Тайна арктики которую мы не знали. Загадки Арктики

8 230

В 1931 году сотрудничество СССР с Германией уже не было столь широким, как ещё два-три года назад, однако ещё весьма активно продолжалось во многих областях науки, техники и промышленного производства. Сотрудничали страны и в военной области. Поэтому советское руководство и представители госбезопасности не усмотрели ничего предосудительного в поступившем от немецкого воздухоплавателя Эккенера приглашении ряду советских учёных принять участие в воздушной арктической экспедиции.

Знаменитый немецкий воздухоплаватель и конструктор дирижаблей, которым прочили тогда огромное будущее, доктор Гуго Эккенер (1868–1954) 25 июня 1931 года прибыл на огромном дирижабле «Граф Цеппелин» в Ленинград. Северная столица России встречала его и ещё сорока двух немецких исследователей с оркестрами и большим воодушевлением. О предстоящей экспедиции много писали в газетах и вещали по радио.

Эккенер предполагал отправиться из Ленинграда над льдами Баренцева моря к Земле Франца-Иосифа, оттуда к Северной Земле, потом пролететь над полуостровом Таймыр и озером Таймыр, взять курс на Новую Землю, а оттуда возвратиться в Берлин. Советское руководство дало разрешение на полёты над территорией СССР. В те годы там лежала абсолютно безлюдная, лишённая не только какой бы то ни было промышленности, но даже практически человеческого жилья, дикая местность. Причём местность труднодоступная даже для авиации и дирижаблей, а судоходство в северных водах всегда являлось делом сложным и опасным. Поэтому в СССР полагали, что никаких секретов там никто узнать не может, а географические карты существуют независимо от полётов «Графа Цеппелина».

Принять участие в научной арктической экспедиции немцы пригласили бывшего начальника полярной экспедиции на ледоколе «Красин», состоявшейся в 1928 году, известного профессора Р. Л. Самойловича, специалиста по аэрологии профессора П. А. Молчанова, инженера Ф. Ф. Ассберга и радиста высшей квалификации Э. Т. Кренкеля. Все они получили «добро» от советских властей на сотрудничество с немцами в изучении Арктики - руководство страны тоже имело немалый интерес в сведениях о труднодоступной северной местности, таящей в своих недрах немало различных богатств.

Перед полётом дирижабль «Граф Цеппелин» довольно основательно модифицировали в Ленинграде, чтобы подготовить его к работе в условиях Арктики. С дирижабля сняли часть оборудования, но зато для возможности его посадки на воду дно гондолы сделали водонепроницаемым и установили дополнительные поплавки, как на гидросамолётах. Кроме того, добавили научную аппаратуру и фотоаппараты для перспективной и вертикальной аэрофотосъёмки и установили дополнительное радионавигационное оборудование, без которого в то время в арктических условиях просто нечего было делать.

Наконец, все работы завершились и «Граф Цеппелин» взял курс через Баренцево море к Земле Франца-Иосифа, где в бухте Тихой прибытия дирижабля уже ожидал ледокол «Малыгин» для обмена почтой - тогда это служило самым надёжным способом связи в бескрайних арктических просторах. Путь от Ленинграда до Земли Франца-Иосифа занял у дирижабля около полутора суток. В бухте Тихая он совершил посадку на воду на очень короткое время. Потом вновь поднялся и продолжил полёт по заранее обусловленному маршруту: на всякий случай советские власти и органы госбезопасности твёрдо настаивали на жёстком соблюдении заранее согласованного и проложенного маршрута.

Позднее профессор Самойлович, говорил и писал, что почти за пять суток полёта на дирижабле «Граф Цеппелин» удалось проделать такую научную работу и добиться таких результатов, на получение которых в обычных условиях потребовалось бы проводить экспедиции на ледоколах в течение нескольких лет.

Внизу, под дирижаблем, лежали покрытые нетающим снегом совершенно неизученные районы Арктики, и члены экспедиции непрерывно вели аэрофотосъёмку побережья, аэрологические и метеорологические наблюдения, делали замеры геомагнитных аномалий, что очень важно для навигации, изучали закономерности перемещения льдов. На карту наносились заброшенные в безлюдных просторах ранее совершенно неизвестные острова. По завершении экспедиции без каких-либо происшествий дирижабль прибыл в Берлин.

Тогда существовало «Международное общество по исследованию Арктики». От имени этой международной организации немцы вскоре опубликовали научный отчёт о воздушной экспедиции, богато иллюстрировав его множеством фотоснимков. В стране социализма результаты исследований совместной с немцами научной экспедиции в Арктику практически не освещались ни в широкой печати, ни в научных публикациях.

Теперь трудно неопровержимо доказать, что затеянная Эккенером экспедиция совершенно не являлась сугубо научной и не была инспирирована немецким Генеральным штабом. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что среди прибывших в Ленинград из Берлина сорока с лишним членов экипажа дирижабля «Граф Цеппелин» наверняка находились сугубо военные специалисты и разведчики, крайне заинтересованные в получении сведений об арктических территориях СССР. Это подтверждается тем, что германский Генеральный штаб, военно-морские силы и, в частности, адмирал Карл Дёниц, в 1939 году назначенный командующим подводным флотом Германии, не преминули воспользоваться результатами немецко-советской арктической «научной» экспедиции при разработке планов военных операций на северных коммуникациях.

Здесь необходимо отдать должное советской разведке - пусть не во всех подробностях, однако о разработках Генерального штаба вермахта и военно-морских сил Германии, а также об источниках их сведений стало известно Центру. Помешать немцам уже не оставалось никакой возможности, и за «экспедицию» перед чекистами ответил профессор Самойлович: его репрессировали как шпиона немцев и «врага народа».

Тем временем адмирал Дёниц разработал оригинальную, смелую и подробную доктрину действий подводного флота в северных морях. Надо отметить, что среди высших офицеров военно-морского флота Германии Карл Дёниц являлся единственным убеждённым национал-социалистом, верным фюреру до фанатизма и пользовавшимся его полным доверием: не зря в 1945 году, перед гибелью, Гитлер назначил своим преемником именно гросс-адмирала Карла Дёница.

Ещё адмирал неутомимо наращивал подводный флот. В 1935 году Германия имела только одиннадцать небольших подводных лодок, и сторонники «большого» надводного флота с определённой долей презрения и недоверия относились к субмаринам. Но упрямый Дёниц видел в них великое будущее и, как показало время, оказался полностью прав. Он доложил лично Адольфу Гитлеру о своих доктринах и получил его одобрение и деньги. К началу Второй мировой Германия имела в строю уже пятьдесят семь прекрасно вооружённых субмарин, а за годы войны немцы сумели построить тысячу сто пятьдесят три подводные лодки, потопившие три тысячи судов союзников и двести боевых кораблей.

По настоянию Дёница строились специальные подлодки для войны в условиях Арктики и плавания в северных морях вблизи берега - там есть свои специфические особенности навигации. Вполне естественно, эти лодки нуждались в специальных надёжных базах для дозаправки топливом, отдыха экипажей, ремонта ходовой части и корпуса, а также пополнения боезапаса и обеспечения устойчивой связи с командованием и обмена почтой. В конце концов, даже при значительном - более восьми тысяч миль! - радиусе действия немецких субмарин, они всё равно не могли находиться в плавании бесконечно.

Дёниц выдвинул крайне смелую идею, основанную на результатах «научной» экспедиции Эккенера-Самойловича в Арктику: создать секретные базы для немецких подлодок на пустынных островах в устьях рек советской северной территории. В то время она была практически необитаема и граница государства там фактически не охранялась - от кого охранять огромные, покрытые вечным льдом безлюдные пространства, страшно далёкие от других держав?

Дерзкая идея адмирала стала весьма актуальной, когда в Мурманск пошли конвои союзников, а перед гитлеровцами встала задача во что бы то ни стало перерезать эту артерию, снабжавшую воюющую Россию военной техникой, продовольствием и стратегическими материалами. Конвои подвергались постоянным воздушным атакам, их караулили немецкие рейдеры и… прятавшиеся на секретных арктических базах субмарины, ставившие пытавшихся уничтожить их морских охотников в тупик. Подводные лодки исчезали, и никто не мог тогда понять - куда?

Адмиралы Дёниц и Редер полностью уверились, что секретные базы подлодок не будут обнаружены советской авиацией и моряками, а от разведки противника их должен надёжно прикрыть абвер. Строительство необходимых сооружений, - зарытых в лёд или даже в вечную мерзлоту, - осуществляло ведомство Тодта. В 1942 году Дёниц перенёс свой штаб в Париж и оттуда руководил работами в Арктике. Понятно, что одной суперсекретной базой немецкие подводники обойтись не могли, требовалось несколько таких объектов, которые в случае внезапного обнаружения и уничтожения одного или нескольких из них могли дублировать друг друга. Строители доставлялись на место работ на подводных лодках, как и необходимые для обустройства объектов материалы. А достаточный опыт стройки в снегах и льдах у немцев уже имелся - в период Первой мировой войны немецкие, итальянские и австрийские войска вели войну во льдах в Альпах, строя в ледниках тоннели, бункеры и прорубая длинные ходы-галереи.

Обнаружение таких секретных баз подлодок действительно являлось делом очень сложным - в Третьем рейхе умели надёжно хранить свои сокровенные тайны, а в военный период советские самолёты над отдалёнными районами Арктики практически не летали. Горючее было в дефиците, всё шло для фронта и для победы, да и чего делать самолётам там, где не проходили судоходные трассы и не стояло никакого жилья?

Скорее всего, советские органы госбезопасности получили данные о секретных базах немецких субмарин в Арктике только после победы, при активной работе с военнопленными, которым уже стало нечего скрывать, или они выяснили всё об этом неожиданном ходе адмирала Карла Дёница из захваченных секретных трофейных документов. Однако советские спецслужбы тоже умеют хранить свои тайны, а наличие немецких баз в нашем северном тылу наносило престижу госбезопасности страшный, практически непоправимый удар: ещё бы, проморгать такое у себя под носом! Поэтому официально в существовании секретных баз не сознавалась ни та ни другая сторона.

В начале 60-х годов XX века на одном из островов в устье Лены местные жители якобы обнаружили давно заброшенную немецкую секретную базу. Туда даже собирались направить экспедицию с участием журналистов, однако начался развал Союза ССР и всем стало не до секретных нацистских баз.

На побережье Карского и Баренцева морей, в окрестностях Тикси и на Таймыре находят множество железных бочек, оставшихся ещё со времён американского «ленд-лиза», но среди них нет-нет да и попадаются бочки с белым распластанным орлом, сжимающим в когтях венок со свастикой - маркировка нацистского вермахта. Откуда они там взялись? Неужели море принесло?

Геологи рассказывали, как на побережье Таймыра, в вечной мерзлоте находили бляхи со свастикой от немецких морских поясных ремней, «украшенные» свастикой ложки и прочую утварь из алюминия: он был у немцев очень ходовым металлом. Неужели море тоже занесло всё это в вечную мерзлоту?

Арктика — удивительный мир, хранящий множество загадок, относящихся и к седой древности, и к сравнительно недавним временам. Одна из таких тайн - арктические базы, созданные нацистами в годы Второй мировой войны.О следах, оставленных Третьим рейхом на островах Ледовитого океана, рассказывает Петр Боярский — доктор исторических наук, замдиректора Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, руководитель Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ), которая уже несколько лет работает в отдаленных уголках российского севера.

Активные попытки «колонизировать» советскую Арктику гитлеровцы начали предпринимать с самого начала войны. Захватчикам были необходимы базы и метеостанции, которые помогали бы обеспечивать рейды крейсеров и подводных лодок вглубь наших территориальных вод вдоль трассы Северного морского пути. Кроме того многие из высшего руководства фашистской Германии увлекались всякой мистикой и придерживались весьма своеобразных «научных» взглядов. Среди первых лиц Третьего рейха, например, существовало убеждение, что Земля — полая, и внутрь нее можно попасть через ледяные пещеры, расположенные в приполярных зонах. Нацистским «бонзам» было известно о существовании обширных пещер на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа, и они были уверены, что это и есть тот самый путь в подземный мир. Поэтому морские спецэкспедиции, организуемые рейхом в советский арктический тыл, преследовали не только военные, но и научно-исследовательские цели.
Известно, что немцам удалось оборудовать в Арктике несколько метеостанций, работавших в автономном режиме. На Новой Земле такие станции действовали на мысе Пинегина и на мысе Медвежий (эта «точка» фигурировала у фашистов под кодовым обозначением «Эрих»). На острове Междушарский работала станция «Крот», возле которой была расчищена взлетно-посадочная полоса для самолетов.
Но, пожалуй, самым интересным для исследователей является проект, закодированный фашистами под названием «Страна чудес». Речь шла о создании базы на острове Земля Александры, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа. Эту операцию немцы осуществили в 1943 г. Все необходимое оборудование, материалы и запасы они доставляли к острову на судах и подлодках, а кое-что сбрасывали с самолетов. Оборудованную здесь метеостанцию гитлеровцы назвали «Кладоискатель». Она проработала вплоть до июля 1944 г., а следы этого фашистского спецобъекта сохранились до сих пор.
Почти четверть века назад Петру Боярскому довелось услышать из уст знаменитого полярного штурмана Валентина Аккуратова любопытный рассказ: «Через несколько лет после окончания войны пролетали мы как-то над Землей Александры и заметили у берега, на фоне каменистой оттаявшей тундры, белое яркое пятно прямоугольной формы. Совершенно непонятно было, что это такое. Решили сесть и проверить. Когда приблизились к пятну, стало ясно: перед нами крыша землянки, покрашенная белой краской. Дверь легко открылась. Вошли внутрь, посветили фонариком, а там… На стенах висят автоматы «шмайссеры», на лежанках разбросана немецкая форменная одежда, посреди стола — банки консервов, ложки, миски. Ощущение такое, будто здесь до сих пор живут люди… Судя по всему, гитлеровцы в свое время покидали эту базу в большой спешке…»
— История со спешной эвакуацией действительно была, — утверждает Петр Боярский. — Насколько мне удалось выяснить из архивных материалов, летом 1944 г. фашистов подвело отсутствие арктического опыта. Они подстрелили белого медведя и решили полакомиться экзотическим северным блюдом. Не знали фрицы, что такую медвежатину обязательно надо очень долго варить, ну и получили тяжелое желудочное заболевание. Так их скрутило, что пришлось вызывать по рации самолет и срочно вывозить с базы всю команду. Замены, конечно, второпях найти не успели, а потом это стало уже ни к чему: шли последние месяцы войны, и фашистам было не до Арктики…
Петру Владимировичу и его коллегам из МАКЭ не так давно удалось побывать на Земле Александры. К сожалению, «визит» получился коротким — всего три дня, однако члены экспедиции все-таки успели осмотреть то, что сохранилось от гитлеровского «Кладоискателя».
Петр Боярский рассказывает, что в свое время немцы обосновались здесь весьма основательно. Место для размещения базы было выбрано очень удачно: большой глубокий залив, и к нему примыкает многокилометровая полоса щебнистой тундры, — самый большой на всем архипелаге участок земли, свободной от ледникового панциря; а чуть в стороне есть озерцо с пресной водой. Со стороны залива базу прикрывал пулеметный ДОТ, — его руины довольно хорошо заметны. Для защиты объекта с суши были устроены минные поля. Сохранились также останки домика, блиндажа… Среди камней валяются металлические контейнеры, похожие на авиабомбы, — в них гитлеровцы сбрасывали часть грузов, доставляемых на «Кладоискатель» воздушным путем. Кроме того российские исследователи видели обрывки старых маскировочных сетей, листы из книг с речами Гитлера о значимости арийской расы… По словам Петра Боярского, их удивило огромное количество обуви и иного снаряжения, завезенного немцами на остров, — можно предположить, что свою арктическую военную базу на Земле Франца-Иосифа они предполагали впоследствии значительно расширить. Кое-что из этого добра до сих пор еще валяется на территории бывшей метеостанции.
Кстати в 60-70-е гг. прошлого века, когда на Земле Александры появилась наша погранзастава (она находится примерно в 10-15 км от бывшей немецкой базы), ее гарнизон вывез с «Кладоискателя» немало годной амуниции, и пограничники потом еще долго щеголяли в добротных немецких ботинках.
— Ближе к воде мы обнаружили трубу, уходящую в недра острова, — говорит Петр Боярский. — Возможно, это часть вентиляционной системы для какого-то потайного сооружения. Я не исключаю существования в том месте естественного грота, который немцам удалось найти и приспособить для своих целей. Вполне реально, что данная полость в каменном массиве острова так велика, что в нее могли заходить подводные лодки. О существовании на других арктических островах подобных огромных пещер, сообщающихся с морем подводными коридорами, известно. В немецких источниках встречается информация, что нацистам удавалось находить на севере такие пещеры и даже заводить в них свои субмарины.
Такие естественные бункеры очень удобны для устройства в них секретных хранилищ. Есть сведения, что в конце войны из портов Германии выходили транспорты, подводные лодки, на которых отправляли в неизвестном направлении какое-то оборудование, архивы, ценности. Часть из них погибла, некоторые добрались до берегов Южной Америки… Но какие-то из кораблей могли доставить свой груз на безлюдные арктические острова, где его надежно спрятали в огромных пещерах. Вполне правдоподобным выглядит предположение, что в одном из таких нацистских «схронов» до сих пор находится знаменитая Янтарная комната…
Существование хорошо скрытого грота на Земле Александры очень вероятно. Теперь специалисты МАКЭ намерены при первой возможности снова отправиться на этот остров уже с водолазами и тщательно обследовать его побережье в районе бывшей немецкой базы. Ученые не сомневаются, что главные тайны «Страны чудес» им еще только предстоит раскрыть.

Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ
Фото Олега ПОПОВА

Гитлер надеялся найти путь в загадочную «Страну чудес»

« » - такая информация, опубликованная в эти дни многими СМИ, привлекла внимание. Сенсация? Однако мы получили «разведданные» об этом таинственном объекте гитлеровцев еще несколько лет назад благодаря встрече с известным исследователем Арктики, историком, доктором наук Петром Боярским.

От него удалось узнать подробности о немецкой базе, устроенной на далеком северном острове, принадлежавшем СССР.

Петр Викторович Боярский, который занимает ныне пост советника директора Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва, на протяжении многих лет руководит Морской арктической комплексной экспедицией (МАКЭ), организованной этим институтом. Именно во время одного из экспедиционных походов в далекие северные края Боярскому удалось побывать на месте бывшей нацистской арктической базы.

Об этом секретном объекте гитлеровцев мне довелось впервые услышать еще в 1985 году от знаменитого полярного летчика Аккуратова, - вспоминал Петр Владимирович во время нашей встречи. - Он рассказал, что вскоре после окончания войны он, пролетая однажды над Землей Александры, входящей в архипелаг Земля Франца-Иосифа, заметил у берега на фоне каменистой оттаявшей тундры непонятное белое пятно прямоугольной формы.

Заинтригованные увиденным, авиаторы решили сесть рядом и посмотреть, что же это такое. Когда подошли вплотную к загадочному пятну, стало ясно, что это крыша землянки, покрашенная белой краской. Дверь, ведущая внутрь, легко открылась.

Летчики, включив ручные фонари, вошли внутрь и остолбенели. На лежанках разбросана немецкая форменная одежда, посреди стола - банки консервов, ложки, миски... А на стенах висят «шмайсеры».

Складывалось ощущение, будто здесь до сих пор живут солдаты Третьего рейха, которые буквально на минуту отлучились. На самом деле землянка уже давно была необитаема, но вид ее подсказывал, что гитлеровцы в свое время покидали свое убежище в большой спешке.

О немецких действиях по захвату советской Арктики историкам известно немало фактов.

Гитлеровцам были необходимы базы и метеостанции для обеспечения рейдов крейсеров и подводных лодок вдоль трассы Северного морского пути, - пояснил Петр Боярский. - Кроме того, многие из высшего руководства Третьего рейха, как известно, увлекались всякой мистикой и придерживались весьма своеобразных взглядов. Среди них, например, существовало убеждение, что Земля полая, и внутрь ее можно попасть через ледяные пещеры, имеющиеся в приполярных зонах.

Нацистским «бонзам» было известно о существовании обширных пещер на Новой Земле, на Земле Франца-Иосифа, и они были уверены, что это и есть реальный путь в подземный мир. Поэтому морские спецэкспедиции, организуемые рейхом в наш арктический тыл, имели не только военные, но и научно-исследовательские цели.

В числе прочих существовал проект, закодированный как «Страна чудес». Речь шла о создании базы на острове Земля Александры. Эту операцию немцы осуществили в 1943 году. Метеостанцию, оборудованную там, гитлеровцы назвали «Кладоискатель». Необходимое оборудование, материалы и запасы они доставляли к острову на судах и подлодках, а кое-что сбрасывали на парашютах в специальных бомбообразных контейнерах.

По словам Боярского, услышанное им от Аккуратова предположение о том, что немцы в спешке покидали свою секретную базу, вполне подтверждаются фактами, которые обнаружились позднее: «Насколько мне удалось выяснить, гитлеровцы в авральном порядке эвакуировались с Земли Александры в июле 1944 го. Случилось это отнюдь не по военно-стратегическим причинам. Фашистов подвели их собственные желудки и недостаток бытовых знаний о правилах жизни в Арктике.

Эти вояки подстрелили однажды белого медведя и решили полакомиться экзотическим северным блюдом. Однако оккупанты не знали, что медвежатину эту обязательно надо очень долго варить. И в итоге получили тяжелое желудочное заболевание. Так их скрутило, что пришлось вызывать по рации самолет и срочно вывозить с базы всю команду. Замены эвакуируемым второпях найти не успели, но уже вскоре это стало вовсе ни к чему. Шли последние месяцы войны, нацистской Германии было уже не до Арктики…».

В середине нулевых годов Петру Боярскому удалось побывать на месте бывшей гитлеровской базы. Вместе с несколькими коллегами по МАКЭ он высадился с экспедиционного судна «Сомов», чтобы обследовать то, что сохранилось от «Кладоискателя».

Увиденное нами показало, что немцы устраивались здесь надолго. Место для базы выбрано очень удачно - на берегу глубокого залива, к которому примыкает обширная полоса тундры, свободной от ледникового панциря. Чуть в стороне - озерцо с пресной водой. Для защиты базы с суши гитлеровцы устроили к северу и востоку от нее минные поля. А со стороны залива в качестве прикрытия оборудовали пулеметный дот, руины которого заметны и до сих пор.

Вызывает удивление огромное количество обуви и иного снаряжения, завезенного немцами на остров, - подчеркнул Петр Владимирович. - Похоже, что эту свою военную базу они предполагали значительно расширить.

Кое-что из немецких припасов до сих пор еще валяется на территории бывшего «Кладоискателя». Кроме того, мне рассказывали, что в 1960–1970 е, когда на Земле Александры появилась наша погранзастава (она находится примерно в 10–15 километрах от бывшего гитлеровского спецобъекта), ее гарнизон вывез с заброшенной фашистской базы немало годной амуниции. Пограничники еще долго пользовались потом немецкими ботинками, доставшимися «в наследство» от военных лет.

Кроме дота на «Кладоискателе» сохранились еще остатки домика, блиндажа… Обследуя территорию немецкой базы, наши ученые нашли несколько тех самых, похожих на бомбы контейнеров для авиационных «посылок». Уцелели также обрывки старых маскировочных сетей, а внутри заброшенной землянки валялись листы из книг с речами Гитлера…

На самом деле немецких «сувениров» времен войны в этих местах может оказаться и еще больше. Ведь в районе Земли Франца-Иосифа часто дуют сильные ветры, и потому часть сброшенных на парашютах контейнеров могла быть унесена воздушным потоком далеко в сторону.

Интересная находка ждала нас ближе к берегу залива. Здесь мы увидели какую-то трубу, уходящую в глубь земли. Возможно, это часть вентиляционной системы какого-то потайного сооружения. Нельзя исключить существования естественного грота, который немцам удалось найти и приспособить для своих целей.

Вполне допускаю, что размеры данной полости в недрах каменного острова так велики, что в нее могли входить подводные лодки. По крайней мере о существовании на других арктических островах подобных огромных пещер, сообщающихся с морем подводными коридорами, известно. А в немецких источниках встречаются сведения о том, что им удавалось находить на севере такие пещеры и даже заводить в них свои субмарины.

Подобные естественные бункеры очень удобны для устройства в них секретных хранилищ, и руководители нацистской Германии этим пользовались. Сохранившиеся в архивах материалы сообщают, что в конце войны из германских портов выходили транспорты и подводные лодки, на которых нацисты вывозили куда-то некое оборудование, документы, ценности… Пункты назначения и судьба многих из этих кораблей неизвестны до сих пор. Возможно, какие-то из них добрались и до далекой арктической Земли Александры. В таком случае название устроенной здесь гитлеровцами и потом поспешно брошенной ими базы - «Кладоискатель» - приобретает для нас особый смысл.

Сама история России поистине парадоксальна. Мало того, что всему героическому и славному десятилетиями сопутствовало трагическое и постыдное – мы ухитрялись не замечать великого, не умели гордиться тем, что было достойно и гордости, и преклонения. История Арктики в этом отношении – горький и назидательный пример, на котором никогда не поздно учиться.

Все, что происходило в Заполярье в 20 – 30-е годы XX века, воспринималось жителями Большой земли с громадным интересом и восхищением. Само слово «полярник» стало символом всего героического в Стране Советов, а биографии тех, кого величали покорителями полюса, Центральной Арктики, Северного морского пути, печатались на первых страницах газет с не меньшими подробностями, чем впоследствии – биографии первых космонавтов.

Вряд ли можно установить с большой точностью, когда именно Арктика была «закрыта» от глаз простых смертных. Кто это сделал, естественно, секретом не является: «друг» и «отец» советских полярников, несомненно любивший своих арктических «детей» – Иосиф Сталин. Речь сейчас идет не о закрытии Севера от иноземцев – это началось еще в стародавнюю царскую эпоху, в XVII – XVIII столетиях. Правда, Сталин сделал одно любопытное послабление именно в этом: в навигацию 1940 году. трассу Северного морского пути на восток тайно преодолел германский вспомогательный крейсер "Комет". Его сопровождали наши ледоколы, на борту немца, находились лучшие советские арктические лоцманы, ледовая разведка искала для него безопасные проходы во льдах. Таков был итог предательского сговора между Сталиным и Гитлером, особенно зловещего еще и тем, что по выходе в Тихий океан «Комет» стал боевым кораблем, угрожавшим нашим будущим союзникам по антифашистской коалиции. Но разговор сейчас о другом – о прямом запрете на публикации об Арктике, о том, что повседневно происходило в высоких широтах, включая самые яркие, героические события, которые прославили бы наше отечество и укрепили его престиж.

Не писали о проводке военных кораблей по Северному морскому пути.

Не писали о грядущей высадке папанинцев на полюс, сообщив об этом постфактум, на следующий день. Позже такая порочная практика повторилась и во время полюсного рейса атомохода «Арктика» – как, добавим, и при всех космических запусках вплоть до 80-х годов.

Во время войны 1941 – 1945 годы побережье Ледовитого океана стало линией фронта, и, естественно, все четыре года почти никакой информации о том, как живет, бедствует, хоронит своих защитников Советское Заполярье, наш народ не получал (кроме сообщений о громких победах моряков Северного флота в Баренцевом море). Как бы по инерции все сведения о происходящем на Крайнем Севере, о погоде и льдах, об экспедициях и находках, обретениях и потерях на протяжении добрых десяти послевоенных лет также оставались под замком. У нас отнимали историю, право на знание имен и событий, дат и биографии! Вся страна погружалась во тьму самоизоляции, отгородившись мира невидимым, но непроницаемым «железным занавесом». А в Арктике тем временем вершили открытия и подвиги в масштабах, вполне сравнимых с тем, что творили в полярных морях и полярном небе прославленные первопроходец былых эпох. Ежегодно в высокие широты снабжались многолюдные экспедиции «Север», всесторонне изучавшие природу Центральной Арктики. А весной I960 года была высажена во льды вторая в истории дрейфующая станция «Северный полюс».

О том, что был такой дрейф, общественность нашей страны и зарубежный мир узнали лишь четыре года спустя, когда начинали свою работу в полюсных льдах станции «СП-3» и «СП-4». Через год после смерти Сталина произошло «обвальное» рассекречивание Крайнего Севера и появилось запоздалое желание восстановить справедливость. Оказалось, что станция «СП-2» прожила во льдах Восточной Арктики 376 суток, гораздо дольше папанинской, что 11 зимовщиков испытали и ледовые разломы, и неоднократные эвакуации лагеря, и пожар в палатке радистов, и летние наводнения, и случаи нападения белого медведя на человека, не говоря уже о всевозможных лишениях.

Но главное: они работали в обстановке невероятной, безумной секретности, без права быть собой, словно разведчики, заброшенные во вражеское логово. Даже в Арктическом институте, где готовилась та экспедиция, даже близкие тех, кто отправлялся на целый год во льды, не ведали ничего и вместо эффектного «СП» вынуждены были проставлять на конвертах номер безликого почтового ящика. Их и награждали секретным Указом Президиума Верховного Совета, по которому руководитель дрейфа Михаил Михайлович Сомов стал Героем Советского Союза, а остальные получили ордена Ленина.

И только совсем недавно выяснилось, что начальник станции имел приказ сжечь документацию и взорвать все постройки, если к льдине приблизится «американский враг». Одним из важнейших секретов Арктики стало создание в середине 50-х годах ядерного полигона на архипелаге Новая Земля. Свыше 30 лет там проводились испытания чудовищного водородного оружия, и сегодня Новая Земля изранена, тяжко травмирована. Невозможно даже в первом приближении составить список безвозвратных потерь, понесенных ее природой – бело-голубыми ледниками, огромными птичьими базарами на прибрежных скалах, тундровой растительностью, поголовьем тюленей, моржей, белых медведей.

Может быть, одним из самых последних по счету стало рассекречивание космодрома Плесецк в Архангельской области. О нем впервые открыто заговорили лишь в 1992 году. Теперь мы знаем и о его создании в 1959 году, и о страшной катастрофе 18 марта 1980 года, когда в результате мощнейшего взрыва погибло почти 60 человек. Стало известно и о том, что именно отсюда, с космодрома близ города с обязывающим названием Мирный, вожди собирались атаковать смертоносными ракетами заокеанского врага во время так называемого карибского (кубинского) кризиса 1962 года.

Особую «закрытость» придавали Крайнему Северу обстоятельства, весьма далекие от соображений здравого смысла или хотя бы разумной секретности военно-стратегического характера, виной тому были массовые политические репрессии.

Великий террор, бушевавший на Большой земле в 20 – 50-е годы XX века, громким эхом отозвался в высоких широтах. Не было в Заполярье ни одной сферы человеческой деятельности, ни единого самого что ни на есть медвежьего уголка, до которого не дотянулись бы карающие органы, откуда не повезли бы на суд и расправу полярников разных специальностей – моряков, пилотов, ученых, геологов, зимовщиков, хозяйственных и партийных работников, портовиков, строителей, учителей, врачей, включая представителей малочисленных коренных народностей Севера (а таковых по меньшей мере около 30).

Как и на Большой земле, на Севере в должных пропорциях обнаруживали «врагов народа»: вредителей и диверсантов, троцкистско-зиновьевских, бухаринско-рыковских наймитов, кулаков и подкулачников. Обнаруживали по доносам, клеветническим наветам, создавали немыслимую обстановку всеобщей подозрительности, слежки и взаимодоносительства, арестовывали, сажали в тюрьмы, отправляли в гибельные ссылки, уничтожали.

Казалось бы, кому могли помешать люди, живущие в Заполярье в условиях постоянных лишений, опасностей, смертельного риска? Чем досадили сталинскому режиму они, моряки-ледоколыщики, сотрудники полярных станций, геологи, искавшие золото и олово, нефть и уголь?

Да, именно так, из Заполярья в Заполярье, в жуткие северные лагеря везли энтузиастов-романтиков, которые отдавали жизнь изучению и освоению этих вольных, бескрайних, влекущих к себе краев. Везли по славной трассе Северного морского пути, в трюмах пароходов, на открытых баржах, и суденышки эти застревали во льдах, шли на дно вместе со своим живым грузом, выручать который не летели отважные летчики, не мчались на всех парах могучие ледоколы.

Одним из первых еще в самом начале 30-х годов был арестован маститый профессор-геолог Павел Владимирович Виттенбург, известный исследователь Шпицбергена, Кольского полуострова, Якутии, острова Вайгач. Вот туда-то, на Вайгач, где он успел до того сделать крупные открытия, и повезли ученого на свинцово-цинковые рудники. К счастью, ему удалось выжить и через много лет вернуться в родной Ленинград. Но скольким его коллегам, друзьям, соратникам это было не суждено.

Был расстрелян в 1939 году профессор Р. Л. Самойлович. Та же участь постигла его доброго товарища, генерального консула СССР на Шпицбергене и отца будущей прославленной балерины (которая девочкой зимовала вместе с родителями в Арктике) Михаила Эммануиловича Плисецкого. Погиб профессор Павел Александрович Молчанов, участвовавший вместе с Самойловичем в экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин». Пали жертвами репрессий герои-челюскинцы Алексей Николаевич Бобров, Илья Леонидович Баевский, Павел Константинович Хмызников, фанатик радиодела Николай Рейнгольдович Шмидт, первым услышавший сигналы бедствия из Красной палатки Нобиле, ветеран Северного морского пути, строитель города и порта Игарки Борис Васильевич Лавров.

Лишь в одном только Гидрографическом управлении Главсевморпути было арестовано и уволено с работы свыше 150 сотрудников, объявленных «чуждыми элементами». Так поступали с полярными гидрографами, первопроходцами ледовой трассы, знатоками ее грозных опасностей, хранителями маяков – с людьми, без которых невозможна нормальная жизнь Северного морского пути!

Ученых Арктического института, которым руководил Самойлович, в те годы уважительно называли «сборной СССР». Эта уникальная «команда» единомышленников, самоотверженных патриотов своей страны была в считанные месяцы истреблена почти полностью. Из ведущих ученых не тронули одного лишь профессора Владимира Юльевича Визе, но как же его шельмовали, как оскорбляли, как угрожал ему долгие-долгие годы. На огромные, немыслимые сроки отправились в тюрьмы и лагеря знаменитый геолог и географ Михаил Михайлович Ермолаев, ведущий знаток льдов и морских течений Николай Иванович Евгенов, легендарный полярный исследователь Николай Николаевич Урванцев.

Именно Урванцев еще в 20-е годы XX века открыл богатейшие месторождения меди, никеля, угля, графита, кобальта на Таймыре, в районе будущего Норильска. И, по «доброй» традиции, заведенной карательными органами, был в 1940 году насильственно отправлен туда же, к месту своей былой (и будущей!) славы. Он и в заключении продолжал работать геологом, бывал в экспедициях, писал научные работы, однако все они оседали в недрах «спецхрана» (этим словцом обозначались сверхсекретные архивы и книгохранилища, в которых содержались бесценные труды людей, объявленных «врагами народа», потерявших право на собственное имя).

Даже на таком фоне совершенно чудовищными выглядят репрессии времен Отечественной войны. Прямо в море арестовывали самых именитых арктических капитанов, предъявляя им нелепые обвинения во вредительстве и измене Родине.

Восемь лет отсидел в лагерях архангельский судоводитель Василий Павлович Корельский, а его однофамилец, капитан ледокольного парохода «Садко» Александр Гаврилович Корельский, был приговорен к расстрелу за то, что его судно наскочило в штормовую погоду в Карском море на необозначенную на карте мель.

Были арестованы в военные годы прославленные полярные пилоты Фабио Брунович Фарих и Василий Михайлович Махоткин, после войны к ним добавились еще несколько авиаторов, а также известный арктический капитан Юрий Константинович Хлебников, удостоенный редчайшего для моряка гражданского флота ордена Нахимова. Его отправили на «сталинский курорт» – в Воркуту, где заключенному Хлебникову предстояло десять лет добывать заполярный уголь.

Полярников хватали и на самых удаленных от материка зимовках. Были арестованы и сгинули начальник полярной станции на Земле Франца-Иосифа Филипп Иванович Балабин, молодой талантливый океанолог, сотрудник одной из чукотских станций Александр Чаусов. Начальника зимовки на острове Домашнем в Карском море Александра Павловича Бабича, известного радиста, одного из первых в стране почетных полярников, девять лет добивали в камере смертников и в забайкальских лагерях, выколачивая из него признание, будто он хотел «передать врагу наш арктический флот». В мае 1950 года, за два месяца до смерти в концлагере, Бабич отправил семье в Ленинград последнее письмо: «Иногда я искусственно убеждаю себя, что я продолжаю зимовку и просто в силу обстоятельств не могу возвратиться на Большую землю. Но ведь когда-то и эта «зимовка» кончится?»

Страшные «зимовки» кончились для подавляющего большинства невинно осужденных, вычеркнутых из истории и из народной памяти людей лишь после 1956 года.

«Представляешь, я НЛО видел, когда на вахте стоял, а мне никто не верит, - сокрушался матрос Глебов в курилке ледокола «Россия». - Вообще, на эту тему тут не принято трепаться, за дурака сочтут. Но я же своими глазами видел, ошибиться не мог!»

Арктика - регион загадочный. Говорят, там наблюдаются аномальные явления, каких больше не увидишь нигде. Корреспондент «АиФ», находясь в арктической экспедиции на ледоколе «Россия», принадлежащем Росатомфлоту, пытался выяснить, так ли это. Оказалось, что так, и далеко не всё из полярных «чудес» наука может объяснить.

Пеньки и зигзаги

Отправляющийся в северные широты дилетант полагает: самое удивительное, что ждёт его в Арктике - это полярное сияние. Зрелище, бесспорно, завораживающее, но далеко не единственное. Новичок будет потрясён, если ему доведётся увидеть плывущее над горизонтом судно, да ещё перевёрнутое вверх тормашками! Или далёкие острова, парящие над океаном. Это так называемые верхние миражи: из-за того, что плотность воздуха меняется с высотой не плавно, а скачкообразно, световой луч преломляется в атмосфере. В итоге, мы наблюдаем объект, находящийся далеко за горизонтом, причём в искажённом (перевёрнутом, увеличенном) виде. Тем же преломлением света объясняется эффект двух солнц: на небе появляется не одно светило, а два.

Другой оптический феномен - гало. Вокруг солнца образуется светящееся кольцо. Или же от светила тянется вниз полоса света, похожая на столб. Причина явления в том, что воздух наполнен ледяными кристаллами, через которые свет опять же преломляется.

«Миражи или гало мы видим часто, - рассказал Александр Баринов, капитан ледокола «Ленин», с которым я познакомился накануне экспедиции. - Ещё одно зрелище, которое поначалу потрясает, - ледяные столбы со строениями наверху. Ну, представьте: плывёт льдина, на ней домики, только они не на самой льдине стоят, а на пеньках в несколько метров высотой. Начинаешь думать: кто же их туда поставил и зачем? А дело вот в чём. Когда-то полярники дрейфовали на льдине, и после них остались домики.

Каждый год льдина тает сантиметров на 30. Причём тает она сверху. Но под домиками-то лёд остаётся нетронутым, солнечные лучи туда не проникают! Вот и получается, что образовались ледяные пни, которые с каждым годом приподнимают эти строения».

Когда ледокол «Россия» вошёл в ледовые поля, моё внимание привлекли странные линии на их поверхности. Зигзаги с прямыми углами, похожие на очертания зубчатой крепостной стены, они были видны там и тут и порой складывались в причудливые гигантские рисунки. «Ну что твоя пустыня Наска, не иначе пришельцы нарисовали! - сразу пришла в голову мысль. - А прямые линии - взлётно-посадочные полосы. Только почему никто, кроме меня, не дивится этому?» Оказалось, зубчатые линии, так называемая «гребёнка», - это результат наползания льдов друг на друга. Они взаимно врезаются определёнными участками, затем срастаются, а граница этого «вторжения» остаётся в виде прямоугольных зигзагов.

Прорубь для НЛО

«НЛО? Да, приходилось видеть, - охотно отозвался на мой вопрос Александр Баринов. - Как-то мы шли через пролив Карские Ворота и вдруг смотрим: небо стало фиолетовым, всё переливается. И что-то в небе происходит, похожее на фейерверк. До крупных городов было далеко, какой фейерверк, откуда? Вся команда так и обомлела: НЛО! А когда в Мурманск пришли, узнали, что накануне с космодрома Плесецк ракету запускали.

Видно, это была её отделившаяся ступень».

Два года назад жители северной Норвегии увидели в небе странный светящийся объект. Вытянутое в спираль облако двигалось вверх, а на его конце вращалась ещё одна, белая, спираль. Объект увеличивался, пока не превратился в огромный шар с зелёной сердцевиной. Явление наблюдали сотни людей, позднее оно получило название «Норвежская спиральная аномалия». Выдвигались разные версии - что это результат работы Большого андронного коллайдера или же пришествие на Землю инопланетян. Вскоре российское Министерство обороны заявило, что в Белом море был произведён пуск ракеты «Булава», но на третьем этапе её полёта случился технический сбой. Многие поспешили связать это событие с норвежской аномалией. Но ясности нет до сих пор: с трудом представляется, как вышедшая из строя ракета могла нарисовать на небе столь необычный и красивый узор.

Говорят, военные моряки регулярно наблюдают НЛО в полярных широтах. Известный уфолог Владимир Ажажа собрал десятки свидетельств и засекреченных документов на эту тему. Поэтому я с интересом выслушал рассказ матроса Дмитрия Глебова. «Дело было 3 года назад, я тогда работал на ледоколе «Ямал». Мы шли по чистой воде, была ночь, я стоял на штурвале и вдруг увидел, что справа по курсу, градусах в 30, висит светящийся объект. В рубке я был один. Резко развернул штурвал и повёл судно прямо на него. Объект ещё повисел, потом выпустил луч света под собой и пропал».

Глебов рисует, как выглядело НЛО. Похоже на классическую «тарелку», разве что потолще. Кроме того, матрос рассказывает, что иногда в арктических льдах можно встретить идеально круглые проруби диаметром 15-20 метров (прорубили НЛО?) и услышать звуки, похожие на кваканье. Моряки даже дали этому явлению соответствующее название - «квакушки», или «квакеры». Как известно, лягушки в Северном Ледовитом океане не водятся. А тюлени или белые медведи издают совсем иные звуки. Всё же есть над чем задуматься?