Дикая воля цветаева анализ по плану. «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой

Настроение стихотворения резко, настойчиво выражается ещё в его названии. «Дикая воля» - порыв, стремление, не знающее ограничений. Марина Цветаева создавала это произведение на рубеже 1909-1910 годов, когда ей было только семнадцать лет. Кипение жизненных сил и темперамента, отличавшее поэтессу в молодости, здесь выражено особенно ярко.

При первом прочтении стихотворение напоминает речёвку, собрание лозунгов. Четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмой и укороченной последней строкой (состоящей всего из двух стоп) создаёт впечатление торопливости, ясности каждого слова, чёткости, будто в детской считалочке.

Последняя строка каждого четверостишия заключает в себе его квинтэссенцию. Объяснение «где надменны все и злы» подытоживается словом «орлы» , «я несусь, - за мною пасти, я смеюсь - в руках аркан» ниже выражается ёмким «ураган» . А заключительные слова «я и мир» , на которые падает всё эмоциональное напряжение произведения, передают самоощущение лирической героини: поединок, противостояние с самой жизнью. Но поединок не кровопролитный, а лихой, удалой, весёлый.

Кипящую радость, упоение миром и борьбой передают такие слова, как «чтобы ночь со мной боролась» , «люблю такие игры» , «гибель здесь, а там тюрьма» , «чтоб войной кончался пир» . Несколько странным выглядит сочетание «чтобы пел надменный голос» (сложно представить себе поющего надменного человека, не правда ли?), но дальнейшие слова рождают предположение, что голос принадлежит «самой ночи» .

Одушевление всех проявлений природы, свойственное творчеству Цветаевой в ранние периоды, здесь достигает масштабов фантасмагории. Врагами лирической героини становятся тигры, орлы, ночь, ураган... Но напор, звучащий в строчках, не оставляет сомнений, что победить её нельзя.

Стремление к независимости - вот главное, что выражает это стихотворение. Молодая душа не ощущает своих пределов и проверяет их в борьбе: докуда позволено дотянуться? Какие силы можно победить? И если найдётся достойный соперник, не захочется ли уступить? Поэтому лирическая героиня просит всё новых «врагов» , и их мощь идёт по нарастающей: сначала противостояние со зверями, затем - с силами природы и, наконец, с самим миром.

Пройден последний рубеж, и нет никаких сомнений в том, что борьба будет без поражений. Ведь в этих словах «чтобы в мире было двое: я и мир!» заключается и противопоставление, и понимание того, что обе стороны - это единое целое. Клокочущая сила молодости примиряется с жизнью, и это примирение возносит душу больше, чем одержанная победа.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

«Дикая воля» Марина Цветаева

Я люблю такие игры,
Где надменны все и злы.
Чтоб врагами были тигры
И орлы!

Я несусь,- за мною пасти,
Я смеюсь — в руках аркан…
Чтобы рвал меня на части
Ураган!

Чтобы все враги — герои!
Чтоб войной кончался пир!
Чтобы в мире было двое:
Я и мир!

Анализ стихотворения Цветаевой «Дикая воля»

Раннее творчество Марины Цветаевой до сих пор вызывает споры у литературных критиков. Некоторые из них убеждены, что свои лучшие произведения поэтесса создала на рубеже 1909-1910 годов. Других же больше впечатляет зрелая и взвешенная лирика поэтессы, приправленная горечью обид и разочарований. Так или иначе, но именно благодаря произведениям раннего периода творчества Цветаева создала себе славу своенравной, взбалмошной и непредсказуемой особы. Многие мужчины, не видя ее портрета, заочно влюблялись в ту, которая смогла разрушить их стереотипное представление о женщине, лишенной высоких чувств, идеалов, стремлений и благородства. Впрочем, находились и те, кого Цветаева откровенно пугала своим необузданным нравом, который гордо выпячивала при каждом удобно случае. Такое бахвальство шло вразрез с общепринятыми нормами морали, на которые юная поэтесса давно уже не обращала внимания. Именно поэтому только из-под пера такой особы могло появиться на свет стихотворение «Дикая воля», в котором Цветаева рассказывает о своих сокровенных желаниях.

Они, надо признаться, совсем не вяжутся с образом вчерашней гимназистки, увлекающейся музыкой, литературой и живописью. «Я люблю такие игры, где надменны все и злы», — отмечает поэтесса, открыто бросая вызов рафинированному светскому обществу, в котором принято скрывать свои желания. При этом Цветаева добавляет, что готова лицом к лицу оказаться со своими врагами. И чем сильнее они будут, тем больше азарта вызовет у автора поединок с ними. «Я несусь – за мною пасти, я смеюсь – в руках аркан», — заявляет Цветаева, откровенно любуясь не только собой, но и испытывая удивительный душевный подъем. Она даже готова вызвать на неравный бой саму ночь, под покровом которой часто совершаются самые страшные и коварные дела . И подобное безрассудство преследует лишь единственную цель – одержать победу любой ценой, в чем Цветаева нисколько не сомневается. Финал же видится ей и вовсе фантастическим: «Чтобы в мире было двое: я и мир!».

Подобные мысли, эгоистичные и самонадеянные, могут придти в голову лишь очень юной и неуравновешенной особе. Цветаева таковой не являлась, так как умела с детства просчитывать каждый свой шаг. Однако поэтесса неоднократно признавалась, что внутри нее существует совершенно другой человек, который время от времени дает о себе знать, переворачивая вверх дном всю жизнь поэтессы. Похоже, эти строки были продиктованы именно им и позволили взглянуть на Цветаеву в совершенно ином ракурсе, где она предстала женщиной-воином, сильной и уверенной в собственной победе .

Марина Ивановна Цветаева

Я люблю такие игры,
Где надменны все и злы.
Чтоб врагами были тигры
И орлы!

Я несусь,- за мною пасти,
Я смеюсь — в руках аркан…
Чтобы рвал меня на части
Ураган!

Чтобы все враги — герои!
Чтоб войной кончался пир!
Чтобы в мире было двое:
Я и мир!

Марина Цветаева с автографом

Раннее творчество Марины Цветаевой до сих пор вызывает споры у литературных критиков. Некоторые из них убеждены, что свои лучшие произведения поэтесса создала на рубеже 1909-1910 годов. Других же больше впечатляет зрелая и взвешенная лирика поэтессы, приправленная горечью обид и разочарований. Так или иначе, но именно благодаря произведениям раннего периода творчества Цветаева создала себе славу своенравной, взбалмошной и непредсказуемой особы. Многие мужчины, не видя ее портрета, заочно влюблялись в ту, которая смогла разрушить их стереотипное представление о женщине, лишенной высоких чувств, идеалов, стремлений и благородства. Впрочем, находились и те, кого Цветаева откровенно пугала своим необузданным нравом, который гордо выпячивала при каждом удобно случае. Такое бахвальство шло вразрез с общепринятыми нормами морали, на которые юная поэтесса давно уже не обращала внимания. Именно поэтому только из-под пера такой особы могло появиться на свет стихотворение «Дикая воля», в котором Цветаева рассказывает о своих сокровенных желаниях.

Они, надо признаться, совсем не вяжутся с образом вчерашней гимназистки, увлекающейся музыкой, литературой и живописью. «Я люблю такие игры, где надменны все и злы», — отмечает поэтесса, открыто бросая вызов рафинированному светскому обществу, в котором принято скрывать свои желания. При этом Цветаева добавляет, что готова лицом к лицу оказаться со своими врагами. И чем сильнее они будут, тем больше азарта вызовет у автора поединок с ними. «Я несусь - за мною пасти, я смеюсь - в руках аркан», — заявляет Цветаева, откровенно любуясь не только собой, но и испытывая удивительный душевный подъем. Она даже готова вызвать на неравный бой саму ночь, под покровом которой часто совершаются самые страшные и коварные дела . И подобное безрассудство преследует лишь единственную цель - одержать победу любой ценой, в чем Цветаева нисколько не сомневается. Финал же видится ей и вовсе фантастическим: «Чтобы в мире было двое: я и мир!».

Подобные мысли, эгоистичные и самонадеянные, могут придти в голову лишь очень юной и неуравновешенной особе. Цветаева таковой не являлась, так как умела с детства просчитывать каждый свой шаг. Однако поэтесса неоднократно признавалась, что внутри нее существует совершенно другой человек, который время от времени дает о себе знать, переворачивая вверх дном всю жизнь поэтессы. Похоже, эти строки были продиктованы именно им и позволили взглянуть на Цветаеву в совершенно ином ракурсе, где она предстала женщиной-воином, сильной и уверенной в собственной победе .