Высокий эмоциональный интеллект. Как узнать, что у вас низкий уровень эмоционального интеллекта, и что с этим делать

Виктория Шиманская - психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики» , партнер Лаборатории EQ-factor , ведущий мастер-классов и тренингов по теме EQ - об интеллектуально-эмоциональном профиле личности и его роли в организации и ведении бизнеса.

Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций - и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Emotional Quotient

Необходимо обратить внимание на то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой - это единственный путь пересечения обоих», - сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Наряду с широко известной аббревиатурой IQ (англ. Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития) существует понятие эмоционального коэффициента EQ (англ . Emotional Quotient), которое ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он еще 1985 году. В 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

Несмотря на то, что взаимодействие IQ и EQ признано многими исследователями, первая модель, которая наглядно показала взаимодействие этих двух коэффициентов, была разработана российскими учеными в Лаборатории изучения эмоционального интеллекта EQ-factor под руководством Н. Коро и В. Шиманской.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ - это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность – «стратегию философов»;
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» - стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

В современном мире любой руководитель и предприниматель должен быть творцом - создавать не просто продукт или услугу, а лучший продукт, лучшую услугу, лучший сервис и лучшие впечатления. А это практически невозможно без умения управлять своими эмоциями.

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов - драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
  2. Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
  3. Закройте глаза и уши вместе. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром - например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес - в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы - это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Например, под девизом глагола «дегустировать» можно отправиться в специальный ресторан или винный бутик - или, может быть, устроить вечеринку дома. А еще это может стать концепцией презентации товаров и услуг вашей компании.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста - того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя - реализацией «стратегии творца».

Есть ли смысл измерять свой интеллект? Исследования показывают, что высокий IQ не гарантирует успеха в жизни. Американские ученые Питер Саловей и Джон Майер популяризировали термин "эмоциональный интеллект" и доказали: чтобы преуспеть в карьере, недостаточно быть умным.

Уровень эмоционального интеллекта влияет на достижения иногда больше, чем IQ.

Мы поговорили со специалистами в области EI и узнали, как отличить личность с высоким эмоциональным интеллектом от человека с низким, зачем развивать EI и как он помогает в работе и бизнесе.

В беседе участвовали эксперты:

Марина Таран

Соучредитель и тренер Golden Staff, Senior Practitioner Coach по стандартам ЕвроСовета Менторинга и Коучинга (ЕСМК), президент ЕСМК Украина.


Алена Сысоева

Бизнес-тренер, коуч, ведущая Школы тренеров МГК "Живое дело", директор Центра корпоративного обучения АС.


Екатерина Гайдученко

Бизнес-тренер, коуч, консультант проекта "Мета-Бизнес".

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект, или EI — это способность принимать свои и чужие эмоции и управлять ими. Вместе IQ и EI создают индивидуальную "душу" человека.

Алена Сысоева подчеркивает, что " эмоциональность " и " эмоциональный интеллект " — разные понятия:

Эмоциональный темпераментный человек часто обладает низким EI, что связано с его неумением анализировать свои эмоции. А человек спокойный и уравновешенный может проявлять высокий уровень EI.

Нет зависимости и между IQ и EI. Умному индивиду с низким эмоциональным интеллектом проще собрать-разобрать адронный коллайдер, чем общаться с другими людьми.

Бывает и наоборот: человек таблицы умножения толком не знает, пишет с ошибками, зато благодаря встроенному "эмоциональному сканеру" комфортно чувствует себя в обществе других и еще находит, как на этом построить бизнес и заработать.

Встречаются и счастливчики, которых природа наградила и умом, и чуткостью.

Эмоциональный интеллект включает 4 компонента:

Понимание себя: осознание собственных эмоций и потребностей.

Контроль над своими переживаниями и поведением.

Хорошее восприятие людей: глубокое постижение чужих чувств.

Управление эмоциями и реакциями других индивидов.

Марина Таран заостряет внимание на важности первой составляющей — понимании себя:

"В работе и бизнесе мы стремимся быстро "включать или выключать " свои эмоции.

Зачастую мы хотим активировать добрую гамму чувств (послушание, уважение, вежливость, позитивное мышление) и подавить агрессивные импульсы (раздражение, злость, усталость, бунт).

Моя же любимая трактовка EI — это уместность, адекватность ситуации. Если моя агрессивная реакция, облеченная в соответствующую обстоятельствам форму, эффективнее продвинет команду к результату, то я проявляю резкость.

Нет смысла заменять ее на "добрые " неискренние эмоции, если это заставит остальных буксовать дальше, тормозя бизнес ".

Как измерить свой EI

В интернете или специализированных книгах вы найдете тесты, которые определяют уровень эмоционального интеллекта. Проверка на IQ более объективна: отвечая на вопросы, невозможно сказать неправду и обмануть "систему". А тестируя себя на эмоциональный интеллект, можно схитрить, иногда неумышленно.

Личности с высоким EI — самодостаточны, ими невозможно управлять или навязать чужое мнение .

Все испытывают отрицательные эмоции. Только человек с высоким EI пропускает их через себя и отпускает, а личности с низким EI застревают в переживаниях надолго, например, неделю живут в обиде или всю жизнь — в депрессии.

С такими людьми сложнее работать в одном коллективе или над общим проектом.

Екатерина Гайдученко считает, что к индивидуумам с низким EI тоже можно найти подход:

Смысл коммуникации — в эмоциональном отклике, который она вызывает. Если мне не нравится реакция человека на мои слова или поступки, я могу начать говорить или вести себя по-другому. Общаясь с другими, мы создаем с ними своего рода систему. Изменяя что-то со своей стороны, мы влияем на взаимодействие в целом. Поэтому стоит развивать гибкость мышления и поведения. Чем легче мы меняем тактику, тем эффективнее наше общение с людьми.

По большому счету, уровень EI проявляется в том, как человек живет в обществе: строит отношения, справляется с трудностями, принимает сложные решения.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом относятся друг к другу с уважением и не совершают необдуманных действий в запале. Такие личности самодостаточны, ими невозможно управлять или навязать чужое мнение.

Эксперты рассуждают о том, как отличить людей с высоким и низким EI:

Алена Сысоева:

"Высокий уровень EI проявляется в способности осознавать и принимать, а не подавлять свои эмоции.


В умении выбирать осмысленную, а не стереотипную или спонтанную реакцию на разные ситуации.

Если говорить о лидерстве, руководитель с высоким EI инициативен и может воодушевить сотрудников на достижение общих целей.

Низкий уровень эмоционального интеллекта проявляется в обидчивости, скованности, отрешенности и критичности. Человек с низким EI не в состоянии распознавать свои эмоции, он блокирует чувства " .

Марина Таран считает, что люди с развитым EI добиваются в бизнесе больших результатов, потому что умеют управлять:

Временем. Планируют график и не затягивают сроки. Если опаздывают, ищут не виноватых, а выход из ситуации.

Коммуникациями. Не унижают собеседника, не отыгрывают на нем свои комплексы. Строят общение на уважении.

Результатом. Не берутся за задачи, которые не смогут выполнить на должном уровне и вовремя. Принимают решения, исходя из выгоды как для бизнеса, так и для себя — в равных долях. Не жалуются на проблемы, а решают их. Берут на себя ответственность за результат.

Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Если мы понимаем свои чувства, нам проще справляться со стрессом, депрессией и другими неприятными состояниями, от которых человек с низким EI впадает в ступор.

Екатерина Гайдученко рассказывает, что людям с высоким EI легче вливаться в коллектив и работать в команде:

Когда вы управляете своим настроением, то становитесь эффективнее: решаете задачи быстрее, с меньшими усилиями и большим удовольствием. А если понимаете и влияете на эмоциональное самочувствие других, то можете вселять в них уверенность и вдохновлять на новые достижения. Без развитого EI, сами того не замечая, мы можем негативно воздействовать на людей, подавлять и опустошать их .

Индивиды с высоким EI используют разные эмоциональные состояния во благо себе и окружающим. Они знают, что грусть способствует аналитическому мышлению и стараются обдумывать вещи в этом настроении.

Они понимают, что счастливый человек хочет делиться радостью, а печальный — стремится к уединению.

Индивид с развитым эмоциональным интеллектом веселее идет по жизни и реже ошибается, потому что нутром чувствует, когда нужно говорить/просить/настаивать, а когда лучше мудро промолчать и дождаться подходящего момента.

Эмоциональный интеллект делает человека профессионалом, а профессионала — человеком.

EI стоит "прокачивать" и применять директорам — это повысит эффективность работы сотрудников и поможет наладить с ними доверительные отношения.

Алена Сысоева объясняет, что чем выше ранг руководителя, тем более развит его EI:

"Если человек обладает высоким IQ, но его EI низок, вряд ли он станет успешным управленцем. Ведь работа начальника на 90 % состоит из общения.

Великие лидеры направляют эмоции подчиненных, чтобы те трудились с увлечением и проявляли свои лучшие качества.

Если говорить про продавцов и представителей других профессий, которые работают в области "человек-человек ", то IQ влияет на их способность достигать результатов только на 33 %, на 67 % успех зависит от EI. У руководителей важность эмоционального интеллекта еще выше — 85 %".

Как развивать EI

Эмоциональный интеллект эволюционирует в течение всей жизни. Чтобы повысить EI, нужно научиться фокусировать внимание на своих эмоциях и принимать их.

Многие подавляют страх, гнев, обиду, что приводит к переживаниям, стрессам и болезням. Психологи не рекомендуют сдерживать или скрывать свои чувства от людей.

Самый простой способ выразить эмоцию — так называемое Я-послание, когда мы озвучиваем свои чувства: "Я обижаюсь, когда ты не перезваниваешь мне", "Я просто бешусь, когда ты берешь мою машину и не моешь ее!".

Главное — не нападать на человека фразами "Ты меня бесишь/злишь", что неизбежно приведет к конфликту, а говорить о том, что сам испытываешь: "Я бешусь/злюсь".

Марина Таран делится полезным упражнением:

"Когда вас что-то разозлило или обидело, постарайтесь разобраться, какой частью (социальной ролью) вы так реагируете. Вам досадно как "кому " ? Бизнес-партнеру, руководителю, женщине, личности?

Разложив себя по полочкам, вы найдете, какая из социальных ролей более чувствительна и обидчива. Теперь нужно понять, почему. Как правило, болезненно откликается та "часть " , которая не получает чего-то важного. Ваша задача — осознать свою потребность и найти способ ее удовлетворить. Чем больше у нас в запасе вариантов реагирования, тем более зрелыми мы становимся " .

Эмоциональный интеллект развивается в течение всей жизни.

Осознание собственных эмоций

Наблюдайте за своим состоянием и отслеживайте отношение к происходящему.

У каждой эмоции есть собственный набор физиологических реакций. По ним вы можете распознавать переживания. Старайтесь давать им четкие названия.

Управление своими чувствами

Упрощенно цепочка развития эмоции выглядит так:

Стимул, который вызывает переживание

Запуск нейронов, отвечающих за физиологические проявления эмоции

Поведение, которое следует за эмоцией

На каждом из этапов человек может собой управлять. Сначала нужно найти импульс, который запускает переживание. Это может быть крик, определенное слово, интонация, мысль и т. д.

Отслеживая стимулы, в будущем вы сможете их пресекать (если последующая эмоция неприятна) или поощрять (если она вас устраивает).

Чтобы научиться контролировать свое поведение, выбирайте действия сознательно. Когда вы злитесь, то можете выразить это чувство по-разному: побить посуду, покричать или убраться в квартире. Мы сами решаем, как проявлять эмоции и какие поступки уместны в конкретной ситуации.

Наши реакции часто зависят от того, как мы интерпретируем событие. Если вы работаете в продажах и вопрос клиента воспринимаете как возражение и помеху, то наверняка начнете злиться. Если же к нему относиться как к просьбе о помощи, то отвечать будет в радость.

Научитесь смотреть на ситуацию под разными углами и жить станет приятнее.

Понимание переживаний других людей

Этот навык состоит из двух поднавыков. Первый — способность по невербальным признакам (мимика, поза, жесты) понять, в каком состоянии находится человек. Для некоторых эмоций (страх, гнев, радость, печаль, отвращение, презрение, удивление) есть универсальные мимические проявления.

Изучив их, можно быстро считывать настроение окружающих.

Второй навык — это эмпатия или сопереживание. Есть те, кто умеют поставить себя на место других, испытать их переживания. Стараясь прочувствовать людей, мы лучше понимаем их поступки.

Сознательное влияние на реакции окружающих

Если мы знаем, что вызывает у человека ту или иную эмоцию, то легко спрогнозируем его поведение. А значит сможем решить, как нам действовать, чтобы прийти к нужному результату и, например, предотвратить конфликт.

Шаг 3: Получить контроль над своим состоянием

Задача на этом этапе — научиться переходить в нейтральное эмоциональное состояние, а лучше — из спектра переживаний выбирать самое полезное и уместное. Для этого вспомните, что вызывает у вас улыбку, радость, спокойствие, умиротворение.

Сосредоточьтесь на том, что вы хотите почувствовать и как должна разрешиться ситуация. Проговорите, а лучше пропишите желаемый сценарий событий и придерживайтесь своего плана действий.

Когда человек осознанно относится к эмоциям, его уровень EI растет.

Далай-лама говорил, что эмоциональный интеллект напрямую связан с духовным ростом человека, и причина всех отрицательных событий на Земле — негативные эмоции, которые испытывают люди. Не хороший ли это повод работать над своим EI?

IQ позволяет определить уровень определенной группы умственных способностей к логике, абстрактному мышлению, обучению. Ученые говорят, что высокий IQ - это как высокий рост в баскетболе, но чтобы быть отличным баскетболистом, нужны и другие способности. Однако, есть и субъективные черты неразвитого интеллекта и эмоциональной незрелости. Вот 15 признаков как интеллектуальных, так и эмоциональных недостатков, с которыми крайне трудно бороться.

Интересно, что высокий IQ вовсе не обязательно означает, что вы умны. Бывает, что люди, не блещущие остротой ума, отлично выполняют тесты на IQ. Самый яркий пример - Джордж Буш, над умственными способностями которого потешались весь его 8-летний срок президентства. Уж слишком много в его поступках было грубых ошибок, а его идиотские высказывания по разным поводам стали притчей во языцех. Буш прошел тест на IQ и его результат оказался невероятно высоким - 120! (Результат в 100 единиц является нормой, 160 - супервысоким, а 70 - низким. Нельзя не упомянуть Билла Гейтса - его результат в 160 единиц частично объясняет его успех).

Если вы когда-нибудь проходили тест на IQ, то это наверняка был тест Айзенка (создателя теста на IQ) или одна из его многочисленных модификаций. По сегодняшним меркам, эти тесты можно считать устаревшими и неточными, но они глубоко проникли в разные структуры (образовательные и даже военные), а теперь уже они повсеместны и в интернете, что просто отмахнуться от них не получается. На самом деле, средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста.

Психологи напоминают, что средний тест на IQ даёт не только очень приблизительное, но и очень усреднённое значение, потому что складывается из нескольких субтестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Таким образом, человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит только средний результат.

У психологов есть термин «эмоциональный интеллект» (EQ), который включает в себя способность слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции. Возможно, оценивать личность нужно и по уровню IQ, и EQ. Например, профессор психологии Гарвардского университета г-н Говард Гарднер вводит понятие "множественного интеллекта".

Есть такая шутка, что высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта. В каждой шутке есть доля правды: баллы IQ ни к практическому уму, ни к творческим способностям не имеют ни малейшего отношения.

15. С трудом усваивают новый материал

Одним из признаков человека с низким IQ является трудность понимания новых или изменение знакомых концепций. Это проблема, особенно учитывая наше время, с его быстрым развитием технологий и меняющимся образом жизни. Этим людям не только трудно понять и принять более сложные системы и способы мышления, но даже простая абстракция принимается с внутренней борьбой. Они также с трудом справляются с числами и последовательностями. Они вынуждены преодолевать значительные препятствия, когда речь идет об аналитической обработке информации.

Предполагают, что существуют определенные барьеры для людей с низким IQ в отношении работы разума и законов логики. Поскольку тесты IQ измеряют способность человека к абстрактному мышлению, видимо, сложности вызывает именно этот тип тестовых вопросов. Многие из них чувствуют досаду, это постоянный вызов для них, они быстро начинают сердиться и набрасываться на окружающих из-за своей неспособность понять абстрактные категории. Эмоционально развитые люди - более гибкие и умеют адаптироваться. Они выходят из зоны комфорта, потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к новым победам.

14. Плохо контролируют свои эмоции

Вы умеете держать себя в руках? Некоторые люди обладают взрывным темпераментом, и вспыхивают от каждой мелочи, на самом деле, не требующей такой бурной реакции. Это больше, чем просто встать не с той ноги или чувствовать разочарования от каждого вызова. Откуда берется этого гнев? Рационального объяснения зачастую просто нет. Тем не менее, человек с низкими IQ и EQ, постоянно находится в состоянии неконтролируемой ярости, и любой, казалось бы, небольшой катализатор может вызвать приступ гнева, и для них все выглядит вполне логично и рационально...

Такие люди имеют тенденцию к вспышкам ярости в общественном месте или любых других местах, где скандалы неуместны. Не поймите нас неправильно, если у грубой дамы в Starbucks в очереди перед вами оказалось плохое утро, это вовсе не означает что у нее она не хватает баллов IQ...хотя, вполне возможно, и означает...

13. Им кажется, у них есть ответы на все вопросы

Можно подумать, что всезнайка имеет более высокий IQ, чем большинство людей, но - совсем наоборот. Есть люди, которые действительно кажутся ходячей энциклопедией, а есть другие, которые на самом деле знают не так уж много, но важничают, как будто они самые умные. Последним не обязательно нужны факты или логика, иногда они просто полны информации настолько, что это должно вас насторожить: возможно, перед вами не очень умный человек. Это имеет мало общего с реальным интеллектом, скорее, перед вами классический отличник-зубрила.
Люди с более низким уровнем IQ часто чувствуют себя не на месте при попытках социализации в обществе, так что они имитируют свое собственное восприятие идеальной ролевой модели, которое включает в себя такую позицию - всегда иметь ответы на любые вопросы. Они не имеют возможности "считывать" информацию о социальной среде и понять иерархию конкретной группы (кто на верхушке, кто отвержен и т.п.), они не умеют распознавать социальные сигналы, которые подают собеседники, и которые, на самом деле, могут быть вовсе не осведомлены о вопросах, которые случайно всплывают в разговоре.

12. Неспособность учиться на своих ошибках

Если вы живой человек, вы совершаете ошибки. Нельзя отрицать, что многие из нас делают одни и те же ошибки дважды, но есть люди, которые в принципе не извлекают уроков из своих промахов. Это как положить руку над огнем и обжечься, и продолжать повторять это действие каждые пять минут, до полного самоуничтожения.

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину. В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

11. Неумение понять эмоции других людей

Эмоциональна глухота свойственна людям с низким уровнем IQ и EQ. На вечеринках и в других социальных ситуациях они не понимают язык тела и не считывают сигналы; их общение неэффективно, им трудно понять, что и почему делают другие люди.
Хотя есть много умных людей, которые "социально неуклюжи", но они, по крайней мере, отлично знают, как удалиться от разговоров или ненужных им взаимодействий с неинтересными им людьми (к вашему сведению, придти на вечеринку и сидеть весь вечер на кухне с собакой, безусловно, является мудрым сознательным решением). Эмоционально неразвитые люди не видят ограничений социального протокола - отличный пример профессор Шелдон из "Теории Большого взрыва".
Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам, это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла, например, обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, или пытаться выстроить коммуникацию с полностью равнодушным собеседником.

10. Отсутствие базовых социальных навыков

Есть навыки, которые помогают нам жить изо дня в день, эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми, и быть в состоянии заботиться о наших основных жизненных потребностях. Люди с низким уровнем эмоционального и интеллектуального развития сочтут этот короткий список слишком сложным, им понадобится помощь с двумя или более пунктами этого списка, причем ежедневно. Они могут забыть помыться, или не знать, как разморозить полуфабрикат в микроволновой печи, не говоря уже о более сложных кулинарных задачах. Это не потому, что им физически сложно выполнить эти действия, а потому что они не обладают умственными способностями среднего человека. Им придется напоминать о самых простых вещах, если они не в состоянии помнить о их самостоятельно. Как правило, такие люди живут под чьим-то присмотром.
Тут уместно напомнить о феномене современной Японии под названием "хикки" или "хикикомори" - буквально означающее «острую социальную самоизоляцию». Под этим термином понимают людей, отказывающихся от социальной жизни, не имеющих работы и живущих на иждивении родственников. Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Психолог Тамаки Саито, который и придумал сам термин, вначале предполагал, что число хикикомори в Японии составляет чуть более миллиона или около 1 % от численности населения страны. Но по данным отчёта правительства Японии, таких людей может быть гораздо больше. "Потерянное поколение" - вот как их называют Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивно-компульсивных расстройств или расстройств аутистического спектра (сюда относятся в том числе и синдром Аспергера и «классический» аутизм).

9. Они живут за пределами своих финансовых возможностей

Высокий финансовый IQ - это еще один подвид показателя интеллектуального развития.
В семействе Кардашьян привыкли тратить деньги, как будто они растут на деревьях, но у них есть банковские счета, которые изрядно забиты деньгами. А чтобы поддержать свои экстравагантные покупки, людям с низким интеллектуальным уровнем приходится сорить деньгами при абсолютно пустых банковских счетах. Кредит кредиту, конечно, рознь. И бывают оправданные траты. Но стремление обладать предметами роскоши, не имея на то средств, и тенденция увязать в бесконечных долгах, свидетельствует о явной недалекости и незрелости.
Пользоваться кредитом нужно аккуратно, четко понимая, для каких целей вы его берете, и насколько эти цели оправданы. И обязательно необходимо заранее знать о том, как вы будете его отдавать. Но есть целая армия людей, которая не понимает очевидного: отдавать придется, и с процентами! Невероятно, но факт: оглянитесь вокруг, сколько народу берет кредиты на дорогие автомобили, которые им не по карману, не имея при этом даже собственного жилья и сбережений. Неумение спланировать свой бюджет и увязание в долгах - есть четкий признак низкого финансового IQ . Надеемся, это не о вас!

8. Они сконцентрированы на себе

Пуп Земли - знакомая ситуация? Быть социально некомпетентным не только означает, что люди с низким уровнем IQ не могут функционировать в социальной среде; это также значит, что они имеют тенденцию смотреть на мир через призму только своей собственной персоны. Они не в состоянии смотреть на идеи, мнения глазами кого-то другого. Им важна только их собственная позиция и точка зрения. Их эгоизм возникает не по злому умыслу, такова уж их природа, и она основана на их интеллектуальном потенциале.

Для того, чтобы смотреть на мир глазами других людей и принимать во внимание их потребности, нужно обладать способностью к восприятию абстрактных понятий, но это эмоционально сложно и психологически трудно. Эмоциональный эгоизм характерен для людей, которые при восприятии мира и оценке ситуаций настолько зацикливаются исключительно на собственных эмоциях, что слишком мало думают о чувствах окружающих.

7. Не воспринимают критику

Критика, безусловно, бывает разная. И любую критику стоит принимать с достоинством, юмором и абсолютным спокойствием, а далее анализировать - конструктив или троллинг? И делать свои выводы - игнорировать или принимать к сведению, корректируя свои поступки. Описанный выше процесс, как ни странно, совершенно не по плечу эмоционально и интеллектуально неразвитому человеку. Он не может ни проанализировать критику на предмет ее конструктивности, ни отличить добрый совет от простой завистливой лжи.

Не имея навыков эффективного общения и не умея держать себя в руках, человек с низким IQ не справляется с какой-либо критикой. Они видят в ней нападение и угрозу, а не слова, дающие им шанс расти и развиваться. Критический анализ является посягательством на все, на чем они стоят, по крайней мере, именно в это они и верят. Упрямство и непримиримость - обычные спутники такой невосприимчивости к критике. Таким людям, безусловно, нужна помощь.

6. Они обвиняют всех вокруг в собственных неудачах

Очень умные люди способны оценить вероятные риски и осознать последствия принятых ими решений. Менее умные люди не станут искать причины своих неудач в собственных просчетах, придираться в себе - это не в их эгоистической природе. Вместо этого они обвиняют в своих неудачах кого угодно - родителей, супругов, коллег и так далее.

Саморефлексия является признаком внутренней работы, анализа и процесса самосовершенствования, недаром умные люди обычно не считают себя таковыми. Успешность в жизни во многом зависит от того, как человек реагирует на неудачи. Люди с развивающимся мышлением считают, что хоть и с усилием, но могут все улучшить. В результате они превосходят тех, у кого мышление фиксированное, даже если имеют более низкий IQ. Высокий IQ при столкновении с неприятностями помогает искать решения своих проблем, в отличие от людей с низким IQ, которые начинают тонуть в жалости к себе, и набрасываться на других с обвинениями в собственных катастрофах.

5. Спорщики без тормозов

Некоторые люди - просто спорщики, независимо от того, каков их уровень IQ. Есть такой тип людей, которые всегда на грани обиды, они только и ждут, чтобы начать дебаты по любому поводу. Среди них есть довольно высокий процент людей с низким уровнем IQ, потому что они не умеют правильно оценивать свои эмоции и не знают, когда надо остановиться в споре, который становится слишком жарким.

Они не способны уважать мнение, отличное от их собственного. И им не хватает ума и деликатности промолчать в определенных ситуациях. Иногда для них самих такое поведение становится трагедией - они просто загоняют себя в угол и обрекают на изоляцию. Им бы спросить себя: чего я хочу? Быть правым любой ценой и оставить за собой последнее слово в споре? Или я хочу быть спокойным и счастливым человеком, способным уважать окружающих. Но для этого нужны мозги и IQ чуть выше среднего!

4. Не умеют планировать

Мы уже упоминали, что новые идеи и концепции трудны для восприятия для человека с низким IQ. Умение спланировать свои дела дано не всем. Задачи наваливаются в огромным количестве, все они разноплановые и большинство из них не связано друг с другом. Помнить обо всем практически невозможно. Ведение ежедневников и использование различных напоминалок возможно, но бывает так, что они только больше запутывают ситуацию. В особенности, если речь идет о многоэтапных задачах. Для человека с низкими IQ и EQ - это практически неразрешимо.

Они просто не в состоянии что-то спланировать, будь план работы на день или событие в долгосрочной перспективе. Если прибавить сюда неумение планировать финансы и невосприимчивость к критике, то результатом всегда будет провальный проект - неважно, идет ли речь об организации вечеринки или квартального отчета. Всякая попытка помочь или проконтролировать, будет восприниматься как недоверие и оскорбление. Воистину, обидчивость - показатель слабости! Сильный примет и помощь, и совет.

3. Долго не задерживаются на одном рабочем месте

Одни работодатели требуют многого от своих сотрудников, в то время как другие избирают более спокойный подход, практически не требующий усилий. Для человека с низким IQ, оба эти варианта слишком сложные, чтобы с ними справиться. Как мы уже обсуждали, они не в состоянии планировать свою работу, не понимают как акклиматизироваться а рабочей среде, они плохо обучаемы и не социализируются.

Какое-то время их терпят, они могут даже пройти испытательный срок, но рано или поздно выясняется, что человек не справляется. Как правило, этот цикл равен году. Так что если к вам на работу пришел человек, который меняет рабочее место каждый год, не спешите его нанимать! И, если вы, заглянув в свою трудовую книжку, видите в ней похожую картину, то стоит задуматься. Если у вас постоянные авралы на работе, вы постоянно живете в ситуации нехватки времени, перерабатываете, и при этом не задерживаетесь вне одной работе дольше года - остановитесь и посмотрите на ситуацию со стороны.

2. Не могут сосредоточиться

Люди с низким IQ не склонны к абстрактному мышлению, им не придет в голову провести качественное обучение для расширения своих навыков и развития умственных способностей. Они сосредоточены на тривиальных вещах, и о них можно многое рассказать, основываясь на их примитивных увлечениях.

Мы, однако, живем в поверхностном обществе, и с первого взгляда человека с низким IQ иногда не определить. Если кто-то предпочитает идти в ногу с семейством Кардашьянов, не читает книг и не развивает свой мозг, это вовсе не обязательно означает, что у них низкий IQ (хотя иногда означает). Тем не менее, если человек постоянно прерывает мысль собеседника, сам не в состоянии сформулировать ни одну проблему и постоянно теряет мысль, это может обусловлено его интеллектуальными возможностями. Ему проще переключиться на другую тему, более близкую и доступную, чем чувствовать себя идиотом. Можно понять!

1. Недостаток зрелости

Мы не о кидалтах, это не про любителей мультфильмов и видеоигр. Очень важно, уметь получать удовольствие и оставаться ребенком (или просто молодым) в душе. Мы не об этом...скорее, мы про общую тенденцию к инфантилизации общества, которая особенно ярко отражается на людях с низким интеллектуальным развитием и эмоционально незрелых.

Неспособность общаться с другими людьми, самостоятельно вести свои дела, полный раздрай в личной жизни... инфантилизм означает нежелание взрослеть. Термин «инфантилизм» используется психологами для обозначения незрелости личности, особенно эмоционально-волевых качеств. Взрослый человек не хочет принимать серьезные решения, ожидает, что «как-то все само собой рассосется», и что кто-то придет и за него все решит...слышали о «синдроме Питера Пэна»?
Иногда человек за 35 своим поведением напоминает 9-летнего малыша. Эгоисты, которым свойственно отрицание всего, они не задумываются о будущем, о последствиях своих действий, стараются как можно меньше думать о реальной жизни, в основном, они развлекаются и не пытаются вникать ни в какие проблемы. Такой человек является больше зрителем, чем участником своей жизни. Такие люди любят помечтать, со временем они начинают искать причины своих неудач в других. Чтобы "отвлечься", человек начинает пить, зависать у компьютера или телевизора, и...по-преждему ждать того, что все решится само собой. Но это тупиковый путь, и им придется повзрослеть с психологической и эмоциональной точки зрения.

Понятие эмоционального интеллекта – один из важнейших показателей, влияющих на возможную успешность карьеры сотрудника на многих должностях. Поэтому знать о том, что же это такое – эмоциональный интеллект, следует каждому кадровому специалисту. Различные уровни эмоционального интеллекта отражают навыки человека в различных сферах жизни и могут оцениваться как в комплексе, так и по отдельности с помощью различных тестов.

Эмоциональный интеллект – что это такое

Интеллект – это способность человека к логическому мышлению, принятию правильных решений, обучению и применению полученных знаний на практике. Сейчас существует множество различных методик, позволяющих оценить интеллект того или иного лица с достаточно высокой точностью. Поэтому различные тесты, используемые для оценки этого показателя, широко применяются в трудовых взаимоотношениях. Однако далеко не всегда стандартные показатели интеллекта отражают способность работника к эффективному ведению трудовой деятельности.

Высокий интеллект далеко не всегда является гарантией карьерного роста и развития, равно как и средние или даже относительно низкие его показатели не означают полную непрофпригодность работника. Учитывая этот факт, различные психологи и кадровые специалисты в 20-м веке начали искать иные критерии для оценки сотрудников и кандидатов на рабочее место. Одним из таких показателей стал эмоциональный интеллект, куда более точно отражающий потенциал трудящихся.

Эмоциональный интеллект – это способность к оперированию в первую очередь не знаниями, а эмоциями. Под ним подразумевается умение понимать и интерпретировать, а также – использовать в собственных целях как чужие, так и свои эмоции. Соответственно, учитывая особенность подобного показателя, он далеко не всегда коррелируется со стандартной трактовкой общего интеллекта человека. Есть множество примеров крайне востребованных и популярных людей с относительно небольшим IQ, равно как и наоборот – у многих антисоциальных или просто необщительных и неспособных к эффективному взаимодействию с другими людьми может наблюдаться высокий коэффициент интеллекта.

Схожим, но не тождественным показателем с эмоциональным интеллектом является социальный интеллект. Первый показатель в первую очередь затрагивает умение оперировать и использовать эмоции, в то время, как второй преимущественно затрагивает вопросы адаптации и интеграции в действующий социум, что может сопровождаться как использованием эмоционального интеллекта, так и применением иных механизмов психики.

Когда следует оценивать эмоциональный интеллект

Учитывая особенности и сферы применения эмоционального интеллекта, необходимо понимать, что данный показатель не всегда является важным критерием при оценке действующих сотрудников или потенциальных кандидатов на трудоустройство. Так, в первую очередь на него следует обращать внимание у работников, которые заняты на должностях, связанных с использованием социальных навыков и общением с другими людьми.

Показатели эмоционального интеллекта важны вопреки распространенному мнению, не только для сотрудников отделов продаж и иных работников, прямо общающихся с клиентами. Не менее важна означенная характеристика и для руководителей, так как она напрямую отражает их способность управлять коллективом и вести эффективную деятельность. Кроме этого, актуальна она и для других категорий работников, прямо связанных с работой с другими людьми, в том числе и внутри предприятия. Особенно актуальны высокие требования к эмоциональному интеллекту для эйчаров и кадровых специалистов.

Соответственно, эффективным будет оценивание этого показателя у всех работников, чьи обязанности так или иначе связаны с общением с людьми. Для сотрудников бухгалтерии, представителей рабочих профессий, обслуживающего персонала низшего звена и технических специалистов оценка эмоционального интеллекта не является обязательной.

Несмотря на то, что для вышеозначенных категорий работников эмоциональный интеллект не имеет первостепенного значения, его оценка все равно может иметь определенный смысл. Так, при помощи тестирования этого показателя можно легко определить психологическую совместимость работника с коллегами и эффективно повлиять на психологический микроклимат коллектива.

Уровни эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект как показатель, всегда оценивается комплексно по различным, зачастую независимым, критериям. Учитывая достаточно широкую трактовку этого понятия и определения, выделяются различные уровни эмоционального интеллекта. Далее будут рассмотрены три основных методики, используемых в международной практике.

Основной в современных психологических исследованиях эмоционального интеллекта считается модель Майера-Саловея-Карузо. Она имеет всего четыре уровня:

Другой популярной моделью эмоционального интеллекта является предложенная журналистом Дэниэлом Гоулманом. Она предусматривает разделение эмоционального интеллекта на пять основных составляющих:

  1. Самопознание. Под этим аспектом подразумевается способность человека изучать, понимать и определять собственные эмоции. Кроме этого, к нему также относится умение определять жизненные цели и контролировать мотивацию, равно как и осознавать позитивные и негативные черты собственного характера.
  2. Саморегулирование. Этот аспект касается возможности самостоятельного управления эмоциями, сдерживания их негативного воздействия и улучшения позитивного.
  3. Мотивация. Под ней подразумевается способность человека ставить себе цели и достигать их, а также использовать и контролировать стимулы и различные виды заинтересованности в результате.
  4. Эмпатия. Данный аспект затрагивает умение человека понимать эмоциональные стремления и состояние других людей, сопереживать им.
  5. Социальный интеллект. Под ним подразумевается способность использовать собственные эмоции и эмоции других людей для достижения определенного места в обществе и получения необходимого статуса.

Вышеозначенный смешанный метод модели Дэниэла Гоулмана с точки зрения науки вызывает больше всего критики. Это связано с тем, что основные произведения, в которых он изложен, были созданы в первую очередь с коммерческой целью и содержат мало отсылок к реальным исследованиям и изысканиям. В отличие от иных моделей эмоционального интеллекта, обладающих более широкой доказательной базой.

Третьей из популярных международных моделей уровней эмоционального интеллекта является расширенная модель, создателем которой является Ройвен Бар-Он. Её характерная особенность заключается в одновременной оценке как показателей эмоционального, так и социального интеллекта. Она включает в себя пятнадцать различных уровней:

  1. Самоосознание. К данному уровню эмоционального интеллекта относиться способность человека проводить оценку собственной личности и принимать ее.
  2. Эмоциональное осознание. Этот уровень предусматривает умение человека оценивать и понимать собственные эмоции вместе с причинами их проявления.
  3. Самовыражение. Под этим уровнем подразумевается способность человека к выражению собственных чувств и использованию эмоциональных механизмов для достижения целей.
  4. Социальная независимость. Этот критерий оценивает способность человека принимать решения вне зависимости от мнения окружающих.
  5. Эмпатия. Под ней подразумевается способность понимать и чувствовать эмоции других людей.
  6. Ответственность. В контексте эмоционального интеллекта под ней подразумевается ощущение человека частью коллектива и осознание своих задач в нем и важности их решения.
  7. Социальные навыки. Означенный уровень контролирует конструктивное общение с другими людьми, затрагивает вопросы взаимовыгодного сотрудничества и партнерства и способность к эмоциональным отношениям.
  8. Стрессоустойчивость. Данный критерий рассматривает чувствительность человека к стрессу и раздражающим факторам в контексте эмоциональной реакции на них.
  9. Самоконтроль. Означенный уровень рассматривает способность человека подавлять импульсивные эмоции и контролировать их.
  10. Объективность. Этим критерием рассматривается умение человека сопоставлять свое видение мира с объективной реальностью.
  11. Гибкость. Под ней подразумевается умение корректировать эмоции, поведение и мысли в зависимости от имеющихся обстоятельств.
  12. Эффективность. Данный критерий во многом сходен со стандартными критериями оценки интеллекта и рассматривает способность нахождения решений проблемы.
  13. Самореализация. Стремление человека к повышению его навыков, объективному росту и развитию потенциала во всех сферах жизни.
  14. Оптимизм. Этот уровень социального интеллекта оценивает общее отношение человека к окружающей действительности и способность позитивно смотреть на вещи вне зависимости от обстоятельств.
  15. Удовлетворенность. Означенный уровень рассматривает общее психологическое состояние человека и его личное, субъективное самочувствие и отношение к себе и миру в данный момент времени.

Как повысить свой эмоциональный интеллект

Так как эмоциональный интеллект является важной составляющей общего успеха человека в жизни практически на любом поприще, многих интересуют способы его развития. Как и общий интеллект, эта характеристика человека во многом зависит от врожденных особенностей и начального развития. Но также, как и обычные умственные способности могут развиваться с течением времени, можно развить и эмоциональный интеллект.

Сейчас существует большое количество тренингов эмоционального интеллекта, многие из которых являются не более, чем коммерческой уловкой. Поэтому в данном вопросе лучше всего руководствоваться в первую очередь научной литературой от известных психологов и авторов вышеозначенных методик его оценки. В целом, общие рекомендации на тему того, как повысить свой эмоциональный интеллект, могут быть следующими:

  1. Повышение самоконтроля. Необходимо контролировать и записывать по возможности каждый факт проявления собственной эмоции.
  2. Расширение кругозора. Человек испытывает большой спектр эмоций, но далеко не каждый знает разницу, например, между гневом, злобой и яростью – а ведь изначально данные чувства являются с точки зрения психологии и нейрофизиологии абсолютно различными механизмами. Чем больше эмоций и их характерных особенностей знает человек, тем выше будет его эмоциональный интеллект.
  3. Общение. Широкие социальные контакты могут ускорить развитие эмоционального интеллекта, особенно с учетом вышеозначенных рекомендаций. Умея распознавать эмоции других людей и понимать причины их возникновения, можно добиться успеха практически в любом виде деятельности.

Конкретных методик развития эмоционального интеллекта существует множество и у каждой из них имеются как определенные преимущества, так и недостатки. Во многом этом связано с общей размытостью понятия социального интеллекта.

Преимущества и недостатки оценки эмоционального интеллекта у сотрудников и соискателей

Как критерий, по которому могут оцениваться действующие сотрудники и, в особенности, соискатели вакантного рабочего места, социальный интеллект является достаточно удобным для кадровых специалистов показателем. Однако не всегда его следует использовать, так как его оценка имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Преимущества оценки социального интеллекта как критерия могут быть следующими:

Однако, как и у любого другого метода оценки, имеется у проверки эмоционального интеллекта и ряд недостатков:

  • Низкая эффективность при подборе отдельных видов кадров. Применять означенное тестирование для оценки работников на должностях, не связанных с работой с людьми в целом – нет необходимости, за исключением оценки возможной адаптации к коллективу.
  • Обязательность иных тестов. Оценка эмоционального интеллекта не дает возможности проверить профессиональные знания работника, которые во многих отраслях могут быть обязательными. Поэтому применять оценку по этому критерию можно только вместе с иными способами тестирования при приеме на работу.
  • Риски ожидаемого ответа. Многие опросники эмоционального интеллекта являются типовыми, что позволяет при приеме на работу соискателю просто заучить необходимые для работодателя ответы, а не давать их самостоятельно. При этом в отличие от оценки общего интеллекта, поиск «приемлемых» ответов в случае проверки эмоционального интеллекта на порядок проще даже без знания исходных вопросов.
  • Низкая доказательная база. В сравнении с методиками оценивания общего интеллекта человека, проверка эмоционального интеллектуального уровня имеет гораздо меньшее научное обоснование и часто подвергается критике в отдельных своих аспектах и может иметь субъективный, а не объективный характер.

1. Адекватен ли я в оценке своих возможностей?

Наверняка вам встречались очень скучные люди, которые искренне считают, что у них отличное чувство юмора. Или графоманы, утверждающие, что они прекрасные писатели или журналисты. Или фотографы, делающие снимки, которые нравятся только им самим, а остальные просто не понимают художника… 
С большой долей вероятности это люди с низким уровнем EQ.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект предполагает, что человек хорошо знает свои сильные и слабые стороны, развивает достоинства и борется с недостатками, которые мешают жить не только ему, но и окружающим.

Чтобы наверняка распознать человека с низким уровнем , скажите ему, что он не понимает чувств других людей. В ответ последует заявление, что он лучший эмпат, чем вы и все окружающие вместе взятые.

Признак низкого уровня EQ: вы часто ощущаете, что вас не понимают и не ценят, не признают заслуг, несправедливо критикуют, неправильно оценивают.

2. Много ли я критикую?

Обладатели низкого уровня EQ, как правило, очень критичны по отношению к другим. Призыв понять и простить - не для них. Они раздражаются, когда их просят войти в положение, быть снисходительным, любят осуждать и раздавать советы.

Как правило, люди с низким уровнем эмоционального интеллекта считают, что другие слишком чувствительны (потому что они не чувствуют то же самое). Могут пошутить за гранью, в неподходящий момент, высмеять недостатки: обычно это делается якобы во благо, чтобы раскрыть глаза на правду. Они не осознают, что таким образом могут сделать человеку хуже, усилить его боль, сделать несчастным.

Причина проста: люди с низким уровнем EQ не понимают, что чувствуют другие.

Признак низкого уровня EQ: если человек реагирует на вашу шутку болезненно, вы делаете вывод, что он слишком эмоционален, придаёт слишком большое значение глупостям. Если от вас просят проявления эмоций в ответ, это вызывает досаду, раздражение, злость.

3. Принимаю ли я чужую точку зрения?

Ещё одна особенность обладателей низкого EQ - любовь к спорам и негибкость. Такие люди настолько искренне уверены в своей правоте, что переубедить их невозможно. Они отказываются принимать аргументы, отличные от их точки зрения, считают их заведомо лживыми.

Признак низкого уровня EQ: вы часто заводите спор на пустом месте (поводом может стать что угодно) и всегда требуете от оппонента предоставить большое количество аргументов. В словесную битву вовлекается множество людей: друзья, близкие и коллеги. Спор зачастую становится эмоционально выматывающим для всех сторон.

4. Обвиняю ли я других в своих ошибках?

Неумение управлять своими чувствами часто приводит к эмоциональным вспышкам. Человеку, который имеет более высокий уровень EQ, проще их не допускать, ведь он понимает, что происходит с ним, и старается .

Но совершенно иная картина у тех, кто обладает низким уровнем EQ. Контролировать то, что ты не понимаешь, очень сложно. Поэтому окружающие, имеющие более развитый эмоциональный интеллект, оценивают такие вспышки как неадекватность.

Признак низкого уровня EQ: вы обычно вините в своём неадекватном поведении не себя, а других людей или какие-то обстоятельства. Это происходит инстинктивно, так как вы не осознаёте, что сами стали причиной эмоциональной вспышки. Вы уверены, что выбора у вас не было, а окружающие просто этого не понимают. Из-за этого вы чувствуете себя жертвой, вам обидно.

5. Скрываю ли я свои истинные эмоции?

Особенность людей с низким уровнем EQ - неспособность справиться с ситуациями, которые вызывают сильные эмоции. Они стараются их избегать. А потому скрывают свои истинные эмоции от других.

Признак низкого уровня EQ: вам сложно поддерживать дружеские и любовные отношения. Вас раздражает необходимость идти на уступки и искать компромиссы, считаться с мнением человека рядом. Вы не находите в себе чувства сострадания, вам сложно понять, как именно можно и нужно поддерживать близкого человека.

6. Могу ли я поставить себя на место другого?

Здесь всё просто: так как при низком уровне эмоционального интеллекта человек не понимает ни свои, ни чужие эмоции, он лишён эмпатии. При этом в некоторых случаях он может попытаться сопереживать (например, его могут растрогать бездомные котята и щенки). Но в отношениях с людьми всё иначе.

Признак низкого уровня EQ: вы никогда не задумываетесь, что бы чувствовали, какие эмоции переживали, оказавшись на месте другого человека.

Ещё несколько особенностей людей с низким уровнем EQ

  • Им неинтересны люди, они не хотят понять, каков их характер, что скрывается за поступками.
  • Они испытывают негативные эмоции, но зачастую не могут понять их причину.
  • Они сосредоточены на себе, не всегда замечают, что другие нуждаются в помощи.
  • Они боятся ошибок и не делают из них выводы, тяжело приходят в себя после неудачи, часто зацикливаются на промахах, занимаются самобичеванием.
  • Они не доверяют интуиции, считают, что это глупо.
  • Они плохо адаптируются к новым условиям, не любят перемены.
  • Они не умеют слушать и слышать.

Для того чтобы определить уровень своего эмоционального интеллекта, также можно пройти тест , разработанный психологом Николасом Холлом.

Как развить эмоциональный интеллект

  • Изучите себя. Для этого вам нужно на протяжении определённого времени (например, недели) записывать события и то, какие эмоции они у вас вызвали. Пишите обо всём: с какими чувствами проснулись утром, что ощущаете, когда выпьете первую чашку кофе, едете на работу, получаете нагоняй от начальника, встречаетесь с друзьями и так далее.
  • Определите, как ваш организм реагирует на разные эмоции. Чувствуете ли вы бабочек в животе, когда влюблены? Как ведёте себя во время : вам хочется плакать или, напротив, крушить всё вокруг? Что происходит, когда вы устаёте? Каково послевкусие сильных эмоций, которые вы испытали?
  • Найдите связь между эмоциями и вашим поведением. К примеру, если вы раздражены, то переносите негатив на того, кто рядом. Или, если вам стыдно, вы предпочитаете ни с кем не общаться. Проанализируйте эту взаимосвязь и определите для себя, что бы вы хотели изменить.
  • Найдите свой источник положительных эмоций. Это может быть посещение любимого кафе, вкусный кофе, улыбка ребёнка, красивый вид из окна, прогулка по лесу. Это будет ваш неприкосновенный запас для тех случаев, когда потребуется позитивная подпитка. Станьте оптимистом.
  • В общении с другими людьми будьте максимально открытыми и спокойными. Чётко аргументируйте свою позицию, но не давите.
  • Чтобы научиться принимать другую точку зрения, попробуйте проанализировать, к примеру, телевизионные дебаты. Встаньте на сторону одного оппонента, а затем другого.
  • Развивайте эмпатию: чаще ставьте себя на место других, пытайтесь представить, какие эмоции испытывает человек, как ему можно помочь.
  • Интересуйтесь другими людьми, их мнением, позицией. Попробуйте угадывать их эмоции по жестам, мимике, голосу.
  • Определите, как вы сами действуете на людей. Раздражаете или радуете? Нервируете или успокаиваете? Вы можете задать этот вопрос близким людям, но не расстраивайтесь из-за неприятных ответов. Всегда есть возможность это исправить.
  • Помните: когда вы начнёте понимать модели своего поведения, контролировать его станет проще. Вы сможете не поддаваться эмоциям, а осознанно решать, как именно поступать в том или ином случае.