом Есенин показался ей уже «доступным». «Как он «провожал» тогда ночью, пауки ползали, тихо, нежно, тепло. Проводил, забыл, а я не хочу забывать. Ведь Есенин один ».

После ухода от жены поэт оказался в буквальном смысле слова на улице, поиски крыши над головой были его постоянной головной болью. Где он только не жил! Чаще всего приходилось искать убежище на квартирах разных друзей и знакомых, причем за ним обязательно увязывалась толпа прилипал и нахлебников. Он не мог работать в этих условиях. Галина приютила Сергея в своей коммуналке. Потом туда переехала его сестра Катя. Потом Шура...

Есенин за границей с Дункан.

Галина разрывается между ревностью и любовью. «Ведь она (Айседора) сберечь не сумеет? Не может огонь охранять дерево. Быть может, мы его навсегда уже проводили, не сумели сберечь?.. Как он мне дорог. Опять и опять чувствую это. И дорого все, что дорого ему… »
Приходит решение, несмотря ни на что, быть всегда рядом с ним, быть необходимой, быть другом и не требовать большего.
После возвращения из-за границы и ухода от Дункан Есенин окончательно поселяется в большом доме в Брюсовском переулке, так называемом «доме Правды», где жили сотрудники газет «Правда» и «Беднота», в коммунальной квартире на 7 этаже, где Галине принадлежали две маленьких комнатки. Из окна комнаты открывался вид на Кремль.

В этом доме в Брюсовом переулке (дом 2а, кв. 27) Есенин прожил около года... Эта квартира долго оставалась коммунальной, сейчас же её целиком купил кто-то из новых русских и охранник в неё не пускает. Экскурсии приводят во двор и там рассказывают о Есенине.

Добровольно и с великим энтузиазмом эта тихая подвижница взвалила на себя обязанности прислуги, няни, опекунши, литературного секретаря... Секретаря, пожалуй, в первую очередь. Едва ли не половина есенинских писем 1924 года адресовано ей. Но тщетно искать в них хотя бы одно интимное словечко — всё это дружеские, корректные по тону, с неизменным обращением на Вы (хотя и по имени) деловые послания. Она составляет и издаёт его сборники, держит корректуру, ведёт денежные дела, весьма запутанные, переписывает и хранит его рукописи. Секретарь, надёжный и верный, но не больше.
Из воспоминаний А. Мариенгофа : «После возвращения Есенина из Америки Галя стала для него самым близким человеком: возлюбленной, другом, нянькой. Нянькой в самом высоком, благородном и красивом смысле этого слова. Я, пожалуй, не встречал в жизни большего, чем у Гали, самопожертвования, большей преданности, небрезгливости и, конечно, любви. Она отдала Есенину всю себя, ничего для себя не требуя. И уж если говорить правду — не получая ».

В последние годы Галина была чаще всего первой слушательницей его стихов. Она обладала тонким литературным вкусом, и Есенин всегда прислушивался к ее оценкам, не всегда совпадающим с его собственными, к её мягким советам. Галина действовала на него успокаивающе.
«В моем присутствии в течение двух лет произошел только один скандал. Успокаивало его мое спокойствие и моя ровность по отношению к нему; вскоре изучила до тонкости все его настроения. В отношении его настроения и состояния я была совершенно необычайно для меня чутка. Из постоянной тревоги за него выросла какая-то материнская чуткость и внимательность к нему ». Она вспоминает случай:
«Вдруг что-то вынимает из кармана, со страхом и опаской. Как будто сломанная папироска — мундштук от гильзы. Нагибается и на ухо, с отчаянием — все, мол, кончено, — говорит. «Это Аксельрод дал, знаете — кокаин, я уже понюхал один раз, только ничего не почувствовал, не действует». Я от ужаса крикнула: «Сейчас же бросьте! Это еще что такое!». И что есть силы ударила его по руке. А он растерянно, как мальчишка, понявший, что балует чем-то нехорошим и опасным, со страхом растопырил пальцы и уронил. Вид у него был такой: избавился, мол, от опасности. Пробирала я его полчаса, и С.А., дрожащий, напуганный, слушал и дал слово, что не только никогда в жизни в руки не возьмет кокаина, а еще в морду даст тому, кто ему преподнесет ».
Кто знает, если бы не встретилась на пути Есенина Галина Бениславская, не ушёл ли он от нас еще раньше, погибнув от наркотиков или в уличной пьяной драке, где жизнь его столько раз висела на волоске.

Привычное кабацкое окружение Есенина люто ненавидит Бениславскую. «…Я проходила сквозь строй враждебных, ненавидящих глаз. Чего только они не делали, чтобы устранить меня. К их величайшей ярости, они никак не могли раскусить наших отношений. Жена. Не жена. Любовница - тоже нет. Друг. Не видали они таких среди себя и не верили в мою дружбу. И потому не знали, с какой стороны задеть Сергея Александровича. И не понимали, чем же я так приворожила его, что никакими способами не удается поссорить нас ».
Есенин предложит ей: «Галя, я живу у Вас. Ведь пойдут всякие разговоры. Если хотите, я могу жениться на Вас ». Она откажется: «Нет, Сергей Александрович. Только из-за чьих-то разговоров — нет. Так — я не могу. Просто Вы всегда, во всём полагайтесь на меня».
В своих воспоминаниях Г.Бениславская пытается обвинить советское правительство в игнорировании поэта. Горько возмущается, что «оно не имело права не понимать, какая ценность находится на его попечении, и которое все же не только не способствовало возможности расти дальше дарованию Есенина, но даже не сумело сохранить его; пусть даже не сохранить, а хотя бы мало-мальски обеспечить бытовые возможности. А Собинову, Гельцер, Неждановой обеспечивают эти возможности, хотя их вклады в духовную культуру неизмеримо меньше, хотя бы уж потому, что их творчество с ними же умрет, а созданное Есениным переживет много поколений ».

Есенин называл Бениславскую своей «заботницей». Галя — бесспорно была самым настоящим и верный другом С. Есенина. В письмах к ней он пишет: «Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного».

Не верьте тому, что говорят и пишут о Галине Бениславской в дурацких книгах и фильмах: была чекисткой, стучала на Есенина и прочий вздор. Больно смотреть и читать, как порочат память этой прекрасной женщины. Такой любви памятники надо ставить. Есенин, к сожалению, не посвятил ей ни одного стихотворения. Но если бы он не умер так рано, я думаю, он ещё вернулся бы к ней. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье ». Расстояния не хватило...

Он родился 3 октября 1895 года, в рязанском селе Константиново. С двух лет, по бедности семейства, был отдан на воспитание деду, мужику более зажиточному.



Село Константиново. Дом Есенина

В 17 лет Есенин — выпускник церковной учительской школы. Но учительство не привлекает его.

Осознание своего поэтического дара пришло быстро. Позднее он вспоминал: «18 лет я был удивлен, разослав свои стихи по редакциям, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно».

«Грянул» он в Петербург еще весьма простоватым парнем. Впоследствии сам рассказывал, что, увидев Блока, вспотел от волнения. В те годы еще не оперившийся Есенин был послушным спутником Клюева и Городецкого. Вместе с ними разгуливал этаким сусальным мужичком, носил щегольские сафьянные сапожки, голубую шелковую рубаху, подпоясанную золотым шнурком, на котором висел гребешок для расчесывания молодецких кудрей, отпугивая своим видом людей со вкусом.


Есенин и Клюев

Первый стихотворный сборник Есенина «Радуница» был опубликован в 1916 году.

В основе ранней есенинской поэзии лежит истовая, почти религиозная любовь к родной земле. Именно к родной крестьянской земле, а не к России с ее городами, заводами, с университетами и театрами, с политической и общественной жизнью. России в этом смысле он в сущности не знал да и не интересовался ею. Родина для него пока — это родная сторонушка с ее полями и лесами, а не страна, не государство.

В первой половине 1916 года Есенина призвали в армию. Благодаря хлопотам друзей он получил назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143, где несли службу сестер милосердия императрица и царевны.

Есенин среди военных санитарного поезда.

На одном из концертов в лазарете произошла его встреча с императрицей Александрой Федоровной. Есенин вспоминал в автобиографии: «Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивы, но очень грустны. Я ей ответил, что такова вся Россия». Корректура его второй книги «Голубень» содержала целый цикл стихов, посвященных императрице. Но после революции Есенин эти посвящения снял.

Ранняя поэзия Есенина — это еще по сути лубок, бьющий в глаза яркими образами и метафорами. В ней есть дымчатый налет печали, но нет тревоги, нет надрыва. Великим трагическим поэтом его сделает революция.

***
Революцию Есенин поначалу принял восторженно. Он ждал, что из этого пламени сказочной жар-птицею, взлетит мужицкая Русь с ее вековечной правдой. В 1918-1919 годах из-под его пера выходит несколько революционных поэм, в том числе «Инония» с ее чаянием грядущего всеобщего обновления. В это время Есенин бравирует знакомством с главарями ЧК и даже изобретает новый способ знакомства с девушками, приглашая их в подвалы Лубянки посмотреть на расстрелы.

Однако очень скоро он понимает, что большевики — вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. Настроение приподнятости сменяется растерянностью, недоумением перед происходящим.

Есенин читает стихи на митинге.

«Я последний поэт деревни», — пишет Есенин в стихотворении 1920 года. Но и деревня не оправдала надежд. По слабости человеческой, он еще валит вину на «город», на городскую культуру, которой большевики, по его мнению, отравляют деревенскую Русь. Ему кажется, что виноват прибежавший из города автомобиль, трубящий в «погибельный рог», он проклинает промчавшийся поезд, за которым так смешно и глупо гонится жеребенок.

А итог — угнетенное состояние: «Нет любви, ни к деревне, ни к городу».

В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, в его стихах звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни. Но с этой гнилью, с городскими хулиганами, Есенину все же легче, нежели с благополучными мещанами советской России. Теперь ему стали мерзки большевики, опостылели былые приятели из ЧК:

Не злодей я, и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.

Одним из его последних крупных произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. Чуть ли не каждое его стихотворение с некоторых пор стало кончаться предсказанием близкой смерти:

Друг мой, друг мой! Прозревшие вежды
Закрывает одна лишь смерть.

Вежды прозрели. Но видеть того, что творится вокруг, прозревший Есенин не хотел. Ему оставалось одно — умереть.

***
В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста Есенину пришлось лечь в платную психоневрологическую клинику Московского университета, где профессор Ганнушкин предоставил ему отдельную палату.

Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знало всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина. Доктор ответил твердым отказом. Тогда за клиникой установили наблюдение. Выждав момент, Есенин тайно уходит из больницы и 23 декабря уезжает в Ленинград. В ночь на 28 декабря он был обнаружен мертвым в номере гостиницы «Англетер». Сохранившиеся улики до сих пор не позволяют вынести однозначный медицинский вердикт о том, является ли смерть поэта самоубийством или делом советских спецслужб, инсценировавших убийство под суицид. http://kp.by/daily/23609.3/46548/

Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

Похороны Есенина. Траурный митинг у памятника Пушкина

Сегодня уже ясно видно, что история Есенина есть история заблуждений его времени. Он поверил, что большевицкая революция есть путь обновления русской жизни, а она оказалась путем к разрушению мужицкой Руси, которую он так искренне и задушевно любил. Он отрекся от Бога во имя любви к человеку, а этот «освобожденный» человек только и сделал, что снял крест с церкви да повесил Ленина вместо иконы.

И, однако, сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина остается нечто, что глубоко привлекает к нему. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве, что не побоялся признать ошибки, — и за все захотел расплатиться последней, страшной ценой. Правда же его — любовь к родине, пусть и незрячая, но великая:

Я люблю родину,
Я очень люблю родину!

Несчастье его было в том, что он так и не сумел назвать ее, эту родину: он воспевал и бревенчатую, мужицкую Русь, и социалистическую Инонию, и азиатскую Рассею, пытался принять не сердцем, так умом даже СССР, — одно лишь верное имя не пришло ему на уста: Россия. "Шестая часть земли" как государственный и культурно-исторический феномен осталась ему неведома. В том и было его главное заблуждение, не злая воля, а горькая ошибка. Тут завязка и развязка его трагедии.

Сергей Александрович Есенин - великий русский поэт, произведения которого известны каждому человеку. Его творчество цепляло и цепляет до сих пор абсолютно всех, кто знаком с его произведениями. Этот человек буквально покорил общественность и внёс огромнейший вклад в русскую литературу. Забыть его невозможно. Многие люди любят и помнят великого поэта, всё чаще хотят почтить его память. Всех их интересует вопрос о том, где Несмотря на то что поэт является известным и популярным, многие его поклонники до сих пор не знают ответа на этот вопрос.

Годы учёбы поэта

Сергей Есенин - один из самых талантливых и известных русских поэтов, творчество которого не могло оставить равнодушным читателей. Его поклонников волнует вопрос о том, где похоронен Есенин, потому что многие из них любят, помнят великого поэта и поэтому хотят почтить его память.

Великий поэт Сергей Есенин 1895 г. в Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии.

В 1904 году Сергей начал учиться в Константиновском земском училище, после окончания которого поступил в церковно-приходскую второклассную учительскую школу.

Великий поэт смог покорить своим творчеством огромное количество людей, однако некоторые из них не знают, где похоронен Есенин.

Переезд поэта в Москву

В 1912 году Есенин принял решение об уходе из дома, после чего уехал в Москву. Там устроился на работу в мясной лавке, а после стал работать в типографии.

Он очень сблизился с «новокрестьянскими поэтами», после чего в 1916 году издал свой первый сборник под названием «Радуница». Благодаря им Сергей Есенин обрёл головокружительную популярность.

Поклонники творчества поэта часто интересуются, где похоронен Есенин. В каком городе находится могила великого поэта? Ответ на этот вопрос желает узнать огромное количество людей для того, чтобы почтить его память.

Группа имажинистов и участие в ней Есенина

Позже Сергей познакомился с Анатолием Мариенгофом, после чего стал активным участником группы имажинистов.

В 1921 году великий поэт познакомился с На этой женщине он женился уже через полгода. Однако стоит сказать, что их брак распался через небольшой промежуток времени после их возвращения из-за границы.

У Сергея Есенина часто стали возникать разногласия с Анатолием Мариенгофом, после чего поэт решил перестать участвовать в группе имажинистов. После этого во многих газетах стали появляться многочисленные обвинения поэта в асоциальном поведении: в пьянстве, в дебошах, драках и т. п. Стоит сказать, что сам Есенин давал поводы для таких сплетен и слухов, так как в последние годы его жизни за великим поэтом было замечено подобное поведение.

Сергей Есенин - величайший русский поэт, которого любит и помнит огромное количество читателей. Однако большинство поклонников до сих пор не знают, где похоронили Есенина после его смерти.

Уголовные дела в отношении Есенина

Позже на Сергея было заведено несколько уголовных дел, которые чаще всего касались обвинения в хулиганстве. Немаловажно, что с обвинением поэтов в антисемитских высказываниях было связано уголовное дело, которое называлось «Дело четырёх поэтов».

Несмотря на то что у поэта была скандальная и неоднозначная репутация, огромное количество его поклонников интересуется, где похоронен Есенин.

Лечение Есенина в психоневрологической клинике

Стоит отметить, что Советская власть беспокоилась о психологическом состоянии великого поэта и его здоровье в целом. Уже в 1925 году с директором психоневрологической клиники о госпитализации Сергея Есенина договорилась Софья Толстая. Она была неравнодушна к физическому, а также моральному здоровью поэта. Есенин пробыл в клинике месяц, после чего отправился в Ленинград, сняв со сберкнижки практически все свои сбережения. В этом городе поэт и провёл свои последние годы жизни. Стоит сказать, что в интернете до сих пор существует огромное количество информации насчёт места захоронения Сергея, поэтому многие его поклонники задаются вопросом, где похоронили Есенина.

Причина смерти великого поэта Сергея Есенина

Сергей Есенин - великий русский поэт, творчество которого никого не оставит равнодушным. Его произведения заставляют читателя прочувствовать гамму эмоций, которые навсегда оставляют о себе впечатления. Стихотворения Есенина заставляют задуматься о важных вещах для каждого. Поэта любят и помнят все читатели, поэтому интересуются причиной его смерти, а также тем, где похоронен Сергей Есенин.

Сергей Есенин скончался в Ленинграде в гостинице «Англетер». Это печальное событие произошло 28 декабря 1925 года. Стоит отметить, что последнее стихотворение поэта называлось «До свиданья, мой друг, до свиданья». Оно было передано Вольфу Эрлиху незадолго до смерти Есенина. Поэт жаловался Вольфу, что в его номере не было чернил, и поэтому ему пришлось написать это стихотворение кровью.

Согласно общепринятой версии, в последние дни своей жизни после лечения в клинике Есенин находился в глубокой депрессии и повесился в своём номере. Однако существует ещё одна версия, которая гласит, что он не покончил жизнь самоубийством. В 1970 году возникло мнение об убийстве Сергея Есенина с инсценировкой самоубийства. Стоит сказать, что эта версия считается неправдивой, малоубедительной и просто вымышленной. До сих пор остаётся не раскрытой тайна смерти Сергея Есенина.

Где похоронен великий поэт?

Творчеством Сергея Есенина до сих пор восхищается огромное количество поклонников. Наверное, именно в связи с его известностью и популярностью в интернете существует огромное количество неправдивой информации о том, где похоронен Есенин. На каком кладбище можно почтить память любимого поэта?

Как уже известно, поэт провёл последние дни жизни в Ленинграде. После этого тело Сергея Есенина было доставлено в Москву на поезде. Поэта похоронили 31 декабря 1925 года на Каждый поклонник, желающий почтить память великого поэта, может прийти на кладбище, где похоронен Есенин, и вспомнить великого русского поэта.

Сергей Александрович Есенин - величайший русский поэт, творчеством которого восхищается уже не одно поколение. Его биографией интересуется огромное количество людей, а стихотворения поэта изучают все школьники. Многие до сих пор не верят, что Сергей мог покончить жизнь самоубийством, однако Есенина уже не вернуть. Остаётся только любить, скорбеть и помнить величайшего русского поэта прошлого века.

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 году года в Екатеринославском наместничестве, а умер 4 октября 1872 года. Из 70 лет своей жизни большую часть этот врач, ученый, писатель и лексикограф посвятил составлению «Толкового словаря живого великорусского языка». Владимир Даль знал как минимум 12 языков, неплохо понимал тюркские языки и признан современной наукой одним из первых тюркологов. В течение жизни он собирал фольклор. Песни, услышанные им от разных людей и впоследствии записанные, он отдал писателю Петру Киреевскому, а сказки – Александру Афанасьеву. Собрание лубочных картин Владимира Даля стало достоянием Императорской публичной библиотеки.

Отец Даля был датчанином. Йохан Кристиан фон Даль в 1799 году принял русское подданство и взял себе русское имя – Иван Матвеевич Даль. Он изучал языки и занимался лингвистикой, работал в Петербурге придворным библиотекарем. В Йене закончил врачебный факультет и стал лекарем в России. От брака с Марии Христофоровной Фрейтаг появилось на свет четверо сыновей. Известный всему миру языковед Владимир Даль был старшим.

На Ваганьковском кладбище похоронены: поэт и исполнитель Владимир Высоцкий, журналист Владислав Листьев, артист балета Марис Лиепа, хоккеист Анатолий Тарасов

Начальное образование Владимир получил . Он с детства любил читать, а потому знал гораздо больше своих сверстников. В 13 лет он стал Петербургского морского кадетского корпуса, по окончании которого служил мичманом на флоте. В 1826 году Даль поступает на медицинский факультет Дерптского университета и зарабатывает себе на жизнь, преподавая иностранцам русский язык. Через два года учебу пришлось прервать из-за русско-турецкой войны. Владимир Даль сдает на доктора медицины и доктора хирургии и отправляется на фронт. Как писатель Владимир Даль известен под псевдонимом Казак Луганский
Труд всей жизни Даля – его «Толковый словарь», хорошо знакомый каждому лингвисту. На его составление ушло 53 года. За первое издание «Словаря» его создателя награждают константиновской медалью Императорского географического общества.

Сергей Александрович Есенин

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Он известен как великий русский поэт, которого многие исследователи причисляют к представителям новокрестьянской поэзии, а также к последователям имажинизма.

С 1904 по 1909 год Есенин учился в Константиновском земском училище, а затем до 1912 года в закрытой церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. Затем он переехал в Москву, устроился на работу сначала в мясную лавку, а затем в типографию. Спустя год стал вольнослушателем историко-философского отделения Московского городского народного университета.

Впервые стихотворения Сергея Есенина были опубликованы в журнале «Мирок» в 1914 году. В 1915-ом Есенин переезжает в Петроград, показывает свое творчество Блоку, Городецкому и некоторым другим поэтам. В январе 1916 года его призывают на военную службу, но покровительство известных друзей позволяет ему служить санитаром в Царскосельском санитарном поезде №143, который курировала сама жена императора. В этот период Есенин сближается с новокрестьянскими поэтами и издает свой первый сборник «Радуница».

На Ваганьковском кладбище похоронены: фигуристы Станислав Жук и Сергей Гриньков, футболист Лев Яшин, режиссер Григорий Чухрай, ученый Климент Тимирязев, художник Василий Суриков

В 1917 году поэт венчается с Зинаидой Райх, но спустя 3 года уходит из семьи, а в 1921 году официально . Его бывшая жена остается с дочерью Татьяной и сыном Константином, дети впоследствии были усыновлены Мейерхольдом.

В 1918-1920 годах Есенин становится активным участником московского кружка имажинистов и под влиянием их идей выпускает сборники «Трерядница», «Исповедь », «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая» и поэму «Пугачев».

Осенью 1921 года Есенин встречает юлистательную Айседору Дункан, на которой спустя несколько месяцев женится. Молодожены путешествуют по Европе, но по возвращении в Россию брак с Дункан распадается. В 20-е годы Есенин много пишет, издает и продает книги, путешествует. В 1925 году друзья договариваются о помещении его в психоневрологическую Московского университета, так как боятся за здоровье и жизнь поэта. Был ли мужчина болен на самом деле или всему виной его знаменитость, осталось неизвестным. 23 декабря того же года Есенин покидает клинику, едет в Ленинград, где снимает номер в гостинице «Англетер». 28 декабря его находят там повешенным.

Андрей Александрович Миронов

Андрей Александрович Миронов – знаменитый советский актер, певец, режиссер и сценарист. 1941 году в семье известных артистов Александра Менакера и Марии Мироновой родился сын Андрюша, однако в его свидетельстве о рождении указана дата 8 марта. В 1948 году Андрей Менакер поступает в первый московской мужской школы №170. В 1950 году родители принимают решение поменять ребенку фамилию на материнскую. В 1952 году мальчик уже пробует сниматься в кино. Его роль в «Садко» не была удачной, и режиссер Александр Птушко забраковал будущего великого артиста. Андрей играет в школьном театра, а затем и в студии при Центральном детском театре. В 1958 году Миронов поступил в театральное училище им. Щукина, а спустя два года получил роль в фильме «А если это любовь?». В июне 1962 года Андрей Миронов начал служить в Московском театре сатиры, которому оставался верен на протяжение четверти века. Актеру поступает множество предложений сниматься в кино, некоторые из них он принимает. На экраны выходит «Три плюс два», «Мой младший брат», «Берегись автомобиля» и многие другие. Андрей Миронов разрывается между съемками в кино и работой в театре, много гастролирует, участвует в сборных и сольных творческих вечерах и встречах со зрителями.

На Ваганьковском кладбище похоронены актеры: Михаил Кононов, Георгий Вицин, Олег Даль, Тамара Носова, Михаил Пуговкин, Виталий Соломин, Леонид Филатов, Георгий Юматов, Спартак Мишулин, Евгений Дворжецкий и другие

15 июня 1987 года актер в последний раз выходит на ставшую родной сцену Театра сатиры, 13 августа дает сольный концерт в Риге, а 14 августа выходит на сцену рижского театра в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Не доиграв последнюю сцену, Андрей Миронов теряет сознание и спустя два дня умирает от обширного кровоизлияния в мозг. 20 августа 1987 года знаменитого актера похоронили на Ваганьковском кладбище. Могила Андрея Миронова уже долгие годы является одной из самых часто посещаемых.


Публикация в ежнедельнике "ВНЕ ЗАКОНА", от 22 декабря 2008 г.

Тайна — ограничения, налагаемые на доступность определенной информации, составляющие один из существенных признаков власти.
Социальная психология. Словарь под редакцией М.Ю. Кондратьева



Ломать легенду или не ломать?..

«Не трожь легенду! Сломаешь легенду — не будет народной любви» — это слова героя Олега Павловича Табакова — генерала ФСБ Симагина — из телевизионного фильма «ЕСЕНИН». С генералом трудно согласиться: народная любовь к Есенину держится не на «легенде» о жестоком убийстве и не на интриге, десятки лет поддерживаемой государством и его институтами. Ведь тогда в разряд «горячо любимых» попали бы тысячи общественных деятелей, писателей и поэтов, павшие жертвами несправедливости и политического терроризма того времени. Любовь к Есенину живет в его поэзии — гениальной исповедальной лирике и созвучности со взглядами и душой каждого читателя. Хотя, безусловно, то, как оборвалась жизнь поэта, слава которого уже при жизни была фантастической, волнует многих его поклонников и по сей день. Корни этого народного «неспокойствия» произрастают из упорно сохраняемой тайны гибели поэта, из малопонятного стремления властей или определенных персон не допустить утечки достоверной информации о случившемся любыми путями. Загадочных моментов, составляющих тайну гибели Есенина, известно предостаточно. Но нет объективных объяснений ни одного из них.



Загадка Первая — мистическая. Призрак Пятого номера

Тело С. А. Есенина обнаружили в Пятом номере «Англетера», и уже с этого момента начинаются «чудеса и приключения», объяснения которым трудно найти. На сегодняшний день известны две фотографии обстановки номера, выполненные разными фотографами по просьбе разных «заказчиков».
Первая фотография — изображение комнаты, сделанное портретистом Моисеем Наппельбаумом 28 декабря 1925 года по заказу ОГПУ и органов дознания Ленинграда.


Фотограф М. Наппельбаум. 28 декабря 1925 год.


Вторая — изображение комнаты, сделанное фотографом Пресняковым в январе 1926 года по заказу жены Есенина Софьи Андреевны Толстой.

Фотограф Пресняков. Январь 1926 год.
Пятый номер гостиницы «Англетер»


Фотодокумент, много лет хранящейся в архиве Софьи Толстой, рассматривается в подобном ракурсе впервые. При сравнении двух фотографий находим ключевое отличие: трубы парового отопления на фотографии Преснякова находятся в левом углу комнаты, а не в правом, как нам это демонстрирует снимок М. Наппельбаума. Впрочем, это служит очередным доказательством уже озвучиваемой на страницах «Вне Закона» версии о намеренном подлоге фотографии и ее зеркальной перевернутости.
Если вглядеться в снимок, сделанный в частном порядке для Софьи Андреевны, можно сразу увидеть нечто такое, что не взялись объяснить даже маститые криминалисты. Вы уже поняли, о чем речь?..
Фотограф (а возможно и кто-то другой?) от руки изобразил в оконном проеме оборки (или рюши), изображающие раздвинутые шторы. Оборки прорисованы посредством ручного нанесения многочисленных штрихов крест-накрест. Самодельное происхождение этих «рюшечек» не поддается сомнению. А вот цель, с которой они были сделаны, — совершенно непонятна. Ведь настоящая портьера никуда не девалась, ее фалды явственно видны на фотографии.
Для того чтобы разобраться с целями и мотивами подобной живописи, мы решили вернуть фотографию к исходному виду, то есть стереть элементы постороннего вмешательства. Попытка убрать искусственно нанесенные штрихи обернулась получением силуэта человеческой фигуры в оконном проеме:В принципе данную фигуру можно «угадать» не стирая черточек с помощью графической программы. Достаточно абстрагироваться и взглянуть «поверх» штрихов на то, что они маскируют. Что означает силуэт и что он собой представляет — чьё-то стертое изображение или искусственно созданный контур человеческой фигуры?
Снимок, как нам кажется, указывает на что-то, символом чего является фигура, «стоящая» на подоконнике. Специалисты по судебной фотографии, видевшие снимок, не смогли дать каких-либо объяснений. Обращения к парапсихологам и экстрасенсам привели к возникновению мнения, что это настоящий фантом. «Души людей, насильственно умерщвленных, не скоро покидают места своей гибели. На фотографии могла проявиться душа человека, погибшего здесь», — высказывала свою точку зрения экстрасенс Светлана N.
Как бы там ни было, отмахнуться от факта странного изображения не удастся — фотография была сделана специально для жены Сергея Есенина, всю свою жизнь посвятившую сохранению наследия поэта и сбору материалов по увековечиванию памяти о нем. С уверенностью можно сказать одно: засвеченный силуэт в окне, закамуфлированный канвой из рюш, не мог быть банальным «дефектом» печати или ошибкой фотомастера. В этом случае требовательная Толстая заказала бы повторный снимок. Фотография ее не просто устраивала, она бережно хранила ее всю жизнь. Понимала ли Софья Андреевна значение изображенного силуэта?.. Знала ли смысл фигуры в окне?.. Скорее всего — знала. Ведь эта фотография нужна была именно ей — близкому человеку, любящему, ищущему и стремящемуся знать правду.

Загадка Вторая — документальная. Эти странные рваные бумажки

Документальная сторона дела находится в столь плачевном состоянии, что возникает убеждение: документы сохранились не «благодаря», а «вопреки» создаваемым условиям. Впервые широкой публике документы «Официального дела о самоубийстве С. А. Есенина» были показаны в ходе работы Комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выяснению обстоятельств смерти поэта под руководством Ю. Л. Прокушева. Позднее они были опубликованы в итоговой книге — «Смерть Сергея Есенина. Документы. Факты. Версии». Документы рассматривались с точки зрения наличия в них прямых доказательств самоубийства, но почему-то никто не задал простой вопрос: а что это вообще за странные бумажки?.. Почему они все порваны и подрезаны?.. Почему ни один из АКТОВ, на которые так серьезно опираются сторонники официальной версии, не написан на бланке того учреждения, которое отвечает за объективность и достоверность указанных в них данных?..
Например: Акт обнаружения тела в гостинице «Англетер», составленный участковым надзирателем 2-го отделения Ленинградской милиции Николаем Горбовым.
Лист желто-серой бумаги без намеков на реквизиты милиции вообще и 2-го отделения Ленинградской милиции в частности. Имеет повреждение в нижней части. Как раз в том месте, где понятые ставили свои подписи. Вырванные края были кем-то подрезаны ножницами.

Второй пример: Акт вскрытия тела, составленный судебным медицинским экспертом Александром Григорьевичем Гиляревским 29 декабря 1925 года.

Для этого судебно-медицинского документа также оказались лишними реквизиты учреждения, на базе которого проводилась экспертиза. Ни данных о регистрации, ни номера или какой-либо иной административной информации не обнаружено.
Лишним кому-то показался и весь нижний фрагмент листа, где должны быть указаны понятые, присутствовавшие при вскрытии тела поэта. Форма повреждения полностью совпадает с формой выдранного фрагмента Акта Н. Горбова. Второй же лист Акта вскрытия тела С. А. Есенина, содержащий главную часть документа — Заключение — потерпел еще большее надругательство — от него попросту отрезали половину листа. С бумагой было так плохо? Или информация, содержащаяся в нем, не предназначалась даже для секретного хранения?


Остальные, не менее важные, документы дела — Протоколы опроса Вольфа Эрлиха, Георгия Устинова, Елизаветы Устиновой, Василия Назарова — повреждены идентичным образом: в нижней части листа отсутствует центральный фрагмент, по форме совпадающий с тем, что мы видим на фотографиях. Кто, когда, с какой целью и при каких обстоятельствах позволил себе обращаться с документами следствия подобным образом — остается загадкой.
А главного «хроникера событий» по обнаружению в номере гостинице «писателя, приехавшего из Москвы» — 40-летнего участкового надзирателя Н. Горбова — эти печальные события подкосили настолько, что он стал менять свои почерки в зависимости от документа. Например, в своем Акте он решил подписаться вот так:А в Протоколах опроса свидетелей он уже так поднаторел в каллиграфических изысках, что почерк стал стремительным и летящим как у заправского писаря:

Подпись Н. Горбова в Протоколе опроса Василия Назарова, коменданта гостиница «Англетер»

Подпись Н. Горбова под Протоколом опроса Вольфа Эрлиха


Сразу замечу, что графологическую экспертизу на официальном уровне никто не проводил. Видимо, не усмотрели смысла в этом процессе. Возможно, нет ничего криминального в том, что за Николая Горбова расписывались все, кто умел писать. В конце концов, отлучился участковый надзиратель на пять минут по какой-нибудь нужде — чего ж теперь чернилам сохнуть?.. Подошел первый попавшийся и «подмахнул». Это не страшно. Страшно то, что всю страну заставляют ВЕРИТЬ этим рваным писулькам и фальсифицированным клочкам в течение 83-х лет.
Могли и могут ли такие «листики» являться официальными документами, на основании которых выносятся решения исполнительных органов?.. Возможно ли, чтобы на основании этих «листиков» родным поэта отказывали вправе заказывать молебны в православном храме?.. Мать поэта Татьяна Федоровна Есенина, исконно верующий человек, свое отношение к смерти сына выразила тем, что ни на минуту не допустила мысли о невозможности или греховности совершения православных обрядов по убиенному Сергию. В церкви села Константиново отслужили молебен по Сергею Есенину, как это полагалось по православной традиции. Более того, есть сведения, что поэта отпевали и в Ленинграде, и в Москве. Есть о чем задуматься.

Загадка Третья — потусторонняя. «Распни его!..»

Миллионы людей со всех концов мира посещают могилу С. А. Есенина на Ваганьковском кладбище. Люди с поклоном идут почтить память поэта. Так повелось с самых первых дней 1926 года и длится по сей день. Но обладают ли эти действия поклонения праху сокровенным смыслом, если праха поэта в могиле нет?
Светлана Петровна Есенина, племянница поэта, является на сегодняшний день единственным свидетелем похорон матери Сергея Александровича — Татьяны Федоровны Есениной. Ее воспоминания должны и могут послужить важнейшей причиной для начала официального расследования.
— Моя бабушка, Татьяна Федоровна, умерла 03 июля 1955 года, — рассказывает Светлана Петровна, — Это была настоящий удар для всей нашей семьи. Первая в моей жизни утрата самого близкого человека. Все события, которые последовали за бабушкиной смертью, и сами похороны отложились в памяти в мельчайших деталях. Татьяну Федоровну хоронили рядом с сыном. Но я совершенно отчетливо помню, что слева, немного выше ее гроба, находился чей-то желто-оранжевый с белыми разводами и белой рюшей гроб. Он был еще совсем в хорошем состоянии.

У чьей могилы стоит мать С. А. Есенина?..
1947 год. Ваганького. Фото из архива С. П. Есениной.
Публикуется впервые.


Это не единственное свидетельство того, что захоронение Сергея Есенина подвергалось кощунственному вмешательству. Родные поэта хранят видеозапись рассказа Алхимовой Маргариты Васильевны, из которого следует, что останки поэта были потревожены в первую же ночь после захоронения. Она записала в 1983 году рассказ человека, который в 20-гг., работал шофером в ОГПУ и был непосредственным участником этих событий в составе целой бригады. «Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его вглубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок». Рассказать раньше об обстоятельствах той ночи человеку мешал страх. Но унести тайну с собой не позволила совесть.
В том далеком 1926-м году на могиле поэта стоял крест, который мы видим на фотографии. оздатель его неизвестен, но он, безусловно, придал своему творению легко читающуюся смысловую нагрузку.

Могила С. А. Есенина, 1926 год.
Фото из семейного архива С. П. Есениной.
Публикуется впервые


Фигура распятого Христа уж больно необычна: короткая стрижка, кудрявые волосы, есенинская челка. Довершают образ полевые цветы вместо терновника в венке и под ногами. Полевые цветы как символ России. Перед нами варварски убитый поэт, мученик. Художник словно хотел сказать: здесь покоится прах несправедливо загубленной души, замученного человека, распятого озверевшими убийцами.
Стоял этот крест довольно недолго. Власти поспешили заменить его на менее значимый, лишенный смыслового подтекста. Всего на могиле Сергея Есенина сменилось четыре креста. И только в 1950 году был установлен бронзовый барельеф от Союза писателей СССР, выполненный скульптором Л. М. Белокуровым. В 1986 году его сменил памятник скульптора А. Бичукова, известного своим трепетным отношением к Сергею Есенину. Однако и здесь не обошлось без странностей… Всю площадку вокруг Есенинского комплекса залили бетоном. Бетонная подушка, уходящая вглубь больше 1 метра, по объяснению властей, должна была послужить укреплением для совсем небольшого памятника.

Загадка Четвертая — психологическая. Давай бояться вместе!..

«Ну… Есенин — это сложный вопрос…» — говорят одни чиновники.
«А что вы хотели? Есенин − это фигура политическая», — говорят другие.
«Ой, да оставьте вы это! Всё равно ничего не добьетесь!» — машут рукой третьи.
А четвертые, переходя на шепот и округляя глаза, шипят: «Вам что проблем захотелось?»
Складывается впечатление, что бетонной подушкой залит не только комплекс на Ваганьково, а всё, что связано с именем гениального певца России. Табуированная тема гибели Сергея Есенина приводит к ущербному освещению его жизни и творчества не только в масс-медиа, но и в школьных и вузовских программах. В режиме тоталитарного сталинского государства подобные «фигуры умолчания» были вполне объяснимы. Но в наш век обнародования правды о кровавом молохе репрессий несдвигаемая тайна вокруг имени Есенина выглядит по меньшей мере странно. Попытки журналистов, режиссеров, актеров, деятелей искусства, а самое главное — родных и близких Сергея Александровича вынести на телевизионное обсуждение тему жизни и творчества поэта наталкиваются в лучшем случае на цензуру и ущербное освещение.
Подобной судьбы удостоился телевизионный фильм «ЕСЕНИН», снятый по роману Виталия Безрукова продюсерским центром Первого канала в 2005 году. По признанию исполнителя главной роли Сергея Безрукова, они как авторы проекта столкнулись с требованием сократить отснятый материал на несколько часов, оставив для выхода в эфир только детективную часть фильма. Еще более трагическая участь постигла лучший документальный фильм о Есенине «Дорогие мои! Хорошие!» режиссера Владимира Паршикова, удостоенный гран-при Губернатора Рязанской области на Фестивале прессы «Хрустальный журавль» и завоевавший звание Лауреата Национальной премии имени Виктора Розова с вручением золотой розы. Этот фильм, содержащий уникальные архивные материалы и оригиналы документов, не принимается федеральными каналами к показу.
Не так давно вышедшая на канале ТНТ программа «Битва экстрасенсов», готовившаяся при непосредственном участии племянницы поэта Светланы Петровны Есениной и обещавшая стать настоящим откровением для поклонников поэта, в своей эфирной версии неожиданно была превращена в 10-минутную нарезку, являющуюся результатом деятельности цензоров, а не творческой группы программы. Являясь участником и свидетелем событий, происходящих на съемочной площадке, Светлана Петровна подтверждает, что к выводу об убийстве поэта пришли семь из девяти экстрасенсов. А зрители ТНТ благодаря изощренному монтажу не услышали внятно версию насильственной гибели ни от одного из экстрасенсов.
Действуют ли некие специальные инструкции «по Есенину» или руководители каналов руководствуются собственным «тонким чувством опасности» — мы не можем этого угадать. Мы видим только результат. А точнее — его отсутствие.

Загадка Пятая — демократическая. Государство правового нигилизма…

Уже много лет Светлана Петровна Есенина и ее сподвижники занимаются темой гибели поэта. За эти годы этой хрупкой на вид женщиной были пройдены сотни инстанций, написаны десятки документов и писем. Надежда то появлялась, то угасала. Менялись власть имущие чиновники, менялись обещания, менялись тактики и рекомендации, но главного так и не произошло.
«Наши первые обращения в Генеральную Прокуратору РФ, − говорит Светлана Петровна, − мы начинали с Э. А. Хлысталовым и историком-архивистом А. С. Прокопенко, который принимал участие в раскрытии «Катынского дела». Позже к нам присоединился режиссер-документалист Владимир Паршиков и артист Сергей Безруков. Цель наших действий заключается не в поиске лиц, совершивших преступление. За давностью лет нет смысла выискивать и называть имена тех, кто давно ушел в мир иной. Мы, родные поэта, хотим только одного: объективного расследования обстоятельств смерти поэта. Мы хотим лишь снять клеймо «самоубийцы-висельника» с С. А. Есенина. Хотим его нравственной реабилитации в глазах российской и мировой общественности».




Родные на свое обращение к Президенту В.В. Путину, составленное в мае 2005 года, ответа не получили.


Светлана Петровна совершенно права, считая, что за Есенина еще есть кому побороться. Кроме родных поэта, остаются люди, неравнодушные к «делу Есенина» и к тому, как «самоповесили» поэта 83 года назад и продолжают «вешать» по сей день.
Действия руководства страны в текущий момент вполне конкретно направлены на создание в России «произвола закона». В надежде на это семья Есенина адресовала свой очередной запрос к Президенту Дм. Медведеву. Хочется верить, что Закон будет одинаковым для всех, русский национальный поэт Сергей Есенина наконец-то окажется в поле зрения именно Закона, а не тех черных злопыхателей, что преследуют его светлое имя десятки лет.