Эссе я ученик 21 века. Конкурс «Ученик года»! Принять участие и победить! Не боится новых технологий

Ученик XXI века
Вся наша жизнь зависит от того,
из какой детской мы вышли.
(Ю.В.Катин­Ярцев)
Собрались педагоги, чтобы поругать ученика Петю, и назвали они это
«педагогический консилиум», как будто Петя очень болен. А он на самом
деле очень здоров и даже любим своими товарищами по классу и, конечно,
родителями. И сколько они (педагоги) ни ругались, ни плевались, ни
бросались эпитетами, метафорами и гиперболами, ни к чему хорошему это
не привело. Петя продолжал встречаться с самой красивой девочкой в
классе, писать по ночам стихи, бить тех, кого, как считал, бить положено,
срывать уроки, у кого сам Бог велел уроки срывать. А однажды Петя
пришёл в столовую, съел завтраки, предназначенные всему классу, запил
это полуведром компота, крякнул и побежал прогуливать уроки, глазеть на
город и хулиганить, задирая своими шутками других прохожих. Всё
закончилось безграмотным угрожающим письмом в адрес школы со
стороны тех, кто призван ловить на самом­то деле олигархов, бандитов,
политических мерзавцев, а не Петю. Это ужасно возбудило самых
бесталанных педагогов школы и переполнило чашу их
психоневрологического терпения. И началось!..
До боли знакомая картина? Узнали своего ученика? «…всегда
реагирует непредсказуемо – то он неизвестно почему дремлет, то,
наоборот, кипятится, вспыхивает, взрывается». (Френе Селестен).
Чем интересуются сегодняшние школьники больше всего? Кем
мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь
общества?

Нас часто ругают, что мы не похожи на своих родителей. И это
действительно так. Но мы не просто новое поколение. Мы люди будущего,
люди 21 века. Нам предстоит строить свою жизнь. Нам предстоит поднять
с колен нашу Родину.
Мы не стоим, глядя снизу вверх на взрослых, а вместе со взрослыми
ищем ответ на общий вопрос: «Ради чего мы пришли в этот мир?»
…Иногда чувствуешь себя сухим листом, гонимым ветром по
пыльной улице, пылинкой на берегу океана. В жизни не всегда царит покой
и порядок. Но важно вовремя вспомнить, что человек – не сухой лист и не
песчинка, он сам чертит карту своего пути и идёт по нему.
Ученик XXI века – это я…
Только через полвека.
В рассуждениях смел,
Очень жаден до знаний.
Для тебя твой компьютер –
Эталон мироздания.
Продолжение моё…
Ты мудрец и мыслитель.
Ученик XXI века –
Ты мой главный учитель.

Я - ученик 21 века


Каждый этап развития человечества был ознаменован какими-то поворотными событиями в его истории, в социально-политическом и культурном развитии. Поэтому традиционно 19 век считается веком развития науки, 20 век – технического прогресса. Наш век, несмотря на то, что он едва перевалил за первое десятилетие, из-за стремительного развития информационных технологий уже называют веком информационного общества.

Веление времени диктует и требования к современному образованию. Поэтому быть учеником 21 века в первую очередь означает умение владеть теми возможностями, которые открываются благодаря развитию информационных технологий. Речь идет об использовании современных компьютерных и сетевых средств, прежде всего Интернета, мобильных телефонов с поддержкой приложений, электронных гаджетов.

Конечно же, никто не говорит о банальном списывании или распечатке готовых заданий, рефератов и контрольных из Интернета. В действительности, эта глобальная сеть – настоящий Клондайк для тех, кто хочет и может найти необходимую для него информацию и воспользоваться нею.

Отдельная тема – это электронные учебники. Нет смысла тягать в школу тяжелые портфели или покупать дорогие учебные пособия – их можно скачать в электронном виде, а затем использовать при помощи электронных книг или же распечатать нужные страницы.

Еще одна возможность – это обучающие программы, которые помогут и новые знания получить, и старые закрепить. При этом все происходит в легкой, понятной, непринужденной форме, чаше всего – в виде тестовых заданий, а то и игровых, типа веб-квестов.

Очень удобным вариантом организации и контроля учебы является электронный журнал. Для ученика он удобен тем, что можно вполне отказаться от обычного, бумажного дневника, а все домашние задания видеть в электронном варианте. Но, с другой стороны, электронный журнал – это возможность контроля со стороны родителей, которые могут видеть все оценки, замечания учителей и мониторинг посещаемости уроков.

Также Интернет открывает возможность дистанционного обучения: если школы, например, закрываются на карантин, а учебный процесс из-за его насыщенности и интенсивности не может быть прерван, то учебу вполне можно перевести на «современные рельсы». Благодаря электронной почте ученики получают задания, а выполненные - возвращают учителю. Кроме того, есть возможность общаться с учителем по скайпу.

Словом, в наше время компьютер и информационные технологии – это средство получения информации и коммуникации, в том числе и в учебе. И быть учеником 21 века и пользоваться этими достижениями человечества - это легко, удобно, интересно и захватывающе.

Глава 1 - «Единая проблема психологов»

К психологам часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной обращения к психологу является успеваемость их детей. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»

Реальные проблемы школьной успеваемости - подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д., меркнут по сравнению с этой трудноразрешимой задачей. Особенно, это, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас "захотел", "взялся", "не ленился" и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но и учителя, судя по всему, массово поддерживают это странное родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить, и он захочет учиться? Конечно же, нет!

Очень часто психологи от родителей (да и мы сами) слышат фразу: «Да они все сейчас такие (ссылаясь, плюс к этому на компьютер, телевизор и нынешнюю культуру, которые якобы испортили их детей)!» Как же это глупо звучит. Тогда зачем в школах изучают информатику, если компьютер портит детей; зачем вы покупаете им дорогие телефоны, почему вы разрешаете им смотреть телевизор долго, если сами на него же и ссылаетесь. Много еще много приводить таких подобных примеров. Не в этом дело.

Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом ребенок повзрослеет, разберется, что к чему и еще будет нам благодарен за то, что не обращали внимания на его капризы.

Ничего не бывает просто так. У "нехотения" всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут "нужное", и интерес ребенка к учебе не восстановится.

Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили русский язык, математику, химию, физику, биологию... Школьное образование - это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.

Но помогают ли эти способы? Во множествах случаев нет. Даже в некоторых случаях они не верны.

Поэтому психологи применяют креативность, и например, дают такие советы ученикам: учить уроки, катаясь на велосипеде читать учебники, только вися вниз головой на турнике… Действительно, помогает, но таких советов для каждого не хватит. Образуется так называемый "дефицит рецептов".

Несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у психологов так и не появилось никакого внятного, постоянного и общего решения. Так если проблемы "не хотящих учиться" детей у сотен семей похожи, может быть, существует и какое-то "верное" решение этой задачи? И мы решили найти это решение.

Глава 2 - «Анкетирование учащихся»

Мы решили провести анкетирование учащихся с целью - узнать их мнения. Это конечно нам значительно помогло. Мы даже и не догадывались, сколько проблем возникает у учеников в процессе учебы. Это анкетирование мы проводили у учащихся 7 «А» класса.

Были такие вопросы:

№1 - Часто ли вы не хотите идти в школу?

№2 - Хотите ли вы, вообще, учиться?

№3 - Как вы считаете, каков процент учеников, которые не хотят учиться?

№4 - Назовите основные причины нежелания учиться.

№5 - Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?

Ответы на первый вопрос (Часто ли вы хотите идти в школу?) такие:

«НЕТ» - ответило 10 человек из 27;

«ИНОГДА» - ответило 6 человек из 27.

Итак, мы видим, что почти половина (даже больше на одного человека) хочет ходить в школу. Но зачем? Только для того что бы общаться и дружить что ли?

Ответы на второй вопрос (Хотите ли вы, вообще, учиться?) получились такие:

«ДА» - ответило 17 человек из 27;

«НЕТ» - ответило 7 человек из 27;

«ИНОГДА» - ответило 3 человека из 27.

Значит, все-таки большинство хочет учиться. Но почему тогда не хочет? Потому что просто учащимся неинтересно!

Средний процент учеников, которые не хотят учиться составил - 76,7% учеников. И только всего лишь 23,3% составляют ученики, которые хотят учиться.

Ответы на четвертый вопрос (Назовите основные причины нежелания учиться) были очень разнообразны. Вот такие слова там встретились:

домашнее задание (сказали 3 человек из 27);

скучно (сказали 6 человек из 27);

не хочу (сказали 2 человек из 27);

проблемы с учителями (сказали 2 человек из 27);

сложно (сказали 5 человек из 27);

рано вставать (сказали 5 человек из 27);

личная жизнь (сказали 4 человек из 27);

лень (сказали 17 человек из 27).

Если действительно столько проблем у учеников в школе, то почему их нельзя как-то решить?

) «Плохое воспитание и простая человеческая глупость» - это объясняет то, что каждый родитель в раннем детстве ребенка должен был его приучить к работе.

) «Очень большая нагрузка, ведь получается детей, лишают детства! Если он хочет погулять, наверняка не сможет это сделать! Например, я сижу до двух-трех часов ночи за уроками!» - это объясняет то, что учителя думают только о своих предметах, и догадываются, что и другие учителя много задают.

) «Нет интереса к предметам» - эта фраза поясняет, как скучно сидеть на уроках.

Эти три фразы навели меня на мысль - ученики понимают, что им это нужно, но некоторые не успевают справляться с таким объемом домашнего задания, некоторые из-за огромного объема домашнего задания просто специально начинают не выполнять домашнюю работу, в надежде, что учителя поймут это, и станут меньше задавать, а некоторым просто скучно.

Последний вопрос №5 (Что должны делать учителя, чтобы проявить интерес к своему предмету?) был довольно творческий и ответы казалось бы должны были бы быть разнообразны, но нет. Ответы получились такие:

Делать уроки надо более интересными (ответило 5 человек из 19);

Делать уроки надо легче и доступней преподносить материал (ответило 5 человек из 19);

Делать уроки надо более технологичней (т.е. больше использовать компьютер, делать презентации) (ответило 2 человека из 19);

Делать уроки надо не загруженными до предела (ответило 3 человека из 19);

Делать уроки надо разнообразными (ответило 4 человека из 19);

Делать уроки надо с шутками (как утверждал наш класс очень интересно сидеть на уроке - физика; преподаватель Полянский Сергей Евгеньевич) (ответило 6 человек из 19);

Делать уроки надо с более мягкой оценкой (ответил 1 человек из 19);

Все устраивает (ответило 3 человека из 19).

Учителя, прислушайтесь, пожалуйста, к мнению учащихся. Постарайтесь, пожалуйста, проводить уроки такими, какими хочется нам - ученикам.

Глава 3 - «Опрос преподавателей»

Если некоторые учащиеся ссылаются на вину преподавателей, то почему бы не узнать мнение самих преподавателей. Мы решили провести опрос преподавателей.

Первый вопрос был таким - «Согласны ли вы с утверждением - Многие ученики 21 века не хотят учиться». Ответы получились такие:

«Да» - ответило 1 из 5 педагогов;

«Нет» - ответило 3 из 5 педагогов;

«50*50» (т.е. частично, а почти половина) - ответил 1 из 5 педагогов.

Большая нагрузка (с этим утверждением согласились 4 из 5 учителей);

Домашнее задание (с этим утверждением никто из учителей не согласились);

Скучно (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Не хочу (с этим утверждением согласились 1 из 5 учителей);

Проблемы с учителями (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Сложно (с этим утверждением согласились 3 из 5 учителей);

Рано вставать (с этим утверждением никто из учителей не согласились, говоря мне в ответ, что это просто распорядок дня);

Личная жизнь (с этим утверждением согласились 2 из 5 учителей);

Лень (с этим утверждением все 5 учителей были согласны).

Следовательно, мы храбро может сказать, что главной причиной как по мнению учителей так и по мнению учеников, является простая лень.

Но к ответу о главной причине из-за чего многие ученики 21 века не хотят учиться является - лень можно только добавить, что лень не появляется сама по себе. Лень - это такое явление, появляющееся из-за какой-то причины. Так мы видим и с учащимся. Но из-за чего эта лень?

Глава 4 - «Польза или вред»

Как утверждают многие, и даже почти все родители учащихся вред их учебе приносит современная техника. В основном родители склоняются к телевизору и компьютеру. Многие дети могут подолгу просиживать за игровыми приставками, выпрашивая у родителей или выменивая у приятелей все новые и новые картриджи. Счастливые обладатели "настоящих" компьютеров (которых, заметим, становится все больше и больше) имеют еще большие возможности для времяпрепровождения, включая работу, обучение или развлечения в сети Интернет. Как относиться к этому? Держать и не пускать или, наоборот, предоставить событиям развиваться своим чередом, ссылаясь на то, что у каждого поколения свои вкусы?

Вот несколько советов для того, чтобы ребенок меньше сидел за телевизором и компьютером, и больше занимался уроками:

)Ограничивайте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора и компьютера. Обоснованно безопасными считаются следующие сроки.

Для ребенка 7-10 лет. Телевизор - не больше двух часов в день с обязательными перерывами. Компьютер - не больше полутора часов в день, с обязательными перерывами после каждых 20 минут обучения или игры.

Для ребенка старше 10 лет. Телевизор - не больше трех часов в день с обязательными перерывами после каждого часа. Компьютер - не больше двух часов ежедневно, с обязательными перерывами каждые полчаса.

) Не пренебрегайте общеизвестными правилами безопасности. Смотреть современный цветной телевизор можно с расстояния не меньше полутора метров. Для старых телевизоров это расстояние не должно быть меньше двух метров. Если на вашем компьютере не слишком современный монитор, обязательно приобретите дополнительный защитный экран. В просмотре телевизионных передач и работе на компьютере каждые 30-40 минут обязательно надо делать перерывы.

3) Если ребенок страдает невропатией <#"justify">1)Чаще говорите ребенку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает.

Постоянно приводите примеры людей, которые всю свою школьную жизнь ненавидели школу, а потом добились больших успехов благодаря полученным там знаниям.

) Чаще говорите ребенку о его недостатках, по возможности реже упоминая о достоинствах. Не ограничивайтесь общими определениями типа "лентяй", "негодяй", "безмозглый", "безрукий". Если у ребенка плохая память, недостаточно развито внимание или плохо с абстрактным мышлением, не забудьте об этом упомянуть. Необходимо также почаще говорить ребенку о том, что все эти качества останутся с ним навсегда, так как он "абсолютно не работает над собой".

) Обязательно скажите ребенку о том, что с таким, как с ним (глупым, малообразованным, нечитающим, физически слабым, трусливым и т. д.), никто никогда не будет дружить. Если ребенок возразит вам в том духе, что с ним уже дружат Катя и Вася, презрительно поднимите брови и патетически воскликните: "Разве это дружба?! Вот в наше время..." Договаривать фразу не надо, чтобы идеальную картину дружбы в "ваше время" ребенок мог достроить сам. Хотя обязательно надо упомянуть о том, что в ваше время заболевшим одноклассникам всегда приносили на дом уроки (у теперешних детей это почему-то не принято). Пусть ребенок, которому приходится узнавать уроки по телефону, осознает неполноценность собственных отношений с одноклассниками.

) Часто и со вкусом рассказывайте ребенку, какая ужасная судьба его ждет, если он не будет хорошо учиться. Обязательно упоминайте о криминальных "шестерках", проститутках, алкоголиках, продавцах с лотков и "дубоголовых" охранниках. Попробуйте рассказать ему о том, что Борис Ельцин, Борис Немцов и Борис Березовский хорошо учились в школе. Чаще приводите в пример родителей, то есть себя. Если вы преуспели в жизни, то это только потому, что десять лет смотрели в рот учительнице. Если же вы или ваш супруг (супруга) считаете себя неудачниками, то поясните ребенку, что, учись вы в школе чуть получше, - давно бы уже стали космонавтами или банкирами (в зависимости от ваших пристрастий и идеалов). А можно (для гармонии) так: папа - космонавтом, а мама - банкиром. Честное слово, ваш ребенок получит истинное удовольствие.

Глава 5 - «Как пробудить интерес к учебе»

Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он ни работал, хорошо знает, что от умения пробудить интерес к своему предмету во многом зависит успех урока. Однако пробуждение познавательного интереса - это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Мы нередко не задумываемся над тем, как работали ученики на уроке, какие главные направления избрал преподаватель для пробуждения и развития творческой активности, самостоятельности мысли, стремления к самообразованию и самовоспитанию у своих учеников. А ведь в этом состоит главное!

Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при выполнении сложных заданий. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Чем интересуется сегодняшние школьники больше всего? Кем мечтают стать? Какое влияние оказывает на них современная жизнь общества? Что помогает лучше учиться, проявить свою творческую индивидуальность? Какую роль играет школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно учебные заведения готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы, как базового звена образования чрезвычайно важна.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни.

МОУ «Украинская СОШ»

Эссе

Современный ученик. Какой он?

Выполнила: ученица 11 класса МБОУ «Украинская СОШ» Крель Ольга Руководитель: Старикова Т.В.

2011 год

Жизнь каждого человека связана со школой. Именно здесь проходит детство, взросление и становление личности каждого, здесь мы проводим большую часть своего времени, окружающие нас (одноклассники, учителя) становятся за школьные годы достаточно близкими нам людьми.

Современный ученик… Мне кажется, это человек, который шагает в ногу со временем. И не важно, когда это было: тысячу лет назад, 30 лет назад или сейчас. Например, ученик 70-80–х годов прошлого века был таким: школьная форма, обязательно красный галстук, октябрятский или комсомольский значок. А еще огромная ответственность на плечах за свои слова и поступки. Это было время, когда ученики с гордостью произносили клятву, вступая в ряды октябрят, пионеров, а потом и комсомольцев. Это было время, когда ребята несли ответственность за своих подшефных, оказывали тимуровскую помощь, когда за полученные двойки было стыдно перед всеми ребятами на пионерском или комсомольском собрании.

Ученики же нашего времени очень отличаются от учеников прежних лет. Мне кажется, чем дальше люди шагают в будущее, тем более они не похожи на своих предшественников. Школа, в которой они учатся, очень отличается от школы прошлого века. Многие современные ученики считают ее вторым домом. Отчего же это происходит?

Школа будет нам в радость, если каждый ученик будет вежливым, доброжелательным, воспитанным и умным. Это должен быть непременный атрибут современного школьника. Ведь как важно уметь вести беседу, уместно отвечать, не перебивая собеседника. Убеждена, что без такого качества, как коммуникабельность, нам трудно будет устроиться в жизни. Я думаю, что современный ученик должен уметь вовремя поддержать одноклассника, не поднять на смех, если он растерялся, должен дать нужный совет в затруднительной ситуации. Конечно, невозможно, чтобы все эти качества сочетались в одном человеке. Каждый человек индивидуален и в жизни старается достичь своих целей. Нет похожих людей с одинаковыми мыслями, идеями, привычками, способностями. У всех они раскрываются не в одно время и по-разному. Все мы разные: спокойные и вспыльчивые, медлительные и энергичные, добрые и злые. Надо уметь мириться с чужими недостатками, воспринимать людей такими, какие они есть, то есть быть толерантными личностями. Ведь не бывает идеальный людей, и каждый школьник хочет, чтобы его воспринимали как личность, уважали его взгляды, считались с его мнением. Главное условие и правило хороших отношений между людьми звучит так: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Ведь каждому нравится, когда его любят, прощают, когда ему помогают.

К сожалению, от современных учеников нередко можно услышать и насмешку в адрес тех, кто стремится к достижению поставленной цели: получить хорошее образование и профессию. И эти насмешки порою гасят желание учиться у способных учеников, творческих натур. А ведь главная задача любого ученика – учиться. Жаль, что не все школьники осознают приоритет знаний, так необходимый им в будущей взрослой жизни.

«Образование – это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют», - говорил философ К. Краус ещё в прошлом веке. Это значит, что своими знаниями нужно уметь пользоваться, а это не каждый школьник может. Видимо, не хватает терпения, усидчивости, может быть, мешает излишняя скромность, страх лишний раз подойти к учителю, спросить о том, что не понятно. А может, просто не научился учиться, добывать знания самостоятельно, выделяя из огромного потока информации только самое главное, важное, необходимое.

А ведь у сегодняшнего школьника имеются богатейшие возможности для самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Кроме справочников и энциклопедий, которые свободно продаются на прилавках магазинов, к их услугам сеть Интернета. О такой «роскоши знаний» в 70-80-е годы школьники и не мечтали. Да сегодня каждый ученик может стать отличником. Главное – захотеть!!!

Мы должны научиться открывать себя себе. И тогда мы сможем стать самодостаточными людьми. Ведь именно таким, как мне кажется, и должен быть современный ученик.

Очень хочется свои мысли в прозе передать стихами.

Современный ученик? … Каков он?

Толерантен, вежлив, кропотлив.

Он – душа компании веселой,

Настроение поднимет в миг.

К знаньям ключ добыть старается,

Чтобы мир познать и жизнь людей,

Тайны древние раскрыть пытается,

Скрыто много в нем талантливых идей.

Бескорыстно помогает окружающим

И всегда полезный даст совет,

В ногу он со временем шагающий,

Проливает истину на свет.

Современный ученик готов сражаться

С трудностями жизни и порой

Чудесам умеет удивляться,

Обретая радостный покой.

Смел, оригинален и находчив,

Ты с таким нигде не пропадешь.

Впал ли ты в отчаянье, сомненье,

С ним по жизни смело ты пойдешь.

Знанья – свет, а неученье – тьма!

Чтобы жизнь шла не впустую.

Эту истину простую

Всем понять пора!

Технологические достижения изменили многие сферы жизни. Иным в XXI веке стало общение, сотрудничество, обучение и преподавание. С новыми явлениями в языке появились понятия: цифровые аборигены – ровесники цифровой революции, цифровые иммигранты – представители старшего поколения, пользующиеся современными технологиями, поколение Z и учитель XXI века. Преподавание изменилось вслед за появлением цифровых технологий: изучать можно что угодно, как угодно, где угодно. Учителя больше не являются носителями уникальных знаний, но никто не отнимет у них мастерство педагогики, которое помогает адаптировать информацию для учащихся, общаться с ними, вдохновлять.

Что должен знать и уметь педагог, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес к предмету у современных учеников? Ниже мы приводим 5 характеристик учителя XXI века.

Придерживается персонального подхода

Все учащиеся разные, у каждого есть свои интересы и потребности. Один с удовольствием ходит на уроки литературы, обожает читать книги, собирается стать филологом, другой может проводить часы за написанием кода, но за книгу его усадишь только под угрозой лишить компьютера. Первый ученик с удовольствием проведёт литературный анализ произведения, второй хочет знать содержание романов и поэм ровно для того, чтобы привести аргументы в выпускном сочинении. Когда ученик знает, что может выбрать задание в соответствии со своими интересами, мотивация и качество выполнения задач повышаются.

Вдохновляет на создание контента

56% россиян ежедневно выходят в интернет, из них более 80% – это дети 6-10-х классов, по данным исследования «Всероссийского центра изучения общественного мнения» 2017 года и опроса «Регионального общественного центра интернет‑технологий» 2016 года. Большинство людей регулярно используют этот мощнейший инструмент для развлечения. Так, по данным опроса компании ESET, 48% школьников в интернете играют в онлайн‑игры, слушают музыку, смотрят видеоролики, фильмы. 27% учеников готовят школьные задания и занимаются самообразованием. У нынешних учащихся есть устройства, благодаря которым они имеют возможность создавать блоги, инфографику, видеоролики, но этими возможностями пользуются лишь 16% школьников.

Цифровые инструменты можно использовать в образовательных целях. Современный педагог предложит учащимся задание, для которого нужно использовать навыки творческой работы с современными технологиями. Пусть в качестве домашнего задания ученики создадут цифровую историю для блога, запишут видеоролик, сделают интерактивную инфографику. Результатом такой работы они смогут гордиться, делиться с друзьями, собирать в портфолио.

Не боится новых технологий

Не используют новые технологии на занятиях 20% преподавателей до 29 лет, 10% – в возрасте 40-59 лет. Такая неожиданная статистика приведена в статье «Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России» . Предложить студентам новые инструменты для решения задач может преподаватель, который имеет знания и практический опыт в использовании информационных технологий на уровне уверенного пользователя. Умение пользоваться облачными технологиями, обучающими приложениями, интерактивной доской, создавать мультимедийные презентации, онлайн‑уроки лишь небольшая часть технологических умений, которые помогут сделать уроки удобными, увлекательными и полезными для будущего учеников.

Не против гаджетов на уроке

Задача современного учителя показать, что технологии – это не игрушки, а инструмент для получения знаний. Ученик может не узнать, как использовать гаджеты с умом, если не увидит это на примере. Учитель XXI века не должен запрещать пользоваться смартфонами и планшетами на уроке. Его миссия – воодушевить учащегося на самостоятельный поиск ответов на вопросы с помощью устройств, научить проверять источники. Тем более учитель не ходячая энциклопедия, он имеет право сказать: «Я не знаю ответ на этот вопрос. Используй Google и поделись тем, что узнал с остальными».

Экономит бумагу

Ученики выбрасывают или в лучшем случае запихивают подальше домашние задания в тетрадях и раздаточные материалы на листах бумаги. В XXI веке созданы все условия для организация обучения в онлайн‑формате. Совместное использование ссылок, работа над общими документами, обсуждение учебных вопросов в чатах, работа с инструментами планирования и выполнения задач стимулируют студентов использовать интернет для организации учебной деятельности.

Учитель XXI века прежде всего сам прилежный ученик, следящий за новыми тенденциями в образовании, которые обогатят его педагогический опыт . Только тот, кто успешно учится сам, сможет научить другого. Что ещё должен знать современный педагог? Делитесь мнением в комментариях.