Грамматические средства связи.

(1) Для Малыша наступили чудеснейшие дни. (2) За всю свою, правда, еще короткую жизнь он не имел столько благ одновременно: свободы, внимания людей, обилия пищи и питья. (3) Прежде чем попасть во двор дома номер двадцать четыре, Малыш побывал у троих хозяев. (4) Его рано оторвали от матери – ненецкой лайки, которую он вскоре забыл. (5) Некоторое время он жил у одного колхозника, невдалеке от города. (6) Малышу была предоставлена полная свобода. (7) Целыми днями он гонялся по тракту за проходящими автомашинами или лаял на старого добродушного Полкана, изредка вылезавшего из своей будки. (8) Полкан относился к щенку снисходительно, как и подобает старшему, и никогда не обижал его.(Е.Коковин)

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи, эти неутомимые связные весны. (2) Город полнился ярмарочным гамом. (3) Одержимо, разноголосо дудели автомашины, наверно оттого, что улицы полны народу. (4) Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали головокружительные виражи горластые грачи. (М.Пришвин)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Я шумно ходил по комнате,(1) грохотал стульями,(2) а мама всё стояла у окна. Я подумал,(3) что она,(4) наверное,(5) разглядывает что-то,(6) и тоже подошёл к окну.

Я долго думал о том,(1) почему мама нисколько не бранила меня,(2) почему она,(3) на моё счастье,(4) даже обрадовалась,(5) что чашку разбил я,(6)а не Бум.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.



Кур,(1) правда,(2) тут давно нет. При игре в прятки это было самым укромным местом,(3) а вечером туда вообще заходить боялись.

Налево от дорожки – огород. Вернее,(4) это был сад-огород.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я отвёз медведя домой и самолично его починил,(1) хотя навыка такого у меня,(2) конечно,(3) не было. Я постирал,(4) набил новую вату,(5) аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом. На место потерянного глаза я приделал чёрную повязку,(6) как у пирата.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать,(1) истеричная,(2) крикливая женщина,(3) которая то и дело приходила в школу,(4) чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество,(5) конечно,(6) только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

– А что ж,(1) Поликарповна,(2) неужто всё только на деньги считать? Я вот тебе поправлю,(3) а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом,(4) вот мы,(5) как говорится,(6) и квиты,(7) – сказал он и засмеялся.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Ты,(1) значит,(2) думаешь,(3) что я все знаю? Хор – вот это,(4) действительно,(5) я знаю. А тут… Пойми меня правильно,(6) Женя.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

– Здравствуйте,(1) Виктория! Вы,(2) наверное,(3) не помните меня? Я Назаров.

Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– Ну помните,(4) как Вы катались на санках,(5) а я... Вы ещё пригласили меня в Москву.

ПОВТОРЕНИЕ.

1. Замените словосочетание ТРЕНИРОВАТЬСЯ С УПОРСТВОМ

2. Замените словосочетание ФЛОТСКИЕ МАКАРОНЫ , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Запишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание МАГАЗИН ЦВЕТОВ

4. Замените словосочетание ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ БАССЕЙН

5. Замените словосочетание ГОВОРИТ С УВЕРЕННОСТЬЮ , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Запишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО

7. Замените словосочетание ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ВОПРОС ПО ЛИТЕРАТУРЕ , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание СНЕЖНЫЙ КОМ , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

10. Замените словосочетание ДЕЛАЛ СПОКОЙНО , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.

ПОВТОРЕНИЕ.

1.Выпишите действительное причастие, в котором правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения исходного глагола:

Оранжевая заря была строгая и стекленеющая, лужи на болотах горели от нее, как окна. Нам было очень нужно узнать, что это – тетерева бормочут или так кажется. Все мы трое взгромоздились на большую вытаявшую кочку, прислушались.

2. Выпишите страдательное причастие, в котором правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения исходного глагола:

Живого бобра на свободе очень трудно увидеть. Веками преследуемые человеком, оставшиеся в живых бобры стали очень осторожны. Тем более интересно, что там, где налажена охрана, бобры становятся доверчивее, нередко ручными.

3. Выпишите действительное причастие настоящего времени, в котором правописание безударной гласной в суффиксе определяется тем, что оно образуется от глагола I спряжения:

На широкой илистой отмели копошились и плавали утки. Они ныряли и, смешно ковыляя, выкарабкивались на берег. В бинокль я наглядел несколько разнообразных пород уток, блещущих своим оперением. Черный хохлач-нырок плавал совсем близко. По краю берега между копошившимися в грязи утками проворно бегал большой кулик-шилоклювка

4. Выпишите действительное причастие настоящего времени, в котором правописание суффикса определяется тем, что оно образуется от глагола II спряжения:

Прошло еще несколько дней, и погода резко испортилась. Ветер дует порывами, хлещет дождевыми каплями по дежурящим в окопах матросам, выбивает зёрна из разбухших колосьев. Сгорбившиеся, хмурые бродят моряки по окопам. Тяжело хлопают по ногам намокшие клёши.

5. Выпишите страдательное причастие настоящего времени, в котором правописание суффикса определяется тем, что оно образуется от глагола II спряжения:

Признаюсь, я недолюбливаю так называемые роскошные издания, с форзацами, титулами и шмуцтитулами, в надменных раззолоченных переплетах. Грустно видеть, как они стынут за стеклом книжных шкафов, погребённые, будто в склепах, не тревожимые никем.

6. Выпишите страдательное причастие настоящего времени, в котором правописание суффикса определяется тем, что оно образуется от глагола I спряжения:

Подгоняемые тихим течением, колыхавшим высокие стебли перезимовавшего камыша, мы плыли в нашей узенькой и легкой пироге.

7. Из текста выпишите слово, в котором выбор гласной в суффиксе определяется правописанием суффиксов страдательных причастий настоящего времени, образованных от глагола II спряжения:

С ружьём в руках я стоял растерянно, до слез в глазах вглядываясь в чёрную вершину. Невидимый глухарь рассыпал песню за песней. Теперь я отчётливо слышал каждое колено, слышал особенный странный звук распускаемых перьев. По направлению песни казалось, что птица скрывается в самой вершине.

8. Выпишите причастие, в котором правописание одного из суффиксов определяется правилом: «В действительных причастиях прошедшего времени сохраняется суффикс –А-(-Я-) основы неопределённой формы исходного глагола»:

Над дымовыми трубами торчали белые колпаки, похожие на поварские, а над колпаками струился нагретый воздух, красиво таявший на морозном солнце.

9. Выпишите причастие, в котором правописание одного из суффиксов определяется правилом: «В действительных причастиях прошедшего времени сохраняется суффикс –И– основы неопределённой формы исходного глагола»:

Пётр Арианович поднял лицо. Оно было разгорячённое, потное и радостно улыбалось, точно учитель нашел решение давно мучившей его загадки. Фуражка держалась на самой макушке.

10. Выпишите причастие, в котором правописание одного из суффиксов определяется правилом: «В отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени сохраняется суффикс –А-(-Я-) основы неопределённой формы исходного глагола»:

С особенным удовольствием переночевав в гостеприимном домике на берегу залива, ранним утром мы опять трогаемся в места птичьих зимовок. Постукивая мотором, маленький катер рассекает усеянную птицами зеркальную гладь залива.

Среди предложений 15-19 найдите предложение с обособленными однородными несогласованными определениями. Напишите номер этого предложения.

(15) Одновременно подавив тяжёлый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюблено-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. (16) Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки весёлой польки… (17) Но они мужественно гнали от себя соблазнительную мысль – остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу.

(18) По мере того как шли мальчики, всё малолюднее и темнее становились улицы . (19) Прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими красными и синими сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, её весёлый многоголосый шум, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам – всё осталось позади.

Во втором и третьем абзацах найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.

Среди предложений 1-8 найдите предложения с необособленным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 9-18 найдите предложения, включающие вводные слова или словосочетания. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 10-25 найдите такие, в составе которых есть обращение. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 1-5 найдите предложения с вводными конструкциями. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 19-23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 7-13 найдите предложения с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.

(7) Люди не способны жить неупорядоченно. (8)Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. (9)... имели право на это царствующие особы, они являлись наиболее важной частью сложившихся механизмов, а потому своё личное «хочу» должны были обуздывать больше других.

(10)В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны. (11)По своей природе я не был убийцей, ни по природе, ни по воспитанию, пушкинское «милость к падшим призывал» всегда отзывалось во мне. (12)Но вопреки себе я вынужден был убивать и делал это без каких-либо угрызений совести. (13)Даже гуманнейший из людей - Пушкин, окажись он на моём месте, поступал бы так же .

Это далеко не полный перечень формулировок.

При обсуждении В5 было предложено решение данного выше задания и алгоритм работы: «Если речь идет о приложениях, то 1 . ищем в предложениях тире (любимый знак данного второстепенного члена); 2 . если тире обнаружено, то ищем в этих предложениях сказуемые, выраженные глаголами (нашли, т. е. здесь не случай, когда подлежащее и сказуемое выражены существительными); 3. значит, в этих предложениях есть обособленные приложения » 182 .

Приложение , грамматическое название определения, выраженного именем существительным в одном падеже и числе с определяемым словом. Это только второстепенный член предложения. Вводное слово или предложение (вставная конструкция) , грамматический термин, означающий ту часть предложения или периода, которая является выражением отношения говорящего лица к остальной речи, с остальными частями грамматически не связано и может быть опущено, не нарушая конструкции. Проще говоря, необходимо суметь отличить определение, являющееся членом предложения от слов, не являющихся оными или, иногда, являющимися самостоятельными предложениями.

И снова уточнения: «Вставные компоненты не имеют грамматической связи с контекстом, действительно, дополняют эмоциональный фон. А приложение - это параллельное наименование предмета. Если мы работаем с приложением и определяемым словом (то есть уже их «идентифицировали» как конструкцию и уже не путаем с вставками), то прием поможет определить, что из них есть что, поскольку подчинительные отношения в них «стерты», «стушеваны» и трудно установить, кому из слов принадлежит характеризующая роль, то есть, где приложение, а где определяемое слово, а это важно при постановке знака » 183 .

«Попробую составить алгоритм:

1. Выделяем грамматическую основу, выясняем: не выражено ли сказуемое существительным.

2. Подчеркиваем второстепенные члены предложения.

3. Выявляем "лишние" подлежащие и дополнения.

4. Выявляем, что по смыслу предложения первично. Остаток выносим в приложения. А знаки при них - песня отдельная » 184 .

Итак, в формулировках к заданию В5 можно встретить вводные слова и конструкции, обращения, обособленные и необособленные определения, обособленные обстоятельства. Нелишне напомнить, что в учебниках всем «осложнителям » отводится немало места.

Рассмотрим в качестве примера рассуждения при поиске ответа один из вариантов:

Среди предложений 16-22 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(16) Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17) Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине 20 века, психологи даже ввели термин «шок будущего». (18) Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19) Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие – неуловимое мгновение по меркам истории – мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. (20) Это не просто шок будущего, это супершок. (21) Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

(22) Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас?

Наша задача – найти предложение с обособленным приложением, о котором мы помним то, что это определение, выраженное существительным, что любимый знак приложения – тире. В тексте, предложенном нам, тире (вернее, двумя тире) выделяется сочетание слов « неуловимое мгновение по меркам истории». Это и есть правильный ответ. Десятилетие (какое ?) - неуловимое мгновение . Что ж, достаточно просто, если материал знаком, да еще, если умеешь им пользоваться. В клеточки заносим цифру 19 .

Еще один пример с приложением:

В последнем абзаце укажите сложное предложение, одна из частей которого осложнена одиночным обособленным приложением. Напишите его номер .

(20) Я говорил, между прочим, и о том, как много ценного для мировой культуры дают народы Поволжья. (21) Поволжья – поймите это! – то есть народов, живущих по великой русской реке Волге. (22) А разве Волга не река и других народов – татар, мордвы, марийцев и прочих? (23) Далеко ли от нее до народов коми или башкир? (24) Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами дали им много! (25) А культура – это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублем, а он все у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше.

(По Д. Лихачеву)

Поиск в этом тексте осложняется тем, что не всегда приложение может обособляться тире. В предложениях нам нужно отыскать одиночное обособленное приложение . Помним: приложение – существительное. Обособление – выделение знаками препинания. Отбрасывая различные вводные слова и конструкции (между прочим, глядишь ), не обращая внимания на тире, которое выполняет на этот раз совсем другую функцию, ищем существительное-определение . Оно находится только в 24-м предложении, хотя слово по форме скорее напоминает прилагательное. Помните о субстантивированном существительном? Это слово – русские (сколько мы, русские , получили…) , которое обособлено с двух сторон запятыми. Оказывается и запятые могут быть неким «указателем» в поиске приложения. В качестве ответа в бланк заносим цифру 24.

Глава шестая – В6

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Уровень сложности задания

Тип задания

Примерный % выполнения

Сложное предложение.

Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, необходимо повторить:

    типы сложных предложений (ССП, СПП, бессоюзное сложное),

    виды придаточных предложений (изъяснительное, определительное, обстоятельственные: места, времени и т.д.),

    типы связи простых предложений внутри сложного (последовательная, параллельная, бессоюзие).

ФИПИ : «Не вызвали особых затруднений сложные предложения с прозрачной синтаксической структурой, чёткими синтаксическими (сочинительными и подчинительными) отношениями предикативных частей.

Однако большая часть экзаменуемых не справились с вариантом этого задания, требующим найти сложноподчинённое предложение с однородными придаточными.

Придаточные с однородным соподчинением в подобных сложных предложениях часто объединяются общим синтаксическим средством подчинительной связи подчинительным союзом или союзным словом. Отсутствие такого средства перед вторым придаточным предложением и провоцирует ошибку в экзаменационных работах: воспринимая одно из придаточных как самостоятельную часть сложного предложения, в этом случае учащиеся не могут найти правильный ответ – задание остаётся невыполненным. Опыт проведения ЕГЭ прошлых лет доказывает устойчивость этой ошибки » 185 .

Естественно, и в этом задании мы можем увидеть значительное разнообразие формулировок:

Укажите номер бессоюзного сложного предложения, вторая часть которого раскрывает (поясняет) содержание первой 186 .

Среди предложений 2-6 найдите предложение с однородным и параллельным соподчинением придаточных. Напишите его номер.

(2) И как изумительно, как чудесно появилась эта дивная сила в Ломоносове! (3) Чтобы понять это вполне, надо перенестись мыслью в ту эпоху жизни России, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда ученье было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценённым сокровищем. (4) И в это-то время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову, что ему надо, непременно надо учиться, что без ученья жизнь не в жизнь. (5) Ему этого никто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к ученью, как нынче бьют за отвращение к науке. (6) Чуден был этот мальчик, не походил он на добрых людей, и добрые люди, глядя на него, пожимали плечами. 187

В первом и втором абзацах найдите сложноподчинённое предложение с двумя придаточными. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 9-15 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений в порядке возрастания.

(9) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10) Но произошёл удивительный парадокс. (11) Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у лбдей дотелефонной, дотелеграфной, доавиционной поры? (12) Да боже мой!

(13) Техника сделала могущественным каждое государство и человечество в целом. (14) По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?

Среди предложений 8-18 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия (изъяснительным, определительным, времени, цели и т.д. – А.Т.) . Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 9-17 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Выбор формулировок громаден. Однако вся информация, связанная с правильным выполнением этого задания имела место для выпускника не так давно: всего два года назад, в конце 9 класса. Поэтому забыть (если учил, конечно) практически невозможно. Немаловажным является и то, что при подготовке к выполнению этого задания стоит прорабатывать с учениками схемы предложений, чтобы они смогли увидеть его структуру, связи, некоторые закономерности построения. Можно предложить не только нарисовать схему уже проанализированного предложения, но и придумать предложение по уже имеющейся схеме.

Алгоритм для работы с этим заданием (опять же только предлагаемый): обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск - выявление и классификация сложных предложений – определение характера подчинения придаточных (или соподчинения) в этом предложении – запись ответа цифрами (в клеточке должен находиться один символ) .

Проверим на практике:

Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Я даже не помню, как называлась та книга. (2) Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3) Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4) Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

В данном отрывке три сложных предложения: 1, 2 и 5. Поскольку в них более одной основы. Третье и четвёртое предложения осложнены однородными сказуемыми. Только осложнены. Из курса средней школы помним, что придаточное определительное предложение отвечает на вопросы (какой? чей? ), которые задаются от главного предложения. Опробуем эти вопросы. Я не помню, (что?) как называлась книга – в первом предложении вопрос явно не к придаточному определительному предложению. Это придаточное изъяснительное. Второе предложение: Помню только, (что?) что алел вымпел – тоже придаточное изъяснительное. Остаётся единственный вариант: Мы стояли и смотрели на небо, (какое?) с которого падал снег – это и есть придаточное определительное. Но в данном варианте на помощь может придти союзное слово который , являющееся формальным показателем определения.

На Всероссийском Интернет-Педсовете разбирался несколько похожий вариант 188:

В первых двух абзацах, найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) Во дворе нашего дома идёт строительство. (2) В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо – ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. (3) И как только выстраивались, как только начиналось - слева направо, слева направо, все они, разноликие, становились похожи друг на друга. (4) Попал в цепочку – сам себе уже не хозяин.

(5) Каждого из нас окружают люди. (6) Но эти люди никогда не бывают хаотичной массой, всегда определённым образом выстроены в некий действующий механизм - маленький, временный, как цепочка, перебрасывающая кирпичи, или же необъятно великий, непостижимо сложный, который мы привыкли называть словом «общество». (7) Люди не способны жить неупорядоченно. (8) Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. (9) ... имели право на это царствующие особы, они являлись наиболее важной частью сложившихся механизмов, а потому своё личное «хочу» должны были обуздывать больше других.

Обратим внимания на реплики участников обсуждения: «Вчера только этот текст с учениками разбирали… С заданием В7 справились все, а вот с В6 - не все, хотя четко знают, что такое придаточное определительное, не смогли найти, большинство спутали его с причастным оборотом » 189 .

«Здесь главная ошибка учеников: определение типа придаточного предложения по союзам, которые даются в учебнике. Забывают напрочь, что тип придаточного определяется только по вопросу от главного предложения ».

«Подвел как раз вопрос, прежде всего, нужно научить видеть структуру предложения. А потом, конечно, вопрос задавать. Но иногда бывает, что вопрос очень сложно задать, поэтому в том случае, если союзы (или союзные слова) относятся только к тому или иному типу придаточного, то следует об этом сказать детям (например: хотя, несмотря на - уступки, который - определительное). Хотя, безусловно, в основе лежит вопрос.

Проблема еще стоит не совсем в умении определить тип придаточного, это они легко делают, я 200 предложений перед этим проработала с ними, а вот как только его еще и в тексте найти нужно - вот тут и "спотыкаются". Нет внимания, а тут еще в этом тексте предложение длинное попалось, его же еще нужно до конца дочитать » 190 .

«И это можно счесть большим промахом разработчиков - указав верно номер предложения, в котором еще масса других структур, можно иметь в виду совсем не то, что разработчики, и попасть в "верно" просто по воле случая. Ответ должен быть четок и безвариантен, поскольку это не творческое задание… Можно сделать много проще – найти слово после запятой, чтобы оно отвечало на эти вопросы (какой? который? чей? ), а потом проверить следующую за ним конструкцию на наличие грамматической основы (слово должно входить в грамматическую основу или распространять ее). Всего-то "делов" » 191 .

В итоге – 6 предложение оказалось искомым. Снова не очень сложно для трёх минут поиска. Подробней о придаточных и различных видах связи смотреть можно в учебниках, в любых учебниках курса русского языка в средней школе.

Снова пример с комментарием: Среди предложений 1-12 найдите сложноподчиненные с придаточным цели. Напишите их номера .

Текст уже знакомый нам – С. Львов о пользе домашнего совместного чтения вслух 192 . Придаточное цели отвечает на вопрос от главного предложения (с какой целью? для чего? ). Сложноподчиненных предложений в данном отрезке (1-12 предложения) несколько: 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10 и 11. Выбор большой. Поставим вопросы к придаточным. Второе предложение – с придаточным времени: влечет обмен мыслями (когда?), когда вся семья читает… Третье – с придаточным условия: она превращается в друга (при каком условии?), если это книга большая и ее читают долго . Четвертое – с двумя придаточными (времени и определительным): я могу их разделить (когда?), когда смотрю на книги (какие?), что стоят на полках . Пятое – вновь определительное: собрать вместе книги (какие?), которые мы читали . Седьмое – с придаточным цели (то, что необходимо найти): как выбрать время (с какой целью?), чтобы могли сразу собраться за столом . Девятое – тоже с придаточным цели: находится же оно для того (для чего?), чтобы смотреть телевизор . Десятое – с придаточным времени: просиживаем часами (когда?), когда ничего не показывают . Одиннадцатое – придаточное определительное: огромный экран (какой?), который и не «снился» .

В правильном ответе две цифры (7,9), записываем их в клеточки через запятую, которую тоже заносим в клеточку. И никаких пробелов между символами.

Глава седьмая – В7

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Уровень сложности задания

Тип задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения (мин.)

Примерный % выполнения

Средства связи предложений в тексте.

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

ФИПИ : «Задание В7 с кратким ответом относится к заданиям повышенного уровня трудности и ориентировано на проверку умений и навыков анализировать текст с точки зрения важнейшей его характеристики – связности. Основу связности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего или предыдущих, вбирая в себя ту или иную его часть 193 .

В задании В7 для анализа связности текста были предложены фрагменты текста, содержащие различные модели темо-рематических цепочек: модели с использованием последовательного (цепного) способа связи предложений и параллельного способа соединения предложений. Нужно было найти в тексте предложения, последовательно или параллельно соединённые между собой, опираясь на формальные средства, передающие связность входящих в текст предложений » 194 .

Формальных показателей связи предложений не так много, поэтому их стоит запомнить: указательные местоимение, лексический повтор, синонимы или контекстные синонимы, антонимы или контекстные антонимы, союзы (подчинительные или сочинительные), местоименное наречие места, личные местоимения, частицы + лексический повтор, однокоренные слова, синтаксический параллелизм, вводные слова. Стоит заметить, что эти формальные показатели связи предложений могут сочетаться друг с другом. 195

  • Мониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки егэ по русскому языку

    Выпускная работа

    ... Модель системы мониторинга предметной обученности в условиях подготовки к ЕГЭ по русскому языку ... несколько компонентов... слов , словосочетаний или предложений (28 заданий ... по результатам ЕГЭ и пробного тестирования. Процент выполнения заданий части «В» ЕГЭ ...

  • Аналитические материалы предметной комиссии о проведении ЕГЭ по русскому языку в 2009 году

    Аналитические материалы

    Распознавании и идентификации частей речи, при наличии в предложении сходных морфологических моделей слов . Как показывают... экзамен в формате ЕГЭ . В условиях обязательного экзамена по русскому языку выполнение заданий части В демонстрирует слабую...

  • Результаты егэ по общеобразовательным предметам* 3 1 результаты егэ по русскому языку 3 1 1 характеристика заданий единого государственного экзамена по русскому языку в 2009 году

    Документ

    РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ* 3.1. Результаты ЕГЭ по русскому языку 3.1.1. Характеристика заданий единого государственного экзамена по русскому языку в 2009 году По тематике...

  • Программа элективного курса 11 класс 70 часов «интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»

    Программа

    Экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ . В разработку и внедрение внутришкольной сетевой модели подготовки учащихся к ЕГЭ могут... части речи; проводить лексический анализ слова . Помощь в выполнении этих заданий окажут следующие книги: ЕГЭ . Русский язык ...

  • (1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу...(6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк. (Н.Вурдов)

    12. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

    (1) Дорога шла по низменным болотистым местам. (2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи. (3) Местами приходилось брести по колено в воде. (4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино. (5) Всё это очень затрудняло ходьбу. (Н.Вурдов)

    13. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

    (1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней… (З.Сорокин)

    14. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

    (1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера. (С.Воронин)

    15. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

    (1) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера, барки и бригантины. (2) Они приходили из Карибского моря, из Леванта и Шотландии, из всех углов земли. (3) Приводили их шведские шкипера - неразговорчивые и честные люди. (4) Зимой корабли вмерзали в лед, их засыпало снегом. (К.Паустовский)

  • 2. Среди предложений 8 – 15 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные предложения: неопределённо-личное, безличное и определённо-личное.
  • 4. Среди предложений 7 – 15 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное.
  • 5. Среди предложений 1 – 6 найдите сложные, в состав которых входят простые определённо-личные.
  • 8. Среди предложений 10 – 14 найдите простое односоставное неопределённо-личное.
  • 9. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное, в состав которого входят односоставные неопределённо-личные и безличное предложения.
  • 10. Среди предложений 12 – 21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение.
  • 11. Среди предложений 11 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное.
  • 12. Среди предложений 22 – 28 найдите сложные, одна из частей которых представляет собой односоставное безличное предложение.
  • 13. Среди предложений 13 – 17 найдите односоставное безличное предложение.
  • 14. Среди предложений 1 – 4 найдите односоставное неопределённо-личное предложение.
  • 15. Среди предложений 6 – 12 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные определённо-личное и безличное предложения.
  • 16. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение.
  • 17. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.
  • 25. Среди предложений 1-4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
  • 27. Среди предложений 33-39 найдите односоставные безличные предложения.
  • 28.Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное предложение.
  • 29. Среди предложений 18 – 21 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.
  • 30. Среди предложений 7 – 13 найдите простое односоставное определенно-личное предложение.
  • 31. Среди предложений 4-7 найдите сложное, в состав которого входит безличное.
  • 36. Среди предложений 3–6 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение.
  • 40. Среди предложений 1-9 найдите односоставное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я).
  • 43. Среди предложений 6-12 найдите простое(-ые) односоставное(-ые) назывное(-ые) предложение(-я)
  • 44. Среди предложений 12–19 найдите простые односоставные безличные предложения.
  • ЗАДАНИЕ В 4.

    1. Среди предложений 9-16 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное.

    (9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

    (12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

    (15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности.

    2. Среди предложений 8 – 15 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные предложения: неопределённо-личное, безличное и определённо-личное.

    (8) У одного смысл жизни – город построить, а у другого – загородные хоромы отгрохать. (9) У одного – с ближним делиться всем, что имеет, а у другого – анонимку на соседа настрочить, кляузу на коллегу нацарапать по причине якобы «восстановления справедливости».

    (10) Мы вообще порой стремимся прожить жизнь судорожно, быстро, а уж потом хватаемся за шапку, одним словом, чаще всего задним умом крепки бываем. (11) Часто делаем то, что вообще не имеет никакого смысла.

    (12) Социальные, нравственные, психологические процессы формирования общества требуют чрезвычайной осторожности. (13) Меня иногда спрашивают, как бороться с пьянством, ложью, воровством, я же всегда отвечаю: начинайте с себя. (14) На мой взгляд, только самоограничение, воспитание внутренней культуры человека, всеобщей культуры народа помогут искоренить это зло.

    3. Среди предложений 4 – 7 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение .

    (4) Противоречие между поколениями возникает не только потому, что молодёжь создает новые традиции, вступающие в конфликт с традициями отцов, но и оттого, что в своём желании утвердить эти традиции молодёжь часто ведет себя деструктивно, отрицая абсолютно весь накопленный опыт. (5) На мой взгляд, проблему противостояния поколений не стоит драматизировать, так как, если бы противостояние перевешивало гармонические связи между поколениями, общество не могло бы существовать. (6) Однако к ней не стоит относиться и безразлично или очень легко, поскольку в конце XX века опасность невмешательства старших в проблемы младших значительно увеличилась. (7) Чтобы разобраться, остановимся более подробно на этой проблеме.

    4. Среди предложений 7 – 15 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное.

    (7) Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (8) В тот день, когда я уходил из дома, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу. (9) И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. (10) Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11) И над бором висит в синеве солнце, щедро, стремительно и бесшумно сыплющее в лохматую прохладу мхов свои червонцы. (12) А над мхами, словно сморенные за пряжей старушки, дремлют смолистые ели: они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (13) Под елями – древний запах папоротника. (14) Мне кажется, что я слышу, как растет на полях зелёная трава.

    Задание 14

    1. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

    (1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идём ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Федосеев Г.)

    2.

    (1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (Катаев В.)

    3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

    (1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (Свинцов В.)

    4. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    (1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озёра. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал.(5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в темной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Березко Г.)

    5. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

    (1) Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (5) Тетя Маша, погремев в каморке, вытащила две лопаты. (6) Человек стучал по рычажку - все время было занято. (Дубровский Э.)

    6. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

    (1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (Гайдар А.)

    7. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.

    (1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Коваль Ю.)

    8. Среди предложений 1-6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

    (1) Из туч, как из ледника, набросило холодом. (2) Ветер перешел в ураган, пробежал вихрем по вершинам. (3) Все кругом загудело, налетел ливневый шквал. (4) На нас обрушилась лавина воды. (5) Сквозь ее мутную завесу не пробивался даже свет молний. (6) Дождь безжалостно хлестал по холмам, отплясывая дикий танец по равнине.

    9. Среди предложений 1-7 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    (1) Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. (2) За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. (3) Откуда только у них прыть взялась! (4) Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, точно копируя ее движения. (5) Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом. (6) Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. (7) Для полноты впечатления мне хотелось узнать, что же ела медведица на проталинах. (Федосеев Г.)

    10. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

    (1) Это был дом, каких множество на улицах Соломбалы. (2) Во дворе за забором на ветвях молодых тополей робко проступала зелень будущей листвы - лето запаздывало. (3) Слышалось прерывистое повизгивание пилы. (4) Из глазка-отверстия в крашенной охрой калитке свисал кончик тонкой веревки с узелком. (5) Подталкивая друг друга, мальчики в нерешительности поглядывали на окна с белыми полотняными занавесками. (Коковин Е.)

    1-4

    2-4

    3-1

    4-5

    5-26

    6-4

    7-24

    8-3

    9-6

    10-2