Что мешает быть эффективным. Что мешает нам работать: как организовать свое время

Тепловые сети являются основой коммунального хозяйства современных городов. Именно от них зависит качество и эффективность теплоносителя, а значит и тепло в многоквартирных домах. Однако тепловые сети – это самое слабое звено в системе теплоснабжения. Они требуют неусыпного наблюдения за параметрами, а также планового ремонта и обслуживания. В противном случае коммунальные аварии и протечки с потерей тепла становятся неизбежностью.

Суть работы оператора тепловых сетей

В любом крупном городе тепловые сети делятся на магистральные и распределительные. Наблюдение за ними осуществляется со специального диспетчерского пульта, который находится в теплоснабжающей организации.

Именно оператор тепловых сетей (диспетчер) следит за бесперебойностью работы всей системы, а также принимает сообщения о неисправностях. В его обязанности входит:

    контроль за давлением внутри труб;

    поддержание нужного теплового режима;

    наблюдение за температурой воды, поступающей обратно от потребителей;

    наблюдение за работой насосных станций;

    контроль за состоянием резервных котельных и переключение на них в случае крупной аварии;

    прием сообщений от населения об авариях;

    работа с аварийными бригадами и слесарями по обслуживанию сетей, выдача заданий на устранение аварий;

    ведение журнала учета и прочей оперативной документации.

Диспетчер на пульте теплосетей, как видим, выполняет довольно широкий круг обязанностей. Ему нужно внимательно следить за всеми параметрами системы, оперативно реагировать на любые сообщения о неполадках.

Такая работа организована посменно (2/2, либо 1/3). Больше всего работы у диспетчеров в осенне-зимний период, когда происходит большинство аварий и протечек. В это время сообщения о ремонте поступают чуть ли не круглосуточно. Однако и летом оператору тепловых сетей хватает работы – именно он следит за ходом гидравлических испытаний (опрессовкой) теплосетей.

Требования к квалификации и навыкам операторов тепловых сетей

Основная задача оператора (диспетчера) тепловых сетей заключается в мониторинге параметров системы. Поэтому от него требуется высокая внимательность, ответственность и педантичность.

На должности операторов теплосетей, как показывает практика, чаще всего работают женщины. Работодатель предпочитает брать их из-за лучшей стрессоустойчивости и большей внимательности при работе.

Случайные люди, как правило, на такой работе не задерживаются надолго, ведь приходится выполнять множество дел одновременно, при этом регулярно контактировать с разгневанным населением.

Так или иначе оператор тепловых сетей должен знать:

    схемы теплосетей района обслуживания;

    график работы потребителей тепла;

    устройство контрольно-измерительной аппаратуры;

    устройство пароводяных нагревателей, установок для подготовки подпиточной воды и т.д.

В работу диспетчера входит также ведение документации, поэтому знания правил заполнения формуляров и прочих документов, точность при ведении учета являются обязательными условиями для успешной работы.

Где выучиться на оператора (диспетчера) тепловых сетей

Специалистов по данному направлению готовят с нуля в учебных заведениях среднего профессионального образования. Как правило, это колледжи и техникумы городского хозяйства.

В этом случае поступление возможно как после окончания 9 класса, так и после 11 класса средней школы. Сроки учебы составляют 3 года с производственной практикой.

Иной вариант – профессиональное переобучение при наличии базовой специальности. Такие услуги также предоставляют колледжи и техникумы, а также частные учебные центры. Однако при этом весьма желателен опыт работы в сфере коммунального хозяйства.

Квалификационные разряды операторов тепловых сетей по ЕТКС и их обязанности

В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессии рабочих (ЕТКС) обозначен всего один разряд для операторов тепловых сетей – третий .

Сколько получают операторы (диспетчеры) тепловых сетей

Вакансий диспетчеров на рынке труда не так много, как следовало бы ожидать. Работодатели предпочитают брать проверенных работников со стажем на долгосрочную основу.

Средняя заработная плата в провинции при этом составляет 30 тысяч рублей.

Плюсы и минусы профессии оператора тепловых сетей

В числе плюсов можно отметить:

    возможность быстрого переобучения;

    официальное трудоустройство.

Минусов гораздо больше:

    небольшая заработная плата;

    слабая востребованность на рынке труда;

    высокая ответственность;

    небольшие перспективы для карьерного роста.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Диспетчера тепловых сетей

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность диспетчера тепловых сетей [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Компания).

1.2. Диспетчер тепловых сетей назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Диспетчер тепловых сетей относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. На должность диспетчера тепловых сетей назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по оперативному обслуживанию тепловых сетей не менее 2 лет и дополнительная подготовка по установленной программе или среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы по оперативному обслуживанию тепловых сетей не менее 3 лет и дополнительная подготовка по установленной программе.

1.5. Диспетчер тепловых сетей должен знать:

  • организационно-распорядительные, нормативные, методические документы по вопросам эксплуатации оборудования тепловых сетей, энергоснабжения потребителей, диспетчерского управления тепловых сетей;
  • Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации;
  • Правила устройства электроустановок;
  • Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации;
  • Правила применения и испытаний средств защиты, используемых в электроустановках, технические требования к ним;
  • положения и инструкции по расследованию и учету аварий и других технологических нарушений, несчастных случаев на производстве;
  • состав и порядок ведения оперативной документации на рабочих местах оперативного персонала тепловых сетей;
  • должностные и производственные инструкции оперативного персонала тепловых сетей;
  • схему тепловых сетей в нормальных, аварийных, послеаварийных и ремонтных режимах;
  • главные электрические и тепловые схемы котельных, входящих в состав тепловых сетей;
  • схемы присоединений ответственных потребителей энергии к котельным тепловых сетей;
  • конструктивные особенности, технические характеристики, технико-экономические показатели, особенности режимов эксплуатации основного оборудования тепловых сетей;
  • структурные схемы построения АСДУ сетей;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области оперативного управления в тепловых сетях;
  • основы экономики и организации производства, труда и управления в энергетике;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. Диспетчер тепловых сетей в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия диспетчера тепловых сетей, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Диспетчер тепловых сетей осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет оперативное управление эксплуатацией тепловых сетей.

2.2. Проводит приемку и сдачу смены в соответствии с требованиями нормативных документов.

2.3. Обеспечивает согласованную работу оперативного персонала котельных, районов сетей по поддержанию надежности и экономичности оперативной схемы сетей, отдельных участков и объектов сетей при различных режимах их работы.

2.4. Контролирует нагрузку в контрольных точках сетей, обеспечивает своевременную разгрузку перегруженных котельных, тепловых пунктов, трубопроводов, отдельных трансформаторов (автотрансформаторов).

2.5. Принимает меры по выявлению причин нарушений нормальных режимов работы сетей, определению мест и характера повреждений, возобновлению нормальной работы сетей и качественного энергоснабжения потребителей.

2.6. Принимает и систематизирует заявки на вывод из работы оборудования и устройств защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ), передает их руководству диспетчерской службы или вышестоящему диспетчеру, информирует о результатах принятых решений.

2.7. Отражает на мнемосхеме (планшете) изменения оперативной схемы сетей.

2.8. Руководит действиями подчиненного оперативного персонала при ликвидации аварийных ситуаций, принимает меры по локализации аварий, восстановлению нормальных режимов, ликвидации последствий нарушений нормальной работы сетей.

2.9. Принимает от вышестоящего диспетчера и передает руководству сетей, начальнику оперативно-диспетчерской службы, подчиненному оперативному персоналу, потребителям энергии экстренные сообщения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, неблагоприятном метеорологическом прогнозе и предстоящем отключении или ограничении энергоснабжения.

2.10. Обеспечивает принятие необходимых мер по предупреждению и устранению последствий аварийных ситуаций и стихийных бедствий.

2.11. Принимает участие в проводимых на диспетчерском пункте сетей тренировках, занятиях по гражданской обороне и отработке действий при чрезвычайных ситуациях, разборе действий персонала после их завершения.

2.12. Инструктирует лиц, проходящих стажировку и дублирование на рабочем месте диспетчера сетей, и контролирует их действия.

2.13. Ведет оперативную и учетную документацию в соответствии с утвержденным перечнем.

2.14. Проводит занятия с оперативным персоналом сетей, посещает диспетчерские пункты районов сетей, котельных.

2.15. Проводит проверки (при посещении диспетчерских пунктов):

  • выполнения требований правил и инструкций при проведении переключений;
  • подготовки рабочих мест перед выполнением работ на оборудовании;
  • ведения оперативной документации.

2.16. Осуществляет изучение нового оборудования сетей, электро- и теплоиспользующих установок потребителей энергии.

2.17. Участвует в работе комиссий по проверке знаний персонала, расследованию причин аварий и несчастных случаев.

2.18. Проходит подготовку в учебно-тренажерном центре и других специализированных организациях с последующей проверкой знаний в соответствии с утвержденными планами и графиками.

2.19. Участвует во внедрении новых программных и технических средств и реализации новых задач автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ).

В случае служебной необходимости диспетчер тепловых сетей может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Диспетчер тепловых сетей имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности Диспетчера тепловых сетей.

3.2. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в компетенцию Диспетчера тепловых сетей.

3.3. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Диспетчер тепловых сетей несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы диспетчера тепловых сетей осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы диспетчера тепловых сетей является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы диспетчера тепловых сетей определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью диспетчер тепловых сетей обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

6. Право подписи

6.1. Диспетчеру тепловых сетей для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

В.Г. Семенов,
главный редактор журнала «Новости теплоснабжения»

Введение

Диспетчер - работник, координирующий работу других работников или организаций. Диспетчер непосредственно не руководит выполнением работ: при непрерывном производстве эту функцию обычно выполняет дежурный персонал (например, дежурный инженер смены). Так как в процессах теплоснабжения и теплопотребления участвует несколько диспетчеров, действия их должны быть согласованы.

Необходимо решить несколько вопросов.

  • Возможна ли экономическая диспетчеризация в теплоснабжении с конкуренцией субъектов теплоснабжения в режиме реального времени.
  • Необходим ли главный диспетчер, которому подчиняются все остальные.
  • Возможно ли конкретизировать перечень обязательных взаимных диспетчерских команд.

Диспетчер жилищно-эксплуатационной организации, либо жилищного товарищества

Этот диспетчер не обязан знать, как устроены системы тепло-, водо-, газо-, электроснабжения. По теплоснабжению он должен знать допустимые параметры теплоносителя на входе в дом, а при отклонении их зафиксировать нарушение режима и сообщить в теплоснабжающую организацию, с которой заключен договор теплоснабжения.

Согласно статьи 543 п. 1 ГК РФ абонент обязан немедленно сообщить теплоснабжающей организации об авариях, неисправностях приборов учета и иных нарушениях, возникающих при использовании тепловой энергии.

В то же время, теплоснабжающая организация согласно статьи 546 п. 2,3 должна предупреждать абонента об ограничении или прекращении подачи энергии. При аварийных ограничениях она обязана немедленно уведомить абонента.

Если допущен перерыв в подаче энергии, то согласно статьи 547 п. 2 энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины. В арбитражной практике одно из основных доказательств вины - отсутствие предупреждения абонента об ограничениях или отключении.

Таким образом, из норм ГК однозначно ясна необходимость взаимодействия диспетчеров жилищно-эксплуатационных и теплоснабжающих организаций в нештатных ситуациях. Неисполнение ими своих функций может привести к нарушениям режимов работы и ущербу с обеих сторон. В этом случае виновная сторона обязана возместить причиненный реальный ущерб (ст. 547 п. 1).

В штатных ситуациях необходимость взаимодействия диспетчеров отсутствует.

В развитых странах диспетчеры ЖКХ в нашем понимании вообще отсутствуют. Теплоснабжающие организации получают всю необходимую информацию с помощью автоматизированных диспетчерских систем, а нарушения режимов теплоснабжения чрезвычайно редки.

В России функции таких диспетчеров выполняют наиболее активные граждане, которые пишут жалобы и звонят в ЖЭУ.

Диспетчер организации, эксплуатирующей разводящие тепловые сети

Если эта организация является теплоснабжающей и заключает договоры теплоснабжения с подключенными к ее сетям потребителями, то в отношении организации, владеющей магистральными тепловыми сетями, она сама является потребителем-абонентом. На нее распространяются те же нормы Гражданского Кодекса, что и в предыдущем случае.

Могут координироваться планы ремонта, проводиться совместная наладка сетей, совместно выдаваться технические условия на присоединение и т.д., но эти задачи решают не диспетчеры.

В подавляющем большинстве случаев общий гидравлический режим тепловых сетей ведет диспетчер организации, владеющей магистральными тепловыми сетями. Вторая организация контролирует только параметры теплоносителя на ответвлениях и требует поддержания их в нормативных пределах.

В то же время, в сложных случаях, например, в г. Петрозаводске, большинство насосных станций принадлежит городу, и общий гидравлический режим ведет диспетчер муниципального предприятия, не владеющего магистральными тепловыми сетями. Т.е. жизнеспособны оба варианта. Главное - заключить соглашение о координации действий.

Если организация, эксплуатирующая разводящие тепловые сети, не имеет собственных теплоисточников, работающих на общую сеть, то для нее отсутствуют возможности экономической диспетчеризации - тариф определяется РЭК, а объем продаж - потребителями. В том же случае, когда эта организация выступает как теплосетевая, оказывая услуги другой теплоснабжающей организации по транспорту тепловой энергии и теплоносителя, функции ее диспетчера сужаются настолько, что он фактически только координирует работу дежурных подразделений предприятия, не осуществляя технологического регулирования.

Таким образом, должна быть обязательная легитимная процедура заключения соглашения, даже в условиях конфликта по экономическим или политическим мотивам. И наиболее важным моментом в этом соглашении должна стать технологическая подчиненность одного диспетчера другому. Такой раздел можно внести в договор теплоснабжения, и уже сейчас законодательно этому ничего не мешает - вопрос только воли сторон.

Диспетчер предприятия, владеющего магистральными тепловыми сетями

Роль диспетчера возрастает пропорционально величине системы теплоснабжения, т.к. увеличивается количество переключений, больше теплоисточников и перемычек между ними.

Особенность российских систем теплоснабжения - повсеместно распространенная зависимая схема присоединения отопления через элеваторы без разделительного теплообменника.

Эти системы теплоснабжения технологически самые сложные в мире. Гидравлические и температурные режимы в магистральных тепловых сетях напрямую определяют тепловой комфорт в каждой квартире без промежуточных контуров регулирования.

Отсутствие автоматики регулирования в подключенных зданиях частично компенсируется периодической наладкой с установкой нерегулируемых дроссельных устройств. Частичная автоматизация абонентских вводов еще более усложняет задачу качественного регулирования параметров у потребителей, не оборудованных системами автоматики, из-за взаимного влияния потребителей на гидравлические режимы.

В сложных системах выход на режим происходит через 1-2 месяца после пуска отопления, и наладочные работы продолжаются весь отопительный сезон. Любые переключения нежелательны и осуществляются только через предварительное отключение участков тепловых сетей, т.е. с временным прекращением теплоснабжения потребителей.

Диспетчер, руководящий переключениями, должен обеспечить минимальное давление в обратном трубопроводе, достаточное для предотвращения завоздушивания систем отопления подключенных зданий, в то же время давление в чугунных радиаторах не должно превышать 6 кг/см 2 для исключения из разрыва. Перепад давлений между прямым и обратным трубопроводами на вводе зданий не может быть меньше 2 кг/см 2 для обеспечения циркуляции теплоносителя с помощью элеваторов.

Провести быструю переналадку системы невозможно, т.к. дроссельные устройства повсеместно могут быть установлены только летом при отключении тепловых сетей, и пока в основном применяются нерегулируемые шайбы.

Обычно любое крупное переключение приводит к снижению перепадов у конечных потребителей и ухудшению работы систем отопления зданий. Жители обычно довольно быстро начинают реагировать на это, открывая сливы из батарей в канализацию. Режимы еще более ухудшаются, и в сильные морозы последствия могут быть катастрофичны. После достижения порогового объема слива ситуация становится неуправляемой.

Если же учесть ограничения по пропускной способности трубопроводов, отсутствие плановости в развитии сетей, привычку персонала работать на изолированный контур от каждого источника, решить в ближайшее время задачу экономической диспетчеризации работы тепловых сетей в большинстве случаев не представляется осуществимым по техническим причинам.

Возможно ли оперативное руководство диспетчерами тепловых сетей со стороны дежурного персонала ТЭЦ, диспетчеров энергосистем или операторов оптового рынка электроэнергии? Для ответа на этот вопрос надо понять, чем конкретно они могут руководить. Гидравлическим режимом? Он определяется необходимостью обеспечить надежность теплоснабжения. Объем поставок при отсутствии возможности оперативного замещения от других теплоисточников определяется потребителем. Остается температурный режим, и во многих регионах до настоящего времени продолжаются попытки нетехнологического регулирования температуры воды в подающем трубопроводе теплосети.

Снижение температуры теплоносителя приводит к необоснованному наказанию всех потребителей: и тех, кто платит, и тех, кто не платит, и вынуждает их строить собственные теплоисточники.

Самые большие проблемы сегодня именно у тех ТЭЦ, на которых сознательно пошли на манипулирование температурными режимами. Потребители отключаются, себестоимость тепловой энергии и тарифы растут, что провоцирует дальнейшее отключение потребителей, и система разваливается.

Снижение температуры теплоносителя фактически увеличивает затраты на теплоснабжение из-за резкого увеличения расходов теплоносителя, подпитки для компенсации сливов и т.д. Затраты же общества целиком возрастают многократно из-за необходимости увеличения диаметров теплосетей, габаритов теплообменников и радиаторов, затрат на электрообогрев, лечение людей и т.д.

Верховный управляющий для диспетчера теплосети - это потребитель. Основная задача диспетчера - контроль качества и надежности теплоснабжения, и для обеспечения этой задачи он должен иметь возможность выдачи оперативных распоряжений как дежурному персоналу теплосети, так и персоналу ТЭЦ и энергосистемы.

При авариях задача диспетчера теплосети - как можно быстрее восстановить режимы теплоснабжения, до тех пор, пока потребитель не начал вмешиваться и самостоятельно регулировать режим теплопотребления. Т.е. в этой ситуации он тоже главный.

Зарубежный опыт

Большинство ТЭЦ работают по тепловому графику без конденсационной выработки. Параметры работы всех теплоисточников, работающих на общую сеть, задает диспетчер теплосети. С потребителями работают службы, отвечающие за сбыт, т.к. оперативные отключения - чрезвычайная редкость. Тепловые сети от теплоисточника до потребителя в большинстве случаев находятся у одного владельца, и проблема координации работы диспетчерских отсутствует.

Существует две модели экономической диспетчеризации.

Модель № 1 - на примере Хельсинки

Система централизованного теплоснабжения Хельсинки и пригородов состоит из трех технологически обособленных систем, принадлежащих разным владельцам. На перемычках, соединяющих эти системы, построены очень мощные теплообменные пункты, позволяющие через теплообменники передавать тепловую энергию в обе стороны.

Системы теплоснабжения в основных элементах (мощность теплоисточников, диаметры магистральных тепловых сетей) имеют почти двукратный запас мощности. Диспетчеры отдельных систем в зависимости от складывающейся коньюктуры на рынке тепловой и электрической энергии принимают решение о загрузке собственных теплоисточников, либо закупке тепла со стороны.

Технически система очень надежна, но чрезвычайно дорога, особенно для потребителя, который вынужденно оплачивает содержание излишних мощностей.

Единое межсистемное диспетчерское управление отсутствует, т.к. нет задач, которые оно могло бы решать.

Модель № 2 - все бывшие социалистические страны (без СНГ)

У всех потребителей установлены индивидуальные автоматизированные тепловые пункты с подключением по независимой схеме. Сети очень развиты.

В результате реального энергосбережения и снижения промышленной нагрузки сети имеют резерв по пропускной способности. Но даже в этих условиях теплоснабжающие организации крупных городов, выполняющие роль единого закупщика, не идут на введение свободной конкуренции теплоисточников, предпочитая ей долговременные договоры. Конкуренция, конечно, присутствует, но конкуренция долговременных предложений.

Обоснованно считается, что свободная конкуренция 3-4 поставщиков неизбежно приведет к их олигопольному сговору, либо к поглощению одним. К тому же, даже в таких развитых сетях могут возникнуть проблемы с режимами теплоснабжения при свободном варьировании загрузкой источников.

Каждый год обновляются сложные технико-экономические расчеты и на их основе составляются технологические карты загрузки ТЭЦ, базовых и пиковых котельных для разных погодных условий. Диспетчеры тепловых сетей работают в соответствии с ними.

Многие теплоисточники продолжают работать на свою изолированную систему, т.к. магистральные кольцевые сети очень дороги.

В Польше введен запрет на учет в тарифах затрат на содержание избыточных мощностей энергоисточников (более 25% потребной мощности).

Российские перспективы

В реальных российских условиях ограниченности платежеспособного спроса в крупных городах постепенно будет внедряться схема № 2.

Движение в этом направлении уже есть. Во многих городах объединяются в одной организации тепловые сети. Повышается уровень автоматизации. Повышение стоимости топлива, необходимость загрузки ТЭЦ заставляет проектировать варианты перевода котельных в пиковый режим работы.

Строительство ГТУ-ТЭЦ, неконкурентоспособных вне базового теплового режима работы, т.е. с переменным расходом теплоносителя, вынуждает заниматься переменными гидравлическими режимами работы тепловых сетей.

Конечно, эта работа только в самом начале. Даже в Москве и Санкт-Петербурге на подготовку технической системы к частичному внедрению в отдельных районах схемы № 2 уйдет несколько лет. Необходим хороший план развития системы и ее значительное техническое обновление. И только в конце этой огромной работы у диспетчера появится режимная карта экономически оптимальной загрузки теплоисточников.

Хотелось бы, конечно, чтобы было все наоборот. Просто дать власть какому-то оперативному диспетчеру и он в существующей системе сделает так, что и потребитель будет доволен, и бизнес получит большую прибыль. Но, наверное, проще смоделировать ситуации и определиться - сможет ли.