Поэма "Мороз, Красный нос" остается, на наш взгляд, одним из самых неразгаданных произведений Н.А.Некрасова. Самому Некрасову, по словам П.Д.Боборыкина, хотелось "написать несколько картинок русской сельской жизни... судьбу нашей русской женщины..."[1 ]. Исследователи, в русле традиционного толкования некрасовского творчества, видели в поэме жизнеутверждающую оптимистическую тему труда, необычный образный строй, расширительно-эпический смысл конфликта. Типичная трактовка великой некрасовской поэмы сводится чаще всего к тому, что "Мороз, Красный Нос" - это апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип "величавой славянки". Поэма рисует светлые стороны крестьянской натуры, проносящиеся перед замерзающей в лесу Дарьей яркие картины былого счастья - и все это превосходно написано великолепными стихами. Часто о смысле поэмы говорилось вообще весьма обтекаемо: "Поэмой "Мороз, Красный нос" Некрасов впервые в истории русской литературы дал положительный ответ на вопрос, может ли человек из народа, лишенный преимуществ образованности, стать героем большого поэтического произведения"[2 ]. Именно в этом духе трактует поэму В.В.Жданов в "Истории русской литературы": "Поэт задумал изобразить судьбу и характер крестьянской женщины, ее терпение и выносливость, любовь к труду, доброту и поэтичность ее души... До Некрасова никто в русской поэзии не воспел крестьянский труд как основу жизни... Художественное своеобразие и особый колорит придают поэме сказочно-фольклорные мотивы..."[3 ]. Все это в принципе не выходит из круга определений самого Некрасова, заявившего о том, что ему хотелось написать всего лишь "несколько картинок русской сельской жизни". Однако лучшая поэма Некрасова проникнута единством и значительностью замысла, глубиной художественной логики, охватывающей не только "картинки сельской жизни". Нет сомнения, что все эти "картинки" связаны воедино глубиной единой авторской концепции. Часто эту концепцию видели в изображении "судьбы русской женщины". Действительно, судьба "красивой и гордой славянки" представлена в поэме Некрасова как прекрасный идеал. Но этим глубина замысла поэмы далеко не исчерпывается. Есть в поэме "Мороз Красный нос" и более глубокий, собственно религиозный, идеал. В истолковании поэмы возможны весьма существенные коррективы, если вычленить в ее проблематике личные переживания поэта, тему смерти. Самый глубокий свет на ее замысел проливают христианские мотивы поэмы.
В поэме Некрасова "Мороз, Красный нос" в сосуществовании и постоянном борении находятся, с одной стороны, Жизненно-реальные, логические, законные, а с другой - алогичные, фантастические и чудесные, мистические начала,- и эта их борьба и взаимопереплетенность многое проясняют. Художественная логика поэмы связана воедино темой судьбы человека перед лицом Божьего Промысла. Именно поэтому чудесному, запредельному, загробному отведено в поэме весьма существенное место. Следует обратить внимание на то, что "Мороз, Красный нос", несмотря на действительно присущую этому произведению эпичность, проникнут личной темой, личным настроением поэта, которое раскрывается во введении к поэме и в ее финале. Эти настроения - тревожное ожидание смерти.
Хотелось бы обратить внимание на то, что вступление к поэме и обращение к сестре, которой Некрасов посвящает свое произведение, вовсе не оптимистичны в жизненном плане. Наоборот, тон Некрасова весьма печален. В сущности, во введении он говорит о том, что, возможно, поэма станет его "последней песней":
А теперь - мне пора умирать...
Не затем же пускаться в дорогу,
Чтобы в любящем сердце опять
Пробудить роковую тревогу...
Присмиревшую Музу мою
Я и сам неохотно ласкаю...
Я последнюю песню пою
Для тебя - и тебе посвящаю.
Но не будет она веселей,
Будет много печальнее прежней,
Потому что на сердце темней
И в грядущем еще безнадежней...
В финале поэмы Некрасов возвращается к личным мотивам:
И ежели жить нам довольно,
Нам слаще нигде не уснуть!
"Нам" - это тем, кто чувствует себя "у двери гроба". Говоря о том, как замерзает в лесу крестьянская вдова Дарья, Некрасов, несомненно, вносит в поэму и личные переживания. Между тем у Некрасова нет более оптимистичного произведения, чем "Мороз, Красный нос". Только здесь доминирует не социальный, не жизненный, а "вечный", собственно христианский оптимизм. Он не сводится к теме труда и картинам довольства крестьянской жизни. Это "временной" пласт поэмы, за которым раскрывается красота иной, "вечной" жизни, старательно подготовленной для человека Богом (что так умиляет Некрасова в период его личных переживаний)[4 ].
Смерть - одна из главных тем поэмы. Причем в ней показано целых три смерти: крестьянина, совершившего свой мужицкий жизненный подвиг, его вдовы, понесшей тяжкий подвиг русской женщины, наконец, схимницы в монастыре, отличившейся подвигом духовным. Говорится во введении и о близко ощущаемой смерти самого автора ("А теперь мне пора умирать"), а также о смерти матери:
Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила,
Эту иву, которую ты
С нашей участью странно связала,
На которой поблекли листы
В ночь, как бедная мать умирала...
Столь широко введенная в поэму тема смерти не только придает ей особенный драматизм, но и влияет на всю ее поэтику, на весь строй мышления автора, на необычное сочетание в ней бытового и мистического, реального и фантастического. Перед нами произведение, в котором сны теснейшим образом сплетены с явью, воспоминания и мечты - с реальностью. Некрасов глубоко проник в неповторимый образ духовного мышления народа, представил в ярких картинах и образах основы так называемого "двоеверия" и народного Православия. В поэме отразился духовный опыт народа, в котором привычным, обыденным образом сочетаются язычество и христианство.
Мистический, ирреальный пласт поэмы Некрасова занимает в ней едва ли не большее место, чем изображение реальности. Собственно, обряд похорон, изображение крестьянской тяжкой доли, судьбы крестьянской женщины - во многом традиционны для Некрасова, но включены в какую-то новую художественную систему, преображающую эти традиционные мотивы. На чем же строится эта система?
Чудесное, мистическое и в то же время таинственно-поэтическое - вот основа художественной стилистики поэмы. Чудесное зачинается еще во введении к поэме. Некрасов напоминает сестре, что на иве, "что мать посадила", "поблекли листы // В ночь, как бедная мать умирала...". Это чисто личное и мистическое по духу событие придает поэме настроение авторской тревоги. Поэтическим описанием чудесного, таинственного и завершается поэма:
Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес,
Влекущий неведомой тайной,
Глубоко-бесстрастный...
Алогичное, непонятное с житейской, земной точки зрения, продолжается и в разговоре обо всех смертях, изображенных в некрасовской поэме. Нелогична смерть крестьянина Прокла - человека в расцвете сил, который трудился и трудом рук своих содержал жену, детей, родителей. В крестьянском дому упала несущая опора. Алогизм ситуации прежде всех чувствуют родители Прокла. Вот отец Прокла копает ему могилу и думает:
Могила на славу готова,-
"Не мне б эту яму копать!
(У старого вырвалось слово.)
Не Проклу бы в ней почивать..."
Перед нами не просто "ошибка", странный трагический случай. Некрасов показывает, что для родителей теперь померк белый свет, разрушился космос жизни:
Нет солнца, луна не взошла...
Как будто весь мир умирает...
Смерть кормильца настолько трагическое для крестьянской семьи событие, что Дарья, которая отправилась в монастырь к чудотворной иконе выпросить у Пресвятой Богородицы жизнь для Прокла, уверена:
Нет, не попустит Царица Небесная!
Даст исцеленье икона чудесная!
Однако земная логика сталкивается с какой-то иной, более глубокой, но совершенно непонятной "логикой Духа". Умирает не только Прокл, но и, следом за ним, сама Дарья. С точки зрения земных обычных ценностей, совершенно "нелогична", противоестественна, странна смерть Дарьи, только что пришедшей с похорон мужа. Дети остаются сиротами, рушится второй "столп" крестьянской избы - "матка". Эти разрушения вопиющи. Встает вопрос о "справедливости" происходящего, о соблюдении хоть какой-то логики, правды и справедливости в этих смертях. Недаром Ф.Я.Прийма в статье "К характеристике фольклоризма Н.А.Некрасова" писал: "Не давая выходов "на поверхность", а тем самым и формальных поводов для придирок цензуры, бунтарский пафос "Мороза" достигал тем не менее огромной силы. И кончину Прокла, и смерть Дарьи Некрасов изображал как следствие общественной несправедливости "[5 ]. Вопрос о справедливости так или иначе звучит в произведении Некрасова - и обращен к небесам, к Самому Богу, хотя Некрасов ставит его не в тексте, а всем логическим ходом поэмы. Некрасов ведет эту тему настойчиво, акцентируя свою мысль введением в текст поэмы эпизода смерти схимонахини. Место этого эпизода в композиции поэмы объяснимо лишь одним: желанием автора подчеркнуть мысль о том, что земная логика и Божий Промысл часто не совпадают: то, что с земной точки зрения кажется благом, в духовном смысле гибельно, ничтожно - и наоборот. Кажется, что "несправедлива", "нелогична" смерть схимонахини, совсем еще молоденькой девушки ("Спит молодая, спокойная... Всех ты моложе, нарядней, милей"). "Несправедливость" ее смерти автор подчеркивает словами Дарьи:
Ты меж сестер словно горлинка белая
Промежду сизых, простых голубей.
В поэме умирают, уходят к Богу самые лучшие, самые молодые, самые нужные другим: слабым и убогим. В поэме витает вопрос: где же справедливость? Однако вопрос этот задает не автор! Вопрос зреет прежде всего в душе Дарьи:
Слезы мои не жемчужны,
Слезы горюшки-вдовы,
Что же вы Господу нужны,
Чем Ему дороги вы?..
Сам же автор как раз согласен с трагичностью жизни, согласен с тем, что Бог печется о людях лучше, чем они сами, с их своевольными желаниями, планами, стремлениями. Недаром в финале поэмы "Тишина" звучат у Некрасова строки:
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И Богу уступай - не споря...
Некрасов принимает жизнь не только в ее земной ипостаси, но и в надмирно-духовной. Если на протяжении всей поэмы Дарья говорит о труде, о тяжело заработанной "крестьянской копейке" и т.п., то сам автор всем ходом внутренней идеи поэмы подтверждает, что жизнь человеческая к этому не сводится, что она поистине чудесна, управляема высшими силами. Вот почему в финальных строфах поэмы "Мороз, Красный нос" звучат слова: "Она улыбалась. // Жалеть мы не будем об ней ". Некрасов говорит здесь о Божием Промысле, с которым не нужно спорить, ибо Он благ. Более того, смерти, представленные в поэме, выдают подлинную святость людей. Вот почему не нужно жалеть о Дарье. В житиях святых часты упоминания того, что на их похоронах люди чувствовали Пасху, т.е. неизбежность воскресения святого человека. Так ощущает Дарья успение схимонахини, так сам автор представляет успение Дарьи, распростившейся с земной тяжкой долей и теперь безболезненно, в чудном счастливом сне перешедшей к жизни Небесной. Перед нами не смерть, а успение:
Нам слаще нигде не уснуть!
...................................
А Дарья стояла и стыла
В своем заколдованном сне...
Точно так же об успении говорит Некрасов по отношению к Проклу, называя его "Уснувшим Проклом":
Уснул, потрудившийся в поте!
Уснул, поработав земле!
Лежит, непричастный заботе,
На белом сосновом столе...
Смерть в поэме не только не безобразна, но даже поэтична: есть эпическая поэзия в описании лежащего на столе под иконами Прокла. В некрасовских строфах есть акцент на своеобразной красоте христианского успения:
Лежит неподвижный, суровый,
С горящей свечой в головах,
В широкой рубахе холщовой
И в липовых новых лаптях.
Большие, с мозолями, руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо
- и до рук борода...
Эта красота - красота святости человека, преставившегося Богу. Отсюда образ Прокла у Некрасова охвачен евангельской метафорикой: автор сравнивает его с "голубем":
Спускали родимого в пролубь,
Под куричий клали насест...
Всему покорялся, как голубь
...
Образ голубя в данном случае восходит к евангельским словам Иисуса Христа: "Будьте... просты, как голуби " (Мф. 10, 16). Недаром с голубицей-горлинкой сравнивается и умершая в монастыре схимонахиня: "Ты меж сестер словно горлинка белая // Промежду сизых, простых голубей ". Очевидна святость этой почившей схимонахини, которую Дарья не только называет "ангелом", но и обращается к ней, как к святой, за помощью в своем деле:
Этак-то ангелы кротки!
Молви, касатка моя,
Богу святыми устами,
Чтоб не осталася я
Горькой вдовой с сиротами!
Таким образом, перед нами проходят три необычные смерти: смерти святых людей. Несмотря на трагичность событий, мы ощущаем глубокую поэзию в описаниях Некрасова. Все дело в том, что в поэме вершит людские судьбы Божий Промысл. Он-то и является главным героем поэмы. Его-то и представляет Некрасов в поэтическом, сказочно-фольклорном образе Мороза-воеводы. Последнее описание чудесного, "влекущего неведомой тайной" леса - это поэтическое напоминание Некрасова о природе Божьего Промысла. Совсем не лес описывает поэт, называя его "глубоко-бесстрастным", а именно благую Божью волю, с "алогизмом" которой столкнулись в поэме умершие герои, по-земному страстно переживающие свершившиеся жизненные драмы.
Конфликт житейской логичности и неожиданно проявляющейся, "алогичной" Божьей воли подкреплен в поэме, казалось бы, совсем не обязательным образом юродивого Пахома, о котором практически никогда не упоминают комментаторы поэмы. В УП главке поэмы, после описания того, как отец вырыл для Прокла могилу, а мать купила для сына гроб, появляется этот необычный персонаж. Прежде чем продолжить нашу мысль о его месте в композиционно-смысловой структуре поэмы, попытаемся вглядеться в этот образ, учитывая, что Некрасов, хотя и склонен к изображению христианского подвижничества, в том числе юродства, нечасто помещает в своих произведениях подобного рода героев. Вырастает "старинный знакомец Пахом" в поэме, словно из-под земли; поэт подчеркивает экзотичность и самого появления героя, и его одежды, повадок:
Деревня еще не открылась,
А близко - мелькает огонь.
Старуха крестом осенилась,
Шарахнулся в сторону конь -
Без шапки, с ногами босыми,
С большим заостренным колом,
Внезапно предстал перед ними
Старинный знакомец Пахом.
Прикрыты рубахою женской,
Звенели вериги на нем...
Перед нами классический юродивый. Зимою он ходит без одежды, без шапки. Возможно, Некрасов и имел опыт личной встречи с подобным деревенским юродивым. Скорее же всего - поэт составляет контаминированный образ, отсвечивающий сразу многими особенностями, взятыми из житийной литературы о блаженных. Ведь вряд ли "дурак деревенский" сумел соединить в себе одновременно такие особенности внешнего облика многих юродивых, как скитальничество (а именно о скитальничестве говорит его внезапное появление на дороге от кладбища), хождение босиком и без шапки, ношение железных вериг, хождение в женской одежде, мычанье вместо речи.
В житийной литературе все эти внешние признаки юродства "равномерно распределены" между различными типами юродивых (и это в очередной раз подтверждает, что Некрасов неплохо знал житийную литературу). Например, из жития "классического" юродивого святого блаженного Василия Московского известно, что он "не носил на теле своем одежды, а пребывал всегда без жилища и ходил нагим и летом и зимою, зимою замерзая от холода, а летом страдая от зноя"[6 ], почему и звали блаженного Василия "нагоходцем". Ничего, однако, не сказано о веригах, женской одежде. Вериги же носили многие блаженные. Таков был, например, московский юродивый Иоанн по прозвищу Большой Колпак (его изображает А.С.Пушкин в "Борисе Годунове", едва ли не впервые называя его колпак "железным"). Иоанн Большой Колпак переселился из Москвы в Ростов, построил себе келью возле церкви и так спасался, увешав свое тело железными тяжелыми кольцами и веригами. Гораздо реже встречаются юродивые, сменившие мужскую одежду на женскую. Не всегда юродивые молчат или, как у Некрасова, "мычат"[7 ].
Нужно сказать, что в период написания поэмы "Мороз, Красный нос" Некрасов был едва ли не единственным в русской литературе крупным литератором, который с абсолютным, истинно народным доверием (все то же "народное Православие"!) относился к подвигу юродства. Общая ситуация была такова, что в Синодальный период Русской Православной Церкви (XVIII - XIX вв.) юродивые раздражали и светские и духовные власти. Замечательный церковный писатель Георгий Федотов в своей известной книге "Святые Древней Руси" отмечает: "Юродство - как и монашеская святость - локализируется на севере, возвращаясь на свою новгородскую родину. Вологда, Тотьма, Каргополь, Архангельск, Вятка - города последних святых юродивых. На Москве власть - и государственная, и церковная - начинает подозрительно относиться к блаженным. Она замечает присутствие среди них лжеюродивых, натурально безумных или обманщиков. Происходит умаление и церковных празднеств уже канонизированным святым (Василию Блаженному). Синод вообще перестает канонизировать юродивых. Лишаясь духовной поддержки церковной интеллигенции, гонимое полицией, юродство спускается в народ и претерпевает процесс вырождения"[8 ]. Особенно обострилась ситуация именно к 60-м годам XIX века, когда и писалась поэма Некрасова. Ее прекрасно иллюстрирует литературная судьба самого известного в XIX веке юродивого - Ивана Яковлевича Корейши.
Иван Яковлевич Корейша (1783-1861) - московский юродивый, хорошо известный своим (да и нашим) современникам и попавший даже в некоторые художественные произведения Н.С.Лескова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.Н.Островского. Иван Яковлевич Корейша был весьма хорошо известен не только в православной Москве, но и в Петербурге, так как ехали к нему за советами и молитвой со всех концов России. Часто среди его посетителей можно было обнаружить и представителей высшего света. В "Новом энциклопедическом словаре", вышедшем в начале ХХ в., сказано: "Редкий день проходил без того, чтобы у Корейши не побывала сотня посетителей...Его посещали многие представители (особенно представительницы) высшего света...". Н.С.Лесков в рассказе "Маленькая ошибка" не ушел от соблазна нарисовать чересчур экзотическую и в чем-то карикатурную фигуру[9 ]. К сожалению, почти то же самое видим мы и в романе Ф.М.Достоевского "Бесы", где Иван Яковлевич изображен под именем Семена Яковлевича и не без оттенка карикатурности. Видимо, и Лесков, и Достоевский воспользовались одним и тем же источником сведений об этом юродивом: книгой И. Прыжова[10 ]. Л.Я.Лурье верно отметил в предисловии к переизданию книги Прыжова: "Юродивые, калики перехожие, кликуши для И.Аксакова... - нечто вроде пифий, народных праведников и прорицателей. Для Прыжова - их существование признак дикости, патологии или сознательного жульничества"[11 ]. В самом деле, Прыжов не имел цели объективно взглянуть на жизнь 26-ти московских юродивых, которых он взялся описывать в своей книге: ни за одним из них он не признает права именоваться юродивым Христа ради. Все они описаны как кликуши и проходимцы. После книги Прыжова имя Ивана Яковлевича стало нарицательным в демократической прессе 1860-х гг., а во многом и в литературной среде в целом. С.С.Шашков отправил для напечатания в "Искру" статью о журнале "Гражданин", в которой язвительно говорит о Ф.Достоевском, что он "дебютировал в роли преемника покойного Ивана Яковлевича Корейши, анафемствуя Белинского, доказывая нравственную спасительность каторги..."[12 ]. Известно также, что, отвечая на упрек Ф.Достоевского, С.С.Дудышкин назвал слова Достоевского "афоризмом", достойным "по своей смелости войти в сборник изречений Ивана Яковлевича"[13 ]. Таким образом, имя Ивана Яковлевича стало обозначением сумасшествия в литературной среде. Возможным это стало по той же причине, по которой на свет явилась книжка Прыжова: в 1860-е гг. в России наметился общий упадок веры, усилился скептицизм в отношении ко всему святому, тем паче мистическому[14 ]. Здесь официальная Синодальная настороженность по отношению к юродивым и ко всему чудесному (лишь в 1903 году по настоянию лично Николая II был прославлен в лике святых преподобный Серафим Саровский) драматически совпала по времени с воинствующим атеизмом нигилистов и революционеров.
Совершенно иное отношение к юродству мы видим у Некрасова. Прошедший через реторту народного Православия, вряд ли когда-либо он мог иронизировать над юродивыми. Напротив, в поэме "Мороз, Красный нос" юродивый Пахом выполняет важную художественную функцию. Именно ему дано озвучить Божью волю, подсказать, в чем же заключается собственно авторский взгляд на поднятую в поэме проблему справедливости:
Постукал дурак деревенской
В морозную землю колом,
Потом помычал сердобольно,
Вздохнул и сказал: "Не беда!
На вас он работал довольно!
И ваша пришла череда!
Мать сыну-то гроб покупала,
Отец ему яму копал,
Жена ему саван сшивала.
Всем разом работу вам дал!.."
Именно Пахом сказал, что все случившееся с Проклом - "не беда", ибо входит в Божий Промысл о человеческой душе - ему же во благо. При этом Пахом выражает участие как человек: он мычит "сердобольно". Несомненно, Пахом озвучивает авторскую концепцию случившегося, обозначает внутреннюю тему "нетенденциозной"[15 ] поэмы Некрасова. Со всякой иной точки зрения появление в поэме этой фигуры малозначаще и не совсем понятно. Поэма "Мороз, Красный нос" представила глубоко интимный духовный мир Некрасова, рассуждающего о смерти перед собственной, как ему кажется, могилой. В поэме очень много иррационального, интуитивного. Некрасов предстает в ней как человек глубочайшей внутренней веры, взращенной в среде народного Православия.
Любопытно дальнейшее описание юродивого Пахома, исполненное высочайшей художественности:
Опять помычал - и без цели
В пространство дурак побежал.
Вериги уныло звенели,
И голые икры блестели,
И посох по снегу черкал.
Концовка эпизода с юродивым - это классическое изображение воплощенного юродства. В пяти строках перечислена вся основная "атрибутика" юродства: "мычание", внешняя "бесцельность" передвижения, вериги, телесная нагота. Но образ, созданный Некрасовым, очень глубок. Надо учесть, что вся нарисованная в последних строках картина направлена на акцентирование идеи "бесцельности", а потому и "дурости" юродивого. Однако за внешним планом поэт располагает план внутренний - глубоко содержательный. Несмотря на бесцельность, внешнюю хаотичность передвижения юродивого "в пространстве", он оказался в нужное время в нужном месте (так что лошадь шарахнулась в сторону!) - и возвестил людям Божью волю. Бесцельность передвижения поддержана его "мычанием" (бесцельным звукоизвержением): свой разговор с родителями Прокла он начал мычанием и закончил им же. Но между этими мычаниями - внятная, судьбоносная речь. В приводимых строках - истинная поэзия юродства, этого своеобразного духовного искусства, серьезно, без насмешки воспринимаемого Некрасовым. Вера поэта представлена в поэме совсем иначе, чем в тех произведениях Некрасова, в которых проявляется революционный пафос ("Русские женщины", "Памяти Добролюбова" "Кому на Руси жить хорошо" и др.). Если в упомянутых произведениях поэт в христианскую форму вносит революционное содержание, то поэма "Мороз Красный нос" во всей полноте отразила неподдельную искренность, смиренность, глубину личной веры Некрасова, не книжное христианство, идущее от французских социалистов-утопистов, а глубинное народное Православие, которое автор поэмы впитал с молоком матери.
Владимир Иванович Мельник
, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России (Москва)
СНОСКИ
:
1. Библиотека для чтения. 1864, N 2. С. 68.
2. Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А.Некрасова // Русская литература. 1981. N 2. С. 88.
3. История русской литературы. В 4-х томах. Т. 3. Л., 1982. С. 369 - 370.
4. Мы сознательно уходим от вопроса о датировке появления введения к поэме: по сути дела, введение лишь более рельефно обозначило смысловые грани произведения, но не явилось основой авторского замысла. Введение привнесло настроения момента и эмоционально ярко раскрыло их.
5. Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А.Некрасова // Русская литература. 1981. N 2. С. 87 - 88. В советское время ошибкой тех, кто писал о фольклоризме Некрасова было то, что они оставляли в стороне вопрос об ориентации поэта на народное сознание в целом. Это сознание включалов себя не только фольклоризм, но и глубокий пласт народного Православия, мирно сосуществовавшего с фольклоризмом. Отсюда утрированность и в то же время недостаточность многих наших представлений о связях Некрасова с народным сознанием.
6. Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Август. М., 1911. С. 39.
7. О "мычащем" юродивом св. бллж. Андрее Симбирском см.: Мельник В.И. Преподобный Серафим Саровский и симбирская интеллигенция (Религиозное воспитание И.А.Гончарова) // Преподобный Серафим Саровский и русская литература. М., 2004. С. 64.
8. Федотов Г. Святые Древней Руси. СПб., 2004. С. 258.
9. Совершенно иное отношение к типу деревенского "дурачка" выражает Лесков в рассказе 1891 г. "Дурачок". Но этот его персонаж в общем-то лишен черт юродивого: скорее это исключительный деревенский идеалист-правдолюбец, истинный последователь Евангелия в жизни.
10. Прыжов И.Г. Житие И.Я. Корейши. СПб., 1860; Его же: Очерки, статьи, письма. Academia. 1934; Иван Прыжов. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков. СПб.-М., 1996.
11. Иван Прыжов. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков. СПб. М., 1996. С. 6.
12. Цит по кн.: Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Т. 2. СПб., 1994. С. 336.
13. Там же. Т. 1. СПб., 1993. С. 315.
14. Подробно см. об этом: Мельник В.И. Иван Яковлевич Корейша в русской литературе. Художественный образ и духоносная личность // Роман-журнал ХХI век. М., 2004. NN 11- 12. С. 102 - 107.
15. По словам П.Д.Боборыкина, Некрасов просил учесть своих слушателей, что "его новое произведение не имеет никакой тенденции" (Библиотека для чтения. 1864, N 2. С. 68).
У каждого автора художественного произведения свой своеобразный и неповторимый стиль повествования. Поэтому и все художественно-изобразительные средства подбираются так, чтобы отразить основную тему всего произведения, и, соответственно, идею. В некрасовской поэме «Мороз, Красный нос» основу всего произведения составляет народнопоэтический пласт. Основа поэмы - это описание крестьянской жизни, их повседневный быт, воссоздание духа народа. Поэтому в произведении так легко сочетаются литературные и фольклорные средства выразительности и образы.
Огромную роль для понимания всего содержания играют метафоры. Например, интересен образ мужа главной героини. О нем известно немного: он умер, и теперь родные переживают это страшное горе. Муж для родных словно сокол, который махал своими руками, подобно птице. Некрасовские средства выразительности: «Сокольим глазком посмотри», или «Тряхни шелковыми кудрями, или «Сахарны уста раствори».
Чтобы полно передать горе главной героини, его глубину, автор использует и необычный стихотворный ритм, который по своей мелодике очень похож на песнь народа. Автор использует глубокие по своему содержанию эпитеты: слезы в поэтическом тексте горючие, а сам умерший желанный и сизокрылый. К другому выразительному средству прибегает автор и тогда, когда сравнивает человеческие чувства с природными явлениями.
Необходимый параллелизм лирики позволяет описать горе вдовы, которая потеряла мужа. Автор говорит о женщине, что она в доме теперь хозяйка, но без мужа. И тут же говорит, что словно «Береза в лесу без вершины». Поэтому и идея некрасовской поэмы - прославление женщины, а образ героини Дарьи носит лирический и обобщенный характер, представляя всех русских женщин. Автор подробно останавливается и на характеристике русской женщины: огромнейшая душевная сила, ее внешняя красота, стойкость в горе и жизненная мудрость.
Автор использует для характеристики русской женщины яркие эпитеты, которые не только передают некрасовские эмоции, но и дает оценку ее образу. Например, когда автор описывает ее внешнюю красоту, то говорит так: «красавица, миру на диво». А какие замечательные эпитеты помогают автору передать свое отношение к русским женщинам! Дарья и высока, и румяна, и стройна. Удается поэтическому писателю прекрасно сочетать и романтизм с реализмом.
В описании Дарьи все ее черты и качества преувеличены. Некрасовская гипербола - это еще один вид метафоры, который помогает раскрыть автору все черты главной героини. О ее ловкости автор говорит, что в игре ее даже человек на коне не словит. О женской силе в некрасовской поэме говорится несколько слов, но так ярко и красиво:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Женское мужество появляется в том, что, какая бы беда не случилась, она всегда будет рядом, не сробеет, спасет. Авторские эмоции в некрасовской поэме передаются и при помощи гипербол, сравнений, эпитетов, которые являются видами метафоры. Обычно все они свойственны для разных жанров устного народного творчества. Так, в поэзии народа такие средства выразительности встречаются лишь только в легендах и в сказках. Например, сон Дарьи. Ей снится рожь в поле, колоски которой похожи у Некрасова на полк бусурманов, которые пошли с женщиной воевать.
Но вот природа в некрасовской поэме является враждебным явлением, с которым приходится воевать и покорять. Прокл погибает от сильного и страшного мороза, а звуки животного мира похожи на шумы нечистой силы. Н. Некрасов пишет сразу же и о ржании коней, которое он слышит, и тут же он слышит вой волков.
Символична в некрасовской поэме и зимняя непогода. Читатель видит, как природные явления становятся предвестниками наступающей беды. Вокруг людей сгущается мрак, черные и густые тучи, начинают метать тучи свои стрелы громовые. А ведь они могут и попасть в дом и погубить людей. Необычное повествование некрасовской поэмы вдруг сбивается, изменяется его характер, а стихотворный ритм становится другим. Это появляется Мороз Воевода, который приближает кульминацию поэмы.
И опять поэт использует еще один вид метафор - анафору. Из-за того, что Николай Некрасов повторяет в своей стихотворной строфе начальные части, речь поэмы становится более эмоциональной. Но образ Мороза-воеводы появляется тоже с описания природы. Слышится какой-то шум, похожий на то, как ветер над бором шумит, ручьи с гор бегут- это, оказывается, Мороз обходит свою территорию. Но этот образ описывается автор поэмы с разных сторон. Он очень далек от Морозко, которого можно встретить в сказках и который оценить стойкость и трудолюбие девушки, одарив ее подарками.
Некрасовский Мороз не принимает устои и быт крестьянской женщины Дарьи. Но все же он пытается уговорить главную героиню стать царицей и хозяйкой в его царстве изо льда. И, зная, что некрасовская поэма реалистична, так же, как и реальны те картины жизни крестьян, которые он детально описывает, то, что позволяет понять, насколько образ Мороза глубок и многозначен. Этот некрасовский образ необходим поэту, чтобы показать читателю, что человек в одиночку не может ничего сделать, не может изменить этот крепостной уклад жизни.
Николай Некрасов показывает, как тяжел и невыносим крестьянский труд, и эту идею доносит до читателя Мороз-воевода. Образ Мороза губит человека, разрушает его жизнь. Ведь простой народ в одиночку не может отменить труд, который не только изматывает человека, но доводит его до смерти. Не может человек в одиночку изменить и власть в стране, которая превращает из человека-крестьянина раба. Образ Мороза в поэме - это смерть от холода, которая не пожалеет никого. Поэт берет разные виды метафор из народнопоэтического творчества и использует их так, чтобы показать всю глубину своего содержания. У Николая Некрасова метафор в тексте немного, но все они сложные и многозначные.
Использование поэтом художественности народного сознания, в образе Дарьи многое объясняет и в тех главах, где появляется Мороз-воевода. Олицетворенный образ Мороза, без сомнения, навеян фольклором. Это ясно уже из названия поэмы, представляющего собой народное присловье. Особенно тесно связана поэма со сказкой «Морозко». Сопоставление поэмы и сказки «Морозко» помогает нам сделать несколько наблюдений. Существенно, что поэт помнит и любит народную сказку, иначе не появился бы в поэме сказочный образ Мороза. Мороз в поэме, конечно, похож на Морозкоиз сказки: он веселый, удалой, могущественный. Кстати, заметим, что, переходя к изображению Мороза, поэт меняет ритм стиха. Но сказка и поэма - разные произведения, они по-разному изображают жизнь. Например, чудеса в сказке истинно волшебные: Морозко награждает падчерицу золотом, богатыми одеждами. Так не бывает в жизни, но так выражается мечта о лучшей жизни, о победе добра и справедливости. Мороз в поэме строит дворцы изо льда, мосты ледяные. Это тоже чудеса, но такие, которые каждый из нас может видеть: причудливые нагромождения льдов в горах и на море, надежный лед на реках, по которому идут пешеходы, обозы с товаром. Сказочный Морозко стал другим в поэме и потому, что Дарья, к чей сон пришла старая сказка, слышанная в детстве, измучена и придавлена невыносимым горем. Потому-то в хвастливой песне Мороза появляются слова грозные, страшные для человека («Люблю я в глубоких могилах…»). Нам понятно, почему возникает в песне этот леденящий душу образ: Дарья непрестанно думает о Прокле, зарытом в промерзшей земле. Правда, Мороз и здесь не выглядит губителем: покой-пику ведь уже ничего не страшно. В сознании Дарьи Мороз вообще нигде не выступает как злодей: с живыми он только играет, шутит, гонит домой бабенок, пугает «недоброго вора», дурачит пьяных. А Дарье он хочет понравиться, он шепчет ей ласковые слова, он вдруг обращается в милого Проклушку и целует ее. И сон, который видит Дарья, замерзая,- сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось лучшее, что было в ее жизни,- радость труда, любовь и согласие в семье, мечты о будущем. Последнее, что видит Дарья, умирая,- родные лица мужа, сына, дочери, воз с золотыми снопами - обещание сытости и достатка; последнее, что она слышит,- счастливая, «утоляющая сердце» песня, какую можно услышать только в самом светлом сне: * В ней кроткая ласка участья, * Обеты любви без конца… * Улыбка довольства и счастья * У Дарьи не сходит с лица. Героиня Некрасова как бы «уходит в сказку». Но почему Некрасов именно так закончил поэму, отбросив другой, благополучный финал? Здесь не может быть однозначного ответа. Подумаем вместе с учениками. Смерть кормильца в крестьянской семье была таким страшным событием, что только в порядке редчайшего исключения овдовевшей жене, осиротевшим детям могло что-нибудь помочь, А обычной и всем известной была одна судьба: голод, нищета, унижения, ранняя смерть. Как бы ни была богата поэма сказочными образами, это не сказка, а реалистическое произведение. Некоторые критики--современники Некрасова упрекали его в жестокости, в равнодушии к судьбе вдовы. Мы понимаем, как это несправедливо. Мы ведь чувствуем, что у поэта поистине сердце разрывается от горя. Некрасов воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее прекрасной, но жизненная правда не позволила поэту изображать благополучие там, где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев. В главе XXXV изображение сна Дарьи переходит в раздумья поэта о самом себе. Песня, которую слышит умирающая крестьянка, «утоляет» и сердце поэта, измученное тяжкими впечатлениями жизни. Зимний лес с его тишиной влечет к себе поэта: * Нигде так глубоко и вольно * Не дышит усталая грудь, * И ежели жить нам довольно, * Нам слаще нигде не уснуть! Глава IV - это рассказ поэта не о какой-то определенной женщине, а о «типе величавой славянки», о тех ее чертах, которые встречаются у многих и которые особенно дороги поэту. Однако в пределах этого общего настроения надо найти многочисленные оттенки: гордости, восхищения, радости, уважения и т. д. В главе XXXIII идет рассказ о судьбе Дарьи. Поэт передает ее сон. Здесь возникает противоречивое сочетание двух настроений. Чтец (как и поэт) не может забыть, что это предсмертный сон замерзающей крестьянки. А в самом сие передаются наиболее светлые стороны крестьянской жизни, мечты о счастливом, радостном труде. В рассказе соединяются печаль и радость. Но это сочетание неравномерно на всем протяжении отрывка. Скорбные и сочувственные ноты звучат вначале («В сверкающий иней одета…»), потом они гаснут в рассказе о Дарье, ее свекрови, муже, детях. Здесь передаются разговоры, забавные эпизоды. Чтец словно бы отодвигает па некоторое время печальные мысли. Но они снова возникают в конце главы XXXIV, где говорится о песне, которую слышит Дарья. Эта печаль не угрюмая, не безнадежная, но светлая, согретая мечтой о народном счастье.
Использование поэтом художественности народного сознания, в образе Дарьи многое объясняет и в тех главах, где появляется Мороз-воевода. Олицетворенный образ Мороза, без сомнения, навеян фольклором. Это ясно уже из названия поэмы, представляющего собой народное присловье. Особенно тесно связана поэма со сказкой «Морозко». Сопоставление поэмы и сказки «Морозко» помогает нам сделать несколько наблюдений. Существенно, что поэт помнит и любит народную сказку, иначе не появился бы в поэме сказочный образ Мороза. Мороз в поэме, конечно, похож на Морозко из сказки: он веселый, удалой, могущественный. Кстати, заметим, что, переходя к изображению Мороза, поэт меняет ритм стиха. Но сказка и поэма - разные произведения, они по-разному изображают жизнь. Например, чудеса в сказке истинно волшебные: Морозко награждает падчерицу золотом, богатыми одеждами. Так не бывает в жизни, но так выражается мечта о лучшей жизни, о победе добра и справедливости. Мороз в поэме строит дворцы изо льда, мосты ледяные. Это тоже чудеса, но такие, которые каждый из нас может видеть: причудливые нагромождения льдов в горах и на море, надежный лед на реках, по которому идут пешеходы, обозы с товаром. Сказочный Морозко стал другим в поэме и потому, что Дарья, к чей сон пришла старая сказка, слышанная в детстве, измучена и придавлена невыносимым горем. Потому-то в хвастливой песне Мороза появляются слова грозные, страшные для человека («Люблю я в глубоких могилах…»). Нам понятно, почему возникает в песне этот леденящий душу образ: Дарья непрестанно думает о Прокле, зарытом в промерзшей земле. Правда, Мороз и здесь не выглядит губителем: покой-пику ведь уже ничего не страшно. В сознании Дарьи Мороз вообще нигде не выступает как злодей: с живыми он только играет, шутит, гонит домой бабенок, пугает «недоброго вора», дурачит пьяных. А Дарье он хочет понравиться, он шепчет ей ласковые слова, он вдруг обращается в милого Проклушку и целует ее. И сон, который видит Дарья, замерзая,- сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось лучшее, что было в ее жизни,- радость труда, любовь и согласие в семье, мечты о будущем. Последнее, что видит Дарья, умирая,- родные лица мужа, сына, дочери, воз с золотыми снопами - обещание сытости и достатка; последнее, что она слышит,- счастливая, «утоляющая сердце» песня, какую можно услышать только в самом светлом сне: * В ней кроткая ласка участья, * Обеты любви без конца… * Улыбка довольства и счастья * У Дарьи не сходит с лица. Героиня Некрасова как бы «уходит в сказку». Но почему Некрасов именно так закончил поэму, отбросив другой, благополучный финал? Здесь не может быть однозначного ответа. Подумаем вместе с учениками. Смерть кормильца в крестьянской семье была таким страшным событием, что только в порядке редчайшего исключения овдовевшей жене, осиротевшим детям могло что-нибудь помочь, А обычной и всем известной была одна судьба: голод, нищета, унижения, ранняя смерть. Как бы ни была богата поэма сказочными образами, это не сказка, а реалистическое произведение. Некоторые критики--современники Некрасова упрекали его в жестокости, в равнодушии к судьбе вдовы. Мы понимаем, как это несправедливо. Мы ведь чувствуем, что у поэта поистине сердце разрывается от горя. Некрасов воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее прекрасной, но жизненная правда не позволила поэту изображать благополучие там, где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев. В главе XXXV изображение сна Дарьи переходит в раздумья поэта о самом себе. Песня, которую слышит умирающая крестьянка, «утоляет» и сердце поэта, измученное тяжкими впечатлениями жизни. Зимний лес с его тишиной влечет к себе поэта: * Нигде так глубоко и вольно * Не дышит усталая грудь, * И ежели жить нам довольно, * Нам слаще нигде не уснуть! Глава IV - это рассказ поэта не о какой-то определенной женщине, а о «типе величавой славянки», о тех ее чертах, которые встречаются у многих и которые особенно дороги поэту. Однако в пределах этого общего настроения надо найти многочисленные оттенки: гордости, восхищения, радости, уважения и т. д. В главе XXXIII идет рассказ о судьбе Дарьи. Поэт передает ее сон. Здесь возникает противоречивое сочетание двух настроений. Чтец (как и поэт) не может забыть, что это предсмертный сон замерзающей крестьянки. А в самом сие передаются наиболее светлые стороны крестьянской жизни, мечты о счастливом, радостном труде. В рассказе соединяются печаль и радость. Но это сочетание неравномерно на всем протяжении отрывка. Скорбные и сочувственные ноты звучат вначале («В сверкающий иней одета…»), потом они гаснут в рассказе о Дарье, ее свекрови, муже, детях. Здесь передаются разговоры, забавные эпизоды. Чтец словно бы отодвигает па некоторое время печальные мысли. Но они снова возникают в конце главы XXXIV, где говорится о песне, которую слышит Дарья. Эта печаль не угрюмая, не безнадежная, но светлая, согретая мечтой о народном счастье.
Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю.
Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно-поэтической лексики, но тема ее – сфера народной, крестьянской жизни, и пласт народно-поэтический в ней еще более заметен. Роли фольклорных элементов могут быть разными, а сами они могут относиться как к сфере формальной, так и к сфере идейной.
Если обратить внимание на язык поэмы, то мы заметим большое количество слов, характерных для народной поэзии. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ноженьки, спинушка, Саврасушка, зимушка, Дарьюшка, дубровушка, подруженьки, скотинушка:
Солнышко серп нагревает,
Солнышко очи слепит,
Жжет оно голову, плечи,
Ноженьки, рученьки жжет.
Функция подобных слов в фольклоре не уменьшительная: ритм произведений в большинстве случаев требовал многосложных слов. Также и у Некрасова – эти слова служат воспроизведению ритма народной поэзии. Тем самым формальное средство сближает его поэзию с народным стихом, делает ее столь же напевной, передает сам дух фольклора.
С формально-содержательной стороны в поэме можно выделить такие отсылающие к фольклору моменты, как описание детской игры, свадебного обряда, плач по покойнику.
Некрасов был знаком с тяжелым патриархальным семейным бытом крестьян, прекрасно знал тяжкую долю женщины: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына раба», «до гроба рабу покоряться». Но семья Прокла и Дарьи была иной, жену и мужа связывали и любовь, и крепкая дружба. Поэтому поэт рисует нам счастливые моменты, игры детей, размышления родителей об их будущем. Красавица-девочка Маша всегда становится маковкой в народной игре «Сеять мак»:
Голубчик! красавицу нашу
Весной в хороводе опять
Подхватят подруженьки Машу
И станут на ручках качать!
Жизнь Прокла и Дарьи, несмотря на необходимость тяжкого повседневного труда, складывалась хорошо, поэтому они мечтали о счастливой семье и для своего сына Гриши, не допускали мысли о том, что свадьба его будет нерадостной. Некрасов знал, что пышные обряды, изображавшиеся в свадебных обрядовых песнях, призваны затушевывать нищенскую жизнь крестьян и в большинстве своих произведений он развенчивал ритуал, переводил его в реалистический бытовой план, но своих героев Дарью и Прокла он не лишил светлых мечтаний:
Чу, бубенцы говорят!
Поезд вернулся назад,
Выйди навстречу проворно –
Пава-невеста, соколик-жених! –
Сыпь на них хлебные зерна,
Хмелем осыпь молодых!..
Настоящим народным плачем провожают родные Прокла в последний путь. Здесь фольклорная образность: «береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому», фольклорная структура: к Проклу обращаются: «Голубчик ты наш сизокрылый!», хвалят его за то, что был работником и хлебосолом, сравнивают с соколом, перечисляют горести, которые ждут их без него и, наконец, призывают его встать из гроба, обещают устроить пир в его честь. Все это обязательные элементы обрядового плача по покойнику. И разве можно еще более ярко выразить человеческое горе?
Следом за плачем мы видим, как везут покойника к могиле. Мать Прокла разговаривает с конем Савраской, как с человеком, членом семьи. Это тоже примета фольклорных песен, идущая опять-таки от самого уклада народной жизни. В крестьянской семье если и была лошадка, то одна, и заботились о ней не меньше, чем о детях, уважали ее, холили: она подмога, подспорье в любой работе.
Но поэт использует фольклор не только для достоверного воссоздания народной жизни, не только для иллюстрации, он и спорит с ним. Главный спор ведется на идейном уровне и отражается в эпизоде с Морозом-воеводой. Дарья ведет себя, как положено героине сказки: на вопросы Мороза она покорно отвечает, что ей тепло. Но Мороз-воевода оказывается вовсе не добрым сказочным Морозкой, который должен наделить женщину подарками за ее стойкость. Некрасов развенчивает сказку. Его Дарья не просто замерзает и в полузабытьи представляет себе Мороза, эта мистическая сила появляется, будто на самом деле, воплощая в себе всю несправедливость народной жизни, все тяготы, выпавшие на долю женщины и погубившие ее.