Что на месте помпеи в настоящее время. Краткая история помпей

Помпеи является огромным городом-музеем под открытым небом, который в 1997 г. был включен ЮНЕСКО в перечень культурного наследия мира. Ежедневно сюда устремляются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к древнейшей истории, стать свидетелями бытовых подробностей тысячелетней давности и почувствовать ужас города, погребенного под пеплом и лавой капризного вулкана.

Помпеи был основан горными племенами оски в VII в. до н.э., которые возвели город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого "фундамента", ни о причине плодородия почвы.
В то время Везувий спал и казался безобидной горой.
В IV в до н.э. вошел в состав Римского государства.
Он долгое время оставался в тени более крупных поселений Кампании .
История градостроительства Помпей разделяется на два периода, о чем свидетельствует наличие разных по архитектуре частей города: старые кварталы с хаотичной застройкой, и новые кварталы, построенные по единому плану.
Старые кварталы являются наследием господства осков, которые строили дома интуитивно. Плановое строительство началось в IV в. до н.э. В это время появились прямые улицы с названиями, прямоугольные кварталы, храмы, рынки, амфитеатры.
Помпеи строились согласно римским градостроительным традициям: в центре пересекались две улицы cardo и decumanus, образуя центральную площадь.
В начале V века площадь Помпей составляла более 65 га.
Мостовые мостили булыжниками, а забота о состоянии дорог входила в обязанности горожан: каждый следил за прилегающим к дому участком, убирал мусор, ремонтировал. Дороги и траур имели покатый профиль для стока воды, направлявшейся в городскую клоаку.

Почти на каждом перекрестке был установлен фонтан. На некоторых улицах стояли алтари, украшенные живописью, лепниной и надписями.

Фасады домов выходили на городские улицы, на нижних этажах которых находились лавки и мастерские, на верхних располагались жилые помещения.
Превосходно выполненные фрески, мозаики, статуи свидетельствуют о высоком уровне изобразительного искусства. Оригиналы помещены в археологический музей Неаполя , но на их месте установлены копии, которые создают прекрасное впечатление о былой роскоши.

Частные дома были достаточно простыми. Теплый климат позволял обходиться без окон, тем самым, экономя на дорогом стекле. Иногда в стене пробивали узкие щели. Дома выходили на улицу глухими торцами, вместо номеров писали имя владельца.

Над жилыми домами знатных горожан устраивался портик – деревянный навес на столбах, защищавший от дождя и солнца.
Главным помещением жилища считался атриум, т.е. закрытый внутренний двор, в центре которого располагался бассейн для сбора дождевой воды. Эта вода считалась священной. К атриуму прилегали комнаты, предназначенные для сна и работы; а также имелся сад и столовая. Дома знати отличались роскошью и богатством, количество комнат доходило до 40.

По трубам к домам и фонтанам города подавалась вода.

Помпеи был богатым и высокоразвитым городом, где процветали торговля и ремеслы.
Вместе тем это был густонаселенный город, в котором весь людской поток стекался к деловому центру Форуму.
На Форуме проходили заседания городского совета и устраивались связанные с ними церемонии: от выборов и присяги до торжественных похорон.
В работе над проектом форума зодчие следовали древней традиции: он не должен быть мал для практических целей, но и не должен казаться пустынным вследствие малолюдства.
Древнейшей постройкой Форума считается Базилика, в которой вершили правосудие, а в остальное время в ней проходили коммерческие и развлекательные собрания. Рядом с Базиликой находилась тюрьма, состоявшая из тесных помещений без окон, с узкими, окованными железом дверьми.

Во II в. до н.э. центральное место на Форуме занимал храм Юпитера или Капитолий, который считался главной священной постройкой. После окончательного покорения римлянами храм посвятили трем капитолийским божествам – Юпитеру, Юноне и Минерве. К его главному входу вела широкая лестница с каменной террасой, откуда жрецы произносили церемониальные речи.

Во времена Римской империи на Форуме была возведена Триумфальная арка, посвященная императору Тиберию, построены административные здания, табуларий – городской архив, постройки для обрядов, храм Аполлона, Пантеон - храм Августа.

Часть площади занимал продуктовый рынок – мацеллум. Рядом находились храмы городских ларов и Веспасиана, биржа Евмахии, Комициум – площадка для голосования граждан.

С заходом солнца Форум закрывался. Привратник обходил все выходы и запирал вороты. Главная площадь города пустовала до утра. После захода солнца на Форуме разрешалось находиться только тюремным сторожам и заключенным.

Древние римляне любили и поклонялись богам покоренных народов. Они переселяли чужих идолов к себе и относились к ним с большим почтением, стараясь заслужить их симпатию. Языческие храмы располагались на главных площадях.

Лучше всего сохранился храм Исиды.
Исида была кумиром богатых римлянок, находивших у нее защиту во внебрачной любви. Жрицы храма Исиды также устраивали свидания между однополыми любовниками.
Храм, помещенный в середине четырехугольного портика с колоннами, покрытыми рисунками, возвышается на высоком подиуме с боковой лестницей. По бокам оборудованы две ниши, предназначенные для статуй Анубиса и Арпократа, сына и брата Исиды.
Позади храма стоят небольшие здания, здесь собирались жрицы Исиды и устраивались свидания, а также располагалось Чистилище с водой из Нила, которую использовали в обряде очищения.

В Помпеях имелось два театра, возведенных по греческому образцу.
Большой театр был построен в 200-150 гг. до н.э. в естественной впадине холма. Во времена Августа театр расширили, и его вместимость составляла 5 000 зрителей. Сохранилась нижняя часть театра, покрытая мрамором и предназначавшаяся для самых важных горожан.

В Помпеях работали множество термополий - античных харчевен, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Блюда разогревались с помощью объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.


В городе работало множество общественных терм, при этом в каждом богатом доме были собственные бани.

Но жизнь процветающего города оборвалась по воли судьбы. Разрушительное извержение Везувия принесло не только людскую трагедию, но и дало «бессмертие» Помпеям.
Предвестников извержения вулкана было сильное землетрясение, произошедшее в 62 году н.э. Практически все здания Помпей были повреждены, некоторые полностью разрушены. Но город быстро восстановили.

Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 г. н.э.
Поначалу мало кто из жителей обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом, ведь Везувий давно уже считался уснувшим.
Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды.
Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю.
Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица.
На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни. Тревога людей нарастала.
Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км.

Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья.

Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей.
Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи.
Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями.
Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей успели покинуть город.

В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища.
Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило .
Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала нескольких метров.
На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы.
Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. Первые раскопки города начались в XVIII веке.
Первым из всех городов были раскопаны .

Проезд:
На поезде Circumvesuviana из Неаполя до остановки Pompei Scavi.

Часы работы:
С 1 ноября по 31 марта: все дни с 8.30 до 17.00 (кассы до 15.30)
С 1 апреля по 31 октября: все дни с 8.30 до 19.30 (кассы до 18.00)
Закрыто: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Официальный археологический сайт Помпей www.pompeiisites.org.

Помпеи изучается в школьных учебниках , а древние находки в местах раскопок не перестают удивлять уже не одно столетие ученых и простых современных людей. История данного города действительно достойна пристального внимания.

Вулкан Везувий

Везувий - действующий вулкан в окрестностях Неаполя, высотой 1281 метр. Это один из самых опасных континентальных вулканов Европы, и один из самых известных, во многом благодаря тому, что почти 2000 лет назад он похоронил несколько древних городов и ближайших селений. Среди них такие города как Стабии, Геркуланум, и самый знаменитый из них - Помпеи, который располагался ближе всех остальных поселений к Везувию.

Город Помпеи

Помпеи был типичным древнеримским городом, вплоть до трагических событий 79 года нашей эры, когда в течение суток весь город был завален пеплом и покрыт раскаленной лавой вулкана. Раскопки города начались с конца XVI века, когда при создании от реки Сарно и строительстве колодца, были обнаружены фрагменты городской стены, а также нескольких зданий под землей.

Однако вплоть до середины XVIII века раскопки там не проводились. Первоначально ученые, участвовавшие в раскопках, предполагали, что это город Стабии, а не Помпеи. И лишь раскопка античной статуи с надписью, сохранившейся в отличном состоянии, доказала, что это именно Помпеи. Основной упор в раскопках приходился на соседний Геркуланум, а в самих Помпеях были раскопаны лишь три участка.
Во время катаклизма большая часть жителей покинула свои дома, но более 2000 человек были заживо погребены под многометровой толщей вулканического пепла.

Стоит отметить, что благодаря именно этому факту, в городе все сохранилось таким, каким было до извержения. Сложно ответить на вопрос, люди не ушли, видя масштабную катастрофу. Возможно, жители думали, что это очередное землетрясение, которое неоднократно ранее случалось, или просто не осознавали всего масштаба катастрофы. В любом случае, этого наверняка уже никто не узнает. Город в какой-то степени «законсервировался», поэтому в настоящее время туристы имеют возможность собственными глазами увидеть быт древних людей. Там даже можно наблюдать гипсовые тела людей в их последние мгновения жизни.

Были раскопаны многие городские сооружения, сохранившиеся в потрясающем состоянии. В частности, базилика, здание муниципалитета, храм Ларов, храм Веспасиана, рынок Мацеллум, комиции, храм Аполлона, храм Юпитера, Большой и Малый театры, множество статуй и скульптур, а также других сооружений.

Раскопки ведутся и сегодня, остается не раскопанной около 20% территории, а сам город - музей под открытым небом и

Согласитесь, что есть места в мире, побывать в которых хочется не взирая ни на что.. Одним из таких мест для меня был древний город Помпеи в Италии.

А в сегодняшней статье я расскажу много интересного о городе Помпеи, о том, что придумано и преувеличено и о том, что шокирует в действительности, мы пройдемся(видео в конце статьи) по улицам, откроем секреты, которых вы могли бы долго собирать по рунету, а сейчас можете узнать из моей статьи. Будет познавательно и интересно, приятного прочтения и просмотра.

Помпеи наши дни фото

Помпеи уничтожил вулкан

Пожалуй, это самая известная трагедия в мире, связанная с вулканом, поэтому ни для кого не секрет, что именно Вулкан Везувий стал причиной гибели города Помпеи. Но вот только вокруг этой истории очень много легенд и преувеличений, в которых мы попутно будем разбираться…

Извержение вулкана в городе Помпеи

На самом деле Помпеи находятся далековато от кратера, поэтому я понимаю жителей города, которым сложно было поверить, что последствия стихийного бедствия могут лишить их жизни. Тем более, что такого понятия как извержение вулкана люди не знали и не понимали всей опасности такого соседства.

Что в переводе означает Помпеи

Pompei — именно таким итальянским словом назывался город, который основали в 6 веке до нашей эры оски (древний итальянский народ). Город был образован в результате объединения пяти поселений.

Помпеи где находится:

Помпеи местоположение относительно Везувия

Если вы обратите внимание на карту, расположенную выше, то увидите, что Везувий находиться между Pompeii и Napoli (город Неаполь), поэтому трагедия, унесшая жизни города Помпеи в 79 году, могла сделать то же самое с жителями Неаполя. А если судить по историческим хроникам, то не только должна а могла, так как большую роль в том, что извержение шло на Помпеи, сыграло направление ветра. Обычно ветер дул в сторону Неаполя, но именно в этот день все было по-другому.

Помпеи как добраться из Неаполя

Расстояние между городами менее 25 км. Добираться можно множеством способов, начиная от такси или проката авто и заканчивая самым дешевым — электричкой. Мы с этой электричкой знакомы не по наслышке, так как ехали на ней из Сорренто в Неаполь. Маршрут как раз предполагает остановку в городе Помпеи.

Дальше в разделе достопримечательностей города Помпеи я разместила фото одной из главных улиц. Примечательны эти улицы многими нюансами, начиная от высоких бордюров и заканчивая странными пехотными переходами. На фото,как вы понимаете, этого не изобразить, поэтому снова предлагаю вам увидеть и услышать все в видео.

Многие туристы, приехав в Помпеи, спешат увидеть небольшой дом со странным названием Лупонарий. Это публичный дом того времени. Даже не знаю, чем объяснить такой ажиотаж туристов в этом направлении… Возможно это связано с тем, что по одной из версий, Помпеи погибли не случайно и извержение вулкана было карой Господней за развратный образ жизни его жителей, которые слишком предавались любовным утехам и потеряли истинные ценности…После таких легенд туристом не терпится посмотреть, в чем же заключалась эта развратность из за которой погиб целый город.. Как по мне, так это просто уловки для заманивания туристов и преувеличенные истории, потому что,согласитесь, что во все времена и во всех городах мира есть такие заведения и есть те, кто их регулярно посещает, но это не значит, что на них нужно насылать проклятия и стихийные бедствия. Единственное с чем я соглашусь, так это с тем, что многим туристам просто интересно посмотреть, какими были публичные дома в древности. Чтобы не томить вас в ожиданиях, рассказываю и показываю главное (остальное на видео).

Лупанарий фото

На фото ниже -изображение на стене лупанария. Таких изображений здесь много(выше уровня глаз по всему периметру коридора внутри). Это не просто развратные картинки- это меню. Ну да, меню, ведь если вы приходите в ресторан, то вы должны выбрать из того, что вам готовы предложить, так вот, пардон за откровенность, но здесь все тоже самое: вы выбираете как вы хотите предаваться любовным утехам по картинкам.

Здание лупанария небольшое. Посередине коридор с меню, а по бокам комнатки с каменными кроватями, на которых все и происходило. Кроме того, что кровати каменные, здесь есть еще одна бросающаяся в глаза особенность- длина кроватей не более 170 см. Это потому, что рост людей в то время редко превышал 160 см. Да, вот это интересно) Лично для меня это было самое интересное в нашем посещении лупонария, остальное больше интересно тем, кому есть с чем сравнить заведение такого рода.

Помпеи люди в пепле

Когда гуляешь по городу, то нет ощущения праздника и веселья, потому что ты изначально понимаешь, что ходишь по улицам, по которым в агонии бежали люди, которых постигла смерть. Благодаря пустотам, которые были обнаружены при раскопках города, удалось восстановить позы, к которых погибали люди и даже выражения их лиц, изуродованные ужасом. За решетками на одной из главных площадей выставлены как музейные экспонаты находки, от которых идут мурашки по телу. Например эта фигура мальчика, который свернулся в азе безисходности и умер здесь. Справа на фото вы видите чашу, которая сейчас наполнена монетами, но только я не стала бросать ее через решетчатую ограду, потому что меня, если честно, коробит от этой затеи… Я не знаю с какой целью рядом с этим бедным юношей установили эту чашу, но то, как ее приспособили туристы мне не нравиться вовсе. Я за традиции кидать монеты в фонтаны, но люди, это же не фонтан, это лик смерти и город, в котором погибли 2 000 человек… Зачем вы бросаете монеты? Вы хотите вернуться сюда? Или это милостыня погибшему ребенку? Простоите за эмоциональность, но это кощунство….Шоу, которое поддерживаю массы. Я его не поддержала, а вы решайте сами, но только отдавайте себе отчет, зачем вы просовываете руку сквозь решетку и пытаетесь попасть в эту чашу монетой…

Помпеи фото с раскопок

Археологи продолжают свою работу неустанно и еще четверть пути по исследованию города не пройдена. Может быть нас удивят новые находки и откроют новые грани жизни города, будем ждать с нетерпением.

Помпеи находки

Помимо фигур людей, здесь есть фигуры погибших животных, а еще посуда и предметы интерьера того времени.

После посещения города Помпеи мы отправились на Виллу Мистери, которая не так давно открылась после реставрации. Это поистине великое наслаждение увидеть один из самых богатых и красивых домов, сохранивший до наших дней потрясающие предметы искусства и роскошные интерьеры. Не буду описывать Виллу в статье, а предлагаю закончить и посмотреть видео, которое ответит на вопросы, не затронутые в статье.

Мне безумно понравилось наше посещение города и я очень благодарна нашему гиду, который пожелал остаться за кадром, но который погрузил нас в удивительный мир с интересной историей, частью которой стали и мы.

До встречи на страницах сайта АВИАМАНИЯ и канале ютуб АВИАМАНИЯ.

Помпеи видео


А гора, принесшая столько бед и страданий, нахлобучила голубую шапку - мирно дремлет Везувий.

Знаменитым, печально знаменитым, этот древний римский город стал только после трагической гибели под вулканическим пеплом и лавой. Извержение вулкана Везувий началось днем 24 августа 79 н.э. и продолжалось вплоть до 26 августа (при этом дата извержения оспаривается до сих пор).

Почему город называется ПОМПЕИ (лат. Pompeii, итал. и неап. Pompei)? По одной из версий, название произошло от греческого "pompe" (триумфальное шествие). По легенде Геракл, победив великана Гериона, торжественно ("с помпой") прошествовал по городу.

История существования города Помпеи известна слабо. Известно, что разрастание Помпей началось в IV веке до н.э. Город развивался по плану прямоугольного градостроительства, дома сооружались из известняка. С конца I до н.э. и до своей гибели в 79 году н.э. Помпеи достигли своего наивысшего расцвета. Здесь были возведены все основные типы сооружений, типичные для римского города. Помпеи вступили в период бурного экономического расцвета в основном благодаря производству и продаже вина и масла. Следствием этого процветания стал заметный рост строительства как общественных, так и частных зданий.

Известно, что в 62 году Помпеи серьезно пострадали от землетрясения, большая часть зданий была отремонтирована, однако многие остались поврежденными в течение еще 17 лет - вплоть до извержения Везувия.


Извержение Везувия привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл (этот и следующий снимок - из Интернета).


К.Брюллов. Последний день Помпеи

Руины Помпей были случайно обнаружены еще в конце XVI века, но систематические раскопки начались только в 1748 г. Из 20.000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших были найдены и за пределами города. Поэтому точное число погибших было невозможно определить.

Главная особенность Помпей - прекрасно сохранившиеся под многометровым слоем пепла улицы, площади, жилые и общественные здания, элитные районы и трущобы города.


Еще до входа в главные ворота, ведущие в Помпеи (всего было семь ворот) - разрушенные и уцелевшие здания


Путь от касс до городской стены


Городская стена


Главный вход в Помпеи - Морские ворота. Одна арка предназначалась для вьючных животных,


...вторая - для пешеходов


Форум - центральная часть древнеримского города. Здесь проходили церемонии, шла бойкая торговля, заседало городское руководство.
Помпейский форум (Foro di Pompei) - центр политической, экономической и религиозной жизни города. Он представлял собой большую прямоугольную площадь размером 38 на 157 м., окружённую в самнитскую эпоху портиком с дорическими колоннами, а римлянами вымощенную травертином.

БАЗИЛИКА (Basilica)


Базиликой в Древнем Риме называлось здание для заседаний судебных органов. Здесь состоялись важнейшие мероприятия.


Базилика Помпей сравнительно неплохо сохранилась - портик с колоннами и остатки 28 коринфских колонн большого центрального зала.


Базилика была построена в 120—78 годах до н. э. Первоначально выполняла функции крытого рынка, с началом нашей эры становится зданием суда. Тогда же в глубине базилики был построен двухэтажный «трибунал», часть которого сохранилась до наших дней.

Муниципалитет


Муниципалитет - комплекс из трех зданий в южной части Форума, служил местом заседания должностных лиц и муниципального совета.


Когда-то эти здания были украшены статуями знатных граждан и императоров.

ХРАМ ЮПИТЕРА (Tempio di Giove, Гражданский форум)


Главный храм Помпей. Построен в 150 году до н. э. Известно, что до разрушения храм был украшен колоннадой, триумфальными арками, статуями Юпитера, Юноны и Минервы, а в подвале хранилась городская сокровищница.


Западная арка Храма

Рыночная площадь / Мацеллум


Мацеллум — крытый продовольственный рынок, площадь 37 м. на 27 м., в центре которой была ротонда с 12 колоннами, поддерживавшими крышу конической формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади размещались небольшие магазины. В глубине мацеллума находятся три относительно больших зала, в центральном находились статуи сестры Августа Октавии и её сына Марка Клавдия Марцелла, по сторонам торговали рыбой и мясом.
Сооружение пострадало также при землетрясении 62 г. До 79 г., когда город окончательно был разрушен, полностью восстановлено не было

Здание Евмахии


Здание, вернее, комплекс, находится неподалеку от рыночной площади


Построено жрицей Евмахией в эпоху Тиберия (14—37 годы н. э.) для корпорации фуллонов, ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. По размеру здание не уступало базилике, в нём находились склады и велась торговля тканями.

Гражданский форум


Так называемая "Арка Нерона". На самом же деле принадлежность этой Триумфальной арки точно установить не удалось. Предполагается, что ее посвятили Германику.
Сквозь арку видна продолжающаяся via del Foro, еще одна Триумфальная арка и традиционный Везувий.

ХРАМ АПОЛЛОНА


Наибольшее внимание посетителей привлекает храм Аполлона, древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его 575—550 годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее, сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.
Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады. Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера.


Перед лестницей — алтарь



"Аполлон-Стреловержец", мечет стрелы в Диану. Это - копия бронзовой статуи, оригинал - в Неаполе.


Копия статуи "Диана" (богини растительного и животного мира, женственности и плодородия)

ХРАМ ИСИДЫ


Храм конца II века до н. э., окружённый портиком, с коринфскими колоннами, стоит на высоком цоколе. Он был восстановлен после землетрясения 62 года

ТЕЛА из ГИПСА


В местах, где гибель застала жителей (и животных) Помпеи, остались пустоты, которые при заполнении гипсом дали возможность увидеть обитателей города воочию, восстановив даже выражение их лиц.


В ряде комнат разрушенных домов стоят прозрачные саркофаги с гипсовыми телами


Иные тела из гипса расположены так и там, где были обнаружены их обладатели


Возле центрального входа - помещение с различными археологическими находками. В центре - знаменитый мальчик

ИСКУССТВО


Восхищает удивительно высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения


Амфитеатр
Театров в Помпеях было три - малый театр "Одеон", который был рассчитан на 1500 человек, Большой театр на 5.000 мест, и древнейший в мире амфитеатр, который мог вместить в себя около 20.000 человек.


Большой театр

Некоторые из зданий в районе театров

ДОМ ФАВНА (Casa del Fauno)


Дом Фавна - площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.


Перед домом - имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна, давшей имя дому.

Треугольный форум / Foro Triangolare


Треугольный Форум - площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн.
Был построен еще в самнитскую эпоху. На нем возвышался храм дорического ордера (VI в. до н.э.), посвященный Геркулесу.

РЕМЕСЛА и БЫТ


В Помпеях обнаружено более 30 пекарен, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения.
Многие приспособления, в т.ч. жернова, изготовлены из вулканических пород. Это говорит о том, что помпейцы пользовались "результатами" предшествующих извержений вулкана.
Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти


В одном из домов была обнаружена эта печь, в связи с чем дом назвали "Дом печника" (Сasa del fumista / House of the stove-maker). Еще одно жилое здание названо "Дом хирурга" - в нём были найдены многочисленные хирургические инструменты, увидеть которые можно в Археологическом музее Неаполя. (Ряд других названий также были даны по конкретным признакам или символам: Дом трагического поэта, Дом Позолоченных Амуров, Дом Моралиста и др.)


Водопровод. "Сработанный ещё рабами Рима"?


В богатых домах широко использовался мрамор


Орнамент для сохранности - под стеклом. Справа - напольная мозаика.

УЛИЦЫ ПОМПЕИ


В застройке города широко использовались колонны, которые можно увидеть повсеместно


На этом просторе были замечены воробьи


Сохранились вывески с названием улиц и номеров домов


Камни на переднем плане - пешеходная "зебра": по ним переходили улицу, когда по мостовой стекали слякоть и навоз


Для воссоздания объектов современники используют металлические детали, конструкции. Надпись на двери - "Помпеи живы"


Ходили ли в те времена пары, взявшись за руки? В любом случае, тема секса была весьма злободневной в Помпеях.

ПРО ЭТО, или ЛУПАНАРИЙ


Публичный дом (был обнаружен в 1862 г.) назывался лупанарий, т.к. дам лёгкого поведения именовали лупами (с латыни - "волчицы"). Полагают, что эти заведения посещали моряки.
Здание относительно недавно (2006) повторно приведено в "смотрибельный" вид. Ученые подсчитали, что в городе существовало еще 25 комнат, где оказывались услуги сексуального характера, обычно они располагались над винными лавками.

Каменное ложе покрывалось матрацами


Изображение на мощеной улице. В древнем Риме фаллос - символ мужской силы; изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин; гигантские изображения его воздвигались в храмах. В Помпеях изображение фаллоса служили указателями, показывая путь в лупанарий


Раскопки в Помпеях продолжаются


Полицейский участок


Столик в кафе
Вокруг Помпей вырос целый городок - железнодорожная станция, гостиницы, административные здания, кафе, рынок сувениров, магазины - есть всё для туристов. Сюда приезжают из многих стран мира, чтобы увидеть и представить себе, какими творчески разнообразными были улицы и дома древнего итальянского города, который стал сегодня городом-памятником, городом-легендой.


В ближайшем соседстве с Везувием и с городом, ушедшим в небытие, но наглядно и в памяти живым, - множество поселений, публичных зданий, богатых вилл. Я спросила таксиста Эдуардо, возившего нас в Помпеи, не страшно ли жить в таком соседстве. "А, Русия, Москва! Мы привыкли", - ответил он, приняв нас за россиян (а мы не стали возражать). На обратном пути он уже знал, откуда мы - коллеги-таксисты надоумили, вычислив по теплоходу. "А вы не боитесь жить в Израиле? - там теракты каждый день, а вулкан просыпается раз в сотни лет. Ничего не надо бояться - жизнь одна", - философски заметил Эдуардо.


Спящий Везувий. До Неаполя - 25 км.
От кратера вулкана до Помпей 9,5 км., от подошвы вулкана - 4,5 км.
Вокруг вулкана располагается Национальный парк Везувия. Парк был основан в 1995 году и занимает площадь около 135 квадратных километров.


Здесь цветут маки


This entry was originally posted at

История гибели Помпеи свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году, днем, 24 августа и продолжалось два дня. Извержение, как тогда считалось, спящего вулкана Везувий уничтожило все. Тогда под лавой были погребены не только Помпеи, но и еще три города – Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

В течении 1500 лет Помпеи останутся погребенными под землей, пока в 1599 г. при строительстве подземного канала от реки Сарно не обнаружат часть древней городской стены.

Дальше городу пришлось прождать еще 150 лет, пока в 1748 г. его раскопки снова не возобновились под руководством испанского военного инженера Роке Хоакина де Алькубьерре. На этот раз на поверхности появились не только хорошо сохранившиеся предметы быта (чему способствовало отсутствие под землей воздуха и влаги), но и целые здания.

Первый день — начало трагедии

Город Помпеи стихия пощадила до следующего дня. Городские жители легкомысленно не обратили внимание на черное облако пепла и газа, поднявшееся над вулканом Везувий и медленно двигавшееся в сторону города. Тревога начала нарастать после того, как хлопья пепла начали засыпать крыши домов, тротуары, цветы и кроны деревьев. Пепел покрывал белые одежды, его приходилось все время стряхивать; краски города тускнели, сливаясь в мрачный серый фон.

Многие из жителей старались укрыться от пепла в домах, куда проникали ядовитые сернистые пары. Под тяжестью пепла крыши домов обваливались, погребая находящихся в помещении. Многие погибали, не найдя в себе решимости оставить ценные вещи. При раскопках были найдены люди с мешками, набитыми золотом и драгоценными украшениями. Начавшееся землетрясение сопровождали непрерывные толчки. Содрогавшаяся твердь переворачивала повозки, разрушала статуи, стены домов; бегущих в ужасе жителей засыпало черепицей. Вслед за пеплом с неба начали сыпаться камни.


Подробности гибели Помпеи известны из писем известного римского ученого Плиния Младшего, гостившего в Мизено – имении своего дяди, также известного ученого, которого принято называть Плинием Старшим. Юному Плинию выпало несчастье оказаться на берегу Неаполитанского залива всего в 25 км от Везувия. Он описал извержение в письме к Тациту, по просьбе последнего поведав о смерти родственника, и в результате предоставил потомкам важный научный документ.

«Дядя был в Мизене и лично командовал флотом, – пишет Плиний Младший. – Он умер во время катастрофы, которая уничтожила прекрасный край вместе с городами и населением. В 9-й день до сентябрьских календ, часов около 7-и, он увидал облако, необычное по величине и виду. Смотревшие издали не могли определить, над какой горой оно возникло, а то, что это был Везувий, признали намного позднее. Дядя уже погрелся на солнце, облился холодной водой, закусил и потребовал сандалии, чтобы подняться на такое место, откуда лучше можно было видеть это удивительное явление.

Облако по форме было похоже на пинию: вверх поднимался высокий ствол, от которого в разные стороны расходились ветви. Его могло выбросить потоком воздуха, но после сила ослабла, и облако от собственной тяжести разошлось в ширину. Цвет тучи, наполненной землей и пеплом, менялся от яркого белого до грязно-коричневого. Явление могло бы показаться значительным и заслуживающим ближайшего ознакомления любому ученому человеку. Дядя приказал приготовить корабль и предложил мне отправиться вместе с ним. Я ответил, что предпочитаю заняться сочинением.

Он собирался было выйти из дому, когда получил письмо от Ректины, жены Тасция, жившей на вилле под горой, откуда спастись возможно было только морем. Перепуганная женщина просила выручить ее из жуткого положения, и дядя изменил план. То, что начал ученый, закончил человек великой души: он велел подать судно, и сам поднялся на палубу, собираясь предоставить помощь не только Ректине, но и многим другим, ведь побережье было густо заселено. Он спешил туда, откуда другие бежали, держа прямой путь, стремясь прямо в центр опасности, и был до того свободен от страха, что, уловив любое изменение в очертаниях столба, велел отмечать и записывать все детали».

Ученый не поддался на уговоры кормщика, хотя колебался – не повернуть ли назад, но все же велел направить лодку в Стабии, к дому некоего Помпониана. На протяжении опасного пути Плиний Старший утешал испуганных пассажиров, обнимал их за плечи, уговаривал, желая ослабить страх своим спокойствием. По возвращении он велел отнести себя в баню; вымывшись, расположился на ложе и со вкусом отобедал, постоянно притворяясь веселым.

Сохранились свидетельства античного писателя Диона Кассия, более позднего автора, пользовавшегося неизвестным источником, но хорошо знал о последствиях извержения за пределами Кампании:

«Началось сильное землетрясение. Вся местность вокруг вулкана дрожала, а вершина горы колебалась. Подземные удары были подобны грому… шумело море… Неожиданно раздался ужасный треск. Из жерла Везувия полетели огромные камни… высоко поднялось пламя и повалил густой дым, солнце померкло. День обратился в ночь, в воздух поднялись тучи пепла. Он покрыл землю и море, засыпал полностью два города. Поднялась такая масса пыли, что она достигла Африки и Египта. В Риме носившиеся в воздухе тучи пыли застилали солнце».

В изложении Плиния Младшего уже в первый день катастрофы:

«на корабли падал пепел, и чем ближе они подходили, тем горячей и гуще становился воздух. Падали куски пемзы, черные обожженные обломки камней, уже почти похоронив отмель и завалив берег, доступ к которому был прегражден обвалом. Во многих местах из вулкана широко разлился, взметнувшись вверх, огонь, особенно яркий в ночной темноте. Дядя твердил, стараясь успокоить перепуганных людей, что селяне впопыхах забыли погасить огонь и в покинутых усадьбах занялся пожар.

Потом он отправился на покой и заснул крепким сном: дыхание у него, человека крупного, вырывалось с тяжелым храпом, и люди, проходившие мимо его комнаты, этот звук слышали. Площадка, с которой входили во флигель, была уже до такой степени засыпана пеплом и кусками пемзы, что человеку, задержавшемуся в спальне, выйти было бы невозможно. Дядю разбудили, предложив принять участие в совете, где обсуждали вопрос: остаться ли в помещении или выйти на открытое место. Ученый приводил разумные доводы, у остальных возобладали страхи».

К моменту переговоров сотрясаемые частыми и сильными толчками шатались здания; подземная стихия сдвигала их с мест, перемещала в сторону и возвращала обратно. С неба падали легкие, пористые куски пемзы. Люди защищались от падающих камней подушками, привязанными к голове полотенцами.

Угроза становилась ясной постепенно, ведь катастрофа начиналась с легкого пепла, который достаточно было стряхнуть с одежды и волос. Видя летящие с неба куски пемзы, люди ощущали опасность, но реальные меры к спасению принимали слишком поздно. Город Помпеи окутывали ядовитые пары; они проникали во все щели, заползали под накидки, повязки и платки, стесняли дыхание, вызывали слезы и кашель. В попытках глотнуть свежего воздуха, люди выбегали на улицу, попадали под град лапилли и в ужасе возвращались назад. В домах рушились потолки, погребая тех, кто сидел, забившись, под лестничными клетками, прятался в галереях, напрасно вымаливая у богов прощение.

При извержении любого вулкана вместе с пеплом из жерла выбрасываются куски старой и свежей лавы, а также чуждых вулкану пород. Небольшие, округлые или угловатые фрагменты этого вещества – лапилли (от лат. lapillus – «камешек») – падают как град, покрывая землю рыхлым слоем вулканической массы. При извержении Везувия большая часть камней едва достигала величины грецкого ореха, хотя временами попадались камни диаметром до 30 см. Даже в застывшем виде их нетрудно удалить при помощи простейших орудий. Именно такое вещество засыпало Помпеи, хотя и на значительно меньшую глубину, чем Геркуланум.

Вопреки утверждению античных авторов, стихия не застала горожан врасплох. Везувий проснулся ранним утром, а каменный дождь пошел только к полудню. У людей было достаточно времени, чтобы уйти из города, и многие сделали это. Судя по находкам, из 10 000 горожан погибло меньше четверти. Население города мертвых составили те, кто бросился на спасение домашнего скарба или просто решил переждать опасность, покинув дом слишком поздно. Погибли старики, потерявшиеся дети и рабы, оставленные хозяевами стеречь домашнее имущество.

Второй день катастрофы

С трудом пробираясь сквозь груды мелких камней, люди падали без сил, теряли сознание или медленно задыхались, заживо погребенные под горячим пеплом. Не случайно многие погибшие были найдены в верхнем его слое. Утро следующего дня встретило оставшихся кромешной тьмой, воздух стал горячий, а город полностью скрылся под 7-и метровым слоем лапилли и накрывшим его 2-х метровым слоем пепла.

«Настал день, сумрачный, будто обессилевший, черней и плотней всех ночей, – продолжает Плиний Младший в письме к Тациту, – хотя темноту немного разгоняли факелы. Был уже первый час, когда мы решили выйти на берег и осмотреться вокруг. Здания сотрясались. Мы стояли на открытом месте, но и в темноте было видно, что все вокруг рушится. Множество людей теснило и толкало друг друга. В городе случилось много диковинного и ужасного. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на абсолютно новом месте кидало из стороны в сторону, хотя мы и подпирали их камнями. Море было по-прежнему бурное и враждебное. Мы видели, как оно втягивалось в себя, а земля, сотрясаясь, отталкивала его прочь. Берег выдвигался вперед, оставляя морских животных лежать на песке.

Подобно многим другим, дядя прилег на разостланный парус и попросил холодной воды. Огонь и запах серы, возвещавшие о приближении огня, обратили других в бегство, а его подняли на ноги. Он встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал, потому что от густых испарений ему перехватило дыхание и закрыло дыхательное горло: оно у него от природы было слабое, узкое и часто болело.

В громадной черной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, она раскалывалась длинными полосами пламени, походившими на молнии, но только небывалой величины. Через несколько часов туча начала спускаться на землю, покрыла море, опоясала и скрыла остров Капри, унесла из виду Мизенский мыс. Падал пепел, но вначале редкий. Оглянувшись, я увидал, что на нас надвигается густой мрак, подобно потоку, разливавшийся по земле».

Перепуганный юноша предложил спутникам свернуть, пока их не задавила толпа. Потом все оказались в темноте, похожей на ту, что бывает в комнате, когда резко гаснет свет. Беспомощные люди слышали женские крики, голоса мужчин, детский плач: одни звали родителей, другие – детей, жены искали мужей, а те во всеобщей свалке не могли отыскать жен.

Возможно, в то время люди поняли, что гибель неизбежна. По словам Плиния, «они оплакивали собственную смерть, скорбели о гибели близких, некоторые в страхе кричали о том, чтобы скорей умереть, многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что их нет и в мире наступила последняя вечная ночь. Когда чуть посветлело, мы увидали, что это не рассвет, а приближающийся огонь. Он остановился вдали, и снова наступила темнота.

Пепел посыпался частым, тяжелым дождем. Мы постоянно вставали и стряхивали его, иначе нас бы накрыло и раздавило его тяжестью. Мрак в конце концов начал рассеиваться, превращаясь в дым и туман. Скоро настал настоящий день, и даже блеснуло солнце, но желтоватое и тусклое, как при затмении. Глазам онемевших от ужаса людей окружающий мир предстал вовсе другим. Все было засыпано, будто снегом, глубоким пеплом». Письмо Плиния завершалось словами: «…Я передал все, при чем присутствовал сам и о чем услыхал от тех, кто хорошо помнит, как все было».

Третий день — погребенные города

Слабый дневной свет вернулся на третий день после начала извержения вулкана. Тело Плиния Старшего нашли на берегу: ученый лежал полностью одетый, без каких-то повреждений и больше напоминал спящего, чем умершего. Спустя двое суток над Кампанией снова сияло солнце и голубело небо, но Помпеи и Геркуланум уже перестали существовать. Поля счастливого края покрылись лавой и пеплом, строения превратились в руины. Гробовую тишину не нарушали ни человеческие голоса, ни лай собак, ни пение птиц. В живых остался только Везувий, над вершиной которого, как и в начале гибели Помпеи, курился тонкий столб дыма.

После гибели Помпеи

В скором времени после того, как вулкан затих, уцелевшие жители возвратились на место катастрофы. Люди откапывали дома, в попытках найти останки погибших родственников, наиболее ценные вещи, инструменты, необходимые для обустройства на новом месте. Более глубокое проникновение проводилось на форуме, где находились основные ценности. По распоряжению городских властей с главной площади выносили произведения искусства, фрагменты архитектурного декора, статуи богов, императоров, знаменитых граждан.

Со стороны римского правительства никаких реальных мер по оказанию помощи пострадавшим при гибели Помпеи предпринято не было. Император Тит назначил сенаторскую комиссию, которая осмелилась пренебречь указом, позволявшим «использовать для возрождения Кампании имущество погибших, если у них не имелось наследников». Улицы и дома остались под пеплом, а уцелевшие жители нашли приют в других городах Италии. Прошли годы; израненная земля покрылась слоем почвы, в пустынной долине снова зазеленели луга и зацвели сады. Через несколько столетий погибшие города уже никто не вспоминал. Отголоском былого процветания края служило название местности – La citta, но слово «город» в обозначении безлюдного урочища воспринималось как насмешка.

Город Помпеи в наше время

Занимая общую площадь больше 65 га, город Помпеи в наши дни является крупнейшим в мире археологическим парком и памятником архитектуры, а также одним из популярнейших туристических направлений в течении 250 лет. Погребенный заживо город вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно его посещают 2,5 миллиона туристов.

Везувий, возраст которого, по оценкам, составляет 17 000 лет, остается единственным действующим вулканом на европейском материке. По предположению ученых, вулкан всего извергался около 100 раз, но только несколько извержений по своим масштабам превзошли извержение 79 года. Тепловая энергия, выделенная вулканом Везувий во время извержения, была в 100 000 раз больше энергии от бомбы, сброшенной на Хиросиму!