Храмы троицы живоначальной и успения богородицы в троице-лыкове. Троице-Лыково, церковь Троицы Живоначальной: описание, история, адрес Возведение и основание


Всего 79 фото

Если есть места где в такую весеннюю солнечную погоду хочется пить этот воздух и также впитывать восхитительные визуальные впечатления - это как раз Троице-Лыково. И ключевое слово здесь, "благодатное". Я много раз бывал в Строгино, но как-то не доводилось добраться до Троице-Лыково. Теперь же Это свершилось. В субботний день искрящийся весенним солнечным светом мы с durasik переместились из Хорошёво, после осмотра (Хорошёво недалеко от Троице-Лыкова, в западной же части Москвы). Этот удивительный шедевр храмового зодчества "нарышкинского стиля" в 1935 году был признан Лигой Наций памятником архитектуры мирового значения. И мне давно уже хотелось его увидеть воочию.

Субъективно еще наверное порыв приехать сюда сдерживали множество негативных (в нелицеприятных деталях) отзывов в сети о неприемлемо-отвязанном отношении охранников подворья к посетителям с фотокамерой, когда тебя в ультимативно-грубой форме понуждают прекратить или изначально запретить съемку шедевра мировой культуры зеркальной фотокамерой и в снисходительно-брезгливой разрешают снимать на камеру смартфона. Эта проблема довольно болезненна для фотолюбителя, человека увлекающегося и изучающего нашу богатую культуру. Предстояло проверить ко всему прочему, так ли это и что происходит на Подворье сейчас!? И хотя с помощью квадрокоптера можно вполне себе подлететь издали и отснять с высоты птичьего полета все эти достопримечательности, но это все равно уже будет как в собственных глазах, так и в глазах зрителя и читателя чем-то неполноценным, как будто урванным тайком и даже снято "воровски" беспокойно оглядываясь)

Мы осмотрим Подворье Покровского женского монастыря в Троице-Лыково, Церковь Успения Пресвятой Богородицы, а главное Церковь Троицы Живоначальной. Как всегда будет подробный визуальный фото ряд. Так что этот материал для тех кто захочет в деталях рассмотреть достопримечательности Троице-Лыкова, прогуляться, не торопясь осмотреть архитектурные памятники, отдохнуть, получить порцию весеннего солнца, вдохнуть прозрачного и бодрящего воздуха все равно как глотка радости и благодати из святого источника.

Троице-Лыково расположено на западе Москвы (район Строгино), на правом, высоком берегу Москвы реки. История Троице-Лыкова и его храмов неразрывно связана с судьбами владельцев усадьбы, отразившими все драматические события русской истории XVI-XX вв. Свое название Троице-Лыково получило по имени возведенной в нем Троицкой церкви и по фамилии первого его владельца - князя Лыкова-Оболенского.
02.

Село Троицкое (старинное название Троице-Лыково) известно по историческим документам с XVI века. При царе Василии Шуйском Троицкое было пожаловано за службу князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Борис Михайлович был правнуком князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище "Лыко". Во времена правления царей Василия Шуйского и Михаила Романова князь занимал видное общественное и служебное положение. В 1606 году был пожалован во бояре. После свержения с престола Шуйского (в период междуцарствия) к власти пришла Боярская Дума, состоявшая из семи бояр, в том числе которых был и боярин Лыков.
03.

В смутное время он совершил немало ратных подвигов: в 1609 году отличился в победном сражении на Ходынском поле, не дав полякам захватить и сжечь Москву, способствовал победе царских войск над отрядами самозванца Лжедмитрия II и повстанческой армией Болотникова, разбил войско гетмана Лисовского и освободил захваченный поляками город Коломну. По просьбе Земского собора при царе Михаиле Романове принимал активное участие в умиротворении страны: оборонял Можайск от поляков и бесстрашно усмирял разбойников, которые бесчинствовали под Москвой. Он был женат на Анастасии Никитичне Романовой, родственнице жены Иоанна Грозного царицы Анастасии и сестре патриарха Филарета, поэтому по жене князь приходился дядей царю Михаилу Федоровичу Романову. Это родство выдвинуло его в первый ряд московской знати.

С 1619 по 1642 годы Лыков управлял важнейшими государственными Приказами. Боголюбивый князь строил храмы, помогал монастырям. Боярину Лыкову принадлежали также земли у озера Селигер и остров Столбный, где еще в 1594 году был основан монастырь Нилова пустынь, который известностью обязан преподобному Нилу Столбенскому. Лыков считал святого своим небесным покровителем и оказывапл монастырю всяческую поддержку. Борис Михайлович Лыков, пятьдесят лет верой и правдой прослужив своему Отечеству, умер в 1646 году и был погребен в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре.
04.

В конце XVII века Троицкое переходит во владение князей Нарышкиных - братьев царицы Наталии Кирилловны, матери царя Петра I. Иван Кириллович Нарышкин, женившись на княжне Лыковой, получил, надо полагать, это поместье в приданое. В 1682 году, во время "стрелецкого бунта", он был схвачен мятежниками и принял мученическую смерть на Красной площади. В 1690 году село Троицкое было пожаловано другому брату царицы, стольнику царя Петра I - Мартемьяну Кирилловичу, а после его смерти по именному указу было передано во владение, пожалуй, самому известному родственнику царя - боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, одному из самых влиятельных и богатых царедворцев того времени, воглавлявшему Посольский приказ. Ему, в частности, принадлежали знаменитые Тульские заводы и подмосковное село Фили, в котором он построил всемирно известный .
05.

В 1749 году Троице-Лыково досталось Кириллу Григорьевичу Разумовскому, женатому на внучке Льва Кирилловича - Екатерине Ивановне Нарышкиной. Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал - фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины II.
06.


Во второй половине XIX века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин - потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в XIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину - потомственному почетному гражданину, а после его смерти - к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребен в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма имения. Последняя владелица Троице-Лыково - его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина.

К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой - подмосковным "дворянским гнездом": барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями.
07.


Троицкое-Лыково. Усадебный дом Карзинкиных. 1897 год. Источник:М.Ю.Коробко.

Архитектор В.В. Барков построил в усадьбе в 1880-е - 1900-е гг. несколько деревянных "теремообразных" зданий. Это Главный и Летний господские дома; Воскресная школа; Женская богадельня; Конный двор; Скотник; Кухня; Жилой дом для прислуги. К 2011 году осталось только два из них, в руинированном состоянии.

08.


Руины господского дома Карзинкиных. 1990 год.

Центральное место усадьбы занимали храмы. На территории Троице-Лыково в разное время было посторено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своем вотчинном селе еще князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной.

В переписных книгах за 1698-1704 годы есть запись о деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, заказчиком которой был, надо полагать, владевший тогда имением Лев Кириллович Нарышкин. Этот Успенский храм считался редким памятником русского деревянного зодчества XVII века, о котором написано большое количество исследований. Простояв два века, он пришел в крайнюю ветхость. Вступив во владение имением, Карзинкины приняли все меры по сохранению этого древнего храма, на свои средства отреставрировали и обновили его. Успенский храм оставался действующим, пока его не сожгли в 1936 году. Это был преднамеренный поджог, и преступник хорошо известен. Спалил церковь заведующий клубом, устроенным в каменном Успенском Храме, которого приводило в ярость отсутствие народа в его заведении и огромное количество прихожан, едва помещавшихся в храме.
09.

Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. 1900 год.


Для начала осмотрим Успенскую церковь поскольку она предстает перед нами сразу по мере вступления на землю Подворья Покровского женского монастыря в Троице-Лыково. Кстати это тот самый где находятся мощи святой Матроны. В свое время я там столкнулся с абсолютно бескомпроиссным и отвязанным запретом на фотографирование о чем даже отдельно упомянул в моем материале об этом монастыре. Очевидно раз хозяин один значит и порядки все те же. Это я о массовых жалобах на запреты фотографирования в Троице-Лыково. Как только мы появились на территории подворья нас тут же стал опекать странного и неприятного вида охранник подозрительно косившийся на мой еще даже не расчехленный фоторюкзак. Первые фото Успенской церкви в результате пришлось делать украдкой и часть фотографировать на камеру смартфона. Так что качество некоторых снимков, а точнее баланса белого будут не совсем совершенными)

Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине XIX века владевшиий тогда имением Н.А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда "русско-византийского" стиля. В 1851 году освятили придел великомученицы Екатерины.

10.

Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила храм Успения. По проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней.
11.

Благочестивые владельцы имения строили на свои деньги храмы и украшали их, а также делали вклады в монастыри и разные богоугодные заведения, помогали малоимущим. Купцы Карзинкины в 1876 году построили богадельню, а в 1891 г. в сосновом парке имения открыли больницу, в которой бесплатно лечились все нуждающиеся.
12.

По духовному завещанию Ю.М. Карзинкиной в Троице-Лыково в феврале 1917 года была учреждена Свято-Троицкая женская община, которая занималась делами милосердия. По завещанию вся усадьба, все земли и строения должны были принадлежать святой обители. Однако монастырь просуществовал недолго.
13.

Мозаичный образ святителя Николая Чудотворца на южной стороне фасада храма.
14.

Вид на Успенскую церковь с юго-востока.
17.

Это фасад церкви с северной стороны.
18.

Мозаичная икона святой Екатерины Великомученицы на северной стороне Екатерининского придела.
19.

Раз уж мы здесь оказались обходя храм посмотрим и на трапезную для паломников. Она как раз находится напротив северного фасада Успенской церкви. По сути это приличная по размером столовая с большой кухней и соответственно выбором разных блюд. Готовят вкусно, но по ценам не совсем бюджетно)
20.

Еще при самом первом появлении на территории мы обратили внимание на постоянное присутствие в воздухе около Успенской церкви какого-то странного печного запаха более всего похожего на запах отработанных паровозных угольных дымов. Оказалось что все так и есть. В том смысле, что котельная подворья и пищеблока очевидно топится либо углем либо угольными брикетами. За северной стеной подворья где мы запускали коптер женщина "с зеленым пакетом" в руках (на фото ниже) пожаловалась нам на этот постоянный тошнотворный запах и сообщила что все "близкоживущие" местные жители постоянно возмущается этим обстоятельством, а на их жалобы Покровское подворье никак не реагирует)
21.

Рядом с воротами Подворья построен вот этот деревянный терем очевидно административного назначения.
Довольно приличный по своей стоимости как мне кажется)
22.

Храм Успения Пресвятой Богородицы.
23.

Карзинкины были благотворителями - большими поклонниками искусства. Их дом всегда был полон гостей. В усадьбу часто приезжали братья художники Аполлинарий и Виктор Васнецовы, собиратели картин Третьяковы, семья Шаляпиных. Известно, что храмы Троице-Лыково посещал преподобный Серафим Саровский, который останавливался в усадьбе по дороге в Саров. В 1920-х годах здесь совершил одно из своих последних богослужений Святейший Патриарх Тихон.

24.

После революции 1917 года Троице-Лыково постигла участь тысяч российских усадеб - церковные и художественные ценности вывезли, кресты и колокола сняли, а в зданиях усадьбы и храмах разместили разные учреждения. За десятилетия советской власти все в Троице-Лыкове разрушалось и ветшало. В 1923 г. усадьба была разделена на части и ее существование как единого целого закончилось. В 1924 году советские власти вывезли группу детей из Туркмении и устроили здесь называемый Туркменский дом просвещения и интернат. Бывшую домовую церковь Карзинкиных использовали под лекторий, кинотеатр и клуб. Юные граждане советской Туркмении работали на пасеке, в огороде, в яблоневом саду - хозяйство интерната было во многом натуральным.

В Успенской церкви, памятнике XIX века с 1943 по 1979 год был устроен репетиционный зал Суворовского музыкального училища. В разное время в нем устраивались изба-читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре и даже столовая, а последний владелец здания - Институт атомной энергии им. Курчатова - устроил в ней склад лакокрасочных материалов. В 1998 здесь произошел взрыв и случился пожар уничтожившие остатки росписи потолка. Каким-то чудом остался нетронутым изумительный пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. В октябре 1989 года обезглавленный, полуразрушенный храм Успения в Троице-Лыково был возвращен Православной Церкви.

Сейчас мы направляемся в сторону Церкви Троицы Живоначальной.

25.

Слева от парковой дорожки территория бывшего Господского дома.
26.

Это как раз и есть бывший Господский дом усадьбы Троице-Лыково.
27.

Сейчас здесь частное учреждение - общеобразовательная организация "Православная гимназия в Троице-Лыкове" г. Москвы.
Так и вертится на языке слово "элитная" от его дорогого помпезного внешнего вида)
28.

Однако наша главная цель - Церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове - главное украшение парка и всей усадьбы - изумительный по красоте каменный вотчинный храм XVII века "иже под колоколы" (когда здание церкви в верхней его части завершается колокольней).
29.

На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году.
30.

Храм построен в стиле "московского барокко" (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой.
31.

Так как многие подобные храмы ( , Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще "нарышкинское барокко". Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов (предположительно) - известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.
32.

Композиция храма - классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, "восьмерик на четверике". На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане.
33.

С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухярусных восьмигранных барабанах.
35.

Храм поставлен на невысокий подклет - гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой.
36.

38.


"История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова.
Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.

39.

40.


В.Н. Подключников "Три памятника XVII столетия" /Памятники русской архитектуры, в. 5, М., 1945.

Как во всех барочных храмах, замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга.

41.

Церковь была разорена французскими войсками в 1812 году, затем восстановлена. В 1933 году закрыта, но не снесена.
В 1941 году была обмерена, а в 1960-1970-х годах была проведена тщательная реставрация.
42.

47.


В.Н. Подключников "Три памятника XVII столетия" /Памятники русской архитектуры, в. 5, М., 1945.

Отвлекусь немного на земное, пока мы обходим церковь вокруг. Через какое-то время я осмелел, достал фотокамеру и начал интенсивно снимать эту церковь в том числе и ее удивительные архитектурные детали. К моему удивлению два охранника проходжившие мимо отнеслись довольно спокойно к съемке из чего я сделал вывод, что что-то с тех пор как фиксировались жалобы относительно запретов к фотографированию, изменилось в позитивную сторону. Тем более как вы вы видите я снимал даже не с дорожек, а с газонов и прямо под видокамерами что установлены на изгородях усадьбы.
48.

Часть ракурсов церкви будет явно летом визуально недоступна из-за будущей густой зелени парковых деревьев.
49.

Рассмотрим еще внимательней декор Троицкой церкви.
50.

Лично у меня декор Троицкой церкви вызывает просто искренний восторг!
55.

Среди многообразия исторических памятников столицы особое место занимает церковь Живоначальной Троицы, находящаяся в Троице-Лыково ─ местности, расположенной в западной части города. Этот удивительный шедевр храмового зодчества в 1935 году был признан Лигой Наций памятником архитектуры мирового значения.

Благое начинание боярина Мартимьяна Нарышкина

Своё название Троице-Лыково получило в связи с тем, что прежде на его месте находилось дворцовое село Троицкое, которое царствовавший тогда Василий Шуйский пожаловал в 1610 году одному из своих приближённых ─ князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. В 1690 году село перешло в собственность другой знатной московской фамилии Нарышкиных, состоявшей в родстве с новым государем Петром I. По заказу главы этой семьи, боярина Мартимьяна, и построили в Троице-Лыково церковь. Она была выполнена в стиле, получившем название нарышкинского барокко, и явилась подлинным шедевром русского храмового зодчества.

Авторство проекта храма в Троице-Лыково традиционно приписывается известному русскому зодчему Якову Григорьевичу Бухвостову, хотя, по мнению исследователей, веских доказательств этого нет. Единственным основанием для подобного утверждения может являться лишь архитектурное сходство данной постройки с общепризнанными работами мастера, являвшегося, кстати, основателем стиля «нарышкинское барокко», весьма распространённого в русском зодчестве конца XVII и начала XVIII веков.

Облик нового храма

Место, выбранное вблизи Москвы-реки, к слову, и без того высокое, было приподнято за счёт искусственного насыпного холма, благодаря чему церковь стала хорошо видна со всех сторон. Помещена она на широком подклете, являющемся нижним, хозяйственным этажом здания и окружённом изысканной балюстрадой (невысокой каменной оградой).

Общая архитектурная композиция церкви в Троице-Лыково не выходит за рамки традиции, установившейся в тот период. Она представляет собой достаточно часто встречающийся в постройках подобного типа четверик, надстроенный сверху дополнительным этажом, имеющим в плане восьмигранную форму.

Над ним, в свою очередь, помещён ещё один, более узкий ярус, прорезанный вертикальными окнами звона, внутри которого помещены колокола. Венцом всего сооружения является богато декорированный барабан с одной главкой. Таким образом, храм в Троице-Лыково являет собой характерный образец ярусно-пирамидальной композиции, который принято называть «восьмериком на четверике».

Колокола и декоративная отделка фасадов

В полной мере к нему подходит и ещё одно, весьма характерное определение ─ «церковь иже под колоколы». Так в старину именовали храмовые постройки, где колокола помещались не в отдельно построенной колокольне, а на одном из верхних ярусов главного здания. С западной стороны основного объёма возведена алтарная часть, а с восточной, симметрично ей, расположен притвор. Обе эти пристройки венчают главки, установленные на двухъярусных барабанах.

Особого внимания заслуживает декоративное оформление фасадов здания, покрытых объёмными белокаменными украшениями. Их несомненным достоинством являются оконные наличники, индивидуальные для каждого из ярусов. Кованые двери и ставни в прежние времена были богато украшены живописным растительным орнаментом, что также придавало общему виду здания изысканности и великолепия. Сохранились записи, согласно которым над золочением крестов, венчавших главки церкви в Троице-Лыково, трудились мастера Оружейной палаты Кремля: братья Борис и Алексей Маеровы.

Великолепие интерьера храма

Внутреннее убранство церкви ни в коей мере не уступало её наружному оформлению и было столь же роскошным. По свидетельству современников, настоящим шедевром прикладного искусства являлся высокий девятиярусный иконостас, богато украшенный позолоченной резьбой, изображавшей переплетения виноградных лоз, а также диковинные плоды и растения.

На южной и северной стенах храма помещались двухъярусные хоры, причём из верхних ярусов можно было попасть в ту часть здания, где помещались колокола. Центром же композиции, составлявшей внутреннее убранство, являлось царское место, располагавшееся на западной стене помещения и представлявшее собой изысканно декорированный фонарь, увенчанный объёмным изображением царской короны.

В довершение всего стены помещения были настолько искусно расписаны под мрамор, что у посетителей не возникало даже мысли об имитации этого благородного материала. Несмотря на то что значительная часть элементов наружной и внутренней отделки храма до наших дней не сохранилась, он занимает одно из ведущих мест среди памятников архитектуры Москвы.

Удары судьбы

В период наполеоновского нашествия храм был разграблен французами. Из него было похищено всё, что представляло, по их мнению, материальную ценность, а само здание подожжено. Так что после изгнания захватчиков из Москвы сгоревшую церковь в Троице-Лыково пришлось восстанавливать из пепелища, что и было сделано в течение ближайших лет.

Следующим тяжёлым ударом для Божьего храма стал октябрьский вооружённый переворот 1917 года. Новые власти поступили с его имуществом почти так же, как некогда наполеоновские солдаты, то есть в очередной раз разграбили всё, что было можно, но, в отличие от многих иных московских святынь, не стали разрушать само здание. Тем не менее в 1933 году приход храма был упразднён, и богослужения в нём прекратились.

Возвращение храму его исторического облика

Несмотря на своё крайне негативное отношение к религии, городские власти придали храму статус охраняемого государством памятника архитектуры Москвы и в 1941 году собирались приступить к его реставрации. Однако в тот период удалось провести только необходимые замеры, поскольку дальнейшим работам помешала война.

Лишь в период 60-х и 70-х годов, наконец, приступили к полному объёму реставрационных работ. Однако истинное возрождение культового сооружения следует отнести к периоду перестройки, когда для проведения необходимых работ были выделены достаточные средства. Благодаря государственным субсидиям и пожертвованиям частных лиц этому выдающемуся памятнику нарышкинского барокко был возвращён его первоначальный вид.

Сегодня церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыково, находящаяся по адресу: Москва, Одинцовская ул., 24, как и в прежние годы, поражает взгляд необычайной гармонией своих очертаний и великолепием декоративного убранства.

На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшегоя пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай-городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.

Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников.

Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга.

Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками.

1812 год принес Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французских солдат в селе вконец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс.

Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 годы – Сергей Иванович, затем до 1910 года – Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов – Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, отштукатуренная церковь побелена.

До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: «Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при его сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день».

Храм Троицы закрыли вторым (после теплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания «в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь». К счастью, варварский замысел осуществить не удалось. В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учет Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасен от разрушения.

В 1834 году Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н. А. Бутурлин. При нём в 1851-1852 годах был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы, на средства, собранные под началом генерал-майора согласно завещанию его матери, Екатерины. В честь храмоздателей были устроены приделы великомученицы Екатерины (освящен в 1851 году) и святителя Николая Чудотворца (освящен в 1856 году). Центральный престол, Успенский, был освящен в 1852 году.

В 1876 году усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-й гильдии И. И. Карзинкин. При нем в том же году при церкви на средства купцов Корзинкиных была открыта богадельня, в 1891 году - лечебница для бедных.

В начале 1900-х, при последней владелице, Юлии Михайловне Карзинкиной, храм был перестроен по проекту архитектора Семена Кулагина. Тогда была возведена колокольня, устроены двухэтажная трапезная (в 1903 году) и приделы на хорах в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Серафима Саровского, а наружные объемы храма украшены фризами и кокошниками. Ю. М. Карзинкина также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню.

Богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 года. В ведение обители вошёл и Успенский храм. Однако, уже в 1923 году монастырь был вынужден закрыться. После этого община, переименованная в коммуну, просуществовала до 1929 года.

В октябре 1930 года храм был закрыт. После этого здесь находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии им И. Курчатова как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. В 1980-х годах в храме случился пожар, и он сгорел изнутри.

В 1989 году в Успенской церкви возобновились богослужения, пошли восстановительные работы. В 1999 году на территории храма открылась православная гимназия. Сложилась приходская община, на основе которой в 2003 году было образовано Православное Сестричество Живоначальной Троицы для воссоздания женской благотворительной общины. К началу 2010-х годов храм был почти полностью восстановлен, регулярно совершались богослужения. На приходе действовала воскресная школа для разных возрастных групп. 30 октября 2011 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма и возглавил здесь архиерейскую хиротонию владыки Феофана (Кима).

Храм выполнен в русско-византийском стиле. Прямоугольное здание храма увенчано луковичной главой с крестом. Наружные фризы и кокошники датируются началом XX века. Колокольня была возведена в конце XX-начале XXI века.

  • Полное название: храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково.
  • Краткие названия в народе: Успенский храм, Успенская церковь, храм Успения Богородицы.
  • Относится к Покровскому ставропигиальному женскому монастырю у Покровской заставы.
  • Настоятельница обители: игумения Феофания (Мискина Ольга Дмитриевна).
  • Ближайшее метро: «Строгино».
  • В храме принимают записки об упокоении. Здесь также можно заказать требы - отпевание (не в монастыре), панихиду, сорокоуст.

Одноглавый трёхпрестольный храм в классическом стиле был построен во второй половине XIX века. Приделы освящены в честь Великомученицы Екатерины и Николая Чудотворца. В 1902 г. была проверена существенная реконструкция. В 1930-х годах храм закрыли, частично демонтированное здание использовали как клуб, репетиционный зал, столовую. В 1989 г. началось восстановление храма, в 2013 г. он стал монастырским подворьем.

Адрес храма при Троице-Лыковском кладбище: