Часто духовное причина материальной бедности. Самые распространенные причины бедности

Дорогие друзья, несколько месяцев уже как я стала не быстро, но уверенно погружаться в бескрайние глубины Гуманной Педагогики (http://www.gumannajapedagogika.com/)
Это целая Вселенная и очень важный взгляд на мир и на Педагогику, которого мне так не хватало.

И, конечно, всё, что я изучаю, я синтезирую. Ищу общность и созвучие.
Поделюсь с вами одним интересным созвучием.

Метод Комплексной Сказкотерапии изначально создавался для того, чтобы развивать и укреплять нравственный иммунитет, то есть, способность противостоять негативному влиянию духовного, информационного, эмоционального, социального и иного характера. А нравственный иммунитет, в сою очередь, связан с личностным духовно-волевым стержнем, осью личности (отсюда и определение Комплексной Сказкотерапии как воспитательной системы - "в - ось - питание").

На чём основывается нравственный иммунитет? Конечно, на способности различать Добро и зло.

И на обучающем курсе мы обязательно уделяем этой теме внимание. Она базовая и без неё никак нельзя, если мы действительно хотим писать точные, добрые, поддерживающие, укрепляющие, исцеляющие сказки, которые не только заставляют задуматься о жизни, но и по-настоящему воспитывают, питают нас как личностей от рождения и до самой смерти.

А на днях, читая "Основы гуманной Педагогики", я нашла очень созвучные слова Шалвы Александровича Амонашвили:

"Что есть воспитание в контексте жизни?

Оно есть качество жизни. Каково воспитание - можно ожидать соответствующее изменение качества жизни в том обозримом будущем, когда данное молодое поколение вольётся в неё: жизнь растворит его в себе, не оставляя от него следа, или поколение со своей волею изменит облик жизни, сделает её более или менее возвышенной.

Воспитание несет качество жизни, но само оно тоже нуждается в качестве, которое зависит от общества, от всех тех социальных сил, которые действуют в обществе. Может ли общество осознать важность качества воспитания, понять, в чём это качество состоит, и позаботиться, чтобы хотя бы будущему поколению достался тот духовно-нравственный облик, которого лишился сам и от которого зависит эволюция человечества на Земле?

Или же поступит оно по-другому: погрузившись в свои мелкие земные проблемы, в заботах о своём материальном благе, оказавшись в западне злобы и алчности, забудет о самом святом - о воспитании молодого поколения? Может быть, даже воспользуется его доверчивостью и вовлечёт в решение своих эгоистических нужд?

Качество жизни во многом зависит от качества воспитания, а качество воспитания зависит от уровня сознания общества, которому доверено творить эту жизнь. Эту мысль можно рассматривать как закономерность, отражающую объективную действительность. А вопрос состоит в том, на каком уровне осознаёт общество само качество жизни и, исходя из этого, качество воспитания.
Проблем у общества всегда уйма. Каждая эпоха рождает свои проблемы. Но среди всех проблем всех эпох проблема воспитания есть постоянная.

Иногда общество той или иной эпохи умаляло значение воспитания и, кстати говоря, оно никогда не уделяло воспитанию достойного внимания. Людям об этом напоминали самые выдающиеся мыслители своего времени, особенно же - классики педагогики. Однако общество не всегда внимало зову Свыше. Так было и, к сожалению, так есть до сих пор: общества и государства стран мира, относятся к проблеме воспитания и образования не с пониманием эволюционного развития человечества, а с позиций узких задач обустройства личной жизни, с позиций политической и экономической коньюнктуры. И это при том, что, повторяя уже сказанное, на Земле нет более важной социально-исторической проблемы, чем воспитание и образование подрастающего поколения, его устремлённость к духовно-нравственному совершенствованию.

Духовная нищета людей есть причина всех социальных бедствий, нравственный упадок ускоряет разложение общества. Алчность, зависть, корысть, чувство собственности, злобы, гордыня, ненависть и тому подобные составляющие тьмы есть те подлинные причины,которые рождают вражду не только между отдельными людьми и сообществами людей, но и провоцируют межгосударственную напряжённость, столкновения, войны. Политики обычно маскируют истинные причины, - бездуховность и безнравственность, - некими (экономическими, геополитическими, национальными, межрелигиозными и т.д. и т.п.) условностями.

Истинная педагогика озабочена созиданием Человека в человеке, Человека благородного и великодушного. Автор прекрасной книги под названием "Педагог" Климент Александрийский (до 215 лет), один из отцов раннего христианства, назначение педагогики определил так: "Педагогика состоит в усмотрении истины по прямому направлению к Богу, в неустанном отпечатлении на себе дел вечно ценных".

В педагогическом процессе все средства, все его компоненты должны быть подчинены этой цели. Среди этих компонентов мыслятся и знания в виде основ наук. Допустимо ли возвеличивание задачи «вооружения» подрастающего поколения основами наук над целью воспитания Благородного Человека? При том, возвеличивание до той степени, что всякие другие цели и задачи воспитания отодвигаются на задний план или вовсе снимаются? Великий Менделеев говорил: давать знания необлагороженному человеку то же самое, что и дать в руки сумасшедшему саблю. Думаю, нам не будет трудно представить, что мог бы натворить озлобленный, корыстный, жадный и т.д. человек, вооружённый современными, пусть даже школьными, знаниями по физике, химии, биологии, психологии, технологий, компьютерной грамотности.

Чему должны служить все науки в школе, все так называемые учебные предметы? Созидать Человека в человеке, облагораживать душу и сердце растущего человека, возвеличивать в его воображении значимость общего блага, взращивать в нём благородство и великодушие, дать импульс движению по прямому направлению к Богу".

Красивое и очень ценное созвучие, по-моему.
Счастья вам и добра!
С любовью, КС

Развитые души имели много воплощений на Земле и, как правило, прошли через весь спектр человеческого опыта. Как это ни парадоксально, именно эти души обнаруживают, что достижение изобилия является одной из самых напряженных областей в их жизни и в их фундаментальной системе взглядов.

Почему материальный достаток является такой трудной задачей для многих развитых, старых душ?
Старые души несут багаж жизней, где они сталкивались с темнотой, бедностью и злоупотреблением властью. Наиболее травматические аспекты этих жизней оставляют шрамы на душе, так же, как физическая травма оставляет шрамы на теле. Более молодые, менее развитые души гораздо легче относятся к деньгам и имуществу по двум простым причинам: они имеют больший интерес в материальном мире, и они имеют меньше препятствий, обетов и кармы прошлых жизней, мешающих им жить в изобилии.


Несмотря на то, как многому материальный достаток помог бы нам научиться, изобилие - это не просто обладание большими деньгами, домами, отношениями или всем другим, что тебе хочется. Многие богатые люди страдают безмерно в своей личной жизни. Из своего опыта я помню время, когда у меня было все, что я могла бы захотеть: хорошая квартира в одном из самых дорогих городов мира; семья; стабильная работа, которая позволяла мне оплачивать счета; долгие отпуска и возможность свободно путешествовать по миру.
Я помню, как одна из моих старых подруг сказала, что она многое бы отдала, чтобы жить такой жизнью как у меня, что моя жизнь – это ее мечта! Умом я понимала, что она права, но также я осознавала, как сама совершенно несчастлива в этой моей обеспеченной жизни. Я отдала бы это все в одно мгновение в обмен на что-то лучшее. Что это «лучшее», я еще не знала с уверенностью. Но была твердо убеждена, что ни одно из моих настоящих «достижений» не имело никакого значения. Изобилие - это не просто материальный успех. В то же время, человек не становится более или менее духовным, будучи бедным или несчастным. Нет ничего грешного - быть богатым.


Многие продвинутые души должны исцелить ум от неверных представлений и социальных программ и получить четкое представление о том, что на самом деле означает изобилие для них.Старые души, посланники со звезд и другие продвинутые души часто боятся власти. Их души хотят играть безопасно, избегая власти, чтобы убедиться, что они никогда не повредят никому снова или не получат травму предательством себя. Этот страх власти является проблемой на уровне души часто вне всякого сознательного понимания. Тем не менее, это один из основных блоков, препятствующих изобилию.До тех пор, пока не начинается работа с этим блоком, никакое количество сознательных аффирмаций или позитивного мышления не будет затрагивать нас достаточно глубоко, чтобы иметь какой-то эффект. В физическом мире этот страх власти может проиграться в различных формах, от жизни в подвале родителей до пагубных привычек и преступлений. Клятвы и обеты из прошлой жизни являются хорошим примером таких трудностей в достижении материального достатка. Если мы имели много монашествующих воплощений, мы можем иметь обеты бедности, даже если мы их никогда не признавали. В определенное время, когда это может быть духовно полезным, мы, конечно, должны иметь возможность выбирать простоту.
Как убрать причины безденежья и вернуться к изобилию

Если нам приходится постоянно бороться с бедностью при отсутствии сознательного выбора у нас, обет бедности на уровне души может потребовать освобождения. После того, как эти обеты обнаружены и очищены, жизнь в физическом мире также начнет выравниваться. Клятвы и травмы в прошлых жизнях часто проявляются как самосаботаж у многих старых душ. Может быть ощущение, как будто после каждого подъема снова и снова происходит разрушение того, что построено с громадными усилиями. Другой проблемой является отсутствие «заземления». Очень продвинутые души, как правило, далеки от земного, имея слишком много энергии в верхних чакрах, в то время как приходится сражаться с практическими проблемами жизни здесь, на Земле.


Для некоторых групп душ это особенно заметно. К чему зарабатывать деньги, получать образование, жить стабильной жизнью?

Все это кажется бессмысленным, когда есть так много богатства в духовных исследованиях и в невидимом мире. Эти души, как правило, имеют другие интересы и приоритеты, которые не обязательно согласуются с тем, что считается успешной жизнью по мирским стандартам. Действительно, иногда бывает полезно оглянуться вокруг и спросить себя, каким был бы мир, если бы высокодуховные люди имели доступ к большему количеству ресурсов? Если бы они могли распределять эти ресурсы и использовать их разумно с духовной точки зрения?

Иногда все, что нужно для достижения надежной «заземленности» - практиковаться быть более решительным, организованным и эффективным. Устойчивость и «заземленность» требуют глубокой внутренней работы. Развитые души часто выбирают воплощения в сложных условиях: в проблемных семьях, с большим количеством войн, борьбы, потерь, невзгод и недостатком любви. По этой причине может быть трудно для многих из них медитировать и сохранять спокойствие из-за разрушительности жизни, которую они проживают. Целью этого взаимодействия с болью человечества является преобразование ее, этой боли, в любовь и свет, но многие старые души увязли, застряли в самом процессе.


Семейные и родовые травмы, такие как жестокое обращение или потери имущества, часто передаются по наследству из поколения в поколение. Эти глубокие раны цепко удерживают их энергию, затрудняют создание пространства для большего света и радости. Традиционная терапия и упрощенное использование закона притяжения часто приносят небольшое облегчение для развитых душ, и, как правило, оставляют их с еще большим чувством неудачи. Однако, как только мы добираемся глубже до уровня души и преобразуем блоки там, всё в жизни постепенно встанет на свои места.Визуализации и молитвы часто работают лучше, чем медитация. Работа Души имеет тенденцию быть более преобразующей и эффективной, чем терапия старой школы.

Ключ - признать глубокие проблемы на уровне души и начинать работу с уровня души.
А у вас есть ощущение, что ваши проблемы с деньгами связаны с прошлыми жизнями? Поделитесь в комментариях, как вы привлекаете в свою жизнь изобилие.Стиль, орфография и пунктуация автора сохранены.
Мнение, изложенное в статье, может не совпадать с мнением редакции.


Именно над этими вопросами размышляет И.А.Ильин в своём тексте. В нём писатель ставит нравственную проблему духовной бедности человека.

Автор, рассуждая по данной теме, опирается на собственные рассуждения. В наше время многие люди стремятся к материальному благополучию, забывая про духовный мир. Писатель обеспокоен тем, что человеку, видящему смысл жизни только в богатстве, в трудные минуты жизни «уже не может помочь искусство переносить лишения и довольствия», в этом случае «человек беден, действительно беден».

Мы приходим к мысли, что нельзя целью в своей жизни делать погоню за деньгами, иначе потеряв их, мы потеряем самих себя. Многие люди, не имеющие большого материального достатка, способны видеть этот мир ярким и красочным. Прозаик восхищается людьми, которые довольствуются тем, что у них есть, а «так называемые лишения» даются им легко, ведь «объективные размеры состояния не могут решить вопрос существования в бедности». И.А.Ильин заставляет нас задуматься над тем, что духовность человека не определяется материальным благополучием, она зависит от внутреннего состояния души.

Позицию автора можно сформулировать следующим образом: беда и опасность сегодняшнего мира заключается в холодности людей богатых, но духовно бедных, к бедным людям, лишённых всего необходимого для нормальной жизни.

С точкой зрения И.А.Ильина нельзя не согласиться.

Действительно, настоящая духовная бедность заключается в отсутствии у человека понимания и сострадания к другим людям, равнодушное отношение ко всему окружающему миру, что может привести к гибели человека, как личности.

Ярким доказательством выступает произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Главный герой Степан Плюшки был скупым и подозрительным человеком. После смерти жены, он потерял всяческий интерес к жизни. Его душа наполнилась злостью, жадность к окружающим. Это герой, олицетворяющий падение сильной и яркой личности, а самое главное - падение духовного мира человека. Этот пример иллюстрирует читателям важность сохранения души, нравственных качеств и моральных принципов.

Подтверждение данной проблемы можно найти в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Главный герой всю жизнь стремиться к роскошной и богатой жизни, не задумываясь об истинных ценностях жизни. Даже во время длительного путешествия, мужчина так и не смог научиться радоваться простым мелочам. Он считал, что имея много денег, человек становиться счастливым. Автор в личности главного героя показывает нам отсутствие у человека душевных качеств.

Таким образом, поднятая прозаиком проблема заставляет каждого из нас задуматься о важности духовной бедности. Приобретая материальные ценности, не стоит забывать про внутренний мир человека.

Обновлено: 2017-06-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Случалось ли вам задумываться, почему нет денег или их недостаточно, хотя вы много трудитесь, вкладываетесь в свое образование и личностный рост, стараетесь мыслить позитивно?

Сегодня мы предлагаем взгляд на финансовые проблемы и их решение с точки зрения психологии и духовности.

Мы рассмотрим духовный обет бедности и другие подобные клятвы, и как они работают.

Это четвертая статья из серии о духовных соглашениях, клятвах и других связях, мешающих вам жить по-настоящему счастливо - и о способах освобождения от них:

Самый распространённый денежный блок. Его идея – отказ от материальных благ ради духовных исканий.

Примеры : «Деньги бездуховны. Я отказываюсь от богатства ради близости к Богу», «Все богатые люди безнравственны и грешны», «Только будучи бедным, я веду жизнь, угодную Богу»

История возникновения : «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие» [Мф. 19:23]

Есть различные варианты трактовки этого известного библейского изречения.

Например, что люди на пути к деньгам совершают грехи и преступления; что излишек денег приводит к порочному поведению (разгулу, обжорству, тщеславию).

Также, среди духовных людей бытует мнение, что деньги обладают «низкими вибрациями» и закрывают восприятие высоких сфер.

Как может проявляться в вашей жизни : У вас и вашего окружения денег мало, недостаточно.

Как вариант: их стало меньше после того, как вы занялись духовными практиками. В этот момент обет бедности и проявился особенно сильно.

Дополнительно эти убеждения могут поддерживать ваше окружение и семья: «бедные, но гордые», «все богатые – воры», «зато мы духовно богаче», осуждать более успешных людей, дорогие покупки.

Понятно, почему нет денег – как же можно ими владеть, если это грешно, безнравственно и препятствует духовному пути?

Новый взгляд и освобождение: Преступления и излишества – не характеристика денег как таковых, а просто выбор и поведение людей.

Хотя богатство и может усилить человеческие пороки, но и бедность с этим справляется не хуже. Вспомним криминальную статистику в маргинальных слоях общества.

Бедные люди, по сути, тоже не очень-то заняты духовными исканиями – их терзают мысли, как достать денег на выживание каждый день.

В самом слове «богатство» заложен корень «Бог», т.е. материальные блага – это дар божий для вас и вашей жизни.

Получается, что указанная в предыдущем пункте фраза Христа изобличает не богатство вообще, а излишнюю зацикленность на деньгах.

В современном мире, конечно же, возможно обладать финансовой свободой и быть духовным человеком – нужно лишь отменить обет бедности и сформировать новое мышление на этот счет.

Этот пункт в особенности касается тех, чья работа или дополнительная деятельность связана со служением людям – педагог, врач, психолог, целитель и другие.

Вы осознаете высокую общественную и нравственную ценность своего труда, но оплата (а, значит, уровень вашей жизни) оставляет желать лучшего.

Примеры: «Нужно помогать людям бесплатно», «Если я обладаю деньгами, я теряю духовные дары», «Исцелять людей за деньги грешно, Бог накажет меня», «Я выбираю высокое служение людям, а не деньги»

История возникновения: Истоки – в жреческих традициях древних цивилизаций.

Рассмотрим на примере Древнего Египта. Кто увлекается прошлыми жизнями, наверняка «вспоминали» себя там в одном из воплощений.

Жрецы - служители богов, были одними из самых влиятельных и просвещенных людей, выполняли функции учителей и целителей-врачевателей.

При этом, жили они не сами по себе, а в общине. То есть, деньги и подношения за труд получал не лично «работник», а храм.

Он, в свою очередь, гарантировал жрецу безопасность и все необходимое для жизни.

Храмы были богаты, и духовные служащие действительно могли позволить себе не думать о «презренном металле», сосредоточившись на совершенствовании своих знаний и духовных способностей.

При этом, уважение жрецов в обществе было очень велико.

Жреческие и монашеские обеты давались в высоком эмоциональном накале и сопровождались серьезными тайными ритуалами.

Они оставляют некий энергетический отпечаток и продолжают бессознательно работать даже сейчас.

Как может проявляться в вашей жизни: Если у вас работа «служения», вы наверняка сталкиваетесь с предубеждением, что в таких профессиях «неприлично наживаться на людях».

Это зачастую поддерживается и «общественным мнением». Вам словно бы нельзя получать достойную оплату за свой нелегкий труд.

В итоге, вы часто перерабатываете, многое делаете вообще бесплатно, а попросить повышения оплаты – особенно при личном взаимодействии с клиентами – вам сложно.

Конечно, можно какое-то время работать на энтузиазме и душевном горении, но без должного восполнения ресурсов, в том числе финансовых, все может привести к выгоранию и разочарованию в профессии.

Новый взгляд и освобождение: Вы выбрали деятельность, связанную со служением людям, сохраняя «генетическую» память об уважении в обществе и заботе со стороны Храма.

Вы искренне и горячо включены в свою работу и ожидаете «по привычке» достойного признания за свой духовный труд, но увы…

Времена уже изменились, нет общины или церкви, которые гарантировали бы вам безопасность.

Слова о «великом и бескорыстном подвиге» вашей профессии превратились в пропаганду, которой часто пользуются манипуляторы, чтобы… да, не платить вам денег.

Новые задачи для вас, как духовного человека – самостоятельно признать ценность своего труда и его пользу для людей и с гордостью получать за это достойную оплату.

Кармические «долги» проявляются в материальной сфере как утрата финансов и реальные денежные долги (так называемая «расплата»).

Примеры: «Я в неоплатном долгу перед…», «Я вечно должен расплачиваться за такой-то поступок», «Я должен быть наказан»

История возникновения: События из других воплощений или вашей реальной жизненной истории заставляют вас чувствовать себя виноватым – перед Богом, обществом, конкретным человеком.

Возможно, вы действительно совершили какой-то проступок. А возможно, вам просто навязали чувство вины (из реального случая – «ты родился и испортил маме всю жизнь и здоровье, и теперь в вечном долгу»).

Вспоминали люди также «несмываемый позор» (случаи из самурайских воплощений).

Добавьте сюда давление христианской идеологии «первородного греха», нарушения заповедей – и вы поймете, что можно ощущать себя виноватым почти по любому поводу.

Вот и приходится эту «вину» бесконечно искупать, в прямом смысле слова – деньгами.

Как проявляется в вашей жизни: Вы чувствуете вину или неловкость, когда у вас больше денег или дорогие вещи, которых нет у друзей и близких.

Вы остро включены в волонтерскую и благотворительную деятельность, часто в ущерб своему благополучию, здоровью, семье. Вообще, комплекс «спасателя» характерен для вас.

Также на существование «необходимости искупать вину» указывают денежные долги и прочие кабальные обязательства (например, вы не можете сменить малооплачиваемую работу по каким-то моральным соображениям).

Новый взгляд и освобождение: Поймите, что происходящее с вами – не внешнее наказание по воле высших сил, а решение о самонаказании.

Даже если вы действительно «помните» ужасающие вас поступки, например, насилие по отношению к людям – постарайтесь увидеть в этом договор ваших Душ (все участники ситуации получали какой-то опыт).

Если нужно – совершите собственный ритуал раскаивания, оплакивания, искупления той ситуации, и завершите с этим.

Ваша нынешняя жизнь и личность, на самом деле, к тем событиям отношения не имеет, вы не должны больше страдать.

Кроме того, иногда чувство вины вообще вам навязано.

При рассмотрении ситуаций клиентов часто оказывается, что на человека просто переложили ответственность за других людей или вовсе независящие от него обстоятельства.

Постарайтесь разобраться в происходящем, понять и простить себя.

Теперь вы знаете об основных видах духовных денежных обетов, которые могут мешать вашему финансовому благополучию.

Если в этой статье вы нашли у себя признаки финансовых блоков из прошлого, не стоит печалиться. Это знак, что пора с ними распрощаться!

Вызов для искателей нового времени - сгармонизировать материальное и духовное в своей жизни, завершить разрушающие вас соглашения, относиться к себе и деньгам с позиции любви и уважения.


Обет бедности и другие духовные причины финансовых проблем Случалось ли вам задумываться, почему нет денег или их недостаточно, хотя вы много трудитесь, вкладываетесь в свое образование и личностный рост, стараетесь мыслить позитивно? Сегодня мы предлагаем взгляд на финансовые проблемы и их решение с точки зрения психологии и духовности. Мы рассмотрим духовный обет бедности и другие подобные клятвы, и как они работают. Если выразить мысль кратко: мир изобилен, в нем достаточно благ и ресурсов для всех. Современная реальность предоставляет вам любые возможности для заработка и реализации. Если что-то идет не так – этому мешают не внешние «враги», а внутренние причины. Денег у вас мало – значит, от большей суммы подсознание вас оберегает. Оно считает, что богатство будет для вас в чем-то опасно, либо разрушит ваши базовые жизненные ценности. Это и называется денежными обетами. Признаки, что у вас есть обет бедности и ему подобные: вы работаете в полную силу, но денег не хватает для удовлетворения ваших потребностей;денег достаточно, но они даются тяжело, вам не нравится или сильно изматывает ваша работа;когда к вам приходят деньги, они быстро «утекают, как песок сквозь пальцы»;если ваше финансовое положение улучшается, сразу случаются неприятности, непредвиденные траты и другие события, оттягивающие ваш материальный ресурс;если у вас оказывается больше денег, чем у близких и знакомых, вам неловко, вы испытываете чувство вины и, возможно, начинаете решать проблемы других, кого-то «спасать» и так далее. Если вы нашли у себя один и более из перечисленных пунктов, внимательно изучите этот материал. Мы рассмотрим виды денежных обетов и их проявление, поищем способы освобождения. 1. Духовный обет бедности Самый распространённый денежный блок. Его идея – отказ от материальных благ ради духовных исканий. Примеры: «Деньги бездуховны. Я отказываюсь от богатства ради близости к Богу», «Все богатые люди безнравственны и грешны», «Только будучи бедным, я веду жизнь, угодную Богу» История возникновения: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие» [Мф. 19:23] Есть различные варианты трактовки этого известного библейского изречения. Например, что люди на пути к деньгам совершают грехи и преступления; что излишек денег приводит к порочному поведению (разгулу, обжорству, тщеславию). Также, среди духовных людей бытует мнение, что деньги обладают «низкими вибрациями» и закрывают восприятие высоких сфер. Как может проявляться в вашей жизни: У вас и вашего окружения денег мало, недостаточно. Как вариант: их стало меньше после того, как вы занялись духовными практиками. В этот момент обет бедности и проявился особенно сильно. Дополнительно эти убеждения могут поддерживать ваше окружение и семья: «бедные, но гордые», «все богатые – воры», «зато мы духовно богаче», осуждать более успешных людей, дорогие покупки. Понятно, почему нет денег – как же можно ими владеть, если это грешно, безнравственно и препятствует духовному пути?

Новый взгляд и освобождение: Преступления и излишества – не характеристика денег как таковых, а просто выбор и поведение людей. Хотя богатство и может усилить человеческие пороки, но и бедность с этим справляется не хуже. Вспомним криминальную статистику в маргинальных слоях общества. Бедные люди, по сути, тоже не очень-то заняты духовными исканиями – их терзают мысли, как достать денег на выживание каждый день. В самом слове «богатство» заложен корень «Бог», т.е. материальные блага – это дар божий для вас и вашей жизни. Получается, что указанная в предыдущем пункте фраза Христа изобличает не богатство вообще, а излишнюю зацикленность на деньгах. В современном мире, конечно же, возможно обладать финансовой свободой и быть духовным человеком – нужно лишь отменить обет бедности и сформировать новое мышление на этот счет. 2. Клятва бескорыстного служения Этот пункт в особенности касается тех, чья работа или дополнительная деятельность связана со служением людям – педагог, врач, психолог, целитель и другие. Вы осознаете высокую общественную и нравственную ценность своего труда, но оплата (а, значит, уровень вашей жизни) оставляет желать лучшего. Примеры: «Нужно помогать людям бесплатно», «Если я обладаю деньгами, я теряю духовные дары», «Исцелять людей за деньги грешно, Бог накажет меня», «Я выбираю высокое служение людям, а не деньги» История возникновения: Истоки – в жреческих традициях древних цивилизаций. Рассмотрим на примере Древнего Египта. Кто увлекается прошлыми жизнями, наверняка «вспоминали» себя там в одном из воплощений. Жрецы - служители богов, были одними из самых влиятельных и просвещенных людей, выполняли функции учителей и целителей-врачевателей. При этом, жили они не сами по себе, а в общине. То есть, деньги и подношения за труд получал не лично «работник», а храм. Он, в свою очередь, гарантировал жрецу безопасность и все необходимое для жизни. Храмы были богаты, и духовные служащие действительно могли позволить себе не думать о «презренном металле», сосредоточившись на совершенствовании своих знаний и духовных способностей. При этом, уважение жрецов в обществе было очень велико. Отголоски этой традиции вы можете увидеть в христианских монастырях и других религиозных общинах. Жреческие и монашеские обеты давались в высоком эмоциональном накале и сопровождались серьезными тайными ритуалами. Они оставляют некий энергетический отпечаток и продолжают бессознательно работать даже сейчас. Как может проявляться в вашей жизни: Если у вас работа «служения», вы наверняка сталкиваетесь с предубеждением, что в таких профессиях «неприлично наживаться на людях». Это зачастую поддерживается и «общественным мнением». Вам словно бы нельзя получать достойную оплату за свой нелегкий труд. В итоге, вы часто перерабатываете, многое делаете вообще бесплатно, а попросить повышения оплаты – особенно при личном взаимодействии с клиентами – вам сложно. Конечно, можно какое-то время работать на энтузиазме и душевном горении, но без должного восполнения ресурсов, в том числе финансовых, все может привести к выгоранию и разочарованию в профессии. Новый взгляд и освобождение: Вы выбрали деятельность, связанную со служением людям, сохраняя «генетическую» память об уважении в обществе и заботе со стороны Храма. Вы искренне и горячо включены в свою работу и ожидаете «по привычке» достойного признания за свой духовный труд, но увы… Времена уже изменились, нет общины или церкви, которые гарантировали бы вам безопасность. Слова о «великом и бескорыстном подвиге» вашей профессии превратились в пропаганду, которой часто пользуются манипуляторы, чтобы… да, не платить вам денег. Новые задачи для вас, как духовного человека – самостоятельно признать ценность своего труда и его пользу для людей и с гордостью получать за это достойную оплату

3. Аскеза и «усмирение плоти» Сама по себе аскеза, как духовная практика, полезна, но в разумных пределах. Однако, религиозный фанатизм часто приводил к тяжелым формам самоограничения. Обеты аскезы могли оставить исторический отпечаток в вашем подсознании. Примеры: «Тело должно страдать, тогда Дух воспарит», «Я отказываюсь от любых мирских радостей и удовольствий ради служения Богу», «Нужно отдать все, что у меня есть бедным / церкви» История возникновения: Крайняя форма двух предыдущих духовных обетов – бедность и бескорыстное служение. Во все времена были религиозные отшельники и целые нищенствующие ордена, которые не просто не интересовались финансами, но и стремились уйти вообще от всего «мирского и бренного». Они не имели никакой собственности, жили в крайней скудости. Дополнительно «усмиряли плоть» некомфортными условиями быта (сон на досках, строгие посты, многочасовые молитвы и даже самоистязания). И конечно, аскеты давали обет сексуального воздержания и безбрачия. Либо вам вообще «запрещено замужество» - это обет безбрачия, отказ от семьи ради «духовного служения».Либо вы «уже замужем», то есть, на вас продолжают действовать брачные клятвы и обеты из прошлых жизней. Как может проявляться в вашей жизни: Многие духовные практикующие привносят эти взгляды и в современную реальность, придерживаясь жестких ограничений в питании, контроля телесных радостей и сексуальности, и других аскетичных принципов. Часто с деньгами у таких людей проблемы. Даже если сейчас вы не придерживаетесь этой системы взглядов, обеты аскезы из прошлого могут работать. В этом случае, вам словно «запрещен» комфорт. Вы чувствуете себя неловко, если оказываетесь в роскошной обстановке. Вам трудно тратить деньги на себя, особенно на удовольствия. Возможно, у вас есть необходимое для жизни, но всего по минимуму (скудость). Также люди с обетами аскезы, как правило, не могут получить свою квартиру или другую крупную собственность. Новый взгляд и освобождение: Если вы заметили у себя признаки обетов аскезы – их просто пора уже отменить, как более неактуальные. Весь опыт, который вы хотели получить, вы получили уже давно. Если же вы чувствуете, что жизнь будет не мила без какого-то «возвышенного преодоления», попробуйте сменить фокус. Не так уж сложно жить в скудости и во всем себе отказывать, особого подвига тут уже нет. Попробуйте побороться за достойный заработок и интересную реализацию в нашем высококонкурентном мире, сохранив при этом нравственные и духовные ценности – по-моему, это более достойный и интересный вызов. 4. Отказ от богатства ради безопасности Это все решения отказа от денег, потому что они ассоциируются с опасностью, смертью, арестами, потерей друзей и близких. Примеры: «Быть богатым опасно», «Я отказываюсь от денег ради жизни/здоровья/семьи». История возникновения: Огромные пласты бед и страданий, связанных именно с деньгами. Это могло случиться с вами в других воплощениях, если в них верите. Но и без того, достаточно примеров из истории семьи, страны, современных фильмов и СМИ. Страх у каждого человека свой и связан с конкретным случаем. Например, мои клиенты вспоминали, что в их роду было раскулачивание (решение «Зарабатывать бесполезно, все равно отнимут»), убийство из-за денег («Владеть большими деньгами опасно для жизни»), склоки и предательство среди близких («Богатство разрушает семью»). Как проявляется в вашей жизни: Как я уже писала в начале, подсознание уберегает вас от опасности - богатства. Если появляются средства больше, чем вы привыкли, сразу возникают непредвиденные траты, либо вы быстро «спускаете» деньги непонятно на что. Часто проваливаются даже сами попытки заработать больше денег. Например, срываются крупные проекты и предложения высокооплачиваемой работы, клиенты «уходят» в последний момент. Новый взгляд и освобождение: Сначала нужно понять, что опасно не богатство, а беспечность, недоверие своей интуиции, непростроенные границы, из-за чего и случались вышеуказанные неприятности. Бедный человек еще в меньшей степени защищен от ударов судьбы, чем обеспеченный, то есть отказ от денег точно не гарантирует безопасности. Следует исцелять описанные травматичные случаи из вашей истории и вырабатывать более здоровый и позитивный взгляд на деньги. Ну и, конечно, нужно находить и переписывать разрушительные денежные обеты.

5. Вина и расплата Кармические «долги» проявляются в материальной сфере как утрата финансов и реальные денежные долги (так называемая «расплата»). Примеры: «Я в неоплатном долгу перед…», «Я вечно должен расплачиваться за такой-то поступок», «Я должен быть наказан». История возникновения: События из других воплощений или вашей реальной жизненной истории заставляют вас чувствовать себя виноватым – перед Богом, обществом, конкретным человеком. Возможно, вы действительно совершили какой-то проступок. А возможно, вам просто навязали чувство вины (из реального случая – «ты родился и испортил маме всю жизнь и здоровье, и теперь в вечном долгу»). Вспоминали люди также «несмываемый позор» (случаи из самурайских воплощений). Добавьте сюда давление христианской идеологии «первородного греха», нарушения заповедей – и вы поймете, что можно ощущать себя виноватым почти по любому поводу. Вот и приходится эту «вину» бесконечно искупать, в прямом смысле слова – деньгами. Как проявляется в вашей жизни: Вы чувствуете вину или неловкость, когда у вас больше денег или дорогие вещи, которых нет у друзей и близких. Вы остро включены в волонтерскую и благотворительную деятельность, часто в ущерб своему благополучию, здоровью, семье. Вообще, комплекс «спасателя» характерен для вас. Также на существование «необходимости искупать вину» указывают денежные долги и прочие кабальные обязательства (например, вы не можете сменить малооплачиваемую работу по каким-то моральным соображениям). Новый взгляд и освобождение: Поймите, что происходящее с вами – не внешнее наказание по воле высших сил, а решение о самонаказании. Даже если вы действительно «помните» ужасающие вас поступки, например, насилие по отношению к людям – постарайтесь увидеть в этом договор ваших Душ (все участники ситуации получали какой-то опыт). Если нужно – совершите собственный ритуал раскаивания, оплакивания, искупления той ситуации, и завершите с этим. Ваша нынешняя жизнь и личность, на самом деле, к тем событиям отношения не имеет, вы не должны больше страдать. Кроме того, иногда чувство вины вообще вам навязано. При рассмотрении ситуаций клиентов часто оказывается, что на человека просто переложили ответственность за других людей или вовсе независящие от него обстоятельства. Постарайтесь разобраться в происходящем, понять и простить себя. Теперь вы знаете об основных видах духовных денежных обетов, которые могут мешать вашему финансовому благополучию. Поделитесь в комментариях, как вы думаете – какие их них вам знакомы? Если в этой статье вы нашли у себя признаки финансовых блоков из прошлого, не стоит печалиться. Это знак, что пора с ними распрощаться! Вызов для искателей нового времени - сгармонизировать материальное и духовное в своей жизни, завершить разрушающие вас соглашения, относиться к себе и деньгам с позиции любви и уважения