А. Ахматова, «Я научилась просто мудро жить»

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» было на­писано А. А. Ахматовой в 1912 году. Это размышления поэта о жизни и любви. Мы можем отнести произведение к любовной и философской лирике.

В первой строфе лирическая героиня словно обозначает свою позицию:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Оказывается, мудрость жизни — в простоте, в вере. Героиня пытается слить свою жизнь с жизнью природы:

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Когда она возвращается с прогулок, ее встречает пушистый кот, на башенке озерной лесопильни загорается «яркий огонь» (символ надежды). И на первый взгляд, в жизни героини царит атмосфера покоя и умиротворения. Настораживает лишь заме­чание ее о «ненужной тревоге» да еще определение — «веселые стихи». Не себя ли пытается она убедить в том, что все хорошо и прекрасно?

И только последняя строфа приоткрывает нам жизненную драму героини: она пережила расставание с любимым. И учится обретать радость жизни в простых, обыденных вещах: в природе, в творчестве, в домашних заботах. Вероятно, не все еще чувства умерли в ее душе, но жизнь так прекрасна и многообразна. И лирическая героиня в полной мере осознает это, назвав жизнь «тленной и прекрасной».

Композиционно стихотворение делится на две части. Пер­вая часть (три первые строфы) — это утверждение героиней сво­его единства с окружающим миром, стремление обрести в нем спасение от душевных невзгод. Вторая часть — это последняя строфа, своеобразный итог: жизнь — это больше, чем любовь.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. А.А. Ахма­това использует различные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («рябины желто-красной», «веселые стихи»), инверсию («И яркий загорается огонь»), метафору («Чтоб уто­мить ненужную тревогу»).

Первый сборник стихотворений Анны Ахматовой «Вечер» раскрывает перед читателем истинную суть мировоззрения поэтессы. Молодая женщина пытается донести до общественности мысль о том, что особи прекрасного пола намного сильнее и увереннее, чем это кажется со стороны. Ахматова однозначно знает о том, что мужчинам нечего соревноваться с женщинами, ведь последние намного решительнее и целеустремленнее.

Первый сборник стихотворных работ выводит Анну Андреевну в общество. О ней узнают не только как о жене Гумилева, а и как о состоявшейся поэтессе.

Стихотворная работа «Я научилась просто, мудро жить…» входит в число стихов из сборника «Вечер». Что наблюдает читатель? Духовное взросление главной героини, то есть самой поэтессы. Юная и неопытная девушка за год превращается в самостоятельную и сильную женщину, которая, ко всему, собирается в скором времени стать матерью.

Анна Андреевна мечтает о тихой и уютной семейной жизни. Однако, ее супруг, Николай Гумилев был иного мнения. Он любил путешествовать, он не желал тратить свою жизнь на унылые супружеские посиделки. Именно по этой причине, в строках стихотворения появляется такая фраза: «я научилась просто, мудро жить…».

На фоне развития таких событий, поэтессе не остается ничего кроме молитвы. Она подолгу вглядывается в небо и мечтает о простом женском счастье, о надежной мужской защите и опоре. Однако Ахматова осознает, что вышла замуж не за того человека. В его жизненном уставе нет никаких семейных ценностей. По этой причине, поэтесса испытывает гложущее чувство грусти и разочарования. Теперь она понимает, что должна стать сильной и самостоятельной, чтобы продолжать свой свободный жизненный путь. Внутренние ощущения, которые переполняли душу поэтессы, просто разрывали ее на части. Женщина так мечтает о домашнем уюте.

В своей стихотворной работе она использует несколько символов – ассоциаций, которые напоминают семейное счастье. Конечно же, это пушистый кот, который своим шершавым языком лижет ладонь. Это крики и звуки аиста, который расположился на крыше дома. Все эти знаки угнетают поэтессу, ведь на самом деле ее семейное счастье уходит все дальше и дальше.

В последних строках стихотворения Ахматова словно закрывает дверь перед своим супругом, говоря о том, что стук его прихода она уже не услышит. Женщина совершенно остыла в своих чувствах. Она разочарована и огорчена. И ей ничего больше не остается, как жить самостоятельно и мудро.

Эти стихи А.А. Ахматова пишет в 1912 году. Ей всего двадцать три, но она уже автор своей первой поэтической книги «Вечер», любящая жена и мать. Она молода, привлекательна и, безусловно, талантлива. А вокруг революции, война, крах устоев и традиций. И ей нужны мудрость и молитва, потому что слишком тяжелый крест взвалила она на свои плечи.

Что мне поступь Железной Маски,

Я еще пожелезней тех…

«Железная» Ахматова гордилась тем, что даже в самые мрачные дни своей биографии «не переставала писать стихи».

Мне близка поэзия А.А. Ахматовой, полная глубокого психологизма и чувственности, утверждающая права обыденных вещей. В ее стихах душа оживает «для великой земной любви», она «поет» «о великой щедрости Божией» и о России. Ее философия – это философия любви и искренности, поэтому так притягательны пленительные ахматовские строки.

Как поэт А.А. Ахматова сформировалась под влиянием классической литературы и новых модернистских веяний, став неким звеном, соединяющим культуру прошлых десятилетий с нынешним веком. Она не дискутировала по поводу традиций в литературе и нового искусства, а создавала их. Ее стихи отличаются законченностью формы, неповторимостью образов, глубиной переживаний лирического героя, мудростью и философичностью.

У А.А. Ахматовой своя философия – философия любви. Поистине, любить по-настоящему способен только талантливый человек. Ведь это чувство вечное, как сама жизнь. По признанию поэтессы, «должен на этой земле испытать каждый любовную пытку».

В стихотворениях А.А. Ахматовой лирическая героиня – страдалица, и оттого «словно тронуты черной, густою тушью тяжелые веки» ее. Перед нами образ женской души, которая приняла любовь как сладкую боль, лихорадку. Ей нужна мука, трудно представить себе героиню счастливой:

Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать…

Героиня многолика. Она хочет быть прирученной, покоренной, почти рабыню видим мы в стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнем», в другом – картина почти не меняется:

И висит на стенке плеть,

Чтобы песен мне не петь.

«Как соломинкой» пьют ее душу, но она «пытки мольбой не нарушит». Беззаветна, отреченна, смиренна ее любовь, но одновременно и страстна:

Не любишь, не хочешь смотреть…

О, как ты красив, проклятый!

Когда же страдания почти невыносимы, возникает протест, исступленный крик:

Я к тебе никогда не вернусь

Или грустный полушепот опустошенного сердца:

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Стихи А.А. Ахматовой о любви – это ее жизнь, исповедь, вышедшая за пределы личного, остающаяся в сердце навсегда.

Однако любовные переживания все чаще соединяются с мыслями о державном Петербурге («Стихи о Петербурге»), войне 1914 года («Утешение»), революции («Для того ль тебя носила…»), Боге («Библейские стихи»). И это тоже философия Ахматовой – философия смысла жизни. Происходит наполнение традиционных мотивов новым содержанием. Дом, родная земля, Отечество все чаще тревожат сознание героини. Личная драма не сводится только к горечи переживаний, скорее дает представление о безграничных возможностях человека. В стихах о России как-то почти незаметно, но очень естественно сближаются драма личной жизни и подвиг человека.

История и современность у А.А. Ахматовой переплетаются. Данное единство направлено на то, чтобы выразить свое понимание взаимоотношений человека и обстоятельств. Очень показательно в этом плане стихотворение «Лотова жена». Нравственная сила, тяга к добру, идеалу способны соперничать с неблагоприятными, драматическими обстоятельствами. Логическим завершением авторской мысли станет представление о возможности счастья, которое укладывается в один миг жизни, равный подвигу, и остается в памяти на века. Такова история Лотовой жены. Особую силу в этом произведении приобретают, на мой взгляд, два заключительных стиха:

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Аллегорический образ жены приобретает новое философское звучание в годы войны, когда поэтесса с болью и мужеством заговорила о возможности подчинить все свои чувства общенародной цели:

И та, что сегодня прощается с милым, –

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

Перед нами другая героиня, другая Ахматова, и все-таки она та же. В тяжелое пятилетие голос поэтессы приобрел особую силу, стал звучать как торжественная клятва, проповедь взамен лирической исповеди. Вместе с тем, как и в начале века, так и во время войны драма человека неразрывно связана у А.А. Ахматовой с его мужеством. Пророчество «Клятвы», «Ветра войны» нашло свое продолжение в послевоенной лирике. Груз житейских забот не заглушил голос сердца, разума, честного и гордого человека.

Ахматовская философия любви, жизни, истории необычна, поэтому так притягательны для меня ее стихи.

«Я научилась просто, мудро жить…» Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

Анна Ахматова – одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у представителей сильного пола. Ее первый сборник стихов под названием «Вечер», увидевший свет в 1912 году, вышел небольшим тиражом, однако принес Ахматовой популярность в литературных кругах. Отныне ее перестали воспринимать исключительно как супругу поэта Николая Гумилева, с которым к тому времени у 23-летней Ахматовой сложились весьма непростые и даже враждебные взаимоотношения.

Одним из произведений, которое вошло в сборник «Вечер», стало стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…», которое является яркой иллюстрацией духовного становления поэтессы. Менее чем за год она из романтичной провинциальной девушки превратилась во взрослую и опытную женщину, готовящуюся стать матерью. Даже увлечение поэзией в этот период отходит на второй план, так как Анна Ахматова начинает ценить простые житейские радости, мечтает о семейном уюте и благополучии. Однако ее ждет жестокое разочарование, так как Николай Гумилев по своей натуре является романтиком и заядлым путешественником. Ему неинтересно постоянно сидеть подле молодой жены, изображая примерного семьянина, так как в мире еще столько всего неизведанного и удивительного! В результате Анна Ахматова постепенно учится самостоятельно справляться со всевозможными бытовыми проблемами и вести хозяйство, поэтому и рождаются строки: «Я научилась просто, мудро жить».

Развивая эту тему, поэтесса отмечает, что ее удел – «смотреть на небо и молиться Богу» . О чем эти молитвы? Судя по всему, о семейном счастье, которого так желала поэтесса, понимая при этом, что согласилась стать женой человека, для которого домашний очаг не представляет особой ценности. Она молится для того, чтобы «утомить ненужную тревогу», которая, судя по всему, вызвана очередной разлукой с мужем, отправившимся на поиски приключений. И осознание того, что теперь ей нужно учиться быть сильной и самостоятельной, вызывает у Ахматовой смешанное чувство решимости, грусти и разочарования. Но поэтесса понимает, что только так она сможет стать по-настоящему мудрой и свободной женщиной, способной управлять собственной жизнью.

Разрываясь между желанием обрести независимость и семейное счастье, в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…» Ахматова использует несколько символов, которые ассоциируются у нее с домашним очагом . В первую очередь, это пушистый кот, который дома лижет ей ладонь и «мурлыкает умильней». Кроме этого, в произведении упоминаются яркий огонь «на башенке озерной лесопильни», где, судя по всему, проживает чья-то семья. Однако самым ярким символом дома и семьи для Ахматовой является «крик аиста, слетевшего на крышу». На фоне подобных знаков судьбы поэтесса чувствует себя особенно одинокой и несчастной, хотя и не смеет признаться в этом открыто. Но то, что ее семейная жизнь неуклонно летит под откос, уже очевидно. И об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, в которой Ахматова отмечает: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу». Она адресована Гумилеву и может означать лишь одно – к собственному супругу поэтесса, и раньше не пылавшая страстью, теперь относится и вовсе с полным равнодушием. Ахматова словно бы предчувствует, что очень скоро они расстанутся навсегда, однако воспринимает это как неизбежность и даже необходимость, хороня в душе мечты о полноценной и счастливой семье.

Первая строфа - важное начало стихотворения - содержит, как это не парадоксально, выводы, которые сделала героиня. Перед нами два своеобразных совета, следование которым влечет за собой «мудрую» и «простую» жизнь: «Смотреть на небо и молиться Богу…» и «И долго перед вечером бродить…».

Гармонию лирическая героиня находит именно в общении с Богом и с окружающей природой. Не случайно во второй и третьей строфах стихотворения Ахматова использует прием психологического параллелизма: внутренний мир героини описывается через природные объекты, окружающие ее.

Признаки наступления осени (поникшая гроздь рябины, шуршащие лопухи) вызывают у читателя светлую грусть и печаль, связанные с осознанием тленности, конечности всего существующего. А умильно-приятно мурлыкающий кот и загоревшийся на башне лесопильни огонь показывают нам, что героиня воспринимает окружающий мир ясно и правильно.

Родная природа показана в стихотворении с восхищением, кроткой нежностью и огромной любовью, а эпитеты и инверсия, используемые А.А. Ахматовой, лишь только подчеркивают это восхищение, отражают всю уникальность каждого временного отрезка жизни лирической героини: именно в унылой осенней поре она находит свое вдохновение.

Сближение героини с окружающим миром способствует тому, что все ей кажется гармоничным и понятным, закономерно движущимся к своему логическому завершению. Об этом свидетельствует оксюморон во второй строфе стихотворения:

«Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной».

Также этот прием помогает проиллюстрировать многообразие и противоречивость всей человеческой жизни, где зачастую соседствуют полярные величины.

Конечный аспект «простого» и «мудрого» существования представлен в четвертом четверостишии произведения:

«И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу».

Здесь тесно переплетены две темы: любви и уединения. Героиня стихотворения А.А. Ахматовой хочет покоя, а не безумных страстей, именно поэтому она готова променять свидание с любимым на минуты одиночества вместе с мурлыкающим котом.

Такое отстраненное состояние, отрешенность от земных проблем и страстей позволяет переосмыслить многие вопросы, найти на них «простые» и «мудрые» ответы, начать жизнь с чистого листа. А это возможно лишь в гармоничном существовании с природой Богом и самим собой.