Задания егэ по обществознанию год резерв. Что нового в егэ по обществознанию

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

1. Назначение КИМ ЕГЭ
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Результаты единого государственного экзамена по обществознанию признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по обществознанию.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Основная цель экзамена - оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию.
Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Предлагаемый на экзамене комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.
Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки выступают широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и условиях их формирования, важнейших экономических явлениях и процессах, политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение,
конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует отнести:
- включение в КИМ ЕГЭ дидактических единиц и основных умений, формируемых при изучении курса на базовом уровне, за исключением тех, которые определены в стандарте как изучаемые, но не подлежащие проверке в рамках итоговой аттестации, а также требований, соответствие которым не может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная деятельность, устные презентации и т.п.);
- постепенная трансформация перечня проверяемых элементов в направлении более полного учета содержания и требований стандарта профильного уровня: выделение дополнительных аспектов, включение новых позиций;
- равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учетом степени их раскрытия в примерных программах и действующих учебниках;
- соблюдение баланса между формализуемыми элементами знаний и теми компонентами проверки, которые требуют свободно конструируемого ответа.
К основным принципам отбора моделей заданий и формирования структуры КИМ помимо общих требований и подходов к данной модели итоговой аттестации можно отнести:
- сочетание форматов заданий, многолетнее использование которых подтвердило их эффективность, с новыми моделями, создающими дополнительные возможности для демонстрации экзаменующимися уровня своей подготовки;
- постепенное увеличение числа заданий, нацеливающих выпускников на применение полученных при изучении курса знаний и умений для анализа типичных социальных ситуаций и распространенных практик;
- использование для проверки основных объектов заданий различных типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом содержания, умением, видом познавательной деятельности.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, неадаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов:
- часть 1 содержит задания с выбором ответа;
- часть 2 содержит задания с кратким ответом;
- часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
В заданиях с кратким ответом части 2 работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов.
В заданиях с развернутым ответом части 3 работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Результаты выполнения заданий частей 1 и 2 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 3 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
...........................

Обществознание – самый популярный из добровольных экзаменов, его выбирают около 50% учеников 11 классов. Этот предмет включает в себя сведения о разнообразных жизненных аспектах, которые изучаются в рамках многих наук: социологии, юриспруденции, политологии, экономики, философии, отчасти истории. Сдать экзамен по обществознанию необходимо для поступления на все гуманитарные факультеты.

Минимальный балл ЕГЭ в 2011 и 2012 году был установлен на отметке 39 баллов . В текущем году его величина не изменится.

В соответствии со стандартами ФИПИ ЕГЭ 2013 по обществознанию включает в себя три группы задач, различающихся по уровню сложности:

  • задания А1-А22 – общие вопросы, ответ на которые нужно выбрать из 4-х предложенных вариантов;
  • задания В1-В7 и В8 – аналитические вопросы, которые требуют краткого ответа, выраженного словом или цифрами;
  • задания С1-С9 подразумевают развернутый ответ с подробной аргументацией.

На выполнение работы отводится 3,5 часа.

Использование дополнительных материалов во время экзамена запрещено. Таким образом, термины по обществознанию для ЕГЭ и другие справочники пригодятся только для изучения предмета.

Подготовку к единому государственному экзамену по обществознанию 2013 года рекомендуется проводить с помощью интернет-тестов, которые формируются из открытого банка заданий. Они позволяют выпуксникам объективно оценить уровень знаний и определить темы, требующие дополнительного внимания. Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2013 года полностью повторяют структуру и содержание реального экзамена. Работу можно выполнять в произвольном порядке, например, сначала сделать сложные задания части С, а затем ответить на оставшиеся вопросы. Выпускники, не имеющие постоянного доступа к интернет, могут скачать задания ЕГЭ по обществознанию c решением и готовиться с их помощью.

Варианты ЕГЭ по обществознанию. Структура теста

ЕГЭ по обществознанию включает в себя следующие задания:

Группа А:

  • А1 – строение общества и его институты;
  • А2 – виды знаний, понятие науки и культуры;
  • А3 и А4 – человек и общество;
  • А5 и А9 – экономические вопросы;
  • А10-А12 – социальные вопросы;
  • А13-А16 – политические вопросы;
  • А17- А20 – правовые вопросы.

Группа В:

  • В1 – анализ схем и таблиц;
  • В2 – српостовление родовых и видовых понятий;
  • В3 – задание на классификацию;
  • В4 – выбор понятий из списка;
  • В5 – дифференциация высказываний и фактов;
  • В6 – определение терминов, соответствующих контексту;
  • В7 – выбор понятий из списка;
  • В8 – определение обобщающего термина.

Группа С:

  • задания части С1-С3 требуют умения интерпретировать тексты, давать характеристику отдельным высказываниям и прочитанной информации в целом.
  • задания С4-С8 проверяют навыки аргументации, вынесения оценочных суждений, конкретизации теоретических положений, а также анализа статистических данных.
  • задание С9 – эссе по обществознанию , выпускникам необходимо написать небольшое сочинение на одну из предложенных тем с использованием научной лексики и логики.

Немного о ЕГЭ 2012 по обществознанию. По данным Рособрнадзора в 2012 году обществознание сдавали 405 тысяч человек, из них 5,9% не преодолели минимальный порог в 39 баллов. Максимальную оценку в 100 баллов получили лишь 80 учеников по всей России. Информацию о ЕГЭ 2012 вы можете прочитать на этой странице .

Планируемые изменения КИМ ЕГЭ 2013 по обществознанию

  • Усложнено задание В5 - общее количество суждений увеличено с 4 до 5, а группы увеличины с 2 до 3: суждения-факты, суждения-оценки, суждения - теоретические утверждения.
  • Темы эссе сгруппированы в 5 блоков вместо 6. Темы социологии и социальной психологии объединены в общее направление
  • Скорректированы требования задания С9.
  • Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

Демоверсия ЕГЭ 2013 по обществознанию

Минимальный балл ЕГЭ по обществознанию 2013

Впервые в практике ЕГЭ Рособрнадзор установил минимальное количество баллов по всем предметам за 9 месяцев до проведения ЕГЭ. Минимальный балл ЕГЭ по обществознанию в 2013 году составил 39 баллов.

Полезные материалы для ЕГЭ по обществознанию

На этой странице будет собираться полезная информация о проведении ЕГЭ по обществознанию в 2013 году: новые учебники, материалы для подготовки, а также новости и нововведения в структуре единого госэкзамена по обществознанию. Эти материалы с прошлого года вам также могут помочь:

  • Сборник эссе по обществознанию для С9 ЕГЭ - целая куча!
  • Типовые экзаменационные варианты по обществознанию 2012
  • Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?
  • Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2013?
  • Раздаточный материалы
  • Минимальный балл
  • ЕГЭ по обществознанию является самым массовым экзаменом по выбору. В 2012 году его сдавали 478 561 человек.

    Более 30 тысяч сдававших не смогли преодолеть минимального порога. А количество человек получивших 100 баллов за ЕГЭ по обществознанию относительно мало - всего 86 человек.

    Экзамен по обществознанию является обязательным при поступлении на многие специальности. Его нужно сдавать будущим социологам, психологам, педагогам, юристам.

    Новшества 2013 года (в начало)

    • Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения - теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент - положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.
    • Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Экзаменуемый при написании эссе получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук.
    • Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

    Структура экзаменационной работы ( в начало )

    Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

    Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.

    Пример: Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?

    1) поступление в институт

    2) предметы естественно-математического цикла

    3) технический вуз

    4) инженерные специальности

    Часть 2 (В) включает 8 заданий с кратким ответом в виде слова, словосочетания, набора цифр.

    Пример: Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

    Часть 3 (С) состоит из 9 заданий с развёрнутым ответом.

    Пример: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Уровень сложности ( в начало )

    Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

    Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл
    Базовый 21 25
    Повышенный 9 12
    Высокий 7 22

    Содержание экзаменационных заданий ( в начало )

    В части 1 (А1-А20) и части 2 (В1-В8) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей:

    • человек и общество
    • экономика
    • социальные отношения
    • политика
    • право

    В каждом варианте работы заданиями С1-С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение ).

    Время выполнения заданий ( в начало )

    На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

    1. для каждого задания части 1 - 1-4 минуты;
    2. для каждого задания части 2 - 3-10 минут;
    3. для каждого задания части 3 - 5-35 минут.

    Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом? ( в начало )

    За ЕГЭ по обществознанию выпускник максимально может получить 59 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

    Каждое правильно выполненное задание части 1(А) оценивается 1 баллом.

    Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3-В7) баллов. За полное правильное выполнение заданий В3-В7 присваивается 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов.

    Полное правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий С1, С2, С5 выставляется по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 - по 3 балла, задания С9 - 5 баллов.

    Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2013? ( в начало )

    Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2012 года.
    Вот некоторые из них:

    1. ЕГЭ-2013. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - «ЕГЭ-2013. ФИПИ - школе»
    2. ЕГЭ-2013. Обществознание: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Е.Л. Рутковской. - М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - «ЕГЭ-2013. ФИПИ - школе»
    3. ЕГЭ-2013. Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2012
    4. Минимальный балл ( в начало )

      Минимальный допустимый порог в 2011 году составил 36 баллов, в 2010 - 39 баллов. Минимальный балл за ЕГЭ по обществознанию на 2012 год будет известен после завершения основной волны ЕГЭ по этому предмету.

    Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2013 года предназначена для того, чтобы выпускники имели возможность познакомиться со структурой экзамена и уровнем сложности вопросов. Пробные варианты одобрены ФИПИ и позволяют качественно подготовиться к тестированию. Необходимо подчеркнуть, что демонстрационный вариант не включает в себя всех вопросов, которые могут встретиться на экзамене. Их полный перечень можно найти в кодификаторе ЕГЭ 2013 г.

    По сравнению с прошлым годом структура теста по обществознанию не изменилась. Она включает в себя 37 заданий, разделенных на три категории:

    • А1-А20 – общетеоретические вопросы;
    • В1-В8 – аналитические вопросы с кратким ответом;
    • С1-С9 – сложные вопросы, требующие ответов с подробной аргументацией.

    Коррективы 2013 года коснулись содержания некоторых заданий:

    1. Усложнен вопрос В5. Количество суждений, приведенных в условии, увеличено с 4 до 5 и выпускники должны разбить их на 3 группы, а не на 2 как ранее.
    2. Темы для эссе распределены на 5 категорий, ранее их было 6. Социальная психология и социология объединены в одно направление, благодаря чему при написании работы выпускники могут использовать положения и термины каждой из этих наук.
    3. Изменены требования к заданию С9.
    4. Скорректированы критерии оценки заданий С5, С8 и С9.

    Чтобы приступить к подготовке, нужно скачать пробный . В процессе работы необходимо учитывать следующие моменты:

    • на выполнение теста отводится 3,5 часа;
    • выпускник имеет возможность пользоваться черновиком, но при оценке работы записи, сделанные в нем, учитываться не будут;
    • блаки нужно заполнять черными чернилами (капиллярной, перьевой или гелевой ручкой).