Что современные школьники знают о великой отечественной войне. Современным детям о детях войны

22 июня 1941 года для основной части людей начиналось как обычный день. Они даже не знали, что в скором времени уже не будет этого счастья, а у детей, которые родились или будут рождены с 1928 по 1945 годы, украдут детство. Страдали на войне дети не меньше, чем взрослые. Великая Отечественная война навсегда изменила их жизнь.

Дети на войне. Дети, разучившиеся плакать

На войне дети разучились плакать. Если они попадали к фашистам, то быстро понимали, что плакать нельзя, иначе застрелят. Их называют «дети войны» не по причине даты их рождения. Война их воспитала. Им пришлось увидеть настоящий ужас. Например, часто фашисты стреляли в детей просто для забавы. Они это делали только для того, чтобы посмотреть, как те в ужасе разбегаются.

Могли и выбрать живую мишень просто для того, чтобы поупражняться в меткости. Дети же не могут тяжело работать в лагере, значит, их можно безнаказанно убивать. Так думали фашисты. Впрочем, иногда в концлагерях находилась работа для детей. К примеру, они часто были донорами крови для солдат армии Третьего рейха… Или их могли заставить убирать пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом удобрять землю.

Дети, которые были никому не нужны

Нельзя поверить, что работать в лагеря уезжали по доброй воле. Эту «добрую волю» олицетворяло дуло автомата в спину. Пригодных и непригодных для работы фашисты «сортировали» очень цинично. Если ребенок дотягивался до отметки на стене барака, то он был годен работать, служить «Великой Германии». Не дотягивался - отправляли в газовую камеру. Малыши не были нужны Третьему рейху, поэтому участь у них была только одна. Впрочем, и дома далеко не всех ждала счастливая судьба. Очень многие дети на Великой Отечественной войне потеряли всех своих родных людей. То есть на Родине их ждал только детский дом и полуголодная юность во время послевоенной разрухи.

Дети, воспитанные трудом и настоящей доблестью

Очень многие дети уже в 12 лет вставали к станкам на фабриках и заводах, работали на стройках наравне со взрослыми. Из-за далеко не по-детски тяжелого труда они рано взрослели и заменяли своим братьям и сестрам погибших родителей. Именно дети на войне 1941-1945 гг. помогали держать на плаву, а затем восстановить хозяйство страны. Говорят, что на войне детей не бывает. Это на самом деле так. На войне они работали и сражались наравне со взрослыми, как в действующей армии и тылу, так и в партизанских отрядах.

Было обычным делом, что многие подростки прибавляли себе год-два и уходили на фронт. Многие из них ценой своей жизни собирали оставшиеся после боев патроны, пулеметы, гранаты, винтовки и другое оружие, а затем передавали их партизанам. Многие занимались партизанской разведкой, работали связными в отрядах народных мстителей. Они помогали нашим подпольщикам устраивать побеги военнопленных, спасали раненых, поджигали немецкие склады с оружием и продовольствием. Что интересно, на войне воевали не только мальчики. Девочки это делали с не меньшим героизмом. Особенно много таких девочек было в Белоруссии… Смелость, этих детей, способность к самопожертвованию ради только одной цели, внесли огромный вклад в общую Победу. Всё это так, но эти дети гибли десятками тысяч… Официально в нашей стране на этой войне погибло 27 миллионов человек. Военнослужащих из них - лишь 10 миллионов. Остальные - мирные жители, в основном Дети, погибшие на войне… Их число невозможно посчитать точно.

Дети, которые очень хотели помочь фронту

С первых дней войны дети хотели всеми возможными способами помочь взрослым. Они строили укрепления, собирали металлолом и лекарственные растения, принимали участие в сборе вещей для армии. Как уже было сказано, дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для В школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи - носки, варежки, шили кисеты для табака. Дети помогали и раненым в госпиталях. Кроме того, они писали под их диктовку письма для родных и даже ставили концерты и спектакли, которые вызывали улыбку у взрослых мужчин, измученных войной. Подвиги совершаются не только в боях. Всё вышеперечисленное - это тоже подвиги детей на войне. А голод, холод и болезни в два счета расправлялись с их жизнями, которые еще не успели толком начаться….

Сыны полка

Очень часто на войне, наравне со взрослыми, воевали подростки 13-15 лет. Это не было чем-то очень уж удивительным, т. к. в русской армии с давних времен служили сыны полка. Чаще всего это был юный барабанщик или юнга. На Великой обычно были дети, лишившиеся своих родителей, убитых немцами либо угнанных в концлагеря. Это было лучшим вариантом для них, т. к. остаться одному в оккупированном городе было самым ужасным. Ребенку в такой ситуации грозила только голодная смерть. Кроме того, фашисты иногда забавлялись и кидали голодным детям кусок хлеба… А потом стреляли очередью из автомата. Именно поэтому части Красной Армии, если проходили по таким территориям, очень чутко относились к таким детям и нередко забирали их с собой. Как упоминает маршал Баграмян, часто смелость и изобретательность сыновей полка поражала даже бывалых солдат.

Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. По информации Центрального архива министерства обороны России, в рядах армии во время Великой Отечественной войны сражалось 3500 детей, чей возраст составлял меньше 16 лет. Впрочем, эти данные не могут быть точными, т. к. в них не учитывались юные герои из партизанских отрядов. Пятеро были удостоены высшей воинской награды. О троих из них мы поговорим подробнее, хотя это были далеко не все, особо отличившиеся на войне дети-герои, которые заслуживают упоминания.

Валя Котик

14-летний Валя Котик был партизаном-разведчиком в отряде имени Кармелюка. Он - самый юный герой СССР. Он выполнял поручения Шепетовской военной организации по разведке. Его первым заданием (и он его успешно выполнил) было ликвидировать отряд полевой жандармерии. Это задание было далеко не последним. Валя Котик погиб в 1944 году, через 5 дней после того, как ему исполнилось 14.

Леня Голиков

16-летний Леня Голиков был разведчиком Четвертой Ленинградской партизанской бригады. С началом войны он ушел в партизаны. Худенький Леня выглядел даже младше своих 14 лет (именно столько ему было во время начала войны). Он под видом нищего обходил деревни и передавал важные сведения партизанам. Леня участвовал в 27 боях, подрывал автомашины с боеприпасами и более десятка мостов. В 1943 его отряд не смог выбраться из окружения. Выжить удалось немногим. Лени среди них не было.

Зина Портнова

17-летняя Зина Портнова была разведчицей партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белоруссии. Также она была членом подпольной комсомольско-молодежной организации «Юные мстители». В 1943 году ей поручили выяснить причины развала этой организации и наладить связь с подпольем. По возвращении в отряд ее арестовали немцы. Во время одного из допросов она схватила пистолет фашистского следователя и застрелила его и еще двоих фашистов. Она пыталась бежать, но ее схватили.

Как упоминается в книге «Зина Портнова» писателя Василия Смирнова, девочку пытали жестко и изощренно, чтобы она назвала имена других подпольщиков, но она была непоколебима. За это фашисты называли ее в своих протоколах «советской бандиткой». В 1944 году ее расстреляли.

Среди всех праздников, которые остались из советского прошлого,День Победы - самый величественный, самый сакральный. А в этом году скорбная дата- 70-летие со дня начала Великой Отечественной войны- заставляет нас еще раз обратиться к осмыслению этого трагического события - народной войне 1941-1945гг.
Сегодня это уже не анекдот, а горькая реальность, когда молодая девушка 25 лет задаёт вопрос: « А что отмечают 9 Мая?..Победу в войне?..А кто выиграл?..» В одной из школ города в ходе поисковой работы над созданием школьной « Книги памяти» классные руководители столкнулись с поразительными фактами: некоторые современные дети 11-13 лет не смогли назвать имена своих прабабушек и прадедушек, которые воевали на войне. Когда педагоги настойчиво пытались выяснить информацию у родителей (35-40 лет), то в ответ слышали раздраженное: « Ну, не помним мы!»
Пророчество Ч Айтматова, к сожалению, сбывается: среди нас уже есть манкурты! « Новая генерация» лихо приветствует евроатлантическое единство, пропитываясь новой ментальностью, где нет места памяти о своих предках. Взращивается новое поколение на учебниках, где глубоко символическое название « Великая Отечественная» подменяется сухими терминами « Вторая мировая война» или « германо-советская война» (Ф.Г.Турченко Новейшая история Украины, - Киев, «Генеза», 2001г., 11кл., ч.2). Сложно после чтения таких учебников сохранить историческую память.
Отрадно, что в городе есть организации, которые помогают молодому поколению верно оценить события военных лет. Юношескую организацию « Наследники Победы» возглавляет ветеран войны, пенсионерка, педагог с большим стажем работы Кузнецова Раиса Яковлевна. Её подвижнический труд в деле патриотического воспитания подрастающего поколения отмечен большой наградой- Орденом княгини Ольги.
РНО «Русичъ» вот уже несколько лет проводит не только Фестиваль военной песни, но и конкурсы рефератов, эссэ, интервью, посвященные Великой Отечественной войне. В этом году поисковая работа проходила под названием « Первые минуты войны». Около 70-ти учащихся прислали свои работы. Особенно хочется выделить интервью, которые подготовили учащиеся Херсонской ООШ№45. Разговор с близким человеком всегда трогателен, особенно, если это рассказ о войне. В этих беседах - гордость за свою родину, восхищение подвигом своих предков, и, конечно, бесконечная благодарность за мирное небо над головой. Победа в Великой Отечественной войне, которая началась 70 лет назад, стала возможной благодаря великой силе духа, моральному превосходству нашего народа над врагом. Это была нравственная победа добра над злом. Наши предки через века дали нам пример стойкости и мужества, готовности к подвигу. Всегда ли мы можем так поступить? Скорбная дата этого года заставляет нас задуматься над этим.

Кузьмич Т.А.,
Председатель РНО « Русичъ»


Мы, жители 21 века, не понимаем, как трудно жилось нашим бабушкам и дедушкам. Впервые я узнала о войне в 8 лет, когда нашла книжку «Четвертая высота» и на ней увидела надпись: «Раюсе, любимой, родной на память о тяжелых днях. Мама». Тогда я узнала, что когда началась война, моей бабушке было всего три годика. Как и любой маленький ребенок, я любила приходить к своей бабуле, ложиться на кровать и слушать истории со счастливым концом. Но после того, как я прочитала эту книгу, я поняла, что наш мир не такой прекрасный, каким он мне казался. В этот раз я попросила бабулю рассказать, как ей жилось в первые годы войны:
«Как ты знаешь Настя, в моей семье было пять детей, а я самая младшая. Четыре брата -это, конечно, не просто... Но мне с ними было весело. Я смутно помню те времена, но 1941 г. навсегда оставит след в моём сердце. 22-го июня 1941 года мы с моей мамой гуляли по парку. Сидя на лавочке, мы увидели большое скопление народа. Мне было так интересно, но тогда я ещё не понимала,что происходит. Я подошла ближе и узнала, что Германия объявила войну Советскому Союзу. Моему старшему брату тогда было 18 лет, его сразу же забрали в армию, а затем его прямо из армии забрали на фронт, но тогда я этого не знала... Моя мама каждый день плакала, молилась, чтоб всё было хорошо с моим братом... Но через несколько недель, как началась война, нам сообщили о гибели Николая. И тогда я первый раз узнала, что люди могут умереть... После его смерти на фронт отправились самые дорогие мне люди: мой папа и дедушка»
Как ни странно, но представить четко те переживание моей бабушки было сложно. Да, не каждый может перенестись в те тяжелые дни. Они навеки останутся в сердцах тех, кто выжил в этой жестокой войне.
«...Помню, как меня отправили в село к бабушке, а через несколько дней в село пришли немцы. Многие жители села убегали через лес, а некоторые остались в свои домах. Бабушкин сосед каждый вечер приводил к себе домой раненых партизанов. Немцы твердили: «Если мы узнаем, кто прячет у себя партизан, то расстреляем всю семью». Помню, когда-то я услышала сильный грохот и подумала, что что-то случилось... может, разрушился дом или упало дерево, но тогда я не знала, что это был звук бомб... Иногда мне до сих пор слышится этот звук. После войны мы переехали в Монголию... Там я выросла, училась. И когда мне было 15, мы вернулись обратно на свою родину.»
-Бабуль, а что запомнилось тебе из рассказов твоих родственников, знакомых?
«Помню, как дядя говорил, что его товарищ попал в плен к немцам. Он говорил, что все, кто попадает в плен, почти не возвращаются. Тех, кто попал в плен, немцы морили голодом, мучили их. Знаю, что моя тетя помогала партизанам, стирала вещи, кормила их.» Война унесла много людей, много слез и переживаний тех родных, хотя и незнакомых, для нас людей. Нужно быть благодарными и ценить труд людей, которые отвоевали наш дом. И самое главное - помнить все те поступки, совершенные нашими предками. Вечная им память!

Ванюшкина Анастасия,
Ученица 10а класса

Помню и горжусь!

«Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она, как сила, нам нужна».
Юрий Воронов

«Редела ночная мгла. Наступал день, которому суждено было навечно сохраниться в памяти народной, - воскресенье, 22 июня 1941 года.
Стрелки часов приближались к половине четвертого. В эти секунды население деревни заметило стремительно надвигавшиеся с запада тучи. Вдруг предрассветную тишину нарушили резкий свистящий звук и рев моторов. Границу пересекали сотни самолетов. Видны были черные кресты и свастика. Одновременно по ту сторону загрохотала артиллерия.
Через мгновение земля содрогнулась от разрывов вражеских снарядов и бомб. Над деревней прокатился гром, раскаты которого не прекращались весь день. Приграничные районы заволокло дымом и пылью, во многих местах вспыхнули пожары.

Крики людей, проснувшихся от грохота взрывов, стоны раненых. Убитые спящими, на боевом посту, друзья и товарищи. Так запечатлились в памяти первые минуты войны у пограничников и саперов, строивших укрепительные участки вблизи деревни.
Внезапно налетевший шквал огня и металла, словно ураган в ясный солнечный день, застиг врасплох многих воинов, находившихся в нескольких километрах от деревни, но не поднятых еще по боевой тревоге. Они вскакивали с постелей, наспех одевшись.
Вскоре войска получили приказы о начале военных действий. Боевое распоряжение Военного совета Западного фронта гласило: «Ввиду обозначившихся со стороны немцев массовых военных действий приказываю: поднять войска и действовать по-боевому». Аналогичные приказания были отданы и на других фронтах. Жители городов и сел, находившихся в глубоком тылу, в эти ранние часы выходного дня еще спокойно спали. Просыпались лишь те, кто жил около объектов, по которым наносила удары вражеская авиация. Просыпались и недоумевали...»
Все это воспоминания моей прабабушки о первом дне войны. Великая Отечественная война оставила свой след в истории каждой семьи нашей страны. Все мужчины ушли на фронт, дома остались стар да млад. Никто не знал, что делать. У людей была надежда - это ошибка, пройдет несколько дней и все закончится, но горе затянулось на годы. На тяжелых дорогах войны, вместе с мужчинами шли женщины, старики и дети, перенося все тяготы и беды, которые выпали на долю нашего народа. Общее горе сплотило всех людей нашей страны.
Выросло уже не одно поколение, изменилось многое в нашей жизни. Обидно и неправильно, что вспоминаем мы о тех днях и ветеранах лишь два раза в год - 23 февраля и 9 мая, а их становится все меньше и меньше с каждым годом...
К большому сожалению, моих прадедов нет в живых. Жестокая война унесла их жизни. Но я храню память о них и буду о них говорить всегда: своим детям, внукам, правнукам...
Я мало что о них знаю, но моя поисковая работа не прошла даром.
Имя первого моего прадеда - Домрачев Андрей Романович, 1903 года рождения. Когда началась война, ему исполнилось 38 лет. Дома осталось трое маленьких сыновей. Родина призвала защищать её 18 января 1942 года. Военное звание - Красноармеец, должность и специальность во время войны - миномётчик.
В архивах Российской Федерации, спустя 65 лет, я обнаружила фотографию и именной список № 16 о безвозвратных потерях в боях на Орловщине. Мой прадедушка в этом скорбящем списке - сороковой. Список свидетельствует о том, что он погиб на фронте 1 марта 1943 года. Захоронен в Орловской области, деревня Запрудная.

Последнее интервью в юбилейный год Победы с моим прадедом Гаркушей Владимиром Трофимовичем.

Мой прадед - из поколения 20- х годов. На его долю выпало самое трудное время - голод, война и послевоенная разруха...
Пришлось пережить столько, сколько хватило бы на несколько жизней.
«22 июня 1941 года был летний теплый день. За нашим домом (в селе Довжик, Черниговской области), было красивое озеро, где мы с ребятами после школы ловили карасей. И этот день не был исключением. Мы окончили школу, вечером должен быть выпускной бал, встреча рассвета, костер у озера! Но в 2 часа дня по радио мы услышали о начале войны. Этим страшным, жестоким словом из репродуктора ворвалась она в мирную жизнь. Решение родилось сразу-быть в рядах защитников Родины».
Кюроля Михаил,
Ученик 5а класса.

Воспоминания о войне

Война... Как много значит это слово для каждого человека. Война лишила многих матерей своих сыновей и дочерей, но было и так, что сам маленький оставался сиротой. В истории моей семьи нет никакого исключения. Как и многие пожилые люди, некоторые бабушки и дедушки хотят забыть об этих страшных днях. Хотят, но не могут. Они об этом помнили, помнят и будут помнить до конца своих дней. Для большинства это огромная душевная травма, воспоминания о которой заставляют испытывать старую боль, страдания и переживания... Может быть, именно поэтому мои бабушка и дедушка рассказали совсем немногое.
Перед тем, как немцы без предупреждения атаковали границы Советского Союза, мой прадедушка работал начальником охраны на заводе. В то воскресенье он, как и все жители села, работал в огороде, выполнял какие-то личные дела и поручения жены... А может просто отдыхал от тяжелых будней. Как только по радио объявили о начале войны, он в течение первых же дней пошел в военкомат, чтобы стать одним из защитников Отечества. Ведь и он не был безразличным к судьбе своей Родины.

Однажды моей прабабушке Ульяне пришло письмо о том, что ее муж пропал без вести. Однако все было намного хуже, так как некоторое время спустя к ней приехал человек, воевавший в одном полку с прадедушкой. На его глазах мина разорвала Александра Иосифовича. Для Ульяны это второй удар. При оккупации Донбасса, она и еще трое ее сыновей бежали в укрытие. Обстрел и бомбежки кругом... Маленький сын держится за руку матери, самый крошечный Валентин, теперь уже мой дедушка, прижат другой рукой к сердцу, ну а самый старший, Василий, бежал где-то впереди. Среднего сына, Геннадия, покинула жизнь, унесенная то ли разорвавшейся неподалеку бомбой, то ли пулями...
Бабушка же мне говорила про свою мать. Прабабушка Поля жила тогда со всей семьей на Кавказе. Если быть точнее, то в Целинограде, ныне Астана. Военная жизнь бабушки Поли не была такой кровавой, но не менее тяжелой. Пелагея Васильевна работала стрелочницей на железной дороге. Работников не хватало, так что приходилось трудиться с утра до ночи, а иногда и круглосуточно. Все должно было быть строго по плану, графику. Неизвестность пугала прабабушку, особенно когда она видела, что или кого переправляли на поездах. Так она осознавала масштабность этой кровопролитной войны. Бабушку Полю наградили медалью за доблестный труд в период войны.
Это лишь та малая часть истории, которая произошла в моей семье. Война отобрала многие невинные жизни, не дав нам, внукам, взглянуть на своих бабушек и дедушек, и наоборот, отважным ребятам в будущем посмотреть на своих детей и внуков.

Федосова Виктория,
Ученица 10а класса

В школах тема Великой Отечественной войны поднимается постоянно: проводятся классные часы, конкурсы, концерты, показываются фильмы. Кто-то из детей реагирует остро, кого-то это все не затрагивает. Должен ли учитель ставить перед собой цель достучаться до сердца каждого ребенка этой темой? Возможно ли вообще, чтобы все дети близко к сердцу воспринимали эти разговоры?

Из множества оставленных к сообщению комментариев мы выбрали наиболее интересные и показательные.

«Знаете, поймала себя недавно на мысли: сама со слезами на глазах слушаю о ВОВ и т.п., но абсолютно спокойно слушаю о войне 1812 года, Ледовом побоище...может, все дело в отрезках времени?»

«Мои второклашки в массе еще слушают и кое-кто и слезу пускает. Но надеть открытку для ветерана на голову и ржать тоже могут... Но надо учить, надо воспитывать. Хотя стихи на них уже вряд ли подействуют. Я им рассказываю про детей на войне, это им ближе, они могут поставить себя на их место».

«Первый класс - это ж малыши совсем!
Мои первые слезы сочувствия проявились только после рождения детей».

«Автор же написала, что сама в 1 классе плакала. Дело не в возрасте, сейчас дети действительно не так воспринимают эти трагические события. Мне нужно было отправить двух желающих на маленькое памятное мероприятие, посвященное Блокаде. Все отказались. Потом два мальчика согласились пойти, я даже прослезилась из-за этого».

«Они и в 5, и в 7 классе ничего не чувствуют, ну или им совсем ничего не интересно, кроме гаджетов. Это очень печально».

«Мне, кажется в первом классе они еще маленькие. Я готовила для пятого в этом году и одиннадцатого. Материал был разный. Для пятиклашек основой послужил фильм "Невыученый урок", одиннадцатым провела параллель между жизнью ребят времен ВОВ и их жизнью. Нашла очень хороший соц.ролик. Вчувственность старших ребят была больше. Они уже больше понимают, глубже уважают, знают ценность жизни».

«Не перебивали? Не мешали? Уже этому можно радоваться. Если хотели от таких малявок обратной связи, надо было минуток 5 выделить на рефлексию и самой поставить точку какой-нибудь красивой фразой».

«Их поколения не знают живых ветеранов, не перебирали их ордена, не слушали рассказы с полей боя, в отличие от нас. Удивляться нечему. Хотя мой старший в детском саду на утреннике ко Дню Победы плакал.. Но он и рос с прадедом, живым ветераном, шрамы его видел..»

«Та же история. Готовились к Дню снятия блокады. Дети сказали, что им это уже надоело.....и на уроках и на продленке....слов нет».

«Может быть, просто стихи и подборка душу не тронули?
Меня некоторые стихи трогают, некоторые нет».
«Сегодня на концерте вообще не просто прослезилась, а действительно, от души плакала.
Хотя некоторые стихи из тех, что читались, видела раньше и они оставили меня равнодушными».

«А мы сегодня с 6-м классом смотрели фильм студии "Парашют ", который нам всем разослали для классного часа. "Дети войны" называется. Класс очень трудный, непробиваемый, как говорится. Но смотрели, затаив дыхание. Правда, обсудить потом не успели. Фильм про детей ВОВ и немного про войну в Луганске. Его можно найти на YouTube, если кого заинтересовало».

«А я сегодня рассказывала в 5 классах о пионерах-героях, фильм показывала... Тишина стояла гробовая. Потом читали "Рассказ танкиста", от желающих не было отбоя. На дом задала учить любое стихотворение о войне, многие почему-то были счастливы)))) Дальше читаем "Сына полка"».

«Вот читаю комментарии и думаю... "им уже этого не понять. Не то поколение". А разве не мы воспитывали это поколение, не наш ли это "прокол" и хвала тому поколению, что воспитывало нас. "Их поколение не знает живых ветеранов..." Разве не наша это задача поддерживать память. Мало живых ветеранов, но есть хроники, интервью. Если опустить руки и расписаться в своем бессилии ни чего хорошего из этого не выйдет. Я бы в первом классе их на сочувствие вообще не вызывала, не тот возраст. Лучше представить солдатов как супер-героев, рассказать о подвигах, о сынах-полка, вызвать гордость. Нужно продолжать рассказывать, показывать, правильно подбирать материал».

«Все правильно, воспитывать нужно... У меня сын 5 лет просит фильмы про войну (Великую Отечественную), и уже отличает черепашек-ниндзя - выдуманных "героев" от наших прадедов - настоящих, и человек в форме для него пример для подражания. Особенно в тельняшке и голубом берете. И в школе тематике ВОВ уделяется большое внимание, ну правда школа в военном микрорайоне и у большинства родители служат. Так что нашим детям военная тематика близка. Все зависит от воспитания».

«А я от своих ждала именно такой реакции: ну можно мы уже пойдём? А они застыли, в классе как будто нет никого. 6 класс. Смотрели видео с песней "Саласпилс"».

«Сегодня в 8 классах читали стихи о войне, слушали песни войны. Ученики слушали, читали выразительно, некоторые не скрывали слёз».

«Сейчас мои 11, 10 и 6 с упоением смотрят 4 танкиста и собака. И в Бессмертном полку старшие пойдут. Все из семей идет».

«Как ни печально, но у каждого поколения своя война. А хорошо бы, чтоб не было на нашей памяти войн, ни прошлых, ни настоящих».

«Если слишком часто говорить про патриотизм, победу и войну, то истинное значение этих слов стирается. Отсюда и равнодушие. Мне пятиклашки так и сказали: "Мы устали от разговоров про войну", и я их понимаю. Они много о ней слышат сейчас, каждую четверть проводят мероприятия, но истинный смысл не понимают - я не считаю, что в этом их вина. Логичное последствие ситуации, когда День Победы это ленточка на майонезе и танки на площади, а не рассказ об ужасах войны».

«Я вас умоляю, девочки из вашего класса будут плакать над этим после того, как родят!
А мальчики, как в армию сходят, в "горячие точки" попадут и выживут».

«Я и в первом классе могла расплакаться от всего, что связано с тематикой ВОВ, потому что до апреля прошлого года был жив мой дедушка-фронтовик, благодаря которому я не могла воспринимать подобную тему равнодушно. А сейчас в семье больше некого расспросить о том времени, что и как было на самом деле. И соглашусь с автором одного из комментариев: теперь исключительно на нас возлагается огромная ответственность, как наши дети будут относиться к теме ВОВ. И мне от осознания этого факта становится, на самом деле, очень страшно(((((((((Мне кажется, что лично я до своих будущих детей не смогу донести хотя бы частичку осознания того, как следует относиться к подобной теме(((((
Но будем держаться, коллеги!!! Во имя памяти тех, кто застал страшное время с 1941-ого по 1945-ый гг. и кого с нами уже нет!! И, конечно, ради тех, кто ещё жив и видят, как растут их правнуки!)»

«Я очень благодарна учителю литературы, мои детки в 8 классе изучали "Молодую гвардию" Фадеева, не знаю, что там на уроках происходило, но прониклись они этим произведением. Сами нашли песню "Краснодонцы" на Фестиваль солдатской песни, ролик нашли, всю душу свою вложили в выступление. Может быть подросли уже, раньше тема войны так не затрагивала детей, не заставляла их все это через себя пропускать информацию».

«Несколько дней назад я прикрепила к одежде георгиевскую ленточку. Так часть младших школьников едва ли не с сарказмом спросила "А что, эти штуки уже можно надевать? Вы что, уже победу празднуете?". Другие недоуменно вопрошали: "Дарья Владимировна, а что это у вас такое?". Представители среднего звена саркастично ухмыльнулись: "О, Дарья Владимировна... патриотка!"».

«Я только одного не могу понять: вы степень успеха проведения подобных мероприятий отслеживаете по количеству рыдающих? Ваша задача рассказать, а не до слез довести. Ваша манипуляция не удалась, и замечательно».

«Рыдание-то не самоцель, конечно. Иногда и смех-защита. Но все чаще равнодушие...

Про возраст не согласна. Ребенок в первом классе многое может понять, просто восприятие войны не то. Я в 7 лет стояла пост у вечного огня и памятника павшим вместе со своими одноклассниками. Помню, что очень переживала, старалась изо всех сил, ведь такая ответственность, старалась для погибших бойцов».

«Я не понимаю уже ничего. Вы в курсе, что для многих старшеклассников 1945 и 1812 - это почти одинаковые даты? И почему эффективность занятия оценивается количеством прослезившихся детей? Сентиментальность останется сентиментальностью, а незнание детьми истории своего государства чревато. Каша у них в голове. И не только у них».

«Не требуйте от детей эмоций, которые в силу возраста они не могут вам показать! Делайте свое дело: рассказывайте о войне, приказывайте фильмы, включайте песни военных лет... Они дорастут! Я себя помню в школе, тема войны была далека и непонятна, встреча с ветеранами, поздравления им воспринимала как общественную работу, нагрузку. Осознание пришло позже, когда я стала взрослой».

Война - это плохо. Война - это страх. Война - это слезы. Война - это смерть… Именно так часто взрослые рассказывают детям о войне, когда чада по своему неуемному любопытству и еще непониманию спрашивают: «Мама, папа, а что такое война?» Но в преддверии праздника Великой Победы мы решили примерить на себя роль почемучек и сами спросили у детей, что они знают о войне. Свой вопрос мы задали ученикам СШ №7 города Витебска.

«Скажи, что ты знаешь о войне?» - спрашивать об этом у школьников, признаемся, было страшновато. Нет, мы не ставили перед собой цель проверить глубину знаний военной истории учеников от пятиклашек до девятиклассников. Мы хотели лишь услышать, как дети, находясь на разных ступеньках школьной программы, нам ответят, что им известно в целом и упомянут ли они Великую Отечественную войну. И вот что нам рассказали.

«Война - это страх, смерть, потеря близких. Она началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945. Я знаю, что в этой войне участвовала моя прабабушка».

«Война - это горе и разрушения, это доказательство того, что ты самый сильный и главный в этом мире. И это хотел доказать Гитлер, напав на СССР. Но в то время мы были одно из сильнейших государств. Война – это потери и слезы близких и родных. В моей семье в Великую Отечественную воевал прадедушка, и мы празднуем 9 Мая и ходим, когда есть возможность, на парад».

«Война для меня - это смерть, это ужас… Для моей семьи война – это разруха, смерть близких, смерть детей. Я знаю, что сегодня еще живы те, кого мы называем супергероями, - это ветераны. Они спасли нас, подарили нам жизнь, веру в мечту, веру в любовь. Война…она страшная. И не так страшно то, что ссорятся два города или две страны, страшно, что умирают люди. Мне кажется, что Великая Отечественная война началась с того, что Германия, она ведь сначала была нормальная страна, но в один момент в их стране начал править фашизм, немцы вбили себе в голову, что они самые главные, и напали на СССР».

«Война - это очень страшная сила. В ней присутствует разруха и бедствия, погибает очень много людей, в том числе близкие и родные. Я знаю, что Гитлер был диктатором, который хотел захватить мир, а Сталин управлял СССР. Мои бабушка и дедушка по папиной линии - участники Великой Отечественной войны, поэтому 9 Мая в нашей семье - это праздник».

:

«Я знаю, что война началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945. Я знаю, что Хатынь - это мемориальный комплекс для всех деревень, которые сожгли. Война - это очень страшно…страшно, когда умирают близкие. Также я знаю, что у меня воевал прадедушка».

«Для меня война - это кровь, бои, разруха. Я знаю, что в Великой Отечественной войне сражалась Германия и СССР. Победил, конечно же, Советский Союз. И 9 Мая в моей семье очень почитают, так как мой прадедушка - участник этой войны. Также я знаю, что в Красной Армии служил человек по имени Гитлер, но в сводках была указана фамилия Гилев. И никто не знает, ошибка это была или специально переделали его фамилию. Знаю еще, что актер театра и кино Гайдай был артиллеристом».


«Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Это самое крупное событие ХХ столетия, так как именно эта война смогла определить дальнейшую судьбу всех людей. За время войны фашистские войска разрушили почти всю Европу. Советский Союз нашел в себе силы, чтобы победить агрессора. В семье у меня никто не воевал, но я знаю, что дедушкина двоюродная сестра, она была малолетним узником, поэтому 9 Мая для нашей семьи большой праздник».

«Война - это страдания, боль, кровь, дуэли. В Великой Отечественной войне, которая длилась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945, принимали участие Германия и СССР. Германцы ночью 22 июня напали на Брестскую крепость. Советский Союз не знал, что Германия на них нападает, и начал отбиваться подручными средствами, что у них были. Победил Советский Союз. Также я знаю, что Сталин руководил Красной Армией. В нашей семье воевал прадедушка, и каждый год 9 Мая мы ездим к нему на кладбище».

Ответы у школьников получились вполне исчерпывающими. Очень радует, что Великая Отечественная для них, принадлежащих уже к новому поколению, - не пустые слова. И это сейчас, когда они только начинают свой путь к познанию и осознанию военной истории. Повзрослев, каждый из них будет знать больше, что-то они узнают от своих родителей, которые расскажут о подвигах предков, что-то из книг вне школьной программы.

А вот так семиклассники рассказали о войне в своих сочинениях:

«Счастье жить в мирной стране»

Самое главное условие мира, в котором бы я хотел жить - это отсутствие войны. Мне очень хочется жить в мире, в котором царит добро, радость, счастье.

В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Мы должны знать, помнить, ценить и уважать тех, кто завоевал Победу. Наши прадеды воевали, проливали кровь, ради того, чтобы мы сейчас могли жить, радоваться, чтобы мы не видели того ужаса войны, который пережили они сами. Я принадлежу к тому счастливому поколению, которое не застало войны.

Война забирает жизни людей, рушит человеческие судьбы. Самое страшное то, что человеку подвластно остановить войну, но люди продолжают убивать друг друга.

Я не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных жизней. Я с уверенностью могу сказать, что мир нужен не только взрослым, но и нам – детям. Ведь мы хотим расти и развиваться, создавать и открывать, жить в согласии и дружбе.

Панкрат Максим

«Счастье жить в мирной стране»

У каждого человека свое понимание слова «счастье». Для меня счастье в данный момент, это когда близкие и родные мне люди рядом, когда они живы и здоровы и когда мы живем в мирной стране. Неудивительно, что наш государственный гимн начинается словами: «Мы, беларусы - мирные люди». Беларусь для меня сродни слову мир. Наше правительство ведет миролюбивую политику, направленную на добрососедство между странами. Беларусь - это прежде всего наш народ, все люди, которые живут здесь и трудятся во имя процветания нашей страны.

Из истории мы знаем, что в Великую Отечественную войну погиб каждый третий беларус, были разорены города и села. Людям понадобилось много сил, чтобы восстановить нашу страну и поэтому очень важно ценить, беречь и приумножать то, чего добились наши предки. Спасибо им за то, что каждый день мы видим мирное небо у себя над головой.

Масько Ян

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте: