Роль автора в произведении тарас бульба. Анализ произведения Тарас Бульба Гоголя Н.В

1) История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года. В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь обращается к героическому прошлому страны, когда простой человек поднимается над обыденной жизнью и становится настоящим патриотом.

2) Историческая основа повести. «В «Миргороде» он (Н.В. Гоголь) столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», - писал литературный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорном}": создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам. В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, - всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский охарактеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...» Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, - подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, - проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

3) Характеристика героев повести.

Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», - говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса - исполнение долга отца. Тарас Бульба - один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба- старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он - в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками - действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя-патриота, защитника родной земли.)

Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Бульбы Запорожье - родной дом, поэтому, чтобы проверить своих сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)

Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для Тараса главное - быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)

Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса - родной дом.)

Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».")

Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками.)

Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послан своих сыновей в киевскую бурсу.)

Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)

Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)

Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)

Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырем.)

Образ Остапа.
Внешность, портрет:
«...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Отношение к учебе: «...в первый год (из киевской бурсы) ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
Юношеские мечты: мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Поведение во время боя: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенпый путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вёл бой, «мог вымерить всю опасность», в нём «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».
Отношение к товариществу: до последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем. Отношение к личному счастью: никогда не стремился к личному счастью. Близость с родителями: ближе к отцу, мечтает до конца остаться верным своим товарищам, до последнего защищать свою родину.

Образ Андрия.
Внешность, портрет:
«. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Отношение к учебе:
«Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...»
Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.
Юношеские мечты:
с одной стороны, кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в оди ночестве по улицам Киева.
Поведение во время боя:
«Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». Отношение к товариществу: предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки. Отношение к личному счастью: мечтал о личном счастье. Близость с родителями: ближе к матери, мечтает о любви, стремится к личному счастью.

Как ведут себя братья во время битвы? (мужественно, храбро)

Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

Почему Андрий изменил своим товарищам? (Андрий не смог видеть страдания своей возлюбленной.)

4) Особенности сюжета повести.
Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Как начинается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (с описания приезда двух сыновей Тараса Бульбы: Остапа и Андрия домой)

Как встречает Тарас Бульба своих сыновей? Что важно для него? (Для Тараса Бульбы важно, чтобы его дети были добрыми казаками, настоящими воинами и товарищами.)

Как встречает мать своих детей? Что важно для неё? (Для матери важно, чтобы её дети были здоровы и счастливь! в жизни.)

Куда Тарас Бульба тотчас отправляется со своими сыновьями? Зачем? (Тарас Бульба решает тотчас отправиться со своими сыновьями в Запорожье, чтобы там они набрались разуму, ведь, по его мнению, только в Запорожской Сечи настоящая школа для казака.)

Чем занимаются казаки в Запорожье? (Казаки изредка занимались в Сечи военным делом, но в основном их жизнь проходила в гульбе и пиршествах.)

Как ведут себя Остап и Андрий, находясь в Запорожской Сечи? («Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».)

О чем мечтает любой настоящий казак? (Казаки мечтали о настоящем деле, где «можно было разгуляться, как следует, рыцарю».)

Кульминационной сценой повести является осада города Дубно, так как именно здесь ещё раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести (Тараса Бульбы, Остапа, Андрия).

Как ведут себя Остап и Андрий во время боя? (смело, но Остап хладнокровен, а Андрий наслаждается музыкой пуль)

Как происходит осада польского города Дубно? (Казаки окружили город и ждали, когда его жители начнут сдаваться.) Как Андрий отреагировал на просьбу татарки помочь его возлюбленной полячке? (согласился)

Что поразило Андрия в осаждаемом городе? (голод, нищета, муки людей)

Где у казаков принимаются важные военные решения? (на общем совете)

Как ведут себя казаки в бою? (мужественно, храбро)

Какую кончину казак считает самой славной? (во время боя)

Какие чувства владели Тарасом Бульбой, когда он увидел своего сына Андрия во вражеском войске? («Я тебя породил, я тебя и убью!»)

Чем закончилась осада города Дубно? (поражением казаков)

5) Художественные особенности повести. Особенности жанра - повесть. Особенности изображения героя в повести «Тарас Бульба»: герой характеризуется через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими персонажами. Роль пейзажа в произведении: природа не просто фон, а способ раскрытия характера героя. Для изображения быта, жизни казаков писатель использует различные художественновыразительные средства: эпитеты, сравнения, гиперболы.

Вспомнить, чем повесть отличается от рассказа и романа. (Повесть - один из способов эпического повествования, больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман.)

Что такое пейзаж? (описание природы в художественном произведении)

Как вы думаете, почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «царем степи»? (выявление собственного ученического восприятия и понимания художественного произведения) Вспомните, что такое эпитет, сравнение, гипербола? (Эпитет - образное определение предмета, выраженное, как правило, прилагательным. Сравнение - изображение одного явления с помощью его сопоставления с другим. Гипербола - сильное преувеличение.)

Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

Бульба как семьянин

Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

Бульба как отец

Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Дух товарищества

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

Тарас Бульба - народный герой

Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

О повести

«Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!

«Тара́с Бу́льба» - повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород» События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века

Основные этапы сюжета : экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, - всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, - подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, - проверяется весь характер народа.
Описание героев:

Образ Тараса Бульбы: тяжелый характер, об этом свидетельствует: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. После приезда сыновей Остапа и Андрия он решает отвести их в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса - исполнение долга отца. Тарас Бульба - один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба предстает как старый казачий полковник.

Образ Остапа.
Внешность, портрет:
«...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
Образ Андрия.
Внешность, портрет:
«. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».

Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.

Особенности жанра - повесть. Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н. В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня» , «зелено-золотой океан» , «серебряно-розовый свет» . При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью» , «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями» . Показывая смерть Остапа, Н. В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин» , «ужасный хряск» , «ветхие лохмотья».

Чтение наизусть стихотворения о родной природе одного из поэтов XX века (на выбор). Особенности стихотворной речи. Стих Бориса Пастернака «июль».

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике , было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль.Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши ) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа ). У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати» , громко разговаривает,«мешается во все дела» . Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Билет №6

1.Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в цикле рассказов И.С.Тургенева « Записки охотника» (на примере одного произведения: « Бирюк», « Бежин луг» и др.).

В рассказе «Бежин луг» Тургенев одним из первых русских писателей реалистически нарисовал крестьянских детей.

Всей совокупностью своих крестьянских образов Тургенев утверждал, что в его стране существуют не только «мертвые души» помещичье-крепостнической России, но и «живые души» простого русского народа.

В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, жизнь помещиков и духовный мир образованного сословия.

В рассказе «Бирюк» больше затрагивается тема не помещиков и крестьян,а проблема крестьян и крестьян,их отношение к друг другу.

Главного героя все боятся, опасаются, недолюбливают.А он ведь просто выполняет свою работу и как раз это его стремление, добросовестно сделать работу не нравится людям.Бирюк такой же крепостной крестьянин, как и все,и ему так же не легко,ведь у него есть дочка и маленький сынок,а его жена сбежала оставив их одних.Не смотря на кажущуюся черствость и жестокость,Бирюк на самом деле добрый и справедливый.

Этот текст выделяет несколько проблем:

1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка. Пожалеет Бирюк крестьян, вырубающих деревья.

2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу.

3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой.

4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.

2.Чтение наизусть стихотворения поэта-песенника (на выбор). Личное восприятие произведения. Булат Окуджава советский поэт, литератор, прозаик и автор более 200 авторских песен и эстрадных написанных на собственные стихи. Он один из ярких представителей авторских песен 80-х 50-х годов
«по смоленской дороге»

История создания: однажды Булат О. вместе с М. отправились в поход по смоленской дороги, ехали в машине зимой. У них была гитара и пока они ехали тогда и сочинили, но стихи появились позже. Тема: дорога разлука с любимым человеком, общая интонация грустная печальная. Встречаются песенные особенности: повторы слов, художественно выразительные средства сравнение +пример

По Смоленской дороге - леса, леса, леса.По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, -Две вечерних звезды, голубых моих судьбы. По Смоленской дороге - метель в лицо, в лицо.Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.Может, будь понадёжнее рук твоих кольцо -Покороче б, наверно, дорога мне легла. По Смоленской дороге - леса, леса, леса.По Смоленской дороге - столбы гудят, гудят.На дорогу Смоленскую, как твои глаза,Две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Н.В. Гоголь для своего произведения использует жанр повести. За основу сюжета

Взяты ключевые события в жизни главных героев: приезд Остапа и Андрия домой из киевской бурсы, их встреча с отцом и матерью, быстрый отъезд в Запорожскую Сечь, жизнь там, военные баталии, смерть героев. Литературный персонаж характеризуется писателем через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими героями. Так, при описании Тараса Бульбы важно отношение старого казака к товариществу, к казачьей жизни, поведение во время сражения.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь является не просто фоном, на котором разворачиваются события, а это способ раскрытия характера персонажа.

Например, при описании поездки Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н.В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня», «зелено-золотой океан», «серебряно-розовый свет». При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью», «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями». Показывая смерть Остапа, Н.В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин», «ужасный хряск», «ветхие лохмотья».

Перечисленные художественные особенности повести «Тарас Бульба» помогают читателю увидеть красоту художественного слова, яркость, неповторимость литературных образов.

(2 вариант)

Атмосфера постоянной опасности, подвига и предательства держит читателя в напряжении.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» близка к героическому эпосу и историческому роману.

Подробно описан мирный быт Запорожской Сечи, перед нами предстает картина украинской степи. Детально описан город, осажденный запорожцами. Он показан глазами Андрия, способного восхищаться красотой природы, женщины, музыки. Красота запорожца, восхищающая Тараса Бульбу при въезде в Сечь, – это красота скрытой силы, мощи. Гиперболы, которые использует автор, помогают воссоздать былинный, богатырский образ. Красота внешняя и красота поступка часто противопоставлены в тексте. С точки зрения Тараса Бульбы, красота полячки сгубила Андрия.

Мирный быт и военный быт необходимы автору, чтобы показать формирование его героев, их взросление. Мы видим несколько противоборствующих сторон: запорожцы и поляки, запорожцы и татары. Тарас Бульба специально погружает своих сыновей в стихию войны, чтобы проверить их, закалить, посмотреть, на что способны эти рыцари. Андрий, полюбив, переходит из одного лагеря в другой и гибнет, так как в выборе между любовью к отчизне и любовью к женщине на первом месте оказалась женщина.

Все три главных героя погибают: Андрия убивает отец, не простивший предательства, Остап и Тарас попадают в плен и умирают, один под пытками, другой на костре. Жестокость нравов того времени, описание голодного города, многочисленные бои, пытки создают образ времени, которое описывает автор. В тексте нет известных исторических лиц, главными героями становятся простые люди, никому не известные, вымышленные герои, каких могло быть множество в то время, но именно эта «обыкновенность» и делает их необыкновенными для читателя, а описываемую эпоху героической. Если поведение таких людей, как Остап и Тарас, в бою и в плену обычно, то каким же должно быть необычное, героическое поведение.

Автор восхваляет и осуждает своих героев, гордится ими и ужасается тем, что они творят, что с ними делают. Он объективен. Атмосфера постоянной опасности, почти не прекращающегося боя или ожидания боя, подвига и предательства, любви и хитрости держит читателя в постоянном напряжении, а авторские отступления заставляют сравнивать времена.

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как‑то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая‑то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что‑то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.