Духовная жизнь в России с начала XX в. по начало XXI в

Строительство советской школы

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Не смотря на явные издержки – отмену уроков, домашних заданий, учебников, отметок и экзаменов, положение имело значимость поскольку утверждало принцип бесплатности образования.

Декретом СНК от 2 августа 1918 года преимущественное право поступления в Вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При Вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки).

Идеология и культура

Творческая интеллигенция поначалу восторженно восприняла революцию, однако вскоре пришло осознание насколько жестким станет государственный контроль над любыми проявлениями творческого поиска.

Множество представителей творческой интеллигенции выехали за границу. (И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин и др.)

А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков оставшись на Родине ушли в глубокую духовную оппозицию.

Целый ряд творческой интеллигенции сотрудничали с новой властью, посчитав, что революция разбудит созидающие силы в стране. В.В.Маяковский воспевал революцию в своих стихах. («Ода революции», «Левый марш»). А.А.Блок (поэма «Двенадцать»). Художники К.С.Петров-Водкин написавший картину «1918 год в Петрограде» и В.М.Кустодиев – картина «Большевик». В.Э.Мейерхольд поставил первый советский спектакль «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского. Спектакль оформил художник К.С.Малевич.

Многие известные ученые посчитали своим долгом работать на благо Родины, хотя и не все разделяли идеологические воззрения большевиков. Основоположник самолетостроения Н.Е.Жуковский, создатель биохимии и геохимии В.И.Вернадский, химик Н.Д.Зелинский, отец космонавтики К.Э.Циолковский, физиолог И.П.Павлов, агроном И.В.Мичурин, растениовод К.А.Тимирязев.

С окончанием гражданской войны большевики резко усилили контроль над духовной жизнью страны. В августе 1921 года начались репрессии. Были расстреляны химик М.И.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилев.

В конце августа 1922 года около 160 крупных ученых и философов были высланы из страны. В их числе философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой. Величайший ученый - социолог П.А.Сорокин и др.

До 1925 года культура развивалась в относительной духовной свободе. В 1925 году была принята резолюция ЦК ВКП (б) «О политике партии в области художественной литературе». Начал утверждаться партийный диктат в духовной жизни творческой интеллигенции.

Сменовеховство

После Октябрьской революции страну были вынуждены покинуть около миллиона ее граждан. Большинство из них крайне враждебно относились к Советской власти. Однако ряд эмигрантов в «бессмысленном и беспощадном бунте» видели глубокие корни. Большевикам же удалось загнать анархию в государственное русло. В НЭПе они увидели подтверждение своей правоты. В июле 1921 года в Париже вышел сборник статей «Смена вех» отражавший эти взгляды. Целый ряд эмигрантов стали возвращаться на Родину. В 1923 году вернулся А.Н.Толстой. В 30-х годах вернулись С.С.Прокофьев, М.И.Цветаева, М. Горький, А.И.Куприн.

«Сменовеховства» устраивало и большевиков, поскольку оно дало возможность расколоть эмиграцию.

Идеология «нового искусства»

В рамках атеистического воспитания, большевики попытались устранить своего основного конкурента в духовной жизни страны. Принятие 23 января 1918 года декрета об отделении государства от церкви открыло политику произвола по отношению к церкви. Стали закрываться храмы и монастыри, а их имущество конфисковывалось властями. Избранный в 1918 году патриарх Тихон, предал большевиком анафеме. В 1922 году патриарх Тихон был арестован. После его смерти в 1925 году выборы нового патриарха были запрещены. Взявший на себя обязанности патриарха митрополит Петр был сослан на Соловки. До 1943 года церковью руководил местоблюститель патриаршего престола Сергий. (патриарх в 1943-1944 годах).

Созданием литературно – художественной и культурно – просветительной организации – «Пролеткульта», большевики попытались ввести в организованное русло творческую интеллигенцию, проповедуя «чистую пролетарскую культуру» и требуя выбросить на свалку культурные традиции прошлого.

В 1925 году оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). В литературу пришли писатели нового поколения. И.Э.Бабель – «Конармия», А.С.Серафимович с романом «Железный поток», К.А.Тренев «Любовь Яровая», М.А.Шолохов – «Донские рассказы», Д.А.Фурманов – «Чапаев».

В годы НЭПа расцвела сатира. Вышли в свет «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, сатирические пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня». Удивительные рассказы М.Зощенко.

Расцвело искусство плаката. Революционной романтикой овеяно творчество скульптора И.Д.Шадра – «Булыжник – орудие пролетариата. 1905 год». Гигантские планы строительства в духе конструктивизма представлены архитекторами. «Башня III интернационала», спроектированная в 1919 году В.Е.Татлиным.

В историю мирового кино вошли фильмы С.Эйзенштейна – «Броненосец «Потемкин»», «Октябрь».

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличались еще относительной свободой, но постепенно все больше и больше духовная жизнь стала стискиваться идеологическим партийным наступлением на культуру.

Духовная жизнь СССР в 30-х годах XX века

30-е годы являются годами «культурной революции» , провозглашенной большевиками. Основными задачами «культурной революции» считались ликвидация безграмотности и значительное повышение образовательного уровня народа. Важнейшей, основополагающей стороной «культурной революции» стало утверждение и безраздельное господство в духовной жизни общества марксистско – ленинского учения.

Образование

В 1930-х годах начался переход к всеобщему 4 классному обучению . В 1937 году обязательным стало 7 летнее обучение . Переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В школу возвращены уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и меры наказания, вплоть до исключения. В 1934 году было восстановлено преподавание географии и истории на основе марксистско-ленинских принципов. В 1933-1937 годах было открыто более 20000 новых школ. Согласно переписи 1939 года грамотность в СССР составляла более 80%. Советский союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов

Наука

Заявление Сталина о том, что все науки, в том числе естественные и математические носят политический характер, привело к травле ученых, не согласных с этим утверждением.

Группа биологов и философов во главе с Т.Д.Лысенко выступили против генетиков, объявив ее «буржуазной наукой». Правильный «классовый» подход был оценен. Ведущие генетики страны во главе с Н.И.Вавиловым, Н.К.Кольцовым были репрессированы. В результате советская генетика безнадежно отстала в своем развитии от передовой мировой науки.

Особое внимание Сталин уделял истории, ставшей важнейшей идеологической дисциплиной. В 1938 году бы издан «Краткий курс истории ВКП(б)», лично отредактированный Сталиным и ставший новой концепцией истории страны. Идеологические догмы и партийный контроль крайне негативно отразились на состоянии гуманитарных наук.

Не смотря ни на что, советская наука продолжала развиваться. Ведущие советские ученые внесли значительный вклад в мировую науку.

Физика: С.И.Вавилов (проблемы оптики). А.Ф.Иоффе (физика кристаллов и полупроводников). Б.В. и И.В.Курчатовы (исследование атомного ядра. И.Курчатов стал создателем Советской атомной бомбы.)

Химия: Н.Д.Зелинский, С.В.Лебедев. Налажено производство синтетического каучука, пластических масс и тд.

Социалистический реализм

Советское искусство развивалось в тисках партийной цензуры, и было обязано следовать в рамках единственного художественного направления – социалистического реализма. Марксистско – ленинская идеология вбивалась в общество любыми средствами. Решения партийных органов по поводу состояния и дальнейшего развития культуры являлись истиной последней инстанции и не подлежали обсуждению. Отображать жизнь советского общества не через реалии настоящего дня, а только через насаждаемые в обществе мифы о прекрасном завтра – политическая основа метода социалистического реализма. Этой жесткой партийной установке должны были следовать все творческие работники. Несогласным не было места в жизни общества.

На первых порах большинство советских людей воспринимало насаждаемые мифы в атмосфере веры в прекрасное завтра. Этими настроениями людей умело пользовалась власть, порождая трудовой энтузиазм и гнев к «врагам народа», абсолютную преданность вождю и готовность к подвигам.

Развитее советской культуры в 30-е годы имело противоречивый характер. Несмотря на строжайший контроль и идеологическое давление, советская культура достигла значительных успехов.

Советское кино

Документальное кино

Кинематограф стал самым массовым видом искусства. Документальную хронику смотрела вся страна. Через экран можно было показать окружающую людей жизнь в рамках партийных установок. «Великая иллюзия» коммунистического завтра, показанная через героику мифов, воздействовала на сознание людей, строивших новую жизнь в рамках грандиозного коммунистического эксперимента..

В документальном кино трудились Д.Ветров, Э.К.Тиссэ, Э.И.Шуб, оставившие замечательные кадры прошлого страны.

Художественный кинематограф

В рамах социалистического реализма работал и художественный кинематограф.

В 1931 году на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (режиссер Н.В.Экк). Проблеме нового советского поколения посвящены фильмы С.А.Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель».

В 1936 году вышла на экраны первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» режиссера Н.В.Экка.

В 1930-х годах было снято значительное количество советских кинофильмов в самой различной тематике.

17. 02.2017
Духовная жизнь

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
в 1920-1930-е гг.
1918 год -
Преодолеть недостатки
развития культуры
НАРОДНЫЙ
периода царской России:
КОМИССАРИРИАТ
сословные ограничения;
ПРОСВЕЩЕНИЯ
низкий уровень
образования и пр.
(НАРКОМПРОС)
политизировать
культуру;
поставить ее на службу
советскому государству
и большевистской
партии;
воспитать «нового
А.В.Луначарский
человека» –
первый нарком просвещения
(1917-1929 гг.)
«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Главные задачи культурной революции:

преодолеть культурное неравенство,
сделать доступным для трудящихся
сокровища культуры;
ликвидация неграмотности: в 1919 году
СНК принял декрет «О ликвидации
неграмотности
среди
населения
РСФСР», по которому все население от
8 до 50 лет обязано было обучаться
грамоте на родном или русском языке;
в
1923
году
было
учреждено
добровольное
общество
«Долой
неграмотность» под председательством
М.И.Калинина.

1. Борьба с неграмотностью
Прочтите
документ
(стр. 159)
и ответьте
на вопросы
к документу.
Отправной точкой уровня грамотности по всей
стране на начало века принимаются данные на
1897 год, признанные отечественными и
зарубежными учёными: всего - 21,1 %, в том
числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин.
По Сибири грамотность составляла
соответственно 12 % (за вычетом детей до 9
лет - 16 %), по Средней Азии - 5 и 6 %
соответственно из всего населения.
И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень
грамотности возрастал (по различным оценкам
до 30-45 % в индустриально-развитых
губерниях), но «после войн и вообще усиленных
Курсы ликбеза
наборов процент грамотности падает».
Курсы ликбеза
Ленин одной из главных задач построения социализма
в стране считал борьбу с неграмотностью.

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество «Долой
неграмотность» под председательством М.И.Калинина.
Были открыты
тысячи пунктов
для ликвидации
неграмотности
насиления

1. Борьба с неграмотностью
Всего в 1917-1927 годах
было обучено грамоте
до 10 млн. взрослых,
в том числе в РСФСР
5,5 млн.
Советские агитационные
плакаты 1920-х гг.


В 1918 году было
утверждено «Положение
о единой трудовой школе
РСФСР» - школа
провозглашалась
бесплатной, она
управлялась на основе
самоуправления,
поощрялось
педагогическое
новаторство, уважение
к личности ребенка.
Урок в школе,
кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.
Но ряд экспериментов
имел отрицательную
сторону - отменялись
уроки, парты, домашние
задания, отметки,
экзамены.

Народное образование

30 сентября 1918 года Следующая
важная
ВЦИК
утвердил веха - принятие в 1930
«Положение о единой году постановления ЦК
трудовой
школе ВКП/б «О всеобщем
РСФСР». В основу обязательном
положен
принцип начальном обучении».
бесплатного обучения.
К концу 30-х годов
Декретом СНК от 2 массовая
августа
1918
г. неграмотность в нашей
преимущественное
стране в основном
право поступления в была преодолена
вузы получили рабочие
и крестьяне

2. Строительство советской школы
При поступлении в ВУЗы
преимуществами
пользовались рабочие
и крестьяне, направляемые
на учебу по партийным
и комсомольским путевкам.
Для того чтобы рабочие
и крестьяне могли учиться
в ВУЗах, при них
создавались рабочие
факультеты.
Государство обеспечивало
выпускников рабфаков
стипендиями
и общежитиями. Рабфак идёт (вузовцы)
(Б.Иогансон. 1928 год)

2. Строительство советской школы
Рабфаковцы
К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР
насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума
(в 1914 году – 297 технических училищ).

2. Строительство советской школы
Н.К.Крупская –
А.В.Луначарский –
А.С.Макаренко –
с 1929 года заместитель
наркома просвещения
первый нарком просвещения
(1917-1929 гг.)
советский педагог
и писатель
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения,
в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский,
талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

3. Реформа русского языка
Декабрь 1917 года –
реформа русской орфографии:
из русского алфавита были исключены
устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и
десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на
конце слов и частей сложных слов, но
сохранялся в качестве разделительного
знака (подъём, адъютант);
в родительном и
винительном падежах прилагательных
и причастий окончания -аго, -яго
заменялось на -ого, его (например, новаго → нового, лучшаго
→ лучшего, ранняго → раннего), в
именительном и винительном падежах
множественного числа женского и
среднего родов -ыя, -ія - на -ые, ие (новыя (книги, изданія) → новые)
и т.п.
Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией.
Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

4. Власть и интеллигенция
ПОДДЕРЖКА
РЕВОЛЮЦИИ
ЭМИГРАЦИЯ
М.Горький,
И.Бунин,
А.Куприн,
Ф.Шаляпин,
С.Прокофьев,
С.Рахманинов,
И.Репин,
М.Шагал,
В.Кандинский
и др.
Большевик
(Б.Кустодиев. 1920 год)
ОППОЗИЦИЯ
А.Ахматова,
М.Булгаков,
М.Волошин,
М.Пришвин
и др.
В.Маяковский,
А.Блок,
Б.Кустодиев
К.Петров-Водкин
и др.

Остались на Родине

В.М.Бехтерев
Н.И.Вавилов
В.И.Вернадский
Н.Е.Жуковский
Н.Д.Зелинский
К.А.Тимирязев
И.П.Павлов
К.Э.Циолковский

М. Волошин
А. Ахматова
Н. Гумилев
В. Маяковский
М. Булгаков
В. Мейерхольд

4. Власть и интеллигенция
... Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

4. Власть и интеллигенция
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет
«серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества
оказались за границей.
«Смена вех» - сборник
публицистических
статей
философскоВернулись
в Россию
политологического
содержания,
(в 1920-1930-е
гг.):
опубликованный в Праге в 1921 году
А.Толстой,
С.Прокофьев,
видными
представителями
либерального
направления
в
М.Цветаева,
М.Горький
общественнойА.Куприн
мысли русской
эмиграции.
Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской
интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей
год
сборника стала мысль о возможности принятия большевистской1909
революции
и
примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского
государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.

4. Власть и интеллигенция
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их
деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались
условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что
надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.
И.П.Павлов
Н.Д.Зелинский
И.В.Мичурин
В.И.Вернадский
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского,
К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.

4. Власть и интеллигенция
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной
сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская
боевая организация.
По обвинению
в принадлежности
к ней были
расстреляны
Н.Гумилев,
М.Тихвинский
и другие деятели
науки и культуры.
Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева.
1921 год

4. Власть и интеллигенция
«Философский пароход» - кампания правительства РСФСР по высылке
неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.
П. А. Сорокин
Н. А. Бердяев
C. Н. Булгаков
И. А. Ильин
В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых.
«Мы этих людей выслали
Среди высланных русские философы и мыслители: потому, что расстрелять их не
И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков,было
В. В. Зворыкин,
И. А. Ильин,
повода, а терпеть
было
Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин,
невозможно»
Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой,
Л.Д.Троцкий
А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др.

4. Власть и интеллигенция
В эмиграции работали ученые
с мировыми именами:
микробиолог С.Н.Виноградский,
геолог Н.И.Андрусов,
почвовед В.К.Агафонов,
химики В.Н.Ипатьев
и А.Е.Чичибабин,
авиаконструктор И.И.Сикорский,
один из создателей
телевидения В.К.Зворыкин,
историк Н.П.Кондаков и др.
И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор,
учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире:
четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год),
пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год),
трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта
одновинтовой схемы.

4. Власть и интеллигенция
В 1922 году был учрежден
Главлит, осуществлявший
цензуру за всей печатной
продукцией.
В 1923 году создается
Главрепетком с теми же
функциями.
Но до 1925 года в культуре
сохранялась относительная
духовная свобода.
Партийные вожди, борясь друг
с другом, не могли
договориться об единой линии.
С возвышением Сталина
ситуация изменилась,
началась идеологизация
художественного творчества.

5. Государство и церковь
В конце октября 1917 года
в России было восстановлено
патриаршество.
Деятельность патриарха Тихона:
осудил расстрел царской
семьи;
осуждал гонения на церковь;
боролся против конфискации
церковных ценностей
(1922 год);
пытался наладить диалог и
сотрудничество государства
и церкви.
Патриарх Тихон
(1917-1925 гг.)

5. Государство и церковь
Причины борьбы
с церковью и религией:
атеистические воззрения
партийных лидеров;
стремление убрать
конкурента из духовной
сферы.
Фрагмент Декрета о свободе совести,
церковных и религиозных обществах.
1918 год
В начале 1918 года
церковь была отделена
от государства,
а школа от церкви.

5. Государство и церковь
Карикатуры на церковь

5. Государство и церковь
1922 год – изъятие церковных
ценностей.
«Мы не можем одобрить изъятия из храмов,
хотя бы и через добровольное
пожертвование, священных предметов,
употребление коих не для богослужебных
целей воспрещается канонами Вселенской
Церкви и карается Ею как святотатство -
миряне отлучением от Неё,
священнослужители - извержением из
сана»
Из Воззвания патриарха Тихона.
Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит
крестьянство России».
Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал,
Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от
различных культовых учреждений (православных, католических и
мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Изъятие церковных ценностей
Вскрытие мощей Александра
Невского и изъятие драгоценной раки.
Май 1922 года.

5. Государство и церковь
Имущество церкви
реквизировалось в фонд борьбы
с голодом. Это привело к
выступлениям верующих.
В ответ власть перешла в
наступление. Весной 1922 года
в Москве и Петрограде прошли
судебные процессы над
церковными деятелями.
Несколько человек были
казнены, а патриарх Тихон
арестован. В 1925 году после
смерти Тихона выборы
патриарха были запрещены (до
1943 года).
Симонов монастырь. Разорение храма.
1923 год.

Литературные течения
XX века в России
символизм
акмеизм
имажинизм
футуризм

Символисты (французское symbolisme от греческого
symbolon - знак, символ).
З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов,
К. Д. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб,
А. А. Блок,
С..Соловьёв,
К.Бальмонт,
В.Иванов,
И.Ф.Анненский
А.Блок
А.Белый
К.Бальмонт
Символизм
построенные
на
основе
интерпретации понятия символа как первооснования
связи бытия, мышления, личности и культуры.

Акмеисты (от греческого akme` - остриё, высшая
степень чего-либо, цветущая сила).
Н. С. Гумилёв
А. А. Ахматова
О. Э. Мандельштам
Г. В. Иванов
В. И. Нарбут
А.Ахматова
О.Мандельштам
Акмеизм
основывался
на
провозглашение
материальности, предметности тематики и образов,
точности слова.

Футуристы (от латинского futurum - будущее).
В. Хлебников
В. В. Маяковский
Д. Д. Бурлюк
И. Северянин
Давид
Бурлюк
Велимир
Хлебников
Футуризм основывался на скорости, движение,
энергии, которые
пытались передать достаточно
простыми приёмами.

Имажинисты (от французского image - образ)
С. А. Есенин
С. Есенин
А. Б. Мариенгоф
В. Г. Шершеневич
Анатолий
Мариенгоф
Имажинизм характеризует
анархические мотивы.
творческий
эпатаж,

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный
контроль над духовной жизнью общества.
1921 г. – процесс над Петроградской боевой
организацией (известные ученые и деятели
культуры).
1922г. – выдворение из страны 160 крупных
ученых и философов.
1922г.

учреждение
Главлита
(главном управлении по делам литературы и издат
ельств), а затем Главреперткома (орган
одобряющий цензуру).

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» - 18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас
классовая борьба вообще, так точно она не
прекращается и на литературном фронте. В
классовом обществе нет и не может быть
нейтрального искусства.
Партия должна подчеркнуть необходимость
создания
художественной
литературы,
рассчитанной на действительно массового
читателя, рабочего и крестьянского; нужно
смелее
и
решительнее
порвать
с
предрассудками барства в литературе

6. Новое искусство
ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ - массовая
культурно-просветительская
и литературно-художественная
организация пролетарской
самодеятельности при Наркомате
просвещения, существовавшая
с 1917 по 1932 год.
Идеологи Пролеткульта исходили из
определения «классовой культуры»,
сформулированного Плехановым.
По их мнению, любое произведение
искусства отражает интересы и
мировоззрение только одного класса
и поэтому непригодно для другого.
Следовательно, пролетариату
требуется создать «свою»
собственную культуру с нуля.

6. Новое искусство
Первый рабочий театр
Пролеткульта в 1924-32 гг.
располагался в
кинотеатре «Колизей»
на Чистопрудном
бульваре (ныне здание
театра «Современник»).
Ставил перед собой
агитационные задачи,
способствовал развитию
и утверждению на сцене
советской драматургии.
В театре работали:
Г.В. Александров,
Э.П. Гарин, И.А. Пырьев,
М.М. Штраух;
С.М. Эйзенштейн и др.
Театр рабочей молодежи (ТРАМ).
1930 год.

6. Новое искусство
С.М.Эйзенштейн.
«Броненосец «Потёмкин» - немой художественный фильм,
снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм»
в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы
признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов
по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

6. Новое искусство
В 1921 г. вышел
первый номер
первого советского
толстого журнала
«Красная новь».
Редактором с 1921 – 1927 гг.
был А.К.Воронский.

6. Новое искусство
«Тихий Дон» - роман-эпопея
Михаила Шолохова в четырёх
томах, написана с 1925 по 1940 год.
Одно из наиболее значительных
произведений русской
литературы XX века, рисующее
широкую панораму жизни донского
казачества во время Первой
мировой войны, революционных
событий 1917 года и гражданской
войны в России.
За этот роман в1965 году
Шолохову была присуждена
Нобелевская премия по
литературе с формулировкой «За
художественную силу и цельность
эпоса о донском казачестве в
переломное для России время».
Журнал «Роман-газета», 1928 год.
(одна из первых публикаций романа
и портрет автора)

6. Новое искусство
И.М.Бабель.
Д.А.Фурманов.

6. Новое искусство
Ленин
И я,
и теперь
как весну человечества,
живее всех живых.
рожденную
Наше знанье
- и в бою,
в трудах
пою
сила
мое отечество,
и оружие.
республику мою!
Из поэмыИз поэмы «Хорошо»
(1927 год).
«Владимир Ильич Ленин»
(1924 год).
В.В.Маяковский.

6. Новое искусство
«Окна сатиры РОСТА» -
серия плакатов, созданная
в 1919-1921 годы
советскими поэтами
и художниками, работавшими
в системе Российского
телеграфного
агентства (РОСТА).
«Окна РОСТА» -
специфическая форма
массового агитационного
искусства, возникшая
в период Гражданской
войны и интервенции
1918-1920 гг.
Большую роль в создании «Окон
РОСТА» сыграл В.Маяковский.

6. Новое искусство
Д.Моор.
Агитационные плакаты.
В.Дени.
Агитационные плакаты.

6. Новое искусство
В.Э.Мейерхольд
Е.Б.Вахтангов
А.Я.Таиров
В театре кроме системы К.С.Станиславского ищут новые формы
художественного выражения (революционная романтика, гротеск,
сатира, биомеханика и пр.)

7. Коммунальный быт
Коммунальная квартира –
квартира, где проживает
несколько семей,
не являющихся
родственниками.
Появились после революции
1917 года в ходе
«уплотнений», когда
большевики принудительно
отбирали жильё у богатых
горожан и подселяли к ним в
квартиру новых людей,
активных сторонников
советской власти
(коммунисты, военные,
сотрудникиЧК) .
Больше всего коммунальных
квартир появилось
в Ленинграде (Петербурге).

8. Сатира
М.А.Булгаков
Повесть написана в 1925 году, впервые
опубликована в 1968 году одновременно
в журнале «Грани» (Франкфурт) и
журнале Алека Флегона «Студент»
(Лондон).
В СССР в 1960-е распространялась в
самиздате. Впервые официально была
опубликована в СССР в 1987 году в 6-м
номере журнала Знамя.
С тех пор неоднократно переиздавалась.

8. Сатира
И.Ильф и Е.Петров

8. Сатира
В.В.Маяковский.
На заднем плане «Окна РОСТА»

ИТОГИ:
+
значительно поднят уровень
грамотности населения
культура стала массовой и
общедоступной
в 20-е годы ещё сохранялась
относительная свобода
творчества, нет жесткой
цензуры
Плакат. 1920 год.
Автор: А. Радаков.

ИТОГИ
окончание «серебряного века»
множественность путей развития
культуры начинает постепенно
ликвидироваться советской властью
по мере формирования диктатуры
Сталина началось партийное
наступление на культуру,
ограничение свободы творчества,
развитие «социалистического
реализма»
деятельность интеллигенции
постепенно будет поставлена под
партийный контроль (особенно это
проявиться в 30-е гг.)
Плакат. 1930 год.
Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников.

Слайд 2

Главные задачи культурной революции:

ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.

Слайд 3

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Слайд 4

Народное образование.

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Слайд 5

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.

С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно-интеллектуального уровня

Слайд 6

«Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков - это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки. Земля Божия... разве это не символ передовой интеллигенции? Правда, большевики не произносят слова "Божья", они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь. Озлобление интеллигенции против большевиков на поверхности. Оно, кажется, уже проходит. Человек думает иначе, чем высказывается. Наступает примиренность, примиренность музыкальная...»

Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)

Слайд 7

Остались на Родине

В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский

Слайд 8

М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

Слайд 9

«Сменовеховство»

идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

Слайд 10

«Сменовеховство» (результаты)

А.Н.Толстой С.С.Прокофьев М.Горький М.Цветаева А.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:

Слайд 11

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Слайд 12

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)"О политике партии в области художественной литературы"18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Слайд 13

Большевики и церковь.

11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.

Слайд 14

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Слайд 15

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты

Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Слайд 16

http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796 http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007 http://www.xumuk.ru/bse/993.html http://literra.ru/2006/10/ http://mp3slovo.com/list2_13_5.html http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253 http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века М., «Просвещение», 2008г. Интернет- ресурсы:

Посмотреть все слайды

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ.

  • 1.Борьба с неграмотностью.
  • 2. Власть и интеллигенция.
  • 3.Партийный контроль.
  • 4.»Сменовеховство».
  • 5.Большевики и церковь.
  • Павлова Анеля Васильевна
  • Учитель истории
  • МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка
Главные задачи культурной революции:
  • ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры.
  • ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.
«Долой неграмотность!»
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.
Народное образование.
  • 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
  • В основу положен принцип бесплатного обучения.
  • Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне
  • Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении".
  • К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена
Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.
  • С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.
  • 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др
  • За границей оказались:
  • Понижение духовно-интеллектуального уровня
«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...»
  • Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)
Остались на Родине
  • В.И.Вернадский
  • К.Э.Циолковский
  • Н.Е.Жуковский
  • И.П.Павлов
  • Н.И.Вавилов
  • В.М.Бехтерев
  • К.А.Тимирязев
  • Н.Д.Зелинский
Остались на Родине
  • М. Волошин
  • А. Ахматова
  • Н. Гумилев
  • В. Маяковский
  • М. Булгаков
  • В. Мейерхольд
  • и др.
«Сменовеховство»
  • идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.
  • Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.
  • Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
«Сменовеховство» (результаты)
  • А.Н.Толстой
  • С.С.Прокофьев
  • М.Горький
  • М.Цветаева
  • А.И.Куприн
  • Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.
  • Возвратились на Родину:
  • Отношение большевиков:
Классовой подход к культуре
  • Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.
  • 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).
  • 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.
  • 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г.
  • Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.
  • Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе
Большевики и церковь.
  • 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.
  • 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.
  • 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.
  • Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций.
  • Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты
  • Повсеместное закрытие храмов;
  • Конфискация имущества церкви для революционных нужд;
  • Аресты священнослужителей;
  • Лишение их избирательных прав;
  • Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
  • http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796
  • http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html
  • http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007
  • http://www.xumuk.ru/bse/993.html
  • http://literra.ru/2006/10/
  • http://mp3slovo.com/list2_13_5.html
  • http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253
  • http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html
  • Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века
  • М., «Просвещение», 2008г.
  • Интернет- ресурсы:

Если мы снова вернемся в первые года после революции, то нужно отметить, что почти сразу на базе Министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство - наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским. Круг полномочий его был много шире прежнего министерства. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной жизни общества, все учреждения культуры.

Это ведомство сосредоточило управление дошкольным воспитанием и школой (начальной, средней и высшей), политическим «просвещением» населения и издательским делом, профессиональной подготовкой рабочих и научными учреждениями, театрами и музеями, библиотеками и клубами. Наркомпрос смело и безапелляционно вторгался даже в такую тонкую область творческой деятельности человека, как литературу и искусство.

Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство предпринимало отчаянные попытки наладить диалог с представителями старой интеллигенции - малочисленной (около 2.2% населения), но особо значимой общественной группы, главной носительницы знаний и национальных культурных традиций.

Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшение их быта, с другой - в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты. В начале 20-х гг. эта политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию. Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.

В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы («философский пароход» 1922г.), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены эмигрировать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключения в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведения некоторых авторов (Н.С. Гумилев).

Менее жестокой была борьба с «попутчиками» - представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившие о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.

Еще с октября 1917 года новая власть стремилась также подчинить себе авторитетную в народе Русскую православную церковь (как, впрочем, и другие религиозные конфессии) и последовательно, невзирая ни на что, продвигалась к поставленной цели.

На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (20 января 1918г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. Также в 1918 году было восстановлено патриаршество, патриархом стал митрополит Московский Тихон. Однако, по прямому указанию В.И. Ленина проводились конфискации (1922г.) под предлогом борьбы с голодом ценностей церкви, а также последовавший вслед за этим массовый террор против ее служителей. Начиная с 20-х годов стали появляться различные литературные издания и различные организации и союзы. Самым крупным из таких организаций стал союз «воинствующих безбожников», который к 1930 году насчитывал в своем составе 3,5 млн. человек. Многие церковные праздники заменялись советскими, прошли аресты религиозной интеллигенции.

В итоге, в 1927 году советская власть ликвидировала патриаршество, которое смогло восстановится только лишь 1943 году, после чего началось очередное массированное наступление на все религии. И если забежать немного вперед, в начало 30-х годов, то необходимо отметить, что в 1932 году был принят Декрет СНК СССР «О безбожной пятилетке», в котором ставилась задача к 1 мая 1937 года забыть «имя Бога» «На всей территории СССР».

Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России и была усугублена Гражданской войной. Но еще с 1919 года, когда был принят Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», начинается наступление на это «вековое зло». Этот Декрет обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учится читать и писать. Начала создаваться сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В 1920 году была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а в 1923 году было создано массовое добровольное общество «Долой неграмотность!»

Таким образом, к концу 20-х гг. около 50% населения умели читать и писать (против 30% в 1917 г.). В тоже время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19 месте в Европе.

Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы , важнейшими принципами которой являлись:

  • - Связь обучения с производством;
  • - Преемственность в воспитании и образовании;
  • - Совместное обучение.

Первым шагом в направлении преобразований стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах «Закона Божьего». Конституция РСФСР закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». Специальным постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения.

На основе положения ВЦИКа «О единой трудовой школе» создавалась двухступенчатая школа (I ступень - 5-летнее обучение; школы IIступени создавались на базе 4-7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. Появились учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 году был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанного на 10 лет.

Цель реформ в высшей школе состояла в формировании новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах прием в высшие учебные заведения РСФСР» предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все учебные степени и звания преподавательского состава. При приеме соблюдался классовый принцип, обеспечивающий преимущество выходцам из трудового народа.

Позднее, в 1919г. Были созданы рабфаки - факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз. В 1921г. Положения «О высших учебных заведениях РСФСР» ликвидировали автономию высшей школы. Они были поставлены под бдительный надзор партийных и государственных органов. Профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись. Также были упразднены юридические, историко-филологические факультеты, а вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы). Кроме того, с 1921г. Вводилось обязательное изучение марксизма-ленинизма.

Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству.

После революции была сохранена сеть научных учреждений - Российская Академия Наук (с 1925г. - Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно-исследовательские институты и общества.

Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США.

В 1920г. Около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). В связи с потребностями производства началась разведка нефти в разных районах страны.

В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественно культуры эмигрировали или подверглись репрессиям, некоторые из оставшихся продолжали работать в старом ключе, но значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда, представителям которого импонировала идея создания новой действительности средствами искусства. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции, «возвращенное революцией». В условиях революционного энтузиазма, первых успехов НЭПа и определенной творческой свободы. В среде старой и новой творческой интеллигенции развернулась борьба за пути и методы строительства новой литературы и искусства.

В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана «служить трудовому народу». Главным героем литературы и искусства стал «человек труда» с новыми моральными устоями.

Что касается литературных объединений и организаций, то в борьбе за пролетаризацию искусства участвовали такие организации как Пролеткульт, РАПП. Также в первые годы НЭПа были созданы такие литературно-художственные группы как «Октябрь» (1922г.), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ,1922г.) в 1923г. Была создана Московская ассоциация пролетарских писателей(МАПП).

Однако далеко не все организации стояли на позиции формирования новой пролетарской культуры. Литературные общества «Серапионовы братья» (1921), «Перевал» и др. также искали пути к новому искусству, но занимали позицию, вызвавшую со стороны рапповцев и лефовцев их резкую критику как «попутчиков»

В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников. Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственного управления искусством и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента «конструирования психики»

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона, а в особенности картина «Допрос коммуниста». Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.

В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов - Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими планами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы.

Ведущим стилевым направлением советской архитектуры стал конструктивизм . Архитекторы, продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций. Конструктивисты выдвинули лозунг производственного общественно-полезного искусства . Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.

Декретом СНК в 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью. Театр являлся важным участком «борьбы за народное искусство» и здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра.

Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. советский интеллигенция искусство литературный

К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

В августе 1919г. была национализирована киноиндустрия, которая сыграла большую роль в развитии советской пропаганды. «Кино для нас важнейший вид искусства, пока не ликвидирована неграмотность», - подчеркивал Ленин. С.М. Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь») положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе.

В первые годы советской власти развитие музыки было тесно связанно с песенным творчеством. Партийным и государственным гимном СССР стал «Интернационал».

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др.

20-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы.

Культурное развитие данного периода очень неоднозначно, что оставляет вопросы для размышления и по сей день:

С одной стороны, революция сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко раскрылись для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда пришли необычные зрители и слушатели: - рабочие и крестьяне, красногвардейцы и матросы. Были также достигнуты определенные успехи в повышении всеобщего интеллектуального уровня.

С другой стороны, Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

Хотя партия установили полный контроль над духовной жизнью общества, ее целью было поднимать в народных массах дух культуры, пробуждать тягу к искусству, в то же время не выпуская из под контроля. В.И.Ленин говорил: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».