В каком году был открыт болонский университет. Болонский университет: как устроен старейший вуз в Европе

Предпосылки к образованию университета в Италии

В 476 году под ударами варварских племен германцев пала Западная Римская империя – центр не только политической, но и интеллектуальной жизни мира в эпоху античности. Собственно, этим событием история античности и заканчивается – начинается новая эпоха, получившая в исторической литературе название «Средневековья». Англичане называют Средневековье не иначе как dark ages, то есть, «темные века». Действительно, как писал великий советский историк Евгений Тарле, «700-800 лет, отделяющих Западную Римскую империю от эпохи Возрождения весьма скудны светящимися точками, маяками и центрами Просвещения». Эти слова в полной мере относятся и ко всей Европе, и к Италии.

Неправильно думать, что Италия полностью растеряла традиции Цицерона и Вергилия. Из деятелей VI-X веков можно вспомнить Кассидора, Боэция, папу Сильвестра, до принятия столь высокого сана являвшегося блестящим математиком Гербертом. Определенный подъем культурной жизни вызвало так называемое «каролингское Возрождение». Тем не менее, от былой славы науки и изящной словесности не осталось практически ничего.

Начало XI столетия радикально изменило такое положение дел. Объясняется это тем фактом, что в это время Италия стала ареной непримиримой борьбы между партиями гвельфов и гибеллинов – партиями Римского папы и императора Священной римской империи. Для подтверждения своих позиций обе стороны активно использовали произведения публицистических жанров. Такая полемика привела к оживлению интеллектуальной деятельности страны. Это, а также позиция церкви (клерикалы обнаружили нехватку в своих рядах мощных интеллектуалов и также поспособствовали университетскому буму) привело к появлению в Италии целого ряда высших учебных заведений.

Болонский университет

Болонский университет, официально считается первым университетом не только в Италии, но и в Европе. Болонья расположена в области Ломбардия. Ломбардские торговые города еще с давних пор отличались не совсем типичным для средневековья стремлением знатных и богатых горожан дать своим детям хорошее (по тем временам) образование. Согласно древней легенде, уже в 433 году император Феодосий основал в Болонье высшую юридическую школу. Правда, эта легенда не пользуется доверием у ученых: скорее всего она была придумана в XIII веке теми юристами, которые хотели того, чтобы часть основанного к тому времени университета принадлежала императорам Священной римской империи.

Поэтому по-настоящему первым, кто занялся в Болонье преподаванием, считается доктор права Пепо, известный в летописях как legis doctor. Его лекции, однако, не пользовались особой популярностью. Зато больших высот добился его последователь Ирнерий, открывший в 1088 году специальную Болонскую юридическую школу.

Лекции Ирнерия не замедлили принести школе скорую популярность. У него появилось множество учеников, среди которых особенно выделяются четыре доктора права: Бульгар Мартин, Гозиа, Гуг и Жак де-ла-Порте Ревенанте. Очень скоро болонские профессора приобрели широкую известность и приобрели преимущество над другими учеными городами. Есть несколько причин такого успеха. Во-первых, научные преимущества метода преподавания. Болонские юристы совершили переворот в изучении римского права: они изучали и преподавали его не как придаток к риторике, а как самостоятельный предмет, и притом не отрывочно, а в полном объеме. И во-вторых, покровительство германского императора Фридриха І, бывшего в то же время королем Ломбардии. Император был весьма заинтересован в поощрении занятий римским правом, на авторитет которого всегда можно было опереться в случае различных домогательств короны.

В 1158 г. Фридрих І торжественно дал согласие предоставить отныне всем, явившимся в Болонью, следующие льготы:

1. Свободно путешествовать по всем странам под эгидою его авторитета, без необходимости поэтому подвергаться всевозможным неприятностям, испытываемым иностранцами;

2. Подлежать в городе исключительно суду профессоров или епископа.

Местоположение Болоньи, ее здоровый климат, богатство города, сам его статус благодаря недавно полученной автономии – все это объясняет причины чрезвычайной популярности юридической школы. Наряду с молодежью, люди уже зрелого возраста, часто оставив на родине семью, занятие, почетное положение стремятся в Болонью, чтобы сделаться scolarii. Дети коронованных особ, и те посылались в этот город для изучения права и изящных искусств. Популярность школы объясняется также тем, что в недра "фельзинского храма премудрости", как величали Болонский университет во времена Ирнерия и Аккурсия, допускались и женщины и, что самое главное, не только к слушанию лекций, но и в качестве преподавательниц (лектрисс).

Наметилась также основная черта, отличающая всю средневековую университетскую историю: корпоративное, цеховое начало было так сильно в те времена, что и университет, в сущности, являлся двумя объединенными цехами. Оба этих цеха, "учащихся" и "учащих", в зависимости от нации и специальности входящих в них лиц, подразделялись на более мелкие категории. В Болонье, в частности, было четыре нации: кампанская, тосканская, ломбардская и римская. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу ХІІ века университет в Болонье. Университет этот, являющийся (наряду с парижским, основанным в ту же эпоху – 1200 г.), самым старинным в Европе, уже со дня своего образования имел две особенные черты, вытекающие из самих условий его образования:

1. Это не была ассоциация профессоров (universitas magistrorum), власти которых исключительно должны были подчиняться ученики. Напротив, это была ассоциация studenti (universitas scholarium), сама выбирающая руководителей, которым, в свою очередь, подчинялись профессора. Болонские студенты делились на две части: ультрамонтанов и цитрамонтанов, из которых каждая ежегодно избирала ректора; обе части участвовали в управлении университетом. Профессора выбирались студентами на определенное время, получали гонорар по условию и обязывались нигде, кроме как в Болонье, не преподавать. Находясь по статуту, таким образом, в зависимости от университета и будучи свободными лишь в руководстве занятиями студентов, они могли приобрести авторитет и влияние на слушателей исключительно своими личными качествами и педагогическими талантами.

2. В противоположность Парижскому, который был вначале посвящен единственно теологии, Болонский был юридическим. Изучение римского права, положившего начало университету, а также канонического, введенного в программу с ХІІ века, остались главными, если не исключительными, предметами университетского преподавания.

Медицина и свободные искусства преподавались в нем, действительно, в течение ХІІІ в. знаменитыми профессорами, но слушатели их, тем не менее, считались принадлежащими к юридическому факультету, и только в ХІV в. наряду с ними образовались два других факультета: медицины и философии, а также теологии.

Самым блестящим периодом болонской школы права был промежуток времени между началом ХІІ ст. и второй половиной ХІІ ст., охватывающий собой лекции Ирнерия и преподавание глоссаторства Аккурсием. В этот период нашел самое широкое и плодотворное применение, как в устном изложении, так и в сочинениях глоссаторов, новый метод обучения. В течение этого длинного периода самыми известными из глоссаторов, после упомянутых ранее четырех докторов, были: Плацентин, работавший главным образом над кодексом Юстиниана и основавший школу в Монпелье; Бургундио – один из немногих глоссаторов, знавших греческий язык; Рожер, Жан Бассиэн, Пиллиус, Азо (работы которого пользовались такой популярностью, что даже сложилась поговорка: “Chi non ha Azo, non vado a palazzo"; и, наконец, Аккурсий, самый знаменитый из глоссаторов.

Свою любовь к занятию юриспруденцией Аккурсий передал и своим детям, а дочь его Дота д’Аккорсо, удостоенная университетом степени доктора прав и допущенная к публичному преподаванию, была первой из женщин, упоминаемых в летописях университета.

В период наивысшего расцвета в Болонском университете права наряду с юриспруденцией начинают процветать и другие науки. Так, к тривиуму, комплексу наук раннего Средневековья, который состоял из грамматики, риторики и диалектики, прибавился в эту эпоху позднего Средневековья квадриум: арифметика, геометрия, астрономия и музыка плюс (чуть позднее) логика и математика. Процветают здесь и другие науки: философия, латинская и греческая литературы и медицина.

Однако за взлетом вскоре приходит и падение. Многое поспособствовало этому: борьба гвельфов и гибеллинов и, как следствие, участие самих профессоров университета в партийных распрях; постепенное подпадание профессоров под влияние городского муниципалитета, претендовавшего на регулирование профессорского преподавания, не считаясь с личными способностями преподавателя и с интересами науки. Таким образом, университет Болоньи постепенно утрачивал свое первенство в преподавании права. В довершение всего самые знаменитые легисты мало-помалу стали преподавать право уже в Пизе, Перузе, Падуе и Павии.

За время своего существования Болонская школа оказывала огромное влияние не только на Италию, но и на Западную Европу. Благодаря своим методам и доктрине, она в значительной степени обновила науку права и оказала на законодательство, учреждения и на сами идеи европейского общества огромное влияние, которое чувствовалось на протяжении всех Средних веков.

Болонский университет стал прообразом многих других подобных заведений в Европе. Даже более того, он стал "инициатором" образования многих юридических факультетов (университетов), как в Италии, так и за ее пределами. Профессора и студенты Болоньи рассеивались по Европе, распространяя науку, которую они сами получили там. Так, в Италии были образованы университеты в: Виченце (1203), Ареццо (1215), Падуе (1222). Во Франции же был основан университет в Монпелье (1137).

Образование Болонского университета 1158 г

Лимарев В.Н.

Средневековый квартал Болоньи. Болонский университет.

В центре итальянской Болоньи сохранился дух средневековья, на фоне ранних и поздних архитектурных нагромождений.

Древний римский акведук и современные новые постройки это ни лицо города, это вкрапление в архитектурный ансамбль древнего центра города.

История Болоньи:

С конца VI века до нашей эры Болонья, которая тогда называлась Фельсина, была столицей государства этрусков. От этой эпохи в городе и его окрестностях сохранились многочисленные этрусские некрополи (VI-IV века до нашей эры). С 189 года до нашей эры Болонья находилась под властью Рима. После падения Римской империи в городе побывали остготы, лангобарды, византийцы, франки. Император франков Карл Великий даровал Болонье права свободного города. С XI века Болонья - самоуправляемая городская коммуна. В XIII-XIV веках в Болонье, как и во многих других городах Северной Италии, развернулась кровопролитная борьба между гвельфами (сторонниками Папы Римского) и гибеллинами (сторонниками императора). В результате в 1511 году Болонья была включена в состав Папской области - теократического государства во главе с Папой Римским.

Город находился под властью пап до 1797 года, когда Болонью заняли наполеоновские войска. В том же году она вошла в состав зависимой от Франции Цизальпинской республики, а в 1805 году - в состав Итальянского королевства. По решению Венского конгресса 1814-1815 годов Болонья была возвращена папскому престолу.

В 1860 году город стал столицей области Романья в составе объединенной Италии.

Если Вы приехали в Болонью с целью познакомиться с городом на поезде, то не нужно искать тратить время на поиски транспорта, чтобы добраться до центра города, так как древняя Болонья находится рядом с вокзалом, вам только нужно ориентироваться на средневековые ворота Галльера, которые были входом в средневековый город.Пройдя через ворота, Вы упретесь в парк Монтаньола.

Зайдите в парк, там скульптурные композиции с русалками, эти скульптуры стали для меня истоком романистическое настроение, перед тем как я окунулся в атмосферу средневековой Болоньи. А затем, двигаясь по знаменитым галереям портикам (античные деревянные портики в домах римской эпохи, готические аркады, аркады эпохи Возрождения и периода барокко, практически все центральные улицы покрыты портиками, общая протяженность портиков 38 км.), вы дойдете до центра города.

Лично для меня центр города это две средневековые башни до небес, одна из них высотой почти 100 метров. В XII веке богатые семейства Болоньи вели соревнования – кто построит более высокую башню. Семейство Азинелли построило башню 97,2 метра, башня отклонилась от вертикали на 2,2 метра.

Это второе незабываемое впечатление от Болоньи, после скульптур парка Монтаньола.

Третье, огромный католический собор Церковь Святого Петрония – самая большая христианская базилика, построена базилика в конце 14 века.

Но об этих достопримечательностях Болоньи в справочниках упоминают реже, сосредотачивая внимание посетителей Болоньи на фонтане Нептуна; забавный фонтан, но не произвел на меня впечатление. Пишут много и о Болонском университете, старейшем в мире из ныне девствующих.

Болонский университет стал центром моего внимания.

Университет в Болонье возник на рубеже 10-11 века.В Болонье в 11 веке существовала «школа свободных искусств». (Семь свободных искусств: грамматика, риторика (умение составлять письма, юридические документы), диалектика, арифметика, астрономия (астрология), музыка, геометрия (фактически — география)

Позже под покровительство «императора священной риской империи германской нации» Фридриха 1 Барбароссы (1152-1190) университет стал учебным заведением, в котором делался упор на изучения права, включая риторики и римское право, т.е. болонский университет стал юридическим.

Медицина и свободные искусства преподавались, в нём в течение XIII столетия, но слушатели их, тем не менее, считались принадлежащими к юридическому университету, и только в XIV ст. наряду с ними образовались два других университета: 1) медицины и философии и 2) теологии. Замечательным следствием чисто юридического характера Болонского университета было то, что он не был подчинен, подобно Парижскому, верховному управлению пап, так как не было нужды в церковном разрешении для преподавания римского права, которое требовалось для занятий теологией

На учебу в Болонский университет приезжало много студентов из Германии, Чехии…

Стекавшиеся со всех концов Европы студенты создавали корпорации по образцу различных ремесленных и художественных цехов того времени. Корпорации студентов выбирали себе руководителей, которым подчинялись профессора. Ежегодно на собрании корпораций выбирали ректора и совет из различных национальностей.

Преподаватели университета занимали в городе Болонья высокое положение. Они были освобождены от налогов и военной службы и, хотя бы не родились в Болонье, получали все права граждан этого города.

В университете висит картина: Ирнерий (1055-1130), профессор права, основатель болонской школы юристов. (см. фото)

Университет в Болонье во внешнем облике и во внутренних интерьерах сохранил средневековую архитектуру. Внутри музея естьмузейные залы, в которых собраны шедевры Итальянского Возрождения.

Особый дизайн библиотеки болонского университета,входв которую и галереи украшены рыцарскими гербами учеников университета, с особым почтением храниться раритеты университета.

Университет в Болонье это музей – музей истории университета и музей памяти выдающихся личностей, которые когда-то здесь учились.

Был основан в 1088, став путеводной звездой образования западного мира.

Самый старый университет в Западной Европе. Самый престижный в Италии. Альма Матер Студиорум – – один из символов города мировой известности. Из-за его присутствия столицу Эмилии называют «ученой», кроме прозвищ «толстая» (из-за великолепной кухни) и «красная» (по цвету кирпича, из которого построены дворцы и башни исторического центра).

То, что мы сегодня называем Университетом, начало зарождаться в Болонье в конце 11 в., когда преподаватели грамматики, риторики и логики обратились к праву.

1088 можно считать годом начала свободного и независимого от церкви преподавания в Болонье. В конце 11 в. преподаватели грамматики, риторики и логики стали изучать право и первой значимой фигурой стал Ирнериус, чья деятельность по систематизации римских юридических материалов вскоре вышла за границы города.

Сначала студенты собирали деньги, которые компенсировали преподавателям их труд – так называемые сборы, на добровольной основе, так как наука, подарок Бога, не могла продаваться. Впоследствии такие пожертвования превратились в настоящие зарплаты. В любом случае, студенты не всегда могли позволить себе принимать участие в сборах, тогда в дело вступала Коммуна, обеспечивая продолжение обучения.

11-12 века характеризовались борьбой за влияние. Это был переломный период в европейской политике, когда решались отношения между государством и церковью. В этой борьбе вопросы права выступали основой, а изучение юстиниановского права стало основой для самосознания Империи. В 1158 четыре эксперта по праву, Булгаро, Мартино, Джакопо и Уго были приглашены к Федерико I Барбароссе на собрание, чтобы показать, как в Империи соблюдаются политические свободы. Трое из них (кроме Мартино) высказывались за Империю, а единственный закон – Римский, завещанный Империей. В итоге Федерико I Барбаросса принял Constitutio Habita, по которому каждая школа определялась как общество учеников во главе с учителем. Империя гарантировала такому заведению, а также преподавателям, защиту от любых политических вторжений. Университет законно стал местом, свободным от влияния каких-либо властей.

После смерти Барбароссы во время третьего крестового похода пережил падение своего защитника. Коммуна пыталась контролировать сообщество, а студенты, дабы противостоять этому, объединялись в соответствии со своим происхождением. В Болонье были цитрамонтаны (итальянцы, но не болоньезцы, ломбардцы, тосканцы и римляне) и ультрамонтаны (не итальянцы, живущие за Альпами французы, испанцы, провансальцы, англичане, бургундцы, норманны, каталонцы, венгерцы, поляки, немцы и т.д.). 13 в. был эпохой контрастов. Университет, преодолевая тысячи трудностей и вклиниваясь в политические диспуты того времени, боролся за свою автономию, а политическая власть, в свою очередь, пыталась использовать его как символ престижа. В то время в Болонье находилось более двух тысяч студентов.

История университета в средние века

С 14 в. рядом с юридическими школами появились так называемые «школы искусств», где изучались медицина, философия, арифметика, астрономия, логика, риторика и грамматика. С 1364 здесь также начали изучать теологию.

В Болонье учились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Гуидо Гуинидзелли, Чино Пистойя, Чекко д’Асколи, Энзо, Салимбене Пармский и Колуччо Салютати.

В 15 в. началось преподавание греческого и еврейского, в 16 – «природной магии», то есть экспериментальной науки. Философ Пьетро Помпонацци преподавал законы природы, несмотря на свои убеждения в теологии и философии. Представительной фигурой в этом периоде выступал Улиссе Альдрованди, который внес вклад в фармакопею, изучение животных, ископаемых и различных чудес природы, создав их классификацию.

В 16 в. Гаспаре Тальякоцци впервые занялся изучением пластической хирургии. Золотой период болонской хирургии совпадает с преподаванием Марчелло Мальпиги в 17 в., который использовал микроскоп в анатомических исследованиях.

Слава Болонского университета росла, еще в Средневековье распространялась по всей Европе: здесь были такие знаменитые личности как Томас Бекет, Парацельс, Раймунд де Пеньяфорт, Альбрехт Дюрер, Карло Борромео, Торквато Тассо и Карло Гольдони.

В Болонье также учились Пико Мирандола и Леон Баттист Альберти, изучая каноническое право. Николай Коперник, в свою очередь, изучал папское право до того, как начал исследования в области астрономии.

После промышленной революции в 18 в. Университет активно способствовал развитию науки и техники. В это время появляются работы Луиджи Гальвани, который, вместе с Александром Вольтом, Бенджамином Франклином и Генри Кавендишем, стал одним из основоположников современной электротехники.

Период зарождения единого итальянского государства стал эпохой большого подъема для Болонского университета и появлением таких фигур как Джованни Капеллини, Джосуэ Кардуччи, Джованни Пасколи, Аугусто Риги, Федериго Энрикес, Джакомо Чамичан, Аугусто Мурри.

В 1888 восьмисотлетняя годовщина Студиума объединила все университеты мира в чествовании Матери всех Университетов, так как все подтверждали, что именно оттуда тянутся их корни, их общие идеалы и их прогресс.

Университет продолжал занимать эту же позицию на мировой культурной сцене вплоть до периода между двумя мировыми войнами, когда реальность открыла новые пути для исследования и образования. тоже вышел на этот новый уровень европейского масштаба и принял необходимые инновации образовательной системы.

Болонский университет сегодня

В 1988, по случаю 900-летнего юбилея университета, 430 ректоров со всех уголков планеты приехали в Болонью отметить это событие. Альма матер, Мать всех университетов, и сейчас является ключевым местом международного масштаба, даже утратив первенство по исследовательской деятельности.

Классификация, составленная QS «World University Rankings», поместила на 188 место в мире, первым среди итальянских, но все же далеким от американских вроде Гарварда или MIT, или английских Кембриджа и Оксфорда.

Структура университета

На настоящий момент насчитывает более 85000 студентов и имеет особенную структуру – «мультикампус» – состоит из пяти учреждений: в Болонье (Bologna), Форли (Forlì), Равенне (Ravenna), Чезене (Cesena) и (Rimini). Также был первым в Италии, у которого появился филиал за границей, в Буэнос-Айресе, который предлагает последипломные курсы, призванные углубить различные аспекты отношений между Латинской Америкой и Европейским Союзом.

Образовательная программа Болонского университета охватывает все возможные области знаний, от базовых до дипломных и последипломных. Предлагаемые курсы построены так, чтобы отвечать потребностям рынка труда и предлагать студентам культурный и практический инструментарий.

Уделяет немалое внимание исследованиям и международной связи. Благодаря работе исследовательских центров и лабораторий и высокому уровню получаемых результатов университет ежегодно делится своими достижениями и участвует в различных научных конкурсах.

Поступающие в могут рассчитывать также на контракты, заключенные с иностранными частными лицами, фирмами о предоставлении проживания и обучения за границей и получения соответственных степеней.

Факультеты университета

  • Аграрный
  • Архитектурный
  • Промышленно-химический
  • Факультет по сохранению культурного наследия
  • Экономический
  • Экономический (Форли)
  • Экономический (Римини)
  • Фармацевтический
  • Юридический
  • Инженерный
  • Инженерный (Чезена)
  • Литературно-философский
  • Иностранных языков и литературы
  • Медико-хирургический
  • Ветеринарный
  • Психологический
  • Коммуникаций
  • Математический и Естественнонаучный
  • Физической культуры
  • Политических наук
  • Политических наук «Роберто Руффилли» (Форли)
  • Статистических наук
  • Высшая школа современных языков для переводчиков

Болонский университет – адрес и контакты

Ул. Луиджи Дзамбони, 33 – 40126, Болонья

Тел.: +39 051.209.91.11 / 93.70

Факс: + 39 051.209.93.72

В Болонье университет располагается на ул. Дзамбони. По этой улице с утра до вечера проходят тысячи студентов. Район вокруг также полон мест, так или иначе связанных с университетом: кафе, стенды, аудитории. Одного посещения этой улицы хватит, чтобы понять всю историческую важность этого города и этого университета.

Центральное здание, где располагается ректорат, расположено под номером 13, напротив дворца Поджи (Palazzo Poggi). В нем есть аудитория, посвященная Кардуччи, который здесь слушал лекции по итальянской литературе.

Неподалеку, на площади Гальвани (piazza Galvani), высится корпус Первого университета. С 1838 во дворце находится библиотека коммуны, однако его главное сокровище спрятано в анатомическом театре.

В этом зале из елового дерева проходят лекции по анатомии. Бомбардировки во время второй мировой войны разрушили большую его часть, однако после его реставрировали и воссоздали по оригинальным чертежам. Сегодня, без сомнения, анатомический театр является одним из самых выдающихся доказательств славной университетской традиции в Болонье.

Юля, привет! Ты уже 3-й год учишься в Болонском университете в Италии. Расскажи, пожалуйста, как и почему к тебе пришла идея учиться в Европе, почему именно Италия и почему именно этот ВУЗ?

Привет, Саша. Я работала моделью и каждые три месяца мне меняли контракт. На тот момент я так сильно устала от переездов, что мне хотелось чего-то стабильного. И совершенно случайно однажды вечером мне написал мой знакомый на Фейсбуке. Я жаловалась на переезды и чемоданы, а он сказал мне, что сам учится в Италии и просто прислал ссылку.

За два следующих дня я перечитала тонну информации и поняла, что хочу попробовать. Болонский вуз очень известен во всем мире, там учился Николай Коперник и он считается одним из самых старых университетов. Но решающим стало то, что иностранные студенты могут получить стипендию. Я уже на тот момент владела немецким и английским. Итальянский никогда не учила, но 8 месяцев мне показались достаточным временем, чтобы попробовать!

А как происходил процесс поступления? Какие документы были нужны, как ты их подавала, лично или удалённо, какие были сложности?

Обо всем процессе поступления я узнала на форумах. Ребята рассказывали о прошлых годах поступления, я записывала последовательность процедуры. Сложности возникали с нашим украинским посольством, которое не предоставляет информации онлайн, и отвечает очень кратко на поставленные вопросы. Очень часто приходилось ездить в Киев. Перевод и апостилирование всех документов также времязатратно и недешево. Но, в целом, это не огромные суммы, это очень посильно. Просто нужно начинать процесс как можно раньше, и везде держать руку на пульсе. Общаться с теми, кто уже учится, искать форумы, людей в социальных сетях.

Все документы подавала лично через посольство в Киеве, так я знакомилась с такими же, как и я ребятами. У них брала телефоны и о многом спрашивала. Не нужно стесняться, мы все в одной лодке. Кстати, многие переводы и апостили делала удаленно, так как такие услуги сейчас тоже предоставляют.

Расскажи, что у тебя за специальность, оправдывает ли она твои ожидания, какие интересные предметы/лекции больше всего запомнились?

Моя специальность называется «Управление, Инновация и Организация Культуры и Искусства». Мне должны выдать диплом только за то, что я произношу это все каждый раз по-итальянски! У меня магистратура полностью на английском языке. В группе все студенты с разных уголков Земли, и это - самая потрясающая часть курса. Есть много моментов, напишу отдельно.

Отрицательные стороны:

  • Курс достаточно новый, потому некоторые предметы мне кажутся глупой теорией, вставленной только потому, что у итальянцев должно быть определенное количество предметов в год.
  • Есть профессоры-итальянцы, которые не очень хорошо говорят по-английски, и их акцент такой сильный, что ты просто не можешь сконцентрироваться.


Положительные стороны:

  • Международная группа. В нашей мы постоянно устраивали ужины, куда все приносили свои традиционные блюда. Очень расширяет кругозор постоянное общение с ребятами из множества стран. Получаешь оптом друзей по всему миру.
  • Много приглашенных профессоров и лекторов. Например, был один профессор, который преподавал киноиндустрию. И выписали его прямо из отдела рекламы фильмов в Голливуде. Выглядел он соответственно: высокий красавец с убийственной улыбкой. Такой посещаемости на нашем курсе ещё не было. Преподавал тоже шикарно.
  • Поскольку мой факультет - экономический, практические задания нам давали по примеру Гарвардского Университета. Нас делили на группы и давали нам дело, мы должны были обсудить его в группе, найти решение и представить.
  • Очень тренируют все эти презентации. В итоге нет страха выступать на публике и появляется умение делать слайды (от 10 штук) на любую тему. Даже самую глупую.
  • Работа в команде. Очень закаляет, всегда есть те, кто замедляет работу, а нужно работать по дедлайнам.

Расскажи про финансовую сторону своего обучения в Болонском университете? Сколько стоит само обучения, предоставляется ли жильё, есть ли какие-то возможности компенсировать расходы? Ну, например, стипендиями, премиями, бюджетными местами или ещё чем-то?

Обучение стоит приблизительно 3000 евро в год. Но, прекрасная новость, если заранее все хорошенько поискать на сайтах, то есть море вариантов.

Во-первых, на обучение на английском языке для студентов выделяют специальные стипендии Erasmus и Erasmus+. Нужно сдать англоязычный тест SAT, по его результатам проходит конкурс. Есть программы, где ты просто подаешь заявку и тебе предлагают 900 евро в месяц стипендии.

Во-вторых, сделав документы о доходе и составе семьи можно также получить снижение оплаты, что составит 600 евро в месяц, либо общежитие, либо питание в столовой на 500 евро, либо стипендию на 5000 евро в год. Тут уж как повезет. Может и все вместе достаться, а может и круассан с маком, если с документами напортачить.

Студенты также могут попросить работу в структуре университета. Например, работать в библиотеках или компьютерных лабораториях. А также пройти отбор на работу тьютором (tutor). Это такой своеобразный куратор для новеньких, первокурсников, иностранцев.

А в целом, если говорить об общих впечатлениях об образовании в Болонском университете, как тебе? Нравится/не нравится, жалеешь/не жалеешь, рекомендовала бы этот ВУЗ друзьям или нет ну и так далее?

Если честно, то везде свои плюсы и минусы. Мне нравится, что путешествия очень расширяют кругозор, приносят много нового опыта и новых знакомств. В Болонском университет уже все давно по-другому, преподавателю пишут имейл для встречи или задают вопросы в онлайн-чате. Доступ к информации тоже легче, всё скачивается на специальных онлайн-платформах. Здесь лекции намного интерактивнее, с фильмами, слайдами, примерами из жизни.

Но, как всегда, есть профессоры старой закалки, и все еще приходится слушать трёхчасовые лекции от первого лица, нетерпеливо ерзая на стульях. Иногда и бюрократическая система немного подводит. Например, не вовремя выставляют оценки, либо для смены предмета в учебном плане приходится обойти с десяток кабинетов. Все зависит от ожиданий и мотивации. Я уверена, что ехать нужно. На любом этапе нашей жизни нужно воспользоваться предоставляемыми возможностями.

Давай теперь от учёбы перейдём к Италии. Во всём мире знаменита итальянская кухня. Расскажи, какие у тебя с ней отношения? И отличаются ли итальянские блюда, подаваемые в кафе и ресторанах, скажем, в твоём родном Киеве от тех же самых блюд в Италии?

В самом начале мои отношения с ней не складывались. «Я не люблю пасту» - говорила своему итальянскому соседу по квартире, а он хватался за сердце и говорил со вздохом: «Мадонна!»

Это совершенно неприемлемо не пить вино и не есть пасту в Италии. Когда этот же знакомый в первую неделю моего пребывания смотрел, как я вылавливаю из кипяточка равиоли и складываю их в тарелку, а потом тут же ем (ну как пельмешки, думала я, выловил - съел), он вообще просто заходился текстом, как в сериалах: «Санта Мария мадре ди Дио…» И еще штук 10 слов, что вкратце обозначало: «Кто ж так над равиоли, пищей Богов, издевается».

Он шел к холодильнику, доставал оттуда сливки, поливал ими мои равиоли, потом ножничками нарезал мне рукколу сверху, посыпал пармезаном и выдыхая говорил, что теперь есть можно. Потому можно сказать, что привыкала я ко многому долго. К тому, что завтрак у них только сладкий. Никаких каш и бутербродов с сыром. Только печенья, круассаны, сладкие хлопья, ну а если ты следишь за фигурой, то сладкие хлопья с соевым молоком.

А потом я познакомилась с итальянцем, мы стали встречаться, проводить много времени вместе, и я окончательно убедилась, что итальянцы - пищевые фашисты. Их кухня очень проста и это прекрасно! Из простейших ингредиентов при правильном комбинировании получаются потрясающие блюда, не требующие трёх подходов к плите или всем известное: «Б исквит поднимается в тишине» , или же: «Т ы не хозяйка, если не умеешь готовить борщ» .

Тут летним обедом может быть порезанная кубиками дыня с отваренными креветками, ну очень вкусно! Или салат из рукколы с пармезаном и грушей. Рыба запекается в духовке с оливками, каперсами и розмарином. Кстати, в итальянской кухне сыр и рыба не сочетаются, они морщатся при этом так же, как и глядя на иностранцев с пиццей и капучино. Капучино пьют только утром и только с чем-либо сладким. И, вообще, я теперь тоже могу долго и нудно говорить об итальянской кухне, она мне очень нравится и подходит, даже то, как скрупулезно итальянцы относятся к еде. Здесь в любом доме ты всегда званый гость на обед или ужин, для них еда - это социальное сборище, и чем больше народу, тем лучше. Потому везде в Италии есть обеденные перерывы. Они закрывают дверь, достают скатерть на стол, все-все садятся вместе и едят, болтая. Узнав, что в Украине обычно нет обеденных перерывов, и работники едят по очереди, мой парень очень тоскливо посмотрел на меня (прямо грусть всего мира в глазах) и сказал так сочувственно: « Но это же так грустно - есть в одиночестве» .

Итальянцы научили меня одному правилу, что в каждом уголке мира нужно есть только то, что является их особенностью и то, что здесь умеют готовить лучше всего. В Болонье нужно пробовать пасту с рагу, в Пезаро рыбу и морепродукты, в Виченце равиоли с тыквой, а во Флоренции огромный бифштекс. То же касается и моих приездов домой, дома ем только украинскую кухню. В итальянский ресторан никогда не пойду, как не пойду ни в России, ни в Германии, ни во Франции. Не только потому что не так, или не то, а потому что для меня итальянская кухня - это много людей за одним столом, покрытым скатертью, с каким-то быстро приготовленным обедом, перекрестными разговорами и шутками, а также обсуждением того, что помидорчики привезли прямо из Сицилии, а салат принес дядя и он только с грядки, а в оливковое масло добавили базилик и измельчили в блендере… И, конечно же, «Che gusto!» (как вкусно). Всё, как у нас, только по-итальянски.

А есть у тебя какие-то личные лайфхаки, а может и не личные, а широкоизвестные - как среди многообразия кафешек и ресторанов в Италии сделать выбор? Вот, предположим, приехал я в Болонью на пару деньков, или в любой другой город, как мне определиться куда зайти за вкусной итальянской едой?

Разница между французской и итальянской кухней - это то, что во Франции можно поесть вкусно и изысканно только, если дорого. А вот в Италии и кусок пиццы за евро будет просто пальчики оближешь. Такой пиццы, как в Италии, нет нигде. Я имею в виду составляющие: тут и пиццу с картошкой можно найти, и с яйцом, и с майонезом.

Но главный лайфхак пришел ко мне от друзей, народная итальянская пословица: «Вкусный ресторанчик видно по очереди». Ну вот простенько и со вкусом. Итальянцы очень любят есть вне дома, поэтому много людей (прислушайтесь, чтоб по-итальянски говорили, а не туристы) - показатель качества. Советую отходить от центральных площадей - вот они как раз для туристов обычно, и заходить в маленькие улочки поблизости. И в толпу, ребята, в толпу. Вот если много столиков, и тесненько так, что можно «соприкоснуться рукавами» с соседями, официант бегает как невменяемый, но все ещё улыбается, вы слышите хохот компании позади, меню напечатано просто на листочке А4, или вообще написано от руки, то Вы в нужном месте и в нужное время. Спрашиваем «спечиалита» (особенное блюдо этого вечера), расслабляемся и заказываем вино.

С какого города или места ты бы посоветовала начинать знакомство с Италией тем, кто там ещё никогда не был? Банально с Рима или есть у тебя какие-то свои соображения на этот счёт? Может предложишь, скажем, 10-дневный маршрут для новичка?

Италия, конечно, очень многолика. Если составлять маршрут с севера на юг, то я бы посетила городок Комо под Миланом, там прекрасное озеро. В Милане - разве что «зачекиниться» под центральной церковью. Кроме магазинов и ярмарок там мало чего интересного.

Затем поехать в Верону (город Ромео и Джульетты, естественно), здесь стена желаний, здесь маленькие улочки, чудные концерты и даже статуя быка. Говорят, что если оставить там просьбу о детях, то Бог даст. От Вероны за 2 или 3 евро можно переехать в городки у озера Гарды и там погулять.

Затем Флоренция. Она захватывает дух величием и красотой. Там есть рыночки, красивый старый мост, множество уличных художников и китайских туристов. И, вообще, итальянский произошел от древнего флорентийского языка, а потому этот город - культурная столица.

Затем Венеция. Не потому, что мейнстрим, и не потому что гондольеры очень секси. А потому, что здесь перехватывает дыхание. Я обещаю вам, что вы заблудитесь, даже с GPS и картой, но такого счастья от потерянности больше не узнаете. Она единственная во всем мире, совершенно неповторимая. Рядом с Венецией очень красивые островки Бурано и Мурано, если есть возможность, то они тоже в списке обязательного.


Затем Болонья. Здесь хватит буквально дня, но стоит заехать за гастрономическим туризмом - старые, традиционные остерии. Ветчина, сыры, вина, сделанная вручную паста, курсы итальянской кухни, вкуснейшее джелато и потоки молодежи и студентов.

Так, затем можно в Чинкве-Терре - это очень фотографируемое место в Италии с множеством цветных домиков у моря. Уже здесь ваш Инстаграм начнёт заикаться, но мы все же добьем его.

Конечно же, Рим. Обязательно съесть пасту карбонара и сходить на мост ангелов. Я бы на этом мосту жила, не знаю почему, но прямо влюблена в него. В Риме ходить - не находиться, а кто ловок и максимально крут, то как последнее место советую Неаполь. Деньги в одном месте не держать, маленькую сумочку поближе к сердцу. Вспоминаем бабушкины советы про «деньги в трусики». Но это, воистину, город контрастов. Отсюда началась пицца Неаполитана, потому пиццу съесть прямо здесь! И побродить по набережной, говорят, что вечером показывают потрясающий закат…

А как обстоят в Италии дела с английским языком? Получится ли на нём объясниться в нетуристических местах, или же придётся импровизировать с мимикой, жестами и парой слов на итальянском из кино?

Ты знаешь, тут по-английски немного кто говорит. В аэропорту и на вокзале вы справитесь. А вот на улице - далеко не всегда, очень уж тяжело он им дается. И очень удивительно, потому что итальянский очень непростой, сплошная поэзия, а не язык.

Какое время, на твой взгляд, наиболее удачное для посещения Италии? Если учитывать и погодные условия, и поток туристов, и какие-то иные факторы, которые могут быть известны только живущим там? И какое время, напротив, наименее удачное по твоему мнению?

Я думаю, что туристов всегда много, но по моему мнению лучшее время в Италии - это весна. Она у них очень длинная, и я заметила, что прохлада стоит до начала мая. Вот если приехать в апреле - это идеально. Тут повсюду распускаются гортензии и магнолии, цветочные лавки наконец-то выставляют на улицы вазы с цветами. На улицах вырастают столики возле кафе и баров, и кофе уже не такой обычный от того, что пьёшь его под весенним солнцем. Туристов не так много, как летом. Любовь к Италии у большинства всё же летняя, а как по мне, то весной - она просто волшебная, даже если ехать между городами и глазеть на поля.

Ты говорила, что помимо Италии, целый год прожила по программе Au Pair в США. Расскажи, пожалуйста, что это за программа, какие там требования, как тебя туда занесло и как расцениваешь этот опыт? Я лично о ней не знаю ничего, только название слышал.

Я сразу же после окончания своего университета в Украине поняла, что хочу ещё экспериментов. У американцев, например, есть так называемый gap year, когда они могут путешествовать и делать, что хотят целый год. Вот и я решила, что хочу в Америку, но как? И я нашла эту программу. Она предполагает, что у тебя есть базовый английский и опыт работы с детьми, ты проходишь анкетирования, собеседования и потом тебе предлагают семью, в которой ты будешь жить целый год. Суть заключается в том, что ты работаешь у них няней, тебе за это платят около 1000 долларов в месяц, и ты при этом еще имеешь право посещать курсы в университете и имеешь оплачиваемый отпуск. Вот так я и уехала. В моем случае выбор семьи прошел очень быстро, я уехала буквально через месяц-полтора после того, как выслали мою анкету.

А что это была за семья, в каком городе, насколько вообще сложно было туда «вливаться» и что это за история с вегетарианкой в «доме бургеров и сосисок » ?

Так, а теперь немного о вегетарианке в доме бургеров. Первая семья, в которую я попала, была чисто американской. И их морозильник с замороженными бургерами был намного больше отделения холодильника. В плане еды я не очень комфортно себя чувствовала. В плане воспитательных методов тоже. Поэтому после месяца пребывания в их семье мы просто решили расстаться. Это называется rematch, и меня послали на собеседование с другой семьей. После месяца у американцев мне досталась индийская семья вегетарианцев, где дети в первый же день притащили мне почитать книжки. Их мама на первой же встрече обняла меня и очень открыто со мной общалась, мне сразу стало очень тепло и уютно рядом с ними. Я согласилась и ни разу не пожалела о своем выборе. Они были потрясающие люди и очень любящие родители !

Ну и напоследок, поделись, пожалуйста, своими планами на будущее относительно путешествий. Может быть даже не планами, а мечтами. Работа в США, учёба в Италии, что дальше? Какие места тебя привлекают из тех, где ещё не довелось побывать и почему?

Моя любовь к путешествиям бесконечна. Этим летом мои друзья даже подарили мне карту, в которой нужно стирать монеткой страны, которые я посетила. И если честно, когда я это сделала, то поняла, как мало я видела. Мне уже довелось не просто побыть туристом, а пожить во некоторых странах понемногу, и это нереально меняет мыслительный оборот.

Из того, что хотелось бы… Хм, если честно, то очень хочется в цитадель буддизма. Причём, где-то на месяц. Так, чтобы посмотреть как они воспитывают детей, какие у них убеждения. Мне хотелось бы побольше узнать об этом веровании, почему-то на данном этапе жизни очень оно меня привлекает. Ну а потом, какое-нибудь путешествие в Перу. Тоже очень захватывающе. Вот такой пока план! ;)

Был основан в 1088, став путеводной звездой образования западного мира.

Самый старый университет в Западной Европе. Самый престижный в Италии. Альма Матер Студиорум – – один из символов города мировой известности. Из-за его присутствия столицу Эмилии называют «ученой», кроме прозвищ «толстая» (из-за великолепной кухни) и «красная» (по цвету кирпича, из которого построены дворцы и башни исторического центра).

То, что мы сегодня называем Университетом, начало зарождаться в Болонье в конце 11 в., когда преподаватели грамматики, риторики и логики обратились к праву.

1088 можно считать годом начала свободного и независимого от церкви преподавания в Болонье. В конце 11 в. преподаватели грамматики, риторики и логики стали изучать право и первой значимой фигурой стал Ирнериус, чья деятельность по систематизации римских юридических материалов вскоре вышла за границы города.

Сначала студенты собирали деньги, которые компенсировали преподавателям их труд – так называемые сборы, на добровольной основе, так как наука, подарок Бога, не могла продаваться. Впоследствии такие пожертвования превратились в настоящие зарплаты. В любом случае, студенты не всегда могли позволить себе принимать участие в сборах, тогда в дело вступала Коммуна, обеспечивая продолжение обучения.

11-12 века характеризовались борьбой за влияние. Это был переломный период в европейской политике, когда решались отношения между государством и церковью. В этой борьбе вопросы права выступали основой, а изучение юстиниановского права стало основой для самосознания Империи. В 1158 четыре эксперта по праву, Булгаро, Мартино, Джакопо и Уго были приглашены к Федерико I Барбароссе на собрание, чтобы показать, как в Империи соблюдаются политические свободы. Трое из них (кроме Мартино) высказывались за Империю, а единственный закон – Римский, завещанный Империей. В итоге Федерико I Барбаросса принял Constitutio Habita, по которому каждая школа определялась как общество учеников во главе с учителем. Империя гарантировала такому заведению, а также преподавателям, защиту от любых политических вторжений. Университет законно стал местом, свободным от влияния каких-либо властей.

После смерти Барбароссы во время третьего крестового похода пережил падение своего защитника. Коммуна пыталась контролировать сообщество, а студенты, дабы противостоять этому, объединялись в соответствии со своим происхождением. В Болонье были цитрамонтаны (итальянцы, но не болоньезцы, ломбардцы, тосканцы и римляне) и ультрамонтаны (не итальянцы, живущие за Альпами французы, испанцы, провансальцы, англичане, бургундцы, норманны, каталонцы, венгерцы, поляки, немцы и т.д.). 13 в. был эпохой контрастов. Университет, преодолевая тысячи трудностей и вклиниваясь в политические диспуты того времени, боролся за свою автономию, а политическая власть, в свою очередь, пыталась использовать его как символ престижа. В то время в Болонье находилось более двух тысяч студентов.

История университета в средние века

С 14 в. рядом с юридическими школами появились так называемые «школы искусств», где изучались медицина, философия, арифметика, астрономия, логика, риторика и грамматика. С 1364 здесь также начали изучать теологию.

В Болонье учились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Гуидо Гуинидзелли, Чино Пистойя, Чекко д’Асколи, Энзо, Салимбене Пармский и Колуччо Салютати.

В 15 в. началось преподавание греческого и еврейского, в 16 – «природной магии», то есть экспериментальной науки. Философ Пьетро Помпонацци преподавал законы природы, несмотря на свои убеждения в теологии и философии. Представительной фигурой в этом периоде выступал Улиссе Альдрованди, который внес вклад в фармакопею, изучение животных, ископаемых и различных чудес природы, создав их классификацию.

В 16 в. Гаспаре Тальякоцци впервые занялся изучением пластической хирургии. Золотой период болонской хирургии совпадает с преподаванием Марчелло Мальпиги в 17 в., который использовал микроскоп в анатомических исследованиях.

Слава Болонского университета росла, еще в Средневековье распространялась по всей Европе: здесь были такие знаменитые личности как Томас Бекет, Парацельс, Раймунд де Пеньяфорт, Альбрехт Дюрер, Карло Борромео, Торквато Тассо и Карло Гольдони.

В Болонье также учились Пико Мирандола и Леон Баттист Альберти, изучая каноническое право. Николай Коперник, в свою очередь, изучал папское право до того, как начал исследования в области астрономии.

После промышленной революции в 18 в. Университет активно способствовал развитию науки и техники. В это время появляются работы Луиджи Гальвани, который, вместе с Александром Вольтом, Бенджамином Франклином и Генри Кавендишем, стал одним из основоположников современной электротехники.

Период зарождения единого итальянского государства стал эпохой большого подъема для Болонского университета и появлением таких фигур как Джованни Капеллини, Джосуэ Кардуччи, Джованни Пасколи, Аугусто Риги, Федериго Энрикес, Джакомо Чамичан, Аугусто Мурри.

В 1888 восьмисотлетняя годовщина Студиума объединила все университеты мира в чествовании Матери всех Университетов, так как все подтверждали, что именно оттуда тянутся их корни, их общие идеалы и их прогресс.

Университет продолжал занимать эту же позицию на мировой культурной сцене вплоть до периода между двумя мировыми войнами, когда реальность открыла новые пути для исследования и образования. тоже вышел на этот новый уровень европейского масштаба и принял необходимые инновации образовательной системы.

Болонский университет сегодня

В 1988, по случаю 900-летнего юбилея университета, 430 ректоров со всех уголков планеты приехали в Болонью отметить это событие. Альма матер, Мать всех университетов, и сейчас является ключевым местом международного масштаба, даже утратив первенство по исследовательской деятельности.

Классификация, составленная QS «World University Rankings», поместила на 188 место в мире, первым среди итальянских, но все же далеким от американских вроде Гарварда или MIT, или английских Кембриджа и Оксфорда.

Структура университета

На настоящий момент насчитывает более 85000 студентов и имеет особенную структуру – «мультикампус» – состоит из пяти учреждений: в Болонье (Bologna), Форли (Forlì), Равенне (Ravenna), Чезене (Cesena) и (Rimini). Также был первым в Италии, у которого появился филиал за границей, в Буэнос-Айресе, который предлагает последипломные курсы, призванные углубить различные аспекты отношений между Латинской Америкой и Европейским Союзом.

Образовательная программа Болонского университета охватывает все возможные области знаний, от базовых до дипломных и последипломных. Предлагаемые курсы построены так, чтобы отвечать потребностям рынка труда и предлагать студентам культурный и практический инструментарий.

Уделяет немалое внимание исследованиям и международной связи. Благодаря работе исследовательских центров и лабораторий и высокому уровню получаемых результатов университет ежегодно делится своими достижениями и участвует в различных научных конкурсах.

Поступающие в могут рассчитывать также на контракты, заключенные с иностранными частными лицами, фирмами о предоставлении проживания и обучения за границей и получения соответственных степеней.

Факультеты университета

  • Аграрный
  • Архитектурный
  • Промышленно-химический
  • Факультет по сохранению культурного наследия
  • Экономический
  • Экономический (Форли)
  • Экономический (Римини)
  • Фармацевтический
  • Юридический
  • Инженерный
  • Инженерный (Чезена)
  • Литературно-философский
  • Иностранных языков и литературы
  • Медико-хирургический
  • Ветеринарный
  • Психологический
  • Коммуникаций
  • Математический и Естественнонаучный
  • Физической культуры
  • Политических наук
  • Политических наук «Роберто Руффилли» (Форли)
  • Статистических наук
  • Высшая школа современных языков для переводчиков

Болонский университет – адрес и контакты

Ул. Луиджи Дзамбони, 33 – 40126, Болонья

Тел.: +39 051.209.91.11 / 93.70

Факс: + 39 051.209.93.72

В Болонье университет располагается на ул. Дзамбони. По этой улице с утра до вечера проходят тысячи студентов. Район вокруг также полон мест, так или иначе связанных с университетом: кафе, стенды, аудитории. Одного посещения этой улицы хватит, чтобы понять всю историческую важность этого города и этого университета.

Центральное здание, где располагается ректорат, расположено под номером 13, напротив дворца Поджи (Palazzo Poggi). В нем есть аудитория, посвященная Кардуччи, который здесь слушал лекции по итальянской литературе.

Неподалеку, на площади Гальвани (piazza Galvani), высится корпус Первого университета. С 1838 во дворце находится библиотека коммуны, однако его главное сокровище спрятано в анатомическом театре.

В этом зале из елового дерева проходят лекции по анатомии. Бомбардировки во время второй мировой войны разрушили большую его часть, однако после его реставрировали и воссоздали по оригинальным чертежам. Сегодня, без сомнения, анатомический театр является одним из самых выдающихся доказательств славной университетской традиции в Болонье.

(Dante Alighieri), – истинный почет. И сегодня Италия остается страной, в которой получение высшего образования имеет свои неоспоримые и привлекательные стороны для студентов со всего мира.

Безусловно, по популярности среди иностранных студентов Италия уступает другим европейским странам, да и итальянский язык далек от статуса «средства международного общения». Но эта удивительная страна сильна во многом:

  • высшее образование в Италии — это в первую очередь хорошие образовательные традиции, культурный и духовный рост;
  • именно итальянский дизайн и мода завоевали международное господство и как следствие Италия — страна №1 в мире для получения диплома в этой сфере;
  • доступность образования с экономической точки зрения варьируется от выбора университета и вашего дохода; стоимость обучения в государственном университете варьируется от 600 до 3000 евро в год, частные вузы устанавливают цены от 6000 до 20 000 евро в год;
  • обучение возможно как на итальянском языке, так и на английском;
  • принцип системы образования — “академическая свобода”: студенты не сдают обязательные сессии каждый семестр при обязательном посещении занятий, а прослушивают курс лекций и сдают экзамен тогда, когда будет удобно;
  • еще один немаловажный момент, что вы не только на период обучения, но и как минимум еще на год после окончания обучения для поиска хорошей работы.


Система высшего образования в Италии состоит в основном из университетов, но существуют и учебные заведения других типов — это академии изящных искусств, консерватории и два пизанских института. В итальянских университетах обучается подавляющее большинство студентов. Всего в Италии 47 государственных университетов и 9 независимых, имеющих государственную лицензию. Систему высшего образования условно можно разделить на 3 ступени:

  1. Ступень. Corsi di Laurea — идентична степени бакалавр, длительностью 3 года.
  2. Ступень. Corsi di Laurea Specialistica — программы подготовки специалистов, длительность от 2 до 3 лет, Corsi di Specializziazione di 1° livello — программы специализации и Corsi di Master Universitario di 1° livello — программы магистратуры первого уровня.
  3. Ступень. Dottorto di ricerca — программы подготовки докторов наук, специализации и магистратуры второго уровня.

В университетах Италии действует “кредитная система” (CFU). Университетский “кредит” обычно соответствует 25 часам обучения. Обычно ежегодно студент “зарабатывает” 60 кредитов. За весь учебный период студенту необходимо изучить около 20 дисциплин, включая обязательные и факультативные.

Учебный год в университете начинается в октябре-ноябре и заканчивается в мае-июне. В течении года бывает 4 сессии (январь-февраль, апрель, июнь-июль, сентябрь), в этот период занятия приостанавливаются.

Каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать, так как студенты имеют право на свой индивидуальный учебный план.

Экзамены бывают письменные и устные, но с важным отличием от нашей системы в отсутствии экзаменационных билетов. Таким образом каждый экзамен требует огромной самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что необходимо знать. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших.

Требования и порядок поступления в университеты Италии

В университет Италии может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Подавать документы в университеты Италии однозначно стоит заранее.

Неспешные итальянцы рассматривают документы долго, а ведь еще надо успеть подготовить документы и получить визу.

Заявки для поступления подаются через посольство Италии в своей стране, туда же до конца февраля нужно отослать свои документы и анкеты.

Пошаговая инструкция для поступления гражданину Беларуси

  1. Для поступления в университет Италии для белорусов действуют общие правила (12 лет образования). Школьная система в РБ подразумевает 11 лет школьного обучения, соответственно необходимо закончить хотя бы 1 год колледжа, техникума, университета или другого учебного заведения.
  2. Из университета (или иного учебного заведения) берём аттестат и академическую справку. Только вот загвоздка: академическую справку дают только в случае отчисления. Но некоторые Университеты дают так называемую «выписку из зачётной книжки», что равно той же академической справке. ДОКУМЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ОФИЦИАЛЬНОМ БЛАНКЕ УНИВЕРСИТЕТА С ГЕРБОВОЙ ПЕЧАТЬЮ (или на копии данного официального бланка) И С ПОДПИСЬЮ РЕКТОРА или любого из проректоров. Иначе апостиль на документ не поставят!
  3. Несём эти 2 документа в Министерство Образования в Минске на апостиль. Стоимость одного апостиля: 35000 белорусских рублей (2010 год). Подаём с 9 до 11 утра по ул.Советская, 9. Срок изготовления апостиля: сутки. При подаче вам выдают бумажку, обязательно сохраните её для получения документов.
  4. Несём все эти документы к аккредитованным переводчикам (Алексеева Нина Кирилловна Тел. 204-72-46, моб.8-029-708-06-77 Минск, ул. Скрыганова,7/2 — 24 ст.м. Молодёжная; Гаврилович Лариса Николаевна Тел. 233-63-55, моб.8-029-773-63-55
  5. Минск, ул. Каховская, 27-16 ст.м. Площадь Якуба Коласа; Головко Светлана Григорьевна Тел. 284-85-06, моб.8-029-684-85-06 Минск, пр-т Независимости, 53-102 ст.м.Площадь Якуба Коласа; Кизенков Сергей Павлович Тел./факс 247-68-86, моб.8-029-337-07-07 Минск, пр-т Рокоссовского, 76-178 Офис: ул.Комсомольская, 34-1 ст.м. Октябрьская) ВНИМАНИЕ! Подавать на перевод имеем права только им и никаких других бюро переводов!!! Стоимость перевода: 30.000 рублей за 2000 символов. Срок изготовления 1-3 дня. В среднем аттестат обходится в 30 тысяч рублей. Справка за 1 год — 30 тысяч рублей.
  6. Подаём документы на легализацию в посольство. Легализация занимает 1 день. Приём Пн, Ср, Пт с 9 до 11.30 (через главный вход, в специальное окошко). Напоминаю, что посольство находится по адресу: г.Минск, ул.Раковская 16б. Более подробную информацию о посольстве можете узнать из статьи “ВИЗА В ИТАЛИЮ ДЛЯ БЕЛОРУСОВ. КАК ОТКРЫТЬ В МИНСКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО?” или на сайте посольства: www.ambminsk.esteri.it/Ambasciata_Minsk
  7. Ждём календарь МИУРа. Приходим в посольство в указанные сроки и заполняем моделло (консул помогает и диктует).
  8. Ждём приглашения из университета, которое обычно приходит в июле — начале августа. Приглашение с записью на получение визы приходит на Ваш e-mail.
  9. В августе подаём на визу (до 15 августа).
  10. По прибытии в Италию вам необходимо явиться в комиссариат полиции для регистрации и оформления вида на жительство (при себе надо иметь документ о ваших финансовых возможностях).

Документы, необходимые для получения студенческой визы

  1. Паспорт, действительный в течение как минимум трех месяцев после окончания срока действия запрашиваемой визы;
  2. Приглашение из Университета;
  3. Анкета для запроса визы;
  4. Фотография соответствующего формата;
  5. Документация, касающаяся собственного экономического положения, либо родителей, при нахождении на их иждивении:
    а) документы из школы или университета, либо с места работы;
    б) документы, подтверждающие трудовую занятость родителей, при нахождении на их иждивении;
    в) документы, подтверждающие право собственности на недвижимость или на владение рентой, пожизненные выплаты или другие источники дохода;
    г) выписки с банковских счетов или кредитных карт;
    д) декларации о доходах или документы об уплате налогов, балансы предприятия
  6. Финансовые средства, необходимые для проживания, на весь срок пребывания в Италии. Не менее 417,30 евро на каждый месяц академического года;
  7. Билет или бронь в один конец, о способах передвижения можно прочитать “ ”;
  8. Документы, подтверждающие наличие жилья в Италии;
  9. Страховой медицинский полис, действительный во всех странах Европейского союза.

Как выбрать университет в Италии

На моем личном примере выбор университета не был столь актуальным, так как информации по данному вопросу было мало. Но благодаря совету консула, поступив в Государственный университет Милана — Бикокка, я осталась очень довольна как университетом, так и стоимостью обучения.

Università degli studi di Milano - Bicocca

- Bicocca основан в 1998 году. Всего на территории университета находятся 17 корпусов, которые предлагает студентам 195 аудиторий, 46 лингвистических и компьютерных центров, 3 больших библиотеки, 2 общежития. Также университет предлагает 226 лаборатории, и все они включены в культурную сеть, связанную самым тесным образом с экономической и социальной жизнью города. Исследовательские центры сотрудничают с системой выставок и семинаров, с социальной и государственной программой, направленной на развитие и охрану различных отраслей знания, но особенно на развитое бизнес-сообщество, что в целом обеспечивает конкурентоспособность и постоянное развитие университета Милана - Бикокка.

В университете учится более 32.000 студентов, а обучение ведется на восьми факультетах. Основные направления обучения: экономика туризма, организация и управление бизнесом, экономика и право, статистика, здравоохранение, средства массовой информации и журналистика, социальные и гуманитарные науки, естественные науки, психология и педагогика.

Территория университета представляет собой целый район города под названием Бикокка, расположенный на севере . На территории Бикокки можно найти всё: магазины, бары, рестораны, развлекательные центры, кинотеатры, спортзалы, бассейны, столовые, театр, библиотеки и многое другое. Бикокка - своего рода маленький городок внутри города.

Выше описанный университет оказался моим выбором без выбора, но вам на рассмотрение хочу предложить наиболее популярные университеты среди итальянский студентов.

www.unimib.it


Università di Roma «La Sapienza» — представляет собой один из старейших университетов мира и второй по величине университет Европы. Он был основан в 1303 году. Римский университет предлагает студентам свыше 300 программ бакалавриата, более 250 профессиональных программ магистратуры, 119 аспирантских и свыше 150 докторских программ, 6 из которых присваивают международную степень доктора наук.

Сегодня в нем обучаются 170 тысяч человек, в том числе и иностранные студенты. На 14 факультетах храма знаний преподают 4200 человек, среди них лучшие профессора Италии.

При университете существуют 69 специализированных школ и 1604 курса повышения квалификации. Статус — государственный, язык обучения — итальянский, английский. В этом университете можно изучать архитектуру Ludovico Quaroni, архитектуру Valle Giulia, экономику, гуманитарные науки и философию, юриспруденцию, машиностроение, математические, физические и естественные науки, медицину и хирургию, психологию, статистику, политологию, гуманитарные науки, социологию, фармакологию и другое. Римский университет является первым в Италии по преподаванию технических наук.

Официальный сайт римского университета: www.uniroma1.it

L’Università Commerciale Luigi Bocconi

L’Universit à Commerciale Luigi Bocconi - частное высшее учебное заведение в Милане, выпускающее специалистов в области экономики, юриспруденции и управленческих наук.

Университет признан одной из ведущих мировых школ делового администрирования, причём само преподавание ведётся на английском языке, наряду с традиционными учебными программами на итальянском.

  • Официальный сайт университета: www.unibocconi.it

Università degli studi di Milano

Universit à degli studi di Milano — основан в 1924 году, и первоначально состоял из 4 факультетов: юридический, литература и философия, медицина и хирургия, естественные, математические и физические науки.

Сегодня предлагает 9 Факультетов, 137 курсов (бакалавра и магистратуры), 20 Докторских Школ и 74 Школы Специализации. 2 500 преподавателей представляют самую высокую концентрацию научной экспертизы в регионе, и исследования оценивается высшим баллом среди университетов Италии и Европы.

Отделы университета размещены в важных исторических зданиях в центре Милана и в современных зданиях в области, известной как Студенческий городок. Исследовательские работы, публикации Университета Милана являются научной ценностью, также как многочисленные научно-исследовательские центры (всего 77).

  • Официальный сайт университета: www.unimi.it

Universita degli Studi di Siena, UNISI — расположен в , Тоскана - один из самых старых и первых публично финансируемых университетов в Италии. Первоначально названный Studium Senese, Университет Сиены был основан в 1240 году. Сиена -город студентов. Сиенский университет принимает студентов со всего мира!

В Университете учится приблизительно 20 000 студентов, почти половина от общего количества населения Сиены. Сегодня, Университет Сиены известен благодаря своей Школе Права и Медицины.

Университет состоит из восьми Школ:

  1. Экономики
  2. Инженерии
  3. Гуманитарных наук и Философии
  4. Юриспруденции
  5. Математических Физических и Естественных Наук
  6. Медицины и Хирургии
  7. Фармацевтики
  8. Политических Наук.

Университет имеют отличную организацию услуг для студентов: общежитие, столовая.

  • Официальный сайт университета: www.unisi.it

Politecnico di Milano

Politecnico di Milano — самый крупный технический университет в стране и является старейшим в Милане. Был основан 29 ноября 1863 год. В 2009 году итальянские исследователи признали его лучшим в Италии по таким показателям, как научное производство и привлекательность для иностранных студентов.

Сегодня миланский политехнический университет обучает более 42 000 студентов в области технических наук, архитектуры и промышленного дизайна, состоит из 17 факультетов и 9 школ.

На территории университета в общей площадью в 350000 кв.м находятся 355 современных лабораторий и 42 библиотеки. Сам университет располагается в 7 основных кампусах в регионах Ломбардия и Эмилия-Романья. Особое внимание в университете уделяется международным проектам для иностранных студентов. Итак, 2 курса бакалавра, 10 курсов магистратуры и 12 программ магистра ведутся исключительно на английском языке.

Профессорско-преподавательский состав насчитывает 1200 штатных профессоров и научных работников и около 1300 профессоров, работающих по контракту. Интересно, что многие учёные, работающие в политехническом университете, являются обладателями наград и признаны научным сообществом.

  • Официальный сайт технического университета: www.polimi.it

Nuova Accademia di Belle Arti в Милане – одновременно дает художественное образование в Италии и является культурным центром северной части страны. Будучи частным учебным заведением, миланская академия изящных искусств проводит обучение бакалавров на английском языке по специальностям: дизайн, дизайн моды, графический дизайн и художественное руководство.

Кроме того, частный университет проводит летние образовательные программы по таким востребованным специальностям, как маркетинг моды, дизайн моды, модная фотография и дизайн интерьера.

  • Официальный сайт академии: www.naba.it

При подборе ВУЗа также учитывайте свой уровень знания языка, так как в одном заведении вам придется сдавать тест, и в этом случае ваше знание должно быть на уровне продвинутого, а в другом ВУЗе с вами проведут только собеседование, чтоб убедиться, что вы понимаете язык. В этом случае достаточно будет базового знания языка.

При наличии сомнений по поводу поступления буду рада ответить в комментариях либо в моей группе на