Создать кластер по теме познание. Разработка урока "научное познание"

составление кластера

  • Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приёмы: составление кластера , в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями.

  • Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.

  • На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.


  • Даёт возможность познакомиться с новой информацией , идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

  • Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом).


V – это я уже знал;

  • V – это я уже знал;

  • + - узнал новое;

  • ? - не понял.

  • По окончании чтения учащиеся обсуждают в группе только один значок: ? - не понял.


  • Позволяет учащимся осмыслить всё, то что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.

  • Используются приёмы: групповая дискуссия , написание мини-сочинения эссе , составление схем или подготовка своего законодательного предложения .


  • Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)


  • ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. (Возникает некий хаос различных данных).

  • Деятельность «импрессиониста»


  • Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация.

  • Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт…

  • Деятельность аналитика










Выступление на кафедре дисциплин гуманитарного цикла

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

учителя МОУ Лицей г. Истры

Тюмаковой Ольги Николаевны

План доклада

1. Методические особенности технологии критического мышления;

2. Примеры уроков на основе элементов технологии критического мышления.

Задачи новой школы

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Очень важно грамотно работать с информацией.

1. Технология критического мышления:

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Понятие критического мышления

  1. В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны ученика
  2. В настоящее время, наверное, не стоит беспокоиться о прочности приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
  3. Какие условия для этого необходимы?
  4. Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения,

  1. возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

  1. не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
  2. не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  3. - коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
  4. - объективная оценка
  1. положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Критическое мышление - это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы ;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;

принимать независимые продуманные решения .

Думать критически:

  1. Проявлять любознательность
  2. Использовать исследовательские методы
  3. Ставить перед собой вопросы
  4. Осуществлять планомерный поиск ответов
  5. Вскрывать причины и последствия фактов
  6. Сомнение в общепринятых истинах
  7. Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  8. Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Качества личности, позволяющие воспользоваться критическим мышлением.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  1. Готовность к планированию . Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6. Поиск компромиссных решений . Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
  7. Что дает технология критического мышления ученику:
    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    - умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - повышение качества образования учеников;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
  8. Что дает технология критического мышления учителю:
    - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
    - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
    - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
    - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Особенности и правила технологии развития

Критического мышления ………………………………….

  1. Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения , как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
  2. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации , и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

Получение новой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

Размышление, рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся надпредметные умения, такие как:

  1. умение работать в группе;
  2. умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  3. умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания; Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Приемы и стратегии - прием кластера.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть приема

Суть этого приема –

  1. выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
  2. выделить главную смысловую единицу (тема);
  3. выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
  4. Конкретизировать фактами и мнениями.

Кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые .

  1. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
  2. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
  3. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
  4. Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Последовательность действий при составлении кластера

Последовательность действий проста и логична:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Power Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  1. Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
  2. Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
  3. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
  4. В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
  5. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Заключение

  1. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.
  2. Важен результат.
  3. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
  4. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Урок по курсу “История Средних веков”.

(Учебник Е.В.Агибалова, Г.М.Донской)

Тема “В рыцарском замке”

Урок с элементами технологии критического мышления

Цель урока : формирование представлений у учащихся образа “рыцаря” как одного из важнейших символов Средневековья, посредством активизации “старых” и усвоения “новых” знаний; подвести учащихся к пониманию моральных норм рыцарства, основам рыцарской культуры.

Оборудование: иллюстративные материалы с изображением замков, доспехов рыцарей, их символики, оружия и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводное слово учителя.

II. Изучение нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.

1. Стадия вызова. Задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы. На этой стадии можно применять методы “корзины идей”, кластера, “мозгового штурма”, ассоциации и др. т.е. использовать те приемы, которые позволяют вовлечь в урок всех учащихся. В данном случае использовался метод ассоциации. На первом этапе на доске написано слово Рыцарь . Вопрос: какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите это слово?

Все ответы ребят фиксируются на доске. (Прим. Обычно ребята отлично справляются с этим заданием, т.к. во-первых, слово “рыцарь” уже встречалось им в ходе изучения данного курса истории в теме “Становление Средневековой Европы”, а во-вторых, слово более чем знакомо, часто встречается в кинофильмах, играх, книгах и до сих пор служит синонимом “настоящего мужчины”).

Со словом “Рыцарь” у школьников возникают следующие ассоциации: воин, дама сердца (прекрасная дама), честь, отвага, замок (крепость), конь, меч, доспехи, смелый, благородный человек, Европа.

На втором этапе ребятам предлагается написать рассказ из 3-4 предложений, используя слова, записанные на доске. Читаем предложения.

На третьем этапе стадии вызова необходимо задать вопрос: достаточно ли нам этих знаний о рыцаре? И в данном конкретном случае ребята, скорее всего, ответят “да”. Поэтому, чтоб побудить учащихся к дальнейшей работе учитель поясняет, что понятие “рыцарь” намного сложнее и глубже, чем мы только что представили. И в доказательства оного можно зачитать первую и вторую сирвенту Б. де Борна. В этих отрывках наверняка встретятся ребятам незнакомые слова, да и текст сирвент заставит их задуматься о моральных нормах поведения рыцарей.

2. Стадия осмысления. Осуществляется работа с текстом учебника (маркировка текста) и делаются записи в тетради. Предварительно в тетради оформляется таблица. Она представлена на доске к ней выписываются маркировочные знаки.

Далее идет работа с текстом учебника. Ребята сначала маркируют текст, а затем заполняют 1 и 2 колонки Таблицы. Зачитываем слова со знаком “+”. Учитель выписывает эти слова рядом с теми, которые ребята назвали в начале урока.

3. Стадия рефлексии. Сравниваем то, что знали и что нового узнали. Анализируем.

(Прим. Здесь учитель может проиллюстрировать изучаемый материал, используя изображения замков, рыцарских гербов, одежды и доспехов и т.д. Это поможет в формировании образа “рыцаря”).

III. Итогом урока может стать совместное составление синквейна.

Например:

Рыцарь

  1. Смелый, ловкий
  2. Воюет, пирует, состязается
  3. Конный воин, защитник.
  4. Благородный, но алчный, жестокий, хитрый

IV. Домашнее задание.

1 .Обязательная часть: заполнить колонки 3 и 4 Таблицы.

2. Варианты заданий на выбор учащегося: 1) Составить рассказ от имени рыцаря; 2) Синквейн; 3) Кластер; 4) Толстый и тонкий вопрос.


Научное познание

Бинарный урок по обществознанию и физике на основе применения технологий РКМ (развития критического мышления) и научно- исследовательской деятельности.

Цели:

Познавательные цели: учащиеся должны определить особенности научного познания; с помощью физических экспериментов и теоретического материала усвоить методы научного познания.

Воспитательные цели: формирование духа толерантности, умения работать в группе на основе соответствующих правил (обозначенных в памятках).

Развивающие цели: развитие критического мышления; формирование исследовательских навыков через осуществление научно-практической деятельности; развитие умений графически оформлять материал, обобщать полученные знания.

Оборудование: Физические приборы для исследовательской деятельности, четыре листа ватмана (по количеству групп), фломастеры, памятки «Правила и принципы успешной работы в команде», «Алгоритм исследовательской деятельности», тексты «Методы научного познания», листы с кластером «Методы научного познания».

Ход урока

Класс делится на группы (4-5 чел.), которые будут работать в течение всего урока.

Группы знакомятся с памяткой «Правила и принципы успешной работы в группе» (Приложение 1).

I этап. Повторение ранее изученного материала .

На прошлом уроке была проведена лекция, в ходе которой был структурирован весь материал по теме «Познание как деятельность». Был составлен опорный конспект. Учащимся было дано задание, выучить конспект урока, который был представлен в виде денотатного графа. На обратной стороне доски до урока написать опорный конспект.

Группы получают задания.

Задания 1-ой группе:

Задание 1.

Познание, представление, чувственное, ощущение, этапы, восприятие, вкус, слух, вид познания, зрение, осязание, обоняние, один, является, включает, делится.

Задание 2.

Задания 2-ой группе

Задание 1. Соберите предложение, которое рассыпалось на следующие слова (приставки можно подставить):

Мыслительные операции, понятие, анализ, суждение, синтез, сравнение, умозаключение, абстрагирование, познание, обобщение, вид познания, рациональное, этапы познания, состоит, включает

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Задания 3-ей группе.

Задание 1. Соберите предложение, которое рассыпалось на следующие слова (приставки можно подставить):

Критерии истины, Абсолютная, относительная, соглашение ученых, субъективная, практика, критерии, истина, объективная, разум, знание, соответствующее самому предмету, бывает, являются.

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Задания 4-ой группе.

Задание 1. Соберите предложение, которое рассыпалось на следующие слова (приставки можно подставить):

Народная мудрость и здравый смысл, пути познания, ненаучное познание, паранаука, жизненная практика, мифология, социальное познание, научное познание, самопознание, относится, являются.

Задание 2. Структурируйте этот материал в виде кластера (кластер – это «гроздь», и представляет из себя графический текст).

Проверка заданий с помощью опорного конспекта.

II этап. «Стадия вызова»

Все уроки по теме «Познание как деятельность» с сегодняшнего урока будут рассматривать основные пути познания.

Я предлагаю вам сравнить несколько утверждений и выбрать из них то, что относится к научному познанию и определить, почему вы так считаете, т.е. определить суждение и доказательство.

    У каждого человека есть своя аура.

    Каждый человек стремится к материальному достатку.

    У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

    Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности.

Итак, сегодня мы будем изучать научное познание и цель нашего урока будет следующей: узнать особенности научного познания , т.е. то, что отличает его от других путей познания.

В тетради записывается эта проблема. Учащиеся получают задание: в ходе урока выявить эти особенности, а дома: написать рассказ на эту тему .

По ходу урока можно уже записать первую особенность: наука имеет дело только с реальными, уже установленными фактами.

III этап. «Осмысление»

В научном познании существуют особые методы познания.

Задания группам:

Задание 1. Прочтите текст «Методы научного познания» (Приложение 2 ). Используйте метод «Заметка на полях»

Мне это известно

Новое, неизвестное

Не понятно

Хочу знать больше

Задание 2. Заполните кластер: Формы и методы научного познания(Приложение 3).

Проверка выполнения задания: Одна из групп выполняет задание на доске.Остальные комментируют выполнение задания этой группой.

Мы с вами говорили, что целью любого знания является установление истины в данной сфере знаний. Одним из критериев истинности знаний является договор ученых.

Вопрос к классу. О чем же ученые могли договориться в научном познании? Ведь здесь же прослеживается субъективизм, а мы с вами говорили, что истина должна быть как можно более объективной?

Вывод : ученые договорились о многом и, в частности, о том, как должен идти процесс познания, т. е. вывели алгоритм исследовательской деятельности (Приложение 4).

Чтение вслух (можно на доске написать). Проследить связь с прошедшим материалом: структурой деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность . Работает учитель физики Илюшина Нина Ивановна.

Задание 1. Даются задания с использованием физических знаний и методов научного исследования

Групп № 1

В 18 веке в Петербурге был построен памятник Петру I из 20-тонной монолитной скалы. Эту скалу нашли далеко от города. Предложите варианты перемещения скалы в то время. Докажите физическими расчетами, что это возможно.

В этом вам могут помочь следующие приборы: динамометр, два карандаша, вода.

Группа № 2

Любуясь египетскими пирамидами, люди не перестают удивляться: как в то время можно было поднять огромные глыбы камня на такую высоту?

Используйте для этого эксперимента следующие приборы: динамометр, наклонная плоскость, блок. Желаем удачи!

Группа № 3

Используйте мензурку и справочник.

Группа № 4

Предложите варианты нахождения массы тела, имеющего неправильную форму.

Используйте цилиндр правильной формы и справочник.

Задание 2. Оформить результаты научно-исследовательской деятельности. Учащиеся с помощью алгоритма исследовательской деятельности оформляют свою работу на специальных листах.

Представление работ.

IV этап. Рефлексия.

Что вы можете записать к вопросу об особенностях научного познания на основании вашей исследовательской работы?

1. Что из того, что вы узнали на уроке, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения, или, с чем вы были не согласны?
4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.

Дома : написать рассказ «Особенности научного познания» (записи, §10)

Приложения

Приложение 1. ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В КОМАНДЕ.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды

В команде нет лидеров. Все члены команды равны

Правила и принципы успешной работы в команде

Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело Не должно быть «спящих» партнеров

Команды не соревнуются

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом

Приложение 2.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Работа с помощью метода «Заметка на полях».

Задание: Прочтите текст, используя метод «Заметка на полях»

Мне это известно

Новое, неизвестное

Не понятно

Хочу знать больше

Процесс научного познания в самом общем виде представ­ляет собой решение различного рода задач, возникающих в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых прие­мов (методов), позволяющих перейти от того, что уже извест­но, к новому знанию. Такая система приемов обычно и назы­вается методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

Каждая наука использует различные методы, которые за­висят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно незави­симы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их ро­ли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочета­ние методов и их структура. Благодаря этому возникают осо­бые формы (стороны) научного познания, важнейшими из ко­торых являются эмпирическая, теоретическая и производст­венно-техническая . Эмпирическая сторона предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их пер­вичная систематизация). Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщени­ем, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открыти­ем новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функ­ция науки.

Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, проклады­вая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собст­венно научных методов, так как носит прикладной характер. Средства и методы познания соответствуют рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно явля­ются и ступенями развития научного знания. Так, эмпириче­ское, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устро­йств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавлива­ются новые факты. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов (пред­положительное - с помощью гипотез , проверенное и доказан­ное - с помощью теорий и законов науки ), на образование по­нятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике.

В основе методов естествознания лежит единство его эмпи­рической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обу­словливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым. Методы естествознания могут быть подразделены на сле­дующие группы:

1. Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к кон­кретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

2. Особенные методы касаются лишь одной стороны изу­чаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных мето­дов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и экс­перимент . В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность. Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс вос­приятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланирован­ному образцу. Наблюдение как метод познания действительности приме­няется либо там, где невозможен или очень затруднен экспе­римент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функциониро­вание или поведение объекта (в этологии, социальной психо­логии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций.

Ча­стными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение. Эксперимент - метод познания, при помощи которого яв­ления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмеша­тельством в исследуемый объект, то есть активностью по от­ношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ог­раничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непо­средственного воздействия на изучаемый процесс или измене­ния условий, в которых проходит этот процесс. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обыч­ных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому воз­никает задача организации такого исследования, при кото­ром можно было бы проследить ход процесса в «чистом» ви­де. В этих целях в эксперименте отделяют существенные фак­торы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глу­бокому пониманию явлений и создает возможность контро­лировать немногие существенные для данного процесса фак­торы и величины. Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это, прежде всего, относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой меха­нике, квантовой электродинамике и т.д.).

Аналогия - метод познания, при котором происходит пере­нос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо од­ного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предме­тов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете. Применение метода аналогии в научном познании требует определенной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он работает наиболее эффек­тивно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобре­тают доказательную силу.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появ­ление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмеша­тельства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на дру­гой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моде­лью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.

Приложение 3.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

(кластер)

Формы (стороны)

научного познания

обобщение

объяснение

Создание теорий

Создание материальных объектов

Сбор фактов

особенные

общие

Методы познания

средства

средства

Объяснение фактов

Регистрация фактов

средства

Приложение 4.

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

    Тема - это определение сути. Для того, чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования.

    Проблема - это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы (пример) обычно заключаются в выявлении новых или неизвестных лиц, родственников, фактов их биографий, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека и т.п.

    Объектом исследования является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

    Предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предметом исследования могут быть изучение судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.

    Цель исследования - это его конечный результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти.

    Формулировка задач исследования необходима для конкретизации цели исследования. Задачи могут быть направлены на анализ, обобщение, выявление, обоснование, разработку, оценку отдельных аспектов общей проблемы, решение которых ведет к решению самой проблемы

    Методы исследования - это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Они заключаются в возможности применения старого знания для получения нового знания.

Педагогические технологии на уроках биологии

«Чтение и письмо для развития критического мышления»

Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Способность мыслить критически, развитые интеллектуальные качества помогают адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира. На основе этой технологии можно обучить школьников добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

На основании вышесказанного базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части.

Используемые приемы : мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), карты познания, перепутанные логические цепочки.

Осмысление. Эта стадия начинается вместе с подачей новой информации. На этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции учителя, видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся, т.е. новых знаний с уже имеющимися. Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.

Используемые приемы : изучение текста или его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекции учителя, прослушивание аудиозаписи.

Рефлексия. Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, усвоение новой информации, формирование собственного нового знания, включение в систему знаний новых понятий, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить основой для стадии вызова к следующему уроку.

Используемые приемы : составление схемы, таблицы, обсуждение, дискуссия, краткое сочинение, кластер, карты познания, разработка мини-проекта, взаимоопрос и контроль, рисунок и др.

Познакомимся подробнее с некоторыми из приемов, которые могут быть использованы на различных стадиях урока.

Таблица. Приемы, используемые на разных стадиях урока

Стадии

Используемые приемы

Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, составление списка известной информации, перепутанные логические цепочки, комментарии цитат, игра «верю – не верю», определение терминов

Осмысление

Чтение с остановками и пометками, «Зигзаги I и II», чтение и суммирование в парах, интерактивная лекция, подготовка дискуссии (перекрестной, в форме диалога), лекция-конспект, лекция-вопрос, заполнение таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше» и «Знаю. Исправляю. Дополняю», опорный конспект (в виде схемы, тезисов, рисунка), карта познания, кластер, поиск ответов на поставленные вопросы на стадии вызова (уточнение списка известной информации, исправление перепутанных логических цепочек, определение терминов, проверка утверждений)

Рефлексия

Синквейн, кластер, карта познания, эссе, заполнение третьей колонки таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше» и «Знаю. Исправляю. Дополняю», поиск дискуссионного вопроса, проведение дискуссии, взаимоопрос и взаимопроверка, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке

Карта познания

Это наглядно-графический способ обобщения знаний. Каждая карта упорядочена, индивидуальна и рациональна. Она развивает способность анализировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте могут использоваться знаки, символы, рисунки, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Составлять карты интересно и увлекательно.

Правила составления карты познания

Ключевое понятие помещается в центр листа. От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, словосочетания, образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Каждое понятие обозначается не более чем 3 словами.

От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные, и т.д.

Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между явлениями или понятиями, линии могут соединяться. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, символов и рисунков.

В результате такой работы создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и систематизировать информацию.

Мозговой штурм

Применяется для генерирования идей в свободной, раскованной атмосфере урока. Он позволяет за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленную задачу. К данному приему прибегают для коллективного поиска решения проблемы, генерирования большого количества идей, вовлечения в работу как можно большего числа школьников.

В ходе работы учителю следует записывать всё, что предлагается детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций.

Если возникает необходимость прояснить суть какой-либо идеи, можно дать возможность ее автору высказаться после завершения мозгового штурма.

Роль учителя состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Для поддержания динамизма работа в режиме мозгового штурма не должна продолжаться более 10 мин. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Синквейн

Этот прием используется чаще всего на стадии рефлексии, когда учащиеся закрепляют полученные знания, описывают какое-либо понятие или явление. При этом использование синквейна может придать этому процессу творческий, занимательный характер.

Синквейн – это стихотворная форма из пяти строк. Представляет собой краткую, сжатую характеристику предмета, позволяющую ученику обобщить и синтезировать информацию, развить творческие способности, а учителю выяснить, насколько у учащихся сформировалось представление о теме обсуждения, оценить понятийный багаж.

На составление синквейна не требуется много времени. Достаточно 5–10 мин. Возможна как индивидуальная, так и групповая или коллективная работа, когда из двух или более синквейнов создается один. Это дает возможность еще раз критически рассмотреть тему, повторить материал.

Правила написания синквейна

В первой строке одним словом, обычно существительным, задается тема обсуждения. Во второй строке приводятся два прилагательных, характеризующие тему обсуждения. В третьей строке, как правило, приводятся три глагола, связанные с темой обсуждения. Четвертая строка выражает отношение автора к теме обсуждения. Обычно это фраза, состоящая из четырех слов. Может быть использована какая-либо крылатая фраза, строчка из стихотворения или песни. В пятой строке приводится одно слово – синоним исходного, который расширяет представление о теме синквейна.

Краткое эссе

Этот прием может быть использован как в начале урока на стадии вызова (для выявления первоначальной осведомленности детей по теме обсуждения), так и в конце, чтобы дать возможность школьникам подытожить свои знания, а учителю выяснить, насколько успешно прошло изучение темы.

Учащимся предлагается написать, что они знают по теме обсуждения (на стадии вызова), либо узнали по данной теме на уроке. Можно также предложить учащимся задать те вопросы, на которые они не получили ответа. Учитель собирает работы, анализирует их и использует эту информацию при планировании дальнейших занятий.

«Чтение текста с одновременной его маркировкой (т.е. внесением пометок)»

Большая роль в технологии отводится работе как с художественными, так и с информационными текстами. Совокупность приемов направлена на развитие у учащихся навыков вдумчивого, осмысленного чтения, умения анализировать и синтезировать информацию, применять полученные знания на практике.

Учащимся предлагается система пометок:

«V » – галочкой отмечается то, что было ранее известно (т.е. «Знаю»);
«» – минусом отмечается то, что противоречит первоначальным представлениям читателя («Думал иначе»);
«+ » – знаком плюс отмечается новая информация («Узнал»);
«? » – вопросительный знак ставится, если у учащегося возникает желание узнать о чем-то более подробно («Хочу узнать»);
«! » – восклицательный знак может быть поставлен, если какую-либо информацию необходимо запомнить.

В зависимости от целей и задач урока учитель может выбирать необходимые пометки, либо вводить другие.

После прочтения текста с пометками на стадии рефлексии в процессе коллективной работы происходит обсуждение информации на основании следующих вопросов.

    Что из прочитанного вам уже было известно?

    Какая информация была новой для вас?

    Что вызвало сомнения или с чем вы не согласны?

    Что из прочитанного оказалось наиболее важным, что необходимо запомнить?

После обсуждения информации учащиеся, работая индивидуально в тетради, могут заполнить следующую таблицу.

«Чтение с остановками»

Этот прием может быть использован для работы с повествовательным текстом. Для этого текст делится на смысловые куски. Задачей учителя является найти оптимальные места для остановки. До начала чтения ученики должны пройти стадию вызова в любой форме. Но уже на основе названия текста, информации об авторе они могут получить первоначальные сведения по теме обсуждения. Затем, читая первую часть текста, они уточняют свои первоначальные представления.

Для обсуждения каждой части текста могут быть использованы вопросы, заданные по определенной системе, предложенной Б.Блумом. Эта система позволяет фиксировать усвоение учебного материала на различных уровнях.

Знание конкретного материала (терминологии, фактов, законов, определений, критериев и др.). Это простые вопросы, ответы на которые можно найти в тексте. При этом ученик запоминает и воспроизводит конкретную информацию.

Понимание материала. Ученик преобразует учебный материал из одной формы в другую. Интерпретирует, объясняет, кратко излагает.

Применение знаний. Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях, прогнозирует дальнейший ход событий.

Анализ (элементов, взаимосвязей, явлений, понятий). Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними.

Синтез. Учащиеся проявляют умение комбинировать выделенные в ходе анализа элементы с целью построения новой целостной системы. Это может быть написание сочинения, составление плана действий, решение проблемы.

Оценка. Ученик демонстрирует собственные суждения на основе имеющихся данных, эмоций и переживаний.

Типичной для критического мышления является работа с текстом с использованием следующих заданий.

    Поставить вопросы к прочитанному тексту.

    Выделить основную мысль (основной тезис) текста.

    Определить причину событий, явлений.

    Проанализировать.

    Объяснить, аргументировать собственную точку зрения.

    Провести исследование, ответить на вопросы.

Обучение в малых группах сотрудничества

Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения в малых группах сотрудничества. Добиться результата можно только при самостоятельной работе каждого ученика во взаимодействии с другими членами группы. Задача – не просто что-то сделать вместе, а познать объект или явление сообща. Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности. Групповая работа основывается на следующих принципах.

    Группа получает одну на всех награду в виде балльной оценки, знака отличия, похвалы и т.п. Группы не соревнуются друг с другом, поскольку команды имеют разные задачи и разное время для их выполнения.

    Индивидуальная ответственность каждого участника . Успех и неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого. Это заставляет всех членов команды следить за деятельностью друг друга, помогая своим товарищам.

    Равные возможности в достижении успеха . Не происходит сравнения результатов разных учеников, а сравниваются только собственные результаты с ранее достигнутыми.

Одним из вариантов обучения в сотрудничестве является технология «Зигзаг» (ажурная пила) . Для работы учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, а затем обсуждает его в группе. Далее учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи. Разновидностью этой технологии является «Зигзаг-2» . В этом случае все работают с одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, над которой работает наиболее тщательно, и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией.

Дискуссионные формы работы

Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умения слушать и слышать, способности стать на точку зрения партнера или склонить собеседника к собственной. Целью дискуссии является не решение той или иной проблемы, а, наоборот, углубление ее. Здесь не только происходит обмен мнениями, но и формирование собственной точки зрения на основе множества альтернативных точек зрения. Поэтому проблема, которая выносится на дискуссию, должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Однако для того, чтобы принимать участие в дискуссии, учащиеся должны обладать соответствующими знаниями. Без знаний дискуссия становится беспредметной и бессодержательной. Поэтому прежде чем перейти к дискуссии, учащиеся работают с источниками информации, в которых приведены различные точки зрения по той или иной проблеме.

Правила ведения дискуссии

    Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы.

    Высказывайте свое мнение свободно и давайте возможность высказываться другим.

    Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят.

    Уважайте чужое мнение. Не говорите: «Вы не правы», а только – «Я с вами не согласен».

    Споря об очевидном, вы теряете время.

    Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

Перекрестная дискуссия позволяет увидеть и осмыслить проблему в целом. Именно перекрестная дискуссия позволяет избежать однозначной трактовки событий, явлений. Она интересна еще и тем, что позволяет учащимся овладеть приемами аргументации, научного доказательства, умения отстаивать собственную точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Технология перекрестной дискуссии включает следующие этапы.

Формулировка дискуссионного вопроса. Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию, должен быть проблемным и не иметь однозначного ответа.

Формулировка аргументов «за» и «против».

Озвучивание аргументов: вначале «за», затем «против». Здесь необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не повторять уже сказанное.

Индивидуальная работа , во время которой пересматриваются прозвучавшие аргументы и контраргументы и каждый старается ответить на дискуссионный вопрос. Для этого можно написать краткое сочинение, используя следующую структуру.

Я принимаю во внимание мнение противоположной стороны … (далее формулируется противоположная точка зрения).

Но все-таки я считаю … (формулируется собственная точка зрения), потому, что … (излагаются наиболее весомые аргументы в пользу собственной точки зрения).

Важным этапом дискуссионной работы является осмысление каждым участником проделанной работы и оценка степени активности личности по следующим показателям

Полезная. Узнал много нового, постараюсь узнать еще больше (обращусь к другим источникам информации).
Интересная. Много думал, говорил, слушал.
Живая.
Веселая.
Скучная. (Почему?)
Трудная. (Что вызвало наибольшие трудности?)

Оценка работы группы

Наша группа справилась отлично.
Хорошо.
Посредственно. (Почему?)
Не справилась с работой. (Что помешало; что необходимо улучшить, чтобы продолжить работу вместе?)

Оценка собственной работы

Во время дискуссии инициатива была в моих руках.
Я поддерживал инициативу других, создавал благоприятную атмосферу для дискуссии.
Я был пассивен в работе, просто слушая обсуждение.
Я отказывался от работы, противопоставлял себя другим.

Ориентация на личность ребенка предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы в центре находится ученик, его познавательная, творческая деятельность. Роль учителя несколько иная, чем при традиционном обучении, и сводится к организации, координации учебного процесса, а результат обучения зависит от самих учащихся. Для того чтобы школьники могли адекватно оценивать себя, необходимо сформировать систему ценностей, включающую знания, поступки, возможности.

Этим целям соответствует «портфель ученика» , который содержит конкретные указания, какой материал и по каким параметрам необходимо отбирать. Ученик отбирает работы по одному или нескольким предметам. Каждая работа, отобранная в портфель, сопровождается краткими комментариями ученика по следующему плану.

1. Почему отобрана та или иная работа.
2. Что получилось в ней хорошо.
3. Что вызвало трудности.
4. Над чем в дальнейшем предстоит работать.
5. Согласен ли с оценкой учителя.

Портфель может отражать не только успешность обучения, но и коммуникативные, творческие успехи. Портфель включает в себя следующие компоненты.

1. Титульный лист.
2. Дату начала и конца сбора работ.
3. Краткие сведения о себе.
4. Краткую аннотацию успехов и трудностей в обучении.
5. Работы с комментариями ученика и учителя.
6. Информацию о любимой работе.
7. Анкеты учителей и родителей.

Методический день содержит в себе формы, как семинара, так и практикума.

Цель: (слайд 2)

  • познакомиться с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями, структурой занятий, методами, приемами технологий, ориентированных на действие;
  • посетить открытые уроки с использованием данных технологий;
  • оценить эффективность их применения.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • Приложение 1 Презентация к семинару.

План проведения методического дня. (Слайд 3)

I этап: диагностический.

1) диагностика педагогической компетентности учителей в области современных педагогических технологий;

2) анализ диагностики;

3) выявление проблемы.

II этап: теоретический.

1) теоретический семинар по технологиям, ориентированным на действие:

  • представление итогов диагностики;
  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний по теме семинара;
  • организация групповой работы по изучению теоретического материала;
  • взаимообучение;
  • подведение итогов семинара.

III этап: практический.

1) посещение открытых уроков с использованием технологий:
а) изучения частного случая;
б) дидактических задач;
в) направляющего текста.
2) самоанализ и анализ уроков в группах уроков с позиции темы методического дня;
3) обмен мнениями

IV заключительный.

1) анализ проведения методического дня;
2) рефлексия;
3) выработка решений и рекомендаций.

Подготовка методического дня

1. Организация творческой группы по подготовке и проведению методического дня:

  • разработка анкет для диагностики;
  • анализ диагностики;
  • разработка содержания, структуры теоретического семинара;
  • подготовка раздаточного материала;
  • разработка карт наблюдения уроков, карт анализа уроков.

2. Подготовка методической выставки.

3. Организация методической помощи учителям в подготовке открытых уроков.

4. Организация учителей в группы для посещения открытых уроков.

5. Корректировка расписания уроков.

Участник 2. Прочитайте текст и определите основные этапы технологии дидактических задач (Приложение 5 ) .

Участник 3. Прочитайте текст и выделите возможные варианты использования технологии направляющего текста (Приложение 6 ) .

Участник 4. Познакомьтесь основными понятиями обучения, ориентированного на действие, и выделите возможные варианты его использования (Приложение 7 ).

Шаг 2. Педагоги объединяются в экспертные группы (педагоги, которым дано для выполнения одинаковое задание). Партнеры – эксперты читают и изучают материал сообща, обсуждают ответы на поставленное задание, планируют эффективные способы его преподавания и проверки качества усвоения в первоначальных группах.

Шаг 3. Возврат в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Обучающиеся возвращаются в первоначальные группы. Там они по очереди знакомят друг друга с изученным материалом, с ответами на поставленные задания. Задача команды: чтобы каждый член группы овладел всем материалом целиком.

Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.

2. Заполнение сводной таблицы в группах (1, 2, 3 группы).

3.Обсуждение и подготовка презентации групповой работы (кластера).

3. Этап рефлексии. (Cлайд 12)

Цель: уметь презентовать результаты своей деятельности, аргументировать свою точку зрения, контролировать и оценивать результат своих действий.

Результаты своей работы группы презентуют в формате кластеров.

1. Прием “Возвращение к кластерам”. Презентация групповой работы.

После чтения информации, обсуждения группы учащихся возвращаются к составленному кластеру и вновь организуют информацию соответственно выстроенному ассоциативному ряду, но уже с учетом полученной информации, соответственно действительному соотношению понятий и идей. После составления собственного кластера представителям групп предлагается изложить и аргументировать свой вариант кластера.

Например, могут получиться следующие кластеры:

2. Подведение итогов семинара (слайд 13)

1. Согласны ли вы, что технологии обучения, предполагающие активную деятельность учащихся, могут быть отнесены к компетентностно ориентированным технологиям?

(Ответ. Использование деятельностных технологий обучения направлено на формирование способностей работать самостоятельно, брать на себя ответственность, замечать проблемы и находить пути их решения, анализировать новые ситуации, применяя уже имеющиеся знания, принимать решения, осваивать новые знания, т.е. формировать ключевые компетентности).

2. Почему технологии, ориентированные на действие приобретают особую актуальность?

(Ответ. Эти технологии направлены на решение жизненных задач, частных случаев. Проблемы вытекают из жизненных ситуаций. Знания приобретаются за счет решения этих проблем, информации, полученной из различных источников).

3. Что означает ориентированность на действие?

(Ответ. Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной производственной ситуации, действительной или мнимой, с обязательным выполнением всех фаз полного действия).

III. Открытые уроки

1. Проведение уроков (слайд 14)

Урок с использованием технологии изучения частного случая См. Приложение 8 .

Урок с использованием технологии дидактических задач. См. Приложение 9 .

Урок с использованием технологии направляющего текста. См. Приложение 10 .

2. Обсуждение открытых уроков (слайд 15)

Самоанализ, анализ в группах, обмен мнениями. См. Приложение 11.1-11.4

В переводе с французского слово “синквэйн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Этот прием требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать событие или рефлектировать по данному поводу. Составление синквэйна позволяет резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но с соблюдением правил.

IV. Заключительный этап (слайд 16)

1. Анализ проведения методического дня

Прием”Обобщенная позиция”.

Участники семинара делятся организаторами семинара на три группы: “Апологет”, “Оппозиция”, “Ассоциация”. Каждая группа получает свое задание.

Группа “Апологет”. Задание: выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные моменты методического дня.

Группа “Оппозиция”. Задание: выявить и сформулировать недостатки проведения методического дня.

Группа “Ассоциация”. Задание: сделать рисунок, в котором отражены ассоциации (образы), сопутствующие участию в методическом дне.

Группа “Администрация”. Задание: выявить трудности подготовки и проведения методического дня, отметить, что сам семинар был проведен с использованием технологии критического мышления.

После выступления участников групп по заданиям, подводится общий итог методического дня.