Интеллектуальное чтиво. Интеллектуальная литература хх века

Дайджест мнений - всего из двух источников:

(Сначала - отсюда: http://club443.ru/arc/index.php?showtopic=39751)

«Мысль такая: можно представить, что существует литература ответов (Л.Толстой, В.Шукшин) и литература вопросов (Ф.Достоевский, В.Набоков). Если при чтении возникает состояние сосредоточенности, концентрации, т.е. когда писатель обращается к мысли, не стремясь при этом давать рецепты жить, то эту прозу и следует называть интеллектуальной». (Канопус)

«Не хочу цепляться к словам, но на мой взгляд, в определениях типа "интеллектуальный" или "культовый" нуждаются исключительно выпендрежники, которые читают не для удовольствия, а для того, чтобы говорить потом нужные слова в той или иной тусовке. Людям же непубличным достаточно подразделения литературы на плохую и хорошую, интересную и неинтересную. Поэтому и давать определение "интеллектуальной" прозы - дело бессмысленное». (Polecat)

«Есть, вероятно, такой понятийный оттенок: интеллектуальная литература - это уже, может быть, совсем не литература, а что-то иное (как "разочарованный лорнет" - уже не лорнет, а именно - взаимодействие).

Интеллектуальная литература не может по уровню не соответствовать тому, что делается в современной культуре вообще». (Канопус)

«Для меня интеллектуальная проза - это проза, вызывающая на размышления. Причем характер этих размышлений не запрограммирован автором, а определяется личностью самого читающего.
Поэтому публицистика или спекуляция "модными темами" неинтеллектуальны.
Поэтому Стругацкие - гениальные беллетристы и хорошие философы, но интеллектуалы не во всем. "За миллиард лет...", например, и "Пикник на обочине" - хороши философски, но не интеллектуальны, если откатываться от такого определения. А "Трудно быть богом" - как раз.
Еще интеллектуальны, скажем, Фаулз и Татьяна Толстая. И Достоевский. А Лев Толстой - просто философ и аналитик». (tg@)

«Для меня интеллектуальная проза – та, что пишет о самой себе больше, чем о чем-либо еще. Читать ее неприятно, ощущение такое, будто пытаешься разговаривать с индивидом, оглушенным чувством собственной важности. Набоков – да, почти целиком соответствует этому определению. Возможно, поэтому и мнения о нем чаще всего полярны: от поклонения до отвращения». (AN.)

«Интеллектуальная - это от слова "интеллект", что ли?
Тогда это проза, которая заставляет думать умного человека
ИМХО ее не стоит путать с текстоложеством вроде романов У.Эко». (Новотно)

«Для каждой целевой группы - своя "интеллектуальная проза". У кого-то - Коэльо у других - Мураками или Пелевин или Паланик. У некоторых вообще Мамлеев. Но никто не назовет интеллектуальными, скажем, книги про Фандорина - они лишь увлекательны и бытоописательны». (tg@)

«…я интуитивно могу отнести к интеллектуальной прозе то или иное произведение, но я не могу пока сформулировать более менее четкие критерии. Понятно, что проза сама по себе интеллектом обладать не может. То есть в нее должно быть вложено что-то, определяющее ее как интеллектуальную. Для начала я задал себе вопрос. Вот Набокова никто не может упрекнуть в неинтеллектуальности. Более интеллектуального сноба трудно себе вообразить. Но вот Приглашение на казнь - бесспорно интеллектуальная вещь, ибо иносказательная, трактуемая, мировоззренческая... А вот Лолита, Камера Обскура или Король, Дама, Валет - интеллектуальная проза? Анна Каренина - интеллектуальная проза? Признаки, господа, признаки интеллектуальной прозы!» (Хельги Нордкап)

«Интеллектуальная проза (на мой взгляд) - это проза, требующая от читателя наличия интеллекта, особых знаний и желания эти знания использовать при чтении. Вот Стругацкие именно интеллектуальное и писали. Бредбери, Кортасар, кто там еще...» (Мнемозина)

«Так. Уже хорошо. Литература, требующая напряжения интеллектуальной мышцы. Требующая додумывания? Неоднозначная, дающая повод для собственного мышления, дающая толчок к новым моделям, к изменению мировоззрения? Стругацкие - несомненно. Лем - да. Бредбери и многие другие фантасты. А Толстой - интеллектуальная литература?
Я к тому, что хочу сузить пространство определения. Чтобы интеллектуальную не понимать как синоним "хорошая". Вот по мне Достоевский - интеллектуальная литература (хоть я его и не люблю), а Толстой - нет. Хоть у Толстого литература великая. Но Толстой констатирует, глаза открывает, а Достоевский ставит вопросы, ставит в неудобное положение... заставляет переосмысливать в корне.
То есть интеллектуальная литература (ИЛ) это не просто демонстрация интеллекта, образованности и эрудиции. Это текст как стимул для его дальнейшего развития читателем...» (Хельги Нордкап)

«Да! именно так, это чтиво, толкающее к размышлениям и аналитическим выводам. В общем, чтобы мозги работали.
Лев Толстой? Да, он в своем роде морализатор, пастырь. Но(!) я тут перечитывая в очередной раз Войну и Мир и Анну Каренину, обратила внимание, что тело романа - в основном - состоит из дум героев, размышлений, описаний их внутренних миров. Толстой копается в головах своих героев. Достоевский предлагает читателям копаться в своих головах» (Мнемозина)

«То есть ИЛ это литература, которая побуждает интеллект читателя к собственному творчеству, к анализу и последующему синтезу. Литература, открывающая новые пути мышления. Открывающая новый взгляд на мир. Так? То есть, это не просто хорошая литература, а литература, дающая импульс к творчеству читателя. Литература, не о которой хочется спорить, а литература, дающая повод к развитию дискуссии в ее контексте.

Я к тому, что не всякая хорошая литература - интеллектуальная. И это не оскорбительно для прочей хорошей литературы». (Хельги Нордкап)

«Для меня ИЛ - это то, что заставляет усиленно думать. В этом смысле детективы Агаты Кристи - тоже интеллектуальная литература, и Конан Дойль с его Холмсом и Ватсоном - тоже. Но не всё у них, а только то, где не становится очевидным сразу преступник.
Устинмаридонцев не читала, поэтому ничего сказать о них не могу:)
А! Ещё Петрушевская - ИЛ» (Мэла)

«Я к тому, что термин интеллектуальная уж больно положительный. А я думаю, что это жанр или поджанр и эта литература тоже может быть плохой или хорошей. То есть, надо вычленять литературу, заставляющую читателя творить далее (или в процессе) самому и выбирать из нее хорошую». (Хельги Нордкап)

«ИЛ - это Умберто Эко и Пелевин. ИЛ - это обязательно интертекстуальность. Это - ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ уровень. И приращение знаний.
Агата Кристи - это остросюжетная развлекательная литература (детектива)». (Лора)

«Интертекстуальность это псевдопостмодернизм? Ссылки, ссылки и ссылки...То есть соревнование в эрудиции? Нет, Лора, это не интеллектуальность. Так же, как и грибы пелевинские...» (Хельги Нордкап)

«Что касается интеллектуальной литературы, в моём понимании это текст, в котором центр тяжести перенесен с сюжета на автокомментарии, текст, обнажающий приёмы собственного создания, в котором одни части гипертрофированно выпуклы, другие - затемнены и невнятны, отрывочный, недосказанный и иносказательный, многозначный и требующий истолкования.

В прозе для меня это прежде всего Эко, Пруст, Голдинг, Фаулз, в какой-то мере Пелевин.

Как иллюстрация из кинематографа - "Махоланд драйв" Линча и "Мементо" Нолана». (Аманда Глумская)

«Давайте так условимся. ИЛ - это, когда автор много умничает, и читать его практически невозможно, так как много непонятных слов и отсылок:)

Типо - об чем это ваще Что ещё за кроссворды? Кто все эти люди?» (Лора)

«Простите, но мне кажется, что этот новый термин появился только от желания повыпендриваться.

Если слово «интеллектуальный» означает: духовный, умственный, разумный, с высоко развитым интеллектом, мыслящий – то скажите, какая ещё бывает литература в принципе?! Всё, что антонимы - не "неинтеллектуальная", а просто плохая.

За словом «интеллектуальный» каждому слышится нечто положительное, с претензией на исключительность и избранность, моральные поглаживания обеспечены как создателю, так и потребителю. Я, мол, пишу интеллектуальную прозу, а кто не восхищается – дурак по определению. А я читаю только интеллектуальную литературу, потому что сам я очень интеллектуальный и развитый, как говорится, с бэкграундом. Выпуская серию «Интеллектуальный бестселлер» издательство не прогадает – снобы купят однозначно, для того и термин придуман. Назвал кодовое слово – и печатай себе любых хороших авторов, авось, и правда прочтет кто-то…» (Лена)

«Тогда уж и модернизм с постмодернизмом появились исключительно, чтобы повыпендриваться с претензией на избранность и вся мировая литература закончилась вместе с Анной Карениной под колесом паровоза

А "Интеллектуальный бестселлер" имеет к интеллектуальной прозе примерно такое же отношение, какое газетный кроссворд к "Хазарскому словарю" Павича». (Хельги Нордкап)

«Интеллектуальная литература, в моем понимании, это термин, возникший и применимый только к литературе двадцатого века. Поэтому, Достоевский и Толстой не писали "интеллектуальных бестселлеров".
Интеллектуальная литература - это жанровое определение, расширяющее более базовые понятия - детектив, остросюжетная проза, магический реализм и тому подобное. Суть этого расширения состоит в усилении литературной интертекстуальной игры. Это легко видеть: нет ни одного произведения в жанре чистого реализма, которое назвали бы интеллектуальной прозой. Зато большинство текстов, называемых "интеллектуальной прозой", - это тексты с иррациональным миром. Иначе говоря, интеллектуальной называют ту прозу, которая заставляет читателя иначе взглянуть на привычные вещи за счет проявления (усиления) иррациональных и интертекстуальных связей. Один и тот же текст можно изложить как бы обычным способом (просто рассказать историю, которую читатель проглотит в качестве таблетки от безделья), а можно изложить так, чтобы сюжет отошел на второй план, уступив место литературным играм: всяким шарадам, викторинам, играм в ассоциации и буриме. Читателя начинает занимать не столько чтение, сколько размышление над литературным бэкраундом текста: что хотел сказать автор, зачем написал так, а не иначе, на что намекнул, к чему отослал... То есть в интеллектуальной литературе главное - смещение фокуса в процессе чтения с сюжета на авторскую игру.

Естественно, интеллектуальная литература не имеет прямого отношения к энциклопедическим знаниям и эрудиции. Но нет и чистого жанра "интеллектуальной прозы", как нет и авторов, пишущих исключительно в жанре интеллектуальной прозы. Скажем, с моей точки зрения "Роковые яйца" - обычная фантастика, "Мастер и Маргарита" - интеллектуальная проза, а "Собачье сердце" - где-то на границе. То же самое и у Стругацких: "Трудно быть богом" - фантастика, "Град обреченный" - интеллектуальная проза, а "Пикник на обочине" - где-то на границе, все же ближе к фантастике.

И последнее. К сожалению, ошибкой было бы считать, что "интеллектуальная проза" - это выгодный коммерческий ярлык. Все абсолютно наоборот: издательства предпочитают не печатать интеллектуальную прозу - она плохо раскупается. Так уж сложилось: массовый читатель любит чистые жанры: если это детектив - то должен быть именно детектив, чтобы думать нужно было один вопрос: "кто убийца?" - и все. Кстати, стоит напомнить, что самый великий и интеллектуальный роман Агаты Кристи "Убийство Роджера Экройда" стал причиной суровой критики именно за наличие литературных приемов, не присущих детективу, а представляющих собой литературную игру, эксперимент автора над текстом и читателем». (БК)

Ранее об этом же.

Введение ……………………………………………………. 3

Глава 1. Возникновение интеллектуальной прозы в ХХ в. и ее основные черты …………………………………………………….. 5

Глава 2. Особенности повествования на конкретных литературных примерах ……………………………………………… 9

Заключение ………………………………………………... 16

Литература ………………………………………………… 18


Введение

Темой данного исследования являются основные черты, формы и методы повествования в интеллектуальной прозе ХХ века. Актуальность темы обусловлена тем, что при анализе текстов авторов интеллектуальной прозы возникают трудности связанные с осмыслением авторского стиля повествования и его воздействия на формирование смыслового поля произведения.

Целью данной работы является изучение особенностей формирования повествовательного поля авторов интеллектуальной прозы ХХ столетия.

Задачи , поставленные для достижения данной цели, сводятся к следующему:

1) охарактеризовать особенности интеллектуальной прозы ХХ в. в целом;

2) проследить особенности выбора форм и методов повествования на конкретных литературных примерах.

Нами рассмотрены особенности повествования на примерах сочинений У. Фолкнера, Х. Л. Борхеса, Л. Даррелла, Дж. Фаулза.

Мы опирались на исследования Г. Аникина, С.А. Ватченко и Е. В. Максютенко, В. Д. Днепрова. Особенно значение имела работа Ю. И. Левина «Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х. Л. Борхеса».


Глава 1. Возникновение интеллектуальной прозы в ХХ в. и ее основные черты

Западная интеллектуальная (философская) проза XX века отмечена проникновением отстраненного интеллекта в сферу рефлективно-бессознательного, в архаические структуры мифопоэтических текстов. Господство философии жизни и ее психоаналитическая интерпретация оказали существенное влияние на художественную прозу западных писателей. Здесь происходило как бы намеренное отчуждение от исторического понимания бытия, когда временная протяженность утрачивает свою логическую последовательность и утрачивается вместе с этим и пространственная привязанность к миру этого бытия. И это, похоже, формировало некий тип духовно-интеллектуального номадизма в западной культуре XX века.

Рассмотрим некоторые особенности интеллектуального романа – сам термин "интеллектуальный роман" был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г., в год выхода в свет романа "Волшебная гора", писатель заметил в статье "Об учении Шпенглера", что "исторический и мировой перелом" 1914-1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, и это определенным образом преломилось в художественном творчестве. "Процесс этот, - писал Т. Манн, - стирает границы между наукой и искусством, вливает живую, пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который... может быть назван "интеллектуальным романом". К "интеллектуальным романам" Т. Манн относил и работы Фр. Ницше. Именно "интеллектуальный роман" стал жанром, впервые реализовавшим одну из характерных новых особенностей реализма XX в. - обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении, истолковании, превышавшую потребность в "рассказывании", воплощении жизни в художественных образах. В мировой литературе он представлен не только немцами - Т. Манном, Г. Гессе, А. Деблином, но и австрийцами Р. Музилем и Г. Брохом, русским М. Булгаковым, чехом К. Чапеком, американцами У. Фолкнером и Т. Вулфом, и многими другими. Но у истоков его стоял Т. Манн.

Никогда прежде и никогда потом (после второй мировой войны характерной тенденцией прозы стало обращение - с новыми возможностями и средствами - к отражению конкретности) литература не стремилась с такой настойчивостью найти для суда над современностью лежащие вне ее масштабы. Характерным явлением времени стала модификация исторического романа: прошлое становилось удобным плацдармом для прояснения социальных и политических пружин современности (Фейхтвангер). Настоящее пронизывалось светом другой действительности, не похожей и все же в чем-то похожей на первую.

Многослойность, многосоставность, присутствие в едином художественном целом далеко отстоящих друг от друга пластов действительности стало одним из самых распространенных принципов в построении романов XX в. Романисты членят действительность, вычленяя жизнь биологическую, инстинктивную и жизнь духа (немецкий "интеллектуальный роман"). Они делят ее на жизнь в долине и на Волшебной горе (Т. Манн), на море житейское и строгую уединенность республики Касталии (Г. Гессе). Вычленяют жизнь биологическую, инстинктивную и жизнь духа (немецкий «интеллектуальный роман»). Создают провинцию Йокнапатофу (Фолкнер), которая и становится второй вселенной, представительствующей за современность.

К такой интеллектуальной прозе, насыщенной историческими аллюзиями, принадлежал роман "Александрийский квартет" Лоуренса Даррелла - одна из самых ярких книг ХХ века, глубоко повлиявшая на таких писателей, как Хулио Кортасар или Джон Фаулз, романы которого можно отнести именно к этой разновидности романного жанра.

Первая половина XX в. выдвинула особое понимание и функциональное употребление мифа. Миф перестал быть, как это обычно для литературы прошлого, условным одеянием современности. Как и многое другое, под пером писателей XX в. миф обрел исторические черты, был воспринят в своей самостоятельности и отдельности - как порождение далекой давности, освещающей повторяющиеся закономерности в общей жизни человечества. Обращение к мифу широко раздвигало временные границы произведения. Но помимо этого миф, заполнявший собой все пространство произведения («Иосиф и его братья» Т. Манна) или являвшийся в отдельных напоминаниях, а порою только в названии («Иов» австрийца И. Рота), давал возможность для бесконечной художественной игры, бесчисленных аналогий и параллелей, неожиданных «встреч», соответствий, бросающих свет на современность и ее объясняющих.


Глава 2. Особенности повествования на конкретных литературных примерах

Рассмотрим особенности, формы и методы повествования на конкретных литературных примерах: сочинениях У. Фолкнера, Х. Л. Борхеса, Даррелла, Фаулза.

Важнейшей приметой интеллектуального романа стало развертывающееся в разных временных и пространственных направлениях повествование.

Так, высшее достижение Даррелла, Александрийский квартет, тетралогия, задуманная как «исследование любви в современном мире»; по замыслу автора, ее следует рассматривать как цельное произведение. Ее композиция основана на пространственно-временной теории относительности А.Эйнштейна.

Как предупреждает в предисловии ко второй книге сам Даррелл, «современная литература не предлагает нам какого-либо Единства, так что я обратился к науке и попытаюсь завершить мой четырехпалубный роман, основав его форму на принципе относительности. Три пространные оси и одна временная - вот кухарский рецепт континуума. Четыре романа следуют этой схеме. Итак, первые три части должны быть развернуты пространственно (отсюда и выражение - "единоутробная сестра" вместо "продолжения") и не связаны формой сериала. Они соединены друг с другом внахлест, переплетены в чисто пространственном отношении. Время остановлено. Только четвертая часть, знаменующая собой время, и станет истинным продолжением. Субъектно-объектные отношения столь важны в теории относительности, что я попытался провести роман как через субъективный, так и через объективный модусы. Третья часть, "Маунтолив",- это откровенно натуралистический роман, в котором рассказчик "Жюстин" и "Бальтазара" становится объектом, т. е. персонажем. Это непохоже на метод Пруста или Джойса - они, на мой взгляд, иллюстрируют бергсонову "длительность", а не "пространство-время"».

Архитектоника романа У. Фолкнера «Авессалом, Авессалом» представляет собой беспрерывную циркуляцию смыслов, принадлежащих разным рефлексиям. В романе множество сознаний героев развертывают историю Сатпена (главного героя), в самой этой истории выделяя неминуемое его следование к трагедии несовместимости яркого, самобытного человека (самого героя) - и целей его жизни, ограниченной меркантильными стремлениями и идеалами и попранием жизни близких ему людей. Знание общиной, родом истории Сатпена, разные точки зрения углубляют и расширяют представление читателей об этой человеческой судьбе. Впечатления реципиента корректируются, от одной точки зрения автор переходит к другой. Рассказчики истории героя несут в себе коллективное самосознание общины, знание рода о своем сородичей.

У. Фолкнер представляет нам множественность центров, ту многоцентричность, о которой задумывается постмодернизм. В этом развертывании множества точек зрения на жизнь Сатпена возникает новый смысл - о виновности всех перед всеми – и тех, кто отказался от своего рода, детей, и тех, кто обездолил несчастных индейцев, и виновность Севера перед Югом Америки, но и виновность Юга перед негритянским населением. В этой фантасмагории всеобщей виновности, в динамике целостного повествования как будто рождается идея бессмысленности жизни, абсурда человеческих усилий. Развертывающееся в разных временных и пространственных направлениях повествование позволяет почти стереоскопически осветить крах иллюзий главного героя (Сатпена) и одновременно – истинные ценности и цели жизни общечеловеческого их содержания

В статье Ю. И. Левина «Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х. Л. Борхеса» отмечается строгая и слегка сухая манера борхесовского повествования особенности «концентрированных новелл Борхеса».Характерной чертой прозы Борхеса является ее метафоричность. Метафорами становятся не образы, не строки, а произведения в целом, - метафорой сложной, многосоставной, многозначной, метафорой-символом. Если не учитывать этой метафорической природы рассказов Борхеса, многие из них покажутся лишь странными анекдотами.

Патриция Хайсмит

«Незнакомцы в поезде»

«Незнакомцы в поезде» — дебютный роман Патриции Хайсмит, изданный в 1950 г. и сразу замеченный критикой. Знаменитый Альфред Хичкок также обратил на него внимание — его чрезвычайно заинтересовал мотив перекрестного убийства, на котором построен сюжет книги. В одном из интервью он сказал: «Разве эта задумка не восхитительна? Ее можно разбирать без конца».

Итак, в поезде встречаются двое — молодой архитектор Гай Хэйнс и весьма загадочный человек по имени Энтони Бруно. Энтони делает Гаю предложение, от которого тот не смог бы отказаться, даже если бы очень захотел. Отныне они, столь непохожие друг на друга люди, связаны самыми сильными узами — преступлением…


«Два лика января»

Произведения Патриции Хайсмит признаны литературной классикой XX века. Критики в Америке и Европе, собратья по перу всегда отзывались о творчестве писательницы только в превосходной степени.

«Два лика января» — одно из лучших ее произведений. Это остросюжетный роман-притча о поэте, который решает преступить закон, пытаясь залечить старую душевную рану, о, казалось бы, благополучном бизнесмене, который на самом деле сколотил состояние с помощью мошенничества, о женщине, которая для первого из героев олицетворяет прошлое, а второму дает надежду на будущее.

Роман, действие которого происходит в Средиземноморье в месяце, посвященном двуликому богу Янусу, задает вопрос: что важнее — голос крови или первобытный инстинкт?


Дэниел Киз

«Таинственная история Билли Миллигана»

Билли просыпается и обнаруживает, что находится в тюремной камере. Ему сообщают, что он обвиняется в изнасиловании и ограблении. Билли потрясен: он ничего этого не делал! Последнее, что он помнит,- это как хотел броситься вниз с крыши здания школы. Ему говорят, что с тех пор прошло семь лет. Билли в ужасе: у него опять украли кусок жизни! Его спрашивают: что значит "украли кусок жизни"? И почему "опять"? Выходит, такое случается с ним не впервые? Но Билли не может ответить, потому что Билли ушел...

Перу Дэниела Киза принадлежит одно из культовых произведений конца XX века - роман "Цветы для Элджернона". "Таинственная история Билли Миллигана" не менее потрясающа и проникновенна.


Дорис Лессинг

«Бабушки»

Дорис Лессинг получила Нобелевскую премию по литературе с формулировкой: «Повествующей об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой подвергшей рассмотрению разделенную цивилизацию». Именно об опыте женщин и о цивилизации, выставляющей барьеры природному началу, пойдет речь в книге «Бабушки». Это четыре истории, каждая из которых не похожа на предыдущую..
Новелла, давшая название всей книге, — самая, пожалуй, яркая, искренняя, необычная.
Что делать женщине, которая любит сына подруги? Природа подсказывает, что надо отдаться чувству, что никогда она не будет так счастлива, как в объятиях этого молодого человека. Но благоразумие заставляет ее отказаться от любви.
Кто-то увидит в этой истории архетипическое начало, миф об Эдипе, другие — борьбу природы и социума, третьи — трагедию немолодых женщин, пытающихся ухватить свою долю счастья. Но как бы то ни было, «Бабушки», как и другие три произведения, составляющие сборник, не оставят равнодушным никого.
Новелла была экранизирована — в 2013 году вышел фильм режиссера Анн Фонтен «Две матери», который в российском прокате назывался «Тайное влечение».

Биография, библиография, интересные факты о Д.Лессинг

Иэн Макьюэн

«Сластёна»

1972 год. Холодная война в разгаре. На Сирену Фрум, весьма начитанную и образованную девушку, обращают внимание английские спецслужбы. Им нужен человек, способный втереться в доверие к молодому писателю Томасу Хейли — он может быть им полезен. Сирена идеально подходит для этой роли. Кто же знал, что она не только начитанна, но и влюбчива и ее интерес к Хейли очень скоро перестанет быть только профессиональным…



Джонатан Сафран Фоер

«Полная иллюминация»

Роман со сложной структурой и фантастическим сюжетом. Необыкновенно остроумная и обаятельная книга о путешествии, которое стоит того, чтобы его предпринять.

Натан Инглендер

Фоер ворвался в литературу с выходом его поразительного, шутовского, лиричного романа "Полная иллюминация". Все в этой книге держит читателя в непрестанном напряжении благодаря стилю, равного которому еще не бывало.

Джон Апдайк

Это один из лучших романов, которые мне когда-либо посчастливилось держать в руках.

«Жутко громко и запредельно близко»

Главный герой романа - девятилетний мальчик по имени Оскар Шелл, повествование ведется от его лица. Отец Оскара Томас Шелл погиб при теракте 11 сентября 2001 года. Осматривая кладовку отца, Оскар находит в вазе небольшой конверт с ключом; на конверте он видит надпись "Блэк". Охваченный любопытством, Оскар намеревается связаться с каждым человеком по фамилии Блэк в Нью-Йорке, чтобы найти замок, к которому подходит отцовский ключ. В романе также существует параллельное повествование, которое, по сути, сводится к серии писем. Некоторые из них написаны дедушкой Оскара и адресованы отцу мальчика, другие же написаны бабушкой Оскара и адресованы самому главному герою.

Биография, библиография, интересные факты о Д.С.Фоере

Уильям Сароян

«Человеческая комедия»

Жители Американского городка Итака живут в своем маленьком и уютном мире. Только братья Улисс и Гомер нарушают их спокойствие: один – мелкими шалостями, другой – нежданными новостями. Гомер – старший мужчина в доме. Он разносит телеграммы горожанам: иногда это весточки от отцов, старших братьев и сыновей с далеких фронтов войны, которую вот-вот назовут мировой, а иногда это извещения для горожан от военного министерства. Они говорят о том, что их родные не вернутся домой никогда. Улиссу и Гомеру приходится не только слишком быстро взрослеть, но и самим, без чужих подсказок разбираться в непонятных, жестоких и безумных правилах жизни.

«Мама, я люблю тебя»

Роман «Мама, я люблю тебя» занимает особое место в творчестве Уильяма Сарояна, писателя, чье имя стоит в одном ряду с такими титанами мировой литературы, как Фолкнер, Стейнбек, Хемингуэй. Мудрость детства — основа сюжета этой замечательной книги. Мир, увиденный глазами девятилетней девочки, преображается на глазах…

Луис Сепульведа

«Старик, который читал любовные романы»

Отдалиться от всех, чтобы остаться со всеми… Быть со всеми и потерять себя…
Антонио Хосе Боливар, мудрец, не ужившийся с соплеменниками и находящий утешение в чтении любовных романов, выбрал первый из этих двух вариантов, которые предложила ему судьба.
Для большинства выбор его — безумие. Для него — единственная возможность остаться на стороне жизни в любых ее проявлениях — от дерева и дикого зверя до человека.
Знаменитый роман-притча Луиса Сепульведы, переведенный на многие языки мира и завоевавший массу литературных наград, породил множество почитателей и последователей жизнелюбивого отношения к миру, исповедуемого писателем.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………. 3

Глава 1. Возникновение интеллектуальной прозы в ХХ в. и ее основные черты …………………………………………………….. 5

Глава 2. Особенности повествования на конкретных литературных примерах ……………………………………………… 9

Заключение ………………………………………………... 16

Литература ………………………………………………… 18

ВВЕДЕНИЕ

Темой данного исследования являются основные черты, формы и методы повествования в интеллектуальной прозе ХХ века. Актуальность темы обусловлена тем, что при анализе текстов авторов интеллектуальной прозы возникают трудности связанные с осмыслением авторского стиля повествования и его воздействия на формирование смыслового поля произведения.

Цель ю данной работы является изучение особенностей формирования повествовательного поля авторов интеллектуальной прозы ХХ столетия.

Задачи , поставленные для достижения данной цели, сводятся к следующему:

1) охарактеризовать особенности интеллектуальной прозы ХХ в. в целом;

2) проследить особенности выбора форм и методов повествования на конкретных литературных примерах.

Нами рассмотрены особенности повествования на примерах сочинений У. Фолкнера, Х. Л. Борхеса, Л. Даррелла, Дж. Фаулза.

Мы опирались на исследования Г. Аникина, Аникин Г. Современный английский роман. Свердловск, 1971. С.А. Ватченко и Е. В. Максютенко, Ватченко С. А., Максютенко Е. В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза // От барокко до постмодернизма. Днепропетровск, 1997. С. 127 - 132. В. Д. Днепрова. Днепров В. Д. Черты романа ХХ века. М.,1965. Особенно значение имела работа Ю. И. Левина «Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х. Л. Борхеса». Левин Ю. И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х. Л. Борхеса // Текст в тексте. Труды по знаковым системам XIV. Тарту, 1981.

Глава 1. Возникновение интеллектуальной прозы в ХХ в. и ее основные черты

Западная интеллектуальная (философская) проза XX века отмечена проникновением отстраненного интеллекта в сферу рефлективно-бессознательного, в архаические структуры мифопоэтических текстов. Господство философии жизни и ее психоаналитическая интерпретация оказали существенное влияние на художественную прозу западных писателей. Здесь происходило как бы намеренное отчуждение от исторического понимания бытия, когда временная протяженность утрачивает свою логическую последовательность и утрачивается вместе с этим и пространственная привязанность к миру этого бытия. И это, похоже, формировало некий тип духовно-интеллектуального номадизма в западной культуре XX века.

Рассмотрим некоторые особенности интеллектуального романа - сам термин "интеллектуальный роман" был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г., в год выхода в свет романа "Волшебная гора", писатель заметил в статье "Об учении Шпенглера", что "исторический и мировой перелом" 1914-1923 гг. с необычайной силой обострил в сознании современников потребность постижения эпохи, и это определенным образом преломилось в художественном творчестве. "Процесс этот, - писал Т. Манн, - стирает границы между наукой и искусством, вливает живую, пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который... может быть назван "интеллектуальным романом". К "интеллектуальным романам" Т. Манн относил и работы Фр. Ницше. Именно "интеллектуальный роман" стал жанром, впервые реализовавшим одну из характерных новых особенностей реализма XX в. - обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении, истолковании, превышавшую потребность в "рассказывании", воплощении жизни в художественных образах. В мировой литературе он представлен не только немцами - Т. Манном, Г. Гессе, А. Деблином, но и австрийцами Р. Музилем и Г. Брохом, русским М. Булгаковым, чехом К. Чапеком, американцами У. Фолкнером и Т. Вулфом, и многими другими. Но у истоков его стоял Т. Манн.

Никогда прежде и никогда потом (после второй мировой войны характерной тенденцией прозы стало обращение - с новыми возможностями и средствами - к отражению конкретности) литература не стремилась с такой настойчивостью найти для суда над современностью лежащие вне ее масштабы. Характерным явлением времени стала модификация исторического романа: прошлое становилось удобным плацдармом для прояснения социальных и политических пружин современности (Фейхтвангер). Настоящее пронизывалось светом другой действительности, не похожей и все же в чем-то похожей на первую.

Многослойность, многосоставность, присутствие в едином художественном целом далеко отстоящих друг от друга пластов действительности стало одним из самых распространенных принципов в построении романов XX в. Романисты членят действительность, вычленяя жизнь биологическую, инстинктивную и жизнь духа (немецкий "интеллектуальный роман"). Они делят ее на жизнь в долине и на Волшебной горе (Т. Манн), на море житейское и строгую уединенность республики Касталии (Г. Гессе). Вычленяют жизнь биологическую, инстинктивную и жизнь духа (немецкий «интеллектуальный роман»). Создают провинцию Йокнапатофу (Фолкнер), которая и становится второй вселенной, представительствующей за современность.

К такой интеллектуальной прозе, насыщенной историческими аллюзиями, принадлежал роман "Александрийский квартет" Лоуренса Даррелла - одна из самых ярких книг ХХ века, глубоко повлиявшая на таких писателей, как Хулио Кортасар или Джон Фаулз, романы которого можно отнести именно к этой разновидности романного жанра.

Первая половина XX в. выдвинула особое понимание и функциональное употребление мифа. Миф перестал быть, как это обычно для литературы прошлого, условным одеянием современности. Как и многое другое, под пером писателей XX в. миф обрел исторические черты, был воспринят в своей самостоятельности и отдельности -- как порождение далекой давности, освещающей повторяющиеся закономерности в общей жизни человечества. Обращение к мифу широко раздвигало временные границы произведения. Но помимо этого миф, заполнявший собой все пространство произведения («Иосиф и его братья» Т. Манна) или являвшийся в отдельных напоминаниях, а порою только в названии («Иов» австрийца И. Рота), давал возможность для бесконечной художественной игры, бесчисленных аналогий и параллелей, неожиданных «встреч», соответствий, бросающих свет на современность и ее объясняющих.

Глава 2. Особенности повествования на конкретных литературных примерах

Рассмотрим особенности, формы и методы повествования на конкретных литературных примерах: сочинениях У. Фолкнера, Х. Л. Борхеса, Даррелла, Фаулза.

Важнейшей приметой интеллектуального романа стало развертывающееся в разных временных и пространственных направлениях повествование.

Так, высшее достижение Даррелла, Александрийский квартет, тетралогия, задуманная как «исследование любви в современном мире»; по замыслу автора, ее следует рассматривать как цельное произведение. Ее композиция основана на пространственно-временной теории относительности А.Эйнштейна.

Как предупреждает в предисловии ко второй книге сам Даррелл, «современная литература не предлагает нам какого-либо Единства, так что я обратился к науке и попытаюсь завершить мой четырехпалубный роман, основав его форму на принципе относительности. Три пространные оси и одна временная - вот кухарский рецепт континуума. Четыре романа следуют этой схеме. Итак, первые три части должны быть развернуты пространственно (отсюда и выражение - "единоутробная сестра" вместо "продолжения") и не связаны формой сериала. Они соединены друг с другом внахлест, переплетены в чисто пространственном отношении. Время остановлено. Только четвертая часть, знаменующая собой время, и станет истинным продолжением. Субъектно-объектные отношения столь важны в теории относительности, что я попытался провести роман как через субъективный, так и через объективный модусы. Третья часть, "Маунтолив",- это откровенно натуралистический роман, в котором рассказчик "Жюстин" и "Бальтазара" становится объектом, т. е. персонажем. Это непохоже на метод Пруста или Джойса - они, на мой взгляд, иллюстрируют бергсонову "длительность", а не "пространство-время"».

Архитектоника романа У. Фолкнера «Авессалом, Авессалом» представляет собой беспрерывную циркуляцию смыслов, принадлежащих разным рефлексиям. В романе множество сознаний героев развертывают историю Сатпена (главного героя), в самой этой истории выделяя неминуемое его следование к трагедии несовместимости яркого, самобытного человека (самого героя) - и целей его жизни, ограниченной меркантильными стремлениями и идеалами и попранием жизни близких ему людей. Знание общиной, родом истории Сатпена, разные точки зрения углубляют и расширяют представление читателей об этой человеческой судьбе. Впечатления реципиента корректируются, от одной точки зрения автор переходит к другой. Рассказчики истории героя несут в себе коллективное самосознание общины, знание рода о своем сородичей.

У. Фолкнер представляет нам множественность центров, ту многоцентричность, о которой задумывается постмодернизм. В этом развертывании множества точек зрения на жизнь Сатпена возникает новый смысл - о виновности всех перед всеми - и тех, кто отказался от своего рода, детей, и тех, кто обездолил несчастных индейцев, и виновность Севера перед Югом Америки, но и виновность Юга перед негритянским населением. В этой фантасмагории всеобщей виновности, в динамике целостного повествования как будто рождается идея бессмысленности жизни, абсурда человеческих усилий. Развертывающееся в разных временных и пространственных направлениях повествование позволяет почти стереоскопически осветить крах иллюзий главного героя (Сатпена) и одновременно - истинные ценности и цели жизни общечеловеческого их содержания

В статье Ю. И. Левина «Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х. Л. Борхеса» Левин Ю. И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х. Л. Борхеса // Текст в тексте. Труды по знаковым системам XIV. Тарту, 1981.

отмечается строгая и слегка сухая манера борхесовского повествования особенности «концентрированных новелл Борхеса».Характерной чертой прозы Борхеса является ее метафоричность. Метафорами становятся не образы, не строки, а произведения в целом, - метафорой сложной, многосоставной, многозначной, метафорой-символом. Если не учитывать этой метафорической природы рассказов Борхеса, многие из них покажутся лишь странными анекдотами.

Формы и методы повествования Борхеса многообразны. Соединение несоединимого во времени, соединение времен, альтернатив одного и того же настоящего в разном будущем, разного прошлого в одном настоящем, перемещение во времени сути дела, где в новом времени она раскрывается иначе; соединение пространств (зеркало и лабиринт), различных мест действия, принадлежащих одному действию; соединение реальности и слов, книг, идей, оснований, концепций, историй, культур, обладающее эвристической ценностью; соединение реальности и ирреальности с вхождением в ощущение мистики; сквозное исследование исторических аналогий; конструирование несуществующего по законам существующего и наоборот; изобретение иных культур по тенденциям известных. А еще "мифология окраин", "подтасовки и преувеличения" ("Борхес и я"), прием "нарочитого анахронизма и ложных атрибуций" ("Пьер Менар, автор "Дон Кихота"").

Обратимся теперь к произведениям Дж. Фаулза. Одним из постоянных и специфических приемов Фаулза является обыгрывание модных схем массовой литературы. Так, в его книге "Мантисса" (1982) пародируется "сексплуатация" современного бестселлера, в "Маге" (1966) - оккультный роман, в повести "Загадка" - детектив, в "Подруге французского лейтенанта" - "викторианский" роман, в "Дэниеле Мартине" (1977) - автобиографический роман, в "Коллекционере" (1963) - "черный роман".

Сложное, многоступенчатое построение "Мага" с множеством вставных новелл и пародийной игрой разными стилями, с ложными ходами и литературными аллюзиями соответствует замыслу Фаулза - развенчать и осмеять все системы иллюзорных представлений о природе реальности, созданных человечеством за всю его историю - начиная с веры во всемогущего бога и кончая слепой верой в абсолютное могущество науки.

Роман "Женщина французского лейтенанта" интерпретируется исследователями то как исторический роман или ромэнс (romance), то как роман духовного поиска (guest), то как роман-эксперимент.

Так, характеризуя роман в целом, В. В. Ивашева пишет: "Женщина французского лейтенанта" - роман-эксперимент: автор как бы беседует с читателем, вмешиваясь в повествование, демонстрируя свое присутствие в нем и создавая иллюзию романа в романе. Он воскрешает прозу XIX в., персонажи его копируют известных героев Диккенса, Теккерея, Харди, Бронте и других классиков реализма, но в свете ХХ в. "Женщина французского лейтенанта" обнаруживает типичные черты художественной прозы нашего времени - философическую тенденцию, осложненность структуры, искания в области формы реалистической".

А. Долинин в предисловии к изданию романа относит роман "Женщина французского лейтенанта" к роману пути, где решающее значение имеет становление героя и где он подвергается ряду испытаний.

В обоснование своей точки зрения он приводит следующие рассуждения: "Пространственные перемещения и связанная с ними символика в "Подруге французского лейтенанта" не менее значимы, чем у Беньяна и Байрона, и тоже метафорически соотносятся с судьбами героев, с их внутренним миром. Так, скажем, все первые встречи Чарльза с Сарой - встречи, круто меняющие его судьбу, - происходят во время его загородных прогулок, в потерянном и обретаемом вновь раю природы; подобно паломнику Беньяна, он испытывает искушение Градом Мирской Суеты - Лондоном торгашества и тайного разврата; подобно Чайльд Гарольду, бежит из Англии в экзотические края... Вырывая своих героев из привычного окружения... и посылая их в символическое странствование, Фаулз вполне сознательно ориентируется на мифопоэтические представления о пути и на те литературные жанры, которыми эти представления были усвоены".

В "Подруге французского лейтенанта" использован третий тип идет стилизации (общей - под "викторианский роман") с элементами второго (создание "мимотекстов", представляющим образцы подражания манере отдельных авторов) и четвертого (пародийного) типов. В романе ведется постоянная игра с литературными подтекстами, причем основное место среди них занимают произведения английских писателей той эпохи, которой посвящен роман. Фаулз, прекрасно знающий и высоко ценящий реалистические романы прозаиков-викторианцев, сознательно выстраивает "Подругу французского лейтенанта" как своего рода коллаж цитат из текстов Диккенса, Теккерея, Троллопа, Джорджа Элиота, Томаса Гарди и других писателей. У сюжетных ходов, ситуаций и персонажей Фаулза обычно имеется один или несколько хорошо узнаваемых литературных прототипов.

Подобно тому как Сара играет с Чарльзом, испытывая его и подталкивая к осознанию свободы выбора, Фаулз играет в романе со своими читателями, заставляя делать свой выбор. Для этого он включает в текст три варианта финала - "викторианский", "беллетристический" и "экзистенциальный". Читателю и герою романа предоставлено право выбрать один из трех финалов, а значит и сюжетов, романа.

Заключение

Западная интеллектуальная (философская) проза XX века отмечена проникновением отстраненного интеллекта в сферу рефлективно-бессознательного, в архаические структуры мифопоэтических текстов. Господство философии жизни и ее психоаналитическая интерпретация оказали существенное влияние на художественную прозу западных писателей.

Все это повлияло и на особенности повествования авторов интеллектуальной прозы ХХ в. Переориентация личности осмысливается уже не в формах так называемого психологического анализа и эпически развертываемого повествования, а в формах интеллектуального внутреннего дискурса, когда один план восприятия себя и реальности постоянно, на глазах читателя, перестраивается, на данный "кадр" накладывается новое, переосмысливающее видение.

Происходит бесконечное умножение смыслов вглубь: художнику важна именно эта меняющаяся структура текста, наложение дискурсивным сознанием новых осмыслений. Сверхпсихологическая ориентация значений, от перцепций памяти к глубинным слоям видения и осмысления, к расширению в сознании героя горизонтов смыслов мира и осознания сво-ей личности

Приметой интеллектуального романа стало развертывающееся в разных временных и пространственных направлениях повествование, что можно отметить в творчестве Борхеса, Даррелла и др. авторов.

Литература

1. Аникин Г. Современный английский роман. Свердловск,1971.

2. Ватченко С. А., Максютенко Е. В. Феномен постмодернизма и поэтика «Мага» Джона Фаулза // От барокко до постмодернизма. Днепропетровск, 1997. С. 127 - 132.

3. Днепров В. Д. Черты романа ХХ века. М.,1965.

4. Зарубежная литература ХХ века / Под ред. Андреевой Л. Г. М., 1990.

5. Левин Ю. И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х. Л. Борхеса // Текст в тексте. Труды по знаковым системам XIV. Тарту, 1981.

1. Натаниель Готорн — "Алая буква"
"Алая буква" - самый известный из романов Натаниеля Готорна. Он повествует о судьбе Эстер Принн, оказавшейся у позорного столба с незаконнорожденной дочуркой на руках. Среди свидетелей публичного унижения и муж Эстер, и ее соблазнитель - отец малышки. Трагедия, связавшая этих троих людей, обнажает душевные качества героев романа, выявляя мужество и благородство одних и трусость и ничтожество других.

2. Дафна Дюморье — "Ребекка"
"Ребекка" - не просто самый известный роман Дафны Дюморье.
Не просто книга, по которой снят культовый фильм Альфреда Хичкока.
Не просто произведение, заложившее стилистические основы всех "интеллектуальных триллеров" наших дней.
"Ребекка" - это роман уникальный, страшный - и прозрачный, простой - и элитный. Роман, без которого не существовало бы ни "Степного волка" Германа Гессе, ни "Кэрри" Стивена Кинга.

3. Роман Коробенков - "Прыгун"
Мыслите метафорически! Книга «Прыгун», как дорогая сигара. Она не спеша обволакивает вас густым дымом нео-философской прозы, из которого постепенно начинают вырисовываться причудливые характерные формы героев. Человек полностью погружается в полу-вымышленную, полу-настоящую реальность, теряя со временем в густом тумане текста очертания границ. Любовь и смерть, как известно, нередко идут рука об руку. В этой книге, также тема высоких чувств переплетена с суицидальными размышлениями и, главное, поиском себя. Чем дальше читатель уходит в черно-белые джунгли страниц книги, тем все больше мыслей о смыслах (жизни и не только) рождается у него самого. А это согласитесь, наверное, и есть истинное доказательство художественной ценности книги.

4. Уильям Стайрон — "Выбор Софи"
Жемчужина творческого наследия Уильяма Стайрона. Роман, который лег в основу сценария изумительного одноименного фильма с Мерил Стрип в главной роли, удостоенного премии "Оскар".
Какова цена выживания человека в аду нацистских концлагерей?
Палачи из Освенцима заставили молодую польку Софи сделать страшный выбор...
Прошли годы, Софи давно переселилась в Америку и на первый взгляд вполне счастлива.
Но прошлое по-прежнему не дает ей покоя, душит и мешает жить.
И однажды это прошлое возвращается...

5. Дейвид Герберт Лоуренс — "Сыновья и любовники"
Дейвид Герберт Лоуренс (1885-1930) - один из самых читаемых писателей Англии первой трети XX столетия, автор десяти романов и множества повестей и рассказов.
Роман `Сыновья и любовники`, написанный в 1913 году, в значительной степени автобиографичен. Лоуренс повествует о двух поколениях семьи Морелов, живущих в небольшом шахтерском поселке. Супружество Гертруды и Вальтера сложилось несчастливо. С годами отдаляясь от мужа, всю свою любовь жена отдавала детям. Но властная материнская любовь обернулась для них бедою…

6. Эльфрида Елинек — "Любовницы"
Самая известная современная писательница Европы, скандально знаменитый нобелевский лауреат Эльфрида Елинек бросает миру в лицо свои произведения, но мир при этом не чувствует себя оскорбленным, "это не про меня" - говорит каждый...
Препарируя ханжеское общество, где потребительские ценности перемешались с патриархальными традициями и где "респектабельность" напрямую зависит оттого, какими вещами ты обладаешь, Елинек рисует две противоположные судьбы. Бригитта и Паула - две девушки, одна из города, вторая из деревни, но для обеих любовь, семья и секс - лишь средства, чтобы пробиться в жизни, - в жизни, в которой каждая из них будет обладать высокой покупательской способностью.
Узнаваемая реальность: вокруг немало "идиллий", населенных персонажами из этой книги, "идиллий без перспектив", с церковью в центре городка и с фабрикой женского белья, директор которой - хозяин этого мира.
"Любовницы" - самый читаемый роман Эльфриды Елинек. Издательство настоятельно рекомендует начать знакомство с ее творчеством именно с этой книги, чтобы настроиться на восприятие тех особенностей, которые и формируют "стиль Елинек".

7.Владимир Набоков — "Пнин"
Четвертый англоязычный роман Владимира Набокова, жизнеописание профессора-эмигранта из России Тимофея Павловича Пнина, преподающего в американском университете русский язык, но комическим образом не ладящего с английским, что вкупе с его забавной наружностью, рассеянностью и неловкостью в обращении с вещами превращает его в курьезную местную достопримечательность. Заглавный герой книги - незадачливый, чудаковатый, трогательно нелепый - своеобразный Дон-Кихот университетского городка Вэйндель - постепенно раскрывается перед читателем как сложная, многогранная личность, в чьей судьбе соединились мгновения высшего счастья и моменты подлинного трагизма, чья жизнь, подобно любой человеческой жизни, образует причудливую смесь несказанного очарования и неизбывной грусти…

8. Гюстав Флобер — "Мадам Бовари"
Книга перенесет вас во Францию и позволит наблюдать за жизнью прекрасной, интересной женщины. Страстная и романтичная натура Эммы Бовари не находит счастья в браке с сельским врачом и ее жизнь превращается в череду событий, к которым общество всегда относится с порицанием. Но как бы порочна и безнравственна не была героиня, она - "истинная женщина", недостатки которой так же привлекательны, как и достоинства! В этом парадоксе заключена прелесть самого спорного женского образа французской литературы. Такие женщины всегда будут любимы мужчинами и отвергаемы обществом.

9. Теодор Драйзер — "Американская трагедия"
Роман "Американская трагедия" - вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: "Никто не создает трагедий - их создает жизнь. Писатели лишь изображают их". Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя. Молодой человек, вкусивший всю прелесть жизни богатых, так жаждет утвердиться в их обществе, что идет ради этого на преступление.

10. Роберт Джеймс Уоллер — "Мосты округа Мэдисон"
Эта книга - крупнейший литературный феномен Америки, который находился в списке бестселлеров крупнейших газет страны более 90 недель, по праву стал безоговорочным победителем премии ЭББИ. Только в США первый тираж романа тогда никому не известного автора, профессора из Айовы, составил семь миллионов экземпляров.
"Мосты округа Мэдисон" - это роман, который пишут только раз в жизни, роман о любви и потере.