Интегрированное занятие «Беседа об осени» (старшая группа). Беседа в старшей группе на тему: Золотая осень

На данном занятии: дети закрепляют знания об осенних приметах; развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни диких животных осенью; формируется заботливое отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Программное содержание.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивающая среда: карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру.

Предварительная работа .

Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина

Ход занятия:

Воспитатель. А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель . Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети . Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

Воспитатель . Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Воспитатель. Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Дети выходят и называют явления природы)

Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние)

Воспитатель . Сколько месяцев в году?

Дети . 12 месяцев в году.

Воспитатель . Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель . Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети . Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)

Воспитатель . Как готовятся к зиме звери?

Дети . Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Воспитатель . Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?

Дети . С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.

Воспитатель . Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок).

Пальчиковая игра «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель . Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети . Листопадом.

Воспитатель . «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети . Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Воспитатель . Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Воспитатель . Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?

Дети . Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.

Ведущий . Какие улетают чуть позже?

Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.

Воспитатель . Какие птицы улетают последними?

Дети . Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

Воспитатель . Какие птицы летят в одиночку?

Дети. Сокол и кукушка.

Воспитатель . Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?

Дети. Журавли летят клином.

Воспитатель . Утки как летят?

Дети. Утки летят правым фронтом.

Воспитатель . Как летят гуси?

Дети . Гуси летят косяком.

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?

Дети. Перелетными птицами.

Воспитатель . А птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель . В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?

Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.

Воспитатель . Чем занимаются люди в октябре?

Дети . Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.

Воспитатель . Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.

Физкультминутка «Снегирек»

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

Воспитатель . Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети . «Ворота зимы», «предзимник»

Воспитатель . Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Дети . Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.

Воспитатель. Какие работы у людей в ноябре?

Дети . Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.

Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети . В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

Воспитатель

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму.


Бурухина Татьяна Сергеевна

Елена Рыбакова
Интегрированное занятие «Беседа об осени» (старшая группа)

Задачи: закрепить и обобщить знания детей об осенних приметах: похолодание, листопад, день становится короче, ночь длиннее, о том как изменяется жизнь растений, животных и птиц осенью, как человек готовится к зиме; развивать диалогическую речь, коммуникативные навыки, наблюдательность, умение анализировать, воспитывать культуру общения, любовь к природе, чувство прекрасного.

Словарная работа: листопад, заморозки, ненастье, багряный, лиловый, золотая осень, перелетные и зимующие птицы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за деревьями (смена окраски листьев, листопад, растениями, насекомыми, птицами, за изменениями в одежде людей; ведение календаря природы, экскурсия в парк (сбор природного материала для поделок, составление осеннего букета, уборка листьев на участке, сезонные работы на огороде: сбор урожая, семян для посева и подкормки птиц, загадывание и отгадывание загадок об осени, чтение и заучивание стихотворений об осени А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье.», А. Н. Плещеев «Осень», К. Бальмонт «Осень», рассматривание картин об осени «Золотая осень» И. Левитан, «Поздняя осень» И. Бродский.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: демонстрационный материал: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень, календарь природы, магнитофон, запись музыки «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского, разноцветные листья от разных деревьев, картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц, серия сюжетных картин «Труд людей осенью»; раздаточный материал: листы А4, карандаши, фломастеры, мелки (пастель, влажные салфетки.

Звучит музыка «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского.

В. : Несу я урожаи

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю

Не касаясь сосен

И елочек. Я….

Д. : Осень.

В. : Да, ребята, давайте поговорим сегодня об осени. Какие месяцы осени вы знаете?

Д. : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. : Осень бывает ранней и поздней, посмотрите на картину (показывает картину И. Левитана «Золотая осень») и скажите, какую осень изобразил художник?

Д. : Это ранняя осень.

В. : Почему вы так решили?

Д. : Еще много листьев на деревьях.

В. : Как по-другому называют раннюю осень?

Д. : Золотая осень.

В. : Почему так говорят?

Д. : Листья на деревьях желтеют, становятся словно золотыми.

В. : Золотую осень очень любил А. С. Пушкин. Он написал много стихотворений про осень. Какое стихотворение А. С. Пушкина вы знаете?

Д. : «Унылая пора! Очей очарованье»

В. : Наташа, прочитай нам это стихотворение (чтение стихотворения).

Д. : В. : Листья на деревьях не только желтеют осенью, как они еще меняют цвет?

Д. : Становятся разноцветными, багряными, лиловыми.

В. : Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай с какого дерева листок». (Воспитатель показывает осенние листья разных деревьев, дети угадывают)

В. : Листья желтые летят,

Падают кружатся

И под ноги просто так

Как ковер ложатся.

Как же называется это явление природы?

Д. : Листопад.

В. : Как опадают листья, как летят, с чем их можно сравнить?

Д. : Тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолетики, вертолетики.

В. : Почему происходит листопад?

Д. : Деревья сбрасывают осенью листья, так они готовятся к зиме, веткам деревьев без листьев легче будет выдержать снег зимой, они не сломаются под его тяжестью.

В. : Когда заканчивается листопад начинают часто идти дожди, дует холодный ветер, на улице становится сыро и холодно. Как называем мы такую погоду осенью?

Д. : Ненастье.

В. : Какие еще приметы осени вы знаете?

Д. : Дни становятся короче, а ночи длиннее, люди тепло одеваются, ночью бывают заморозки, лужи покрываются тонкой корочкой льда.

В. : Да, ребята, погода осенью становится холоднее и дождливее. Это хорошо видно на нашем календаре природы (рассматривание календаря природы). В сентябре было теплее, чем в октябре и ноябре. Значок – фигурка человека показывает, что в сентябре мы легко одевались, а в ноябре – поздней осенью стало намного холоднее и одеваемся мы почти по зимнему. Осенью день укорачивается, ночь становится длиннее. Утром в сентябре было светло, а теперь темно, свет вечером включали поздно, когда приходили домой, а теперь включаем уже в детском саду. Мы с вами увидели, что ранняя и поздняя осень сильно отличаются друг от друга. Давайте попробуем словами нарисовать портрет ранней осени, какая она?

Д. : Золотая, теплая, красивая, рыжая, багряная, пестрая, разноцветная.

В. : А поздняя осень, какая?

Д. : Грустная, унылая, печальная, дождливая, холодная, хмурая, ветряная.

Физкультмину тка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

В. : Скоро белые метели снег подымут от земли,

Улетают, улетели, улетели журавли

Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел,

Аист крыльями полощет, улетает, улетел.

Куда же улетают птицы?

Д. : В теплые края?

В. : Почему они улетают?

Д. : Они питаются насекомыми, а насекомые от холода спрятались под кору деревьев, в щели домов - и птицам стало нечего есть.

В. : Все ли птицы улетают?

В. : Посмотрите, (на доске прикреплены картинки разных птиц) как много птиц, какие же из них улетят осенью, а какие останутся? Уберите картинки с теми птицами, которые улетают осенью. Таня, картинки с каким птицами вы убрали?

Т. : Ласточки, журавли, аисты, кукушки.

В. : Как мы называем этих птиц?

Д. : Перелетные птицы.

В. : А тех, которые остаются?

Д. : Зимующие.

В. : Назовите их.

Д. : Голуби, вороны, синицы, воробьи.

В. : Да, ребята, осенью происходят изменения в жизни птиц: перелетные улетают на юг, а зимующие остаются, прилетают ближе к жилью человека, чтобы легче было найти корм и пережить холодную зиму. А как же животные готовятся к зиме?

Д. : Белочки сушат грибы, собирают орехи желуди, медведь много ест, накапливает жир и присматривает себе берлогу, заяц меняет шубку с серой на белою, ежик собирает плоды, готовится к зимней спячке.

В. : И растения, и животные и птицы готовятся к зиме, Посмотрите на представленные картины и расскажите, а как это делают люди?

Д. : Утепляют квартиры, консервируют овощи и фрукты, убирают урожай, перекапывают землю, сгребают в парке листья, высаживают молодые растения.

3 часть

В. : Ребята, мы сегодня говорили с вами об осени, вспомнили ее приметы, нарисовали словами портрет ранней и поздней осени, вспомнили как готовятся к зиме растения, животные, птицы, люди. Ребята, как вы думаете, а за что мы любим осень?

Д. : за тихие солнечные последние деньки, золотой, багряный убор на деревьях, грибы, яблоки и т. д.

В. : Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Ребята, давайте представим, что мы попали в осенний лес и нарисуем его.

Звучит музыка «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского, дети рисуют.

Публикации по теме:

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» для второй группы раннего возраста «Кухонная посуда» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Образовательная область: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Цель: познакомить с предметами кухонной.

Конспект НОД «Овощи и фрукты» в образовательной области «Речевое развитие» (вторая младшая группа) КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «Овощи и фрукты». Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое.

Задачи: Образовательные:закрепить умение составлять описательные рассказы по мнемотаблицам (схемам, рассказывать выразительно, последовательно,.

Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС 1 слайд Здравствуйте, меня зовут Максименко Анастасия Владимировна. Я работаю старшим воспитателем в «Звездненской СОШ» дошкольных группах.

НОД по математике и конструированию «Строим дом» (старшая группа) Тема: НОД "Строим дом" .Познавательное развитие (математика, конструирование). Цель:Закрепление представлений о свойствах и отношениях окружающего.

  • Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.
  • Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.
  • Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.
  • Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов. Продолжать формировать умение выразительно читать стихи.

Предшествующая работа:

  • наблюдения во время прогулок;
  • чтение художественных произведений;
  • разучивание стихов и песен об осени;
  • прогулки в лес с родителями.

Материалы и оборудование:

  • украшенный зал: лесная поляна, пруд, «волшебный» муравейник, осенние листья на ковре и в корзине;
  • игрушки: утка с утятами, белочка, ёжик, грибы;
  • компьютер
  • презентация «Осенняя экскурсия в природу»;

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие сопровождается показом презентации, на экране меняются слайды с картинами осени. Под звуки музыки П.И. Чайковского «Осенние песенки» дети обходят сказочную полянку, останавливаясь и любуясь отдельными экспонатами, а затем рассаживаются.

Педагог. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Не касаясь сосен И ёлочек. Я...(осень) .

Дети отгадывают загадку.

Педагог. Правильно! Дети, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Педагог. Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.

Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Педагог. Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться на речку и буду загорать.

Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.

Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.

Педагог. Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется?

Дети. Листопад.

Педагог. Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?

Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.

Педагог. А почему деревья сбрасывают листья?

Дети. Они так готовятся к зиме.

Педагог. Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

Дети. На земле.

Педагог. Как происходит сбрасывание деревом листа?

Дети. Ветер отрывает.

Педагог. Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться?

Дети. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться.

Педагог. Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки?

Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.

Педагог. Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени вы знаете?

Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.

Педагог. Почему?

Дети. Им нечего есть.

Педагог. Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет.

Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.

Педагог. Как готовятся к зиме люди? Животные?

Дети. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.

Педагог. А дикие животные готовятся к зиме? Как?

Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.

Педагог. Ребята, вы что-то не то говорите. Подумайте, ведь ёж спит всю зиму. Для чего ему нужны яблоки и грибы?

Педагог. Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая?

Дети. Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.

Педагог берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист.

Педагог. Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо. Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо? Может, это воробьишко, пролетая, обронил? Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Посмотрите-ка, сколько у меня в корзине таких писем. Как можно назвать эти письма?

Дети. Листок, листочек, листья.

Педагог. Какие листья?

Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т.д. Дети называют листья.

Педагог. Образуйте родственные слова от слова «лист».

Дети. Лист, листок, листик, листочек, лиственный, лиственница, листопад.

Физкультминутка. Народная потешка «У Маланьи, у старушки...» с музыкальным сопровождением.

Педагог. Кто из вас был в выходные дни в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу? Высказывания детей.

Педагог. Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети, подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.

Дети. Лесок, лесочек.

Педагог. Кто охраняет, ухаживает за лесом?

Дети. Лесник, лесничий.

Педагог. Кто выращивает лес?

Дети. Лесовод.

Педагог. Как зовут сказочного героя?

Дети. Лесовичок.

Педагог. Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? Молодые деревца в лесу?

Дети. Перелесок, просека, подлесок.

Педагог. Как называются ягоды, которые растут в лесу? Назовите их.

Дети. Лесные. Черника, брусника, костяника, голубика, морошка, малина.

Педагог. Тропа в лесу какая? Как по-другому можно сказать это слово?

Дети. Лесная. Тропа, тропинка, тропиночка, тропочка.

Педагог. Ребята, вы много гуляете, наблюдаете за явлениями природы, бываете в лесу, на участке детского сада. А какая сейчас земля?

Дети. Она холодная, сырая, тяжёлая, липкая, грязь. Она разноцветная, покрыта пёстрым волшебным ковром.

Педагог. Почему волшебным?

Педагог. Вспомните нашу последнюю прогулку. Тогда у нас происходили чудеса! Когда Саша прыгал по разноцветному ковру, у него из-под ног, из-под листочков послышалось: «Ой-ой-ой, на меня Саша наступил, чуть меня не раздавил». Мы подняли листочки и нашли там…

Дети. Жука.

Педагог. А из-под ног Лизы, которая лёгкая, как пушинка, кто-то пропищал: «Ой-ой-ой, на меня Лиза наступила, чуть меня не раздавила». Мы подняли листочки и кого увидели?

Дети. Божью коровку.

Педагог. Ребята, почему мы говорим, что ковёр из листьев волшебный?

Дети. Он может передвигаться с одного места на другое. Его ветер легко переносит, перемещает.

Физкультминутка. Народная потешка «Лиса рожью шла» с музыкальным сопровождением.

Педагог. Ребята, усаживайтесь поудобнее, можете лечь. Вам что-нибудь напоминают кучи из листьев, которые вы сгребаете на участке, помогая дворнику?

Дети. Муравейники. Только они разноцветные.

Педагог. Знаете, что я сделала в выходной день, когда была в лесу. Подошла к одному из таких муравейников и просунула руку под листья. А там тепло, даже жарко. Как вы думаете, почему?

Дети. Листья гниют, преют.

Педагог. Но это не всё. Я наткнулась на что-то острое и уколола руку. Как вы думаете, обо что?

Дети. О палочки, о сосновые и еловые иголки.

Педагог. Там заснул ёж! Когда я вынула ладошку из волшебного муравейника, остался вход в норку, и оттуда запахло грибами, яблоками. Вот сколько чудес и разных встреч преподносит нам осень. А сейчас поиграем, поупражняемся в подборе прилагательных к существительному «осень». Осень какая?

Дети. Ранняя, золотая, рыжая, золотистая, багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная, пёстрая.

Педагог. Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много стихов про осень. Вот одно из них.

Читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье...»

А теперь, ребятки, подберите действия к слову «осень». Осень что делает?

Дети. Приходит, наступает, наводит грусть...

Педагог. Подберите предметы к признакам. Про что можно сказать: осенний, осенняя, осеннее, осенние?

Дети. Осенний - день, вечер, дождь, ветер, лес; осенняя - погода, ночь, одежда, сырость; осеннее - небо, пальто, дерево, увядание; осенние - каникулы, листья, заморозки, дожди.

Педагог. Подберите глаголы к слову «листья». Листья что делают?

Дети. Желтеют, увядают, опадают, осыпаются, засыхают, расцвечиваются; под ногами шуршат, шелестят, шепчутся, перешёптываются...

Педагог. Ребята, вы любите сами придумывать шутки-чистоговорки. Я буду говорить первую строчку, а вы заканчивайте. Ёжик, ёжик, где ты был?

Дети. За грибами я ходил.

Педагог. Эй, лисичка, где гуляла?

Дети. На полянке танцевала; под листочком я лежала; я за зайчиком бежала; я курочек воровала.

Педагог. Эй, щеночек, где ты был?

Дети. В лесу бабочек ловил.

Педагог. Эй, козлёнок, где ты был?

Дети. Из ведра водичку пил.

Педагог. Молодцы, ребята! Давайте вспомним и прочтём стихи про осень.

Дети читают стихи

Педагог. Дети, о чём мы сегодня говорили?

Дети. Мы говорили о золотой осени, сочиняли шутки, образовывали разные слова, составляли рассказы, читали стихи об осени.

Педагог. Да, дети, мы сегодня говорили о золотой осени, но совсем скоро наступит поздняя осень. Как в народе её называют?

Дети. «Золушка в лохмотьях».

Педагог. Я думаю, что мы хорошо отдохнули на лесной полянке, полюбили осень, почувствовали запах прелых листьев, их шелест, запах земли, цвет воздуха. Теперь можно и домой отправляться.

Звучит музыка, дети прощаются и покидают зал.

На данном занятии: дети закрепляют знания об осенних приметах; развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни диких животных осенью; формируется заботливое отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Программное содержание.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивающая среда: карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру.

Предварительная работа .

Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина

Ход занятия:

Воспитатель. А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель . Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети . Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

Воспитатель . Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Воспитатель. Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Дети выходят и называют явления природы)

Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние)

Воспитатель . Сколько месяцев в году?

Дети . 12 месяцев в году.

Воспитатель . Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель . Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети . Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)

Воспитатель . Как готовятся к зиме звери?

Дети . Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Воспитатель . Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?

Дети . С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.

Воспитатель . Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок).

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель . Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети . Листопадом.

Воспитатель . «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети . Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Воспитатель . Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Воспитатель . Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?

Дети . Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.

Ведущий . Какие улетают чуть позже?

Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.

Воспитатель . Какие птицы улетают последними?

Дети . Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

Воспитатель . Какие птицы летят в одиночку?

Дети. Сокол и кукушка.

Воспитатель . Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?

Дети. Журавли летят клином.

Воспитатель . Утки как летят?

Дети. Утки летят правым фронтом.

Воспитатель . Как летят гуси?

Дети . Гуси летят косяком.

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?

Дети. Перелетными птицами.

Воспитатель . А птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель . В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?

Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.

Воспитатель . Чем занимаются люди в октябре?

Дети . Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.

Воспитатель . Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.

Физкультминутка «Снегирек»

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

Воспитатель . Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети . «Ворота зимы», «предзимник»

Воспитатель . Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Дети . Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.

Воспитатель. Какие работы у людей в ноябре?

Дети . Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.

Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети . В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

Воспитатель

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Беседа об осени»

Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе

На данном занятии: дети закрепляют знания об осенних приметах; развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни диких животных осенью; формируется заботливое отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Программное содержание.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивающая среда: карточки с явлением природы по временам года; осенние листья, птицы, вырезанные по контуру.

Предварительная работа .

Беседа о временах года (осень, зима, весна, лето)

Разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина

Ход занятия:

Воспитатель. А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель . Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети . Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

Воспитатель . Почему это стихотворение грустное?

Дети. Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Воспитатель. Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы. (Дети выходят и называют явления природы)

Назовите времена года. Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние)

Воспитатель . Сколько месяцев в году?

Дети . 12 месяцев в году.

Воспитатель . Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель . Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети . Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют)

Воспитатель . Как готовятся к зиме звери?

Дети . Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Воспитатель . Какие работы у людей в сентябре в саду и в поле?

Дети . С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, свеклу, морковь, а поле вспахивают.

Воспитатель . Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – пшеницу и рожь.

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог (свернулся в клубок).

Пальчиковая игра «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Воспитатель . Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?

Дети . Листопадом.

Воспитатель . «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?

Дети . Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.

Воспитатель . Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Воспитатель . Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?

Дети . Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше.

Ведущий . Какие улетают чуть позже?

Дети. Кукушки, грачи, журавли улетают позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, зерна и плоды.

Воспитатель . Какие птицы улетают последними?

Дети . Последними улетают утки, лебеди, гуси. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

Воспитатель . Какие птицы летят в одиночку?

Дети. Сокол и кукушка.

Воспитатель . Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли?

Дети. Журавли летят клином.

Воспитатель . Утки как летят?

Дети. Утки летят правым фронтом.

Воспитатель . Как летят гуси?

Дети . Гуси летят косяком.

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?

Дети. Перелетными птицами.

Воспитатель . А птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель . В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них позаботиться. В чем заключается наша забота?

Дети. Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей.

Воспитатель . Чем занимаются люди в октябре?

Дети . Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Грибники собирают грибы. Хозяйки рубят и заквашивают капусту.

Воспитатель . Правильно. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой.

Физкультминутка «Снегирек»

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

Воспитатель . Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети . «Ворота зимы», «предзимник»

Воспитатель . Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Дети . Лесные животные прячутся в своих домиках и кушают запасы. А зайка дрожит от страха, потому что шубку поменял на белую, а снег еще не выпал.

Воспитатель. Какие работы у людей в ноябре?

Дети . Работы в саду, на полях, на огородах закончились. Люди отдыхают, женщины и бабушки вяжут теплые носочки.

Воспитатель. Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?

Дети . В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.

Воспитатель

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму.


Конспект внеклассного занятия на тему "Осень" для детей подготовительной группы детского сада

Автор: Галиулина Надежда Валерьевна, воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №156» г.Саратов
Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию конспект внеклассного занятия для детей подготовительной группы детского сада. Данное занятие будет интересно воспитателям не только подготовительных, но и других групп детского сада,а также педагогам начальной школы.
Цель: Повторение и закрепление имеющихся знаний.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о времени года - осень, растениях, птицах, овощах;
2. Развивать внимание, зрительную память, мышление, воображение, речь,
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
Необходимое оборудование: магнитная доска; картинки с заданиями; цветные карандаши.
Используемая литература: Лелеко А.А. Знакомимся с окружающим миром/ М.:Эксмо, 2014.-48 с.: ил.- (100 шагов к школе) Пособие для развивающего обучения.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку!

(ответы детей)
Воспитатель: Правильно месяцы! А какое сейчас время года? (Ответы детей)


- Давайте вместе вспомним и назовем осенние месяцы!




-Правильно! Расскажите какие изменения в природе происходят осенью? (Помогаем детям сориентироваться, задаем наводящие вопросы о погоде осенью, о сборе урожая и т.д Слушаем ответы детей)
- А ещё осенью птицы улетают зимовать на юг. Давайте посмотрим на картинку и назовем перелетных птиц и тех кто остается с нами зимовать.


(Помогаем детям справится с заданием)
- Молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем! . Давайте поиграем в игру «Похлопаем - потопаем».(Физминука) Если то, что я назову, растёт в саду или в огороде, - похлопайте, если нет – потопайте.
Огурцы зелёные.
Пирожки слоёные.
Помидоры спелые.
Девчонки загорелые.
Котята пушистые.
Яблоки душистые.
Груши ароматные.
Тетради аккуратные.
Прищепки деревянные.
Солдатики оловянные.
Красавица- редиска.
Тягучая ириска.
Свежая петрушка.
Творожная ватрушка.
Лучок зелёный.
Сморчок солёный.
Нектарины гладкие.
Сливы кисло- сладкие.
Шоколадные конфеты.
Модные береты.
Тыква, свёкла, кабачок.
Иванушка - дурачок!
Воспитатель: Здорово! Да, ребята! Осень щедра на дары!Посмотрите на картинку, как вы думаете что здесь лишнее и почему?


(Ответы детей)
-А сейчас отгадайте мои загадки!
Вот для птичек теремок
На высокой вишне.
В нем насест и козырек -
Ничего не лишне. (Скворечник)

Эти воры в сад летали,
Много ягод поклевали.
И для них поставил папа
Пугало со старой шляпой. (Птицы)

Плод на ветках тут и там
Сине-фиолетовый.
На варенье хватит нам
Урожая этого. (Слива)

Я бываю розоватой,
Белой, красной, черной.
И с куста меня ребята
Летом рвут проворно. (Смородина)

Птица на крыше
Гнездышко вьет -
Домик всех выше,
Счастье несет.
Птенчиков нежно
Будет учить,
Как безмятежно
В небе парить.
Осенней порою
На юг улетят,
Чтобы весною
Вернуться назад. (Аист)

А теперь мне нужен самый смелый из вас! У меня для него особое задание! (Выбираем кого-то по желанию или при помощи считалочки)
-А задание вот какое! Посмотри внимательно на картинку о соедини линией только съедобные предметы!


(Если ребенок не справляется попросить остальных ребят немного ему помочь).
- Ребята, а кто из вас бывал в лесу? Что вы там видели? (Ответы детей)
Давайте внимательно посмотрим на следующую картинку и ответим на вопросы: что можно делать в лесу, а что нельзя?


- Все вы большие молодцы! Давайте повторим, что же мы сегодня узнали!