«Если ты любишь, как я, бесконечно…» А. Фет

Анализ стихотворения Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно»







Афанасий Фет: если ты любишь, как я, бесконечно.
"" &

ЕСЛИ ТЫ ЛЮБИШЬ, КАК Я, БЕСКОНЕЧНО…
1859

Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живешь ты любовью и дышишь, -
Руку на грудь положи мне беспечно:
Сердца биенья под нею услышишь.

О, не считай их! в них, силой волшебной,
Каждый порыв переполнен тобою;
Так в роднике за струею целебной
Прядает влага горячей струею.

Пей, отдавайся минутам счастливым, -
Трепет блаженства всю душу обнимет;
Пей - и не спрашивай взором пытливым,
Скоро ли сердце иссякнет, остынет.

у стихотворения ЕСЛИ ТЫ ЛЮБИШЬ, КАК Я, БЕСКОНЕЧНО… аудио записей пока нет.

«Если ты любишь, как я, бесконечно…» А.Фет

«Если ты любишь, как я, бесконечно…» Афанасий Фет

Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живешь ты любовью и дышишь,
Руку на грудь положи мне беспечно:
Сердца биенья под нею услышишь.
О, не считай их! в них, силой волшебной,

Каждый порыв переполнен тобою,
Так в роднике за струею целебной
Прядает влага горячей струею.
Пей, отдавайся минутам счастливым,-
Трепет блаженства всю душу обнимет,
Пей — и не спрашивай взором пытливым,
Скоро ли сердце иссякнет, остынет.

Анализ стихотворения Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно…»

До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная поэта трагически погибла, и Фет считал, что виновен в ее смерти. Тем не менее, в 1857 году он обвенчался с Марией Боткиной, наследницей достаточно солидного капитала. Женился поэт не столько по любви, сколько по расчету, так как на собственном опыте ощутил, что значит быть нищим, лишившись в 16 лет не только титула, но и наследства. Таким образом, благополучно устроив свою личную жизнь, Фет вздохнул спокойно, но очень скоро стал терзаться сомнениями и укорять себя за то, что променял любовь на деньги.

Впрочем, действительно ли поэт был равнодушен к своей молодой супруге? История об этом умалчивает, однако сохранилось стихотворение Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно…», написанное в 1856 году и посвященное Марии Боткиной. В первой строчке этого произведения автор признается в любви, однако не уточняет – кому именно предназначена эта фраза. Логично предположить, что он обращается к своей невесте. Но последующие строки заставляют усомниться в этом, потому что автор предупреждает свою избранницу о том, чтобы она наслаждалась каждым мгновением счастья, которое, по его мнению, может быть таким скоротечным.

«Руки на грудь положи мне беспечно: сердца биенье под нею услышишь», — обращается поэт к своей невесте, словно бы напоминая ей и себе о том, что он – живой человек, не лишенный чувств. Однако даже в тот момент, когда он находится рядом с избранницей, все его мысли связаны с именем другой женщины, которую он продолжает любить. И именно это противоречие пугает поэта, который не уверен, что сможет дать настоящее счастье своей будущей супруге, молодой, неопытной и так искренне любящей человека, который, как считает Фет, этого вовсе не заслуживает.

Поэт понимает, что иллюзия счастливой семейной жизни не будет длиться вечно, поэтому он призывает свою будущую супругу: «Пей, отдаваясь минутам счастливым». В этой фразе заключены и жалось, и сострадание и надежда на то, что предстоящий брак все же окажется удачным. Однако поэт не может обманывать самого себя, поэтому просит невесту: «Не спрашивай взглядом пытливым, скоро ли сердце иссякнет, остынет». Автор знает, что чувства, которые он испытывает к избраннице – всего лишь иллюзия, потому что его душа навеки принадлежит другой.

Если ты любишь, как я.
Стихотворение Афанасия Фета

Если ты любишь, как я, бесконечно, Если живешь ты любовью и дышишь, Руку на грудь положи мне беспечно: Сердца биенья под нею услышишь. О, не считай их! в них, силой волшебной, Каждый порыв переполнен тобою; Так в роднике за струею целебной Прядает влага горячей струею. Пей, отдавайся минутам счастливым,- Трепет блаженства всю душу обнимет; Пей - и не спрашивай взором пытливым, Скоро ли сердце иссякнет, остынет.

Афанасий Фет. Воздушный город.
Стихотворения 1840-1892 гг.
Из поэтического наследия.
Москва, "Центр-100", 1996.

Другие стихи Афанасия Фета

Послушать стихотворение Фета Если ты любишь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Если ты любишь

Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живешь ты любовью и дышишь,
Руку на грудь положи мне беспечно:
Сердца биенья под нею услышишь.

О, не считай их! в них, силой волшебной,
Каждый порыв переполнен тобою;
Так в роднике за струею целебной
Прядает влага горячей струею.

Пей, отдавайся минутам счастливым,-
Трепет блаженства всю душу обнимет;
Пей - и не спрашивай взором пытливым,
Скоро ли сердце иссякнет, остынет.

В бетонных, серых стенах здания кипела целая жизнь и настоящая суматоха. Десятки новых сотрудников: медсестер, врачей, медбратьев носились по коридорам этажей. С тех пор, как Харуно Сакура взяла под командование главный госпиталь Конохи после четвертой мировой войны - он крайне оживился, стало поступать множество пациентов, желающих вылечить любые, даже мелкие болячки - хронические или же последствия военных действий.

Сакура была не из тех, кто мог усидеть на ровном месте в кабинете, поэтому она часто выходила, лично следя за порядком и проверяя работу сотрудников. В целом, девушка была всем довольна. Она назначила Ино ответственной за подбор новых кадров и их обучение, потому неопытные медсестры не доставляли много хлопот и радовали начальницу.

Сакура-сан, возьмите, пожалуйста, это отчет о только поступивших лекарствах, - молоденькая девушка, поправляя белую шляпку, протянула Сакуре планшет, в волнении роняя ручку на кафель.

Спасибо, - понимающе улыбнулась Харуно, вдруг обернувшись, почувствовав дыхание за спиной.

Сакура-сан, это та самая история болезни, вы просили… - высокий юноша передал Харуно тонкую папку.

Благодарю, - кивнула Сакура, после чего зацокала каблуками прямиком в кабинет, чтобы разобраться с этой бумажной суетой.

Бросив документы на стол, она устало рухнула в кресло, слегка потирая виски, а затем оттолкнулась от пола и вскинула ноги. Крутящееся, черное, кожаное кресло развернулось в сторону окна, и девушка закинула стопы на подоконник, предварительно небрежно избавившись от туфель.

Какое блаженство - снять каблуки после долгого дня! Определенно, женская половина человечества понимает, о чем идет речь.

Сакура мечтательно разглядывала дурманящие облака за окном, пеленой закрывающие василькового цвета небо. Солнце садилось. Скоро она может идти домой, оставив больницу в надежные руки ее подчиненных. Но Харуно не спешила расставаться с работой, и так было едва ли не с самого начала ее шефства в госпитале. Она задерживалась, засиживалась допоздна, работая без устали.

А на возникающие у друзей вопросы ответ был один: «У меня еще много работы ».

Как смешно эти слова звучали для тех, кто хорошо знал Сакуру.

Много работы? Ей просто было некуда идти. Пустой дом, одинокие стены, громкая тишина не внушали радости и желания вернуться туда.

Неожиданно Харуно почувствовала крепкие ладони на своих плечах. Коснувшись их подушечками пальцев, словно убеждаясь, что это - и впрямь руки, она резко повернула кресло.

Перед ней стоял высокий, блондинистый юноша с пышным букетом в руках.

Наруто, - спокойно произнесла главврач, подозрительно глядя на него снизу вверх нефритовыми очами.

Сакура-чан, - спародировал ее Узумаки, натягивая солнечную улыбку на лице. Она светила куда ярче, чем заходящее солнце за окном.

Рада тебя видеть, - без эмоций продолжила девушка, начиная показательно перебирать бумаги на столе из угла в угол.

А я то как рад! Не хочешь сегодня прогуляться в компании интересного мужчины?

А интересный мужчина - это ты, да? - усмехнулась Сакура.

А ты видишь здесь еще одного интересного мужчину? - Наруто обошел кабинет, - я не вижу. Да оставь ты в покое свои записульки! - засмеялся он, видя волнение подруги. - Не разберешь потом.

Тебя забыла спросить, - по-доброму фыркнула Харуно.

Наруто, к чему все это?

Что - это? - Узумаки изобразил искреннее непонимание.

ЭТО! Цветы, приглашения… Я уже говорила, что мне ничего этого не нужно.

Цветы? Ох, прости, это не тебе. А приглашение… Просто хотел прогуляться с подругой.

Неужели? - вскинула бровь Харуно, прислонившись к краю стола и деловито скрестив руки у груди. - А кому же тогда цветы?

Э… Ино! Да, - утвердительно кивнул блондин. - Хочу предложить ей узнать друг друга поближе.

Едва заметно сжав руки и сильнее втаптывая ножку в холодную плитку, Сакура нетерпеливо продолжила:

Наруто, к чему этот цирк? - вздохнула она. - Ты же знаешь, я люблю Саске, - словно выговаривая заученную скороговорку, с улыбкой пролепетала Харуно.

То-то я заметил, как ты активно пытаешься сблизиться с ним, - хитро ухмыльнулся Узумаки, нисколько не обидевшись ее ответу. - Ходишь каждый день на тренировочный полигон, разговариваешь с ним, гуляешь… И как я сразу не догадался?

Пока Наруто саркастически это выговаривал, Сакура отвернулась, еле сдерживая смех. И едва последнее слово сорвалось с его уст, девушка вдруг расхохоталась, схватившись за живот.

Ладно, ладно, Наруто, ты поймал меня, - утирала она слезинки с краешков очей. - Ну потеряла я интерес. А с чего ты взял, что я пойду с тобой на свидание?

А почему нет? - на секунду девушке показалось, что он, и правда, удивился.

Я так понимаю, на этом аргументы заканчиваются? - засмеялась Сакура.

А тебе они так нужны?

Нет. Не нужны, - улыбнулась розоволосая. - Красивый букет, Наруто.

Мгновенно сообразив, Узумаки протянул его девушке, и та довольно приняла подарок, вдыхая аромат разнообразия растений. Она казалось такой милый сейчас, в этот самый момент, когда прикрыв веки, блаженно и застенчиво наслаждалась запахом. Наруто заворожено наблюдал за подругой. Что-то вновь переворачивалось в нем, живот внутри делал сальто, подпрыгивая до самого кадыка, и юноша сам не заметил, как не сдержался в словах. Мысли мгновенно приобрели форму.

Я люблю тебя, Сакура-чан.

Девушка медленно подняла на него свои изумрудные очи, растягивая момент. Она словно упивалась этим, наблюдая за изменениями в лице Наруто. От спокойного и уверенного до полного волнения и паники. И как он мог вот так легко в пух и прах разрушить свой долго вынашиваемый план? Взял и прокололся!

Лицо Харуно озарила искренняя, радостная улыбка. Она медленно подошла к юноше, потянувшись руками к его шее, и притянула к себе.

С козырей пошел? - прошептала она юноше на ухо.

Наруто осторожно обнял Сакуру в ответ, крепче прижимая к себе.

Спасибо, - едва слышно вновь прошептала девушка, прикрывая веки.

Когда-нибудь она решится ответить ему теми же словами. Когда-нибудь, но не сейчас. Когда пройдет достаточно времени, чтобы парень поверил в свое счастье, в реальность того, что она могла уже давно его полюбить.

Неважно, сколько прошло времени, сколько произошло событий, как сильно запуталась красная нить судьбы и насколько крепкие завязала узлы. Важно то, что ни порвать, ни порезать ее не удастся, как ни старайся.

«Если ты любишь, как я, бесконечно…» Афанасий Фет

Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живешь ты любовью и дышишь,
Руку на грудь положи мне беспечно:
Сердца биенья под нею услышишь.
О, не считай их! в них, силой волшебной,
Каждый порыв переполнен тобою,
Так в роднике за струею целебной
Прядает влага горячей струею.
Пей, отдавайся минутам счастливым,-
Трепет блаженства всю душу обнимет,
Пей — и не спрашивай взором пытливым,
Скоро ли сердце иссякнет, остынет.

Анализ стихотворения Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно…»

До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная поэта трагически погибла, и Фет считал, что виновен в ее смерти. Тем не менее, в 1857 году он обвенчался с Марией Боткиной, наследницей достаточно солидного капитала. Женился поэт не столько по любви, сколько по расчету, так как на собственном опыте ощутил, что значит быть нищим, лишившись в 16 лет не только титула, но и наследства. Таким образом, благополучно устроив свою личную жизнь, Фет вздохнул спокойно, но очень скоро стал терзаться сомнениями и укорять себя за то, что променял любовь на деньги.

Впрочем, действительно ли поэт был равнодушен к своей молодой супруге? История об этом умалчивает, однако сохранилось стихотворение Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно…», написанное в 1856 году и посвященное Марии Боткиной. В первой строчке этого произведения автор признается в любви, однако не уточняет – кому именно предназначена эта фраза. Логично предположить, что он обращается к своей невесте. Но последующие строки заставляют усомниться в этом, потому что автор предупреждает свою избранницу о том, чтобы она наслаждалась каждым мгновением счастья, которое, по его мнению, может быть таким скоротечным.

«Руки на грудь положи мне беспечно: сердца биенье под нею услышишь», — обращается поэт к своей невесте, словно бы напоминая ей и себе о том, что он – живой человек, не лишенный чувств. Однако даже в тот момент, когда он находится рядом с избранницей, все его мысли связаны с именем другой женщины, которую он продолжает любить. И именно это противоречие пугает поэта, который не уверен, что сможет дать настоящее счастье своей будущей супруге, молодой, неопытной и так искренне любящей человека, который, как считает Фет, этого вовсе не заслуживает.

Поэт понимает, что иллюзия счастливой семейной жизни не будет длиться вечно, поэтому он призывает свою будущую супругу: «Пей, отдаваясь минутам счастливым». В этой фразе заключены и жалось, и сострадание и надежда на то, что предстоящий брак все же окажется удачным. Однако поэт не может обманывать самого себя, поэтому просит невесту: «Не спрашивай взглядом пытливым, скоро ли сердце иссякнет, остынет». Автор знает, что чувства, которые он испытывает к избраннице – всего лишь иллюзия, потому что его душа навеки принадлежит другой.

7 414 0

До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная поэта трагически погибла, и Фет считал, что виновен в ее смерти. Тем не менее, в 1857 году он обвенчался с Марией Боткиной, наследницей достаточно солидного капитала. Женился поэт не столько по любви, сколько по расчету, так как на собственном опыте ощутил, что значит быть нищим, лишившись в 16 лет не только титула, но и наследства. Таким образом, благополучно устроив свою личную жизнь, вздохнул спокойно, но очень скоро стал терзаться сомнениями и укорять себя за то, что променял любовь на деньги.

Впрочем, действительно ли поэт был равнодушен к своей молодой супруге? История об этом умалчивает, однако сохранилось стихотворение Фета , написанное в 1856 году и посвященное Марии Боткиной. В первой строчке этого произведения автор признается в любви, однако не уточняет – кому именно предназначена эта фраза. Логично предположить, что он обращается к своей невесте. Но последующие строки заставляют усомниться в этом, потому что автор предупреждает свою избранницу о том, чтобы она наслаждалась каждым мгновением счастья, которое, по его мнению, может быть таким скоротечным.

«Руки на грудь положи мне беспечно: сердца биенье под нею услышишь», - обращается поэт к своей невесте, словно бы напоминая ей и себе о том, что он – живой человек, не лишенный чувств. Однако даже в тот момент, когда он находится рядом с избранницей, все его мысли связаны с именем другой женщины, которую он продолжает любить. И именно это противоречие пугает поэта, который не уверен, что сможет дать настоящее счастье своей будущей супруге, молодой, неопытной и так искренне любящей человека, который, как считает Фет , этого вовсе не заслуживает.

Поэт понимает, что иллюзия счастливой семейной жизни не будет длиться вечно, поэтому он призывает свою будущую супругу: «Пей, отдаваясь минутам счастливым». В этой фразе заключены и жалось, и сострадание и надежда на то, что предстоящий брак все же окажется удачным. Однако поэт не может обманывать самого себя, поэтому просит невесту: «Не спрашивай взглядом пытливым, скоро ли сердце иссякнет, остынет». Автор знает, что чувства, которые он испытывает к избраннице – всего лишь иллюзия, потому что его душа навеки принадлежит другой.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Стихотворение А. Фета "Если ты любишь" представляет две смысловые части, каждая из которых прикрыта признательными фразами в любви поэтом. В сторону его избранницы сыплются нежные пожелания быть вместе, подтверждение радости от этого события. В пылкой речи чувствуются волнующие мысли. Слова любви лирического героя создают ощущение присутствия абсолютного счастья между влюбленными. Автор пытается передать женщине страстные порывы своего сердцебиения от испытанных чувств. Он подчеркивает: "каждый порыв переполнен тобою".

Однако в последней строфе искренность его признаний становится сомнительной. Он уверенно сообщает о мимолетности подобного состояния, душа будто кричит: "Пей, отдавайся минутам счастливым". При этом отводит в сторону женское желание узнать длительность отношений: "Не спрашивай...скоро ли сердце иссякнет, остынет".

Обратившись к биографии А. Фета, в которой имел место брак по расчету, становится понятным его волнение в третьей строфе. Поэт пытается обмануть себя. Покинув бездумно навсегда любимую женщину, лирический герой под настоящей любовью прячет неразделенные чувства.

Использование в стихотворении союза "если" вносит значение неуверенности в чувствах, условности на тот момент, скрывая желание автора, что когда-нибудь любовь проснется: "Если ты любишь...".

Поэт понимает, что чувство его обманывает, а желаемое неосуществимо. Он пытается исправить ошибку, задержать отношения хоть не на долгий срок.

Буря эмоций терзает душу поэта. Это выражается при помощи художественных средств: олицетворения "трепет обнимет", сравнения душевного порыва с "горячей струею". Ощущение динамики создается за счет использования глаголов повелительного наклонения "пей", "отдавайся", "не считай", которые побуждают к движению мыслей, эмоций.

Несмотря на призывы и признания поэта, стихотворение напоминает обращение раскаявшегося человека, который пытается спасти ситуацию из чувства долга.

Картинка к стихотворению Если ты любишь, как я, бесконечно

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Лермонтова Звезда

    Звезда. Это слово несет в себе богатое смысловое значение для человека. Это самый неизведанный и, несущий в себе множество тайн, объект на небосклоне. Этими загадками и манит небесное светило человеческие умы ввысь.

  • Анализ стихоторения Некрасова Родина

    Одним из поэтов изображающих реальную жизнь, в своих произведениях, без лишних красок, был Н.А.Некрасов. Большое количество его произведений показывают разницу крестьян и помещиков, открывая тем самым пороки на общее виденье.

  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошо

    Без сомнений одним из самых патриотично настроенных писателей в начале 20 века можно считать Маяковского. Поэт пережил революцию и подчеркивает её важность и огромную роль в переменах на будущее,

  • Анализ стихотворения Есенина Еду тихо слышны звоны

    В данном стихотворении описана замечательная пора года – зима. Зимой очень красиво, снег покрывает все и как будто окутывает какой- то сказкой. Писатель обращается к своим воспоминаниям, возможно даже из детства.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Стансы

    В литературе первая половина XIX века характеризуется романтичным настроем, сопровождающимся неким пафосом. Многие романтики этого времени начинают все больше обращаться к темам воли, свободы, различных подвигов и, конечно же,