История духовной деградации старцева. История духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева (Чехов А

Сочинения по литературе: Деградация дмитрия старцева

Такие понятия, как понятия о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека - все это темы, волновавшие русскую литературу. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества?! Но проходят годы, и иной человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Он всеми силами старается быть полезным людям. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много трудится, не зная отдыха. Впрочем, сам же Чехов как-то заметил, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города; его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов мастерски рисует нам эту "талантливость". Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра на рояле дочки Катерины и надуманные романы, которые сочиняет ее мать, понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах у Туркиных и ни о чем не думать. Скоро Старцев влюбляется в Катерину, которую в семейном кругу называют Котиком. Дмитрий готов на все ради нее, но Котик лишь кокетничает с ним, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему, взрослому человеку, неприлично слоняться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Однако он получил отказ. Впрочем, доктор недолго переживал это. Ему было всего лишь "немного стыдно", что все так глупо и пошло закончилось. Раньше в городе Старцева звали "поляк надутый", тем самым подчеркивая, что он чужой здесь. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда доктор пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Горожане действительно ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно встречает эту весть, но с этого времени он теряет интерес к работе, несмотря на то что в городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. По вечерам он любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются "безобидные" страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют Ионычем, тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая "лучшую" семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: "Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?" Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности.

Старцев не имел семьи. Не зная, что делать с деньгами, он, по-видимому, просто ради удовольствия скупал недвижимость. Чехов нас предупреждает: "Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека". Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но даже не пытается с этим бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. уже давно умер, и ничто не может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Название этой болезни - духовная деградация личности. Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов.

Творчество Чехова высоко оценили не только его современники, но и писатели XX века. Алексей Николаевич Толстой, например, говорил: "Чехов - это Пушкин в прозе", а его однофамилец - Лев Толстой - утверждал: "Какой превосходный язык!.. Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я - не могли бы так писать".

И до какой ничтожности, мелочности, гадости
мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь

Эти слова Н.В. Гоголя соединяют воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

Задание

Перескажите содержание рассказа «Ионыч».

Ответ

Дмитрий Ионович Старцев – герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе.

Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь, Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле.

Когда Дмитрий Иванович впервые посетил Туркиных, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях, он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!» и т.д.

В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

Выводы

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Старцев – интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности – Туркины. Вначале повествования Старцев видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев – приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь.

Причины деградации Старцева

Вопросы и задания

1.​ Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев – неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь.)

2.​ Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?

3.​ Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

4.​ Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н.В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ».)

Из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки – это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры» .

Вывод

«Ионыч» – рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом».

Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе также поставлены вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды.

Индивидуальные задания к следующему уроку

Сообщения о пьесах А.П. Чехова по плану: краткий пересказ, конфликт, особенности.
- «Чайка»
- «Три сестры»
- «Дядя Ваня»

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

В чем причина духовной деградации Дмитрия Старцева и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
А. П. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.
Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".
Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту "талантливость". Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним снова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: "А приданого они, должно быть, дадут немало").После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь "немного стыдно", что все так глупо и пошло кончилось. Раньше в городе Старцева звали "поляк надутый", тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. День и время уходили на карты, сборища, безделье. Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: "Сколько хлопот, однако". С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе. В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются "безобидные" страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют "Ионычем", тем самым принимая его в свою среду. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.
Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни - духовная деградация личности. -Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: "Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования".

План-конспект урока по литературе на тему:

«Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)»

Разработала преподаватель русского

языка и литературы

Самоварова Татьяна Витальевна

Государственное автономное

профессиональное образовательное

учреждение Чувашской Республики

«Новочебоксарский политехнический

техникум» Министерства образования

и молодежной политики Чувашской

Республики

Новочебоксарск 2015

Кейс-технология на уроке литературы.

Тема урока: Духовная деградация личности (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Эпиграф : …До какой ничтожности, мелочности,

гадости мог снизойти человек! мог так измениться!
Н.В. Гоголь

Цель урока : выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Задачи:

- научитьобучающихся выявлять проблемы произведения и давать обоснованные суждения о нем;

Способствовать развитию речевых и коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.

Применяемая технология: описание конкретной ситуации (кейс-технология).

Контингент обучаемых : обучающиеся 1 курса

Количество : 15-20 человек.

Время : 45 минут

Год разработки: 2015

1. Подготовительный этап

1.1. Определение места урока в системе предмета, обозначение темы, формулировка целей урока, определение проблемы, разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса.

1.2. Чтение учащимися рассказа А.П. Чехова «Ионыч» (домашнее задание).

2 . Ознакомительный этап

2.1 . Вступительное слово.

2.2. Введение в ситуацию.

Действие происходит в губернском городе С., куда был назначен на службу новый доктор. Здесь доктор знакомится с образованной и талантливой, по мнению местных жителей, семьей.

Действующие лица: доктор Дмитрий Ионович Старцев; семья Туркиных: глава семьи - Иван Петрович, жена - Вера Иосифовна, дочь - Екатерина Ивановна.

3. Основной (аналитический) этап

3.1. Раунды:

1) вступительное слово преподавателя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;

2) первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;

3) второй раунд дискуссии - предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

3.2. Указания по проведению анализа конкретной ситуации

После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет преподаватель.

Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:

    анализ ситуации - целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;

    выработка различных способов действия в данной ситуации - альтернатив;

    выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

    составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации

4. Итоговый этап

4.1 Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы).

4.2. Обобщающее выступление преподавателя - анализ ситуации.

4.3. Оценивание преподавателем учащихся.

5. Описание ситуации. Используется рассказ А.П. Чехова «Ионыч».

Вопросы для обсуждения.

1. О чем повествуется в данном рассказе

2. Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

3. Какая проблема затрагивается в рассказе?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Значение слов

Деградация – постепенное ухудшение, упадок человека, духовное обнищание.

Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к вырождению.

Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России.

Мещане – люди с узким кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.

Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Пассаж в музыке - последовательность звуков в быстром движении (часто трудное для исполнения).

Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый, лишенный идейных интересов и запросов, проявляющий невоспитанность и хамство, пренебрежение к людям.

Ренегат – отступник, изменивший прежним убеждениям и перешедший на сторону своих идейных противников.

Эволюция – развитие, процесс, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, юноши! Очень приятно вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости: преподаватели нашего техникума.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы поговорим на тему, которая волнует не одно поколение писателей, поэтов, художников, композиторов, – это тема духовной деградации личности.

Давайте вспомним произведения, в которых писатели и поэты поднимают проблему духовной деградации личности.

(Л.Н. Толстой «Война и мир», А.П. Чехов «Крыжовник».)

(Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозайковым портфелем).

Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».)

В 1890-е годы особенно четко определилась одна из важнейших тем всего творчества Чехова - обличение пошлости и духовного мещанства. Осуждению духовного застоя, убожества обыва­тельской жизни, собственнического счастья, раскрытию общест­венных причин духовного оскуднения значительной части интеллигенции России в 90-е годы посвяще­н рассказ «Ионыч».

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной бо­лезни, которую давно изучала русская литература, – духовной деградации, ренегатства. Автор изображает духовную деградацию личности главного героя рассказа Дмитрия Ионыча Старцева - земского врача, сына дьячка. Он отказывается от общественных идеа­лов, высоких стремлений, человеческих чувств, которые отдаются на растерзание покою, на­живе, деньгам, благополучию, сытой, обеспеченной жизни, и это влечет за собой его моральное падение.

Тема нашего урока «Духовная деградация личности» (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») - (запись темы в тетрадь)

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя.

- Так какова цель нашего урока?

Цель урока : выявить причины духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч». (на экране)

Для эпиграфа я взяла высказывание Н.В. Гоголя: «…До какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!

Эпиграф – на экране. Запись в тетрадь.

3. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.

Для того чтобы выявить, в чем же причины духовной деградации личности, вы будете работать в группах.

На партах лежит раздаточный материал, который содержит: описание ситуации (краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Ионыч»), вопросы для обсуждения и информационный материал. Используя текст и информационный материал вам нужно ответить на следующие вопросы:

    О чем повествуется в данном рассказе?

(В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» повествуется о жизни русской провинции конца 19 века. Молодой, полный романтических надежд и мечтаний врач приезжает в губернский город С. Герой жаждет жить полной жизнью, приносить пользу обществу, окружающим людям и быть счастливым. Дмитрия Ионыча знакомят с самой «прогрессивной и интересной» семьей города, своеобразной местной достопримечательностью. На протяжении действия всего рассказа «Ионыч» Чехов показывает нам, как меняются эти люди – доктор Старцев и семья Туркиных. В конце рассказа «Ионыч» Чехов показывает перемены, которые произошли в главном герое. Он стал жадным, жестоким, равнодушным человеком.)

    Назовите героев рассказа и охарактеризуйте их. (Можно использовать текст).

(Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в Дялиж, в земскую больницу молодой доктор Старцев Дмитрий Ионыч . Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни - «помогать страдальцам, служить народу». Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Всё ему кажется интересным, занимательным, новым.

Как только Старцев был назначен земским врачом в Дялиже, в 9 верстах от С., ему, как и всякому приезжему, рекомендовали познакомиться с семьей Туркиных .

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович , полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно <…> Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой <…>».)

    Какая проблема затрагивается в рассказе?

(Проблема духовной деградации личности.

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизнью мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.)

4. Кто виноват в том, что не состоялась любовь Ионыча и Котика?

(Любовь Старцева и Котика, двух интеллигентных людей, чув­ствовавших симпатию друг к другу, не состоялась в начале повести потому, что героиня боялась обычной семейной жизни, хотела чего-то другого, необыкновенного. Она высокомерно отвергла предложение Старцева, мотивируя это тем, что создана для искусства, что хочет быть артисткой, хочет славы, успехов, свободы и не представляет себя в качестве жены. Среда мельчила, опошляла чело­веческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремитель­ное опошление довершило губительный процесс, - оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.)

5. Почему Дмитрий Ионович Старцев превратился в Ионыча?

(Кажется, что ответ напрашивается сам собой: виновата среда. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но правда в том, что человек достоин той жизни, которую он ведет. Значит, прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.)

6. Возможно ли духовное возрождение Ионыча?

(Нет. В пятой главе автор как бы подводит итог жизни Ионыча - это «глухая тоска небытия», медленное умирание. Примерно к 35-36 годам герой превратился из Дмитрия Старцева в Ионыча - ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога.

Старцев приобрёл для себя богатство, но потерял в себе человека, а вместе с этим утратил и своё имя: «В Дялиже и в гoродe eгo зовут просто «Ионычем». Какая бездна падения человека! С каждой главой становится всё яснее и яснее, что жизнь героя должна будет завершиться неизбежным роковым финалом. Чем выше поднимался он вверх - к обогащению кармана, тем ниже опускался вниз к обнищанию духа.

Рассказ завершается картиной полного падения Ионыча.

Старцев всю жизнь работает («У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть»). Но деятельность, лишенная высокой цели, оказывается пагубной и для труженика-интеллигента. Он гибнет, сохраняя понимание происходящего. И как опытный врач, наверное, мог бы поставить себе диагноз: разрушение личности в результате утраты светлых жизненных целей, смысла, высокой цели жизни.

Ионыч гибнет, опускается, но он сам знает о своей трагедии. И как бы подводя окончательный итог его жизни, Чехов пишет: «Вот и всё, что можно сказать про него».)

Сегодня неправильных ответов не может быть, каждый высказывает свою точку зрения.

4. РАБОТА В ГРУППАХ – 10 МИН. (Звучит тихая музыка)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – по 4 мин. каждой группе.

6.ОБОБЩАЮЩЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Вы ответили на все вопросы, высказали свое мнение, выявили проблемы рассказа.

На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека.

Хочется задать вопрос: В чем заключается духовная деградация доктора Старцева?

(Постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потеря активности, живой человеческой реакции.)

Почему это происходит с Ионычем?

(В результате утраты человеколюбия. Желтые и зеленые бумажки, а не облегчение челове­ческих страданий стали целью его деятельности. Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне.)

Каковы внешние признаки омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания?

(Жадность, грубость, раз­дражительность, бесцеремонность, ожирение, собственные дома, тонкий и резкий голос, тупая речь.)

В результате чего Старцев становится обывателем, думающим только о себе, о наживе, забывающим о своих пациентах?

(Его губит среда, в которой нет места живым интересам. Но виноват и сам герой, заменивший гуманные идеалы стяжательскими, не сумев­ший противостоять обывательскому окружению, не нашел в себе сил противостоять застою, косности, мещанству, стремлению к благополучию, сытости и покою, подавля­ющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления, нравственные идеалы.)

Чем усугубляется вина Старцева?

(Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.)

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ЛУЧИНУШКА»

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

1. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

2. Выставление оценок в группах.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Письменно ответить на вопрос: «Есть ли в рассказе «Ионыч» настоящая жизнь и в чем она проявляется?»

Я желаю вам не поддаваться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь, беречь в себе человека, бояться жажды накопительства.

Чехов А. П.

Сочинение по произведению на тему: Духовная деградация личности в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками. Рассказ «Ионыч», как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности.

В рассказе «Ионыч» перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей. А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.

В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества. Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека. Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно. Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения.

По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания. Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой.

Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну. Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки.», - размышляет он. И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился.

Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя.». И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей», он имеет целью лишь одно - «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой» и периодически отвозить их в банк.

Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходно

точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость. В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного. «Кажется, что едет не человек, а языческий бог», - говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации.