Уже на протяжении 200 лет.

На чтение 6 мин. Просмотров 1.3k. Опубликовано 24 февраля, 2018

На протяжении веков скопление небольших ферм недалеко от воды на исландском полуострове Ватнснес влачит своё жалкое существование среди поросших травой полей и скалистых холмов, пытаясь выжить на краю света. Полуостров известен чёрной базальтовой породой, которая, как говорят, является окаменевшим троллем, и колониями тюленей, которые любят нежиться на солнце.

Здесь тихо и спокойно, однако так было не всегда. В марте 1828 года Агнес Магнусдоттир, которая работала на ферме Иллюгастадир, прибежала к соседям, чтобы сообщить о пожаре. По её словам, ситуация была ужасной: двое людей находились в ловушке внутри горящего здания.

Когда на место происшествия прибыли спасатели и потушили пламя, всё оказалось намного хуже, чем они ожидали: внутри дома они обнаружили тела Натана Кетилльссона, владельца фермы, и его гостя, Петура Йонссона. Трупы обоих мужчин были сильно обуглены, однако спасатели смогли понять, что причиной их смерти стал вовсе не пожар: они были убиты. Кетилльссон и Йонссон получили по двенадцать ножевых ранений, после чего были забиты до смерти молотком. Чтобы замести следы преступления, кто-то поджог дом при помощи акульего жира.

Полиция тут же арестовала Агнес и другую служанку, Сигридюр Гудмундсдоттир, а также молодого человека по имени Фридрик Сигурдссон. И хотя мотивы троицы были неясными, местные сплетники подозревали, что преступление было связано каким-то образом с их романтическими отношениями.

ОПАСНЫЕ СВЯЗИ

Агнес родилась 27 октября 1795 года на севере Исландии. Её родители, Ингвелдур Рафнсдоттир и Магнус Магнуссон, были фермерами. Когда Агнес исполнилось шесть лет, отец бросил семью. Девочку взяла на попечение пара фермеров-арендаторов. О её ранних годах мало что известно, за исключением того, что они были омрачены тяжким трудом и бедностью. Но всё изменилось, когда она встретила Натана Кетильссона.

Агнес по уши влюбилась в Натана, врача-самоучку и травника. И хотя она была его служанкой, он восхищался её интеллектом и дал ей представление о жизни за чертой бедности и тяжкого труда. Похоже, у них был короткий роман, однако Натан любил Скальд-Розу, известную местную поэтессу. И хотя Роза была замужем, вся округа знала о её давних отношениях с Натаном; у них даже были совместные дети. Ситуацию усложнял также тот факт, что Натан состоял в интимных отношениях с шестнадцатилетней Сигридюр.

Никто не мог понять, как именно эти запутанные страсти могли привести к убийству. Агнес приревновала Натана к Сигридюр? Или это был Фридрик? Судебные документы больше фокусировались на идее о том, что группа собиралась обокрасть богатого землевладельца. В них говорилось, что Фридрик «решился совершить это преступление из-за ненависти к Натану и тяги к воровству». Женщины называли Фридрика вдохновителем преступления, однако они не могли толком объяснить, в чём он был виноват.

Немногочисленные имеющиеся факты указывали на то, что главной злодейкой всё же была Агнес, и этого было достаточно, чтобы её осудить. Автор Ханна Кент, которая в 2013 году написала «спекулятивную биографию» Агнес под названием «Похоронные обряды», во время интервью заявила, что при переводе местных документов она обнаружила, что такие слова, как «дьявол», «ведьма» и «паук», часто использовались для описания Агнес. «Я пыталась найти в истории Агнес социальные или культурные факторы, которые могли спровоцировать её на совершение преступления, однако наткнулась только на веру в то, что она была воплощением сущего зла», – говорит Кент.

ДЕНЬ КАЗНИ

Церковь в городе Чёрн (Исландия), где похоронена Агнес Магнусдоттир

После долгого судебного разбирательства, которое дошло до Верховного суда в Копенгагене (Исландия тогда была ещё под датским правлением), тридцатитрёхлетняя Агнес и девятнадцатилетний Фридрик были приговорены к смертной казни. Сигридюр также приговорили к смерти, однако её наказание было в конечном счёте заменено на пожизненное заключение. Причины такого шага не совсем понятны; возможно, это было связано с тем, что общественность считала главной злодейкой Агнес. Поскольку тюрем в сельской местности Исландии не было, осуждённых отправили на местные фермы дожидаться своей судьбы. Агнес оказалась в Корнсе, на той самой ферме, где она когда-то жила со своей приёмной семьёй.

День казни был назначен на 12 января 1830 года. Обезглавливание было зрелищным: в нём приняли участие 150 владельцев ферм со всего района, а из Дании даже привезли специальный топор. Палачом стал Гудмундур Кетильссон, брат Натана. Это был последний раз, когда кого-то казнили в Исландии.

Над телами казнённых было запрещено проводить христианские погребальные обряды. Их головы были посажены на кол и выставлены на всеобщее обозрение у дороги. Однако пробыли они там недолго: спустя 24 часа они были украдены и считались пропавшими на протяжении 100 лет.

Примерно в 1930 году местная жительница, которая утверждала, что ей явился дух Агнес, нашла головы. Личность воров остаётся загадкой, хотя легенда гласит, что добродушная женщина решила, что должна предать земле головы казнённых. Странно, что черепа были найдены именно там, где она сказала: «в направлении заходящего солнца в разгар лета, недалеко от места казни», согласно автору детективов Квентину Бейтсу.

Тела Агнес и Фридрика, похороненные недалеко от места казни, были перезахоронены вместе с головами на церковном дворе в Чёрне (вблизи того места, где когда-то находилась ферма Иллюгастадир).

НОВЫЙ ШАНС НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

9 сентября 2017 года Исландское юридическое общество организовало повторный судебный процесс по делу Агнес, которое было пересмотрено в соответствии с современными правилами. Как результат, Агнес была приговорена к 14 годам лишения свободы – вместо смертной казни.

По словам одного из судей, Дэвида Тора, в ходе первоначального судебного разбирательства никто не пытался установить, почему произошло убийство. «Тогда никого не волновали мотивы преступления, – сказал он Associated Press. – Сегодня мы попытались понять, что привело к убийству. Скорее всего, это связано с тем, как хозяин обращался с двумя женщинами, которым негде было жить».

История Агнес будоражила Исландию на протяжении 200 лет. Эта женщина жаждала мести из-за того, что её счастье было под угрозой? Или было что-то ещё? И хотя в Национальной библиотеке Исландии сохранились судебные записи от 1828 года, о жизни самой Агнес мало что известно.

Об этом странном убийстве было написано девять книг, и, скорее всего, оно ещё долго будет будоражить Исландию, учитывая вновь проявленный к нему интерес. Тем не менее, мы вряд ли уже узнаем, что именно произошло в тот мартовский вечер на ферме Иллюгастадир.

Очень интересная статья, во многом пересекающаяся с нашими исследованиями: человек не обязан рождаться в той или иной реальности, он может быть "занесен" в неё, как каждую ночь нас "заносит" в сны -- с уже имеющейся памятью, целью, телом, инструментами и окружением, включая целые города. И с этого момента мы начинаем строить не только свое настоящее и будущее, но и прошлое.

Известная нам физическая реальность является лишь одним из возможных вариантов существования -- одним из миллиардов возможных снов. Мы существуем в , -- , постоянно сливающихся между собой и разделяющихся снова. Мы можем путешествовать между некоторыми теплицами, другие для нас пока закрыты. Каждая теплица реальности или сфера внимания ограничена тем, что мы способны воспринять нашими органами чувств, она существует лишь до конца (кромки горизонта или ) и слышимого звука. Также она существует до кромки горизонта событий, ведь мы видим лишь немного в будущее и имеем размытое представление о прошлом.
Чем дальше этот горизонт событий от точки "Здесь и Сейчас", тем меньше мы представляем себе реальность отдаленного момента, даже если помним или ментально "представляем" (читай, проецируем) себя в нем. Наше сознание сконцентрировано в гравитационном центре (), от которой из момента ЗиС идет разуплотнение и разветвление внимания в прошлые, будущие и параллельные состояния бытия, которые мы называем грёзами, снами, фантазизями, другими жизнями или воспринимаем как свою истинную и единственную историю. Автор основывается на гипотезе, что реальность едина и неделима. Однако, как мы уже обсуждали, х много, но все дороги пока ведут к обозначенной автором дате - 1800-м годам и немного раньше. Далеко не со всеми утверждениями автора можно согласиться, поэтому тут более интересна сама глобальная идея, нежели локальное исполнение и доказательства.

В настоящий момент в альтернативной истории сложились два основных направления. Их апологетами стали исследователи Алексей Кунгуров и Андрей Скляров. Эти две яркие незаурядные личности даже успели создать свои собственные школы с соратниками, последователями и учениками. Благодаря их усилиям в исторической науке произошел невероятный прорыв, настоящая революция, к сожалению незамеченная подавляющим большинством наших граждан. И, как ни странно, этот прорыв произошел не стараниями научного исторического сообщества, но благодаря усилиям энтузиастов- одиночек не имеющих научных званий и зачастую далеких от исторической науки, но обладающих пытливым умом и обостренным чувством справедливости.


На первый взгляд они не сделали ничего особенного, просто обратили наше внимание на ряд фактов, которые никак не вписываются в гармоничную картину истории человечества. Но по сути эти факты являются основополагающими в понимании устройства мироздания и места человечества в нем. И в свете этих фактов официальная история выглядит по меньшей мере нелепой. Я благодарен им за то что они изменили мое сознание и я пришел к пониманию того о чем речь пойдет далее. Всю свою жизнь я как и многие другие задавался вопросами: кто мы, откуда и зачем. Впервые монументальное здание теории эволюции Дарвина в моем сознании пошатнулось когда я узнал о существовании НЛО но окончательно оно рухнуло после того как я полгода назад натолкнулся на статьи вышеупомянутых апологетов альтернативной истории. С этого момента окружающий мир предстал передо мной в совершенно ином свете.

Обыватель скажет: чтобы стать историком нужно долго учиться, прочесть массу книг по истории, состоять на службе, иметь ученую степень, ездить в экспедиции и посещать симпозиумы. Да, это так, но, как мы все видим, официальная историческая наука превратилась в элитарный закрытый клуб, по сути мафию, которая заинтересована в сохранении существующего положения и всячески препятствует созданию реальной картины происхождения и развития человечества, замалчивая не вписывающиеся в парадигму факты коих накопилось множество за последние годы. Сложилась настолько парадоксальная ситуация что отдельные граждане, не желающие далее мириться с этой ложью и лицемерием, примеряли на себя тогу историка.

Инструментом историка является образованность, широкий кругозор, критический склад ума, сильная логика и жизненный опыт. И поверьте, многие люди обладают таким инструментом но лишь единицы способны применить его в нужное время в нужном месте. Именно они ведут за собой остальных.

Сомнения в непогрешимости официальной истории зародились у людей давно но лишь с появлением интернета и спутниковых карт эти сомнения обрели статус фактов и стали доступны всем кто увлекается данной темой. Как грибы после дождя стали расти и множиться исследователи прошлого и это хорошо.

На сегодняшний день история нашей цивилизации представляет из себя невероятную смесь, экзотический коктейль из версий, гипотез, догадок и реальных фактов. Здесь перемешаны Атлантида, Гиперборея, мегалиты, пирамиды, подземные города, полая Земля, гиганты, карлики, необъяснимые артефакты, потопы, динозавры, мамонты, глобальный предиктор, веды, виманы, правообладатели и многое многое другое. Думаю что настало время хоть немного привести в порядок весь этот невероятный объем противоречивой информации. Попытаюсь внести свою лепту в это нелегкое дело.

Я хочу представить на суд зрителя свою гипотезу возникновения человечества которая несколько отличается от всех существующих на данный момент и, как я думаю, имеет право на существование. Надеюсь кому-то она покажется интересной. В своих выводах я руководствовался обычной человеческой логикой, здравым смыслом и жизненным опытом.

Итак в чем же суть моей гипотезы?

Андрей Скляров и Алексей Кунгуров в своих многочисленных и интересных работах блестяще показали что современная цивилизация не имеет к артефактам никакого отношения. Я полностью с ними согласен и расхожусь с упомянутыми авторами лишь в выводах:

1. Андрей Скляров считает артефакты делом рук высших цивилизаций, посещавших планету в прошлом.

2. Алексей Кунгуров говорит об опережающих знаниях и технологиях наших предков, утраченных в результате глобального катаклизма.

Я же думаю что артефакты либо не имеют ни к нам, ни к высшим цивилизациям, ни к нашим далеким предкам никакого отношения, либо являются частью нашей ФАЛЬШИВОЙ ИСТОРИИ.

Я уверен, что вся история человечества (а не отдельные ее эпизоды, как считают многие авторы) от начала и до конца-это ЛОЖЬ, которая поддерживается официальной исторической наукой. А человечество существует на этой планете всего лишь около ДВУХСОТ ЛЕТ! У нас просто нет истории- не успели обзавестись. Я думаю что около двухсот лет тому назад мы просто проснулись в наших городах с уже сформированной памятью, профессиональными навыками, готовой промышленностью, сельским хозяйством, технологиями, социальной инфраструктурой, языком и культурой. И самое главное-с готовой историей, имеющей лишь одну задачу: скрыть ИСТИНУ. А ИСТИНА заключается в том что у нас есть ТВОРЕЦ. Факт его существования и в чем его цель относительно людей и призвана скрывать ФАЛЬШИВАЯ ИСТОРИЯ. Сейчас многие кто читают эти строки покрутят пальцем у виска и будут правы: поверить в подобное невозможно. Но не будем спешить, разговор у нас пойдет долгий и непростой.

Я считаю что реальность, в которой мы существуем, настолько невероятна что человеческое сознание, находящееся со школьной скамьи в цепях теории эволюции Дарвина, просто отторгает ее.

Реальность-это капсула пространства и времени с набором строгих физических законов, изменять которые мы не в силах. Каковы основные законы нашей реальности? Это: 1. Закон всемирного тяготения. 2. Закон сохранения энергии. Именно ими управляются наша жизнь и развитие. Рассуждая логически наша реальность может иметь два варианта:

1. Она неизменна с момента нашего появления на этой планете и тогда мы в состоянии хотя бы примерно определить наш возраст.

2. Она изменяется а вместе с ней наша память и тогда наше прошлое условно и мы в состоянии изучать лишь его часть доступную в настоящий момент.

Я буду рассматривать первый вариант.

Появление людей на этой планете также может иметь два варианта:

1. Реальность создана одновременно с нами.

2. Реальность создана до нас а мы помещены в нее позже.

Изучать реальность мы можем двумя способами:

1. Анализируя человеческую память.

2. Исследуя окружающий нас мир.

Если отталкиваться от человеческой памяти то она состоит из памяти поколений, т.е. совокупной памяти наших дедов, прадедов, прапрадедов и т.д. в глубь веков. Как исследовательский инструмент человеческая память слабовата но кое-что из нее мы выжать можем. Главным же способом исследования остается изучение окружающего нас материального мира и здесь фактов хоть отбавляй. Что мы видим вокруг себя? Огромное количество вещей которые в нашей реальности просто невозможны, остановимся на самых очевидных:

1. Мегалиты, Подземные города, Пирамиды и Полигональная кладка . Их невероятный вес, способы строительства и способы обработки камня заставляют нас предположить наличие у строителей невозможных в нашей реальности инструментов и технологий для изготовления и способов перемещения таких тяжестей. В совокупности эти факты противоречат физическим законам нашей реальности.

2. Наши Города . Да, я считаю наши города артефактами, поскольку думаю что люди не имеют к их созданию никакого отношения. Самый яркий пример тому в нашей стране -это г. Санкт-Петербург.

3. Артефакты из камня и металлов. Наши музеи до краев заполнены экспонатами происхождение которых никто не в состоянии объяснить в рамках существующих технологий. А. Кунгуров прекрасно это показал в своих замечательных работах.

4. Особняком стоят в этом списке НЛО. Их существование заставляет предположить что кто-то или что-то проникает в нашу реальность извне и способно изменять ее свойства.

Я считаю что все артефакты были созданы ТВОРЦОМ как вариант:

1. До появления людей на планете и с неизвестной нам целью.

2. Одновременно с людьми как часть ФАЛЬШИВОЙ ИСТОРИИ.

Что касается городов то, либо они были созданы одновременно с нами и для нас, либо они были созданы до нас, опять же с неизвестной целью, и тогда уже люди создавались под города.

Итак, переходим к главному вопросу: откуда я взял срок 200 лет, говоря о возрасте человечества? Я отталкивался от нескольких временный маркеров:

1. Первым временным маркером является обыкновенный кирпич из которого сложены наши города, я считаю что именно в нем скрыт ответ на главный вопрос: сколько же человечеству лет?

И что особенного в этом кирпиче спросите вы: обыкновенный строительный материал? И будете неправы. Да, материал обычный, но лишь для нашего времени. Как вы думаете, сколько лет может стоять кирпич в нашем климате? Нет никаких исследований на эту тему- исторической науке это было неинтересно, она датировала сооружения иными методами. Я думаю, исходя из жизненного опыта, что лет 300-500, допуск велик но нам большая точность и не требуется. Так вот, мало кто задумывается над тем что вся территория России (как и остальной планеты) застроена огромным количеством кирпичных зданий возрастом 200 лет и старше. Основная масса зданий сосредоточена в городах но и сельская местность достаточно плотно застроена кирпичом. Это храмы, церкви и усадьбы, расположенные как на территории поселений так и просто в чистом поле. Многие строения находятся в полуразрушенном состоянии и как нельзя лучше подходят для определения возраста и качества кирпича.

Мы видим что качество кирпича отменное и не сравнимо с современным. В последнее время даже расцвел бизнес по продаже антикварного кирпича из разобранных старинных зданий. Не думаю что современный кирпич ждет такое же светлое будущее. Мы воспринимаем эти сооружения как нечто само собой разумеющееся, как наше историческое наследие, не задумываясь о том что эти сооружения невозможны в нашей реальности. Почему? А вот почему. Человеку, который никогда не сталкивался с производством кирпича кажется что это простое дело поскольку кирпич и его обломки мы видим на протяжении нашей жизни повсюду. Ан нет! Вот мы и подошли к краеугольному камню вернее кирпичу нашей истории. ОТКУДА ВЗЯЛСЯ КИРПИЧ 200-500 ЛЕТ НАЗАД? Каждый может войти в интернет и прочитать как делается кирпич чтобы понять: БЕЗ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА И ТЯЖЕЛОЙ ТЕХНИКИ МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОБОЖЖЕННОГО КИРПИЧА В НАШЕМ КЛИМАТЕ НЕВОЗМОЖНО! Да, на дровах можно обжигать керамическую посуду, какое-то количество кирпича,например для печей, но не тот огромный объем который мы наблюдаем. А города, усадьбы и храмы стоят. И они великолепны! Действительность такова: примерно 200-500 лет назад на территории России (как и по всей планете) неизвестно откуда появилось немыслимое количество зданий из обожженного кирпича и люди не имеют к этому никакого отношения. Сюда же можно отнести постройки из гранита. Пример: г. Санкт-Петербург.

2. Второй временной маркер -это катаклизм в результате которого первые этажи зданий оказались занесены землей. Человеческая память почему-то не хранит это событие хотя, судя по всему, произошло оно сравнительно недавно. Если возраст кирпича из которого сложены здания около 200 лет (как пример г. Санкт-Петербург), то данное событие моложе а мы его не помним и не просто не помним а даже не можем предложить вразумительных версий. Библейские события 2000- летней давности мы помним а небывалый катаклизм 200-летней давности, произошедший на нашей земле, не отображен ни в каких устных источниках. Странно, не правда ли? Гипотезы о проливных дождях, селях, цунами вряд ли уместны. Нет никаких упоминаний об этом и в якобы исторических хрониках. Нигде не говорится и о том что помещения первых этажей очищались от грязи а ведь это гигантский объем работ, учитывая что единственным транспортом был гужевой а инструментом только лопата. У меня есть этому следующее объяснение: на момент появления людей города уже стояли в современном виде с утопленными в землю но чистыми внутри первыми этажами.

3. Третий временной маркер-это наши погосты. На могилах 200 летней давности стоят памятники

из гранита, мрамора и подобия бетона обработанные неведомыми нам инструментами по неведомым технологиям. Все надгробия, созданные людьми, видны сразу же по их низкому качеству. Я считаю что примерно на этом рубеже и проходит граница между реальной и ВЫМЫШЛЕННОЙ ИСТОРИЕЙ.


— Не грусти, — сказала Алисa. — Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно.
Льюис Кэрролл


Одной этой статьи мало для полноценной картины, поэтому читаем

Постепенно начали вырисовываться временные рамки ядерной войны прошлого. Самый пик пришелся на 1780-1816 годы. В 1816 году уже началась ядерная зима.
Год без лета
Три года в Северном полушарии даже летом был мороз.
Я хочу показать в статье, что мир уже был глобален до начала этой войны на примере инженерно-архитектурной школы, которая была едина для всей планеты. В данный момент, можно абсолютно точно брать на вооружение два факта:
Факт 1:
До начала войны 1780-1816 года большинство городов на планете было выстроено в едином античном стиле. Я имею в виду жилую недвижимость. Здания, которые ныне относят к храмовым постройкам и постройкам неизвестного назначения, типа Пирамид Гизы, Пирамид Майя и тд отличаются. В Западной Европе, античная архитектура сохранилась лучше всего. Во всем остальном мире большая часть городов была уничтожена полностью. Некоторые пострадали частично, поэтому античные здания дожили до наших дней и преподносятся под видом "колониальной" архитектуры. Это конечно, ерунда. Тем, кто переформатировал мир, было не до постройки зданий по красивым проектам во время регулярных восстаний и боевых действий.
Факт 2:
Все античные города на планете были окружены гигантскими, циклопическими сооружениями в виде звезд, которые ныне называют - бастионные фортификационные сооружения. Строительный объем одной такой звезды вокруг крупного города часто равен строительному объему самого города. Миллионы кубометров земляных работ и милионы кубометров строительного камня. Причем камня, филигранно обработанного машинным промышленным способом. Фортификационные функции звезд можно ставить под сомнение, потому что есть много маркеров, которые обесмысливают эти функции. Но об этом позже.
Используя google maps и google картинки, можно убедиться в истинности двух вышепреведенных фактов, а также узнать, что реализуя принцип - "Разделяй и властвуй" нынешние рулевые, выигравшие эту войну, вот уже на протяжении двухсот лет усердно стирают с лица земли города в античном стиле, а особенно звезды. Делается это для того, чтобы разорвать единое архитектурное поле планеты, дабы современное население не догадались, что мир раньше уже был глобален.

Проверяем факт номер один -
Вот происходит "постройка" англо-французскими войсками дворца в колониальном стиле в Китае.
ссылка

Вот был дворец в Китае - Yuanmingyuan.

После посещения англо-французскими войсками стал таким.

Англия в середине и конце 19 века провела более 200 войн. Если и не участвовала в войне прямо, то опосредованно всегда присутствовал ее интерес. И везде выиграла и стала империей над которой никогда не заходит Солнце. Все эти войны больше похожи на карательную зачистку остатков вооруженных сил на уничтоженных ядерной войной территориях и создание там окупационных администраций. Очевидно, что без тотального военно-технического превосходства реализовать такой масштабный передел мира было бы невозможно.

Токио

Токио

Йокогама

Йокогама


Фото Японии отсюда

Арита Япония

Буэнос Айрес, Аргентина

Буэнос Айрес, Аргентина


Фото Буэнос Айреса отсюда

Буэнос Айрес, Аргентина

Сантьяго, Чили

Сантьяго, Чили

Чикаго 19 век. Вы можете поверить что такой комплекс могли спроектировать и сваять в мраморе потомки конкистадоров, которые страдая цингой плыли на деревянных посудинах 6 месяцев в Америку?

Чикаго, Сша


Очень рекомендую эту статью, где автор разбирает детали фасадов зданий в античном стиле.
http://mishawalk.blogspot.com/2014/12/2.html

Сиэттл, Сша

Севастополь до 1853 года

Севастополь до 1853 года. Другой ракурс. Картинка кликабельна:

Москва, Россия

Омск, Россия

Пермь, Россия

Керчь, Россия

Владивосток, Россия. Американские войска во Владивостоке в 1922

Симферополь, Россия

Симферополь, Россия

Саратов, Россия

Таганрог, Россия

Киев, Украина

Киев, Украина

Киев, Украина

Одесса, Украина

Тегеран, Иран

Ханой, Вьетнам

Сайгон, Вьетнам

Паданг, Индонезия

Богота, Колумбия

Манила, Филипины

Карачи, Пакистан

Карачи, Пакистан

Шанхай, Китай

Шанхай, Китай

Манагуа, Никарагуа

Калькутта, Индия. Принц Уэльский вошел с армией. Дворец в "колониальном" стиле уже стоит

Калькутта, Индия

Калькутта 1813, Индия

Кейптаун, Южная Африка

Кейптаун, Южная Африка

Сеул, Корея

Сеул, Корея

Мельбурн, Австралия

Брисбен, Австралия

Оаксака, Мексика

Мехико, Мексика

Торонто, Канада

Торонто, Канада

Монреаль, Канада

Пхукет, Тайланд

В этот список нужно также добавить все уничтоженные города, которым манипулятор присвоил статус древнегреческих и древнеримских. Это все чушь. Они уничтожены 200-300 лет назад. Просто из-за запустынивания территории жизнь на обломках таких городов, в основном не возобновилась.

Сравните - Ливан, Баальбек:

И Севастополь. Размеры только отличаются. Проект и функциональное назначение идентично.

Продолжать можно бесконечно. Читатель сам может в этом убедиться, для этого достаточно в гугле вести название любого более-менее крупного города на инглише плюс кейворд old buildings или город + old photos или город + 19 century photos и нажать "показать картинки". Жилая недвижимость будет очень похожа. Одинаковые арки, пилястры, башенки, колоны, балюстрады.
Например, посмотрите картинки по следующим кейвордам
sidney old buildings
calcutta old buildings
boston old buildings
rangoon old buildings
manila old buildings
melbourne old photos

На что следует обратить внимание. Официальная история врет что все эти здания были построены в середине-конце 19 века. В это время уже вовсю применялся фотоапарат. Так вот, вы нигде не найдете фотографий постройки более-менее серьезного объекта, хотя их строили массого в это время. Был настоящий строительный бум. Весь мир в 19 веке воевал (список войн 19 века) и в то же время весь мир массового застраивался античными зданиями, многие из которых и сейчас нельзя построить. Театры и оперы в военное неспокойное время не строят. Почти на всех фотографиях 19 века бородатые люди в изношенной одежде, в бесфоренных старых сапогах в основном ведут землянные работы, возят на тачках землю, используют довольно примитивные краны из бревен, иногда паровые машины для землянных работ. Но фотографий на которых четко было бы видно на половину выстроенное здание типа Венской оперы нет.
Скормите гуглу и гляньте фото и картинки -
19 century construction,
19 century town building,
19 century opera building,
19 century museum building
И вы убедитесь что эти античные здания не строились в 19 веке.

Переходим к факту номер два - города-звезды.
Они есть на всех континентах, кроме Австралии. В Австралии уничтожены полностью. Что удивительно, о них мало кто знает. На сегодняшний день обнаружено около одной тысячи. Вот в этой группе вконтакте вы можете посмотреть на спутниковые снимки нескольких сотен этих объектов, а также на планы городов, сделанные в 17-18 веках.
http://vk.com/albums-55242135
Просмотреть спутниковые снимки и старые планы городов нужно обязательно, чтобы понимать масштабы каменного строительства в прошлом и осознать единство стандартов в инженерно-архитектурной отрасли того времени. Я не могу сюда выложить 500 фото, слишком перегрузит статью.
По этой ссылке вы можете скачать kmz файл с метками звезд для Google Earth
http://peshkints.livejournal.com/7944.html
Итак, самый известный объект в форме звезды в России - Петропавловская крепость:

Он же - единственный, который отлично сохранился. Сотни, а может и тысячи были уничтожены за последние 200 лет.
Очень часто наружный склон такой звезды облицован качественной каменной кладкой. Вес блоков может достигать тонны и более. Иногда склон земляной. Въездные ворота в звездные форты часто выполнены из камня с очень качественной фрезерной обработкой. Почти все триумфальные арки в мире - это въездные ворота через стену в бывшие звезды. Внутри и снаружи находится каменная инфраструктура подобная Петропавлоской крепости.

В Европе небольшие города-звезды сохранились прекрасно, они выглядят вот так:

Neuf-Brisach fortress

Palmanova fortress

А на территории бывшего СССР вот так:

Брестская крепость

Диаметр этой звезды 2 км. Внутри она была застроена такими же домиками как и на двух картинках выше, но сейчас все стерто в пыль. И это общая тенденция почти для всех городов планеты. Лучше всего звезды вместе с жилой инфраструктурой сохранились в Западной и в меньшей степени в Восточной Европе. Просматривая современные города через Гугл Земля, бросается в глаза патологическая тяга глав Манипулятора к уничтожению звездных систем. В Европе демонтировали аккуратно, сохранив окружающую инфраструктуру. Для примера, покажу три европейских города Турин, Страсбург и Антверпен. Но это правило работает для ЛЮБОГО города.

План Турина в 1799 году

Турин в 1682 году
Картинка кликабельна

Турин сейчас


Следов этой гигантской стены в форме звезды и канала вы не найдете. Была проделана огромная работа по демонтажу с целью скрыть сам тип таких сооружений.

План Страсбурга

Страсбург в 1644 году

Страсбург сейчас. Базилика со шпилем на месте, каналы на месте, стены с бастионами нет.

Страсбург со спутника. Стена с бастионами аккуратно демонтирована.

Антверпен.
План от 1642 года, он наклонен на 90 градусов.
Длина горизонтального отрезка от левого края этой звездной стены до правого - 5.7 км. Объект огромен!

Второй план Антверпена.


Видите снизу и справа находятся 8 фортов, обозначенных ромбами? Сейчас мы посмотрим на спутниковую фото. На ней увидим, что от стены остался только канал. От фортов тоже остались только землянные насыпи, 8 штук, я их обвел красным. Ширина каждого форта 600 метров.
Картинка кликабельна

А как дела обстоят на територии России, Украины, Белоруссии, Казахстана и тд? Хуже. Гораздо Хуже. Все сравняли с землей. Аутентичных античных построек почти не осталось. Все эти сталинки, хрущевки - это быстровозводимые бараки, фактически, по быстрому построенные по типовым проектам, чтобы выжившее население могло перекантоваться и демографически поддержать количество рабочей силы.

Москва, 17 век. Думаю внутри кольца в то время архитректура была гораздо масшабней Турина и Парижа.

Киев

Киев, сохранился фрагмент. Домишки - уже убогий новострой.

Оренбург

Наложил план Оренбурга на спутниковый снимок

Очаков. Помните "Времен Очакова и покорения Крыма" Грибоедова?

Очаков. Наложил план на снимок

Измаил

Измаил со спутника

Измаил. Наложил план на снимок

Херсон

Херсон, спутник. Манипулятор любит стадионы строить на месте звездных цитаделей. в Одессе так же.

Херсон. Наложил план на снимок

Украина. На месте античного города со звездой дачи располагаются. Берег Азовского моря, под Бердянском.

Россия. Под Ростовом.

Под Ростовом город со звездой на 6 бастионов был. Вот, для сравнения такой же в Хорватии, на 6 бастионов. Город называется Karlovac.
План

Karlovac в наше время.

А вот говорящая сама за себя звезда в северном Казахстане, со снесенной тремя ядерными взрывами окрестной инфраструктурой. Позже на пепелище возникла деревенька Становое. Кликните чтобы увеличить


Шаблон поиска старых планов городов прост. На разных языках скормите гуглу фразу -
"город старый план"
"город старая карта"
"город античная карта".
Попробуйте на латинском, французском, испанском, немецком. И нажмите показать картинки. Если план будет составлен до конца 18 века, то город будет в обрамлении звездной стены.


Оригинал взят у

27 мая в Москве открылась выставка «Гений места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории» , посвященная юбилею Манежа. В экспозицию вошли материалы, рассказывающие об истории московского Манежа - архитектурные планы и макеты, архивные документы и фотографии, портреты и мундиры выдающихся деятелей, непосредственно связанных с историей Манежа, произведения искусства и экспонаты, когда-то уже выставлявшиеся на этой площадке. В выставочном проекте принимает участие Государственный архив РФ.


Юбилейная выставка отражает все этапы истории Манежа, наполненной драматическими событиями. На протяжении 200 лет политическая и культурная жизнь страны разворачивалась в непосредственной близости, а порой и внутри самого здания.


Архитектурное сооружение, возведенное в 1817 году по случаю празднования пятилетия победы России над Наполеоном, изначально предназначалось для армейских учений и носило гордое название - экзерциргауз. То есть здание, в котором происходит учение солдат, помещение для разных военных упражнений. Уникальный проект испанского инженера Августина Бетанкура позволял свободно проводить строевые занятия внутри помещения, лишенного традиционных колонн и перегородок. Бетанкур разработал оригинальную, не имеющую мировых аналогов конструкцию деревянных стропил, способных без опор перекрыть пролет в 44,86 метра. Подвесной потолок (впервые использованный в нашей стране), крепился непосредственно к кровле и прятал ажурную систему ферм. Прекрасную освещенность давали огромные окна, площадь которых составляла треть общей площади стен. В 1825 году знаменитый московский зодчий Осип Иванович Бове украсил здание лепными и штукатурными украшениями на военную тематику.

После смерти императора Александра I Манеж превратился в центр народных гуляний на пасху, масленую неделю и рождество. Пока простые люди мерзли на Девичьем поле, состоятельная публика могла наслаждаться карамельными петушками, каруселями и балаганными представлениями в тепле и комфорте. В прочие дни в Манеже можно было посмотреть на конные состязания, получить уроки верховой, а впоследствии и велосипедной езды. К числу посетителей, прошедших полный курс обучения, принадлежал граф Лев Николаевич Толстой.

Во второй половине XIX века статус Манежа заметно повысился. Выходцы из купеческой среды, а ныне - процветающая буржуазия и представители состоятельного среднего класса, оказались не только достойными ценителями науки и культуры, но и щедрыми меценатами. В зале Манежа регулярно проходили «Всем доступные Голицынские концерты» и «Общедоступные народные концерты», а в 1867 году состоялось триумфальное выступление Гектора Берлиоза. С 1860-х годов Манеж все чаще стал выполнять не только развлекательную, но и просветительскую роль. Наибольший общественный резонанс имела Политехническая выставка 1872 года, организованная по принципу знаменитых всемирных выставок в Париже и Лондоне. Именно ей обязан своим рождением Политехнический музей в Москве.

После революции в Манеже был правительственный гараж, в 1957 году в здании открылся Центральный выставочный зал. Эпохальным событием в его выставочной жизни стала экспозиция «30 лет МОСХ» в 1962 году.

За прошедшие столетия здание Манежа претерпело немало потрясений: трескались и разрушались балки из драгоценной лиственницы, бомба, разорвавшаяся в октябре 1941 года в непосредственной близости от здания, значительно повредила лепнину. Стены здания были обезображены техническими пристройками. Наконец, 14 марта 2004 года в здании произошел сильный пожар, уничтоживший уникальные перекрытия.

В процессе реконструкции был сделан минус второй этаж, что увеличило выставочную площадь до 6000 кв.м.


18 апреля 2005 года обновленный Манеж снова открыл свои двери. Сегодня он является одним из самых крупных выставочных залов в Москве.

Помимо Госархива РФ, в выставочном проекте принимают участие Государственный военно-исторический архив, Государственный исторический музей, Москомархитектура, Мультимедиа Арт Музей, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Музей железнодорожного транспорта, Музейное объединение «Музеи Москвы», Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Политехнический музей, Российская государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Российский этнографический музей, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей путей сообщения, Центральный государственный архив и другие архивы Москвы и Санкт-Петербурга.

Выставка «Гений места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории» открыта с 27 мая по 26 ноября 2017 года.

Не так давно в небольшом бельгийском городке Буйон, расположенном на юге страны, произошло поистине удивительное событие. Агент по недвижимости Анри Годс обнаружил там старинную библиотеку, которая была заперта на протяжении 200 лет. О тайной сокровищнице литературы и изобразительного искусства Годсу сообщили родственники первоначального владельца дома во время аукциона недвижимости.

Владельцем ее является один французский интеллигент, который предположительно во время Великой французской революции 1789-1794 годов покинул свою родину и прибыл в Буйон. Библиотека оказалась своеобразной капсулой времени, запечатанной на 200 лет и сохранившей внутри себя первозданный вид давно минувшей эпохи.

Никто не заходил в эту комнату целых два века, поэтому оказаться в ней сейчас - все равно, что совершить настоящее путешествие в прошлое. Анри Годсу несказанно повезло не просто отыскать клад, но при этом стать первым, кто откроет старую дверь и вдохнет воздух, пропитанный духом тех времен.


Ценная находка содержала в себе 182 редчайшие книги, мебель, предметы искусства и интерьера XVIII-XIX столетий. Все печатные издания находились в идеальном состоянии, словно только что вышли со станка. Книги по большей части содержали описание экзотических стран и других цивилизаций.


Впрочем, особо важной находкой, представляющей в рамках культуры бесценное значение, стал старинный атлас Абрахама Ортелия, фламандского картографа, который создал первый в истории географический атлас современного типа.


Артефакт датируется 1575 годом. Тогда было сделано всего 100 копий первого современного атласа, причем большинство из них за столь долгое время было либо потеряно, либо уничтожено. Вот почему эта находка представляет такой исключительный интерес.

20 июня состоялся аукцион, на котором для всех заинтересованных покупателей были выставлены на продажу подлинные исторические ценности тайной библиотеки.

Портрет Абрахама Ортелия: