Таушев - Четвероевангелие. Апостол

Все новозаветные священные книги написаны на греческом языке, но не на классическом греческом языке, а на народном александрийском наречии греческого языка, так называемом «кини», на котором говорили или который во всяком случае понимали все культурные обитатели не только Восточной, но и Западной половины тогдашней Римской империи. Это был язык всех образованных людей того времени. Апостолы потому и писали на этом языке, чтобы сделать новозаветные священные книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан.

Писались они авторами или собственноручно (Гал. 6:22), или переписчиками, которым авторы диктовали (Рим. 16:22), на папирусе, приготовлявшемся из египетского тростника, тростью и чернилами (3 Ин. 13). Сравнительно реже употреблялся для этой цели и пергамент, приготовлявшийся из кожи животных и ценившийся очень дорого. Характерным является то, что для письма употреблялись только большие буквы греческого алфавита без знаков препинания и даже без отделения одного слова от другого.

Малые буквы стали употребляться только с IX века, равно как и словоразделения. Знаки же препинания введены только по изобретении книгопечатания - Алдусом Мапуцием в XVI веке. Нынешнее разделение на главы было произведено на западе кардиналом Гугом в XIII веке, а разделение на стихи - парижским типографщиком Робертом Стефаном в XVI веке.

архиепископ Аверкий (Таушев) - Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета

М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. 846 с.

ISBN 978-5-7429-0803-6

архиепископ Аверкий (Таушев) - Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета - Оглавление

Предисловие

Введение

  • Понятие о Священном Писании Нового Завета
  • Цель написания священных книг Нового Завета и их содержание
  • Число, наименования и порядок священных книг Нового Завета
  • Содержание различных наименований священных книг Нового Завета
  • Разделение новозаветных священных книг по их содержанию
  • История канона священных книг Нового Завета
  • Язык новозаветных священных книг и история их текста
  • Время написания новозаветных священных книг

Четвероевангелие

  • Значение четверичного числа Евангелий
  • Смысл выражений: «Евангелие от Матфея» и т.д
  • Взаимоотношение четырех Евангелий по их содержанию
  • Характер и особенности каждого из четырех Евангелий
  • 1.Евангелие от Матфея
  • 2.Евангелие от Марка
  • 3.Евангелие от Луки
  • 4.Евангелие от Иоанна

Последовательный обзор содержания всего Четвероевангелия с изъяснением важнейших мест

Вступление

Часть I. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

  • 1.Предисловие Евангелия: его достоверность и цель
  • 2.Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
  • 3.Зачатие Предтечи Христова Иоанна
  • 4.Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия
  • 5.Свидание Пресвятой Девы Марий с Елисаветой
  • 6.Рождество Св. Иоанна Крестителя
  • 7.Родословие Господа Иисуса Христа по плоти
  • 8.Рождество Христово
  • Откровение тайны воплощения праведному Иосифу
  • Обстоятельства и время Рождества Христова
  • Обрезание и Сретение Господне
  • Поклонение волхвов
  • Бегство в Египет. Избиение младенцев.
  • Возвращение в Назарет
  • Отрочество Господа Иисуса Христа

Часть II. Общественное служение Господа Иисуса Христа

  • Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до первой Пасхи
  • Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа
  • Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа
  • Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

Часть III. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа

  • Великий Понедельник
  • Великий Вторник
  • Великая Среда
  • Великий Четверг
  • Великая Пятница
  • Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

О книге «Апостол»

  • О книге Деяний святых апостолов
  • Часть первая. Церковь Христова из иудеев
  • Часть вторая. Церковь Христова среди язычников
  • Соборные послания
  • Послания святого апостола Павла
  • Пастырские послания святого апостола Павла
  • АПОКАЛИПСИС, или Откровение святого Иоанна Богослова
  • Экзегетический разбор Апокалипсиса

архиепископ Аверкий (Таушев) - Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета - Предисловие

Настоящий труд, названный нами «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» и состоящий из двух частей: 1) «Четвероевангелия» и 2) «Апостола», не претендует на оригинальность. Он представляет собою лишь свод данных, извлеченных из целого ряда дореволюционных научных трудов и учебных пособий по Священному Писанию Нового Завета, изданных в России и служивших как для самообразования, так и для обучения в наших духовно-учебных заведениях. В настоящем своем виде наше «Руководство» является конспективно изложенным курсом Священного Писания Нового Завета, как он преподавался нами в течение трех лет (1951-1953 гг.) в Свято-Троицкой Духовной Семинарии, открытой в 1948 г. Высокопреосвященнейшим архиепископом Виталием в Свято-Троицком монастыре близ селения Джорданвилль штата Нью-Йорк.

При составлении настоящего руководства были использованы нижеследующие труды и учебные пособия:

  1. Епископ Михаил. «Толковое Евангелие в трех книгах»;
  2. Еп. Михаил. «Толковый Апостол: Деяния и Соборные послания»;
  3. Епископ Феофан. «Евангельская История о Боге Сыне»;
  4. Епископ Феофан. «Толкование посланий св. апостола Павла»;
  5. М. Барсов. «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия в двух томах»;
  6. М. Барсов. «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний св. апостолов»;
  7. М. Барсов. «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса»;
  8. Прот. Павел Матвеевский. «Евангельская История о Боге-Слове Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, воплотившемся и вочеловечившемся нашего ради спасения»;
  9. Б. И. Гладков. «Толкование Евангелия»;
  10. Свящ. Т. Буткевич. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Опыт историко-критического изложения Евангельской Истории»; Пришествие в мир Господа Иисуса Христа
  11. Ф. Ф. Фаррар. «Жизнь Иисуса Христа»; в переводе А. П. Лопухина;
  12. С. В. Кохомский. «Объяснение важнейших мест Четвероевангелия»;
  13. Прот. М. Херасков. «Истолковательное обозрение священных книг Нового Завета»;
  14. А. В. Иванов. «Руководство к изучению священных книг Нового Завета»;
  15. Н. Н. Глубоковский. «Евангелия и их благовестив о Христе-Спасителе и Его искупительном деле»;
  16. Н. Н. Глубоковский. «Благовестив христианской свободы в послании св. апостола Павла к Галатам»;
  17. Епископ Кассиан. «Христос и первое христианское поколение».

Само собой разумеется, что широко использованы были в первую очередь все истолковательные творения свв. отцов, - в особенности св. Иоанна Златоуста и «Благовестник» блж. Феофилакта, архиеп. Болгарского, а также составленное на основании свв. отцов толкование Евангелия в «Троицких листках», изданное до революции в России, и «Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея», изданное журналом «Вечное» под редакцией епископа Мефодия в эти последние годы в Париже в трех книгах.

Не преследуя специально-научных целей, автор имел в виду дать в руки читающим и изучающим Священное Писание Нового Завета пособие, дающее ключ к его правильному, согласному с учением святой Православной Церкви пониманию и истолкованию, - пособие, которое здесь, за границей, при крайней скудости книг и изданий подобного рода, могло хотя бы отчасти заменить все прежние русские дореволюционные учебники и пособия. Насколько эта цель им достигнута, не ему судить. Автор просит быть снисходительным к его труду, поскольку он не имел возможности всецело отдаваться ему, как этого требовала бы высокая важность предмета, а работал над ним лишь урывками. Но и за эту возможность он благодарит Бога, полагая, что труд его не останется бесполезным, и просит всех, кто будет пользоваться этим «Руководством», помолиться об авторе.

Часть II Послание к Филиппийцам Основание Филиппийской Церкви Повод к написанию Время и место написания Экзегетический разбор Часть I Часть II Послание к Колоссянам Основание Церкви Христовой в Колоссах Повод к написанию Послания и его цель Время и место написания Содержание и разделение Послания Экзегетический разбор Часть I Часть II Первое Послание к Фессалоникийцам Основание Церкви Христовой в Фессалониках Повод написанию Время и место написания Содержание Экзегетический разбор Часть I Часть II Второе Послание к Фессалоникийцам Повод к написанию Время, место и цель написания Содержание Экзегетический разбор Часть I Часть II Часть III Пастырские послания святого Апостола Павла Первое послание к Тимофею Сведения о Тимофее Повод к написанию Цель написания Содержание Экзегетический разбор Часть I Часть II Часть III Часть IV Второе Послание к Тимофею Побуждения к написанию Время и место написания Цель написания Содержание Экзегетический разбор Часть I Часть II Послание к Титу Сведения о Тите Основание Церкви Критской Время и место написания Повод к написанию Содержание Экзегетический разбор Послание к Филимону Сведения о Филимоне Повод к написанию Время и место написания Экзегетический разбор Послание к Евреям О Писателе послания Лица, к которым написано послание Повод к написанию Время и место написания Содержание Экзегетический разбор Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V

Сравнивая себя с прочими Апостолами и по смирению называя себя «меньшим» из них, Святой Павел тем не менее со всей справедливостью мог заявить: «но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ().

И действительно, без благодати Божией обыкновенный человек не смог бы поднять таких трудов и совершить столько подвигов. Насколько мужественным, прямым и непоколебимым в своих убеждениях являл себя Павел перед царями и владыками, настолько же решителен и искренен был он и в отношениях со своими собратиями – Апостолами: так однажды он не остановился даже перед обличением самого Апостола Петра, когда сей великий Апостол дал повод к нареканию в малоазийской столице язычества Антиохии (). Этот факт важен, между прочим тем, что ясно говорит против ложного учения римо-католиков о том, будто святой Апостол Петр был поставлен Господом – «князем над прочими Апостолами» и как бы заместителем Самого Господа (от чего и папы римские будто бы носят титул «наместников Сына Божия»). Разве посмел бы святой Апостол Павел, бывший гонитель Церкви Христовой и позже других пришедший к Апостольскому служению, обличать Самого заместителя Господа Иисуса Христа в Апостольском лике? Это совершенно невероятно. Святой Павел обличил святого Петра, как равный равного, как брат брата.

Святой Апостол Павел, первоначально носивший еврейское имя Савла , принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском г. Тарсе, который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города или как происходивший от иудеев, вышедших из рабства от римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, может быть, познакомился с языческой образованностью, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями ( ; ; ). Главное и окончательное образование он получил в Иерусалиме в славившейся тогда раввинской академии у ног знаменитого учителя Гамалиила (), который считался славой закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человек свободномысливший (), и любитель греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогало ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом ( ; ; 2 Фесс. 3:8).

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой: может быть, по назначению синедриона, он был свидетелем смерти первомученика Стефана ( ; 8:1), а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске (9:1–2). Господь, усмотревший в нем сосуд, избранный Себе, на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к Апостольскому служению. Будучи крещен Ананией, он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость возмущенных его обращением ко Христу иудеев заставила его бежать в Иерусалим ( – в 38 г. по Р. Хр.), где он присоединился к обществу верующих. Вследствие покушения эллинистов убить его (9:29), он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда, около 43 года, он был вызван Варнавою в Антиохию для проповеди , путешествовал вместе с ним в Иерусалим с подаянием для голодавших (). Вскоре после возвращения из Иерусалима, по повелению Духа Святого Савл вместе с Варнавой отправился в свое "первое" апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 гг. Апостолы прошли весь о. Кипр, с какового времени Савл, после обращения им к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом , а затем основали христианские общины в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии , Листре и Дервии . В 51 г. Святой Павел принял участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости соблюдения для христиан из язычников обрядового Моисеева закона. Вернувшись в Антиохию, святой Павел в сопровождении Силы предпринял "второе" апостольское путешествие. Сначала он посетил уже основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию , где основал общины в Филиппах , Солуни и Beрии . В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея , а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Дееписателем Лукой . Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе , задержавшись в последнем 1,5 года. Отсюда он послал два послания к Солунянам . Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. В 55 г. святой Павел отправился во Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию ( и 18 главы).

После недолгого пребывания в Антиохии святой Павел предпринял "третье" Апостольское путешествие (56–58 гг.), посетив прежде всего, по обычаю своему, ранее основанные мало-азийские церкви, а затем основал свое пребывание в Ефесе, где в продолжении двух лет занимался ежедневно проповедью в училище некоего Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам , по поводу усиления там партии иудействующих, и первое послание к Коринфянам , по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему. Народное восстание, возбужденное против Павла среброковачем Димитрием, заставило Апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию (). На пути он получил от Тита известие о состоянии Коринфской церкви и о благоприятном действии его послания, вследствие чего послал с Титом из Македонии второе послание к Коринфянам . Вскоре он и сам прибыл в Коринф, откуда написал послание к Римлянам , намереваясь, посетив Иерусалим, отправиться в Рим и дальше на Запад. Попрощавшись в Мелите с ефесскими пресвитерами, он прибыл в Иерусалим, где, вследствие возникшего против него народного мятежа, был взят под стражу римскими властями и оказался в узах, сначала при проконсуле Феликсе , а потом при сменившем его проконсуле Фесте . Это случилось в 59 г., а в 61 г. Павел, как римский гражданин, по собственному желанию, был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, святой Апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и невозбранно проповедовал. Этим и оканчивается повествование об его жизни, имеющееся в книге Деяний Апостольских (главы 27 и 28). Из Рима святой Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам , к Ефесянам и к Филимону , жителю Колосс , по поводу бежавшего от него раба Онисима. Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком . Из Рима же в 64 г. написано и послание к Палестинским Евреям .

Дальнейшая судьба святого Апостола Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения Павлу дана была свобода, и он предпринял «четвертое» апостольское путешествие, на которое указывают его так наз. «пастырские послания » – к Тимофею и Титу. После защиты своего дела пред сенатом и императором святой Павел был освобожден от уз и снова путешествовал на Восток: пробыв долгое время на о. Крите и оставив там ученика своего Тита для рукоположения по всем городам пресвитеров (), что свидетельствует о поставлении им Тита во епископа Критской церкви, святой Павел проходил по Малой Азии, откуда и написал послание к Титу , наставляя его, как проходить обязанности епископа. Из послания видно, что он предполагал провести ту зиму 64 г. в Никополе () близ Тарса. Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против Апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первые узы (). Проходил ли святой Павел через Ефес неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица (), но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее Апостол проходил через Троаду, где у некоего Карпа оставил свой фелонь и книги (), и потом отправился в Македонию.

Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею . Пробыв некоторое время в Коринфе () и встретившись на пути с Апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию () и Италию, дошел до Рима, где оставил Апостола Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад в Испанию , как предполагал издавна () и как утверждает предание. Там же или уже по возвращении в Рим он был снова заключен в узы («вторые узы »), в которых и находился до смерти. Есть предание, что по возвращении в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божиею избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке (), однако, был заключен в узы. Из этих вторых уз он написал в Ефес второе послание к Тимофею , приглашая его в Рим, в предчувствии близкой своей смерти, на последнее свидание. Предание не говорит, успел ли Тимофей застать в живых своего учителя, но оно рассказывает, что сам Апостол уже недолго ждал своего мученического венца. После девятимесячного заключения он был усечен мечем, как римский гражданин, недалеко от Рима. Это было в 67 г. по Р. Хр. в 12-ый год царствования Нерона.

При общем взгляде на жизнь святого Апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. По обращении своем он стал Апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым своим призванием, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Самый акт своего обращения ко Христу святой Павел представляет, как исключительно только действие благодати Божией . Вся жизнь Апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом, и вела его не к оправданию, а к осуждению, и только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени святой Павел старается лишь о том, чтобы быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Нет и не может быть речи поэтому о каких бы то ни было заслугах- все дело Божие или и мн. др.). Под «делами закона » в его посланиях разумеются не «добрые дела " вообще, а обрядовые дела закона Моисеева .

Надо твердо знать и помнить, что Апостолу Павлу во время его проповеднической деятельности пришлось вынести упорную борьбу с противодействием иудеев и иудействующих христиан. Многие из иудеев и по принятии христианства держались взгляда, что и для христиан необходимо тщательное исполнение всех обрядовых предписаний Моисеева закона. Они обольщали себя горделивою мыслью, что Христос пришел на землю для спасения только иудеев, а потому язычники, желающие спастись должны сначала стать иудеями, то есть принять обрезание и навыкнуть к исполнению всего Моисеева закона. Это заблуждение так сильно мешало распространению христианства среди язычников, что Апостолы должны были созвать в 51 г. в Иерусалиме собор, который отменил обязательность обрядовых постановлений закона Моисеева для христиан. Но и после этого собора многие иудействующие христиане продолжали упорно держаться своего прежнего взгляда и впоследствии совсем отделились от Церкви, составив свое еретическое общество. Эти еретики, противодействуя лично святому Апостолу Павлу, вносили смуту в церковную жизнь, пользуясь отсутствием святого Апостола Павла в той или другой церкви. Поэтому святой Павел в своих посланиях и принужден был постоянно подчеркивать, что Христос – Спаситель всего человечества, – как иудеев, так и язычников и что спасается человек не выполнением обрядовых дел закона, а только верою во Христа . К сожалению, эта мысль святого Апостола Павла была извращена Лютером и его последователями протестантами в том смысле, будто святой Апостол Павел отрицает значение вообще "всяких" добрых дел для спасения. Если бы это было так, тогда не говорил бы святой Павел в 1 Послании к Коринфянам в XIII главе, что если «имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто"" , ибо любовь как раз и проявляет себя в добрых делах.

На основании положительных и достоверных свидетельств, общий голос Церкви усвояет святому Апостолу Павлу «четырнадцать» посланий, хотя в древности было немало колебаний в отношении признания Павловым Послания к Евреям . Эти послания помещаются в Библии в следующем порядке:

Послание к Римлянам , Первое послание к Коринфянам , Второе послание к Коринфянам , Послание к Галатам , Послание к Ефесянам , Послание к Филиппийцам , Послание к Колоссянам , Первое послание к Фессалоникийцам , или Солунянам , Второе послание к Фессалоникийцам , или Солунянам , Первое послание к Тимофею , Второе послание к Тимофею , Послание к Титу , Послание к Филимону , Послание к Евреям . Порядок этот не хронологический. Это размещение сделано, как легко приметить, по важности и обширности самих посланий и по сравнительному значению церквей и лиц, к которым послания адресованы. За посланиями к семи церквам следуют послания к трем лицам, а послание к Евреям поставлено позади всех, потому что подлинность его признана позже всего. Послания святого Апостола Павла делятся обыкновенно на две неравные группы:

Послания общехристианские и Послания пастырские . К этим последним относятся два Послания к Тимофею и послание к Титу, потому что в них указываются основы и правила доброго пастырствования.

Некоторые места в посланиях святого Апостола Павла, как например, 1 Коринф. 5:9 , также – , давали повод думать, что существовали еще другие Павловы послания, до нас не дошедшие. Но невероятно, чтобы они могли быть утрачены при той заботливости, с какой первенствующая сберегала писания святых Апостолов. Приписывавшаяся святому Апостолу Павлу переписка с философом Сенекой , братом упоминаемого в Деяниях проконсула Галлиона (18:12), не заслужила признания своей подлинности.

Значение посланий святого Апостола Павла и предмет их

Послания святого Апостола Павла имеют великое значение в составе Нового Завета, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, по преимуществу любимых святым Апостолом Павлом истин Христовой веры, как например, о значении ветхозаветного закона по отношению к Новому Завету, о растлении и порче человеческой природы и о единственном средстве оправдания пред Богом чрез веру во Иисуса Христа, нет, можно сказать, ни одного частного пункта во всей христианской догматике, который не находил бы себе основания и подкрепления в Павловых Посланиях. Поэтому не может быть истинным богословом тот, кто не изучил их самым основательным образом. Большая часть посланий построена по одному и тому же плану. Начинаются они приветствием к читателям и благодарностью Богу за Его промыслительныя действия о том месте, куда адресовано послание. Далее послание обыкновенно делится на две части – догматическую и нравственную . В заключении святой Апостол касается частных дел, делает поручения, говорит о своем личном положении, выражает свои благопожелания и посылает приветствия мира и любви. Язык его, живой и яркий, напоминает язык ветхозаветных пророков и свидетельствует о большом знакомстве со Священным Писанием.

Архиепископ Аверкий

(Таушев, 1906–1976).


Руководство к изучению

Священного Писания

Нового Завета.

Апостол, Часть 1-я

Важное значение этих Посланий и трудность их изучения

Из всех новозаветных священных писателей более всего потрудился в письменном изъяснении христианского учения святой Апостол Павел, написавший целых четырнадцать посланий. По важности своего содержания, они справедливо именуются некоторыми «вторым Евангелием» и всегда привлекали к себе внимание, как Святых Отцов Церкви, так и врагов христианства. Сами Апостолы, как мы видели из соборного послания святого Апостола Петра, не оставляли без внимания этих назидательных творений своего «возлюбленного» собрата, младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам 2 Пет 3:15–16 ). Многие Отцы и Учители Церкви занимались истолкованием посланий святого Апостола Павла. Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания святого Апостола Павла должны быть предметом самого внимательного и усердного изучения всякого христианского богослова.

При этом необходимо никогда не упускать из вида той высоты и глубины богословствующей мысли святого Апостола, и той своеобразности выражений, которая иногда доходила до неудобовразумительности и останавливала таких великих толкователей Священного Писания, как святого Иоанна Златоуста, блаженного Иеронима и блаженного Августина. В этих посланиях отразилась обширная ученость и знакомство святого Апостола Павла со Священным Писанием Ветхого Завета, а равно и глубина в раскрытии новозаветного Христова учения, плодом коего был целый ряд новых слов и изречений догматического свойства или нравоучительного характера, принадлежащих исключительно святому Апостолу Павлу, как например, «совоскреснуть» (Кол 2:12 ), «сораспяться Христу» (Гал 2:19 ), «облечься во Христа» (Гал 3:27 ) «совлечься ветхого человека» (Кол 3:9 ), «спастись банею возрождения» (Тит 3:5 ), «закон духа жизни» (Рим 8:2 ), «в членах моих … иной закон, противоборствующий закону ума» (Рим 7:23 ) и т. п. Каждое послание заключает в себе истины христианского вероучения и нравоучения, так как и само христианство есть не только известное верование - признание умом известных истин, но непременно и самая жизнь по вере, согласная с этой верой.

Связь учения святого Апостола Павла с его жизнью

Послания святого Апостола Павла это - плоды его Апостольской ревности; учение его, в них изложенное, это полное отражение его жизни. Поэтому, чтобы лучше понять его послания, нужно хорошо изучить его жизнь и понять внутренний характер его личности. Для этого нет надобности входить в разбор всех подробностей его жизни, известных нам из книги Деяний, а нужно только остановиться на внутренней стороне его жизни и разобраться в тех фактах, которые, по указанию самого Апостола, служили для него источником решения многих вопросов христианской догматики и учения о христианской нравственности.

Жизнь и личность святого Апостола Павла

«Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна» (1 Кор 15:9–10) - так характеризует себя сам великий «Апостол языков» (прозвание, под которым святой Апостол Павел вошел в историю христианской Церкви). Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он был воспитан и обучен в строгих фарисейских правилах и, по его собственным словам, преуспевал в иудействе более многих своих сверстников, ибо был неумеренным ревнителем отеческих своих преданий (Гал 1:14 ). Когда же Господь, избравший его от чрева матери, призвал его к Апостольскому служению, он всю энергию, все силы своего великого духа посвятил проповеди имени Христова среди язычников всего тогдашнего культурного мира, после того как претерпел много скорбей от своих слепотствующих и ожесточенных против Христа родичей.

Изучая жизнь и труды святого Апостола Павла по Книге Деяний святых Апостолов, поистине нельзя не придти в изумление от необычайной несокрушимой энергии этого великого «Апостола языков». Трудно представить себе, как это человек, не обладавший мощным организмом и крепкими физическими силами (Гал 4:13–14 ), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести их святому Апостолу Павлу, ради славы имени Христова. И что особенно замечательно: по мере умножения этих трудностей и опасностей, пламенная ревность его и энергия не только не умалялась, а еще больше возгоралась и закалялась, как сталь. Вынужденный вспомнить для назидания Коринфян о своих подвигах, он так о них пишет:


«Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор 11:23–27).


Сравнивая себя с прочими Апостолами и по смирению называя себя «меньшим» из них, Святой Павел тем не менее со всей справедливостью мог заявить: «но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор 15:10).

И действительно, без благодати Божией обыкновенный человек не смог бы поднять таких трудов и совершить столько подвигов. Насколько мужественным, прямым и непоколебимым в своих убеждениях являл себя Павел перед царями и владыками, настолько же решителен и искренен был он и в отношениях со своими собратиями-Апостолами: так однажды он не остановился даже перед обличением самого Апостола Петра, когда сей великий Апостол дал повод к нареканию в малоазийской столице язычества Антиохии (Гал 2:11–14 ). Этот факт важен, между прочим тем, что ясно говорит против ложного учения римо-католиков о том, будто святой Апостол Петр был поставлен Господом - «князем над прочими Апостолами» и как бы заместителем Самого Господа (от чего и папы римские будто бы носят титул «наместников Сына Божия»). Разве посмел бы святой Апостол Павел, бывший гонитель Церкви Христовой и позже других пришедший к Апостольскому служению, обличать Самого заместителя Господа Иисуса Христа в Апостольском лике? Это совершенно невероятно. Святой Павел обличил святого Петра, как равный равного, как брат брата.

Святой Апостол Павел, первоначально носивший еврейское имя Савла , принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском г. Тарсе, который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города или как происходивший от иудеев, вышедших из рабства от римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, может быть, познакомился с языческой образованностью, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями (Деян 17:28; 1 Кор 15:33; Тит 1:12 ). Главное и окончательное образование он получил в Иерусалиме в славившейся тогда раввинской академии у ног знаменитого учителя Гамалиила (Деян 22:3 ), который считался славой закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человек свободномысливший (Деян 5:34 ), и любитель греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогало ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом (Деян 18:3; 2 Кор 11:8; 2 Фесс. 3:8 ).

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой: может быть, по назначению синедриона, он был свидетелем смерти первомученика Стефана (Деян 7:58; 8:1 ), а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске (9:1–2 ). Господь, усмотревший в нем сосуд, избранный Себе, на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к Апостольскому служению. Будучи крещен Ананией, он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость возмущенных его обращением ко Христу иудеев заставила его бежать в Иерусалим (Деян 9:23 - в 38 г. по Р. Хр.), где он присоединился к обществу верующих. Вследствие покушения эллинистов убить его (9:29 ), он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда, около 43 года, он был вызван Варнавою в Антиохию для проповеди, путешествовал вместе с ним в Иерусалим с подаянием для голодавших (Деян 11:30 ). Вскоре после возвращения из Иерусалима, по повелению Духа Святого Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 гг.. Апостолы прошли весь о. Кипр, с какового времени Савл, после обращения им к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом , а затем основали христианские общины в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии , Листре и Дервии . В 51 г. Святой Павел принял участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости соблюдения для христиан из язычников обрядового Моисеева закона. Вернувшись в Антиохию, святой Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил уже основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию , где основал общины в Филиппах , Солуни и Beрии . В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея , а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Дееписателем Лукой . Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедывал в Афинах и Коринфе , задержавшись в последнем 1 1/2 года. Отсюда он послал два послания к Солунянам . Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. В 55 г. святой Павел отправился во Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию (Деян 17 и 18 главы).

Книги архиепископа Аверкия «Четвероевангелие» и «Апостол» и по сей день остаются лучшим пособием по Новому Завету для студентов духовных учебных заведений. Простота и ясность изложения, сочетаемая со строгой церковностью подхода, опорой на всю полноту святоотеческих толкований и неплохим научным уровнем, сделала эти учебники незаменимыми не только для учащегося, но и для всякого, кто стремится к лучшему пониманию евангельского текста.

Настоящий труд, названный нами «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» и состоящий из двух частей: 1) «Четвероевангелия» и 2) «Апостола», не претендует на оригинальность. Он представляет собою лишь свод данных, извлеченных из целого ряда дореволюционных научных трудов и учебных пособий по Священному Писанию Нового Завета, изданных в России и служивших как для самообразования, так и для обучения в наших духовно-учебных заведениях. В настоящем своем виде наше «Руководство» является конспективно изложенным курсом Священного Писания Нового Завета, как он преподавался нами в течение трех лет (1951-1953 гг.) в Свято- Троицкой Духовной Семинарии, открытой в 1948 г. Высокопреосвя- щеннейшим архиепископом Виталием в Свято-Троицком монастыре близ селения Джорданвилль штата Нью-Йорк.

Предисловие

Введение

Понятие о Священном Писании Нового Завета
Цель написания священных книг Нового Завета и их содержание
Число, наименования и порядок священных книг Нового Завета
Содержание различных наименований священных книг Нового Завета
Разделение новозаветных священных книг по их содержанию
История канона священных книг Нового Завета
Язык новозаветных священных книг и история их текста
Время написания новозаветных священных книг

Четвероевангелие

Значение четверичного числа Евангелий
Смысл выражений: «Евангелие от Матфея» и т.д.
Взаимоотношение четырех Евангелий по их содержанию
Характер и особенности каждого из четырех Евангелий

  1. Евангелие от Матфея
  2. Евангелие от Марка
  3. Евангелие от Луки
  4. Евангелие от Иоанна

Последовательный обзор содержания всего Четвероевангелия с изъяснением важнейших мест

Вступление

Часть I. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

  1. Предисловие Евангелия: его достоверность и цель
  2. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
  3. Зачатие Предтечи Христова Иоанна
  4. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия
  1. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой
  2. Рождество Св. Иоанна Крестителя
  3. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти
  4. Рождество Христово

Откровение тайны воплощения праведному Иосифу
Обстоятельства и время Рождества Христова
Обрезание и Сретение Господне
Поклонение волхвов
Бегство в Египет. Избиение младенцев.
Возвращение в Назарет
Отрочество Господа Иисуса Христа


Часть II. Общественное служение Господа Иисуса Христа

Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до первой Пасхи

  1. Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе
  1. Крещение Господа Иисуса Христа
  2. Сорокадневный пост и искушение от диавола
  3. Первые ученики Христовы
  4. Первое чудо на браке в Кане Галилейской


Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

  1. Изгнание торгующих из храма
  2. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом
  3. Последнее свидетельство св. Иоанна Крестителя об Иисусе Христе
  1. Заключение св. Иоанна в темницу
  2. Отшествие Господа в Галилею и беседа Его с самарянкой
  1. Прибытие Христа Спасителя в Галилею и начало Его проповеди
  1. Исцеление в Кане сына царедворца
  2. Призвание к апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна
  1. Сила проповеди Христовой и исцеление бесноватого в капернаум ской синагоге
  1. Исцеление тещи Петровой и многих других
  2. Проповедь и дела Господа в Галилее
  3. Проповедь Иисуса Христа в назаретской синагоге
  4. Исцеление прокаженного
  5. Исцеление расслабленного в Капернауме
  6. Призвание Матфея


Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

  1. Исцеление расслабленного в Овчей купели
  2. Учение Г оспода Иисуса о Своем равенстве Богу Отцу и о всеобщем воскресении и суде
  1. Срывание колосьев в субботу
  2. Исцеление сухорукого в субботу
  3. Большое стечение народа вокруг Господа и обильные исцеления. Господь избегает известности и пророчество о сем
  1. Избрание двенадцати апостолов
  2. Нагорная проповедь
  3. Исцеление прокаженного
  4. Исцеление слуги капернаумского сотника
  5. Воскрешение сына наинской вдовы
  6. Посольство от Иоанна Предтечи к Господу Иисусу Христу и свидетельство Господа об Иоанне
  1. Обличение нечестивых городов, прославление Бога за открытие истины младенцам и призыв к Себе труждающихся и обремененных
  1. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея
  2. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святого
  1. Ответ Г оспода искавшим от Него знамения
  2. Женщина прославляет Матерь Христову, и Христос отвечает ей. Духовное родство с Господом
  1. Учение Господа Иисуса о Царствии Божием в притчах
  • Притча о сеятеле
  • Притча о плевелах
  • Притча о невидимо растущем семени
  • Притча о зерне горчичном
  • Притча о закваске
  • Притча о сокровище, скрытом в поле
  • Притча о драгоценной жемчужине
  • Притча о неводе, закинутом в море
  1. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним
  2. Укрощение бури на море
  3. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской
  4. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира
  5. Исцеление двух слепцов и бесноватого немого
  6. Вторичное посещение Назарета
  7. Хождение Господа Иисуса Христа по Галилее с учениками и некоторыми женщинами. Скорбь Его о недостатке делателей на жатве
  1. Христос посылает двенадцать апостолов на проповедь
  2. Усекновение главы Иоанна Крестителя
  3. Чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами
  4. Хождение Господа по водам и исцеление многих больных
  5. Беседа о Хлебе Небесном — о Таинстве Причащения


Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

  1. Обличение фарисейских преданий
  2. Исцеление дочери хананеянки
  3. Исцеление глухого косноязычного и многих больных
  4. Чудесное насыщение четырех тысяч народа
  5. Обличение фарисеев, просивших знамения с неба, и предостережение от закваски фарисейской и саддукейской
  1. Исцеление слепого в Вифсаиде
  2. Апостол Петр исповедует от лица всех апостолов Иисуса Христа Сыном Божиим
  1. Господь предрекает о Своей смерти и Воскресении и учит о несении креста
  1. Преображение Господне
  2. Исцеление бесноватого отрока: о важности веры, молитвы и поста
  1. Чудесная уплата церковной подати
  2. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном — Господь ставит дитя в пример ученикам
  1. Именем Христовым творились чудеса и теми, кто с Ним не ходил
  1. Учение о борьбе с соблазнами
  2. Притча о заблудшей овце, о вразумлении заблуждающихся и о значении суда Церкви
  1. О прощении обид и притча о немилосердном должнике
  2. Христос отказывается идти на праздник Кущей в Иерусалим вместе с братиями
  1. Христос идет в Иерусалим с учениками: Самарянское селение отказывается принять Его
  1. Христос посылает на проповедь семьдесят учеников
  2. Господь в Иерусалиме на празднике Кущей
  3. Суд Христа над грешницей, приведенной к Нему фарисеями
  1. Беседа Господа Иисуса Христа с иудеями в храме
  2. Исцеление слепорожденного
  3. Беседа о добром пастыре
  4. Беседа в праздник Обновления
  5. Возвращение семидесяти учеников
  6. Притча о милосердном самарянине
  7. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии
  8. Притча о неотступной просьбе
  9. Обличение книжников и фарисеев
  10. Притча о безрассудном богаче
  11. Притчи об ожидании второго пришествия Христова: о рабах, ожидающих возвращения господина своего и о верном и благоразумном домоправителе
  12. Господь предсказывает о разделении среди людей
  13. Призыв к покаянию в связи с гибелью галилеян и падением Силоамской башни
  1. Притча о бесплодной смоковнице
  2. Исцеление скорченной женщины
  3. тесном пути в Царствие Божие
  4. Христос отвечает на угрозы Ирода и сетует о гибели Иерусалима
  1. Исцеление страдающего водянкой
  2. Притча о любящих первенствовать
  3. Притча о званых на вечерю
  4. Учение об истинных последователях Христовых
  5. Притча о блудном сыне
  6. Притча о неверном домоправителе
  7. Притча о богатом и Лазаре
  8. Учение о святости брака и о девстве
  9. Беседа о силе веры и об обязанности исполнять заповеди
  1. Исцеление десяти прокаженных
  2. Беседа о пришествии Царствия Божия и о втором пришествии Христовом
  1. Притча о судье неправедном
  2. Притча о мытаре и фарисее
  3. Благословение детей
  4. богатом юноше
  5. Апостолы, оставившие все ради Христа, наследуют жизнь вечную
  1. Притча о работниках в винограднике, получивших равную плату
  1. Господь повторяет предсказание о предстоящих Ему страданиях и Воскресении и дает ответ сынам Зеведеевым о первенстве в Его Царстве
  1. Исцеление двух иерихонских слепцов
  2. Господь Иисус Христос посещает Закхея
  3. Притча о десяти минах, или талантах
  4. Воскрешение Лазаря
  5. Решение синедриона убить Г оспода Иисуса Христа
  6. Вечеря в Вифании в доме Лазаря

Часть III. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа

  1. Вход Господень во Иерусалим
  2. Изгнание торгующих из храма


Великий Понедельник

  1. Проклятие бесплодной смоковницы
  2. Желание эллинов видеть Иисуса Христа и беседа Господа по этому поводу


Великий Вторник

  1. Засохшая смоковница и поучение о силе веры
  2. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть
  1. Притча о двух сыновьях
  2. Притча о злых виноградарях
  3. Притча о званых на брачный пир царского сына
  4. Ответ Господа о дани кесарю
  5. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении
  6. Беседа о наибольшей заповеди в Законе Божием и о Божественном достоинстве Мессии
  1. Обличительная речь против книжников и фарисеев
  2. Лепта вдовицы
  3. Беседа Господа с учениками на горе Елеонской о Его втором пришествии и кончине мира
  1. Притча о десяти девах
  2. Страшном Суде


Великая Среда

  1. Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом, помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного и предательство Иуды


Великий Четверг

  1. Тайная Вечеря
  • Умовение ног
  • Господь объявляет о Своем предателе
  • Установление Таинства Евхаристии
  • Спор учеников о старшинстве
  • Прощальная беседа Господа с учениками
  • Продолжение прощальной беседы
  • Первосвященническая молитва Господа
  1. Гефсиманский подвиг: моление о чаше
  2. Предание Иисуса Христа: взятие Его под стражу, меч Петра и бегство учеников
  1. Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы
  2. Отречение Петра

Великая Пятница

  1. Приговор синедриона
  2. Погибель Иуды-предателя
  3. Господь Иисус Христос на суде у Пилата
  4. Крестный путь Господа — шествие на Голгофу
  5. Распятие
  6. Покаяние благоразумного разбойника
  7. Богоматерь у креста
  8. Смерть Христова
  9. Погребение Господа Иисуса Христа

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

  1. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела
  2. Явление Воскресшего Господа Марии Магдалине и другой Марии
  1. Ложь иудеев и подкуп стражи гроба Господня первосвященниками
  1. Явление Воскресшего Господа ученикам на пути в Эммаус
  1. Явление Воскресшего Господа десяти ученикам в день воскресения
  1. Явление Воскресшего Господа одиннадцати ученикам в восьмый день по Воскресении и рассеяние неверия Фомы
  1. Явление Воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском
  1. Восстановление апостола Петра в его апостольском достоинстве и предсказание ему мученичества
  1. Явление Воскресшего Господа ученикам на горе в Галилее
  1. Вознесение Господне

Предисловие

О книге «Апостол»

Значение наименования «Апостол»

Состав книги «Апостол»

О книге Деяний святых апостол

Преварительные сведения. Писатель книги и цель ее написания

Время и место написания книги Деяний святых апостолов

Значение книги Деяний святых апостолов

Часть первая. Церковь Христова из иудеев (Главы 1-12)

Глава первая. Предисловие к книге Деяний. Наставления и обетования Господа пред Вознесением и Вознесение Его. Речь св. ап. Петра об избрании нового апостола на место

Иуды и избрание Матфия

Глава вторая. Сошествие Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы и недоумение народа.

Речь ап. Петра и ее действие на слушателей. Религиозно-нравственное состояние первой христианской общины в Иерусалиме

Главая третья. Чудесное исцеление св. ап. Петром хромого от рождения. Речь св. ап. Петра по этому поводу с призывом к покаянию

Глава четвертая. Заключение свв. апп. Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой. Допрос апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать о Имени Иисусовом и отпуск их на свободу. Молитва апостолов и ниспослание верующим благодати Св. Духа. Взаимная любовь членов первой христианской общины

Глава пятая. История Анании и Сапфиры, утаивших часть денег за проданное имение. Чудеса, совершавшиеся апостолами, и новое гонение синедриона на апостолов: заключение их в темницу, освобождение их Ангелом, проповедь во храме, ответ перед синедрионом, совет

Гамалиила и отпуск апостолов на свободу после нанесенного им бесчестия

Глава шестая. Избрание семи диаконов.

Проповедь архидиакона Стефана

Глава седьмая. Защитительная речь архидиакона Стефана и его мученическая кончина

Глава восьмая. Великое гонение на Церковь после убиения Стефана. Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом и крещение Симона Волхва. Апостолы Петр и Иоанн в Самарии и Симон Волхв. Благовестив Филиппа евнуху эфиопской царицы

Глава девятая. Обращение Савла ко Христу на пути в Дамаск, крещение его и проповедь в Дамаске. Бегство его и пребывание в Иерусалиме. Св. ап. Петр в Лидае и исцеление им Энея. Пребывание св. ап. Петра в Иоппии и воскрешение им Тавифы

Глава десятая. Обращение ко Христу первого язычника — Корнилия-сотника после вразумительного видения, бывшего ап. Петру

Глава одиннадцатая. Упреки Петру со стороны обрезанных за общение его с необрезанными и объяснения его. Проповедь христианства вне Палестины, особенно в Антиохии. Варнава и Савл в Антиохии. Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее

Глава двенадцатая. Гонение на Церковь со стороны Ирода: убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное освобождение его оттуда. Смерть Ирода, изъеденного червями. Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию

Часть вторая. Церковь Христова среди язычников (Главы 13-28)

Глава тринадцатая. Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла. Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую и речь ап. Павла в синагоге. Действие апостольской проповеди на язычников и на иудеев и гонение на апостолов со стороны иудеев

Глава четырнадцатая. Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии. Исцеление хромого в Листре и попытка язычников принести апостолам жертву. Гонение на апостолов и их возвращение в Антиохию через города с новооснованными христианскими общинами

Глава пятнадцатая. Смущение в Церкви Антиохийской и апостольский собор в Иерусалиме. Отправление св. ап. Павла во второе миссионерское путешествие

Глава шестнадцатая. Второе миссионерское путешествие св. ап. Павла. Павел в Листре и Дервии и обрезание Тимофея. Путешествие до Троады. Видение мужа- македонянина и путешествие в Македонию.

Павел в Филиппах: обращение Лидии, изгнание прорицательного духа. Заключение Павла и Силы в темницу, чудесное освобождение и обращение темничного стража

Глава семнадцатая. Павел и Сила в Фессалонике и Верии.

Павел в Афинах и речь его в ареопаге

Глава восемнадцатая. Павел в Коринфе. Отплытие его в Иерусалим через Ефес. Начало третьего апостольского путешествия. Проповедь Аполлоса

Глава девятнадцатая. Третье апостольское путешествие св. ап. Павла, прибытие его в Ефес, крещение учеников Иоанновых. Чудеса Павла во Ефесе и их действие. Предложения Павла о дальнейшем путешествии.

Мятеж в Ефесе против христиан, произведенный

Димитрием-серебренником, и укрощение его

Глава двадцатая. Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Троады. Воскрешение Павлом Евтиха в Троаде. Дальнейшее путешествие до Милита.

Прощальная речь Павла к пресвитерам ефесским

Глава двадцать первая. Путешествие Павла от Милита до Кесарии. Павел в Кесарии и пророчество о предстоящих ему узах. Прибытие Павла в Иерусалим, возмущение против него иудеев и его узы

Глава двадцать вторая. Речь св. ап. Павла к народу о своем обращении и призвании к апостольскому служению.

Крик народа, распоряжение о бичевании Павла и отмена его. Павел перед синедрионом

Глава двадцать третья. Ап. Павел перед синедрионом и распря между его обвинителями. Явление ему Господа Иисуса. Умысел иудеев убить Павла. Отправление Павла в Кесарию к прокуратору Феликсу

Глава двадцать четвертая. Ап. Павел перед судом прокуратора Феликса. Защитительная речь его. Отсрочка решения. Беседа Павла с Феликсом и Друзиллою и прибытие нового прокуратора

Глава двадцать пятая. Прокуратор Фест во Иерусалиме и жалобы ему на ап. Павла со стороны иудеев. Ап. Павел на суде перед Фестом. Царь Агриппа 2-й и Вереника в Кесарии и желание их слушать апостола

Глава двадцать шестая. Защитительная речь св. ап. Павла перед Агриппою, Фестом и другими с изложением обстоятельств своей жизни и обращения ко Христу. Мнение Агриппы и присутствовавших о деле Павла: признание его невинным

Глава двадцать седьмая. Путешествие св. ап. Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Ликийских; от Мир до Крита и предостережение Павла, которое не было принято во внимание. Сильная буря от Крита до Мальты, корабль на мели, спасение вплавь на берег

Глава двадцать восьмая.

Продолжение путешествия св. ап. Павла в Рим: гостеприимство иноплеменников на о. Мелит, ехидна, не причинившая Павлу вреда, исцеление Павлом многих больных на острове и дальнейшее путешествие. Прибытие в Рим, двукратная беседа св. Павла с римским и иудеями.

Заключение книги Деяний апостольских

Соборные послания

Значение наименования некоторых посланий «соборными»

Соборное послание святого апостола Иакова
Сведения о писателе
Назначение послания, время и место написания его
Повод к написанию послания
Подлинность послания Иаковлева
Общий характер послания и его содержание
Экзегетический разбор послания св. апостола Иакова

Первое соборное послание святого апостола Петра
Сведения о писателе
Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель

Содержание послания
Экзегетический разбор первого послания св. апостола Петра

Второе соборное послание святого апостола Петра
Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания

Подлинность сего послания
Содержание послания
Экзегетический разбор второго послания Петрова

Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Сведения о писателе
Подлинность первого послания Иоаннова
Время и место написания послания Иоаннова
Первоначальное назначение послания, побуждения к написанию его
Содержание послания
Экзегетический разбор первого послания Иоаннова

Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Экзегетический разбор второго послания Иоаннова
Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Экзегетический разбор третьего послания Иоаннова

Соборное послание святого апостола Иуды
Сведения о писателе
Подлинность послания святого апостола Иуды
Повод к написанию послания
Время и место написания послания св. апостола Иуды
Содержание соборного послания св. апостола Иуды
Экзегетический разбор соборного послания св. апостола Иуды

Послания святого апостола Павла

Важное значение этих посланий и трудность их изучения
Связь учения св. апостола Павла с его жизнью
Жизнь и личность св. апостола Павла
Число посланий св. апостола Павла
Значение посланий св. апостола Павла и предмет их

Послание святого апостола Павла к Римлянам
Основание Римской церкви и состав ее членов
Повод к написанию послания и цель его
Место и время написания послания
Подлинность послания
Содержание и состав послания
Экзегетический разбор послания к Римлянам

Первое Коринфянам
Основание Коринфской церкви
Повод к написанию первого послания к Коринфянам
Время и место написания послания
Содержание и состав послания
Экзегетический разбор первого послания к Коринфянам

Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам
Повод к написанию послания
Время и место написания послания
Содержание и состав послания
Экзегетический разбор второго послания к Коринфянам

Послание святого апостола Павла к Галатам
Сведения о стране, называемой Галатией
Основание христианских церквей в Галатии
Повод к написанию послания к Галатам
Время и место написания послания к Галатам
Содержание послания к Галатам
Экзегетический разбор послания к Галатам

Послание святого апостола Павла к Ефесянам
Основание Ефесской церкви
Повод к написанию послания к Ефесянам
Место и время написания послания к Ефесянам
Подлинность послания
Содержание и разделение послания к Ефесянам
Экзегетический разбор послания к Ефесянам

Послание святого апостола Павла к Филиппийцам
Основание Филиппийской церкви
Повод к написанию послания к Филиппийцам и цель его
Время и место написания послания
Содержание и разделение послания к Филиппийцам
Экзегетический разбор послания к Филиппийцам

Послание святого апостола Павла к Колоссянам
Основание Церкви Христовой в Колоссах
Повод к написанию послания к Колоссянам и цель его
Время и место написания послания к Колоссянам
Содержание и разделение послания к Колоссянам
Экзегетический разбор послания к Колоссянам

Первое послание святого апостола Павла к Солунянам
Основание Церкви Христовой в Солуни
Повод к написанию первого послания к Солунянам и цель его
Время и место написания первого послания к Солунянам
Содержание первого послания к Солунянам и его разделение
Экзегетический разбор первого послания к Солунянам

Второе послание святого апостола Павла к Солунянам
Повод к написанию второго послания к Солунянам
Время, место и цель написания второго послания к Солунянам
Содержание и разделение второго послания к Солунянам
Экзегетический разбор второго послания к Солунянам
Пастырские послания святого апостола Павла

Тимофею
Сведения о святом Тимофее
Повод к написанию первого послания к Тимофею, время и место
Цель написания первого послания к Тимофею
Содержание и разделение первого послания к Тимофею
Экзегетический разбор первого послания к Тимофею

Второе послание святого апостола Павла к Тимофею
Побуждения к написанию второго послания к Тимофею
Время и место написания второго послания к Тимофею
Цель написания второго послания к Тимофею
Содержание и разделение второго послания к Тимофею
Экзегетический разбор второго послания к Тимофею

Послание святого апостола Павла к Титу
Сведения о святом Тите
О критских христианах. Основание церкви Критской
Время и место написания послания к Титу
Повод к написанию послания к Титу и цель его
Содержание и разделение послания к Титу
Экзегетический разбор послания к Титу

Послание святого апостола Павла к Филимону
Сведения о святом Филимоне
Повод к написанию послания к Филимону
Время и место написания послания к Филимону
Экзегетический разбор послания к Филимону

Послание святого апостола Павла к Евреям
О писателе послания к Евреям
Лица, к которым написано послание к Евреям
Повод к написанию послания к Евреям, цель и язык его
Время и место написания послания к Евреям
Содержание и разделение послания к Евреям
Экзегетический разбор послания к Евреям

АПОКАЛИПСИС, или Откровение святого Иоанна Богослова

Значение Апокалипсисе и интерес к нему

О писателе Апокалипсиса

Время и место написания Апокалипсиса

Главный предмет и цель написания Апокалипсиса

Взгляд Церкви на содержание Апокалипсиса

Правила для толкования Апокалипсиса

Экзегетический разбор Апокалипсиса Глава первая. Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну

Глава вторая. Наставления малоазийским церквам:

Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской

Глава третья. Наставления малоазийским церквам:

Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской

Глава четвертая. Второе видение: видение Бога,

Сидящего на престоле, и Агнца

Глава пятая. Продолжение второго видения: запечатанная Книга и Агнец, как бы закланный

Глава шестая. Вскрытие Агнцем печатей таинственной книги: первая — шестая печати

Глава седьмая. Явление после вскрытия шестой печати: 144 ООО запечатленных на земле и облеченные в белые одежды на небе

Глава восьмая. Снятие седьмой печати и гласы труб ангельских: первой — четвертой

Глава девятая. Гласы пятой и шестой труб ангельских: саранча и конное войско

Глава десятая. Об облеченном в облако и радугу Ангеле, предвозвещающем о кончине

Глава одиннадцатая. Пророчества о храме, о Енохе и Илии, трубный глас седьмого Ангела

Глава двенадцатая. Третье видение: борьба Царства Божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения

Глава тринадцатая. Зверь-антихрист и его пособник лжепророк

Глава четырнадцатая. Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и Страшным Судом: хвалебная песнь 144.000 праведников и Ангелы, озвещающие судьбы мира

Глава пятнадцатая. Четверое видение: семь Ангелов, имеющих семь последних язв

Глава шестнадцатая. Семь Ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю

Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих

Глава восемнадцатая. Падение Вавилона — великой блудницы

Глава девятнадцатая. Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних

Глава двадцатая. Всеобщее воскресение и Страшный Суд

Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли — Новый Иерусалим

Глава двадцать вторая.

Заключительные черты образа Нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать заповеди Божии и ожидать Второго Пришествия Христова, которое будет скоро