Темы классных часов для старшеклассников по направлениям. Классный час на тему: Копилка классных часов для старшеклассников

Разработка классного часа для старшеклассников

по нравственному воспитанию

«Как вести себя среди людей»

Подготовила Вартанян Р.Г.

классный руководитель 10 класса

Разработка классного часа для старшеклассников по нравственному воспитанию «Как вести себя среди людей»

Цель : Нравственное воспитание старшеклассников.

Форма: Мастерская общения.

Участники: Классный руководитель, учащиеся класса.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

В наше время многие молодые люди, как, впрочем, и вполне зрелые, совершенно не знакомы с правилами поведения в обществе.

Но так ли нужно их знать? Для чего вообще нужны хорошие манеры?

Учитель (обобщает, выслушав ответы учащихся): Знать и выполнять основные правила этикета необходимо прежде всего для того, чтобы уметь общаться, наладить контакт с собеседником или партнером; не причинять окружающим беспокойства, которого можно избежать; показать себя человеком цивилизованным, воспитанным, оставить о себе самое приятное впечатление. В каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода кодекс взаимных ожиданий, моделей и правил общения. Именно он и составляет основу этикета, который пронизывает все виды официального (служебного, общественного, гражданского), ci также неофициального (семейного, бытового, товарищеского) общения. Правила, входящие в этот кодекс, не новы и не сложны. Суть их проста: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой! Вы улыбнулись- получили улыбку в ответ. Проявили внимание, интерес к собеседнику - он будет вспоминать о вас с теплотой и признательностью. Разве это не приятно? Не нужно делать вид, будто вам безразлично, что о вас подумают: каждый человек в той или иной мере озабочен мнением окружающих о себе, впечатлением, которое он производит. И чтобы это впечатление было благоприятным, надо в первую очередь усвоить несколько правил поведения в общественных местах, которые ни при каких обстоятельствах не должен нарушать воспитанный человек.

Прежде всего, конечно, ни один мужчина (кроме очень пожилых и инвалидов) не должен сидеть в присутствии стоящей женщины и садиться без приглашения. Кроме того, недопустимо начинать разговор с женщиной или кланяться ей прежде, чем она вас узнала. Правда, в этом случае есть небольшое исключение. К примеру, проходя мимо доброй знакомой на улице или в служебном коридоре и видя, что она вас не заметила, вы можете остановить ее и осторожно дотронуться до ее руки или негромко окликнуть по имени. Ни в коем случае нельзя обращаться в общественном месте к даме по фамилии. Если вашим попутчиком (попутчицей) оказался пожилой человек, недопустимо, чтобы он держал тяжелую поклажу. Если вы не можете уступить ему место, то надо хотя бы забрать у него тяжелую сумку или чемодан. Если, конечно, он не возражает.

Безусловно, непозволительно говорить о неприятных вещах за столом, критиковать чьи-либо религиозные убеждения, унижать или принижать какую бы ни было национальность или страну, смеяться над ошибками или промахами других людей.

Воспитанный мужчина никогда не пройдет в комнату впереди женщины. Но это правило следует нарушить в том случае, когда в комнате темно и там нужно включить свет, чтобы дама случайно не наткнулась на стоящую в комнате мебель. Находясь с женщиной на лестнице, мужчина должен следовать таким правилам: при подъеме быть сзади нее, а при спуске - впереди. Таким образом мужчина убережет свою попутчицу от возможного падения.

Любое общение начинается с приветствия. Кто должен здороваться первым? Надо ли здороваться с незнакомым человеком, если он находится в комнате?

Здороваться надо в любом случае, это никогда не унизит вашего достоинства, а лишь покажет ваше уважение к незнакомому человеку, что всегда приятно. И не нужно ломать голову над вопросом, кто первым скажет «здравствуйте». Ведь правила этикета основаны на всем понятных нормах поведения: уважение к старшим по возрасту, по положению, к женщинам... Естественно, что положено младшему приветствовать старшего, мужчине - даму. А вот пожимать руку при этом не обязательно, рукопожатие предполагает достаточно давнее или тесное знакомство. При этом младший не должен первым протягивать руку, тут инициатива за старшим по возрасту или за дамой, с которой здороваются. При рукопожатии всегда смотрите в глаза друг другу, протянутую руку пожимайте не слишком крепко, однако свою ладонь никогда не держите безвольно, неподвижно: это всегда неприятно.

Можно ли подавать руку в перчатке или надо обязательно снять ее?

Мужчине - обязательно. Женщина может подавать руку, не снимая перчатки. Если она это делает, примите это как знак особого уважения. В любом случае, здороваясь, выньте руки из карманов, избавьтесь от сигареты. Если вы сидите, то лучше привстать, приветствуя входящего в комнату, если, конечно, он старше вас или если это дама. Женщина же может вести себя более свободно: и руки из кармана, муфты может не вынимать, может и вообще не протянуть руки, а ограничиться кивком, это ее право.

Существуют ли такие ситуации, при которых женщина или пожилой человек должен все-таки здороваться первым с молодым мужчиной?

Да, если вы обгоняете его или если присоединяетесь к его компании.

А что такое комплименты и как правильно их делать?

Делать комплименты - это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других, тем более, что неумело сделанный комплимент может быть воспринят как лесть или неискренность. Не считайте, что комплименты делают только мужчины женщинам - это ошибочное мнение. Конечно, женщинам всегда приятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчинам тоже нужно уделять внимание. Как это делается? Если в женщине особенно ценится внешняя красота, то в мужчине прежде всего ум, мужественность. Именно эти качества можно отмечать, если хотите оказать внимание, завоевать дружбу или просто сделать симпатичному вам человеку приятное.

Старайтесь говорить комплименты не только, когда того требует обстановка, но и тогда, когда внутри вас вспыхивает восхищение. Это будут самые удачные комплименты и самая удачная похвала. Очень часто молодые люди и девушки испытывают неловкость, когда нужно сказать приятные слова. Умение говорить красиво и к месту приходит с опытом. Этому можно научиться, поэтому не стоит отказываться, когда вам предлагают на каком-либо мероприятии произнести поздравительные или приветственные слова, пытайтесь, вам это пригодится в жизни.

Как правильно общаться с другими людьми?

Мы живем среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свои мысли, шутить, т.е. общаться друг с другом с помощью речи. Вы наверняка уже сталкивались с такими ситуациями, когда собеседник вас не понял или неправильно понял. Вполне возможно, это произошло потому, что вы не знали о правилах общения. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно, внимательно. Тему для беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе неприлично. Нельзя перебивать собеседника.

Умение слышать, а не только слушать является важнейшим фактором эффективного общения. К древнегреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, жаждущий овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» - удивился ученик. - «Потому, - ответил знаменитый философ, - что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать».

Эти слова, прозвучавшие более двух тысячелетий назад, перекликаются с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами». Во время разговора следует показать свою заинтересованность к человеку, с которым ведете диалог. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Иногда лучше промолчать, чем сказать лишнее. Например, если знаешь, что произнесенное тобой слово может обидеть собеседника.

Информация для учителя. Эффективными средствами нравственного стимулирования личности учащихся могут стать любительские психологические тесты, используемые на классных часах с целью самопознания, самоанализа учениками тех или иных личностных качеств, побуждения их к саморазвитию и самосовершенствованию. Не претендуя на абсолютную объективность, они дают человеку информацию, которая помогает ему задуматься о самом себе, определить перспективы своего личностного роста.

Тест «Добрый ли вы человек?»

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы просто поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Можете ли вы бескорыстно помочь человеку?

9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь поставьте себе 1 балл за ответ «Да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «Нет» на вопросы 2, 5, б, 8, 9, 10, 12.

Если вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей, вас считают хорошим другом.

От 4 до 8 баллов - ваша доброта - дело случая. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Старайтесь быть ровным со всеми, чтобы люди на вас не обижались.

Менее 4 баллов - общение с вами, надо признаться, порой бывает мукой даже для самых близких вам людей. Вам необходимо пересмотреть свое отношение к окружающим.

Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»

Это можно проверить (впрочем, не принимая результаты слишком серьезно), если ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

2. Выходя из здания, придерживаете ли вы тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

3. Продвигаясь в трамвае к выходу, вежливо ли вы обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?

4. Здороваетесь ли вы везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине?

5. В театре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор?

8. Может ли левша протягивать для рукопожатия левую руку?

9. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?

Если на большинство вопросов вы ответили положительно, то можете считать себя вполне воспитанным человеком. Главное, чтобы вы всегда помнили о правилах вежливости.

Викторина знатоков этикета

За столом

1. Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев? (Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.)

2. Можно ли есть варенье из общей вазочки? (Нет. Варенье кладут в специальную розетку и едят из нее.)

3. Как принято есть лимон? (Ломтик лимона- кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.)

4. Как следует есть пирожные? (Пирожные берут специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно брать рукой.)

5. Можно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб с общей тарелки берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.)

На улице, в транспорте

1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

2. С какой стороны от женщины должен идти мужчина? (Слева от женщины, военный - справа.)

3. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить? (Нет. Человек, знакомящий их между собой, обязан представить каждого.)

4. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

5. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

7. С вами, наверное, такое бывает: вы встречаете человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

8. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане? (Нет, он должен вынуть руку из кармана.)

9. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека? (Приветливая улыбка желательна всегда.)

10. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий? (Первым здоровается входящий.)

Правила общения, которые помогут вам быть приятным собеседником

1. В беседе старайтесь не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника.

2. Не унижайте других, не задевайте чувств своего собеседника, не старайтесь его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничайте. Неприлично говорить об отсутствующих плохо.

4. Следите за своей речью. Не следует разговаривать слишком громко, привлекая к себе внимание окружающих, но и слишком тихо говорить также не стоит, так как собеседник вынужден будет изо всех сил напрягать свой слух, чтобы вас понять.

5. Если вы чего-то недопоняли или не расслышали, попросите повторить: «Извините, я не расслышал».

6. Очень невежливо отвечать вопросом на вопрос.

7. Если к вашему разговору присоединился третий человек, найдите тему, которая будет интересна всем троим.

8. В споре не стремитесь быть правым, не демонстрируйте свою обиду, если ваша точка зрения не принята всеми. Примите к сведению аргументы других. Это не значит, что вы должны отказаться

от своего мнения, но форма несогласия должна быть корректной.

9. Не засоряйте свою речь бранными словами. Помните, что, употребляя нецензурные выражения, вы не только вызываете брезгливость окружающих, но и совершаете правонарушение.

Рефлексия: «Сегодня я понял, что...»

10 класс
11 класс

Легко ли старшеклассникам (10 класс , 11 класс) взрослеть в школе? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся стать скорее самостоятельными, взрослыми, уважаемыми. Вот только способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Несколько скорректировать их могут классные часы в старших классах . Школьная программа, авторитет учителя и родительское воспитание - одно. Их не всегда достаточно. А вот классный час для старшеклассников , грамотно составленный и увлекательно проведенный позволит скорее и правильней адаптировать подростков, возможно, направить или дать ответ на многие неведомые, актуальные или же запретные темы.

Примечательно то, что многие ученики считают классные часы абсолютно ненужными, однозначно необязательными или же скучными и не интересными. Причина кроется в том, что мероприятие разработано и проводится несколько неверно. Зачастую классный час для старшеклассников посвящается исключительно показателям и обсуждению успеваемости или же поведения. Предлагаются темы, которые им скучны, неактуальны, из которых, как говориться «они выросли» проходят по одному и тому же сценарию. Учителя чрезвычайно загружены, а классное руководство - это не только организационная и действенная форма воспитания и общения. Это еще и отчетность, ответственность, время. Причем время здесь довольно существенный фактор. Чтобы провести интересный, яркий и полезный классный час в школе, готовиться придётся не менее двух дней:

  • подбор темы для старших классов
  • разработка сценария
  • поиск и обработка возможной информации по теме
  • подготовка яркой презентации
  • планирование времени (важно тему раскрыть, но не затянуть)
  • разработка и планирование дополнительных элементов (конкурсы, викторины, игровые элементы, диспут) для старших классов

Сомнительно, что у учителя найдётся столько времени на подобную полноценную подготовку в школе. Но выход всегда есть - можно бесплатно скачать полноценный готовый сценарий классного часа для старшеклассников, подборку актуальных и интересных тем, презентаций. Их легко несколько скорректировать под себя, а можно оставить и без изменений.



10 класс

Каждый год перед классным руководителем встает непростая задача планирования воспитательной работы на учебный год. 10 класс не является исключением. Важно правильно распланировать классные часы в 10 классе и подобрать...

Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

Цель: Нравственное воспитание старшеклассников. Форма: Сократовская беседа.

Ход классного часа

Ведущий: Мы собрались здесь для сократовской беседы. Главное в ней — слово, мысль, логика. Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому что эти мысли честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа. Правила сократовской беседы (лучше правила записать на доске):

1. Не могу молчать.

2. Уважай ближнего своего.

3. Платон мне друг, но истина дороже.

4. Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократовская беседа предполагает диалог. Приготовьтесь быстро отвечать на вопросы. Начинается любая беседа с разминки, цель которой — разговориться, активизировать мысли.

Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьезно. (Отвечать на разминке должен каждый.)

Вопросы:

1. Какое у вас сейчас настроение?

2. Какое настроение у вас бывает чаще?

3. С какими людьми предпочитаете иметь дело?

4. Как вам кажется, что вы будете делать через пять лет? Десять лет?

Вам постоянно говорят все вокруг — вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не школа, не учителя и даже родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой:

Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?

У вас в руках ответы, посмотрите, может, что-нибудь добавите.

Прочитав ваши ответы, внимательно прослушав их сейчас еще раз, мы попытались обобщить, и вот что получилось (ведущий зачитывает вслух).

Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.

Объясните, что вы вкладываете в определение «яркая, красивая, благополучная жизнь». (Наиболее часто повторяющиеся ответы записать на доске.)

Это может выглядеть так:

Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.

Сегодня большее внимание мы уделим вашей будущей профессии.

У Ч. Дарвина есть слова: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет».

Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы вы можете привести «за» и «против»?

Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?

Чем вы руководствуетесь в своем выборе?

(Желательно продолжить работать со схемой на доске и под первой колонкой записать ответы ребят. Например: способности и интересы, материальные возможности, престиж, семейные традиции.) Но выбор в конечном счете делать вам самим.

Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Ответы записать на доске и обсудить.)

Например:

Талант (как высшая степень развития способностей): «Вообще говоря, талант — очень сложное, трудное понятие, и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность».

Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу, значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям.

Целеустремленность:

«Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А.С. Макаренко).

«Имей цель всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, для минуты, жертвуя низшие цели высшим» (Л.H. Толстой).

Должны ли у человека быть жизненные цели?

Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?

Как вы добиваетесь поставленной цели?

Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.

Трудолюбие:

«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. И после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, я продолжал учиться у кого только можно, и работал, работал, работал» (Ф.И. Шаляпин).

Юность — пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами.

Но встреча с реальной жизнью — это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.

Вы себя в большей степени относите к пессимистам или оптимистам?

Мы разделились на группы оптимистов и пессимистов. Проведем деловую игру, которая так и называется «Оптимист и пессимист». Нам надо выбрать судью, объективного, беспристрастного, с трезвым, практичным взглядом на жизнь.

Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Александр мечтал стать журналистом-международником, но, к сожалению, после школы не поступил на факультет журналистики. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться курьером в редакцию газеты.

Задание: Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты — отрицательные.

Победят те, которые покажутся судье более убедительными.

Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительные и отрицательные моменты. Хочу прочитать слова Д.С. Лихачева из его книги «Раздумья»: «Нас интересует, какими качествами должен обладать выпускник... Разумным оптимизмом. Он должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь и без которых в конце концов жизнь была бы пустой».

Мы вновь вышли на личностные качества.

Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын»:

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней...

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, — зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе — злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье — корень наших многих бед —

Убийца всех достоинств в человеке —

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл... И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Вам было предложено ответить на такие вопросы:

Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?

Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку?

Ваши ответы мы попытались обобщить, и вот что получилось (ответы на экране или на листе ватмана):

Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Если можете, пожалуйста, объясните почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение?

Нравственной личностью человек становится только тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, ответственность и долг. Эти важнейшие нравственных качества взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой. Совесть — это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос и внутренний судья человека. К тому, как мы строим дом и прокладываем дороги, лечим людей и управляем страной, — к каждому поступку, который можно оценить с нравственной позиции, совесть имеет отношение. В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности... Должен сделать свой нравственный выбор:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский

От того, каким будет этот выбор, зависит не только ваша жизнь, но и во многом жизнь тех, кто с вами рядом.

«Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком», — говорил А. де Сент-Экзюпери.

И прежде чем разрушить эту связь, подумайте, чтобы не ошибиться, сделав неправильный нравственный выбор.

Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались все вместе найти на них ответы. Но хочется надеяться, что разговор, который мы начали сегодня, для вас на этом не закончится, он продолжится в ваших душах.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Лутна

Клетнянского района

Брянской области

Классный час

в 9 классе

«Как стать внимательным?»

Классный руководитель:

Гапонова Л.В.

Лутна 2012

Цель:

Познакомить родителей и учащихся с понятием внимания и его основными свойствами; изучить упражнения и игры по развитию внимания.

Участники : классный руководитель, учащиеся 9 класса и их родители.

Подготовка:

  1. Приглашение на классный час родителей.
  2. Проведение анкетирования родителей и учащихся.
  3. Оформление кабинета для классного часа:

Расстановка столов для команд детей и родителей;

Подготовка реквизита для упражнений и игр;

Написание темы классного часа на школьной доске.

Ход классного часа.

1. Родители и дети занимают места за своими столами.

2. Классный руководитель открывает классный час, называет тему, форму кл. часа и причины, побудившие провести такой классный час.

3. Родителям и детям классный руководитель предлагает продолжить фразу: «Внимательный человек – это…» (3-4 мин.)

4. Классный руководитель сообщает о результатах анкетирования и предлагает более глубоко и детально разобраться в том, что такое внимание и как его развивать.

Что такое внимание?

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, т. к. информации для запоминания поступает все больше и больше.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из поступающего одновременно огромного количества информации человеку нужно уметь выделять полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений. Сделать это нам помогает внимание.

Основные свойства внимания .

1.Концентрация – умение сосредоточиться на одном объекте или какой-то его части. Например, на задаче или тексте учебника.

2. Объем внимания – количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Какое свойство внимания необходимо ученику при составлении сравнительных таблиц, при изучении текста в учебнике с одновременным рассматриванием рисунков и т. д.

3. Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, проблеме. Ребенку с устойчивым вниманием легче готовить уроки по предметам с большим объемом текста, он может длительно заниматься одной и той же работой, например, решать длинную задачу.

4. Распределение внимания – это одновременное внимание двум или нескольким объектам. Про людей с таким умением говорят, что он может делать несколько дел одновременно: пишет домашнее упражнение, смотрит передачу по телевизору и слушает, о чем разговаривают в другой комнате родители. Научиться распределять внимание трудно, но можно.

5. Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой. Это важно при переходе от одного занятия к другому, при начинании нового дела, для быстрого окончания какого-либо занятия. Например, в начале урока дети писали проверочную работу, потом отвечали устно, затем работали с текстом и т.д.

Развитие внимания.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Его можно и нужно развивать самому! Если трудно или скучно одному, можно делать это с друзьями или родителями. Наиболее эффективным средством для развития внимания у детей является игра или игровое упражнение. Я предлагаю вам несколько простых, доступных и интересных игровых занятий. Ими можно заниматься в любое время, они не требуют специальной подготовки, в них могут принимать участие любое количество людей независимо от возраста.

Практическая часть – игры и игровые упражнения на внимание.

Для проведения игры необходимо создать две команды: родителей и детей. Займите места для команд (за столами). Наша игра носит соревновательный характер. Результаты каждой игры я буду заносить в таблицу (см. приложения). По окончании узнаем, кто у нас более внимателен: родители или их дети? Кто самый внимательный из взрослых и детей? Одновременно научимся развивать внимание игрой.

1.«Кто внимательней?». Внимательно прослушайте сказку «Лисенок и лягушонок» Г. Юдина и подсчитайте, сколько в ней слов с буквой «л».

В лесу в большой луже жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепешечки, потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли) приходил, все ломал, да еще и дразнился. - зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось. - Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы . (59 слов)

2. « В картинной галерее ». Вниманию участников предлагается незнакомая картина или фотография. Несколько секунд участники разглядывают ее, потом по памяти отвечают на вопросы типа: сколько каких-то предметов на картине, какие они по цвету, форме и т.д.

3. «Читаем прессу». Участники игры получают на несколько минут незнакомую газету, а потом отвечают на вопросы ведущего по напечатанному в ней материалу. Обязательно задаются вопросы типа: как называется газета, за какое она число, ее номер, число статей на странице и др.

4. «Сколько чего». Команды осматривают комнату, где проходит игра и ищут в ней предметы, либо начинающиеся на какую-либо букву (с, к, р…), либо изготовленные из определенного материала (дерево, металл…), либо имеющие определенную форму (круглые, прямоугольные…).

5. «Кому что досталось ». Ведущий раздает всем участникам любые предметы и велит тут же их спрятать от глаз участников. Затем все вместе письменно или по-очереди, в зависимости от числа игроков, угадывают, какой предмет кому достался.

Заключительный этап.

Учитель подводит итоги игры, называет самых внимательных участников из детей и родителей, выражает свое восхищение участниками-победителями. Затем предлагает последние напутственные советы психологов родителям и детям:

Играйте в совместные игры по развитию внимания, придумывайте новые игры сами или приобретите книги с такими играми;

Научитесь играть в шашки, шахматы, они – «школа внимания»;

Учитесь быть наблюдательными в повседневной жизни, обращайте внимание друг друга на любые изменения, происходящие в окружающем мире.

Рефлексия.

Участникам предлагается по-очереди продолжить фразу: «Сегодня на классном часе я понял (поняла), что внимание…», затем желающие высказывают свое мнение о проведенном классном часе, его положительных моментах и недостатках. Можно провести рефлексию письменно, в виде ответов на вопросы анкеты.

Минута благодарности.

Классный руководитель благодарит всех родителей и детей за активное участие в проведении классного часа и желает успехов в развитии своего внимания и дальнейшей жизни.

Приложение №1.

Анкета для родителей

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?

А) Да Б) Нет В) Трудно сказать

2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

А) Да Б)Нет В) Трудно сказать

3. Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребенка развилось внимание?

Приложение №2.

Таблица анализа анкет детей и родителей

Вопросы анкеты

дети

родители

№1

№2

№3

№1

№2

№3

Да

Нет

Трудно сказать

Выводы классного руководителя:

Приложение №3.

Сводная таблица результаты игрового соревнования

«Кто самый внимательный?»

Родители

Учащиеся

1.«Кто внимательней»

2. «В картинной галерее»

3. «Читаем прессу»

4. «Сколько чего»

5. «Кому что досталось»

Предварительный просмотр:

Классный час в 10 классе

"Здоровье и выбор профессий"

Классный руководитель 10 класса

Гапонова Л. В.

2014

Цель:

  1. Подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования, выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать;
  2. Сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений с учетом состояния здоровья;
  3. Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.

Задачи:

  1. Знакомство с результатами анализа ответов учащихся на анкету «Выбор профессии»;
  2. Определение требований предъявляемых профессиями к здоровью человека. Метод: «Мозговой штурм»;
  3. Обсуждение вопроса значения воли в преодолении недуга. Метод: групповая дискуссия;
  4. Выявление методов профилактики и закаливания. Метод: групповая дискуссия;
  5. Закрепление пройденного материала. Метод: ролевая игра и ее обсуждение.

Ход классного часа

Организационный вопрос. Приветствие. Сообщение темы и цели классного часа.

Слово классного руководителя:

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить серьезный вопрос - выбор профессии. На сегодняшнем мероприятии мы должны выяснить, как здоровье человека может серьезно влиять на выбор профессии.

Хочу напомнить вам правила работы:

  1. Доверительный стиль общения;
  2. Искренность в общении;
  3. Активное участие в происходящем;
  4. Уважение к говорящему;
  5. Не перебивать говорящего..

Начнем классный час с игры. («У каждого свое мнение»)

Берется лист бумаги. Глаза у учащихся закрыты. Задание: разделить лист бумаги на две части и оторвать одну часть. Глаза открываем. Листок поднимаем вверх. Одинаковы ли ваши листы? (Ответы учащихся).

Вывод: у каждого человека есть свое мнение, каждый из нас является личностью. И вы должны высказать только свое личное мнение. Сегодня мы распределили вас по группам, исходя из вашего выбора.

Незадолго до нашего классного часа мы с вами провели анкетирование на тему «Выбор профессии», где вы, отвечая на вопросы анкеты, выбрали себе определенный тип труда. За I столом сидят учащиеся, которые выбрали тип «Человек - знаковая система», за 2 столом - «Человек - природа», за 3 столом - «Человек - техника»,. Типы труда «Человек - человек» и «Человек - художественный образ» никем из вас не выбран.

Да, вы сделали свой выбор - это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда - приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели. Надо решить, какой путь избрать после 11 класса.

Выбор за вами!

Коротко формулу «хорошего выбора» можно выразить тремя словами:

(формула на доске)

хороший выбор

нужно

хочу

смогу

Беседа с учащимися: - Как вы понимаете формулу «хороший выбор»? (Ответы уч-ся)

Вывод классного руководителя:

  • «хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
  • «могу» - это человеческие возможности
  • «нужно» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьей и так далее.

Работа в группах:

  • Вы должны защитить, почему именно этот тип труда вам наиболее близок?
  • Кто или что повлияло на ваш выбор? (Ответы учащихся в группах).

Вывод классного руководителя.

Скажите, пожалуйста, учащиеся, какие 4 фактора нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию? (Ответы учащихся).

Классный руководитель прикрепляет на доске к рисунку самолета (на месте 4 двигателей) листки с надписью:

  • интерес;
  • склонности и способности;
  • потребности общества в кадрах;
  • здоровье.

Слово учителя: - Чтобы наш «самолет» достиг своей цели, чтобы «двигатели» работали стабильно, важно, чтобы мы правильно определили свой выбор и заранее себя подготовили к самореализации.

Беседа с учащимися: - Какое из этих условий более важное? Почему? (Ответы уч-хся).

Взгляд специалиста - врача - терапевта. (О группах здоровья)

Практическая работа. Метод «Мозговой штурм».

Каждой группе дается лист бумаги, где написано название профессии. За 2-3 минуты вы должны решить, какие требования эти профессии предъявляют к здоровью человека.

1 группа «Человек - знаковая система» - экономист;

2 группа «Человек - художественный образ» - дизайнер;

3 группа «Человек - природа» - эколог;

4 группа «Человек - техника» - шофер.

(Ответы учащихся).

Классный руководитель:

Не только среди знаменитых людей, но и в нашем селе есть сильные духом люди, которые смогли преодолеть недуги, среди них есть и ваши родители.

Вывод.

Беседа с учащимися: - А как победить те или иные болезни? Какие виды профилактики и закаливания вам знакомы?

(Ответы учащихся)

Классный руководитель:

(Каждому участнику раздается памятка).

1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.

2. Изучайте профессию и все, что с ней связано.

Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.

3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать.

4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными, семейными, досуговыми целями.

5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.

6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.

7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.

8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.

Обобщение:

Классный руководитель:

Мы сегодня разобрали такой серьезный вопрос, как здоровье влияет на выбор профессии. Выяснили что, для того чтобы человек сохранял свое здоровье, не болел, он должен вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, ходить босиком, обливаться холодной водой, почаще ходить в баню, забыть о своих вредных привычках, сочетать работу и отдых, отдых на свежем воздухе, любить людей, не нервничать по пустякам, к жизни относиться проще и спокойнее. Тогда вы будете здоровы, и выбор профессии будет зависеть исключительно от ваших интересов, склонностей и способностей. Вы никогда не должны забывать слова философа Сократа, что «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». Раз вы выбрали себе будущую профессию, если она вам нравится, если вам позволяет здоровье, то у вас все должно получиться. Желаю вам больших успехов в учебе, хочу, чтобы ваши мечты сбылись.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Лутна

Клетнянского муниципального района Брянской области

Классный час в 10 классе

На тему

«Семья и семейные ценности»

Классный руководитель:

Гапонова Л. В.

2013

Цель классного часа : раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи : привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Что для тебя означает понятие семья?
  2. Какая семья считается счастливой?
  3. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
  4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Ход классного часа.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Классный руководитель .

Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

«Плохо человеку, когда он один; горе одному, один не воин» (В.В.Маяковский)

Семья всегда помогала человеку.

Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.

Спецификой семейного воспитания являются

---«многомерность» жизни семьи,

Широта и многогранность влияний,

Условия, которые создаются членами семьи.

Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.

Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

Тест «Незаконченное предложение».

1. Семья - это...

2. Мои родители - это...

3. Свет в окнах моего дома - это...

4. Радость в моей семье - это...

5. Горе моей семьи - это...

6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...

7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...

8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...

Учитель: Молодцы, ребята!

Семья - это

Трудовой коллектив, и моральная опора,

И высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),

И пространство для отдыха, и школа доброты,

И многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми, мораль и вкусы,

Манеры и привычки, мировоззрение и убеждения,

Характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.

Итак, семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

Группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

В современной литературе определяется как:

«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»

Важнейшими функциями семьи являются:

воспитательная, хозяйственно-бытовая,экономическая,

социально-статусная,психотерапевтическая,репродуктивная,

сексуально-эротическая,духовное общение,досуговая.

В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.

Требования, предъявляемые обществом к семье

1.Создание условий для всестороннего развития личности.

2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей.

3.Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.

Семья для ребёнка - место его рождения и становления.

В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.

Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

В семье с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности –

интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.

Классный руководитель .

«Мой дом - моя крепость», - гласит английская пословица.

Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники... Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.

Семья - это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование. Семья, дом - это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.

Что же держит « на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст... А знаете лучшее лекарство от семейных неурядиц?

Всем вместе посмеяться над ними или заняться общим делом.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

Дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает.

«Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие»,-

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

«Храни огонь родного очага!»

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

А какие бывают традиции?

Традиции:

  1. Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
  2. Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
  3. Приглашать гостей и собирать застолье;
  4. Собирать и хранить семейные фотографии;
  5. Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Классный руководитель предлагает детям закончить пословицы о семье :

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

  1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
  2. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  3. В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.
  4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  5. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  6. Намёки да попрёки - семейные пороки.
  7. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  8. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
  9. В хорошей семье хорошие дети растут.
  10. На что клад, коли в семье лад.
  11. Не прячь свои неудачи от родителей.
  12. Согласье в семье - богатство.
  13. В гостях хорошо, а дома лучше.
  14. В дружной семье и в холод тепло.
  15. В семье разлад, так и дому не рад.
  16. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  17. Когда семья вместе так и душа на месте.

Классный руководитель:

Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(ученики: высказывают свои мнения).

Классный руководитель:

Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.

В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом.

На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное - Домой так и тянет меня.

В заключении мне хочется сказать, что

самое дорогое в жизни человека – семья . Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Всем спасибо!

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Лутна

Клетнянского района

Брянской области

Умеем ли мы общаться?

психологическая игра - практикум

для учащихся 8 класса

Эпиграф:

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее» (Ф. де Ларошфуко)

Классный руководитель:

Гапонова Л.В.

Лутна 2011

Цель : расширить знания учащихся об общении людей; используя разные формы деятельности, показать важность взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия в коллективе.

Оформление классной доски.

1. Эпиграф: «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее» (Ф. де Ларошфуко)

Что нужно человеку для общения? (заполняется в ходе занятия)

2. Рисунки с условными изображениями различных мимических выражений лица.

Ход занятия.

Для большинства из нас «общаться» - это прежде всего беседовать, разговаривать и ничего больше. Между тем «общение» - понятие более глубокое. Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». А так ли уж важно в наше время уметь общаться? Что нужно человеку для правильного общения? Можно ли научиться общению? Попробуем выяснить это в процессе классного часа, который мы проведем в виде игры-практикума «Поход по Амазонке на байдарках».

Игра «Поход по Амазонке на байдарках».

Учитель сообщает, что хочет организовать байдарочный поход по Амазонке, набирает команду и предлагает детям стать участниками похода. Каждый из участников похода может взять с собой только одну личную вещь, желательно необходимую для похода. Учитель подает какой- либо предмет (карандаш), говорит «пожалуйста», учащиеся берут предмет и по-очереди говорят фразу «Я иду в поход и возьму с собой…». Учитель называет тех, кого с удовольствием возьмет с собой в поход, и тех, в ком он сомневается.

Естественно, у детей возникает вопрос: почему учитель так сказал? Учитель объясняет, что лучше идти в поход с вежливыми, внимательными к другим людьми. Поэтому он в первую очередь хочет взять тех, кто в ответ на его «пожалуйста» сначала сказал «спасибо», а потом назвал необходимый в походе предмет. Обращаемся к вопросу на доске, записываем слова «вежливость», «внимание к другим людям»

Отправление в поход. Участники похода встают, как в байдарке и изображают плавание (гребут веслами). Учитель сообщает, что по ходу плавания их ждут серьезные испытания, надо быть готовыми к их преодолению. Первое испытание – крутой поворот реки. Опасность: лодка может перевернуться, а в воде полно пираний и крокодилов! (участники плавания начинают согласованно грести, меняя курс лодки). Второе испытание – рулевой лодки устал и просит заменить его. На его место должен встать последний член экипажа лодки. (дети меняются местами, стараясь не зайти за края лодки). Третье испытание – впереди водопад! Скорее гребем к берегу! (участники похода должны быстро решить, в какую сторону грести). Наконец, лодка пристает к берегу. На берегу вместе с учителем ребята разбирают ход путешествия, рассказывают, легко или трудно было плыть и преодолевать преграды. Главное для учителя: подвести детей к выводу, что для успешной работы в команде необходимо взаимопонимание, взаимопомощь, уважение. (запись на доске) Продолжение игры. «Нежданные гости» - экспедицию заметили местные жители – туземцы и пришли знакомиться.(так, как все дети класса уже в игре, то в роли туземцем могут выступить либо приглашенные на классный час гости, либо приглашенные ребята из другого класса, либо временно кто-то из участников похода). Команда получает задание – объясниться с гостями, узнать, где можно достать пресную воду и пищу? Так как туземцы не понимают русского языка, общаться придется без слов. Также придется объяснить туземцам, кто вы, откуда приплыли и куда направляетесь. По окончании веселого «разговора» учитель подводит детей к выводу, что общаться проще и удобнее с помощью слов, языка. (запись на доске)

Игра закончена. Учащиеся занимают свои места за столами и обращаются к записи на доске «Что нужно человеку для общения?». Учитель призывает учащихся помнить всегда эти простые правила общения и учиться общению.

Заключение.

Учитель благодарит детей за активное участие в проведенном классном часе, игре и заканчивает классный час словами Пьерона: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми.»

Запись на доске, полученная в ходе «похода».

Что нужно человеку для общения?

Вежливость, воспитанность

Взаимопонимание, взаимоуважение

Компромиссность, согласованность

Язык, речь

Видеть лицо собеседника

Располагающее к общению выражение лица собеседника.


Деятельность классного руководителя в старших классах школы особенно ответственна. Для того чтобы усилия учителя были результативны, ему необходимо учитывать множество факторов. Прежде всего особенности старшего школьного возраста. Старший школьный возраст, или ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников 9-11-х классов средней школы.

Период юности — это период самоопределения: социального, личностного, профессионального, духовно- нравственного. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть и каким быть, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать по сравнению с подростком в обществе, коллективе. К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. Однако полная физическая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже.

В этих условиях важность неформального, доверительного общения взрослых людей — учителя и старшеклассников — особенно очевидна. Помочь ребятам в ответе на интересующие их вопросы может классный час, или, как его иногда называют, час общения. Классный час проводится с различными воспитательными целями. Формы его также могут быть различными (мастерская общения, сократовская беседа, дебаты, интеллектуальная игра, защита творческих проектов и т.д.). Главное, чтобы на классном часе обсуждались волнующие ребят проблемы, происходил совместный поиск ответов на интересующие их вопросы, обеспечивалось целенаправленное деловое общение классного руководителя с обучающимися, была создана здоровая нравственная атмосфера, когда ребята не боятся ошибиться или быть непонятыми.

Практика воспитания показывает, что эффект классного часа значительно выше, когда он проводится регулярно, в специально отведенное время.

Успешному проведению классного часа способствует его тщательная подготовка, которая, как правило, включает следующие этапы:

Определение темы и формы классного часа.

Выбор места проведения классного часа, его оформление.

Создание инициативной группы учащихся.

Распределение заданий между творческими группами и отдельными участниками.

Приглашение гостей и специалистов.

Не всегда целесообразно придерживаться четкой структуры классного часа (вступление, основная часть, заключительная часть). Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа. Как правило, классный час проводит классный руководитель, но в старших классах в качестве ведущего вполне может выступить и подготовленный ученик. Важным залогом успеха классного часа является активное участие в нем всех учащихся. Чтобы классный час был по- настоящему «классный», учителю важно как можно чаще разнообразить его формы, проявлять творчество, стремиться, чтобы каждый последующий классный час не был похож на предыдущий.

Ниже представлены классные часы по интересующим старшеклассников проблемам. Разработки помогут классному руководителю организовать эффективное общение со старшеклассниками, сделать каждый классный час запоминающимся и полезным для ребят.

Разработки классных часов для 9-11 классов

Классный час для учащихся 10-11 класса по теме "Станислав Говорухин - титан Отечественного кинематографа!Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна Пояснительная записка: Не так давно ушёл из жизни великий режиссёр - Станислав Говорухин. Он поставил много замечательных фильмов, имея свой собственный режиссёрский почерк. Он дружил с Владимиром Высоцким. Высоцкий играл главные роли в его фильмах: "Вертикаль" , "Место встречи изменить нельзя". Эти фильмы имели огромный успех. Этот классный час посвящён...

Мероприятие для учащихся старших классов. Дин Рид. Погасшая звезда.Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна Пояснительная записка: Много лет уже прошло с тех пор, как погиб известный американский певец -Дин Рид. Его песни звучат до сих пор, их любят и дети, и взрослые. Его бархатный голос звучит с телеэкранов, с радио эфира и кино. Дети нашей школы - старшеклассники знают этого певца, поют некоторые его песни, учат наизусть. Поэтому мне хотелось в рамках классного часа подробнее рассказать об этом...

Классный час для старшеклассников. Тема классного часа: «Трудоустройство»Педагогические задачи: создать условия для обобщения знания о способах поиска работы. ПРЕДМЕТНЫЕ: учатся находить вакансии в различных источниках информации. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД: самостоятельно разрабатывают образец объявления для СМИ с учетом конечного результата. Познавательные УУД: самостоятельно находит и выделяет необходимую информацию о вакансиях, используя компьютерные средства. Коммуникативные УУД: обес...

Классный час для старшеклассников по теме: «Бухенвальд – лагерь смерти»Автор: Каргаполова Татьяна Михайловна Пояснительная записка: много лет прошло с окончания 2-ой мировой войны, но люди никогда не забудут события тех страшных лет: тяжелые битвы, голод и холод, ленинградскую блокаду, концентрационные лагеря, где в ужасных условиях содержали узников. Мне хочется рассказать о лагере смерти в Бухенвальде. Этот материал предназначен для учащихся 10 – 11 х классов. В сценарии классного часа есть ве...

Сценарий классного часа для учащихся старших классов и студентов колледжа в форме песенного фестиваля.Будет интересен классным руководителям классов, где много творческих детей, организаторам. Автор Ткаченко Т. В. преподаватель Ингулецкого колледжа ГВУЗ "КНУ" Слова текста и песен автора. Цель Формировать благоприятный микроклимат в коллективе, дружеские взаимоотношения, развивать творческие способности детей, вызвать интерес к участию в общем проекте. Задачи - Воспитывать эмоции и чувства; -...

Классный час с элементами тренинга по подготовке к ГИА для учащихся 9 классаЦель: выявление проблем девятиклассников, связанных с подготовкой к ГИА и поиск путей их решения Задачи: - развивать навыки группового взаимодействия при решении проблем; - формировать позитивную мотивацию на обучение в 9 классе; - активизировать навыки целеполагания; - создать систему подготовки к успешной сдаче ГИА. (слайд 2) Здравствуйте, уважаемые девятиклассники. Сегодня мы проведем тренинг, который поможет вам оп...

Классный час по теме: "Возвращение на пьедестал" «Истинно, следует воздать должную честь и благодарность графу Муравьёву - Амурскому как преобразователю Восточной Сибири и приобретателю для России Амура» (Р. К. Богданов) Цель: формирование преставления об истории создания памятника графу Муравьёву- Амурскому; Задачи: рассказать о значении деятельности графа Муравьёва – Амурского в истории России; воспитывать у учащихся желание узнавать и изучать историю своего края, знакомиться с известным...

Конспект классного часа для учащихся 9 класса: Что такое ВИЧ и СПИД?ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) - это возбудитель, вирус поражает определенные клетки иммунной системы человека, защищающие организм от различных инфекций, и приводит к полному разрушению иммунной системы и развитию СПИДа. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - это комплекс заболеваний, которые развиваются в результате разрушения вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека. Вирус может жить в организме человека многие г...

Час памяти, посвящённый великой женщине - Паше АнгелинойАвтор: Каргаполова Татьяна Михайловна (1913 – 1959) Пояснительная записка: Наша страна славится великими женщинами и их подвигами. Они много сделали для развития нашей страны. Есть среди женщин великие композиторы – Александра Пахмутова, есть великолепные певицы: Алла Пугачёва, Ирина Аллегрова и т.д., есть поэтессы: Юлия Друнина, Ольга Берггольц, но есть женщины, которые прославились своими трудовыми подвигами. Среди этих женщин – Паша А...