Юлиан Тувим. Стихи для детей - Стихи - Любовь - Каталог статей - Любовь безусловная

Урок проведён во 2 классе по УМК "Планета знаний". Дети знакомятся с биографией и творчеством Б. Заходера,отрабатывают технику чтения, привлекают прошлый читательский опыт для оценки персонажей, оценивают свои эмоциональные реакции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Б. Заходер «Про пана Трулялинского»

(из Ю. Тувима)

Цель : познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогащать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное.

Задачи урока :

Предметные : воспринимать на слух художественное произведение, определять произведённое им впечатление, выделять нужный эпизод, привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей, обосновывать своё отношение к произведению.

Личностные : оценивать свои эмоциональные реакции, соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Метапредметные :

Регулятивные : выполнять учебные действия в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль.

Познавательные : самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике.

- коммуникативные : высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, формировать умение работать в паре и малых группах.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Какой раздел учебника мы изучаем?

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Братья Гримм «Храбрый портной» и «Маленькие человечки»; Х. К. Андерсен «Оле-Лукойе», А. Н. Толстой «Приключения Буратино»; Хопп «Волшебный мелок»)

Каких ещё знаете писателей-сказочников?

(Чуковский, Сутеев, Успенский)

Откуда писатели - сказочники брали сюжеты для своих сказок?

Какую сказку изучали на прошлом уроке и кто её автор?

2. Проверка домашнего задания.

1. Чтение по ролям стр. 38-40.

2. Выразительное чтение стр. 41-43.

3. Рабочая тетрадь стр. 12 №1: выпиши рифмы из своего любимого стихотворения.

3. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. Мотивирование к учебной деятельности.

Слайд 1

Откройте учебники на стр. 45.

Как вы думаете, к какому жанру относится произведение, с которым мы будем знакомиться сегодня на уроке? Почему вы так думаете?

(Стихи. Они записаны в столбик.)

- Почему тогда оно помещено в разделе « Авторские сказки».

4. Постановка учебной задачи. Мотивирование к учебной деятельности.

Слайд 2

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Б. Заходера «Про пана Трулялинского». Выясним жанр этого произведения.

Слайды 3, 4

Что мы можем сделать для решения этой проблемы? Сформулируйте задачи урока по опорным слова на слайде.

Задачи:

Познакомиться с (новым произведением)

Сделать его (анализ)

Дать (характеристику) главным героям

Выяснить отношение к ним (автора)

Выразить (своё) отношение

Слайды 5, 6

Обратите внимание: после названия произведения написано «Из Ю. Тувима». Пана Трулялинского, необычный город и его жителей придумал польский писатель Юрий Тувим, а на русском языке нам о них рассказал поэт и переводчик Борис Владимирович Заходер.

5. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

1) Просмотр видеофильма о Б. Заходере.

Что запомнили о Б. Заходере.

2) Словарная разминка.

Чтобы попасть в город, нужно сначала выяснить значение слов дирижёр и припев .

Как вы объясните значение этих слов?

Проверьте себя по словарю.

3) Чтение стихотворения учителем.

4) Первичное закрепление.

Слайд 7

Какое настроение у жителей этого города? Выберите подходящее слово. Объясните. Почему вы так думаете?

Веселое, бодрое, грустное, печальное, тоскливое, приятное, задорное, горестное, унылое, жизнерадостное.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(«Танец с ускорением»)

5) Повторное чтение по частям и анализ.

Назовите адрес проживания Тралислав Трулялинского. О чём говорят нам названия?

Назовите одинаковую часть в именах жителей и их питомцев. О чём это говорит?

С чего начинается каждое утро жителей Припевайска?

Кто руководит жителями этого города?

Как они относятся к дирижёру? Докажите.

В каких словах звучит музыка, которая постоянно слышна в Припевайске? Прочитайте.

Как дирижёр относится к своему делу? Докажите.

Назовите одинаковую часть в названиях профессий жителей города. Почему в этом городе так называются профессии?

Почему город называется Припевайском? Прочитайте строчки, которые помогут ответить на этот вопрос.

В каком значении – прямом или переносном употреблено выражение «жить припеваючи»?

Когда это выражение употребляется в переносном значении, когда о человеке так говорят.

(Жить беззаботно)

6. Работа по задачам, поставленным в начале урока.

Подберите слова, которые характеризуют жителей этого города.

Можно ли это стихотворение назвать сказкой?

(Можно. Мышки и мошки не могут распевать. И Труллялёров не бывает.)

Вы правы, но всё-таки это смешное, шуточное стихотворение. Оно сказочное. Но в сказке должен быть сюжет, а в данном произведении его нет.

6. Прослушивание песенки «Про пана Трулялинского».

7. Просмотр диафильма «Про пана Трулялинского».

Писатели и поэты изображают словом. А художники переводят язык писателя – слово, на свой язык – язык рисования.

Очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из этого положения художник. Он создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что происходит.

Слайд 8

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Проверка: на слайде запись с правильным вариантом ответа.

С ним и т ётка - Трулял ётка ,

И доч урка - Трулял юрка ,

И сын ишка - Трулял ишка ,

И соб ачка - Трулял ячка .

Есть у них еще кот ёнок ,

По прозванью Трулял ёнок ,

И вдобавок попуг ай -

Развеселый Трулял яй !

8. Работа в парах.

Мы на время прощаемся с жителями города Припевайска и теперь нам придётся пойти другой дорогой. Мы отправимся в другой город. Правда, его нет на карте. Но зато он есть в нашем воображении.

Читайск

9. Рефлексия учебной деятельности

Что у вас на уроке хорошо получилось?

Над чем ещё надо работать?

Где можно применить новые знания?

Заполните таблицу:

10. Заключительное слово учителя: слайд 9 (слова- обращение Б. Заходера к читателям)

Ты вдохновенный

Ты, мой читатель,

Душой одарённый, -

Ты мне нужнее,

Чем сердце в груди

Жду. Приходи!

11. Домашнее задание:

с. 46 №6 – творческое дифференцированное задание.

Задание: подчеркните части слов – названий членов семьи, которые рифмуются.

Например: т ётка – Трулял ётка.

С ним и тётка - Трулялётка,

И дочурка - Трулялюрка,

И сынишка - Трулялишка,

И собачка - Трулялячка.

Есть у них еще котёнок,

По прозванью Трулялёнок,

И вдобавок попугай -

Развеселый Труляляй!

Задание: подчеркните части слов – названий членов семьи, которые рифмуются.

Например: т ётка – Трулял ётка.

С ним и тётка - Трулялётка,

И дочурка - Трулялюрка,

И сынишка - Трулялишка,

И собачка - Трулялячка.

Есть у них еще котёнок,

По прозванью Трулялёнок,

И вдобавок попугай -

Развеселый Труляляй!

Заполните таблицу:

“Для меня сегодняшний урок...”

1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

……………………………………………………………………………………………

Заполните таблицу:

“Для меня сегодняшний урок...”

1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

……………………………………………………………………………………………

Заполните таблицу:

“Для меня сегодняшний урок...”

1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

……………………………………………………………………………………………

Заполните таблицу:

“Для меня сегодняшний урок...”

1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

……………………………………………………………………………………………

Заполните таблицу:

“Для меня сегодняшний урок...”

1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал

2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал

3. Безразлично 3. Помогал другим 3. Не понял

Читайск

Кто живёт в этом городе и чем занимаются его жители?

Не забудьте, что их имена берут своё начало от слова «читать», а части слов должны рифмоваться.

Тётка-________________________

Сынишка-_____________________

Шофёры-______________________

Почтальоны-___________________

Футболисты-___________________

Продавщицы-___________________

Музыканты-_____________________

Студенты-______________________

Учитель-_______________________

Ребята-_________________________

Читайск

Кто живёт в этом городе и чем занимаются его жители?

Не забудьте, что их имена берут своё начало от слова «читать», а части слов должны рифмоваться.

Тётка-________________________

Сынишка-_____________________

Шофёры-______________________

Почтальоны-___________________

Футболисты-___________________

Продавщицы-___________________

Музыканты-_____________________

Студенты-______________________

Учитель-_______________________

Ребята-_________________________


Тема урока : Б. Заходер «Про пана Трулялинского »

Тип урока : урок ознакомления с новым материалом

Цель : познакомить с биографией и творчеством Бориса Заходера; обучать выразительному чтению, отрабатывать технику чтения; обогощать словарный запас учеников; умение работать с текстом, находить главное.

Задачи урока :

Предметные : воспринимать на слух художественное произведение, определять произведённое им впечатление, выделять нужный эпизод, привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей, обосновывать своё отношение к произведению.

Личностные : оценивать свои эмоциональные реакции, соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Метапредметные :

- регулятивные : выполнять учебные действия в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль.

-познавательные : самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике.

- коммуникативные : высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, формировать умение работать в паре и малых группах.

Оборудование урока:

Для учителя : интерактивная доска SMART,учебник

Для учащихся : учебник, карточки с заданиями.

Начнем наш урок с переклички. Только сегодня она будет шиворот-навыворот. Я называю фамилию, а вы встаете и говорите свое имя. Но задом наперед. Ми-ша - это А-шим, Ва-ня - это Я-нав. Понятно? А теперь - раз, два, три. Каждый замри. И подумайте, как будет звучать ваше новое имя? Думайте, думайте, думайте. Придумали? Тогда начнем нашу перекличку.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в странные страны. Вот самая первая странная страна. И называется она - Скороговорляндия! А ну-ка, повторим ее название.

Молодцы. Живут в этой стране - скороговорлянд-цы! И язык у них тоже... какой? Скороговорляндский. Правит страной - Король Карл. А помогает ему королева по имени Клара. Король любит музыку. Он играет на кларнете. А Клара собирает драгоценности. Красть, конечно, нехорошо. В Скорого-ворляндии случилось ЧП - чрезвычайное происшествие. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Эта новость настолько потрясла скороговорляндцев, что она не сходила с уст в течение многих лет и даже столетий и, наконец, стала паролем. Чтобы попасть в страну Скороговорляндию, нужно очень быстро и внятно произнести этот пароль. Попробуем? Сначала медленно, но внятно. (Дети произносят вместе с воспитателем).

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Теперь быстрее. (Дети произносят быстрее). Еще быстрее и внятнее, ведь это Скороговорляндия. (Дети произносят еще быстрее). Молодцы! Удальцы! Скороговорляндцы!

Конкурс на лучшего скороговорщика. (почетный житель скороговорляндии)

Чтение слогов со стечением согласных.

А теперь мы с вами отправимся в гости к польскому поэту Юлиану Тувиму и к его славному другу Тралиславу Трулялинскому в город Припевайск.

Чтобы попасть в город, нужно сначала выяснить значение слов дирижёр и припев . Посмотрите в словаре и объясните, что значат эти слова.

Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском! А живет он в Припевайске В переулке Веселинском. С ним и тетка-Трулялётка, И дочурка-Трулялурка, И сынишка-Трулялишка. Есть у них еще котенок, По прозванью Труляленок, И вдобавок попугай - Развеселый Труляляй.

А теперь подсказывайте мне. Все шоферы...

Трулялёры.

Почтальоны...

Трулялёны.

Футболисты...

Трулялисты.

Продавщицы...

Трулялицы.

Музыканты...

Трулялянты.

И студенты...

Труляленты.

Сам учитель...

Трулялитель.

А ребята...

Трулялята!

Даже мышки, даже мушки Распевают: «Трулялюшки»! (напеть )В Припевайске весь народ Припеваючи живет.

Конкурс на лучшего чтеца стихотворения.

    Как вы думаете, можно ли назвать это произведение сказкой?

    Ответ начинать со слов Я думаю... Я считаю....

Почему город называется Припевайском? Прочитайте строчки, которые помогут ответить на этот вопрос.

    Какое настроение у жителей этого города? Выберите подходящее слово. Объясните. Почему вы так думаете?

Весело, бодро, грустно, печально, тоскливо, приятно, задорно, горестно, уныло, счастливо, жизнерадостно.

    Выберите слова, которые никак не подходят жителям Припевайска.

Прослушивание песни «Про пана Трулялинского» (можно подпевать)

Мы на время прощаемся с жителями города Припевайска и теперь нам придётся пойти разными доргами. Разбейтесь на группы. Каждой группе даётся карта какого-либо города. Вы отправляетесь туда и потом рассказываете:

Кто живёт в этом городе?

Чем занимаются его жители?

Как их зовут?

Можно даже нарисовать рисунок.

  1. Веселинск

    Улыбайск

    Добровинск

    Смешининск

    Буквинск

    Цифринск

    Сочиняйск

    Считальск

Презентация каждой группой своего города.

Вот какие странные страны бывают на свете. Мы сегодня путешествовали по странам-трулялянам. Правда, их нет на карте. Но зато они есть в нашем воображении.

Итак, наш урок подходит к концу. Домашнее задание. с. 67-67 читать.

А сейчас... звенит звонок,

Завершается урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Карточки для работы в группе

Читайск

Кто живёт в этом городе?

Чем занимаются его жители?

Как их зовут?

Можно нарисовать рисунок.

Моляр -_________________________

Веселинск

Кто живёт в этом городе?

Чем занимаются его жители?

Как их зовут?

Можно нарисовать рисунок.

Тётка-________________________

Сынишка-_____________________

Почтальоны-___________________

Футболисты-___________________

Продавщицы-___________________

Музыканты-_____________________

Студенты-______________________

Учитель-_______________________

Ребята-_________________________

Улыбайск

Кто живёт в этом городе?

Чем занимаются его жители?

Как их зовут?

Можно нарисовать рисунок.

Сынишка-_____________________

Собачка-______________________

Попугай-______________________

Футболисты-___________________

Музыканты-_____________________

Учитель-_______________________

Ребята-_________________________

Мышка-________________________

Добровинск

Кто живёт в этом городе?

Чем занимаются его жители?

Как их зовут?

Можно нарисовать рисунок.

Сынишка-_____________________

Попугай-______________________

Шофёры-______________________

Почтальоны-___________________

Продавщицы-___________________

Музыканты-_____________________

Студенты-______________________

Учитель-_______________________

Ребята-_________________________

Смешинск

Кто живёт в этом городе?

Чем занимаются его жители?

Как их зовут?

Можно нарисовать рисунок.

Дочурка-______________________

Сынишка-_____________________

Собачка-______________________

Шофёры-______________________

Почтальоны-___________________

Футболисты-___________________

Продавщицы-___________________

Учитель-_______________________

Ребята-_________________________

Строитель-_____________________

Буквинск

Кто живёт в этом городе?

Чем занимаются его жители?

Как их зовут?

Можно нарисовать рисунок.

Сынишка-_____________________

Собачка-______________________

Попугай-______________________

Шофёры-______________________

Почтальоны-___________________

Футболисты-___________________

Продавщицы-___________________

Студенты-______________________

Учитель-_______________________

Ребята-_________________________

Моляр-_________________________

Юлиан Тувим

Юлиан Тувим, польский детский поэт, авторство многих стихов которого, к сожалению, известно далеко не всем. Мы читаем его творчество в чудесных переводах С. Михалкова, Е. Благининой, С. Маршака и других замечательных детских поэтов. Вспомните его чудесную, заводную овощную песенку из далёкого детства: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла – о-ох, о-ох… Эту очаровательную песню когда-то можно было услышать из старого, ещё довоенного, покорёженного временем, круглого репродуктора. Может быть кто-то найдет такой у себя в гараже и вспомнит то далекое, чудесное время, когда дети слушали детскую радиопередачу с таким же волшебным названием – Музыкальная шкатулка...

Юлиан Тувим – это изначально вовсе недетский поэт, да и для детей он писал только в тридцатые годы. Для начального периода его творчества характерны элегические и даже интимные мотивы, однако постепенно, со временем, поэт все больше обращает внимание на жизнь простых, самых обыкновенных людей, сочувствует их тяжелой жизни, как например, в стихотворениях «Нужда», «Лето бедняков», «Стихи о погибшей надежде», в то же время негодование поэта вызывают мещанские настроения людей, как например, «Мещане», «14 июля». Тувим много писал о задачах искусства и поэзии - «Поэзия», «Словом в кровь», «Лучше дробить булыжники». В 30-е годы поэт вместе с другими польскими писателями протестовал против готовящейся войны, как например, в стихотворении «Простому человеку». Так почему же Юлиан Тувим, гражданский поэт, начал писать для детей? Однажды в 1927 году Владимир Маяковский во время своего посещения Варшавы, заглянул к Тувиму и в непринужденной беседе предложил ему попробовать писать для детей, сам Маяковский в буквальном смысле слова уговорил поэта, рисуя ему заманчивые перспективы детского писателя. И вот через несколько лет на свет появились пан Трулялинский, пан Малюткин, слон Хоботовский, и другие персонажи. Всего за небольшой промежуток времени поэт написал более полусотни стихотворений для маленьких ребят. А уже после войны, когда Тувим вернулся в Польшу после долгих странствий, все советские дети дружно повторяли:

Что случилось? Что случилось?
- С печки азбука свалилась!..
- Что стряслось у тёти Вали?
- У неё очки пропали!..

Именно в поэзии для детей поэт пытался воплотить все свои мысли и устремления, любовь к родине, к человеку, стремление сделать жизнь светлой и прекрасной. Поэзия заряжает оптимизмом и жизнерадостностью. Это в высшей степени нравственная поэзия, воспитывающая в детях любовь ко всему окружающему - людям и природе. Тувим помогает ребенку «увидеть» мир, выделить в нем то, что раньше для малыша оставалось незамеченным. Например, его удивительная, чудесная Азбука, где каждая буква – это отдельный образ, со своей уникальной формой: Что случилось? Что случилось? Поломала хвостик У!

Но, наверное, самым популярным можно назвать стихотворение «Паровоз» (пер. М. Живова), где главный герой – паровоз, живой, огромный, необыкновенный «Стоит, и сопит он, и дышит паром». Паровоз, словно богатырь, великий, сильный, которому под силу то, что смогли бы сделать только «сто силачей». Поэзия Тувима всегда не только фантазийна и образна, но и воспитательно-познавательная. Малыш наверняка спросит вас, почему движется паровоз, а ответ вы найдете как раз в стихотворении:

Пар этот гонит его и толкает.
Пар этот к поршням по трубам проходит,
А поршни в движенье колеса приводят -

К сожалению, сейчас практически невозможно найти отдельный перевод книги Тувима для детей, все его стихи рассредоточены по книгам знаменитых поэтов, имена которых мы называли выше. Так, в книге стихов С. Маршака вам наверняка попадется удивительное поэтическое стихотворение «Стол», где автор воспевает красоту труда, любовь к труду. Близко к этой теме и поэтическое произведение - «Все для всех» в переводе Е. Благининой:

Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем,- нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

Конечно, не обошел вниманием поэт и тему природы. Природа дается через призму восприятия ребенка. Так, впечатления, эмоции, страхи соединяются воедино в чудесные поэтические образы:

Ветер злился, он рос,
Он свистит и скачет.
(«Мороз», пер. Е. Благининой.)

Картины родной природы Ю. Тувим рисует и в стихотворениях «Четыре времени года» (пер. Е. Тараховской), «Деревья» (пер. Е. Тараховской), «Дождик» (пер. Е. Благининой) и др.
В его поэзии чувствуется безграничная любовь и нежность к детям, поэт осторожно, без злобы и саркастических намеков, чтобы не ранить болезненное детское самолюбие и хрупкую психику подтрунивает над детскими пороками, мягко указывает на недостатки. Его поэзия действительно воспитывает, ориентирует детей в этом мире, ненавязчиво, где-то с юмором рассказывает, что хорошо, а что плохо. Примеров можно приводить бесчисленное множество, но, наверное, уже хрестоматийными стали «Зося-Самося» (пер. В. Ильиной) – символ детского зазнайства: И спросила мама Зосю:

Кто ж глупышка, дочь моя?
Зосе все равно, что спросят,
Отвечает важно: - Я!

И стихотворение «О Гришке-врунишке и его тете» (пер. Е. Благининой), где мальчик подробно рассказывает тете о том, как он ходил выбрасывать письмо, которое тетя, якобы попросила его выбросить в почтовый ящик, а в финале тетя говорит:

Мило, племянничек, мило!
Я ведь письма-то тебе не давала.
Ох, и врунишка ты, Гришка,
Ну и врунишка!

Попробуйте отыскать его стихи хотя бы среди букинистических изданий. Ваш малыш непременно их оценит и полюбит, ведь на поэзии Юлиана Тувима выросло не одно поколение.

Про пана Трулялинского

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске,
В переулке Веселинском.

С ним и тётка - Трулялётка,
И дочурка - Трулялюрка,
И сынишка - Трулялишка,
И собачка - Трулялячка.
Есть у них ещё котёнок
По прозванью Трулялёнок,
И вдобавок попугай -
Развесёлый Труляляй!

На заре они встают,
Чаю наскоро попьют,
И встречает вся компания
Звонкой песней утро раннее.

Палочку-трулялочку
Поднимет дирижёр -
И сразу по приказу
Зальётся дружный хор:

"Тру-ля-ля да тру-ля-ля!
Тра-ля-ля да тра-ла-ла!
Честь и слава Тралиславу!
Трулялинскому хвала!"

Трулялинский чуть не пляшет
Дирижёрской палкой машет
И, усами шевеля, подпевает:
"Тру-ля-ля!"

"Тру-ля-ля!" - звучит уже
На дворе и в гараже,
И прохожий пешеход
Ту же песенку поёт,

Все шофёры - Трулялёры,
Почтальоны - Труляльоны,
Футболисты - Трулялисты,
Продавщицы - Трулялицы,
Музыканты - Трулялянты,
И студенты - Труляленты,
Сам учитель - Трулялитель,
А ребята - Трулялята!
Даже мышки, даже мушки
Распевают: "Трулялюшки!"
В Припевайске весь народ
Припеваючи живёт.

Азбука

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.

Ф, бедняжку, так раздуло -
Не прочесть ее никак!
Букву P перевернуло -
Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

Где очки?

Что стряслось у тети Вали?
- У нее очки пропали!

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,

С головою залезала
Под матрац, под одеяло,

Заглянула в ведра, в крынки,
В боты, в валенки, ботинки,

Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,

Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала.

Снова шарит под подушкой,
Снова ищет за кадушкой.

Засветила в кухне свечку,
Со свечой полезла в печку,

Обыскала кладовую -
Все напрасно! Все впустую!

Нет очков у тети Вали -
Очевидно, их украли!

На сундук старушка села.
Рядом зеркало висело.

И старушка увидала,
Что не там очки искала,

Что они на самом деле
У нее на лбу сидели.

Так чудесное стекло
Тете Вале помогло.

Путанная песенка про утят

По дороге три утёнка
Босиком идут чуть свет:
Первый - толстый,
Третий - тонкий,
А второго просто нет.
А навстречу трём утятам
Два других спешат гурьбой:
Серый - первый,
В пятнах - пятый,
А тринадцатый - рябой.
Вот сошлись они у рощи,
И седьмой сказал:
«Привет!
Здравствуй, толстый!
Здравствуй, тощий!
А кого-то вроде нет?»
Третий крякнул:
«Что за шутки?
Кто из нас исчез опять?
Ни за что без мамы-утки
Нам себя не сосчитать?»
Тут девятый с первым стали
Громко плакать и рыдать:
«Мы сперва
Втроём бежали,
А теперь нас только пять».
И тогда захныкал пятый:
«Сам не знаю, что со мной:
Вышел третьим,
Шёл тридцатым,
А теперь совсем восьмой?»
«Как же, братцы, сосчитаться,
Чтоб себя пересчитать?»
«Так нетрудно
Потеряться».
«А найдёшься ли опять?»
Побрели утята к маме
Через рощу, прямиком,
И, хоть не были
Гусями,
Друг за дружкой
Шли
Гуськом.

Про Янека

Жил на свете Янек,
Был он неумен.
Если знать хотите -
Вот что делал он.

Ситом черпал воду,
Птиц учил летать,
Кузнеца просил он
Кошку подковать.

Комара увидев,
Брался за топор,
В лес дрова носил он,
А в квартиру - сор.

Он зимою строил
Домик ледяной:
"То-то будет дача
У меня весной!"

В летний знойный полдень
Он на солнце дул.
Лошади уставшей
Выносил он стул.

Как-то он полтинник
Отдал за пятак.
Проще объяснить вам:
Янек был дурак!

Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.

Ох!.. Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?

Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.

Ох!.. Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.

Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

Птичье радио

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов

Сегодня в нашу студию
(Внимание! Внимание!)
Слетятся птицы разные на радиособрание!

Во-первых, по вопросу:
Когда, в каком часу
Удобнее и выгодней использовать росу?

Второй вопрос назрел давно:
Что "эхом" называется?
И если есть в лесу оно,
То где оно скрывается?

По третьему вопросу
Докладывает Дрозд,
Назначенный заведовать
ремонтом птичьих гнезд.

Потом начнутся прения:
И свист, и скрип, и пение,
Урчанье, и пиликанье,
И щебет, и чириканье.
Начнутся выступления
Скворцов, щеглов, синиц
И всех без исключения
Других известных птиц.

Внимание! Внимание!
Сегодня в пять часов
Работать будет станция для рощ и для лесов!

Наш приемник в пять часов
Принял сотню голосов:
"Фиур-фиур! Фью-фью-фыо!
Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!
Спать-пать-пать! Лю-лю! Цик-цик!
Тень-тень-тень! Чу-ик! Чу-ик!
Ко-ко-ко! Ку-ку! Ку-ку!
Гур-гур-гур! Ку-ка-реку!
Ка-арр! Ка-арр! Пи-ить! Пить!.."

Мы не знали, как нам быть!
Очевидно, в этот час
Передача не для нас!

Речка

Как лента блестящая,
Речка течет
Настоящая.
И днем течет,
И ночью течет -
Направо свернет,
Налево свернет.
А в речке вода леденящая,
У берегов ворчливая,
А посередке ленивая.

А чего ей ворчать, речной-то воде?
Об этом не скажет никто и нигде.

Пожалуй, камни да рыбы
Об этом сказать могли бы,
Но рыбы молчат,
И камни молчат,
Как рыбы.

Стол

Выросло дерево в нашем Полесье,
Статное, рослое - до поднебесья.
Хлопцам пришлось поработать немало,
Прежде чем дерево наземь упало.

Добрые кони в пене и мыле
На лесопилку его притащили.
Пилы его распилили на доски,
Зубья погнули о ствол его жесткий.

Доски и планки были шершавы.
Взял их в работу столяр из Варшавы.
Опытный мастер Адам Вишневский
Ладит рубанки, пилы, стамески.

Долго строгал он, клеил, буравил,
Прежде чем славный стол этот справил.
Вот сколько нужно трудного дела,
Чтоб за столом ваша милость сидела!