Страбон география. Страбон «география

СТРАБОН; Strabon, из Амасиса, ок. 68 ᴦ. до н. э. – ок. 26 ᴦ. н. э., греческий географ и историк. Происходил из аристократической семьи с Понта. Воспитывался в Ниссе, а затем в Риме. Совершал многочисленные путешествия и, как он сам о себе говорит, повидал мир от Армении до Сардинии, от Черного моря до Эфиопии. В 29 ᴦ. до н. э. был в Коринфе, потом путешествовал по Этрурии, Сицилии, Сардинии; после этого приехал в Рим, где провел несколько лет. Примерно в 24 ᴦ. до н. э. совершил путешествие в Египет. Последние годы провел в Амасисе, где были созданы ʼʼИсторические запискиʼʼ в 47 книгах, охватывающие 146 ᴦ. до н. э. – 20-27 гᴦ. н. э. Сохранилось сочинœение Страбона ʼʼГеографияʼʼ (ок. 18 ᴦ. н. э.). Оно насчитывает 17 книг, из которых первые две посвящены введению в географию и обзору существующих географических теорий, остальные содержат описания Испании, Галлии, Британии, Ирландии, Италии, Сицилии, Балканского полуострова, Фракии, Македонии, Эпира, Греции, Кавказа, стран к Востоку от Тигра, Малой Азии и островов, Персии, Индии, Ассирии, Месопотамии, Сирии, Финикии, Палестины, Аравии, Ливии и Египта. Страбон описывал характер страны, ее формирование, природные богатства, особенности истории культуры и всœе это дополнял многочисленными литературными сведениями. Страбон писал просто и лаконично, без риторических украшений. Описания Страбона точны, а некоторые и сегодня остаются основным источником географических знаний, к примеру, описания дельты Нила и Александрии. Сочинœение Страбона было малоизвестно вплоть до V в. н. э. Позднее оно стало классическим произведением по географии, а Страбона называли просто Географом.

Гл. III, 3. [Страбон описывает в этой главе прирейнские Альпы и страны гельветов, рециев и винделиков и дает общее описание Рейна. ]

Азиний говорит, что длина Рейна равняется 6 тысячам стадий. Это не так. Но по прямой он разве только немного превышает половину этого числа, а на его излучины достаточно прибавить еще тысячу [стадий ]. Ведь он течет быстро, и вследствие этого на нем трудно наводить мосты. Он до конца течет по гладким равнинам, после выхода из гор.
Размещено на реф.рф
Каким образом, в связи с этим, он остается быстрым и стремительным, в случае если прибавим к его плоскому руслу много длинных излучин? Азиний говорит, что у Рейна два устья, упрекая сообщающих о том, что их больше.

Гл. III, 4. (…) около Рейна живут треверы, у которых в наше время построен мост римскими полководцами, ведущими германскую войну. На другой стороне в этих местах жили убии, которых Агриппа с их согласия переселил на эту сторону Рейна. Рядом с треверами – нервии, это тоже германское племя. Последние – менапии поблизости от устьев живут на обоих берегах реки в болотах и лесах, деревья в которых невысоки, но густы и цепки. Около них водворились германцы – сугамбры. [Выше всœей этой приречной страны располагаются свевы, которых называют германцами; они превосходят остальных силой и числом .] [Убии ] были прогнаны ими и убежали в наше время на эту сторону Рейна. Οʜᴎ [германцы ] попеременно друг с другом владеют то одними, то другими местами и принимают одни от других искру войны, всœегда уничтожая своих предшественников.

Гл. IV, 2. [Страбон пишет о прежних нравах и воинственности галлов, об их покорении римлянами и дальше говорит о германцах. ] …Мы берем эти сведения о них из былых времен, из тех обычаев, которые до сего времени держатся у германцев. Ведь они похожи между собой по природе и государственному устройству и родственны друг с другом, а также живут в стране, разделœенной рекою Рейном и почти одинаковой по своим основным свойствам. Германия лежит севернее, причем ее южная часть совпадает с южною, а северная – с северною частью [Галлии ]. Вследствие этого бывает, что они легко переселяются; при этом они идут ордой, собрав всœеобщее ополчение; чаще даже поднимаются всœе жители, когда их вытесняют другие более сильные племена.

Гл. I, 2. Итак, в местах, лежащих сейчас же за Рейном на восток, обитают германцы, немного отличающиеся от кельтского народа большею дикостью, высоким ростом и русым цветом [волос ]; в остальном они почти одинаковы, а по наружности, нраву и образу жизни таковы же, как мы описали кельтов. По этой причине мне даже кажется, что римляне дали им такое имя, желая показать, что это природные галлы, так как на языке римлян природные – ʼʼгерманцыʼʼ [Страбон сопоставляет (фантастическая этиология) латинское прилагательное ʼʼgermanusʼʼ с греческим ʼʼgnesiosʼʼ ].

Гл. I, 3. Первая часть этой страны – та͵ которая лежит у Рейна, от самых его истоков до устьев. Приречная сторона захватывает почти целиком западную сторону этой страны [Германии ]. Некоторые из ее [племен ] римляне переселили в Кельтику, другие успели переселиться в глубь страны, как, к примеру, марсы. Остались немногие, среди них – часть сугамбров. За приречными жителями есть другие племена между Рейном и рекою Альбием, которая течет почти параллельно ему к океану и проходит не меньшее расстояние, чем он. Между ними есть и другие судоходные реки, текущие совершенно так же с юга на север и к океану. На одной из них – реке Амазии – Друз разбил бруктеров, сражаясь на судах. Эта страна поднимается к югу и образует какой-то связанный с Альпами хребет [Швабский Альб ], тянущийся на восток и как бы представляющий собою часть Альп. Некоторые именно так и утверждали на основании указанного его расположения и на основании того, что на нем растет такой же лес. Впрочем, эта часть хребта не достигает такой же высоты. Здесь находится Герцинский лес и обитают племена свевов, частью живущие в самом лесу, как племя квадов. В них находится дворец Маробода Бойаймон; он переселил в эту местность много других [племен ] и прежде всœего своих соплеменников маркоманов. Он пришел к власти от положения частного лица после возвращения из Рима. Там он был молодым человеком и пользовался расположением Августа. Возвратившись, он приобрел могущество и подчинил себе кроме указанных мною еще большее племя лугиев, цумов, гутонов, мушлонов, сибинов и большое племя [из числа ] самих свевов – семнонов. Впрочем, племена свевов, как я говорил, частью живут в самом этом лесу, частью вне его, по сосœедству с гетами. Итак, самое большое племя - ϶ᴛᴏ свевы, так как оно распространяется от Рейна до Альбия. Некоторая часть их обитает и по ту сторону Альбия, как гермундуры и лангобарды. Теперь эти почти совсœем прогнаны и спаслись бегством на ту сторону [Альбия ]. Всем обитателям этой страны одинаково свойственна легкость подниматься для переселœения. [Причиной этого являются ] простота их образа жизни и то, что они не занимаются земледелием и не собирают сокровищ, а живут в хижинах и обеспечивают себя только на данный день. Их пропитание получается главным образом от скота͵ как у кочевников; в связи с этим они, подражая этим последним, складывают весь домашний скарб на телœеги и уходят, куда решат, со своим скотом. Есть и другие, меньшие германские племена – херуски, хатты, гамбривы и хаттуарии. У океана – сугамбры, хавбы, бруктеры, кимвры, кавки, каулки, кампсианы и несколько других. В том же направлении, как Амазий, текут реки Визургис и Лупия. Она отстоит от Рейна приблизительно на шестьсот стадий [ок. 106 км, в действительности ок. 120 км; вероятно, Страбон имеет здесь в виду истоки р.
Размещено на реф.рф
Липпэ
] и течет через землю меньших бруктеров. Есть еще река Салас; между нею и Рейном скончался Друз Германик во время удачной войны. Он не только подчинил себе очень многие из племен, но также и острова, лежавшие на пути его плавания; в их число входит Бирханий, который он взял после осады.

Гл. I, 4. Эти племена стали известны потому, что воевали с римлянами, потом сдавались и опять отпадали или даже оставляли места своего жительства. Их было бы известно еще больше, в случае если бы Август позволил своим полководцам переходить через Альбий для преследования переселявшихся туда. Он счел, что теперь руководить близкой войной удобнее, в случае если оставить в покое племена за Альбием и не вызывать их на союз со своими врагами. Начали войну сугамбры, живущие близко от Рейна; их вождем был Мелон. И с тех пор они уже сменяли друг друга, то захватывая власть, то лишаясь ее, то вновь отпадая, хотя раньше давали и заложников, и обещания верности. Против них очень полезна недоверчивость: они особенно навредили тогда, когда им было оказано доверие. Так поступили херуски и зависимые от них [племена ]. Οʜᴎ, нарушив договор, уничтожили нападением из засады три римских легиона и вместе их начальника Квинтилия Вара. Но всœе они понесли наказание и доставили младшему Германику [сыну Друза ] особенно блестящий триумф. В этом триумфе шли пленными знатнейшие мужи и женщины и вождь херусков Сегимунт, сын Сегеста͵ и его сестра Туснельда, жена Арминия, стоявшего во главе херусков при нарушении договора с Квинтилием Варом и всœе еще продолжавшего войну, и их трехлетний сын Тумалик. Там были еще Сеситак, сын Сегимера, вождя херусков, его жена Рамия, дочь Укромера, вождя хаттов, сугамбр Дендориг, сын Байторига, брата Мелона. Тесть Арминия Сегест с самого начала не согласился с его мнением и, выбрав время, перебежал к римлянам; в связи с этим во время триумфа он шел с почетом среди лучших друзей. В торжественном шествии вели жреца хаттов Либея; в данном шествии вели и других пленных из разгромленных племен – каулков и кампсанов, бруктеров, узипов, херусков, хаттов, хаттуариев, ландов, тубантов.

Рейн отстоит от Альбия приблизительно на три тысячи стадий для того, кто может идти туда по прямой дороге; вообще же туда нужно идти кругом по извилистой, болотистой и лесной дороге.

Гл. I, 5. Герцинский лес гуще других и состоит из больших деревьев в труднодоступных местах. Он заключает в себе большую площадь. В его серединœе находится область, очень удобная для обитания, о которой мы сказали. Вблизи от него находятся истоки Истра и Рейна, а между ними обоими лежат озеро и болота͵ разливающиеся из Рейна. Это озеро имеет в окружности больше 500 стадий [ок. 90 км (рукописи дают 300 стадий) ], а поперек около 200 [ок. 35 км ]. На нем есть остров [о-в Рейхенау длиною ок. 2 км ], которым как отправным пунктом воспользовался Тиберий, сражаясь на кораблях с винделиками. Это [озеро ] и Герцинский лес – южнее истоков Истра; следовательно, тому, кто идет из Кельтики в Герцинский лес, приходится сначала переправиться через это озеро, потом через Истр и, наконец, через более удобное место, по плоскогорьям, достигнуть этого леса. Около озера на малом пространстве живут реты, а на большем – гельветы, винделики и располагается пустынный край бойев. Дальше, вплоть до Паннонии, всœе живут на плоскогорьях, больше всœех гельветы и винделики.

Гл. II, 1. О кимврах кое-что рассказывают неправильно, а кое-что является недостаточно достоверным. Ведь никто, пожалуй, не поверит, будто бы причиной их превращения в бродяг и разбойников было то, что с полуострова, где они жили, их выгнал большой прилив. Οʜᴎ и теперь живут в той же области, которой владели прежде. (…) Смешно думать, что они рассердились на природное и вечное явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ бывает каждый день два раза, и ушли из этого места… Неправ и тот, кто говорит, что кимвры берутся за оружие против прилива; неверно и то, что кельты, для того чтобы стать бесстрашными, дают домам разрушиться [от воды ], а потом опять их строят, и что их больше гибнет от воды, чем на войне, как говорит Эфор.
Размещено на реф.рф
[Дальше Страбон развивает мысль о том, что прилив всœегда постепенен и безвреден, что он не мог испугать приморских жителœей .] Это ежедневно происходящее явление слышно заранее всякому, кто близко подойдет, прежде чем он его увидит, и оно не могло причинить [кимврам ] такого страха, что они бежали от него, как если бы оно налетело неожиданно.

Гл. II, 2. Посидоний справедливо упрекает за это писателœей и не без основания предполагает, что кимвры были бродягами и грабителями и совершили поход до Мэотиды и что от них Боспор [Керченский пролив ] получил название Киммерийского, как бы Кимврского, так как киммерийцами эллины называли кимвров. Он говорит, что сначала бойи населяли Герцинский лес и что кимвры дошли до этого места͵ но были отражены бойями и ушли к галлам скордискам, а потом к тевристам и таврискам, к самим галлам и, наконец, к богатым золотом, но мирным гельветам. Гельветы видели, что богатство, полученное от разбоев, превосходит их собственное, и пришли в возбуждение, особенно их племена тигурины и товгены; они даже присоединились к движению [кимвров ]. При этом всœе они были уничтожены римлянами – и сами кимвры и те, кто пошел вместе с ними, одни после перехода через Альпы в Италию, а другие по ту сторону Альп.

Гл. II, 3. Рассказывают о следующем обычае кимвров: их жен, следовавших с ними в поход, сопровождали жрицы-предсказательницы, седовласые, в белых одеждах, в полотняных, застегнутых [фибулами ] мантиях, в медных поясах и босые. Οʜᴎ выходили навстречу пленным с обнаженными мечами, надевали на них венки и вели их к медному кратеру вместимостью в 20 амфор [средняя вместимость 1 амфоры – 10-12 л ]. Там была лестница; по ней всходила [одна из них ] и, распростершись над котлом, перерезала горло каждому из них, подняв его на воздух. По натекавшей в кратер крови они совершали какое-то гадание. Другие рассекали их трупы и по внутренностям предрекали своим победу. Во время сражений они ударяли по кожам, натянутым на плетенку телœег, чтобы производить необычайные звуки.

Некоторые из германцев, как я сказал, живут около океана. Οʜᴎ известны на пространстве от устьев Рейна до Альбия. Самые известные из них – сугамбры и кимвры. А за Альбием вдоль океана нам совсœем ничего неизвестно. [Дальше ничего неизвестно до Каспийского моря .] Римляне еще не проходили дальше за Альбий, и, равным образом, никто не путешествовал туда по пешему пути. [Так можно было бы дойти до Днепра и Черного моря .] Что находится за Германией и какое из остальных племен находится дальше, – нужно ли говорить о бастарнах, как думает большинство, или о язигах и роксоланах или о каких-нибудь других жителях повозок [ᴛ.ᴇ. о кочевниках ], – сказать трудно. Живут ли они на всœем этом пространстве до самого океана, или там есть места͵ необитаемые вследствие холода или какой-нибудь другой причины, или другой род людей занимает края между морем и восточными германцами, – [неизвестно ].

Гл. III, 1. Южную часть Германии, расположенную за Альбием и которая с ним соприкасается, к нашему времени занимают свевы. К ней непосредственно прилегает земля гетов, сначала очень тесная, протянувшаяся по Истру своей южной частью, а противоположной стороной вдоль нагорной части Герцинского леса.

Вопросы для обсуждения

1) Какие сведения о германцах сообщает Страбон: о внешнем облике, быте, обычаях, верованиях и др.?

2) Как Страбон описывает племя кимвров?

3) Перечислите германские племена, упоминаемые Страбоном, и найдите их на карте (см. Приложение).

4) Сравните современные и древние географические названия, встречающиеся в тексте Страбона.

Что открыл Страбон в географии? Что сделал страбон для географии Вы узнаете из этой статьи.

Страбон: вклад в развитие географии

Древнегреческий географ и историк сделал многое, чтобы ученые сегодня могли составить картину древнего мира. Он является автором двух трудов — «География» и «История». К сожалению, вторая работа не сохранилась до наших дней, а вот «География» дошла к нам практически полностью.

«География» состоит из 17 томов и служит источником познания географии древнего мира. Конечно, как это часто бывает, признание и известность Страбон познал не сразу, его начали чтить как географа более поздние античные ученые, равно как и использовать его труды. Книги Страбона редко дополнялись новыми данными по территориям, описанными древнегреческим географом и служили догмами до V века нашей эры.

Для создания «Географии» Страбон много ездил по Европе и Азии. Интересно, что у него Европа начинается Иберийского полуострова. Он подробно и красочно описал Грецию и Италию, упоминая галлов, германов, скифов, савроматов, гетов, даки, иллирийцей, македонцев и фракийцев. По свидетельству древнегреческого географа Азия включала в себя Персию, Вавалонию, Индию, Армению, Палестину, Аравию, Финикинию и другие государства. Интересно, что Индию географ считал восточным краем Азиили, а китайцев отнес к народу Индии.

Доказательства того что Страбон сыграл важную роль в развитии географии могут послужить подробные описания стран и народов Африки, Азии и Европы, а также сведений об их жизни. До него этого не сделал ни один античный автор, поэтому ученый своим трудом совершил некую революцию в географии.

Какая из карт была составлена Страбоном?

Древнегреческий ученый составил географическую карту, которая охватила весь земной шар. Она показывает, какой вклад в познание Земли ученого Страбона. Ведь его доказательства о шаровидности нашей планеты и сегодня включены в элементарные руководства и справочники.

Он представил Землю разделенной на 4 сегмента меридианом и экватором. Два сегмента расположены к северу от экватора и два к югу. В одном сегменте лежали земли, которые знали римляне и греки, но некоторая его часть, как и остальные три сегмента оставались неизвестными. Географ предположил, что за границами изведанных территорий есть не только моря, но и суша, населенная людьми.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что сделал Страбон для географии.

Страбон - знаменитый греческий географ времен Августа и первых годов правления Тиберия, родом из Амасеи, резиденции понтийских царей, происходит из богатого и знатного дома, жил около 80 лет. Труд «Географии» Страбона, дошедший до нас почти целиком, - единственное сочинение, дающее нам понятие о том, чем была географическая наука в то время, а равно знакомящее нас и с предшествующей историей науки, и с различными в ней направлениями.

Грамматик пергамской школы и автор трудов Тираннион был наиболее ранним учителем и вдохновителем Страбона. Пергамская школа, подобно александрийской, усердно занималась толкованием Гомеровских поэм; объяснения географических имен в этих поэмах составляли древнейшую греческую географию. Учился Страбон также у последователя Аристарховской, т. е. александрийской, школы Аристофана и через него, должно быть, впервые познакомился с знаменитейшим александрийским Эратосфеном и с его взглядом на Гомера как на поэта, имевшего дело исключительно с материалом вымышленным. Учителем Страбона был и перипатетик Ксенарх; дело в том, что последователи также интересовались географией и наследовали от своего учителя некоторые общие положения по этому предмету.

Наибольшее влияние на Страбона имели стоики с их реально-этическим пониманием Гомеровских поэм. В этом отношении ближайшим образцом для Страбона служил Полибий. Сочинение Полибия Страбон продолжил в обширном историческом труде «Исторические записки», состоявшем из 43 книг: события римской истории, начиная с разрушения Карфагена (146 до Р. Х.) и кончая, вероятно, битвой при Акциуме (31 до Р. Х.), составляли предмет этого сочинения, до нас не дошедшего, но упоминаемого Страбоном в его «Географии».

Страбон вошел в славу не скоро; зато более поздняя древность высоко чтила его как географа по преимуществу, и плоскошарие Страбона с небольшими только переменами по краям удерживалось до V века нашей эры. Все 17 книг «Географии» Страбона сохранились почти целиком, в большом числе списков, сильно попорченных и не восходящих дальше конца Х столетия. Кроме полного текста, сохранились так называемые сокращения или извлечения, сделанные с конца Х века и часто служащие к восполнению пробелов. Благодаря этим сокращениям значительно восполнена утерянная часть VII кн., посвященная и Фракии.

Из 17 книг «Географии» две первые составляют введение и содержат в себе, большей частью в виде полемики с предшественниками, изложение руководящих понятий Страбона о землеописании как философской науке, о пользе географических познаний для всякого образованного человека, особенно для полководца и правителя; большое место занимает критика и защита против него Гомера, как величайшего из писателей и в отношении географии, а также защита Эратосфена против Гиппарха по вопросу о перемене водной и сухой поверхности земли; здесь же даются поправки к Эратосфену в определениях объема земли, длины и ширины ее деления ее на три части и т. п., критика учения Посейдония и Полибия о поясах земли и т. п. Конец введения посвящен изложению собственных взглядов Страбона на предмет землеописания, на необходимость для географа предварительного знакомства с физикой и математикой и т. д.

Огромную начитанность не только в географической и исторической литературе, но и в поэзии и философии, Страбон восполнил путешествиями по Малой , Элладе, ; подолгу он оставался в Афинах, в Риме и в Александрии. Однако Страбон гораздо больше литературно образованный повествователь и критик, нежели наблюдатель окружающего и ученый исследователь. Главными источниками служили ему Эратосфен, Артемидор, Аполлодор из Афин, особенно в известиях о , Полибий и Посейдоний - в описании Иберии, Кельтики, Италии, Антиох - в известиях о Сицилии и Нижней , Феофан, историк походов Помпея на восток; из Мегасфена, Неарха, Онесикрата Страбон выписывал целые страницы об и соседних к ней землях.

Гораздо меньше пользовался Страбон римскими писателями, но Галлию он описывает по Ю. Цезарю; описания походов Августа, записки Агриппы служили ему источником для многих измерений и для известий народах. Через этих писателей ему были известны многие другие. Из древних авторов наибольшим его уважением пользуется Гомер, которого он вместе с Аполлодором и стоиками считал величайшим, всеобъемлющим, точным мыслителем и географом, творцом географии: нужно только уменье открывать действительную основу под поэтическим вымыслом.

Страбон разделяет и утилитарный взгляд Полибия на географию, как науку полезную для всякого, особенно для правителей и военачальников - взгляд, господствовавший в римском обществе и определявший для географа и подбор материала, пригодного прежде всего для практических целей, и самый предмет землеописания - известную и вместе обитаемую часть земли (oecumene) с находящимися на ней народами, с их учреждениями и достопримечательностями, с их нравами, отношениями к соседям, с их историей, переселениями и т. п. Учение о форме и положении земного шара, о величине его и состоянии он предоставляет физике, астрономии и геометрии; не должны занимать географа ни неизвестные или необитаемые части земли, ни вопрос об океане, омывающем кругом землю. Надежные показания путешественников и моряков относительно расстояний между местностями имеют больше значения, нежели определения математические или астрономические.

И все-таки Страбон, воспитанный на греческой науке, уклонился от того исключительно утилитарного направления, какое сообщили географии Полибий и еще больше Артемидор. В построении , в которой не только размещается бытовой и исторический материал, но которая охватывает весь земной шар, Страбон остается верным последователем Эратосфена и противником Полибия. Шаровидность земли он доказывает теми самыми данными и соображениями, какие и теперь содержатся в элементарных руководствах. Земля представляется разделенною экватором и меридианом на 4 сегмента, из которых два лежат к северу от и два к югу; только в одном из северных сегментов содержится та часть земли, которую знают греки и римляне; часть этого сегмента и три остальные были неизвестны; за пределами известных земель находятся не моря только, но и пространства суши и притом населенные людьми.

Очень многое из того, что ученые восприняли как положительное знание об античной географии, связано с именем Страбона (64/63 г. до н.э. – 23/24 г. н.э.). Большинство книг, написанных жившими до него исследователями, оказались утраченными; часть их дошла до нас лишь в отрывках. Поэтому могло случиться так, что нам пришлось бы судить об истории географических идей в Древней Греции и Риме, склеивая по кусочкам фрагменты сохранившихся сведений. Но монументальный труд Страбона по географии был найден почти неповрежденным: исчезло лишь несколько незначительных второстепенных текстов. К счастью, первая часть книги Страбона посвящена деятельности других географов, начиная с Гомера. Работа Страбона – это еще один пример того, что стало уже тогда обычным правилом: автор провозглашает, что сказанное им – это не что иное, как «новая география». Страбон в следующих словах обрисовывает свою задачу:

«Подобно тому как человек, измеряющий землю, заимствует для этого необходимые сведения у астронома, а астроном – у физика, так и географ должен начинать свое исследование, опираясь на сведения того, кто измерил Землю как целое, питая при этом к нему и к тем, на кого в свою очередь ссылался этот человек, полное доверие. После этого географу сначала надлежит описать обитаемый мир – его размеры, форму и свойства, а также его соотношение с Землей в целом. В этом состоит специфическая задача географа. Затем он должен обстоятельно рассмотреть отдельные части обитаемого мира, как сушу, так и море, отмечая по ходу изложения, в чем описываемые объекты трактовались неверно теми из наших предшественников, которых мы считаем самыми большими авторитетами в данном вопросе».

Страбон родился в Амасии (местность в центральной Турции, примерно в 50 милях к югу от побережья Черного моря). Его семья была достаточно обеспеченной, что позволило Страбону получить хорошее образование и свободно путешествовать по всему греческому миру. Несколько лет он прожил в Риме; работал в Александрийской библиотеке. И все же он не бывал на западе далее Италии, а на востоке достиг лишь границ Армении. Он плавал по Черному морю, а в александрийский период своей жизни поднимался вверх по Нилу (в 24 г. до н. э.) до Филе. Возвратившись в Амасию, он написал два главных своих труда. Один из них, посвященный историческому периоду от падения Карфагена до смерти Гая Юлия Цезаря, был почти полностью утерян. До нас дошло только несколько отрывков. Вполне возможно, что если бы эта книга не погибла, Страбона в большей мере считали бы историком, чем географом. Однако сохранилась именно его «География» – почти все восемнадцать книг.

«География» Страбона представляет собой компилятивный труд, составленный из работ его предшественников. Он очень подробно излагает географию по Гомеру, но отвергает Геродота, называя его «сказочником». Отрицает он также факт путешествия Ганнона вдоль западного побережья Африки и плавания Пифея к северо-западной Европе. Соглашаясь с Аристотелем в вопросе разделения Земли на зоны по их пригодности для жизни в границах, определенных Эратосфеном, он настаивает на утверждении, что пределом возможной жизни в направлении на экватор служит 12°30ʹ с. ш., хотя и не указывает, на каком основании он пришел к такому выводу. Он же провел северную границу обитаемой земли, дальше которой жизни препятствует сильный холод, в 400-х милях к северу от Черного моря: ни одно из людских сообществ, существовавших в Европе севернее Альп, не могло приобщиться к цивилизации, так как жизнь там сосредоточивалась вокруг костров, огонь в которых нужно было постоянно поддерживать.

Страбон придерживался представлений Посидония о размерах окружности Земли. В то же время он правильно объяснял причину паводков на Ниле, связывая их с обильными летними дождями, выпадавшими в Эфиопии.

Страбон писал для особых категорий людей, а именно для государственных чиновников Римской империи и военных деятелей высшего ранга. Его задача состояла в предоставлении им необходимых сведений о мире, поэтому сочинение Страбона можно назвать первым в мире справочником для управленческого аппарата. Страбон весьма критически относился к тем географам, которые пытались следовать Аристотелю в поиске научного объяснения вещей и событий. Сам он стремился к точному описанию некоторых избранных им частей Ойкумены, остальной мир его совсем не интересовал. Признавая, что географам нужно владеть прочными математическими познаниями, он черпал их главным образом из сочинений Гиппарха и Посидония. Основная часть его работы представляет собой скрупулезное описание различных районов известного к тому времени мира. Помимо двух томов вводных материалов, включающих разбор использованных им источников, Страбон посвятил восемь томов Европе, шесть – Азии и один том – тем землям, которые относятся к Африке. Больше всего места в этой последней книге уделяется Египту и Эфиопии. Закончив их характеристику, Страбон обращается к читателям: «Перейдем теперь к описанию Ливии – единственной, которую осталось описать, чтобы моя география в целом была завершена». Совершенно ясно, что Страбон мало интересовался какими бы то ни было абстрактными доводами относительно местонахождения границ, разделяющих те или иные территории, и он без рассуждения воспринял представление Геродота о том, что Ливия начинается западнее долины Нила.

Примечательно, что «География» Страбона была прочитана лишь спустя много столетий после ее написания. Плиний Старший в своей «Энциклопедии географии», написанной в 77 г. н. э. на основе 2000 проштудированных им книг разных авторов, о Страбоне даже не упоминает. Правительственные чиновники, которым многотомный труд Страбона мог бы принести огромную пользу, никогда не видели его. Лишь спустя шесть столетий после начала нашей эры «География» Страбона была «открыта» и стала классикой, сохранив это свое значение в течение многих последующих столетий.

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва: Прогресс, 1988. – 672 с.
География (Страбон)

Титульный лист «Географии» в латинском переводе Ксиландера . Издание Казобона в перепечатке 1620 года
Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык оригинала:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата написания:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата первой публикации:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Издательство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Цикл:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Предыдущее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Следующее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Название работы, терминология, метод

Страбон использовал несколько названий для своей работы , а именно:

Единого метода изучения и описания Земли Страбон не приводит, но разнообразные суждения по этому вопросу разбросаны по всему тексту «Географии», например:

Море более всего определяет очертания суши и придает им форму, образуя заливы, открытые моря, проливы, а также перешейки, полуострова и мысы. В этом отношении морю помогают реки и горы. Отсюда мы получаем ясное представление о материках, народностях, о благоприятном расположении городов и о всем разнообразии подробностей, которыми полна наша географическая карта .

В современной терминологии, Страбон под «географией» понимал физическую географию , а под «орографией» - политическую географию и отчасти этнографию .

Страбон не может быть назван самостоятельным исследователем, но также не может быть назван и компилятором. Его задачей было дать географическое описание всей античной Ойкумены , исправив при этом карту мира сведениями, накопившимися со времён Эратосфена . Это - первая попытка сопоставить все географические сведения своего времени и дать их систематический обзор, именно поэтому основной блок литературы периода эллинизма нам известен только из цитат, приводимых Страбоном .

Источники

Страбон, несомненно, был образованным человеком Античности, который не только хорошо разбирался в географической и исторической литературе, но и в поэзии и философии. Страбон дополнил образование путешествиями, совершаемыми в Малую Азию, Элладу, Испанию, Египет; подолгу он оставался в Афинах, Риме и Александрии. Однако Страбон гораздо больше литературно образованный повествователь и критик, нежели наблюдатель окружающего и учёный-исследователь.

Главными источниками служили ему Эратосфен , Артемидор , Аполлодор из Афин, особенно в известиях о Греции, Полибий и Посидоний - в описании Иберии, Кельтики, Италии, Антиох - в известиях о Сицилии и Нижней Италии, Феофан , историк походов Помпея на восток; из Мегасфена , Неарха , Онесикрита Страбон выписывал целые страницы об Индии и соседних с ней землях. Гораздо меньше пользовался Страбон римскими писателями, но Галлию он описывает по Юлию Цезарю ; описания походов Августа, записки Агриппы служили ему источником для многих измерений и для известий об альпийских народах. Через этих писателей ему были известны многие другие. Из древних авторов наибольшим его уважением пользуется Гомер, которого он вместе с Аполлодором и стоиками считал величайшим, всеобъемлющим, точным мыслителем и географом, творцом географии: нужно только умение открывать действительную основу под поэтическим вымыслом. Страбон с ожесточением нападает на Эратосфена за низведение Гомера на уровень поэта-баснописца; тем же способом и другие мифы и легенды Страбон превращает в действительную историю и географию, примыкая в этом отношении к Полибию .

Мир в представлении Страбона

В построении географической карты, в которой не только размещается бытовой и исторический материал, но которая обнимает весь земной шар, Страбон остаётся верным последователем Эратосфена и противником Полибия. Доказательства шарообразности Земли, приводимые им, используются и по сей день в пособиях для начальной школы. Земля представляется разделенной экватором и меридианом на 4 сегмента, из которых два лежат к северу от экватора и два к югу; только в одном из северных сегментов содержится та часть земли, которую знают греки и римляне; часть этого сегмента и три остальные были неизвестны; за пределами известных земель находятся не только моря, но и пространства суши, притом населённые людьми.

Обитаемая земля имеет вид огромного острова, омываемого наружным океаном, и делится на пять или шесть поясов, из которых жаркий пояс Страбон ошибочно считал необитаемым вопреки уверению Эратосфена, Полибия и географов родосской школы. Длину обитаемой земли в направлении с запада на восток, от крайней оконечности Иберии до восточной окраины Индии, Страбон определяет в 70 000 стадий (13 тыс. км), а ширину - в 30 000 (5,5 тыс. км), считая от параллели южной оконечности обитаемой земли (Ajan), что над Мероэ , до параллели Иерны (Ирландии): в обитаемость более северного пункта, Фулы , Страбон не верил .

История создания

Огромный объём «Географии» (840 страниц в издании Казобона 1587 года, 943 страниц в русском переводе 1964 года) заставляет предположить, что на создание своего основного труда Страбон потратил большую часть жизни. Он, несомненно, много путешествовал и бывал в крупнейших интеллектуальных центрах Средиземноморья - Риме и Александрии , с их богатыми книгохранилищами и общинами чужеземцев. Редактор английского перевода Страбона Стеррет полагал, что он прибыл в Рим около 44 года до н. э. в возрасте приблизительно 19-20 лет и обучался там у Тиранниона из Амасии - своего земляка, наставника детей Цицерона . Тиранион был известен и как выдающийся географ, и, вероятно, заинтересовал этим предметом Страбона .

Те же комментаторы полагают, что сбор материала для «Географии» закончился приблизительно к 25-23 годам до н. э., ко времени, когда Страбон обосновался в Александрии. Многочисленные труды предшественников, с которыми он дискутирует, были, несомненно, доступны ему в Александрийской библиотеке . Г. А. Стратановский утверждает, что Страбон закончил «Географию» около 7 года до н. э., а в свет она вышла уже после его смерти, без авторской правки .

Рукописное предание и первые издания

Ближайшие преемники Страбона Плиний Старший и Птолемей не упоминали его «Географии». Иосиф Флавий , Плутарх и Афиней уже пользовались Страбоном. Для Стефана Византийского (VI век) он уже главный авторитет в вопросах географии, так же как и для Евстафия Солунского (XII век). На Западе в Средние века Страбон не был известен. Одну рукопись «Географии» в 1423 году привёз в Венецию Джиованни Ауриспа (её купил знаменитый Чириако д’Анкона). Учёный-византиец Георгий Гемистий Плифон в 1438 году привёз другие рукописи Страбона и обратил на них внимание гуманистов .

Наилучшая рукопись «Географии» - Codex Parisinus 1397 (А)2 - содержит только книги I-IX (книгу VII - в отрывках) с большими пропусками. Другие рукописи содержат, напротив, только конец - книги X-XVII. Полностью все 17 книг сохранились только в Codex Parisinus 1393, с большими пропусками (в особенности книга VII). В 1875-1895 годах Г. Коцца-Луца открыл и издал фрагменты «Географии» на палимпсесте (около 500 года н. э.). Из палимпсеста видно, что текст ещё в V веке был в хорошем состоянии и сохранил особенности августовской орфографии. Архетип , написанный минускулами (около I-II веков н. э.), имел некоторые недостатки: пропуски, пятна, оборванные поля. В 1956 году палимпсест был транскрибирован и вновь издан В. Али.

«География» появилась в печати в 1472 году сначала в латинском переводе, сделанном по плохой рукописи. В 1480 году по побуждению папы Николая V (основателя Ватиканской библиотеки) вышел новый латинский перевод Гуарино. Первое издание греческого текста появилось в 1516 году у Альда Мануция (на основании плохой рукописи). В 1587 году в Париже вышло критическое издание «Географии», подготовленное и комментированное знаменитым филологом Казобоном с переводом Ксиландера (по страницам этого издания обычно цитируют Страбона). В 1815 году (по инициативе Наполеона I) в Париже появилось критическое издание Корэ (в 4 томах); затем Г. Крамера (Берлин, 1844-1852, в 3 томах), А. Мейнеке (1866, в Bibliotheca Teubneriana), К. Мюллера - Ф. Дюбнера (Париж, 1853-1858, в 2 частях) .

Русские переводы

Первый полный перевод «Географии» осуществил Ф. Г. Мищенко : География Страбона. М., 1879.

В 1947 году на страницах журнала «Вестник древней истории » (1947, № 4) была опубликована подборка переводов текстов Страбона, описывающих земли, находящихся в то время в составе СССР: В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. ВДИ, 1947, № 4, стр. 177-192; С. В. Мирошников, там же, № 4, стр. 192-207; В. В. Латышев, там же, стр. 207; П. И. Прозоров, там же, стр. 208-226; В. В. Латышев, там же, стр. 226-241; П. И. Прозоров, там же, стр. 241-247 (отрывки).

Полный современный перевод был издан Г. А. Стратановским под редакцией О. О. Крюгера в серии «Памятники исторической мысли » в 1964 году, и в 1994-м был переиздан репринтным способом.

В 2007 году Г. А. Таронян для своей антологии «Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия)» заново сделал ряд переводов из «Географии». Они включают фрагменты книг I, II, XV (всё описание Индии) .

Композиция

Композиция «Географии» в первую очередь диктуется самим материалом (кроме первых двух книг), изложение совершенно бесплановое, которое часто прерывается длинными вставками, не связанными с основной темой.

Сам Страбон определял содержательные и композиционные стороны своего сочинения так:

22. Говоря кратко, эта книга должна быть полезной вообще - одинаково полезной и для государственного деятеля, и для широкой публики, - так же как и мой труд по истории. В настоящем труде, как и в том, под именем государственного деятеля мы имеем в виду не совершенно необразованного человека, но прошедшего известный цикл наук, обычный для людей свободнорожденных или занимающихся философией. Ведь человек, который не интересуется вопросами добродетели, практической мудрости и тем, что было написано на эту тему, не мог бы правильно высказывать порицания или похвалы или решать, какие исторические факты достойны упоминания в этом труде .

23. Итак, после того как я издал мои «Исторические записки», которые, как я думаю, принесли пользу для моральной и политической философии, я решил написать и настоящее сочинение. Ведь этот труд имеет одинаковый план с прежним и предназначен для того же круга читателей, преимущественно для людей, занимающих высокое положение. Далее, как в моих «Исторических записках» упомянуты только события из жизни выдающихся людей, а мелкие и бесславные деяния опущены, так и в настоящем сочинении я не должен касаться маловажных и незаметных явлений, а заняться предметами славными и великими, содержащими практически полезное, достопамятное или приятное. Подобно тому как в суждении о достоинстве колоссальных статуй мы тщательно не исследуем каждую отдельную часть, а скорее оцениваем общее впечатление и стараемся увидеть, хороша ли статуя в целом, так же следует судить и мою книгу, ибо она является некоторым образом трудом о колоссальном, который затрагивает явления огромной важности и весь мир, за исключением тех случаев, когда незначительные предметы могут вызывать интерес в человеке любознательном или в практическом деятеле. Все это сказано для того, чтобы показать, насколько настоящий труд важен и достоин философа .

Структурная часть Разбивка на страницы в издании Казобона Содержание
Книга I C. 1-67 Описание науки географии и концепция труда Страбона. География как предмет деятельности философа. Шарообразность Земли, вопрос о климатах, Мировом океане, теории Анаксимандра и Гекатея , вопрос об антиподах и прочее. Взгляды римлян и парфян на географию. Критика взглядов Гомера и Эратосфена . Физическая география: приливы и отливы, вулканы, землетрясение, теория образования морей, переселение народов, вопрос о гиперборейцах . Политическая география: влияние широты и долготы на нравы и обычаи народов, населяющих эти места, описание трёх континентов - Европы, Азии и Ливии
Книга II C. 67-136 Описание математических методов в изучении географии. Собственные воззрения Страбона на устройство Ойкумены
Книга III C. 137-176 Описание Иберийского полуострова
Книга IV C. 177-209 Описание Галлии , Британии , Альпийских областей
Книга V C. 210-251 Описание Северной Италии (до Кампании)
Книга VI C. 252-289 Описание Южной Италии и Сицилии
Книга VII C. 289-331 Описание Германии (Страбон называет её по-гречески Кельтикой), Истра , Таврики , Северного Причерноморья (Скифии). Наиболее пострадавшая от времени книга, частью сохранилась фрагментарно, в изложениях средневековых схолиастов: Евстафия, Стефана Византийского, Афинея и других. В издании Казобона они не приводятся
Книга VIII C. 332-389 Описание Пелопоннеса
Книга IX C. 390-444 Описание Аттики , Мегариды , Фокиды , Локриды , Фессалии
Книга Х C. 444-489 Описание Эвбеи , Этолии , Акарнании , Крита
Книга XI C. 490-533 Описание Кавказа , Гиркании , Парфии , Бактрии , Мидии , Армении
Книга XII C. 533-580 Описание Каппадокии , Понта , Вифинии , Галатии , Мисии , Фригии
Книга XIII C. 581-631 Описание Троады , Лесбоса , Пергама
Книга XIV C. 632-685 Описание Ионии , Карии , Памфилии , Киликии
Книга XV C. 685-736 Описание Индии , Арианы , Персии
Книга XVI C. 736-785 Описание Ассирии , Вавилона , Месопотамии , Сирии , Финикии , Иудеи , Аравии
Книга XVII C. 785-840 Описание Египта , Эфиопии , Ливии . Финал книги - описание административного деления Римской державы

Издания и переводы

На древнегреческом языке

  • Kramer, Gustav, ed., Strabonis Geographica , 3 vols, containing Books 1-17. Berlin: Friedericus Nicolaus, 1844-52.

Билингва (древнегреческий-английский)

  • Strabo. The Loeb Classical Library : The Geography of Strabo: in Eight Volumes. - Cambridge, Massachusetts; London, England: Harvard University Press; William Heinemann LTD, 1917-1932. - ISBN 0-674-99055-2. Полное издание книг 1-17, двуязычный текст на развороте: греческий на левой странице, английский перевод - на правой. Стеррет перевёл книги 1 и 2, и написал предисловие к книге. Данное издание основано на научных достижениях до 1917 года.
    • ;
    • ;
    • ;
    • ;
    • .

На английском языке

  • Английский перевод Гамильтона и Фальконера в 3 томах (1854): ; ; .

На французском языке

  • Tardieu Amédée (Translator, Critical Apparatus, Avertissement du Traduction). Géographie de Strabon: Traduction Nouvelle: Deuxième Édition: Tome Premier. - Paris: Librairie Hachette. Books I-VI only. .
  • Tardieu Amédée (Translator, Critical Apparatus). Géographie de Strabon: Traduction Nouvelle: Tome Deuxième. - Paris: Librairie Hachette. Books VII-XII only. .
  • Издается в серии «Collection Budé » (греческий текст с французским переводом и комментарием): (, кн. I-XII)

На русском языке

  • География Страбона в 17 кн. / Пер. Ф. Г. Мищенко . М., 1879. 856, CCLXXIX стр.
  • Страбон. / Пер., ст. и комм. Г. А. Стратановского ; Под общ. ред. С. Л. Утченко . - М .: Наука , 1964. - 944 с. - (Классики науки). - 2 500 экз. (в пер.)
  • Страбон. География / Пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского под ред. О. О. Крюгера , общ. ред. С. Л. Утченко . - 2-е изд., репр. - М .: Ладомир, 1994. - 944 с. - (Памятники исторической мысли). - 5 000 экз. - ISBN 5-86218-054-0. (в пер.)
  • Тексты об Индии // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия) / Пер. и примеч. Г. А. Тароняна. - М.: Ладомир, 2007. С. 68-95.

См. также

Напишите отзыв о статье "География (Страбон)"

Примечания

Ссылки

  • Страбон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий География (Страбон)

Радомир пытался спасти иудеев...

– Я не понимаю их, Учитель... – задумчиво произнёс Радомир. – Днём они мягки, вечером – ласковы, ночью – хищны и коварны... Они изменчивы и непредсказуемы. Как мне понять их, подскажи! Я не могу спасти народ, его не поняв... Что же мне делать, Учитель?
Иоанн смотрел на него очень ласково, как смотрит отец на любимого сына, и наконец глубоким, низким голосом произнёс:
– Ты знаешь их речь – попытайся раскрыть её, если сможешь. Ибо речь – это зеркало их души. Этот народ был когда-то проклят нашими Богами, так как пришёл он сюда на погибель Земли... Мы пытались помочь ему, посылая сюда тебя. И твой Долг – сделать всё, чтобы изменить их суть, иначе они уничтожат тебя... А потом и всех остальных живущих. И не потому, что они сильны, а лишь потому, что лживы и хитры, и поражают нас, как чума.
– Они далеки от меня, Учитель... Даже те, что являются друзьями. Я не могу почувствовать их, не могу открыть их холодные души.
– А зачем же тогда они нужны нам, папа? – вдруг включился в разговор взрослых, малый «участник» собрания.
– Мы пришли к ним, чтобы спасти их, Светодар... Чтобы вытащить занозу из их больного сердца.
– Но ты ведь сам говоришь, что они не хотят. А разве же можно лечить больного, если он сам отказывается от этого?
– Устами младенца глаголет Истина, Радомир! – воскликнул до сих пор слушавший Радан. – Подумай, ведь если они сами этого не хотят, можешь ли ты насильно заставить людей измениться?.. И уж тем более – целый народ! Они чужды нам в своей вере, в понятии Чести... которой, по-моему, у них даже и нет. Уходи, мой брат! Они уничтожат тебя. Они не стоят и дня твоей Жизни! Подумай о детях... о Магдалине! Подумай о тех, кто любит тебя!..
Радомир лишь печально покачал головой, ласково потрепав златовласую голову своего старшего брата.
– Не могу я уйти, Радан, не имею такого права... Даже если мне не удастся помочь им – я не могу уйти. Это будет похоже на бегство. Я не могу предавать Отца, не могу предавать себя...
– Людей невозможно заставить меняться, если они сами этого не желают. Это будет всего лишь ложью. Им не нужна твоя помощь, Радомир. Они не примут твоё учение. Подумай, брат...
Иоанн печально наблюдал спор своих любимых учеников, зная, что оба они правы, и что ни один из них не отступится, защищая свою правду... Они оба были молоды и сильны, и им обоим хотелось жить, любить, наблюдать, как растут их дети, бороться за своё счастье, за покой и безопасность других, достойных людей. Но судьба распорядилась по-своему. Они оба шли на страдания и, возможно, даже на гибель, всё за тех же других, но в данном случае – недостойных, ненавидевших их и их Учение, бессовестно предававших их людей. Это смахивало на фарс, на абсурдное сновидение... И Иоанн никак не желал простить их отца, мудрого Белого Волхва, так легко отдавшего своих чудесных, сказочно одарённых детей на потеху глумливым иудеям, якобы для спасения их лживых, жестоких душ.
– Старею... Уже слишком быстро старею... – забывшись, вслух произнёс Иоанн.
Все трое удивлённо на него уставились и тут же дружно расхохотались... уж кого невозможно было представить «старым», так это Иоанна, с его силой и мощью, завидной даже для них, молодых.
Видение исчезло. А мне так хотелось его удержать!.. В душе стало пусто и одиноко. Я не хотела расставаться с этими мужественными людьми, не хотела возвращаться в реальность...
– Покажи мне ещё, Север!!! – жадно взмолилась я. – Они помогут мне выстоять. Покажи мне ещё Магдалину...
– Что ты хочешь увидеть, Изидора?
Север был терпелив и мягок, как старший брат, провожавший свою любимую сестру. Разница была лишь в том, что провожал он меня навсегда...
– Скажи мне, Север, а как же случилось, что Магдалина имела двоих детей, а об этом нигде не упоминалось? Должно же было что-то где-то остаться?
– Ну, конечно же, об этом упоминалось, Изидора! Да и не только упоминалось... Лучшие художники когда-то рисовали картины, изображая Магдалину, гордо ждущую своего наследника. Только мало что от этого осталось, к сожалению. Церковь не могла допустить такого «скандала», так как это никак не вписывалось в создаваемую ею «историю»... Но кое-что всё же осталось до сих пор, видимо по недосмотру или невнимательности власть имущих, Думающих Тёмных...

– Как же они могли допустить такое? Я всегда думала, что Думающие Тёмные достаточно умны и осторожны? Это ведь могло помочь людям увидеть ложь, преподносимую им «святыми» отцами церкви. Разве не так?
– Задумался ли кто-то, Изидора?.. – Я грустно покачала головой. – Вот видишь... Люди не доставляют им слишком большого беспокойства...
– Можешь ли ты показать мне, как она учила, Север?..
Я, как дитя, спешила задавать вопросы, перескакивая с темы на тему, желая увидеть и узнать как можно больше за отпущенное мне, уже почти полностью истёкшее, время...
И тут я снова увидела Магдалину... Вокруг неё сидели люди. Они были разного возраста – молодые и старые, все без исключения длинноволосые, одетые в простые тёмно-синие одежды. Магдалина же была в белом, с распущенными по плечам волосами, покрывавшими её чудесным золотым плащом. Помещение, в котором все они в тот момент находились, напоминало произведение сумасшедшего архитектора, воплотившего в застывшем камне свою самую потрясающую мечту...

Как я потом узнала, пещера и вправду называется – Кафедральная (Сathedral) и существует до сих пор.
Пещеры Лонгрив (Longrives), Languedoc

Это была пещера, похожая на величественный кафедральный собор... который, по странной прихоти, зачем-то построила там природа. Высота этого «собора» достигала невероятных размеров, уносясь прямо «в небо» удивительными, «плачущими» каменными сосульками, которые, где-то наверху слившись в чудотворный узор, снова падали вниз, зависая прямо над головами сидящих... Природного освещения в пещере, естественно, не было. Также не горели и свечи, и не просачивался, как обычно, в щели слабый дневной свет. Но несмотря на это, по всему необычному «залу» мягко разливалось приятное и равномерное золотистое сияние, приходившее неизвестно откуда и позволявшее свободно общаться и даже читать...
Сидящие вокруг Магдалины люди очень сосредоточенно и внимательно наблюдали за вытянутыми вперёд руками Магдалины. Вдруг между её ладонями начало появляться яркое золотое свечение, которое, всё уплотняясь, начало сгущаться в огромный голубоватый шар, который на глазах упрочнялся, пока не стал похожим на... планету!..
– Север, что это?.. – удивлённо прошептала я. – Это ведь наша Земля, не так ли?
Но он лишь дружески улыбнулся, не отвечая и ничего не объясняя. А я продолжала завороженно смотреть на удивительную женщину, в руках которой так просто и легко «рождались» планеты!.. Я никогда не видела Землю со стороны, лишь на рисунках, но почему-то была абсолютно уверена, что это была именно она. А в это время уже появилась вторая планета, потом ещё одна... и ещё... Они кружились вокруг Магдалины, будто волшебные, а она спокойно, с улыбкой что-то объясняла собравшимся, вроде бы совершенно не уставая и не обращая внимания на удивлённые лица, будто говорила о чём-то обычном и каждодневном. Я поняла – она учила их астрономии!.. За которую даже в моё время не «гладили» по голове, и за которую можно было ещё всё так же легко угодить прямиком в костёр... А Магдалина играючи учила этому уже тогда – долгих пятьсот лет тому назад!!!
Видение исчезло. А я, совершенно ошеломлённая, никак не могла очнуться, чтобы задать Северу свой следующий вопрос...
– Кто были эти люди, Север? Они выглядят одинаково и странно... Их как бы объединяет общая энергетическая волна. И одежда у них одинаковая, будто у монахов. Кто они?..
– О, это знаменитые Катары, Изидора, или как их ещё называют – чистые. Люди дали им это название за строгость их нравов, чистоту их взглядов и честность их помыслов. Сами же катары называли себя «детьми» или «Рыцарями Магдалины»... коими в реальности они и являлись. Этот народ был по-настоящему СОЗДАН ею, чтобы после (когда её уже не будет) он нёс людям Свет и Знание, противопоставляя это ложному учению «святейшей» церкви. Они были самыми верными и самыми талантливыми учениками Магдалины. Удивительный и чистый народ – они несли миру ЕЁ учение, посвящая этому свои жизни. Они становились магами и алхимиками, волшебниками и учёными, врачами и философами... Им подчинялись тайны мироздания, они стали хранителями мудрости Радомира – сокровенных Знаний наших далёких предков, наших Богов... А ещё, все они несли в своём сердце негаснущую любовь к их «прекрасной Даме»... Золотой Марии... их Светлой и загадочной Магдалине... Катары свято хранили в своих сердцах истинную историю прерванной жизни Радомира, и клялись сохранить его жену и детей, чего бы им это ни стоило... За что, позже, два столетия спустя, все до одного поплатились жизнью... Это по-настоящему великая и очень печальная история, Изидора. Я не уверен, нужно ли тебе её слушать.
– Но я хочу узнать о них, Север!.. Скажи, откуда же они появились, все одарённые? Не из долины ли Магов, случаем?
– Ну, конечно же, Изидора, ведь это было их домом! И именно туда вернулась Магдалина. Но было бы неправильно отдавать должное лишь одарённым. Ведь даже простые крестьяне учились у Катаров чтению и письменности. Многие из них наизусть знали поэтов, как бы дико сейчас для тебя это не звучало. Это была настоящая Страна Мечты. Страна Света, Знания и Веры, создаваемая Магдалиной. И эта Вера распространялась на удивление быстро, привлекая в свои ряды тысячи новых «катар», которые так же яро готовы были защищать даримое им Знание, как и дарившую его Золотую Марию... Учение Магдалины ураганом проносилось по странам, не оставляя в стороне ни одного думающего человека. В ряды Катар вступали аристократы и учёные, художники и пастухи, землепашцы и короли. Те, кто имели, легко отдавали катарской «церкви» свои богатства и земли, чтобы укрепилась её великая мощь, и чтобы по всей Земле разнёсся Свет её Души.
– Прости, что прерву, Север, но разве у Катар тоже была своя церковь?.. Разве их учение также являлось религией?
– Понятие «церковь» очень разнообразно, Изидора. Это не была та церковь, как понимаем её мы. Церковью катаров была сама Магдалина и её Духовный Храм. То бишь – Храм Света и Знания, как и Храм Радомира, рыцарями которого вначале были Тамплиеры (Тамплиерами Рыцарей Храма назвал король Иерусалима Болдуин II. Temple – по-французски – Храм.) У них не было определённого здания, в которое люди приходили бы молиться. Церковь катар находилась у них в душе. Но в ней всё же имелись свои апостолы (или, как их называли – Совершенные), первым из которых, конечно же, была Магдалина. Совершенными же были люди, достигшие самых высших ступеней Знания, и посвятившие себя абсолютному служению ему. Они непрерывно совершенствовали свой Дух, почти отказываясь от физической пищи и физической любви. Совершенные служили людям, уча их своему знанию, леча нуждающихся и защищая своих подопечных от цепких и опасных лап католической церкви. Они были удивительными и самоотверженными людьми, готовыми до последнего защищать своё Знание и Веру, и давшую им это Магдалину. Жаль, что почти не осталось дневников катар. Всё, что у нас осталось – это записи Радомира и Магдалины, но они не дают нам точных событий последних трагичных дней мужественного и светлого катарского народа, так как происходили эти события уже спустя две сотни лет после гибели Иисуса и Магдалины.
– Скажи, Север, как же погибла Золотая Мария? У кого хватило столь чёрного духу, чтобы поднять свою грязную руку на эту чудесную женщину?..
– Церковь, Изидора... К сожалению, всё та же церковь!.. Она взбесилась, видя в лице катар опаснейшего врага, постепенно и очень уверенно занимавшего её «святое» место. И осознавая своё скорое крушение, уже не успокаивалась более, пытаясь любым способом уничтожить Магдалину, справедливо считая её основным виновником «преступного» учения и надеясь, что без своей Путеводной Звезды катары исчезнут, не имея ни вождя, ни Веры. Церковь не понимала, насколько сильно и глубоко было Учение и Знание катар. Что это была не слепая «вера», а образ их жизни, суть того, ДЛЯ ЧЕГО они жили. И поэтому, как бы ни старались «святые» отцы привлечь на свою сторону катар, в Чистой Стране Окситании не нашлось даже пяди земли для лживой и преступной христианской церкви...
– Получается, подобное творил не только Караффа?!.. Неужели же такое было всегда, Север?..
Меня объял настоящий ужас, когда я представила всю глобальную картину предательств, лжи и убийств, которые свершала, пытаясь выжить, «святая» и «всепрощающая» христианская вера!..
– Как же такое возможно?! Как вы могли наблюдать и не вмешиваться? Как вы могли с этим жить, не сходя с ума, Север?!!
Он ничего не ответил, хорошо понимая, что это всего лишь «крик души» возмущённого человека. Да и я ведь прекрасно знала его ответ... Потому мы какое-то время молчали, как заблудшие в темноте, одинокие души...
– Так как же всё-таки погибла Золотая Мария? Можешь ли ты рассказать мне об этом? – не выдержав затянувшейся паузы, снова спросила я.
Север печально кивнул, показывая, что понял...
– После того, как учение Магдалины заняло большую половину тогдашней Европы, Папа Урбан II решил, что дальнейшее промедление будет смерти подобно для его любимой «святейшей» церкви. Хорошенько продумав свой дьявольский план, он, не откладывая, послал в Окситанию двух верных «выкормышей» Рима, которых, как «друзей» катар, знала Магдалина. И опять же, как это слишком часто бывало, чудесные, светлые люди стали жертвами своей чистоты и чести... Магдалина приняла их в свои дружеские объятия, щедро предоставляя им еду и крышу. И хотя горькая судьба научила её быть не слишком доверчивым человеком, подозревать любого было невозможно, иначе её жизнь и её Учение потеряли бы всякий смысл. Она всё ещё верила в ДОБРО, несмотря ни на что...
И тут я опять увидела их… У выхода из пещеры стояли Магдалина и её златовласая дочурка, которой в тот момент было уже лет 11-12. Они стояли, обнявшись, всё такие же друг на друга похожие и красивые, и наблюдали последнее захватывающее мгновение изумительного окситанского заката. Пещера, на входе в которую они стояли, находилась очень высоко в горах, открываясь прямо на крутой обрыв. А вдалеке, сколько охватывал взор, укутанные дымкой вечернего тумана, величаво синели горы. Гордо застывшие, как гигантские памятники вечности и природе, они помнили мудрость и мужество Человека... Только не того, что жил сейчас, убивая и предавая, властвуя и руша. А помнили они Человека сильного и творящего, любящего и гордого, что создал чудное царство Ума и Света на этом маленьком, но прекрасном клочке Земли...

Прямо перед Магдалиной, на самой верхушке рукотворного холма возвышался её любимый замок – крепость Монтсегюр... Уже более восьми долгих лет эта дружелюбная и неприступная крепость была её настоящим домом... Домом её любимой дочурки, пристанищем её друзей и Храмом её любви. В Монтсегюре хранились её воспоминания – самые дорогие реликвии её жизни, её учения и её семьи. Туда собирались все её Совершенные, чтобы очистить свои Души, набраться Животворящей Силы. Там она проводила свои самые дорогие, самые спокойные от мирской суеты часы...
– Пойдём-ка, золотце моё, солнышко всё равно уже село. Теперь будем радоваться ему завтра. А сейчас мы должны поприветить наших гостей. Ты ведь любишь общаться, правда ведь? Вот и займёшь их, пока я не освобожусь.
– Не нравятся они мне, мама. Злые у них глаза... И руки всё время бегают, как будто не могут найти себе места. Нехорошие они люди, мамочка. Ты не могла бы попросить их уехать?
Магдалина звонко рассмеялась, нежно обнимая дочку.
– Ну вот ещё, моя подозрительница! Как же мы можем выгонять гостей? На то они и «гости», чтобы докучать нам своим присутствием! Ты ведь знаешь это, не правда ли? Вот и терпи, золотце, пока они не отбудут восвояси. А там, глядишь, и не вернутся никогда более. И не надо будет тебе занимать их.
Мать и дочь вернулись внутрь пещеры, которая теперь стала похожа на маленькую молельню, с забавным каменным «алтарём» в углу.

Вдруг, в полной тишине, с правой стороны громко хрустнули камешки, и у входа в помещение показались два человека. Видимо, по какой-то своей причине они очень старались идти бесшумно, и теперь казались мне чем-то очень неприятными. Только я никак не могла определить – чем. Я почему-то сразу поняла, что это и есть непрошенные гости Магдалины... Она вздрогнула, но тут же приветливо улыбнулась и, обращаясь к старшему, спросила:
– Как вы нашли меня, Рамон? Кто показал вам вход в эту пещеру?
Человек, названный Рамоном, холодно улыбнулся и, стараясь казаться приятным, фальшиво-ласково ответил:
– О, не гневайтесь, светлая Мария! Вы ведь знаете – у меня здесь много друзей... Я просто искал вас, чтобы переговорить о чём-то важном.
– Это место для меня святое, Рамон. Оно не для мирских встреч и разговоров. И кроме моей дочери никто не мог привести вас сюда, а она, как видите, сейчас со мной. Вы следили за нами... Зачем?
Я вдруг резко почувствовала, как по спине потянуло ледяным холодом – что-то было не так, что-то должно было вот-вот случиться... Мне дико хотелось закричать!.. Как-то предупредить... Но я понимала, что не могу им помочь, не могу протянуть руку через века, не могу вмешаться... не имею такого права. События, развивающиеся передо мною, происходили очень давно, и даже если я смогла бы сейчас помочь – это уже явилось бы вмешательством в историю. Так как, спаси я Магдалину – изменились бы многие судьбы, и возможно, вся последующая Земная история была бы совершенно другой... На это имели право лишь два человека на Земле, и я, к сожалению, не была одной из них... Далее всё происходило слишком быстро... Казалось, даже – не было реально... Холодно улыбаясь, человек по имени Рамон неожиданно схватил Магдалину сзади за волосы и молниеносно вонзил в её открытую шею узкий длинный кинжал... Послышался хруст. Даже не успев понять происходящего, Магдалина повисла у него на руке, не подавая никаких признаков жизни. По её снежно белому одеянию ручьём струилась алая кровь... Дочь пронзительно закричала, пытаясь вырваться из рук второго изверга, схватившего её за хрупкие плечи. Но её крик оборвали – просто, будто кролику, сломав тоненькую шею. Девочка упала рядом с телом своей несчастной матери, в сердце которой сумасшедший человек всё ещё без конца втыкал свой окровавленный кинжал... Казалось, он потерял рассудок и не может остановиться... Или так сильна была его ненависть, которая управляла его преступной рукой?.. Наконец, всё закончилось. Даже не оглянувшись на содеянное, двое бессердечных убийц бесследно растворились в пещере.
С их неожиданного появления прошло всего несколько коротких минут. Вечер всё ещё был таким же прекрасным и тихим, и только с вершин голубеющих гор на землю уже медленно сползала темнота. На каменном полу маленькой «кельи» мирно лежали женщина и девочка. Их длинные золотые волосы тяжёлыми прядями соприкасались, перемешавшись в сплошное золотое покрывало. Казалось, убитые спали... Только из страшных ран Магдалины всё ещё толчками выплёскивалась алая кровь. Крови было невероятно много... Она заливала пол, собираясь в огромную красную лужу. У меня от ужаса и возмущения подкашивались ноги... Хотелось завыть волчьим голосом, не желая принимать случившееся!.. Я не могла поверить, что всё произошло так просто и незаметно. Так легко. Кто-то ведь должен был это видеть! Кто-нибудь должен был их предупредить!.. Но никто не заметил. И не предупредил. Никого вокруг в тот момент просто не оказалось... И оборванные чьей-то грязной рукой две Светлые, Чистые Жизни улетели голубками в другой, незнакомый Мир, где никто больше не мог причинить им вреда.