Умберто эко имя розы краткое. Исследование романа У

Описываемые в романе события происходят в XIV веке нашей эры в средневековом итальянском монастыре. В богатый бенедиктинский монастырь прибывает известный религиозный деятель того времени Вильгельм Баскервильский со своим помощником Адсоном Отрантским (именно с его слов нам преподносятся все произошедшее). Вильгельм прибыл в монастырь, чтобы подготовить встречу между представителями папы римского и главы ордена францисканцев, к которому сам принадлежит. Встреча нужна для детального обсуждения встречи, что важно и для папы римского, желающего

И для ордена францисканцей.

Аббат монастыря, наслышанный о развитых дедуктывных способностях Вильгельма, просит его провести расследование загадочной смерти, проихошедшей в монастыре накануне – в пропасть упал молодой монах монастыря по имени Адельм. При этом аббат строго-настрого запрещает Вильгельму посещать библиотеку монастря, которая в то время считалась одной из самых богатых во всем христианском мире.

Аильгельм приступает к расследованию и обнаруживает, что все следы ведут именно в библиотеку: именно там работал переписчиком Адельм, там же работали последующие жертвы, коих было еще несколько

Уже во время предывания в монастыре Вильгельма. Вильгель и Адсон выясняют, что во всем виновата некая загадочная книга, которую так сильно хотели раздобыть все погибшие. Они находят тайный ход в библиотеку, но их посещение заканчивается достаточно бесславно: они попадают в несколько ловушек, устроенных неизвестным, а также теряются в лабиринте из комнат. Сыщики решают, что разгадать тайну можно и снаружи. И это им действительно удается: они составляют предполагаемый план лабиринтов библиотеки, который потом оказывается полностью верным.

Молодой Адсон понимает, что в монастыре живут люди, ранее состоявшие в еретических бандах. Одним из них является келарь Ремигий, другим – его товарищ Сальвадор. Они активно пользуются преимуществами должности Ремигия, обменивая еду монастыря на ласковое отношения молодых девушек из близлежащих селений. Однажны за этим занятием Ремигия застает Адсон. Ремигий ретировался, а девушка, которой Адсон понравился, вступает с ним в связь.

Тем временем в монастырь приезжают представители ордена францисканцев и папы римского. Главным пунктом расхождения позиций папы и ордена являлся вопрос о бедности Христа: францисканцы считали, что Христов не владел никакой собственностью, в то время как папа и его окружение утопали в роскоши и считали это опасной ересью (за что в те времена могли сжечь на костре). Инквизитор Бернард Ги, возглавляющий делегацию предствителей папы, берет на себя охрану порядка в монастыре. Очень скоро он выходит на след Сальвадора и Ремигия и выясняет, что они входили в жестокую секту Дольчина, который был сожжен на костре. Поимка еретиков подорвала позиции францисканцев и встреча была фактически сорвана. Представители торон разъезжаются. Вильгельм же очень близко подожел к разгадке тайны библиотеки, но аббат запрещает ему продолжать расследование и просит его покинуть монастырь.

Вильгель решает во что бы то ни было разгадать тайну и в итоге понимает, как войти в тайную комнату библиотеки, где его уже ждет главный виновник всех произошедших бед – прежний библиотекарь, слепой старик Хорхе, который отчаянно защищает существующую в одном экземпляре книгу “Поэтика” Аристотеля, где убедительно доказывается необходимость смеха. Именно эта книга стала причиной гибели как минимум шести человек: часть умерла от яда, которым была пропитана книга, часть умерла насильственно. Понимая, что раскрыт, Хорхе начинает вырывать страницы из книги и есть, чтобы уничтожить. При попытке ему помешать случается пожар, полностью уничтоживший и библиотеку, и монастырь.

Адсон и Вильгельм покидают пожарище, чтобы вскоре расстаться навсегда.

Смысл “Имя розы” Умберто Эко предстает перед нами и как детектив, и как исторический роман. Немало в книге и философско-религиозных вопросов, в наше время имеющих весьма сомнительную актуальность.

Вывод Что бы ни говорили фанаты книги “Имя розы” Умберто Эко, читать его тяжело. Мне, например, было непросто найти время и место для этого (в метро и бассейне, куда вожу дочь, это делать крайне сложно). Очень утомили бесконечные описания и неоправданно частое употребление старых слов. Главного злодея же угадать было очень просто, я сделал это еще странице на семидесятой. В общем, книга меня не очень зацепила, это точно не самый лучший детектив и уж точно не самый лучший роман, которые я читал. Тем не менее, не могу сказать, что зря потратил время. Почитайте и вы 🙂

Умберто Эко

От переводчика

До того как Умберто Эко в 1980 году, на пороге пятидесятилетия, опубликовал первое художественное произведение – роман «Имя розы», – он был известен в академических кругах Италии и всего научного мира как авторитетный специалист по философии средних веков и в области семиотики – науки о знаках. Разрабатывал он, в частности, проблемы взаимоотношений текста с аудиторией, как на материале литературы авангарда, так и на разнородном материале массовой культуры. Несомненно, и роман Умберто Эко писал, помогая себе научными наблюдениями, оснащая свою «постмодернистскую» интеллектуальную прозу пружинами увлекательности.

«Запуск» (так говорится в Италии) книги был умело подготовлен рекламой в прессе. Явно привлекло публику и то, что Эко на протяжении многих лет ведет в журнале «Эспрессо» рубрику, приобщавшую среднего подписчика к актуальным гуманитарным проблемам. И все же реальный успех превосходит все ожидания издателей и литературоведов.

Экзотичный колорит плюс захватывающая криминальная интрига обеспечивают интерес к роману массовой аудитории. А значительный идейный заряд в сочетании с ироничностью, с игрой литературными ассоциациями привлекает интеллектуалов. Кроме того, общеизвестно, до чего популярен сам по себе жанр исторического романа и у нас, и на Западе. Эко учел и этот фактор. Его книга – полный и точный путеводитель по средневековью. Энтони Берджесс пишет в своей рецензии: «Люди читают Артура Хейли, чтобы узнать, как живет аэропорт. Если вы прочтете эту книгу, у вас не останется ни малейших неясностей относительно того, как функционировал монастырь в XIV веке».

Девять лет, по итогам национальных опросов, книга держится на первом месте в «горячей двадцатке недели» (на последнее место в той же двадцатке итальянцы почтительно помещают «Божественную комедию»). Отмечается, что, благодаря широкому распространению книги Эко, сильно увеличивается число студентов, записывающихся на отделение истории средневековья. Не обошел роман читателей Турции, Японии, Восточной Европы; захвачен на довольно большой период и североамериканский книжный рынок, что очень редко удается европейскому писателю.

Один из секретов такого ошеломляющего успеха открывается нам в теоретической работе самого Эко, где он рассуждает о необходимости «развлечения» в литературе. Литературный авангард XX века был, как правило, отчужден от стереотипов массового сознания. В 70-е годы в западной литературе, однако, вызрело ощущение того, что ломка стереотипов и языковой эксперимент сами по себе не обеспечивают «радости текста» во всей полноте. Стало ощущаться, что неотъемлемый элемент литературы – удовольствие от повествования.

«Я хотел, чтобы читатель развлекался. Как минимум столько же, сколько развлекался я. Современный роман попробовал отказаться от сюжетной развлекательности в пользу развлекательности других типов. Я же, свято веря в аристотелевскую поэтику, всю жизнь считал, что роман должен развлекать и своим сюжетом. Или даже в первую очередь сюжетом», – пишет Эко в своем эссе об «Имени розы», вошедшем в настоящее издание.

Но «Имя розы» – не только развлечение. Эко сохраняет верность и другому принципу Аристотеля: литературное произведение должно содержать серьезный интеллектуальный смысл.

Бразильский священник, один из главных представителей «теологии освобождения» Леонардо Бофф пишет о романе Эко: «Это не только готическая история из жизни итальянского бенедиктинского монастыря XIV века. Бесспорно, автор использует все культурные реалии эпохи (с изобилием деталей и эрудиции), соблюдая величайшую историческую точность. Но все это – ради вопросов, сохраняющих высокую значимость сегодня, как и вчера. Идет борьба между двумя проектами жизни, личными и социальными: один проект упорно стремится к сохранению существующего, сохранению всеми средствами, вплоть до уничтожения других людей и самоуничтожения; второй проект стремится к перманентному открыванию нового, даже ценой собственного уничтожения».

Критик Чезаре Дзаккариа полагает, что обращение писателя к жанру детектива вызвано, кроме всего прочего, еще и тем, что «этот жанр лучше других смог выразить неумолимый заряд насилия и страха, заложенный в мире, в котором мы живем». Да, несомненно, многие частные ситуации романа и его главный конфликт вполне «прочитываются» и как иносказательное отображение ситуаций нынешнего, XX века. Так, многие рецензенты, да и сам автор в одном из интервью, проводят параллели между сюжетом романа и убийством Альдо Моро. Сопоставляя роман «Имя розы» с книгой известного писателя Леонардо Шаши «Дело Моро», критик Леонардо Латтаруло пишет: «В их основе лежит вопрос этический по преимуществу, обнажающий непреодолимую проблематичность этики. Речь идет о проблеме зла. Это возвращение к детективу, осуществляемое, казалось бы, в чистых интересах литературной игры, на самом деле устрашающе серьезно, ибо целиком вдохновлено безнадежной и безысходной серьезностью этики».

Теперь читатель получает возможность познакомиться с нашумевшей новинкой 1980 года в полном варианте.

Разумеется, рукопись

16 августа 1968 года я приобрел книгу под названием «Записки отца Адсона из Мелька, переведенные на французский язык по изданию отца Ж. Мабийона» (Париж, типография Ласурсского аббатства, 1842). Автором перевода значился некий аббат Балле. В довольно бедном историческом комментарии сообщалось, что переводчик дословно следовал изданию рукописи XIV в., разысканной в библиотеке Мелькского монастыря знаменитым ученым семнадцатого столетия, столь много сделавшим для историографии ордена бенедиктинцев. Так найденный в Праге (выходит, уже в третий раз) раритет спас меня от тоски в чужой стране, где я дожидался той, кто была мне дорога. Через несколько дней бедный город был занят советскими войсками. Мне удалось в Линце пересечь австрийскую границу; оттуда я легко добрался до Вены, где, наконец, встретился с той женщиной, и вместе мы отправились в путешествие вверх по течению Дуная.

В состоянии нервного возбуждения я упивался ужасающей повестью Адсона и был до того захвачен, что сам не заметил, как начал переводить, заполняя замечательные большие тетради фирмы «Жозеф Жибер», в которых так приятно писать, если, конечно, перо достаточно мягкое. Тем временем мы оказались в окрестностях Мелька, где до сих пор на утесе над излучиной реки высится многократно перестраивавшийся Stift. Как читатель, вероятно, уже понял, никаких следов рукописи отца Адсона в монастырской библиотеке не обнаружилось.

В руки будущему переводчику и издателю «Записки отца Адсона из Мелька» попадают в Праге в 1968 г. На титульном листе французской книги середины прошлого века значится, что она представляет собой переложение с латинского текста XVII в., якобы воспроизводящего, в свою очередь, рукопись, созданную немецким монахом в конце XIV в. Разыскания, предпринятые в отношении автора французского перевода, латинского оригинала, а также личности самого Адсона не приносят результатов. Впоследствии и странная книга (возможно - фальшивка, существующая в единственном экземпляре) исчезает из поля зрения издателя, добавившего к недостоверной цепочке пересказов этой средневековой повести еще одно звено.

На склоне лет монах-бенедиктинец Адсон вспоминает события, очевидцем и участником которых ему довелось быть в 1327 г. Европу сотрясают политические и церковные раздоры. Император Людовик противостоит папе римскому Иоанну XXII. В то же время папа ведет борьбу с монашеским орденом францисканцев, в котором возобладало реформаторское движение нестяжателей-спиритуалов, до того подвергавшихся со стороны папской курии жестоким гонениям. францисканцы объединяются с императором и становятся значительной силой в политической игре.

В эту смуту Адсон, тогда еще юноша-послушник, сопровождает в путешествии по городам и крупнейшим монастырям Италии английского францисканца Вильгельма Баскервильского. Вильгельм - мыслитель и богослов, испытатель естества, знаменитый своим мощным аналитическим умом, друг Уильяма Оккама и ученик Роджера Бэкона - выполняет задание императора подготовить и провести предварительную встречу между имперской делегацией францисканцев и представителями курии, В аббатство, где она должна состояться, Вильгельм и Адсон приходят за несколько дней до прибытия посольств. Встреча должна иметь форму диспута о бедности Христа и церкви; ее цель - выяснить позиций-сторон и возможность будущего визита генерала францисканцев к папскому престолу в Авиньон.

Заметки на полях «Имени Розы»

Роман сопровождают «Заметки на полях» «Имени розы», в которых автор блестяще рассказывает о процессе создания своего романа.

Роман заканчивается латинской фразой, которая переводиться так: «Роза при имени прежнем - с нашими мы впредь именами» Как отмечает сам автор, она вызывала много вопросов, поэтому «Заметки на полях» «Имени розы» начинаются с «разъяснения» смысла заглавия.

«Заглавие "Имя розы" возникло почти случайно, -пишет Умберто Эко, - и подошло мне, потому что роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет: роза мистическая, и роза нежная жила не дольше розы, война Алой и Белой розы, роза есть роза есть роза есть роза, розенкрейцеры 18, роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет, rosa fresca aulentissima. Название, как и задумано, дезориентирует читателя. Он не может предпочесть какую-то одну интерпретацию. Даже если он доберется до подразумеваемых номиналистских толкований последней фразы, он все равно придет к этому только в самом конце, успев сделать массу других предположений. Название должно запутывать мысли, а не дисциплинировать их».

Вначале, пишет У.Эко, он хотел назвать книгу «Аббатство преступлений», но такое заглавие настраивало читателей на детективный сюжет и сбило бы с толку тех, кого интересует только интрига» . Мечтой автора назвать роман «Адсон из Мелька», ибо этот герой стоит в стороне, занимает как бы нейтральную позицию. Заглавие «Имя розы», отмечает У. Эко подошло ему, «потому что роза как бы символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у неё почти нет… Название, как и задумано, дезориентирует читателя… Название должно запутывать мысли, а не дисциплинировать их» . Таким образом писатель подчёркивает, что текст живёт своей собственной, часто независящей от него жизнью. Отсюда новые, различные прочтения, интерпретации, на которые и должно настраивать название романа. И не случайно автор поместил эту латинскую цитату из сочинения ХІІ века в конце текста, чтобы читатель сделал различные предположения, мысли и сопоставлял, недоумевал и спорил.

«Я написал роман потому, что мне захотелось, - пишет автор. Полагаю, что это достаточное основание, чтобы сесть и начать рассказывать. Человек от рождения - животное рассказывающее. Я начал писать в марте 1978 года. Мне хотелось отравить монаха. Думаю, что всякий роман рождается от подобных мыслей. Остальная мякоть наращивается сама собой» .

Действие романа происходит в Средневековье. Автор пишет: «Сперва я собирался поселить монахов в современном монастыре (придумал себе монаха-следователя, подписчика "Манифесте"). Но поскольку любой монастырь, а в особенности аббатство, до сих пор живет памятью средневековья, я разбудил в себе медиевиста от зимней спячки и отправил рыться в собственном архиве. Монография 1956 года по средневековой эстетике, сотня страниц 1969 года на ту же тему; несколько статей между делом; занятия средневековой культурой в 1962 году, в связи с Джойсом; наконец, в 1972 году - большое исследование по Апокалипсису и по иллюстрациям к толкованию Апокалипсиса Беата Лиебанского: в общем, мое средневековье поддерживалось в боевой готовности. Я выгреб кучу материалов - конспектов, ксерокопий, выписок. Все это подбиралось начиная с 1952 года для самых непонятных целей: для истории уродов, для книги о средневековых энциклопедиях, для теории списков... В какой-то момент я решил, что поскольку средневековье - моя мысленная повседневность, проще всего поместить действие прямо в средневековье» .

«Итак, я решил не только, что рассказ пойдет о средних веках. Я решил и что рассказ пойдет из средних веков, из уст летописца той эпохи», -пишет автор. С этой целью Умберто перечитал огромное количество средневековых хроник, «учился ритму, наивности».

По мнению Эко, работа над романом - мероприятие космологическое:

«Для рассказывания прежде всего необходимо сотворить некий мир, как можно лучше обустроив его и продумав в деталях<…>В созданном мною мире особую роль играла История. Поэтому я бесконечно перечитывал средневековые хроники и по мере чтения понимал, что в роман неминуемо придется вводить такие вещи, каких первоначально у меня и в мыслях не было,- например, борьбу за бедность и гонения инквизиции на полубратьев. Скажем, почему у меня в книге появились полубратья, а с ними - четырнадцатый век? Если уж сочинять средневековую повесть, мне бы взять XIII или XII век - эти эпохи я знал гораздо лучше. Но требовался сыщик. Лучше всего англичанин (интертекстуальная цитация). Этот сыщик должен был отличаться любовью к наблюдениям и особым умением толковать внешние признаки. Такие качества можно встретить только у францисканцев, и то -- после Роджера Бэкона. В то же время разработанную теорию знаков мы находим только у оккамистов. Вернее, раньше она тоже существовала, но раньше интерпретация знаков либо носила чисто символический характер, либо видела за знаками одни идеи и универсалии. И только от Бэкона до Оккама, в этот единственный период, знаки использовались для изучения индивидуалий. Так я понял, что сюжет придется разворачивать в четырнадцатом веке, и остался очень недоволен. Это мне было гораздо труднее. Раз так -- новые чтения, а за ними - новое открытие. Я твердо понял, что францисканец четырнадцатого века, даже англичанин, не мог быть безразличен к дискуссии о бедности. Тем паче если он друг или ученик Оккама или просто человек его круга. Кстати, сперва я хотел сделать следователем самого Оккама, но потом отказался от этой мысли, потому что как личность Venerabilis Inceptor6 мне малосимпатичен» .

Потому что к декабрю Михаил Цсзенский уже в Авиньоне. Вот что значит до конца обустроить мир исторического романа. Некоторые элементы - такие, как число ступенек лестницы,- зависят от воли автора, а другие, такие, как передвижения Михаила, зависят только от реального мира, который чисто случайно, и только в романах этого типа, вклинивается в произвольный мир повествования» .

По мнению Эко, «созданный нами мир сам указывает, куда должен идти сюжет». И действительно, выбрав для своего романа среденевековье, Эко лишь направляет действие, которое разворачивается уже само, по законам и логике событий тех лет. И это особенно интересно.

В своих заметках Эко приоткрывает перед читателем всю «кухню создания» своего произведения. Так мы узнаем, что выбор определенных исторических деталей вызывал у писателя некоторые трудности:

«Морока была и с лабиринтом. Все известные мне лабиринты - а я

пользовался превосходной монографией Сантарканджели - были без крыши. Все сплошь замысловатые, со множеством круговоротов. Но мне нужен был

лабиринт с крышей (кто видел библиотеку без крыши!). И не очень трудный. В лабиринте, перегруженном коридорами и тупиками, почти нет вентиляции. А вентиляция была необходима для пожара <...> Провозившись два или три месяца, я сам построил нужный лабиринт. И все равно в конце концов пронизал его щелями-амбразурами, иначе, как дойдет до дела, воздуха могло бы не хватить» .

Умберто Эко пишет: «Я должен был выгородить замкнутое пространство, концентрический универсум, и, чтоб замкнуть его получше, необходимо было подкрепить единство места единством времени (единство действия, увы, оставалось весьма проблематичным). Отсюда - бенедиктинское аббатство, где вся жизнь размерена каноническими часами» .

В своих «Заметках» У. Эко разъясняет основные понятия постмодернизма, его исторические и эстетические истоки. Автор замечает, что он видит средневековье «в глубине любого предмета, даже такого, который вроде не связан со средними веками, а на самом деле связан. Всё связано». В средневековых хрониках У. Эко открыл «эхо интертекстуальности», ибо «во всех книгах говориться о других книгах,…всякая история пересказывает историю уже рассказанную». Роман, утверждает писатель, -- это целый мир, сотворённый автором и эта космологическая структура живёт по своим законам и требует от автора их соблюдения: «Персонажи должны подчинятся законам мира, в котором они живут. То есть писатель пленник собственных предпосылок» . У. Эко пишет об игре автора с читателем, которая обгораживает пишущего от читающего. Она «состояла в том, чтобы как можно чаще высвечивать фигуру Адсона в старости, давать ему комментировать то, что он видит и слышит в качестве молодого Адсона…. Фигура Адсона важна и потому, что он, выступая в качестве участника и фиксатора событий, не всегда понимает и не поймёт в старости того, о чём пишет. «Моя цель была, -замечает автор, -дать понять всё через слова того, кто не понимает ничего».

У. Эко в «Заметках…» подчёркивает необходимость объективного изображения действительности. Искусство есть побег от личного чувства», ибо литература призвана «сотворить читателя»,того, кто готов играть в игру автора. Читатель естественно интересуется сюжетом, и тут сразу бросается в глаза, что «Имя розы»- детективный роман, но он отличается от других тем, что «в нём мало что выясняется, а следователь терпит поражение . И это не случайно, замечает У. Эко, так как «у книги не может быть только один сюжет. Так не бывает». Автор говорит о существовании нескольких лабиринтов в его романе, прежде всего маньеристического, выход из которого можно найти методом проб и ошибок. но Вильгельм живёт в мире ризомы - сетки, в которой линии - дорожки пересечены, следовательно, нет центра и выхода: «Мой текст - в сущности, история лабиринтов. Особое внимание уделяет писатель иронии, которую называет метаязыковой игрой. В этой игре может участвовать писатель, воспринимая её совершенно серьёзно, даже иногда не понимая её: «В этом, - замечает У. Эко, - отличительное свойство (но и коварство) иронического творчества». Вывод автора состоит в следующем: «существуют навязчивые идеи; у них нет владельца; книги говорят между собой и настоящее судебное расследование должно показать, что виновные - мы» .

Таким образом, в своих «Заметках» Умберто Эко раскрывает не только истинный смысл создания своего произведения, но и всю технологию его написания.

Благодаря обширнейшим знаниям Умберто Эко по истории средневековья, его познаниям в области семиотики, литературы, критики, а так же благодаря кропотливой работе над словом, занимательностью сюжета, выбором деталей, мы получаем большое наслаждение от чтения исторического романа.

В руки будущему переводчику и издателю «Записки отца Адсона из Мелька» попадаютв Праге в 1968 г. На титульном листе французской книги середины прошлого века значится, что она представляет собой переложение с латинского текста XVII в., якобы воспроизводящего, в свою очередь, рукопись, созданную немецким монахом в конце XIV в. Разыскания, предпринятые в отношении автора французского перевода, латинского оригинала, а такжеличности самого Адсона не приносят результатов. Впоследствии и странная книга
(возможно - фальшивка, существующая в единственном экземпляре) исчезает из поля зренияиздателя, добавившего к недостоверной цепочке пересказов этой средневековой повести еще однозвено.На склоне лет монах-бенедиктинец Адсон вспоминает события, очевидцем и участникомкоторых ему довелось быть в 1327 г. Европу сотрясают политические и церковные раздоры.
Император Людовик противостоит папе римскому Иоанну XXII. В то же время папа ведет борьбус монашеским орденом францисканцев, в котором возобладало реформаторское движениенестяжателей-спиритуалов, до того подвергавшихся со стороны папской курии жестокимгонениям. Францисканцы объединяются с императором и становятся значительной силойв политической игре.В эту смуту Адсон, тогда еще юноша-послушник, сопровождаетв путешествии по городам и крупнейшим монастырям Италии английского францисканцаВильгельма Баскервильского. Вильгельм - мыслитель и богослов, испытатель естества, знаменитый своим мощным аналитическим умом, друг Уильяма Оккама и ученик Роджера Бэкона - выполняет задание императора подготовить и провести предварительную встречу между имперскойделегацией францисканцев и представителями курии. В аббатство, где она должна состояться, Вильгельм и Адсон приходят за несколько дней до прибытия посольств. Встреча должна иметьформу диспута о бедности Христа и церкви; её цель - выяснить позиции сторони возможность будущего визита генерала францисканцев к папскому престолув Авиньон.Еще не вступив в монастырские пределы, Вильгельм удивляет монахов, вышедшихна поиски убежавшей лошади, точными дедуктивными умозаключениями. А настоятель аббатствасразу же обращается к нему с просьбой провести расследование о случившейсяв обители странной смерти. Тело молодого монаха Адельма было найдено на дне обрыва, возможно, он был выброшен из башни нависающей над пропастью высокой постройки, называемой здесьХрамина. Аббат намекает, что ему известны подлинные обстоятельства гибели Адельма, однакоон связан тайной исповеди, и поэтому истина должна прозвучать из других, незапечатанныхуст.Вильгельм получает разрешение опрашивать всех без исключения монахов и обследоватьлюбые помещения обители - кроме знаменитой монастырской библиотеки. Крупнейшаяв христианском мире, способная сравниться с полулегендарными библиотеками неверных, онарасположена в верхнем этаже Храмины; доступ в нее имеют только библиотекарь и егопомощник, только им известен план хранилища, выстроенного как лабиринт, и системарасположения книг на полках. Прочие монахи: копиисты, рубрикаторы, переводчики, стекающиесясюда со всей Европы, - работают с книгами в помещении для переписывания - скриптории. Библиотекарь единолично решает, когда и как предоставить книгу тому, кто еёвостребовал, и предоставлять ли вообще, ибо здесь немало языческих и еретическихсочинений. В скриптории Вильгельм и Адсон знакомятся с библиотекарем Малахией, егопомощником Беренгаром, переводчиком с греческого, приверженцем Аристотеля Венанцием и юнымритором Бенцием. Покойный Адельм, искусный рисовальщик, украшал поля рукописей фантастическимиминиатюрами. Стоит монахам засмеяться, разглядывая их, - в скриптории появляется слепойбрат Хорхе с упреком, что смехотворство и пустословие неприличны в обители. Сей муж, славный годами, праведностью и ученостью, живет с ощущением наступления последних времени в ожидании скорого явления Антихриста. Осматривая аббатство, Вильгельм приходитк выводу, что Адельм, вероятнее всего, не был убит, но покончил с собой, бросившись внизс монастырской стены, а под Храмину тело было перенесено впоследствии оползнем.Нов ту же ночь в бочке со свежей кровью заколотых свиней обнаружен труп Венанция.
Вильгельм, изучая следы, определяет, что убили монаха где-то в другом месте, скорее всегов Храмине, и бросили в бочку уже мертвым. Но на теле между тем нет ни ран, ни каких-либо повреждений или следов борьбы.Заметив, что Бенций взволнован более других, а Беренгар откровенно испуган, Вильгельм немедленно допрашивает обоих. Беренгар признается, что видел Адельма в ночь его гибели: лицо рисовальщика было как лицо мертвеца, и Адельмговорил, что проклят и обречен на вечные муки, которые описал потрясенному собеседникувесьма убедительно. Бенций же сообщает, что за два дня до смерти Адельма в скрипториипроизошел диспут о допустимости смешного в изображении божественного и о том, чтосвятые истины лучше представлять в грубых телах, чем в благородных. В пылу спора Беренгарненароком проговорился, хотя и весьма туманно, о чем-то тщательно скрываемомв библиотеке. Упоминание об этом было связано со словом «Африка», а в каталогесреди обозначений, понятных только библиотекарю, Бенций видел визу «предел Африки», но когда, заинтересовавшись, спросил книгу с этой визой, Малахия заявил, что все эти книгиутеряны. Рассказывает Бенций и о том, чему стал свидетелем, проследив за Беренгаром последиспута. Вильгельм получает подтверждение версии самоубийства Адельма: видимо, в обменна некую услугу, которая могла быть связана с возможностями Беренгара как помощникабиблиотекаря, последний склонил рисовальщика к содомскому греху, тяжести которого Адельм, однако, не мог вынести и поспешил исповедаться слепому Хорхе, но вместо отпущения получилгрозное обещание неминуемого и страшного наказания. Сознание здешних монахов слишкомвозбуждено, с одной стороны, болезненным стремлением к книжному знанию, с другой - ужасающей постоянно памятью о дьяволе и аде, и это зачастую заставляет их видетьбуквально воочию что-то, о чем они читают или слышат. Адельм считает себя уже попавшимв ад и в отчаянии решается свести счеты с жизнью.Вильгельм пытается осмотретьрукописи и книги на столе Венанция в скриптории. Но сначала Хорхе, потом Бенций подразными предлогами отвлекают его. Вильгельм просит Малахию поставить кого-нибудь у столана страже, а ночью вместе с Адсоном возвращается сюда через обнаруженный подземный ход, которым пользуется библиотекарь после того, как запирает вечером изнутри двери Храмины. Средибумаг Венанция они находят пергамент с непонятными выписками и знаками тайнописи, но на столе отсутствует книга, которую Вильгельм видел здесь днем. Кто-тонеосторожным звуком выдает свое присутствие в скриптории. Вильгельм бросается в погонюи внезапно в свет фонаря попадает выпавшая у беглеца книга, но неизвестный успеваетсхватить её раньше Вильгельма и скрыться.По ночам библиотеку крепче замков и запретовохраняет страх. Многие монахи верят, что в темноте среди книг бродят ужасные существа и душиумерших библиотекарей. Вильгельм скептически относится к подобным суевериями не упускает возможности изучить хранилище, где Адсон испытывает на себе действиепорождающих иллюзии кривых зеркал и светильника, пропитанного вызывающим видения составом.
Лабиринт оказывается сложнее, чем предполагал Вильгельм, и только благодаря случаюим удается обнаружить выход. От встревоженного аббата они узнают об исчезновенииБеренгара.Мертвого помощника библиотекаря находят только через сутки в купальне, расположенной рядом с монастырской лечебницей. Травщик и лекарь Северин обращает вниманиеВильгельма, что на пальцах у Беренгара остались следы какого-то вещества. Травщикговорит, что видел такие же и у Венанция, когда труп отмыли от крови. К тому же языку Беренгара почернел - очевидно, монах был отравлен, прежде чем захлебнулся в воде.
Северин рассказывает, что когда-то давно держал у себя чрезвычайно ядовитое зелье, свойств которого не знал и сам, и оно пропало потом при странных обстоятельствах. О ядебыло известно Малахии, аббату и Беренгару. Тем временем в монастырь съезжаются посольства.
С папской делегацией прибывает инквизитор Бернард Ги. Вильгельм не скрывает своейнеприязни к нему лично и его методам. Бернард объявляет, что отныне сам будет заниматьсярасследованием происшествий в обители, от которых, по его мнению, сильно попахиваетдьявольщиной.Вильгельм и Адсон снова проникают в библиотеку, чтобы составить планлабиринта. Выясняется, что комнаты хранилища обозначены буквами, из которых, если проходитьв определенном порядке, составляются условные слова и названия стран. Обнаружени «предел Африки» - замаскированная и наглухо закрытая комната, однако онине находят способа войти в нее. Бернардом Ги задержаны и обвинены в колдовствепомощник лекаря и деревенская девушка, которую тот приводит по ночам ублажать похоть своегопатрона за остатки монастырских трапез; накануне повстречался с ней и Адсон и не могустоять перед искушением. Теперь участь девушки решена - как ведьма она пойдетна костер.Братская дискуссия между францисканцами и представителями папы переходитв вульгарную драку, во время которой Северин сообщает оставшемуся в стороне от побоищаВильгельму, что нашел у себя в лаборатории странную книгу. Их разговор слышит слепойХорхе, но и Бенций догадывается, что Северин обнаружил нечто, оставшееся от Беренгара.
Возобновившийся было после общего замирения диспут прерывается известием, что травщик найденв лечебнице мертвым и убийца уже схвачен.Череп травщика проломлен стоявшимна лабораторном столе металлическим небесным глобусом. Вильгельм ищет на пальцах Северинаследы того же вещества, что у Беренгара и Венанция, но руки травщика обтянуты кожанымиперчатками, используемыми при работах с опасными препаратами. На месте преступлениязастигнут келарь Ремигий, который тщетно пытается оправдаться и заявляет, что пришелв лечебницу, когда Северин был уже мертв. Бенций говорит Вильгельму, что вбежал сюда однимиз первых, потом следил за входящими и уверен: Малахия уже был здесь, выжидал в нишеза пологом, а после незаметно смешался с другими монахами. Вильгельм убежден, что большуюкнигу никто не мог вынести отсюда тайно и, если убийца - Малахия, она должна все ещенаходиться в лаборатории. Вильгельм и Адсон принимаются за поиски, но упускаютиз виду, что иногда древние рукописи переплетались по нескольку в один том. Врезультате книга остается незамеченной ими среди других, принадлежавших Северину, и попадаетк более догадливому Бенцию.Бернард Ги проводит судилище над келарем и, уличив егов принадлежности некогда к одному из еретических течений, вынуждает принять на себяи вину за убийства в аббатстве. Инквизитора не интересует, кто на самом деле убилмонахов, но он стремится доказать, что бывший еретик, ныне объявленный убийцей, разделялвоззрения францисканцев-спиритуалов. Это позволяет сорвать встречу, в чем, по-видимому, и состояла цель, с которой он был направлен сюда папой.На требование Вильгельмаотдать книгу Бенций отвечает, что, даже не начиная читать, вернул её Малахии, от которогополучил предложение занять освободившееся место помощника библиотекаря. Через несколько часов, во время церковной службы, Малахия в судорогах умирает, язык у него черени на пальцах уже знакомые Вильгельму следы.Аббат объявляет Вильгельму, что францисканецне оправдал его ожиданий и на следующее утро должен вместе с Адсоном покинуть обитель.
Вильгельм возражает, что о монахах-мужеложцах, сведение счетов между которыми настоятельи считал причиной преступлений, он знает уже давно. Однако истинная причина не в этом: умирают те, кому известно о существовании в библиотеке «предела Африки». Аббатне может утаить, что слова Вильгельма навели его на какую-то догадку, но тем тверженастаивает на отъезде англичанина; теперь он намерен взять дело в свои руки и под своюответственность.Но и Вильгельм не собирается отступать, ибо подошел к решениювплотную. По случайной подсказке Адсона удается прочитать в тайнописи Венанция ключ, открывающий «предел Африки». На шестую ночь своего пребывания в аббатстве они вступаютв тайную комнату библиотеки. Слепой Хорхе дожидается их внутри.Вильгельм предполагалвстретить его здесь. Сами недомолвки монахов, записи в библиотечном каталоге и некоторыефакты позволили ему выяснить, что Хорхе когда-то был библиотекарем, а почувствовав, чтослепнет, обучил сначала первого своего преемника, потом - Малахию. Ни тот ни другойне могли работать без его помощи и не ступали ни шагу, не спросясь у него. Аббаттакже был от него в зависимости, поскольку получил свое место с его помощью. Сорок летслепец является полновластным хозяином обители. И он считал, что некоторые из рукописейбиблиотеки должны навсегда остаться скрытыми от чьих-либо глаз. Когда же по винеБеренгара одна из них - может быть, самая важная - покинула эти стены, Хорхе приложилвсе усилия, чтобы вернуть её обратно. Эта книга - вторая часть «Поэтики» Аристотеля, считающаяся утраченной и посвященная смеху и смешному в искусстве, риторике, в мастерстве убеждения. Ради того, чтобы её существование осталось в тайне, Хорхене задумываясь идет на преступление, ибо убежден: если смех будет освящен авторитетомАристотеля, рухнет вся устоявшаяся средневековая иерархия ценностей, и культура, пестуемаяв удаленных от мира монастырях, культура избранных и посвященных, будет сметенагородской, низовой, площадной.Хорхе признается, что понимал с самого начала: рано илипоздно Вильгельм откроет истину, и следил, как шаг за шагом англичанин приближается к ней.
Он протягивает Вильгельму книгу, за стремление видеть которую поплатились жизнью уже пятьчеловек, и предлагает читать. Но францисканец говорит, что разгадал и эту его дьявольскуюуловку, и восстанавливает ход событий. Много лет назад, услышав, как кто-тов скриптории проявляет интерес к «пределу Африки», еще зрячий Хорхе похищаету Северина яд, однако в дело его пускает не сразу. Но когда Беренгар, из похвальбыперед Адельмом, однажды повел себя несдержанно, уже ослепший старик поднимается наверхи пропитывает ядом страницы книги. Адельм, согласившийся на постыдный грех, чтобыприкоснуться к тайне, не воспользовался сведениями, добытыми такой ценой, но, объятыйпосле исповеди у Хорхе смертным ужасом, обо всем рассказывает Венанцию. Венанций добираетсядо книги, но, чтобы разделять мягкие пергаментные листы, ему приходится смачивать пальцыо язык. Он умирает, не успев выйти из Храмины. Беренгар находит тело и, испугавшись, что при расследовании неминуемо откроется бывшее между ним и Адельмом, переносит трупв бочку с кровью. Однако он тоже заинтересовался книгой, которую вырвал в скрипториипочти из рук у Вильгельма. Он приносит её в лечебницу, где ночью может читать, не опасаясь, что будет кем-нибудь замечен. А когда яд начинает действовать, бросается в купальню в тщетной надежде, что вода уймет пламя, пожирающее его изнутри. Таккнига попадает к Северину. Посланный Хорхе Малахия убивает травщика, но умирает и сам, пожелав узнать, что такого запрещенного содержится в предмете, из-за которого егосделали убийцей. Последний в этом ряду - аббат. После разговора с Вильгельмомон потребовал у Хорхе объяснений, более того: требовал открыть «предел Африки»
и положить конец секретности, установленной в библиотеке слепцом и егопредшественниками. Сейчас он задыхается в каменном мешке еще одного подземного ходав библиотеку, где Хорхе запер его, а потом сломал управляющие дверямимеханизмы.«Значит, мертвые умерли напрасно», - говорит Вильгельм: теперь книганайдена, а от яда Хорхе он сумел уберечься. Но во исполнение своего замысла старецготов и сам принять смерть. Хорхе рвет книгу и поедает отравленные страницы, а когдаВильгельм пытается остановить его, бежит, безошибочно ориентируясь в библиотеке по памяти.
Лампа в руках у преследователей все же дает им некоторое преимущество. Однаконастигнутому слепцу удается отнять светильник и отбросить в сторону. От разлившегосямасла начинается пожар; Вильгельм и Адсон спешат за водой, но возвращаются слишком поздно.
Ни к чему не приводят и усилия всей братии, поднятой по тревоге; огонь вырываетсянаружу и перекидывается от Храмины сперва на церковь, потом на остальныепостройки.На глазах у Адсона богатейшая обитель превращается в пепелище. Аббатствогорит трое суток. К исходу третьего дня монахи, собрав немногое, что удалось спасти, оставляютдымящиеся руины как место, проклятое Богом.