Иранский спутник: анализ наблюдений. Любительская астрономия получила звездный шанс Группа астрономов любителей разработала

Группе энтузиастов под руководством Питера Макаллоу (Peter McCullough) из института космического телескопа в г. Балтимор с использованием недорогого самодельного телескопа , собранного из имеющихся в широкой продаже серийно производимых компонент, удалось обнаружить планету размером с Юпитер у звезды, расположенной на расстоянии 600 cв. лет от Солнца.

В новом методе значительная часть работы по поиску объектов «переложена» на программное обеспечение, производящее автоматическую предварительную селекцию данных.

Новая планета получила условное обозначение X0-1b. Открытие было совершено транзитным, или затменным, методом.

Он заключается в обнаружении темной планеты по регулярному снижению яркости центральной звезды в то время, когда планета оказывается на оси зрения наблюдателя с Земли, заслоняя собой часть света от центральной звезды. Такая методика применима, очевидно, для поиска лишь тех планет, чьи орбиты видны с Земли «сбоку». У данного метода есть и свои достоинства – с его помощью можно оценить массу и размер планеты, а тем самым – и ее плотность. Последнее очень важно для поиска планет «земного» типа.

Транзитный метод использовался и прежде для изучения так называемых «затменно-переменных» звезд. В этом случае наличие двух и более компонент можно определить по периодическому изменению яркости, даже в том случае, если мощности астрономических инструментов недостаточно для разрешения компонент звездной системы.

#gallery#
При прохождении планеты X0-1b перед звездой X0-1 ее яркость снижалась примерно на 2%. Характерный профиль яркостного сигнала звезды позволил определить, что речь идет именно о планете, а не об изменении яркости самой звезды. По периодичности удалось установить период обращения планеты вокруг звезды (ее «год») – он составил всего лишь четверо земных суток.

Несмотря на то, что в настоящее время известно уже свыше 180 планет у иных звезд, X0-1b стала лишь десятой, открытой транзитным методом и второй, открытой с использованием телефотообъектива. Первой стала планета, открытая в 2004 году и получившая условное обозначение TrES-1. Открытие, сделанное с использованием недорогого инструмента, было подтверждено независимым образом с помощью телескопов обсерватории Макдональда Техасского университета по периодическим изменениям радиальной скорости движения звезды (скорости по оси зрения). По этим данным удалось оценить массу открытой планеты – она составила около 0,9 масс Юпитера, но при этом имеет необычно большой диаметр. Сама звезда X0-1 очень похожа на наше Солнце.

Новая технология поиска планет, разработанная группой Макаллоу, заключается в сканировании ночного неба телескопом ХО в Гавайях и измерении яркости звезд. Накопленные и регулярно обновляемые фотометрические данные по многим тысячам звезд обрабатываются компьютерной программой, анализирующей наличие в них регулярно повторяющихся характерных изменений. Отобранный программой список вероятных «претендентов» впоследствии изучается более детально.

В ходе цикла наблюдений, продолжавшегося с сентября 2003 по сентябрь 2005 гг., телескоп ХО провел наблюдения нескольких десятков тысяч ярких звезд. Группа астрономов-любителей впоследствии исследовала отобранные программой звезды-претенденты и подтвердила, что у звезды X0-1 имеется темный спутник.

Телескоп ХО состоит из двух одинаковых инструментов с объективами диаметром 110 мм Canon EF200 и относительным отверстием 1,8, в фокальной плоскости которых размещены квадратные ПЗС-матрицы размерностью 1024 пикселя. Телескоп не имеет системы гидирования, сканирование осуществляется за счет суточного вращения небесной сферы.

«Создание копии телескопа ХО обойдется в $60 тыс., - считает д-р Маккаллоу. – Мы потратили куда больше на программное обеспечение, в особенности на создание системы и работу с ней, а также на выделение сигнала от планеты из массива полученных данных». Эта сумма включает: здание для телескопа, монтировку, объективы, фильтр и ПЗС-матрицы.


Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

По-яс-не-ние.

К есте-ствен-ным на-у-кам от-но-сят-ся науки: о кос-мо-се, его стро-е-нии, раз-ви-тии (аст-ро-но-мия, кос-мо-ло-гия, кос-мо-го-ния, аст-ро-фи-зи-ка, кос-мо-хи-мия и проч.); Земле (гео-ло-гия, гео-фи-зи-ка, гео-хи-мия и др.); фи-зи-че-ских, хи-ми-че-ских, био-ло-ги-че-ских си-сте-мах и про-цес-сах, фор-мах дви-же-ния ма-те-рии (фи-зи-ка и т. п.); че-ло-ве-ке как био-ло-ги-че-ском виде, его про-ис-хож-де-нии и эво-лю-ции (ана-то-мия и т. д.).

Тех-ни-че-ские науки со-дер-жа-тель-но ос-но-вы-ва-ют-ся на есте-ствен-ных на-у-ках. Они изу-ча-ют раз-ли-и-ные формы и на-прав-ле-ния раз-ви-тия тех-ни-ки (теп-ло-тех-ни-ка, ра-дио-тех-ни-ка, элек-тро-тех-ни-ка и проч.).

Об-ще-ствен-ные (со-ци-аль-ные) науки также имеют ряд на-прав-ле-ний и изу-ча-ют об-ще-ство (эко-но-ми-ка, со-цио-ло-гия, по-ли-то-ло-гия, юрис-пру-ден-ция и т. п.).

Гу-ма-ни-тар-ные науки - науки о ду-хов-ном мире че-ло-ве-ка, об от-но-ше-нии к окру-жа-ю-ще-му миру, об-ще-ству, себе по-доб-ным (пе-да-го-ги-ка, пси-хо-ло-гия, эв-ри-сти-ка, кон-флик-то-ло-гия и др.).

А) ло-ги-ка - науки о по-зна-нии и мыш-ле-нии.

Б) ма-те-ма-ти-ка - точ-ные и тех-ни-че-ские.

В) ис-то-рия - со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные.

Г) по-ли-то-ло-гия - со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные.

Д) фи-зи-ка - есте-ствен-ные.

Ответ: 42113.

Ответ: 42113

В струк-ту-ре наук учёные вы-де-ля-ют со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные науки. Вы-бе-ри-те в при-ведённом ниже спис-ке со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ные науки, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) био-ло-гия

2) ма-те-ма-ти-ка

3) куль-ту-ро-ло-гия

4) по-ли-то-ло-гия

5) фи-зи-ка

6) ис-то-рия

По-яс-не-ние.

Под со-ци-аль-но-гу-ма-ни-тар-ны-ми на-у-ка-ми по-ни-ма-ет-ся цикл на-уч-ных дис-ци-плин, на-прав-лен-ных на изу-че-ние об-ще-ствен-ных яв-ле-ний.

Ответ: 346.

Ответ: 346

Запишите слово, пропущенное в таблице.

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

По-яс-не-ние.

Пси-хо-ло-гия - это наука, ис-сле-ду-ю-щая осо-бен-но-сти и за-ко-но-мер-но-сти воз-ник-но-ве-ния, фор-ми-ро-ва-ния и раз-ви-тия (из-ме-не-ния) пси-хи-че-ских про-цес-сов (ощу-ще-ние, вос-при-я-тие, па-мять, мыш-ле-ние, во-об-ра-же-ние), пси-хи-че-ских со-сто-я-ний и пси-хи-че-ских свойств (на-прав-лен-ность, спо-соб-но-сти, за-дат-ки, ха-рак-тер, тем-пе-ра-мент) че-ло-ве-ка.

Ответ: пси-хо-ло-гия.

Ответ: психология

Алиса Стеценко 05.03.2017 11:05

Я написала "социальная психилогия". Это считается неверным ответом? Ровно такой же темрин употребляется в последнем задании, в качестве обозначения науки, от лица которой предлагается писать эссе.

Валентин Иванович Кириченко

Слово, а не словосочетание, поэтому ошибка

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.

1) археология

2) геология

4) ботаника

6) педагогика

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Пояснение.

Естественные науки - совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная. К ним относятся геология, физика, ботаника, химия.

Ответ: 16.

Ответ: 16

Ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния,

1) рас-крой-те смысл по-ня-тия «наука»;

2) со-ставь-те два пред-ло-же-ния:

− одно пред-ло-же-ние, со-дер-жа-щее ин-фор-ма-цию о струк-тур-ных эле-мен-тах ин-сти-ту-та науки;

− одно пред-ло-же-ние, рас-кры-ва-ю-щее любую клас-си-фи-ка-цию наук.

Пред-ло-же-ния долж-ны быть рас-про-странёнными и со-дер-жа-щи-ми кор-рект-ную ин-фор-ма-цию о со-от-вет-ству-ю-щих ас-пек-тах по-ня-тия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) Смысл понятия , например: «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе, человеке, сознании».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) Два предложения с информацией о науке, опирающейся на знания курса, например:

– «В институт науки помимо систематизированных знаний включается также сообщество ученых, учреждений и лабораторий, занимающихся исследовательской деятельностью».

– «Ученые предлагают различные классификации наук, но ведущей стало разделение науки на социально-гуманитарные и естественно-научные».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащиеверную информацию о науке.

За-пи-ши-те слово, про­пу­щен­ное в таб-ли-це.

ОБЪ-ЕК-ТЫ НАУКИ

По-яс-не-ние.

За­ко­но­мер­но­сти вза­и­мо­от­но­ше­ний со­ци­аль­ных субъ­ек­тов по по­во­ду по­ли­ти­че­ской вла­сти - наука о по-ли-ти-ке то есть по-ли-то-ло-гия.

Ответ: по-ли-то-ло-гия.

Ответ: политология

Предметная область: Человек и общество. Наука

Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

Пояснение.

Разработки прикладных наук влияют на развитие материального производства. Один из научных методов - моделирование, в том числе общественное. Социальная функция науки возрастает, остро стоит вопрос о социальной ответственности ученых.

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства - нет, неверно, не связано с особенностями современной науки, т. к. производство во многом определяется научными достижениями и открытиями, а влияние науки со временем возрастает.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным - нет, неверно, не связано с особенностями современной науки, т. к. производство во многом определяется научными достижениями и открытиями, а влияние науки со временем возрастает.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития - да, верно.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития - да, верно.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция - да, верно.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых - да, верно.

Ответ: 3456.

Ответ: 3456

Предметная область: Человек и общество. Наука

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми науки и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми примерами: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ НАУКИ

A) экологи пре­ду­пре­ди­ли об опас­ном для живых ор­га­низ­мов загрязнении вод Байкала

Б) учёные раз­ра­бо­та­ли новую кон­струк­цию истребителя и ор­га­ни­зо­ва­ли её се­рий­ное производство

B) финансовые ана­ли­ти­ки высказали пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях развития бан­ков­ской системы на бли­жай­шие годы

Г) поля аг­ро­фир­мы засеяли кукурузой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те работы спе­ци­а­ли­стов по ген­ной инженерии стала не­до­ступ­на для вредителей

Д) ме­тео­ро­ло­ги высказали пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те изменения кли­ма­та практически ис­че­за­ет весна в сред­них широтах, после зим­них холодов сразу на­сту­па­ет летняя жара

Е) учёные-фармацевты сле­дят за ка­че­ством производимого ле­кар­ствен­но­го препарата

1) производственная

2) прогностическая

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Производственная функ­ция науки свя­за­на с сбли­же­ни­ем науки и производства, с внед­ре­ни­ем научных от­кры­тий в промышленность. Прогностическая функ­ция связана с осу­ществ­ле­ни­ем прогнозирования по­след­ствий изменения окру­жа­ю­ще­го мира, на ос­но­ве данных пред­ви­дит возможные ре­зуль­та­ты развития процессов, рас­кры­ва­ет возможные опас­ные тенденции раз­ви­тия общества, фор­ми­ру­ет рекомендации по их преодолению.

A) экологи пре­ду­пре­ди­ли об опас­ном для живых ор­га­низ­мов загрязнении вод Байкала - прогностическая.

Б) учёные раз­ра­бо­та­ли новую кон­струк­цию истребителя и ор­га­ни­зо­ва­ли её се­рий­ное производство - производственная.

B) финансовые ана­ли­ти­ки высказали пред­по­ло­же­ния о тен­ден­ци­ях развития бан­ков­ской системы на бли­жай­шие годы - прогностическая.

Г) поля аг­ро­фир­мы засеяли кукурузой, ко­то­рая в ре­зуль­та­те работы спе­ци­а­ли­стов по ген­ной инженерии стала не­до­ступ­на для вредителей - производственная.

Д) ме­тео­ро­ло­ги высказали пред­по­ло­же­ние о том, что в ре­зуль­та­те изменения кли­ма­та практически ис­че­за­ет весна в сред­них широтах, после зим­них холодов сразу на­сту­па­ет летняя жара - прогностическая.

Е) учёные-фармацевты сле­дят за ка­че­ством производимого ле­кар­ствен­но­го препарата - производственная.

Ответ: 212121.

Ответ: 212121

Предметная область: Человек и общество. Наука

Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тий пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

На-блю-де-ние , экс-пе-ри-мент , метод по-зна-ния , ан-ке-ти-ро-ва-ние , ин-тер-вью-и-ро-ва-ние .

По-яс-не-ние.

На­блю­де­ние, экс­пе­ри­мент, ан­ке­ти­ро­ва­ние, ин­тер­вью­и­ро­ва­ние - все это ме-то-ды по-зна-ния.

Ответ: метод по­зна­ния.

Ответ: методпо­зна­ния

Предметная область: Человек и общество. Виды знаний

ОБ-ЩЕ-СТВЕН-НЫЕ НАУКИ

По-яс-не-ние.

Де-мо-гра-фия (от древ-не-гре-че-ско-го «демос» - народ и «графо» - пишу) - наука, изу-ча-ю-щая на-ро-до-на-се-ле-ние, про-цес-сы рож-да-е-мо-сти и смерт-но-сти, про-дол-жи-тель-но-сти жизни, за-ко-но-мер-но-сти вос-про-из-вод-ства на-се-ле-ния.

Ответ: де-мо-гра-фия.

Ответ: демография

Предметная область: Человек и общество. Наука

На-уч-ное по-зна-ние , си-стем-ность зна-ния , опора на экс-пе-ри-мен-ты , ра-ци-о-на-ли-сти-че-ские до-во-ды , объ-ек-тив-ность .

По-яс-не-ние.

При-зна-ка-ми, ха­рак­те­ри­зу­ю­щи­ми на-уч-ное по­зна­ние яв-ля-ют-ся: си­стем­ность зна-ния, опора на экс-пе-ри-мен-ты, ра­ци­о­на­ли­сти­че­ские до-во-ды, объ-ек-тив-ность.

Ответ: на­уч­ное по­зна­ние.

Ответ: на­уч­ноепо­зна­ние

Предметная область: Человек и общество. Наука

Най-ди-те по-ня-тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

Срав­не­ние фак-тов , ана-ло-гия , экс-пе-ри-мент , клас­си­фи­ка­ция фак-тов , метод по-зна-ния .

По-яс-не-ние.

Все пред-став-лен-ные по-ня-тия - это ме-то-ды по-зна-ния.

Ответ: метод по­зна­ния.

Ответ: методпо­зна­ния

Предметная область: Человек и общество. Наука

За-пи-ши-те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

По-яс-не-ние.

Це-ле-на-прав-лен-ное си­сте­ма­ти­че­ское вос­при­я­тие яв­ле­ний окру-жа-ю-ще-го мира - это на-блю-де-ние.

Ответ: на-блю-де-ние.

Ответ: наблюдение

Вы-бе-ри-те вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях со­ци­аль­но­го по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) Уче-ный, изу­ча­ю­щий об-ще-ство, ис­поль­зу­ет об­ще­на­уч­ные ме­то­ды и сред­ства по-зна-ния.

2) Объ-ек-тив-ная ис­ти­на в со­ци­аль­ном по­зна­нии не до-сти-жи-ма.

3) Со-ци-аль-ные яв­ле­ния не­об­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать в ис­то­ри­че­ском и куль­тур­ном ас-пек-тах.

4) Со-ци-аль-ное по­зна­ние может быть не толь­ко на-уч-ным, но и обы-ден-ным.

5) Одной из со­ци­аль­ных наук яв­ля­ет­ся фи-ло-ло-гия.

По-яс-не-ние.

1) Уче-ный, изу-ча-ю-щий об-ще-ство, ис-поль-зу-ет об-ще-на-уч-ные ме-то-ды и сред-ства по-зна-ния - да, верно.

2) Объ-ек-тив-ная ис-ти-на в со-ци-аль-ном по-зна-нии не до-сти-жи-ма - нет, не-вер-но, воз-мож-на. Со-ци-аль-ное по-зна-ние ха-рак-те-ри-зу-ет-ся субъ-ек-тив-но-стью, в от-ли-чие от есте-ствен-ных наук, но при чем тут не-до-сти-жи-мость объ-ек-тив-ность ис-ти-ны? На-при-мер, такая со-ци-аль-ная наука как ис-то-рия опе-ри-ру-ет не толь-ко оцен-ка-ми, но и фак-та-ми. Разве не яв-ля-ет-ся объ-ек-тив-ной ис-ти-ной, что в пер-вой чет-вер-ти XIX века во главе Рос-сии стоял им-пе-ра-тор Алек-сандр I? Или то, что в 1861 году от-ме-ни-ли кре-пост-ное право?

3) Со-ци-аль-ные яв-ле-ния не-об-хо-ди-мо рас-смат-ри-вать в ис-то-ри-че-ском и куль-тур-ном ас-пек-тах - да, верно.

4) Со-ци-аль-ное по-зна-ние может быть не толь-ко на-уч-ным, но и обы-ден-ным - да, верно.

5) Одной из со-ци-аль-ных наук яв-ля-ет-ся фи-ло-ло-гия - нет, не-вер-но.

Ответ: 134.

Екатерина Крохмалёва 28.03.2016 21:56

Филология является одной из социальных наук, т.к. основные социальные науки: Юриспруденция, Экономика, Психология, ФИЛОЛОГИЯ, Лингвистика, Риторика, Социология, История, Политология, Педагогика, Культурология, География, Антропология. Поэтому, пожалуйста, исправьте ответ.

Валентин Иванович Кириченко

Филология относится к гуманитарным наукам.

Armen Smoyan 18.10.2017 19:18

почему 2 пункт не подходит?В особенностях социального познания написано,что в соц.познании устанавливается только относительная истина

Валентин Иванович Кириченко

Она объективна, это признак любой истины.

Евгения 17.11.2018 14:29

В ответах указано, что верно 2. Хотя в учебнике Соболевой (из федерального перечня) указано следующее:

Социальное познание отличается субъективностью - сильным влиянием особенностей познающего субъекта на результаты познания. Это связано с тем, что субъект и объект познания совпадают" Значит, объективная истина недостижима, так как она должна не зависеть от человека и человечества в целом, а в социальном познании это является невозможным.

Иван Хеорхе

В ответах не указано, что 2 верно.

Социальное познание характеризуется субъективностью, в отличии от естественных наук, но при чем тут недостижимость объективность истины? Например, такая социальная наука как история оперирует не только оценками, но и фактами. Разве не является объективной истиной, что в первой четверти XIX века во главе России стоял император Александр I? Или то, что в 1861 году отменили крепостное право?

Най-ди-те по-ня-тие, ко­то­рое яв-ля-ет-ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по-ня-тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

По-стро-е-ние тео-рий; про-ве-де-ние экс-пе-ри-мен-тов; на-уч-ное по-зна-ние; ор-га-ни-за-ция на-блю-де-ний; вы-дви-же-ние ги-по-тез.

По-яс-не-ние.

Все пред-став-лен-ные по-ня-тия от-но-сят-ся к на-уч-но-му по-зна-нию.

Ответ: на-уч-ное по-зна-ние.

Ответ: научноепознание

За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.

СО-ЦИ-АЛЬ-НЫЕ ИН-СТИ-ТУ-ТЫ

По-яс-не-ние.

До-ка-за-тель-ность - любое тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, ги-по-те-за долж-ны быть обос-но-ван-ны.

Ответ: до-ка-за-тель-ность.

Ответ: доказательность

Игорь Шиндягин 18.01.2017 15:38

Если я дам ответ:"обоснованность", он будет считаться ошибочным?

Тест по теме «Познание»

    Запишите слово пропущенное в таблице

    Выберите верные суждения об истине и ее критериях, и запишите цифры под которыми они указаны

    1) Абсолютная истина в отличии от относительной истины представляет собой теоритически обоснованное знание.

    2)Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

    3)Относительная истина-это знание, которое может изменяться, дополняться по мере возможностей познания.

    4)Единственный критерий истины –соответствие существующим научным теориям.

    5)Истина –это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

    3.Установите соответствие между признаками научного познания (исследований) к каждой позиции:

    Уровни научного познания

    (исследований)

    А)выявление и объяснение закономерностей

    1).эмпирический

    Б) сбор фактов

    2)теоритический

    В)описание наблюдаемых явлений

    Г)формулирование научной проблемы

    Д)выдвижение гипотез

    4,Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к методам научного познания .

    1. Теория,2)наблюдение, 3)эксперимент, 4)концепция, 5)классификация,6)систематизация.

    5. Установите соответствие между формами и уровнями познания к каждой позиции

    6.Выбирите верное суждение о познании и запищите цифры, под которыми они указаны.

      Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением

      Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете

      Чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны

      Чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объекта

      Формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез.

    7. Ученые обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержания книги можно отнести к научному познанию.

      Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства

      Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами

      Содержание книги изложено профессиональным языком

      Все гипотезы исследователей были обоснованы

      Книга была напечатана в крупном издательстве

      Весь тираж книги был раскуплен в течении одного месяца

    8. Установите соответствие между признаками и видами познания, которые соответствуют к каждой позиции

    9.В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.

    1) форма познания, 2)ощущение, 3)восприятие, 4)представление, 5)суждение.

    10.Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения теории Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведенных ниже оснований могли стать основой такой профессиональной оценки. Запишите цифры, под которыми они указаны.

      Теорию разработали любители

      Теория не подтверждается практикой

      Выводы разработчиков нелогичны

      Теория опровергает принятые в науке представления

      Основные положения теории не обоснованы

      Разработчики рассматривают участие сверхъестественных сил

    11.Запишите слово, пропущенное в таблице.

    12.Выбирите верные суждения о науке и запищите цифры.

      Наука осуществляет поиск путей преодоления глобальных проблем современного человечества

      Наука способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нем

      Основная функция науки связана с регулированием социального поведения людей

      Наука помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

      Наука в отличии от других форм(областей) духовной культуры оказывает эмоциональное воздействие на человека

    13.Прочитайте приведенный ниже текст. Вставте пропущенные слова из списка.

    «Человек посредством познания и на его основе преобразует______(А),самого себя, формирует свой______(Б), свою культуру. Познание- сложное явление. Оно представляет собой активное______(В)человеком внешнего мира посредством особого вида____(Г).

    Различают две ступени познания: чувственное и ______(Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный ______(Е) »

    Список терминов:

    1)воприятие, 4)окружающий мир 7)теоретическое

    2)рациональное 5)суждение 8)представление

    3)процесс 6)деятельность 9)духовный мир

    II часть .

      Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многообразие форм познания». Составте план в соответствии с которым Вы будите освещать данную тему .

      Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составте два предложения: одно предложение, содержащие информацию о различие в характере знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее сущность суждения как формы рационального познания .

      Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.

      Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина » Привлекая знания обществоведческого курса, составте два предложения: одно предложение, содержащие информацию об относительной истине, и одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

Просмотры: 854

Терри Пратчетт описал традиционный взгляд на создание Вселенной примерно так: «В начале было ничего, которое взорвалось». Современная точка зрения космологии подразумевает, что расширяющаяся Вселенная возникла в результате Большого Взрыва, и она хорошо поддерживается доказательствами в виде реликтового излучения и смещением далекого света в направлении красной части спектра: Вселенная расширяется постоянно.

И все же далеко не всех удалось в этом убедить. В течение многих лет предлагались самые разные альтернативы и различные мнения. Некоторые интересные предположения остаются, увы, непроверяемыми с применением наших современных технологий. Другие представляют собой полеты фантазии, восставшей против непостижимости Вселенной, которая, кажется, бросает вызов человеческим представлениям о здравом смысле.

Теория стационарной Вселенной

Согласно недавно восстановленной рукописи Альберта Эйнштейна, великий ученый отдал дань уважения британскому астрофизику Фреду Хойлу за теорию о том, что пространство может расширяться в течение неопределенного времени, сохраняя равномерную плотность, если постоянно будет появляться новая материя в процессе спонтанной генерации. В течение многих десятилетий многие считали идеи Хойла ерундой, но недавно обнаруженный документ показывает, что Эйнштейн как минимум серьезно рассматривал его теорию.

Теорию стационарной Вселенной была предложена в 1948 году Германом Бонди, Томасом Голдом и Фредом Хойлом. Она вышла из идеального космологического принципа, который гласит, что вселенная выглядит по существу одинаково в каждой точке в любое время (в макроскопическом смысле). С философской точки зрения он привлекателен, поскольку тогда у вселенной нет начала и конца. Теория была популярна в 50-60-х годах. Столкнувшись с указаниями на то, что Вселенная расширялась, ее сторонники предположили, что во вселенной постоянно рождается новая материя, в постоянном, но умеренном темпе - несколько атомов на кубический километр в год.

Наблюдения квазаров в далеких (и старых, с нашей точки зрения) галактиках, которых в наших звездных окрестностях не существует, охладили энтузиазм теоретиков, и ее окончательно развенчали, когда ученые обнаружили космическое фоновое излучение. Тем не менее, хотя теория Хойла не принесла ему лавров, он провел серию исследований, которые показали, как во вселенной появились атомы тяжелее гелия. (Они появились в процессе жизненного цикла первых звезд при высоких температурах и давлении). По иронии судьбы, он также был одним из создателей термина «большой взрыв».

Утомленный свет

Эдвин Хаббл заметил, что длины волн света далеких галактик смещаются в направлении красной части спектра, если сравнивать со светом, излученным звездными телами поблизости, что говорит об утрате фотонами энергии. «Красное смещение» объясняется в контексте расширения после Большого Взрыва как функция эффекта Доплера. Сторонники моделей стационарной вселенной вместо этого предположили, что фотоны света теряют энергию постепенно по мере движения через космос, переходя к длинным волнам, менее энергетическим в красном конце спектра. Эту теорию впервые предложил Фриц Цвикки в 1929 году.

С утомленным светом связывают целый ряд проблем. Во-первых, нет никакого способа изменить энергию фотона без изменения его импульса, что должно приводить к эффекту размытия, который мы не наблюдаем. Во-вторых, он не объясняет наблюдаемые паттерны излучения света сверхновых, которые прекрасно соотносятся с моделью расширяющейся вселенной и специальной относительности. Наконец, большинство моделей утомленного света базируются на нерасширяющейся вселенной, но это приводит к спектру фонового излучения, который не соответствует нашим наблюдениям. В численном выражении, если бы гипотеза утомленного света была корректной, вся наблюдаемая радиация космического фона должна была бы приходить из источников, которые ближе к нам, чем галактика Андромеды (ближайшая к нам галактика), а все, что за ней, было бы для нас невидимо.

Вечная инфляция

Большинство современных моделей ранней Вселенной постулируют короткий период экспоненциального роста (известный как инфляция), вызванный энергией вакуума, в процессе которого соседствующие частицы оказались быстро разделенными огромными областями пространства. После этой инфляции, энергия вакуума распалась на горячий плазменный бульон, в котором образовались атомы, молекулы и так далее. В теории вечной инфляции этот процесс инфляции никогда не заканчивался. Вместо этого пузыри пространства прекратили бы раздуваться и вступили бы в низкоэнергетическое состояние, чтобы после расшириться в инфляционном пространстве. Такие пузыри были бы подобны пузырям пара в кипящей кастрюле с водой, только в этот раз кастрюля постоянно увеличивалась бы.

По этой теории наша Вселенная - один из пузырьков множественной вселенной, характеризующейся постоянной инфляцией. Один из аспектов этой теории, который можно было бы проверить, это допущение, что две вселенные, которые будут достаточно близко, чтобы встретиться, вызовут нарушения в пространстве-времени каждой вселенной. Лучшей поддержкой такой теории будет обнаружение доказательства такого нарушения на фоне реликтового излучения.

Первую инфляционную модель предложил советский ученый Алексей Старобинский, но на западе известной она стала благодаря физику Алану Гуту, который предположил, что ранняя вселенная могла переохладиться и позволить экспоненциальному росту начаться еще до Большого Взрыва. Андрей Линде взял эти теории и разработал на их основе теорию «вечного хаотического расширения», согласно которой вместо необходимости Большого Взрыва, при необходимой потенциальной энергии, расширение может начаться в любой точки скалярного пространства и происходить постоянно во всей мультивселеннной.

Вот что говорит Линде: «Вместо вселенной с одним законом физики, вечная хаотическая инфляция предполагает самовоспроизводяющуюся и вечно существующую мультивселенную, в которой все возможно».

Мираж четырехмерной черной дыры

Стандартная модель Большого Взрыва утверждает, что Вселенная взорвалась из бесконечно плотной сингулярности, но это не облегчает задачу объяснения ее почти однородной температуры, учитывая относительно короткое время (по меркам космоса), которое прошло со времен этого жестокого события. Некоторые считают, что это могла бы объяснить неизвестная форма энергии, которая привела к тому, что вселенная расширилась быстрее скорости света. Группа физиков из Института теоретической физики Периметра предположила, что вселенная может быть по сути трехмерным миражом, созданным на горизонте событий четырехмерной звезды, коллапсирующей в черную дыру.

Ниайеш Афшорди и его коллеги изучали предложение 2000 года, сделанное командой Университета Людвига Максимилиана в Мюнхене, на тему того, что наша Вселенная может быть лишь одной мембраной, существующей в «объемной вселенной» с четырьмя измерениями. Они решили, что если эта объемная вселенная также содержит четырехмерные звезды, они могут вести себя подобно своим трехмерным коллегам в нашей вселенной - взрываясь в сверхновые и коллапсируя в черные дыры.

Трехмерные черные дыры окружены сферической поверхностью - горизонтом событий. В то время как поверхность горизонта событий трехмерной черной дыры двумерна, форма горизонта событий четырехмерной черной дыры должна быть трехмерной - гиперсферой. Когда команда Афшорди смоделировала смерть четырехмерной звезды, она обнаружила, что извергаемый материал образовал трехмерную брану (мембрану) вокруг горизонта событий и медленно расширился. Команда предположила, что наша Вселенная может быть миражом, сформированным из обломков внешних слоев четырехмерной коллапсирующей звезды.

Поскольку четырехмерная объемная вселенная может быть намного старше, или даже бесконечно старой, это объясняет однородную температуру, наблюдаемую в нашей Вселенной, хотя некоторые из последних данных свидетельствуют о том, что могут быть отклонения, вследствие которых традиционная модель подходит лучше.

Зеркальная Вселенная

Одна из запутанных проблем физики такова, что почти все принятые модели, включая гравитацию, электродинамику и относительность, работают одинаково хорошо в описании Вселенной, независимо от того, идет время вперед или назад. В реальном же мире мы знаем, что время движется лишь в одном направлении, и стандартное объяснение этому в том, что наше восприятие времени есть лишь продукт энтропии, в процессе которой порядок растворяется в беспорядке. Проблема этой теории в том, что из нее вытекает, что наша Вселенная начала с высокоупорядоченного состояния и низкой энтропии. Многие ученые несогласны с понятием низкоэнтропийной ранней вселенной, фиксирующей направление времени.

Джулиан Барбур из Оксфордского университета, Тим Козловски из Университета Нью-Брансвик и Флавио Меркати из Института теоретической физики Периметра разработали теорию, согласно которой гравитация привела к тому, что время стало течь вперед. Они изучили компьютерное моделирование частиц в 1000 точек, взаимодействующих между собой под влиянием ньютоновой гравитации. Выяснилось, что независимо от их размера или размера, частицы в конечном итоге образуют состояние низкой сложности с минимальным размером и максимальной плотностью. Затем эта система частиц расширяется в обоих направлениях, создавая две симметричных и противоположных «стрелы времени», а с ней и более упорядоченные и сложные структуры по обе стороны.

Это позволяет предположить, что Большой Взрыв привел к созданию не одной, а двух вселенных, в каждой из которых время течет в противоположную от другой сторону. По мнению Барбура:

«Эта ситуация с двумя будущими будет демонстрировать единое хаотичное прошлое в обоих направлениях, означая, что будет по сути две вселенных, по каждую сторону центрального состояния. Если они будут достаточно сложными, обе стороны будут поддерживать наблюдателей, которые смогут воспринимать течение времени в обратном направлении. Любые разумные существа определят свою стрелу времени как удаление от центрального состояния. Они будут думать, что мы сейчас живем в их далеком прошлом».

Конформная циклическая космология

Сэр Роджер Пенроуз, физик Оксфордского университета, считает, что Большой Взрыв не был началом Вселенной, а лишь переходом по мере того, как она проходит через циклы расширения и сжатия. Пенроуз предположил, что геометрия пространства изменяется со временем и становится все более запутанной, как описывает математическое понятие тензора кривизны Вейля, который начинается с нуля и увеличивается со временем. Он считает, что черные дыры действуют, уменьшая энтропию Вселенной, и когда последняя достигает конца расширения, черные дыры поглощают материю и энергию и, в конце концов, друг друга. По мере распада материи в черных дырах, она исчезает в процессе излучения Хокинга, пространство становится однородным и наполненным бесполезной энергией.

Это приводит к понятию конформной инвариантности, симметрии геометрий с разными масштабами, но одной формы. Когда Вселенная уже не сможет соответствовать изначальным условиям, Пенроуз считает, что конформное преобразование приведет геометрию пространства к сглаживанию, и деградировавшие частицы вернутся к состоянию нулевой энтропии. Вселенная коллапсирует сама в себя, готовая разразиться новым Большим Взрывом. Отсюда следует, что Вселенная характеризуется повторяющимся процессом расширения и сжатия, который Пенроуз поделил на периоды под названием «эоны».

Панроуз и его партнер, Ваагн (Ваге) Гурзадян из Ереванского физического института в Армении, собрали спутниковые данные NASA о реликтовом излучении и заявили, что нашли 12 четких концентрических колец в этих данных, которые, по их мнению, могут быть доказательством гравитационных волн, вызванных столкновением сверхмассивных черных дыр в конце предыдущего эона. Пока это главное доказательство теории конформной циклической космологии.

Холодный Большой Взрыв и сжимающаяся Вселенная

Стандартная модель Большого Взрыва говорит, что после того, как вся материя взорвалась из сингулярности, она раздулась в горячую и плотную Вселенную и начала медленно остывать в течение миллиардов лет. Но эта сингулярность создает ряд проблем, когда ее пытаются впихнуть в общую теорию относительности и квантовую механику, поэтому космолог Криштоф Веттерих из Университета Гейдельберга предположил, что Вселенная могла начаться с холодного и огромного пустого пространства, которое становится активным лишь потому, что сжимается, а не расширяется в соответствии со стандартной моделью.

В этой модели, красное смещение, наблюдаемое астрономами, может быть вызвано увеличением массы вселенной по мере сжатия. Свет, излученный атомами, определяется массой частиц, больше энергии проявляется по мере движения света в голубую часть спектра и меньше - в красную.

Главная проблема теории Веттериха в том, что ее невозможно подтвердить измерениями, поскольку мы сравниваем лишь соотношения различных масс, а не самих масс. Один физик пожаловался, что эта модель сродни утверждению, что не Вселенная расширяется, а линейка, которой мы ее измеряем, сжимается. Веттерих говорил, что не считает свою теорию заменой Большому Взрыву; он лишь отмечал, что она соотносится со всеми известными наблюдениями Вселенной и может быть более «естественным» объяснением.

Круги Картера

Джим Картер - ученый-любитель, разработавший личную теорию о вселенной, основанную на вечной иерархии «цирклонов», гипотетических круглых механических объектов. Он считает, что всю историю Вселенной можно объяснить как поколения цирклонов, развивающихся в процессе воспроизводства и деления. К такому выводу ученый пришел после наблюдения идеального кольца пузырьков, выходящих из его дыхательного аппарата, когда он занимался подводных плаванием в 1970-х годах, и отточил свою теорию экспериментами с участием контролируемых колец дыма, мусорных баков и резиновых листов. Картер считал их физическим воплощением процесса под названием цирклонная синхронность.

Он говорил, что цирклонная синхронность являет собой лучшее объяснение создания Вселенной, нежели теория Большого Взрыва. Его теория живой вселенной постулирует, что хотя бы один атом водорода существовал всегда. В начале один атом антиводорода плавал в трехмерной пустоте. У этой частицы была такая же масса, как и у всей вселенной, и состояла она из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного антипротона. Вселенная пребывала в завершенной идеальной дуальности, но отрицательный антипротон гравитационно расширялся чуть быстрее, чем положительный протон, что приводило к потере им относительной массы. Они расширялись по направлению друг к другу, пока отрицательная частица не поглотила положительную, и они не сформировали антинейтрон.

Антинейтрон тоже был несбалансирован по массе, но в конечном итоге вернулся в равновесие, что привело к расщеплению его на два новых нейтрона из частицы и античастицы. Этот процесс вызвал экспоненциальный рост числа нейтронов, некоторые из которых уже не расщеплялись, а аннигилировали в фотоны, которые легли в основу космических лучей. В конечном итоге вселенная стала массой стабильных нейтронов, которые существовали определенное время перед распадом, и позволили электронам впервые объединиться с протонами, образовав первые атомы водорода и наполнив вселенную электронами и протонами, активно взаимодействующими с образованием новых элементов.

Немного безумия не повредит. Большинство физиков считает идеи Картера бредом неуравновешенного, который даже не подлежит эмпирическому обследованию. Эксперименты Картера с кольцами дыма использовались в качестве доказательства ныне дискредитированной теории эфира 13 лет назад.

Плазменная Вселенная

Если в стандартной космологии гравитация остается главной управляющей силой, в плазменной космологии (в теории электрической вселенной) большая ставка делается на электромагнетизм. Одним из первых сторонников этой теории был русский психиатр Иммануил Великовский, который написал в 1946 году работу под названием «Космос без гравитации», в которой заявил, что гравитация - это электромагнитный феномен, вытекающий из взаимодействия между зарядами атомов, свободными зарядами и магнитных полей солнца и планет. В дальнейшем эти теории прорабатывал уже в 70-х годах Ральф Юргенс, утверждавший, что звезды работают на электрических, а не на термоядерных процессах.

Существует много итераций теории, но ряд элементов остается одним. Теории плазменной вселенной утверждают, что Солнце и звезды электрически питаются дрейфовыми токами, что некоторые особенности планетарной поверхности вызываются «сверхмолниями» и что хвосты комет, марсианские пыльные дьяволы и образование галактик - все это электрические процессы. По этим теориям, глубокий космос заполнен гигантскими нитями электронов и ионов, которые скручиваются вследствие действия электромагнитных сил в космосе и создают физическую материю вроде галактик. Плазменные космологи допускают, что Вселенная бесконечна в размере и возрасте.

Одной из самых влиятельных книг на эту тему стала «Большого Взрыва никогда не было», написанная Эриком Лернером в 1991 году. Он утверждал, что теория Большого Взрыва неправильно предсказывает плотность легких элементов вроде дейтерия, лития-7 и гелия-4, что пустоты между галактиками слишком велики, чтобы их можно было объяснить временными рамками теории Большого Взрыва, и что яркость поверхности далеких галактик наблюдается как постоянная, тогда как в расширяющейся вселенной эта яркость должна уменьшаться с расстоянием вследствие красного смещения. Он также утверждал, что теория Большого Взрыва требует слишком много гипотетических вещей (инфляция, темная материя, темная энергия) и нарушает закон сохранения энергии, поскольку Вселенная якобы родилась из ничего.

Напротив, говорит он, теория плазмы правильно предсказывает изобилие легких элементов, макроскопическую структуру Вселенной и поглощение радиоволн, являющихся причиной космического микроволнового фона. Многие космологи утверждают, что лернеровская критика космологии Большого Взрыва базируется на понятиях, которые считались неправильными на момент написания его книги, и на его объяснениях, что наблюдения космологов Большого Взрыва приносят больше проблем, чем могут решить.

Бинду-випшот

Пока мы не затрагивали религиозные или мифологические истории сотворения вселенной, но сделаем исключение для индуистской истории создания, поскольку ее можно с легкостью увязать с научными теориями. Карл Саган однажды сказал, что это «единственная религия, в которой временные рамки отвечают современной научной космологии. Ее циклы переходят от наших обычных дня и ночи до дня и ночи Брахмы, длиной в 8,64 миллиарда лет. Дольше, чем существовала Земля или Солнце, почти половина времени с момента Большого Взрыва».

Ближайшая к традиционной идее Большого Взрыва вселенной обнаруживается в индуистской концепции бинду-випшот (буквально «точка-взрыв» на санскрите). Ведические гимны древней Индии гласили, что бинду-випшот произвел звуковые волны слога «ом», который означает Брахмана, Абсолютную Реальность или Бога. Слово «Брахман» имеет санскритский корень brh, означающий «большой рост», что можно связать с Большим Взрывом, согласно писанию Шабда Брахман. Первый звук «ом» интерпретируется как вибрация Большого Взрыва, обнаруженная астрономами в форме реликтового излучения.

Упанишады объясняют Большой Взрыв как одно (Брахман), желающее стать многим, чего он и достиг за счет большого взрыва как усилия воли. Создание часто изображается как лила, или «божественная игра», в том смысле, что вселенная создавалась как часть игры, и запуск в виде большого взрыва тоже был ее частью. Но разве игра будет интересной, если в ней будет всеведущий игрок, знающий, как она будет проходить?