Вице адмирал дрозд валентин петрович. Трагедия адмирала дрозда

ТРАГЕДИЯ АДМИРАЛА ДРОЗДА

Валентин Петрович Дрозд родился на глухом белорусском полустанке Буды Гомельской области. О море там и слыхом не слыхивали. Дрозд увидел море в 16 лет, когда в 1922 году его семья переехала в Петроград. В 1924 году он попал в морское училище по путевке Путиловского завода. Через пять лет после окончания училища Дрозд уже командовал эсминцем «Володарский», затем служил старпомом на линкоре «Марат». С сентября 1936 по октябрь 1937 Дрозд служил советником на флоте республиканской Испании. Именно там ему пришлось столкнуться с «пятой колонной» и настоящим, а не мнимым предательством, что так часто создают особистские фантазеры. Испанские адмиралы и капитаны лихо угоняли линкоры, крейсера и эсминцы из республиканских портов к Франко.

В 1941 году Дрозду было присвоено звание вице-адмирала, и с февраля 1941 он командовал отрядом легких сил (соединение эсминцев), базирующимся в Таллинне. Именно его корабли были основной силой, которая могла прикрыть проливы и Финский залив от немецкого флота. И именно эсминцы Дрозда стали пешками в непонятной игре.

Уже в первую неделю войны Дрозд потерял три корабля. Он сутками не сходил с мостика, бороздя волны Балтики, не спал ночами над картами, но все было напрасно. Немцы были неуловимы и неуязвимы. Но хуже всего, что враг знал о каждом шаге Балтфлота, о каждом отдельном корабле. Секретные маршруты эсминцев всегда были заминированными. Мины непонятно как оказывались и на секретных якорных стоянках, местах дозаправки топливом, а ведь они определялись на закрытых совещаниях в штабе флота. При любой облачности авиация противника точно выходила на корабли. В то же время противник обходил все минные заграждения и пользовался секретными фарватерами Балтфлота.

Объяснить провалы флота только одним шпионажем было нельзя. Дрозд, имея испанский опыт, все больше подозревал в предательстве кого-то на самом высоком уровне. И факты, подтверждающие его предположения, были. По личному приказу адмирала Трибуца был расстрелян подчиненный Дрозда, герой Либавы, командир эсминца «Ленин», капитан-лейтенант Юрий Афанасьев, который сумел вывести из строя наиболее ценные в боевом отношении корабли, брошенные в Либаве. Расстреляли его именно за взрыв этих кораблей. У многих на флоте сложилось впечатление, что Афанасьев сорвал чей-то план по передаче части флота немцам, за что и поплатился. Во время обороны Таллинна первый секретарь ЦК компартии Эстонии Рос прямо на служебной машине сбежал к немцам, захватив планы всей будущей партизанской и подпольной деятельности на территории Прибалтики.

Дрозд продолжал терять корабли в бессмысленных заданиях, которые ему ставил штаб флота. А после потери 15 июля эсминца «Страшного» на секретной стоянке в результате налета авиации адмирал прервал все отношения со штабом КБФ в Таллинне. Впоследствии в разговоре с Трибуцем Дрозд прямо обвинил командование флота в передаче информации противнику. Это сошло ему с рук, так как он был фактически единственным плавающим адмиралом Балтфлота. Именно Дрозд командовал прорывом флота из Таллинна на Кронштадт. Именно он провел эвакуацию гарнизона Ханко в ноябре по минным полям, которых, по заверению штаба КБФ, там не было.

Неизвестно, что раскопал Дрозд во время своего расследования по делу о предательстве в штабе флота и обороны Ленинграда, но смерть его была загадочна. Уже проходя службу в Ленинграде, Дрозд 29 января 1943 года утонул в полынье на «дороге жизни». Говорили, что адмирал был убит водителем, который затем направил машину в полынью, что его отравили по чьему-то приказу, и он умер в машине, которая затем была сброшена водителем под воду. Спасшийся водитель сказал, что последние слова адмирала были: «Какая нелепая смерть». Чтобы пресечь слухи, распространяемые на флоте, именем Дрозда срочно назвали эсминец «Стойкий». Этой чести не был удостоен ни один адмирал, служивший на Балтике.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Морские сражения автора

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

«Высокий прыжок» и тайна адмирала Бэрда После окончания второй мировой войны Бэрд руководил крупнейшей экспедицией под кодовым названием «Высокий прыжок (High Jump)», работавшей в течение лета 1946–1947 года. В операции «Высокий прыжок» участвовало 12 кораблей, включая ледоколы

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

НАБЕРЕЖНАЯ АДМИРАЛА ЛАЗАРЕВА Набережная проходит по левому берегу Малой Невки от Большой Зелениной до Пионерской улицы. С 1829 года она так и именовалась – Набережная улица по Малой Невке, а с 1836 года просто – набережная реки Малой Невки. Тогда это была единственная

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

УЛИЦА АДМИРАЛА ТРИБУЦА Эта улица появилась в Петербурге в 2008 году. Название же ей было дано 16 октября 1978 года в честь адмирала Владимира Филипповича Трибуца в ряду других улиц, наименованных в память о Великой Отечественной войне в проектируемом районе на юго-западе

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Последнее сражение адмирала Нельсона 15 сентября 1805 года адмирал Нельсон вышел в море на флагманском корабле «Виктор». Флотилия направлялась на соединение с эскадрами Коллингвуда и Кальдера. 19 октября французский флот под командованием Вильнева выступил из Кадиса, но

Из книги 100 великих приключений автора Непомнящий Николай Николаевич

Уничтожение эскадры адмирала Шпее 26 августа 1914 года легкий немецкий крейсер «Магдебург» оказался в неприятном положении. Судно двигалось вперед, отслеживая русские дозорные корабли, когда внезапно наткнулось на риф, находившийся в устье Финского залива. Командир

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

Чем замечательна датированная 1513 годом карта турецкого адмирала Пири Рейса? В 1929 году турецкий археолог Хилил Эдем обнаружил в библиотеке бывшего султанского дворца Топкани половину карты мира, составленной турецким адмиралом Пири Рейсом в 1513 году. Судя по примечаниям

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

За какие деяния англичане почитают адмирала Френсиса Дрейка? В 1570-е годы английская королева Елизавета I (1533–1603) начала борьбу против монопольного господства Испании над землями в Новом Свете. Королева открыто поддерживала английских пиратов, которые нападали на

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Удивительное путешествие адмирала Чжэн Хэ Что за красочное зрелище! Сотни кораблей с поднятыми парусами медленно отходят от берега - величайшая флотилия всех времён. На носу каждого корабля сверкают глаза дракона, вселяющие ужас в души врагов и отгоняющие злых духов.

Из книги Улицы Петроградской стороны. Дома и люди автора Привалов Валентин Дмитриевич

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги автора

Набережная Адмирала Лазарева Набережная проходит по левому берегу Малой Невки от Большой Зелениной до Пионерской улицы. С 1829 года она так и именовалась – Набережная улица по Малой Невке, а с 1836 года просто – набережная реки Малой Невки. Тогда это была единственная

Дрозд Валентин Петрович , вице-адмирал (1941). Чл. КПСС с 1930. В ВМФ с 1925. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1928), затем служил на Балт. флоте пом. вахтенного нач-ка линкора «Октябрьская Революция», лётчиком-наблюдателем авиаотряда, штурманом и минёром эсминца. В янв. 1933 был назначен ком-ром эсминца, а в марте 1935 ст. лом. ком-ра линкора «Марат». С нояб. 1936 по окт. 1937 находился в Испании (инструктор-советник респ. флота), проявил мужество в боях с мятежниками. С нояб. 1937 командовал бригадой эсминцев Балт. флота, с мая 1938 команд. Сев. флотом. С сент. 1940 нач-к Черномор, высшего воешго-мор. училища. С февр. 1941 ком-р отряда лёгких сил Балт. флота, а с сент. 1941 по янв. 1943 команд, эскадрой кораблей Балт. флота. Активный участник обороны Ленинграда. Руководил миннозаградит. действиями в Ирбенском прол. и боевыми действиями кораблей при обороне Моонзунда (1941). При прорыве сил флота из Таллина в Кронштадт (авг. 1941) командовал отрядом гл. сил, находясь на крейсере «Киров». Умело руководил отражением атак пр-ка, что в значит, степени обеспечило успешный переход кораблей отряда. В нояб.- дек. 1941 командовал отрядами боевых кораблей и вспомогат. судов, осуществлявших эвакуацию лич. состава и воен. техники с п-ова Ханко (Финляндия). Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени. В его честь назван большой противолодочный корабль - «Вице-адмирал Дрозд».

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Литература:

Михайловский Н. Вице-адмирал Дрозд.-«Мор. сборник», 1971, № 4;

Г о л и ч н ик о в В. Гвардейский эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд». М.-Л., 1944.

За 15 лет офицерской службы наш земляк поучаствовал в трех войнах, вырос от командира боевой части корабля до командующего флотом, закончил службу в звании вице-адмирала. Родился, воспитывался и мужал Валентин Петрович Дрозд не в местности, расположенной где-то вблизи моря или океана, а на маленькой железнодорожной станции Буда-Кошелёвская (ныне Гомельской обл.). Но когда в 1925 году ему исполнилось 19 лет, он подал заявление в одно из старейших военно-морских учебных заведений России – ленинградское военно-морское училище имени Фрунзе (имя присвоено в 1926 году). История училища начинается со Школы математических и навигационных наук, созданной в 1701 году Петром I). В разные периоды в ее аудиториях обучались прославленные флотоводцы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин. Н.С.Нахимов, первые российские кругосветные мореплаватели и первопроходцы-открыватели новых путей в океанских просторах, островов, проливов И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, Г.И.Невельской, выдающиеся ученые и кораблестроители Л.Н.Крылов, А.А.Попов и другие. Учиться в училище всегда было престижно, но и попасть, в него считалось невероятно трудно. Мало того, что требовались твердые звания по общеобразовательным дисциплинам, но также отменное здоровье, соответствующее специфике морской службы. Валентин не испугался, решил испытать судьбу в достижении своей мечты, сдал все положенные экзамены и прошел по конкурсу. Три года учебы, включая летною практику по судовождению, освоению морской техники и оснащению портовых баз стоянки, береговых укреплений, закончились успешно. После окончания училища Валентин 5 лет служил на Балтийском флоте, осваивая командные должности. Больше других ему пришлись по душе эсминцы, с которыми у него впоследствии оказалась связанной большая часть флотской жизни. Эсминец (эскадренный миноносец) по объему решаемых задач и боевым возможностям является наиболее универсальным боевым кораблем. Он предназначается для уничтожения подводных лодок и надводных судов, для обеспечения высадки морских десантов, для огневой поддержки войск на побережье и для других целей. Вооружен: 2-4 орудиями до 130 мм, торпедными аппаратами, минами, противолодочными глубинными бомбами и другими комплексами. Может развивать скорость до 38-40 узлов (70-74 км/час). В 27 лет Дрозду доверили самостоятельный участок службы: он становится командиром эсминца. Было оказано большое доверие, но и ответственность немалая. Круг обязанностей любого строевого командира очень широк, а особенно на море при автономном плавании. Он обязан, кроме профессиональных, иметь, и специальные знания, должен заботиться об организации поддержания постоянной боевой готовности и дисциплины, о воспитании и обучении подчиненных ему начальников, специалистов механиков, артиллеристов, минеров, связистов, зенитчиков и т.д. Дела у Валентна Петровича шли довольно хорошо, экипаж эсминца значился в передовых, и в марте 1935 года Дрозда выдвинули на повышение, назначив старшим помощником командира линкора. Линейный корабль назывался «Марат», его знал весь Советский Союз, и народ гордился им. Он обладал мощной артиллерией и могучей броней, предназначался для уничтожения надводных кораблей любых типов в морском бою и для нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам. Линкоры в Великой Отечественной войне имели вооружение: от 28 до 32 орудий калибра 100- 152мм, 280-460 мм, до 140 зенитных орудий. Толщина брони достигала 483 мм, а скорость до 33 узлов (61 км/час). Экипаж составлял около 2000 человек. В 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж против законного республиканского правительства. Под видом помощи испанским фашистам Германия и Италия ввели свои войска в Испанию. В.П.Дрозд изъявил желание добровольно отправиться помогать испанским патриотам и в ноябре 1936 года прибыл на военно-морскую базу в Картахену. Советский доброволец был определен советником на флотилию эсминцев, которой командовал молодой офицер, совсем недавно выдвинутый на столь ответственный пост, - андалузец Висенте Рамирес. Только в посольстве СССР да близкие товарищи Валентина Петровича Дрозда знали его настоящую фамилию, а для остальных он был Доном Рамоном. По отзывам республиканцев, Дон Рамон характеризовался всесторонне положительно, считался умным, знающим свое дело специалистом, способным на мужественные и решительные поступки. Подобная аттестация добывалась в экстремальных условиях боевых действий. Что касается юного командующего флотилией Рамиреса, то он дорожил Рамоном, считал его своим лучшим другом. Они почти никогда не расставались, были вместе в походе и бою, на отдыхе и при подготовке операции. Экипажи эсминцев сражались без устали, нанося ощутимые удары по судам, береговым базам и позициям мятежников. На флагманском эсминце «Антекера» Дон Рамон не раз участвовал в бою с вражескими кораблями. Случалось, встречался лицом клипу и с немецкими крейсерами, уклонявшимися от сближения, но ведшими активную разведку в интересах франкистов. Дрозд, как и остальные советские добровольцы, делал все возможное для победы, а иногда казалось, что и выше предела человеческих сил. Однако «советико» (советские специалисты) было немного, и не они решали исход войны. Героическая борьба испанского народа продолжалась до 1939 г. и закончилась поражением республиканцев. В 1937 г. некоторых военных советников отозвали в Москву, Дон Рамон вновь получил документы на свое собственное имя. В.П.Дрозда назначили командиром бригады (тактическое соединение кораблей одного класса) эсминцев Балтийского флота. Боевой опыт, полученный в жарких схватках с фашистами, он использовал в боевой подготовке балтийцев. Комбриг не считался со временем и учил подчиненных тому, с чем может встретиться моряк в будущей войне. А она оказалась не такой уж далекой. Прошло всего около года, и в мае 1938 г. Дрозду доверили возглавить Северный флот. Это уже было оперативно-стратегическое объединение Военно-Морских Сил СССР, хотя тогда Северный флот был меньшим по составу, чем Тихоокеанский или Балтийский. Если учесть, что Северный флот начал свою летопись с июня 1933 года, то не трудно представить всю сложность руководства им новому командующему. Нелегко было поддерживать постоянную готовность флота к немедленному выходу для выполнения боевых задач в условиях Крайнего Севера и Заполярья. Многие объекты еще строились, кое-что только проектировалось, а особо суровый климат увеличивал затруднения в решении любого вопроса. Командующему приходилось для скорейшего выполнения плана ввода в эксплуатацию нужных сооружений нет-нет да и выезжать в Москву к самому высокому начальству с просьбами о помощи. Помогали, по и спрашивали строго. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Северный флот успешно оборонял морское побережье, высаживая десанты, разведывательные группы и т.д. Он выполнил все, что на него возлагалось. Молод был контр-адмирал Дрозд (ему исполнилось 36 лет), но служба на износ сказалась и на его богатырском здоровье. Он попросил дать ему должность с меньшим объемом работы, хотя бы временно. К просьбе Валентина Петровича прислушались, и в сентябре 1940 г. он стал начальником Черноморского высшего военно-морского училища. Всего полгода длилась его относительно спокойная служба на южном теплом побережье. Грозный и беспощадный смерч войны приближался к границам СССР. Верховному командованию становилось все яснее, что назрела необходимость более интенсивно укреплять боевые части. В феврале 1941 г. В.П.Дрозда перевели на Балтику командиром отряда легких сил флота - формирование, созданное из кораблей различных классов для выполнения боевых задач. Отряд базировался в Либаве, а накануне начала Великой Отечественной войны передислоцировался в Рижский залив с целью рассредоточения сил флота. Если нападение фашистской Германии для сухопутных войск Красной Армии оказалось внезапным, и потери, в частности в самолетах, были довольно большие, то Военно-Морской Флот СССР от первоначального удара немцев не потерял ни одного корабля. Ни одного! Так готовились моряки к отражению агрессии. Отряд В.П.Дрозда в течение двух месяцев вел непрерывные бои с захватчиками на море. Под натиском превосходящего по численности врага он обеспечивал переход боевых кораблей и транспортов от Либавы до Кронштадта, поддерживал огнем стрелковые дивизии на побережье. В сентябре В.П.Дрозд принял под командование эскадру Балтийского флота - оперативно-тактическое объединение, в которое входили соединения надводных и подводных кораблей и суда обеспечения. После того как пал Таллин и Моонзундские острова были оккупированы гитлеровцами, военно-морская база Балтийского флота, расположенная на полуострове Ханко, на юго-западе Финляндии, оказалась в глубоком тылу. Пять месяцев 27-тысячный гарнизон с 95 орудиями, 20 самолетами, 23 легкими судами (катерами-охотниками, патрульными катерами и др.), несмотря на нехватку многих видов материально-технического обеспечения, бился насмерть. Гарнизон ежедневно отражал атаки немцев и финнов то с моря, то с суши, то с воздуха, а бывало, одновременно с трех направлений сразу. Они топили вражеский десант, сбивали самолеты, отвлекали этим несколько дивизий противника от Ленинграда. Но с каждым днем становилось все труднее и труднее: росли потери, истощались запасы. Ставка решила: военно-морскую базу Ханко, окруженную вра¬гами со всех сторон, эвакуировать. Операция, прямо скажем, не из простых: до Кронштадта 220 миль, Финский залив буквально засыпан минами, господство гитлеровской авиации в воздухе и ко всему этому наступали холода, уже остро ощущалось приближение зимы. Выполнение этого наисложнейшего задания было поручено командующему эскадрой В.П.Дрозду. Ко 2 декабря корабли последнего рейса достигли портов назначения, а оборонительные сооружения на Ханке были взорваны. Это была заключительная крупная операция 1941 года на Балтийском морском театре военных действий. При переходе морем на кораблях в период эвакуации в Кронштадт и Ленинград погибло около 4000 человек. 23000 солдат, матросов и офицеров, прибывших с Ханко, приняли участие в обороне Ленинграда. В конце 1941 г. Валентину Петровичу Дрозду присвоили звание вице-адмирала. Погиб В.П.Дрозд трагически. Зимой 1943 года он возвращался на машине по ледовой трассе из Кронштадта в Ленинград ночью. Трасса постоянно подвергалась бомбежке и обстрелу артиллерией крупного калибра, после чего образовывались огромные полыньи. В одну из таких полыней-ловушек и попала машина адмирала. Валентин Петрович Дрозд награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. Во время Великой Отечественной войны сражался эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд» (до переименования «Стойкий»). В мирные годы в составе Военно-Морского Флота Страны Советов служил большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд».