Рязанское автомобильное военное училище. Краткая информация о рязанском военном автомобильном институте

Ул. Военных автомобилистов, 12

Награды

За 70 лет существования институт выпустил более 27 тысяч высококвалифицированных специалистов автомобильной службы, 14 из них были удостоены высшей военной награды - звания Героя Советского Союза и Российской Федерации , 69 выпускников стали генералами.

История

Образование училища

Согласно директивам Генерального штаба Красной Армии и военного совета Орловского военного округа Рязанский военный автомобильный институт был создан 2 января 1940 года как Орджоникидзеградское военно-пехотное училище для подготовки командиров стрелковых и пулемётных взводов в городе Орджоникидзеграде , со сроком обучения курсантов в 2 года.

Непосредственное формирование училища проходило в период с 10 марта по 11 апреля 1940 года .

С увеличением количества автомобильной техники в вооружённых силах и недостатке специалистов для квалифицированной её эксплуатации приказом Народного Комиссара обороны СССР от 28 марта 1941 года училище из пехотного было преобразовано в Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетное училище .

Предвоенный период

В связи с возросшей опасности нападения нацистской Германии на СССР было принято решение о сокращении сроков обучения в училище и накануне Великой Отечественной войны состоялся первый выпуск командиров. Красная Армия получила 794 молодых лейтенантов командиров стрелковых и пулемётных взводов . Почти все выпускники убыли в западные приграничные районы страны и через несколько дней уже приняли участие в боях против вторгшейся армии Германии .

Училище в годы Великой Отечественной войны

Послевоенный период

Реформа института

Закрытие института

В феврале 2010 года Рязанский военный институт им. В. П. Дубынина был преобразован в автомобильный факультет Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова .

Автомобильные факультеты института в Рязани и Челябинске были переведены в Омск , на базу .

В настоящее время кампус института используется автомобильным факультетом Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища .

Начальники института

Орджоникидзеградского военно-пехотного училища:

  • апрель - июль 1940 - Полковник А. Н. Нечаев

Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища:

  • апрель - июль 1941 - Полковник А. Н. Нечаев
  • июль 1941 - сентябрь 1942 - Комбриг И. Д. Трусевич
  • сентябрь 1942 - июнь 1943 - Полковник И. Р. Лашко

Орджоникидзеградского автомобильно военного училища:

  • июнь 1943 - январь 1946 - Полковник И. Р. Лашко
  • январь 1946 - март 1946 - Генерал-майор технических войск М. Л. Горрикер

1-го автомобильного военного училища:

  • март 1946 - ноябрь 1950 - Генерал-майор технических войск М. Л. Горрикер
  • ноябрь 1950 - сентябрь 1951 - гвардии генерал-майор Ф. С. Колчук

1-го Военного автомобильного училища:

  • сентябрь 1951 - декабрь 1953 - гвардии генерал-майор Ф. С. Колчук
  • декабрь 1953 - январь 1957 - Генерал-майор танковых войск Ф. Н. Раевский
  • январь 1957 - ноябрь 1960 - Генерал-майор технических войск Л. Н. Страхов

Рязанского высшего военного автомобильного училища:

  • ноябрь 1960 - май 1964 - Генерал-майор технических войск Л. Н. Страхов
  • май 1964 - август 1971 - Генерал-майор С. Ф. Ковалёв
  • август 1971 - март 1984 - Генерал-лейтенант-инженер В. Г. Павлов
  • март 1984 - июнь 1990 - Генерал-лейтенант А. П. Редько
  • июнь 1990 - май 1994 - Генерал-майор А. И. Веденеев

Рязанского военного автомобильного института:

  • май 1994 - сентябрь 1999 - Генерал-майор А. И. Веденеев
  • сентябрь 1999 - июль 2005 - Генерал-майор М. А. Невдах
  • июль 2005 - август 2010 - Генерал-майор А. Н. Герасимов

Знаменитые выпускники

За годы своего существования институт подготовил более 27 тысяч высококвалифицированных специалистов автомобильной службы. 14 человек удостоены высшей правительственной награды - званий Героя Советского Союза и Героя России с вручением медали «Золотая Звезда». 8 человек удостоены почётных званий. Сотни выпускников за образцовое выполнение служебного долга мужество и героизм удостоены высоких наград. 69 выпускников стали генералами.

Среди выпускников института числятся генерал-полковник В. А. Полонский (начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ), генерал-лейтенант О. М. Дуканов (начальник управления федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю), генерал-полковник Г. А. Каракозов (заместитель главнокомандующего Военно-Воздушных сил России по тылу), Министр обороны Грузии - генерал-лейтенант В. М. Надыбаидзе.

  • Старший лейтенант И. Е. Баранов (выпуск 1941 г.)
  • Старший лейтенант С. И. Полежайкин (выпуск 1943 г.)
  • Майор П. Н. Емельянов (выпуск 1941 г.)
  • Капитан М. А. Бердышев (выпуск 1945 г.)
  • Капитан Н. В. Бычков (выпуск 1945 г.)
  • Лейтенант В. Ф. Тарасенко (выпуск 1945 г.)
  • Капитан А. С. Лапушкин (выпуск 1946 г.)
  • Майор Н. А. Федин (выпуск 1946 г.)
  • Старший лейтенант Н. И. Шкулипа (выпуск 1946 г.)
  • Майор В. М. Юхнин (выпуск 1946 г.)
  • Майор И. В. Поляков (выпуск 1946 г.)
  • Полковник Я. М. Котов (выпуск 1949 г.)
  • Подполковник И. В. Кутурга (выпуск 1950 г.)

Кавалеры Знака отличия СССР

  • Генерал-лейтенант О. М. Дуканов (выпуск 1975 г.)
  • Майор запаса А. П. Тамошюнас (выпуск 1979 г)
  • Майор И. С. Лукосевич (выпуск 1980 г.)

Напишите отзыв о статье "Рязанский военный автомобильный институт"

Примечания

Ссылки

Сообщества выпускников

Отрывок, характеризующий Рязанский военный автомобильный институт

Лаврушка (поняв, что это делалось, чтобы озадачить его, и что Наполеон думает, что он испугается), чтобы угодить новым господам, тотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь. «A peine l"interprete de Napoleon, – говорит Тьер, – avait il parle, que le Cosaque, saisi d"une sorte d"ebahissement, no profera plus une parole et marcha les yeux constamment attaches sur ce conquerant, dont le nom avait penetre jusqu"a lui, a travers les steppes de l"Orient. Toute sa loquacite s"etait subitement arretee, pour faire place a un sentiment d"admiration naive et silencieuse. Napoleon, apres l"avoir recompense, lui fit donner la liberte, comme a un oiseau qu"on rend aux champs qui l"ont vu naitre». [Едва переводчик Наполеона сказал это казаку, как казак, охваченный каким то остолбенением, не произнес более ни одного слова и продолжал ехать, не спуская глаз с завоевателя, имя которого достигло до него через восточные степи. Вся его разговорчивость вдруг прекратилась и заменилась наивным и молчаливым чувством восторга. Наполеон, наградив казака, приказал дать ему свободу, как птице, которую возвращают ее родным полям.]
Наполеон поехал дальше, мечтая о той Moscou, которая так занимала его воображение, a l"oiseau qu"on rendit aux champs qui l"on vu naitre [птица, возвращенная родным полям] поскакал на аванпосты, придумывая вперед все то, чего не было и что он будет рассказывать у своих. Того же, что действительно с ним было, он не хотел рассказывать именно потому, что это казалось ему недостойным рассказа. Он выехал к казакам, расспросил, где был полк, состоявший в отряде Платова, и к вечеру же нашел своего барина Николая Ростова, стоявшего в Янкове и только что севшего верхом, чтобы с Ильиным сделать прогулку по окрестным деревням. Он дал другую лошадь Лаврушке и взял его с собой.

Княжна Марья не была в Москве и вне опасности, как думал князь Андрей.
После возвращения Алпатыча из Смоленска старый князь как бы вдруг опомнился от сна. Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им намерении оставаться в Лысых Горах до последней крайности, защищаться, предоставляя на его усмотрение принять или не принять меры для защиты Лысых Гор, в которых будет взят в плен или убит один из старейших русских генералов, и объявил домашним, что он остается в Лысых Горах.
Но, оставаясь сам в Лысых Горах, князь распорядился об отправке княжны и Десаля с маленьким князем в Богучарово и оттуда в Москву. Княжна Марья, испуганная лихорадочной, бессонной деятельностью отца, заменившей его прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему. Она отказалась ехать, и на нее обрушилась страшная гроза гнева князя. Он напомнил ей все, в чем он был несправедлив против нее. Стараясь обвинить ее, он сказал ей, что она измучила его, что она поссорила его с сыном, имела против него гадкие подозрения, что она задачей своей жизни поставила отравлять его жизнь, и выгнал ее из своего кабинета, сказав ей, что, ежели она не уедет, ему все равно. Он сказал, что знать не хочет о ее существовании, но вперед предупреждает ее, чтобы она не смела попадаться ему на глаза. То, что он, вопреки опасений княжны Марьи, не велел насильно увезти ее, а только не приказал ей показываться на глаза, обрадовало княжну Марью. Она знала, что это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад, что она оставалась дома и не уехала.
На другой день после отъезда Николушки старый князь утром оделся в полный мундир и собрался ехать главнокомандующему. Коляска уже была подана. Княжна Марья видела, как он, в мундире и всех орденах, вышел из дома и пошел в сад сделать смотр вооруженным мужикам и дворовым. Княжна Марья свдела у окна, прислушивалась к его голосу, раздававшемуся из сада. Вдруг из аллеи выбежало несколько людей с испуганными лицами.
Княжна Марья выбежала на крыльцо, на цветочную дорожку и в аллею. Навстречу ей подвигалась большая толпа ополченцев и дворовых, и в середине этой толпы несколько людей под руки волокли маленького старичка в мундире и орденах. Княжна Марья подбежала к нему и, в игре мелкими кругами падавшего света, сквозь тень липовой аллеи, не могла дать себе отчета в том, какая перемена произошла в его лице. Одно, что она увидала, было то, что прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности. Увидав дочь, он зашевелил бессильными губами и захрипел. Нельзя было понять, чего он хотел. Его подняли на руки, отнесли в кабинет и положили на тот диван, которого он так боялся последнее время.
Привезенный доктор в ту же ночь пустил кровь и объявил, что у князя удар правой стороны.
В Лысых Горах оставаться становилось более и более опасным, и на другой день после удара князя, повезли в Богучарово. Доктор поехал с ними.
Когда они приехали в Богучарово, Десаль с маленьким князем уже уехали в Москву.
Все в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме. Старый князь был в беспамятстве; он лежал, как изуродованный труп. Он не переставая бормотал что то, дергаясь бровями и губами, и нельзя было знать, понимал он или нет то, что его окружало. Одно можно было знать наверное – это то, что он страдал и, чувствовал потребность еще выразить что то. Но что это было, никто не мог понять; был ли это какой нибудь каприз больного и полусумасшедшего, относилось ли это до общего хода дел, или относилось это до семейных обстоятельств?
Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имело физические причины; но княжна Марья думала (и то, что ее присутствие всегда усиливало его беспокойство, подтверждало ее предположение), думала, что он что то хотел сказать ей. Он, очевидно, страдал и физически и нравственно.
Надежды на исцеление не было. Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец! – иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти призкаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу.
Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она, ожидая чего то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову – мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь ее охватил другой мир – житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и житейская забота охватила ее.
Оставаться в Вогучарове становилось опасным. Со всех сторон слышно было о приближающихся французах, и в одной деревне, в пятнадцати верстах от Богучарова, была разграблена усадьба французскими мародерами.
Доктор настаивал на том, что надо везти князя дальше; предводитель прислал чиновника к княжне Марье, уговаривая ее уезжать как можно скорее. Исправник, приехав в Богучарово, настаивал на том же, говоря, что в сорока верстах французы, что по деревням ходят французские прокламации и что ежели княжна не уедет с отцом до пятнадцатого, то он ни за что не отвечает.
Княжна пятнадцатого решилась ехать. Заботы приготовлений, отдача приказаний, за которыми все обращались к ней, целый день занимали ее. Ночь с четырнадцатого на пятнадцатое она провела, как обыкновенно, не раздеваясь, в соседней от той комнаты, в которой лежал князь. Несколько раз, просыпаясь, она слышала его кряхтенье, бормотанье, скрип кровати и шаги Тихона и доктора, ворочавших его. Несколько раз она прислушивалась у двери, и ей казалось, что он нынче бормотал громче обыкновенного и чаще ворочался. Она не могла спать и несколько раз подходила к двери, прислушиваясь, желая войти и не решаясь этого сделать. Хотя он и не говорил, но княжна Марья видела, знала, как неприятно было ему всякое выражение страха за него. Она замечала, как недовольно он отвертывался от ее взгляда, иногда невольно и упорно на него устремленного. Она знала, что ее приход ночью, в необычное время, раздражит его.
Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли. К утру он затих, и она заснула.
Она проснулась поздно. Та искренность, которая бывает при пробуждении, показала ей ясно то, что более всего в болезни отца занимало ее. Она проснулась, прислушалась к тому, что было за дверью, и, услыхав его кряхтенье, со вздохом сказала себе, что было все то же.
– Да чему же быть? Чего же я хотела? Я хочу его смерти! – вскрикнула она с отвращением к себе самой.
Она оделась, умылась, прочла молитвы и вышла на крыльцо. К крыльцу поданы были без лошадей экипажи, в которые укладывали вещи.
Утро было теплое и серое. Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаться перед своей душевной мерзостью и стараясь привести в порядок свои мысли, прежде чем войти к нему.
Доктор сошел с лестницы и подошел к ней.
– Ему получше нынче, – сказал доктор. – Я вас искал. Можно кое что понять из того, что он говорит, голова посвежее. Пойдемте. Он зовет вас…
Сердце княжны Марьи так сильно забилось при этом известии, что она, побледнев, прислонилась к двери, чтобы не упасть. Увидать его, говорить с ним, подпасть под его взгляд теперь, когда вся душа княжны Марьи была переполнена этих страшных преступных искушений, – было мучительно радостно и ужасно.
– Пойдемте, – сказал доктор.
Княжна Марья вошла к отцу и подошла к кровати. Он лежал высоко на спине, с своими маленькими, костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками ручками на одеяле, с уставленным прямо левым глазом и с скосившимся правым глазом, с неподвижными бровями и губами. Он весь был такой худенький, маленький и жалкий. Лицо его, казалось, ссохлось или растаяло, измельчало чертами. Княжна Марья подошла и поцеловала его руку. Левая рука сжала ее руку так, что видно было, что он уже давно ждал ее. Он задергал ее руку, и брови и губы его сердито зашевелились.
Она испуганно глядела на него, стараясь угадать, чего он хотел от нее. Когда она, переменя положение, подвинулась, так что левый глаз видел ее лицо, он успокоился, на несколько секунд не спуская с нее глаза. Потом губы и язык его зашевелились, послышались звуки, и он стал говорить, робко и умоляюще глядя на нее, видимо, боясь, что она не поймет его.
Княжна Марья, напрягая все силы внимания, смотрела на него. Комический труд, с которым он ворочал языком, заставлял княжну Марью опускать глаза и с трудом подавлять поднимавшиеся в ее горле рыдания. Он сказал что то, по нескольку раз повторяя свои слова. Княжна Марья не могла понять их; но она старалась угадать то, что он говорил, и повторяла вопросительно сказанные им слона.
– Гага – бои… бои… – повторил он несколько раз. Никак нельзя было понять этих слов. Доктор думал, что он угадал, и, повторяя его слова, спросил: княжна боится? Он отрицательно покачал головой и опять повторил то же…
– Душа, душа болит, – разгадала и сказала княжна Марья. Он утвердительно замычал, взял ее руку и стал прижимать ее к различным местам своей груди, как будто отыскивая настоящее для нее место.
– Все мысли! об тебе… мысли, – потом выговорил он гораздо лучше и понятнее, чем прежде, теперь, когда он был уверен, что его понимают. Княжна Марья прижалась головой к его руке, стараясь скрыть свои рыдания и слезы.
Он рукой двигал по ее волосам.
– Я тебя звал всю ночь… – выговорил он.
– Ежели бы я знала… – сквозь слезы сказала она. – Я боялась войти.
Он пожал ее руку.
– Не спала ты?
– Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.
– Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла?
«А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал.
– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье.
– Я от него получила письмо, – отвечала княжна Марья.
Он с удивлением и робостью смотрел на нее.
– Где же он?
– Он в армии, mon pere, в Смоленске.
Он долго молчал, закрыв глаза; потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза.
– Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо.



План:

    Введение
  • 1 История ВУЗа
    • 1.1 Создание Рязанского военного автомобильного института
    • 1.2 Подготовка к ВО войне
    • 1.3 Автомобильное училище в годы ВО войны.
    • 1.4 После Войны
    • 1.5 Училище-Кузница военных инженеров-автомобилистов
    • 1.6 Начало Реформ в ВС России и РВАИ
    • 1.7 Реформирование училища
  • 2 Закрытие ВУЗа
  • 3 Начальники Училища (Института)
  • 4 Знаменитые выпускники института(училища)
  • 5 Выпускники Училища - Герои Советского Союза
  • 6 Выпускники Училища - Герои России
    • 6.1 Адреса

Введение

Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В. П. Дубынина (РВАИ) - военное высшее учебное заведение, существовавшее с 1940 по 2010 год.

До 1994 года называлось Рязанское Высшее Военное Автомобильное Инженерное ордена Красной Звезды училище


1. История ВУЗа

1.1. Создание Рязанского военного автомобильного института

Рязанский военный автомобильный ордена Красной Звезды институт имени героя России генерала армии В.П.Дубынина, был создан 2 января 1940 года согласно Директивы Генерального штаба Красной Армии и Директивы Военного совета Орловского военного округа как Орджоникидзеградское военно-пехотное училище для подготовки командиров стрелковых и пулемётных взводов в городе Орджоникидзеграде (город Бежица ныне – один из районов города Брянска) Орловской области со сроком обучения 2 года.(Как указано в приказе о создании учебного заведения) Рязанкое автомобильное являлось старейшим в России среди высших военно-учебных заведений автомобильной специальности. Непосредственное формирование училища началось 10 марта 1940 года (приказ Начальника училища от 10 марта 1940 года №1) и закончилось 11 апреля 1940 года.

КПП.Рязанского автомобильного

С увеличением количества автомобильной техники в армии и недостатке специалистов для квалифицированной её эксплуатации в соответствии с приказом Народного Комиссара обороны СССР от 28 марта 1941 года № 0127 училище из пехотного было преобразовано в Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетное училище.


1.2. Подготовка к ВО войне

В связи с возросшей опасности нападения фашистской Германии на СССР было принято решение о сокращении сроков обучения в училище и накануне Великой Отечественной войны состоялся первый выпуск офицеров. Красная Армия получила 794 молодых лейтенанта. Это были командиры стрелковых и пулемётных взводов. Почти все выпускники убыли в западные приграничные районы страны и через несколько дней уже приняли участие в боях против вторгшихся гитлеровских захватчиков.


1.3. Автомобильное училище в годы ВО войны.

В августе 1941 года с приближением линии фронта к г. Орджоникидзеграду Военный Совет Орловского военного округа принял решение о передислокации училища в г. Острогожск Воронежской области. В октябре 1941 года линия фронта приблизилась и к г. Острогожску и по распоряжению Генерального штаба Красной Армии училище было передислоцировано в г. Минусинск Красноярского края. Передислокация была полностью завершена 11 декабря 1941 года. 4 мая 1942 года училище произвело третий выпуск офицеров, – но первый по автомобильной специальности в количестве 399 человек. В соответствии с приказом Военного совета Сибирского военного округа от 26 мая 1943 года № 0806 Орджоникидзеградское автомобильно-мотоциклетное училище было преобразовано в Орджоникидзеградское военное автомобильное училище

По распоряжению Генерального штаба Красной Армии в июне 1943 года училище было передислоцировано на базу ликвидированного 138 Болховского пехотного полка в г. Рязань, где и находилось до осени 2010 года

В трудных условиях военного времени, вызвавших сокращение сроков обучения и трёхкратную передислокацию, училище успешно справилось с поставленными перед ним задачами. За время Великой Отечественной войны было подготовлено 5075 офицеров-автомобилистов и мотоциклистов, которые участвовали в боях с врагом на всех фронтах войны.

10 августа 1944 года состоялось - вручение училищу Красного знамени нового образца, утверждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1942 года.


1.4. После Войны

Согласно директивы Генерального штаба Красной Армии от 31 марта 1946 года № орг./7/245754 училище переименовано в 1-е военное автомобильное, перешло на трёхгодичное обучение курсантов, больше времени стало уделяться практическим полевым занятиям не только по общевойсковым предметам обучения, но и по организации ремонта и эвакуации автомобильной техники в полевых условиях.

20 ноября 1960 года приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками Вооружённых Сил СССР № 076 училище было переименовано в Рязанское военное автомобильное училище.

Памятник посвяенный вручению ордена Красной Звезды Рязанскому Высшему военному автомобильному училищу

За большие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в период Великой Отечественной войны и послевоенное время Указом Президиум Верховного Совета СССР от 18 мая 1965 года училище награждено орденом Красной Звезды.24 мая 1965 года приказом Министра обороны СССР № 168 училище было переименовано в Рязанское военное автомобильное ордена Красной Звезды училище. Приказом Министра обороны СССР от 5 октября 1965 года № 271 выпускник училища - Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Полежайкин С.И. навечно зачислен в списки училища.


1.5. Училище-Кузница военных инженеров-автомобилистов

Плац Рязанского Автомобильного!

Согласно приказа Министра обороны СССР от 31 июля 1968 года № 019, училище наряду с другими, было преобразовано в высшее и стало называться – Рязанское высшее военное автомобильное командное ордена Красной Звезды училище со сроком обучения курсантов 4 года.

В соответствии с приказом Министра обороны СССР от 23 мая 1973 года № 090 и директивой Генерального штаба Вооружённых Сил СССР от 16 июля 1974 года № 314/10/0710 училище было переведено на инженерный профиль обучения со сроком обучения 5 лет и стало называться Рязанское высшее военное автомобильное инженерное ордена Красной Звезды училище.

В 1994 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 марта 1994 года № 234 и приказом Министра обороны РФ от 18 мая 1994 года № 159 училище преобразовано в Военный автомобильный институт.


1.6. Начало Реформ в ВС России и РВАИ

Вид территории Рязанского Военного автомобильного института

Согласно приказа Министра обороны РФ от 6 ноября 1998 года № 072 в состав института включено Уссурийское военное автомобильное командное училище, и институт стал именоваться Рязанский военный автомобильный институт с Военном автомобильным факультетом (г. Уссурийск)

20 октября 2003 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 1350-Р и приказом Министра обороны РФ от 20 октября 2003 года № 367 Рязанский военный автомобильный институт с Военном автомобильным факультетом в г. Уссурийск переименован в Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина с Военном автомобильным факультетом (г. Уссурийск).


1.7. Реформирование училища

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 июля 2004 года № 937-Р и приказом Министра обороны РФ от 9 августа 2004 года № 235 из состава института выведен Военный автомобильный факультет (г. Уссурийск) с преобразованием его в Дальневосточное высшее военное автомобильное командное инженерное училище (военный институт).

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 14 мая 2005 года № 180 за мужество, воинскую доблесть и высокую выучку, проявленные при выполнении заданий Министерства обороны Российской Федерации по подготовке высококвалифицированных кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, отличные показатели в боевой подготовке, достигнутые успехи и значительный вклад в укрепление обороноспособности страны институт награждён Вымпелом Министра обороны РФ. Вымпел Министра обороны был вручен в торжественной обстановке в День военного автомобилиста – 29 мая 2005 года начальником вооружения и военной техники - заместителем Министра обороны РФ по вооружению генералом армии Московским А.М.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1422 в ознаменовании Дня России и – выпуска молодых специалистов автомобильной службы начальником вооружения и военной техники - заместителем Министра обороны РФ по вооружению генералом армии Макаровым Н.Е. 12 июня 2007 года было вручено новое Боевое Знамя института.

Решением Начальника Главного Автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-полковником Полонским В.А. от 29 апреля 2007 года День института совмещён с Днём военного автомобилиста и будет отмечаться ежегодно 29 мая


2. Закрытие ВУЗа

  • В ФЕВРАЛЕ2010 году Рязанский военный институт им. В.П.Дубынина прекратил свое существование как независимый ВУЗ и был преобразован в Автомобильный факультет Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии Маргелова В.Ф.
  • В 2010 году соответствии с директивой НГШ, Автомобильные факультеты (Рязань, Челябинск) переведены в Омск, на базу Омского танкового инженерного института имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого...
  • 26-го августа 2010 года на плацу Рязанского Высшего Военного автомобильного Ордена Красной Звезды училища состоялось прощание с БОЕВЫМ ЗНАМЕНЕМ.
  • 30-го август 2010 года последние курсанты автомобилисты покинули Рязань.

3. Начальники Училища (Института)

  • Генерал-лейтенант Нечаев А.Н . – апрель 1940г. - март 1941г. - Начальник Орджоникидзеградского военно-пехотного училища, март 1941г. - июль 1941г. – Начальник Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища.
  • Комбриг Трусевич И.Д. – июль 1941г. - сентябрь 1942г. – Начальник Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища.
  • Полковник Лашко И.Р. – сентябрь 1942г. - июнь 1943г. – Начальник Орджоникидзеградского автомобильно-мотоциклетного училища, июнь 1943г. - январь 1946г. – Начальник Орджоникидзеградского автомобильного военного училища.
  • Горрикер М.Л. – январь 1946г.- март 1946г. – Начальник Орджоникидзеградского автомобильного военного училища, март 1946г.- ноябрь 1950г. – Начальник 1-го автомобильного военного училища.
  • Гвардии генерал-майор Колчук Ф.С. – ноябрь 1950г.- сентябрь 1951г. – Начальник 1-го автомобильного военного училища, сентябрь 1951г.- декабрь 1953г. – Начальник 1-го Военного автомобильного училища.
  • Генерал-майор танковых войск Раевский Ф.Н. – декабрь 1953г.- январь 1957г. – Начальник 1-го Военного автомобильного училища.
  • Генерал-майор технических войск Страхов Л.Н. – январь 1957г.- ноябрь 1960г. – Начальник 1-го Военного автомобильного училища, ноябрь 1960г.- май 1964г. – Начальник Рязанского военного автомобильного училища.
  • Генерал-майор Ковалёв С.Ф. – май 1964г.- май 1965г. – Начальник Рязанского военного автомобильного училища, май 1965г.- июль 1968г. – Начальник Рязанского военного автомобильного ордена Красной Звезды училища, июль 1968г.- август 1971г. – Начальник Рязанского высшего военного автомобильного командного ордена Красной Звезды училища.
  • Генерал-лейтенант-инженер Павлов В.Г. – август 1971г.- август 1974г. – Начальник Рязанского высшего военного автомобильного ордена Красной Звезды училища, август 1974г.- март 1984г. – Начальник Рязанского высшего военного автомобильного инженерного ордена Красной Звезды училища.
  • Генерал-лейтенант Редько А.П. – март 1984г.- июнь 1990г. – Начальник Рязанского высшего военного автомобильного инженерного ордена Красной Звезды училища.
  • Генерал-майор Веденеев А.И. – июнь 1990г.- май 1994г. – Начальник Рязанского высшего военного автомобильного инженерного ордена Красной Звезды училища, май 1994г.- ноябрь 1998г. – Начальник Военного автомобильного института, ноябрь 1998г.- сентябрь 1999г. – Начальник Военного автомобильного института с военным автомобильным факультетом (г. Уссурийск).
  • Генерал-майор Невдах М.А. – сентябрь 1999г.- март 2003г. – Начальник Военного автомобильного института с Военным автомобильным факультетом (г. Уссурийск), март 2003г.- август 2004г. – Начальник Рязанского военного автомобильного института имени генерала армии В.П. Дубынина с Военным автомобильным факультетом (г. Уссурийск), август 2004г.- июль 2005г. – Начальник Рязанского военного автомобильного института имени генерала армии В.П. Дубынина.
  • Генерал-майор Герасимов А.Н. – июль 2005г. август 2010г – Начальник Рязанского военного автомобильного института имени генерала армии В.П. Дубынина.

4. Знаменитые выпускники института(училища)

Институт имеет богатейшие традиции. За годы своего существования институт подготовил более 27 тысяч высококвалифицированных специалистов автомобильной службы. 14 человек удостоены высшей правительственной награды СССР и России – звания Героя Советского Союза и России с вручением медали «Золотая Звезда». Гордостью института являются выпускники – генералы. 69 выпускников стали генералами . Генерал-полковник Полонский В.А. – начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ, Герой России генерал-лейтенант Дуканов О.М.- начальник управления федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю, генерал-полковник Каракозов Г.А. – заместитель главнокомандующего ВВС по тылу, генерал-лейтенант Надыбаидзе В.М. – Министр обороны Грузии. 8 человек удостоены почётных званий. Сотни выпускников за образцовое выполнение служебного долга мужество и героизм удостоены высоких наград.


Герой Советского Союза - старший лейтенант Баранов И.Е. – выпуск 1941 г.

Рязанский военный автомобильный институт - одно из самых старых заведений России, которое готовило офицеров для автомобильных войск. Располагалось в Рязани. Годы работы - с 1940 по 2010 гг.

За 70 лет функционирования учебное заведение выпустило более 27 тыс. специалистов. Некоторые из них стали генералами, чуть больше 10 человек получили высшую военную награду.

Информация о заведении

До 1994 года Рязанский военный автомобильный институт назывался училищем. Дата основания: 02.01.1940 г. Дата закрытия: 01.02.2010 г. Реорганизация была проведена в 2009 году. Тип заведения: высшее учебное заведение военного типа. Начальником был А. Н. Герасимов. Работал на территории Рязани.

Юридический адрес Рязанского военного автомобильного института: ул. Военных автомобилистов, 12.

Краткая история

Формирование училище длилось месяц: с 10 марта по 11 апреля 1940 года. В первые годы работы будущий институт испытывал недостаток в кадрах и специалистах. Это было связано с тем, что в вооруженных силах стало увеличиваться количество автомобильной техники.

В предвоенный период сроки обучения были сокращены до минимальных. Уже во время боевых действий училище хорошо справлялось с выпуском командиров в нужном количестве. При этом учебное заведение пережило трехкратную передислокацию. За все время войны было выпущено около 5 тыс. командиров.

В послевоенный период был изменен подход к обучению: выпуск осуществлялся после пяти лет службы. Больше внимания уделялось полевым занятиям.

Реформа

В 1998 году после осуществления реформы к Рязанскому военному автомобильному институту было присоединено командное училище того же профиля. В 2003 году по распоряжению правительства России институту присвоили имя генерала В. П. Дубынина. В 2004 году один из факультетов был отделен, его преобразовали в отдельный институт.

В 2005 году заведению был вручен Вымпел Министра обороны. Награда была торжественно передана администрации в день автомобилиста. Ее вручили за мужество, отличную работу, воинскую доблесть, которые были проявлены при выполнении заданий, а также хорошие показатели в физической подготовке и за успех в работе.

В 2007 году Рязанский военный автомобильный институт был удостоен Боевого Знамени нового образца.

Закрытие института

В 2010 году институт был преобразован в факультет. Его присоединили к Рязанскому высшему командному училищу. Автомобильные факультеты были переведены в Омск. Там они вошли в состав Танкового инженерного института. На данным момент институт является внебюджетным факультетом.

Рязанское высшее военное командне училище связи им. Маршала Советского Союза М.В. Захарова


полковник в отставке Е. А. АНДРЕЕВ
РОЛЬ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЯЗАНИ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Полное наименование училища: Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала В.Ф. Маргелова» Министерства обороны Российской Федерации.

Сокращенное наименование: Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

Аббревиатура училища: РВВДКУ.

Место нахождения и почтовый адрес: Россия, 390031, г. Рязань, площадь Маргелова, д. 1

История РВВДКУ

Приказом Наркома военных дел от 29 августа 1918 года № 743 в Рязани начали формироваться и к ноябрю были образованы 1-е Рязанские советские пехотные курсы командного состава РККА .

В 1920 году курсы переименовываются в 30-е Рязанские советские пехотные курсы, а затем в 15-ю Рязанскую пехотную школу (командиров) с переходом на 3-летнюю систему подготовки.

В 1921 году (ноябрь) Рязанская пехотная школа за мужество и отвагу личного состава награждается Революционным Красным знаменем ВЦИК.

В марте 1937 г. школа переименована в Рязанское командное пехотное училище (РКПУ) им. К.Е. Ворошилова.

В 1941 г. в Куйбышеве (ныне Самара) на базе пехотного училища было скрытно создано Военно-парашютное училище для подготовки военных кадров ВДВ, которое тщательно скрывалось за номером воинской части 75021.

В сентябре 1942 года училище обосновалось в Москве, в здании Военно-воздушной академии имени Жуковского, которая была эвакуирована в Ташкент.

12 ноября 1943 года в связи с 25летием образования, за большой вклад в подго-товку военных кадров и высокую боевую выучку Рязанское командное пехотное училище награждено орденом Красного Знамени.

К концу 1943 года фронт переместился на запад и в Москву стали возвращаться из эвакуации все учреждения. Вновь училищу пришлось отправиться в Подмосковье, в Нахабино, где размещались Высшие офицерские курсы ВДВ. Приютив курсантов «кочевого» училища, курсы, выпускавшие только специалистов и начальников парашютно-десантных служб, как бы «поглотили» учебное заведение, потерявшее всякую самостоятельность.

После войны, в 1946 году, командование ВДВ приняло решение о воссоздании училища, и командир расформированного 7-го отдельного учебного парашютно-десантного полка, расквартированного в Звенигороде, был направлен с рекогносциро-вочной группой в Киргизскую ССР (г. Фрунзе) для поиска базы училища. Училище вновь возродилось, приступив к занятиям в 1946 году.

В 1947 году Верховный Совет Киргизской ССР принял решение: войсковой части 75021, или Военно-парашютному училищу предоставить право носить имя высшего органа государственной власти Республики.

С этим наименованием (войсковая часть 75021, или Военно-парашютное училище имени Верховного Совета Киргизской ССР) в конце сентября 1947 года училище переехало под Алма-Ату.

В 1948 году в училище обучались солдаты и сержанты – фронтовики. Для них срок обучения составлял один год десять месяцев. К сентябрю 1949 года училище окончательно сформировало свою организационную структуру и перешло на трехлетнюю систему обучения, стали принимать и гражданскую молодежь.

В июне 1958 года Постановлением Совета Министров СССР Рязанское пехотное Краснознаменное училище (среднее) было преобразовано в Высшее общевойсковое командное училище с четырехлетним сроком обучения. Эти преобразования никак не коснулись Алма-атинского десантного училища, и командующий ВДВ В.Ф. Маргелов предложил руководству страны о слиянии двух училищ.

1 мая 1959 года из Казахстана в Рязань отправился первый эшелон курсантов десантников, который возглавлял полковник А.С. Леонтьев, назначенный начальником Рязанского высшего общевойскового командного Краснознаменного училища.

4 апреля 1964 года, к завершению всех выпусков курсантов пехотинцев, училище было переименовано в Рязанское высшее воздушно-десантное командное Красно-знаменное училище и неузнаваемо преобразилось.

23 февраля 1968 года, в связи с 50летием Вооруженных сил СССР, училище за большие заслуги в подготовке офицерских кадров вторично награждается орденом Красного Знамени, 29 августа 1968 года ему присваивается почетное имя Ленинского комсомола.

В 1994 году Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище перешло на 5летнюю систему подготовки офицеров (сформировано 5 батальонов по 400 курсантов в каждом, а военные переводчики были передислоцированы в Новосибирск в общевойсковое командное училище).

12 ноября 1996 года, учитывая многочисленные просьбы личного состава и ветеранов училища, к 78й годовщине образования Указом Президента России РВВДКУ присвоено имя генерала армии В.Ф. Маргелова.

29 августа 1998 года в связи с реорганизацией военных учебных заведений училище переименовано в Рязанский институт воздушно-десантных войск. В этом же году учебное заведение за большой вклад в подготовку польских военнослужащих награждено «Командорским крестом ордена заслуги Польской Народной Республики» в память о знаменитых селецких лагерях училища, где в 1943 году была сформирована и обучалась дивизия Тадеуша Костюшко, в рядах которой сражался будущий президент Польши В. Ярузельский.

11 ноября 2002 года, учитывая многочисленные просьбы личного состава и ветеранов, и к годовщине училища Постановлением Правительства России № 807 институту ВДВ было возвращено имя генерала армии В.Ф. Маргелова, а 9 июля 2004 г. оно снова переименовано в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова (Распоряжение Правительства РФ №937Р от 09.07.2004 года).

В 2006 году Приказом министра обороны России за мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку училище награждено Вымпелом министра обороны России.

2008 год – впервые Рязанское воздушно-десантное командное училище начало прием девушек-курсантов (20 человек) для обучения по военной специализации «Применение подразделений десантного обеспечения». Это будут женщины-офицеры, командиры взводов укладчиков парашютов, которые обеспечивают выполнение прыжков с парашютом военнослужащими, а так же выброску боевой техники с помощью специальных платформ и многокупольных систем.

29 марта 2008 года на основании Указа Президента РФ от 29 декабря 2007 года вручено Боевое знамя училища «Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова (военный институт)» с двумя орденскими лентами орденов Красного Знамени.

8 июля 2009 года училище переведено на очередной штат и содержится как обособленное структурное подразделение Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва).

21 июля 2009 года училище награждается грамотой Верховного Главнокомандующего ВС РФ № 001 за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров для ВС РФ.

17 декабря 2009 года училище переведено на новый штат, включив при этом реформированные военно-учебные заведения: Рязанский военный автомобильный институт и Рязанское высшее военное командное училище связи в качестве факультетов (автомобильного и связи).

29 января 2010 года Директивой МО РФ № Д-6 дсп из обособленного структурного подразделения Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (г. Москва), в РВВДКУ формируется филиал указанного учебного центра в г. Рязани, который стал именоваться «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (филиал, г. Рязань).

26 октября 2011 года на основании указаний ГШ ВС РФ филиал переведен на новый штат в качестве структурного подразделения ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ».

12 сентября 2013 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 895-р училище стало самостоятельным и подчинено Командующему Воздушно-десантными войсками.

15.11.2013, Рязань 13:27:18 Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу сегодня открыл монумент «Звезда Героев» мемориального комплекса «Аллея Героев» Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ).

«Имена 127 из них - Героев Советского Союза и России - увековечены на обелисках памятника «Звезда Героев», - напомнил министр обороны.

15 ноября 2013 года в соответствии с Указом от 14 ноября 2013 года № 842 Президент РФ Путин В.В. за заслуги в укреплении обороноспособности страны и подготовке высококвалифицированных военных кадров вручил училищу орден Суворова.

Десантное училище ежегодно выпускает в войска около 400 офицеров.

Герои РВВДКУ

Герои училища ведут отсчет от боев с японцами на Халхин-Голе (август 1938 года), где четверо выпускников Рязанского училища стали первыми Героями Советского Союза, а в годы Великой Отечественной войны 30 выпускников были удостоены этого высокого звания. За годы войны в Афганистане 7 выпускников училища были удостоены звания Героя Советского Союза, многие награждены боевыми орденами и медалями. Сейчас в училище проходят службу 29 офицеров – участников афганской войны, а также 109 военнослужащих – участников боевых действий в Чечне. Из них – 119 военнослужащих награждены боевыми наградами.

Среди выпускников РВВДКУ – 45 Героев Советского Союза и 68 Героев Российской Федерации.

Только за последние десятилетия Рязанское воздушно-десантное училище воспитало целую плеяду заслуженных военачальников, видных государственных и общественных деятелей.

Среди выпускников училища – генерал полковник Александр Колмаков – первый заместитель министра обороны Российской Федерации; Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Владимир Шаманов – командующий Воздушно-десантными войсками; генерал-лейтенант Валерий Евтухович – бывший командующий Воздушно-десантными войсками; Герой Советского Союза генерал армии Павел Грачев – министр обороны Российской Федерации с 1992 по 1996 г.; генерал-полковник Георгий Шпак – бывший командующий ВДВ, губернатор Рязанской области; Герой Советского Союза генерал-полковник Валерий Востротин – депутат Государственной Думы; генерал-лейтенант Александр Лебедь – бывший секретарь Совета Безопасности РФ, губернатор Красноярского края... И это далеко не полный список тех, кто продолжал и продолжает славные традиции училища.

На базе РВВДКУ проходят обучение военнослужащие из стран ближнего и даль-него зарубежья: Армении, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Монголии, Китайской Народной Республики и Республики Мали.

В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова готовят настоящую элиту армии.

Материал из книги «Солдаты Победы 1941-1945».
–РЯЗАНЬ: Издательство «ПРЕССА», 2010.
полковник в отставке Е.А. АНДРЕЕВ
РОЛЬ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЯЗАНИ В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Бурный рост автомобильного строительства в предвоенные годы позволил многократно увеличить поставки автомобилей в армию, что способствовало повышению степени ее моторизации, подвижности и маневренности. Рост производства и значительное увеличение количества бронетанкового вооружения и военной автомобильной техники, поступающей в армию, потребовал и создания новой, отвечающей современным требованиям военно-политической обстановки, системы подготовки грамотных военных специалистов для ее эксплуатации, обслуживания и применения в боевой обстановке.

В январе 1940 года на основании директивы Генерального штаба РККА в Орловском военном округе приступили к формированию Орджоникидзеградского пехотного училища (г. Орджоникидзеград, позже г. Бежица, а ныне один из районов города Брянска).

Плановые учебные занятия с курсантами начались 15 апреля 1940 года. Датой образования училища был установлен день 1 мая, а 21 февраля 1941 года ему было вручено Революционное Красное знамя – символ воинской чести, доблести и славы.

Весной 1941 года в училище произошли большие изменения, для него, по существу, начался новый этап развития – автомобильный: на основании Приказа Народного Комиссара обороны Союза ССР № 0127 от 28 марта 1941 года Орджоникидзеградское пехотное училище преобразовалось в военное автомобильное.

Первый выпуск молодых командиров, подготовленных в училище, состоялся за 11 дней до начала Великой Отечественной войны. Красная Армия получила 794 лейтенанта. Почти все они убыли в воинские части, дислоцированные в западных приграничных военных округах на должности командиров стрелковых и пулеметных взводов.

Впереди была война, тяжелые испытания на прочность и стойкость, трудные, почти непроходимые дороги, горечь поражений и радость побед, сердечная боль от потери боевых товарищей, родных и близких людей… По решению Военного совета Орловского военного округа училище в августе 1941 года передислоцировалось в город Острогожск Воронежской области.

В октябре 1941 года, когда линия фронта приблизилась к Острогожску менее чем на 150 километров, на основании распоряжения Генерального штаба Красной Армии училище начало передислокацию в г. Минусинск Красноярского края.

С апреля 1943 года большая часть курсантов переведена на новый профиль обучения по подготовке командиров взводов автотранспортных частей.

В июне 1943 года училище из Минусинска передислоцировалось в г. Рязань.

10 августа 1944 года училищу было вручено Красное знамя нового образца, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1942 года.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на огромные трудности, личный состав училища успешно справился с поставленными перед ним задачами. За время войны было подготовлено более пяти тысяч (5075) офицеров–автомобилистов и мотоциклистов, которые участвовали в боях с врагом на всех фронтах Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1965 года за большие заслуги в деле подготовки высококвалифицированных офицерских кадров в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время училище было награждено орденом Красной Звезды.

В ноябре 1960 года приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками училище было переименовано в Рязанское военное автомобильное училище.

В июле 1968 года наше училище было преобразовано в высшее военное. Оно стало называться Рязанское высшее военное автомобильное командное ордена Красной Звезды училище.

В августе 1974 года училище было преобразовано в высшее инженерное с пятилетним сроком обучения и стало называться - Рязанское высшее военное автомобильное инженерное ордена Красной Звезды училище.

26 марта Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 234 «О преобразовании Рязанского высшего военного автомобильного инженерного училища в Военный автомобильный институт».

1999 год – в состав института вошло, в качестве факультета, упраздненное с 1 апреля 1999 года Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище, преобразованное в 2001 году в филиал института. Поскольку Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище стало структурным подразделением института, его история с 1 апреля 1999 года стала органической частью нашей истории.

Среди Героев Советского Союза питомцы Рязанского автомобильного института:

Старший лейтенант Баранов Иван Егорович,

Капитан Бердышев Михаил Александрович,

Капитан Бычков Николай Васильевич,

Майор Емельянов Петр Николаевич,

Полковник Котов Яков Михайлович,

Подполковник Кутурга Иван Васильевич,

Капитан Лапушкин Анатолий Семенович,

Старший лейтенант Полежайкин Сергей Иванович,

Майор Поляков Иван Васильевич,

Лейтенант Тарасенко Василий Федорович,

Подполковник Федин Николай Алексеевич,

Старший лейтенант Шкулипа Николай Иванович,

Майор Юхнин Виктор Михайлович.

В послевоенные годы пополнил строй Героев Рязанского автомобильного – Герой России генерал-лейтенант Дуканов Олег Михайлович, который еще раз убедительно доказал, что в жизни всегда есть место подвигу.

За 70 лет в Рязанском военном автомобильном ордена Красной Звезды институте имени генерала армии В.П. Дубынина подготовлено более 28 тысяч высококвалифицированных офицерских кадров. Среди них большое количество видных руководителей и организаторов автобронетанковой службы и Тыла Вооруженных сил, заслуженных военных специалистов, крупных ученых, заслуженных деятелей науки и техники Российской Федерации, работающих не только в структурах Министерства обороны, но и в других силовых органах, в органах государственной власти и управления Российской Федерации, органах местного самоуправления, в организациях, учреждениях, на предприятиях различных форм собственности.

В феврале 2010 года Рязанский военный институт им. В. П. Дубынина был преобразован в автомобильный факультет Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Ф. Маргелова. Автомобильные факультеты института в Рязани и Челябинске были переведены в Омск, на базу Омского танкового инженерного института имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого.

26 августа 2010 года на плацу института состоялось прощание с боевым знаменем. 30 августа последние курсанты-автомобилисты отправились в Омск.

В настоящее время кампус института используется автомобильным факультетом Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.

Материал из статьи генерала-майора К.В. Стояна «РВВКУС им. Маршала Советского Союза М.В. Захарова»
из тематического сборника «Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации - 2006» (Часть 2)

http://www.army.informost.ru/2006/sod.html

История Рязанского высшего военного командного училища связи (РВВКУС) берет свое начало с 22 июля 1941 года, когда приказом НКО было объявлено о формировании Горьковской военной школы радиоспециалистов. Размещалась она в одном из зданий Горьковского кремля. На первом этапе развития, который продолжался до конца Великой Отечественной войны, перед Горьковской военной школой радиоспециалистов ставилась задача в ускоренные сроки готовить для фронта младших специалистов радиосвязи. По программе, рассчитанной на 1–2 месяца, школа готовила для действующей армии квалифицированных радистов, телеграфистов и радиомехаников. По мере совершенствования системы управления и технической оснащенности войск связи назрела необходимость в подготовке качественно новых командных кадров, в том числе технически грамотных радиоспециалистов для обслуживания новых узлов связи.

Поэтому в марте 1942 года Горьковская военная школа была переформирована в школу повышенного типа по подготовке радиоспециалистов не ниже 2-го класса. Срок обучения курсантов увеличился до 4 месяцев. 6 августа 1944 года за успехи в подготовке специалистов связи для фронта школе от имени Президиума Верховного Совета СССР было вручено Боевое Красное Знамя. За период Великой Отечественной войны из стен школы вышло 13 500 радиоспециалистов. Подвигами на полях сражений прославились ее выпускники, удостоенные высоких боевых наград. В августе 1945 года школа была переформирована в Горьковскую школу по подготовке старшин радиоспециалистов. В учебно-воспитательном процессе произошли существенные изменения, обусловленные переходом на программу мирного времени. Другой качественный этап в развитии училища начался с марта 1948 года. Школа была преобразована в Горьковское военное училище техников связи. Срок обучения увеличился до 3 лет. Поменялись не только организационная структура, но и содержание преподавания технических дисциплин. Курсанты на ряду с военными предметами изучали целый комплекс технических дисциплин, что давало им право получать диплом техника соответствующей специальности общесоюзного образца.

Следующей коренной перестройке подвергаются учебный процесс и учебные планы училища в сентябре 1960 года, когда оно передислоцируется в г. Рязань и переименовывается в Рязанское военное училище связи. Новый учебный год, начавшийся с 20 октября 1960 года, был ознаменован существенным повышением требований к командирским качествам и технической подготовке выпускников военных училищ. Процесс развития Вооруженных Сил, совершенствования техники и вооружения в 60-е годы стремительно ускорялся. При изменении структуры войск связи особое внимание было обращено на укомплектование их инженерно-техническим составом, поскольку поступившую на вооружение сложную технику могли обслуживать только высококвалифицированные специалисты.

В 1969 году училище преобразуется в Рязанское высшее командное училище связи.

С 1994 года училище перешло на 5 летнюю программу обучения.

В 1998 году согласно решению Правительства РФ училище переформировано в Рязанский филиал Военного университета связи.

В июле 2004 года распоряжением Правительства Российской Федерации на базе Рязанского филиала Военного университета связи создано Рязанское высшее военное командное училище связи (военный институт) имени маршала Советского Cоюза М. В. Захарова. В училище была создана учебно-материальная база, оснащенная современными средствами связи и вычислительной техники, позволяющая использовать в учебном процессе современные, в том числе информационные технологии обучения.

Офицеры - выпускники училища получают военно специальное образование, а также диплом инженера государственного образца по специальностям: «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» и «Сети связи и системы коммуникации».

Среди выпускников училища 14 генералов. Выпускник 1965 года генерал лейтенант В. П. Шарлапов был начальником связи Сухопутных войск России. Все должности, от командира взвода до начальника связи Вооруженных Сил России – заместителя начальника Генерального штаба, прошел выпускник 1956 года генерал полковник О. С. Лисовский. В 2001 году, отмечая шестидесятую годовщину, училище являлось одним из лучших вузов связи. Более 300 воспитанников училища прошли испытание Афганистаном и Чечней, многие участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Выпускники, удостоенные высоких наград

Геннадий Пушкин - 15 июля 1986 года при сопровождении колонны у населенного пункта Газни в Афганистане взвод Г. Пушкина попал в засаду. При внезапном нападение Геннадий Пушкин сумел вывести без потерь личный состав из глухого ущелья, из горящего БТР вынес раненого солдата и оказал ему первую помощь. Осколком был смертельно ранен и скончался, не приходя в сознание. Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Олег Ильин - в сентябре 2004 года в составе оперативно-боевого подразделения ЦСН ФСБ России участвовал в специальной операции по освобождению заложников, захваченных террористами в бесланской средней школе. Олег Геннадьевич геройски погиб, заслонив собой детей. Удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

Андрей Чирихин - погиб 28 августа 2000 года при проведении операции по зачистке от боевиков населенного пункта Центорой. В ходе операции один из боевиков, прикрываясь женщинами и детьми, открыл огонь из огнестрельного оружия и смертельно ранил А. Чирихина. Награжден Орденом Мужества (посмертно).

Александр Крамаренко - 4 апреля 1985 года в Афганистане, спасая раненого солдата, подорвался на мине. Скончался от тяжелого ранения. Посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Примечание

В 2009 году Рязанское высшее военное командное училище связи (военный институт) имени маршала Советского Cоюза М. В. Захарова расформировано.

6 мая 2011 года было отмечено 70-летие училища. Официально этот день стал последним днем существования РВВКУС.