Анализ стихотворения "Простишь ли мне мои ревнивые мечты" Пушкина А.С. Простишь ли мне мои ревнивые мечты

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба.

Одно из таких произведений — элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич.

Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя.

Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:

Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в речи героя звучат извинительно-просительные интонации.

Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:

Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплодность своих подозрений: надежда, которую Она подает поклонникам — «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах — определенности.

Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновременно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выражением своего отношения:

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокий!

Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини — гордой, равнодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, —

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?..

Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?..

Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим...» Однако в интонациях героя — не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях — отсюда последующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

«Чужая личность... „потеряна" для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини — там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, — для него это роковой в своей неразрешимости вопрос», — пишет В. А. Грехнев.

Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете — и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюбленной:

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

В этом стихотворении Пушкин представляет нам два характера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он находится в плену стереотипа обыденности.

В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.

Элегия написана в форме монолога-размышления. Композиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть — описание поведения героини в свете. Вторая часть — описание поведения ее наедине с героем. Эти части противопоставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюбленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части элегии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения — герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:

Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!

Анафора присутствует и в финале стихотворения:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как сильно я страдаю.

Здесь повтор Как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».

Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тонкий психологизм, острота человеческих переживаний, глубинный философский подтекст — все это присутствует в пушкинском творении.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Простишь ли мне мои ревнивые мечты»

Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лириче­ского героя, но порой и создается образ героини, раскрывает­ся ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба.

Одно из таких произведений - элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта, Амалии Ризнич.

Лирическое содержание элегии составляет любовь и рев­ность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотво­рении проясняется и образ героини, Ее. Это происходит бла­годаря микросюжетам, развертывающимся в сознании лири­ческого героя.

Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая мучительные сомнения, терзания ревности:

Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно признается и «неправомерность» собственной ревности: в ре­чи героя звучат извинительно-просительные интонации.

Затем мотив ревности усиливается. Поэт описывает пове­дение возлюбленной и пытается понять его мотивы:

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплод­ность своих подозрений: надежда, которую Она подает по­клонникам - «пустая». В дальнейшем герой как будто теря­ет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет прежней уверенности, в чувствах - определенности.

Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одно­временно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь сопровождается определенным комментарием, выраже­нием своего отношения:

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокий!

Рассказ героя и его впечатления создают в воображении читателя вполне определенный образ героини - гордой, рав­нодушной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведе­ние в свете:

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, -

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?..

Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвер­гает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?..

Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим...» Однако в интонаци­ях героя - не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается убедить себя в том, что ошибается в своих подозрениях - от­сюда последующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

«Чужая личность... „потеряна" для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоре­чия души. Где истинное лицо героини - там, наедине с со­перником, или здесь, наедине с героем, - для него это роко­вой в своей неразрешимости вопрос», - пишет В. А. Грех­нев.

Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведе­ние возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в све­те - и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворе­ние нежной просьбой к возлюбленной:

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

В этом стихотворении Пушкин представляет нам два ха­рактера, два различных темперамента, два мироощущения, два отношения к жизни, возможно, полярных в некоторых своих гранях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мышление и восприятие его не слишком гибки, он на­ходится в плену стереотипа обыденности.

В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глу­бину чувства, и искренность, и ее верность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойст­вие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стерео­типов, поэтому поведение более гибко, многовариантно.

Элегия написана в форме монолога-размышления. Компо­зиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть - описание поведения героини в свете. Вторая часть - описание поведения ее наедине с героем. Эти части противо­поставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюб­ленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части эле­гии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй части преобладают восклицательные предложения - герой пытается убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатлений. Этой же цели подчинена анафора:

...Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Анафора присутствует и в финале стихотворения:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как сильно я страдаю.

Здесь повтор как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств ге­роя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безум­ное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчаст­ной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой оди­нокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояс­нить ситуацию, герой все время обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».

Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тон­кий психологизм, острота человеческих переживаний, глу­бинный философский подтекст - все это присутствует в пуш­кинском творении.

Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974. С. 305-306.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1987. С. 260.

Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985. С. 228.

Стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты…». Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «не­жное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тон­ким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу будущего. В этих стихах нам не только открывается весь спектр переживаний лирического героя, но порой и создается образ героини, раскрывается ее внутренний мир, обрисовывается ее судьба. Одно из таких произведений - элегия «Простишь ли мне ревнивые мечты…». Стихотворение было написано в 1823 году и посвящено возлюбленной поэта Амалии Ризнич.

Лирическое содержание элегии составляет любовь и ревность героя, его терзания и муки. Но постепенно в стихотворении про­ясняется и образ героини, Ее. Это происходит благодаря микро­сюжетам, развертывающимся в сознании лирического героя. Так, мы узнаем, что Она любит испытывать Его чувства, вызывая му­чительные сомнения, терзания ревности:

Простишь ли мне мои ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Однако герой здесь еще уверен в чувствах возлюбленной: «ты мне верна» звучит здесь как утверждение. Одновременно при­знается и «неправомерность» собственной ревности: в речи ге­роя звучат извинительно-просительные интонации.

Затем мотив ревности усиливается. Он описывает поведение возлюбленной и пытается понять его мотивы:

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Однако здесь Он пока еще отчетливо понимает бесплод­ность своих подозрений: надежда, которую Она подает по­клонникам, - «пустая». В дальнейшем герой как будто теряет контроль над ситуацией. В голосе его уже нет той уверенности, в чувствах - определенности.

Проясняя для читателя образ возлюбленной, герой одновре­менно открывает и свои чувства. Каждый микросюжет здесь со­провождается определенным комментарием, выражением свое­го отношения:

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!

Рассказ героя и его впечатления создают в воображении чи­тателя вполне определенный образ героини - гордой, равно­душной, бессердечной кокетки. Именно таково ее поведение в свете:

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор, -

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой

Зачем тебя приветствует лукаво?..

Здесь уже и речи нет о верности. Герой уже почти подвергает сомнению саму возможность ответного чувства героини к нему, отдавая ее любовь другому:

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета.

Зачем его должна ты принимать?..

Однако в конце стихотворения Он как будто возвращается к прежней уверенности: «Но я любим…». Однако в интонациях героя - не уверенность, а скорее раздумье. Он пытается уверить себя в том, что ошибается в своих подозрениях - отсюда после­дующая пылкость восклицаний, горячность:

Но я любим… Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои Так пламенны!

Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

«Чужая личность… “потеряна” для лирического героя, она распалась в его сознании на несовместимые противоречия души. Где истинное лицо героини - там, наедине с соперником, или здесь, наедине с героем, - для него это роковой в своей неразре­шимости вопрос», - пишет В.А. Грехнев. Лирический герой здесь не в состоянии объяснить поведение возлюбленной. Она бессердечная, холодная кокетка в свете - и нежная, любящая наедине. Завершается стихотворение нежной просьбой к возлюб­ленной:

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

В этом стихотворении Пушкин представляет нам два харак­тера, два различных темперамента, два мироощущения, два от­ношения кжизни, возможно, полярных в некоторых своих гра­нях. Лирический герой предстает перед нами как искренний, непосредственный человек, пылкий влюбленный. Однако мыш­ление и восприятие его не слишком гибки, он находится в пле­ну стереотипа обыденности. В героине же мы тоже, вероятно, можем допустить и глубину чувства, и искренность, и ее вер­ность возлюбленному. Однако в Ней есть и кокетство, и ум, и хитрость, и спокойствие, и самообладание. Мироощущение ее свободно от стереотипов, поэтому поведение более гибко, мно­говариантно.

Элегия написана в форме монолога-размышления. Ком­позиционно стихотворение распадается на две части. Первая часть - описание поведения героини в свете. Вторая часть - описание поведения ее наедине с героем. Эти части противо­поставлены друг другу, как противопоставлены эти ситуации в сознании героя. Он не понимает мотивов поведения возлюб­ленной. Это непонимание, недоумение выражается в большом количестве вопросительных предложений в первой части эле­гии. Четыре из них начинаются со слова «зачем». Во второй час­ти преобладают восклицательные предложения - герой пытает­ся убедить себя в обманчивости своих первоначальных впечатле­ний. Этой же цели подчинена анафора:

…Лобзания твои Так пламенны!

Слова твоей любви Так искренно полны твоей душою!

Анафора присутствует и в финале стихотворения:

Не знаешь ты, как сильно я люблю.

Не знаешь ты, как сильно я страдаю.

Здесь повтор как бы снимает противопоставление первой и второй части стихотворения, подчеркивая силу чувств героя. Эмоциональность размышлений героя подчеркивается большим количеством эпитетов: «ревнивые мечты», «безумное волнение», «надеждою пустой», «любви моей несчастной», «чудный взор, то нежный, то унылый», «досадой одинокой», «друг жестокий», «нескромный час». Пытаясь прояснить ситуацию, герой все вре­мя обращается к возлюбленной: «друг жестокий», «мой милый друг».

Элегия «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» по праву причислена к шедеврам пушкинской любовной лирики. Тон­кий психологизм, острота человеческих переживаний, глубин­ный философский подтекст - все это присутствует в пушкинс­ком творении.

Читать стих «Простишь ли мне ревнивые мечты» Пушкина Александра Сергеевича нужно с учётом склонности автора к частым влюблённостям. Они переживались поэтом очень бурно, тревожно. Вдохновляли его на написание шедевральной любовной лирики.

Это стихотворение создано в 1823 году. Некоторые литературоведы считают, что произведение посвящено Амалии Ризнич, жене одесского негоцианта. Она вряд ли отвечала поэту взаимностью. По крайней мере, их роман не подтверждён фактами. Поэтому текст стихотворения Пушкина «Простишь ли мне ревнивые мечты» на уроках литературы (9 класс) правильнее анализировать как выражение чувств скорее лирического героя, чем автора. В произведении звучит полная уверенность во взаимности любви. Хотя девушке нравится мучить избранника, заставлять его тяжко страдать. То испытывать невниманием в кругу поклонников, то удерживать нежностью, находясь с ним наедине.

Стихотворение полностью можно учить онлайн или скачать на нашем сайте.

Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда… друг жестокий!
Хочу ль бежать,- с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор,-
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво?..
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать?..
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать?..
Но я любим… Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.