Что есть почему обожествляют люди. On-line журнал Катерины


«…что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» Николай Заболоцкий

Действительно, мы все хотим быть красивыми. Все без исключения – и мужчины, и женщины. Особенно, конечно, женщины. Всё на алтарь красоты – и время, и , а часто и …

Но что же такое на самом деле ?
Сколько людей, столько и мнений? Или на нас влияет определённый стандарт? Общественное мнение? Заклинания глянцевых журналов? Телевидение? Ослепляющий фейерверк модных показов знаменитых домов мод?

Может быть, и то, и другое, и третье… Но понятие красоты появилось не сегодня. Оно существовало всегда. Древние художники оставили нам образцы наскальной живописи – тоже своё, но восприятие красоты. Так послушаем же голоса ушедших веков…

Без канонов не обходились, наверное, никогда. Знаменитый скульптор Древней Эллады Лисипп за основу идеальной принял высоту головы, которая укладывалась по высоте всей фигуры восемь раз. По канонам греческой красоты красивым считалось лицо с прямым носом, большими глазами с широким разрезом между век и дугообразными краями век.

Георг Эберс, писатель-египтолог 19 века , описывая красоту древней египтянки, пишет: «…смуглый оттенок кожи и тёмный, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-жёлтым и коричневато-бронзовым. Прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жёсткие волосы цвета вороного крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

А сколько писателей воскурило фимиам древнеегипетской царице Клеопатре ! И хотя современные учёные открыли, что Клеопатра вовсе и не была красавицей, мы склонны верить тем, кто утверждал обратное. Действительно, будь она уродиной, каким же образом ей удалось бы заполучить Великого Цезаря и Марка Антония?! В пользу наших сомнений свидетельствует высказывание о Клеопатре римского историка IV века Аврелия Виктора : «…и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи» («О знаменитых людях»). Так что, современные учёные или поторопились с выводами, или имеют иной взгляд на красоту.

До сих пор неизменной популярностью пользуются секреты красоты Клеопатры . Её ванны с добавлением мёда и молока. Или крем египетской царицы, который сделает вашу кожу мягкой и бархатистой, разгладит любые и снимет напряжение. Крем довольно прост в изготовлении. Всё, что вам нужно, это 2 столовые ложки сока алоэ, столовая ложка воды, 2 столовые ложки . Все компоненты тщательно перемешайте, поставьте смесь на водяную баню и осторожно введите в неё 100 г свежего свиного сала. Готовый крем переложите в баночку и храните в холодильнике. Раз в день наносите его на лицо и шею тонким слоем на 10–15 минут, остатки снимайте салфеткой.

Впрочем, ещё сохранилось и мнение Плутарха о Клеопатре: «Красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу». В буквальном переводе: «оставлял свое жало». Далее древний историк пишет о царицы: «Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие...»

Из 16 же столетия до нас дошла интересная формула красоты, в которой балом правит «тройка». Согласно этой формуле, у красавицы должны быть:
Три белые – , зубы, руки.
Три чёрные – глаза, брови, ресницы.
Три красные – губы, щёки, ногти.
Три длинные – тело, волосы, руки.
Три широкие – грудная клетка, лоб и расстояние между бровями.
Три маленькие – зубы, уши, ногти.
Три узкие – рот, плечо, ступня.
Три округлые – руки, торс, бёдра.
Три тонкие – пальцы, волосы, губы.

А вот голос Востока - великого классика персидско-таджикской поэзии Омара Хайяма :
«Не устану в неверном театре теней
Совершенство искать до конца своих дней.
Утверждаю: лицо твоё солнца светлее,
Утверждаю: твой стан кипариса стройней».

Итальянскому писателю эпохи Возрождения Аньоло Фиренцуоле явно не понравились бы современные стандарты красоты… В своём трактате «О красоте женщин» он пишет: «Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородное… Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка «красноватой» от кровообращения…»

Вероятно, в разные эпохи у разных народов был разный идеал красоты.
Узкобёдрая, как мальчик, Нефертити и пышнотелая красавица с полотна Рубенса заметно отличаются друг от друга. И всё же нас пленяет их красота. Возможно, всё дело в гармонии? Мне кажется, что красота, данная от природы, – это как прекрасная дорогая рамка. Да, она великолепна, кто спорит. Но что она без картины? Обрамление пустоты?
Полотно же – нашу собственную душу - мы пишем всю жизнь с рождения и до последнего вздоха. От нас зависит палитра… Кто-то предпочитает светлые тона, кто-то щедро ставит чёрные кляксы, кто-то робко рисует серой краской, а кому-то необходимы все цвета радуги. Большинство же из нас ещё и чужую картину норовит подправить на свой лад… И всё-таки… Возможно вы замечали, что прекрасная картина пленяет даже в простой рамке, а то и вовсе без неё…

Однажды я ехала в переполненном автобусе. Давка, злые лица. Мой взгляд нечаянно упал на лицо женщины, крепко прижимавшей к себе маленького мальчика. Я поразилась тому, насколько эта женщина некрасива. Ну просто редкостная некрасота . И вдруг мальчик что-то сказал маме. Что именно, расслышать не удалось. Но женщина улыбнулась. И произошло чудо! Её лицо в одно мгновение стало прекрасным! Таким прекрасным, что взгляд оторвать от него было невозможно! Я буквально замерла в восхищении. Забыла про давку, про духоту! Про всё на свете! Я созерцала красоту, которую невозможно передать словами. Это было что-то невероятное. Я не знаю, что так преобразило женщину – улыбка ли, любовь ли её к своему ребёнку? Но чудо свершилось. Никакие правильные черты, никакой изящный носик не могли затмить её в это время. Возможно, мне посчастливилось увидеть суть её души? Тот самый «огонь, мерцающий в сосуде»?

И ещё не могу не вспомнить свою школьную подругу. Вернее, её маму.
В этой женщине не было и намёка на общепринятую красоту. Неправильные черты лица, смешной носик башмачком, большой рот, волосы, не отличавшиеся пышностью, и вместе с тем гордая посадка головы, расправленные плечи, высокая грудь, открытый спокойный взгляд создавали полную иллюзию того, что перед вами заколдованная Принцесса. Принцесса с большой буквы. Некрасива? Возможно… Но ошеломляюще привлекательна! Моя подруга была точной копией своей мамы, с теми же манерами уверенной в себе, в своей неоспоримой ценности «царевны-лягушки». Ну так вот, ухажёров у неё было больше, чем у первых красавиц класса.

Так что же, красота - это, прежде всего, содержание? Душа? А почему бы и нет… Мы ведь ценим своих некрасивых, но преданных друзей и не согласимся поменять их на писаных красавцев. И всё-таки сердце просит гармонии. Я думаю, что каждая женщина, если захочет, может быть красивой. Обязательное условие – она сама должна себя таковой считать.

Красота – подлинный трофей победы души. (Кастильоне)

Ход урока

Ученик: Борис Пастернак

иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин.
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин .
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл , как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это – не большая хитрость.

Учитель литературы: Какие слова, на ваш взгляд, в стихотворении главные?

Учитель литературы: Любовь, красота, здоровье,…. Что для вас самое главное в жизни?

Работа с тестом (проводит психолог)

Учитель литературы: “Секрет прелести”, секрет красоты.

“…то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?”

Строчками стихотворения “Некрасивая девочка” Николая Заболоцкого мы озаглавили наш урок.

Учитель химии: О проблеме, поставленной на уроке. О форме проведения урока.

Мы не раз задумывались над тем, а красивы ли мы, и что можно сделать, чтобы выглядеть лучше. Эта проблема не возникла сама собой. Сегодня мы совместно попытаемся ее решить, но для начала исследуем и определим пути решения, затем определим план действий, соблюдая который сможем добиться положительного результата.

Перед тем, как зайти в кабинет, каждый из вас выбрал геометрическую фигуру, и этим самым определил роль, которую он будет выполнять в своей группе.

Итак, кто получил КРУГ - будет руководителем. Его обязанности: следить за деятельностью группы, выделять главное, озвучивать мнение всей группы;

КВАДРАТ – помощник руководителя, содокладчик. Помогает руководителю, следит за выполнением обязанностей в группе, может поменять роли в группе по своему усмотрению;

ТРЕУГОЛЬНИК – редактор, секретарь. Записывает идеи при дискуссии, оформляет лепесток, записывая только выводы команды, озвученные руководителем;

ПРЯМОУГОЛЬНИК – лаборант. Работает над лабораторным экспериментом, с литературой, раздаточным материалом.

ТРАПЕЦИЯ – наблюдатель. Следит за временем, делает вывод о работе группы в целом.

Мы определили проблему, теперь приступим к её исследованию.

Учитель литературы: “…Что есть красота?..” - вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении 1955 года и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший – с самого начала – в построение художественного мира.

Собственный идеал, идеал красоты Заболоцкий выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо, упорно, страстно искал его. Ведь и в мире природы этот идеал оказалось найти непросто.

Ученик: Николай Заболоцкий “Всё, что было в душе..”

Заболоцкий “устроил” встречу живого цветка и его “подобья” - изображения в книге, встречу “сознательного и бессознательного” начал, чтобы “примирить” их в своём сердце. Для поэта важнее всего – созидающее, рождающее, живое начало в природе.

Красота природы – это духовность, целомудрие.

Учитель литературы: “Что есть красота?” В этом размышлении самое важное для поэта. Красота человеческого лица, красота души человека, красота первозданной и укрощённой природы, красота любви, красота искусства…

Излюбленным жанром поэта становится портрет, в котором он обнаруживает редкие, во многом не использованные ещё в 20 веке возможности пластического искусства, способного глубоко проникать не только во внешний, но и во внутренний, духовный мир.

Он “вспомнил” строки из “Войны и мира” Л.Н.Толстого:

Ученик: “И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…”

Учитель литературы: …и написал лицо любимой, с неожиданной силой открывшееся при встрече, залитое “целым снопом живых лучей” света, “целым ворохом весны и радости”.

Ученик: Николай Заболоцкий “Встреча” из цикла “Последняя любовь”.

Учитель литературы: Возможно, что поэтический толстовский образ навёл его на мысль написать человеческие лица в виде разных жилищ, каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим характером и пониманием красоты.

Ученик: Николай Заболоцкий “О красоте человеческих лиц”

Учитель литературы: Это стихотворение – обобщённый портрет человека. Какого человека?

Ученик: Человека, страдающего манией величия, надменного и недоступного (“Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.”)

Замкнувшегося в самом себе, отгородившегося от жизни

(“Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.”)

“Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня

Струилось дыханье весеннего дня.” – Это символический портрет внешне непривлекательного человека, но наделённого внутренним душевным даром. Это подлинный идеал красоты, по мнению Заболоцкого.

Учитель литературы: Портрет девочки из стихотворения “Некрасивая девочка” - это портрет её внешности и одновременно внутренний “слепок” с души.

Ученик: Николай Заболоцкий “Некрасивая девочка”.

Ученик: Заболоцкий – реалист, трезво видящий суровую реальность жизни, которой не миновать, - поэт возлагает надежду не на утешение, ложь: внешняя красота ничего не значит. Он надеется на твёрдость человеческого сердца, на то, что оно – не хрупкая игрушка, которую можно сломать.

“Мне верить хочется”, - повторяет он, вкладывая в эти слова именно традиционную веру, народные представления о том, как перенести беду. “Под лежачий камень вода не течёт”, - говорит народная пословица, значит, надо “перетопить” камень, “переболеть” боль.

Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление.

Образ-символ “огня, мерцающего в сосуде”, восходит к античности. В.Хогарт, автор известной работы “Анализ красоты”, приводит слова Ломаццо о том, что греки, подражая древним, исследовали знаменитые пропорции, в которых проявлялось совершенство самой утончённой красоты и прелести, посвящая их сосуде, образующем форму треугольника, Венере, от которой проистекает красота всех низших вещей.

Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе других. “Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.

Мир для Заболоцкого един в своих ближних и дальних планах: “ кусочком божественного огня” - Прометеева дара – отмечены и цветы, и девочка. Внешне красивые цветы и некрасивая внешне девочка сближены по своей внутренней природе – дару человечности.

Учитель литературы: По словам немецкого философа Шопенгауэра, “уста выражают мысль, а лицо – это мысль природы”. Девочка из стихотворения Заболоцкого некрасива. А каковы черты её лица?

Ученик: “рот длинен”, “черты лица остры”.

Учитель литературы: О чём же говорят черты её лица? Давайте обратимся к книге Петленко В.П. “Валеология человека. “Здоровье – любовь – красота.”

Ученик: Худое, угловатое лицо говорит о мудрости, проницательности, свидетельствует о смелости как в словах, так и в поступках. Большой рот – признак сильной воли. На такого человека трудно оказать влияние.

Учитель литературы:

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!

Героиня стихотворения, действительно, справится с любыми трудностями, в её силе – её красота.

В характерологических особенностях личности большую роль играют глаза. Именно глаза считают окнами души, по ним определяют переживания людей.

“За ореховой рамой, в светлой пустоте стояла невысокая девушка, одетая в дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место во множестве женских обликов, но их совокупность, стиль был совершенно оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное не подвластно словам, кроме слова “очарование”.

Ученик: “ …тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль бала выразительно легка, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”.

Ученик: Круглая форма лица – это признак добродушия, мягкости, миролюбия. Маленький рот говорит о сдержанности, спокойствии, надёжности.

Чёрные глаза служат признаком энергичной натуры, человека действия.

Учитель литературы: А какой вы представляете Ассоль?

Обращение к рисункам учащихся. Приложение № 5

Учитель литературы: Удивительно и имя героини. Ассоль.

Ученик: “Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок” путешествующий пешком Эгль сказал: “ Хорошо, что твоё имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины..”.

Учитель литературы: “Ассоль – соло…”,- прозвучало и из уст Грэя.

Ученик: “ Не угостите ли винцом, а? Виолончель – это моя Кармен, а скрипка…

Ассоль, сказал Грэй.

Циммер не расслышал.

Да, - кивнул он, соло на тарелках или медных трубочках – другое дело…. Я знаю, что в скрипке и виолончели всегда отдыхают феи.”

Учитель литературы: Грин не говорит о красоте героини. Что по-настоящему красиво у Ассоль?

Ученик: Её душа.

Учитель литературы: Прекрасна и душа Грэя, который сотворил чудо своими руками. Эпитеты.

Ученик: “звонкая душа Грэя”, “летящая душа”

Учитель литературы: Обращение к словам Кастильоне.

Ученик: “ Красота как бы круг, середина которого добро, а так как не может быть круга без середины, не может быть красоты без добра… И если вы всмотритесь во всё, что вас окружает, то увидите, что то, что добро и полезно, обладает и красотой..”

Ученик: “ Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет у него и новая у тебя…Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь.”

Учитель литературы: О любви, “что движет солнца и светила” мы говорили с вами на уроке, на котором обращались и к формуле любви. Давайте вспомним формулу любви.

Ученик: О формуле любви.

Вспомним общепринятые в психологии элементы психики человека: Я, ОНО, СВЕРХ-Я.

Я – область сознательного; это посредник между бессознательным (ОНО) и внешней реальностью.

ОНО – область бессознательных влечений, вожделений, источник психической энергии.

СВЕРХ-Я – система установок, запретов, то есть уже сугубо социальное; это опора сознания в борьбе с вожделениями ОНО, а проще говоря, нравственность, совесть.

Позволим себе добавить в выделяемые Фрейдом элементы психики УМ, или интеллект.

Что есть УМ? Это уровень качества сознания, точность его моделей реальности и будущего.

Формула любви, или всеобщий закон человеческого притяжения перед вами:

Где Л – сила любви,

Я - идеальность объекта (любимого человека), степень его соответствия нашим (вашим) ожиданиям в стремлении к счастью;

ОНО – степень возбуждённости: сила вожделения бессознательного, психической энергии;

Ум – в данном случае коэффициент интеллекта;

СВЕРХ-Я – уровень совестливости субъекта.

Учитель литературы: “Опыт - это единственный источник познания”, - утверждал Леонардо да Винчи. “Нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук”.

Ученики: Ассоль и Грэй. Я=10 баллов. ОНО= 10 баллов. Ум = 4. СВЕРХ-Я = 3. Сила Любви = 22 балла.

Учитель химии:

"Как добр, кто любит, как огромен,

Как зряч к значенью красоты!"

(Б. Ахмадулина, "Дом")

Найдется ли женщина, которая не хотела бы быть красивой, любимой и желанной? Вряд ли (а если и найдется, то женщина ли она?)...
Однако быть красивой в эпоху стрессов и экологических катастроф очень трудно. И здесь приходит на помощь косметика.
В юности все мы выглядим свежо, а в этом уже есть красота. Но с годами большинству из нас приходится прибегать к косметическим процедурам и средствам ухода за внешностью.
В основе практически всех косметических процедур лежат химические процессы. Лицо, руки, зубы, волосы, кожа... С чего начать?
Чтобы выбрать самый правильный путь к красоте, надо немножко разбираться в химии. Итак, приступим?..

У каждой группы на столе лежит пакет, в котором находятся косметические средства.

1 группа: вещества по уходу за ротовой полостью;

2 группа: вещества по уходу за волосами;

3 группа: крема, лосьоны, маски

4 группа: тушь, гели, тени

5 группа: лак для ногтей, мыло, гели для душа

6 группа: дезодоранты, духи.

Вы должны выявить химический состав средств, определить характер среды с помощью индикаторной бумаги, и предположить, какое действие может оказать данное средство на организм человека.

Помимо этого вы должны проанализировать выданные статьи и определить 2-3 альтернативных средства по уходу за телом.

ВОПРОСЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП.

2. Почему все виды укладки волос обычно выполняют с помощью нагревания?

3. Почему при пользовании составами для химической завивки волос рекомендуют особенно тщательно защищать ногти, в то время как эти же составы достаточно длительно соприкасаются с кожей головы, не причиняя особого вреда?

4. До сих пор во всем мире широко применяют красители для волос естественного происхождения – хну (порошок из листьев лавсонии) и бисму (порошок из листьев индигоферы). Женщины, которые ими пользуются, знают, что интенсивность и прочность окраски зависят от времени выдерживания их на волосах, от температуры (лучше получается при нагревании), а истинный цвет проявляется только через сутки, под действием воздуха. При работе с хной без перчаток сильно окрашиваются ногти.

К каким красителям по принципу действия можно на основании этих фактов отнести хну и бисму – к химическим или к физическим?

5. Иногда в сельской местности женщины совмещают окраску волос хной с мытьем в русской бане. Почему при этом окраска получается более интенсивной?

6. Почему при окраске волос химическими красителями без перчаток очень сильно окрашиваются ногти, меньше – кожа на ладонях и почти совсем не окрашивается тыльная сторона ладони?

7. Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих отшелушивающиеся частички рогового слоя кожи, обязательно добавляют слабые кислоты?

8.Дезодоранты по принципу действия делят на два типа.

9. Всем известно ощущение оскомины летом, после обильного потребления кислых фруктов. При этом зубы становятся очень чувствительны к горячей и холодной пище. Но это ощущение проходит, если два раза в день чистить зубы фтористой зубной пастой. Как можно объяснить все эти явления с позиций химии, если знать, что состав зубной эмали очень близок к минералу гидроксиапатиту Ca 5 OH(PO 4) 3 ?

Учитель химии: исследовав проблему, мы сможем решить ее правильно, определив для себя, что же мы подразумеваем под красотой.

Выступление психолога. (Результаты тестирования).

Учитель литературы: Какими бы разными ни были идеалы красоты, главное условие женской привлекательности, которое выше всех вкусов и мод, - это здоровье. Если его нет, то нет и лёгкой походки, красивой осанки, хорошего цвета лица, жизнерадостности – всего того, что даже девочку с неправильными чертами лица делает привлекательной.

Попробуйте и вы разработать законы красоты.

ДОПОЛНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Законы красоты:

  1. Никакая внешняя красота не может быть полной без красоты… (внутренней)
  2. Женственное начало, как и мужское, всегда…..(прекрасно).
  3. Любовь – это не только чувство, но и искусство…. (ума).
  4. Подлинная красота всегда знает.. (меру).
  5. Красота есть свойство всего ….(здорового), а … (здоровое) – всегда красиво.
  6. У красоты, здоровья и любви много аспектов – много… (света, печали, счастья и надежд).
  7. Прекрасно лицо, отражающее красоту…(души), которая любит, верит, умеет ждать и надеяться.
  8. Нет некрасивого человека, есть только те, которые не умеют сделать себя…(красивым).
  9. будьте мудрыми – если сможете. Будьте добрыми – если захотите. Но …(красивыми) будьте всегда.
  10. Самая великая красота – сердце матери, родившей и вскормившей нас.

Защита проекта. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1.Вы занимаетесь оптовыми поставками парфюмерно-косметической продукции в регион, где большие трудности с пресной водой и для бытовых целей часто приходится пользоваться морской водой (например, г. Шевченко в Казахстане), какой шампунь вы будете закупать для реализации в этом регионе: изготовленный на основе лаурилсульфоната натрия или на основе лаурилтриметиламмония – при условии, что цена их почти одинакова? Какую зубную пасту, мыло?

2. Подготовить статью в школьную газету по итогам урока.

Прочитал я эту заметку и… не согласился с выводами статистики. Рождённый в Советском Союзе, я всегда знал, что красота, особенно женская красота, не ограничивается только красотой тела.

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Н.Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Душа – вот в чём главная красота человека! Так всегда учили меня мои родители, мои учителя, мои книги и фильмы. И действительно, сколько примеров, когда «королевы красоты», будь то у нас в России, или за рубежом, выйдя замуж, казалось бы по любви, потом всю свою жизнь мучаются с некогда любимыми мужьями, или «ходят по рукам», от одних мужей к другим пока ещё не увяла красота. И наоборот: дурнушки и золушки живут, окружённые любящими супругами, детьми, а потом внуками.

Я и сам никогда не чурался физической красоты женщины (это было бы противоестественным), но не она была главным критерием выбора моей спутницы жизни.

Красавицей её не назову;
Не буду лгать нескромными стихами,
Что кожа пахнет томными духами,
И стать её подобна божеству.

Её глаза не звёзды, ну так что же!
И лик её не полная луна.
И цвет волос не платины, а льна.
И губы с лепестками роз не схожи.

Душой она не ангел во плоти.
Её характер – взрыв, вулкан, Везувий.
Но страсть её без сладостных безумий
И пошлости: коль переспал – плати!

Я тоже далеко не Аполлон,
В постели – что скрывать – не Казанова.
И спесью в полной мере наделён,
И гением тщеславия больного.

И если б Время повернулось вспять
И, отсчитав положенные годы,
Нам предложило заново начать
Совместный путь сквозь беды и невзгоды –

Прожив всю жизнь со мной, уверен я,
Что взгляд жены на мужа изменился –
Она не вышла б замуж за меня.
И я б на ней, пожалуй, не женился.

А впрочем, если вдуматься всерьёз,
Чего еще желать нам друг от друга?
Мы радость больше ценим после слёз,
А тёплый кров, - когда бушует вьюга.

И потому мы вместе много лет.
Наш путь тернист – то круче, то положе,
Живём, как Бог нам на душу положит.
…И нет счастливей пары на земле.

*"Её глаза на звёзды не похожи..." (перевод Маршака)

Порой мы слышим о том, что красота – это единствен­ная сила, способная покорять пространство и время, вдох­новляя музыкантов, художников и поэтов; что никто не может устоять перед ее загадочным притяжением. Вслед за Ф. Достоевским произносим мы: “Красота спасет мир”. Так сделать ли нам красоту всеобщей истинной религией?

Но стоит поразмыслить, и мы приходим к убеждению, что подобная религия невозможна. Как раз-таки по той простой причине, что представления о красоте менялись не только по эпохам, но и странам и континентам. Когда мы, пораженные увиденным, восклицаем: “Красота!”, мы чаще всего подразумеваем: “Великолепно!”. Но как отреа­гирует на то же зрелище австралийский абориген, китаец, африканец или американский индеец? Как бы отреагиро­вали наши собственные предки? Ведь когда мы включаем магнитофонную кассету с современными молодежными пес­нями, то слышим из уст своих бабушек и дедушек при­мерно следующее: “Тьфу! Чертовщина какая-то!”

И это реакция людей, с которыми нас разделяет всего лишь одно поколение – наших родителей. Что же тогда говорить о представлениях о красоте, которые существо­вали в разные эпохи?

Например, на заре цивилизации смысл красоты состоял в гармоничном сожительстве человека и природы. Древний человек еще не превратился в воинственного покорителя. Он жил естественной жизнью в естественной среде обита­ния и в этом, как мне кажется, видел красоту.

Существовало ли в те времена представление о жен­ской красоте? Если да, то культ женской красоты заключался в способности женщины соответствовать пло­дородной земле. Об этом говорят и тучные формы древних женщин на наскальных рисунках, и статуэтки с их изоб­ражением.

Представления о совершенной красоте, которая близка даже нашему времени, возникают в античности. Гармо­ния, пропорции, правильные линии мужских и женских силуэтов. Но все это красота, воспринимаемая зрительно. Мне же куда более совершенной представляется красота, запечатленная в слове. Она не может оставить равнодуш­ным, не может не поразить мысль и воображение. Я имею в виду певца Гомера, который в своей бессмертной “Илиа­де” дает, на мой взгляд, гениальное описание женской красоты Елены Прекрасной. Он не говорит, какого роста была Елена, какие у нее были волосы, глаза, губы, улыб­ка или что-то еще. Гомер устами мудрых старцев говорит, что это была красота, достойная изнурительной десяти­летней войны.

Идеал красоты, близкий античному, возникает в эпоху Возрождения. В это время в мужчине и женщине снова начинают ценить цветущую силу, которая воспринимается важнейшей предпосылкой творческой мощи. Совершенная красота эпохи Возрождения предполагала категорическое устранение из мужского образа женственности, а из жен­ского образа – мужественности. Мужчина считался кра­сивым, если в нем были развиты признаки, которые ха­рактеризовали его половую активность: сила и энергия.

Совершенную красоту имели те женщины, которые об­ладали данными, необходимыми для выполнения роли ма­теринства. В противоположность Средневековью, предпо­читавшему женщину с узкими бедрами и стройной талией, в женщине стали ценить широкие бедра, крепкую талию, толстые ягодицы и пышную грудь.

Но вот наступил век Просвещения, и вместе с ним воз­никли новые представления о красоте. Сила и мощь стали восприниматься эстетически безобразными, потому что фи­зический труд стал позором. Идеалом красоты становится человек изнеженный, праздный. Восхищение вызывают женщины, обладающие болезненной бледностью, малень­кой ножкой, узкими кистями, стройным тонким станом.

Очередная смена эпох произвела перемену и в пред­ставлениях о красоте. Наступил буржуазный век, который идеалом красоты провозгласил ясный, энергичный взгляд, прямую напряженную осанку, жесты и выражения, ис­полненные силы воли, руки, способные не только хва­тать, но и удерживать захваченное, ноги, энергично сту­пающие и твердо стоящие на завоеванной позиции. Эти качества одинаково ценились как в мужчине, так и в жен­щине.

Однако буржуазный век привнес в идеал красоты кра­соту душевную.

Размышляя о красоте человеческой души, русский поэт Н. Заболоцкий писал:

Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

Взгляд на представления о красоте сквозь эпохи позво­ляет заключить, что красота – относительное понятие. В поисках совершенства каждый человек проводит всю жизнь. И в этом поиске он тянется к прекрасному, потому что только “красота обладает силой и даром вносить мир в сердца” (М. Сервантес).

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Так что есть красота. Зимнее утро. Идет снег, укрывая землю белой пеленой. Снежинки похожи на белые пушистые звездочки. На улицах...

Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, и у каждого из нас свое понятие красоты. Как говорит русская пословица: « На вкус и цвет товарищей нет». Есть красота внешняя: броская, яркая, ее видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может в ней рассмотреть. Фея из феерии Мориса Метерлинка говорит об этом так: «Надо быть смелым, надо уметь различать и то, что не на глазах!.. Странный народ эти Люди!..»

Но как только человек начинает видеть прекрасное в обычном, он становится добрее, терпимее и душевнее, это именно те качества, который так не хватает современному обществу. Хотя видеть прекрасное так легко! Нужно только с самого раннего детства приучать ребенка видеть не просто первый снег, а «... сотни тонн разбитого стекла рассыпали на белых простынях...»; или не просто туман, а «... в этом огромном белом мире, словно разлитое молоко...»; грустную осеннюю пору тоже можно увидеть по-особому красиво «... горят пожаром рощи и сады, леса в кумач и золото одетые...». И так во всем нужно просто быть внимательнее к окружающему.

Так что же такое красота? Сколько бы мы не рассуждали, единого ответа на этот вопрос мы не найдем, а следовательно не сможем объяснить это явление. Но именно поэтому мы можем ответить на вторую часть вопроса. Издревле люди обожествляли то, чему не могли найти объяснения: гром, молнию, извержение вулкана, например. Прошла не одна сотня лет, прежде чем ученые сумели разгадать эти загадки природы. Возможно, пройдет еще несколько сотен лет, и будущие поколения придут к единого определения красоты, а пока нужно учиться видеть прекрасное вокруг себя.